Налоговая проверка при регистрации ооо

Опубликовано: 15.05.2024

Как налоговая определяет недостоверность адреса и почему вам могут отказать

При регистрации новой организации или внесении изменений одной из самых частых причин вынесения отказов являются проблемы с юридическим адресом.

При первичной регистрации ООО налоговые инспекторы хотя и могут выйти на осмотр объекта недвижимости, делают это только в случаях серьезных подозрений насчёт достоверности сведений (но после наверняка последует проверка, и если компании не окажется по месту регистрации, в ЕГРЮЛ будет внесена информация о недостоверности).

А вот при смене адреса юридического лица регистрирующая налоговая даёт поручение территориальному органу произвести проверку. Инспекторы налоговой могут проверить документы, связаться с собственником помещения, выйти на осмотр указанного объекта недвижимости. И очень часто результатом такой проверки будет вынесение отказа из-за несоответствия юридического адреса.

Налоговые органы обычно отказывают при наличии следующих недостатков:

1. Отсутствие документов, подтверждающих право использования указанного адреса в качестве юридического.

Поэтому, мы рекомендуем подавать в регистрирующий орган следующие дополнительные документы:

  • При регистрации ООО нужно предоставить гарантийное письмо на нежилое помещение или согласие собственника при использовании домашнего адреса. Также рекомендуем приложить свидетельство собственности или выписку из ЕГРП.
  • При внесении изменений желательно подавать уже не гарантийное письмо, а действующий договор аренды с актом приема-передачи. Также можно приложить согласие собственника, в котором указать его мобильный телефон. Это поможет сотруднику налоговой оперативно связаться с собственником для подтверждения данных по адресу.

2. Юридический адрес является массовым.

То есть там зарегистрировано уже большое количество других юридических лиц. Например, адрес Москва, ул. Флотская, дом 1 является массовым. Но можно указать конкретный офис или помещение в данном доме, и это уже будет отличное от массового, индивидуальное местоположение .

3. По указанному адресу находится здание, которое не предусмотрено для размещения в нём юридических лиц.

Например, данное здание или помещение уже не существует, оно ещё не достроено, в указанном здании или помещении расположены государственные органы.

4. По указанному адресу запрещено регистрировать организации.

Это может произойти в том случае, если собственник помещения подал в налоговую заявление о запрете регистраций юридических лиц по объекту своей недвижимости.

5. Адрес в заявлении указан не детально, то есть указан только номер дома, без конкретного офиса или помещений.

В связи с участившимися случаями отказа в налоговой именно по этой причине, рекомендуется вводить максимально подробное местоположение организации, вплоть до офиса, комнаты, номера помещения (или иных уточнений, если они есть).

Если таких элементов нет в свидетельстве о собственности, это не является препятствием для детализации в заявлении. Просто укажите в гарантийном письме или договоре аренды точное месторасположение своей организации.

6. При осмотре помещения было выявлено, что организация реально там не располагается и по указанному адресу отсутствует связь с юридическим лицом.

По закону предполагается что по юридическому адресу располагается руководитель организации. Налоговая проверяет также и наличие рабочих мест, вывески, и других признаков, свидетельствующих о действительности адреса.

Проведение осмотра помещения должно происходить в присутствии двух понятых. Исключение может быть, когда осуществляется видеозапись. Очень часто при обжаловании отказа, вынесенного на основании недостоверности адреса, выясняется, что протокол был составлен с нарушением установленного порядка, что позволяет признать вынесенный отказ незаконным.

Таким образом, у налоговых инспекторов есть множество средств и возможностей, чтобы отказать вам в регистрации фирмы или внесения изменений. Обосновывается это всё борьбой с фирмами-однодневками и контролем за «миграцией» организаций.

Если вы уверены в достоверности юридического адреса и иных данных организации, то рекомендуем, при возможности, посетить территориальную налоговую инспекцию. Вы можете дополнительно сдать в их канцелярию документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения, а также уточнить с кем можно побеседовать на предмет подтверждения данных. Велика вероятность, что вас запишут на собеседование с налоговым инспектором, а после его прохождения успешно зарегистрируют организацию или внесут изменения.

Также при получении отказа вы можете обжаловать решение налогового органа. Если адрес реальный и организация там действительно находится, то скорее всего вышестоящий орган отменит решение об отказе. Про порядок обжалования можно прочитать в статье «Как обжаловать отказ в ФНС о регистрации».

Виталий Колесников

C 1 января 2016 года налоговые органы наделены правом в ряде случаев проверять достоверность сведений, уже содержащихся или подлежащих внесению в ЕГРЮЛ (п. 4.2-4.4 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее – Закон № 129-ФЗ). По общему правилу, все данные, которые представляет организация для занесения в реестр, считаются достоверными. Однако в случае возникновения сомнений в их подлинности, в том числе в случае поступления возражений от заинтересованных лиц, регистрирующим органом проводится проверка достоверности этих сведений (п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Какие организации могут попасть под подозрение специалистов ФНС России как сообщившие о себе недостоверную информацию и как налоговые органы проверяют представленные при регистрации компаний сведения рассказал порталу ГАРАНТ.РУ начальник Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России Виталий Колесников.

Виталий Григорьевич, что на практике чаще всего становится причиной проверки достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ?

В значительном количестве случаев основанием для проведения проверки сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, является наличие у нас информации о недостоверности таких сведений. Так, нередко, в ходе осуществления налогового контроля ФНС России получает информацию об отсутствии организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу или о непричастности руководителя (участника) организации к ее деятельности. Однако нередки случаи, когда в налоговые органы поступают заявления либо возражения заинтересованных лиц. К примеру, участник организации, владеющий значительным количеством голосов, может подать возражения относительно внесения в ЕГРЮЛ изменений о руководителе организации, мотивируя это тем, что он не принимал соответствующего решения.

Отличаются ли основания для проведения проверки сведений, уже содержащихся в ЕГРЮЛ, и сведений, представленных заявителем при регистрации юрлица?

Да, напомню, что все эти основания перечислены в приказе ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@. Так, причиной проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, установлены п. 2 Оснований, условий и способов проведения мероприятий (далее – Основания проверки сведений), а для проверки достоверности сведений, уже включенных в ЕГРЮЛ, – п. 4 этого документа. При этом оснований для проверки сведений при их включении в реестр предусмотрено больше, чем в случае с уже имеющимися данными. К примеру, к ним относятся письменное возражение заинтересованного лица, несоответствие сведений, содержащихся в документах, имеющимся у территориальных органов ФНС России, представление в налоговый орган информации об адресе юрлица, являющийся адресом пяти и более юридических лиц и т. д. Во втором случае сведения подвергнутся проверке при наличии заявления заинтересованного лица об их недостоверности, а также несоответствие этих сведений данным, полученным территориальными органами ФНС России.

Следует также отметить, что проверка достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, при представлении документов в связи с созданием юридического лица (кроме случая создания организации путем реорганизации), осуществляется только посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем (п. 8 Оснований проверки сведений).

Кроме того, указанные проверки отличаются и по срокам их проведения. Проверка достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, проводится в пределах срока, установленного для осуществления соответствующего вида государственной регистрации. В случае если этого срока недостаточно, регистрирующий орган может принять решение о приостановлении государственной регистрации на срок, не превышающий одного месяца. При этом следует учитывать, что решение о приостановлении государственной регистрации не принимается в случае представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации юридического лица при создании (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ, п. 7 Оснований проверки сведений).

В свою очередь, проверка включенных в ЕГРЮЛ сведений длится не более одного месяца после истечения 7 рабочих дней со дня получения заявления о недостоверности информации об юрлице. В случаях, установленных законом, указанный срок может быть увеличен до двух месяцев (п. 9 Оснований проверки сведений).

Однако п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ предусматривает помимо изучения документов также такую форму проверки сведений, как проведение осмотра объектов недвижимости. Что подразумевается под таким осмотром?

Осмотр объекта недвижимости регламентирован п. 14 Оснований проверки сведений. Он проводится территориальным органом ФНС России по месту нахождения объекта, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам мероприятия составляется протокол, в котором отражаются результаты проверки. Протокол осмотра подписывается должностным лицом территориального органа ФНС России, проводившим проверку, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в протоколе делается отметка.

Следует также учитывать, что при проведении проверки достоверности сведений налоговые инспекторы имеют право получать объяснения любого физического лица, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ (п. 12 Оснований проверки сведений).

Помогают ли такие проверки обнаруживать "фирмы-однодневки", зарегистрированные по адресу массовой регистрации?

Да, проводимая работа по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, позволяет выявлять значительное число юридических лиц, относительно которых в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения об адресе.

Какие вы можете привести самые распространенные нарушения, которые выявляются инспекторами при проверке предоставленных сведений?

Чаще всего выявляется недостоверность сведений об адресе юридического лица, что выражается в указании адреса без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

Что грозит юрлицам, если вдруг инспекторы выявят нарушения?

Следует учитывать, что если в ходе налоговой проверки будет подтверждена информация о недостоверности сведений, представленных в налоговый орган, то нами принимается решение об отказе в государственной регистрации (п. "р" ч. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Если же недостоверность сведений установлена в ходе проверки уже включенных в ЕГРЮЛ сведений, в данный реестр в порядке п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ может быть внесена запись о недостоверности таких сведений.

В этом году ФНС России отменены бланки свидетельств о госрегистрации и постановке на учет юрлиц и ИП. С чем были связаны такие нововведения, и что это дало в первую очередь бизнесу?

С 1 января 2017 года выдаваемые налоговыми органами свидетельство о постановке на учет российской организации и физического лица в налоговом органе оформляются без использования типографских бланков. При регистрации юридических лиц, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств теперь вместо свидетельства о госрегистрации выдается лист записи ЕГРЮЛ или лист записи ЕГРИП.

Дело в том, что в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ документы, подтверждающие факт внесения записи в государственный реестр, могут направляться заявителю или нотариусу в форме электронных документов. Таким образом, эти изменения приняты в целях повышения эффективности электронного взаимодействия заинтересованных лиц с налоговыми органами.

Чем отличается лист записи, выданный налоговым органом, от существующих ранее свидетельств?

Лист записи отличается от свидетельства о государственной регистрации по форме и содержанию В листе записи содержатся все сведения, которые были включены в ЕГРЮЛ, тогда как в свидетельстве такие сведения отсутствовали. В то же время следует учитывать, что как ранее выдаваемое свидетельство о государственной регистрации, так и выдаваемый в настоящее время лист записи являются документами, подтверждающими внесение записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), и обладают одинаковой юридической силой.

Какие нововведения планируются в сфере регистрации юрлиц и ИП в ближайшем будущем?

В октября текущего года Госдума приняла поправки к Закону № 129-ФЗ, касающиеся взаимодействия регистрирующего органа с МФЦ 1 [31 октября Президент РФ подписал закон – ГАРАНТ.РУ]. Этот законопроект исключит дублирование документов на бумажных носителях при взаимодействии регистрирующего органа с МФЦ. Предполагается, что такой обмен документами будет осуществляться в электронной форме с использованием единой системы межведомственного взаимодействия.

Законопроект также предусматривает, что независимо от способа представления документов в регистрирующий орган – непосредственно (лично либо через представителя), по почте, в электронном виде, через МФЦ либо через нотариуса, регистрирующий орган направляет соответствующий принятому решению документ (документы) в электронном виде по адресу электронной почты юридического лица или ИП (при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП) и адресу электронной почты, указанному в заявлении о государственной регистрации.

То есть, если документы поступили в ФНС России через МФЦ или их направил нотариус, регистрирующий орган направит соответствующий документ не только по адресу электронной почты заявителя, юрлица или ИП, но и в электронном виде в МФЦ либо нотариусу. По запросу заявителя налоговый орган выдаст ему или его представителю документы на бумажном носителе, подтверждающие содержание электронных документов.

Одному анонимному предпринимателю отказали в регистрации фирмы, так как «в заявлении не указан детальный адрес помещения, нет его номера». Налоговая решила, что по адресу не понятно, где будет работать юрлицо. Предпринимателю пришлось в двухэтажном здании повесить на каждый этаж таблички «Офис 1» и «Офис 2», а затем подать заявление еще раз.

На второй раз компанию зарегистрировали. По словам руководителя юридической компании «Берлин и партнеры» Евгения Берлина, налоговики часто отказывают предпринимателям, и отказы можно разделить на два типа: полностью законные и те, которые налоговая пытается обосновать законами, — такие нужно обжаловать.

Мы расскажем, к чему может докопаться налоговая инспекция и как зарегистрировать фирму с первого раза.

Причина 1: неправильное название ООО

У юридического лица может быть несколько названий: полное, сокращенное, дополнительное на иностранном языке. Полное название нужно обязательно — это основное имя вашей фирмы, остальные — по желанию. Если ваше название не соответствует правилам, фирму не зарегистрируют.

В полном наименовании запрещено использовать иностранные слова: нельзя написать «Общество с ограниченной ответственностью Elefant», только «Общество с ограниченной ответственностью Элефант». В название, которое вписано в документы, нужно добавить фразу «с ограниченной ответственностью». Не просто «Элефант», а «Общество с ограниченной ответственностью Элефант».

По ГК РФ нельзя, чтобы название фирмы полностью состояло из слов, указывающих на ее деятельность. То есть «Общество с ограниченной ответственностью Изготовитель мебели» вряд ли получится зарегистрировать.Также нельзя включать в название наименования иностранных государств, российских органов власти, общественных организаций.

«Инспекция не зарегистрировала ООО “Московское бюро судебной защиты”, ее поддержал суд. По мнению суда, такое название может вызвать у потребителей ассоциацию с участием государства в данной организации, создать компании недопустимые конкурентные преимущества».

Наталья Боровская, юрист

Нельзя, чтобы название противоречило общественным интересам, нормам морали, гуманности и нравственности. Что это значит, закон не разъясняет, но очевидно, что фирму с названием «Долой власть» или «Всех сжечь» не зарегистрируют.

А вот уникальность названия налоговая не проверяет, поэтому чужое наименование не станет причиной отказа в регистрации, можете назваться «Билайном», если не боитесь претензий от правообладателя в будущем.

«Мы пробовали зарегистрировать компанию с наименованием, в котором было слово “японская”, но нам отказали на основании того, что названия иностранных государств использовать нельзя. Правило про нарушение норм нравственности и морали относительно новое, я знаю случай, когда зарегистрировали фирму с названием “Однодневочка”. Сейчас такое не пройдет, как и употребление в наименовании любых жаргонных слов и выражений».

Евгений Берлин, руководитель юридической компании «Берлин и партнеры»

Причина 2: левый юридический адрес

Налоговая инспекция пробивает юридические адреса новых компаний по своей базе, так ведомство борется с фирмами-однодневками. Поэтому лучше не покупать левый юридический адрес: при регистрации может выясниться, что на него зарегистрировано еще несколько фирм. Такой адрес считается «адресом массовой регистрации» и станет причиной для отказа.

Если вы все-таки решили купить адрес, чтобы зарегистрироваться, а настоящее помещение искать потом, проверьте его по базе налоговой. Если адрес там есть, ищите другой — с массовым не зарегистрируют.

Глеб Шевченко, партнер по корпоративным и гражданско-правовым вопросам юридической фирмы «Консулс»

Налоговая часто отказывает в регистрации из-за недостоверности юридического адреса. Требования к проверке сведений, которые будут включать в ЕГРЮЛ, ужесточились — из-за борьбы с покупкой фиктивных адресов под раздачу попадают и предприниматели с реально арендованным помещением.

Причина 3: ошибки в юридическом адресе

Налоговики тщательно проверяют юридические адреса новых компаний. Указывайте адрес фирмы точно так, как написано в плане БТИ помещения, не допускайте ошибок, иначе фирму не зарегистрируют.

Также инспектор может проверить, правда ли ваша компания находится по указанному адресу. По закону там должен располагаться исполнительный орган фирмы, то есть тот, кто принимает решения от имени юрлица: генеральный директор или владелец компании. Если никого на месте не будет, в налоговой могут решить, что вы указали неверный адрес, и в регистрации откажут. Это часто бывает на практике, такой отказ можно и нужно обжаловать.

Евгений Берлин, руководитель юридической компании «Берлин и партнеры»

Причина 4: неверные коды ОКВЭД

Коды ОКВЭД показывают, чем занимается компания. Это четыре цифры, по которым налоговая понимает, в какой сфере работает ваша фирма. Самая частая причина отказа из-за кодов ОКВЭД — указание не четырехзначного кода, а трехзначного. Три цифры были установлены старыми правилами, многие указывают трехзначные коды до сих пор.

Иногда предприниматель выбирает слишком много кодов, которые не связаны друг с другом. Например, вместе с деятельностью по печати газет указывает коды уборки территории или продажи детских игрушек. Так бывает, если в будущем есть планы расширить бизнес. Однако налоговая может воспринять это как признак фирмы-однодневки и отказать в регистрации.

Лучше указывать только те коды, которые близки к реальной деятельности компании, а остальные добавлять при необходимости. Это делается одним заявлением в налоговую.

Причина 5: нет оценки имущества в уставном капитале фирмы

Уставный капитал — деньги или имущество, которое учредители вносят при регистрации ООО. У него есть минимальный размер, в большинстве случаев это 10 000 ₽, их вносят деньгами.

Если в уставный капитал входит имущество дороже 20 000 ₽, нужен независимый оценщик, который определит, сколько оно стоит. Участники общества не могут указать, что имущество стоит больше, чем написано в заключении оценщика. И не могут сами оценить рыночную цену имущества: без заключения оценщика фирму не зарегистрируют.

Причина 6: неверно составлен устав ООО

Устав ООО — главный документ компании, где прописано, чем она занимается, какие права и обязанности есть у участников общества.

Закон четко определяет, что должно быть указано в уставе: название общества, сведения о месте нахождения, уставном капитале, хранении документов, взаимоотношениях участников. Что-то не напишете — налоговая ответит отказом. Это документ, который лучше составить с юристом, в крайнем случае можно использовать типовой устав, утвержденный законом.

Для предпринимателей тоже важно правильно составить устав — этот документ регулирует взаимоотношения участников. Если в нем что-то не так, например, не указано, сколько вы будете получать прибыли или что вправе забрать, выходя из общества, есть риск остаться без денег в случае спора с партнерами.

Глеб Шевченко, партнер по корпоративным и гражданско-правовым вопросам юридической фирмы «Консулс»

В уставе ООО должна содержаться информация о документе (решение/протокол), которым он был утвержден, важно проверить совпадение даты порядкового номера и наименования такого документа. Предприниматели часто не указывают эти данные или ошибаются в них, из-за чего получают отказ.

Причина 7: неверно составлен или заверен протокол собрания участников ООО

Если у компании несколько собственников или учредителей, нужно провести общее собрание и составить протокол, фиксирующий ваше с партнерами решение открыть ООО.

По всем вопросам участники собрания должны голосовать единогласно, разногласия не допускаются. C 2014 года протокол общего собрания нужно заверять у нотариуса, но вы можете избежать заверения. Для этого в уставе ООО или решении общего собрания напишите, что выбрали другой способ подтвердить достоверность протокола и принятое участниками решение.

Например, в протоколе можно прописать, что вы зафиксировали результат голосования с помощью видеосъемки или аудиозаписи. Запись на карте памяти нужно приложить к протоколу.

Есть вариант проще: добавить в устав ООО положение, что протоколы общих собраний подписываются всеми участниками, заверять их у нотариуса не нужно. Важно правильно сформулировать положение, иначе есть риск, что налоговая откажет в регистрации, потому что протокол не заверен.

Причина 8: темное прошлое учредителей

ФНС может отказать в регистрации ООО из-за прошлого учредителей. Например, если вы или ваш партнер уже открывали компанию, фирма не работала по указанному адресу или не платила налоги, это будет отмечено в ЕГРЮЛ. Когда налоговики проверят данные, они увидят, что учредитель уже показал себя с плохой стороны, и откажут в регистрации.

Также отказ ждет, если кому-то из учредителей запретили заниматься бизнесом по решению суда. По данным налоговиков из Удмуртии, на таком основании отказывают в 24% случаев подачи документов в налоговую.

Если у вас проблемы с прошлыми юрлицами, сначала нужно решить их, а потом регистрировать новое. Проверить партнеров можно с помощью сервиса от налоговой.

Наталья Боровская, юрист

Если учредитель ликвидирует одно юридическое лицо, то в регистрации второго налоговая откажет. Налоговый инспектор делает запись о ликвидации в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). При проверке документов на регистрацию нового ООО эта информация будет видна.

Причина 9: ошибки в заявлении на регистрацию ООО

Чтобы налоговая зарегистрировала фирму, нужно подать в инспекцию заявление по установленной форме. По словам Евгения Берлина, руководителя юридической компании «Берлин и партнеры», любая ошибка в заявлении на регистрацию ООО, даже если вы перепутали одну букву, станет причиной отказа налоговой.

По данным налоговиков, 37% отказов в регистрации юрлиц связаны с ошибками в порядке предоставления и заполнения документов. Самые частые ошибки: опечатки в персональных данных, отсутствие индексов, неверные сокращения в адресах, заполнение бумаг чернилами не черного цвета, прописными, а не печатными буквами.

Согласно приказу налоговой, все документы надо печатать с одной стороны, двусторонняя печать не допускается. Напечатаете документ с двух сторон — инспектор напишет, что он отсутствует, фирму не зарегистрируют.

Глеб Шевченко, партнер по корпоративным и гражданско-правовым вопросам юридической фирмы «Консулс»

Форма заявления на регистрацию одна для всех видов юридических лиц, поэтому в ней огромное количество полей. Заполнять ее нужно по правилам налоговой. Там есть все нюансы, например, стационарный телефон компании указывают с 8, а мобильный с +7.

Как не получить отказ в регистрации ООО

  1. Выбрать фирменное наименование организации в соответствии с законодательством.
  2. Не покупать левый юридический адрес, а если покупаете, проверить его на массовую регистрацию юрлиц.
  3. Убедиться, что в юридическом адресе нет ошибок, быть готовым подтвердить, что фирма или ее управляющий орган действительно находятся по адресу регистрации.
  4. Проверить коды ОКВЭД и не указывать коды деятельности из разных сфер.
  5. Заказать независимую оценку, если в уставном капитале имущество дороже 20 000 ₽.
  6. Составить устав ООО в соответствии с законом, лучше делать это вместе с юристом.
  7. Правильно оформить документы, чтобы протокол общего собрания учредителей не нужно было заверять у нотариуса. Или заверить его у нотариуса.
  8. Не открывать фирму с людьми, у которых уже были проблемные юридические лица.
  9. Десять раз проверить на ошибки заявление на регистрацию.

Евгений Берлин, руководитель юридической компании «Берлин и партнеры»

Марина Крицкая

У такого явления, как «адрес массовой регистрации», есть свои критерии, несмотря на то, что законодательного определения этого понятия не существует. Есть также несколько причин, по которым следует проверять адрес регистрации фирмы-партнера, чтобы избежать неприятностей.

В 2018 году ФНС отметила значительное сокращение фирм-однодневок — до 7,3 %. Двумя годами ранее на них приходилось 35,5 % от общего числа зарегистрированных компаний. Эксперты объясняют эти показатели не только внедрением автоматизированного контроля за возмещением НДС, но и внесением поправок в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ, который открыл налоговикам больше возможностей для исключения организаций из ЕГРЮЛ.

В Письме ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84 дается следующее определение фирме-однодневки: «это юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не предоставляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д.».

Компания c отметкой о недостоверности данных в ЕГРЮЛ рассматривается налоговиками как контрагент, с которым опасно иметь дело. Такая пометка возникает в случае представления в налоговую инспекцию заявления о недостоверности сведений руководителем компании или в результате проверки и выявления ФНС недостоверной информации — об адресе, участниках компании, ее руководителе.

Критерии массовости адреса

Приказ ФНС РФ от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ предусматривает, что для признания адреса массовым достаточно факта регистрации пяти организаций по одному адресу. Если такой факт установлен налоговой, то проверки сведений в ЕГРЮЛ на достоверность при первичной регистрации или смене адреса юрлица не избежать.

Часто возникает вопрос о регистрации ООО или ИП по адресу большого бизнес-центра. Поскольку в нем размещается множество организаций, то адрес может быть признан массовым. В Письме ФНС РФ от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@ содержится рекомендация, которая детализирует, как именно нужно регистрироваться, чтобы не вызвать подозрений.

Так, в п. 14.2.05.60 Письма утоняется, что в документах, представляемых на государственную регистрацию, при заполнении заявления должны вноситься детальные элементы адреса, являющегося местом нахождения юрлица. Речь идет об адресных ориентирах объекта: дом (владение), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.).

Если в документах нет конкретных элементов адреса, то это отсутствие не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес компании.

Итак, можно выделить два ключевых критерия массового адреса:

1. По одному адресу зарегистрировано множество юрлиц. При этом «множество» может подразумевать разное количество — в зависимости от субъекта РФ.

Согласно Приказу ФНС РФ от 29.12.2006 N САЭ-3-09/911@, каждое Управление ФНС России по субъекту РФ выдает свой минимальный критерий отбора адреса массовой регистрации. С этой целью издается соответствующий распорядительный акт. Например, один и тот же адрес указан при государственной регистрации в качестве последнего места нахождения 10-ю и более юридическими лицами, 5-ю и более юридическими лицами и т.п.

2. С юрлицами, зарегистрированными по одному адресу, нет связи. Это свидетельствует о том, что представители юрлица по конкретному адресу не располагаются, а корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» (Письма Минфина РФ от 14.11.2017 N 03-12-13/75024, N 03-12-13/75027).

Роль банков в процессе борьбы с фирмами-однодневками

Признаки фирм-однодневок стали проверять в том числе и банки. Некоторые даже предоставляют услугу по проверке контрагента в банке-клиенте. Такая опция обычно представляет собой сервис-светофор, который предупреждает о наличии подозрительной информации красным цветом.

С тех пор как банки «присоединились» к практике выявления фирм-однодневок, над предпринимателями и организациями нависла еще одна угроза — теперь их счет могут заблокировать. Для этого достаточно такой причины, как перевод денег сомнительным бизнес-партнерам, которые могут «располагаться» в местах массовой регистрации.

Риски работы с контрагентом с массовым адресом

Для самих юрлиц использование адреса массовой регистрации может повлечь отказ в госрегистрации или во внесении изменений в ЕГРЮЛ при смене местонахождение или адреса. Верховный суд в Определении от 23.01.18 № 306-КГ17-21112 подтвердил, что если в заявлении на регистрацию изменений в учредительных документах указан адрес массовой регистрации, то налоговые органы могут ответить отказом в регистрации. По мнению суда, место нахождения юрлица имеет существенное юридическое значение, поскольку оно фактически определяет место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров, а также возможность осуществления надлежащего налогового контроля. Исходя из этого, суд считает, что подача заявления, оформленного с заведомо недостоверными сведениями приравнивается к непредставлению такого документа.

Сделку с контрагентом, зарегистрированным по массовому адресу, налоговые органы могут расценить как попытку получения необоснованной налоговой выгоды. Хотя сама по себе регистрация контрагента по «массовому» адресу не используется налоговыми органами как самостоятельное основание для признания налоговой выгоды необоснованной.

Если будет доказано получение вами необоснованной налоговой выгоды, то вам грозят следующие последствия:

  • доначисление налога, пeнeй, взыскание штpaфa — зa нeyплaтy нaлoгa пo cт. 122 НK PФ;
  • административный штраф — зa грубое нарушение бухгалтерского учета (cт. 15.11 KoAП PФ);
  • уголовная ответственность — за существенный размер недоимки (cт. 198, ст. 199.1 УK PФ).

Как проверить адрес на массовость

Проверить адрес контрагента можно на сайте налоговой, а также с помощью сервиса «Прозрачный бизнес». Система осуществляет поиск по введенным реквизитам (регион, район, город, населенный пункт, улица, дом) и выдает информацию о зарегистрированных по адресу лицах.

Выяснить, сколько компаний зарегистрировано по адресу контрагента, можно и с помощью сервиса Контур.Фокус. Проверка также позволит определить, является ли директор или учредитель компании «массовым». Просто введите адрес в поисковую строку сервиса.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Фото Бориса Мальцева

25 мая на официальном интернет-портале правовой информации был опубликован Приказ ФНС от 11.02.2016 ММВ-7-14/72@ (зарегистрирован в Минюсте 20.05.2016 № 42195), касающийся порядка выявления в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о юридических лицах и связанных с этим мероприятий.

Официальное труднопроизносимое название документа: «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц».

В качестве оснований для проверки закон указывает обоснованные сомнения регистрирующего органа в достоверности сведений, в том числе возникающие в связи с поступлением возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.

Проверка, согласно тексту закона, должна проводиться путем осуществления следующих мероприятий:

  1. изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
  2. получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
  3. получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  4. проведения осмотра объектов недвижимости;
  5. привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Рассматриваемый Приказ ФНС развивает и конкретизирует данные положения Закона о гос. регистрации.

Основания для проверки

Перед включением в ЕГРЮЛ сведений проверка проводится по следующим основаниям:

Наличие в регистрирующем органе письменных мотивированных (с приложением подтверждающих документов) возражений заинтересованного лица против регистрации изменений устава юридического лица либо внесения иных сведений в ЕГРЮЛ.

Несоответствие сведений, содержащихся поданных на регистрацию документах, сведениям, имеющимся у территориальных ФНС.

Наличие обстоятельств, связанных с адресом:

  • адрес массовый, причем массовость начинается от порога в пять зарегистрированных на адресе организаций;
  • известно, что указанных объект недвижимости разрушен;
  • адрес заведомо не может быть использован для свободной связи с юридическим лицом (приводятся примеры – адрес государственного органа, воинской части и т.п.)
  • по адресу есть возражение от собственника в территориальной ФНС;
o включение в ЕГРЮЛ сведений о новом адресе влечет изменение местонахождения организации, в отношении которой не окончена выездная налоговая проверка (причем момент окончания проверки предполагает вступление в силу акта, вынесенного по результатам проверки), а также юридического лица, имеющего долги перед бюджетов в части налогов, пени и штрафов. Иными словами – при любых проблемах с налоговой переезд в другой регион теперь привлечет повышенное внимание регистрирующих органов.

Наличие обстоятельств, связанных с личностью лица, имеющего право действовать без доверенности, или участника ООО, если о нем в ЕГРЮЛ ранее вносились записи о недостоверности сведений, либо если такое лицо привлекалось к административной ответственности за непредставление или предоставление недостоверных сведений в рег.орган и срок привлечения к ответственности еще не истек.

Подача в комплекте документов заявления о выходе участника из ООО, оформленного до 01.01.2016 г. без нотариального удостоверения;

Наличие обстоятельств, связанных с реорганизацией:

  • Участие в рео двух или более лиц;
  • Ситуации, когда в отношении прекращающего в результате рео юридического лица не окончена выездная налоговая проверка или если организация имеет долги по налогам.
Ранее включенные в ЕГРЮЛ сведения также могут привлечь внимание регистрирующего органа в случае подачи заинтересованным лицом заявления о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.

Отдельно описываются ситуации, когда указанные выше обстоятельства основаниями для проведения проверки не являются:

  • есть основания для отказа в гос. регистрации;
  • направленное в регистрирующий орган возражение против регистрации представлено с нарушением установленного порядка и (или) не по утвержденной форме;
  • у регистрирующего органа есть заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ;
  • в возражении против внесения сведений в ЕГРЮЛ или заявлении о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ не указаны обстоятельства, по которым заявителя можно считать заинтересованным лицом, либо нет сопутствующих подтверждающих аргументы заявителя документов. Не проводится проверка также, когда в качестве обстоятельств, на которых основаны возражения, указывается несоответствие формы предоставленных для регистрации изменений устава или сведений о юридическом лице нормам законодательства, либо указывается на оспоримость решения органа юридического лица или сделки, либо если основание, указанное заявителем возражений, опровергается вступившим в законную силу судебным актом;
  • возражение отозвано подавшим его лицом.

А судьи кто?

Определено, кто именно уполномочен проводить мероприятия по проверке достоверности сведений: по общему правилу – регистрирующие органы, однако некоторые мероприятия (включая получение необходимых сведений от лиц, которые могут владеть релевантной информацией, получение справок и сведений, проведение осмотра недвижимости, привлечение специалистов и экспертов) могут быть поручены территориальным ИФНС.

Сроки проверок и уведомления о результатах

Исключение - «первичка», где приостановление невозможно; при проверке данных, предоставленных для первичной регистрации, правоприменители ограничены и в методах проверки: она может осуществляться только путем изучения представленных документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, включая возражения заинтересованных лиц; у заявителей также можно потребовать пояснения и дополнительные документы.

Другими словами – никаких выездов на адрес при первичной регистрации не предусмотрено! С другой стороны, Приказ придает правовую форму «пояснений» расспросам заявителей, которые в некоторых ФНС активно практикуют сотрудники рег.органов в рамках выявления номиналов и тому подобных темных личностей.

Приказом предусматривается конкретный срок на уведомление заинтересованного лица о том, что направленные им возражения не являются основанием для проведения проверки: 10 рабочих дней со дня получения регистрирующим органом возражения или заявления о недостоверности сведений.

Мероприятия по проверке сведений

Проверка документов

Объяснения физических лиц

Получить объяснения можно от любого лица;

По общему правилу, лицо для дачи пояснений вызывается в рег.орган;

Объяснения могут быть получены по месту проживания (пребывания) лица, если он по уважительным причинам прийти не может.

Запросы в гос.органы

Осмотр объекта недвижимости

Осмотр должен проводиться в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи и оформляться протоколом.

Привлечение специалиста, эксперта

Последствия установления недостоверности сведений

Если проверка проводилась в отношении уже имеющихся в ЕГРЮЛ данных и была установлена недостоверность таких данных как:

Сведения об адресе

Сведения об учредителях (участниках), размере, обременениях долей, сведения о держателе реестра АО, управляющим долей, входящей в наследственную массу

Сведения о лице, имеющем право действовать от лица организации без доверенности (ФИО, паспортные данные, ИНН)

Регистрирующий орган направляет юридическому лицу, его учредителям (участникам) и ЕИО уведомление о необходимости предоставить достоверную информацию. Срок для реакции со стороны организации – 30 дней с момента направления уведомления. Если реакции не последует (а тут нельзя исключать фактора «Почты России»), то регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ отметку о недостоверности сведений.

Если проверка проводилась по заявлению заинтересованного лица о недостоверности данных, включенных или включаемых в ЕГРЮЛ, о результатах проверки ему должно быть сообщено в течение 10 дней с момента окончания всех мероприятий.

Автор: Софья Мореева, к.ю.н., доцент кафедры гос.управления ФГУ ИОН РАНХиГС

Читайте также: