Налоговая реформа екатерины 2

Опубликовано: 27.04.2024

экономические науки

  • Алхузина Алина Халитовна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • УКАЗ
  • ЕКАТЕРИНА II
  • НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
  • НАЛОГИ
  • РЕФОРМЫ

Похожие материалы

  • Особенности управления внеоборотными активами предприятия
  • Из чего складывается и как определяется уровень жизни населения
  • Анализ зарубежного опыта развития регионального маркетинга
  • Сущность и формы потребительского кредитования
  • Кредитование потребительских нужд населения Сбербанком и тенденции его развития в современных условиях

Период правление Екатерины II Великой характеризуется совершенствованием системы финансового управления. В годы царствования императрицы Екатерины II были изданы следующие указы о сборе налогов:

  1. 7 ноября 1775 г. – «Об учреждении губерний Всероссийской Империи и передаче дел по финансовому управлению Казенным палатам во главе с Губернскими стряпчими Казенных дел»;
  2. 24 октября 1780 г. – «Об учреждении Экспедиции о государственных доходах, контроле и ревизии счетов, взыскании недоимок, недоборов и начетов». В следующем году она разделилась на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая – расходами, третья – ревизией счетов, четвертая – взыскиванием недоимок, недоборов и начетов.

Екатериной II были отменены многие откупы и монополии, снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Упорядочено управление финансами, в том числе в губерниях.

В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества [3]. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Объявлял о своем капитале каждый купец сам «по совести». Проверки имущества не производилось, доносы на его утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1% от объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено Городовое положение, которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию. Ставка налога осталась прежней.

В соответствии с Манифестом от 7 ноября 1775 г. для управления делами в Российской Империи были учреждены Казенные палаты по одной в каждой губернии [2].В 1780 г. в ходе проведения административных преобразований, Екатерина II учредила должность Государственного казначея.

Налоги при Екатерине II также взимались с содержателей плотомоен и прорубей, с перевозов, с рыбных ловель, с подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу [3]. Появляются первые заемные средства в бюджетах городов и проценты со вкладов в банки.

С 1797 г., уже после смерти императрицы, российские губернии разделяются на четыре класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного назначения, и для каждого класса были определены отдельные подушные оклады.

Подводя итог можно сказать, что императрица стремилась облегчить систему налогообложения для простых людей, что привело к упорядоченному управлению финансами, в том числе в губерниях. В этот период укрепляются бюджеты городов.

Список литературы

  1. Теория налогообложения. Продвинутый курс [Текст]: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / И. А. Майбуров, А. М. Соколовская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 591 с.
  2. Маркова, А. Н. Экономическая история России [Текст]: учебник для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» / А. Н. Маркова, А. В. Сметанин, Ю. К. Федулов; под ред. Ю. К. Федулова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 319 с.
  3. История России: Учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 608 с.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Законы, не сохраняющие меру в добре, бывают причиною, что отсюда рождается безмерное зло.

    Екатерина Вторая

    Проводимая Екатериной политика просвещенного абсолютизма, требовала реформирования страны, которая только начала отходить от эпохи Дворцовых переворотов. Такие изменения в России действительно происходили, но реформы Екатерины 2, в отличии, например, от петровских, не столько создавали сильное государство, сколько создавали сильную элиту в государстве. Причем, чем ближе к концу правления Екатерины, тем эта тенденция становится отчетливее.

    Основные направления реформ Екатерины Второй

    Реформы Екатерины 2 затронули все аспекты внутренней политики. Она реформировала страну, создавая централизацию власти в Петербурге, а также воздействуя на социальную структуру страны для формирования элиты. Ниже приведена таблица, в которой рассмотрены основные направления реформаторской деятельности императрицы и некоторые результаты, к которым это привело.

    Таблица: Реформы Екатерины 2 и их основное направление
    Годы реализации Название реформы Суть и краткие результаты
    1763 Восстановлен Сенат Систематизировалась судебная система России, а Сенат делился на 6 департаментов.
    1763-1764 Секуляризация церковных земель Конфискация государством церковных и монастырских земель, а также крестьян, которые на этой земле трудились.
    1764-1782 Структура местного управления на окраинах:
    Ликвидирована автономия Украины и казачьих районов (Яик, Запорожье, Дон) - 1764.
    Губернская реформа - 1775
    Городовая реформа - 1782
    Введение крепостного права на Украине - 1783
    Устанавливалась система управления страной, которая делилась на губернии и подразделялась на уезды. Все регионы страны обладали примерно одинаковыми правами.
    1785 Жалованная грамота городам.
    Жалованная грамота дворянству
    Окончательно сформировалась новая элита, на которую опиралась власть Императора.
    1786 Школьная реформа Первая масштабная попытка введения начального образования для всех сословий.

    Реорганизация Сената

    Реформа реорганизации Сената Екатериной 2 была проведена 25 декабря 1763 года. Основная идея этой реформы заключалась в создание системы судебного управления страной, где функции власти будут разделены между шестью департаментами:

    1. Решал важнейшие дела из области политики в Санкт-Петербурге.
    2. Решал судебные дела в Санкт-Петербурге.
    3. Осуществлял надзорные функции над образованием, искусством, медициной, транспортом и наукой.
    4. Контролировал военную отрасль России. Этот департамент отвечал как за сухопутные, так и за морские подразделения.
    5. Решал политические дела в Москве.
    6. Осуществление судебных функций в Москве.

    Главой Сената и Первого департамента назначался генерал-прокурор. Он имел право лично докладывать императору. Остальные Департаменты возглавляли обер-прокуроры, которые отчитывались и докладывали главе Сената.

    Судебная система России при Екатерине 2

    Секуляризация

    После смерти Петра 1 церковь начала восстанавливать свои привилегии и влияние. Да, церковь была удалена от управления страной, но она сохраняла свои земли, имущества и право владеть крепостными крестьянами. Последнее было ликвидировано в 1764 году, когда произошла Секуляризация церковных земель. Эта реформа предполагала:

    • Церкви и монастыри лишаются права на землю и на крепостных. В результате более 900 тыс крестьян перешли из статуса «церковных» в статус «государственные».
    • Церкви и монастыри сохраняли право на недвижимое имущество.

    Тем самым был нанесен удар по независимости и самостоятельности церкви, ведь она лишилась основного источника своего дохода.

    Система местного управления

    Рассматривые реформы местного самоуправления Екатерины 2 важно отметить, что эти изменения создали основы бюрократии, значительно расширив штат чиновников. Реформа была издана в 1775 году и называлась «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Губернии в России появились еще при Петре 1. Петр Алексеевич разделил страну на 8 губерний. Екатерина 2 вместо 8 губерний ввела 50, которые делились еще и на уезды.

    Система местного самоуправления России после 1775 года

    Краткая суть этих реформ Екатерины 2:

    • Страна делилась на губернии (население 300-400 тыс человек), которые делились на уезды (население 20-30 тыс человек).
    • Во главе губернии стоял генерал-губернатор, который набирал штат помощников, вице-губернаторов. Также ему подчинялся полицмейстер.
    • Окончательно формирование судебной системы.
    • Местное управление передавалось в руки избранным сословиям, на которые власть планировала опираться.

    Одновременно с созданием системы местного управления, Екатерина 2 ограничивала самостоятельность, автономность, отдельных районов страны. Например, в 1764 году автономии была лишена Украина и в том же году ликвидировалась система гетманства. Последним гетманом Украины был Разумовский. Это был шаг для того, чтобы в стране действовали единые законы и не был исключений. В том же 1764 году автономии были лишены другие казацкие земли - Дон, Яик и Запорожье.

    В период правления Екатерины II (1729-1796 гг.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 году по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала, причем размер капитала записывался «по совести каждого».

    Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42% государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

    Вплоть до середины XVIII в. в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать». Впервые же в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 году известный русский историк А. Поленов (1738-1816 гг.) в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России». А с XIX в. термин «налог» стал основным в России при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства.

    Во второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Полная отмена подушной подати началась в 1882 году.

    Вторым по значению налогом выступал оброк плата казенных крестьян за пользованием землей. Особую роль начинают играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых большой скоростью и т.д.

    В этот же период начинает развиваться система земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений.

    Становление российской налоговой системы продолжалось своим чередом вплоть до революционных событий 1917 года. В дореволюционной России основными являлись следующие налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; промысловый налог; алкогольные акцизы и др.

    В 1898 году Николай II ввел промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства. В этот период большое значение имел налог с недвижимого имущества. Кроме того, отмечается рост налогов, отражающих развитие новых экономических отношений в России, в частности, сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги за право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог за прописку и т.д.

    После революции 1917 года основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и имели ярко выраженный характер классовой борьбы. Например, декретом СНК от 14 августа 1918 года был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников. В октябре 1918 г. введен чрезвычайный 10-миллиардный налог. Вместе с тем налоги как правовая система перестали играть главную роль в финансировании государственных потребностей. Эту роль выполняли контрибуции, эмиссия денег и продразверстка.

    Первые налоговые преобразования относятся к эпохе новой экономической политики. Интересно отметить, что переход на новые экономические отношения в Советской России начались с доклада В. Ленина от 15 марта 1921 года, посвященного в первую очередь налоговым преобразованиям - «О замене продразверстки продовольственным налогом». В этот же период закладываются основы налоговой системы советского государства.

    В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений - действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны.

    В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

    Финансовое положение России в царствование Екатерины II было чрезвычайно сложным. Войны с Турцией и Швецией, разделы Речи Посполитой, участие в борьбе против революционной Франции, рост бюрократического аппарата — все это требовало чрезвычайного напряжения материальных сил и средств государства.

    Государственных доход России складывался главным образом из прямых и косвенных налогов. Важнейшим среди них являлась подушная подать, введенная Петром I. Ее платили все мужчины, внесенные в ревизские сказки, за исключением дворян (предполагалось, что они служат в армии или чиновниками), солдат, священников и т. п. Кроме того существовал ряд косвенных налогов, объединенных общим названием «канцелярские сборы» (в том числе известные петровские налоги на бани, бороды и старорусское платье). За 34 года правления Екатерины II доходы от налогообложения возросли в 4 раза. Бюджет пополнялся также за счет дохода от государственных или находящихся в государственном управлении предприятий, таможенных сборов, доходов от питейной и соляной монополий (приносивших соответственно 25 и 8 % общего национального дохода), а также оброка, т. е. налога, выплачиваемого государству податным некрепостным населением.

    Императрица старалась вовремя возвращать внешние займы. Так, предметом ее гордости явилось то обстоятельство, что сразу после российско-турецкой войны 1768—1774 гг. она смогла вернуть задолженность Голландии. Тем не менее, к концу царствования Екатерины II образовался значительный внешний долг.

    Постоянный недостаток средств заставил правительство прибегнуть к выпуску бумажных денег — ассигнаций. Первоначально планировалось выпустить ассигнаций на 1 млн руб., но уже к 1774 г.

    Мануфактура. Во второй половине XVIII в. строительство мануфактур приобрело массовый характер. Так, если в 60-х гг. XVIII в. в России было 504 мануфактуры (половина из них — текстильные), то в конце столетия их насчитывалось уже 1249, из них 167 — металлургических.

    Металлургия развивалась особенно стремительно: выплавка чугуна за полстолетие увеличилась в пять раз и в конце века составляла 10 млн пудов. На Урале появились десятки медеплавильных предприятий — в 60-х гг. XVIII в. их было 58. В середине столетия на Урале стали действовать и первые золотопромышленные предприятия. В то же время в упадок пришли старые металлургические районы: Тульско-Каширский, Устюжно-Железопольский, Олонецкий. Не получили продолжения опыты промышленной эксплуатации месторождений нефти на территории Коми края и Башкирии, а также каменного угля в пределах современных Донецкого и Кузнецкого бассейнов.

    В 60?70-х гг. в металлообрабатывающей промышленности наблюдался экономический кризис, который объяснялся (без учета ущерба, нанесенного восстанием Е. Пугачева) ростом стоимости перевозок и услуг и отсутствием технической модернизации. Определенные меры правительства по восстановлению разрушенных в ходе восстания предприятий, поощрение предпринимателей, а также облегчение положения работных людей привели к постепенному восстановлению производства продукции этой отрасли. Способствовало этому и повышение цен на чугун из-за растущего заграничного спроса, а также из-за расширения потребностей внутреннего рынка в продукции металлообрабатывающей промышленности.

    Изменилась география размещения предприятий в легкой промышленности. Москва оставалась лидером в шелковом производстве. Парусно-полотняная промышленность интенсивно развивалась на периферии, к северу и западу от Москвы, что связано было с близостью источников сырья: здесь издавна возделывались лен и конопля. Суконные мануфактуры были построены в южных районах, где бурно развивалось овцеводство. В конце XVIII в. на Украине действовало уже более 20 суконных мануфактур (наиболее крупные — Рясская, Путивльская, Лутковская). В 60-х гг. появились первые мануфактуры в Прибалтике: стекольная в Эстонии (1764), бумажная в Латвии (1765).

    Но в целом российская перерабатывающая промышленность была сосредоточена в Центральном промышленном районе, в Москве и Петербурге и их окрестностях. Основная часть тяжелой промышленности размещалась на Урале и в Приуралье, хотя высокая концентрация железоплавилен, кузниц и домен отмечалась и вокруг Москвы — в Туле, Переяславле-Залесском, Калуге. В 1754 г. было запрещено открывать новые металлургические предприятия в радиусе 200 верст от Москвы. Эта мера была продиктована требованием сохранения лесов в этом районе. Но она повлекла за собой упадок Тулы, которая не оправилась даже после снятия запрета в начале 60-х.

    В середине и особенно во второй половине XVIII в. во многих европейских странах большое распространение получили либерально-экономические воззрения, в соответствии с которыми следовало предоставить предпринимателям и производителям больше свободы, способствовать развитию частной инициативы, росту предпринимательских доходов, часть которых должна изыматься государством в качестве налога. В связи с этим ещё больше внимания стали уделять косвенному обложению, задумались о податях, непосредственно зависевших от прибыли, величины капитала или имущества, об особых правилах налогообложения для купцов и промышленников. Встал вопрос об отмене всякого рода монополий, несовместимых с идеями свободной торговли. Потеря казенных доходов должна компенсироваться ростом налоговых поступлений в результате общего подъема благосостояния населения, увеличения доходов предпринимателей.

    Эти идеи были весьма популярны и при дворе Екатерины II, нашли отражение в ее политике «просвещенного абсолютизма». Императрица стремилась уделять внимание косвенным налогам, положению купечества, активнее, чем прежние правительства, старалась расширить доходную часть бюджета за счет источников неналогового характера. Достаточно либеральной и умеренной была политика Екатерины II в таможенной и внешнеторговой сфере. Сразу после ее прихода к власти были упразднены многие откупа и монополии, в том числе таможенный откуп Шемякина.

    Но подобные принципы нашли свое воплощение лишь в отдельных мероприятиях правительства Екатерины II в сфере налоговой политики. Многие из них остались лишь декларациями. Во-первых, они мало сочетались с незыблемо сохранявшимся в стране крепостническим режимом, откровенно продворянским курсом, особенно в области социальной и экономической политики. Во-вторых, во второй половине XVIII в. финансовые потребности государства неизмеримо выросли по сравнению с предыдущим периодом, и они не могли быть обеспечены только за счет отдельных новаций в налоговой политике и найденных правительством неналоговых источников дохода.

    В то время Россия вела исключительно активную внешнюю политику, одержала победы в двух крупных войнах с Турцией, участвовала в целом ряде других военных кампаний. Была создана многочисленная и хорошо оснащенная армия, заслужившая славу сильнейшей в Европе. Это стоило казне огромных расходов, вело к перенапряжению бюджета. Больших денег стоили также крупные административные реформы, проводившиеся во второй половине XVIII в., освоение новых территорий. Для решения острых финансовых проблем правительство Екатерины II в 1769 г. впервые в истории России вводит бумажные деньги, получившие название ассигнаций. Они обращались наравне с серебряными деньгами и могли свободно на них размениваться. Но так как для покрытия растущих бюджетных расходов выпускались все новые и новые ассигнации, их курс быстро упал. Стоимость рубля ассигнациями становилась все меньше и меньше, чем рубль серебром. Еще одним средством пополнения бюджета стали внешние займы. В правление Екатерины II несколько таких займов было сделано в Голландии, впервые в истории России.

    Безусловно, эти меры способствовали решению многих финансовых проблем, но для обеспечения всех постоянно растущих расходов казны их было явно недостаточно. По-прежнему большое внимание уделялось сбору прямых налогов и, прежде всего, важнейшему из них — подушной подати. В правление Екатерины II был усовершенствован и стал вполне устойчивым порядок ревизий и учета податных душ. Ей пришлось завершать третью ревизию, начатую при Елизавете Петровне в 1761 г. Тогда было решено не отправлять на места офицеров и генералов для контроля за ходом переписи, как это было в первых двух ревизиях. Ревизские сказки следовало подавать в местные канцелярии. Контроль за правильностью сообщаемых в сказках сведений возлагался на местные власти. Третья ревизия (а также и все последующие) учитывала и женское население. Правда, его численность не имела значения для определения величины тягла, эти сведения давали более полную картину о населении страны в целом, в отдельных провинциях, уездах, городах, волостях, о числе крепостных душ во владениях тех или иных помещиков.

    В царствование Петра III перепись была приостановлена из-за опасения крестьянских волнений в связи с изданием в начале 1762 г. Манифеста о вольности дворянской, который освобождал дворян от обязательной службы государству. Брожение в народе вызвали слухи, что скоро последует какой-то указ о смягчении участи и крепостных крестьян. Летом того же года произошел переворот, в результате которого на престол вступила Екатерина II. В целом перерыв в ходе ревизии составил 15 месяцев. Тем не менее она завершилась уже в 1764 г. Всего было учтено 7 363 948 душ мужского пола (по второй ревизии — 6 614 529 душ) 253 .

    В 1781 — 1782 гг. проводилась четвертая ревизия, в 1794—1795 гг. — пятая. Их проведение всецело возлагалось на местные власти, которым в обоих случаях потребовалось на всю работу немногим более года. Этому способствовали известные меры Екатерины II по реорганизации местного управления, созданию новых губерний, финансовых органов по всей стране, а также выработка единообразной для всей страны формы ревизских сказок. Сотни тысяч бланков таких сказок накануне переписи печатались типографским способом и рассылались по всем губерниям и уездам. В это время усиливается власть помещиков над своими крестьянами, и в связи с этим активизируется их торговля крепостными. Продав кого-то из своих крестьян, помещик тяготился уплатой податей за них, тем более, что они ложились дополнительным бременем на оставшихся у него крестьян. Идя навстречу пожеланиям помещиков, правительство в 1769 г. разрешило переводить подушную подать на покупателя крепостного с момента совершения сделки, не дожидаясь очередной ревизии 254 . Недаром уже упоминавшийся Павел Иванович Чичиков, уговаривая помещиков продать ему «мертвые души», обращал их внимание на то, что платить за них подати теперь будет он. Ревизии, проводившиеся при Екатерине II, показали дальнейший рост податного населения. По итогам четвертой ревизии числилось 12 838 тыс. душ, по пятой — 17 816 тыс. душ 255 . Столь значительное увеличение численности населения было достигнуто не только в результате естественного прироста, но и за счет присоединения новых территорий, распространения на них подушной подати. Это вело и к росту поступлений в казну. Однако в еще большей степени доходы от подушной подати возросли за счет повышения ставок этого налога.

    Правительство Екатерины II, испытывая постоянную нужду в деньгах, несмотря на все новые веяния, более чем активно использовало старый и проверенный способ, повышая прямые налоги — подушную подать. Даже Елизавета Петровна, почти 20 лет незыблемо хранившая на одном и том же уровне ставки этой подати, все же в 1761 г., незадолго до своей кончины, увеличила оброк государственных крестьян с 40 коп. до 1 руб. В сумме их подушная подать составила 1 руб. 70 коп. 256

    Повышение оброчной подати с государственных крестьян определенным образом было тесно связано с ситуацией в помещичьей деревне. Во второй половине XVIII в. власть помещика над своими крепостными становится беспредельной, их оброки постоянно растут и уже далеко опережают четырехгривенный сбор с государственных крестьян, который вводился под предлогом, что те не платят оброков помещикам. Поскольку помещики повысили оброки со своих крепостных, то и государство считало себя вправе увеличить соответствующий сбор с государственных крестьян.

    Вскоре контингент крестьян, зависимых от государства, существенно расширился. В 1762 г. Петр III издал указ о секуляризации земельных владений монастырей и иерархов церкви. Екатерина II, свергнувшая в том же году своего супруга с престола, была заинтересована в поддержке церкви и решила повременить с проведением этой реформы. Тем не менее в 1764 г. она издала свой указ о секуляризации церковных земель. Крестьяне, принадлежавшие монастырям, перешли под управление государства, специально созданной для этого Коллегии экономии и получили название «экономических». На них тут же распространился оброк в 1 руб., взимаемый с государственных крестьян. Но этого показалось мало и вскоре экономических крестьян обложили оброком в 1 руб. 50 коп., а вся подушная подать с них составила 2 руб. 20 коп. с души.

    В 1768 г. начинается первая в правление Екатерины II война с Турцией. Оброк с государственных и бывших монастырских крестьян повышается до 2 руб., а вся подать —до 2 руб. 70 коп. В 1783 г. последовало новое увеличение подушной подати с государственных крестьян и опять за счет оброка, который составил теперь 3 руб., а общая сумма подати — 3 руб. 70 коп. 257 В 1794 г. было решено «округлить» сумму подати, добавив еще 30 коп. Так, государственные крестьяне стали платить из расчета 4 руб. с души.

    Павел I также уделил должное внимание подушной подати и тоже ее повысил. Здесь он следовал примеру своей матери. Своеобразие его позиции состояло в том, что он не стал стремиться к округлению, а в результате какого-то сложного подсчета в 1798 г. увеличил подать еще на 26 коп. 258

    В течение всей второй половины XVIII в. величина подушной подати неумолимо росла, причем весьма неравномерно по отношению к разным податным сословиям. Для государственных крестьян и близких к ним категорий она с 1760 по 1798 г. выросла с 1 руб. 20 коп. до 4 руб. 26 коп., то есть в 3,5 раза, а с учетом уменьшения реальной стоимости рубля в 2,4 раза. Подать помещичьих крестьян, к которой оброк не добавлялся, выросла с 70 коп. до 1 руб. 26 коп. Таким образом, основную тяжесть постоянно возраставшей подушной подати несли государственные крестьяне и близкие им категории, которые составляли, примерно, половину сельского населения страны. Именно они в большей степени, чем прочие сословия, оплатили блестящие внешнеполитические и военные успехи царствования Екатерины II. Прибавочный продукт труда крепостных крестьян все в большей степени присваивали помещики, постоянно увеличивавшие оброк в свою пользу. Да, они отдавали государству подушную подать со своих крестьян, и ее правительство также повышало, но весьма щадящими темпами. Кроме того, подать с души крепостного крестьянина была существенно меньше, чем подушная подать с крестьян государственных или посадских людей.

    Постоянное повышение ставки подушного налога было главной причиной того, что далеко не всегда и не везде эта подать собиралась полностью. Ежегодно с податного населения не добиралось в среднем по 4% этого налога. По примеру Елизаветы Петровны Екатерина II была вынуждена объявлять о прощении недоимки, используя это и для укрепления своей популярности в народе. В 1787 г. по случаю двадцатипятилетия царствования Екатерины было велено не взимать недоимку, накопившуюся к 1776 г., сумма которой составила 5 млн. 170 тыс. рублей. Выплата недоимки за следующие десять лет в сумме около 7 млн. рублей растягивалась на ближайшие 20 лет. Но платежные силы населения были уже на пределе, в последующие годы недоимка растет еще быстрее. К 1793 г. она достигла 20 млн. руб., что составило треть годового бюджета империи 259 .

    Как велось исстари, величина подушной подати для каждой семьи устанавливалась общиной в зависимости от ее имущественного положения или количества земли в ее пользовании. Во второй половине XVIII в. в связи с развитием товарно-денежных отношений, предпринимательства в сфере крупной и мелкой промышленности, транспорта весьма характерным явлением становится отходничество крестьян. В крепостной деревне крестьянина отпускал на заработки помещик, который выдавал ему соответствующий документ, именуемый паспортом. На государственных землях этот вопрос решала община, которая в любом случае должна была вносить установленную подать за ушедшего на заработки крестьянина. Отпуская отходника на длительный срок, например, на несколько лет, община требовала, чтобы за него в уплате податей поручился кто-либо из оставшихся в деревне. Если деньги от ушедшего на заработки по каким-то причинам не поступали, подать взыскивалась с поручителя. Случалось, что отходник отсутствовал слишком долго или вовсе где-то пропадал, а ручавшийся за него не мог вынести тяжести платежа, впадал в нищету и разорялся 260 .

    Вместе с тем никто не отменял разного рода натуральных повинностей, которые государственные крестьяне и посадские люди выполняли по отношению к государству с незапамятных времен. Введенная при Петре I подушная подать заменила только основные денежные налоги. И во времена Екатерины II весьма тяжелой была дорожная повинность, особенно на Севере и в Сибири, где дороги протянулись на тысячи километров, через дремучие немереные леса, зыбучие болота, пересекали многочисленные большие и малые реки. Население здесь почти сплошь состояло из государственных крестьян, которые прорубали просеки, копали канавы, устраивали гати и мосты, ставили верстовые столбы. Так, крестьяне Матигорской волости Холмогорского уезда высылали на дорожные работы ежегодно по 300 человек 261 . Эта натуральная повинность сопровождалась и денежными расходами. С той же Матигорской волости собирали более 100 руб. на постройку мостов. Кроме того, крестьяне, которые не могли работать на строительстве дорог (например, потому, что их деревня была слишком далеко от места работ), платили деньги в качестве небольшого вознаграждения тем, кто трудился.

    Сохранялась и подводная повинность, к которой привлекались в основном крестьяне сел и деревень, расположенных вблизи крупных дорог. Они перевозили казенные товары, провиант, заготовленный для войск, чиновников, следовавших по служебной надобности. При отбывании этой повинности крестьяне получали небольшую плату, средства для чего собирали с крестьян отдаленных деревень. Важной и тяжелой была постойная повинность, особенно для посадских людей центральных районов страны, где размещалась на зимние квартиры основная масса войск. Специальные казармы для размещения полков строились за казенный счет в то время только в Петербурге. Существовало и множество других служб, к которым привлекались крестьяне и горожане по мере надобности. Среди этих повинностей — строительство крепостей и военных складов, сопровождение арестантов и ссыльных, охрана казенных лесов от браконьеров и проч. 262

    Интересно, что по своим обязанностям по отношению к казне государственные крестьяне почти не отличались от основной массы городских жителей — посадских людей. И те, и другие отбывали в целом сходные повинности и службы по обеспечению различных потребностей государства. Подушная подать с посадских людей также состояла из основного налога и добавляемого к нему оброка. Но в отличие от государственных крестьян, их подушная подать была достаточно стабильной и в течение всего правления Екатерины II, как и прежде, оставалась на уровне 1 руб. 20 коп. с души. Лишь в 1769 г. в связи с началом русско-турецкой войны для части городского населения, принадлежащего к купеческим гильдиям, подать была увеличена до 2 рублей. 263


    253 Ден В.Э. Население России по пятой ревизии. Т. 1 // Ученые записки имп. Московского университета Юридического факультета. Вып. 21. М., 1902. С. 82, 91.
    254 ПСЗ-1. Т. 18. № 13300.
    255 Чечулин Н.Д. Очерки по истории русских финансов в царствование Екатерины II. СПб., 1906. С. 140.
    256 ПСЗ-1. Т. 15. № 11120.
    257 ПСЗ-1. Т. 21. № 15723.
    258 Чечулин Н.Д. Указ. соч. С. 129.
    259 Там же. С. 143-144.
    260 Семевский В.И. Казенные крестьяне при Екатерине II // Русская старина. Т. 24. 1879, №2. С. 250.
    261 Там же. С. 257.
    262 Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформы П.Д. Киселева. Т. 1. М., 1946. С. 47.
    263 ПСЗ-1. Т. 18. № 13375.

    Читайте также: