Налоговая правосубъектность физических лиц и организаций

Опубликовано: 30.04.2024

Субъекту налогового правоотношения для вступления в конкретное отношение необходимо обладать налоговой правоспособностью и дееспособностью, т.е. налоговой правосубъектностью, которая представляет собой свойство лица, делающее его непосредственным носителем налоговых обязанностей и прав, и предоставляет ему возможность реализовывать их в налоговых правоотношениях. Определения налоговой правосубъектности законодательство о налогах и сборах не содержит.

В литературе встречаются следующие определения налоговой правосубъектности, которые содержательно очень близки:

это установленная нормами налогового права способность быть носителем юридических прав и обязанностей в сфере организационно-имущественных и организационных отношений по установлению, введению и уплате налогов и сборов, а также в иных отношениях, неразрывно связанных с перечисленными. В частности, налоговая правосубъектность также может предоставлять лицу способность участвовать в отношениях, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также в иных отношениях, входящих в предмет налогового права [1, с. 177];

признание за лицом способности выступать носителем тех или иных субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения, т.е. участвовать в налоговых правоотношениях [3, с. 157];

установленная государством способность лица иметь права и обязанности в сфере налогообложения, осуществлять их своими действиями и нести ответственность за нарушение своих публичных обязанностей [5, с. 68];

совокупность качественных характеристик, определяющих возможность лица выступать как стороне в налоговых правоотношениях [8, с. 123].

Часто в научной юридической литературе не дается самостоятельное определение налоговой правосубъектности, а формулируются отдельные дефиниции для налоговой правоспособности и налоговой дееспособности как составляющих налоговую правосубъектность.

В целом можно сказать, что под налоговой правоспособностью понимают способность лица быть носителем субъективного права и юридических обязанностей в налоговых отношениях [см., напр., 8, с. 123; 5, с. 67; и др.], а под налоговой дееспособностью понимают способность самостоятельно своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности в налоговых отношениях [см., напр., 8, с. 124 и др.].

Среди иных встречающихся в литературе определений можно выделить следующие.

Под налоговой правоспособностью понимают:

способность субъекта иметь права и обязанности по поводу уплаты налогов, предусмотренная нормами налогового права, называется налоговой правоспособностью. Содержанием налоговой правоспособности является совокупность прав и обязанностей, которыми субъекты могут обладать в соответствии с действующим законодательством в отношениях по поводу установления, изменения, отмены налоговых платежей, их уплаты или взыскания с целью формирования доходной части бюджетов [9, с. 10];

социально-юридическое свойство, которым государство наделяет лицо в соответствии с потребностями общественного развития в области налоговых отношений. Автор отмечает, что правосубъектность выступает мерой, юридически фиксирующей границы, в пределах которых налогоплательщик наделяется способностью иметь права и нести обязанности [10, с. 33];

предусмотренная нормами налогового права способность иметь субъективные права и обязанности по поводу реализации налоговой обязанности [6, с. 234].

Необходимо отметить, что в публичных правоотношениях правоспособность реализуется прежде всего через юридические обязанности. При этом вступить в конкретное правоотношение и стать его субъектом возможно лишь при наличии связи между правосубъектностью и субъективными правами и обязанностями, выраженной юридическими фактами, закрепленными в нормативно-правовых актах и позволяющими реализовать эти права и обязанности.

Под налоговой дееспособностью понимают:

способность лично участвовать в налоговых правоотношениях, а также нести ответственность за нарушения налогового законодательства [3, с. 158];

способность субъекта самостоятельно либо через представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать налоговые права и обязанности, а также отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию [7, с. 225];

предусмотренная нормами налогового права способность субъектов своими действиями создавать и реализовывать субъективные права и обязанности, связанные с реализацией налоговой обязанности в целом [6, с. 237-238].

Правосубъектность юридических лиц (организаций) возникает с момента их регистрации и связана с приобретением юридическим лицом гражданской правосубъектности и некоторой имущественной обособленностью организации - налогоплательщика. У физических лиц налоговая правоспособность возникает с момента рождения.

Д.В. Винницкий считает, что налоговая правосубъектность (как и налоговая правоспособность) любого субъекта налогового права всегда является специальной, т.е. субъекты налоговых отношений могут быть участниками лишь определенного круга правоотношений в рамках определенной отрасли права [2, с. 11]. При этом он выделяет частную и публичную налоговую правосубъектность. Частная правосубъектность - это предусмотренная законодательством способность индивидуальных и коллективных субъектов, руководствуясь частным интересом и подчиняясь в установленным законом случаях публичному интересу, выступать в качестве функционально подчиненных субъектов. Публичная правосубъектность - это способность и одновременно обязанность государственных и муниципальных органов и общественно-территориальных образований, руководствуясь на основании закона публичным интересом и имеющими публичное значение частными интересами, выступать в качестве управомоченной стороны, обладающей властными полномочиями в налоговых отношениях [2, с. 18-19].

Возраст налоговой дееспособности физических лиц в законодательстве о налогах и сборах не установлен, в связи с чем в литературе ведутся споры о моменте возникновения налоговой дееспособности физических лиц.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н.В. Ивановой, А.В. Козлова, В.П. Козлова и Т.Н. Козловой" отмечено, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста (п. 1 ст. 21 Гражданского кодекса РФ). Семейным кодексом РФ устанавливается, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ). Несовершеннолетние же дети, неся бремя уплаты налогов как сособственники, не могут рассматриваться как полностью самостоятельные субъекты налоговых правоотношений, возникающих при применении указанных положений Налогового кодекса РФ, поскольку они в силу закона не могут совершать самостоятельно юридически значимые действия в отношении недвижимости и в связи с этим в полной мере являться самостоятельными плательщиками налога на доходы физических лиц.

Таким образом, можно сделать вывод, что полная налоговая дееспособность физического лица с точки зрения Конституционного Суда РФ наступает лишь по достижении физическим лицом 18 лет.

Однако в литературе высказываются и иные мнения по данному вопросу. Так, М.В. Карасева связывает возникновение у физического лица налоговой дееспособности с моментом возникновения у него дееспособности по гражданскому и трудовому праву (пусть неполной),а именно - с 14 лет, когда у налогоплательщика возникает, по мнению автора, возможность реализовать свои налоговые права и обязанности без согласия законных представителей [4, с. 42-43]. М.Ю. Орлов также полагает, что поскольку право самостоятельно распоряжаться своими доходами возникает у физического лица в момент достижения им 14 лет, то с этого возраста можно считать, что наступает налоговая дееспособность [8, с. 125]. Также высказывается точка зрения о достижении физическим лицом налоговой дееспособности в 16 лет. Это может быть обосновано тем, что по достижении 16 лет на налогоплательщика - физическое лицо законодательством налагается обязанность лично нести ответственность за совершенные правонарушения [11, с. 101-102].

Д.В. Винницкий отмечает, что свою налоговую дееспособность организация может реализовать лишь через свои органы управления и законных или уполномоченных представителей, поскольку действия руководителя организации будут рассматриваться как действия самой организации, а вина юридического лица определяется в зависимости от вины ее должностных лиц [2, с. 113-116].

В литературе отмечается определенная двойственность дееспособности физических и юридических лиц - у физических лиц предполагается четкое разграничение правоспособности и дееспособности, когда последняя имеет самостоятельное значение особого качества субъекта отношений, отделимого от правоспособности и, как правило, позднее формирующегося, а у юридических лиц легализация правоспособности происходит обычно одновременно с признанием правосубъектности лица, и налоговая дееспособность практически неотделима от правоспособности [6, с. 237].

Возраст налоговой деликтоспособности физических лиц, т.е. установленной государством способности лица нести ответственность за совершение налоговых правонарушений и нарушений налогового законодательства [5, с. 68], установлен в ст. 107 Налогового кодекса РФ, которая закрепляет, что физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с 16-летнего возраста. До достижения физическим лицом этого возраста ответственность за неисполнение им своих налоговых обязанностей несут его законные представители.

1. Белых В.С., Винницкий Д.В. Налоговое право России: Краткий учебный курс. М., 2004.

2. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. М., 2000.

3. Демин А.В. Налоговое право России: Учеб. пособие. М., 2006.

4. Карасева М.В. С какого возраста гражданин может быть субъектом налогового правоотношения? // Российская юстиция. 1996. N 6. С. 42-43.

5. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева (автор главы Ногина О.А.). М., 2001.

6. Кучерявенко Н.П. Курс налогового права: В 2 т. Т. 1: Общая часть / Под ред. Д.М. Щекина. М., 2009.

7. Налоговое право России. Учебник для вузов. / Отв. ред. Крохина Ю.А. (автор главы Крохина Ю.А.). М., 2004.

8. Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: Учебное пособие. М., 2009.

9. Перепелица М.А. Правовое регулирование статуса плательщиков налогов и сборов в Украине: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Харьков, 2001.

10. Сергиенко Р.А. Налоговая правосубъектность организации // Финансовое право. 2002, N 2. С. 33-38.

11. Яговкина В.А. Налоговое правоотношение (теоретико-правовой аспект): Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2003.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. - Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.

Авторы материалов сборника

Соловьева Наталья Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Пастушкова Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

Реут Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики.

Пауль Алексей Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Яговкина Вита Александровна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.

Балюк Надежда Николаевна - ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Кудрявцева Наталья Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.

Замулко Валерия Васильевна - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

Красюков Андрей Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Юхневич Эдвард Эдвардович - кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).

Субъекты налогового правоотношения: понятие, виды.
В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 9 НК РФ, участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами. Согласно положениям, закрепленным в ст. 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица (российские организации, индивидуальные предприниматели, постоянные представительства иностранных организаций на территории РФ), на которых в соответствии с положениями НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ;
3) налоговые органы. Функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС РФ) (п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Территориальными органами Федеральной налоговой службы РФ являются управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня;
4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела и подчиненные ему таможенные органы РФ). Федеральная таможенная служба РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела и функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями (Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459).
Различают основных и факультативных участников налоговых правоотношений. Среди факультативных участников можно назвать:
1) лица, которые обеспечивают перечисление и сбор налогов (например банки или иные коммерческие организации);
2) лица, которые предоставляют непосредственным участникам свою профессиональную помощь (например, представители);
3) правоохранительные органы;
4) лица, которые предоставляют необходимые данные (например, нотариусы, регистрационные органы);
5) лица, которые участвуют в мероприятиях налогового контроля (например, судьи, нотариусы).

Налоговая правосубъектность: понятие, содержание, особенности правового регулирования.

налоговая правосубъектность — это установленная нормами налогового права способность быть носителем юридических прав и обязанностей в сфере организационно-имущественных и организационных отношений по установлению, введению и уплате налогов и сборов, а также в иных отношениях, неразрывно связанных с перечисленными. В частности, налоговая правосубъектность также может предоставлять лицу способность участвовать в отношениях, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также в иных отношениях, входящих в предмет налогового права. Налоговая правосубъектность — один из видов отраслевой правосубъектности, поэтому наряду с общими чертами ей присущи некоторые свойства, обусловленные спецификой налоговых отношений и правового воздействия на них. Рассмотрим эти свойства.

налоговая правосубъектность любо

го субъекта налогового права всегда является специальной. По этой причине налоговая правосубъектность — более емкая категория, нежели возможность правообладания и несения обязанностей в сфере налоговых отношений. Ее конкретное содержание зависит от целого ряда факторов: юридической природы субъекта, характера и целей его деятельности. Специальная налоговая правосубъектность — форма выражения отраслевой налоговой правосубъектности применительно к конкретным видам субъектов налогового права.

казанная специализация налоговой правосубъектности позволяет подразделить ее на два основных вида: частную и публичную налоговую правосубъектность.

Под частной налоговой правосубъектностью необходимо понимать предусмотренную законодательством о налогах и сборах способность индивидуальных и коллективных субъектов, исходя из собственного интереса и подчиняясь в установленных законом случаях публичному интересу, выступать в качестве функционально подчиненной стороны в налоговых правоотношениях, а именно в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов и иных участников налоговых правоотношений, не обладающих властными полномочиями.

Под публичной налоговой правосубъектностью следует понимать способность государственных органов и публично-территориальных образований, руководствуясь на основании закона публичными интересами, выступать в качестве управомоченной стороны, обладающей властными полномочиями в налоговых правоотношениях.

Другой особенностью налоговой правосубъектности является то, что во многих случаях она выступает как производная от другой отраслевой правосубъектности. При этом публичная налоговая правосубъектность выступает в качестве производной от конституционной или административной правосубъектности, частная налоговая правосубъектность нередко производна от гражданско-правовой.

Таким образом, основные особенности отраслевой налоговой правосубъектности проявляются в специализации ее содержания, в разделении на публичную и частную, в производном характере и отсутствии иерархичности. Они обусловлены спецификой налоговых отношений и тесно взаимосвязаны со свойствами метода правового воздействия на указанные отношения.

Физическое лицо как налогоплательщик и, соответственно, субъ­ект налогового права должно обладать налоговой правосубъектностью , т.е. налоговой праводееспособностью. В Налоговом кодексе РФ налого­вая правосубъектность физического лица четко не определена, поэтому о ней можно судить на основе доктринального толкования отдельных норм НК РФ . В НК РФ установлен возраст налоговой деликтоспособности физического лица . В п. 2 ст. 107 НК РФ определено, что физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения с шестнадцатилетнего возраста. Логично было бы предполагать, что и налоговая дееспособность физического лица в таком случае должна наступать с 16 лет, поскольку деликтоспособность лица взаимосвязана и производна от его дееспособности. Однако системный анализ налогового и трудового законодательства не позволяет сделать такой вывод. Учитывая, что физическое лицо может быть субъектом трудовых правоотношений с 14 лет (ст. 63 ТК РФ), в налоговом праве оно должно признаваться плательщиком налога на доходы физических лиц, хотя исчисление и перечисление этого налога в бюджет будет осуществлять организация, в которой он работает, т.е. налоговый агент. Таким образом, можно предполагать, что налоговая деесповобность, т.е. способность нести налоговую обязанность и приобретать налоговые права, у физического лица возникает с 14 лет.

Выделяют следующую укрупненную классификацию субъектов налогового права:

4) физические лица.

Названные субъекты налогового права, которые уже непосредственно вступили в отношения, регулируемые налоговым законодательством, признаются участниками налоговых

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

Участник налогового правоотношения всегда выступает субъектом налогового права, поскольку обладает соответствующей правосубъектностью; но не всякий субъект налогового права является участником конкретного налогового правоотношения.

Субъекты налогового правоотношения выделяются в зависимости от их роли в данных отношениях.

Налоговая правосубъектность включает в себя налоговую правоспособность и дееспособность. Налоговая правоспособность представляет собой способность лица иметь права и нести соответствующие обязанности, дееспособность — способность лично участвовать в налоговых правоотношениях, а также нести ответственность за нарушения налогового законодательства.

Основными субъектами налогового правоотношения являются налогоплательщик, с одной стороны, и государство в лице налоговых органов — с другой.

Согласно ст. 19 НК РФ, налогоплательщики и плательщики сборов (далее — налогоплательщики) — организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно п. 2 ст. 83 НК РФ, постановка на учет в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей и включение их в Единый реестр налогоплательщиков осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. То есть лицо признается налогоплательщиком еще до появления у него объекта налогообложения.

Налогоплательщики подразделяются на физические лица и организации. Налогово-правовой статус каждой группы имеет свои особенности. В частности, физические лица в отличие от организаций не обязаны вести бухгалтерский учет.

Согласно ст. 11 НК РФ, к физическим лицам относятся:

граждане Российской Федерации;

лица без гражданства (апатриды).

Возраст и вменяемость не влияют на признание физического лица налогоплательщиком.

С точки зрения подоходного налогообложения, выделяются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в Российской Федерации. К налоговым резидентам РФ, согласно ст. 11 НК РФ, относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Течение этого срока прерывается окончанием налогового периода (календарного года) и в новом налоговом периоде (календарном году) отсчитывается заново. Физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами РФ. От определения статуса налогоплательщика как налогового резидента или нерезидента зависит выбор объекта налогообложения и налоговой ставки, которые у них существенно различаются.

Среди физических лиц в отдельную категорию налогоплательщиков выделены индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в этом качестве, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Налогоплательщики-организации подразделяются следующим образом.

Российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками не являются, но исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения. И хотя они не могут быть привлечены к налоговой ответственности в соответствии со ст. 89 НК РФ, налоговые органы вправе проводить проверки филиалов и представительств, независимо от проведения проверок самой организации-налогоплательщика.

Иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Налогоплательщики (плательщики сборов) могут участвовать в налоговых отношениях как лично, так и через своего представителя (ст. 26 НК РФ). Полномочия представителя налогоплательщика должны быть документально подтверждены. Представительство может осуществляться законными (ст.

Налоговое законодательство отдельно выделяет такую категорию налогоплательщиков, как взаимозависимые лица (ст. 20 НК РФ). Признание лиц взаимозависимыми дает право налоговым органам проверять правильность применения цен, указанных сторонами в сделках, для целей налогообложения. Для целей налогообложения взаимозависимыми являются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого;

имеются иные установленные судом основания признать лица взаимозависимыми, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, прямо не предусмотренным в НК РФ (п. 2 ст. 20 НК РФ). Главное, чтобы отношения между ними могли с точки зрения государства повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Правовой статус налогоплательщиков (плательщиков сборов) раскрывается через призму закрепленных за ними прав и возложенных на них обязанностей.

Перечень основных прав, которыми пользуются налогоплательщики, закреплен в ст. 21 НК РФ. Кроме того, налогоплательщики имеют иные права, установленные законодательством о налогах и сборах, например:

право передавать имущество под залог обеспечения обязанности по уплате налогов, сборов (ст. 73 НК РФ);

право выступать поручителем перед налоговыми органами (ст.

право присутствовать при выемке документов (ст. 94 НК РФ) и др.

В числе обязанностей налогоплательщиков Налоговый кодекс РФ называет:

обязанность уплачивать установленные налоги;

обязанность встать на учет в налоговых органах;

обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);

иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Следует помнить, что обязанности могут возлагаться как на определенные категории налогоплательщиков (в связи с определенным видом деятельности), так и в рамках регулирования отдельных видов налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 22 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами, а именно:

Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;

Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 (гл. 25);

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (гл. 23 и 24);

Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ;

Таможенным кодексом Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.

Налоговыми агентами, в соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ, признаются лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему России. Налоговыми агентами могут быть организации (российские и постоянные представительства иностранных организаций) и физические лица (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, имеющие наемных работников).

ведение учета начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

представление в налоговый орган по месту своего учета документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

письменное сообщение в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

правильное и своевременное исчисление, удерживание из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечисление налогов в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;

обеспечение в течение четырех лет сохранности документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей налоговые агенты несут ответственность, в том числе и уголовную, в соответствии с законодательством РФ.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему России налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943—1 «О налоговых органах Российской Федерации» единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба (ФНС) России, находящаяся в ведении Министерства финансов России. ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов Российской Федерации. Руководитель ФНС России несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФНС России задач и функций.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относятся:

управления ФНС России по субъектам Российской Федерации;

межрегиональные инспекции ФНС России;

инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления;

инспекции ФНС России межрайонного уровня.

Основная цель деятельности налоговых органов — обеспечение полного и своевременного поступления в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов и сборов. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе: гражданским, административным, а также иных отраслей права.

Среди функций налоговых органов в сфере налогообложения выделяют:

применение налоговых санкций;

выработку налоговой политики государства;

разъяснительную и информационную работу по применению налогового законодательства.

Для реализации возложенных государством задач налоговые органы наделаются специальной компетенцией — совокупностью государственно-властных полномочий по определенным предметам ведения. Перечень прав налоговых органов содержится в ст. 31 НК РФ, а ст. 32 НК РФ закрепляет перечень обязанностей.

В соответствии с п. 4 ст. 30 НК РФ налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам и другим участникам налоговых правоотношений в результате неправомерных действий (решений) или бездействия налоговых и таможенных органов, а также их должностных лиц и других работников, возмещаются за счет средств федерального бюджета (абз. 2 п. 1 ст. 35 НК РФ).

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (п. 1 ст. 34 НК РФ). Права и обязанности налоговых органов закреплены в ст. ст. 31 и 32 НК РФ, соответственно, этими же правами и обязанностями наделяются таможенные органы при осуществлении контроля за исчислением и уплатой налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Необходимо учитывать, что таможенные правоотношения являются комплексными и регулируются нормами различных отраслей права. При этом нормы налогового законодательства выступают общими, а таможенного права — специальными.

Финансовые органы прямо не указаны в числе участников налоговых правоотношений. Однако анализ ст. 34.2 НК РФ, раскрывающей полномочия финансовых органов в области налогов и сборов, позволяет установить в качестве таковых Министерство финансов РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов.

Правовой статус налогоплательщика

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых НК возможна, обязанность уплачивать соответствующие налоги или сборы.

Одним из основных критериев отнесения физического лица или организации к числу субъектов НП является потенциально возможная обязанность уплачивать причитающиеся налоги. Физические лица и организации приобретают налогово-правовой статус по причине предполагаемой возможности вступления в налоговые правоотношения с государством относительно уплаты устанавливаемых налогов или сборов.

Налогоплательщики в качестве субъектов НК подразделяются на две группы: организации. Физические лица.

В НК понятие организации соотносится с понятием юридического лица, гражданским законом. В целях предписаний НК организации подразделяются на два вида:

— российские организации – юридические лица. Образованные в соответствии с законодательством РФ;

[3]

— иностранные организации – иностранные юридические лица, которые наши и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданное в соответствии с законодательской, международные организации. Их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Правовой статус налогоплательщиков - картинка 2

К числу налогоплательщиков – организаций относятся филиалы и многие обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории РФ, при условии, что налоговым законодательством на них возможна обязанность уплачивать конкретные налоги.

Налогоплательщиками – физическими лицами могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Среди налогоплательщиков – физические лица выделяются особые категории субъектов – индивидуальные предприниматели и налоговые ризиденты РФ (резиденты – физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году).

Основные правового статуса налогоплательщика является налоговая правосубъектность, т.е. предусмотренная нормами права возможность или способность быть субъектами НП. Налоговая правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности.

Перечень прав и обязанностей российских налогоплательщиков и платильщиков сборов содержится в ст.21-25 НК, что отражает позицию физического лица или организации относительно государства.

Среди прав налогоплательщиков. Установленных НК, особо следует отметить право получать от налоговых органов письменные пояснения по вопросам применения налогового законодательства, а также нормативных документов о налогах и сборах. Над налоговыми органами по месту своего учета должна быть предоставлена бесплатная информация о действующих обязательных платежах, а также о правах и обязанностях налоговых органов и их должностных лиц.

Одним из существенных полномочий налогоплательщика является право обжаловать акты налоговых органов, а также действия или бездействия их должностных лиц.

Впервые в российском законе появилось право налогоплательщиков требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении действий в отношении налогоплатильщиков, не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. не соответствующие НК и другим федеральным законам, а также требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налоговой тайны.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст.23 НК. Видовые многообразие обязанностей налогоплательщиков предполагает их классификацию по различным основаниям:

1.В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов);

2.в зависимости от оперативности возложения обязанности налогоплательщиков;

3.в зависимости от принадлежности к общему или специальному статусу налогоплательщика.

Установленный ст.23 НК перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) не является исчерпывающим. Налогоплательщики могут нести и иные обязанности, установленные федеральным законодательством. Невыполнение или ненадлежащее выполнение налогоплательщиком возможных обязанностей образует соответствующий состав налогового правонарушения.

Налог на игорный бизнес — налог с организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. А именно — с организаций, имеющих игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализатора, кассы букмекерской конторы.

В России [ уточнить ] это региональный налог. Налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов в пределах, установленных налоговым кодексом и взимаются ежемесячно:

· за один игровой стол — от 25000 до 125000 рублей;

· за один игровой автомат — от 1500 до 7500 рублей;

· за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — от 25000 до 125000 рублей.

Налоговым периодом признается календарный месяц. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения. Для игровых столов существует одна особенность: в случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Статус налогового агента имеют: а) организации в отношении налога на доходы физических лиц; б) российские контрагенты иностранных юридических лиц, не имеющих постоянного представительства на территории РФ, в отношении некоторых налогов (НДС, налог на прибыль организаций); в) российские организации, выплачивающие учредителям (акционерам) проценты или дивиденды.

Признак налогового агента – его устойчивая правовая связь с налогоплательщиком, те наличие финансовых (денежных) взаимодействий между налоговым агентом и налогоплательщиком. Как правило, налоговым агентом является лицо, выплачивающее доходы налогоплательщику.

Институт «налоговых агентов» необходим российской налоговой системе по следующим причинам.

Во-первых, возложение обязанности по исчислению и уплате налога непосредственно на физических лиц является для них чрезмерно обременительным, прежде всего, в силу экономико-правовой квалификации. Такая ситуация очевидна при уплате налога на доходы работодателями в отношении своих работников. Квалифицированным специалистам бухгалтерии намного проще исчислить налог, чем обычным работникам, не знакомым с налоговым законодательством.

Во-вторых, в случаях, когда налогоплательщики объединены в рамках одного коллектива, экономически невыгодно взимать налоги у каждого из них в отдельности. В этом случае целесообразно, чтобы работодатель, выплачивая заработную плату и иные доходы работникам, исчислил и удержал у них соответствующие налоги, а затем уже перечислил общую массу собранных налогов в бюджет (внебюджетный фонд). При этом значительно облегчаются возможности налогового контроля, ведь требуется проверить законность финансовой деятельности только одного лица вместо множества других – непосредственных налогоплательщиков.

В-третьих, в отношении налогоплательщиков – иностранных граждан и организаций возможности контроля и государственно-властного воздействия у российских налоговых органов существенно ограничены.

Правовой статус налоговых агентов и налогоплательщиков во многом совпадает. Они имеют одинаковые права, если иное не предусмотрено НК РФ Обязанности у налоговых агентов значительно сужены. Налоговые агенты обязаны: а) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; б) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; в) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; г) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Правовой статус налогоплательщиков

Правовой статус налогоплательщиков - картинка 3

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством о налогах возложена обязанность по уплате конкретных налогов (ст. 19 НК РФ).

В пункте 2 ст. 11 НК РФ приводятся термины, существенные для понимания определения налогоплательщиков:

Правовой статус налогоплательщиков - картинка 4

лица (лицо) — организации и (или) физические лица;

физические лица — граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели – физ. лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность БОЮЛ, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Физические лица в отличие от организаций не обязаны вести бухгалтерский учет – одно из различий в статусе.

В том же положении даны определения, значимые для идентификации конкретного физического лица.

Место жительства физического лица

определяется как адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством РФ. В п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2011 г. N 51 отмечается, что идентификация гражданина осуществляется с помощью не только его имени (ст. 19 ГК РФ), но и места его жительства (ст. 20 ГК РФ).

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской Дт-тью БОЮЛ с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность БОЮЛ, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. В Определении КС РФ от 16 декабря 2010 г. N 1676-О-О отмечается, что индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность на свой риск, как это вытекает из положения ст. 2 ГК РФ, а следовательно, их доход не является постоянным и гарантированным в отличие от заработной платы работающих по трудовому договору (не может быть!! О_О).

Налогоплательщиками многих налогов

законодательство называет только тех физических лиц, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей (НДС, акцизы). Кроме того, с индивидуальных предпринимателей, как и с организаций, налоги, пени и штрафы, относящиеся к их предпринимательской деятельности, могут быть взысканы во внесудебном порядке (п. 2 ст. 45, ст. ст. 46, 47 НК РФ). В налоговом праве определенным образом отражается п. 3 ст. 23 ГК РФ: к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой БОЮЛ, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

С точки зрения подоходного налогообложения выделяются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в РФ. К налоговым резидентам РФ согласно 207 НК РФ относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в течении 12 мес (. ).От определения статуса налогоплательщика как налогового резидента или нерезидента зависит выбор объекта налогообложения и налоговой ставки, которые у них существенно различаются. Налоговые резиденты РФ уплачивают налоги со всех доходов, полученных как на территории РФ, так и за ее пределами; нерезидент — только с доходов, полученных на территории России.

В действующем законодательстве особым образом определяется статус

таких налогоплательщиков, как нотариусы и адвокаты.

В НК РФ деятельность указанных лиц не признается (как и везде) предпринимательской, но для нотариусов, занимающихся частной практикой, и для адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, предусмотрен повышенный объем обязанностей, сравнимый с объемом обязанностей индивидуальных предпринимателей. Так, в силу подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа должна представляться книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

Исходя из Определений КС РФ от 5 июля 2002 г. N 188-О, от 1 марта 2010 г. N 320-О-О

и др. такое законодательное регулирование, при котором частные нотариусы и индивидуальные предприниматели отнесены к одной группе субъектов налоговых обязательств, не является недопустимым и не влечет отождествления правового статуса частных нотариусов с правовым статусом индивидуальных предпринимателей.

Правовой статус всех налогоплательщиков (плательщиков сборов) раскрывается через призму закрепленных за ними прав и возложенных на них обязанностей.

Перечень основных прав, которыми пользуются налогоплательщики, закреплен в ст. 21 НК РФ (на инфу, на разъяснения). Кроме того, налогоплательщики имеют иные права, установленные законодательством, например:

· право передавать имущество под залог обеспечения обязанности по уплате налогов, сборов (ст. 73 НК РФ);

· право выступать поручителем перед налоговыми органами (ст. 74 НК РФ);

· право присутствовать при выемке документов (ст. 94 НК РФ) и др.

Правовой статус налогоплательщиков - картинка 2

В числе обязанностей налогоплательщиков Налоговый кодекс РФ называет:



Аннотация. В статье дается определение юридического лица, кратко проанализированы основные особенности правосубъектности юридических лиц: коммерческих и некоммерческих организаций. Автор рассматривает их отличия в правоспособности, обращая внимание на существующие в науке критерии разделения общей и специальной правоспособности юридических лиц. Исследуется также специфика появления правоспособности юридического лица, которая связана с непосредственной его регистрацией в качестве субъекта гражданских правоотношений.

Стремительно развивающиеся рыночные отношения в России, а также нововведения в сфере информационных технологий, совершенствование инфраструктуры, способствовали в значительной степени повышению роли такого института, как юридическое лицо. Правовое регулирование данного института закреплено нормами ГК РФ [1], содержащими понятие юридического лица, их виды, порядок их создания и ликвидации.

Рассматривая статью 48 ГК, мы можем заметить одну деталь: законодателем не ставилась задача дать четкое определение юридического лица, а лишь указать его характерные признаки, и уже отталкиваясь от перечисленных признаков, вывести определение рассматриваемому понятию. По мнению В.В. Меркулова, юридическим лицом следует считать организационно-правовую форму использования имущества [2]. Причем такое использование может проявляться как в праве собственности, таки в любом ином вещном праве, а субъектом, который данным имуществом пользуется, может являться как индивид, так и коллектив, выступающим в качестве субъекта права, наделенного правами – имущественного и личного характера, осуществляющего соответствующие обязанности и несущего ответственность по взятым на себя обязательствам.

Практическое применение юридических лиц распространено повсеместно: та или иная форма юридического лица используется для того, чтобы оформить официально создаваемую организацию, придав ей самостоятельность и обеспечив возможность стать полноправным участником гражданского оборота.

Будучи сформированной под влиянием товарно-денежных отношений, юридические лица получили в гражданско-правовой литературе трактовку, главным образом, именно с позиции товарооборота [3]. Если же речь идет о сферах, не относящихся к производству, то здесь рассматриваемое понятие применяется для того, чтобы закрепить организационную и финансовую обособленность фирмы.

Юридические лица обладают правосубъектностью, которая также включает в себя составные элементы: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность (элемент дееспособности). Многоотраслевой характер правосубъектности юридического лица обусловлен тем, что оно является субъектом различных отраслей права одновременно.

Особенности правосубъектности рассматриваемой нами категории лиц заключаются в частности, в существовании ее разновидностей – общая и специальная, что оказывает влияние на объем прав того или иного юридического лица. Также обратим внимание на одновременное возникновение (или прекращение) право- и дееспособности юридического лица: это происходит в момент его создания или же прекращения. Стоит отметить, что юридическое лицо всегда будет иметь специальную правоспособность, означающую, что та или иная организация имеет права лишь в пределах целей, для которых она создавалась. Данные цели закрепляются в учредительных документах. Общая же правоспособность предполагает наличие прав и несение обязанностей для любой, а не конкретной деятельности, которая не запрещена законодательно [4].

Если исследовать некоторые научные источники, то в них также мы увидим подразделение правоспособности юридических лиц на вышеназванные категории [5]. По мнению М.И. Брагинского, специальная правоспособность, согласно норме ст. 49 ГК, предусмотрена для всех, тогда как для коммерческих организаций, правоспособность будет общей [6].

Позиции о наличии только лишь специальной правоспособности у рассматриваемой нами категории лиц придерживаются и классики отечественной цивилистики, и современники. Например, по мнению В.И. Синайского, это необходимо для того, чтобы исключить господство над человеком [7]. Особенно ярко это господство может быть выражено, по утверждению автора, в учреждениях: если тот или иной союз создан людьми, то люди, как правило, и господствуют над целью, порой даже прекращая существование организации, а должно быть наоборот – цель не подлежит изменению, господствуя над индивидами. Подобные взгляды разделяет и В.К. Андреев, указывая, что специальная правоспособность представляет собой обладание юридического лица правами, которые полностью согласуются с целями, обозначенными в учредительных документах, а также несение соответствующих обязанностей [8].

Однако рассмотренные выше точки зрения – не единственные. Существует также мнение об исключительной правоспособности, которая предполагает право на ведение только конкретного, строго определенного вида деятельности, возлагая запрет на остальные виды [9]. Данный вид правоспособности некоторыми исследователями подразделяется также на 2 подвида: исключительную и специально-исключительную, однако данная концепция пока недостаточно изучена и обоснована в науке.

Принцип обладания специальной правоспособностью юридического лица, которая опирается на цели его деятельности, довольно длительный период господствовал в отечественной цивилистике. Он закреплялся в ст. 26 ГК РСФСР 1964 г. [10] и в Основах гражданского законодательства 1991 г. [11]. С Разделение правоспособности на вышеуказанные виды берет начало с момента принятия части 1 ГК РФ [1]. Обладающих общей правоспособностью стали считать коммерческие организации (исключение составили унитарные предприятия), согласно п. 1 ст. 49, п. 2 ст. 52 ГК, а специальной – организации типа МУП, ГУП, иных некоммерческих организаций.

Важно отметить, что для обладания правосубъектностью, юридическое лицо обязательно должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке, кроме того, отдельные виды деятельности нуждаются в специальном лицензировании в уполномоченном органе. Учредительные документы – важная составляющая в данном процессе, поскольку именно они закрепляют гражданско-правовой статус юридического лица. Рядом особенностей обладает и деликтоспособность рассматриваемой категории лиц. Определяя правовые границы организации, внося ясность в ее состав, юридическое лицо способствует ее отделению от иных социальных групп [4].

В чем же заключается основная особенность ответственности юридических лиц? Здесь за основу взят принцип отказа от вины (как известно, вина – основание для ответственности). Суть данного явления в том, что виной признается психическое отношение лица к содеянному, а о каком психическом отношении организации можно говорить? Ввиду этого, критерий вины был обесценен, поскольку само юридическое лицо – участник прежде всего, предпринимательских отношений. Но вместе с тем, не стоит полностью игнорировать вину, особенно важным это является при наличии возможности влиять на мотивы личности, с целью установления того, кто стал нарушителем, выступая от имени организации. Вред может выражаться в действиях конкретного индивида: нарушение договора, причинение ущерба имуществу или другому лицу [5].

Но что же тогда, если не вина, будет выступать основанием для ответственности юридического лица? Ответ на этот вопрос мы найдем в западной юридической науке, которая придерживается так называемой теории риска, сторонниками которой являлись Саватье и Годеме. Положения данной теории представляются нам справедливыми, потому как лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, должно нести риски вреда, который этой деятельностью может быть причинен. Таким образом, именно риск – основание для наступления ответственности юридического лица, а не вина.

Здесь же стоит отметить и другую, не менее важную тенденцию развития ответственности юридических лиц – это ограничение самостоятельности в имущественной ответственности. В данной ситуации имеет место возложение субсидиарной ответственности на учредителей таких предприятий, как хозяйственных товариществ, ОДО, производственных кооперативов, казенных предприятий и др. [6].

На наш взгляд, стоит выделить наиболее актуальные и интересные проблемы, которые связаны с совершенствованием института правосубъектности юридических лиц, вызывающие наибольший практический и научный интерес среди исследователей. Необходимо предпринять следующие шаги:

- закрепить исчерпывающий перечень способов обособления юридических лиц;
- исключить признак организационного единства, сделав возможным для одного лица учреждать хозяйственные общества;
- раскрыть проблему волеизъявления юридического лица путем выявления личностной составляющей, именно тех, кем вырабатывается и выражается воля организации (акционерами, наемными управляющими, держателями контрольного пакета акций).

Огромное влияние на правосубъектность юридических лиц, по нашему мнению, оказывает их классификация, в соответствии с которой они подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Указанное обстоятельство привело к проблеме оценки критериев такого разграничения. Законодательство называет два таких критерия – это цель деятельности юридического лица и возможность распределения прибыли между участниками.

Однако мнения ученых-цивилистов по вопросу о состоятельности вышеназванных критериев не единодушны. Одними авторами отмечается выделение указанных критериев как положительный момент, новое достижение в гражданском законодательстве, другими всячески обосновывается их несостоятельность, отсутствие в них пользы для теории и практики. Сторонники перечисленных критериев (в частности, К.П. Беляев), настаивают на их неоценимом значении, объясняя это обязанностью учредителя юридического лица при его создании определиться с теми целями, в соответствии с которыми оно будет создано [13]. Исходя из выбора целей, по их мнению, следует избрать и организационно-правовую форму деятельности, что, в свою очередь, напрямую обуславливает правоспособность организации. По мнению противников такого подхода – Ю.К. Толстого и М.С. Рахмиловича, критерии деления юридических лиц не оправдывают себя, так как подобное деление заставляет сомневаться в последовательности его проведения, а также связанных с ним последствий, имеющих место в практике [14]. Если исследовать данную позицию более детально, то она отчасти справедлива: ведь ранее нами уже упоминалось о том, что для одних коммерческих организаций характера общая, а для других – специальная правоспособность. Такая процедура, как банкротство, может применяться не только к коммерческим, но и к некоммерческим организациям; и теми, и другими видами организаций могут быть кооперативы. Более того, закон не содержит четких критериев понятия «основная цель деятельности» применительно к юридическому лицу, так как даже примерных признаков, отличающих основную деятельность от второстепенной, не существует. Закон разрешает заниматься некоммерческим кооперативам деятельностью, которая приносит доход, при этом распределяя прибыль между ее участниками, тогда как у коммерческих унитарных предприятий, такое право отсутствует. Все изложенное выше подтверждает невозможность четкого разграничения коммерческих и некоммерческих юридических лиц.

Таким образом, рассмотрев кратко особенности правосубъектности юридических лиц, нами был сделан вывод о ее существенном отличии от прав, обязанностей и ответственности лиц физических. Главным аспектом, обращающим на себя внимание, является ответственность организации «без вины», поскольку здесь применяется другой принцип – ответственность из риска причинения вреда. Кроме того, юридическое лицо, будучи коллективом, в составе которого присутствуют физические лица (учредители, участники и пр.), все же может быть виновным в деликте, а, следовательно, обладает деликтоспособностью. Примечательно также, что если у граждан наступление право- и дееспособности обусловлено достижением определенного возраста, то у юридических лиц их возникновение происходит одновременно – в момента создания самой организации. Стоит также отметить, что явление общей и специальной правоспособности все же недостаточно разработано и изучено, и в настоящий момент нуждается в полноценных научных исследованиях.

Читайте также: