Налоговая реформа путина 2000 2008

Опубликовано: 16.05.2024

Налоговая реформа

Прежняя налоговая система, направленная в целом на элементарное выживание, была излишне запутанной и несовершенной. Ее серьезный недостаток заключался в том, что она приводила к утаиванию компаниями и частными лицами значительной части доходов, и, следовательно, к снижению налоговых поступлений в Федеральный бюджет. Целевые показатели по налогам не выполнялись, что содействовало образованию дефицита Федерального бюджета. Ставки налогов постоянно повышались. Беспокойство властей вызывал не только низкий уровень сбора налогов, но и возможность отрицательного воздействия снижения мировых цен на нефть и необходимость осуществлять платежи по обслуживанию внешнего долга, достигшего в пересчете к ВВП на конец 1999 г. почти 90%. Поэтому целью и основными задачами налоговой реформы, помимо устранения указанных недостатков, являются создание в стране упрощенной, прозрачной и эффективной налоговой системы, а также условий для реального увеличения ВВП, облегчение налогового бремени для производителей, обеспечение более равномерного распределения его между различными категориями налогоплательщиков. Новая эффективная и в то же время упрощенная система налогообложения должна способствовать экономическому росту, в том числе через рост малого предпринимательства и легализацию бизнеса, а также улучшению мониторинга получателей налогов, росту налоговых поступлений в бюджет. В рамках реформы был осуществлен ряд мер, направленных на повышение эффективности налоговой системы. Вот некоторые из них.

В начале марта 2000 г. Министерство по налогам и сборам поддержало идею создания Единого регистра государственной собственности. Осуществление такой меры является необходимым условием полномасштабного сбора налогов на собственность и должно прекратить разбазаривание государственного имущества и увеличить налоговую базу за счет тотального аудита собственности, знания реальной, а не мифической балансовой стоимости имущества, с которой берется налог (нефтяная компания ЮКОС, имевшая годовой оборот в 2,7 млрд долл. и прибыль в 105 млн долл., была продана за 159 млн долл.).

По состоянию на 1 июля 2002 г. в реестре собственности было учтено федеральное имущество, имевшееся у 52233 юридических лиц, в том числе: закрепленное за 9810 федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП); закрепленное за 36262 государственными учреждениями; переданное в аренду пользования, залог и по иным основаниям 1677 юридическим лицам, в том числе не вошедшее в уставной капитал хозяйственных обществ[5]. Учет федерального имущества полностью не завершен.

Одним из важнейших условий успеха экономической программы Правительства было принятие нового Налогового кодекса и введение новых норм налогообложения. Новая экономическая программа среди прочего включала такие положения, как упрощение налоговой системы, сокращение налогов на оплату труда и таможенных пошлин и введение одинаковой ставки подоходного налога.

В 2001 г. была проведена реформа налоговой и бюджетной системы. К числу наиболее важных изменений в области налогообложения и распределения доходов следует также отнести:

- проведение сильной налоговой политики в интересах общества и государства, улучшение собираемости налогов;

- введение с 1 января 2001 г. единой 13-процентной ставки подоходного налога;

- введение нового единого социального налога; снижение с 1 января 2002 г. налога на прибыль предприятий с 35 до 24 процентов;

- вступление в силу с 1 января 2003 г. постановления Правительства, снижающего налоговую нагрузку на малые предприятия;

- снижение средних ставок импортных пошлин с 11,4 до 10,5 процента в 2001 г. и сокращение экспортных тарифов, за исключением тарифов на сырую нефть. 26 июня 2000 г. было объявлено о повышении экспортных тарифов на нефть с 20 до 27 евро за одну тонну и о дальнейшем увеличении тарифов до 34 евро за одну тонну в случае, если мировая цена на нефть превысит 29 долл. за баррель;

- упразднение некоторых значительных федеральных фондов, включая Дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, внебюджетный фонд занятости населения;

- направление поступлений от НДС непосредственно в Федеральный бюджет (в 2000 г. примерно 15% их подлежало распределению федеральным Центром между регионами, таким образом, доля Федерального бюджета составляла 85%);

- осуществление налогово-бюджетной политики, направленной на увеличение доходной части бюджета[6].

Вследствие снижения налоговой нагрузки на население и предприятия значительно улучшилась собираемость налогов, а объем налоговых поступлений в 2001-2002 гг. вырос приблизительно на 5% ВВП. Можно ожидать положительных результатов и от последующих мер в рамках реформы. Все это позволяет говорить о вероятном завершении основного этапа реформы в течение ближайших двух лет.

date image
2018-02-13 views image
10467

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост, начавшийся с 2000 г. Основные задачи налоговой реформы - снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса. В отношении населения была введена "плоская" шкала по налогу на доходы физических лиц - ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13%. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, "вышедших из тени".

В 2001 г. произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменен налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжает оставаться высокой. В 2002 г. была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24% (в 2001 г. она могла доходить до 35%).

Замена в 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов - на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального - стабилизировало ситуацию.

В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. В 2004 г. был отменен налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.

Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьезные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчетности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьезные препятствия для ведения малого бизнеса. Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая система.

В 2005 году Путин объявил о начале реализации четырёх приоритетных национальных проектов в социально-экономической сфере: «Здоровье», «Образование», «Жильё» и «Развитие АПК». В январе 2008 года Путин заявил, что нацпроекты более эффективны, чем другие государственные программы. По его мнению, подобного результата удалось добиться благодаря концентрации административного и политического ресурса.

В середине — второй половине 2004 г. были определены правительственные подходы, разработаны и приняты документы, которые должны «двинуть» социальные реформы. Основные параметры реформы ЖКХ (отражены в принятом Жилищном кодексе) предполагают переход на 100% оплату коммунальных услуг. Отказ от традиции предоставления бесплатного жилья предложено компенсировать активным развитием ипотечного кредитования. Увеличение налога на недвижимость, в том числе, и на жилье станет механизмом его перераспределения, включая и выселение неплательщиков. Все эти направления реформы социальной сферы в 2005–2008 гг. получили законодательное обеспечение, тогда же началась их постепенная реализация.

В экономике России отмечался рост ВВП (в 2000 — 10 %, в 2001 — 5,7 %, в 2002 — 4,9 %, в 2003 — 7,3 %, в 2004 — 7,2 %, в 2005 — 6,4 %, в 2006 — 7,7 %, в 2007 — 8,1 %, в 2008 — 5,6 %), промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения, чему во многом способствовало повышение мировых цен на энергоносители и другие товары российского экспорта. Происходило снижение численности населения, живущего ниже уровня бедности (с 29 % в 2000 году до 18 % в 2004), увеличение объёмов потребительского кредитования. Однако экономический рост, по мнению Алексея Полухина, редактора отдела экономики «Новой Газеты», в значительной мере обусловлен устойчивым повышением мировых цен на углеводородное сырьё, резкой девальвацией рубля в 1998 году и либеральными реформами 1990-х, а не политикой правительства Путина. Несмотря на рост бюджетных доходов всех уровней, по-прежнему не решена проблема развития инфраструктуры, в особенности дорожной.




Проведён ряд реформ: пенсионная - вместо распределительной системы (отчисления от зарплаты работающих граждан) к расприделительно-накапительной (базовая пенсия, страховая, зависящая от зарплаты и стажа, накопительная, т. е. отчисления гражданина в допенсионный период) (2002), банковская (2001—2004), налоговая (2000—2003), монетизация льгот - замена натуральных льгот денежными компенсациями, (2005) и другие.

Наблюдалось значительное увеличение иностранных инвестиций в Россию (с 11 млрд долларов в 2000 году до 55 млрд долларов в 2006 году). Отток капитала из России, составлявший в 1990-е годы в среднем 10-20 млрд долларов, сменился его притоком и составил в 2007 году рекордные 81 млрд долларов США. Однако в следующем, 2008 году на фоне экономического кризиса чистый отток капитала из России составил почти 133 млрд долларов США.

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:21, реферат

Краткое описание

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост в России, начавшийся с 2000 года. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса

Файлы: 1 файл

Налоговая реформа в России.docx

Налоговая реформа в России (2000-е годы)

Налоговая реформа в России (Налоговая реформа Путина) — налоговая реформа, проведённая в России в 2000-х годах.

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост в России, начавшийся с 2000 года. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.

В отношении населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц — ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13 %. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени».

В 2001 году произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменён налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжала оставаться высокой. В 2002 году была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24 % (в 2001 году она могла доходить до 35 %). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырьё на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России.

Замена в 2003 году налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов — на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального — стабилизировало ситуацию.

В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения. На федеральном уровне утверждён список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вменённый доход. В 2004 году был отменён налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.

Параллельно с изменениями в налоговом законодательстве были осуществлены попытки улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 году был введён принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьёзные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчётности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьёзные препятствия для ведения малого бизнеса.

Несмотря на неоднозначные результаты налоговой реформы, положительным является тот факт, что в России в отличие от предыдущего периода появилась работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая система.

В период с 2000—2002 годов правительство РФ предпринимает решительные шаги по реформированию налоговой системы России, которые находят отражение в Программе социально- экономического развития России на среднесрочную перспективу (2002—2004 годы).

Это: снижение избыточной налоговой нагрузки, создающей стимулы к уклонению от уплаты налогов;

ослабление фискальных интересов государства в пользу стимулирующих функций налоговой системы;

снижение неравномерности распределения налоговой нагрузки;

сокращение количества и изменение направленности налоговых льгот.

Цель налоговой реформы в настоящее время не в том, чтобы собирать больше налогов и решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы:

по мере снижения обязательств государства снизить уровень налоговых изъятий;

сделать налоговую систему более справедливой для налогоплательщиков, находящихся в различных экономических условиях;

повысить уровень её нейтральности по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений и т. д.);

снизить уровень издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

Во исполнение поставленных целей налоговой реформы с 1 января 2001 года были введены четыре главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации: «Налог на добавленную стоимость» (глава 21), «Акцизы» (глава 22), «Налог на доходы физических лиц» (глава 23), «Единый социальный налог» (глава 24).

Дальнейшие шаги по реформированию налоговой системы на 2005 г. предполагают осуществлять по следующим направлениям:

снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет уменьшения ставки единого социального налога (предполагается снизить ставку ЕСН и установить её в размере 26 % для доходов до 300 тыс. рублей, 10 % для доходов от 300 до 600 тыс. рублей и 2 % с доходов свыше 600 тыс. рублей);

реформирование режима налогообложения НДС: снижение ставки до 16 % и пересмотр возврата НДС экспортерам. В плане дальнейшего реформирования НДС активно обсуждается возможность предоставления налогоплательщиками счетов-фактур в электронном виде для налоговых органов;

-реформирование имущественных налогов путем замены налогом на недвижимость существующих налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и земельного налога (практика внедрения налога на недвижимость осуществляется сегодня в Тверской области, на будущий год предполагается перевод на данный налог еще ряда регионов);

-установление льготного налогового режима для организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории особых экономических зон, с целью стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности.

Реформа налоговой системы России затрагивает не только изменение системы обязательных взносов и платежей, но и процессы их сбора и контроля. Реформирование налогового администрирования в РФ направлено на упрощение, сокращение документооборота, прозрачность и гибкость. Ведь достижение целей налоговой реформы предполагает снижение налоговой нагрузки не только за счет фискальной части нагрузки (уменьшение размера платежа, который зависит от ставки и налоговой базы), но и от административной части (то есть расходов, которые несет налогоплательщик и налоговые органы в связи с исполнением налогового законодательства). Практика показала, что снижение фискальной нагрузки по ряду налогов произошло с одновременным ростом административной нагрузки налогоплательщиков: вырос объем отчетности, усложнилась система учета финансово- хозяйственной деятельности налогоплательщика, увеличился объем контрольных мероприятий, проводимых государственными органами в отношении налогоплательщиков.

На современном этапе налоговое администрирование в рамках налоговой реформы России осуществляется по следующим направлениям:

Изменение организационной структуры налоговых органов (2002—2005 годы).

Развитие информационных технологий.

Совершенствование техники налогового администрирования.

В целях обеспечения макроэкономической и политической стабильности страны, Президент РФ с опорой на правительство все внимание сфокусировал на создании институтов хозяйствования, свойственных современному рынку и принципам демократии с ориентировкой на особенности России.

Происходит окончательное утверждение кодексов:
o О правах граждан.
o В сфере налогообложения.
o По принятию бюджета.
o О трудовых отношениях.
o О пользовании земельными ресурсами.

Одновременно принимаются законодательства: пенсионное и о банкротстве. Происходили: дебюрократизация общества и переустройство естественных монополий, совершенствовались федеральный бюджет, местное, региональное управление и обращение валютой. Финансовую устойчивость поддерживал Стабилизационный фонд.

Несмотря на видимые достижения, необходимы были доработки по обеспечению: конкурентоспособной среды, населения качественным жильем, эффективных обучения и медицины, рождаемости, достойного уровня жизни людей. Почти все формы хозяйственной деятельности в государстве подверглись серьезным преобразованиям. Проводились следующие реформы:

Налоговая

Первостепенная задача - «вывод из тени» реальных доходов физических и юридических лиц. Понижается налоговое бремя на прибыль предприятий и организаций, устанавливается единый - 13% вычет на доходы граждан. Создаются законопроекты, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства. В 2009 г. уменьшается ставка налога на прибыль с 24 до 20 %.

Таможенная

В 2003 г. подписывается кодекс с учетом принципов регулирования в деятельности таможни с опорой на интересы деловых людей и государства. Поводом послужили проблемы в бизнесе и внешней торговле России. Утверждается более эффективная концепция деятельности ведомства, упрощающая формальности и проводимые операции в виде ужесточения правил оформления документов для наибольшего снижения расходов времени и денежных средств при подаче декларации.

Судебная

Главные законопроекты:
o «О статусе судей».
o «О судебной системе».
o «О Конституционном суде».
o «Об адвокатской деятельности».

В 2001 г. в 1,6 раз повышается жалование служителей фемиды. Разрабатывается новый Уголовно-процессуальный кодекс с объединением всех участники судебного процесса в 2 группы – обвинителей и защиты. Отныне обыск и арест при подозрении на противоправные действия проводятся исключительно с разрешения суда, а дело заводится лишь с одобрения прокурора.
В 2007 г. начинает действовать Следственный комитет при прокуратуре, повышающий качество расследований и снижающий уровень коррупции в правоохранительных инстанциях.

Пенсионная

В 2001 г. выходят 3 основополагающих закона:
• «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
• «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
• «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Согласно нововведениям, система теперь не уравнивает пенсионеров, невзирая на их трудовую деятельность и защищает инвалидов. По мнению главы государства, новые положения более понятны и справедливы. Помимо гарантированного базового уровня гражданин может накапливать финансовые ресурсы, отчисляя их в особый фонд. В результате при наступлении пенсионного возраста люди более комфортно планируют жизнь. С 2007 г. функционирует программа государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений. Происходит перераспределение начислений, сокращающих накопительную часть пенсии с 6 % до 2 %.

Трудовых отношений

В 2001 г. в числе приоритетных направлений - усовершенствование трудового законодательства с принятием Трудового кодекса РФ в соответствие с потребностями рынка при неизменном увеличении мобильности трудовых ресурсов. В 2006 г. изменения касаются прав работников и работодателей.

Административная

Создается структура федеральной исполнительной власти из подразделений 3-х типов:
Министерств, функционирующих по направлениям.
Служб – органов, осуществляющих надзор.
Агентств, предоставляющих населению блага.
В 2002 г. принимаются меры по обновлению исполнительной власти. Прежний аппарат видится Президенту чрезмерно «громоздким, неповоротливым и неэффективным», на который в ходе телевизионного интервью от граждан страны поступают многочисленные жалобы.

На федеративном уровне

В результате данной реформы:
 Образуются Федеральные округа.
 Появляются полномочные представители.
 Упраздняется выборность губернаторов.
 Укрупняются субъекты федерации.
С 2004 г. законодательные собрания в регионах по представлению Президента избирают руководителя. Глава государства наделяется правом отзыва губернатора за ненадлежащее исполнение обязанностей.

Совета федерации

В 2000 г. принимается законопроект, формирующий Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Субъекты делегируют по представителю от законодательной и исполнительной власти. В СФ управляющим региона назначается лицо не моложе 30 лет на период его полномочий.

Избирательной системы

Социальных гарантий

Итог реформы – компенсация льгот денежными средствами.

Земельная

В 2001 г. внедряется Земельный кодекс РФ и федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ», регулирующий оборот угодий несельскохозяйственного назначения для проведения инвестиционной деятельности. Земля и располагающиеся в ее пределах объекты являются единым целым, исключающим продажу или приватизацию одного без другого.

Системы военно-технического сотрудничества

В 2000 г. образуется Комитет РФ по военно-техническому взаимодействию (КВТС) с иностранными государствами, подотчетного Минобороны РФ и контролирующего экспорт для военных нужд.

Государственной службы

В основу преобразования положена «Концепция реформирования системы государственной службы», базирующаяся на создании закона и улучшении деятельности государственных органов по принципам следующей демократическому курсу страны и построению эффективного гражданского общества. В 2002 г. выходят указы:
 Повышающие заработную плату госслужащим.
 Об этическом кодексе - «подобающем поведении» занятых в государственном секторе сотрудников.

Здравоохранения

Выдвигаются инициативы, направленные на создание конкурентоспособной обстановки в области медицинского обеспечения. Новшества повышают уровень обслуживания и доступность медицинской помощи. Благодаря межрайонным центрам медицинские услуги оказываются в областных больницах и на территории постоянного проживания людей.

Образования

На основании закона, с 2009 г. устанавливается единственная аттестация выпускников средних общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ, вместившая выпускные и вступительные экзамены в техникумы и вузы. Внедряются уровни:
 Бакалавриат - высшее профессиональное образование.
 Магистратура - подготовка специалиста.
Согласно обновленным требованиям, приоритетным становится индивидуализация обучения.

Уголовно-исполнительной системы

В 2010 г. выходит распоряжение, утверждающее Концепцию развития до 2020 г. Реформируются закупки на государственном и муниципальном уровнях. Регламентируются отношения при размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ и оказании сервиса, проводимых в пределах России за счет финансовых ресурсов бюджетов и внебюджетных денежных потоков.

Бюджетных учреждений

Граждане страны получают услуги бесплатно, а государство предоставляет работающим по бюджету организациям оплату. Они получают возможность в большей мере распределять полученные денежные ресурсы по своему усмотрению, в том числе направляя их на поощрение наиболее опытных и с наилучшей стороны проявивших себя кадров.

Антикоррупционной системы

Создается аппарат по противодействию коррупции при Президенте России.

Банковская

В статью 73 федерального закона вносятся дополнения «О Центральном банке РФ», инспектирующего активы и пассивы кредитной организации по лично разработанным методикам. В рамках банковской реформы 2003 г.:
Усиливается контроль за деятельностью банков.
Налаживается прозрачность услуг кредитных организаций.
Повышается капитализация банковских учреждений.

По принятию бюджета

В 2003 г. в кодекс вносятся дополнения по созданию Стабилизационного фонда, формирующегося из побочных денежных поступлений благодаря превышению стоимости нефти над ее базовой оценкой и остаточной суммы от бюджета на начало соответствующего финансового года. Для надежности и ликвидности активов средства:
oВкладываются в ценные бумаги иностранных государств.
oСлужат источником финансирования дефицита бюджета при установлении цены на нефть ниже базовой.
oНаправляются на другие цели при накопленном объеме, превышающем 500 млрд руб.
С 2008 г. фонд подразделяется на:
• Резервный.
• Будущих поколений.
Бюджет устанавливает: предельный показатель инфляции, объем роста ВВП, доходной и расходной частей.

Военная

С 2002 г. осуществляется переход на целевую программу комплектования воинских частей и боевых дежурств для подготовки мобильного резерва. С 2008 г. сокращается длительность службы по призыву с 24 до 12 месяцев одновременно с уменьшением периода несения альтернативной гражданской службы с 42 до 21 месяца.

Подписывается указ об изменениях в системе с предоставлением министру полномочий назначения руководителей подразделений на местах. С 2003 г. налоговая полиция переходит в компетенцию МВД.

Электроэнергетики

Отрасль активно преобразуется, в частности, обновляются расценки на поставку электричества и тепла.

Усовершенствуется форма оплаты жилья и коммунальных услуг. Дотации постепенно заменяются на адресное субсидирование частных лиц, определяемого установленными тарифами. Вводится норма по объектного управления, многоквартирными домами. Кодекс 2005 г. регламентирует изменения в предоставлении льгот, отменяющих льготирование, заменяемое на компенсации.

Железнодорожного транспорта

В 2011 г. продлевается срок реформирования отрасли до 2015 г. при непосредственном взаимодействии с Таможенным союзом.

Оборонно-промышленного комплекса

Отменена ограничений положения о холдинговых компаниях, основанных при преобразовании предприятий в акционерные общества. В созданный концерн «Созвездие» входят 17 предприятий, научные и инвестиционные центры:
 Сарапульский радиозавод.
 «Электросигнал» в Воронеже.
 Тамбовские заводы «Ревтруд» и «Октябрь».
 Радиозавод в Ярославле.
 Иркутский релейный.

Атомной энергетики

Определяются приоритеты политики в управлении имуществом атомного комплекса, предусматривающего вертикальную структуру на основе:
 Акционерных обществ.
 Унитарных предприятий федерального значения.
 Гражданских учреждений.

Конституционная

В связи с событиями на Украине вносятся изменения по вхождению в состав АР КРЫМ и г. Севастополь.

Выводы

На основе модернизации обнаруживаются некоторые отличительные особенности. Внутренняя политика Президента В. В. Путина – ни что иное, как осознанное решение по усовершенствованию страны, рассчитанное на улучшение жизненных условий населяющих ее граждан. Курс одобряется большей частью людей ввиду некоторых просчетов в действиях предшествовавших, находящихся у власти, руководителей М. Горбачева и Б.Н. Ельцина.

В. В. Согрин определяет правление как реформаторский авторитаризм, проявляющийся в демонстрации воли в политике. Одновременно черты вождя, государственника проявляются с либерализмом и построением институтов современного общества. Вопрос о совместимости данных понятий, доныне не практикуемых в истории России, остается открытым. При их уживчивости данное обстоятельство обернется исключением из правил.

Содержание:

Период с 2000 до 2012 года является неоднозначным и нестабильным, это касается экономического развития, политической ситуации в стране. Выделяют три этапа в рамках рассматриваемого периода:

  • 2001-2008:этап подъема и активного экономического развития, выход из кризиса, который начался в 1998 году. Экономика страны вышла из зависимости от кредитов, произошел переход от дефицита к профициту, наметились снижение уровня бедности, рост доходов граждан.
  • 2009-2001: мировой кризис, который повлиял практически на все страны. После кризиса наступил посткризисный период, в рамках которого была успешно реализована антикризисная программа. Спад экономики прекратился в 2009 году.
  • 2012: начало нового периода роста экономического развития. Задача Президента и Правительства – повышение уровня жизни россиян, дальнейший экономический рост.

Реформы 2000-2012 годы: основные изменения в политике, экономике и других сферах

  • Политическая реформа, направленная на усиление центральной власти

После прихода к власти В.В. Путин начал с усиления государственности. В 2000 году были сформированы 7 федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский и Дальневосточный. Каждым управлял полномочный представитель.

К задачам полпреда относились: составление отчетов главе государства о проделанной работе, организация и контроль над органами исполнительной власти, поддержание национальной безопасности. В результате был сокращен бюрократический аппарат, исполнительная власть взята под контроль.

  • Изменения в национальной политике

Крупнейшей проблемой на период 2000-2009 гг. был чеченский конфликт (вторая чеченская война). Было принято решение бороться с террористами всеми возможными путями, поддерживать лидеров, которые будут вести эту борьбу. С 2000 до 2009 года в России произошло несколько крупных террористических атак с захватом заложников, массовыми смертями людей, самые известные – захват школы в Беслане и театра на Дубровке, в каждом случае погибшие исчисляются сотнями.

2003 году принята Конституция Чеченской республики и проведен референдум по вопросу единства РФ и Чечни.

  • Изменения в Конституцию

В 2008 году были приняты поправки в основной закон, подписал закон Д.Медведев. Были увеличены сроки президентских полномочий до 6 лет, и Думы – до 5 лет.

  • Реформа местного самоуправления

В 2003 году принят Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ряд субъектов федерации были объединены, созданы новые. В 2008 году появились Забайкальский и Пермский края, через год – Северо-Кавказский федеральный округ.

  • Реформа МВД

Цель проведения реформы – повышение эффективности работы органов внутренних дел. С 2009 года начались изменения, которые в 2011 году оформились в Закон «О полиции», милиция перестала существовать.

  • Антикоррупционные действия

Цель – ликвидировать коррупцию, препятствовать использованию полномочий для личных целей, обогащения, защиты собственных интересов. Законы в данной сфере принимались в 2005, 2008 и 2013 годах. С 2013 года чиновники должны были отчитываться о крупных покупках недвижимости за границей, требовалось избавиться от счетов в иностранных банках.

  • Изменения в Земельный кодекс

Закрепили право собственности на землю, повысили льготы предприятиям, которые занимаются сельским хозяйством.

  • Борьба с монополизацией

Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Главная идея – минимизация монополий в сфере энергетики. Силовые структуры могли только минимально вмешиваться в работу компаний. Относительно предприятий большого бизнеса приняты меры, которые ужесточали ответственность за неуплату налогов.

В 2004 году сформирован стабилизационный фонд для стабилизации экономики страны.

  • Образовательная сфера

В 2005 году приняты меры, относительно реализации проектов в сфере образования в республиках. В рамках проекта должны были проводиться конкурсы в сфере образования, вводиться инновации в школы и ВУЗы.

Особенности периода 2000-2012 гг.

Выборы 26 марта 2000 года закончились приходом к власти Владимира Владимировича Путина.

Период президентства ознаменовался рядом особенностей:

  • Усиление центральной власти, стабилизация в обществе, изменение административной структуры, внесены изменения в структуру Совета Федерации;
  • Сформирован Государственный совет Российской Федерации;
  • Введены меры по защите и развитию малого и среднего бизнеса;
  • В 2002 году проведена пенсионная реформа;
  • Проведена налоговая реформа;
  • Введены меры по устранению чеченского конфликта;
  • Сформирована Общественная палата РФ (проводила экспертизу проектов законов, наблюдала за защитой свободы слова, контролировала работу органов исполнительной власти;
  • Проведена монетизация льгот, в 2005 году;
  • В 2006 году началась реализация проекта по увеличению рождаемости, введен «материнский капитал», увеличены детские пособия.

С 2008 года политику В.В. Путина продолжил Д. Медведев.

Знаковые события в истории Российской Федерации с 2000 до 2012 года

Дата

Событие

Подробнее

В первом туре побеждает В.В. Путин, он стал вторым всенародно избранным Президентом Российской Федерации. Следствием стал обширный спектр реформ

Затоплена орбитальная станция «Мир»

Орбитальная станция функционировала с 1986 года до марта 2001. Со станцией связано более 23 000 экспериментов, 2 рекорда, здесь было более 100 космонавтов из 12 стран мира. В марте 2001 года станция была затоплена в Тихом океане, поскольку оборудование устарело, а финансирования на хватало для поддержания работоспособности, произошло несколько аварий, которые вынудили принять данное решение

Основание партии «Единая Россия»

Партия стала наиболее численной в стране, была сформирована после объединения левоцентристских сил и блока «Единство»

Создание Организации Договора о коллективной безопасности

«Ташкентский блок» (второе название) объединил РФ, Армению, Белоруссию, Таджикистан, Киргизию, Казахстан. Региональная организация ставит целями: «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам»

Захват заложников на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост»

Вооруженные боевики под руководством М.Бараева удерживали в заложниках зрителей и актеров мюзикла. Требование: вывести войска с территории Чечни (вторая чеченская война). В здании находилось более 900 заложников. В результате штурма были уничтожены все террористы, погибло 130 (по другим данным – 174) заложников

Произошло на территории Алтая, село Кош-Агач, около 140 толчков, магнитуда – 7,3 балла. Был разрушен поселок Бельтир, пострадало более 1800 домов, дороги, инженерные сооружения

На второй срок переизбран В.В. Путин

Взрывы на борту Ту-134 и Ту-154

Самолеты взорвались в небе, почти одновременно, вылетев из «Домодедово». Взрывчатку пронесли на себе смертницы. Погибло 89 человек. Ответственность на себя взяла организация «Бригады Исламбули»

Теракт на станции «Рижская» в Москве

Взрыв произошел, когда взрывчатку активировала смертница, кроме ее и организатора, погибло 8 человек, ранены – 51 человек. После суда и следствия было принято решение усилить систему безопасности в метрополитене Москвы

Захват заложников в школе в Беслане

Во время линейки по случаю Дня Знаний в Беслане (Северная Осетия) школа была захвачена. В числе заложников – более 1100 человек, большинство – дети и их родители. Ответственность на себя взял Шамиль Басаев. Жертвы: 333 (334) человека погибло: более половины – дети, 10 сотрудников ЦСН ФСБ, это самая большая потеря за всю историю российского спецназа за одну операцию

Выступление ваххабитов в Нальчике

Вооруженное нападение боевиков в октябре ориентировано, в основном, на силовые структуры. Выступление было реакцией на уничтожение группировки исламских радикалов накануне. В результате: погибло 35 сотрудников силовых структур, 14 мирных жителей, ранено более 300 человек

В стране начала проводиться муниципальная реформа

Конфликт между Россией и Украиной на почве формирования цен компанией «Газпром» - повышение цен вызвало негативную реакцию в Украине, в результате удалось достичь договоренностей, но газовый конфликт не был исчерпан

XXXII саммит G8

Встреча представителей «Большой восьмерки» в Стрельне. Основные проблемы: образование, энергетическая безопасность, решение проблемы борьбы с инфекционными заболеваниями

Мюнхенская речь В.В. Путина

Была произнесена на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. Центральная идея – однополярность современной политики, виденье места России в мире

«Акт о каноническом общении»

Документ, который провозглашал единений Русской православной церкви Московского патриархата и РПЦ за границей. Вызвал неоднозначную реакцию

Закон об обязательном 11-летнем образовании

Согласно закону, все граждане должны получить 3 ступени образования: начальное, базовое и среднее общее. Уйти после 9 класса можно, но продолжение обучения обязательно в заведении, которое даст полное общее образование

Президентом РФ стал Д.А.Медведев, в мая председателем правительства стал В.В.Путин

Война в Абхазии, Грузии, Южной Осетии

В результате военных действий армия Грузии потерпела поражение, произошли этнические чистки в Северной Осетии, сепаратистские республики были признаны Россией

Во время переговоров в Москве этот документ был принят для урегулирования конфликта в Грузии

Независимость Южной Осетии и Абхазии

Введение ЕГЭ на территории России

Тестирование по школьным предметам стало основным испытанием, которое показывает уровень подготовки выпускников школ, является базой для поступления в ВУЗ

Окончание конфликта в Чеченской республике, отменен режим КТО

Вторая чеченская война началась в 1999 году, официально закончилась в 2009 году. В результате Россия восстановила контроль над Чечней, ЧРИ не была признана, в итоге - ликвидирована

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Техногенная катастрофа, в результате которое погибло 75 человек. Причина: конструкции пришли в негодность от времени, таким образом, к аварии привел износ и высокие нагрузки

Конкурс «Евровидение» прошел в Москве

Трагедия в «Хромой лошади»

Крупнейшая трагедия произошла в Перми, пожар забрал жизни 156 человек. Причины: нарушение техники безопасности. Результат: массовая гибель людей, увольнение широкого круга чиновников, включая представителей органов пожарного надзора

Договор о «Едином таможенном пространстве»

Для трех стран – России, Казахстана и Белоруссии – принят единый таможенный тариф

Соглашение, подписанное между США и Российской Федерацией, относительно сокращения ядерных вооружений

Закон РФ «О полиции»

Принято названия «полиция», вместо «милиции», введен ряд других изменений

Читайте также: