Налоговая преступность понятие состояние структура и динамика

Опубликовано: 13.05.2024

Обосновывая необходимость выделения налоговой преступности в качестве самостоятельного вида преступности, мы опираемся на позицию, в соответствии с которой преступления отличаются друг от друга по многим криминологическим параметрам. Не учитывать этого - значит заведомо не иметь возможности целенаправленно и дифференцированно вести борьбу с различными проявлениями преступности. Ведь неоднородность преступлений требует и различных подходов в борьбе с ними.

К числу основных характеристик налоговой преступности большинство авторов относит состояние, динамику, уровень, латентность и структуру [1] .

Налоговую преступность нельзя признать принципиально новым общественно опасным социально-правовым явлением для России. В различные периоды в той или иной степени велась борьба с преступными нарушениями налогового законодательства, которая в отдельные годы приобретала исключительно острый характер. Например, в 1922 году по РСФСР за уклонение от государственных повинностей и налогов были осуждены 20 572 человека. Эти цифры до сих пор являются самыми высокими в истории отечественного налогообложения [2] .

С сожалением следует отметить, что становление современной российской налоговой системы сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений и правонарушений. По оценкам специалистов, в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучало от 30 до 40% бюджетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в государственную казну.

Судить об истинном состоянии налоговой преступности возможно при помощи методов экономико-правового анализа, основывающихся на использовании различной экономической информации. По нашему мнению, о реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют следующие показатели:

· значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения;

· очевидная разница между расходами на потребление отдельных граждан (приобретение в больших объемах валютных ценностей, недвижимости, автомобилей, предметов обстановки и дорогостоящих услуг) и декларируемыми ими доходами;

· скрытая занятость населения (наличие значительного числа работающих на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых органах или осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность);

· рост объема денежной наличности, находящейся во внебанковском обороте (использование «черного нала» в расчетах с другими предприятиями, оплате труда);

· обострение кризиса неплатежей, заключающееся в неспособности или нежелании организаций рассчитываться деньгами с другими хозяйствующими субъектами в рамках коммерческой деятельности (преобладание бартерных операций, использование в расчетах векселей и иных ценных бумаг), а также с бюджетом (зачеты, натуральная оплата);

· снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период ожидания сезонного роста поступлений налогов в бюджет;

· увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки;

· повышение объемов капиталов, незаконно вывозимых за рубеж (открытие счетов в зарубежных банках, приобретение компаний и ценных бумаг за рубежом) [3] .

Следует отметить, что в последнее время специалистами предпринимаются успешные попытки использования специальных научных методик для определения масштабов уклонения от уплаты налогов. Например, достигнуть указанного результата предлагается посредством сопоставления предполагаемой базы взимания НДС с фактическими поступлениями по данному налогу. Авторы данной методики предпочли не использовать данные по налогу на прибыль, поскольку у экономических субъектов существуют прямые стимулы скрывать ее (то есть занижать базу налогообложения), а получение независимых показателей прибыли (помимо тех, которые сообщают организации) практически невозможно [4] .

Суть ее заключается в том, что базой взимания НДС на соответствующей территории является совокупный объем добавленной стоимости, оцениваемый органами статистики как валовой региональный продукт (он примерно равен валовому внутреннему продукту, произведенному в рассматриваемом регионе). Однако для определения реальной налоговой базы из валового регионального продукта необходимо вычесть добавленную стоимость в сфере производства благ, освобожденных от налогообложения. База взимания НДС оценивается путем деления поступлений от этого налога и официально регистрируемой задолженности по его уплате на ставку налога (10-20%) за анализируемый период. По окончании расчетов, произведенных на основе данной методики, уровень уклонения от уплаты налогов на территории Российской Федерации равен показателю 36,7% (в г.Москве - 41,8%). По всей видимости, эти результаты имеют достаточно высокую степень достоверности, поэтому позволяют оценить реальные размеры налоговой преступности. Однако можно с большой долей уверенности утверждать, что аналогичные расчеты по налогу на прибыль своим итогом имели бы более высокий показатель, так как данный налог в этом смысле является более уязвимым.

Среди основных причин высокой латентности, выделяемых специалистами применительно к экономическим преступлениям [5] , на счет преступлений в сфере налогообложения следует отнести отсутствие потерпевших и иных лиц (кроме органов налогового контроля), заинтересованных в их выявлении. В результате совершения налоговых преступлений прежде всего затрагиваются интересы государства. Население же в основной массе относится к нарушителям налогового законодательства терпимо или даже сочувственно и не только не оказывает содействия государственным контролирующим и правоохранительным органам в их выявлении, но и способствует совершению преступлений. Зачастую работники предприятия знают о нарушениях налогового законодательства со стороны руководителей предприятий, но тем не менее крайне редко предпринимают какие-либо действия, для того чтобы воспрепятствовать этому. Повсеместное распространение получила практика выплаты работникам с их согласия заработной платы из неучтенной денежной наличности и без надлежащего оформления в бухгалтерских документах.

К числу иных причин высокого уровня латентности налоговой преступности следует отнести:

· изобретательность налоговых преступников;

· тщательную маскировку совершаемых ими налоговых преступлений;

· отсутствие явных следов, указывающих на совершение налоговых преступлений;

· наличие большого промежутка времени (от одного года и более) между моментом совершения и моментом выявления налогового преступления.

Отдельные авторы в качестве искусственных причин латентности называют недостатки в деятельности органов в обязанности которых входит раскрытие налоговых преступлений [6] .

Вышеприведенные показатели позволяют получить общее представление об уровне налоговой преступности. Однако анализ распространенности преступности предполагает также определение ее интенсивности. Основываясь на данных о зарегистрированных фактах налоговых преступлений, можно определить коэффициент налоговой преступности. Коэффициент преступности рассчитывается как отношение числа фактов преступлений и числа лиц, совершивших преступления, к численности населения возраста уголовной ответственности [7] . Если в 1992 году в Российской Федерации в расчете на 100 тыс. человек, имеющих возраст уголовной ответственности, коэффициент налоговой преступности составлял в среднем чуть более 0,1 преступления, то в 1996 году - уже 5,7. Доля налоговой преступности в общей структуре преступлений экономической направленности, имевшая первоначально незначительные показатели, за этот же период возросла до 2,3% и стала сопоставима с такими преступными проявлениями, как фальшивомонетничество (3,6%), незаконное предпринимательство (3,8%) или незаконные сделки с валютными ценностями (6,3%).

Априори преступность характеризуется не только количественными, но и качественными показателями. К последним относится структура преступности. Обратившись к показателям 1996 года, можно убедиться в высоком удельном весе в налоговой преступности (73,5%) сокрытий доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения. При этом более 55% преступлений данного вида совершалось в особо крупных размерах. Это обстоятельство дополнительно указывает на значительно возросшее число крупных собственников, не желающих по различным причинам платить налоги в государственный бюджет и использующих для этих целей различные ухищрения и маскировки, надеясь избежать разоблачения. Преступления, заключающиеся в противодействии или неисполнении требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов, составляют 21,8%, уклонение от подачи декларации о доходах - 3,7%, иные - менее 1% [8] . Приведенные данные свидетельствуют о том, что лиц, считающих возможным оказать открытое противодействие органам налогового контроля, гораздо меньше, чем тех, которые склонны использовать различные ухищрения для уклонения от исполнения своих налоговых обязательств. Небольшое количество преступлений, связанных с порядком декларирования доходов физическими лицами, объясняется тем, что неудачная диспозиция соответствующей статьи УК РФ делала ее практически неприменимой. Ответственность же за иные преступления против порядка налогообложения предусматривалась непродолжительное время. Данные 1997-1998 годов свидетельствуют о некоторых изменениях в структуре налоговой преступности, происшедших за последнее время. На уклонение от уплаты налогов с организаций пришлось уже 79,3% всех преступлений в сфере налогообложения; при этом доля преступлений, совершаемых неоднократно, впервые составила за год более 5%. Последний показатель свидетельствует о наличии так называемого специального рецидива, характеризующего степень корыстной направленности налоговых преступников, а следовательно, - и о высокой устойчивости налоговой преступности.

Статистика свидетельствует о том, что преступные посягательства, направленные на уклонение от уплаты налога на прибыль, составляют 43,6% от общего числа налоговых преступлений, НДС - 28,4%, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды, - 6,7%, подоходного налога с физических лиц - 3,7%, акцизов - 1,2%, налога на имущество предприятий - 0,9% [9] . Из этого следует, что налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты тех налогов, которые предусматривают наиболее крупные отчисления в бюджет. Иные налоги также достаточно часто оказывались неуплаченными в результате преступных действий, однако это происходило преимущественно из-за того, что они имели общий объект налогообложения с вышеуказанными обязательными платежами. Преобладание преступлений, связанных с неуплатой налога на прибыль, объясняется уязвимостью механизма его исчисления, предусматривающего целый ряд исключений и изъятий, а также наличием льгот по его уплате, которые незаконно используются. В данном случае оказывает влияние и повышенный уровень корыстной мотивации у преступников - ведь удержание в своей собственности полученной прибыли и является их главной целью.

Основную налоговую нагрузку в Российской Федерации несут организации, поэтому наибольшее распространение получили преступления, связанные с исчислением и уплатой налогов с юридических лиц. Из общего числа числившихся на учете юридических лиц лишь 436 тыс. (16,6%) вносят платежи регулярно, 1 млн. 307 тыс. (49,8%) имеют задолженность перед бюджетом и около 787 тыс. (29,9%) не представляют бухгалтерскую отчетность, не платят налоги или находятся в налоговом розыске [10] . Практика показывает, что налоговые преступления совершаются в различных хозяйствующих субъектах независимо от форм их собственности. Однако следует отметить, что в организациях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется более 80% таких преступлений. Такая закономерность определяется тем, что право управления на предприятиях, основанных на частной форме собственности, как правило, принадлежит ограниченному кругу лиц. Обычно руководящие органы на таких предприятиях возглавляются их фактическими владельцами, а должный внутренний финансовый контроль отсутствует.

Определенный интерес представляет также распределение нарушений налогового законодательства по сферам деятельности налогоплательщиков. На долю предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 23,8% налоговых правонарушений; торгующих товарами народного потребления - 15,9%; занимающихся оказанием услуг - 12,1%; осуществляющих финансово-кредитные операции - 9,3%; торгующих недвижимостью - 7,9%; производящих продукцию металлообработки и машиностроения - 7,2%; осуществляющих нефтедобычу и нефтепереработку - 5,1%; предприятий металлургии - 1,8%; производителей химической и нефтехимической продукции - 1,5%; производителей электроэнергии - 0,7% [11] . Таким образом, вышеприведенные данные позволяют сделать вывод о том, что подавляющее число налоговых правонарушений совершается в торговой сфере. Владельцы предприятий торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за реализуемые ими товары, что позволяет им использовать денежную наличность во внебанковском обороте, что, в свою очередь, значительно затрудняет осуществление налогового контроля и способствует сокрытию денежных средств от налогообложения. Проанализируем состояние налоговой дисциплины в различных сферах предпринимательской деятельности.

Огромные налоговые потери несет государство на рынке алкогольной продукции. Несмотря на принимаемые Правительством РФ меры по восстановлению государственной монополии на оборот спирта и алкогольной продукции, взять его под должный налоговый контроль до сих пор не удается. Согласно опубликованным данным с 1989 по 2001 годы общая сумма недополученных бюджетом средств по этой статье составила около 70 трлн. руб. В настоящее время доля налоговых поступлений от оборота алкоголя составляет всего 3-5% [12] .

Необходимо проследить и территориальную распространенность налоговой преступности. В 2000 году ее наивысшие показатели отмечались в Центральном регионе, где было зарегистрировано 614 налоговых преступлений, Сибирском - 613, Северо-Кавказском - 605 и Уральском - 544. В других регионах соответствующие значения оказались ниже: в Поволжском и Волго-Вятском регионах выявлено 424 преступления в сфере налогообложения, в Северном и Северо-Западном - 325, Дальневосточном - 293, Центрально-Черноземном - 262 [13] .

Таким образом, тема криминологического анализа налоговой преступности актуальна еще и в связи с имеющимися проблемами совокупности налоговых преступлений и незаконного предпринимательства. Эта тема затронута в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.1997 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов».

Пункт 4 данного постановления устанавливает, что «в соответствии с Законом Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» (прекратил действие в связи с введением в действие НК РФ [14] ) налогообложению подлежат доходы, полученные физическим лицом в связи с осуществлением им любых видов предпринимательской деятельности. Исходя из этого, действия виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением условий лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в результате такой деятельности, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст.ст.171 и 198 УК РФ».

Разделяют данную точку зрения и некоторые специалисты. Так, В.П. Верин отмечает «. действия виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением условий лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в результате такой деятельности, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст.171 и 198 УК РФ» [15] .

Однако, п.4 постановления Пленума по законам логики подлежит переработке. Предпринимательская деятельность, осуществляемая физическим лицом без разрешения, лицензии или с нарушением условий лицензирования, является незаконной, а соответственно, не подлежащей налогообложению. Доходы, полученные от такой деятельности, являются преступными и в полном объеме подлежат изъятию в пользу государства.

В случае привлечения физического лица к ответственности за уклонение от уплаты налогов с доходов, полученных в результате незаконного предпринимательства, государство как бы признает легальность полученного дохода, так как только законно полученные доходы подлежат налогообложению.

Таким образом, уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов с доходов, полученных от незаконной предпринимательской деятельности, наступать не может.

[1] Долгова А.И., Коробейников Б.В., Кудрявцев В.Н., Панкратов В.В. Понятия советской криминологии. - М., 1985. - С.15.

[2] Потапов С.Н. Налоговая преступность как угроза экономической безопасности России // Актуальные проблемы борьбы с преступностью на современном этапе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 8 - 9 апреля 2003 г.. - Воронеж; Изд-во Воронеж. ин-та МВД России, 2003. - с.127-128.

[3] Налоговые преступления: Криминалистические проблемы расследования / Александров И.В.. - С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2002. С. 85.

[4] Николаенко С., Лиссоволик Я., Мак Фаркар Р. Специальный доклад «Теневая экономика в российских регионах» // Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 1997 г. IV: Пер. с англ. - М., 1998. - С.238-240

[5] Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: Норма, 1997. - С.259.

[6] Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998. - С.64.

[7] Методика анализа преступности: Метод. пособие / Под ред. О.В. Сороки. - М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1986. - С.21

[8] Зрелов А.П., Краснов М.В. Современные способы противодействия организованной экономической и налоговой преступности // Право и политика. - М.; №ota Be№e, 2003. - № 11. - с.77-82.

[9] Зрелов А.П., Краснов М.В. Современные способы противодействия организованной экономической и налоговой преступности // Право и политика. - М.; №ota Be№e, 2003. - № 11. - с.77-82

[10] Варнавская Н. Хороший налогоплательщик - живой налогоплательщик // Коммерсантъ Daily. - 2003. - 17 октября.

[11] Федеральные органы налоговой полиции России: итоги 2001 года // Налоговая полиция. - 2002. - № 3. - С.2.

[12] Состояние законности в Российской Федерации (2000-2001 годы): Аналитический доклад / Отв. ред. А.Я. Сухарев. - М., 2002. - С. 15.

[13] Федеральные органы налоговой полиции России: итоги 2001 года // Налоговая полиция. - 2002. - № 3. - С.3.

[15] Верин В.П. Преступления в сфере экономики. - М., 2001. - С.101.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 02.06.2020 2020-06-02

Статья просмотрена: 368 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Ю. А. Криминологическая характеристика налоговой преступности / Ю. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 291-293. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71029/ (дата обращения: 20.05.2021).

В данной статье рассматривается криминологическая обстановка в сфере налогообложения, тенденцию уклонения от уплаты налогов, уровень латентности налоговых преступлений.

Ключевые слова: уплата налогов, налоговые преступления, система налоговых преступлений, профилактика совершения налоговых преступлений.

Криминологическая ситуация в области налогообложения за прошедшие годы характеризовалась ростом преступности, ее масштабным характером и высокой латентностью. Несмотря на меры, принятые на законодательном уровне для минимизации налогообложения, уклонение от уплаты налогов продолжает оставаться сложной экономической и правовой проблемой.

Последние изменения в структуре и динамике налоговых преступлений свидетельствуют о том, что проникновение преступников в налоговую сферу становится все более организованным и профессиональным. Уровень и качество интеллектуальной поддержки данного вида незаконной деятельности постоянно растет, ведется интенсивный поиск и внедрение новых способов совершения налоговых преступлений.

В настоящее время в России продолжается реформа экономики и финансового сектора. В связи с этим происходит изменение налоговой политики государства. Неотъемлемой частью этого процесса является построение новой системы налогообложения, что, в свою очередь, невозможно без эффективного механизма взыскания налоговой задолженности. Необходимость в этом во многом обусловлена присутствием большого количества недобросовестных налогоплательщиков, которые, игнорируя свое конституционное обязательство своевременно и в полном объеме уплачивать налоги, скрывая денежные средства и имущество, препятствуют налоговым органам в процессе взыскания задолженности с хозяйствующих субъектов.

Изучая налоговые преступления, прежде всего, необходимо определить их криминологические характеристики. Среди основных криминологических характеристик налоговой преступности большинство авторов выделяет динамику, уровень и структуру. Как уже отмечалось, развитие современной российской налоговой системы сопровождается значительным увеличением количества налоговых преступлений и правонарушений. По мнению экспертов, в результате невыполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно теряет от 35 до 45 % бюджетных средств [2, с. 174].

Уклонение от уплаты налогов широко распространено и является основной причиной неполучения налогов в государственной казне. Среди основных причин высокой латентности, выделяемой специалистами в отношении экономических преступлений, можно назвать отсутствие потерпевших и других лиц (кроме органов налогового контроля), заинтересованных в их выявлении.

В результате совершения налоговых преступлений в первую очередь затрагиваются интересы государства. Основная часть населения относится к нарушителям налогов толерантно или даже сочувственно и не только не помогает государственным регулирующим и правоохранительным органам в их выявлении, но также способствует совершению преступлений. Часто работники предприятий знают о нарушениях налогового законодательства со стороны руководителей компаний, но, тем не менее, они редко предпринимают какие-либо действия, чтобы предотвратить это.

Практика выплаты работникам с их согласия заработной платы из неучтенных денежных средств и без надлежащей регистрации в бухгалтерских документах стала широко распространенной. Другие причины высокой латентности налоговых преступлений включают в себя:

– изобретательность налоговых преступников;

– тщательная маскировка их налоговых преступлений;

– отсутствие явных следов, указывающих на совершение налоговых преступлений;

– наличие большого промежутка времени (от года и более) между моментом совершения и моментом обнаружения налогового преступления [3, с. 366].

Некоторые авторы указывают на недостатки в деятельности органов, в обязанности которых входит раскрытие налоговых преступлений. Преступность характеризуется не только количественными, но и качественными показателями. К последнему относится структура преступности.

Обращаясь к показателям, можно увидеть высокий удельный вес налоговых преступлений в сокрытии доходов (прибыли) или других объектов налогообложения. Более половины преступлений такого типа совершаются в особо крупных размерах, что дополнительно указывает на значительное увеличение числа крупных собственников, которые не хотят платить налоги в государственный бюджет по разным причинам и используют для этих целей различные уловки и маскировки, надеясь избежать разоблачения и наказания.

Анализ статистических данных показывает, что уголовные преступления, направленные на уклонение от уплаты налогов, составляют 45,7 % от общего числа налоговых преступлений. Из этого следует, что налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, которые предусматривают самые большие отчисления в бюджет [1, с. 102].

Преобладание преступлений, связанных с неуплатой подоходного налога, объясняется уязвимостью механизма к его затратам на процесс уплаты налогов, предусматривающим ряд исключений, а также наличием льгот для его уплаты, что применяются плательщиками, чаще всего, незаконно. В этом случае повышенный уровень мотивации среди преступников также влияет на них, так как их главной целью является сохранении прибыли и их собственности.

Естественно, что появление и рост числа уклоняющихся от налогов является одним из важнейших признаков неэффективности действующей системы налогообложения и налогового администрирования. Противодействие девиантному поведению в сфере налогообложения является одной из актуальных проблем в России.

Таким образом, только устраняя все причины, заставляющие налогоплательщика скрывать свои доходы от государства и избегать уплаты налогов и сборов, можно будет решить проблему. В то же время не следует забывать, что развитая налоговая система является неотъемлемым элементом современной экономики, условием успешного развития государства и общества. Поддержка государственной налоговой системы является одной из важнейших задач деятельности общества в целом и каждого человека.

  1. Бакунин А. В. Некоторые проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования // Вестн. ИЭАУ. — 2019. — № 10. — С. 94–103.
  2. Соловьев И. Н. Налоговые преступления: практика работы органов налоговой полиции и судов. — М.: Юрист. — 2018. — 365 с.
  3. Федоров А. В. Основные проблемы налоговой системы Российской Федерации в современных условиях и пути их решения // Экономика и социум. — 2019. — № 7. — С. 366–369.

Краткое содержание:


Начнем сначала

Налоговая преступность считается такой же важной, как все другие виды противоправных действий, и занимает одно из ведущих мест в системе уголовного права.

Налоговые преступления подразделяются на виды:

 уклонение от уплаты налогов и сборов физическим лицом,

 уклонение от уплаты налогов и сборов юридическим лицом,

 неисполнение обязанностей налогового агента,

 сокрытие имущества от взыскания в счёт пополнения бюджета.

Ответственность за эти преступления детально регламентируется Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 198–199.2)

Налоговые преступления настолько стремительно растут, что иногда превышают иные виды преступности в экономической сфере.

Безусловно, что материальное положение, а точнее, низкий уровень жизни, играют весомую роль в развитие преступности. Если обратиться к данным статистики, то можно увидеть, что средняя заработная плата граждан в регионах варьируется от 30 000 рублей, а подоходный налог составляет 13%. Следовательно, оставшегося дохода не хватает на жизнь. А если есть большая семья, кредиты, они сейчас у всех, да и вообще затраты на жизнь не малые, то как быть?

Юридические лица, в свою очередь, пытаются наживаться за счёт государства. Они платят своим сотрудниками заработные платы «в конвертах», не трудоустраивают официально. И всё это для того, чтобы не делиться своей прибылью. Ещё хуже, когда организации работают нелегально и даже официально не регистрируются.

Чем это грозит?

Спадом экономической ситуации в стране, которая неблагоприятно влияет на развитие общества и государства, ведь налоговая система является ведущим звеном. Если исходить из положения статьи первой Конституции РФ, согласно которому Российская Федерации – это правовое государство, то напрашивается вывод о том, что рост преступности, в том числе и налоговой, однозначно не позволяет считать нашего государство правовым, когда происходят такие антиобщественные действия.

С марта 2020 года и по сей день Россия переживает трудный период. Во стране, как и во всём мире, распространился коронавирус, который изменил нашу жизнь и нанёс ущерб многим отраслям, особенно экономической.

Не смотря на то что Президент дал указания по временному приостановлению налоговых выплат для отдельных категорий граждан и юридических лиц, остальное население продолжает являться налогоплательщиками. К чему это приводит? К социальному расслоению и имущественному неравенству. Почему одним можно не платить, а мне нет? Отсюда и возникают налоговые преступления. Для того, чтобы прожить в период пандемии, люди стараются сократить свои расходы и уплата налогов для них имеет маловажное значение.

Считаю, что в большинстве случаев власти сами виноваты в том, что в казну государства ежегодно не доходит нужное число налогов. Необходимо поддерживать на должном уровне и постоянно увеличивать уровень прожиточного минимума так, чтобы хватало не только на продуктовую корзину, но и на удовлетворение иных потребностей.

Не отрицаю, что физические и юридические лица также виноваты, многие вообще становятся закоренелыми преступниками и планируют свои антизаконные действия заранее, выжидают нужного момента. По этим причинам и обществу и государству необходимо держаться вместе, действовать во взаимосвязи, чтобы избегать развития преступности.

Основными способами совершения налоговых преступлений являются:

 Полное и частичное скрытие своей деятельности в бухгалтерских документах.

 Неправильное указание экономических показателей, которые таким образом позволяют уменьшить размер налоговой базы.

 Искажение объекта налогообложения. Это может быть занижение реальной цены на реализуемую продукцию, подмена объектов налогообложения.

 Нарушение учёта экономических показателей.

 Несанкционированная деятельность, то есть не постановка на учёт в налоговых органах, открытие счетов в банках без уведомления налоговой.

Соответственно все эти способы и нужно ликвидировать законными путями.

Помимо этого стоит отдельное внимание уделить антикоррупционной деятельности. Ни для кого не секрет, как проводятся многие налоговые проверки. Сотрудники закрывают глаза на нарушения и оставляют произвол безнаказанным.

Многие, будучи юридически не подкованными, просто не знают, что грозит за неуплату налогов и сборов. По этой причине следует повышать правовой уровень культуры населения.

Ни исключаются рецидивы налоговой преступности. В последнее время рецидивисты вообще активизировались и потеряли чувство страха. Следует досконально пересмотреть положения, касающиеся налоговой и уголовной ответственности, усилить санкции и сроки наказания. Так сложилось, что русский народ только под угрозой запрета и карательных мер понимает, что так делать нельзя.

Сотрудники правоохранительных органов также играют ведущую роль по борьбе с налоговой преступностью. Нужно систематически повышать их профессиональный уровень, проводить аттестации в целях улучшения деятельности и выполнения возложенных на них функций.

В действующем законодательстве прослеживаются неточности и неясности, правовые пробелы и коллизии, которые мешают осуществлять детальное правовое регулирование налоговой системы. Для устранения таких проблем следует постоянно принимать нормативно-правовые акты, которые направлены на поддержание достойного уровня жизни, сосредоточение мер в отношении искоренения антиобщественной деятельности и развития налоговой преступности.

Для прогнозирования и выявления дальнейших проблем следует проводить ежедневный мониторинг и анализ условий, причин, показателей динамики налоговых правонарушений.

Искоренение таких факторов как срытая деятельность, разница между доходами и расходами, неполная и неточная отчётность за полученную прибыль поможет России выйти на путь к формированию поистине правого государства и достойному развитию всех сфер жизни.

Налоговая преступность понимается как совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и сборов, а также осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты.

При выделении налоговой преступности учитываются особый субъектный состав налоговых правоотношений (финансовые органы, налоговые органы, налоговая милиция (подразделения органов внутренних дел по налоговым преступлениям), налоговые агенты и налогоплательщики) и специфический объект (отношения по поводу исчисления, уплаты налогов (сборов) и осуществления контроля за своевременностью и полнотой их уплаты).

Налоговая преступность — общественно опасное явление, в основе которого лежит конфликт между государством в лице налоговых органов и налогоплательщиками.

Нормы о преступлениях, связанных с налогами и сборами, в России конца XX — начала XXI в. систематически изменялись. Кроме того, были криминализированы некоторые новые деяния. Поэтому данные приводимой ниже табл. 94 не являются сопоставимыми. В то же время они дают некоторое представление об изменении законодательства и практики борьбы с налоговыми преступлениями. В меньшей мере — о фактических тенденциях налоговой преступности, которая продолжает характеризоваться высокой латентностью и изменением форм ее проявления.

Налоговые преступления, как и другие преступления, совершаемые в экономической сфере, характеризуются исключительно

Динамика числа зарегистрированных налоговых преступлений и выявленных лиц, их совершивших,

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 1991 УК РФ; введена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г.

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1992 УК РФ; введена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст.

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 1991 УК РФ; введена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г.

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1992 УК РФ; введена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г.

высокой латептностью. По прогнозам аналитиков, основная часть преступлений до сих пор не выявляется, а количество возбуждаемых по фактам нарушения налогового законодательства уголовных дел может возрасти до 30 тыс. и более в год. Тем не менее судить об истинном состоянии налоговой преступности можно при помощи методов экономико-правового анализа, основывающихся на использовании различной экономической информации.

Финансовый ущерб, причиняемый налоговыми преступлениями, огромен и часто превышает ущерб от других видов преступлений в сфере экономической деятельности. По данным Главного управления по налоговым преступлениям ФСЭНП МВД России, в 2003 г. вновь созданными подразделениями органов внутренних дел по налоговым преступлениям было выявлено 3456 нарушений законодательства о налогах и сборах, из них совершенных в крупном и особо крупном размере — 2206. Размер причиненного государству ущерба на момент возбуждения уголовных дел по фактам нарушения законодательства о налогах и сборах составил около 4,5 млрд руб. В суд было направлено 515 уголовных дел, за совершение налоговых преступлений осуждено 650 человек.

Удельный вес налоговой преступности в общей структуре преступлений экономической направленности, имевший первоначально незначительные показатели, за последние годы возрос.

Ореальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют следующие показатели:

значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения;

очевидная разность между расходами на потребление отдельных граждан (приобретение в больших объемах валютных ценностей, недвижимости, автомобилей, предметов обстановки и дорогостоящих услуг) и декларируемыми ими доходами;

скрытая занятость населения (наличие значительного числа работающих на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых органах или осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность);

рост объема денежной наличности, находящейся во внебанковском обороте (использование «черной» наличности в расчетах с другими предприятиями, при оплате труда);

обострение кризиса неплатежей, заключающееся в неспособности или нежелании организаций рассчитываться деньгами с другими хозяйствующими субъектами в рамках коммерческой деятельности (преобладание бартерных операций, использование в расчетах векселей и иных ценных бумаг), а также с бюджетом (зачеты, натуральная уплата);

снижение собираемости налогов, отмечаемое даже в период ожидания сезонного роста поступлений налогов в бюджет;

значительное увеличение из года в год размера бюджетной недоимки;

повышение объемов капиталов, незаконно вывозимых за рубеж (открытие счетов в зарубежных банках, приобретение компаний и ценных бумаг за рубежом).

Высокая латентность налоговых преступлений связана прежде всего с тем, что в результате их совершения затрагиваются интересы государства, население же в основной массе относится к нарушителям налогового законодательства терпимо или даже сочувственно. Значимы также изобретательность налоговых преступников; тщательная маскировка совершаемых ими налоговых преступлений; отсутствие явных следов, указывающих на совершение налоговых преступлений; наличие большого промежутка времени (от одного года и более) между моментом совершения и выявления налогового преступления; иные обстоятельства.

Анализ показывает некоторые устойчивые тенденции в структуре налоговой преступности:

практически неизменна доля (около 30%) преступлений, совершаемых в особо крупных размерах. Эти показатели свидетельствуют об исключительно корыстной направленности налоговых преступников и, следовательно, о высокой устойчивости налоговой преступности;

почти половина всех регистрируемых преступлений в сфере налогообложения (45,5%) приходится на уклонение от уплаты

налогов с организаций[555]. Надо учитывать, что организации по- прежнему несут основную налоговую нагрузку в России;

в организациях, основывающихся на негосударственной форме собственности, выявляется около 90% таких преступлений. Право управления на предприятиях, основанных на частной форме собственности, в большинстве случаев принадлежит ограниченному кругу лиц. Обычно руководящие органы на таких предприятиях возглавляются их фактическими владельцами, а должный внутренний финансовый контроль отсутствует.

Распределение зарегистрированных налоговых преступлений в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов выглядит следующим образом: на долю обществ с ограниченной ответственностью приходится 46% преступлений, индивидуальных предпринимателей — 22, акционерных обществ — 17, государственных и муниципальных унитарных предприятий — 10, кооперативов — 4, крестьянско-фермерских хозяйств — 1%.

В зависимости от направленности преступные посягательства распределяются таким образом: направленные на уклонение от уплаты налога на прибыль организаций составляют 36% от общего числа зарегистрированных налоговых преступлений, налога на добавленную стоимость — 28, налога на доходы физических лиц — 18, единого социального налога — 8, налога на добычу полезных ископаемых — 4, акцизов — 3, налога на имущество предприятий — 2, иных налогов и сборов — 1%. Преимущественно наблюдается уклонение от уплаты тех налогов, которые предусматривают наиболее крупные отчисления в бюджет.

Заслуживает внимания также распределение нарушений налогового законодательства по сферам деятельности налогоплательщиков. Подавляющее большинство налоговых правонарушений совершается в торговой сфере На долю предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 24% налоговых правонарушений, торгующих товарами народного потребления — 16, занимающихся оказанием услуг — 12, осуществляющих финансовокредитные операции — 9, торгующих недвижимостью — 8, производящих продукцию металлообработки и машиностроения — 7, осуществляющих нефтедобычу и нефтепереработку — 5, предприятий металлургии — около 2, производителей химической и нефтехимической продукции — 1,5, производителей электроэнергии — 0,7%. Владельцы предприятий торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за реализуемые ими товары и использовать

денежную наличность во внебанковском обороте («черный нал»), что затрудняет налоговый контроль.

Налоговая преступность — проблема, взаимосвязанная с теневой экономикой, легализацией преступных доходов, незаконным вывозом капитала за рубеж. Она является составной частью более общего явления «организованная экономическая преступность» в ее широком понимании[556]. Средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, являются одним из финансовых источников, питающих организованную преступность.

Основными каналами ухода «в тень» наиболее крупных капиталов являются:

внебанковский оборот наличных денежных средств; использование параллельных коммерческих структур;

ведение финансово-хозяйственной деятельности без регистрации в налоговых органах;

ведение финансово-хозяйственной деятельности с использованием фальшивых реквизитов и печатей;

непредставление отчетных балансов в налоговые органы;

сокрытие капиталов за рубежом и незаконное использование доходов от внешнеэкономической деятельности.

Специфичность преступных нарушений налогового законодательства требует проведения специальных исследований криминологической характеристики личности налоговых преступников. Указанная задача в значительной степени осложняется тем, что число лиц, осужденных за уклонение от уплаты налогов, хотя ежегодно и увеличивается, в целом сравнительно невелико.

Налоговые преступления совершаются преимущественно предпринимателями.

74% выявленных налоговых преступников — мужчины. Около 62% женщин на момент совершения налоговых преступлений являлись главными бухгалтерами организаций.

Среди злостных неплательщиков лица моложе 20 лет, виновные в совершении преступлений, практически не встречаются, в возрасте от 21 года до 30 лет они составили около 20%, от 31 года до 40 лет — 36% и от 41 года до 50 лет — 36%. Лицами старше 50 лет совершается 8% налоговых преступлений.

Преступные нарушения налогового законодательства относятся к категории так называемых интеллектуальных преступлений, поэтому налоговые преступники отличаются высоким образовательным уровнем: 58% осужденных имели высшее, неполное высшее образование или ученую степень, 22% — среднее специальное образование.

Лица, ответственные за руководство организацией, ведение бухгалтерского учета и представление отчетности, должны иметь соответствующие специальность и квалификацию. Опрос сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих расследование налоговых преступлений, показывает, что в большинстве случаев обвиняемые по данной категории дел обладают достаточными знаниями в области права и экономики, способны достаточно точно оценить силу предъявляемых на допросах доказательств, но при этом используют различные ухищрения, позволяющие избегать уголовной ответственности.

Обвиняемые (подозреваемые) по данной категории дел во избежание уголовной ответственности нередко избирают активную позицию защиты: пытаются ввести в заблуждение налоговые органы путем неверного истолкования положений налогового законодательства, в качестве оправданий представляют различные фиктивные договоры и другие документы. Также имели место попытки силового и психологического воздействия на сотрудников налоговых органов.

В 82% случаев инициатива совершения налоговых преступлений исходила от руководителей, которые во многих случаях являются и владельцами предприятий. При совершении преступлений руководитель предприятия обычно не ставит в известность бухгалтера о совершенных им финансово-хозяйственных операциях, а полученную в результате этого денежную выручку, не сдавая в кассу, использует по своему усмотрению. В отличие от руководителей, бухгалтерские работники часто исполняют свои обязанности в организациях на основе трудовых договоров или договоров подряда, т. е. не участвуют в распределении прибыли предприятия, а следовательно, бывают в значительно меньшей степени заинтересованы в сокрытии объектов налогообложения (по изученным уголовным делам, в 6% случаев преступления совершались именно бухгалтерами). В этих случаях бухгалтер, реализуя преступный умысел, обычно использует некомпетентность руководителя в финансовых вопросах. Тем не менее при совершении преступлений бухгалтеры чаще все-таки выступают в роли соучастников. Исключение составляют бухгалтерские работники, являющиеся совладельцами предприятий или членами семей, представители которых осуществляют руководство предприятием. Они играют более активную роль в совершении преступлений.

Основная часть преступлений, заключающихся в уклонении от уплаты налогов с физического лица, совершается гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без обра-

зования юридического лица (индивидуальные предприниматели). Иными физическими лицами, обязанными уплачивать налоги, совершается относительно небольшое число налоговых преступлений. Это связано преимущественно с нарушением порядка декларирования своих доходов и уплатой налога на доходы физических лиц.

Отмечается высокая криминальная активность налоговых преступников. Прежде всего она проявляется в продолжаемом характере преступной деятельности и ее многоэпизодности. Как правило, налоговые преступления совершаются на протяжении длительного (от одного года и более) времени и охватывают несколько налоговых периодов и объектов налогообложения.

Групповые преступления составляют более 10% от общего числа. Однако для совершения налоговых преступлений нетипично создание больших преступных групп. Преступный сговор между руководителем предприятия и главным бухгалтером позволяет им использовать самые различные способы сокрытия объектов налогообложения и вносить ложную информацию в любые документы бухгалтерского учета и отчетности. В роли соучастников в ряде случаев выступали заместители руководителя, кассиры, кладовщики, товароведы. Степень их организованности можно оценить как достаточно высокую.

Среди субъектов рассматриваемой категории преступлений фиксируется сравнительно небольшое число ранее судимых — их доля составляет менее 7%.

При совершении налоговых преступлений целью, как правило, является снижение размера налогов, подлежащих уплате, или полный отказ от выполнения обязанностей по уплате налогов с последующим удержанием сокрытых денежных средств в личной собственности или обращением в собственность других лиц.

Подобная целевая установка основывается на полном игнорировании общественных интересов. Определяющей следует признать корыстную мотивацию. Лица, совершившие налоговые преступления, в большинстве своем характеризуются завышенным уровнем материальных притязаний, стремлением к приобретению дорогостоящих объектов недвижимости, предметов роскоши и т. п. Уклонение от уплаты налогов рассматривается ими как один из главных способов достижения указанных целей.

Однако известны факты налоговых преступлений, за которыми просматривалась иная личная заинтересованность, выражающаяся в стремлении улучшить финансовое состояние своего предприятия, получить средства для модернизации производственного оборудования, погашения кредитов и увеличения оборотных средств.

В динамике (по месяцам, кварталам, полугодиям, годам и другим временным интервалам) оценивается состояние преступности, уровень преступности, ее отдельные структурные элементы (группы, виды преступлений), характеристика личности преступника и т. д., что позволяет увидеть весь процесс в развитии, сравнить его в разные промежутки времени, нащупать складывающиеся тенденции, вовремя начать профилактические мероприятия.

17. Расчет динамики преступности

Для получения точной картины преступности огромное значение имеет такой показатель преступности, как динамика, то есть изменение во времени. Динамика преступности характеризуется понятиями абсолютный рост (или снижение) и темпы роста и прироста преступности, для определения которых производится вычисление этих характеристик согласно следующим формулам:

В криминологии темпы роста преступности рассчитываются на основе базисных показателей динамики, что предполагает сопоставление данных за ряд лет (а иногда десятилетий, если нужен широкий охват материала) с постоянным базисом, под которым понимается уровень преступности в начальном для анализа периоде. Такой расчет позволяет криминологам в значительной мере гарантировать сопоставимость относительных показателей, вычисляемых в процентах, которые показывают, каким образом соотносится преступность последующих периодов с предыдущим.

В расчете за 100 % принимаются данные исходного года; показатели, полученные за последующие годы, отражают только процент прироста, что делает расчет точным, а картину более объективной; при оперировании относительными данными удается исключить влияние на снижение или рост преступности увеличения или снижения численности жителей, достигших возраста уголовной ответственности.

Темп прироста преступности вычисляется в процентах. Темп прироста преступности показывает, насколько увеличился или уменьшился последующий уровень преступности по сравнению с предыдущим периодом. Принято условное обозначение вектора темпа прироста: если процентное соотношение возрастает, ставится знак «плюс», если снижается – ставится знак «минус».

18. Факторы, влияющие на динамику преступности

Динамикой преступности в криминологии называют показатель, отражающий изменение ее уровня и структуры в течение того или иного временного периода (год, три года, пять лет, десять лет и т. д.).

Как социально-правовое явление динамика преступности испытывает на себе влияние двух групп факторов: 1) социальные факторы, определяющие саму сущность преступности, ее общественную опасность (это причины и условия преступлений, демографическая структура населения, уровень народонаселения, его миграция и другие социальные процессы и явления, влияющие на преступность); 2) юридические факторы, от которых зависит принадлежность преступлений к той или иной группе или даже признание правонарушения преступлением (это изменения уголовного законодательства, расширяющие либо сужающие сферу преступного и наказуемого, меняющие классификацию и квалификацию преступлений, а также раскрываемость преступлений, обеспечение неотвратимости ответственности и т. п.).

Понятно, что факторы первого рода тесно связаны с жизнью общества, вместе с ними изменяется и характер преступности, а факторы второго рода преступность изменить не могут, они оказывают влияние только на показатели, по которым преступность может расти или снижаться.

Однако учитывать необходимо оба фактора: снижение или рост преступности происходят в результате как реальных социальных изменений уровня и структуры преступности, так и в результате правовых изменений в законодательной характеристике круга уголовно наказуемых деяний, в полноте регистрации, в других юридических факторах.

Поэтому для реалистической оценки действительных изменений в динамике и прогнозе необходима дифференциация социальных и правовых факторов, влияющих на статистическую кривую преступности. Кроме того, статистическая картина динамики преступности зависит и от эффективности деятельности по своевременному выявлению и регистрации совершенных преступлений, их раскрытия и изобличения виновных, обеспечения неотвратимости справедливого наказания.

19. Структура преступности

Один из определяющих показателей преступности – это динамика преступности – рост или снижение преступных деяний в том или ином территориальном образовании за какой-то определенный период, исходя из процентного соотношения преступлений, взятого на определенное количество населения. Но из динамики преступности трудно сделать вывод, какие причины способствуют снижению или росту преступлений. Необходимо рассматривать и иные показатели, позволяющие сделать картину более ясной и объективной.

Кроме динамики преступности к ее показателям относят ее структуру, характер, территориальное распределение, «цену». Структура преступности – важнейшее понятие для вникания в суть происходящих процессов, она определяется соотношением (удельным весом) в преступности ее видов, групп преступлений, классифицируемых по уголовно-правовым или же криминологическим основаниям, к которым принято относить: социальную и мотивационную направленность; социально-территориальную распространенность; социально-групповой состав; степень и характер общественной опасности; устойчивость преступности; степень организованности и некоторые другие признаки, учитывающие внешние и внутренние характеристики преступности.

Для того чтобы провести анализ структуры преступности, необходимо определить процентное соотношение преступлений особо тяжких, тяжких, средней и небольшой тяжести, умышленных и неосторожных, а также удельный вес рецидивной, профессиональной, групповой преступности; долю преступности несовершеннолетних, женской преступности и т. п.

Для полноты криминологической картины имеет значение характер мотивации личности преступника (выделяют насильственные, корыстные и корыстно-насильственные преступления). Сравнивая мотивационные характеристики преступности в разные периоды и в разных административно-территориальных единицах, можно увидеть наиболее распространенные виды преступности, понять, какого рода искажения нравственного и правового сознания, потребностей и интересов лежат в их основе, и согласно этому грамотно наметить ориентиры предупредительной работы.

20. Структура преступности в практике ОВД

В практике ОВД в структуре преступности выделяют показатели, характеризующие структуру:

– общую (структуру всей преступности);

– определенных групп преступлений по отдельным линиям служб (УР, БЭП, УОП, иные службы) и лиц, их совершивших (несовершеннолетних, рецидивистов, не имеющих постоянного источника дохода и т. д.);

– отдельных видов преступлений (умышленных убийств, краж, разбоев и т. д.).

Общая структура характеризует долю:

– всех видов преступлений, зарегистрированных по отдельным линиям служб;

– видов преступлений по главам и статьям Особенной части Уголовного кодекса РФ;

– тяжких, менее тяжких и малозначительных преступлений;

– 8-10 наиболее распространенных преступлений;

– умышленных и неосторожных преступлений;

– корыстных, насильственных, корыстно-насильственных преступлений;

– городской и сельской преступности;

– преступности взрослых и несовершеннолетних, мужчин и женщин;

– рецидивной и первичной преступности;

– групповой и одиночной и т. д.

Для профилактической работы в ОВД выделяют структурные элементы преступности по сферам социальной жизни: бытовая, досуговая преступность; преступления, совершаемые на производстве, на объектах хранения материальных ценностей, на предприятиях с различной формой собственности.

В криминологии принято группировать преступления по признакам: 1) уголовно-правовых характеристик: убийства, уничтожение и повреждение имущества и т. п.; 2) субъекта преступления (пол, возраст, социальное положение); 3) специфики сферы жизнедеятельности, где совершены преступления (политические, экономические и т. п.); 4) мотивов преступных деяний: корыстные, насильственные и т. д.

Преступность характеризуют следующие признаки: 1) массовость; 2) количественный признак (состояние и динамика преступности); 3) качественный признак (структура совершаемых преступлений); 4) интенсивность (количественно-качественный параметр криминологической обстановки – уровень преступности, темпы ее роста и степень опасности); 5) характер преступности (акцентируется внимание на видах преступлений) и др.

21. Расчет удельного веса отдельного вида преступности

Расчет удельного веса отдельного вида преступности делается в криминологии, исходя из структуры преступности для данного территориального образования. Структура преступности является важнейшим для вникания в суть происходящих процессов понятием, она определяется соотношением (удельным весом) в преступности ее видов, групп преступлений, классифицируемых по уголовно-правовым или же криминологическим основаниям, к которым относят: социальную и мотивационную направленность; социально-территориальную распространенность; социально-групповой состав; степень и характер общественной опасности; устойчивость преступности; степень организованности и некоторые другие признаки, учитывающие внешние и внутренние характеристики преступности.

Читайте также: