Налоговая политика в условиях кризиса

Опубликовано: 20.09.2024

Кручинина Евгения Ильинична
Агапова Анна Александровна

1. факультет экономики и права,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
2. к.э.н., доцент, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

Kruchinina Evgeniya Ilyinichna
Agapova Anna Alexandrovna

1. Faculty of Economics and Law,
Plekhanov Russian University of Economics
2. Ph.D., Associate Professor, Department of Accounting and Taxation
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation

Аннотация: Для преодоления последствий пандемии многие страны используют различные инструменты поддержки экономики, в том числе бюджетные меры. Это неудивительно, поскольку значительная часть предприятий переживает падение спроса на свои услуги и, как следствие, резкое снижение прибыли. На фоне экономических проблем гибкое управление налоговыми обязательствами становится одной из важнейших задач любой компании. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В частности, если в начале 2020 года, до начала эпидемии COVID-19 в России, ожидался рост экономики на 1,9%, то к 2021 году увеличение должно составить не менее 3,1%. Вместе с тем приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла.

Abstract: To overcome the consequences of the pandemic, many countries use various tools to support the economy, including budgetary measures. This is not surprising, since a significant part of enterprises is experiencing a drop in demand for their services and, consequently, a sharp decline in profits. Against the backdrop of economic problems, the flexible management of tax liabilities becomes one of the most important tasks of any company. Given the macro-forecast prepared by the Ministry of Finance of Russia is fundamental, with great uncertainty due to the unpredictability of the abolition of quarantine measures, but does not take into account the measures currently included in the Economic Recovery Plan. In particular, while at the beginning of 2020, before the beginning of the coronavirus epidemic in Russia, the economy was expected to grow by 1.9%, by 2021 the increase should be at least 3.1%. At the same time, the priority of the national economic recovery plan is to increase citizens' incomes, restore effective employment and restart the investment cycle.

Ключевые слова: налогоплательщики, офшорные государства, инвестиции, налогообложение, государственная политика, налоговое планирование, корпорации

Keywords: taxpayers, offshore states, investment, taxation, government policy, tax planning, corporations

Введение. Необходимость регулирования процедуры налогового аудита сейчас как никогда актуальна. В Налоговом кодексе только 15 статей (статьи 87-101 НК РФ) посвящены налоговым проверкам и, соответственно, различным процессуальным действиям при их проведении. Регулировать все имеющиеся нюансы, появляющиеся при осуществлении налоговых проверок, с помощью пятнадцати статей для налогоплательщиков является очень затруднительно [1, 2]. В связи с этим существует необходимость совершенствования действующего налогового законодательства и определения процессуальных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Выездная налоговая проверка — это серьезная проверка для налогоплательщика, которую можно преодолеть, зная, в каких случаях налогоплательщик включен в план проверки, какие полномочия предоставляются налоговым органам, что происходит после завершения проверки [3, 4].

При этом по действующему законодательству налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, и предоставляет контролирующим органам право проводить выездные мероприятия. В этом случае выездная проверка является наиболее «проблемной» для налогоплательщика, так как связана с присутствием должностных лиц налоговой службы на территории налогоплательщика и представлением первичных документов [5, 6].

Целью исследования является изучение сущности налоговой политики РФ с учетом влияния карантинных мер. В качестве объекта исследования является действующая налоговая политика государства. Предметом исследования является сущность и роль налоговой политики государства, с учетом влияния на экономику по причине влияния COVID-19. Для решения поставленной цели были решены следующие задачи: раскрыть понятие и сущность налоговой политики, выявить основные проблемы и сложности ее проведения с учетом влияния на экономику CОVID-19, определить степень влияния пандемии на рабочее население и государство в целом, с учетом сведений статистических данных.

Основная часть. Налоговая политика является неотъемлемой частью бюджетной политики государства, направленной на формирование такой налоговой системы, которая будет способствовать накоплению и рациональному использованию национального богатства страны, способствовать гармонизации экономических и социальных интересов и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. Основными целями проводимой налоговой политики являются:

  1. Меры, направленные на снижение уровня инфляции [7].
  2. Факторы, способствующие увеличению национального дохода [8].
  3. Меры, направленные по решению проблем с безработицей в целях выравнивания экономических колебаний [9].

В этой связи целями налоговой политики для снижения инфляции могут достигаться за счет следующих факторов.

  1. Фискальный факторы, с помощью которых для удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, осуществляется достижение заданных параметров экономической и социальной политики государства, с учетом управленческих функций государства.
  2. Экономическое взаимодействие, которое способствует более эффективному участию государства в регулировании экономики страны, а также способствует поддержанию заданных параметров экономического роста [10, 11]. При данном подходе в большей степени ликвидируется действующее неравенство в социальном аспекте, а также стимулируется накопление инвестиций, направленных на увеличение капитала.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства в отношении полученных доходов между категориями групп населения. При этом в большей степени направлено на защиту социальных слоев населения.
  4. Экологические — содействие охране окружающей среды и рациональному использованию природных биоресурсов, с учетом порядка сохранения природного наследия.
  5. Международные — контроль за устранением двойного налогообложения, устранить возможность уклoнeния oт уплаты налогов, унификация налоговых систем национальных экономических систем разных стран [12, 13].

Вместе с тем в текущем налоговом периоде из-за ограничительных мер во многих странах мира и, в частности, в России, экономическая сфера терпит значительные убытки (табл. 1).

Ограничительные меры, связанные с CОVID-19 в мировой экономике на август 2020г.


Составлено по данным https://interfax.by/news/policy/raznoe/1273122/

При этом, чтобы понять, необходимо составить список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии: торговля ВЭД, транспорт (воздушный, автомобильный), туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, oфф-лайн услуги и развлечения (парикмахерские, фитнес, спортивные, театральные, кино и т.д.). Однако можно выделить и сферы экономики, в которых наблюдаются положительные тенденции: электронная торговля, продукты питания и готовые блюда, онлайн-развлечения, производство и реализация лекарственных товаров и медикаментов, медицина, особенно дистанционная медицина. При этом особенно примечательна нефтяная промышленность, которая вступила в зону турбулентности после неудачных переговоров в странах ОПЕК, когда влияние CОVID-19 начало распространяться на территории стран ЕС и США. Падение общемирового спроса более, чем на 20% привело к серьезному кризису перепроизводства, заполнив все возможные пробелы складских мощностей и полному использованию всех имеющихся танкеров. Продление этой ситуации на три-шесть месяцев приведет к вынужденному закрытию большого количества скважин, а не только битумных сланцев [14]. Но это также грозит заморозкой инвестиций в новые проекты, приостанавливая существующие, что может вызвать гораздо большие проблемы, чем просто переизбыток поставок нефти. Как следствие, многие малые и средние предприятия могут не выжить в текущем кризисе.

План восстановления экономики. Приоритетом плана восстановления национальной экономики является увеличение доходов и сокращение расходов, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла, по мнению Минфина России. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути цифрoвизации и дистанционной работы. Нет сомнений, что борьба с кoронавирусом — благородная и очень дорогая задача, однако решая ее, государство корректирует правила в экономике. Было установлено, что в какой-то ситуации — это возможно, для того, чтобы сохранить ежедневную работу бизнеса до очень благородных целей, ограничивать свободное передвижение товаров и людей по одним и тем же основаниям, изменить налоговую систему, которая формировалась на протяжении многих лет и расширить почти всю экономическую деятельность, находящуюся в состоянии неизвестности и неустойчивости, не дожидаясь возвращения к нормальной жизни.

В этой связи устойчивая бизнес-модель кризиса будет основана на близости к государству. Можно предположить, что крупнейшая российская компания совместно с ОАО «Газпром» и Сбербанком станет универсальным рынком («государственные услуги» условно), на котором можно будет сконцентрировать большую часть жизненно важных услуг и обеспечить население наиболее востребованными — сначала услугами, а затем и товарами. Выход из кризиса представляет собой комплекс мер, которые должны быть приняты в среднесрочной перспективе. Между тем важно понимать, что на макроэкономическом уровне кризисные явления в экономике 2020 года являются решающей проверкой качества и количества как науки, так и всей инновационной сферы экономики, а также способности государством объединить общие усилия для преодоления сложившейся ситуации. Прежде чем обсуждать необходимость принятия каких-либо мер по смягчению последствий и восстановлению, важно понять, какими ресурсами и инструментами государство располагаем. С начала 2020 года в стране накоплены значительные денежные средства в виде резервов, управляемых Банком России. При этом сбалансированные показатели бюджета страны наблюдается на протяжении последних нескольких лет. Полным ходом идет работа по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности. Показатель инфляции достиг своего многолетнего минимума. Низкий уровень безработицы и рост реальных доходов населения. Сформирована и развивается независимая от государства информационная среда. Таким образом в стране имеются финансовые и нематериальные ресурсы.

Вместе с тем важно скорректировать для формирования новой структуры – антикризисной политики государства, которая способна скоординировать деятельность всех структур, связанных с эпидемией. При этом сформированная структура должна привлечь, включая сообщество экспертов и использование кадровых резервов для повышения эффективности работы гос структур. Многие эксперты и профессионалы, аналитики и предприниматели, по разным причинам не связанные с государственными органами, откликнутся на призыв и примут участие в борьбе с угрозой, которая нависает над обществом в целом. Таким образом, для снижения отрицательного воздействия на экономику важно в среднесрочной перспективе:

  1. Пересмотреть бюджет на 2020 год и разделить его на периоды, с возможностью немедленного перераспределения финансовых ресурсов., посредством осуществления вливания денежных средств в экономику.
  2. Восстановить в полном объеме величину денежной массы.
  3. Строго контролировать действующие операции, связанные с иностранной валютой и ее регулированием.
  4. Борьба с безработицей — субсидирование работодателей, в период действия антикризисных мер, части налогов, не превышающей один вид льгот, для новых работников, имеющих официальный статус безработного свыше двух месяцев.
  5. Вовлечение трудоспособного населения, получившего статус безработного, в сезонные или иные работы [15].

Следует отметить, что по мнению большинства экономистов безработица в России в 2020 году будет самой высокой с 2011 года и вырастет до 5,7%. В среднесрочной перспективе уровень безработицы начнет снижаться: в 2021 году он составит 5,4%, в 2022 году — 4,9%, в 2023 году — 4,7%. При этом реальные располагаемые доходы уменьшатся на 3,8% в конце этого года, а затем начнут увеличиваться на 2,8% в 2021 году, на 2% в 2022 году и на 2,6% в 2023 году. По данным Росстата, во втором квартале реальные доходы населения сократятся на 6%, без антикризисных мер поддержки населения снижение составит 7,5% (рис. 2).


Рисунок 2. Динамика безработицы в России на рынке труда за 2020 год.

Вместе с тем актуальный макропрoгноз является базовым и подготовлен в условиях высокой неопределенности из-за непредсказуемости снятия карантинных мер, поэтому министерство уточнит его параметры в августе — сентябре. Кроме того, макропрoгноз не учитывает мер, которые закладываются сейчас в план восстановления экономики. В январе, до начала эпидемии корoнавируса в России, МЭР прогнозировало рост экономики в 2020 году на 1,9%, в 2021 — на 3,1%. По данным Минэкономразвития, российская экономика не вернется на докризисный уровень до первой половины 2022 года. «Ключевым фактором снижения ВВП в этом году является внутреннее ограничение, по сути, второй квартал и постепенный выход из него. К 2021 году мы все еще ожидаем восстановления экономики на уровне 2,8%. Если говорить в годовом исчислении, то выход на докризисный уровень — это все равно первая половина 2022 года», — сказал Решетников журналистам на брифинге, добавив, что министерство ожидает отмены карантинных ограничений в августе-сентябре [16, 17]. По оценкам Минэкономразвития, самое большое падение ВВП в этом году ожидается во втором квартале, когда из-за карантина экономика замедлилась — на 9,5% по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что в третьем и четвертом кварталах падение замедлится до 6,3% и 5,2% соответственно. Отмечено, что с ослаблением карантинных ограничений активная фаза восстановления начнется в четвертом квартале и продолжится в 2021 году. В последующие годы рост российской экономики составит 2,8% в 2021 году, 3% в 2022 году и 3,1% в 2023 году (табл. 3).

Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации.


Составлено по данным http://news.sarbc.ru/main/2019/07/29/235674.html

Поскольку в первом полугодии 2020 года стало ясно, что обычные способы не работают, на данный момент государство применяет ряд налоговых мер для минимизации уровня безработицы, в частности, к ним отнесены:

  • снижение ставок страховых взносов. Совокупная ставка взносом на социальное страхование малых и средних предприятий снижена с 30 до 15%. Сниженная ставка применяется к той части заработной платы работника, которая превышает минимальную заработную плату за календарный месяц [18, 19].
  • Отдельные категории плательщиков вправе уплачивать ежемесячные авансовые платежи по НДФЛ с апреля до конца 2020 года на основе фактически полученной прибыли. Соответствующий подход должен быть изложен в учетной политике и доведен до сведения налогового органа.
  • Введен особый порядок налогообложения федеральных субсидий для малых и средних предприятий, субсидии, освобождаемых от НДФЛ. Величина расходов, понесенных в связи с субсидиями, не учитываются при расчете налога на прибыль.
  • Поощрительные надбавки к определенным специальным условиям труда и дoпoлнитeльнaя нагрузка для работников медицины, оказывающих квалификационную и качественную помощь в связи с повышенной заболеваемостью СОVID-19, освобождаются от НДФЛ.
  • С апреля 2020 года был разработан третий пакет мер по поддержке экономики и бизнеса в условиях пандемии СОVID-19, в частности, предусмотрены дополнительные условия для таких категорий организаций по получению задержки или выплате [20].

Заключение. В соответствии с поставленной целью в исследовании были решены следующие задачи: раскрыто понятие и сущность налоговой политики в том числе в условиях влияния CОVID-19, выявлены основные проблемы в экономике. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, однако не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В январе, до начала эпидемии кoрoнaвируca в России, ожидался рост экономики на 1,9% в 2021 году — 3,1% в 2020 году. Определено, что задачи плана восстановления национальной экономики России в ближайшее время будут представлены правительству сотрудниками министерства экономического развития.

Следовательно, приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути оцифровки и дистанционной работы. Очевидно, что экономика имеет больший запас прочности, чем это может показаться в один из моментов 2020 года.


Пандемия коронавируса в мире достигла таких масштабов, когда целые экономики отправляются на карантин и перестают работать. Первым примером вынужденной остановки экономики из-за распространения вируса стал Китай, где за первые два месяца 2020 года промышленное производство снизилось на 13,5%, оборот торговли – на 20,5%, а инвестиции – на 24,5%. До уровня в 6,2% выросла безработица. Однако КНР дело не ограничилось, и когда вирус добрался до Европы и США, начали закрываться заводы, а граждане ограничили потребление, перестав выходить из дома. Рецессия, которая началась в одной стране, стала распространяться по цепочке на весь остальной мир. Поэтому глобального падения экономики в 2020 году вряд ли удастся избежать.

Эпидемия ударила одновременно и по предложению (сократилось производство, стали рваться цепочки поставок), и по спросу (люди, запертые у себя в домах потребляют меньше товаров и услуг). Компаниям стало тяжело обслуживать кредиты и платить за аренду, они начали отказываться от инвестиционных планов, а люди, предчувствуя падение доходов, решили экономить. Таким образом запустилась нисходящая спираль спроса и предложения.

В условиях мирового финансового кризиса многие страны пытаются помочь экономике преодолеть кризис инструментами налогового регулирования. Например, во Франции ввели отсрочку всех налоговых и социальных платежей, а в перспективе их пообещали отменить для тех, кому грозит банкротство. Германия и Австрия отсрочили налоговые платежи для компаний, испытывающих трудности. Датское правительство пообещало частным компаниям, которые пострадали от карантинных ограничений, покрыть 75% заработной платы каждого работника.

Президент США Дональд Трамп поручил отложить налоговые платежи для граждан и предприятий, чье финансовое состояние ухудшилось из-за вспышки вируса. В Словакии и Чехии власти предложили продлить сроки подачи налоговых деклараций. В Чехии также за счет государства покроют 80% заработной платы работников магазинов, ресторанов и других предприятий, вынужденных приостановить работу из-за карантина. В Турции на полгода отсрочены социальные взносы для розницы, металлургической промышленности, торговых центров, автомобилестроения, индустрии развлечений и гостиничного бизнеса, производства продуктов питания и напитков, текстиля, а также для организации мероприятий. Китайским компаниям предложили налоговые послабления и льготные кредиты, сервисы доставки освободили от уплаты НДС.

Что предприняло российское правительство?

Власти России тоже объявили, что будут поддерживать пострадавший из-за коронавируса бизнес. На формирование антикризисного фонда из госбюджета выделили 300 млрд рублей. В стране уже объявили полугодовые налоговые каникулы для авиационных и туристических предприятий, а также всех компаний, чей бизнес сильнее всего просел из-за эпидемии. Однако это послабление не коснётся выплат НДС.

Правительство пообещало возместить убытки транспортным и туристическим компаниям, а также поддержать спортивные учреждения, спрос на услуги которых упал. Малому бизнесу и микропредприятиям отсрочили уплату страховых взносов и арендной платы за госимущество. Размер страховых взносов для малых и средних предприятий будет снижен с 30 до 15%, чтобы сохранить уровень зарплат работников. Кроме того, станет доступна «заморозка» выплат по кредитам на 6 месяцев.

Поможет ли это российскому бизнесу?

В самом негативном сценарии, который описывают эксперты агентства Bloomberg, пандемия поразит все страны, рост мировой экономики упадет до нуля и она недосчитается $2,7 трлн. Темпы роста ВВП России составят минус 2,9%. Страна потеряет 4,35 трлн рублей. И когда это произойдёт, послабления для российских предприятий будут отменены, а бизнес опять столкнётся с необходимостью выплачивать налоги в полном объёме.

Насколько велика налоговая нагрузка на предприятия в стране? В среднем в мире она составляет 40,6%. Показатель для России – 47,4%. Выше доля налогов только в Южной Америке – 52,3%. В Центральной Америке фискальная нагрузка составляет 41,6%, в Европе – 40,3%, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона – 36,2%. При этом в России по сравнению с другими регионами мира очень велика доля налогов на труд в структуре всех платежей, которые компании отчисляют в бюджет, – 36,1% при среднемировой в 16,2%.

Растёт ли налоговая нагрузка в России? Безусловно. С 2008 года налоги в несырьевом секторе выросли в 2,6 раза, а в сырьевом секторе – в 2,2 раза. Больше всего фискальные обязательства выросли в торговле – в 4 раза. Все это время в правительстве говорили о необходимости снизить зависимость России от экспорта нефти и газа, перейти к новой несырьевой модели развития экономики, но от слов к делу так и не перешли. Развиваться предприятиям реального сектора мешает в том числе повышение налогов. То, что правительство провалило план по уходу от традиционной сырьевой модели экономики, подтверждает снижение доли несырьевого сектора в ВВП России.

Ключевой фактор экономических проблем не коронавирус, а девальвация, – уверен секретарь Федерального Совета Партии Дела Алексей Лапушкин. – Эпидемия стала только отягчающим фактором для обвала рубля, который произошёл в результате выхода России из ОПЕК+ и падения цен на нефть. После этого мы столкнулись с практически 30%-й девальвацией, которая ударила по домохозяйствам – они оказались на грани банкротства. А виной этому политика, получившая название «люди – новая нефть», которая проводилась последние 2 года и привела к изъятию средств из экономики и бюджетов домохозяйств. Чтобы экономика начала сопротивляться кризисным явлениям и всевозможным «удавкам» на рынке сырьевых товаров, она должна иметь внутренний ресурс. Его можно получить только за счет развития несырьевого сектора. Если бы Путин обозначил вектор на Новый курс и смену существующей экономической политики, это стало бы мощным толчком для развития страны и позитивно сказалось бы на экономике. Но этого не произошло”.

Председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, президент Промышленного союза «Новое Содружество» и ассоциации «Росспецмаш», лидер Партии Дела Константин Бабкин в своей статье о Новом курсе развития страны заявил, что стержнем экономики должно быть производство несырьевых товаров, стержнем экономической политики – создание условий для несырьевого производства. Одно из таких условий – стимулирующая налоговая политика.

«Бюджет страны верстается с огромным профицитом. Государство собирает денег значительно больше, чем ему требуется и чем оно в состоянии эффективно использовать. При этом налоговый пресс неизменно растёт, налоги собираются там, где их легче собрать. Излишки денег хранятся за рубежом. Всё это угнетающе действует на производственную активность. Требуется снизить налоги, причём так, чтобы в выигрыше оказались те, кто занимается созидательным трудом. Это означает снижение налогов на невысокие зарплаты, возврат инвестльготы по налогу на прибыль, обратный «налоговый манёвр», который приведёт к снижению цен на энергоносители и прочее сырьё. Это означает значительное снижение всех прочих налогов», – так известный промышленник предложил реформировать фискальную политику.

Что будет дальше?

Российский уровень налогов очень высок, а правительство не сдерживает обещаний по неизменности фискальной системы. Это приводит к тому, что бизнес в стране или вынужден закрываться, или уходить в тень. Хотя Минфин обещал не менять в России в ближайшие 3 года налоговую политику, предприниматели не склонны доверять таким посылам. Все запомнили историю с налогом на добавленную стоимость, когда в марте 2018 года министр финансов Антон Силуанов говорил, что налоговое бремя в стране увеличивать не планируется, а с 1 января 2019 года НДС вырос с 18 до 20%.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.


От успешного проведения налоговой политики во многом зависит качество налоговой системы и состояние экономики страны в целом. Создание оптимальной соответствующей макроэкономической политике страны налоговой системы является ключевой макроэкономической задачей любого государства.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач. Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно она является рычагом, с помощью которого государство оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения.

С одной стороны, налоговая политика призвана обеспечить необходимые ресурсы для правительственной деятельности (расходы на военные, экономические и социальные программы); экономическое регулирование (т.е. налоги и расходы должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определенных целей экономической политики); выравнивание доходов (т.е. с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения, а также систем трансфертных платежей бедным, безработным, инвалидам и т.п.).

С другой стороны осуществляя эти основные функции, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы общий уровень налогов, их структура, степень прогрессивности, а также структура расходов и трансфертов не ослабляли стимулов к сбережению, предпринимательской и трудовой деятельности.

Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе имеет несколько характерных черт, в числе которых:

1. Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия – ставка единого социального налога 26 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.

2. Запутанность нормативной базы и сложность расчета налогооблагаемой базы. Некоторые статьи Налогового кодекса РФ весьма спорны, из-за чего предприятиям приходится обращаться в суд, чтобы отстоять свое толкование тех или иных статей;

3. Отказ некоторых предприятий платить налоги в полном объеме. Из-за непомерных ставок многие предпочитают уходить в тень и скрывать часть полученных доходов и понесенных расходов, в частности, на фонд оплаты труда. Решение этой проблемы видится в снижении налоговых ставок и перераспределении налогового бремени между низкодоходными и высокодоходными отраслями.

Основные направления современной налоговой политики:

– обеспечение бюджетной устойчивости путем создания стабильной налоговой системы;

– повышение предпринимательской активности;

– развитие человеческого капитала.

Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» одобрены Правительством РФ01.07.2014,проанализировав данные табл. 1.

Из данной таблицы видно, что величина налоговых доходов (рассчитывается как сумма всех налоговых поступлений, поступлений сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное социальное государственное страхование и прочих платежей), характеризуемая как доля ВВП, на протяжении последних шести лет снизилась на 3,2 процентных пункта: с 36,5 % к ВВП в 2007 году до 33,3 % к ВВП в 2013 году.

При анализе уровня налогового бремени по отдельным группам налогов в России необходимо обратить внимание НДПИ и вывозные таможенные пошлины (нефтепродукты, на нефть и газ), так как в России по-прежнему существенную долю бюджетных доходов составляют доходы, получаемые от этих видов налогов (табл. 2).

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2007–2013 гг. ( % к ВВП)

Государственное регулирование экономики является необходимым условием поступательного развития хозяйства любой страны. В соответствии с национальной спецификой, приоритетами регулирования используются различные формы и инструменты государственного воздействия, варьируются масштабы государственного участия. В рыночной экономике приоритетным механизмом регулирования является косвенное воздействие. Российское правительство нацелено на поэтапное сокращение участия в управлении собственностью; предполагается развитие государственного предпринимательства преимущественно в стратегически значимых и системообразующих сферах и производствах. Ключевую роль в обеспечении сбалансированного развития российской экономики играет денежно-кредитная и фискальная политика государства. В данной статье основное внимание будет уделено бюджетной политике государства.

Основные направления бюджетной политики государства формируются в соответствии с макроэкономическими условиями и целями развития экономики. В настоящее время приоритетами развития российской экономики являются модернизация, формирование инновационной социально ориентированной экономики. Ключевые направления и плановые показатели развития изложены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года». В соответствии с данными документами целями бюджетной политики являются создание условий для высоких темпов экономического роста, поддержание макроэкономической стабильности, проведение активной антиинфляционной политики. Анализ приоритетов бюджетной политики показывает ее преимущественно антиинфляционную направленность. Целями развития согласно концепции является удержание инфляции на уровне до 3% в год. Однако стимулирование инвестиций, обеспечение сбалансированного экономического роста нередко вступают в противоречие с целью недопущения инфляции. Проведение жесткой денежно-кредитной или сдерживающей фискальной политики может ограничить инвестиционную активность частного сектора, снизить уровень развития деловой активности. Так, некоторые российские эксперты утверждают, что «снижение инфляции до 3-4 % … равносильно признанию того, что экономическая политика направлена на остановку экономического роста».

С 1 января 2013 года в России были введены новые бюджетные правила, согласно которым доходы, а, следовательно, и расходы бюджета определяются исходя из конъюнктуры мирового рынка, динамики прогнозной цены на нефть. Государством установлены границы расходов государственного бюджета: они не могут превышать сумму государственных доходов и расчетного дефицита государственного бюджета. Если изыскиваются дополнительные поступления, то они идут на покрытие дефицита государственного бюджета или в Резервный фонд. Данные бюджетные изменения направлены, в первую очередь, на снижение зависимости бюджета от волантильности мировых цен на углеводороды.

В.В. Путин в «Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике на 2013-2015 гг.» отметил, что российская бюджетная политика зависит от ситуации на мировых сырьевых рынках. Поэтому ограничены возможности бюджетного финансирования направлений, обеспечивающих поступательное экономическое развитие. Структура расходов не является оптимальной. Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными и их доля должна увеличиваться.

Современная структура расходов федерального бюджета Российской Федерации носит явную социальную направленность: в 2011-2012 гг. около 40% расходов бюджета приходилось на социально-культурные мероприятия. Первое место расходы на социальную политику займут в 2013-2015 гг. Однако, в бюджете 2013 г. сократились в процентном соотношении расходы на образование, здравоохранение, культуру, развитие инфраструктуры.

Бюджетная политика должна быть нацелена на приоритетность инновационных расходов. Должны быть значительными расходы на фундаментальную и прикладную науку, образование, новации в бизнесе. Государство должно создавать благоприятные условия для инноваций и инвестиций, обеспечивать обновление объектов инфраструктуры, способствовать модернизации и ускоренному развитию базовых отраслей промышленности. Структурная перестройка экономики базируется на формировании активной политики государства, основанной на концентрации ресурсов и их перераспределении в передовые сферы, имеющие потенциальные конкурентные преимущества (авиастроение, ракетно-космическая отрасль, электронная промышленность).

В связи с мировыми кризисными явлениями основные усилия государства были сконцентрированы на обеспечении макроэкономической стабильности, недопущении инфляционных процессов, усилении социальной функции государства. При этом поддержание государством инновационного развития экономики было явно недостаточным. Об этом свидетельствует низкие показатели инновационного процесса. Доля государственных расходов на образование в ВВП была меньше, чем в большинстве развитых стран, - 4,6% (в развитых странах этот показатель варьируется от 5 до 6,1%). Доля российских предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических новаций, составляла в среднем 9,4% (в развитых странах в среднем больше 50 процентов).

Многолетняя практика экономического развития демонстрирует закономерность: в периоды кризисного развития экономики, когда частный капитал не способен к оптимальному развитию, в рыночной экономике присутствуют существенные препятствия и ограничения, роль государства возрастает. Это выражается в активизации государства, усилении его финансовой поддержки отдельных предприятий и отраслей, увеличении государственных расходов.

Анализ динамики бюджетных расходов в процентах к ВВП отражает незначительную степень государственного вмешательства в перераспределительные процессы. За период с 2008-2011 гг. доля государственных расходов в ВВП составляла 35,9% , что ниже общемировых показателей (в среднем 40-45%).

Бюджетная политика определяется внутренней и внешней конъюнктурой рынка, зависит от общеэкономических показателей состояния и развития экономики, тенденций подъема и спада. В условиях догоняющего развития экономики, а особенно в период кризисных явлений государство сталкивается с проблемой дефицита финансов (доходная часть бюджета сокращается, расходная – увеличивается) и с точки зрения бюджетной эффективности должно сворачивать широкомасштабные национальные проекты. С другой стороны, в эти периоды отчетливо проявляются слабости рыночных сил саморегулирования, отсутствие возможности частного капитала «вытянуть» экономику, что требует существования значительного по объему и дееспособности государства. Таким образом, в данном случае возникает постоянное противоречие. С одной стороны, роль государства в развитии экономики должна увеличиваться. С другой стороны, это может привести к увеличению налогового бремени, росту государственного долга, развитию инфляционных процессов. Оптимальным решением данного противоречия, на наш взгляд, является разработка государством долгосрочной и краткосрочной политики. Краткосрочная политика предполагает анализ текущей макроэкономической ситуации и выявление потребностей экономики в государственном инвестировании. Увеличение расходов и дефицита государственного бюджета в краткосрочном периоде не отразится критически на макроэкономическом развитии экономики, однако может способствовать оживлению экономики. Долгосрочная стратегия основана на исследовании тенденций развития экономики. В долгосрочном периоде должен соблюдаться баланс между государственным и частным капиталом, между государственными «возможностями» и общественными «потребностями». В большинстве случаев грамотно проведенная инвестиционная политика в краткосрочном периоде позволяет укрепить возможности частного капитала, повысить частную инициативу, улучшить способность экономики к саморегулированию. Это, с одной стороны, увеличивает инвестиционные возможности государства, с другой, сокращает потребность экономики в государственном участии.

Читайте также: