Налоговая ответственность курсовая работа 2019

Опубликовано: 16.05.2024

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение в РФ [16.01.16]

Тема: Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение в РФ

Тип: Курсовая работа | Размер: 43.98K | Скачано: 177 | Добавлен 16.01.16 в 09:31 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Содержание

Введение 3

1. Понятие и состав ответственности за нарушение налогового законодательства РФ 5

1.1. Понятие и сущность ответственности за нарушение налогового законодательства 5

1.2. Объект и субъект налогового правонарушения 7

2. Классификация и виды ответственности за нарушение налогового законодательства РФ 13

2.1. Понятие и классификация налоговых правонарушений 13

2.2. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства 17

3. Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства 23

3.1. Применение мер налоговой ответственности при реорганизации и ликвидации юридических лиц 23

3.2. Уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере налогообложения: проблема квалификации составов 25

Заключение 30

Список использованных источников 31

Введение

Несмотря на то, что в разных странах существуют различные виды налоговых систем, иногда, существенно отличающиеся друг от друга, несомненным остается тот факт, что ни одно государство не может существовать без системы налогов и сборов.

Потери консолидированного бюджета России в результате недоплаты налогов ежегодно составляют десятки миллиардов рублей. По экспертным оценкам теневой, а, следовательно, не облагаемый оборот в экономике России достигает 25 – 40 % ВВП. Преодолеть развитие таких негативных тенденций и обеспечить законность в налоговых правоотношениях возможно лишь на основе применения мер юридической ответственности за неисполнение или не надлежащее исполнении налоговых и должностных обязанностей субъектами налогового права.

Отсюда актуальность темы исследования обусловлена превращением налогов в доминирующий по своему значению и составу источник бюджетных поступлений.

Об ответственности за налоговые правонарушения написано множество работ. Однако тема не потеряла практического значения в связи с непрекращающимися попытками внедрения в теорию и правоохранительную практику все новых и новых ее разновидностей, что чревато расширением оснований применения ответственности за нарушение актов законодательства о налогах и сборах.

Цель курсовой работы состоит в изучении и отражении современного состояния и некоторых проблем ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства Российской Федерации.

В соответствии с целью поставлены следующие основные задачи исследования:

  • рассмотреть понятие и сущность ответственности за нарушение налогового законодательства;
  • изучить объект и субъект налогового правонарушения;
  • исследовать понятие и классификацию налоговых правонарушений;
  • представить виды ответственности за нарушение налогового законодательства;
  • выявить применение мер налоговой ответственности при реорганизации и ликвидации юридических лиц;
  • изучить проблему квалификации составов по уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере налогообложения.

Объектом исследования является система нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих ответственность за нарушения налогового законодательства.

Предмет исследования составляют нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы правовой ответственности за налоговые правонарушения и практика их применения.

В процессе исследования проблемы ответственности за налоговые правонарушения применялись логический метод, метод анализа литературы и нормативно-правовой документации, изучение отечественной практики.

Информационную базу исследования составили труды отечественных, действующее законодательство России, нормативные акты.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения. Работа включает 32 листа, 1 рисунок, 1 приложение и 18 литературных источников.

Первая глава курсовой работы посвящена понятию и составу ответственности за нарушение налогового законодательства РФ. Вторая глава исследует классификацию и виды ответственности за нарушение налогового законодательства РФ. Третья глава раскрывает проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.08 № 6-ФКЗ, от 30.12.08 № 7-ФКЗ, от 05.02.14 № 2-ФКЗ, от 21.07.14 № 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : от 30.11.94 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СПС КонсультантПлюс
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации : от 13.06.98 г. № 63-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // СПС КонсультантПлюс
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : от 31.07.98 г. № 146-ФЗ (ред. от 13.07.15) // СПС КонсультантПлюс
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторя) : от 05.08.00 г. № 117-ФЗ (ред. от 28.11.15) // СПС КонсультантПлюс
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : от 30.12.01 № 195-ФЗ (ред. от 28.11.15) // СПС КонсультантПлюс
  7. Будылева М. В. Административно-правовая организация ответственности за совершение налоговых правонарушений : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.14 : Хабаровск, 2010. 206 c.
  8. Винницкий Д. В. Налоговое право : учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2013. 360 с.
  9. Елизарова Н. В. Налоговое право : учебное пособие. Саратов : Вузовское образование, 2013. 128 c.
  10. Калантарова Э. И. Актуальные проблемы законодательного регулирования административной ответственности за правонарушения в области налогового законодательства / Э. И. Калантарова // Административное право и процесс, 2014. № 1. c. 74-77
  11. Клейменова М. О. Налоговое право : учебное пособие. М.: МФПУ Синергия, 2013. 368 с.
  12. Курцер К. М. Ответственность за налоговые правонарушения в решениях Конституционного суда Российской Федерации // Образование и право, 2013. № 5 (45) – 6 (46). с.101-110
  13. Налоги и налогообложение : учебное пособие / Д. Г. Черник [и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 369 c.
  14. Налоговое право : учебник / Н. Д. Эриашвили [и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 279 c.
  15. Налоговое право : учебник / Под ред. Е. Ю. Грачевой, О. В. Болтиновой. М.: Проспект, 2013. 384 с.
  16. Налоговое право России : учебник / Отв. ред. Ю. А. Крохина. М.: Норма : Инфра-М, 2014. 704 с.
  17. Парыгина В. А., Тедеев А. А. Налоговое право России : учебник. М.: Юрайт, 2012. 462 с.
  18. Финансовый эксперт. Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений. – Режим доступа www.finexg.ru/. Загл. с экрана

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание

В современном налоговом законодательстве, где основополагающим нормативным актом является Налоговый кодекс РФ, отсутствует нормативное определение налоговой ответственности. Термин "налоговая ответственность" был применен законодателем в п.2 ст.108 НК РФ как синоним понятия "ответственность за совершение налогового правонарушения".

Содержание

2.Понятие и состав налогового правонарушения………………………………. 7

2.1.Объект налогового правонарушения………………………………………9

2.2.Объективная сторона налогового правонарушения………………….

2.3.Субъект налогового правонарушения……………………………………10

2.4.Субъективная сторона правонарушения…………………………………12

3.Меры ответственности за совершения налогового правонарушения. Налоговые санкции и их применение……………………………………………..16

3.1.Обстоятельства, смягчающие ответственность…………………………17

3.2.Обстоятельства, отягчающие ответственность…………………………20

4.Привлечение к ответственности………………………………………………. 23

5.Отдельные виды правонарушений и ответственность за их совершения……27

Список использованной литературы……………………………………………. 32

Работа состоит из 1 файл

курс2.doc

Федеральное агентство по образованию НОУ СПО

«Русско-Азиатский Экономико-правовой колледж»

по дисциплине: «Налоговое право»

НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Выполнил: студентка 2 курса

Гриценко Маргарита Анатольевна

Проверил: Екатерина Викторовна

1.Налоговая ответственность……… ……………………………………………….5

2.Понятие и состав налогового правонарушения………………………………. .7

2.1.Объект налогового правонарушения………………………………………9

2.2.Объективная сторона налогового правонарушения………………….

2.3.Субъект налогового правонарушения……………………………………10

2.4.Субъективная сторона правонарушения…………………………………12

3.Меры ответственности за совершения налогового правонарушения. Налоговые санкции и их применение…………………………………………….. 16

3.1.Обстоятельства, смягчающие ответственность………… ………………17

3.2.Обстоятельства, отягчающие ответственность………… ………………20

4.Привлечение к ответственности………………………………… ……………. 23

5.Отдельные виды правонарушений и ответственность за их совершения……27

Список использованной литературы……………………………………………. 32

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В настоящее время налоги составляют существенную долю в доходах государства, поэтому санкции, призванные способствовать более высокому уровню собираемости налогов, имеют большое значение. В целом уклонение налогоплательщиков от уплаты установленных налогов и сборов обусловлена также и высокими ставками налогов, но нельзя обойтись и без ответственности за нарушение налогового законодательства.

Ответственность за налоговые правонарушения представляет собой комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке. Она является разновидностью юридической ответственности и подчиняется тем же требованиям, которые предъявляются в праве ко всем другим видам ответственности, в частности уголовной, гражданской, дисциплинарной. При этом ответственность в сфере налогообложения не исчерпывается только статьями Налогового кодекса РФ. Нарушения нормативных правовых актов о налогах и сборах при определенных условиях влекут применение мер ответственности, предусмотренных уголовным или административным законодательством.

1.НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В современном налоговом законодательстве, где основополагающим нормативным актом является Налоговый кодекс РФ, отсутствует нормативное определение налоговой ответственности. Термин "налоговая ответственность" был применен законодателем в п.2 ст.108 НК РФ как синоним понятия "ответственность за совершение налогового правонарушения". Терминологическая неточность устранена при внесении в НК РФ изменений и дополнений Федеральным законом от 9 июля 1999 г. Однако этот термин сохранился в ст.107 НК РФ, хотя определения налоговой ответственности все равно не дается. Это стало причиной того, что среди правоведов нет единого мнения по вопросу о том, можно ли выделить ответственность за совершение налоговых правонарушений в качестве самостоятельного вида юридической ответственности.

В то время как ответственность за налоговые правонарушения, носящие характер уголовных преступлений, имеет уголовно-правовой характер, то спорной остается ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом за налоговые правонарушения. Существуют две различные точки зрения. Согласно одной из них, эту ответственность следует считать разновидностью административной ответственности 1 . А согласно другой – налоговая (финансово-правовая) ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности. Следует заметить, что отдельно существует понятие административного правонарушения в области налогов и сборов, которому в КоАП РФ посвящены ст.ст.15.3 - 15.13 гл.15. То есть КоАП сам по себе устанавливает административную ответственность.

Ближайшим историческим предшественником "налоговой ответственности" являлась так называемая "финансовая ответственность", предусмотренная прежде всего ст.13 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Сам термин "финансовая ответственность" в этом законе не фигурирует. Однако он встречается в ряде постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ по налоговым спорам, широко используется в письмах Государственной налоговой службы РФ. Причина в том, что налоговое законодательство долгое время рассматривалось только в качестве составной части финансового права. Поэтому ответственность за его нарушение являлась также финансовой ответственностью.

Налоговая ответственность, если ее рассматривать как разновидность финансово-правовой, имеет ряд отличительных признаков:

1) данная ответственность установлена непосредственно налоговым законодательством (Налоговым кодексом устанавливаются условия привлечения к ответственности, понятие налогового правонарушения, налоговые санкции, права участников налоговых правоотношений);

2) к ответственности привлекается субъект или участник налогового правоотношения, а также иные лица, на которых налоговым законодательством возложены определенные обязанности в сфере налогообложения;

3) в основе ответственности лежит налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом;

4) налоговая ответственность состоит в применении налоговых санкций, которые устанавливаются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом;

5) привлечение к налоговой ответственности производится налоговым органом в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, применение мер налоговой ответственности производит суд.

Следует заметить, что ответственность не за все налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, носит административный (карательный) характер, ведь целью карательной ответственности является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а ее объем и характер мер карательной ответственности полностью зависит от степени общественной опасности противоправного деяния, за совершение которого лицо привлекается к юридической ответственности. Совершение ряда налоговых правонарушений, объектом которых являются бюджетные доходы, влечет не взыскание штрафа, а уплату пени, что свидетельствует о правовосстановительном (финансовом) характере юридической ответственности, установленной за совершение таких правонарушений.

Еще одним доводом в пользу выделения налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности является то, что налоговая ответственность выполняет не только превентивную, но и восстановительную функцию, то есть ее нельзя отождествлять с административным штрафом. Так в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. указано, что взыскание налоговых платежей осуществляется в рамках налоговых имущественных отношений и не имеет характера гражданско-правовых, административно-правовых или уголовно-правовых санкций 2 .

Итак, налоговую ответственность можно определить как применение к лицу, виновному в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).

2.ПОНЯТИЕ И СОСТАВ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Основанием привлечения к налоговой ответственности является налоговое правонарушение. Впервые определение налогового правонарушения было дано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции". Впоследствии позиция Конституционного Суда РФ нашла свое отражение в части первой Налогового кодекса Российской Федерации, где в ст. 106 налоговое правонарушение определяется как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

Можно выделить три квалифицирующих признака налогового правонарушения:

1) противоправность действий (бездействия) лица;

2) наличие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) ответственность за совершение противоправных действий (бездействия), установленная Налоговым кодексом РФ.

У каждого конкретного нарушения есть свой собственный фактический состав, который является основанием юридической ответственности 3 .

Состав нарушения налогового законодательства - это условия, закрепленные в законе, при выполнении которых в совокупности деяние участника налоговых отношений оценивается как нарушение, влекущее наложение взысканий.

Элементами состава нарушения налогового законодательства являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

2.1.Объект налогового правонарушения

Все налоговые правонарушения посягают на правоотношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, наносят вред правомерным финансовым интересам государства и общества. Общим для всей совокупности налоговых правонарушений объектом является группа общественных отношений, регулируемых и защищаемых законодательством о налогах и сборах.

При этом каждое из налоговых правонарушений имеет непосредственный объект, то есть посягает на конкретное общественное отношение, охраняемое нормой налогового права. Например, незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика нарушает установленный законодательством порядок проведения налоговых проверок. Объектом такого правонарушения, как неуплата сумм налога, являются охраняемые законом интересы государства в полноте и своевременности поступления налогов в бюджет.

В зависимости от объекта посягательства, налоговые правонарушения можно разделить на две группы:

    1. правонарушения в сфере осуществления налогового контроля (статьи 116-119,124-129.1 НК РФ);
    2. правонарушения против порядка исчисления и уплаты налогов (статьи 120-123 НК РФ).

2.2. Объективная сторона налогового правонарушения

Объективную сторону правонарушения образуют само противоправное деяние, его вредные последствия и причинная связь между ними. Само деяние — действия или бездействие, посредством которых нарушается законодательство о налогах и сборах, описано в нормах главы 16 Налогового кодекса «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение».

date image
2020-01-14 views image
264

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Налоговое право»

на тему:

«Налоговая ответственность и ее особенности»

Выполнила:

Студентка заочного отделения

Юридического факультета ВГНА

Группы ЮЗ-301 В.Д. Золотова

Научный руководитель:

________________________________

________________________________

________________________________

Москва 2008

Содержание

§ 1. Характеристика налоговых правонарушений…. ……..…………………. 5

§ 2. Понятие налоговой ответственности и её виды……………………………8

§ 3. Особенность налоговой ответственности…………………………………12

§ 4. Принципы привлечения к ответственности за налоговые

§ 5 Ответственность предусмотренная Налоговым кодексом РФ…………. 17

§ 6. Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, смягчающие и отягчающие ответственность………………………………………………………………….27

Введение

Для успешного развития экономики страны в первую очередь необходимо формирование эффективной системы налогового законодательства. Это, в свою очередь, требует надлежащего правового регулирование налоговых отношений в деятельности государства.

В настоящее время идет активный процесс формирования и развития финансового и налогового права как самостоятельных отраслей законодательства. Одновременно происходит выделение правового регулирования налоговых отношений из прикладной дисциплины в системе финансовых норм в отдельную область юридической науки. Этому способствуют, прежде всего, широкое практическое применение норм налогового законодательства, что, в свою очередь, обусловлено развитием российской предпринимательской деятельности на внутреннем рынке, выход российского предпринимательства на мировое пространство. Данные процессы неизбежно ведут к постоянному изменению законодательства о налогах и сборах.

Государство регулирует налоговые отношения посредством создания правовых норм, которые содержат права и обязанности налогоплательщиков. Неисполнение установленных предписаний приобретает публично-правовой характер, так как нарушает интересы общества в целом. Поэтому государство реагирует на совершенное правонарушение в сфере налогообложения с целью защиты своих имущественных интересов и прибегает к институту налоговой ответственности. Главным побудительным мотивом уплаты налогов является не сознательность налогоплательщиков, а меры принуждения, которые могут быть применены государством при выявлении нарушения законодательства о налогах и сборах. Одной из форм государственного принуждения является налоговая ответственность[1].

Согласно Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы[2]. При нарушении налогоплательщиком своих обязанностей нарушается установленный порядок общественных отношений, складывающийся в сфере экономической деятельности. Своевременная и в полном размере уплата налогов и сборов субъектами хозяйственной деятельности ведет к своевременному пополнению бюджета страны, а следовательно, и выполнению государством своих обязательств и основных задач.

Тема «Налоговая ответственность и ее особенность» выбрана не случайно. Применение мер ответственности в сфере налогообложения всегда вызывает повышенное внимание налогоплательщиков, так как оно затрагивает их права и интересы, так как каждый налогоплательщик хотя бы раз решал для себя вопросы, являются те или иные действия нарушением налогового законодательства, не приведут ли они к взысканию штрафов, а если да, то в каком размере.




В курсовой работе рассмотрена характеристика налоговых правонарушений, понятие налоговой ответственности, её особенность, виды и меры ответственности предусмотренные в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

1. Характеристика налоговых правонарушений

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправ­ное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность[3]. Из приведенного определения вытекают следующие юридические при­знаки налогового правонарушения:

· виновность (проявление умысла или неосторожности в деяниях обязанного лица);

· противоправность (нарушение законодательства о налогах и сбо­рах);

· наказуемость (применение санкций, установленных Налоговым кодексом, к налогоплательщикам в случае нарушения ими нало­гового законодательства).

Объект налогового правонарушения — охраняемые законодатель­ством налоговые отношения (например, отношения по исчислению и уплате налогов, по осуществлению налогового контроля);

субъекты — виновные лица (организации и физические лица, достигшие шестнад­цатилетнего возраста).

В качестве налоговых правонарушений могут выступать следующие:

1. Сокрытие доходов как налоговое правонарушение выражается в неотражении в бухгалтерском учете выручки от реализации, неопри­ходовании поступивших денежных средств, невключении в прибыль доходов от внереализационных операций и др.

2. Занижение дохода (прибыли) — это неправильный расчет налого­вой базы при правильном отражении выручки в учете. Наиболее распро­страненными способами занижения дохода являются: неправомерное отнесение расходов к обоснованным и документально подтвержденным затратам; неправильное списание убытков; счетные ошибки при расчете прибыли в сторону ее уменьшения.

3. Сокрытие или неучет объекта налогообложения касается всех объектов, кроме доходов и прибыли. Основной признак сокрытия объекта — отсутствие в учете организации первичных документальных данных о тех или иных объектах налогообложения.

4. Неучет объекта связан либо с неправильным расчетом объекта, либо с неправильным отражением его в учете. Отсутствие учета объектов налогообложения и ведение учета с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за про­веряемый период, предусматривают применение штрафных санкций.

5. Отсутствие учета объектов налогообложения как одно из налоговых правонарушений может применяться, например, в случае отсут­ствия сальдо прибыли за отчетный период на соответствующем бухгалтерском счете.

6. Ведение учета с нарушением установленного порядка обусловлено: отсутствием соответствующих учетных регистров, журналов, отчетных ведомостей; отнесением на себестоимость затрат, не имеющих отношения к производству и реализации продукции; отнесением затрат на себестоимость не в том периоде, в каком это должно быть, и др.

7. Непредоставление или несвоевременное предоставление документов в налоговый орган для налогового производства влечет за собой взыскание штрафа. Ответственность по данному правонарушению наступает независимо от возникшей недоплаты или переплаты по налогу.

8. Задержка уплаты налога. В этом случае производится взыскание пени - денежной суммы, которую налогоплательщик, плательщик сборов и налоговый агент должен выплатить за просрочку платежа помимо уплаты налога.

9. Неудержанне налога у источника выплаты. Налоговые агенты несут ответственность за нарушение порядка удержания и перечисле­ния в бюджет налога на доходы физических лиц.

В соответствии с Налоговым кодексом к прочим налоговым нарушениям, в частности, относятся ответственность свидетеля (ст. 128); отказ эксперта, переводчика, специалиста от участия в проведении налоговой проверки (ст. 129). Также установлены виды нарушений законодатель­ства о налогах и сборах в отношении банков.

Состав налогового правонарушения — совокупность предусмотренных законом признаков (элементов), квалифицирующих противоправное деяние (действие или бездействие) как налоговое правонарушение; это необходимое основание налоговой ответственности.

Для установления ряда составов налоговых правонарушений используются такие признаки, как систематичность нарушений, повторность, временной критерий, умысел. Например, грубое нарушение организаци­ей правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, совер­шенное в течение более одного налогового периода, характеризуется как систематическое противоправное действие с временными рамками[4].

Понятие налоговой ответственности и ее виды

Правовая система не может функционировать без института ответственности. В теории права выделяют административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую и материальную ответственность. В последнее время ряд авторов поставили вопрос о существовании специального вида ответственности - налоговой. Одни авторы полагают, что недопустимо само применение термина "налоговая ответственность". Другие считают, что о "налоговой ответственности" можно говорить только с достаточной степенью условности, выделение же ее в качестве самостоятельного вида юридической ответственности ничем не обосновано. Третьи утверждают, что в российской правовой системе сформировалось достаточно четко выраженное правовое явление - ответственность за налоговые правонарушения. Поэтому обозначение ответственности за налоговые правонарушения как налоговой ответственности вполне обоснованно. Соблюдение норм налогового законодательства, продолжают они, обеспечивается мерами административной, финансовой, дисциплинарной и уголовной ответственности, которые включаются в частное понятие "налоговая ответственность". Юридическая ответственность характеризуется следующими основными признаками:

1) опирается на государственное принуждение;

2) это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных нормами права;

3) наступает за совершение правонарушения;

4) выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя;

5) воплощается в процессуальной форме.

Указанные признаки юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности.

В НК РФ определено: за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ[5].

Налоговая ответственность связана с государственным принуждением, которое выступает её содержани­ем. Такое принуждение от имени государства осуществляют органы налогового администрирования и органы внутренних дел.

Ответственность за нарушение законодательства о нало­гах и сборах характеризуется определёнными лишени­ями, которые обязан претерпеть виновный. Лишение право­нарушителя определённых благ является её объективным свойством. Лишения заключаются в при­менении к нарушителю законодательства о налогах и сборах соответствующих санкций, которые и являются мерой ответ­ственности.

В соответствии со способом, каким они служат охране пра­вопорядка, санкции подразделяются на правовосстановительные и штрафные (карательные). Санкции за нарушение за­конодательства о налогах и сборах, которые заключаются во взыскании пени за просрочку уплаты налогов, являются правовосстановителъными, а те санкции, которые предполагают взыскание штрафов — штрафными (карательными). За нару­шения законодательства о налогах и сборах, содержащие при­знаки налоговых преступлений, наряду со штрафами, преду­сматриваются и другие наказания вплоть до лишения свободы. Такая ответственность наступает только за со­вершенное нарушение законодательства о налогах и сборах, которое выступает в качестве её основания.

Основаниями привлечения к ответственности за наруше­ния законодательства о налогах и сборах могут являться:

· нарушения законодательства о налогах и сборах, содер­жащие признаки административных правонарушений (нало­говые проступки);

· преступления, связанные с нарушением законодатель­ства о налогах и сборах (налоговые преступления).

К существенным признакам ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах относится и процессуальная форма её реализации. Привлечение к ответственности осуществляется в строгом со­ответствии с процедурами, предусмотренными законодатель­ством. В зависимости от основания ответственности это могут быть процедуры, предусмотренные:

· законодательством о налогах и сборах (производство по делам о налоговых правонарушениях);

· законодательством об административных правонаруше­ниях (производство по делам об административных правонару­шениях);

· уголовно-процессуальным законодательством (произ­водство предварительного расследования).

Ответственность за совершение налогового правонарушения обладает всеми основными признаками юридической ответственности:

1) выражается в применении мер государственного принуждения;

2) выступает на основе норм права и за нарушение правовых норм;

3) является последствием виновного деяния;

4) состоит в применении санкций правовых норм и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые правонарушитель должен претерпеть;

Но для того чтобы говорить о ней как о самостоятельном виде ответственности, необходимо выделить и особые признаки ответственности за налоговые правонарушения, а именно:

1) основанием ответственности является налоговое правонарушение;

2) применение ответственности за нарушение налогового законодательства урегулировано нормами налогового права;

3) особый субъектный состав;

4) к данной ответственности обязанных лиц привлекают специальные органы: налоговые или таможенные.

Из этого можно заключить, что налоговая ответственность самостоятельными признаками ответственности не обладает и говорить о налоговой ответственности как о самостоятельном виде ответственности и не представляется возможным. В зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании анализируемой ответственности, она может относиться на счёт финансовой, административной или уголовной ответственности.

Налоговая ответственность - применение органами налогового администрирования налоговых санкций в отношении лица, совершившего налоговое правонарушение, в соответствии с порядком предусмотренным законодательством о налогах и сборах. Налоговая ответственность в данном случае является разновидностью финансовой ответственности.

В свою очередь налоговая ответственность включает в себя:

- ответственность за совершение собственно налоговых правонарушений, т.е. совершенных лицами, являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговы­ми агентами;

- ответственность за нарушения законодательства о на­логах и сборах, совершенных лицами, не являющимися на­логоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;

- ответственность за нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Административная ответственность применяется в от­ношении лиц, виновных в совершении нарушений законода­тельства о налогах и сборах, содержащих признаки админи­стративных правонарушений.

Уголовная ответственность наступает в тех случаях, ко­гда совершенное физическим лицом нарушение законодатель­ства о налогах и сборах, характеризуется повышенной об­щественной опасностью и подпадает под признаки налого­вого преступления.

Если же такая деятельность осуществлялась более 3 месяцев, то она наказывается штрафом в размере 20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учёт более 90 дней (п. 2 ст. 117 НК РФ).

За нарушение срока представления сведении об открытии или закрытии счёта в 6анке с налогоплательщика взыскивается 5 тыс. руб. штрафа, который предусматривается п. 1 ст. 118 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии ими счетов в пятидневный срок.

2.2 Несоблюдение порядка ведения учёта объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установлении законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учёта предусматривает взыскание штрафа в размере 5 % от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30 % от указанной суммы и не менее 100 руб. В данном случае необходимо учитывать, что для каждого налога предусмотрены свои сроки представления налоговых деклараций. Например, согласно ст. 229 НК РФ плательщики налога на доходы физических лиц по общему правилу обязаны представлять налоговую декларацию ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока её представления, влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-годня (п. 2 ст. 119 НК РФ).

Грубое нарушение организации правил учёта доходов (расходов) или объектов налогообложения. Согласно п. 1 ст. 120 НК РФ, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. Под грубым нарушением правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения в данном случае понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учёта, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учёта и в отчетности хозяйственных операций денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут уже взыскание штрафа в размере 15 тыс. руб. (п. 2 ст. 120 НК РФ). Когда такие действия повлекли занижение налоговой базы, штраф взыскивается в размере 10 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).

2.3 Неисполнение обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов

Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ, если неуплата или неполная уплата сумм налога имела место в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), то она влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм налога.

Штраф увеличивается до 40 % от неуплаченных сумм налога в том случае, когда указанные деяния были совершены умышленно (п. 3 СТ. 122 НК РФ).

Согласно ст. 123 НК РФ, неправомерное неперечислении (неполное перечислении) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.

Здесь необходимо иметь в виду, что налоговые агенты, согласно ст. 25 НК РФ, обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.

2.4 Воспрепятствование законной деятельности органов налогового администрирования

Несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. (ст. 125 НК РФ).

Диспозицией данной статьи охватываются действия, нарушающие порядок ограничения прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Согласно ст. 77 НК РФ, при полном аресте налогоплательщик не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владеть и пользоваться им может только с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. При частичном же аресте допускается распоряжение имуществом, но оно также как владение и пользование осуществляется с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества на которое наложен арест, и составляет данное налоговое правонарушение.

Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов или иных сведении, предусмотренных законодательством о налогах и сборах влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Данное правонарушение заключается в игнорировании положений ст. 31 НК РФ, в соответствии с которой, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов.

Непредставление же налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации за исключением банка, предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля, вызываемого по делу о налоговом правонарушении, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. (ч. 1 ст. 128 НК РФ). В соответствии со ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Неправомерный же отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний наказываются штрафом в 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ).

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. (п. 1 ст. 129 НК РФ). Согласно ст. 95-97 НК РФ, указанные лица привлекаются налоговыми органами для оказания содействия в осуществлении налогового контроля. Дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. (п. 2 ст. 129 НК РФ).

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с законодательством о налогах и сборах это лицо должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. (ст. 126 НК РФ), а те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, - 5 тыс. руб. (ст. 129 НК РФ). В данном случае имеется в виду, прежде всего, неисполнение обязанностей лицами, которые в соответствии с законодательством о налогах и сборах обязаны сообщать налоговым органам сведения, связанные с учетом налогоплательщиков. Так, например, органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности или назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение 5 дней со дня издания соответствующего приказа.

Выводы и предложения

Рассмотрев налоговые правонарушения и характер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, проанализировав общие положения об ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, отдельные виды правонарушений, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации, а так же возможность привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, можно сделать следующие выводы:

1. Налоговая ответственность является развивающимся правоотношением, возникновение которого обусловлено фактом совершения налогового деликта. Охранительное налоговое правоотношение развивается последовательными действиями компетентных государственных органов, и подразделяется на отдельные, но взаимообусловленные стадии.

2. Нельзя не отметить, что до сих пор Налоговый Кодекс Российской Федерации содержит в себе нормы, которые выходят в противоречие, как общими принципами налогового права, так и с нормами материального права как такового.

Так согласно ст.109 Кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности, за налоговое правонарушение при отсутствии вины (в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса, налогоплательщик считается невиновным пока его вина не будет установлена судом) и п.1 ст.104 Кодекса, в котором допускается привлечение к налоговой ответственности налогоплательщика, то есть признание его виновным в совершении налогового правонарушения (с его согласия) и без судебного решения.

Глава 1. Теоретические основы налоговой ответственности. 5

1.1 Налоговое право в системе российского права. 5

1.2 Понятие и особенности налоговой ответственности. 10

Глава 2. Механизм налогового контроля и порядка привлечения к налоговой ответственности, проблемы его совершенствования. 20

2.1 Налоговые проверки как метод финансового контроля в сфере налогообложения 20

2.2 Порядок взыскания штрафных санкций за нарушения налогового законодательства с юридических лиц. 24

2.3 Презумпция невиновности налогоплательщика и проблема баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов. 29

2.4 Определение момента исполнения обязанности по уплате налогов в аспекте защиты прав и законных интересов государства. 34

Глава 3. Контроль налоговых органов за соблюдением хозяйствующими субъектами условий работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций и правил применения контрольно - кассовых машин. 38

3.1 Порядок привлечения к ответственности за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. 38

3.2 Порядок привлечения к ответственности за нарушение правил применения контрольно-кассовых машин при ведении денежных расчетов с населением. 42

Список использованной литературы.. 51

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.

Роль налогов в современном государстве так же велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме

Дипломная работа посвящена одной из наиболее часто встречающейся на сегодняшний день тем - это актуальные налоговые проблемы: взгляд с разных сторон.

Актуальность темы настоящей работы определяется значительными изменениями, которые в последнее время произошли в правовом регулировании налоговой ответственности в связи с совершением налогового законодательства. Современный уровень развития российского общества, существование рыночных отношений, интеграция нашей страны в международное сообщество потребовали коренного изменения отечественного законодательства, в том числе налогового. Это нашло отражение в вступившей в силу с 1 января 1999 года части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, положения которая ознаменовала очередной этап в развитии отечественного налогового законодательства, его выход на новый качественный уровень - уровень кодифицированного акта, обобщившего на тот момент многочисленные и разрозненные нормы данной подотрасли права.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе применения ответственности за налоговые правонарушения.

Предметом исследования – налоговые правонарушения, обладающие специфическими чертами и возможностями в условиях современной юридической действительности.

Цель и задачи. Целью и задачей настоящего исследования является изучение актуальные налоговые проблемы: взгляд с разных сторон.

Указанная цель достигается решением следующих задач:

- Изучиение налогового права в системе российского права;

- изучение понятия и особенностей налоговой ответственности;

- изучение налоговых проверок как метода финансового контроля в сфере налогообложения;

- изучение порядка взыскания штрафных санкций за нарушения налогового законодательства с юридических лиц;

- изучение презумпции невиновности налогоплательщика и проблемы баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов;

- изучение определения момента исполнения обязанности по уплате налогов в аспекте защиты прав и законных интересов государства;

- изучение порядка привлечения к ответственности за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций;

- изучение порядка привлечения к ответственности за нарушение правил применения контрольно-кассовых машин при ведении денежных расчетов с населением.

Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, включающих в себя два, три и два параграфа соответственно, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы налоговой ответственности

1.1 Налоговое право в системе российского права

Отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов, регулируются правовыми нормами, образующими в совокупности подотрасль (правовой институт) финансового права – налоговое право.

Система этих норм находит свое закрепление в нормативно-правовых актах органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления.

Налогово-правовая норма – это общеобязательное правило поведения в сфере налоговых правоотношений, установленное в определенном порядке и санкционированное компетентным государственным органом, соблюдение которого обеспечивается в необходимых случаях силой принуждения государства.

Налоговая норма предусматривает основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений. Без налоговой нормы обязанность уплаты налога не может считаться законно установленной и не влечет для участников налоговых правоотношений никаких юридических последствий.

Таким образом, предметом налогового права является группа однородных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов.

Основной чертой метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные (централизованные, императивные) предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства (метод субординации).

Однако применение в налоговом праве преимущественно императивного способа не исключает использования рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта-налогоплательщика (метод координации). Так, налоговые органы могут предоставить предприятиям на условиях, установленных законодательством России, налоговый кредит (отсрочку платежа) на основе специального соглашения. Кроме того, частичная диспозитивность поведения подчиненной стороны – налогоплательщика - проявляется и в его возможности формировать свою налоговую политику.

С учетом вышеизложенного представляется возможным дать определение понятию налогового права.

-->ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
  • Читайте также: