Налоговая проверка в рб

Опубликовано: 12.05.2024

Завтра к вам приходит налоговая проверка. У девяти из десяти предпринимателей эта фраза щекочет нервы. Даже если положенные отчисления делаются вовремя и все отчеты отправлены, куда нужно. Психологи говорят, что чаще всего страх возникает от неуверенности и незнания. Поэтому мы хотим уберечь вас от необоснованных переживаний и рассказать, как вести себя при налоговой проверке.

Виды налоговых проверок в РБ

Налоговая проверка – это мероприятие в рамках государственного надзора, которое проводит Налоговая инспекция под патронажем Министерства по налогам и сборам РБ. Проведение надзорных мероприятий регулирует Указ Президента Республики Беларусь № 510 от 16 октября 2009 года.

До 2018 года существовал график проведения плановых налоговых проверок. В настоящий момент регулярное формирование плана мероприятий надзорной деятельности отменено Указом Президента Республики Беларусь № 376 "О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности".

Проверки налоговой инспекции разделяются на виды по основанию и характеру проведения.

По основанию выделяют:

  • Плановые
  • Внеплановые налоговые проверки.

Необходимость проведения проверок определяется Порядком и решениями Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.

По характеру проведения налоговые проверки бывают:

  • Выездные - проводятся по месту расположения налогоплательщиков;
  • Камеральные - проводятся налоговыми органами дистанционно на основании информации, которой они располагают.

Немного подробнее остановимся на камеральных проверках. Их главная цель - дать налогоплательщику самому скорректировать нарушения, подать уточненные налоговые декларации и доплатить налоги и сборы в бюджет. Камеральные проверки проводятся без предписания.

Сначала налоговый орган проверяет отчетные налоговые документы плательщика. Если выявляются спорные моменты, то ему приходит уведомление из налоговой, с предложением в десятидневный срок разъяснить возникшие вопросы либо подать уточненную декларацию.

Если налогоплательщик не смог дать пояснения, либо не отреагировал на уведомление, то по результатам проверки составляется акт. На его основании может быть назначена дополнительная выездная проверка.

По объему проверяемых вопросов выездные налоговые проверки делятся на комплексные, тематические, встречные и рейдовые.

Комплексная проверка

Тематическая проверка

Рейдовая проверка

Встречная проверка

Проверяют

Все налоговые выплаты налогоплательщика

Отдельные виды налоговых платежей и сборов

Законность деятельности налогоплательщика в местах ее осуществления

Хозяйственные операции, проведенные с другим налогоплательщиком, по которому проводится основная проверка

Для выявления нарушений налогового законодательства – пять лет, в остальных случаях – три года*

Заявление сторонних лиц или подозрение налогоплательщика в нарушениях закона о предпринимательстве и налогах

Согласно новой редакции Налогового Кодекса РБ, проверка может охватывать налоговые документы более чем за 5 лет.

Это возможно в случае подачи налогоплательщиком уточняющих деклараций за период свыше 5 лет:

  • По налогу на прибыль, если в новой декларации возникают, либо увеличиваются убытки;
  • По НДС, если в новой декларации сумма налогового вычета увеличивается.

Как проводятся налоговые проверки в РБ

Когда к вам приходит налоговая проверка, важно знать свои права и обязанности. О них и о том, что вас ждет с приходом налоговой инспекции, мы расскажем дальше.

Период налоговой проверки

Чаще всего налоговая проверка ИП и юридических лиц длится месяц. Дата начала и окончания всегда прописана в предписании, с которым к вам приходят сотрудники налоговой службы. Иногда сроки проведения проверки смещаются до пятнадцати дней.

Основанием для того может быть необходимость инвентаризации или встречной проверки.

Есть понятие "приостановка налоговой проверки". Пауза бывает, если проверяемому нужно восстанавливать бухгалтерские документы. Максимальная длительность перерыва – три месяца. Исключение делается, если налоговым органам нужно запрашивать документы из-за границы. В этом случае проверка может быть возобновлена и через полгода.

Как вести себя при налоговой проверке

Любая выездная проверка предполагает присутствие представителя надзорного органа в компании. Для этого он обязан предъявить предписание на проведение проверки и служебное удостоверение. Потом проверяющий заполняет книгу учета проверок - и только тогда получает доступ к документам компании.

Руководитель проверяемого предприятия имеет право:

  • Поинтересоваться причиной прихода сотрудника налоговой;
  • Попросить к предъявлению служебное удостоверение и предписание. Если проверяющий отказывается, вы имеете право не пускать его на территорию предприятия;
  • Не давать доступ к документам, если не заполнена книга учета проверок и ревизий и не поставлена подпись представителя налоговой;
  • Не удовлетворять требования проверяющего, если они прямо не касаются проверки;
  • Сопровождать проверку на всех этапах и давать разъяснения на возникающие у проверяющего вопросы.

Подготовить к налоговой проверке Вас может компания ОДО "Консалт"

Оставь заявку на обратный звонок!

Ответственность проверяющего за нарушение процедуры проверки

За грубые нарушения правил проведения налоговой проверки проверяющий может быть наказан штрафом от 2 до 30 базовых величин.

Необоснованное назначение проверки, а также незаполнение книги учета проверок влечет наложение штрафа от 20 до 100 базовых величин.

Если в результате нарушений государственным служащим правил проведения налоговых проверок возникает ущерб государству или обществу, то он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Результаты проверки налоговыми органами

По окончании проверочных мероприятий вы получаете:

  1. Справку - если нарушений нет;
  2. Акт - если есть ошибки в налоговом учете.

Случается, что руководитель компании не согласен с решением проверяющего. Тогда он имеет право подать заявление с возражениями в налоговый орган в течение 15 рабочих дней. Налоговая проверяет все ваши аргументы и присылает заключение в письменной форме в течение 15 дней с момента подачи заявления.

Если в ходе проверки выявляются грубые нарушения налогового законодательства, то налоговый орган имеет право обратиться в экономический суд с требованием ликвидировать компанию. Если бизнес ликвидируется по суду, то учредители в течение года не имеют права на регистрацию новых субъектов хозяйствования.

Резюме

Мы постарались осветить основные вопросы проведения налоговых проверок в Республике Беларусь. Многих бизнесменов волнует вопрос, как избежать налоговых проверок. На самом деле здесь есть только одно средство - тщательный налоговый учет.

Если вы сомневаетесь, правильно ли ваш бухгалтер подает налоговые декларации - обращайтесь за консультацией к компетентным специалистам. Бухгалтеры компании "Консалт" проведут аудит вашего налогового учета и при необходимости помогут подать уточняющие декларации в налоговую. Ведите бизнес грамотно - и вам будет не страшна любая проверка.

Через налоговую проверку рано или поздно проходит каждый бухгалтер.

И в начале процесса подготовки к налоговой проверке важно иметь понимание, по каким вопросам будут проверять. Перечень вопросов подлежащих проверке приводиться в уведомлении, которое субъект хозяйствования получает до начала налоговой проверки (за 10 рабочих дней до ее начала). Уведомление должно содержать исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.

К сожалению, не всегда за 10 дней организация получает этот перечень вопросов, кроме того – 10 рабочих дней слишком маленький период, и за него подготовится к налоговой проверке за ряд лет (а сейчас в среднем и малом бизнесе это от 10 лет) не возможно.

Поэтому, мы решили привести этот примерный перечень вопросов у нас на сайте, чтобы у вас была возможность с ними ознакомиться заранее.

вопросов, подлежащих проверке в ходе проведения плановой выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов, вопросов исполнения налогового обязательства налоговым агентом, в том числе соблюдения требований правильности исчисления, удержания и перечисления в бюджет подоходного налога, удержанного из заработной платы и других доходов физических лиц, а также прочих вопросов, входящих в сферу контроля налоговых органов

(наименование организации, УНП, юридический адрес)
Наименование вопроса Период
1 Правильность определения объектов налогообложения, налоговой базы, обоснованность применения налоговых ставок, налоговых льгот, своевременность и полнота уплаты (удержания, перечисления) налогов (сборов), в том числе: правильность исчисления, своевременность и полнота уплаты в бюджет налогов (сборов), а также иных обязательных платежей в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь
2 Правильность определения объектов налогообложения, налоговой базы, обоснованность применения налоговых ставок, налоговых льгот, своевременность и полнота уплаты (удержания, перечисления) налогов (сборов), в том числе: проверка соблюдения налогового обязательства налоговым агентом (правильность исчисления, удержания и перечисления в бюджет подоходного налога)
3 Правильность определения объектов налогообложения, налоговой базы, обоснованность применения налоговых ставок, налоговых льгот, своевременность и полнота уплаты (удержания, перечисления) налогов (сборов), в том числе: проверка соблюдения налогового обязательства налоговым агентом (правильность исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство)
4 Соблюдение законодательства по вопросам бухгалтерского и налогового учета, учета предпринимательской деятельности, в том числе: определение учетной политики (методики ведения бухгалтерского учета) и соблюдение ее плательщиком (иным обязанным лицом)
5 Соблюдение законодательства по вопросам бухгалтерского и налогового учета, учета предпринимательской деятельности, в том числе: соответствие данных регистров бухгалтерского учета данным главной книги, баланса и приложений к нему
6 Соблюдение законодательства по вопросам бухгалтерского и налогового учета, учета предпринимательской деятельности, в том числе: соблюдение порядка оформления первичных бухгалтерских документов, причины вносимых в них исправлений, наличие в регистрах бухгалтерского учета записей, не подтвержденных первичными документами, не проведенных по регистрам первичных документов
7 Соблюдение законодательства по вопросам бухгалтерского и налогового учета, учета предпринимательской деятельности, в том числе: соответствие данных регистров налогового учета данным бухгалтерского учета, декларациям (расчетам) по налогам (сборам)
8 Соблюдение плательщиком (иным обязанным лицом) требований по своевременному сообщению налоговому органу об изменении сведений, указанных в заявлении о постановке на учет в налоговом органе (для лиц, постановка которых на учет в налоговом органе осуществляется по заявлению), иных сведений, предусмотренных законодательством
9 Соблюдение требований законодательства, регулирующего порядок выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений
10 Соблюдение порядка приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты
11 Соблюдение требований законодательства о проведении обязательного аудита
12 Соблюдение установленного порядка использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказания услуг
13 Соблюдение установленного порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь
14 Соблюдение установленного порядка ведения кассовых операций
15 Соблюдение законодательства, регулирующего порядок предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи
16 Соблюдение законодательства, регулирующего порядок использования иностранной безвозмездной помощи, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи
17 Соблюдение законодательства, регулирующего целевое использование денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ) международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами и отчислениями, взимаемыми в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды
18 Соблюдение требований законодательства о наличии документов, подтверждающих приобретение (поступление, хранение, использование в производстве) товарно-материальных ценностей, их отпуск в места реализации
19 Соблюдение законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборот табачного сырья
20 Соблюдение законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками
21 Валютный контроль (контроль за принятие иностранной валюты в качестве платежного средства, осуществление валютно-обменных операций, обязательной продажи иностранной валюты)
22 Соблюдение законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности
23 Своевременность и полнота формирования уставного фонда, соответствие чистых активов плательщика, для которых соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, минимальному размеру уставного фонда, определенному законодательством
24 Соблюдение требований законодательства, регулирующего использование национального сегмента сети Интернет
25 Соблюдение законодательства, регулирующего действия с простыми и (или) переводными векселями
26 Соблюдение лизингодателем законодательства при исполнении договоров международного лизинга
27 Установление (подтверждение) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям (встречная проверка)
28 Контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки

При проведении плановых проверок субъектов, осуществляющих деятельность в сфере:

— производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта;

— производства и оборота табачных изделий, оборота табачного сырья;

— организации азартных игр

обязательным является использование налоговыми органами чек-листов.

Формы чек-листов по проверке названных выше субъектов установлены приказом МНС РБ от 15 апреля 2013 года № 32 «Об установлении форм контрольных списков вопросов (чек-листов) и признании утратившим силу приказа Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 118».

Ведение бизнеса в Беларуси требует знания особенностей делового климата в стране. Одной из особенностей бизнес-климата в Беларуси является специфический налоговый контроль. Внешне он вроде бы цивилизованный, но по своей внутренней экономической сути налоговый контроль является планово-административным и сугубо фискальным. Понять последнее можно, столкнувшись на практике с белорусскими налоговыми органами в ходе проведения налоговой проверки.

Иллюзорная цивилизованность проверок

Одним из достижений белорусского налогового контроля власти называют плановость налоговых проверок. Последнее означает, что чиновники составляют полугодовые планы с указанием организаций, которые будут проверены в ближайшем полугодии. Кроме того, чиновники ввели систему рисков, при которой каждое из предприятий относится к определенной группе риска в зависимости от определенных критериев. От степени риска зависит и периодичность проверок.

Так, предприятия в высокой группе риска могут проверяться ежегодно, в средней степени риска – 1 раз в три года, а иные предприятие не чаще одного раза в 5 лет. По законодательству все вроде бы вполне цивилизованно и красиво, если бы не сложившаяся правоприменительная практика, базирующаяся на некоторых нюансах плановости налоговых проверок.

Первый нюанс заключается в перечне критериев, по которым предприятие может быть отнесено к предприятиям с высоким уровнем риска. Так, чиновники изначально определили порядка двух десятков видов деятельности, которые являются высокорисковыми и могут проверяться ежегодно. При этом к высокорисковым предприятия относятся, например, строительство, оптовая торговля автозапчастями, стройматериалами, древесиной, розничная торговля вне магазинов, международные автомобильные грузоперевозки и так далее. Почему данные виды деятельности отнесены к высокой степени риска, знают только чиновники, составившие данные списки.

К высокорисковым относятся также предприятия, попадающие в перечень из почти двух десятков случаев, которые чиновники считают потенциально опасными для государства, так как по их мнению, эти случаи с большой долей вероятности ведут к нарушениям действующего законодательства. Данный перечень случаев достаточно экзотичен и наглядно представляет отношение и доверие чиновников к частному бизнесу в Беларуси.

Так, по мнению чиновников, белорусский бизнесмен скорее всего нарушит законодательство, если он работает с бюджетными деньгами или заключает внешнеэкономические договора комиссии и поручения, или получает убыток по итогам отчетного периода и так далее. Очевидно, что под данные критерии может попасть практически любое белорусское предприятие. А значит, практически любое белорусское предприятие может проверяться ежегодно как относящееся к высокой группе риска.

Второй нюанс белорусского налогового контроля заключается в том, что помимо плановых проверок налоговый контроль может осуществляться и в форме внеплановых проверок. При этом законодательством предусмотрено 10 случаев, при которых налоговая проверка может назначаться внепланово. Это и поручение президента, Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам, и проверка взаимоотношения предприятия с его контрагентами (встречная налоговая проверка), и перепроверка по возражениям на ранее проведенную налоговую проверку и так далее. Фактически предприятие может быть подвергнуто внеплановой налоговой проверке в любое время, а значит плановость налогового контроля во многом иллюзорна. При желании налоговая инспекция всегда может найти повод, чтобы проверить предприятие внепланово или включить налоговую проверку в план на ближайшее полугодие.

Учитывая изложенное, при осуществлении предпринимательской деятельности в Беларуси любое предприятие должно быть готово к возможности внеплановой или ежегодной налоговой проверке. В этой связи для успешного прохождения налоговых проверок необходимо знать несколько негласных аксиом белорусского налогового контроля.

Всегда виноватый

Если на вашем предприятии назначили налоговую проверку, то не нужно паниковать. Необходимо четко выработать алгоритм поведения, учитывающий специфику работы белорусских налоговых органов.

Первое на что следует обратить внимание – это предписание налоговых органов, в котором обязательно указывается проверяемый период, сроки проведения проверки и исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке. Последнее является наиболее существенным моментом на начальном этапе проверки, так как позволяет понять, какой алгоритм поведения нужно выбрать. На практике возможны два варианта налоговой проверки: плановая и тематическая.

Плановая налоговая проверка проводится в соответствии с координационным планом и охватывает все вопросы, связанные с налогообложением за определенный период. При плановой налоговой проверке налоговые инспекторы должны проверить все вопросы, связанные с налогообложением, и поэтому не могут акцентировать свое внимание только на одном вопросе. Кроме того, плановые налоговые проверки проводятся периодически, а значит, учитывают результаты предыдущих налоговых проверок. Последнее означает, что перед подготовкой к плановой налоговой проверке налоговые инспекторы изучают акты предыдущих проверок для выработки стратегии проверки и определения вероятных нарушений налогового законодательства.

Подготовка предприятия к плановой налоговой проверке подразумевает оценку всех возможных нарушений налогового законодательства, так как налоговыми инспекторами проверяются все вопросы. При этом для минимизации возможных нарушений налогового законодательства и зная сроки плановой налоговой проверки целесообразно проведение «превентивной» аудиторской проверки, позволяющей выявить возможные нарушения.

В ходе тематической налоговой проверки налоговые инспекторы проверяют только ограниченный круг вопросов. При этом они либо заранее знают о возможном нарушении, если тематическая проверка касается взаимоотношений с лжепредпринимательскими структурами, либо проводят проверку для соблюдения формальных процедур. Как правило, тематические налоговые проверки проводятся в случае возврата НДС из бюджета у предприятий-экспортеров.

Если налоговая проверка проводится по преимущественно формальным процедурам, то подготовка к ней, как правило, является минимальной, так как требует только систематизации документов по конкретному вопросу.

В случае, если встречная проверка нацелена на результат дополнительных доначислений в бюджет, как, например, в случае с лжепредпринимателями, то необходима четкая выработка стратегии поведения. На практике предприятие либо не признает своей вины и пытается оспорить решение налоговых органов, или соглашается с доводами контролеров и уплачивает штрафные санкции.

При выработке стратегии поведения в данном случае необходимо учитывать негласную аксиому белорусского налогового контроля: «Любая налоговая проверка должна выявлять нарушение налогового законодательства». Данная аксиома появилась из представления белорусских налоговых чиновников о «цивилизованности» белорусской налоговой системы или, по крайней мере, о стремлении к этому.

В цивилизованной налоговой системе налоговые проверки назначаются только в том случае, когда у проверяющих органов есть достоверные данные о нарушении.

У белорусских налоговых инспекторов при плановости налоговых проверок и необходимости постоянного пополнения бюджета за счет планируемых штрафных санкций далеко не всегда есть информация о нарушения налогового законодательства. Зато всегда есть желание представить систему белорусского налогового контроля цивилизованной.

Белорусская цивилизованность, по мнению чиновников, достигается за счет 100% результативности налоговых проверок. Раз проверки результативны, значит, проверки назначены не зря, а в связи «с наличием информации о нарушении законодательства», а значит, белорусский налоговый контроль вполне цивилизован.

Исходя из этой негласной аксиомы предприятию и необходимо вырабатывать стратегию общения с налоговыми органами при проверке. С большой долей вероятности предприятию не удастся доказать свою полную невиновность. Поэтому необходимо находить консенсус с проверяющими органами на определенную сумму штрафных санкций, которая бы устраивала и проверямого, и налоговых инспекторов. Для того, чтобы выработать данный консенсус необходимо понимать, что и как проверяют белорусские налоговые инспекторы.

Алгоритм налоговой проверки

Еще одной негласной аксиомой белорусской налоговой проверки является правило «до первого нарушения». Сразу же отметим, что данное негласное правило «не работает» в случае, если проверка проводится по заказу Министерства по налогам и сборам или вышестоящих государственных контролирующих органов: Президента, Комитета государственной безопасности, Комитета государственного контроля, прокуратуры, следственных органов. То есть в случае, когда результаты налоговой проверки находятся на контроле у других государственных органов. В остальных случаях данная аксиома, как правило, работает.

История возникновения данной аксиомы связана со сложностями белорусской налоговой системы 90-х. В те годы налоговая система ежегодно существенно менялась и была весьма запутана. Одних налогов из выручки, включая отчисления в сельскохозяйственные, жилищные и дорожные фонды, предприятие должно было уплачивать в отдельные периоды до 7. Плюс к этому необходимо было уплачивать несколько налогов из заработной платы и несколько налогов и платежей из прибыли.

В такой ситуации не только бухгалтеры, но зачастую и сами налоговые инспекторы не могли вспомнить, в каком налоговом периоде, какие налоги необходимо было уплачивать. Особенно актуальной данная проблема была, когда проверялся значительный период — более 5 лет. Поэтому было негласно принято правило «первого нарушения», которое позволяло и налоговым инспекторам добиваться результативности проверок, и гарантировало предприятиям возможность дальнейшей работы, а не разорения от сложности и запутанности белорусского налогового законодательства.

Чтобы эффективно применять на практике правило первого нарушения в современных условиях необходимо понять, какие вопросы налоговые инспекторы проверяют в первую очередь. Сразу же отметим, что мы не сможем описать все возможные нарушения налогового законодательства, а остановимся на наиболее часто встречаемых в практике. Таковых на сегодняшний день можно выделить три.

Лжепредприниматель всегда виноват

Отличительной особенностью современного налогового контроля в Беларуси стало широкое применения наказаний за договорные отношения с лжепредпринимательскими структурами. Последнее обстоятельство связано с упрощением законодательства в части привлечения бизнеса к ответственности за договорные отношения с предприятиями, признанными государство лжепредпринимателями.

Кроме того, в Беларуси сложилась такая правоприменительная практика, при которой фактически все неточности налогового законодательства трактуются в пользу государства. Последнее проявляется в том, что фактически предприятие само должно доказывать свою невиновность, если у него есть договорные отношения с лжепредпринимателями.

На практике это выглядит так. Налоговые инспектор находит в ходе проверки предприятие, которые числится в списке лжепредпринимателей или у контролеров есть сведения о том, что данное предприятие планируется включить в список лжепредпринимателей на основании проведенных или проводимых проверок. Самих этих фактов, по мнению проверяющих, достаточно для признания факта нарушения налогового законодательства и составления акта проверки с доначислением налогов в бюджет.

При этом проверяющих не интересует тот факт, что согласно требованиям законодательством нарушением является фиктивность сделки – ситуация, при которой фактического движения товаров или оказания услуг не было, а было лишь движение документов. Последним как раз и должны заниматься контролирующие органы, чего в большинстве случаев не происходит.

Сразу же отметим, что доказать собственную невиновность в сделках с лжепредпринимателями можно лишь на основании неопровержимых свидетельских показаний или иных документальных доказательств в экономическом суде. Во всех остальных случаях белорусская правоохранительная и судебная система становится на сторону налоговых инспекторов, что ведет к доначислениям налогов и штрафных санкций на предприятие.

Типичные нарушения и человеческий фактор

Вторым типичным налоговым нарушением, как правило, является неверное исчисление НДС. После введения с 1 января 2017 года электронных-счетов фактур по НДС налоговые инспекторы пытаются контролировать уплату НДС в онлайн-режиме. Последнее означает, что уже на стадии подачи налоговой декларации налоговая инспекция сверяет фактические вычеты по НДС с зарегистрированными в налоговой базе электронными счетами-фактурами по НДС. Таким образом, контролирующие органы пытаются исключить случаи необоснованного принятия к вычету НДС.

Помимо налоговых вычетов на правильность исчисления НДС также влияет и правильность определения налоговой базы. В этом случае электронные-счета фактуры не позволяют установить тотального контроля, а значит, в этом вопросе могут быть нарушения. Кроме того, в ходе налоговых проверок проверяются и периоды до 2017 года, в которых могут быть нарушения порядка применения налоговых вычетов по НДС. В целом следует отметить, что именно нарушения уплаты НДС являются вторым типичным нарушением белорусского налогового законодательства после работы с лжепредпринимателями.

Третьим типичным нарушением налогового законодательства являются нарушения, связанные с порядком исчисления налога на прибыль. В условиях отсутствия закрытого перечня случаев, когда затраты при исчислении налога на прибыль не учитываются, возникает возможность расширенного толкования перечня затрат, которые не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Неразбериху с перечнем затрат, не учитываемых при налогообложении, вносит и вступивший с силу в 2016 году новый порядок определения цены товара (работы, услуги) для налогообложения. Фактически государство законодательно дало возможность налоговым органам корректировать затраты предприятий в сторону уменьшения, если эти затраты по мнению налоговых органов экономически не обоснованы. Речь, в частности, идет о договорах с взаимозависимыми лицами и внешнеэкономических договорах.

В очередной раз государство пытается создать искусственную ситуацию нарушений налогового законодательства по причине того, что какие-то затраты «не понравились» налоговому инспектору и он посчитал их экономически необоснованными.

При этом попытка применения понятия средней цены по рынку вызывает лишь горькую иронию. Любые договорные отношения между субъектами хозяйствования сугубо индивидуальны и учитывают многие аспекты, составляющие коммерческую тайну ведения бизнеса. Налоговые же органы пытаются подвести всех под один уровень, утверждая, что перед налоговой инспекцией все затраты должны быть равны, без учета таких понятий как, например, качество и оперативность предоставления услуг или выполнения работ.

Последний пример показывает необходимость знать следующую важную аксиому белорусского налогового контроля: «Результат любой налоговой проверки на 100% зависит от человеческого фактора». При этом необходимо учитывать не только профессионализм и компетентность налоговых инспекторов, но и профессионализм и компетентность бухгалтерии и руководства проверяемого предприятия. Ведь именно от того, как последние построят свои взаимоотношения с контролерами, насколько они будут убедительны и профессиональны в своих доводах, во многом и зависят результаты проверки, сумма штрафных санкций, которое предприятия должно будет заплатить в бюджет. Последнее особенно важно в силу того, что согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса, в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься в пользу плательщиков.

Отметим, что эффективное прохождение налоговой проверки в Беларуси невозможно без знания основных аксиом белорусского налогового контроля. При этом практика показывает, что эффективность прохождения налоговой проверки возрастает при привлечении внешних консультантов: аудиторов, юристов и так далее.

Так, например, аудиторская проверка перед налоговой проверкой является необходимым минимумом для эффективного прохождения налогового контроля, так как позволяет выявить возможные нарушения законодательства и устраняет «очевидные» ошибки и неточности при исчислении налогов.

Доказать невиновность предприятия намного проще в ходе проверки, предоставляя проверяющим налоговым инспекторам обоснованные аргументы, нежели при написании возражений на акт или решение налоговой проверки.

В этой связи кажущаяся экономия на внешних консультантах в окончательном счете может обернуться значительными штрафами и убытками для предприятия. В этом случае известная пословица «Скупой платит дважды» весьма просто расшифровывается для белорусского бизнеса: «Первый раз в виде налога на прибыль и второй раз в виде штрафа по результатам налоговой проверки».

Свежие статьи

  • Что с налогами у тех, кто уехал из . 12 Май, 2021
  • Декларация по подоходному налогу у физических лиц 16 Мар, 2021
  • Изменения налогового законодательства: Повышенная ставка УСН 16% для . 11 Фев, 2021
  • Изменения в Налоговый кодекс РБ с 2021 года . 11 Фев, 2021
  • Важная информация для новичков в ПВТ 15 Авг, 2020

Нужна помощь?

Для получения консультаций в области бухгалтерии, права или кадров просто свяжитесь с нами

На сайте Комитета государственного контроля раз полгода публикуется список организаций, в которых в планируются выборочные проверки. Мы подготовили Памятку, в которой вы найдете всю информацию о процедуре, сроках, алгоритмах проверок, а также практические советы для специалистов компании, как вести себя в ходе и по завершении проверки.

Памятка для компаний и ИП. Выборочная проверка контролирующих органов

Перед проверкой вас должны уведомить

Выборочная проверка может быть проведена в случае, если вас уведомили о ее проведении не позднее, чем за 10 рабочих дней до ее начала. Уведомление должно содержать наименование контролирующего органа и проверяемой организации; месяц начала проверки; проверяемый период; основания проведения проверки; закрытый перечень вопросов, подлежащих проверке.

Контролирующий орган обязан в течение 2 рабочих дней со дня получения заявления принять решение по вопросу о переносе проверки.

Сроки проведения проверки

Срок проведения выборочной проверки юридического лица по общему правилу составляет не более 30 рабочих дней (для ИП — 15 дней). Проведение выборочной проверки дольше 30 дней допускается по решению руководителя контролирующего органа (его заместителя). Они могут вынести решение об однократном продлении не более чем на 15 рабочих дней при наличии значительного объема документов, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий.

Одним из способов увеличения срока проведения проверки является возможность ее приостановления по решению руководителя контролирующего органа (его заместителя) при наличии определенных обстоятельств (к примеру, если проверяемому субъекту необходимо восстановить документы, необходимые для проведения проверки). Срок приостановления не может превышать 3 месяца (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств – 6 месяцев). В случае приостановления проверки одновременно могут быть сняты ограничения деятельности проверяемого субъекта (если они были наложены).

Место проведения проверки

Вовсе необязательно проверка должна проходить в вашем офисе. Это один из мифов о проверках, но в законодательстве такого требования нет. И при желании всегда можно обосновать отсутствие возможности принять проверку у себя в офисе. А у ИП его и вовсе нет.

Какие преимущества дает прохождение налоговой проверки вне офиса проверяемого?

  1. Вы выигрываете время. Проверяющие, находясь у себя в инспекции, будут запрашивать у вас документы. При каждом запросе у вас будет три дня на их подготовку (копирование, заверение, поиск, наконец))) и предоставление. Срок проверки ограничен тридцатью днями. За это время проверяющие должны не только найти нарушения, но и правильно оформить акт проверки.
  2. Проверка не будет сбивать работу и темп жизни всего офиса и, прежде всего, его руководителя.
  3. Работая в офисе, проверяющие, как правило, просят прямой доступ к бухгалтерской программе. И обычно это не лучший вариант для успешного прохождения проверки.

Итак, лучше готовить и относить в налоговую копии документов. Да, это займет немало времени, но это в ваших интересах.

Перед началом проверки проверяющий должен предъявить служебное удостоверение и предписание на проведение проверки. Кроме того, проверяющий должен внести сведения о проверке в книгу учета проверок вашей организации.

Проведение проверки без внесения сведений о проверке в книгу учета проверок либо необоснованное назначение проверки влечет за собой возможность признания проверки незаконной. С соответствующим заявлением вы вправе обратиться в течение 10 дней со дня начала проверки в вышестоящий контролирующий орган (вышестоящему лицу). Отказ вышестоящего органа в признании проверки незаконной может быть обжалован в суде. Обращаем внимание, что несоблюдение порядка подачи заявления о незаконности проверки сделает невозможным последующее использование данного аргумента при обжаловании результатов проверки.

При проведении проверки проверяющий в пределах, установленных законодательством, самостоятельно определяет методы и способы проведения проверки. Доступ на территорию и в помещения вашей организации может осуществляться при предъявлении проверяющим служебного удостоверения и предписания на проведение проверки.

Проверяющий может проверять только те вопросы, которые указаны в предписании.

Показывать любые документы, которые устно у вас попросят, вы не обязаны. Показывайте только те, которые касаются вопросов проверки, указанных в предписании. В некоторых случаях при проведении проверки возможно изъятие принадлежащих вашей организации оригиналов документов и иных носителей информации. Такое изъятие допускается лишь в присутствии представителей вашей организации (либо понятых), и на основании постановления контролирующего органа. В случае изъятия документов, нужно составить подробную опись документов, которые передаются проверяющим. А еще лучше, сделать копии этих документов.

Подведение итогов проверки и составление акта

В случае выявления проверяющими нарушений в деятельности вашей организации, они составят акт проверки, при отсутствии нарушений – справку проверки.

Акт проверки довольно большой, многостраничный, но его нужно читать внимательно: можно обнаружить интересные вещи. Это могут быть и неверные даты, и неправильно написанные названия, фамилии, ссылки на несуществующие документы.

Кроме того, в акте имеются расчеты налогов к доначислению, а также расчет пени за просрочку оплаты налогов и сборов. Это все нужно проверять и пересчитывать. Если вам непонятен расчет, нужно требовать пояснения и ссылку на законодательство: на основании какого Кодекса или Закона было выявлено нарушение. Никаких размытых формулировок! Только ссылки на ваши документы и законодательство.

Вы можете и вовсе отказаться от подписания акта проверки, но нужно будет это мотивировать. Такими мотивами могут быть, в частности, нарушения правил проведения проверки: неправильно уведомили, не внесли запись в Книгу проверок и т.п. Отказ от подписания акта проверки юридических последствий не повлечет: не влечет административной ответственности, но и не свидетельствует о несогласии с отраженными в акте нарушениями.

Скорее всего, у вас не будет возможности внимательно изучить акт проверки при подписании его в налоговой. Если у вас есть сомнения и вы собираетесь бороться, акт можно изучить позже, в спокойной обстановке, с привлечением специалистов по налогам или юристов. Поэтому спокойно подписывайте акт. А перед подписью напишите фразу. «С актом проверки не согласен (на), возражения будут поданы позже».

Решение по акту проверки может быть обжаловано, причем как в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), так и в экономический суд. Жалобу в суд можно подать в течение одного года со дня вынесения решения. Жалобу в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) можно подать в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения.

Самый важный НАШ ВАМ СОВЕТ: перед проверкой оцените ваше реальное положение дел с помощью быстрого аудита, который для вас может провести наша компания.

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Новая редакция главы 10 НК кардинальных изменений не претерпела, в нее внесены корректировки с учетом изменений, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Статья 71.Налоговый контроль и формы его осуществления

В данной статье определены две формы налогового контроля: учет плательщиков (иных обязанных лиц) и проведение проверок, которые осуществляются с применением методов и способов, установленных МНС.

Статья 72.Проверка

В статье дополнены основания для назначения и проведения проверок по заявлению плательщика, при реорганизации плательщика, для подтверждения обоснованности возврата проверяемому субъекту разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Налоговые органы проводят проверки при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 24 месяцев подряд.

Установлено, что при ликвидации организации или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, у которых отсутствует движение денежных средств по счетам, открытым в банках, электронным кошелькам и (или) отсутствуют указанные счета, электронные кошельки в течение 36 месяцев подряд, проверки не проводятся.

Статья 73.Камеральная проверка

Данной статьей закладываются новые подходы к проведению камеральной проверки. Они обусловлены спецификой ее проведения, начинающейся с момента представления налоговых деклараций (расчетов) до сопоставления сведений из них с информацией, получаемой налоговым органом посредством различных информационных источников, в том числе внедренной системы учета электронных счетов-фактур.

Предусматривается введение поэтапного проведения камеральной проверки, которая будет включать:

  • предварительный этап ее проведения (осуществляется автоматическая предварительная проверка налоговых деклараций (расчетов) с использованием программных и технических средств и направлением плательщику информационного сообщения, содержащего перечень ошибок в направленной в налоговый орган налоговой декларации (расчете));
  • последующий этап ее проведения (осуществляется сопоставление сведений из налоговых деклараций (расчетов) с информацией, имеющейся в налоговом органе). При установлении отклонений плательщику направляется уведомление с предложением добровольно исполнить налоговые обязательства.

Поэтапное проведение камеральной проверки повысит эффективность процесса контроля без вмешательства в текущую деятельность плательщика, в том числе за счет упразднения процедуры направления уведомлений на стадии предварительного контроля.

При проведении последующего этапа камеральной проверки вводится возможность истребования налоговым органом документов, необходимых для подтверждения конкретных хозяйственных операций. Право истребования документов может быть использовано только в том случае, если плательщиком после получения уведомления в рамках имеющихся у налогового органа сведений, свидетельствующих о нарушении налогового и (или) иного законодательства, контроль за которым возложен на налоговые органы, не представлены дополнительные документы, информация и (или) пояснения либо не внесены соответствующие исправления, либо не представлена налоговая декларация (расчет).

Устанавливается срок, в течение которого налоговым органом должен быть составлен акт камеральной проверки, — три месяца со дня, следующего за днем истечения 10 рабочих дней, в течение которых плательщик должен был представить дополнительные документы, информацию и (или) пояснения, налоговую декларацию (расчет) либо внести соответствующие исправления в налоговую декларацию (расчет) и (или) документы.

Статья 74.Выездная проверка

Изменен период, за который налоговым органом проводится проверка соблюдения проверяемым субъектом налогового законодательства. С учетом внесенных изменений проверка проводится за период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, и за истекший период текущего календарного года.Вместе с тем в случае представления плательщиком налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль с изменениями и (или) дополнениями, согласно которой увеличивается (возникает) сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) по налогу на прибыль, или налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость с изменениями и (или) дополнениями, согласно которой увеличиваются налоговые вычеты по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость, за период, превышающий указанный пятилетний период, проверка проводится за период, за который представлена налоговая декларация (расчет) с изменениями и (или) дополнениями.

Указанный период не ограничивается в случае проведения дополнительной проверки, а также проверки по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам.

Для исключения правовой неопределенности при применении положений, предусматривающих пресекательный срок проверяемого периода по вопросам соблюдения налогового законодательства, установлено, что взыскание налогов, сборов (пошлин) не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты, за исключением случаев, когда:

проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает пять лет;

плательщиком представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями.

Статья 76.Наблюдение хронометражным методом при проведении выездной проверки

В ходе наблюдения хронометражным методом в объектах, в которых оказываются бытовые услуги населению, медицинские услуги или осуществляется прием заказов на оказание этих услуг при проведении выездной проверки, изменен порядок применения индекса потребительских цен. Если ранее для расчета среднедневной выручки применялся индекс потребительских цен, устанавливаемый Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь, действующий на дату начала проверки, то сейчас будет применяться индекс потребительских цен за месяц, предшествующий месяцу начала проверки. Данные изменения обусловлены практикой поступления сведений от Национального статистического комитета Республики Беларусь.

Читайте также: