Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства

Опубликовано: 16.05.2024

date image
2015-03-22 views image
1726

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

С помощью налогов формируются финансовые средства государственного денежного фонда (фиск от лат. fisus – государственная казна). Налоги выступают главным инструментом экономической политики государства. Она заключается в том, что маневрируя налоговыми ставками, льготными и санкциями государство стимулирует развитие технического прогресса, инвестиций.

С помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход тех или иных групп населения.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом и они сводились к следующему:

1. Равномерность, т.е. равномерность налоговых изъятий, единство требований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил.

2. Определенность, означающая четкость, ясность, стабильность основных характеристик налоговой системы, их неизменность.

3. Простота и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов.

4. Неотягощенность, т.е. умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, оплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образуют налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Это также налоговая инспекция и налоговая полиция.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

· прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

· косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

· пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;

· прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;

· дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;

· твердые - это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

3. По назначению различают:

· общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);

· маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

Основные виды налогов применяемых в России:

1. Подоходный налог с физических лиц взимается в зависимости от денежного дохода граждан, представляет основной налог, которым облагается население.

2. Налог с продаж (налог с оборота) уплачивается с полного объема выручки от продажи товара. Это косвенный налог, ибо выручка не образует чистый доход производителя и продавца товара.

3. Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается с добавленной стоимости, представляющей разницу между денежной выручкой от продажи продукции предприятий и суммой издержек на сырье, материалы, полуфабрикаты.

4. Акциз – это косвенный налог, взимаемый с величины стоимости отдельных видов товаров и включаемый в их цену. Это ювелирные изделия, предметы роскоши, вино-водочные и табачные изделия.

5. Налог на прибыль предприятий относится к числу самых распространенных во всем мире доходов изымаемых в виде доли от валовой прибыли предприятия.

Наряду с налогами в государственную казну поступают и другие денежные взносы, которые называются платежами, отчислениями. К числу платежей относятся плата за пользование земельными участками, природными ресурсами, арендная плата, отчисления в пенсионный фонд и другие фонды.

В настоящее время на территории России собирается свыше 50 видов налогов и сборов. Всю совокупность их условно делят на три группы: федеральные; республиканские, краевые и областей, автономных образований; местные.

Мощное воздействие на экономическую динамику оказывают не только расходные, но и доходные механизмы бюджета. Налоги образуют основную часть доходной части государственного и местных бюджетов.

Налог — это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства.

Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю с периода широкого развития товарно-денежных отношений. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II веке.

По мере развития обмена и экономической цивилизации денежные налоги вытесняют другие виды платежей, в том числе натуральный, и становятся господствующими.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция — основная. Используя ее, государство формирует денежные фонды.

Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов. Различают следующие виды ставок:

• твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.

• пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;

• прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы;

• регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.

По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. Это налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.

В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.

Представим эту классификацию налогов схематически на примере Российской Федерации (рис. 23.3).

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще А. Смитом и включали в себя принципы нейтральности, справедливости и простоты расчета (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцгиз, 1935. Т. 2. С. 341-343).

Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени. Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков.

Принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.

• акцизы на отдельные группы и виды товаров

• налог на доходы банков

• налог на доходы от страховой деятельности

• налог на операции с ценными бумагами

• отчисления на воспроизводство минеральносырьевой базы

• федеральные платежи за пользование природными ресурсами

• подоходный налог на прибыль предприятий

• подоходный налог с физических лиц

• налоги на образование дорожных фондов

• налог на наследуемое имущество

• налог на имущество предприятий

• плата за воду, забираемую промышленными структурами из водохозяйственных систем

• налог на имущество граждан

• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне

• целевые сборы с населения на поддержание порядка, благоустройство и другие сборы

Рис. 23.3. Структура и основные виды налогов Российской Федерации на 1 января 1998 г

налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.

В странах с федеральным устройством при формировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам федерации.

Количественно уровень налогового бремени можно представить отношением суммы налогов на душу населения к платежеспособности, или суммы налога, оставшейся после уплаты налога, к платежеспособности.


Можно исчислять уровень налогового бремени по доле налогов в валовом внутреннем продукте


Надо заметить, что такой метод сравнительного сопоставления рекомендуется международной организацией ЮНЕСКО.

Правда, исчисление этих количественных характеристик связано с рядом методологических трудностей. Это различная покупательная способность денег, трудности суммирования государственных и местных налогов, различия в классификации доходов и правилах их исчисления, различия в составе населения по уровню доходов и т. д. Вместе с тем этот метод, безусловно, применим в сопоставлении отдельных экономических районов в пределах одного государства.

Главное направление совершенствования налоговой системы — снижение налогового бремени. В России в 1995-1996 гг. приняты отдельные меры по его ослаблению. Так, в 1996 г. отменен спецналог на повышение заработной платы выше нормируемой величины. Это решение направлено на «очистку» налоговой системы от надуманных, нерыночных налогов. Сокращено количество местных (региональных) налогов, которые не соответствуют рыночным принципам организации экономики.

Налоговые системы развитых стран, построенные с учетом рассматриваемых принципов, предполагают широкое применение стимулирующих льгот. Важнейшими из них являются инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов и ряд других.

Инвестиционный кредит, по существу, представляет косвенное финансирование государством капитальных вложений частного предпринимательства за счет освобождения от уплаты налога на период окупаемости капиталозатрат.

При ускоренной амортизации государство разрешает списывать амортизацию в масштабах, существенно превышающих реальный износ основного капитала. По сути, это не что иное, как налоговая субсидия предпринимателю. Повышение амортизационных отчислений уменьшает сумму прибыли, облагаемой налогом, а это ускоряет оборот основного капитала.

Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и рациональных налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей функции развития производства и увеличения налоговой базы. Напротив, неоправданное увеличение ставок создает условия снижения объемов производства и «ухода» от уплаты налогов.

Примером крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры может служить крупное снижение налоговых ставок в начале 80-х гг. XX в. в США. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов.

Согласно рассуждениям А. Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций снижает у них стимулы к капиталозатратам, тормозит НТП, замедляет экономический рост. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название кривой Лаффера (рис. 23.4).


На рисунке по оси ординат отложены налоговые ставки R, по оси абсцисс — поступления в бюджет V. При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения V увеличивается. Оптимальный размер ставки R1 обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет V1.

Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику инвестиций.

Налоговая система любого государства по своей сути не статична, а довольно динамична. Это связано с изменением экономической конъюнктуры, целей и задач экономического роста.

Главным недостатком большинства действующих налоговых систем является рассмотрение отдачи каждого из налогов в статической системе, не учитывающей развития общественных отношений. Конкретные фазы экономического цикла — подъем или падение производства во всех отдельных отраслях экономики, изменение прожиточного уровня, изменения в распределении личных доходов, не говоря уже о глобальных экстремальных обстоятельствах (неурожай, аварии с тяжелыми последствиями, стихийные бедствия и пр.), — изменяют действенность тех или иных налогов, рассчитанных на функционирование в определенных, зафиксированных статической моделью условиях.

Являясь мощным инструментом финансовой политики, величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в государственный бюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества, в результате чего с течением времени изменяется степень их полезности для общества и государственной власти. Проведение экспертиз и исследований воздействия налоговых систем или отдельных налогов на развитие общественного производства и экономико-политическое состояние основывается на дискретном изучении этих воздействий в определенные моменты времени, и на этой основе делаются выводы о целесообразности и обоснованности каждого конкретного

налога. Такие исследования имеют смысл и могут оказаться неплохим инструментом в разработке бюджетных планов в условиях абсолютно стабильного общества. Однако таких обществ в природе не существует: любое государство постоянно развивается, изменяются представления людей о потребностях, происходят изменения во внешнем мире, изменяются потребности самого государства и т. д.

Если рассматривать налоговую систему как часть финансовой системы государства, то необходимость рационального распределения государственных средств по наиболее перспективным направлениям является одной из наиболее важных проблем в сфере перераспределения получаемых государством средств. Чрезмерное внимание социальным программам снижает заинтересованность части населения в повышении своего жизненного уровня, что в конечном счете пагубно сказывается на общем уровне производства в стране. Здесь, как и в случае с определением предельных ставок налогов, необходима «золотая середина», значительное отклонение от которой в ту или иную сторону может негативно отразиться на общеэкономическом и политическом состоянии государства.

Интересы общества и интересы государства на практике могут совпадать, а могут значительно различаться, в результате чего уровень заинтересованности в налогах у них также будут различаться. Интересы государства, формально являющиеся отражением интересов общества, на практике значительно отклоняются от них, поскольку в ходе своего функционирования государство, которое представляет далеко не все общество, а лишь какую-либо его часть, проводит соответственную интересам этой части политику. Таким образом, потребности в сумме налоговых сборов для общества и государства зачастую различаются, что создает проблему определения «идеальной» суммы налогов, которую необходимо собрать. На каждом этапе своего развития государство определяет величину ресурсов, необходимых для исполнения доходной части бюджета. И здесь на первый план выступает правильный подход к определению налоговой ставки, неправомерное ее завышение или занижение способны значительно снизить прогнозируемую величину собираемых налогов.

Мощное воздействие на экономическую динамику оказывают не только

расходные, но и доходные механизмы бюджета. Налоги образуют основную часть доходной части государственного и местных бюджетов.

Налог — это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства..

Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю с периода широкого развития товарно-денежных отношений. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II веке.

По мере развития обмена и экономической цивилизации денежные налоги вытесняют другие виды платежей, в том числе натуральный, и становятся господствующими.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция — основная. Используя ее, государство формирует денежные фонды.

Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов. Различают следующие виды ставок.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном

отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы.

Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.

По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. Это налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.

В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.

Представим эту классификацию налогов схематически на примере Российской Федерации (рис. 23.3).

Местные налоги (республиканские, налоги краев, областей и автономных -

образований) • налог на добавленную стоимость • акцизы на отдельные группы и виды товаров • налог на доходы банков • налог на доходы от страховой деятельности • налог на операции с ценными бумагами • таможенные пошлины • отчисления на воспроизводство минерально-

сырьевой базы • федеральные платежи за пользование природными ресурсами • подоходный налог на прибыль предприятий • подоходный налог с физических лиц • налоги на образование дорожных фондов • • республиканские платежи за пользование природными ресурсами • налог на имущество предприятий • лесной налог • плата за воду, забираемую промышленными

структурами из водохозяйственных систем • налог на имущество граждан • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне • земельный налог • целевые сборы с населения на поддержание порядка, благоустройство и другие сборы • регистрационный сбор с предпринимательских структур

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще А. Смитом и включали в себя принципы нейтральности, справедливости и простоты расчета. (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцгиз, 1935. Т. 2. С. 341343).

Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени. Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для налоговых плательщиков. К сожалению, в странах с переходной экономикой этой нейтральности практически не существует. Широкая дифференциация налогов, разнообразие льгот отраслям и фирмам дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.

Принцип справедливости предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляя интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивая достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с использованием набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.

В странах с федеральным устройством при формировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельньш регионам и субъектам федерации.

Количественно уровень налогового бремени можно представить отношением. суммы налогов на душу населения к платежеспособности, или суммы налога, оставшейся после уплаты налога, к платежеспособности.

где Нх — средняя сумма налогов на душу населения;

DH — доход населения после уплаты налогов;

ПН — платежеспособность населения.

Можно исчислять уровень налогового бремени по доле налогов в валовом внутреннем продукте

где Анал. бремени— коэффициент или уровень налогового бремени;

Н — сумма налогов;

ВВП — валовой внутренний продукт.

Надо заметить, что такой метод сравнительного сопоставления рекомендуется международной организацией ЮНЕСКО.

Правда, исчисление этих количественных характеристик связано с рядом методологических трудностей. Это и различная покупательная способность денег,

трудности суммирования государственных и местных налогов, различия в классификации доходов и правилах их исчисления, различия в составе населения по уровню доходов и т. д. Вместе с тем этот метод безусловно применим в сопоставлении отдельных экономических районов в пределах одного государства.

Главное направление совершенствования налоговой системы — снижение налогового бремени. В России в 1995-1996 гг. приняты отдельные меры по его ослаблению. Так, в 1996 г. отменен спецналог на повышение заработной платы выше нормируемой величины. Это решение направлено на «очистку» налоговой системы от надуманных, нерыночных налогов. Сокращено количество местных (региональных) налогов, которые не соответствуют рыночным принципам организации экономики.

Налоговые системы развитых стран, построенные с учетом рассматриваемых принципов, предполагают широкое применение стимулирующих льгот. Важнейшими из них являются инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов и ряд других.

Инвестиционный кредит по существу представляет косвенное финансирование государством капитальных вложений частного предпринимательства за счет освобождения от уплаты налога на период окупаемости капиталозатрат. В основном он рассчитан на внедрение инновационных технологий, замену ус-, таревшего оборудования, производство конкурентоспособных изделий. Сумма льгот, рассчитанных в процентном отношении к стоимости оборудования, вычитается из суммы налога, а не из облагаемого налогом дохода.

При ускоренной амортизации государство разрешает списывать амортизацию в масштабах, существенно превышающих реальный износ основного капитала. По сути, это не что иное, как налоговая субсидия предпринимателю. Повышение амортизационных отчислений уменьшает сумму прибыли, облагаемой налогом, а это ускоряет оборот основного капитала.

Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и рациональных налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей функции развития производства и увеличения налоговой базы. Напротив, неоправданное увеличение ставок создает условия снижения объемов производства и «ухода» от уплаты налогов.

Примером крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической крнъюнктуры может служить крупное снижение налоговых ставок в начале 80-х годов XX в. в США. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов.

Согласно рассуждениям А. Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций снижает у них стимулы к капиталозатратам, тормозит НТП, замедляет экономический рост. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера» (рис. 23. 4).

На рисунке по оси ординат отложены налоговые ставки R, по оси абсцисс

— поступления в бюджет V. При увеличении ставки налога R доход

государства в Я

результате налогообложения V увеличивается. Оптимальный размер ставки R, обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет Vy При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100 % налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода.

Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику инвестиций.

Налоговая система любого государства по своей сути не статична, а довольно динамична. Это связано с изменением экономической конъюнктуры, целей и задач экономического роста.

Главным недостатком большинства действующих налоговых систем является рассмотрение отдачи каждого из налогов в статической системе, не учитывающей развития общественных отношений. Конкретные фазы экономического цикла — подъем или падение производства во всех отдельных отраслях экономики, изменение прожиточного уровня, изменения в распределении личных доходов, не говоря уже о глобальных экстремальных обстоятельствах (неурожай, аварии с тя)келыми последствиями, стихийные бедствия и пр.), — изменяют действенность тех или иных налогов, рассчитанных на функционирование в определенных, зафиксированных статической моделью условиях.

Являясь мощным инструментом финансовой политики, величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в государственный бюджет ресурсов оказывает непосредственное влияние на динамику социально- экономического развития общества, в результате чего с течением времени изменяется степень их полезности для общества и государственной власти. Проведение экспертиз и исследований воздействия налоговьпс систем или отдельных налогов на развитие общественного производства и экономико- политическое состояние основывается на дискретном изучении этих воздействий в определенные моменты времени, и на этой основе делаются выводы о целесообразности и обоснованности каждого конкретного налога. Такие исследования имеют смысл и могут оказаться неплохим инструментом в разработке бюджетных планов в условиях абсолютно стабильного общества. Однако таких обществ в природе не существует — любое государство постоянно развивается, изменяются представления людей о потребностях, происходят изменения во внешнем мире, изменяются потребности самого государства и т. д.

Если рассматривать налоговую систему как часть финансовой системы государства, то необходимость рационального распределения государственных средств по наиболее перспективным направлениям является одной из наиболее важных проблем в сфере перераспределения получаемых государством средств. Чрезмерное внимание социальным программам снижает заинтересованность части населения в повышении своего жизненного уровня, что в конечном счете пагубно сказывается на общем уровне производства в стране. Здесь, как и в случае с определением предельных ставок налогов, необходима «золотая середина», значительное отклонение от которой в ту или иную сторону, может негативно отразиться на общеэкономическом и политическом состоянии государства.

Интересы общества и интересы государства на практике могут совпадать, а могут значительно различаться, в результате чего уровень заинтересованности в налогах у них также будут различаться. Интересы государства, формально являющиеся отражением интересов общества, на практике значительно отклоняются от них, поскольку в ходе своего функционирования государство, которое представляет далеко не все общество, а лишь какую-либо его часть, проводит соответственную интересам этой части политику. Таким образом, потребности в сумме налоговых сборов для общества и государства зачастую различаются, что создает проблему определения «идеальной» суммы налогов, которую необходимо собрать. На каждом этапе своего развития государство определяет величину ресурсов, необходимых для исполнения доходной части бюджета. И здесь на первый план выступает правильный подход к определению налоговой ставки — неправомерное ее завышение или занижение способны значительно снизить прогнозируемую величину собираемых налогов.

Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Ее структура показана на схеме 60.


Важная роль, которую выполняет государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжение значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок. Важнейшим принципом построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, субфедеральным и местным уровнями финансовой системы. Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий. Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая политика - совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Фискальная политика государства может осуществляться на основе использования различных методов и соответственно принимать разные формы.

Основные виды фискальной политики современных государств отражены на схеме 61.

Основные виды фискальной политики современных государств отражены на схеме 61.


Совокупность применяемых в стране налогов называется налоговой системой. Она базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога (субъект, объект, источник и ставка налога). Различают предельную, среднюю, нулевую и льготную налоговые ставки.

Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка - это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

По признаку соотношения между средней ставкой налога и доходом налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания дохода), регрессивные (ставка уменьшается по мере возрастания дохода) и пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода).

Вопрос о том, высоким или низким должен быть налог является предметом постоянных дискуссий экономистов и политиков. Последователи Кейнса считают, что высокий уровень налога снижает совокупный спрос. Значит, цены снижаются, и инфляция затухает. Сторонники «экономики предложения» доказывают противоположное: высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. К тому же А. Лаффером была открыта связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями, графическое изображение которой получило название кривой Лаффера. Ее экономический смысл заключается в следующем: при ставке подоходного налога выше определен- ного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая может поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже (схема 63).

Кривая Лаффера

Сферой применения бюджетной политики является государственный бюджет.

Государственный бюджет - план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом (см. табл. 27).

Структура государственного бюджета

Структура государственного бюджета

Важнейшей задачей бюджетной политики считаются необходимость сбалансирования государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит - это превышение расходной части бюджета над доходной. Основными причинами дефицита госбюджета являются уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, а также непоследовательная финансово-экономическая политика государства.

В экономической теории выделяют несколько типов бюджетного дефицита.

? Структурный дефицит представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

? Циклический дефицит определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом.

? Фактический дефицит - общий дефицит госбюджета.

? Первичный дефицит равен разнице фактического дефицита и выплат по государственному долгу.

Мировая практика выработала три способа покрытия дефицита госбюджета: выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, производство денег или «сеньораж». При этом последний из названных способов не является простым печатаньем денег, т. к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в Центральном банке страны и могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.

Структура государственного долга показана на схеме 64

Структура государственного долга показана на схеме 64

Экономические последствия государственного долга можно свести к нескольким моментам:

? существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

? вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

? увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

? перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий (изменение условий доходности займов) и консолидацией (изменение условий сроков займов), проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек

Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Ее структура показана на схеме 60.


Важная роль, которую выполняет государство в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжение значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок. Важнейшим принципом построения государственных финансов является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между федеральным, субфедеральным и местным уровнями финансовой системы. Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами предприятий. Политика государства по организации и использованию финансов получила название финансовой или бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая политика - совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Фискальная политика государства может осуществляться на основе использования различных методов и соответственно принимать разные формы.

Основные виды фискальной политики современных государств отражены на схеме 61.

Основные виды фискальной политики современных государств отражены на схеме 61.


Совокупность применяемых в стране налогов называется налоговой системой. Она базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога (субъект, объект, источник и ставка налога). Различают предельную, среднюю, нулевую и льготную налоговые ставки.

Предельная налоговая ставка есть прирост выплачиваемых налогов, поделенный на прирост дохода.

Средняя налоговая ставка - это общий налог, поделенный на величину налогооблагаемого дохода.

По признаку соотношения между средней ставкой налога и доходом налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания дохода), регрессивные (ставка уменьшается по мере возрастания дохода) и пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода).

Вопрос о том, высоким или низким должен быть налог является предметом постоянных дискуссий экономистов и политиков. Последователи Кейнса считают, что высокий уровень налога снижает совокупный спрос. Значит, цены снижаются, и инфляция затухает. Сторонники «экономики предложения» доказывают противоположное: высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. К тому же А. Лаффером была открыта связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями, графическое изображение которой получило название кривой Лаффера. Ее экономический смысл заключается в следующем: при ставке подоходного налога выше определен- ного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям, инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая может поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже (схема 63).

Кривая Лаффера

Сферой применения бюджетной политики является государственный бюджет.

Государственный бюджет - план доходов и расходов государства. В общем виде структура государственного бюджета выглядит следующим образом (см. табл. 27).

Структура государственного бюджета

Структура государственного бюджета

Важнейшей задачей бюджетной политики считаются необходимость сбалансирования государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит - это превышение расходной части бюджета над доходной. Основными причинами дефицита госбюджета являются уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, а также непоследовательная финансово-экономическая политика государства.

В экономической теории выделяют несколько типов бюджетного дефицита.

? Структурный дефицит представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

? Циклический дефицит определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом.

? Фактический дефицит - общий дефицит госбюджета.

? Первичный дефицит равен разнице фактического дефицита и выплат по государственному долгу.

Мировая практика выработала три способа покрытия дефицита госбюджета: выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, производство денег или «сеньораж». При этом последний из названных способов не является простым печатаньем денег, т. к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в Центральном банке страны и могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета.

Структура государственного долга показана на схеме 64

Структура государственного долга показана на схеме 64

Экономические последствия государственного долга можно свести к нескольким моментам:

? существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

? вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

? увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

? перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий (изменение условий доходности займов) и консолидацией (изменение условий сроков займов), проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек

Читайте также: