Налоговая проверка после ликвидации ооо

Опубликовано: 01.05.2024

Ликвидировать ООО в некоторых случаях бывает труднее, чем его открыть. Чтобы пройти процедуру ликвидации, нужно собрать немало бумаг, провести целый ряд переговоров, погасить долги, разобраться со счетами. Еще одной головной болью для владельца ликвидируемого предприятия может стать выездная налоговая проверка, которую иногда назначают после закрытия ООО.

Чего ждать от этой проверки? Как к ней подготовиться? Какие документы необходимо предоставить и в какой срок? Что делать по результатам ревизии? Разберемся.

Обязательна ли налоговая проверка ликвидируемого бизнеса?

Далеко не все ликвидируемые ООО проходят налоговую проверку. Местные органы ФНС вовсе не обязаны назначать ревизию после закрытия предприятия. Тем не менее такое право у них есть – оно закреплено в ст. 89 Налогового кодекса. Причем проверка может быть назначена на любое время, вне зависимости от того, когда на предприятии была предыдущая налоговая ревизия.

Обратите внимание! По общему правилу, налоговые органы имеют право проверять предприятия не чаще одного раза в год. Однако ревизия после ликвидации ООО может быть назначена на тот же год, когда проводилась плановая проверка. То есть владельцу ликвидируемого бизнеса, возможно, придется выдержать две проверки подряд.

В каких случаях назначают проверку

Любой владелец закрываемого бизнеса обязан уведомить ФНС о грядущей ликвидации. Орган власти, в свою очередь, примет решение о необходимости проведения проверки или отсутствии такой необходимости. При решении вопроса налоговики будут руководствоваться несколькими факторами:

  • Имеющиеся сведения о деятельности закрываемого ООО. Если у предприятия никогда не было проблем с уплатой налогов: бизнес не срывал сроки взносов, не накапливал долги, не пытался уклониться от взыскания, не получал штрафных санкций и пеней, то проверка может не назначаться. Если же предприятие было проблемным для налоговиков, то ревизию могут назначить, даже если предыдущая проверка проводилась всего пару месяцев назад.
  • Дата предыдущей проверки. Налоговой службе не нужна лишняя работа: сотрудники не станут проверять ответственное предприятие после закрытия, если за пару месяцев до ликвидации на нем уже была ревизия. Опять же это не касается проблемных ООО.
  • Внутренние регламенты налоговой службы. С этим пунктом никогда не угадаешь: сотрудники ведомства иногда руководствуются весьма странными установками, о которых не знают простые смертные. Разнарядки могут быть самые разнообразные и порой очень странные: обязательно проверить все предприятия, торгующие картошкой, или организовать ревизию всех бизнесов, чьи владельцы занимаются рукоделием. Мы, конечно, утрируем, но иногда налоговая служба ведет и впрямь абсурдную деятельность.

Как будет проходить проверка

Если налоговая проверка все же будет назначена, без ее результатов закрыть предприятие не удастся. Поэтому владельцу бизнеса придется внимательно отнестись и к ходу ревизии, и к ее результатам.

В рамках проверки налоговые органы запросят у компании финансовую документацию и отчетность не более чем за 3 года, предшествующих ревизии. Просить бумаги за больший срок запрещено Налоговым кодексом. В пакет документов для налоговиков должны войти следующие бумаги:

  • выписка из ЕГРН на недвижимость, которую занимает предприятие (на праве собственности или аренды);
  • кассовые чеки, квитанции, ордера прихода-расхода;
  • документация первичного учета;
  • налоговые декларации;
  • сведения о зарплатах сотрудников.

В рамках проверки сотрудники ФНС произведут следующие действия:

  • оценят рабочие места сотрудников ООО на предмет соответствия нормам трудового права;
  • проведут инвентаризацию всего имущества предприятия;
  • сфотографируют помещения и оборудование;
  • сверят бухгалтерскую и налоговую отчетность;
  • изымут необходимую документацию.

Сотрудники ФНС сверят показатели, чтобы установить, нет ли у предприятия задолженности по налогам. Ведь бюджет считается одним из кредиторов любого ООО, соответственно, налоговые задолженности, то есть долги перед бюджетом, нужно погасить наряду со всеми другими платежными обязательствами.

Если налоговики выявят наличие долгов или неточностей в отчетной документации, в ликвидации предприятия будет отказано до устранения всех нарушений. После их устранения документы придется перепроверять, и в них снова могут обнаружиться неувязки. Соответственно, к налоговой проверке после ликвидации ООО необходимо подходить очень внимательно, чтобы не растянуть процесс закрытия бизнеса на десятилетия.

Каковы максимальные сроки ревизии

С 2017 года срок налоговой проверки малого бизнеса был сокращен до одного года. Однако налоговики могут продлить его еще на полгода. Поэтому не стоит ожидать прохождения проверки в кратчайшие сроки: всегда стоит готовиться к худшему.

Для справки

В соответствии со ст. 89 НК РФ стандартный срок прохождения налоговой проверки после ликвидации ООО составляет 2 месяца.

К слову, срок назначения проверки после подачи документов о ликвидации законодательно не ограничен. Поэтому, подав уведомление о закрытии ООО по форме Р15001, владелец бизнеса должен самостоятельно обращаться в налоговые органы и узнавать, назначена ли ему ревизия или он может спокойно закрывать свою фирму.

Если суммировать эти сроки, то проверка после ликвидации может занять больше 2 лет: в течение первого года ревизия будет назначаться, еще полтора года налоговики будут осматривать и фотографировать помещения, инвентаризировать движимое имущество, проверять бумаги. Чтобы минимизировать потери, владелец бизнеса должен постараться привести свой бизнес перед ликвидацией в то состояние, в котором ему точно не понадобится налоговая проверка.

В каких случаях налоговая проверка точно не потребуется

Владельцы некоторых категорий бизнеса могут быть спокойны: им налоговая ревизия после ликвидации точно не грозит. Проверку точно не назначат, если предприятие соответствует одному из следующих пунктов:

  • продается;
  • имеет всего одного учредителя, поэтому делить активы не с кем;
  • не ведет деятельность уже 3 года и более;
  • имеет нулевой бухгалтерский баланс.

Кроме того, как уже отмечалось, налоговая проверка может не понадобиться компании, которая всегда аккуратно вела налоговые дела. Однако отсутствие задолженностей в предыдущие годы не является стопроцентной страховкой от ревизии. А вот нулевой бухгалтерский баланс – является. Впрочем, если фирма всегда аккуратно вела дела, скорее всего, к моменту закрытия у нее и будет ноль на балансе. Вряд ли ответственные владельцы допустят неожиданное появление долгов прямо перед закрытием.

Что делать по результатам ревизии

Если налоговые органы не выявят нарушений в финансовой деятельности предприятия, его владелец получит соответствующие документы, подтверждающие отсутствие долгов перед бюджетом и других кредиторских задолженностей. Таким образом ФНС подтвердит чистоту и полноту уплаты налогов и даст добро на закрытие бизнеса. После этого владельцу останется лишь законодательно завершить процедуру и поступить с бизнесом так, как он планировал: полностью ликвидировать, продать, передать другим владельцам или любым другим образом распорядиться своей бывшей компанией.

Читатель Виталий спрашивает:

Хочу закрыть ООО. Но знакомые говорят, что как только подам документы в налоговую, придет проверка. А там доплата налогов, штрафы, пени, вот это всё. И ликвидация затянется на годы. Это правда?

Отвечаем: проверка бывает не всегда

Ваши знакомые отчасти правы, но не во всём.

По закону ликвидация юридического лица занимает четыре месяца. Если кратко, процедура такая:

  • участники компании принимают решение о ликвидации и назначают ликвидационную комиссию;
  • составляют протокол собрания с решением о ликвидации и уведомление о ликвидации по форме Р15001;
  • в течение трех дней после решения сообщают в регистрирующую налоговую о ликвидации, отдают протокол и уведомление;
  • через пять дней налоговая выдает лист о том, что сделала запись в реестр юридических лиц, и компания начинает процесс ликвидации;
  • компания публикует запись о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации»;
  • сообщает о ликвидации партнерам, перед которыми есть долги;
  • за два месяца до ликвидации предупреждает сотрудников об увольнении и заявляет в службу занятости;
  • готовит и сдает в налоговую промежуточный ликвидационный баланс;
  • оплачивает задолженность перед сотрудниками, налоговой, партнерами;
  • сдает декларации, отчитывается в фонды по уволенным сотрудникам, сдает окончательный ликвидационный баланс;
  • участники делят между собой имущество;
  • подают в налоговую заявление о ликвидации.

Процедура долгая, но несложная: выполняй по шагам и всё. А если не хочется самому заполнять бумаги и ходить по инстанциям, можно нанять юриста.

Есть один нюанс. Когда компания подает заявление на ликвидацию, налоговая может решить, что нужна выездная проверка. Это право налоговой, но не обязательное условие. Нет гарантии, что налоговая обязательно придет с проверкой при ликвидации вашей компании.

Если налоговая решает провести проверку юридического лица, она приостанавливает ликвидацию. Налоговая хочет убедиться, что компания не пытается закрыться, чтобы скрыть долги по налогам.

Критерии для проверки

Налоговая проверяет не все компании, а выбирает их по критериям. Налоговая опубликовала документ с двенадцатью критериями, по которым компании могут себя проверить. Но на деле критериев больше. Расскажу о тех, с которыми чаще всего сталкиваемся в своей практике:

Простые и сложные разрывы в сделках по НДС в «Деле»

  • разрывы по НДС. Налоговая проверяет сделки с НДС автоматизированно и выявляет несовпадения. Например, компания сделала вычет по НДС и сдала декларацию, а ее партнер по этой сделке не заплатил НДС или заплатил другую сумму. Это и есть разрыв, который насторожит налоговую. Она попросит объяснения или уточненную декларацию;
  • возмещение по НДС за последние три года. Особенно если суммы вычетов были большими;

налоговая нагрузка ниже, чем по отрасли. Налоговая нагрузка определяется так: сумму налогов разделить на сумму выручки и умножить на сто. Средняя налоговая нагрузка в 2017 году — 10,8%.

Для Санкт-Петербурга налоговая запустила калькулятор для расчета налоговой нагрузки на своем сайте.

Когда налоговая подозревает взаимозависимость в «Деле»

По закону для российских компаний налог с дивидендов — 15%, а для иностранных — 5% при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения. Поэтому бывают такие схемы: среди участников — кипрская компания, она транзитная фирма-однодневка. Кипрская компания прогоняет через себя деньги и отдает их другой зарубежной компании. Оказывается, что эта зарубежная на самом деле управляет российской компанией.

В реальности критериев у налоговой больше, но мы лишь можем о них догадываться. По этим критериям налоговая отбирает компании, а потом на проверке детально изучает, как компания работала, какие сделки заключала и где могла не доплатить налоги.

По нашим наблюдениям, налоговая в Москве чаще всего интересуется компаниями на общей системе налогообложения. Такие компании могут делать неоправданные вычеты по НДС и занижать налоги.

Это не значит, что налоговая не может обратить внимание на компанию на упрощенке. Риск небольшой, если компания вовремя платила налоги. Под подозрение попадают компании, которые несколько раз подходят к лимитам упрощенки или были замечены в дроблении бизнеса.

При ликвидации налоговая может устроить проверку, даже если уже проверяла компанию в последние три года.

Елена Желенкова

Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант

Елена Желенкова

Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант

Кому подходит эта статья: собственникам бизнеса, которые по тем или иным причинам решили закрыть юрлицо.

Одного решения собственника ликвидировать свое действующее предприятие недостаточно: государство не позволит «исчезнуть» компании, пока не убедится, что в бюджет поступили от нее все обязательные платежи и налоги. Причем компания должна рассчитаться с бюджетом не только как налогоплательщик, но и как налоговый агент.

Налоговый кодекс предусматривает выездную проверку компании, которая прекращает свою деятельность (статья 89 НК РФ). Однако визита налоговиков, а, следовательно, и дополнительных доначислений, можно избежать. Как именно нужно готовиться к процедуре ликвидации ООО, чтобы инспекторы не сочли целесообразным приходить и перепроверять отчетность организации за последние три года, читайте в публикации.

Что такое ликвидация ООО и ее этапы

Законодательно процедуру ликвидации компании регулируют статьи 61, 62, 63, 64 и п. 1 ст. 92 Гражданского кодекса РФ, а также п. 2 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Согласно последнему, для упразднения организации необходимо созвать общее собрание участников ООО, на котором примут единогласное решение о прекращении деятельности компании и назначат ликвидационную комиссию.

Если в организации только один участник, то решение о ликвидации принимается единолично, после чего составляется решение единственного учредителя. Сразу после ее формирования именно к членам комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества (п.4 ст.62 ГК РФ, п. 3 ст.57 ФЗ «Об обществах…»). Председателем комиссии необязательно быть собственнику – им может стать, например, бухгалтер.

Компания остается действующей, пока в ЕГРЮЛ не появится соответствующая запись. До этого времени – а в среднем процесс ликвидации ООО занимает не менее 2-4 месяцев, а иногда и год – компания должна по-прежнему вовремя предоставлять всю отчетность: налоговую, бухгалтерскую и по страховым взносам.

О прекращении деятельности необходимо сообщить в ИФНС и службу занятости, а вот уведомлять ПФР и ФСС необязательно – налоговики сделают это сами. Исключение составляют предприятия, которые производят выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве – в этом случае ФСС уведомляют об упразднении компании в течение десяти дней с момента назначения ликвидационной комиссии.

Поставить в известность налоговиков о ликвидации ООО и формировании ликвидационной комиссии необходимо в течение трех дней после принятия соответствующего решения (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. К нему нужно приложить решение общего собрания о ликвидации общества. Подпись заявителя заверяется нотариально. За нарушение трехдневного срока предусмотрен штраф пять тысяч рублей или предупреждение (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Сразу после информирования налоговиков ликвидационная комиссия должна опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщение о прекращении деятельности компании, а также проинформировать кредиторов о сроках и порядке заявления ими своих требований. Кроме этого письменное уведомление отправляется персонально каждому кредитору (п. 1 ст. 63 ГК РФ). На заявление своих претензий кредиторам выделяется не меньше двух месяцев.

Помимо этого, процесс ликвидации предусматривает поэтапное взаимодействие с многочисленными ведомствами, в том числе со Службой занятости, ПФР, Государственным архивом и т.д. Только одна процедура уведомления и расчета сотрудников предполагает использование Закона «О занятости населения» № 1032-1, Трудового кодекса РФ, многочисленных Положений, утвержденных Правительством, и писем Роструда.

В случае ликвидации юрлица эксперты 1С-WiseAdvice не только контролируют задолженность компании перед бюджетом, но и организуют беспрепятственное прохождение всех стадий ликвидации. Важно не просто подготовить безупречный ликвидационный баланс и провести ревизию долгов, но и соблюсти все формальные требования, неисполнение которых влечет дополнительные расходы клиента в виде штрафов.

Что проверяют после закрытия ООО

Условия, соблюдение которых позволит компании избежать визита инспекторов, к сожалению, в законодательстве четко не сформулированы. Принятие решения о необходимости налоговой проверки отдано на усмотрение ИФНС. Следовательно, без помощи экспертов, которые точно знают, какие данные будут сопоставлять налоговики, рассчитывая целесообразность ревизии, не обойтись. Специалисты 1С-WiseAdvice изначально учитывают все возможные риски при ведении налогового учета и формировании отчетности.

Там, где это возможно, наши эксперты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового. Одна из наших ключевых задач – уберечь Вашу компанию от лишнего внимания налоговых и других контролирующих органов. Мы называем это – обеспечить «режим невидимки». По сути наш подход является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными контролирующими органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки (в том числе, на проверку ликвидируемого ООО), а также для наложения санкций: выставления штрафов, блокировки расчетного счета и пр.

Процесс ликвидации включает несколько бухгалтерских процедур, от грамотной организации которых будет зависеть, «выпишут ли» вам инспекторы доначисления со штрафами и пенями или нет.

Сверка расчетов

При завершении деятельности ООО инспекция в обязательном порядке проводит с компанией сверку расчетов (п. 3 Регламента, утв. Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@). С 1 января 2017 года ФНС является также администратором страховых взносов, поэтому их тоже будут сопоставлять (п. 2.1. ст. 32 НК РФ). Результаты сверки оформляются актом по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@. От того, насколько гладко пройдет этот этап, в том числе будет зависеть решение налоговиков организовать ли проверку.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

По истечении времени, отведенного кредиторам для предъявления своих требований (п. 2 ст. 63 ГК РФ), ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс. В реестр непогашенных задолженностей включают и требование налоговиков выплатить недоимки и пени, если таковые, конечно, имеются. Но если налоговики решили провести выездную проверку компании, то ликвидационный баланс нельзя составить до ее окончания и вступления в силу решения о проверке.

Кроме перечня требований, предъявленных кредиторами, баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия. Нужно учитывать, что спорная кредиторская задолженность (размер и факт ее наличия) не включается в промежуточный баланс (постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 18558/13, письма ФНС России от 30.03.2017 № ГД-4-14/5914@ и от 10.10.2016 № ГД-4-14/19159@).

формирования промежуточного ликвидационного баланса – дать полное достоверное представление о финансовом положении компании и ее способности рассчитаться с кредиторами. Поэтому перед тем как приступить к подведению завершающих итогов экономической деятельности ООО, проводят инвентаризацию. Если окажется, что имеющихся средств и имущества недостаточно, чтобы рассчитаться с долгами, ликвидационная комиссия должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве (п. 4. ст. 63 ГК РФ). В случае, когда компания может удовлетворить требования кредиторов, председатель комиссии представляет в ИФНС уведомление по форме № P15001, прилагает к нему сам баланс.

Расчеты с кредиторами

Порядок очередности денежных выплат устанавливает статья 64 ГК РФ. До того, как произвести все выплаты в бюджет, компания должна рассчитаться с гражданами, перед которыми несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и с сотрудниками. На последнем месте – «другие кредиторы».

Отчетность для ПФР и ФСС

В течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня подачи в налоговый орган документов для государственной регистрации ликвидации, компания направляет в ПФР всю отчетность о работниках, их страховом стаже и т.п. Все сведения оформляются по предусмотренным формам.

В аналогичный срок в территориальный орган ФСС предоставляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Отчетность для ФНС

В промежуток времени, указанный в предыдущем пункте, в налоговую необходимо сдать расчет по страховым взносам.

Налоговый кодекс не содержит четких указаний относительно порядка и сроках предоставления деклараций компанией, завершающей деятельность. Но согласно пояснениям из пп. 3, 4 ст. 55 НК РФ, декларации по выплатам с годовым налоговым периодом (налог на прибыль и имущество организаций и т.д.) должны содержать сведения за период с начала года до дня ликвидации. За этот же период сдаются расчет по форме 6-НДФЛ и справки о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ. А вот периоды, за которые необходимо отчитаться в декларациях с месячным и квартальным налоговым периодом, в том числе НДС и ЕНВД, нужно согласовать со своей ИФНС.

Рассчитавшись со всеми кредиторами, комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждают учредители компании. Задача документа – перечислить имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов и выплат в бюджет. Ликвидационный баланс входит в перечень обязательных документов, который компания должна предоставить в ИФНС для государственной регистрации ликвидации. Внести запись о прекращении деятельности предприятия в ЕГРЮЛ налоговики должны в течение пяти дней.

Особенности выездной проверки при ликвидации ООО

Сроки проведения выездной налоговой проверки при ликвидации и другие аспекты такой проверки идентичны «традиционной» выездной налоговой проверке.

Единственное отличие выездной налоговой проверки при ликвидации организации от обычной выездной ревизии заключается в том, что она не зависит от времени и предмета предыдущего визита инспекторов.

Проверка ликвидируемой компании – это право налоговиков, а не обязанность. Ее можно избежать, если сотрудники ФНС будут уверены в добросовестности компании и доверят ликвидационной комиссии самостоятельно отразить итоги хозяйственной и экономической деятельности предприятия в промежуточном балансе. Тратить время на «бесперспективную» для них проверку инспекторы не станут. Поэтому задача компании убедить налоговиков еще до начала ликвидации, что пополнить бюджет за ваш счет у них не получится.

Как закрыть предприятие без налоговой проверки

Чтобы исключить выездную налоговую проверку при ликвидации ООО, до начала этой процедуры необходимо предпринять ряд действий:

  1. Приняв решение прекратить свой бизнес, «снижать скорость» желательно постепенно, последовательно уменьшая обороты компании и сведя их в итоге к нулю.
  2. Решить заранее вопросы с дебиторской/кредиторской задолженностью, а не ждать, когда кредиторы напомнят о себе в процессе ликвидации и помешают официально завершить деятельность компании в намеченные сроки.
  3. Провести все взаиморасчеты с сотрудниками, убедиться, что все кадровые документы в наличии и правильно оформлены.
  4. Провести сверку со всеми государственными органами и убедиться, что у вашего предприятия нет долгов по налогам, пеням и штрафам, а вся необходимая отчетность – сдана.
  5. Привести всю бухгалтерскую документацию в порядок.
  6. После всех принятых мер мы рекомендуем предприятию сдавать в течение трех лет «нулевую» отчетность, т.к. срок налоговой проверки составляет именно три года. После этого вы можете смело подавать документы на ликвидацию предприятия. У контролирующих органов не будет желания проверять недействующее предприятие, так как доначислять «нулевому бизнесу» нечего.

Имейте в виду: налоговикам необходимо понять причину ликвидации компании – для этого они оценивают финансово-хозяйственную деятельность компании по предоставленной отчетности. Если будут выявлены существенные налоговые нарушения, сопоставимые с планом проверок, и инспектор установит платежеспособность компании или ее контролирующих лиц, проверка будет наверняка.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В течение какого срока и где должны храниться договоры, бухгалтерская документация после ликвидации ООО и прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя? Могут ли налоговые органы проводить налоговую проверку в отношении данных лиц, требовать представления документов?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. После внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования организации налоговый орган не может проводить налоговую проверку в отношении этой организации, а также требовать представления каких-либо документов, поскольку юридическое лицо, как субъект права, перестает существовать.
Документы, образовавшиеся в процессе деятельности ликвидированной организации, необходимо передать на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив для хранения в течение установленных для них сроков.
2. Налоговые органы вправе осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус ИП, за период их деятельности в этом качестве и запрашивать в рамках такой проверки необходимые документы.
После прекращения физическим лицом предпринимательской деятельности документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, должны храниться в течение четырех лет.

Обоснование вывода:
Обязанность хранения документов, образующихся в результате деятельности общества, предусмотрена прежде всего Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ст. 50), а также частью 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Положения о порядке хранения документов бухгалтерского учета экономическими субъектами содержатся в ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). При этом к экономическим субъектам согласно части 1 ст. 2 Закона N 402-ФЗ отнесены в том числе организации и ИП.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 29 Закона N 402-ФЗ первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений. Смотрите также информацию Минфина России от 11.09.2015 N ПЗ-13/2015.
В силу пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ в общем случае налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и ИП), а также уплату (удержание) налогов. Течение указанного срока начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, исчисления и уплаты налогов, в частности, налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов (письмо Минфина России от 19.07.2017 N 03-07-11/45829).
Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (далее - Перечень, Приказ N 558), разработанным в соответствии с Законом N 125-ФЗ.
Каких-либо специальных правил хранения документов после ликвидации юридического лица (прекращения деятельности ИП) НК РФ и Законом N 402-ФЗ не установлено.

Юридическое лицо

Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в ЕГРЮЛ сведений о его прекращении (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Отметим, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон N 129-ФЗ).
После внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении существования организации налоговый орган не может проводить налоговую проверку в отношении этой организации (поскольку организация утрачивает статус налогоплательщика) (ст.ст. 19, 44, 88, 89 НК РФ, письмо Минфина России от 29.07.2011 N 03-02-07/1-267, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309, вопрос 8).
С учетом изложенного полагаем, что после внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица никаких требований или претензий к этому лицу (в том числе требования о представлении документов) со стороны налоговых органов быть не может, поскольку юридическое лицо, как субъект права, перестает существовать.
Косвенное подтверждение сказанному содержится в письме Минфина России от 21.02.2018 N 03-02-07/1/11093 (смотрите дополнительно постановление АС Поволжского округа от 02.12.2016 N Ф06-15105/16 по делу N А57-30722/2015).
В письме Минфина России от 29.07.2011 N 03-02-07/1-267 приведен вопрос налогоплательщика: "Какие именно и сколько по времени нужно хранить документы после ликвидации юридического лица?". Чиновники на данный вопрос прямо не ответили, однако привели норму пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ и указали на Перечень Приказа N 558. Не ответили на аналогичный вопрос и представители налогового органа в письме ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 ("Какие именно документы и в течение какого времени после ликвидации юридического лица обязана хранить ликвидационная комиссия?").
Принимая во внимание нормативные акты, приведенные в вышеупомянутом письме Минфина России, можно сделать вывод, что и после ликвидации организации ее документы должны храниться в течение сроков, установленных НК РФ и Перечнем Приказа N 558. Исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводства (абзац 3 п. 1.4 Перечня).
Так, согласно Перечню:
- договоры, соглашения хранятся 5 лет (ст. 436);
- первичные учетные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые документы и книги, банковские документы, корешки банковских чековых книжек, ордера, табели, извещения банков и переводные требования, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, накладные и авансовые отчеты, переписка и др.), хранятся 5 лет при условии проведения проверки (ревизии) (ст. 362);
- налоговые декларации (расчеты) юридических лиц по всем видам налогов, декларации и расчеты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование хранятся 5 лет (ст. 392);
- реестры сведений о доходах физических лиц хранятся 75 лет, как и лицевые карточки, счета работников (ст.ст. 397, 413).
Как следует из части 10 ст. 23 Закона N 125-ФЗ, документы, образовавшиеся в процессе деятельности ликвидированной организации, необходимо передать на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
Это документы:
- сроки временного хранения которых не истекли;
- по личному составу;
- включенные в состав Архивного фонда РФ.
Передача документов ликвидируемой организации в архив входит в обязанность ликвидационной комиссии. При этом документы ликвидируемой без правопреемника организации, срок хранения которых на момент ликвидации истек, уничтожаются (п.п. 9.7.4 и 9.7.5 Основных правил работы архивов организаций, одобренных решением Коллегии Росархива от 06.02.2002).
Для передачи документов ликвидационная комиссия заключает договор с архивом (ч. 17 ст. 3, ч. 3 ст. 21, ч.ч. 8, 10 ст. 23 Закона N 125-ФЗ, п. 2.7 Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утверждены приказом Министерства культуры РФ от 31.03.2015 N 526 (смотрите также Энциклопедию решений: Передача документов при ликвидации юридического лица.

Индивидуальный предприниматель

Датой прекращения деятельности физического лица в качестве предпринимателя является дата внесения соответствующей записи в ЕГРИП (п. 9 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ, письмо Минфина России от 23.01.2013 N 03-01-11/1-17).
В отличие от юридических лиц у физического лица статус налогоплательщика сохраняется и после прекращения им предпринимательской деятельности. Утрата статуса ИП не предусмотрена п. 3 ст. 44 НК РФ в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога.
Пункт 11 ст. 89 НК РФ, регулирующий порядок проведения выездных проверок при ликвидации и реорганизации юридических лиц, не распространяет свое действие на прекращающих деятельность предпринимателей.
Специалисты Минфина России и налоговых органов отмечают, что нормы НК РФ не содержат запрета на проведение выездных проверок физических лиц, утративших статус ИП. Однако в силу п. 4 ст. 89 НК РФ в общем случае в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (смотрите письма Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-08/62, от 23.01.2012 N 03-02-08/6, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 (вопросы 9 и 15)). Аналогичную позицию занимают суды (смотрите постановления АС Восточно-Сибирского округа от 23.04.2015 N Ф02-1452/15, ФАС Северо-Западного округа от 25.11.2009 N А52-1130/2009).
Таким образом, налоговые органы вправе осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус ИП, за период их деятельности в этом качестве. Такая проверка проводится, как правило, на территории налогового органа (письмо Минфина РФ от 24.12.2012 N 03-02-08/109).
В рамках выездной проверки независимо от наличия согласия проверяемого физического лица представители налоговых органов могут в частности:
- запрашивать у него необходимые для проверки документы;
- производить выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого физического лица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в установленный срок;
- истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию (ст. 93.1 НК РФ). Смотрите письмо ФНС России от 23.05.2013 N АС-4-2/9355.
Как мы уже упоминали выше, пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ обязывает ИП в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов.
Аналогичное требование содержится в п. 48 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утвержден приказом Минфина РФ и МНС РФ от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430).
По мнению Минфина России, физическое лицо должно обеспечивать сохранность первичных учетных документов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет независимо от прекращения статуса ИП (письма Минфина России от 30.03.2012 N 03-11-11/104, от 11.05.2012 N 03-02-08/45). Иными словами, и после прекращения физическим лицом предпринимательской деятельности (снятия с учета в налоговом органе) документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, должны храниться в течение установленного срока.
При этом обязанность по передаче в государственный или муниципальный архив документов ИП, прекративших свою предпринимательскую деятельность, ни Законом N 125-ФЗ, ни каким-либо другим нормативным правовым актом не установлена. Следовательно, физическое лицо после прекращения предпринимательской деятельности может не передавать документы в государственный или муниципальный архив.
Вместе с тем, учитывая, что физическое лицо, осуществлявшее ранее предпринимательскую деятельность, обязано хранить первичные учетные документы и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и страховых взносов, после прекращения предпринимательской деятельности физическое лицо обязано обеспечить сохранность указанных документов в течение установленных сроков. Полагаем, что где и как хранить такие документы, физическое лицо должно решить самостоятельно.
На наш взгляд, физическое лицо, прекратившее деятельность в качестве ИП, также может обратиться с письменным запросом в муниципальный архив для уточнения возможности хранения документов на договорной основе или же заключить договор на хранение документов со специализированной организацией.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Хранение первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности;
- Энциклопедия решений. Перечень документов ООО, подлежащих хранению;
- Энциклопедия решений. Проведение выездной налоговой проверки в отношении ИП, прекратившего предпринимательскую деятельность.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


Пандемия коронавируса делает невозможным дальнейшее ведение бизнеса и вынуждает бизнесменов закрывать компании. Всегда ли закрытие бизнеса сопровождается налоговой проверкой?

Как правило, процедуре ликвидации компаний, сопутствует выездная налоговая проверка. Но, сразу отметим, что такая процедура не является обязательной. Как отмечено в Постановлении АС Уральского округа от 07.07.2015 г. №А60-43521/2014, обязанность налогового органа проводить налоговые проверки при ликвидации организаций, устанавливать фактические взаимоотношения ликвидируемой организации с ее контрагентами налоговым законодательством не установлена.

Как узнают налоговики, что компания собралась ликвидироваться?

В какой момент налоговики узнают о предстоящей ликвидации компании?

Если речь идет о добровольной ликвидации бизнеса, то сама компания извещает налоговиков о начале процесса ликвидации. Такое сообщение подается в налоговую инспекцию в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации компании (ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Получив сообщение, налоговики вносят в ЕГРЮЛ запись о том, что компания находится в процессе ликвидации. И в этот момент налоговикам становится известна информация о процессе ликвидации компании.

Налоговые проверки при ликвидации компании

Как мы уже отмечали, процедура ликвидации компании не всегда чревата выездной налоговой проверкой. В п.11 ст.89 НК РФ устанавливается лишь право налоговиков на осуществление выездной налоговой проверки независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Вместе с тем, если налоговики, располагая данными о ликвидации компании (в связи с внесением налоговиками данных в ЕГРЮЛ), не воспользовались своим правом на проведение налоговой проверки компании в связи с ликвидацией, то они не смогут заявить никаких требований как кредиторы в части задолженности по налогам и сборам (Постановление АС Центрального округа от 14.02.2019 г. № 68-13094/2017).

Какие компании вызывают интерес у налоговиков?

Какие ликвидируемые компании попадают в поле зрение налоговиков?

Компании с «нулевой» отчетностью, с несущественными оборотами, а также компании, не имеющие долгов перед налоговой инспекцией, не представляют интереса для налоговых органов.

Интерес у налоговиков вызывают компании, в отношении которых у них имеются сведения об участии в схемах ухода от налогов (например, путем «дробления» бизнеса). Также налоговики держат на контроле компании, которых вызывали на комиссии по легализации базы по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС РФ от 25.07.2017 г. №ЕД-4-15/14490).

Прежде всего, налоговиков интересуют компании, имеющие задолженности перед бюджетом, у которых были выявлены «налоговые разрывы» при камеральных проверках НДС и т.п.

Поэтому, перед тем как начать добровольную ликвидацию компании, она должна быть готова погасить долги перед бюджетом. Срок исполнения обязательств наступает в момент принятия решения о ликвидации компании (п.4 ст. 61 ГК РФ).

Какой период проверяют налоговики?

Как и при «обычных» налоговых проверках, период охвата проверкой не должен превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Три года считаются от даты принятия решения налоговиков о назначении выездной налоговой проверки.

Например, если решение о проведении налоговой проверки вынесено 30 июня 2020 г., то налоговики могут проверить 2017, 2018 и 2019 гг. Но могут проверить два или один последний год (например, 2018 г. и 2019 г.), а по НДС могут проверить 1 квартал 2020 г.

При этом не играет роли, что в отношении данной компании ранее уже проводилась налоговая проверка (п.11 ст.89 НК РФ, письмо ФНС РФ от 25.07.2013 г. №АС-4-2/13622).

Как проверяют налоговики ликвидируемую компанию?

Какие методы используют налоговики при проверке компании? В налоговом законодательстве нет никаких особенностей проведения проверок для ликвидируемых компаний. При проведении налоговой проверки налоговиками используются те же методы, что и при «обычной» проверке: осмотр помещений, складов (ст.92 НК РФ), истребование документов (ст.93 НК РФ), выемку документов (ст.94 НК РФ).

Результаты проведенной выездной налоговой проверки оформляются также, как и при «обычной» проверке. Так, по результатам проверки (в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверки) налоговиками должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (п.1 и п.6 ст.100 НК РФ).

Ликвидируемая компания вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения. И уже после рассмотрения возражений налоговики должны вынести решение о привлечении (отказе) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Проведение налоговых проверок в условиях пандемии коронавируса

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы на проведение выездных налоговых проверок (не важно ликвидируемых компаний или действующих).

Так, ФНС РФ приказом от 20.03.2020 г. №ЕД-7-2/181 ввела запрет на выездные налоговые проверки. Конкретный перечень мероприятий, на которые действует мораторий, был разъяснен налоговиками в письме ФНС РФ от 09.04.2020 г. №СД-4-2/5985.

Важно!

Мораторий на выездные налоговые проверки распространяется на всех налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, плательщиков сборов до 1 июня 2020 года.

А уже назначенные выездные налоговые проверки будут приостановлены также до 1 июня 2020 года. Поэтому если ликвидируемая компания попадает в этот промежуток времени, то выездная налоговая проверка не будет проведена (даже если компания попадает в поле зрения интересов налоговиков).

Начиная с 01.06.2020 г. проведение выездных налоговых проверок должно возобновиться (письмо ФНС РФ от 09.04.2020 г. №СД-4-2/5985@).

Читайте также: