Налоговая система по шариату

Опубликовано: 11.05.2024

Налог – это одна из немногих составляющих жизни, которая, согласно широко известному афоризму, как и смерть, является неизбежной. Налогообложение — это система, которую используют государства для получения средств, обеспечивающих финансирование государственных расходов. Государства используют налоговые поступления для того, чтобы содержать армию и полицию, строить плотины и дороги, обеспечивать работу школ и больниц, предоставлять бедным питание, а пожилым медицинскую помощь и для сотен других целей. Государство не могло бы существовать без налогов, которые формируют бюджетный фонд страны, необходимый для выполнения государством его функций.

Система исламского налогооблажения сложилась в процессе арабских завоеваний в VII-VII веках и формирования финансовой структуры Арабского халифата.Налогообложению в исламе отводится далеко не второстепенная роль. В ходе арабских завоеваний в VI-VIII вв. побежденным народам предоставлялась возможность выбора одной из трех альтернатив: умереть, платить налоги или сменить веру. При этом народы, населявшие завоеванные территории и переходившие в мусульманскую веру, уплачивали менее обременительные исламские налоги. Важнейшей особенностью налогообложения в исламском мире было то, что оно основывалось на священных первоисточниках - Коране и cунне. Поэтому исламские налоги имели не только экономическое, но и религиозное значение. Причем исламскими называются только те налоги, которые утверждены шариатом: закят, ушр, хумс, харадж и джизья.

Ислам имеет совершенно иной взгляд на экономику и налогообложение, так как Исламская основа отличается от капиталистической. С принципиальной точки зрения, в Исламе, и в Халифате, при налогообложении уделяется особое внимание налогам на имущество, а не на доходы. Исламская система налогообложения облагает налогом не прибыль, а капитал. Это означает, что средний человек получит более чистый доход, и он будет обязан платить налог на то имущество, которое останется в конце года. Это будет оказывать существенное влияние на экономику.

Исламские налоги - различные формы платежей или иных податей, взимаемые с населения исламских стран.

Закят - обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нём и так далее. Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы справедливости, и затрагивающий многие аспекты жизнедеятельности общества. Сегодня к услугам мусульман открыты благотворительные организации по сбору и распространению закята.

Закят выплачивается со следующих категорий имущества:

1. Ценности: золото, серебро, денежные единицы (в том числе наличные деньги, арендная плата, вклады в банках), акции:

2. Скот: только с молочного, племенного и пастбищного, а его численность должна достигать облагаемого минимума. Например, со стада 5-9 голов верблюдов взимается одна овца; а облагаемый минимум овец - 40 голов, с которых также взимается одна овца;

3. Урожай: зерно и плоды.

4. Товары (имущество, предназначенное для продажи): закят в размере 2,5 % выплачивается с товаров, если цена их достигает размера, установленного для золота (84,8 г) и со времени последней выплаты закята с такого имущества прошёл уже полный лунный год;

5. Имущество, добытое из земли, недр, морей и морского шельфа: так с золота и серебра, извлекаемых из рудников уплачивают 1/40, а с найденного клада - 1/5 часть.

Категорий получателей закята:

1. Бедняки - это нуждающиеся люди, которые ничего не имеют.

2. Неимущие - это также нуждающиеся люди, однако их положение лучше, чем положение первых, то есть они не имеют достаточно (категория людей, не обладающих необходимым минимумом, с которого выплачивается закят).

3. Тем, кто занимается сбором закята, назначенные имамом или его заместителями для сбора, хранения, учёта или распределения закята.

4. Тем, чьи сердца хотят завоевать, - это люди, веру которых хотят укрепить.

5. На выкуп рабов и пленников-мусульман для дарования им свободы.

6. Должники а) которые взяли в долг для достижения целей, разрешенных шариатом, в том числе на личные расходы (одежда, лечение, строительство жилища и др.) б) которые взяли в долг в интересах другого человека.

7. На дела во имя Аллаха — эти средства раздаются воинам, ведущим джихад, то есть идущим по пути Аллаха. В том числе людям, способствующим распространению ислама и истинных знаний о нём (фи сабилил-лях) и т. д.

8. Путники - люди, оставшиеся в чужой стране без средств к существованию.

Ушр (мн. ч. ушур; «десятая часть») - налог или сбор в размере 1/10, десятина. Налог с продуктов земледелия, выплачиваемый мусульманами с земель, которые не подлежат обложению хараджем; торговая пошлина с ахль аль-харб в размере 1/10 цены товара; всякие торговые сборы с мусульман сверх законного закята. Необходимость выплаты ушра закреплена Кораном, Сунной и единогласным решением исламских богословов (иджмой).

Налог с продуктов земледелия выплачивался мусульманами с тех земель, которые по праву завоевания, окультуривания или дарения правителем не подлежат обложению хараджем. Обычно ушр дается с урожая зерновых и фруктов, а огородные культуры обычно не облагаются ушром. Это общее положение лишь приблизительно отражает существовавшую в Арабском халифате практику: так, с одной стороны, с ушровых земель, орошаемых с помощью технических приспособлений, бралась 1/20 урожая, а с другой — харадж с малодоходных богарных земель составлял 1/10 урожая. Право выплаты ушра вместо хараджа со временем превратилось в персональную привилегию. Теоретически ушр представляет собой обязательную милостыню (закят) с продуктов земледелия, и поэтому, некоторые факихи считали, что мусульманин — владелец хараджной земли должен платить ушр сверх хараджа, то есть ушр равен закат. В действительности крупные землевладельцы, платившие ушр, получали с арендаторов харадж и платили из него ушр, оставляя себе разницу.




Хумс (или хумус, мн. ч. ахмас; «пятая часть») - отчисление с различных видов добычи в размере 1/5 части. Введен пророком Мухаммадом как выделявшаяся ему доля военной добычи; заменил традиционную четверть, которая отчислялась вождю.

В последующее время хумсом называлось:

1. доля добычи (ганима), каторая отчислялась в распоряжение главы государства (халифа);

2. пошлина государству при продаже мусульманином земли иноверцу;

3. налог с добытых продуктов моря (амбра, драгоценные камни, жемчуг);

4. отчисление доли найденного клада(кафиру).

Не всякий налог в размере 1/5 считался хумсом. Так, христиане-таглибиты платили не джизию, а ушр, но в двойном размере. Данный налог назывался двойной десятиной.

Налоги с иноверцев:

Джизья - подушная подать с иноверцев (зимми) в мусульманских государствах. Исламские правоведы рассматривают джизью как выкуп за сохранение жизни при завоевании. От выплаты подати освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы, монахи (до начала VIII века) и христиане, воевавшие в мусульманской армии.

Термин джизья встречается в 29 аяте суры Ат-Тауба. Средневековые правоведы сомневались в том, что в этом аяте под ним разумеется определенный налог, а не просто «воздаяние». В VII веке джизья смешивалась с хараджем, так как весь налог с завоеванной области рассматривался как выкуп иноверцев. В первой четверти VIII века джизья выделилась в особый налог с индивидуальной ответственностью. Из-за увеличения общей суммы налогов по податным округам и исчезновения помощи круговой поруки произошло ухудшение положения податного населения. Джизьей облагались мужчины, достигшие зрелости. В зависимости от имущественного положения налогоплательщика, джизья равнялась 12, 24 или 48 дирхамам, а в странах с золотым обращением — 1,2,4 динара. Эти ставки сохранялись до XV века, однако из-за постоянного падения достоинства монеты в Османской империи время от времени размер джизьи изменялся. Теоретически джизья должна была выплачиваться единовременно по истечении налогового года, однако на практике она взималась частями. В XI—XIII веках в большинство исламских стран перешло к системе коллективной ответственности. В зависимости от численности иноверцев каждой общине устанавливалась общая сумма джизьи. За её сбор и своевременную сдачу государству отвечал глава общины. В Османской империи в разное время применялись обе формы выплаты джизьи. Иногда джизью выплачивали женщины, получившие в наследство землю. От джизьи освобождались христиане, воевавшие в мусульманской армии. В норманнской Сицилии джизьей называлась также подушная подать с мусульман.

Харадж в исламе — государственный налог, который взимается за пользование землей. Харадж брался с иноверцев (кафиров) с земель, которые были завоеваны мусульманами. Принявшие ислам иноверцы освобождались от выплаты джизьи, но продолжали платить харадж. Система обложения хараджем в большинстве областей Халифата восходит к византийским нормам. Увеличение числа новообращенных мусульман грозило серьезным сокращением поступлений в бюджет государства, поэтому утвердилось представление о том, что статус хараджных земель неизменен и не зависит от религии землевладельца или арендатора. В конце VIII—IX веке факихи толковали харадж как плату (фай), взимаемую с жителей завоеванных областей за пользование его землями.

Первый земельный кадастр в Сирии и Ираке был проведён при омейядском халифе Муавии, в Египте — в 724-25 годах. В Ираке и многих других областях Ирана харадж был коллективным налогом, лежавшим на земледельцах каждого населённого пункта, связанных круговой порукой. С IX века харадж был индивидуальным налогом в Египте. Харадж взимался как деньгам (Египет), так и натурой (либо в смешанной форме). Ханафитский правовед Абу Юусуф считал наиболее справедливой смешанную форму. Денежный налог собирался в течение всего года, иногда даже месячными долями. По ханафитскому мазхабу, мусульманин, купивший земли немусульман, должен продолжать платить с этих земель не ушр, а харадж, то есть один вид налога. В трёх других суннитских правовых школах харадж и ушр может выплачиваться с одной и той же земли. Хараджные земли могут быть переданы в аренду.

Харадж бывает трёх видов:

1. аль-Мисаха (муфадана), взимавшийся в твердых ставках с единицы обработанной площади.

2. аль-Муваззафа (мукатаа, мунаджиза), предусмотренный для пригодных для земледелия территорий. В период правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба, муваззафа была в размере 18 кг и 1 дирхема с территории 1600 квадратных метров. В зависимости от объективных условий эта цифра могла меняться.

3. аль-Мукасама, выплачиваемый с урожая земель, с которых брали харадж. Размер мукасамы зависел от количества собранного урожая и колебался в размере от четверти до половины урожая. Харадж был установлен пророком Мухаммадом, который после завоевания мусульманами оазисов Хайбар и Фадак, обязал иудеев выплачивать половину собранного ими урожая.

Контрольные вопросы:

1. Что такое Закят?

2. Исламские налоги - это?

3. Что такое харадж?

4. Перечислите виды налогов в исламе.

Тестовые вопросы:

а. это тип земельного налога сбор, налагаемый на землю

б. это налог на имущество

в. это подушный налог

г. это налог на транспорт

а. это налог на имущество, которым облагается 2,5% имущества граждан, которым они владеют в течении года

б. это тип земельного налога сбор, налагаемый на землю

в. это подушный налог

г. это налог на транспорт

а. это налог обязаны выплачивать все совершеннолетние мужчины зимми (немусульманские граждане), которые имеют средства, чтобы его оплатить

б. это налог на имущество

в. это тип земельного налога сбор, налагаемый на землю

г. это налог на транспорт

Задания на самостоятельную работу студента (СРС):Сдача глоссария (АРМ).

Провести сравнительный анализ основ исламского права и нормативных документов РК, регулирующих деятельность финансовых институтов (конспект с анализом)

Office-hours (СРСП): Провести сравнительный анализ традиционной и исламской системы налогооблажения (презентация PowerPoint, 10-12 слайдов).

Запрещенные направления инвестирования в мусульманском праве (доклад, 2-3 стр.).

В налоговой системе шариата обобщено законодательство Ислама о формах, методах и размерах взимания налогов, как с мусульман, так и с немусульман. Естественно, что при сопоставлении юридических установлений шариата с историческим и географическим материалом закономерны некоторые противоречия. В шариате в основном обобщен исторический опыт налоговой системы халифата.

Вполне очевидно, что изучение налоговой системы шариата необходимо и для того, чтобы разобраться в налоговой системе отдельных мусульманских стран на современном этапе (там, где мусульманское право является основой законодательства).

Мусульманское право предусматривает следующие виды налога:

хумс – налоговое обложение собственности (1/5 часть дохода); Хумс (или хумус, мн. число ахмас (араб.) – «пятая часть») – хумс, отчисление с различных видов доходов в размере одной пятой. Введен Пророком Мухаммадом как выделявшаяся ему доля военной добычи; заменил традиционную четверть, отчислявшуюся вождю.

закят – мусульманский налог, взимаемый с имущества богатых мусульман в пользу бедных;

закят ал-фитр – милостыня по случаю разговенья по окончании мусульманского поста;

садака – пожертвование бедным;

джизья – подушный налог, который платят иноверцы в мусульманских странах;

харадж – поземельная подать;

ушр – поземельная подать (десятина).

В последующее время:

1) доля добычи (ганима), отчисляемая в распоряжение халифа или главы государства;

2) налог с добытых продуктов моря (жемчуг, амбра, драгоценные камни);

3) отчисление доли найденного клада;

4) пошлина государству при продаже мусульманином земли немусульманину.

Отметим, что не всякий налог в размере одной пятой считался хумсом.Так, христиане – таглибиты имели привилегию платить не унизительную джизию, а ушр, но в двойном размере, и этот налог называли не хумсом, а двойной десятиной. 1

О закяте сказано в предыдущих главах. Напомним студентам, что закат (закят) – это налог в пользу нуждающихся мусульман. В мекканских сурах Корана закят означает, благое деяние, материальную помощь. Нежелание платить закят после смерти Пророка явилось одной из причин ар-ридды (ар-ридда – движение племен Аравии в 632 – 633 гг., после смерти Мухаммада, против власти халифа; мусульманская историческая традиция называет, это движение отступничеством от Ислама). Регламентация закята скорее всего относится к началу правления Умара I.

Закят платили только взрослые дееспособные мусульмане:

- с виноградников и финиковых пальм;

- с золота и серебра;

Облагаемый минимум (нисаб) продукции земледелия – 5 васков (975 кг), скота – пять верблюдов, 20 коров или 40 овец; золото – серебро – 20 динаров или 200 дирхемов, товаров по соответствующей цене. Низкопробная монета принималась по содержанию в ней драгоценного металла. Женские украшения, золотая и серебряная отделка оружия в расчет не принимались.

Сбор закята с продуктов земледелия в размере одной десятой урожая производился сразу же по завершении сбора урожая, а с остального в размере сороковой части – по истечении календарного года.

Собранные суммы находились в распоряжении кади и должны были расходоваться в течение года и только в том округе, где они собраны.

Право на получение помощи из закята имели: неимущие, бедняки, сборщики закята, лица, заслуживающие поощрения, мукатабы, несостоятельные должники и приезжие, не имевшие средств для возвращения домой.

Садака («искреннее подаяние») – милостыня. Раздача садака является нормой, закрепленной Кораном (сура «Корова», аяты 195/191, 262/264 – 263/265, 270/273, 276-277/277). Вопросы о садака трактуют разделы ал-Фикха укубат и акхам. Раздача садака вменяется в обязанность всякому, кто имеет для этого возможность. Это действие относится к разряду мандуб.

Джизйа – подушная подать с иноверцев в мусульманских государствах, рассматривавшаяся факихами как выкуп за сохранение жизни при завоевании.

Харадж – поземельный налог. Факихи конца VIII – IX вв. толковали харадж как плату (фай), взимаемую мусульманским государством с жителей завоеванных областей за пользование его землями. Харадж взимался как натурой, так и деньгами (либо в смешанной форме).

Существовали три основные формы исчисления ал-Хараджа: 1) мисаха; 2) мукатаа; 3) мукасама. В первом случае налог взимался в твердых ставках с единицы обработанной площади, во втором (обычно с больших земельных владений) определялась на много лет вперед твердая сумма (ибра), в третьем – взималась доля урожая. 1 .

Надо сказать, что эта форма была введена в Ираке при ал-Мансуре. В Египте XII-XIII вв. первая форма, требовавшая ежегодного обмера, называлась муфадана или харадж ал-фудун, а вторая – мунаджиза.

Вне зависимости от способа исчисления хараджа размер его колебался около одной трети урожая, поднимаясь по временам (Ирак, начало IX в.) до двух пятых. Сбор хараджа мукасама натурой проводился при уборке урожая, денежный налог собирался в течение всего года, иногда даже месячными долями.

Следует отметить различие между налогами закят ал-фитр и садака. Оно заключается в том, что первый конкретно определяется шариатом (размер, время выплаты), тогда как вторую милостыню разрешается давать в любое время, в любом размере и чем угодно 2 .

И, наконец, рассмотрим подробнее суть налога Ушр.

Ушр(мн. ч. ушур; «десятая часть») – налог или сбор в размере одной десятой, десятина. Его можно классифицировать в трех измерениях:

1) ушр – это налог с продуктов земледелия, выплачиваемый мусульманами с земель, которые по праву завоевания, дарения халифом (имамом) или окультуривания не подлежат обложению хараджем (огородные культуры ушром обычно не облагаются). Однако это общее положение лишь приблизительно отражает практику: так, с одной стороны, с ушровых земель, орошаемых с помощью технических приспособлений, бралась одна двадцатая часть урожая, а с другой, - харадж с малодоходных богарных земель составлял десятую часть урожая. Право платить ушр вместо хараджа скоро превратилось в персональную привилегию.

Теоретически ушр – это закят с продуктов земледелия. А потому, как полагали некоторые факихи, мусульманин – владелец хараджной земли должен платить ушр сверх хараджа, т.е. ушр «равен» закяту. В действительности крупные землевладельцы, платившие ушр, получали с арендаторов харадж и платили за него ушр, оставляя себе разницу;

2) ушр – это торговая пошлина с ахл-ал-харб в размере одной десятой цены товара. В действительности обложения разных товаров различались и могло быть выше и ниже этой нормы;

3) ушр – это всякие торговые сборы с мусульман сверх законного закята (обычно в форме мн. числа ушур, синонимы макс и мукус) 1 .

Следует отметить, что ушр – это налог, взимаемый со всех: мусульман, зиммиев, кяфиров. Им облагаются продукты земледелия, животноводства, рыбной ловли и другие продукты, предназначенные для продажи, стоимость которых 200 дирхемов. Налог ушр по форме похож на рыночные сборы и составляет значительную долю государственного дохода, взимаемого в виде налога со всех подданных и приезжих купцов и торговых предприятий.

1. Какие земли называются хараджными?

2. Дайте характеристику землевладения мульк и примыкающих к нему вещных прав.

3. Какое имущество носит название «хабус»?

4. Дайте характеристику государственного недвижимого имущества.

5. Обязательства и договоры в исламском праве.

6. Объясните суть наследования по закону.

7. Наследование по завещанию. В чем его отличие от наследования по закону?

8. Расскажите о налоговой системе Шариата.

1. Шарль Р. Мусульманское право. Пер. с фр. С.И. Волка. Под ред. и с предисловием Е.А.Беляева. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. – С. 75-114.

2. Максуд Р. Ислам – М.: Издательско-торговый дом «Гранд», 2001. – 302 с.

3. Рахманов А.Р. «Мусульманское право: вакуф-ная собственность» Учебное пособие. Государственное научное изд-во «Узбекистон миллий энциклопедияси». – Т., 2001.

4. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. – М.: Издательство «Леном», 1999. – С.167-226.

5. Мусульманское право (структура и основные институты). – М.: изд-во Института государства и права РАН, 1984. – 145 с.

6. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М.: «Наука», Гл. ред. восточной литературы. 1986. – 255 с.

7. Шариат и суд (Вещное и обязательственное право). Пер. и комм. П.Цветкова. – Ташкент: Изд-во А.Л.Кирснера, 1911.

Понятие и содержание, принципы построения налоговой системы ислама, ее отличительные особенности и распространенность в современном обществе. Распространенные формы налога: хумс, закят, закят аль-фитр, джизья, условия и возможности их применения.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 08.12.2013
Размер файла 19,3 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Налоговая система шариата

1. Налоговая система ислама

Налоговая система ислама, до того пока не нашла свое стабильное выражение в шариате, прошла длинный путь. На налоговую систему ислама повлияли географические и климатические условия, социально-экономическое положение. Население и их вероисповедание, плодородие земель, традиции и уровень жизни, степень сопротивляемости или добровольное подчинение покоренных народов и т.д.

В налоговой системе шариата обобщено законодательство ислама о формах, методах и размерах взимания налогов как с мусульман, так и с немусульман. Естественно, что при сопоставлении юридических установлений шариата с историческим и географическим материалом закономерны некоторые противоречия. В шариате в основном обобщен исторический опыт налоговой системы халифата.

Изучение налоговой системы шариата необходимо и для того, чтобы разобраться в налоговой системе отдельных мусульманских стран на современном этапе (там, где шариат является основой законодательства).

Шариат предусматривает следующие формы налога: хумс - налоговое обложение собственности (1/5 часть дохода); закят - мусульманский налог, взимаемый с имущества богатых мусульман в пользу бедных; закят аль-фитр - милостыня по случаю разговенья по окончании мусульманского поста; садака - пожертвование бедным; джизья - подушный налог, который платят иноверцы в мусульманских странах; харадж - поземельная подать и ушр - поземельная подать (десятина). Указанные виды налога взимаются одни с мусульман, другие с иноверцев или с тех и других, но в различном объеме.

Различие между налогами закят аль-фитр и садака заключается в том, что первый конкретно определяется шариатом (размер, время выплаты), тогда как вторую милостыню разрешается давать в любое время, в любом размере и чем угодно.

налог ислам хумс закят

Хумс взимается в виде натуральной платы, а также денег с семи видов собственности и прибыли: 1) с заработной платы; 2) с рудников; 3) кладов; 4) имущества, приобретенного законным путем; 5) с драгоценностей, добываемых со дна морей (например, жемчужин); 6) с военных трофеев; 7) с земли, покупаемой кяфиром или зиммием у мусульманина.

Приобретая имущество, превышающее своей стоимостью его годовой расход, мусульманин обязан платить хумс. Но хумсом не облагаются унаследованное имущество и махр (приданое). Годовой расход семьи зависит и от ее социального положения, количества членов, заработка и т.д. Как правило, шариатские судьи на местах хорошо знают степень состоятельности людей в своих населенных пунктах и городских кварталах. И они стараются, чтобы подданные как мусульмане, так и зиммии - не уклонялись от уплаты налогов. В основном шариат и судьи надеются, что сами мусульмане не будут уклоняться от налога хумс. Если же вникнет подозрение, что кто-то скрывает свои доходы, чтобы не платить хумс, шариатский судья правомочен это проверить. Надо отметить, что хумсом не облагается унаследованное имущество. Однако шариат делает здесь исключения. Наследник должен заплатить хумс, если он является дальним родственником завещателя (конечно, при условии, что наследство превышает годовой расход наследника). Наследники обязаны уплатить хумс и в том случае, если прежний владелец имущества не успел этого сделать, В случае передачи владения (садоводческого или земледельческого хозяйства, доход с которого превышает годовой расход наследника) определенному лицу или организации в качестве вакфа, например, или в аренду, или своим детям хумс также уплачивается.

Если бедный мусульманин получает имущество в виде милостыни, из нее он не платит налог хумс, пусть даже полученное им богатство значительно превышает его годовой расход. Но если данный бедняк реализует полученную им милостыню и от этого приобретает дополнительный доход, из последнего он должен уплатить хумс.

Если с определенной денежной суммы не уплачен хумс, а на нее приобретается какое-то имущество, мусульманский судья удерживает 1/5 часть из приобретенных вещей. Если же он запрещает такую сделку между покупателем и продавцом, он и в этом случае получает хумс из денежных средств предназначенных для покупки. В случае если налог хумс не уплачен с подаренного имущества, 1/5 часть его не является имуществом того, кто получил подарок. С имущества, полученного мусульманином от неверного или от лица, которому он не доверяет в вопросах хумса, этот налог платить не обязательно.

Шариатские судьи внимательно следят, чтобы никто не уклонился от уплаты налога хумс. Купцы, ремесленники специалисты разных профессий - все, занятые каким бы то ни было делом, если их доход превышает годовой расход платят хумс. Налог хумс взимается также с имущества, приобретенного случайно.

Шариат предусматривает случаи, когда имущество и доходы не облагаются налогом хумс. Например, когда в середине года возникает необходимость в дополнительных расходах (на продукты, одежду, квартиру, на имущество для женитьбы, на приобретение приданого для дочери, на паломничество и т.п.), конечно, если эти расходы не связаны с расточительством, с доходов налог хумс не взыскивается.

Если мусульманин часть своих средств тратит или передает другому лицу в качестве вознаграждения (муфакат) во исполнение религиозного обета или искупления вины причем эти действия не преследуют эгоистических целей, то он может включить эти средства в свой годовой расход и не платить с этой суммы хумс.

Как уже упоминалось, по шариату налог хумс не взимается со средств, предназначенных на придание дочери. Однако мусульманские судьи зорко следят, чтобы это положение не использовалось для уклонения от уплаты налога. Так если человек постепенно покупает приданое для дочери предназначая на это часть годового бюджета, он, как правило хумс не платит, но если он включает издержки, связанные с приобретением приданого, в счет расходов будущего года, то хумс он уплатить обязан. Не подлежат обложению налогом хумс средства, предназначенные для совершения паломничества в Мекку (а у шиитов также в Кербелу, где находится гробница имама Хусейна, и в Мешхед к гробнице имама Резы). Это исключение преследует цель поддержать мусульман в исполнении ими обрядов ислама. Если мусульманин сделал закупку продуктов на целый год, а в конце года оказался излишек продуктов, он обязан уплатить за него хумс в натуре или деньгами. При этом учитывается стоимость продуктов в то время, когда платится налог. В виде исключения шариат допускает приобретение домашней утвари и женских украшений на средства или прибыль, с которых не уплачен налог хумс. Но он не допускает покрытия убытков текущего года за счет прибыли будущего года. Однако, если в начале года не было доходов и были израсходованы сбережения, а в конце года появились доходы, шариат допускает покрытие ими убытков, т.е. суммы, истраченной из сбережений без уплаты хумса.

Если мусульманин занял в начале года определенную сумму или вещи, а в конце года, после возврата долга, остался излишек, тот этот излишек считается прибылью и подлежит обложению налогом хумс. Шариат не рекомендует брать в долг с целью увеличить богатство или купить имение (мульк) или земельный участок, в котором у него нет нужды, а затем покрывать долг за счет годового дохода, поскольку это ведет к уменьшению доходов, облагаемых налогом хумс.

Закон об уплате хумса трактуется современными богословами как препятствие концентрации капитала в целях эксплуатации человека человеком. В раннем исламе эти законы отразили стремление затормозить имущественное расслоение внутри мусульманской общины.

В деле уплаты хумса шариат закрепляет круговую поруку. Так, если один из компаньонов уплатил хумс из своей доли прибыли, а другие не сделали этого, то в будущем году никто из компаньонов не имеет права распоряжаться средствами компании (ширкета) до тех пор, пока налог не будет заплачен всеми.

Становясь владельцем рудника, где добываетсягся золото, серебро, железо, каменный уголь, бирюза, агат, соль и т.п., человек также обязан платить налог хумс. Ценз на рудниковые ископаемые по шариату определяется следующим образом: если за вычетом расходов владельцу остается 105 мискалей (мера веса, примерно равная 5 гр.) серебра или 15 мискалей золота, он обязан платить хумс, если меньше - налог не взимается, причем по шариату хумс (при указанном доходе) взимается лишь в том случае, если владелец рудника - одинокий человек. Известь, алебастр, глина, красная охра и т.п. по шариату не считаются рудниковыми ископаемыми и не подлежат обложению налогом. Однако, если владелец подобных ископаемых получает от них прибыль (например, торгует известью или алебастром), которая превышает его годовй расход, он обязан платить налог.

Налог хумс платится по шариату с прибылей, получаемых от рудниковых ископаемых, независимо от того, где находятся рудники - на поверхности земли или под землей, на земельном участке владельца рудника или на каком-то другом. Если рудник эксплуатируется несколькими компаньонами и доля каждого составляет чуть меньше 15 мискалей золота или 105 мискалей серебра, шариат также рекомендует платить хумс. Все, что добывается из рудника, принадлежит тому, кто является владельцем рудникового участка, если владелец эксплуатирует рудник без затраты своих средств, налогом хуле облагаются все добываемые ископаемые.

Налогом хумс облагаются также сокровища. Понятие «сокровище» шариат определяет следующим образом. Сокровищем являются ценности, спрятанные в земле, в деревьях, в горах и на стенах. Человек, нашедший клад на земельном участке, который не имеет владельца, становится его собственником и обязан заплатить хумс. Для взимания налога стоимость найденного клада определяется из расчета стоимости 15 мискалей золота или 105 мискалей серебра. Если клад найден на земельном участке, принадлежавшем некогда нескольким владельцам, шариат требует сообщить последним о найденном кладе, и только когда те подтвердят, что участок уже не принадлежит им, нашедший клад становится его владельцем и должен заплатить хумс.

Найденные на одном месте ценности на общую сумму не менее стоимости 105 мискалей серебра или 15 мискалей золота также подлежат обложению налогом хумс. Шариат требует уплаты хумса и в том случае, когда клад, ценность которого превышает или приравнивается к стоимости 105 мискалей серебра или 15 мискалей золота, нашли двое. Шариат в таком случае не допускает деления клада, пока оба нашедших его не уплатят налог.

Если человек купил какое-то животное на убой и в желудке его нашел драгоценность, он обязан сообщить об этом прежнему владельцу. И только когда выяснится, что тот не является их владельцем, драгоценности становятся собственностью нашедшего их, который обязан заплатить хумс. Специальное внимание уделяет шариат налогу хумс, взимаемому с имущества, часть которого приобретена неправедным путем. Если владелец такого имущества не может определить, какая часть его дозволенная (халал) и какая запретная (харам), то он обязан платить налог хумс со всего имущества и только после этого может распоряжаться им.

Особо оговариваются правила взимания налога хумс с жемчужин, добытых со дна моря. И это не случайно. С древних времен арабы были ловкими водолазами и эта опасная, рискованная профессия служила средством существования для многих арабов, живущих на прибрежных землях Аравийского полуострова. И до сих пор, хотя благодаря искусственному выращиванию жемчужин (в Японии и других местах) частично снижается число покупателей природного жемчуга, он все еще остается в цене. В шариате указывается, что если жемчужины, кораллы или другие драгоценности добыты со дна моря, то после покрытия расходов на их добычу при стоимости их не менее стоимости 17 горошин (горохов) золота (одна горошина равна 1/24 золотника) необходимо платить налог хумс. Если драгоценность найдена на берегу моря, после учета годового расхода с оставшейся доли также платят налог хумс. Таким же путем поступают, если водолаз или рыбак выловили из моря рыбу или раковину, внутри которой обнаружена жемчужина, цена которой приравнивается к 16 горохам золота. Если со дна больших рек, подобных Тигру и Евфрату, добыта жемчужина и есть уверенность, что на дне реки есть другие драгоценности (т.е. жемчужина попала туда не случайно), хумс необходим. Амбра, обнаруженная на дне и на поверхности моря, а также на берегу (если цена ее достигает стоимости 18 Горохов золота), подлежит обязательному обложению хумсом.

По законам шариата дети не относятся к числу налогоплательщиков, но если они являются водолазами или добывают драгоценности из рудников, или нашли клад, то шариат требует, чтобы налог хумс платили их родители и опекуны.

Налог хумс уплачивается и с недвижимого имущества. Шариат допускает покупку кяфиром у мусульманина земли и недвижимого имущества при условии, что он является зиммием, т.е. живет в мусульманской стране и находится под защитой мусульманского закона. Кяфир имеет право купить дом, магазин и платить хумс. Если он покупает землю у мусульманина и тут же продает ее также мусульманину, в обоих случаях платится хумс. При покупке зиммием дома или магазина у мусульманина сделку оформляет мусульманский судья, который, получая хумс от кяфира, не делает благосклонного вида, поскольку мусульманский судья не может одобрять переход имущества мусульманина в руки неверного. Если мусульманин по наследству получает землю кяфира, он также должен уплатить хумс.

Если кяфир, совершая торговую сделку с мусульманином, отказывается от посредничества мусульманского судьи и отказывается платить хумс, то такая сделка считается незаконной. Однако, если кяфир через мусульманина передаст хумс мусульманскому судье, такая сделка считается действительной.

Если мусульманин часть своей земли передал кяфиру без совершения купчей сделки, он получил взамен какие-то вещи (возможно, подарки), кяфир обязан уплатить хумс. Платится хумс и в том случае, когда опекун покупает землю для несовершеннолетнего кяфира. Шариат одобряет и поощряет мусульманина, захватывающего трофеи в борьбе с неверными. Но после вычета расходов на хранение этих трофеев и транспортировку мусульманин обязан платить с них хумс.

В настоящее время шариат допускает хранение денежных средств и драгоценностей в банках и соответственное получение за них процентов, что классическим исламом запрещается. Но по законам шариата, если капитал, приносящий прибыль, принадлежит несовершеннолетнему, с него не взимается налог до достижения совершеннолетия. Налог хумс взимается с тех, кто может платить, и, подобно закяту, частично тратится на нужды неимущих. Первоначально часть налога хумс предназначалась и на нужды Пророка и его родственников. Поскольку с течением времени доля пророка отпала, значительная часть собранного хумса расходовалась на нужды мусульман. Мусульманские богословы рассматривают налог хумс именно как меру предупреждения концентрации богатств в руках меньшинства.

Определение закята. Значение слова закят в арабском языке «очищение» и «увеличение». Сказал Всевышний Аллах: «Получил прибыль тот, кто ее очистил» (сура «Солнце», 9 аят) [Коран. Пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского.-М. СП ИКПА. 1990. Стр. 500], то есть очистил себя от грязи (осквернений) также говорится: «Растет растение, когда растет и увеличивается».

А в шариате слово (понятие) закят означает часть денег, которую выплачивает богатый, владеющий «нисабом» (имущественным цензом серебра - 595 г. условно - сегодня, и это соответствует 200 дирхамов в древней условности), для своих неимущих братьев при условиях, которые будут разъяснены далее.\Закят - одна из обязанностей (предписанных Аллахом для своих рабов) в Исламе и один из его столпов. Сказал Всевышний: «И давайте очищение» (сура «Корова» 43) [Там же. Стр. 31]. Закят и является третьим столпом в Исламе. В хадисе шарифе говорится: «Ислам покоится на пяти: свидетельстве, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, выстаивании молитвы, выплачивании закята, посте в месяц Рамазан и паломничестве в Дом (для того, кто в состоянии это сделать)» (Приводится у Бухари и Муслима) [Имам Аль-Бухари. Аль-Джами Ас-Сахих.-ИМАН. Казань-1993. Стр. 68].

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность налогов и налоговой системы в современном обществе. Налоги как основной источник формирования бюджета. Принципы построения и назначения налоговой системы государства. Налоговая система Украины. Пути реформирования налоговой системы Украины.

курсовая работа [48,1 K], добавлен 10.02.2009

Общая характеристика налогового законодательства королевства Саудовская Аравия. Основные особенности налогообложения: уровень сложности и анализ существующих налогов. Назначение и использование налога "Закят" как обязательной милостыни в помощь бедным.

реферат [11,2 K], добавлен 01.02.2011

Раскрытие экономической сущности налоговой системы. Общие принципы налогообложения и особенности построения налоговой системы Российской Федерации. Понятие и виды налоговых льгот, условия их действия. Сущность и общие элементы налога на игорный бизнес.

контрольная работа [21,5 K], добавлен 31.07.2015

Понятие и функции налога, этапы развития и принципы построения налоговой системы Российской Федерации. Основные направления налоговой политики на ближайшую перспективу. Объекты налогообложения, налоговая база, единица обложения, налоговые льготы.

курсовая работа [45,8 K], добавлен 03.06.2011

Понятие налоговой системы государства, её структура и принципы построения. Добавленная стоимость как основной источник налога. Предпосылки налоговой реформы. Особенности функционирования современной налоговой системы и её роль в экономике России.

контрольная работа [38,4 K], добавлен 05.05.2012

Понятие и функции налоговой системы России. Способы взимания налогов, их виды, стимулирующее воздействие. Принципы построения налоговой системы государства. Основные направления политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 22.01.2014

Налоговая система: понятие, цели, содержание, роль, принципы построения. Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009 г. Особенности налоговой системы РФ, проблемы и перспективы ее развития.

курсовая работа [134,6 K], добавлен 25.03.2011

Одной из особенностей исламской экономической модели яв­ляется развитая система социальной активности посредством отчисления ежегодного обязательного налога (занят) и активной благотворительной деятельности. Разнообразие видов и механизмы отчисления социальных налогов регламентируются нормами шари­ата. При совмещении двух налоговых систем - государственной и исламской благотвори­тельной - возможны позитивные результаты. На практике это может привести к увеличению налоговых поступлений в бюджет страны.

Закят не является налогом в строгом, европейском понимании этого термина, его скорее можно назвать религиозной обязанностью. Он - один из пяти «столпов» ислама, и не считается бременем для верующего. Закят включает в себя милостыню. Закят должен пе­редаваться нуждающимся. Богатство считается незаконным, если сосед испытывает нужду.

Закят означает 'очищать'. Выплачивать закят – значит, очищаться от грехов. Поэтому должна быть точно указана цель занята. Он не должен идти на общественные нужды. Считает­ся, что закят, должен непосредственно передаваться от богатых к бедным. Закят следует собирать даже в том случае, если в обществе нет нуждающихся. Денежные средства должны храниться в госу­дарственной казне - бейт ал-мал - и использоваться государством в соответствии с его планами.

Хотя в исламе нет формальной налоговой системы, вопрос об обязанности богатых в отношении бедных занимает центральное место. В соответствии с исламским учением, Аллах создал богатс­тво для распределения его среди верующих.

Аль-джизья - налог, взимаемый с немусульман в мусульманских странах (за исключением женщин и детей). Необходимость данного налога мотивируется тем, что немусульмане должны платить за свое неверие и за защиту, предоставляемую им мусульманским государст­вом. Немусульмане не должны отбывать воинскую повинность, так как защита страны - религиозный долг мусульманина. Так как немусульмане не выплачивают закята, исламский закон требует, чтобы они делали своей вклад, который соответствовал бы исламскому налогу.

Размер джизьи зависит от платежеспособности. Немусульмане подразделяются на три группы: бедняков, средний класс и богатых. Джизья - регрессивный налог: с богатых он не превышает 0,5% их сос­тояния, со среднего класса - 12% и с бедных - еще большей суммы.

Имеется и другая разновидность налога - аль-харадж, который существовал до ислама и все еще сохраняется.

В отличие от закята и джизьи, харадж - «нейтральный» налог: он может взиматься и с мусульман и с немусульман - в зависимости от статуса их земли. Исконная арабская земля освобождается от хараджа: с нее взимается ушр - десятина. Объем ушра колеблется от 5 до 10% (в зависимости от плодородия земли).

Харадж можно разделить на две части: поземельный налог, ос­новывающийся на налоге на имущество, и налог на доход. Величина дохода на имущество определяется в зависимости от размера зе­мельной собственности, почвы, системы орошения, числа деревьев и т.д. Подоходный налог - пропорциональный и достигает 20-50%, находясь в зависимости от величины урожая и рыночных цен.

Так как харадж не упоминается в Коране, исламское государст­во имеет большую свободу действий в отношении его взимания и размера.

В исламских странах взимается корпоративный налог, его ставка составляет 28%. Однако по нему имеется большое количество льгот. Например, вновь созданные предприятия полностью или частично освобождаются от него сроком на 5-10 лет (в зависимости от сфе­ры деятельности). Полностью освобождаются от него предприятия, производящие высокотехнологичную продукцию. Не подлежат налогообложению инвестиции на развитие производства и т.д. Кро­ме корпоративного налога, исламские предприятия платят налог на продажу как импортных, так и отечественных товаров.

Производители нефти в Малайзии платят налог на нефть по ставке 38%. Жители стра­ны отчисляют налог со своих доходов: он носит прогрессивный ха­рактер и взимается по ставке от 1 до 28%.

Дата добавления: 2016-10-17 ; просмотров: 1127 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Налог – это одна из немногих составляющих жизни, которая, согласно широко известному афоризму, как и смерть, является неизбежной. Налогообложение - это система, которую используют государства для получения средств, обеспечивающих финансирование государственных расходов. Государства используют налоговые поступления для того, чтобы содержать армию и полицию, строить плотины и дороги, обеспечивать работу школ и больниц, предоставлять бедным питание, а пожилым медицинскую помощь и для сотен других целей. Государство не могло бы существовать без налогов, которые формируют бюджетный фонд страны, необходимый для выполнения государством его функций.

Налогообложение и экономика

Государства всего мира используют налогово-бюджетную политику для того, чтобы оказывать влияние на уровень совокупных расходов в экономике. Хотя для большинства стран этот метод перестал быть приоритетом в качестве рычага управления экономикой, все же до 1980-х годов это был основной метод, обеспечивающий отсутствие перегрева экономики и сокращение инфляции. В эпоху Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана использование налогов для управления экономикой уступило место монетаризму, т.е. использованию процентных ставок и денежной массы.

Налоги являются наиболее важным источником доходов современных государств и, как правило, составляют более 90% их доходов. Остальная часть государственных доходов поступает за счет займов. Страны значительно отличаются суммами налогов, которые они собирают. В Соединенных Штатах в 2000 году около 30% валового внутреннего продукта (ВВП) - показатель экономического производства - ушло на налоговые платежи. С исторической точки зрения, 30% – это относительно низкая цифра. В результате очередного этапа снижения налогов в 2003 году, доля налоговых поступлений от ВВП, как ожидалось, была ниже, чем в любое время с 1959 года, когда многие крупные государственные программы, такие как Medicare и Medicaid, не существовали. В Канаде около 35% ВВП страны идет на налоги. Во Франции эта цифра составляет 45%, а в Швеции 51%.

Виды налогов

Существует много видов налогов, которыми государства облагают народ. В большинстве развитых стран, люди выплачивают налог на прибыль, когда они зарабатывают деньги, налог на потребление, когда они их тратят, налог на имущество, когда они владеют домом или землей, а в некоторых случаях налог на наследство, когда они умирают. В США все уровни органов власти - федеральные, государственные и местные - собирают налоги. Налоги на доходы населения играют важную роль в системе доходов всех развитых стран. В США личный подоходный налог является самым крупным источником государственного дохода. В 2006 году на его долю пришлось почти 50% всех доходов федерального бюджета.

Налог на потребление служит символом Запада. Такой налог налагается на товары и услуги. Основные виды налога на потребление: общий налог с продаж, акцизы, налог на добавленную стоимость и таможенные пошлины. Величина ставки общего налога с продаж является единой для большого числа товаров и, в некоторых случаях, услуг.

В 1990 году в Великобритании была реализована система местного подушного налога. Британцы посчитали этот налог настолько несправедливым, что провели ряд демонстраций, в том числе с применением силы, по всей стране. Крайняя непопулярность этого налога способствовала отставке премьер-министра Маргарет Тэтчер. Ее преемник Джон Мейджор, в 1991 году отменил этот налог. В США в 1964 году была принята 24-я поправка к конституции, которая запретила взимать избирательный налог за участие в общенациональных выборах.

Проблемы налогово-бюджетной политики

В любой стране уровень налогообложения влияет на экономическую активность людей, в том числе где работать, как хранить деньги и куда их вкладывать. Налогообложение на Западе создало ряд проблем в распределении капитала, где на бедных ложится большая нагрузка, в то время как богатые используют налоговые лазейки и налоговые убежища.

Таблица

Чтобы понять это, приведем простой пример Великобритании, где человек обязан платить налог на прибыль и национальные страховые взносы, налоговое бремя которых достигает 34%. Если добавить к этому налоги на потребление, местные налоги правительству, дорожные налоги и другие косвенные налоги, то налоговая нагрузка приблизится к 50% отметке. Какой бы налоговый режим не использовался, прогрессивный или регрессивный, на Западе налоговая нагрузка остается очень высокой и резко влияет на потребительские расходы. Уровень расходов в экономике любой страны зависит от уровня налогообложения. Высокая налоговая нагрузка может оказывать большое влияние на экономику в целом, особенно на Западе, где расходы играют ключевую роль.

Инвестиционные решения компаний также находятся под влиянием налогообложения. Так, например, материальные инвестиции предполагают вложение капитала в такие объекты, как машины, заводы, компьютерная техника, грузовые автомобили, офисная мебель и т.д. За счет прибыли от материальных инвестиций предприятия увеличивают свои доходы. Как влияют налоги на материальные инвестиции? По сути, налог на доход от предпринимательской деятельности является налогом на прибыль от материальных инвестиций – налог уменьшает доходы фирмы и, таким образом, инвестирование становится не выгодным. Большинство экономистов считают, что бизнес-налоги уменьшают объем материальных инвестиций предприятий.

Налоги также оказывают влияние на то, какие виды материальных инвестиций осуществляют предприятия. Это происходит потому, что государственные налоги на некоторые виды инвестиций имеют более высокие ставки, чем на другие. Эти различия становятся причиной того, что предприятия принимают инвестиционные решения скорее на основе того, какие впоследствии придется платить налоги, а не потому, что они были целесообразными с точки зрения бизнеса. Искажая эти инвестиционные решения, налоговая система приводит к неэффективной структуре инвестирования.

Сумма налогов вызывает постоянные споры на Западе. Например, в Великобритании компании обязаны платить акцизные взносы, когда они добывают нефть, затем нефть облагается налогом после переработки, после чего автомобилисты обязаны уплатить определенный сбор или налог на потребление, когда они заправляют топливом свои транспортные средства. Здесь одна и та же нефть облагается налогом три раза. По большему счету, проблема и спорный вопрос остается: что должно облагаться налогом - доход или капитал, и правительства развивающихся стран продолжают спорить о том, какой уровень налогообложения необходим для выполнения ими функций государства. Каждый год более 40% государственных расходов идет на социальное обеспечение и национальные системы здравоохранения.

Исламский налог?

Ислам имеет совершенно иной взгляд на экономику и налогообложение, так как Исламская основа отличается от капиталистической. С принципиальной точки зрения, в Исламе, и в Халифате, при налогообложении уделяется особое внимание налогам на имущество, а не на доходы. Исламская система налогообложения облагает налогом не прибыль, а капитал. Это означает, что средний человек получит более чистый доход, и он будет обязан платить налог на то имущество, которое останется в конце года. Это будет оказывать существенное влияние на экономику. Можно это продемонстрировать, взяв цифры из британской экономики и подставив их в исламскую модель. В 2007 году средняя годовая зарплата в Великобритании составляла 23 244 фунтов стерлингов, и налоговая нагрузка на эту зарплату составила 34% (подоходный налог и социальное страхование), что немного меньше 8 000 фунтов стерлингов. Получается, что в добавок к косвенному налогообложению (то есть налоги на расходы, а не доходы), а также муниципальному налогу, дорожному налогу, налогу с продаж и т. д., реальная налоговая нагрузка приближается к 40-50%-ой отметке. Это означает, что средний человек в этой стране тратит 10 000 - 12 000 фунтов стерлингов на налоги.

В Исламе, если упрощенно, налог на имущество составляет 2,5%. Это означает, что в течение одного года, средний человек может сэкономить, по крайней мере, 10 000 фунтов стерлингов. Это также означает, что каждый месяц средний человек будет иметь дополнительные 700 фунтов на расходы, так как он не будет облагаться налогом на свои доходы. Принимая во внимание, что общая численность населения Великобритании составляет около 31 миллиона человек, получается, что если бы доходы не облагались налогом, в экономику были бы влиты дополнительные 240 млрд. фунтов стерлингов. В результате чего два или три человека смогли бы легко организовать свой бизнес, удовлетворяя спрос потребителей на некоторые товары, в том числе промышленные, и, таким образом, создавая больше рабочих мест в экономике. Прямым результатом этого будет увеличение спроса на товары и услуги во всей экономике, которая будет порождать рост в торговле и, в свою очередь, увеличение капитала для бизнеса.

Основными доходами Халифата являются:

  1. Различные виды доходов от государственной собственности
  2. Средства Закята
  3. Трофеи (фай)
  4. Земельный налог (харадж)
  5. Подушный налог (джизья)

Различные виды доходов от государственной собственности

В Исламе государство формирует фонды денежных средств, чтобы удовлетворить основные потребности всего населения, устанавливая, что любой объект общего пользования, который считается необходимым для общества, является общественной собственностью. Необходимым он считается в том случае, если при его отсутствии люди вынуждены будут повсюду его искать, т.е. это ресурсы, которые трудно найти и трудно использовать, так как их нужно перерабатывать. Это означает, что объекты общего пользования будут находится в государственной собственности, и доход от них будет идти на благо всех граждан. Это правило выведено на основе хадиса Пророка صلى الله عليه وسلم : "Мусульмане являются совладельцами в трех вещах: в воде, огне и пастбищах". Хотя в хадисе упоминается только три вещи, мы можем использовать кийас (аналогию) и расширить это доказательство для охвата всех необходимых объектов общественного пользования. Таким образом, источники воды, леса и топливная древесина, пастбища для скота и тому подобное – все это является объектами общественного пользования, также как и нефтяные месторождения, электростанции, моря, озера, каналы, заливы, проливы, плотины и т.п. Халиф назначит уполномоченных лиц, которые будут отвечать за государственные доходы. Государство также будет экспортировать нефть в страны за рубеж, что принесет огромные суммы в казну государства. В 2006 году за день производилось 81 млн. баррелей нефти, 45% которой были добыты в мусульманских странах, а это почти 38 млн. баррелей в день, что при текущих ценах на нефть (80 долларов за баррель от 12 октября 2007 г.) составило 3 миллиарда долларов в день!

Средства Закята

Закят (милостыня) - это налог на имущество, которым облагается 2,5% имущества граждан, которым они владеют в течение года. Средства Закята хранятся в специальном месте в Байт уль-Мал (Государственная казна), и их можно расходовать только на восемь категорий людей, упомянутых в Коране. Но Халифу разрешено расходовать их так, как он считает нужным, по его мнению и иджтихаду, на эти восемь категорий людей. Этот налог служит для перераспределения имущества, которое раздается бедным, нуждающимся, тем, у кого есть долги и тем, кто несет исламский призыв, а также людям из других категорий, упомянутых в Коране.

Трофеи (фай)

Это имущество, которое будет передано в сферу полномочий Халифата посредством объединения мусульманских стран. Ислам обязывает мусульман жить в Халифате, который является политической структурой Ислама. Прямым результатом этого будет то, что экономика Халифата будет постоянно сливаться с другими экономиками, поскольку они перейдут в сферу его полномочий.

Земельный налог (харадж)

Харадж - это тип земельного налога; сбор, налагаемый на землю. Ставка налога рассчитывается в зависимости от качества земли и возможной стоимости производства. Это изменит ландшафт мусульманских стран, так как сегодня большая часть плодородных земель не используется или находится в руках землевладельцев, которые унаследовали огромное количество земельных участков от ушедших колонизаторов. Наряду с этим налогом будет проводится ряд других политических мер; Халифат положит начало сельскохозяйственной революции путем предоставления всем своим гражданам субсидий, дешевой аренды земли для того, чтобы обеспечить поддержку его сельскохозяйственной политики народом. Те землевладельцы, земля которых не используется в течение трех лет, будут лишены ее.

Подушный налог (джизья)

Джизья-налог обязаны выплачивать все совершеннолетние мужчины зимми (немусульманские граждане), которые имеют средства, чтобы его оплатить. Женщины и дети освобождены от выплаты этого налога, так же как и нищие, у которых нет средств к существованию.

Джизья налагается в соответствии с благосостоянием зимми. Во время правления Умара ибн аль-Хаттаба رضي الله عنه было определено три различных вида джизьи в соответствии с материальным положением человека.

Читайте также: