Налоговая реформа ивана 4

Опубликовано: 01.05.2024

Долгожданное завершение ордынского господства на Руси ознаменовало новый этап фискальной политики государства. Отменяя прежние и вводя новые налоги, власть стремилась упорядочить общественные отношения и укрепить государство, что было жизненно важным в условиях постоянного противостояния как с «наследниками» Золотой Орды, так и с западными соседями.

Чья власть, того и налоги

С воцарением Ивана III (1462-1505) жизнь русских княжеств основательно поменялась. Собирая земли под власть Москвы, Иван III одновременно упорядочивает налоговую систему воссозданного государства.

После 1480 года Москва не делится налогами с Ордой. Все собираемые подати теперь идут только в казну великого князя. Если раньше князья часто скрывали общий размер собранных налогов, отсылая в Орду лишь условленную дань («ордынский выход»), и не всегда были готовы взыскивать недоимки, делали послабления, то теперь от качества сбора налогов напрямую зависела мощь нового государства. Для этого требовалась унификация и централизация налогов, что было невозможно без переписи всех земель и угодий. До наших дней дошла «Писцовая книга Водской Пятины Дмитрия Китаева 7008 года» (летоисчисление тогда велось в соответствии с библейской традицией от сотворения мира). Книга содержит подробную информацию по городам и весям, населению и всему тому, что подлежит налогообложению.

Иван III стал первым русским царём, который понял важность кабацких сборов. Деньги от продажи крепких напитков поступали в казну различными способами: через монополию либо путём сдачи питейного дела «в откупа». Уже при Иване IV в Москве был построен первый «царёв кабак» (1547) для продажи питья. Отныне государство не будет упускать из рук «золотую жилу» алкоголя. В 1863 году будет введена акцизная торговля винными напитками, а в 1894-м – установлена винная монополия. В 1913 году доходы от «питейных денег» составили половину всех поступлений в бюджет.

Иван III и Василий III, жёсткие в политике централизации власти, были более гибкими в финансовых вопросах. Так, Василий III (1505-1533) неоднократно предоставлял налоговые льготы, возвращал иммунитет монастырям, что, однако, не помешало ему добиться полной централизации системы налогообложения. Подати стали регулярными, установлена общая единица обложения – «соха». Теперь уже не могло быть «московской», либо «новгородской» «сохи» – такая унификация была логическим спутником финансовой реформы Елены Глинской.

Законченный вид налоговая система приобрела уже в правление Ивана Грозного (1533-1584). В XVI веке «соха» фиксируется как единица обложения на основе проведённой поземельной переписи. Законодательно устанавливается величина «сохи» для различных сословий и в зависимости от плодородия земли.

Упорядочивается аппарат по сбору налогов. Если раньше никаких специальных ведомств на сей счёт не было, то во времена Ивана III управление и контроль за сбором подписей сосредотачивается во «дворце».

В XVI веке финансовым управлением становится Приказ Большого прихода. Первым руководителем этого приказа был дьяк Угрим Львов. Однако этот приказ контролировал лишь наиболее важные налоги военного назначения: пищальные деньги, примет, сборы за городовое, ямские деньги, таможенные доходы и др., остальные же налоги собирали другие учреждения. В итоге, даже при Иване IV не возникло единого финансового ведомства, а централизация налогообложения выражалась в сокращении держателей налогового иммунитета, ликвидации «кормлений» и контроле над всеми налоговыми потоками. С середины XVI века все основные налоги поступают исключительно в столичные приказы.

Полученный московскими князьями опыт сбора ордынского «выхода» лёг в основу налоговой политики независимого Русского государства.

Росло тягло, и государство росло

Успехи в территориальном расширении государства и активная внешняя политика стала причиной увеличения тягла. В XVI веке войны шли почти непрерывно: воевали с Великим княжеством Литовским, с Казанским, Астраханским и Крымским ханствами. Одновременно с увеличением старых налогов появляются новые.

В 1513 году вводится «примет» – обязанность возводить укрепления перед городскими стенами, в 1530-е годы начинают собирать «пищальные деньги» для содержания сначала отрядов пищальников, а затем стрельцов, с 1551 года население должно было платить «полоняничные деньги», которые шли на выкуп многочисленных пленников.

Новые подданные московского царя платили свои налоги: башкиры, чуваши и мари – ясак, мусульмане – особый налог. Несмотря на увеличение податного населения, в течение первой половины XVI столетия государственные подати увеличились в 16 раз, а во второй половине ещё в 6 раз.

Мало налогов – плохо, много – ещё хуже

Итогом налогового гнёта стало не только запустение многих регионов страны и становление крепостного права, но и массовое уклонение от налогов. Крестьяне бежали туда, где власть их не могла достать – в южные уезды, поближе к Дикому полю. Недовольство поборами выливалось и в открытые бунты. Поводом к наиболее крупным восстаниям XVII века (Соляной и Медный бунты) послужили новые налоги, а сам век прозвали «бунташным». Задавленное налогами население с поразительной лёгкостью поддерживало любого противника властей, способного внятно изъясняться и командовать войсками.

Усилия первых Романовых принесли результат. Михаил Фёдорович (1613-1645) и его потомки вынуждены были постоянно советоваться не только с ближайшим окружением, но и с представителями сословий. В XVII столетии земские соборы регулярно обсуждают налоговые проблемы. Власти ищут способ свести многочисленные подати к единому налогу. Вместо «сохи» вводится подворное налогообложение. Хотя сбор и назывался «подымным», под «дымом» понимался именно двор.

Наконец, и Михаил, и его сын Алексей Михайлович проводят постоянные переписи, уточняющие объекты налогообложения. Именно перепись 1646-1648 годов послужила документальной базой для Соборного уложения 1649 года и расчёта подворного обложения. Окончательный переход к подворному обложению произошёл уже при Фёдоре Алексеевиче (1676-1682).

Но главное, что поняли Романовы – это пагубность постоянного роста налогообложения. Эффективность налоговой политики и налогообложения, а не простое увеличение поборов с населения отныне должны были стать залогом богатой и стабильной страны.

Народ выдюжит: и город построит, и империю прокормит

Молодому Петру досталась не только власть, но и то, к чему он не был готов. Оправившись от Смуты, Россия пошла по пути создания империи. Иначе и быть не могло: в противном случае и Польша, и Швеция, и Крымское ханство растащили бы Россию по кускам.

Азовские походы, неудачно начавшаяся Северная война дорого стоили не только податному сословию, но и тем, кто прежде ничего не платил. Если на войну и содержание армии шли традиционные подати, которые неизменно росли в течение всего правления Петра, то для сбора денег на строительство флота правительство изобрело новый способ. Отныне платить за флот должны были состоятельные лица.

Сначала власть обязала богатых купцов и землевладельцев строить корабли – одно судно на 8-10 тысяч дворов. Но когда стало понятно, что суда получаются непригодными для плавания, на нужды флота был учрежден специальный сбор – по 12,5 копеек со двора на церковных землях и по 10 копеек на прочих землях. Получаемых денег, естественно, не хватало, поэтому с первых лет войны характерными становятся вынужденные (экстраординарные) сборы: сбор десятой деньги с купечества, кроме того власть регулярно объявляет «запросы», т.е. срочный сбор средств, которые, как правило, платило посадское население (в 1706 году был «запрос» на содержание союзных саксонских войск, в 1708-м – «запрос» на кавалерию, в 1713-м – «для нынешней турецкой войны»).

На чрезвычайные налоги строили новую столицу – Санкт-Петербург, причём власти требовались не только деньги, но и люди. Будущих жителей Петербурга в принудительном порядке переселяли из центральных районов страны.

В занятом постоянными поисками источников денег окружении Петра I появились специальные люди, придумывавшие «новые» налоги – «прибыльщики». Самым известным из «прибыльщиков» стал бывший крепостной графа Шереметьева А.А. Курбатов. Именно ему принадлежит идея ввести в России распространённую в западных странах «орлёную» бумагу для официальных обращений. В XIX веке покупка «орлёной» бумаги превратилась в гербовый сбор. Другие «прибыльщики» предлагали ввести новые налоги и оброки, например, на бани, мельницы, «на промышленных людей» и, естественно, новые торговые пошлины. Апогея деятельность «прибыльщиков» достигла в 1704-1705 годах, когда указы о новых налогах появлялись ежемесячно, а иногда и ежедневно. Самым известным стал налог с бороды. Деятельность «прибыльщиков» давала лишь временный эффект, поэтому налоговая реформа становилась вопросом времени.

Эксперименты с экстраординарными налогами Петр завершил простым способом: указ от 26 ноября 1718 года о подушной переписи дал старт новой налоговой реформе – введению подушного оклада (подати). Именно подушная перепись и подушный оклад окончательно определили, кто на Руси платит (96,8 % – крестьяне и 3,2 % – посадские люди), а кто тратит – дворяне и священнослужители. Вплоть до 1887 года подушная подать составляла основу налоговой системы России.

Несмотря на многочисленные преобразования, Петру I так и не удалось создать центрального органа по управлению налоговой политикой. В разное время эти функции возлагались то на Бурмистерскую палату (Ратушу), то на Семёновскую и Ингерманландскую канцелярии, то, наконец, на Камер-коллегию. Для полной реализации своих замыслов у императора не хватило ни средств, ни времени.

Россия с большим опозданием вкатывалась в Новое время с его скоростями, технологиями, войнами и соперничеством. Оказавшись в неравных условиях, страна лишь чрезвычайным напряжением всех своих сил, в том числе финансовых, могла обеспечить себе место в Европе.

Литература

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Иван IV унаследовал от своего отца Василия III достаточно крупное для середины XVI века государство, которое простиралось от Урала на востоке до Финского залива на западе, а также от донских степей на юге и до Белого моря на севере. Огромная и малонаселённая территория, состоявшая в недавнем прошлом из удельных княжеств, требовала реформирования. Иван IV успешно справился с этой задачей, проведя несколько важнейших реформ, последствия которых ощущались и спустя 100 лет после его смерти. Например, Земский собор созывался до 1680-ых годов, а стрелецкое войско просуществовало до начала XVIII века.

Биографическая справка

Иван IV родился в 1530 году. Он был поздним ребёнком. На момент рождения его отцу Василию III исполнилось 52 года, а мать – Елена Глинская, наоборот, была молодой, 1510 года рождения. Иван Васильевич рано остался без отца и до 17 лет жил в условиях регентства своей матери, её фаворитов и бояр. Видимо, такое сложное детство отразилось на его тяжёлом характере и оставило в нём ненависть к боярству.

В годы регентства Елена Глинская успела провести денежную реформу и при ней же началось проведение губной реформы. Таким образом, реформаторская деятельность Ивана IV имела объективные предпосылки. Проблем в стране накопилось достаточно, их предстояло решить.

Самостоятельное правление Ивана IV длилось 37 лет, с 1547 по 1584 год. Оно стало вторым по длительности в династии московской ветви Рюриковичей, дольше на престоле находился только его дед Иван III – 42 года.

Первая половина правления, до 1564 была наиболее успешной в плане проведения реформ и внешней политики.

Избранная Рада

Ряд историков считают, что в реформировании страны молодому царю помогала существовавшая до 1560 года Избранная Рада. В неё входили царский духовник Сильвестр, воевода А.Адашев и, возможно, ещё какие-то деятели, например, митрополит Макарий, князь Курбский, дьяк Иван Висковатый. При царе существовала и Ближняя Дума – совет из знатных людей.

Административные реформы

Их было несколько, каждая имела свои особенности.

Губная реформа

Её проведение началось ещё в период регентства Елены Глинской за 10 лет до коронации Ивана IV. Цель реформы заключалась в том, чтобы процедуры преследования и наказания преступников и прочих “лихих людей” передать служилым людям. Этим должны были заниматься средние и мелкие дворяне, зажиточные крестьяне, мещане.

До реформы ситуация на местах с судопроизводством была неудачная и создавала возможности для злоупотреблений со стороны наместников и волостелей. После вынесения приговора они получали всё имущество осуждённого и платили небольшое вознаграждение доносчику. Был ещё и такой аспект – община местности, на которой совершено преступление, обязалась выдать виновного или заплатить виру (штраф).

Из-за неспособности наместников заниматься розыском, судом и наказанием, власти изменили порядок работы. В городах эти обязанности были переложены на приказчиков, а в уездах – на губных старост. Перечисленные должности являлись выборными, их занимали представители местного дворянства. Помощь им стали оказывать “целовальники”, которых также выбирали из среды мещан или зажиточных крестьян.

По итогам проведения реформы следствие стали вести лица, заинтересованные в результате своей работы по поимке преступников. К старостам и целовальникам предъявлялись высокие требования – имущественный ценз и уровень грамотности. Найти людей на новые должности оказалось непросто, ведь работа была беспокойная и неоплачиваемая. Государство не платило ни копейки старостам. Дворянство на местах шло на различные хитрости, например, могло выдвинуть на должность пожилого человека. Источником по данной реформе являются губные грамоты, первая из них датирована 1539 годом. Проведение реформы заняло почти 20 лет, по всему царству её завершили к 1556 году. Губой стал называться судебный округ, его деятельность контролировал созданный властями в Москве Разбойный приказ.

Земская реформа

Основу этой реформы заложил новый Судебник 1550 года. Горожане и крестьяне были наделены правом на отзыв наместника и замену его старостой, которого избирали на месте. Наместник до проведения реформы получал содержание в виде “кормления”. Его, согласно новому порядку, следовало выплатить в государственную казну. Эта реформа прошла быстрее в северных районах среди государственных крестьян, а в южных районах, где преобладало помещичье землевладение, она проводилась медленнее. Согласно земской грамоте, вводились такие новые должности: земские и выборные старосты, излюбленные головы, суди и старосты.

Реформа централизованного управления

Расширение территории государства в первой половине XVI века потребовало увеличения штата государственных служащих и создания новых органов управления в столице. Приказы появились ещё до воцарения Ивана IV, но именно в годы его правления они были объединены в единую систему с подчинением царю, Боярской Думе и земскому собору. Приказы могли иметь разные названия – палата, изба, двор, дворец, треть. Например, на приказ Казанского дворца было возложено управление новыми территориями на востоке и юго-востоке государства.

Судебная реформа

Вскоре после воцарения Ивана IV, Земский собор и Боярская дума приняли новый свод законов – Судебник 1550 года. Он содержал 100 статей. Основной его целью была ликвидация привилегий удельных князей и усиление роли центральных судебных органов. Судебником определялись правила судебного поединка, процесс борьбы с разбойниками, ограничения местной власти, размеры штрафов, правила суда над представителями духовенства. Он действовал почти 100 лет, до 1649 года.

Налоговая реформа

Судебник 1550 года ввёл новую единицу сбора налогов. Она стала называться большой сохой, её размеры зависели от качества земли. Дворяне получили налоговые льготы по сравнению с духовенством и крестьянством. Такой порядок сбора налогов просуществовало до 1670-ых годов.

Военная реформа

Большую часть своего правления Иван IV провёл в войнах, поэтому он усиливал все рода войск — пехоту, кавалерию, артиллерию, пограничную службу. Военная реформа включала в себя ряд мероприятий:

1550 год — создание первых стрелецких полков. Сначала стрельцов было 3000, к концу правления Ивана IV их численность выросла.

Ограничение местничества. В июле 1550 года царь приказал боярам и воеводам нести службу “без мест”, то есть без учёта знатности рода. Это привело к повышению единоначалия в армии.

Создание “ближнего войска”. Вблизи Москвы землю получили около 1000 детей боярских. Впоследствии они стали своеобразным кадровым резервом.

В 1556 было принято новое Уложение о службе.

В 1571 издан первый в истории России Пограничный устав.

В результате у московского царя в распоряжении была одна из сильнейших армий в Европе, около 100 тыс. человек.

Церковная реформа

Её проведением занимался митрополит Макарий с 1551 года. В комплексе законов для церкви, которые получили наименование “Стоглав”, разъяснялись вопросы касательно церковного землевладения и проведения службы. Государство усиливало контроль над церковью, например, ей запрещалось приобретать новые земли без донесения об этом верховной власти. В городах создавались книжные училища, таким образом, церковная реформа повышала и уровень образования населения.

Денежная реформа

Эту реформу тоже можно отнести к правлению Ивана IV, хотя её провели в годы регентства Елены Глинской. Причиной её проведения был начавшийся денежный кризис. По мере роста товарооборота, денег требовалось больше, а своих запасов драгметаллов было мало. Следовательно, росло количество фальшивомонетчиков. Власть пошла на решительные меры – изъятие старой монеты и дальнейшая её перечеканка по единому стандарту. В результате основной денежной единицей в обращении стала копейка. На этой серебряной новгородской монете чеканили изображение всадника с копьём.

Опричнина и конец Избранной рады

Итоги и результаты реформ Ивана IV Грозного

Для удобства понимания их лучше всего представить в виде таблицы:

Введение единой валюты — копейки.

Утверждён новый свод законов – Судебник 1550 года, отменены кормления, введено губное управление, появились должности земских старост, созданы десятки приказов.

Рост боеспособности армии, появление стрелецких полков и пограничной стражи. Войско Ивана IV одержало ряд крупных побед, например, в походах на Казань и Полоцк.

Историческое значение реформ Ивана Грозного

Несмотря на ряд внешнеполитических неудач в конце правления, Иван IV остался в истории России первым царем-реформатором. После его смерти Россия пережила Смуту, чему в немалой степени помогли созданные при нём стрелецкое войско и Земский собор.

Логично, что реформы имели и плюсы, и минусы. С одной стороны, появился свод законов и была усилена армия, с другой – централизация вызвала недовольство знати и этот фактор стал одной из политических причин Смуты.

Если сравнить его с современниками в Европе, то большинство из них тоже занимались реформами: Елизавета I в Англии, Сулейман Великолепный в Османской империи, Франциск I во Франции.

  1. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. — 480 с.
  2. Тюрин А.В. Война и мир Ивана Грозного – М.: «Издательство Эксмо», 2009. – 480 с.

  • Государственные реформы Ивана Грозного
  • Военные реформы Ивана IV Грозного
  • Детство Ивана IV Грозного

Да, согласна, при Иване Грозном окончательно сложилась сословно-представительная монархия и была значительно расширена территория России (именно в правление Грозного Русь стали иногда называть Россией). Но страшный след, оставленный в истории этим монархом, начисто перечеркивает все его достижения. Опричнина и отчаянное уничтожение собственных подданных, причем изуверскими способами, — в этом огромная доля личной вины Грозного, и этого народ не забудет никогда.

Иван Грозный слишком неоднозначная личность, слишком одиозная фигура в истории России, чтобы однозначно осуждать или обелять его. К тому же прямых сведений о его правлении сохранилось на удивление мало, и большая часть знаний, преподаваемых в школе, при ближайшем рассмотрении оказывается лишь теориями. Да, общепринятыми, но всего лишь теориями, базирующимися на хрупких косвенных подтверждениях.

Достаточно много документов того времени не сохранилось, но все же имеются принятые по приказу Ивана Грозного Судебники и иные нормативные акты, существуют различные церковные книги, в которых упоминается правление царя и его деятельность, потому не имеющими подтверждения сведениями его правление назвать никак нельзя.

Я бы не стала утверждать, что сведения, преподаваемые в школе о правлении Грозного, носят обобщенный характер и не подтверждены историческими фактами. Достаточно заглянуть в источники: например, сохранились списки убитых по приказу Грозного, списки казненных и заключенных, показания тех, кто был осужден на мучительную гибель. Кроме того, существуют труды маститых историков: Ключевского, Кармазина, которые полностью опирались на источники и ничего от себя не сочиняли. Там вполне можно найти правду.

Соглашусь, что монархия была сословной, но разве она была представительской? Разве существовал орган, имевший реальное влияние на решение царя? Едва ли ни единственным сословно-представительским органом в доимперской истории был Земский собор, который избрал Михаила Романова на царство.

С реформ Ивана Грозного начался период укрепления государства, который стал основой формирования сильной империя. С этого момента можно говорить о существовании сильного и целостного государства.

Ну собрались тут историки …

Несмотря на его жесткое правление, было сделано очень многое. И как историческая личность, он довольно интересный человек. В школьные годы, немного упустила эту тему, но сейчас с большим интересом восполняю пробелы.

Слово «цезарь» не имеет ничего общего с монголо-татарами и игом. Оно напрямую было заимствовано Грозным из Византии в формулировке «кесарь» и образованного от нее слова «царь». Надо помнить, что Иван был внуком племянницы последнего Византийского императора Софьи Палеолог. Еще в детстве он перечитал всю доступную во дворце литературу и утвердился в мысли, что является наследником Византийского императора, так как Византия к тому времени пала под ударами турок.

Да мы сейчас это изучаем в 7 классе я историю хорошо знаю, и мне легко это запомнить 🙂

Удивительно, что об эпохе Ивана Грозного мы знаем в основном по мемуарам иностранцев, и никакому серьезному историческому анализу эти источники не подвергались. Маститые историки — Карамзин, Ключевский, даже Соловьев — с полным доверием брали оттуда сведения, а ведь как важно проанализировать, вдруг авторы имели основания писать предвзято?

Стрелецкие полки — это пехотное войско, вооруженное огнестрельным оружием. Стрелецкая служба переходила от отца к сыну. Военные занятия совмещались с обычной мирной жизнью. Не существовало систематического строевого обучения и навыков «регулярного боя».

Цель не оправдывает средства ее достижения. Жизнь в эпоху правления Иоанна Грозного-сущий ад! Но мне понравились строки из предисловия А.К.Толстого к роману»Князь Серебряный»: «При чтении источников перо не раз выпадало у автора из рук не столько от мысли.что мог существовать Иоанн 4.сколько рт мысли.что могло существовать общество.что смотрело на него без негодования».

Добавить комментарий Отменить ответ

Histerl
Histerl © 2014-2021 :: Контакты :: Карта сайта :: Дворцовые перевороты :: Романовы :: Войны :: Правители :: ВОВ :: Все даты по истории ::

1 ответ

Реформа с сфере налогообложения была проведена Иваном Грозным совместно с Избранной Радой в 1551 году. Налог платили в зависимости об владения землей. Единицей измерения была “большая соха” (это была одна четвертая часть гектара). Эта реформа привела к тому, что служилое сословие – бояре и дворяне платили меньше всех налог ( но они несли военную службу). Больше всех налог был у крестьян, чуть меньше у священнослужителей.

Оценка: 4 ( 25 голосов)


Похожие вопросы
  • 1. Реформа государственного управления Ивана 4
  • 2. Реформы избранной рады (таблица 7 класс)
  • 3. Большая соха при Иване Грозном это что такое?
  • 4. Иван Грозный, таблица (правление, реформы)
  • 5. Реформа местного самоуправления Ивана 4
  • 6. Реформа местного управления – год, значение, налогообложения
  • 7. Государственные реформы Ивана 4

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Микеланджело Буонарроти 419
  2. 2. Илья Толпекин 273
  3. 3. Николай Касаткин 230
  4. 4. Анна Емельянова
    Анна Емельянова 202
  5. 5. Полина Иванова 153
  6. 6. Артём Хуснутдинов 121
  7. 7. Игорь Проскуренко 119
  8. 8. Ева Кривчик
    Ева Кривчик 105
  9. 9. Дмитрий Шиндин 97
  10. 10. Сафия Камалетдинова
    Сафия Камалетдинова 90
  1. 1. Игорь Проскуренко 24,291
  2. 2. Кристина 1
    Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. Ekaterina
    Ekaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бро
    Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth Vader
    Darth Vader 17,856
  6. 6. Алина Сайбель
    Алина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария Николаевна
    Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова
    Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza
    Liza 15,165
  10. 10. Дмитрий Прошин
    TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

К тому, кто не проводит реформ, постучит Реформация.

Ежи Лец

Избранная рада это неофициальный орган, который состоял из лиц приближенных к Ивану Грозному. Деятельность Рады осуществлялось в период с 1549 по 1560 года. Фактически это был орган, который осуществлял непосредственное управление страной, а также реализовал большинство реформ с целью создания единого централизованного государства. В сегодняшней статье мы рассмотрим реформы Избранной Рады, их влияние на судьбу России, а также последствия тех преобразований, которые были проведены за годы работы данного негласного органа.

Предпосылки образования

Иван Грозный очень рано потерял отца и мать, и фактическое управление страной брали на себя бояре, которые его окружали. Это привело к тому, что на Руси происходили постоянные войны между группировками бояр, за власть. Эти противостояние приводили к ужасным последствиям, в ходе которых гибли люди, терялись города, проигрывались войны. До своего несовершеннолетия молодой царь ничего не мог с этим поделать. Однако в 1547 году Иван Грозный принял царствование и решил отдалить от себя бояр, и окружить себя людьми, которым он может доверять. Главная задача, которая стояла на тот момент перед царем, заключалась в создании единого государства, и собирание всех русских земель вокруг Москвы. Для этого Избранная Рада проводила различные реформы, которые охватывают все сферы жизнедеятельности.

Состав Избранной Рады

Задачи избранной рады заключалось в обсуждение тех задач и процессов, которые происходят в стране и за ее пределами, и поиск пути решения этих проблем, которые накопились. В состав этого органа входили следующие люди:

  • А. Курбский
  • Священник Сильвестр
  • Митрополит Макарий
  • А. Адашёв
  • И. Висковатый

Некоторые историки приписывают данному кружку Воротынских, Шереметьевых и других. Проблема заключается в том, что большинство историков приписывают к Избранной Раде большое количество людей, но редко могут подтвердить документально (или еще как-то) их причастность к данному органу.

Реформы Избранной Рады при Иване Грозном

Начало реформ

Фактически с первых месяцев существования Рады ее участники занялись тем, что начали разрабатывать план объединения русских земель в единый политический центр. Начало этих преобразований случилось в 1549 году. Тогда был проведён первый в истории России Земский собор. Этот собор представлял собой не что иное, как собрание всех правителей всех русских земель. Иван Грозный обратился к присутствующим с заявлением о том, что он осуждает о тех преступлениях, которые проводили бояре пока царь был малолетним, и обещал хранить верность стране и хранить жизнь своих подданных. В дальнейшем именно Земские соборы проводились для того, чтобы проводить реформы и понимать, в каком направлении эти реформы нужно осуществлять. Примечательно, что именно при Иване Грозном в данный орган власти стали вступать не только представители боярских семей, но и представители менее знатных сословий.

К реформам Избранной Рады относят следующие начинания:

реформы избранной рады

Стоглавый собор - церковная реформа

В 1551 году состоялся Церковный собор. Руководил этим собором митрополит Макарий, один из самых активных участников Избранной Рады. Кроме того, в работе этого собора принимал участие лично царь. Результатом деятельности данного собора является создание единого сборника документов для церкви. Этот документ состоял из 100 глав, поэтому сам собор получил название Стоглавого. В рамках данной реформы были проведены следующие мероприятия:

церковная реформа - стоглавый собор

  • Упорядочение обрядов. Собор сделал единообразными все обряды, которые проводятся в рамках религии по всей стране.
  • Определение единых святых. Были канонизированы новые святые, которые признавались на всей территории страны в рамках единой религии.
  • Создание единых правил поведения для священников. Фактически речь идет об ужесточении дисциплины.
  • Была обозначена важнейшая роль церкви - просвещение населения.

В результате церковной реформы произошло создание единых религиозных норм, а также подведение религии к единым стандартам для всей страны.

Реформа местного управления

За годы, пока страной фактически управляли бояре, эффективность работы местных органов власти стала крайне низкой. Именно поэтому реформы Избранной Рады при царе Иване 4 на начальном этапе были направлены на формирование местного управления. Данная реформа была проведена в 1556 году.

Эти реформы Избранной Рады отменили по всей стране систему, так называемых, кормлений, а также отменили наместничество. Вместо нее была создана должность Губных старост . Этот староста избирался землевладельцами конкретного района страны. Что касается городских управляющих, то здесь избирались Земские старосты . А непосредственно для управления городом избирался Городовой. Фактически были образованы выборные органы власти, которые наделялись огромными полномочиями. В частности, именно эти люди следили за обеспечением законности, а также вершили суд. Важно отметить, что судебные функции были возложены в том числе и на церковь, которая имела полное право самостоятельно проводить суды.

реформа местного управления

Кроме того реформа местного управления Избранной Рады коснулась и создания новых приказов. Были созданы такие приказы как:

  • Челобитный приказ - занимался распределением тех челобитных, которые поступали в адрес царя.
  • Посольский приказ - занимался отношениями с другими государствами. Фактически аналог современного министерства иностранных дел.
  • Поместный приказ - занимался решением вопросов о поместьях и вотчинах.
  • Земский приказ - отвечал за обеспечение правопорядка в Москве и некоторых других городах.
  • Разбойный приказ - отвечал за противодействие разбоям, которые массово проводились в стране.

Также было создано огромное количество других приказов: разрядный, ямской, большого прихода, новой четверти, большой казны, холопский, тайных дел, казанского дворца, сибирский, стрелецкий, пушкарский, казачий. Приказы в государственной жизни России играли основополагающую роль, поскольку именно они отвечали за различные аспекты жизнедеятельности государства. Фактически они были местными органами управления, которые выступали промежуточным звеном между населением и царем.

В результате этих преобразований были полностью изменены принципы управления страной.

Военная реформа Избранной Рады

Военная реформа началась в 1550 году. Основная первоначальная идея реформы заключалась в том, чтобы сформировать армию не на основе знатности рода, а на основе военных талантов. Для этого было создано специальное положение, согласно которому высшее командование армии должно было формироваться не по знатности рода, а людьми, которые проявили свой воинский талант. Одним из первых таких подразделений стало Избранная тысяча.

Избранная тысяча это специальный воинский отряд, созданный на основе ополчения, который формировался по новому принципу и подчинялся лично царю.

Кроме того в этот период времени начали формироваться первые стрелецкие полки. Это были специальные полки, которые представляли собой переходное звено между временной и постоянной армии. Поэтому когда мы говорим о создании регулярной армии в России, подсчет времени нужно начинать не с эпохи Петра первого, а с Ивана Грозного реформы Избранной Рады.

военная реформа рады

Говоря о военной форме, необходимо отметить, что она проводилась в три этапа:

В результате мы можем говорить о том, что реформы Ивана Грозного были уникальными для своей эпохи и направлялись на то, чтобы создать единое централизованное государство. Это было необходимо для объединения русских земель, а также для создания сильного и конкурентоспособного государства, которое могло бы за себя постоять. Доказать, что реформы Избранной Рады прежде всего укрепляли центральную власть, очень просто. Ведь все изменения, которые происходили в стране, были направлены на создание вертикали власти, где все решения принимал царь.

Причины падения Рады

падение избранной рады

В 1560 году деятельность Избранной Рады была закончена, а сам этот орган был распущен. Однозначные причины таких событий историки не называют, но есть 2 общепринятые версии. Согласно первой версии Иван 4 имел существенные разногласия с членами Рады по вопросам внутренней и внешней политики страны. Согласно второй версии царь заподозрил представителей рады в том, что они были виновны в отравлении царицы Анастасии. В любом случае, орган был распущен и его деятельность прекращена. Хотя успели они сделать очень многое.


«Москва при Иване Грозном». А.М. Васнецов.


Установление царской власти .

Иван IV, прозванный в народе — Грозный, сын Василия III , был первым царем Руси.

Правителем он стал в три года в 1533 году, после смерти отца,

До исполнения Ивану 14 лет, государством правила его мать — Елена Глинская, то ест она была регентом.

Иван был свидетелем борьбы за власть боярских группировок — это были Шуйские, Бельские и Глинские. Все они входили в регентский совет.

Когда происходило венчание Ивана IV на царство?

Венчание на царство произошло 16 января 1547 году. (Ивану IV было 16 лет).

Обряд венчания проводил митрополит Макарий, он возложив князю шапку Мономаха — назвал его первым царем всея Руси.

Причины принятия царского титула:

Слово "царь – от латинского Сaesar, оно превратилось из личного имени талантливого римского полководца в императорский титул. Царями на Руси именовали византийских и германских императоров, а также ордынских ханов. Поэтому, провозгласив себя царем Иван достигал одновременно нескольких целей.

  • демонстрация полной независимости Руси от Орды и, более того, равенств с нею;
  • подчеркивание претензии Русского государства на византийское наследие;
  • царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой, т.к. русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором - германским.
  • обретение царского титула имело значение не только для внешней, но и для внутренней политики: став царем, государь поднимался на недосягаемую высоту над многочисленными князьями, в том числе и потомками великих (тверских, суздальских, ярославских и др.) князей.
  • в Византии император фактически возглавлял даже церковь, все поучения византийских отцов церкви о почитании царя теперь переносились на государя всея Руси, власть царя стала почитаться как божественная.

После этих событий приближенные к молодому царю дворяне создали неформальное правительство — Избранную Раду. В нее входили Адашев, Курбский, Сильвестр и др. Избранная рада провела ряд реформ для создания органов сословно-представительной монархии.

Реформы середины XVI в.

Приближенные к молодому царю дворяне создали неформальное правительство — Избранную Раду. Избранная рада провела ряд реформ.

Состав Избранной рады:

  • дворянин А. Ф. Адашев,
  • священник Сильвестр,
  • князь М. И. Воротынский,
  • князь А. М. Курбский,
  • боярин И. В. Шереметев,
  • дьяк И. М. Висковатый,
  • Избранную раду поддерживал и глава Русской православной церкви митрополит Макарий.

Основные реформы Избранной рады.

Реформы органов власти.

  • Созыв Земского обора – высшего органа управления.

Февраль1549 года - Иваном IV был созван Земский собор - Собор примирения.

Цель: решение проблемы злоупотребления местных чиновников и отмена кормлений.

Земский собор – высший орган управления, собрание представителей от каждого сословия населения, кроме крепостных крестьян.

На Земском соборе обсуждались политические, экономические и административные вопросы.

  • Создание приказов.

Приказы стали основными органами центрального управления, каждый приказ имел чёткие функции.

  • Челобитный приказ принимал жалобы, подаваемые на имя царя, — челобитные, а также контролировал другие государственные учреждения. Это был главный приказ, его возглавлял А.Ф. Адашев.
  • Посольский приказ руководил внешней политикой России.
  • Разрядный приказ ведал военным делом, назначением воевод, сбором ополчения, распределением служилых людей по полкам, обеспечением земельным и денежным жалованьем.
  • Поместный приказ— ведал землевладением.
  • Земский приказ – ведал управлением Москвы, сбором налогом с тяглового населения и судом над ними.
  • Стрелецкий приказ – ведал стрелецким войском.
  • Разбойный приказ – занимался судом над «лихими людьми».
  • Ямской приказ– организация почтовой службы.
  • Казанский приказ – ведал присоединёнными территориями.

  • Реформа органов местного самоуправления.

В 1556 г. — реформа местного управления.

Цели реформы:

  • наладить контроль центра над местным управлением,
  • покончить с произволом полусамостоятельных кормленщиков,
  • увеличить сбор налогов.

Основное содержание реформы местного управления.

1556 г. – отмена кормлений («кормление» — содержание государевых наместников местным населением деньгами и продуктами этого наместника и его двора.)

Создание аппарата местного самоуправления:

  • Введены должности выборных старост из дворян– губные старосты. Губа — это территориальный округ, совпадающий, как правило, с волостью или уездом. Старост избирали землевладельцы округа из своей среды.
  • В помощь старостам выбирались "целовальники" (при вступлении в должность они целовали крест).
  • Там, где большинство населения составляли черносошные (лично свободные) крестьяне, а не дворяне, а также в городских общинах местное самоуправление осуществляли выбранные населением земские старосты (то есть «от земли).
  • В городах избирались городовые приказчики.

ВАЖНО!

Все избранные на выборные должности получали жалованье.

Полномочия выборных органов:

  • вершили суд,
  • следили за соблюдением законов и порядка,
  • осуществляли сбор податей (денежных налогов).

Права самоуправления получило и духовенство.

Органы самоуправления защищали интересы избиравшего их населения.

ИТОГИ реформы:

  • усиление контроля за деятельностью местных властей;
  • появление заинтересованности в выборной должности, так как за неё платили жалованье,

  • Судебная реформа.

1550 – принятие нового Судебника.

Цель: усиление царской власти.

Основное содержание Судебника:

  • большая часть статей касалась управления и суда.
  • пресекался произвол наместников.
  • появились "судные мужи" - выборные лица от каждого сословия, контролировавшие судебные разбирательства, а также следили за тем, чтобы представители суда не получали взяток от судящихся – впервые было введено наказание для несправедливых судей.
  • наказания других лиц зависело оно от сословной принадлежности потерпевшего;
  • был подтверждён Юрьев день (право перехода в определённый период от одного помещика к другому), но значительно повышено пожилое (плата за пользование землёй помещика).

  • Военная реформа.

Основное содержание венной реформы:

  • 1550- создание стрелецкого войска.
  • 1550- создание выборной «тысячи лучших слуг» - личной охраны царя.
  • 1552- формирование конных сотен.
  • 1556- «Уложение о службе».
  • 1571- Пограничный устав.
  • Развитие артиллерии.

1556 г.- принятие "Уложения о службе", регулировавшее вопросы формирования армии и порядка службы.

Основное содержание «Уложения о службе»:

  • начинало службы в армии с 15 лет.
  • Вотчинники (бояре)несли службу на равных с помещиками условиях. Каждый феодал должен был выставить одного конного воина с каждых 150 десятин (170 га) земли.
  • Кто выставлял воинов больше положенного, получал денежное поощрение, а кто меньше, платил штраф.

В итоге – значительное увеличение численности русской армии. Периодическое проведение военных смотров.

1550 г. – создание первого постоянного полурегулярного (так как в мирное время занимались не военным делом, а ремеслом) стрелецкого

войска, которое содержалось на средства казны.

Основной военной силой оставалось дворянское ополчение.

Итоги военной реформы:

  • Значительное повышение боеспособности армии.
  • Уложение о службе во многом уравнивало права вотчинников (бояр) и помещиков (дворян),способствовало формированию общерусского служилого земледельческого сословия, все представители которого обязаны были нести государеву военную службу.

Таким образом, комплекс мер, проведенных в период 1550-1571 годов позволил увеличить эффективность и численность войсковых соединений, заложил основы будущей регулярной армии, улучшил общую координацию армии, обеспечил взятие Казани в 1552 году, штурм ряда крепостей во время Ливонской войны и разгром направляющегося для разграбления Москвы крымско-татарского войска в битве при Молодях 1572 года.

  • Реформа церкви.

Церковная реформа – это комплекс законов (Стоглав), принятый на Стоглавом соборе в 1551 году, и касающийся вопросов церковного землевладения, религиозных образов и разъяснений относительно соотношения различных норм государственного права с церковным.

Цель: попытка Ивана Грозного упорядочить церковный институт, по его мнению чрезмерно много уделяющий внимания стяжательству и слишком мало — культурному воспитанию народа.

1551 г.- Стоглавый собор при участии царя, Боярской Думы и духовенства ( название собор получил по количеству глав принятого документа – 100).

Цель: решение вопросов о жизни и быте служителей Православной Церкви, унификация обрядов и святых.

Основное содержание положений Стоглавого собора:

  • приведение к единообразию церковных обрядов,
  • признание всех местных святых общерусскими,
  • разработаны правила поведения для духовенства с целью повышения его образовательного и нравственного уровня,
  • запрещение заниматься священникам ростовщичеством,
  • ограничение роста церковного землевладения,
  • организация школ для подготовки священников,
  • установление правил строительства церквей, написания икон.
  • Иван IV добился того, чтобы больше Церковь не могла приобрести землю без его разрешения.
  • Земли, приобретенные Церковью до Стоглавого собора, оставались в её владении.

Итоги:

  • собор способствовал централизации власти в стране,
  • усилилась роль церкви.

    Налоговая реформа.

Была проведена всеобщая перепись.

Судебник 1550 года установил новую норму налогообложения — большую соху. В зависимости от принадлежности к сословному слою (крестьянству, дворянам или церкви), а также от качества земли, различалась норма большой сохи.

Введение новой системы налогообложения: прежний подворный налог был заменен поземельным - "большая соха".

Размеры сохи зависели от сословной принадлежности. Так у крестьянина земли было мало, а налог он платил большой.

Ущемлялись и интересы церкви.

Помещики пользовались наибольшими привилегиями.

Кормления были заменены жалованиями - помоги. Вместо кормлений, шедших в руки наместников и волостелей, появился кормленый откуп, поступавший в казну. Уже из казны данные налоговые поступления выдавались в качестве жалований тем, кто вывел на службу больше людей или тем, кто имел земли меньше нормы.


  • Опричнина и закрепощение крестьян.

В 1560 г. Иван IV распустил Избранную раду.

1565 г.- введение опричнины.

Цель опричнины – укрепление личной власти царя, используя метод усиления власти путем террора.

Опричнина – это и часть государства с особым управлением для содержания всего царского двора и контролирующих людей — опричников.

Опричники принадлежали и полностью подчинялись царю. Они совершали различные карательные операции, для контроля населения путем репрессий.

В годы опричнины государство было и поделено на:

  • опричнину – часть государства, которой управлял царь,
  • земщину – здесь властью была Боярская Дума.

От опричнины пострадало множество населения, вне зависимости от слоев, даже митрополит Филипп, который осудил ее, был задушен опричником Малютой Скуратовым.

Самой кровопролитной расправой было шестинедельная расправа опричников над жителями Новгорода (1569-1570).

Итоги опричнины:

  • установление самодержавной власти царя,
  • невозможность дальнейшей раздробленности государства.

Негативные последствия опричнины:

  • разорение государства,
  • ослабления войск,
  • нарушение работы государственного аппарата,
  • дальнейшее закрепощение крестьян, а в 1581 году были установлены заповедные лета, годы, в течение которых которые был запрещен переход в Юрьев день.

ИТОГИ всех реформ Ивана Грозного:

  • усиление самодержавия и единовластия царя, централизации управления;
  • снижение финансовой и административной независимости церкви;
  • определение страндартов церкви;
  • усиление армии;
  • улучшение системы налогообложения;
  • дальнейшее закрепощение крестьян.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Читайте также: