Первый отечественный свод законов регламентировавший сбор таможенных пошлин

Опубликовано: 16.05.2024

Воронин С.И. Торговый устав 1653 года

Торговый устав 1653 года

Установление унифицированной системы

взимания таможенных сборов в России

Одной из исторических дат, определивших в 1995 году установление профессионального праздника Дня таможенника Российской Федерации, стало 25 октября 1653 года, когда царь Алексей Михайлович утвердил Именной с боярским приговором указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров». В историю таможенного дела России данный Указ вошел под названием Торгового устава 1653 года как законодательный акт, положивший начало введению единой ставки рублевой пошлины в России.

Ко времени введения Указа в Российском государстве сложилась развитая, но архаичная система сбора таможенных пошлин, формировавшаяся постепенно с образования в IX веке Древнерусского государства. В XVII веке уже была широко развита мелочная дифференциация торговых, проезжих, штрафных пошлин и пошлин за обслуживание. Неопределенность и разнообразие внутренних таможенных пошлин тормозили экономическое развитие единого централизованного государства и приводили к многочисленным злоупотреблениям.

Увеличение размера таможенных пошлин произошло в связи с падением курса серебра в середине XVII века. Рублевая пошлина стала преобладать как наиболее выгодная в фискальном смысле, т.к. пошлина с цены товара обеспечивала быстрое возрастание казенных доходов. Разные ставки тамги во внутренней таможенной системе начинают исчезать. Необходимы были равные условия торговли на общероссийском рынке, что предполагало взимание со всех . рублевой пошлины в одинаковом размере. К середине XVII века происходит процесс постепенного стирания различий в уплате рублевой пошлины между местными и иногородними торговцами и покупателями. Размер пошлин перестал зависеть от места происхождения привозимого товара и имущественного положения торговца, которые ранее делились на «лучших», «средних» и «худых». К середине XVII века в России объективно назрела необходимость проведения таможенных реформ.

В течение 1652-1653 годов российские гости и купцы из важнейших торговых центров подавали челобитные на имя государя с просьбами о принятии неотложных мер по упорядочению сбора таможенных пошлин и реорганизации торговли на территории России. В августе 1653 года царю Алексею Михайловичу была подана «Сказка Строгонова с братьями и гостиной и других сотен торговых людей об искоренении злоупотреблений по таможенным сборам». В челобитной были изложены основные предложения «Московского государства торговых людей»:

Установление единой рублевой пошлины со всех видов товаров с продажной цены, как с местных жителей, так и с иногородних.

Отмена лишних пошлин на товары.

Отмена проезжих пошлин.

Установление единых клейменых мер и весов.

Для таможенных голов, осуществлявших сбор пошлин «на верной службе», в челобитной были выдвинуты пожелания:

Единообразие уставных таможенных грамот и доступность их всем людям.

Право конфискации товаров, необъявленных в таможне.

Обязательная выдача выписей «за таможенными печатьми» с перечислением товара торговцам, едущим в другие города.

Предоставление права производства обысков у всех лиц для пресечения беспошлинной торговли.

Невмешательство воевод в сбор пошлин.

Несение ответственности таможенных голов и целовальников в случае недобора пошлин по уставной грамоте только после расследования причин недобора.

К челобитной прилагалась «Царская уставная таможенная грамота», основные положения которой легли в основу Указа от 25 октября 1653 года.

Согласно Указу государева таможенная пошлина с товаров в Москве и других городах впредь должна была браться с продавцов (а не покупателей) по 10-ти денег с рубля с продажной стоимости (по ценам, установленным на эти товары в Москве и в других городах). Ряд мелких сборов и пошлин был упразднен. «Перекупные пошлины с весчих товаров» были оставлены без изменений (от 2,5 до 10 денег с рубля с надбавки на продажную цену). Пошлина 5-ти денег с рубля должна была собираться с денег, на которые приобретался товар. При этом давалась выпись, что товары были куплены на деньги. При продаже этих товаров также взималась пошлина 5 денег с рубля. Общая сумма сборов достигала, таким образом, 10 денег с рубля. Те, кто приобретал товар на вывоз, должны платить 10 денег с рубля. С привозных денег, предназначенных не для торговли, а в уплату долга или для сдачи в казну рублевая пошлина не взималась.

Таможенным головам, под угрозой наказания, запрещалось накладывать «лишние цены» сверх продажной цены товара в целях дополнительного сбора пошлин. Торговым людям запрещалось скрывать денежные суммы, предназначенные на покупку товаров, и занижать стоимость товаров в целях уменьшения платы таможенной «рублевой пошлины». Продажная цена объявлялась при явке товара в таможне продавцом в соответствии с рыночными ценами. Товары из золота и серебра, жемчуга и драгоценных камней нельзя было скрывать и занижать их продажную цену. Сокрытие реальной цены товара, как и самого товара, вело (после трех задержаний) к его конфискации и наказанию владельца кнутом. Правило распространялось не только на хозяев товара, но и на родственников, приказчиков и доверенных лиц. При недоказанности вины хозяина к дворовым и приказчикам могла быть применена пытка. Правила Указа о сыске касались и иноземцев, но для них, во избежание убытков, дело обходилось без штрафов.

Указ подтверждал практику выдачи таможенных выписей для вывозных товаров «за руками и за таможенными печатями». В таможенные книги таможенники обязаны были записывать количество и название товара, а также указывать пункт назначения. Запрещалось продавать и покупать товар по пути следования между населенными пунктами без предъявления выписей с указанием уже взятой пошлины в соответствующей таможне.

Важное место в Указе отводится системе взимания пошлин для торговых русских людей, направлявшихся с товаром, приобретенным в Москве и других городах, за рубеж. В зарубежных странах, кроме Персии, платилась «рублевая пошлина» по десять денег с рубля на товар без выписи, и по пять денег на товар с таможенной выписью. С иностранных купцов, торгующих привозными товарами, кроме Архангельска, пошлина составляла с продажной цены по 2 алтына с рубля. С иноземцев взимались проезжие «отъявочные» пошлины по 4 деньги с рубля с «весчих» товаров, а «не с весчих» - по 3 деньги с рубля. При перевозке товаров из Архангельска в Москву и другие города и при вывозе русских товаров за море иностранные купцы, не имевшие жалованных грамот, должны были платить «отъявочные» пошлины в том же размере. С иностранцев, торговавших в Архангельске без вывоза, пошлина составляла: с «весчих» товаров - 8 денег с рубля, с «не с весчих» - по алтыну с рубля, за важенные, дрягильские, мостовые, за всякие мелкие пошлины и за амбарщину взималось по 2 деньги с рубля. Российские купцы, продававшие греческие и персидские товары, приобретенные на Посольских дворах и у иноземных оптовых торговцев, платили «прежнюю пошлину» - по две деньги с рубля.

В связи с особым статусом Астрахани как центра торговли солью, в Указе представлены статьи, регулировавшие взимание таможенных пошлин с продажи соли, привезенной из Астрахани, в том числе и с учетом «Яицкого промысла» (рыбной ловли).

Важное место в Указе занимает требование единообразия «хлебным мерам, и всяким весам, саженям и аршинам». Амбарную пошлину или «анбарщину» должны были платить торговцы, складывающие в амбары свои товары на определенный срок. Купцы, в случае прямой продажи товара или его обмена без использования амбаров, освобождались от ее уплаты. С квасных мест, на рыбном дворе, у важен, на гостиных дворах, на реках по-прежнему взимались пошлины «аршинное», «мостовое». На реках Волге и Оке в половодье взимался «перевоз»: с иногородних торговцев - по десять денег с товарной телеги, а с местных – шесть денег. В Указе подробно расписаны весенние и летние пошлины за перевоз товарных и пустых телег, всадников и пеших людей. «Перевоз» и «мостовщина» не взимались со служилых людей. Мытная пошлина на Москве «с лесу, и с животины и со всяких мелких товаров» должна была взиматься по десять денег с рубля с прямой продажной цены. Мелкие таможенные сборы, которые записывались в таможенные книги «в поденный сбор» отдельными статьями, отменялись.

Указ царя Алексея Михайловича от 25 октября 1653 года, утвержденный Боярской Думой, положил начало процессу реформ в области упорядочивания таможенных сборов и создания единообразной таможенно-нормативной базы, установлению унифицированной системы взимания таможенных платежей, имел большое значение для проведения единой таможенной политики, развития торговли и таможенного дела России.

Указ Алексей Михайловича 1653 года являлся обязательным для всех таможенных учреждений страны правительственным постановлением и получил название «Торгового устава». Он рассылался таможенным головам и целовальникам вместе с уставными таможенными грамотами по городам, «чтобы его государев указ всем людям был ведом», хранился в таможенных избах на видном месте.

Основные положения Указа от 25 октября 1653 года вошли в состав Новоторгового устава 1667 года, который определил основные направления таможенной политики Российского государства второй половины XVII –первой половины века XVIII века.

Таможенные платежи

Содержание:

Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (ТС).

Согласно п. 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом (Налоговым), иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу согласно 51 статье Таможенного кодекса Евразийского экономического союза - ТК ЕАЭС. (ранее см. статья 75 Таможенного кодекса Таможенного Союза – ТК ТС).

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (Статья 51 ТК ЕАЭС).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Виды таможенных платежей

В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:

  • Ввозная таможенная пошлина;
  • Вывозная таможенная пошлина;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акциз;
  • Таможенные сборы;
  • Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция - 0%).

Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.

Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).

Документы и информация по таможенным платежам

  1. Коды таможенных платежей (Смотреть)
  2. Инструкция по уплате таможенных платежей (Смотреть)

Расчет таможенных платежей и их методы

Таможенные платежи – это комплексная величина, состоящая из нескольких видов обязательных таможенных выплат: сбор за таможенное оформление, акциз, пошлина и НДС, которая рассчитывается в зависимости от вида товара согласно его коду ТН ВЭД по таможенному тарифу таможенного союза.

Калькулятор расчета таможенных платежей

Пример расчета таможенного платежа:

При стоимости товара 1200 долларов, при условии что пошлина по нему составит 10% и НДС 20% таможенный платеж будет рассчитан следующим образом:
основа начисления 1200 долларов (80400,00 руб. по курсу ЦБ РФ на момент подачи декларации * )
1) сбор за таможенное оформление 375,00 руб.
2) 10% пошлина 8040,00 руб.
3) 20% НДС 17688,00 руб. (80400,00 + 8040,00 = 88440,00 руб. * 0,20 = 17688,00 руб.)

Итоговая сумма таможенного платежа уплаченного в таможню составит 389,59 долларов США или по курсу ЦБ на момент подачи декларации 26103,00 руб.

Итоговая стоимость товара при ввозе в РФ с учетом уплаты таможенных платежей составит 1584,00 долларов США или 106128,00 руб.
(1200,00 + 389,59 = 1584,59 долларов США или 80400,00 + 26103,00 = 106128,00 руб. )


* - В нашем примере курс ЦБ на момент оформления декларации взят из расчета 67 рублей за 1 доллар США

Внимание! Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Расчет таможенных пошлин может быть произведен только после того, как будет известна таможенная стоимость декларируемого товара. Таможенная стоимость товара (ТСТ) – это сумма стоимости товара и стоимости его доставки до таможенной границы (таможенного союза при импорте). Если стоимость транспортировки можно узнать у компании-перевозчика, то стоимость товара декларант может получить из контракта (договора) внешнеторговой сделки.

6 методов определения таможенной стоимости

Существует 6 методов определения таможенной стоимости товара ТК ЕАЭС Глава 5 (ранее см. Соглашение от 25 января 2008 года “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза”) (Смотреть):

1. По стоимости сделки с ввозимым товаром. Это наиболее часто употребляемый метод оценки таможенной стоимости товаров (СТ). Она определяется исходя из стоимости внешнеторговой сделки на момент пересечения товаром таможенной границы включая затраты (на транспортировку, страхование и лицензирование), понесенные декларантом до момента пересечения груза через таможенную границу.

2. По стоимости сделки с идентичными товарами. СТ определяется исходя из анализа сделок по аналогичным товарам. Метод применим только тогда, когда сравниваемые товары:

  • Были проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
  • Были ввезены примерно в одно и то же время с оцениваемым товаром (не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров);
  • Были ввезены примерно в том е количестве и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемый товар. Если идентичные товары ввозились в ином количестве и на других условиях, декларант производит корректировку их цен с учетом этих факторов и должен документально подтвердить таможенному инспектору обоснованность таких вычислений. Если при применении данного метода выявилось более одной цены сделки по идентичным товарам, то при определении таможенной стоимости декларируемого товара за основу берется самая низкая из них.

3. По стоимости сделки с однородными товарами. Данный метод определения СТ схож со вторым методом, но отличается тем, что анализируются сделки с однородными товарами, то есть товарами, которые не являются полностью идентичными, но имеют достаточное количество сходных характеристик и состоят из схожих компонентов, что позволяет таким товарам выполнять аналогичные функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми с декларируемым товаром.

4. На основе вычитания стоимости. Метод оценки СТ основывается на стоимости по которой однородные или идентичные товары были реализованы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации с вычетом таких затрат, как оплата таможенных пошлин, расходы на транспортировку товара и его продажу и др.

5. На основе сложения стоимости. СТ определяется на основе расчетной стоимости декларируемого товара. Расчетная стоимость товара определяется путем сложения:

  • Расходов по изготовлению и расходов на производство товара;
  • Суммы прибыли и коммерческих расходов;
  • Расходов на транспортировку;
  • Расходов на погрузку и выгрузку;
  • Расходов на страхование.

6. Резервный метод. Размер СТ определяется на основе оценок экспертов. Для вынесения оценки ТСТ, эксперты изучают стоимость сделки по ввезенному товару, сравнивают ее с теми ценами, по которым ввезенный товар продается в стране в обычных условиях торговли и конкуренции.

Для оценки СТ декларанту могут потребоваться следующие документы: прямой контракт с заводом, документы, подтверждающие факт оплаты за товар, экспортная декларация, инвойс, прайс – лист завода, приложение к контракту с ценами, официальный сайт завода с ценами и артикулами совпадающими с данными, указанными во внешнеторговом контракте.

На основе таможенной стоимости товара определяется размер таможенной пошлины. Размеры и виды таможенных пошлин определены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Таможенный тариф предусматривает три вида ставок:

  • Адвалорная – ставка представляет собой фиксированную процентную ставку. Размер таможенной пошлины определяется в зависимости от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы);
  • Специфическая – размер пошлины строго фиксирован и накладывается на единицу товара (литр, килограмм, и т.д.);
  • Комбинированная – ставка сочетает в себе и адвалорную и специфическую виды ставок. При расчете таможенных пошлин выплате подлежит та пошлина, сумма которой больше.

Помимо таможенной пошлины на таможне взимаются НДС, акциз и другие таможенные сборы.

НДС, согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, бывает двух видов: 10% и 20% (Согласно закону № 303-ФЗ, с 2019 года).

Акцизные сборы также определяются согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (см. статья 193 НК РФ, часть 2).

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС. К таможенным сборам относятся:

  • Сбор за таможенное оформление - размер устанавливается Правительством РФ (Смотреть);
  • Сбор за таможенное сопровождение (сумма таможенных платежей зависит от расстояния перемещения груза);
  • Сбор за хранение груза на таможенном складе, cогласно п. 3 статьи 47 ТК ЕАЭС (ранее п. 3 статьи 72 ТК ТС), размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Ставки сбора за таможенное оформление товаров

(с учетом 25% скидки при электронном декларировании)

Декларированная стоимость груза при импортеРазмер ставок сборов за таможенное оформление
Включительно до 200000 рублей 375 руб.
Свыше 200000 рублей и включительно до 450000 рублей 750 руб.
Свыше 450000 рублей и включительно до 1200000 рублей 1500 руб.
Свыше 1200000 рублей и включительно до 2500000 рублей 4125 руб.
Свыше 2500000 рублей и включительно до 5000000 рублей 5625 руб.
Свыше 5000000 рублей и включительно до 10000000 рублей 15000 руб.
Свыше 10000000 рублей 22500 руб.

Размер и условия применения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами или внутренним законодательством государств – членов Таможенного союза. Взимание таможенных платежей (специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин) происходит в порядке аналогичном взиманию ввозной таможенной пошлины ТК ЕАЭС статья 71 (ранее см. статья 70 ТК ТС).

Также к таможенным платежам относятся всевозможные пени и штрафы, начисленные за задержку или уклонение от уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Уклонение от таможенных платежей

Уклонение от уплаты таможенных платежей недопустимо и наказывается наложением штрафов, начислением пеней и даже наложением административного ареста.

Однако ТК ЕАЭС предусматривает случаи, когда размер таможенных платежей может быть существенно снижен. Речь идет и о льготах по уплате таможенных платежей.

Льготы по уплате таможенных платежей

Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).

Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.

Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).

Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.

Уплата таможенных платежей - порядок и сроки

Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статье 50 ТК ЕАЭС (ранее см. статья 79 ТК ТС). После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии). Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы “Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.

Сроки уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи выплачиваются декларантом в виде аванса. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации.

Возврат таможенных платежей

В случае переплаты таможенных платежей декларант вправе обратиться в таможенный орган с письменным заявлением о возврате переплаченных средств. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие этот факт.

Вы хотите произвести точный расчет таможенных платежей? – Мы поможем Вам!

Соборное уложение 1649 г.

В 1649 г. было принято Соборное уложение в Москве Земским собором при царе Алексее Михайловиче. В нем систематизировано и обновлено все российское право, наметилось разделение норм по отраслям и институтам. Источниками Соборного уложения являлись судебники, указные книги приказов, царские указы, приговоры Боярской думы, решения Земских соборов, Стоглав, литовское и византийское право.

В Соборном уложении впервые в русском законодательстве закреплялся статус царя как наследственного монарха. С принятием Соборного уложения завершился процесс закрепощения крестьян, установлено право их бессрочного сыска и возвращения прежнему владельцу.

В Соборном уложении наметился процесс сближения правового статуса поместья и вотчины.

Было уточнено понятие преступления как «лихого дела». Выделены преступления против: православной веры и церкви, порядка управления и благочиния, личности, имущества и нравственности, а также государственные и должностные преступления.

Целями наказания были устрашение и возмездие, а также изоляция преступника от общества. Детализируются формы судебного процесса: состязательный (суд) и разыскной (розыск).

В Соборном уложении предусмотрены виды наказаний: смертная казнь, членовредительные и болезненные телесные наказания.

По Уложению 1649 г. дворяне, дети боярские, иноземцы и всякие служилые люди, а также их прислуга и припасы также освобождались от уплаты внутренних таможенных платежей: мыта, перевозов, мостовщины. Подобной же привилегией пользовались государевы гонцы, посланные по службе. Если со служилого человека все же взыскивали пошлину, то он имел право жаловаться на своих обидчиков. В случае подтверждения его правоты с таможенников взыскивался в пользу потерпевшего ущерб в тройном размере, а их самих подвергали битью кнутом. Если же служилый человек незаконно провозил купеческие товары, выдавая их за свои, его подвергали аналогичному наказанию.

Соборным уложением 1649 г. от мытной пошлины освобождались и иноземцы.

Соборным уложением 1649 г. иностранцам запрещалось торговать внутри Московского государства, где бы то ни было, кроме Архангельска.

Порядок уплаты таможенных пошлин и система наказаний за уклонение от их уплаты были регламентированы в IX главе Соборного Уложения 1649 г. Изложенные в ст. 2 Уложения положения были направлены на борьбу с попытками незаконного провоза товаров, т. е. с контрабандой.

Уложением 1649 г. размер промыты был установлен в 5 рублей с человека; промытившийся также подлежал наказанию кнутом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

30. Структура и содержание Соборного уложения 1649 г

30. Структура и содержание Соборного уложения 1649 г Изменения, произошедшие в общественно-политических отношениях, должны были получить отражение и в праве. Иначе невозможно полноценное существование государства. В 1648 г. был созван Земский собор, который продолжал свои

32. Уголовное право по Соборному уложению 1649 г

32. Уголовное право по Соборному уложению 1649 г В Соборном уложении нет понятия преступления, однако из статей Уложения ясно, что преступлением является нарушение царской воли или закона.Субъектами преступления могут быть отдельные люди или группа лиц, независимо от их

33. Судебный процесс по Соборному уложению 1649 г

33. Судебный процесс по Соборному уложению 1649 г Как и прежние кодексы, Соборное уложение устанавливало две формы судебного процесса: обвинительно-состязательную и розыскную.Обвинительно-состязательный процесс применялся при рассмотрении имущественных споров и мелких

60. Уголовное уложение 1903 г

60. Уголовное уложение 1903 г Новое Уголовное уложение разрабатывалось в течение двадцати лет на основе Уложения о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864 г.), Военно-уголовного кодекса (1875 г.), Военно-морского устава (1886 г.) и было принято в 1903 году.Российский закон

Соборное уложение 1649 г.

Соборное уложение 1649 г. В 1649 г. было принято Соборное уложение в Москве Земским собором при царе Алексее Михайловиче. В нем систематизировано и обновлено все российское право, наметилось разделение норм по отраслям и институтам. Источниками Соборного уложения являлись

§ 4. Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 г. – важнейший памятник русского военного, уголовного и судебного законодательства XVII века

§ 4. Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 г. – важнейший памятник русского военного, уголовного и судебного законодательства XVII века Важнейшим памятником именно отечественного, а не иностранного происхождения, в XVII в. было Соборное Уложение 1649 г. Причины подготовки

32. Общая характеристика соборного уложения 1649 г

32. Общая характеристика соборного уложения 1649 г 16 июля 1648 г. царь и Дума вместе с собором духовенства решили согласовать между собой и свести в один кодекс все источники действовавшего права и дополнить их новыми постановлениями. Проект кодекса составляла комиссия из

33. Формы землевладения по соборному уложению 1649 г

33. Формы землевладения по соборному уложению 1649 г В первую очередь в Соборном Уложении 1649 г. получило закрепление право феодальной собственности на землю. Законодатель выделил в отдельные главы вопрос о поместных и вотчинных землях. Помещики имели только правомочия

44. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г

44. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г Уложение о наказаниях уголовных и исправительных было большим шагом вперед в развитии уголовного законодательства Российской империи. Однако на нем по-прежнему висел большой груз феодальных принципов и

Тосканское уголовное уложение

Тосканское уголовное уложение Наиболее последовательным уголовным кодексом эпохи «просвещенного абсолютизма» стало «Новое уголовное уложение для великого герцогства Тосканы» (1786 г.), изданное при герцоге Петре-Леопольде. Подобно большинству кодексов своего времени

§ 66.2. Прусское земское уложение

§ 66.2. Прусское земское уложение Разработка уложения Самым крупным (и по значению, и по объему) сводом права эпохи «просвещенного абсолютизма» стало подготовленное в конце правления Фридриха II уложение земского права Пруссии. В нем было обобщено все действовавшее право

§ 67. Всеобщее гражданское уложение Австрии

§ 67. Всеобщее гражданское уложение Австрии Австрийское гражданское уложение 1811 года заняло особое место среди кодификаций рубежа XVIII–XIX вв. В нем первом среди сводов права государств, где монархии не претерпели потрясений революций, нашли выражение принципы

§ 70. Германское гражданское уложение 1896 г.

§ 70. Германское гражданское уложение 1896 г. Разработка общегерманского свода частного права После политического объединения Германия оставалась в правовом отношении разобщенной страной. В каждом из государств-автономий действовали свои кодексы уголовных и

date image
2020-04-12 views image
364

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


С укреплением Российского государства ширилась торговля, как внутренняя, так и внешняя.

Усилиями Посольского приказа была организована торговля с Англией. По указу Ивана Грозного в интересах улучшения торговли с Англией и Голландией был основан торговый город Архангельск, вблизи Михайло-Архангельского монастыря в устье Северной Двины. Сюда в сезон навигации приплывали английские, голландские, французские купцы, приезжали русские купцы из Москвы, Вологды, Холмогор и других городов. В Архангельске были сооружены амбары, избы купцов, иностранные фактории. С конца 80-х годов XVI в. Архангельск стал мощным центром русской внешней торговли, приносившим до 60 процентов доходов казны. Англичане и голландцы, бывшие мировыми лидерами морского дела, закупали в России стратегическое сырье для флота – значительную часть мачтового леса, льна (для изготовления парусины), пеньки (для изготовления канатов), смолы (для изготовления кораблей). Временами на долю Англии приходилась почти половина внешней российской торговли.

Завоевание в 1552 г. Казанского ханства, а затем Астраханского, т.е. всей Волги, вывело Россию к Каспийскому морю, к Кавказу и значительно облегчило торговлю с Персией – центром Великого торгового шелкового пути. Границей сферы персидского влияния была р. Терек, а продвигаться дальше на север персы уже не считали разумным, опасаясь обострения отношений с Россией. В итоге большинство народов Поволжья и Северного Кавказа вошли в сферу геополитического влияния Московского государства.

Торговля ширилась, благодаря как организаторской деятельности Посольского приказа, так и тому обстоятельству, что российские товары пользовались в других странах огромным спросом: пушнина, мед, воск, поташ, карлук (рыбий клей из плавательного пузыря осетровых рыб – белуги, осетра, севрюги), сельскохозяйственная продукция (кожа, сало, ревень, лиственничная губка, кап – застывший березовый сок, солодковый корень), продукты морского промысла и рыболовства, продукты использования и переработки древесины (лес, деготь, смола, вар, зола). Когда, после покорения Ермаком Сибирского ханства, началась активная торговля с Китаем, возникла интересная ситуация: Россия, наряду с другими товарами (шелк, пряности, украшения, одежда, лекарства, порох и др.), стала закупать у китайцев чай. И при этом продавать китайцам тоже …чай, только другой – кипрей (иван-чай), пользовавшийся у китайцев спросом.

Как и на предыдущем этапе истории таможенного дела России, торговля и сбор таможенных пошлин были строго регламентированы. Торговать можно было в строго определенных местах – на ярмарке, городском торгу, сельском торжке, монастырском торгу, погосте. Там же осуществлялся таможенный сбор, а также – на границе и по дороге к местам торга.

Размер таможенной пошлины с отечественных купцов составлял в среднем 3 процента, с иностранных – 5 процентов. При этом действовало правило: пошлина на товары, продаваемые местными жителями, была, практически всегда, меньше, а с иноземцев – больше, исходя из интересов покровительства, т.е. поддержки местного производителя. Так, по Новгородской уставной таможенной гра­моте 1571 г. с местных горожан, торгующих на рынке, взималась пошлина размером в 0,75 процента от стоимости товара, с жителей новгородских пригородов – 2 процента, с купцов других городов и уездов – 4 процента, а с иностранных купцов – 7 процентов. А согласно Белозерской уставной таможенной гра­моте 1598 г. с местных торгующих жителей предусматривалось взимать 0,5 процента от стоимости товара, а со всех приезжих – 6 процентов.

Постепенно сложилась система таможенных сборов, включавшая 4 группы пошлин:

1) Проезжие (проезжие и проплавные). Проезжие пошлины еще называли мытом;

2) Торговые (их еще называли тамгой);

3) Пошлины за обслуживание;

4) Штрафные пошлины.




Таможенные пошлины устанавливались уставными таможенными грамотами.

1. К проезжим (проезжим и проплавным) пошлинам (мыту) относились:

Мыто сухое – пошлина с воза или саней, в которых товар перевозился.

Мыто водяное – пошлина с судна, в котором перевозился товар.

Посаженное – взималось с воза, саней или судна, в зависимости от их размера в саженях.

Костки – пошлина с людей, сопровождавших и охранявших товар.

Подужное – дополнительный сбор с числа телег в обозе купца.

Проезжее – пошлина за пользование купцом устроенными дорогами.

Мостовщина и перевоз – пошлина за проезд по мосту или пользование перевозом.

Побережное – взималось с судна, причалившего к берегу.

2. Торговые пошлины (тамга):

Явка – пошлина за предъявленный в таможне товар.

Замыт – сбор с цены товара.

Порядное – пошлина с продажи и покупки наиболее ценных товаров (например, меди, икры, осетровой рыбы, соли).

Померное – пошлина с продажи меримых товаров: пшеница, рожь, греча, овес, ячмень, горох и др. Померную пошлину брали с меры, т.е. с товара, насыпанного в меру[25], полумеру, четверть или осьмушку меры.

Пятно – таможенный сбор за клеймение лошадей при купле-продаже.

Гостиное – пошлина с привозных товаров, которые размещались на гостином дворе.

Узольцовое – сбор за обвязку товара с приложением таможенной печати.

3. Пошлины за обслуживание:

Гостиное – плата за остановку и проживание в гостином дворе. Дело в том, что иногородние и чужеземные купцы под угрозой штрафа обязаны были останавливаться в гостиных дворах при ярмарках и крупных торгах, и только там торговать. За проживание в гостином дворе и взималось гостиное.

Амбарное – плата за размещение товара в амбаре при гостином дворе. Размещать товар вне гостиного двора было строго запрещено.

Контарное – пошлина за взвешивание товара.

Складочное – пошлина за разгрузку товара.

Привязочное – пошлина, взимаемая за размещение и привязку лошадей, быков, коров, овец, баранов, козлов и иной живности, предназначенной для продажи.

Полавочное – плата за предоставление прилавков.

4. Штрафные пошлины:

Протаможье – пеня за неявку товара на таможню.

Промыт (промыто, протамга) – штраф за уклонение от уплаты таможенной пошлины. Позднее, в XVII в., промытившийся человек также подлежал физическому наказанию – битью кнутом.

Заповедь – пеня за неуплату пошлины при продаже-покупке лошади.

Штрафное гостиное – штраф с купца, прибывшего на ярмарку, но остановившегося не на гостином дворе.

Штрафное амбарное – штраф с купцов, складировавших свои товары в домах частных лиц помимо гостиного двора.

Необходимость проведенной систематизации таможенных сборов была вызвана как потребностью совершенствования регламентации торговли и таможенного дела, так и тем, что число пошлин составляло уже довольно большое число – 40-50 различных пошлин.

В XVI в. получила развитие российская таможенная политика, которую, прежде всего, вел Посольский приказ – с учетом не только торгово-пошлинных выгод, но и других обстоятельств, как то: 1) с кем торговать (страны-соседи, заморские страны, страны-союзники, страны-противники); 2) как торговать (на общих основаниях, на льготных условиях и т.п.). Иными словами, таможенная политика велась с учетом экономических, военно-политических, культурных, а в целом – национальных интересов.

Таможенная политика России на этом этапе была протекционистской. Первым вариантом покровительственной (протекционистской) таможенной политики можно считать систему заповедных товаров («заповедная статья»[26]). Заповедных – значит, запрещенных к ввозу из-за границы или вывозу за границу. Смысл системы заповедных товаров был весьма прост, и заключался в том, чтобы: 1) полезное из страны не вывозить, и 2) вредное в страну не ввозить. К примеру, в перечне запрещенных к вывозу товаров значились: оружие (чтобы не вооружать возможного противника); золото, серебро, драгоценности (чтобы не ослаблять казну); хлеб (чтобы оставался в стране на случай голода); медь (которой в те времена не хватало – из нее выливали пушки и колокола, а медных рудников еще не было); соль (была единственным консервантом продуктов, и ее также не хватало) и др. К ввозу в страну были запрещены табак и крепкие спиртные напитки, прежде всего, по культурно-религиозным соображениям – в то время курение было запрещено, а спиртные напитки употреблялись легкие – пиво и медовое вино. Бражничество не приветствовалось, и даже запрещалось в будничные дни правителями Русского государства, чему примером указ великого князя Ивана III, запрещающий ежедневное употребление спиртных напитков, за исключением праздничных дней.

Правом на экспорт ряда заповедных товаров, таких, например, как соболиные меха, осетровые рыбы, икра, поташ, ревень, карлук обладала только казна. Приводим на этот счет свидетельство Иоганна Филипп Ки́льбургера, участника шведского посольства в Москву в 1673-1674 годах, автора описания России и состояния торговли в стране, написавшего весьма ценную книгу «Краткое известие о русской торговле»: «Никакой воевода, офицер или купец не смеет дерзнуть купить себе там лучших соболей, …чтобы, в свою очередь, продать их из страны, но такие составляют собственную царскую торговлю, и для этого в надлежащих местах поставлена сильная стража, которая должна об этом разведывать. Если пойман кто-нибудь, сделавший вопреки этому, тотчас соболи отнимаются…»[27].

Подобная таможенная политика, основанная на системе заповедных товаров, способствовала укреплению экономики, культуры и в целом российского государства. Политика заповедных товаров усилила роль русского рынка в системе мировой торговли. Данная система просуществовала два века, до ее отмены царем Петром I на рубеже XVII-XVIII вв. в связи с переходом к фритредерству.

Протекционизму также содействовал описанный выше дифференцированный порядок сбора пошлин. По свидетельству Ю.А. Тихонова, «на протяжении XVI – первой половины XVII в. действовало дифференциальное обложение торговых сделок, и взимались проезжие пошлины. Эти таможенные перегородки затрудняли конкурентную борьбу приезжих торговцев с местными»[28]. К приезжим торговцам, в первую очередь, относились иностранные купцы, уплачивающие заметно большую пошлину за свои привозные товары, чем местные торговцы, являвшиеся в большинстве случаев производителями продаваемого отечественного товара. Так государство, посредством таможенной политики, защищало отечественного производителя и национальную экономику в целом.

Таким образом, к середине XVI в. в России сложилась централизованная, единая для всей страны, система таможенного дела во главе с Посольским приказом, первым центральным государственным органом, ведавшим таможенным делом, который формировал таможенную политику, готовил таможенные грамоты, рассчитывал размеры таможенных пошлин, заключал торговые договоры с иными странами, судил иностранных купцов, регулировал торговлю и работу таможенных голов и откупных таможен. Сформированная тогда система таможенного дела включала в себя четыре подсистемы: 1) таможенных учреждений; 2) таможенных чинов; 3) таможенных нормативных документов; и 4) таможенных пошлин.

Сложившаяся в XVI в. система таможенного дела, реализующая дифференцированный принцип сбора таможенных пошлин и протекционистскую политику, в значительной степени способствовала развитию экономики Российского государства, которое все более укрепляло свои позиции в геополитической системе того времени, выходя на первые позиции в европейской политике, что вызвало откровенное раздражение и противодействие со стороны западных держав, не прекращающееся и доныне. Западные державы использовали и используют до сих пор малейшую возможность для ослабления Российского государства. В частности, такой случай им представился в конце в XVI в., когда в нашей стране наступило Смутное время.

[1] См.: Мединский В.Р. Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV-XVII вв.: Дисс. . доктора ист. наук. – М., 2011. С. 3.

[2] Ченслер Ричард. Книга о великом и могущественном царе России. – СПб., 1884. С. 7.

[3] См.: Мединский В.Р. Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV-XVII вв.: Дисс. . доктора ист. наук. – М., 2011.

[4] Беляев И. Д. Земские соборы на Руси. Издание второе. – М.: Издание книгопродавца А.Д. Ступина. Типография Вильде, 1902. С. 3.

[5] Беляев И.Д. Земские соборы на Руси. Издание второе. – М.: Издание книгопродавца А.Д. Ступина. Типография Вильде, 1902. С. 26.

[7] Там же. С. 8, 50-52.

[8] Там же. С. 47-48.

[9] Беляев И. Д. Земские соборы на Руси. Издание второе. – М.: Издание книгопродавца А.Д. Ступина. Типография Вильде, 1902. С. 3.

[10] Беляев И. Д. Земские соборы на Руси. Издание второе. – М.: Издание книгопродавца А.Д. Ступина. Типография Вильде, 1902. С. 36.

[11] Тихонов Ю.А. Таможенная политика Русского государства с середины XVI в. до 60-х годов XVII в. // Исторические записки. – М.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 289.

[12] Котошихин Г.К. О России в царствование Алексия Михаиловича. - СПб.: Издание археографической комиссии, 1884. С. 74-75.

[13] См.: Наказ Большой Московской таможне 1681 г. «О сборе таможенных пошлин» // Таможенное дело России (сборник документов и материалов). – М.: Автор, Юпапс, 1997. С. 183-189.

[14] Таможенное дело России (сборник документов и материалов). – М.: Автор, Юпапс, 1997. С. 196.

[15] Там же. С. 201.

[16] Там же. С. 203.

[17] Там же. С. 205.

[18] См.: Таможенное дело России (сборник документов и материалов). – М.: Автор, Юпапс, 1997. С. 166.

[19] Именной указ с Боярским приговором от 28 февраля 1677 г. «О взыскании таможенных недоборов на Головах и целовальниках, об избрании к тем сборам людей добрых, о награждении оных за прибыль казны жалованьем, и о взыскании Воеводами Голов и приказных людей за взятки» // Таможенное дело России (сборник документов и материалов). – М.: Автор, Юпапс, 1997. С. 169-170.

[20] Беляев И. Д. Земские соборы на Руси. Издание второе. – М.: Издание книгопродавца А.Д. Ступина. Типография Вильде, 1902. С. 13-14.

[21] Там же. С. 17-18.

[22] См.: Таможенное дело России (сборник документов и материалов). – М.: Автор, Юпапс, 1997. С. 50-64.

[23] См.: Киселев С.Г. Философия таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2008. № 3. С. 22-28.

[24] См.: Таможенное дело России (сборник документов и материалов). – М.: Автор, Юпапс, 1997. С. 67-71.

[25] Мера – емкость вместимостью 26 литров.

[26] См.: Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. – Челябинск: Социум, 2005. С. 22.

[27] Кильбургер И.Ф. Краткое известие о русской торговле, как она производилась в 1674 г. вывозным и привозным товаром по всей России / И.Ф. Кильбургер // Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. – Киев, 1915. С. 308.

[28] Тихонов Ю.А. Таможенная политика Русского государства с середины XVI в. до 60-х годов XVII в. // Исторические записки. – М.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 289.

Одной из исторических дат, определивших в 1995 году установление профессионального праздника Дня таможенника Российской Федерации, стал день 25 октября 1653 года, когда царь Алексей Михайлович утвердил Именной с боярским приговором указ «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров». В историю таможенного дела России данный Указ как законодательный акт, положивший начало введению единой ставки рублевой пошлины, вошел под названием Торгового устава 1653 года.

Ко времени введения Указа в Российском государстве сложилась развитая, но архаичная система сбора таможенных пошлин, формировавшаяся постепенно со времени образования в IX веке Древнерусского государства. К XVII веку возросла мелочная дифференциация торговых, проезжих, штрафных пошлин. Значительное количество и разнообразие внутренних таможенных пошлин тормозили экономическое развитие единого централизованного государства и приводили к многочисленным злоупотреблениям.

В августе 1653 года царю Алексею Михайловичу была подана «Сказка Строгонова с братьями и гостиной и других сотен торговых людей об искоренении злоупотреблений по таможенным сборам». В челобитной были изложены основные предложения «Московского государства торговых людей»:

-Установление единой рублевой пошлины со всех видов товаров с продажной цены как с местных жителей, так и с иногородних.

-Отмена практики наложения лишних пошлин на товары.

-Отмена проезжих пошлин.

-Установление единых клейменых мер и весов.

-Таможенные головы, осуществлявшие сбор пошлин «на верной службе», в челобитной выдвинули пожелания:

-Установление единообразия уставных таможенных грамот и доступность их всем людям.

-Право конфискации товаров, необъявленных в таможне.

-Обязательная выдача выписей «за таможенными печатьми» с перечислением товара торговцам, едущим в другие города.

-Предоставление права производства обысков у всех лиц для пресечения беспошлинной торговли.

-Невмешательство воевод в сбор пошлин.

-Установление ответственности таможенных голов и целовальников в случае недобора пошлин по уставной грамоте только после расследования причин недобора.

К Строгановской челобитной прилагалась «Царская уставная таможенная грамота», основные положения которой легли в основу Указа от 25 октября 1653 года.

Согласно Указу государева:

-таможенная пошлина с товаров в Москве и других городах впредь должна была браться с продавцов, а не с покупателей по 10-ти денегс рубля[1] с продажной стоимости

- С денег, на которые приобретался товар, должна была собираться пошлина по 5 денег с рубля. При этом давалась выпись, что товары были куплены на деньги.

-При продаже этих товаров в других местах также взималась пошлина 5 денег с рубля. Общая сумма сборов достигала, таким образом, 10 денег с рубля.

-С явленных денег на приобретение товара в других городах торговцы должны были платить 10 денег с рубля.

-С привозных золотых, ефимков[2] и денег, предназначенных не для торговли, а в уплату долга или для сдачи в казну, рублевая пошлина не взималась.

-Таможенным головам и целовальникам, под угрозой наказания, запрещалось накладывать «лишние цены» сверх продажной цены товара под предлогом дополнительного сбора пошлин. Торговым людям запрещалось скрывать денежные суммы, предназначенные на покупку товаров, и занижать стоимость товаров в целях уменьшения платы таможенной «рублевой пошлины».

-Продажная цена объявлялась при явке товара в таможне продавцом в соответствии с рыночными ценами.

-Товары из золота и серебра, жемчуга и драгоценных камней нельзя было скрывать и занижать их продажную цену. Сокрытие реальной цены товара, как и самого товара, вело после трех задержаний к его конфискации и наказанию владельца кнутом. Правило распространялось не только на хозяев товара, но и на родственников, приказчиков и доверенных лиц. При недоказанности вины хозяина к дворовым и приказчикам могла быть применена пытка. Правила Указа о сыске касались и иноземцев, но для них, во избежание убытков, дело обходилось без штрафов.

-Запрещалось продавать и покупать товар по пути следования между таможнями. При прибытии в конечный пункт в таможне предъявлялись выписи с указанием уже взятой пошлины.

-В порубежных городах, кроме товаров, вывозившихся в Персию, платилась «рублевая пошлина» по десять денег с рубля на товар без выписи, и по пять денег на товар с таможенной выписью. С иностранных купцов, торгующих привозными товарами в российских городах, кроме Архангельска, пошлина составляла по 2 алтына с рубля с продажной цены.

-При перевозке товаров из Архангельска в Москву и другие города и при вывозе русских товаров за рубеж с иностранных купцов, не имевших жалованных грамот, взимались проезжие «отъявочные» пошлины по 4 деньги с рубля.

-С иностранцев, торговавших в Архангельске без вывоза, пошлина составляла: с «весчих» товаров – 8 денег с рубля, с «не с весчих» – по алтыну с рубля, «за важенные, дрягильские, мостовые, за всякие мелкие пошлины и за амбарщину» взималось по 2 деньги с рубля. Российские купцы, продававшие греческие и персидские товары, приобретенные на Посольских дворах и у иноземных оптовых торговцев, платили «прежнюю пошлину» – по две деньги с рубля.

-С продавцов, привозивших соль из Астрахани на продажу в Москву и другие города взималась рублевая пошлина, по гривне[3] с рубля, и пошлины «за всякие мелкие статьи».

-Указ сохранял амбарную пошлину, которую должны были платить торговцы, складывающие в амбары свои товары на определенный срок. На гостиных дворах по-прежнему взимались весовые пошлины, а также «аршинное», «мостовое».

- важнях, на пристанях, у судов взимались весовые пошлины. На реках Волге и Оке в половодье взимался «перевоз»: с иногородних торговцев – по десять денег с товарной телеги, а с местных – шесть денег.

-В Указе подробно расписаны весенние и летние пошлины за перевоз товарных и пустых телег, всадников и пеших людей. «Перевоз» и «мостовщина» не взимались со служилых людей.




-Мытная пошлина на Москве «с лесу, и с животины и со всяких мелких товаров» должна была взиматься по десять денег с рубля с прямой продажной цены. Мелкие таможенные сборы, которые записывались в таможенные книги «в поденный сбор» отдельными статьями, отменялись.

Указ царя Алексея Михайловича от 25 октября 1653 года, утвержденный Боярской Думой,положил начало процессу реформ в области упорядочивания таможенных сборов и создания единообразной таможенно-нормативной базы, установлению унифицированной системы взимания таможенных платежей, имел большое значение для проведения единой таможенной политики, развития торговли и таможенного дела России.

Указ Алексей Михайловича 1653 года являлся обязательным для всех таможенных учреждений страны правительственным постановлением и получил название «Торгового устава». Он рассылался из Приказов по городам таможенным головам и целовальникам, включался в Наказные памяти, в местные годовые списки и в книги таможенных сборов. Торговый устав хранился в таможенных избах на видном месте, «чтобы его государев указ всем людям был ведом».

Основные положения Указа от 25 октября 1653 года вошли в состав Новоторгового устава 1667 года, который определил основные направления таможенной политики Российского государства второй половины XVII –первой половины XVIII века.

10. Новоторговый устав 1667г., как инструмент защиты национальных экономических интересов России (формирование таможенной политики, направленной на защиту национального производства).

Новоторговый устав 1667г. является крупнейшим законодательным актом , определявшим нормы внешней и внутренней торговли.

С точки зрения экономической политики Новоторговый устав представляет собой памятник политики меркантилизма .Все статьи устава, посвященные внешней торговле, проникнуты протекционизмом , который нашел выражение в системе пошлин ,взимавшихся с иностранных купцов. Вопросы внутренней торговли трактовались на основе Торгового устава 1653г.,оформившего таможенную систему и вводившего единую пошлину.

Устав состоит из введения , 94 статей и 7 статей приложения-Устава торговли (для иностранцев). Во введении изложены принципы торгово-экономической политики, провозглашались забота о пополнении государственной казны ,поддержка купечества, высказывалась мысль об организации кредита. В Новоторговом уставе детализированы правила внутренней торговли, основанные на торговом уставе 1653 г. Организация торговли и таможенной службы изымалась из ведения воевод. Подробно рассмотрены вопросы о сроках и порядке уплаты пошлин. Многие статьи были посвящены регламентации торговли иностранцев. Их торг ограничивался местом, временем, перечнем товаров. Им запрещалась розничная торговля и торг между собой, детально регламентировался учет их товаров.

Одним из авторов Новоторгового устава являлся А.Л. Ордин-Нащокин ,один из крупнейших государственных деятелей России второй половины 17 столетия.

Таможенная политика-часть внешнеэкономической деятельности государства.

Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение эго экономических интересов. Основные начала таможенной политики тесно связаны с принципом государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности ,под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования. Таможенная политика России призвана реализовывать внешнеэкономическое интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления ,оздоровления и последующего подьема.

11. Развитие таможенного дела в эпоху реформ Пётра 1 (первая четверть 18 века).

Первые мероприятия Петра I в области таможенного дела не отличались революционной новизной и последовательностью. Продолжалось расширение системы государственных торговых монополий, начало которого было положено его предшественниками. Одновременно с этим разрешался ввоз табака, сахара и некоторых других ранее запрещенных товаров. Таможенные пошлины продолжали взиматься согласно статьям Новоторгового устава 1667 года . Произошло временное увеличение числа внутренних платежей – были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов, сборы за пользование торговыми площадями и пристанями и др. При этом таможенная политика в целом сохраняла прежнюю фискальную направленность .

Начало совершенствования организации таможенного дела относится к концу первой четверти XVIII века, когда в 1718 году была образована Коммерц-коллегия, которой была подчинена служба таможенных бурмистров. С 1720 года таможенные бурмистры стали именоваться оберцольнерами. Коммерц-коллегия была в 1784 году закрыта, в 1797 году – снова восстановлена, а в 1802 году – реорганизована в Министерство коммерции.

В конце царствования Петра I в 1724 году был принят первый в России таможенный тариф. Жестко протекционистский, он создавал благоприятные условия для развития отечественной мануфактуры. Преобладание экономической цели в этом тарифе видно из того, что «пошлины в нем назначены вообще тем выше, чем привозной предмет обработаннее, и наоборот, по вывозу тем ниже, чем он обработаннее. Из сырых продуктов ни один не допущен к беспошлинному вывозу» .

Ставки импортных таможенных пошлин дифференцировались от 25% до 75% , вывозимые товары облагались по 3%-ной ставке . Вывоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских производителей, был запрещен.

Но повышенное обложение важнейших западноевропейских товаров и предметов роскоши вызвало сильное недовольство крупного русского купечества.

Поэтому в 1731 году был принят новый тариф, по сути отменивший покровительственную систему Петра I . Достаточно сказать, что пошлины на некоторые виды привозных товаров из чугуна и стали, на селитру, азотную кислоту, инструменты были снижены с 75% до 10%. В том же году в Санкт-Петербурге были объединены внутренние и портовые таможни.

Ближайшие преемники Петра I пересматривают задачи экономической политики России, покровительство отечественному производству заменяется переходом к более льготному для иностранцев обмену товаров. Так, в июле 1725 года проживающие в Петербурге английские, голландские и гамбургские торговцы подали Екатерине I челобитную, в которой высказывали, что высокие пошлины крайне стесняют торговлю и делают невозможным привоз иностранных товаров, вследствие чего понижается и таможенный доход . Их ходатайство было удовлетворено.

12. Таможенный тариф 1724 года., его направленность и значение.

Все таможенные тарифы до 18 века были рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10% стоимости товаров, то есть проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства. Лишь в начале 18 века, в связи с новыми взглядами на развитие страны и проведением крупных экономических мероприятий по созданию заводов, фабрик, мануфактур, расширяется внешняя торговля. Принимаются меры по защите экономических интересов России

В 1724 году был издан новый таможенный тариф. Тариф 1724 г. был охранительным, протекционистским. Тариф 1724г. оставил в силе запрет на ввоз краски бакана. На товары, которые привозились в достаточном количестве, назначалась пошлина в размере 75%. В их числе оказались скатерти, салфетки, парусина, шелковые парчи, тафта, ленты, колпаки, очищенный воск, крахмал, поташ, купорос, скипидарное масло, железо, иглы, пергамент и другие. Высокопокровительственная пошлина в размере 50% с цены была наложена на голландские полотна, бархат, волоченное и пряденое серебро, карты, шелковые парчи. В 1724 года был издан новый таможенный тариф

Оригинальность тарифа 1724 г. заключалась и в том, что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины из них были обложены адвалорными пошлинами, остальные - пошлинами с меры и массы, исчисленными в рублях и копейках. Система классификации товаров не отличалась совершенством: товарные позиции соответствовали коммерческим названиям товаров, без каких-либо дополнительных определений или объяснений.

Протекционистский тариф 1724 г. сдерживал внешнюю торговлю и ослаблял приток таможенных доходов. Кроме того, усилился контрабандный ввоз товаров. Покровительственный тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., пока не был принят новый тариф.

Читайте также: