Налоговая передает данные в пенсионный фонд

Опубликовано: 15.05.2024


С 01.01.2017 вступают в силу изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации и в законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). В соответствии со вступающими в силу изменениями, с 01.01.2017 функции администратора страховых взносов в части контроля за исчислением и уплатой, взысканием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) переходят к Федеральной налоговой службе России.

В связи с вышеизложенным разработан порядок передачи данных из ПФР в налоговые органы и приняты федеральные законы, изменяющие действующий порядок администрирования и уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС:

- Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»;

- Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений, законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым рекомендует всем плательщикам страховых взносов сверить с Пенсионным фондом в течение ноября месяца свои расчеты по страховым взносам на ОПС и ОМС по результатам представления отчетности за 9 месяцев 2016 года и, при необходимости, по итогам сверки не позднее 01.12.2016 подать в территориальный орган ПФР по месту регистрации заявление:

- об уточнении основания, типа и принадлежности платежа;

- о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

- о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (при наличии переплаты с учетом обязательств 2016 года).

Напоминаем, что возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

Обращаем внимание плательщиков, что с 01.01.2017 изменяются коды бюджетной классификации по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС, в т.ч. задолженности, за периоды до 2017 года.

Следовательно, в целях завершения расчетов с Пенсионным фондом и избежание ошибок при уплате страховых взносов рекомендуем всем страхователям (предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям и др.) заплатить текущие платежи 2016 года и недоимку не позднее 25 декабря 2016 года.

Вместе с тем, расчет по форме РСВ-1 за 2016 год должен быть представлен в территориальный орган ПФР на бумажном носителе до 15.02.2017 включительно, в форме электронного документа - до 20.02.2017 включительно, РСВ-2 – до 01.03.2017.

С учетом внесенных изменений и дополнений с 01.01.2017 за Пенсионным фондом сохранены следующие полномочия:

- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в ПФР и ФФОМС, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г. (выездные и камеральные проверки), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до 2017 года;

- прием Расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 г., в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действующим до 2017 года;

- принятие Решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за периоды до 1 января 2017 г., в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до 2017 года.

Кроме того в территориальные органы ПФР необходимо будет представлять отчетность по стажу:

- Отчет по форме СЗВ-М. С 2017 года эта форма отчетности будет предоставляться до 15-го числа месяца, следующего за отчетным;

- Сведения о страховом стаже сотрудников, где указываются только сведения о стаже, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. Отчет представляется один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

ФНС России и ПФР заключили между собой Соглашение от 22 февраля 2011 года. Оно призвано урегулировать взаимный обмен сведениями, представляющими интерес для обеих сторон. Эти сведения необходимы для выполнения непосредственных обязанностей указанных госструктур.

Взаимодействие проводится в электронном виде по каналам связи. Но если такой возможности нет, разрешено передавать сведения на магнитных носителях с учетом требований о защите информации.

Обмен информацией осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном.

Чем обмениваются на высшем уровне

На федеральном уровне сведения передает только ФНС России. В адрес ПФР направляются сводные отчеты по формам № 1-НМ и 4-НМ и передаются сведения о налоговых агентах, выплативших физическим лицам доход в предыдущем периоде.

Поясним, какая информация попадает в руки пенсионщиков. Это сведения о начисленных и поступивших платежах (отчет № 1-НМ) и о задолженности налогоплательщиков (отчет № 4-НМ) в части, относящейся к деятельности ПФР. Во внутренней статистической отчетности налоговиков к деятельности ПФР относятся, в частности, сведения ЕСН и страховых взносах на обязательное пенсионное страхование до 2010 года, а также недоимках по страховым взносам, начисленным до введения в действие ЕСН.

Отчетность в налоговых органах ежемесячная, и сведения передаются также за каждый месяц. А вот информация о налоговых агентах (организациях, индивидуальных предпринимателях, частных нотариусах и адвокатах) направляется в ПФР раз в год. И служит она для целей сверки лиц, выплачивающих доход гражданам, так как с этого дохода помимо налога на доходы физлиц должны уплачиваться страховые взносы во внебюджетные фонды.

Остальной информацией стороны обмениваются на уровне региональных управлений. Для этого территориальные органы направляют информацию в свои управления. Управления в свою очередь полученные от оппонента данные передают подчиненным структурам.

Сведения, необходимые для администрирования страховых взносов

Сведения, необходимые для администрирования страховых взносов, поступают в территориальные отделения ПФР из налоговых органов. Часть информации направляется регулярно, некоторая – по мере ее появления или по запросу ПФР.

Для обеспечения функции постановки на учет в качестве страхователей налоговики ежедневно в рамках “единого окна” передают сведения о юридических лицах и предпринимателях, внесенные в единые государственные реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Именно поэтому вновь созданным организациям или зарегистрированным ИП не требуется лично проходить процедуру постановки на учет в качестве страховщиков.

Для контроля за правильностью начисления и уплаты страховых взносов регулярно передается, к примеру, такая информация:

  • выписка из лицевого счета администратора доходов (ФНС России) о поступлении, уточнении, возврате и зачете платежей в части, относящейся к ПФР;
  • копии расчетов по авансовым платежам (декларациям) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (включая уточненные) с заявленными данными налогоплательщика и результатами проведенной камеральной проверки;
  • акты камеральных проверок;
  • выписки из актов выездных проверок;
  • решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за правонарушения по результатам камеральных, выездных, повторных проверок в части ЕСН.

Налоговые инспекторы не вправе передавать в органы Пенсионного фонда весь акт выездной проверки. Представляется только выписка из него, касающаяся интересов Пенсионного фонда, а также результативная часть в виде решения о привлечении (об отказе в привлечении). Далее сотрудники фонда самостоятельно выставляют требование об уплате и взыскивают свою часть.

ФНС ПФР

Кроме того, регулярно и по запросу предоставляется информация об организациях и индивидуальных предпринимателях, имеющих право применения пониженных тарифов по страховым взносам. К таким плательщикам относятся применяющие упрощенную систему налогообложения и ЕНВД, сельскохозяйственные товаропроизводители, лица, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны. Таким образом, страхователям не приходится доказывать свой статус, проверяющие из ПФР получают эту информацию из налоговых органов.

По мере возникновения информации в ПФР передаются сведения в отношении ранее утвержденной реструктуризации долгов по ЕСН и страховым взносам. Налоговики информируют о сохранении права за юридическими лицами на реструктуризацию, о списании 85 процентов задолженности по пеням и штрафам при успешном выполнении условий соглашения о реструктуризации.

Если же налогоплательщик изменит свое место нахождения (жительства) и перейдет в другой налоговый орган, то из новой инспекции в пенсионный орган будет передано сальдо расчетов этого плательщика по страховым взносам (в отношении ЕСН).

Сведения, необходимые для администрирования налогов и сборов

А что передают пенсионщики налоговикам? Точно так же передаются копии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетные периоды с 1 января 2010 года, информация о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Помимо этого ПФР извещает о расторжении соглашений о предоставлении отсрочек или рассрочек по уплате взносов, заключенных еще до 2001 года.

Часть информации, поступающей в налоговые органы, является возвратной. Как указано выше, налоговики передают сведения о начисленных ими страховых взносах по актам камеральных и выездных проверок. ПФР в свою очередь информирует ФНС России о том, взысканы или нет доначисленные суммы взносов.

Для полноты формирования учетных регистрационных дел юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (базы ЕГРЮЛ и ЕГРИП) пенсионный орган регулярно сообщает налоговикам сведения о дате регистрации страхователей и их регистрационных номерах.

Сведения для ФНС

По запросу налогового органа пенсионные работники предоставляют сведения о фактах получения от страхователей индивидуальных персонифицированных данных на работников. Передаются также сведения о начисленных и уплаченных дополнительных страховых взносах на накопительную часть пенсии. Напомним, что для целей начисления налога на прибыль эти расходы налогоплательщика нормируются.

В рамках предоставления гражданам налогового вычета пенсионщики подтверждают факт направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий или получение образования. Такие сведения передаются по запросам налоговых инспекторов, проводящих проверку деклараций граждан, обратившихся за вычетом.

Информационный обмен предполагает и передачу налоговикам таких сведений о пенсиях физических лиц, как вид пенсии, дата и срок ее установления. Эти сведения, вероятно, тоже нужны для налогового контроля. К примеру, при проверках обществ, в которых работают инвалиды и др.

В рамках участия в процедурах банкротства лиц пенсионный орган уведомляет налоговый орган о наличии у потенциальных банкротов задолженности по страховым взносам с представлением подтверждающих эту задолженность документов.

Совместные мероприятия

Весь вышеуказанный документарный обмен проводится сторонами автономно по каналам электронной связи.

Но Соглашением предусмотрены и совместные мероприятия. Они способствуют информационной поддержке и организации слаженного взаимодействия сторон. В рамках такого взаимодействия могут проводиться совместные семинары, создаваться рабочие комиссии по различным направлениям взаимного интереса.

Привлечение налоговых органов к участию в выездных проверках пенсионщиков – это тоже своего рода совместные мероприятия. Опубликованным документом регламентирован порядок такого привлечения. Налоговики приглашаются для участия в совместных проверках, чтобы контролировать правильность применения пониженных тарифов по страховым взносам.

И. Акиньшина, редактор-эксперт


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 февраля 2002 года

ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ МЕЖДУ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

И ОРГАНАМИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий порядок разработан Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС России) и Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР) в целях реализации положений главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

1. Общие положения.

1.1. Обмен информацией между налоговыми органами и органами ПФР осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации (далее - региональном уровне), а также районов, городов (далее - территориальном).

1.2. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, при обмене информацией в соответствии с настоящим Порядком имеют должностные лица налоговых органов и органов ПФР по перечням, определяемым соответственно МНС России и ПФР.

1.3. Ответственность за соблюдение положений настоящего Порядка и контроль за его выполнением возлагается на руководителей управлений МНС России по субъектам Российской Федерации и управляющих отделениями ПФР в субъектах Российской Федерации.

2. Органы МНС России обеспечивают передачу органам ПФР следующей информации:

2.1. Копий платежных документов на уплату единого социального налога, задолженности по единому социальному налогу, пеням и штрафам в части, ранее зачислявшейся в ПФР, и на погашение задолженности предыдущих лет по взносам, пеням и штрафам в ПФР, страховых взносов в ПФР, направляемых на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, полученных органами МНС России (коды Классификации бюджетов Российской Федерации 1010510, 1010511, 1010610, 1010620, 1400310).

2.1.1. Передача платежных документов в электронном виде осуществляется на магнитных носителях:

2.1.1.1. Передача электронных платежных документов осуществляется:

на уровне Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации и ПФР субъектов Российской Федерации - при условии использования электронного обмена информацией между Управлением федерального казначейства Минфина России и Управлением МНС России по субъекту Российской Федерации;

на уровне территориальных органов МНС России и ПФР - при условии использования электронного обмена информацией между отделением федерального казначейства и инспекцией МНС России или при получении инспекцией МНС России платежных документов в электронном виде из Управления МНС России по субъекту Российской Федерации.

2.1.1.2. Региональный (территориальный) налоговый орган в соответствии с установленным регламентом передает региональному (территориальному) органу ПФР России файл с электронными платежными документами в части платежей, зачисляемых по кодам бюджетной классификации 1010510, 1010511, 1010610, 1010620, 1400310 по счету N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" (далее - файлы), на основании информации, получаемой от органов федерального казначейства в электронном виде.

2.1.1.3. При передаче файлов с электронными платежными документами формируются два экземпляра "Протокола приемки - передачи электронных платежных документов", в которых указывается количество передаваемых файлов. Протоколы подписываются ответственными представителями налогового органа и органа ПФР. Первый экземпляр остается в налоговом органе, а второй экземпляр передается представителю ПФР.

2.1.1.4. Для учета передачи файлов органам ПФР в налоговом органе ведется "Журнал передачи данных" (Приложение) в электронном виде в программе "Фонды", разработанной ГНИВЦ МНС России.

При заполнении формы журнала, представленной в приложении, все поля являются обязательными для ввода.

После копирования файла на магнитном носителе производится проверка на предмет правильности записи.

2.1.2. До организации налоговыми органами передачи органам ПФР копий платежных документов в электронном виде представление в органы ПФР платежных документов по взносам, упомянутым в пункте 2.1, осуществляется на территориальном уровне в виде копий на бумажных носителях.

Копирование платежных документов осуществляется в налоговом органе при материально - техническом и трудовом содействии органов ПФР.

Копии платежных документов передаются по протоколу приема - передачи с указанием даты передачи и количества передаваемых платежных документов.

Протоколы составляются в двух экземплярах и подписываются ответственными представителями налогового органа и органа ПФР.

2.1.3. Периодичность передачи копий платежных документов устанавливается по соглашению между участвующими в передаче территориальными органами МНС России и ПФР, но не реже 1 раза в неделю.

2.2. Перечня организаций, состоящих на учете (снятых с учета) как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения их обособленных подразделений, и физических лиц, являющихся налогоплательщиками единого социального налога, состоящих на учете (снятых с учета) в налоговом органе в течение квартала, предшествующего текущему кварталу, по реквизитам:

- наименование организации (обособленного подразделения);

- местонахождение (юридический адрес) организации (адрес места нахождения обособленного подразделения);

- адрес исполнительного органа организации;

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- код причины постановки на учет (КПП) организации по месту ее нахождения (по месту нахождения обособленного подразделения);

- код налогового органа постановки на учет организации по месту ее нахождения, по месту нахождения обособленного подразделения (код ИМНС);

- фамилия, имя, отчество руководителя организации (обособленного подразделения);

- номер телефона руководителя организации;

- фамилия, имя, отчество главного бухгалтера организации;

- номер телефона главного бухгалтера организации;

- дата постановки на учет в налоговом органе;

- дата снятия с учета;

- причина снятия с учета;

2. индивидуального предпринимателя:

- фамилия, имя, отчество;

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- код налогового органа постановки на учет по месту жительства (код ИМНС);

- дата постановки на учет в налоговом органе;

- дата снятия с учета;

- причина снятия с учета.

Передача информации осуществляется ежеквартально на территориальном уровне на магнитных или бумажных носителях в соответствии с договоренностью между участвующими в передаче органами ПФР и органами МНС России в срок до 15-го числа месяца, следующего за кварталом, по которому передается информация.

2.3. Копии актов проверок налоговых органов и решений налоговых органов по указанным актам, а также протоколы об административных правонарушениях по единому социальному налогу в доле ПФР, погашению задолженности в ПФР, страховым взносам в ПФР в 10-дневный срок после подписания вышеназванных решений и протоколов.

2.4. Копий расчетов по авансовым платежам по страховым взносам в ПФР с отметкой налогового органа - в 10-дневный срок с даты получения расчета налоговым органом на территориальном уровне.

2.5. Копий расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу с отметкой налогового органа - в 10-дневный срок с даты получения расчета налоговым органом на территориальном уровне.

2.6. Копий деклараций по страховым взносам в ПФР с отметкой налогового органа - в 10-дневный срок с даты получения запроса органа ПФР на территориальном уровне.

2.7. Копий налоговых деклараций по единому социальному налогу с отметкой налогового органа - в 10-дневный срок с даты получения запроса органа ПФР на территориальном уровне.

2.8. О наличии открытых в банках счетов налогоплательщиков, о закрытии счетов страхователей в банках (с указанием даты), о доходах индивидуальных предпринимателей и уплаченных страховых взносов в ПФР (включая периоды до 2002 года) по запросам органов ПФР на территориальном уровне в 10-дневный срок с даты получения запроса от органа ПФР.

2.9. Данных раздела II отчета по форме N 1-НМ "О поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации" по показателям, относящимся к поступлениям в ПФР, - ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

2.10. Данных разделов IV, V и VI отчета по форме N 4-НМ "О задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и уплате налоговых санкций и пеней" по показателям, относящимся к задолженности в ПФР, - до 17 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

2.11. Данных раздела о базе налогообложения по единому социальному налогу отчета по форме N 5-НБН "О базе налогообложения по основным видам налогов" по показателям, относящимся к ПФР. Передача информации осуществляется на уровне субъектов Российской Федерации в месячный срок после отправки отчета за год и I полугодие в МНС России.

3. Органы ПФР в районах и городах обеспечивают передачу налоговым органам следующей информации:

3.1. О плательщиках страховых взносов в ПФР, а также о застрахованных лицах и их доходах из индивидуальных лицевых счетов, открытых в системе индивидуального (персонифицированного) учета, - по запросам органов МНС России в 10-дневный срок после получения запроса.

3.1.1. Сведений о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов. Такие сведения представляются по окончании календарного года в порядке, разработанном ПФР по согласованию с МНС России.

3.2. О расторжении соглашений о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате взносов в ПФР на погашение задолженности по средствам ПФР - в 5-дневный срок после принятия органами ПФР соответствующих решений.

3.3. О плательщиках единого социального налога, представивших недостоверные сведения персонифицированного учета в части уплаты страховых взносов, - в 10-дневный срок после получения органами ПФР данной информации.

3.4. О фактах неправильного исчисления взносов в ПФР (в том числе в составе единого социального налога), выявленных в результате проверок, проводимых органами ПФР в рамках контроля достоверности индивидуальных сведений в соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также в рамках проверок правильности назначения страхового обеспечения (копии актов проверок, заверенные органами ПФР), - в 10-дневный срок после принятия решений по актам проверок.

3.5. Сведений о принятых решениях о возврате сумм страховых взносов.

3.6. Сведений о взысканных суммах страховых взносов.

4. Управления МНС России по субъектам Российской Федерации и Отделения ПФР вправе заключать дополнительные соглашения о порядке обмена информацией с учетом специфических особенностей субъектов Российской Федерации по согласованию с вышестоящими органами.

5. Заключительные положения.

5.1. Все изменения и дополнения к настоящему Порядку оформляются в письменной форме и действительны с момента их подписания.

5.2. Настоящий Порядок вступает в силу с момента его подписания.

5.3. Настоящий Порядок составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу:

Автор: Мария Зайцева, аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов г. Москвы

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», ноябрь 2017

Уже можно подвести промежуточные итоги перевода страховых взносов в налоговые инспекции, к сожалению, не положительные для страхователей. Передача взносов вместо упрощения взаимодействия создала массу дополнительной работы для бухгалтеров.

Технические сбои при передаче данных

С 1 января 2017 г. обязанность по администрированию страховых взносов перешла к налоговым органам. Вместе с обязанностью по администрированию взносов на пенсионное, медицинское и социальное (в части взносов на временную нетрудоспособность и материнство) страхование к налоговым органам перешло и обязательство по проведению мер для взыскания задолженностей по взносам, образовавшихся до 2017 г. Соответственно, и отчетность, позволяющая контролировать суммы начислений и подлежащих к уплате страхователем взносов, представляется в налоговые инспекции.

Для осуществления перехода ПФР должен был сформировать сальдо расчетов по состоянию на 1 января 2017 г. и передать эту информацию в ФНС. Но передача остатков из Пенсионного фонда не прошла гладко.

Первой проблемой стали технические сбои, из-за которых обязательства страхователей были переданы неверно, с недоимками и пенями. По этим недоимкам, которые не соответствуют действительности, налоговые органы стали направлять требования об уплате взносов. В них указано, по какому виду взносов и за какой период оно выставляется. Инспекции не выясняли, почему образовались задолженности, и отправляли урегулировать ситуацию в фонды, поскольку именно они сформировали долги. В фондах выяснялось, что на конец 2016 г. у страхователя нулевое сальдо, то есть долгов нет. В качестве подтверждения остатков выдавалась справка о состоянии расчетов, которую необходимо было представить в налоговый орган. На основании этого документа вносились корректировки в лицевую карточку налогоплательщика, и долги аннулировались.

Количество критических ситуаций с сальдо по взносам в этом году переполнило чашу терпения предпринимателей, они активно начали жаловаться. Спустя 9 месяцев вышло совместное Письмо ФНС и ПФР от 01.09.2017 № НП-30-26/13859/3н-4-22/17710@.

В нем говорится о том, как теперь ведомства будут урегулировать ситуацию с неверно переданными остатками. В письме указываются возможные случаи корректировки: несогласие плательщика взносов с сальдо расчетов или необходимость уточнения сведений, если ПФР сами находят ошибку. Также Письмом установлены сроки для внесения корректировок. В течение трех рабочих дней после поступления обращения страхователя налоговые органы направляют запрос в органы ПФР. Фонды за 20 рабочих дней должны осуществить мероприятия по корректировке сведений. После получения информации от фондов налоговые органы в течение 7 рабочих дней корректируют сведения в своих базах.

Таким образом, уже сейчас можно обращаться с заявлениями напрямую в налоговый орган, и инспектор не имеет права отказать в приеме обращения по урегулированию сальдо по взносам.

Декабрьские взносы

Вторая проблема возникла с декабрьскими взносами. Те, кто сдавал отчетность по итогам 2016 г. с начисленными, но не уплаченными суммами за декабрь, могли столкнуться с требованиями инспекций об уплате этих взносов несмотря на то, что фактически они могли быть уже уплачены. Дело в том, что ПФР передали суммы взносов за декабрь как задолженность. Хотя по регламенту передачи сальдо фонды не должны были включать эти взносы в долги, поскольку крайний срок их оплаты – 15.01.2017.

Эта ситуация не осталась без внимания ФНС. Появилось Письмо от 15.03.2017 №3Н-4-1/4593@, в котором указано, что вносить изменения в сальдо расчетов могут только ПФР, соответственно, туда и нужно обращаться. Однако с учетом сентябрьского совместного Письма ФНС и ПФР, о котором говорилось ранее, теперь урегулировать ситуацию можно напрямую с налоговыми инспекциями.

Отчетность для ИП

Третья проблема затронула индивидуальных предпринимателей. До 2017 г. действовало правило, при котором предпринимателю, не сдавшему налоговую отчетность, доначислялся 1% пенсионных взносов в максимальном размере. С 2014 г. требования по долгам по взносам в максимальном размере не выставлялись. Но в связи с тем, что взносы теперь администрируют налоговые органы, и в том числе собирают недоимки за предыдущие годы, эти долги стали направляться предпринимателям в требованиях об уплате взносов очень активно.

Изначально для урегулирования этой ситуации достаточно было сдать налоговую декларацию, после чего обратиться в территориальный ПФР с заявлением и копией сданной декларации. ПФР на основании этих документов вносил корректировки в сальдо расчетов.

Но потом появилось письмо ПФР от 10.07.2017 № НП-30-26/9994, в котором указано, что отделы ПФР не будут пересчитывать взносы, рассчитанные по максимуму, предпринимателям, сдавшим декларации с опозданием, после окончания расчетного периода, то есть года. Пересчитывали размер обязательств только тем, кто сдал отчетность вовремя, но по которым налоговые органы не сообщили в ПФР о том, какие сведения содержались в декларации.

ФНС вмешалась в ситуацию и выпустила Письмо № БС-4-11/17461 от 01.09.2017. ФНС не согласна с позицией ПФР относительно пересчета максимальных взносов, ссылаясь на то, что в Федеральном законе от 24.04.2009 «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС» не было запрета на перерасчет, соответственно, его нужно производить по факту представления декларации, даже с опозданием, в налоговый орган. Однако ПФР не обязан руководствоваться в своих действиях Письмами ФНС, поэтому для урегулирования ситуации должно быть проведено совместное совещание ведомств, на котором будет определен порядок дальнейших действий.

Передача страховых взносов из ПФР в ФНС имеет только один плюс, и тот в пользу государства, – пополнение бюджета. В остальном смена администратора повлекла за собой уйму трудностей, связанных с урегулированием не соответствующих действительности долгов. На настоящий момент ситуация по сальдо расчетов находится на критическом уровне: государственные органы стараются принимать необходимые меры, но это происходит очень медленно. Остается только ждать, когда все проблемы будут выявлены, согласованы и ликвидированы.

Изменения в законе: с 2017 года взносы за ИП и за сотрудников платят в налоговую


Президент подписал закон, который передаёт страховые взносы под контроль налоговиков. С 1 января 2017 года платить взносы за ИП и сотрудников придётся не в ПФР и ФСС, как сейчас, а в налоговую. В статье мы расскажем о влиянии этих изменений на жизнь предпринимателя.

Размер и сроки уплаты взносов остаются прежними

В следующем году платить взносы за ИП и сотрудников вы будете в налоговую инспекцию по прописке или юр.адресу ООО. Считать их нужно по той же схеме, что и сейчас. Напомним, когда и какие взносы ждёт от вас государство, и от чего зависит их размер.

Если вы — ИП без сотрудников, то платите только взносы «за себя», которые состоят из двух частей. Одна из них фиксированная и зависит от МРОТ. Её нужно заплатить до конца года. Вторая часть равна 1% от годового дохода выше 300 000 рублей. Срок её уплаты — до 1 апреля следующего года.

Если вы обзавелись сотрудниками, придётся платить за них страховые взносы — каждый месяц до 15 числа. Ставка взносов — 30% с зарплаты сотрудника. Можно платить меньше, если вы попадаете под льготу. Самая распространённая действует для предпринимателей на УСН, которые разрабатывают ПО, ремонтируют автомобили, создают мебель или занимаются другим льготным бизнесом. Для них ставка взносов 20% с зарплаты работников.

За сотрудников отчисляют ещё один вид взносов — «на травматизм». Они не переходят под контроль налоговой, поэтому платят и отчитываются по ним в ФСС. Перечислять взносы нужно каждый месяц до 15 числа. Их размер зависит от «опасности» деятельности. Чем больше риск получить травму на работе, тем выше взносы «на травматизм». Торговать безопасно, поэтому ставка взносов будет всего 0,2% от зарплаты. Куда больше рискуют работники, добывающие уголь или руду. С их зарплаты нужно платить уже 8,5%. Отчитываются по взносам «на травматизм» по итогам каждого квартала: до 25 числа следующего месяца, если сдаёте отчёт в электронном виде, до 20 числа — на бумаге.

Единый отчёт по взносам в налоговую

Отчитываться по взносам за сотрудников (кроме взносов «на травматизм») предстоит в налоговую. Сейчас вы сдаёте два разных отчёта — РСВ-1 в пенсионный фонд и 4-ФСС в соцстрах. В 2017 году их заменит единый отчёт, форму которого обещают утвердить к октябрю этого года. Сдавать его нужно по итогам квартала до 30 числа следующего месяца. Впервые вы столкнётесь с новой формой в апреле 2017 года.

За не вовремя сданный отчёт налоговая назначит штраф за каждый месяц просрочки — 5% от неуплаченных взносов, но не меньше 1 000 рублей и не больше 30%.

Новый отчёт в ПФР о стаже сотрудников

ПФР по-прежнему занимается пенсиями, а для их правильного расчёта ему важно знать о страховом стаже граждан. Сейчас фонд узнаёт об этом из РСВ-1, которого со следующего года не будет. Из-за этого добавят новый отчёт в ПФР с информацией о стаже сотрудников. Сдавать его придётся только один раз в год до 1 марта. Впервые отчитаться предстоит в 2018 году за прошедший год.

Не забывайте про отчёт СЗВ-М. Его не отменяют, и ПФР будет ждать от вас списки работников каждый месяц. Срок сдачи отчёта продлили на 5 дней. С 2017 года предоставлять его нужно ежемесячно до 15 числа.

Итак, если вы — ИП без сотрудников, изменения пройдут почти незаметно. Только взносы за себя придётся платить в налоговую, а не в ПФР.

Если у вас есть сотрудники, со следующего года вы:

  1. Платите взносы за сотрудников в налоговую по прежним ставкам. Кроме взносов на травматизм, которые собирает ФСС.
  2. Сдаёте новый отчёт по сотрудникам в налоговую — по итогам квартала до 30 числа следующего месяца.
  3. Каждый месяц до 15 числа сдаёте отчёт СЗВ-М в ПФР.
  4. Один раз в год до 1 марта сдаёте отчёт по стажу в ПФР.
  5. За возмещением больничных и декретных по-прежнему обращаетесь в ФСС.

Читайте также: