Налоговая политика как инструмент государственного регулирования

Опубликовано: 16.05.2024

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Налог – это обязательный вид платежа, производимого субъектом хозяйствования в пользу государственного бюджета.

Они выплачиваются на безвозмездной основе и являются обязательными для коммерческих организаций и частных лиц. Сущность налогового платежа заключается в добровольном отчуждении права собственности на имущество в пользу управляющего органа власти. Отличительной особенностью налогов является их невозвратность, и отсутствие услуг за их уплату. Пошлины и сборы предполагают, что за выплату, человек или экономический субъект смогут получить определенную государственную услугу.

Последовательность и принципы взимания налогов устанавливаются законом страны. В нем описываются принципы, формы, методы установления размера налогов, а также фиксируются изменения, различные отмены, льготы и другие допущения. Совокупность налогово-бюджетных отношений составляет основу налоговой системы страны.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоги как инструмент государственного регулирования 440 руб.
  • Реферат Налоги как инструмент государственного регулирования 270 руб.
  • Контрольная работа Налоги как инструмент государственного регулирования 230 руб.

Налог помимо обязательности и безвозмездности обладает свойствами публичности и носит нецелевой характер. Уплата налога проводится сугубо в денежной форме, но платеж может быть наличным или безналичным. Налоги представляют собой базу для финансирования работы государственной власти. Государство не имеет права на ведение коммерческой деятельности, но является институтом, обеспечивающим управление, безопасность граждан и организацию доступа к качественным общественным продуктам.

Таким образом, налоги являются формой платежа за функции, выполняемые государственной властью. Они способствуют перераспределению общественных доходов, выступают одним из немногих инструментов влияния государства на экономику в рамках рыночной модели.

Методы государственного регулирования экономики

Существовавшая ранее командно-административная модель хозяйствования в России предполагала, что любые решения относительно макроэкономического положения страны принимались и реализовались органами государственной власти. Товарный и денежный поток находились полностью в управлении государственной власти. Она определяла, каким образом будет распределяться доход и общественный продукт. Рыночная экономика предполагает ограниченную роль государства. То есть, регулирование спроса и предложения в ней происходит за счет механизма, стабилизирующего хозяйственную систему. У государственной власти осталось ограниченное число инструментов, позволяющих вмешиваться в экономические процессы. К ним относят:

  1. Монетарную политику, способствующую оптимизации работы кредитно-денежной системы страны.
  2. Фискальную политику, решающую вопросы в области сбора налогов и формирования бюджета.
  3. Внешнеэкономическую политику, занимающуюся регулированием объемов экспорта и импорта.
  4. Осуществление контроля над распределением доходов.

Государством могут использоваться прямые и косвенные методы регулирования. К прямым относят средства стандартизации, лицензирования, законодательного контроля над монополиями, мероприятия в области экологической безопасности и так далее. Косвенными методами являются методы, предпринимаемые в рамках финансовой системы страны. Формами государственного регулирования являются целевые программы, прогнозирование и моделирование различных экономических ситуаций. Вмешательство государства в экономику направлено в том числе на обеспечение безопасности граждан. Оно определяет нормативы, проводит сертификацию и лицензирование, аккредитацию.

Регулирование экономики со стороны государства вызвано следующими причинами:

  1. Необходимость организации равного доступа для всего населения к общественным благам.
  2. Наличие совокупности производства общественного и частного, соблюдение их интересов.
  3. Возникновение эффектов, которые не может регулировать рыночный механизм. Например, преступность, бедность, поддержание экологии.
  4. Стремление субъектов экономики к монополизации рынка.
  5. Влияние международной конкуренции на внутренний рынок.

Основная задача государственного вмешательства в рыночную экономику заключается в обеспечении интересов всех социальных групп общества.

Налоги как инструмент государственного регулирования

Основным механизмом влияния государства на экономику является фискальная политика. Она определяет действия органов власти в сфере налогообложения, а также планирования доходов и расходов бюджета. Ее основная задача – обеспечение стабильного развития национального хозяйства, снижение темпов инфляции, поддержание определенного уровня занятости населения.

Кейнсианцы считают, что налоги в мире существуют сугубо для того, чтобы регулировать экономику. Налоговая политика может быть направлена на стимулирование, дестимулирование или воспроизводство. Стимулирующая функция налоговой политики заключается в поддержке приоритетных экономических явлений. Например, со стороны государства могут предоставляться льготы по налогообложению для определенной категории граждан, предприятий отдельных отраслей народного хозяйства. Развитие малого бизнеса является одной из приоритетных задач государственной власти. Здесь предоставляются налоговые каникулы, упрощение системы выплат и иные льготные условия для частных предпринимателей.

Налоговая политика может сдерживать различные экономические процессы, охранять экономику от перегрева. С ее помощью может поддерживаться справедливое распределение доходов, конкуренция внутри страны, обеспечиваться производственная деятельность в тех отраслях экономики, которые не являются прибыльными.

Функция воспроизводства заключается в аккумуляции средств, идущих на восстановление ресурсов. Сюда относят специализированные платежи за воду, пользование природными ископаемыми и так далее.

Механизм налогов работает таким образом, что снижение их бремени приводит к формированию излишков у населения. Это провоцирует рост совокупного потребления, что в свою очередь стимулирует производственный сектор. Если государству необходимо уберечь экономику от перегрева, то используется повышение налоговых ставок, что ведет к уменьшению предложения и снижению объемов инвестиций.

Для обеспечения процесса постоянного поступательного экономического развития и успешного преодоления кризисных явлений правительство каждой страны использует арсенал методов, имеющихся в системе государственного воздействия на экономику, в соответствии с принятой теоретической концепцией регулирования экономики и выбранной моделью экономического развития (см.

В послевоенный период истории действовали три основные модели экономического развития, каждая из которых отводила свое место системе государственного регулирования экономики и роли налогов и налоговой политики в этом процессе.

Первая из них – «либеральная» модель». Наиболее последовательно либеральная стратегия развития национальной экономики реализуется правительствами таких государств, как США и Великобритания. Правительства этих стран влияют на субъекты экономики в пределах, минимально необходимых для поддержания социального и экономического порядка, а в остальном полагаются на законы рынка. Объем налоговых изъятий устанавливается на том минимальном уровне, который способен обеспечить государство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения присущих ему функций.

Вторая модель – «планово-административная экономика».

Третья модель – это условно называемая модель «стратегии ускоренного развития».

Все эти три модели сходны в одном – даже в странах, экономическая политика которых исповедует либерализм, существуют государственное регулирование экономики и налоговая политика как его составная часть.

Государственное регулирование экономики связано с выполнением государством комплекса присущих ему экономических функций, важнейшими из которых являются:

• обеспечение законодательной базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию экономики;

• обеспечение конкурентоспособности экономики и защита национального производства;

• обеспечение процесса социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства;

• оптимизация структуры национальной экономики посредством перераспределения ресурсов сообразно целям, обозначенным в долгосрочной стратегии развития;

• сглаживание влияния экономических циклов на национальную экономику, стимулирование экономического роста.

Все вышеперечисленные функции государства в большей или меньшей степени отражаются в налоговой политике, реализуемой властями с помощью системы целенаправленных мероприятий, проводимых в области налогов и налогообложения.

Приход к власти различных политических партий, имеющих различные взгляды на налогообложение и государственное вмешательство в управление экономикой, может повлиять на ход экономического развития либо путем предоставления частному бизнесу больших свобод, нежели ранее, или же посредством интенсификации государственных интервенций.

Методы государственного регулирования условно подразделяются на прямые и косвенные. Прямые основываются на властно-распорядительных отношениях, а косвенные, к которым относится и политика в сфере налогообложения, предполагают создание экономической заинтересованности или незаинтересованности в определенных действиях. Как правило, косвенные экономические методы государственного регулирования более удачно вписываются в существующую реальность, и поэтому в рамках рыночной системы они получили наиболее широкое распространение.

Как уже отмечалось в п. 1.1, ученые, исследовавшие проблемы налогообложения и налогового регулирования в системе государственного регулирования, давали налогам различные определения. Все они, однако, подчеркивают следующие особенности:

• тесную связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

• принудительный, законодательно установленный характер платежей;

• влияние налогов на экономические процессы.

Анализируя бюджеты России и промышленно-развитых стран, нельзя не отметить тот факт, что в настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится от 70 до 90 % всех бюджетных поступлений. Таким образом, мировая практика доказала, что главным источником мобилизации средств в казну являются именно налоги. Конечно, государство может использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных налоговых поступлений. Кроме того, государство может прибегнуть к выпуску денег в обращение, однако это может привести к «раскручиванию маховика» инфляции и чревато тяжелыми экономическими последствиями.

Налоговая политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач. Одна из основных причин этого – интеграция национальных экономик и всемирная конкуренция за инвестиции. В таких условиях при прочих равных факторах некоторое увеличение налогового бремени по сравнению с государствами-конкурентами порождает бегство инвестиций, соответственное уменьшение налогооблагаемой базы и конечное снижение объема средств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней. Следовательно, одним из факторов конкурентной борьбы за перераспределение инвестиционных потоков является государственное регулирование экономики и продуманная налоговая политика, как его составляющий элемент.

Эта проблема касается не только инвестиций, но и конкурентоспособности национальных производителей, поскольку налоги (как косвенные, так и прямые) являются ценообразующим фактором. Это означает, что при прочих равных условиях обретение конкурентных преимуществ национальным производством страны, налоговое бремя в которой ниже, чем у соперничающих государств. Например, предполагаемое снижение налогов в Германии в 2000 г. заставляет в условиях интеграции стран ЕС предпринимать адекватные меры для поддержания конкурентоспособности национального производства правительства Франции и Испании. Таким образом, можно говорить о том, что в условиях глобализации мировой экономики возникает эффект «налогового домино». Отсюда можно сделать важный для формирования национальной налоговой политики вывод: налоговая политика любого государства должна строиться во взаимосвязи и под определенным влиянием налоговых реформ, проведенных странами – крупными экономическими партнерами данного государства. Этот вывод имеет особое значение, поскольку международные организации (например, ОЭСР) иногда практикуют применение различных санкций к товарам из стран, налоговая система которых противоречит стандартам, принятым данными организациями.

Следует учитывать и тот факт, что сущность налоговой политики каждой страны определяется различными факторами, такими как общенациональные цели государства, соотношение между различными формами собственности, политический строй. Концепцию построения национальной экономики и национальную налоговую политику разрабатывают государственные органы власти и управления, то есть стоящие в настоящее время у власти политические силы.

Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней. Как уже отмечалось, она представляет собой систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, социальными группами, стоящими у власти, стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики, и международными обязательствами в сфере государственных финансов.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

• фискальная – мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

• экономическая, или регулирующая, – направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

• контролирующая – контроль за деятельностью субъектов экономики. Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе – создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т.

Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:

Первый тип – высокий уровень налогообложения, то есть политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При этом пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней (см. рис. 1.8).

Второй тип налоговой политики – низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика; Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортно-ориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип – налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Для налоговой политики стран, которые имеют долгосрочную концепцию построения национальной экономики, характерны следующие черты:

• четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;

• ранжирование целей по степени их важности и концентрация усилий на достижении наиболее важных из них;

• проведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;

• оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;

• анализ имеющихся в распоряжении инструментов;

• анализ исходных условий;

• корректировка политики с учетом национальной специфики и специфики момента времени.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны.

К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода. В основе первого подхода лежит положение о том, что те физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности ).

Второй подход основан на том, что более высокие налоги должен платить тот, кто получает большую выгоду от предоставляемых обществом услуг, что рассматривается как реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории населения и должны оплатить услуги, предоставляемые обществом за счет бюджетных средств. Основной, однако, недостаток обеих концепций заключается в том, что, во-первых, определить сумму тех благ, которые отдельные налогоплательщики получают от существования армии и органов охраны правопорядка, не представляется возможным, а во-вторых, методики по измерению возможности уплаты налогов для каждого налогоплательщика отсутствуют.

Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма, государство использует различные инструменты и в, частности, такие, как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.

Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения. Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования. К ним, в частности, относятся следующие:

• применение налоговых льгот не носит избирательного характера;

• инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;

• применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам;

• порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировкам на местном уровне.

Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих и карающих органов.

Таким образом, рассматривая основные инструменты налогового регулирования, мы можем сказать, что по своему характеру налоговое регулирование экономики может быть стимулирующим или сдерживающим.

При разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой – интересы государства, которое исходит из необходимости полной реализации своих функций. Для продуманной налоговой политики одним из самых важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени. Для этого необходимо провести серьезную аналитическую работу по достижению компромисса между государством и налогоплательщиками.

1. Что такое элементы налога?

2. Назовите основные элементы налога.

3. Дайте определение понятия «налогообложения».

4. Как рассчитывается налоговое бремя?

5. Что такое переложение налогов и какие формы оно принимает?

6. Что такое система налогов?

7. Какой термин обозначает классификация налогов?

8. Назовите основополагающие признаки классификации налогов.

9. Объясните, в чем преимущество множественности объектов налогов.

10. Как влияет состояние экономического развития страны на сочетание прямых и косвенных налогов?

11. Приведите примеры прямых и косвенных налогов.

12. Перечислите основные этапы периодизации развития налоговых теорий.

13. В чем состоит новизна кейнсианского подхода к роли налогообложения?

14. Каковы основные положения налоговой теории представителей «экономики предложения» ?

15. Определите сущность «эффекта Лаффера».

16. Дайте характеристику новизне восприятия налогообложения в «экономике общественного сектора».

17. Охарактеризуйте возможные типы налоговой политики современного государства.

18. Назовите основные инструменты налогового регулирования.

19. Проанализируйте задачи налоговой политики.

20. Опишите три основные модели экономического развития, существовавшие в XX веке, и их основные особенности.

21. Назовите черты налоговой политики стран, имеющих долгосрочную концепцию построения национальной экономики.

22. Каковы принципы организации налогового регулирования, выработанные мировой практикой?

23. Проанализируйте влияние налоговой политики на конкурентоспособность национального производства.

1. Ishi H. The Japanese Tax System. – Oxford: Clarendon press, second edition, 1993.

2. Бюджетная система РФ. / Под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской. – М.: Юрайт,2000.

3. Все начиналось с десятины: перевод с нем. / Общ, ред. и вступит, ст. В. Е. Лапина. – М.: Прогресс, 1992, 408 с.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4, с. 308-309.

5. Курс экономической теории: Учебное пособие. – М.: Дис, 1997.

6. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника. – 4-е изд., пререраб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1999, 544 с.

7. Налоги: Учебник / Под общ. ред. Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской. - Мн.БГЭУ, 2000, 368 с.

8. О налогах занимательно и всерьез. – М.: Фонд им. И. Д. Сытина, 1997.

9. Современные экономические теории Запада/ под ред. Марковой А. Н. –М.: Финстатинформ. 1996

10. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора, – М ИНФРА-М, 1997

11. Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. – М.: Финансы и статистика, 1996.

12. Тихоцкая И. С. Налоговая система Японии. – М. РАН, Институт востоковедения, 1995.

13. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти. - М.: Перспектива, 2000, 520 с.

14. Худокормов А. Г. История экономических учений: Учебник.– М.: ИНФРА-М, 1998.

15. «Экономика и жизнь», № 26 июнь, 2000 г. С. 2.

16. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998,429 с.

17. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов: Учебник для вузов. – М.: Аспект пресс, 1996.

18. Кулишер И. М. Очерки финансовой науки. Петроград: Наука и школа, 1919.

19. Озеров И. X. Основы финансовой науки, СПб и Московский университеты, изд. 4, – М.,1911.

20. Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политика налогов: Учебное пособие - М.: Инфра-М, 1996.

21. Тривус А. Налоги как орудие экономической политики. Баку, 1925.

22. Тургенев Н. Опыт теории налогов. М.: Госфиниздат, 1937.

23. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Финансы Юнити. 1998.

Создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики – одна из задач государственной налоговой политики. Характеристика ее типов, специфика института налоговых льгот, роль амортизационных отчислений.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 18.04.2013
Размер файла 17,0 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Налоговая политика как инструмент

государственного регулирования экономики

Налоговая политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач. Одна из основных причин этого - интеграция национальных экономик и всемирная конкуренция за инвестиции. В таких условиях при прочих равных факторах некоторое увеличение налогового бремени по сравнению с государствами - конкурентами порождает бегство инвестиций, соответственное уменьшение налогооблагаемой базы и конечное снижение объема средств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней. Следовательно, одним из факторов конкурентной борьбы за перераспределение инвестиционных потоков являются государственное регулирование экономики и продуманная налоговая политика как его составляющий элемент.

Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе - создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста путем достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т.е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.

Условно выделяют 3 возможных типа налоговой политики.

Первый тип - высокий уровень налоговой политики, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992г. В то же время предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, поэтому подобная политика привела к резко негативным последствиям:

o у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство; экономика страны с каждым годом все сильнее сползала в пропасть кризиса, падали темпы роста производства во всех отраслях;

o широкие масштабы приобрело массовое укрывательство от налогообложения, приведшее к тому, что государство собирало по большинству налогов чуть более половины причитающихся средств;

o массовый характер приобрела ''теневая экономика'', уровень производства в которой, по разным оценкам, достигал от 25 до 40%; укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли, как правило, на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и ''работали'' на экономику других стран.

Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998г. острого финансового кризиса в стране, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе налогов.

Второй тип налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортно-ориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы в первую очередь на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название ''рейганомика'', были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов ХХвека.

Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существует два подхода. В основе первого подхода лежит положение о том, что те физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности).

Второй подход основан на том, что более высокий налоги должен платить тот, кто получает наибольшую выгоду от предоставляемых обществом услуг, что рассматривается как реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории населения и должны оплатить услуги, предоставляемые обществом за счет бюджетных средств. Однако основной недостаток обоих концепций заключается в том, что во-первых, определить сумму тех благ, которые отдельные налогоплательщики получают от существования армии и органов охраны правопорядка, не представляется возможным, а во-вторых, методики по измерению возможности уплаты налогов для каждого налогоплательщика отсутствуют.

Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты, и в частности такие, как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.

Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения. 18 Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования, включающий:

· Применение налоговых льгот не несет избирательного характера;

· Инвестиционные льготы представляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;

· Применение льгот не должно наносить ущерба государственным экономическим интересам;

· Порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировкам на местном уровне.

С началом разработки и с принятием второй части Налогового кодекса РФ применение целевых налоговых льгот было признано неэффективным и, начиная с принятия главы 25 «Налог на прибыль организаций», акцент в Российской налоговой политике был сделан на сокращение, а по отдельным налогам - и на полную отмену льгот.

Сегодня налоговая политика в рассматриваемой сфере стала опять меняться - начался постепенный возврат к «смешанной» форме налогового стимулирования инвестиционной активности.

Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективности работы контролирующих и карающих органов.

Таким образом, экономическое стимулирование в результате все предусмотренных мер осуществляется сегодня как в форме пониженной налоговой ставки и освобождения от налога, так и в форме целевых налоговых льгот. Однако государство не имеет никаких гарантий, что высвободившиеся в результате предоставления льгот средства будут использованы налогоплательщиком на развитие производства или на научные исследования. Как показывает мировой опыт, даже добропорядочные цивилизованные налогоплательщики в подобных случаях на цели экономического развития расходуют не более одной трети высвободившихся финансовых ресурсов. Между тем, предоставление целевых налоговых льгот гарантирует государству практически 100% использование вливаемых в экономику финансовых ресурсов на те цели, которое оно преследует, предоставляя ту или иную льготу.

Поэтому, согласно мнению В.Г. Панскова, снижение налоговых ставок и освобождение от уплаты налога должны применяться, как правило, в тех случаях, когда основная цель - снижение налоговой нагрузки на экономику. Причем государство должно четко осознавать, что в этом случае только часть полученной экономии будет направлена налогоплательщиками на инвестиции или инновационное развитие. Вместе с тем, государство может и должно получить гарантированный экономический эффект как при любой другой форме предоставления налоговых преференций. Особое место среди средств ГРЭ, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от уплаты налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. Нормы амортизации регулярно публикуются.

Перед нами сильный рычаг государственного регулирования инвестиций освобождение прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном фонде и принудительного использования для новых капиталовложений. Эффект ускоренного списания основного капитала имеет еще ряд последствий. Дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается. Ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены. Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктуры и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов в производство. Эффект амортизационных отчислений хорошо заметен в годы благоприятной конъюнктуры, когда период спада и кризисов ослабевает. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности. В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это могут быть государственные кредиты, субсидии, а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе.

М.М. Соколов рассматривает амортизационную политику как особую форму налогового воздействия на развитие экономики. Он считает, что взгляд на амортизацию как на метод простого учета физического и морального износа основных фондов, как на процесс возмещения утраченной данными фондами своей стоимости в процессе их использования и эксплуатации - устаревший и архаичный; отмечает, что в последние 50 лет в развитых странах амортизационная политика превратилась в один из инструментов стимулирования роста экономики.

Амортизационные отчисления - это своеобразный «двуликий Янус» в экономике. С одной стороны, для государства они являются элементом издержек производства и поэтому не подлежат налогообложению. С другой, для хозяйствующих субъектов амортизация по сути не элемент издержек, а часть прибыли целевого назначения, не облагаемая налогами на прибыль и другими налогами. И как у прибыли целевого назначения, у амортизационных отчислений, наряду с функцией по возмещению износа основных фондов, сформировалась и вторая не менее важная функция - они стали основным источником инвестиций в большинстве развитых стран. Преобладающая роль амортизационных отчислений в общих инвестициях развитых стран тесно связана с активным использованием ускоренной амортизации.

Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависят увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства или инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития. В период кризиса налоговое законодательство претерпевает изменения. Так, Лидия Львовна Горшкова в беседе с журналом «Все о налогах» говорит о том, что много изменений внесено в главу 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций». И самая значимая поправка в этой главе - снижение ставки налога на прибыль на 4 процентных пункта. Такая мера, по ее словам, существенно снизит налоговую нагрузку на плательщиков данного налога и, как следствие, приведет к высвобождению значительных средств налогоплательщиков. В условиях финансового кризиса это очень важный и решительный шаг на пути к совершенствованию налоговой системы. Также коснулись изменения в налоговом законодательстве и физических лиц. С 1 до 2 миллионов увеличился размер возможного имущественного вычета. Таким образом, государство содействует улучшению жилищных условий населения, способствует облегчению выплаты налогоплательщиками ипотечных кредитов, что очень актуально в современной ситуации на рынке ипотечного кредитования. Конечно, сегодня трудно говорить с уверенностью, что такие антикризисные меры смогут минимизировать социально-экономические последствия кризиса, поскольку скорейший выход России из кризисной ситуации будет зависеть не только от прямого и косвенного воздействия государства в сфере экономики.

Как положительное, так и негативное влияние могут оказать международные отношения, готовность граждан и организаций содействовать государству и изменениям.

Основными направлениями налоговой политики в РФ на 2008-2010 годы, одобренными правительством РФ, определены концептуальные подходы. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по совершенствованию налоговой системы, включающие создание сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказаться от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени, оптимизировать применяемые налоговые льготы и освобождения, интегрировать российскую налоговую систему в международные налоговые отношения.

Таким образом, рассматривая основные инструменты налогового регулирования, мы может сказать, что по своему характеру налоговое стимулирование может быть стимулирующим или сдерживающим. При разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой - интересы государства. Для продуманной налоговой политики одним из самых важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени. Для этого необходимо провести серьезную аналитическую работу по достижению компромисса между государством и налогоплательщиком. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других, исходя из общенациональных интересов.

От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Налоговая политика государства отражает тип, цель и степень государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней.

Налоговая политика - это часть экономической политики, включающая комплекс мероприятий, проводимых государством в области налогов, направленных на решение стратегических целей и задач. Налоговая политика является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций.

Налоговая политика выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

Налоговая политика государства базируется на принципах налогообложения. Классические принципы налогообложения предложены А. Смитом в его труде «Исследования о природе и причинах богатства народов»:

- принцип справедливости - налог должен взиматься в соответствии с доходом налогоплательщика;

- принцип определенности - размер налога и сроки его уплаты должны быть точно определены;

- принцип удобства - каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика;

- принцип экономии - административные издержки на взимание налогов должны быть минимальными.

Субъектами налоговой политики в нашей стране являются РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующими компетенциями. Органом, непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации, является Министерство финансов РФ.

Каждое государство в рамках экономической политики проводит свою налоговую политику, при этом можно выделить три формы налоговой политики:

- политика максимальных налогов;

- политика экономического развития;

- политика разумных налогов.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Т акая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие, как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений. Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании «теневой экономики». В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие.

Политика экономического развития предполагает, что государство, ослабляя налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название «рейганомика», были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХІ века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи с сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы. Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

Налоговая политика государства во многом зависит от международной политики. В условиях глобализации неизбежными являются процессы гармонизации налогового законодательства. Процесс гармонизации налогового законодательства должен привести к установлению сходных правил налогообложения на территориях всех государств, входящих в то или иное международное сообщество. Однако на сегодняшний день можно говорить о налоговой конкуренции государств. Основным критерием, определяющим конкурентоспособность налоговой системы, является совокупная налоговая нагрузка.

Повышение конкурентоспособности российской налоговой системы обеспечит реализация следующих мероприятий:

1) снижение налогового бремени с учетом возможностей бюджета и задач по диверсификации экономики;

2) упрощение формы и процедуры представления налоговой отчетности;

3) сокращение срока возмещения НДС по итогам камеральных налоговых проверок для налогоплательщиков, регулярно представляющих налоговую отчетность и исполняющих законные обязанности по уплате налогов;

4) налоговое стимулирование предприятий, направляющих средства на развитие технологий и снижение издержек, в том числе стимулирование энергосбережений и внедрение экологически чистых технологий.

Налоговая политика государства должна формироваться с учетом интересов субъектов налоговых отношений, учитывая, что основным источником экономического роста является предпринимательство. Соответственно базовым принципом формирования налоговой политики является стимулирование:

- качественного улучшения налогового администрирования;

- снижения совокупной налоговой нагрузки.

Основой современной налоговой политики России должны быть приоритетные направления экономической политики. Налоговая политика государства должна способствовать обеспечению такого развития национальной экономики, предпринимательства, финансовой системы и финансовых отношений и процессов в стране и регионах, при котором будут сформированы необходимые экономические условия и ресурсы для социально-экономической стабильности и развития общества в целом и конкретных регионов, сохранения целостности и единства финансово-экономической системы государства (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютную системы) с учетом влияния внешних факторов.

В результате формирования налоговой политики определяются основные параметры национальной налоговой системы и механизмы управления ею.

Реализация налоговой политики государства обеспечивает, прежде всего, налоговые доходы бюджетов всех уровней, при этом происходит практическая апробация изменений, внесенных в налоговое законодательство, на основе анализа результатов разрабатываются элементы налоговой политики на последующие периоды. Таким образом, в ходе реализации налоговой политики корректируется налоговая система и совершенствуются механизмы управления данной системой.

Необходимо отметить, что формирование и реализация налоговой политики государства тесно взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии в соответствии с изменяющимися приоритетами экономической стратегии страны.

В современных условиях налоговая политика государства является основой налоговой системы. Налоговая политика - важнейший элемент рыночной экономики, ее разработка включена в перечень основных приоритетов государства. Таким образом, налоговая политика является одним из главных инструментов воздействия государства на инвестиционную активность предпринимательских структур и во многом обусловливает экономический рост страны.

Основными задачами налоговой политики государства в современных условиях являются:

- поддержание сбалансированности бюджетной системы;

- стабильность налоговой нагрузки;

- формирование оптимального соотношения регулирующей, фискальной и стимулирующей функции налогов;

- обеспечение конкурентоспособности российской налоговой системы.

Важно, чтобы налоговая политика обеспечивала сбалансированность функций налогов. Реалии сегодняшнего дня таковы, что основной функцией налоговой системы нашей страны остается фискальная функция, позволяющая формировать финансовые ресурсы государства.

Только фискальная функция не может способствовать переходу России на инновационный путь развития, здесь на первый план должны выйти стимулирующая и регулирующая функции. Налоговая система должна выступить мощным инструментом активизации предпринимательской деятельности. Налоги должны стимулировать внедрение последних достижений науки и техники в производство, использования современных технологий, режима энергосбережения.

Налоговая политика, проводимая в Российской Федерации, обеспечила единые принципы налогообложения субъектов. Организации финансового сектора экономики облагаются налогами и сборами аналогично другим хозяйствующим субъектам в соответствии с едиными нормами и правилами. В налоговом законодательстве нет отдельных глав, предусматривающих исчисление налогов, например, банками, страховыми организациями и др., предусмотрены лишь отдельные разделы, учитывающие специфику операций организаций финансового сектора экономики и порядок определения налогооблагаемой базы.

Читайте также: