Налоговая политика и налоговый федерализм

Опубликовано: 16.05.2024


От успешного проведения налоговой политики во многом зависит качество налоговой системы и состояние экономики страны в целом. Создание оптимальной соответствующей макроэкономической политике страны налоговой системы является ключевой макроэкономической задачей любого государства.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач. Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно она является рычагом, с помощью которого государство оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения.

С одной стороны, налоговая политика призвана обеспечить необходимые ресурсы для правительственной деятельности (расходы на военные, экономические и социальные программы); экономическое регулирование (т.е. налоги и расходы должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определенных целей экономической политики); выравнивание доходов (т.е. с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения, а также систем трансфертных платежей бедным, безработным, инвалидам и т.п.).

С другой стороны осуществляя эти основные функции, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы общий уровень налогов, их структура, степень прогрессивности, а также структура расходов и трансфертов не ослабляли стимулов к сбережению, предпринимательской и трудовой деятельности.

Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе имеет несколько характерных черт, в числе которых:

1. Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия – ставка единого социального налога 26 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.

2. Запутанность нормативной базы и сложность расчета налогооблагаемой базы. Некоторые статьи Налогового кодекса РФ весьма спорны, из-за чего предприятиям приходится обращаться в суд, чтобы отстоять свое толкование тех или иных статей;

3. Отказ некоторых предприятий платить налоги в полном объеме. Из-за непомерных ставок многие предпочитают уходить в тень и скрывать часть полученных доходов и понесенных расходов, в частности, на фонд оплаты труда. Решение этой проблемы видится в снижении налоговых ставок и перераспределении налогового бремени между низкодоходными и высокодоходными отраслями.

Основные направления современной налоговой политики:

– обеспечение бюджетной устойчивости путем создания стабильной налоговой системы;

– повышение предпринимательской активности;

– развитие человеческого капитала.

Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» одобрены Правительством РФ01.07.2014,проанализировав данные табл. 1.

Из данной таблицы видно, что величина налоговых доходов (рассчитывается как сумма всех налоговых поступлений, поступлений сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное социальное государственное страхование и прочих платежей), характеризуемая как доля ВВП, на протяжении последних шести лет снизилась на 3,2 процентных пункта: с 36,5 % к ВВП в 2007 году до 33,3 % к ВВП в 2013 году.

При анализе уровня налогового бремени по отдельным группам налогов в России необходимо обратить внимание НДПИ и вывозные таможенные пошлины (нефтепродукты, на нефть и газ), так как в России по-прежнему существенную долю бюджетных доходов составляют доходы, получаемые от этих видов налогов (табл. 2).

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2007–2013 гг. ( % к ВВП)

МАКРОЭКОНОМИКА

Конспект лекций

Экономические отношения , возникающие в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств (иначе, финансовых ресурсов) в процессе перераспределения национального дохода называются финансовыми отношениями или финансами . Их место и роль в системе экономических отношений определяется тем, что они являются, во-первых , мощным инструментом влияния государства на хозяйственные процессы, и, во-вторых , средством согласования экономических интересов на различных уровнях - национальном, отраслевом, региональном, предприятий и отдельных граждан .

К финансовым отношениям относятся лишь те отношения, которые обслуживают процесс воспроизводства.

Финансы возникают при формировании прибыли, уплате налогов организациями и населением, уплате штрафов, при получении кредитов, внесении денег в банковские вклады, начислении пенсий, пособий и др.

Денежные отношения , которые обслуживают розничную торговлю, транспортные, зрелищные, бытовые и другие услуги в финансовые отношения не входят .

Совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств характеризует финансовую систему, в которой общепризнано выделяют два звена: централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы - это система денежных фондов, находящихся в руках государства и предназначенная для финансового обеспечения присущих ему функций (управление национальной экономикой, поддержание национальной безопасности и т.д.).

Государственные финансы включают бюджетную систему, то есть совокупность всех бюджетов административно-территориальных единиц государства, и внебюджетные фонды денежных средств, то есть денежные средства государства, имеющие целевое назначение (например, государственный фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, государственный пенсионный фонд).

Децентрализованные финансы - это финансы предприятий, населения и общественных организаций. Задачей финансов предприятий является формирование денежных фондов и их использование для производственной и иной деятельности. Задачей финансов населения является формирование доходов и использование их на текущие расходы, приобретение имущества и создание финансового портфеля.

В рыночной экономике государственные финансы формируются на основе принципа фискального федерализма , который предполагает, во-первых, обособленность и самостоятельность функционирования звеньев бюджетной системы на основе четкого разграничения между ними бюджетных прав, то есть доходов и бюджетных функций, или расходов .

Во-вторых, осуществление связей между местными, региональными и федеральными бюджетами в форме субсидий, субвенций и дотаций .

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения .

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы .

По целям расходы государства могут быть разделены на:

1) политические расходы идут на:

- обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.);

- содержание аппарата управления государством;

2) экономические расходы идут на:

- содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;

- помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;

3) социальные расходы идут на:

- социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий);

- образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды;

- выплату процентов по государственным облигациям, т.е. на обслуживание государственного долга , которые не входят в ВВП, так как являются результатом перераспределения национального дохода, а не его создания.

Доходы государственного бюджета характеризуют источники покрытия расходов и состоят из налоговых и неналоговых доходов .

К налоговым доходам относятся налоги с предприятий и населения, включая взносы на социальное страхование .

Неналоговые доходы включают прибыль государственных предприятий, сеньораж (доход от эмиссии денег), средства от продажи государственных ценных бумаг, доходы от приватизации и др.

Детальная структура расходов консолидированного бюджета России отражена в табл. 8.1.

Расходы консолидированного бюджета России

Расходы - всего

- на государственное управление и местное самоуправление

- на международную деятельность

- на национальную оборону

- на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства

- на промышленность, энергетику и строительство

- на сельское хозяйство и рыболовство

- на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику

- на охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию

- на социально-культурные мероприятия

- на обслуживание государственного и муниципального долга

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:

§ Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.

§ Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.

§ Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.

§ Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

§ Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная — устанавливаются в пределах лимита (например, налог на прибыль: на федеральном уровне — 2%, на региональном — до 18%, но не ниже 13,5%).

§ Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).

§ Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.

§ Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма. Способы разграничения и распределения налогов различны.

Распределение налогов между уровнями бюджетной системы Таблица 3

Вид налога Определение Сбор и управление Комментарии
Налоговой базы Налоговой ставки
Налог на прибыль Ф Ф Ф Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент
Налог на доход физических лиц Ф Ф,Р Ф Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база
Многоуровневый налог с продаж (НДС) Ф Ф Ф Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах
Акцизы Ф,Р,М Ф,Р,М Ф,Р,М Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов
Налог на недвижимость Р М М Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод

Распределение налогов между уровнями бюджетной системы в РФ в 2008 году Таблица 4

Вид налога Введение Определение Поступление платежей
Налоговой базы Налоговой ставки
НДС Ф Ф Ф Ф
Акцизы Ф Ф Ф Ф,Р
Налог на прибыль организаций Ф Ф Ф,Р Ф,Р
Налог на доходы физических лиц Ф Ф Ф Р,М
Налог на имущество организаций Р Ф Ф,Р Р
Налог на имущество физических лиц М Ф Ф,М м
Земельный налог М Ф Ф,М м

По объекту налогообложения налоги делятся на:

§ налоги на доходы;

§ налоги на имущество;

§ налоги на потребление;

§ налоги на капитал.

По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

§ налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);

§ налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).

Следующая классификация налогов — по способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:

§ по способу уплаты;

§ по способу взимания;

§ по экономическому признаку.

Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.

Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.

Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:


§ Э — коэффициент эластичности;

§ X — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);

§ X 1 — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);

§ Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.);

§ Y 1 — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в ВВП остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

1. Главная задача налогового контроля
• обеспечение экономической безопасности государства

2. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу .
• налогоплательщика

3. Виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или их представителей, за которое установлена ответственность НК РФ – налоговое .
• правонарушение

4. Тип налоговой политики, оптимальный для создания в государстве благоприятного налогового климата
• разумных налогов

5. Законодательные акты, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие новые обязанности налогоплательщиков, регулируемых законодательством о налогах и сборах . обратную силу.
• не имеют

6. Доля налоговых доходов государства в ВНП остается стабильной, при коэффициенте эластичности налогов . 1.
• равном

7. Основой «пропорций» налогового федерализма является.
• Соотношение налоговых доходов федерального бюджета и бюджетов субъекта РФ

8. Налог называется федеральным, если .
• действует на всей территории России и взимается по единым ставкам, утвержденным Российским законодательством по налогам

9. В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговые проверки делятся на .
• комплексные
• выборочные
• целевые

10. Стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную составляющие имеет . функция.
• регулирующая

11. Налоговые органы обладают правом на бесспорное списание сумм недоимок и пени с расчётных счетов налогоплательщика.
• да

12. Система экономических мер, оперативного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета – налоговое .
• регулирование

13. Один объект налогообложения может облагаться одним и тем же налогом несколько раз за один налоговый период.
• нет

14. Сбалансированность фискальной и регулирующей функций налогообложения является задачей налоговой политики.
• да

15. Устанавливать самостоятельные нормы права и носить характер поручений органам управления разработать нормативные акты по налогообложению могут .
• указы Президента РФ

16. Первостепенная задача функционирования налоговых органов РФ
• контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах

17. Cтоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения – . база.
• налоговая

18. Физические лица имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность без постановки на учёт в налоговых органах, в соответствии с НК РФ.
• нет

19. Объекты налогового контроля
• финансово-хозяйственные операции хозяйствующих субъектов

20. Совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов – налоговая .
• политика

21. Стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств может служить смягчающим обстоятельством при совершении налогового правонарушения.
• да

22. Комплекс налоговых законов, которые регламентируют сферу перераспределительных отношений, деятельность финансовых и налоговых органов, права и обязанности субъектов налоговых отношений – налоговое .
• право

23. Основные задачи управления в области налогообложения – образование бюджетных и внебюджетных фондов, мобилизация налоговых платежей.
• да

24. Сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, уровень занятости и темпов инфляции – . фискальная политика.
• дискреционная

25. Внутри регионов решения о распределении налоговых доходов между региональным и местными бюджетами принимаются .
• органами представительной власти субъектов Федерации

26. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем установленные российским налоговым законодательством и нормативными правовыми актами, то следует применять правила и нормы . РФ.
• международных договоров

27. Юридическую ответственность за совершение налоговых правонарушений несут физические лица, достигшие возраста . лет.
• 16

28. Совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода настроечных инструментов – налоговый .
• механизм

29. Понятие «управление налогообложением» включает в себя:
• управление процессами формирования бюджетных и внебюджетных денежных фондов путем мобилизации налоговых поступлений и контроль за этими процессами

30. Особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами – специальный .
• налоговый режим

31. Налоговая база может выражаться в . единицах.
• натуральных и денежных

32. Налоговые органы обладают исключительными полномочиями по вопросам осуществления налогового контроля.
• да

33. Физическое лицо, находящееся на территории РФ 183 дня в течение 12 календарных месяцев, следующих подряд – налоговый .
• резидент

34. Налог, относящийся к региональным
• на имущество организаций

35. Координация экономических процессов со стороны государства в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства путем расчета сумм налогов и сборов на предстоящий год и (или) перспективу – налоговое .
• прогнозирование

36. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика . обратную силу.
• не имеют

37. Мероприятия по осуществлению тактической налоговой политики в РФ ежегодно устанавливаются .
• Законом о федеральном бюджете РФ на текущий год

38. Налоги устанавливаются .
• Федеральными законами

39. Разработка и издание методических и инструктивных указаний по применению налогового законодательства является функцией .
• Центрального аппарата ФНС и его управления по субъектам Федерации

40. Основные признаки налога в соответствии со ст.8 НК РФ
• безвозмездность
• обязательность
• денежное выражение
• индивидуальность

41. Региональный налог
• транспортный

42. Пени и штрафы по налогам и сборам . к налоговым платежам.
• относятся

43. Субъекты налоговой политики
• Российская Федерация, субъекты РФ и муниципалитеты

44. Акты законодательства о налогах и сборах по конкретным налогам могут вступать в силу до начала нового налогового периода по этим налогам.
• нет

45. Налоговая система считается достаточно эффективной если она .
• обеспечивает налоговые доходы в объемах, достаточных для выполнения государством своих функций
• способствует созданию финансовых условий для возобновления воспроизводственных процессов

46. Уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования – налоговое .
• бремя

47. Лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов – налоговые .
• агенты

48. Налоговое бремя зависит от размеров доходов налогоплательщика.
• да

49. Элементы налогообложения, определяемые законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации при установлении регионального налога
• порядок и сроки уплаты налога

50. Общее управление налогообложением в России осуществляют .
• Парламент
• аппарат Президента
• Правительство

51. Адвалорные ставки устанавливаются в .
• процентном отношении к объекту налога

52. Способы налогового регулирования в РФ
• льготы и санкции

53. Совокупность практических действий соответствующих органов власти и управления при выработке общих вопросов налогообложения на предстоящий год – налоговая .
• тактика

54. Прямые налоги
• на прибыль
• транспортный

55. Платежи по каждому налогу имеют чёткую целевую направленность в финансировании расходов государства.
• нет

56. Государственные органы, выполняющие функции по налоговому контролю:
• налоговые, таможенные, органы внебюджетных фондов

57. Сочетание нескольких типов налоговой политики в одном государстве .
• возможно

58. Налоговый федерализм подразумевает _____________ отношения между федеральным центром и субъектами РФ при формировании доходов бюджетов всех уровней:
• равноправные

59. Проценты по излишне взысканным суммам налога (сбора) начисляются со дня, следующего за днём .
• Взыскания

60. Физическими лицами, в соответствии со ст.11 НК РФ признаются граждане .
• Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства

61. Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований – .
• налог

62. Норма отношений между федеральным центром и субъектами РФ в виде «налогового федерализма» закреплена в .
• Бюджетном Кодексе РФ

63. За несвоевременную уплату налогов налогоплательщики обязаны заплатить пени за каждый день просрочки в размере .
• 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ

64. Должностные лица организаций при нарушении налогового законодательства привлекаются к . ответственности.
• Административной
• Уголовной

65. Налоговый механизм – это .
• совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства
66. Отношения в налоговой сфере регулируются .
• национальным законодательством и международными договорами


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 12.12.2018 2018-12-12

Статья просмотрена: 1493 раза

Библиографическое описание:

Аминова, Д. А. Налоговый федерализм и особенности его реализации / Д. А. Аминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 213-214. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54645/ (дата обращения: 20.05.2021).

Статья направлена на раскрытие содержания налогового федерализма и его принципов. Обозначены способы его функционирования и реализации.

Ключевые слова: налоговый федерализм, распределение налогов, принципы налогового федерализма, государственное управление.

Сегодняшний этап налоговой реформы в Российской Федерации отличается высокой динамичностью. Активно реализуется совокупная концепция развития налоговой системы, которая направлена на создание рациональной системы налогообложения в стране, принимаются кардинальные поправки в отдельные виды налогов.

В связи с тем, что были приняты Бюджетный Кодекс РФ и Налоговый Кодекс РФ, в последующем БК РФ и НК РФ, возросла актуальность проблемы правового разграничения и в последствии распределения налогов между органами федеральной государственной власти и органами местного самоуправления. Учитывая утверждение демократических принципов устройства Российской Федерации, можно утверждать, что органы местного самоуправления стали неотъемлемым компонентом системы государственного управления, получив управленческие и финансово-бюджетные права.

При построении модели налогового федерализма России возникают определенные проблемы. С одной стороны, они связаны с несовершенством теоретической основы налогового федерализма, с другой, наличием вопросов построения на практике федеративных отношений между разными уровнями органов власти. До сих пор ведутся обсуждения, связанные с пониманием правового содержания структуры, принципов и механизмов функционирования федерализма.

Различные источники по-разному дают характеристику налоговому федерализму, согласно книге Юткина Т. Ф. «Налоги и налогообложение» налоговый федерализм представляет собой правовую систему разграничения бюджетно-налоговых полномочий между уровнями власти и управления. Он предполагает сохранение принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при ее изначальной организации или в процессе дальнейшего реформирования. Этот принцип провозглашен в качестве исходного и в проекте Налогового кодекса, в котором определена стратегия налогообложения. Другие источники делают акцент на том, что налоговый федерализм это прежде всего основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни управления разными полномочиями в сфере налогов, по поводу их отчислений и распределения между бюджетами разных уровней для их самостоятельности в вопросах финансов.

Теоретический смысл налогового федерализма раскрывается благодаря принципам, которые обеспечивают оптимальное управление большими многоуровневыми системами:

1) конституционное закрепление характеристики финансовой системы, видов налогов, главных принципов налогообложения;

2) разграничение прав, обязанностей и ответственности при формировании и исполнении бюджетов между федеральными, региональными и местными органами РФ;

3) законодательная регламентация налоговых полномочий уровней управления;

4) равноправие все субъектов РФ в принятии финансовых решений с федеральным центром;

5) конституционная гарантия финансовой самостоятельности субъектов РФ и местного самоуправления и обеспеченность ресурсной базы, которая должна быть адекватной их полномочиям;

6) достаточность собственных доходов в бюджетах каждого уровня для реализации закрепленных за ними расходных полномочий;

7) закрепление за каждым уровнем бюджета собственных налогов, права на изменение отдельных составляющих налогообложения по собственным налогам;

8) конституционная гарантия справедливого перераспределения бюджетных средств между сферами управления, регионами, отдельными гражданами и контроль за их применением;

9) перераспределение финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы для сглаживания неравенств различных бюджетов, применяя межбюджетные трансферты;

10) автономизация, которая предполагает оптимальное сочетание центра и нижерасположенных уровней путем наделения последних собственными доходными источниками, налоговыми полномочиями и ответственностью.

Реализация налогового федерализма основывается на следующих принципах:

‒ сбалансированность бюджетов всех уровней;

‒ равенство прав и обязанностей всех территориально-административных единиц РФ;

‒ равномерность поступления налоговых платежей в течение года, в связи недопущения кассовых разрывов;

‒ заинтересованность в наращивании собственных доходов всех органов власти.

Существует два образа реализации налогового федерализма:

‒ все налоги, платежи и сборы согласно НК РФ делятся на федеральные, региональные, местные и по каждой группе определены границы соответствующих уровней государственной власти по установлению и изменению элементов налогообложения;

‒ в НК РФ заложен метод разделения налоговых ставок, а конкретно в части налога на прибыль организаций, по которому общая налоговая ставка равна 20 % делится на 2 % (для поступления налога в федеральный бюджет) и 18 % (для исчисления налога в бюджет субъектов РФ).

Кроме этого, по бюджетному законодательству (БК РФ) налоговые доходы поступая в бюджетную систему страны, зачисляются в соответствующие бюджеты по нормативам. Рассмотрим данный процесс на примере некоторых налогов федерального бюджета:

‒ налог на прибыль организаций (НПО) по налоговой ставке — по нормативу 100 %;

‒ налог на добавленную стоимость (НДС) — по нормативу 100 %;

‒ акцизы на спиртовые продукты — по нормативу 50 %;

‒ налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — по нормативу 40 %

‒ сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов — по 20 % и т. д.

Проблема налогового федерализма заключается во взаимоотношениях государства и его граждан на основе организации движения финансовых потоков рациональным образом. При данном понимании налогового федерализма изменяется толкование базы доходов государства, услуги власти приобретают характер подчинения гражданам в условиях двустороннего контракта.

Модель налогового федерализма, которая сложилась в России, по большому счету уникальна. Тот факт, что в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, определяет сложность и многогранность конструкции, учитывающей различия исторического, географического, национального, экономического, климатического характера. Исходя из этого, главной задачей государства является выбор оптимальной модели налоговых отношений в стране и её реализации, устраняющей дисбаланс социально-экономического развития субъектов.

Подводя итог, можно утверждать, что налоговый федерализм представляет собой сложный механизм, в который входят множество нюансов при его реализации. Следовательно, для правильного его определения и реализации нужен системный подход.

Читайте также: