Налоговая политика рф 2011

Опубликовано: 15.05.2024

Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов предусматривалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

· Налоговое стимулирование инновационной деятельности.

· Налог на прибыль организаций.

· Налог на добавленную стоимость.

· Введение налога на недвижимость.

· Налогообложение имущества (в том числе земельных участков).

· Налог на добычу полезных ископаемых.

· Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов.

· Упрощение администрирования налогообложения физических лиц.

· Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен.

Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212 - ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования» (в ред. от 28 декабря 2010 года.) были установлены пониженные тарифы страховых взносов для ряда организаций.

Выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

В целях создания механизма администрирования налоговыми органами расходов на НИОКР по перечню, установленному Правительством РФ, учитываемых в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, предусматривается, что налогоплательщики, использующие указанный порядок учета расходов, должны будут представлять в налоговый орган отчет о выполненных НИОКР, оформленный в соответствии требованиям, установленными национальным стандартом.

В целях равномерного учета расходов на НИОКР налогоплательщику предоставляется право формировать в налоговом учете резервов предстоящих расходов на НИОКР. При этом предусматривается, что налогоплательщик на основании разработанных и утвержденных им программ самостоятельно принимает решение о создании резервов, отражая соответствующее решение в учетной политике для целей налогообложения. При этом расходы налогоплательщика, осуществляемые им при реализации указанных программ, производятся за счет такого резерва.

В Кодексе закрепляются обязанности ведения налогового учета расходов на НИОКР (аналитический учет по видам работ (договорам) всех осуществленных расходов на НИОКР).

В рамках совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость Государственной Думой одобрен во втором чтении внесенный Правительством РФ проект федерального закона «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации», который, в частности, предусматривает сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспортных операциях.

Законопроект предусматривает исключение из данного перечня документы, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации товаров (работ, услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №229 - ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившим силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» обеспечено широкое использование электронных документов при взаимодействии налоговых органов с налогоплательщиками, налоговых органов с иными участниками налоговых отношений, а так же налогоплательщиков между собой при выставлении счетов - фактур по налогу на добавленную стоимость.

Последовательно реализуются меры налоговой политики, направленные на упрощение процедур учета в налоговых органах организаций и физический лиц, совершенствование порядка проведения и оформления результатов налоговых проверок, вводятся дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.

В частности, В Кодексе закреплено право налогоплательщика знакомится с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля.

Принят федеральный закон от 7 июня 2011 г. №132 - ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Деньги являются разновидностью имущества, которая отличается от других видов тем, что деньги можно быстро и без издержек превратить в любое другое благо (высокая ликвидность) и при постоянном уровне цен деньги либо не приносят дохода вообще, либо их доходность существенно ниже доходности других видов имущества.

С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять функцию средств платежа и обмен Товар-Деньги-Товар принимает форму Товар-Обязательство-Деньги, т.е. с временным разрывом между продажей товара и получением за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством.

Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку. Текущая рыночная оценка (актива, проекта или всего бизнеса) определяется как сумма дисконтированных чистых потоков.


От успешного проведения налоговой политики во многом зависит качество налоговой системы и состояние экономики страны в целом. Создание оптимальной соответствующей макроэкономической политике страны налоговой системы является ключевой макроэкономической задачей любого государства.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач. Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно она является рычагом, с помощью которого государство оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения.

С одной стороны, налоговая политика призвана обеспечить необходимые ресурсы для правительственной деятельности (расходы на военные, экономические и социальные программы); экономическое регулирование (т.е. налоги и расходы должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определенных целей экономической политики); выравнивание доходов (т.е. с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения, а также систем трансфертных платежей бедным, безработным, инвалидам и т.п.).

С другой стороны осуществляя эти основные функции, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы общий уровень налогов, их структура, степень прогрессивности, а также структура расходов и трансфертов не ослабляли стимулов к сбережению, предпринимательской и трудовой деятельности.

Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе имеет несколько характерных черт, в числе которых:

1. Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия – ставка единого социального налога 26 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.

2. Запутанность нормативной базы и сложность расчета налогооблагаемой базы. Некоторые статьи Налогового кодекса РФ весьма спорны, из-за чего предприятиям приходится обращаться в суд, чтобы отстоять свое толкование тех или иных статей;

3. Отказ некоторых предприятий платить налоги в полном объеме. Из-за непомерных ставок многие предпочитают уходить в тень и скрывать часть полученных доходов и понесенных расходов, в частности, на фонд оплаты труда. Решение этой проблемы видится в снижении налоговых ставок и перераспределении налогового бремени между низкодоходными и высокодоходными отраслями.

Основные направления современной налоговой политики:

– обеспечение бюджетной устойчивости путем создания стабильной налоговой системы;

– повышение предпринимательской активности;

– развитие человеческого капитала.

Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» одобрены Правительством РФ01.07.2014,проанализировав данные табл. 1.

Из данной таблицы видно, что величина налоговых доходов (рассчитывается как сумма всех налоговых поступлений, поступлений сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное социальное государственное страхование и прочих платежей), характеризуемая как доля ВВП, на протяжении последних шести лет снизилась на 3,2 процентных пункта: с 36,5 % к ВВП в 2007 году до 33,3 % к ВВП в 2013 году.

При анализе уровня налогового бремени по отдельным группам налогов в России необходимо обратить внимание НДПИ и вывозные таможенные пошлины (нефтепродукты, на нефть и газ), так как в России по-прежнему существенную долю бюджетных доходов составляют доходы, получаемые от этих видов налогов (табл. 2).

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2007–2013 гг. ( % к ВВП)

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ НАЛОГОВОЙ

ПОЛИТИКИ РФ НА 2011 – 2013 гг.

Ефремова Т.М., Пуреськина А.Е.,

Тюменская государственная академия мировой экономики,

управления и права

Налоговая политика 2011-2013 гг. направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы.

В целом, можно выделить три блока направлений налоговой политики:

1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности.

2. Меры, принимаемые в отношении отдельных налогов.

3. Налоговое администрирование.

Рассмотрим основные планируемые изменения в рамках каждого из выделенных блоков.

В сфере стимулирования инновационной деятельности предусматривается снижение до 2015 года, а для отдельных категорий плательщиков - до 2020 года, совокупной ставки страховых взносов - до 14% в пределах страхуемого годового заработка (уплата взносов по полной ставке для этих плательщиков будет осуществляться за счет федерального бюджета) [3]. При этом для организаций средств массовой информации планируется установить специальный переходный период роста совокупной ставки страховых взносов с выходом на предельную величину (34%) в 2015 году.

- изменение подходов к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп: определение амортизационных групп не только на основании физического срока службы объекта, но и в зависимости от иных факторов, например, скорости развития технологий [2];

- закрепить порядок ведения налогового учета расходов на НИОКР в НК РФ, который не должен содержать неясностей и противоречий, устранив различия в порядке учета в расходах затрат на НИОКР для разных видов работ [2];

- освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на три года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции: введение указанной льготы может способствовать обновлению производственных мощностей в промышленности и обеспечить спрос на продукцию высокотехнологичных производств.

Планируется также создание благоприятных условий налогового администрирования для инновационных компаний, включая создание специальных налоговых инспекций и снижение периодичности и сроков проведения проверок; совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях; введение специального налогового режима для организаций-участников технопарка «Сколково».

В отношении конкретных видов налогов планируется следующее. По налогу на прибыль организаций [3]:

- сокращение возможностей минимизации налогообложения, в частности, установление особого порядка переноса убытков при реорганизации организаций, предусматривающего ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка реорганизуемых организаций;

- установление порядка налогообложения экономической выгоды при предоставлении беспроцентных займов, кредитов, векселей;

- совершенствование механизма учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов.

С 1 января 2011 года имущество (основные средства и нематериальные активы) считается амортизируемым, если его первоначальная стоимость составляет более 40 000 рублей. Установлено повышение с трех до десяти миллионов рублей объема доходов от реализации, при получении которого организации уплачивают только квартальные (а не месячные) авансовые платежи: эта мера призвана снизить нагрузку прежде всего на субъекты малого предпринимательства [2].

В части налога на добавленную стоимость (НДС) [3]:

- уточнение порядка оформления счетов-фактур, внесения в них уточнений и возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями;

- уточнение порядка применения нулевой ставки при реализации товаров в соответствии с таможенными режимами экспорта и перемещения товаров в случае поступления выручки от их реализации от третьих лиц;

- уточнение порядка освобождения от НДС услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий.

Продолжается практика ежегодной индексации ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации. При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами будут индексироваться ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию [1].

Осуществляется подготовка кадастра объектов недвижимости для постепенного перехода к налогу на недвижимость.

По налогообложению имущества (в том числе, земельных участков):

- урегулирован вопрос относительно налогообложения имущества (в том числе земельных участков), переданного в паевой инвестиционный фонд: оно облагается налогом на имущество у управляющей компании;

- сокращение льгот, установленных на федеральном уровне.

В отношении водного налога планируется индексация ставок с учетом значительного роста тарифов на воду, отпускаемую потребителям, т.к. действующие ставки не способствуют заинтересованности хозяйствующих субъектов в организации рационального водопользования (действующие ставки были введены еще в 2004 году) [2].

По специальным налоговым режимам предлагается совершенствование упрощенной системы налогообложения на основе патента, а также сокращение применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности во избежание конкуренции с упрощенной системой налогообложения на основе патента [1].

По налоговому администрированию планируется [3]:

- совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;

- введение в законодательство о налогах и сборах института консолидированных групп налогоплательщиков и особого порядка исчисления налога на прибыль организаций для участников таких групп;

- совершенствование порядка учета налогоплательщиков;

- расширение электронного документооборота в налоговой сфере;

- ограничение применения льгот, предусмотренных действующими международными договорами об избегании двойного налогообложения;

- упрощение администрирования налогообложения физических лиц.

Беспалов, М.В. Анализ основных приоритетов российской налоговой политики в современных экономических условиях [Текст] / М.В. Беспалов // Налоги. – 2010. – № 1. – С. 28-32.

Лермонтов, Ю.М. Перспективы развития налогового законодательства в 2011 -2013 гг. [Текст] / Ю.М. Лермонтов // Все о налогах. – 2010. – № 7. – С. 3-12.

"Налоговая проверка", 2010, N 4

Правительство РФ одобрило Основные направления налоговой политики РФ на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов (далее - Основные направления налоговой политики). Данный документ подготовлен в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов РФ.

Налогоплательщикам же этот документ расскажет о планах правительства в отношении изменений, грядущих в вопросах исчисления и уплаты налогов, а также в сфере налогового администрирования.

Значение Основных направлений налоговой политики для налогоплательщиков

Помимо решения задач в области бюджетного планирования, Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что, по мнению авторов документа, должно способствовать стабилизации и повышению определенности условий ведения экономической деятельности на территории РФ. Несмотря на то что Основные направления налоговой политики не являются нормативно-правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

В трехлетней перспективе 2011 - 2013 гг. приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее, - создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом налоговая политика ближайших лет впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Вместе с тем Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности. Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в РФ будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе.

С учетом отмены с 1 января 2010 г. ЕСН и введения страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также на основании того, что указанные взносы в настоящее время составляют существенную часть фискальной нагрузки на фонд оплаты труда в экономике, Основные направления налоговой политики содержат предложения в области исчисления и уплаты указанных страховых взносов.

В процессе реализации налоговой политики также будет уделяться внимание анализу практики применения и администрирования налоговых льгот, содержащихся в налоговом законодательстве. Принятие решений по вопросам сохранения применения тех или иных льгот будет осуществляться по результатам такого анализа, при этом введение новых льгот следует производить на временной основе, с тем чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам проведенного анализа результативности.

Сначала подвели итоги

Документ состоит из двух частей. Первая часть посвящена итогам реализации налоговой политики в прошедшем периоде. Вторая часть, соответственно, - планам на следующий трехлетний период.

Что касается подведения итогов, в документе отмечено, что реализация целей и задач, предусмотренных Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов и Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, проводилась во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Основными направлениями, одобренными в 2009 г., предусматривалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по таким направлениям, как:

  • совершенствование налога на прибыль организаций;
  • совершенствование налога на добавленную стоимость;
  • совершенствование акцизного налогообложения;
  • совершенствование налога на доходы физических лиц;
  • введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущества физических лиц;
  • совершенствование налога на добычу полезных ископаемых;
  • совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;
  • совершенствование налогового администрирования;
  • урегулирование вопросов налогообложения организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей;
  • отмена единого социального налога;
  • совершенствование государственной пошлины;
  • совершенствование транспортного налога;
  • совершенствование налога на имущество организаций.

О том, что именно и как реализовано в каждом из перечисленных направлений, известно каждому налогоплательщику. Гораздо больший интерес представляет то, что ожидает впереди.

А потом огласили планы

Вторая часть документа посвящена перечню мер в области налоговой политики, планируемых к реализации в 2011 - 2013 гг., а также обоснованию необходимости внесения тех или иных изменений.

Помимо разработки новых изменений, не забыты и уже начатые:

  • в период 2011 - 2013 гг. будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов и Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов;
  • ожидается принятие федеральных законов, разработанных в рамках реализации основных направлений налоговой политики, одобренных в предыдущие годы, проекты которых уже были внесены Правительством РФ в Государственную Думу или концепция которых уже согласована Правительством РФ.

Что же касается изменений, они коснутся таких вопросов, как:

  • налоговое стимулирование инновационной деятельности;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизное налогообложение;
  • введение налога на недвижимость;
  • налогообложение имущества (в том числе земельных участков);
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • налогообложение в рамках специальных налоговых режимов;
  • налоговое администрирование;
  • создание налоговых условий для деятельности по добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Подробный перечень наиболее существенных и интересных мероприятий приведен в представленной ниже таблице.

Что же касается налогового администрирования, нельзя не отметить следующие положения документа:

  • в первую очередь важно обеспечить конкурентоспособность российской налоговой системы в отношении инновационных компаний (хотя повышение качества налогового администрирования является актуальной задачей для всех налогоплательщиков). Это предполагает как внедрение новых инструментов налогового администрирования (создание специальных инспекций для инновационных организаций, переход к обслуживанию налогоплательщиков в электронной форме, снижение периодичности и сроков проведения проверок, единое окно постановки на учет и подачи деклараций по всем налогам), так и использование неформальных инструментов и регламентов (особый отбор сотрудников, добросовестное исполнение обязанностей по информированию налогоплательщиков о способах исполнения законодательства о налогах и сборах, отсутствие очередей, удобные часы работы инспекций и т.д.);
  • в современных условиях с учетом поставленных целей и задач повышается степень ответственности бизнеса при выполнении обязанности по уплате налогов, а также требования по пресечению уклонения от уплаты налогов.

Читайте также: