Налоговая отчетность контрольная работа

Опубликовано: 19.09.2024

Существует два вида отчетности: бухгалтерская и налоговая. К первой относится баланс и приложения к нему, а также отчеты о финансовых результатах, об изменении капитала и движении денежных средств. Налоговая отчетность включает в себя различные декларации, расчеты и справки.

Нормативное регулирование налоговой отчетности организации

Основной документ, регламентирующий состав и сроки отчетности, — Налоговый кодекс. На основании отчетности организации платят положенные налоги, сборы и взносы.

Можно выделить две отчитывающиеся категории: налогоплательщики и налоговые агенты. Юридические и физические лица, которые согласно НК РФ обязаны уплачивать налоги, называются налогоплательщиками. Лица, которым вменена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет, признаются налоговыми агентами.

Помимо Налогового кодекса к нормативным документам относятся:

  • приказы ФНС об утверждении отчетных форм и инструкции по их заполнению;
  • официальные разъяснения ФНС по применению законодательства;
  • внутренние документы компании (учетная политика).

Состав налоговой отчетности организации

Состав отчетности по налогам зависит от системы налогообложения и вида деятельности.

Больше всего отчетов сдают компании на ОСНО. Организации, применяющие спецрежимы, тратят на заполнение деклараций чуть меньше времени.

Условно можно поделить налоговую отчетность на категории:

  • Декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением спецрежима.
  • Декларации по имущественным налогам (транспорт, земля, имущество).
  • Отчетность по НДФЛ.
  • Отчетность по страховым взносам.
  • Декларации по налогам, уплачиваемым на общем режиме.
  • Декларации по налогам, уплачиваемым за пользование ресурсами (например, водный налог).

На спецрежимах сдают декларацию по ЕНВД, декларацию по налогу, уплачиваемому в связи применением УСН или декларацию по ЕСХН.

На ОСНО основные налоговые отчеты — декларации по НДС и налогу на прибыль.

Обратите внимание, что сроки для одной и той же отчетности могут быть разными для ИП и ООО. Например, декларацию по УСН предприниматели сдают до 30 апреля, а компании должны отчитаться на месяц раньше.

Общая налоговая отчетность

Есть отчеты, которые сдаются независимо от режима налогообложения. Это касается отчетов по НДФЛ и страховым взносом. Все компании должны сдавать в ФНС формы 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и расчет по страховым взносам.

Если компания владеет имуществом, по нему сдаются отдельные декларации.

Существует отчет, в котором нет данных ни о доходах, ни о налогах. Ежегодно организации подают в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности работников. Срок отчетности до 20 января включительно. При открытии новой фирмы нужно заполнить и сдать сведения о численности до 20-го числа месяца, наступающего за месяцем регистрации.

Налоговая отчетность ООО

Рассмотрим два популярных режима и особенности формирования отчетности на каждом из них.

ООО на ОСНО

Декларация по налогу на прибыль в общем случае сдается каждые три месяца нарастающим итогом. Сроки: 28 марта (годовая декларация), 28 апреля, 28 июля и 28 октября. Некоторые компании исчисляют налог на прибыль ежемесячно, поэтому раз в месяц должны сдавать налоговую декларацию и отправлять в бюджет авансовый платеж.

При выплате доходов физическим лицам ООО сдает ежеквартально расчет по форме 6-НДФЛ. Сдать форму нужно до 31 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом. Отчет 6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом. Раз в год сдается форма 2-НДФЛ (на каждого сотрудника) до 1 марта включительно.

По страховым взносам нужно сдавать в ФНС соответствующий расчет. Сроки сдачи: 30 апреля, 30 июля, 30 октября и 30 января.

Перечисленные отчеты — неотъемлемая часть работы на ОСНО. Если у компании есть транспорт или земля, она должна уплачивать налоги. А вот декларации по этим налогам с 2020 года сдавать не нужно.

Если у ООО на ОСНО есть недвижимое имущество, придется сдать декларацию по налогу на имуществу по итогам года до 30 марта.

ООО на УСН

Упрощенный налог заменяет налог на прибыль, поэтому декларация на прибыль упрощенцами не сдается.

Компании должны сдавать декларацию по УСН. Срок отчетности — 31 марта. При этом состав декларации зависит от выбранного объекта налогообложения. Если компания работает на УСН с объектом «доходы минус расходы», в декларацию следует включить титульный лист, разделы 1.2, 2.2 и раздел 3 (при целевом финансировании). Организации с объектом «доходы» заполняют все разделы декларации, кроме 1.2, 2.1.2, 2.2. Раздел 3 заполняется при наличии соответствующих данных.

При выплате доходов физическим лицам ООО на УСН сдает ежеквартально расчет по форме 6-НДФЛ. Сдать форму нужно до 31 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом. Отчет 6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом. Раз в год сдается форма 2-НДФЛ (на каждого сотрудника) до 1 марта включительно.

По страховым взносам упрощенцы, как и все компании, сдают расчет. Сроки сдачи: 30 апреля, 30 июля, 30 октября и 30 января.

Декларацию по налогу на имущество нужно сдать при наличии недвижимости.

Представление налоговой отчетности на бумажном носителе

Все больше компаний и ИП переходят на электронную отчетность. Во-первых, это удобно. Во-вторых, немногие налогоплательщики имеют право сдавать отчеты на бумаге.

Дата представления отчетности равна дате отправки письма или дате вручения ее инспектору при личном визите.

Представление налоговой отчетности в электронном виде

Плюсы представления налоговой отчетности по ТКС:

Налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме при наличии одного из факторов (п. 3 ст. 80 НК РФ):

  • среднесписочная численность работников превышает 100 человек;
  • обязанность отчитываться электронно предусмотрена для конкретного налога.

Только в электронном формате принимается декларация по НДС. Численность роли не играет.

Способ сдачи отчетов по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ зависит от численности. Компании, в которых доходы получили 10 и менее человек, имеют право отчитаться по налогу на бумаге. Остальные организации сдают эту отчетность в электронном виде (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Хранение налоговой отчетности

Налоговую отчетность нужно хранить в течение нескольких лет. Сроки хранения документов налогового учета установлены в п. 1 ст. 23 и п. 3 ст. 24 НК РФ. Сроки хранения налоговой отчетности зафиксированы в Приказе Росархива от 20.12.2019 № 236.

Налоговые декларации и расчеты необходимо хранить пять лет. Для ИП есть оговорка: все декларации за 2002 год и ранее нужно хранить 75 лет. Расчет по страховым взносам хранится 50 лет с момента его составления.

Чтобы не тратить время на визиты в ИФНС, не стоять в очередях на почте — отправляйте отчетность через интернет. Система Контур.Экстерн поможет сдать любую налоговую отчетность в электронном виде. Заходя в систему, у вас всегда будут только актуальные формы, соответствующие законодательству. Вам останется выбрать нужную декларацию и заполнить ее. Система проверит соблюдение контрольных соотношений и подскажет, какие строки отчета нужно заполнить обязательно. Вы увидите весь цикл движения отчетности: от отправки до принятия налоговым органом. Если декларация по каким-то причинам не пройдет, в Контур. Экстерне появится уведомление, а также понятное разъяснение причин отказа и рекомендации по исправлению ошибки. Также можно создать и заполнить отчетность в учетной программе и выгрузить в Экстерн уже готовую форму.

контрольная работа по налогам и налогообложению

Ниже представлены некоторые работы по налогам и налогообложению, выполненные в МатБюро. Ваши заказанные работы будут оформлены сходным образом. Будем рады проконсультировать вас по задачам налогообложения, подготовить к сдаче тестов по налогам.

Готовые контрольные по налогам онлайн

  • Контрольная по налогам и налогообложению 1
    Объем 11 страниц.
    Тема: Расчет налога на имущество организации.
    Показать содержание

Справочные данные по организации ООО «Горизонт» 2
Налог на имущество организаций 3
Список использованной литературы 11

Задача 1. Исходя из приведенных данных, отразить в бухгалтерском учете хозяйственные операции. Отразить в учете расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость. Заполнить налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за I квартал.

Задача 2. Исходя из приведенных данных, отразить в бухгалтерском учете хозяйственные операции. Начислить ЕСН в разрезе каждого сотрудника по месяцам. Отразить в учете расчеты с бюджетом по единому социальному налогу. Заполнить налоговую декларацию по единому социальному налогу за год.

Задача 3. Исходя из приведенных данных, заполнить налоговую декларацию по налогу на прибыль за 1 полугодие. Отразить в учете расчеты с бюджетом по налогу на прибыль.

Контрольная по налогам и налогообложению 3
Объем 15 страниц.
Темы: расчет НДС, исчисление НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых.
Показать содержание

В налоговом периоде организация реализовала продукции на 700 тыс. руб. (без НДС), построила хозяйственным способом для собственных нужд гараж – стоимость строительно-монтажных работ составила 120 тыс. руб. ( без НДС). Оприходовано и отпущено в производство ТМЦ на сумму 300 тыс. руб. ( в том числе НДС), а оплачено – 250 тыс. руб. Кроме этого совершена бартерная сделка : реализовано 20 изделий по цене 1 000 руб. ( без НДС) за штуку, рыночная цена – 1 500 руб. за штуку ( без НДС). Исчислите сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.

Физическое лицо, работающее на предприятии на основании трудового договора, получает ежемесячно заработок в сумме 5 000 руб. Одновременно на этом же предприятии физическое лицо работает по совместительству и получает за это ежемесячно 1 500 руб. Физическое лицо имеет двоих детей в возрасте 15 и 17 лет. Предприятие 1 марта выдало ему беспроцентную ссуду 24 000 руб., сроком на 6 месяцев, которая должна быть погашена разовым платежом. Ставка ЦБ РФ – 12% годовых. Исчислите сумму НДФЛ, который должна удержать организация за полугодие (помесячно).

Теоретический вопрос. Налог на добычу полезных ископаемых

Контрольная по налогам и налогообложению 4
Объем 6 страниц.
Темы: начисление НДФЛ, расчет штрафов за неуплату налогов, расчет НДС, вычисление суммы акциза.
Показать содержание

Работник выполнял работу на предприятии по трудовому договору. При выплате дохода в сумме 10 000 руб. с него не был удержан НДФЛ. Это нарушение было выявлено налоговой проверкой, которая произошла спустя 25 дней после срока уплаты НДФЛ предприятием источником выплаты. Рассчитать сумму штрафных санкций в соответствии с налоговым кодексом, указывая статьи НК РФ.

Предприятие при расчете налогооблагаемой прибыли неправомерно отнесло на затраты 8 000 руб. (штраф за загрязнение окружающей среды). Дата налоговой проверки – спустя 18 дней после срока уплаты налога. Рассчитать сумму штрафных санкций в соответствии с налоговым кодексом, указывая статьи НК РФ.

В январе организация реализовала продукцию на сумму 240 000 руб., (в т.ч. НДС). Оприходовано материалов на сумму 120 000 руб. (в т.ч. НДС). Оплачена аренда на сумму 36 000 руб.(в т.ч. НДС). Оплачен счет за электроэнергию на сумму 48 000 руб. (в т.ч. НДС). Определить сумму НДС, подлежащую оплате в бюджет за январь, указывая статьи НК РФ.

В январе 2005г. организация – производитель алкогольной продукции изготовила 10 000 литров водки, из которых 5 000 литров было реализовано магазину розничной торговли, а оставшиеся 5 000 литров – на акцизный склад оптовой торговли. Ставки акциза определить, согласно НК РФ. Определить сумму акциза, указывая статьи НК РФ.

За отчетный финансовый год совокупный доход работника равняется 240 000 рублей. В доход включены выплаты на оплату туристической путевки в размере - 30 000 рублей, материальная помощь к отпуску – 5 000 рублей, дивиденды в сумме 24 000 рублей за предыдущий отчетный год по результатам работы предприятия, пенсии по увечью, полученного в результате производственной травмы – 36 000 рублей. Определить НДФЛ за весь отчетный год, указывая статьи НК РФ.

Где заказать контрольную по налогам и налогообложению?

Нужно решить задания по налогам и налогообложению? Нет проблем! Стоимость выполнения контрольной работы - от 200 рублей (зависит от числа и сложности задач, объема работы), оформление производится в Word со всеми формулами, комментариями, таблицами и ссылками на Налоговый кодекс РФ.

Проконсультируем по решению налогообложения

Бухгалтерская отчетность — это классифицированные с учётом требований законодательной базы, регулирующей бухгалтерский учёт, данные о финансово-экономическом состоянии субъекта хозяйствования, итогах его хозяйственно-экономической деятельности на конкретную дату, а также сведения о его финансовых потоках за конкретно взятый (отчётный) период.



Эти сведения помогают пользователям и собственникам финансовой бухгалтерской отчетности принимать взвешенные и обоснованные экономические решения по субъекту хозяйствования.

Бухгалтерская финансовая отчетность (ФБО) является не только неотъемлемой составляющей частью годовой отчетности предприятия, но и комплектом документов, позволяющих его бенефициарам, а также кредиторам и прочим лицам сделать заключение об эффективности деятельности юридического лица, его платежеспособности, состоянии расчетов с контрагентами и т.д.

Несоответствие контрольных значений в бухгалтерской отчетности компании-субъекта хозяйствования сведениям, на базе которых производится расчёт налогов, может стать поводом для более пристального внимания государственного надзорного органа к такому предприятию. Поэтому не нужно подходить к формированию бухгалтерской отчетности формально.

Какие финансовые отчеты включены в бухгалтерскую отчетность, кто и в каком формате обязан её предоставлять

Структура бухгалтерской отчетности регламентируется нормами закона «О бухгалтерском учете» No402-ФЗ (ч.1 ст.14). Он преимущественно определяется группой субъектов хозяйствования, к которой относится собственник отчетности. Так, к примеру, подготовка бухгалтерской отчетности не является обязательной для:

  • физических лиц, зарегистрированных как индивидуальные предприниматели (ИП);

  • обособленных структурных единиц предприятий-нерезидентов, если, согласно действующим законам России, они осуществляют учёт облагаемых налогами доходов по законодательным нормам своих стран.

Бухгалтерская отчетность по упрощенному типу составляется:

  • фирмами-представителями малого бизнеса;
  • юридическими лицами-участниками программы «ИЦ «Сколково», которые в рамках неё осуществляют исследовательскую и прочие сопряженные с ней виды хозяйственной деятельности;

  • некоммерческими организациями — лицами, деятельность которых не направлена на получение выгоды в виде прибыли.

Бухгалтерская финансовая отчетность по общепринятым правилам подготавливается прочими организациями, а именно:

  • предприятиями, которые, согласно закону, должны проводить аудит собственной деятельности в обязательном порядке;

  • потребительскими кооперативами, осуществляющими кредитные операции;

  • микрофинансовыми компаниями (МФО);

  • предприятиями госсектора, политическими партиями и их подразделениями;

  • объединениями адвокатов, нотариусами;

  • некоммерческими предприятиями со статусом иностранного агента, которые согласно федеральному закону N 7-ФЗ от 12.01.1996 г. входят в одноименный реестр (п. 10 ст. 13.1).

Согласно общему порядку, в годовую бухгалтерскую отчетность включены такие обязательные документы:

Ф №1: «Бухгалтерский баланс» — основополагающий документ финансовой отчетности любого субъекта хозяйствования. Позволяет проанализировать хозяйственную деятельность компании, сделать выводы о принадлежности субъекта к той или иной отрасли хозяйствования, определить структуру капитала, степень капитализации и прочее;

Ф №2: «отчёт о финансовых результатах» — второй по важности документ бухгалтерского отчета, позволяющий сделать выводы об эффективности осуществления всех видов деятельности предприятия, полученных доходах и понесенных расходах в отчетном периоде, экономическом эффекте.

Формы №1 и №2 — это основные формы ФБО. Действующими нормативными актами, регулирующими осуществление бухгалтерского учета на предприятиях, устанавливается и дополнительная отчетность (приложения). Она содержит детализацию и расшифровку показателей строк основных форм. К ней относится:

Ф №3: «Отчёт об изменениях капитала» — в этом документе находят свое отражение данные о движении всех видов капитала субъекта хозяйственной деятельности и об изменениях его структуры;

Ф №6: «Отчёт о целевом использовании средств» — действующее законодательство обязует формировать это форму отчетности только некоммерческие организации;

Ф №4: «Отчет о движении денежных средств» — документ, позволяющий получить информацию о том, откуда поступают денежные средства на счета предприятия и как они расходуются. Обобщает данные по всем видам деятельности предприятия — операционной, финансовой и инвестиционной.


Пакет приложений замыкают пояснительные записки к основным формам ФБО, которые включают сведения, помогающие оценить финансово-экономическое состояние предприятия и проанализировать итоги его работы за истекший период. Указанные пояснения преимущественно содержат элементы финансового анализа деятельности субъекта — текущие показатели сравниваются с аналогичными за прошлый отчетный период.

Квартальная (промежуточная, внутригодовая) бухгалтерская отчетность состоит из:

  • бухгалтерского баланса;

  • отчёта о финансовых результатах, если предоставление дополнительной отчетности не урегулировано законом, регистрационными документами, договорами либо решениями владельцев фирмы.

В упрощенную годовую бухгалтерскую отчетность включены:

  • баланс;

  • отчёт о финансовых результатах компании;

  • отчёт о целевом использовании денежных средств (он, как и в случаях с подготовкой этого документа компаниями, ведущими учет на общих основаниях, является обязательным исключительно для НКО);

  • пояснения к вышеуказанной финансовой отчетности фирмы, в которые вносят сведения, помогающие оценить её финансово-экономическое состояние и проанализировать её работу.

Требования и принципы заполнения



Все без исключения формы бухгалтерской отчетности должны отражать ёмкие и правдивые данные о финансовом состоянии фирмы и итогах всех видов осуществляемой деятельности. При составлении годового финансового отчета необходимо следовать нормам ПБУ 4/99, которое устанавливает главные требования к заполнению отчетности, включающие такие принципы:

  • объективность: ФБО должна отражать действительную картину дел на предприятии;

  • учёт по начислению: учитываться должны все сделки компании — как связанные с деньгами, так и те, которые имеют возможное денежное выражение;

  • соответствие: расходы, которые будут понесены в будущем, капитализируются и переводятся в затраты по мере поступления выгоды;

  • затраты, по которым предприятие уже получило финансовый результат, а их оплата будет осуществлена в будущем, следует учитывать как обязательства;

  • консерватизм: подразумевает минимизацию рисков принятия в состав бухгалтерской отчетности организации чересчур оптимистичных данных;

  • разумность: не следует допускать излишнее детализирование учёта.

По окончании заполнения финансовой отчетности бухгалтер, по рекомендации ФНС, должен проверить контрольные соотношения данных.

Какие отчеты относят к главным формам ФБО

Формы годовой бухгалтерской отчетности приняты приказом МФ РФ No 66Н от 02.07.2010 г. На текущий момент он действует в редакции от 19.04.2019 г. N 61н (дополнения No1-2 — для компаний, которые формируют ФБО на общих основаниях, дополнение No5 — для тех субъектов, которые составляют упрощенную отчетность).


Обновленные формы финансовой отчетности впервые применяются для отчётности за 2019 г. Чтобы исключить возможные недоразумения, при составлении годового ФБО за 2019 г. рекомендовано использовать новый перечень бухгалтерской отчетности, скачать который можно на сайте formy-i-blanki.ru. Далее рассмотрим формы ФБО детальнее.

Ф №1 — «бухгалтерский баланс» (ОКУД 0710001). Это основополагающий документ отчетной базы, обобщающий результаты осуществляемой хозяйственно-экономической деятельности. Отчет включает два массива показателей – активы и пассивы. В совокупности они формируют представление заинтересованного лица о том, какими ресурсами располагает фирма, и хватает ли их для покрытия её затрат.

Ф №2 — «отчёт о финансовых результатах» (его еще называют «отчет о прибылях и убытках») (ОКУД 0710002). В этом документе находят свое отражение источники и статьи формирования доходов и расходов главных направлений деятельности субъекта.

Бухгалтерские отчеты формы 1 и 2 – это фундамент финансовой бухгалтерской отчётности. На основе их сведений составляют сопроводительные и разъяснительные отчёты, позволяющие правильно оценить работу предприятия.

Ф №3 — «отчёт об изменении капитала» (ОКУД 0710004). В нем отражают события, повлекшие за собой перемены в структуре капитала, и их суммарное выражение.

Ф №4 — «отчёт о движении денежных средств» (ОКУД 0710005). Здесь отражен приход денежных средств на счета компании в разрезе источников.

Ф №5 — пояснения к ФФ1-2. В этом документе статьи указанных форм бухгалтерской финансовой отчетности расшифровываются более детально. Он оформляется в свободной форме, однако рекомендованный к заполнению образец есть в дополнении No3 к Приказу No66н.

Ф №6 – «отчёт о целевом использовании средств» (ОКУД 0710003). По закону его обязаны заполнять только некоммерческие организации (НКО) — предприятия, деятельность которых не направлена на получение прибыли.

Как часто необходимо составлять бухгалтерскую отчетность

По критерию частоты формирования бухгалтерская отчетность бывает:

  • промежуточной (внутригодовой).

Внутригодовая бухгалтерская отчетность — это объединённые финансовые показатели за конкретный промежуток времени (месяц, квартал, полугодие или 9 мес.). Годовая бухгалтерская финансовая отчетность – это отчётность о хозяйственно-экономической деятельности предприятия за истекший год.

Субъект хозяйствования обязан составлять годовую отчётность всегда (закон No402-ФЗ, ст.13, п.2). Необходимость подготовки внутригодовой, как и сроки её подачи, регламентируются законом, договорами, регистрационными документами или соответствующими решениями владельцев субъекта хозяйствования.

Какая информация отражается в бухгалтерской отчетности предприятий

Содержание ФБО должно соответствовать нормам, регламентируемым Приказом МФ РФ N 43н от 06.07.1999 (с изм. от 29.01.2018), которым утверждено основополагающее положение о бухгалтерском учете 4/99.



Баланс — одна из основных форм финансовой отчетности, позволяющая оценить финансовое состояние компании на определённую дату. Отражаемые в ней активы и пассивы по сроку их обращения/погашения необходимо разделять на кратко- ( 12 мес.).

В актив баланса включают оборотные и необоротные активы. Оборотные, со сроком обращения до 12 мес, в свою очередь делятся на группы по ликвидности (например, наиболее ликвидные — денежные средства, ликвидные — товары и дебиторская задолженность и т. д.). Здесь же отражаются товары, запасы, задолженность контрагентов перед предприятием и прочие оборотные активы. Группу необоротных представляют нематериальные активы, основные фонды предприятия, финансовые вложения на срок >12 мес. и пр.

В пассив вносят данные о величине собственных средств, а также краткосрочных и долгосрочных обязательств субъекта хозяйствования — заемных средствах в разрезе источников формирования (кредиты банков, задолженность субъекта перед контрагентами, резервы будущих расходов и т. д.).

В отчёте о прибылях и убытках находят свое выражение денежные показатели объемов реализации и себестоимости продукции/товаров, валовой прибыли и непрямых затрат, процентов к уплате и получению, а также прочих доходов и расходов. Также здесь приводится результат деятельности субъекта хозяйствования до выплаты обязательных бюджетных платежей (налогов), размер таких платежей и сумма чистого экономического эффекта (прибыли или убытка).

В каком виде сдается финансовая бухгалтерская отчетность и в какие сроки. Как накажут за непредоставление отчетности

Бухгалтерская финансовая отчетность организации с 2020 г. сдается исключительно в ФНС.

ВАЖНО! Баланс в Росстат больше сдавать не нужно!

В 2020 г. бухгалтерская отчётность, как и раньше, отправляется в ФНС на протяжении трёх месяцев с даты завершения отчётного года — то есть не позже 31.03.2020г.

С 1 января 2020г. все субъекты хозяйствования должны предоставлять годовой бухгалтерский отчет в электронном виде. Это положение не касается МСП. Изменённый бланк финансовой отчётности рекомендуется заполнить и подать уже при заполнении данных за 2019 г.

Если хозяйственная деятельность предприятия подлежит проверке аудитором, его отчет надо предоставить вместе с ФБО не позже 10 рабочих дней, следующих за датой отчёта. Датой подачи электронного отчёта является дата квитанции, подтверждающая получение пакета документов налоговиками.

Для нарушителей сроков подачи годового бухгалтерского отчета в налоговую установлен штраф в размере 200 руб. Однако проект изменений в КоАП предусматривает установление новых правил штрафования. Так, к примеру, для компании, которая проводит обязательный аудит, непредоставление ФБО до 31 марта чревато штрафом в сумме 300 тыс.руб. – 500 тыс. руб. — для компании, 80 тыс. руб. – 100 тыс. руб. — для должностного лица.

Какие изменения вступили в силу с 2020



Нововведения 2019 г., которые коснулись вопросов заполнения и подачи отчетности организаций, заключаются в следующем:

  • годовая бухгалтерская отчетность предприятия предоставляется теперь только по электронке. Эта норма пока не касается представителей малого бизнеса – свою отчетность в электронном виде они начнут сдавать через год, а пока допускается подача в бумажном виде либо посредством ТКС;

  • ранее порядок подачи устанавливал Росстат, теперь — Федеральная НС;

  • ранее 1 экземпляр отчетности надо было сдавать в статистику. Теперь формы финансовой отчетности организации и отчет аудиторской компании сдают только в НИ;

  • до 2020 г. заключение аудита можно было предоставлять на бумаге, теперь только по электронке, и исключительно в ИФНС;

  • ранее финансовая отчетность считалась подписанной, только если на ней была «живая» подпись руководителя. Теперь допускается её подписание посредством ЭЦП.

В настоящее время проводится реформирование структуры и функций налоговых органов с целью повышения эффективности результатов их работы. В этой связи особого внимания заслуживает определение наиболее действенных форм и методов налогового контроля, значительно повышающих объем налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно проследить за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Остальные формы налогового контроля используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых правонарушений или могут применяться для сбора доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки. В частности, такими вспомогательными формами налогового контроля могут быть истребование документов, получение пояснений налогоплательщика или показаний свидетелей, осмотр помещений (территорий) и предметов, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах и доходах физических лиц, экспертиза, учет налогоплательщиков. Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля регулируются положениями главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

В настоящее время налоговые органы все большее внимание уделяют камеральным проверкам, в том числе сопровождающимся запросом дополнительных документов. Углубленные камеральные проверки проводятся по отдельным налогам в отношении крупных налогоплательщиков, по налогоплательщикам, заявившим льготу по налогу, по налогоплательщикам, заявившим к возмещению крупные суммы НДС по внутренним оборотам, по налогоплательщикам, заявившим возмещение налога по экспортным операциям.

Налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков усиливается в настоящее время посредством увеличения числа проводимых углубленных камеральных проверок и повышения их результативности. Рассмотрим особенности работы налоговых органов по проверке хозяйственной деятельности налогоплательщиков - юридических лиц в 2004 году на примере данных УМНС России по Московской области. Среди всех проверок, проводившихся налоговыми органами в I квартале 2004 года, 90 % являются камеральными; соответственно, менее 10 % составляют выездные налоговые проверки, что объясняется высокой трудоемкостью их проведения.

Следует отметить, что в I квартале 2004 года около 40 % общей суммы дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок составляют пени за несвоевременную уплату платежей, взыскиваемые в бесспорном порядке.

В настоящее время многие налогоплательщики допускают нарушения налогового законодательства, что приводит к налоговым санкциям, налагаемым налоговыми органами. Налоговая санкция - это мера ответственности (как правило) в виде штрафа за совершение налогового правонарушения. Наложение налоговой санкции носит имущественный характер и связано с принудительным изъятием у нарушителя части его собственности. Поэтому в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и НК РФ взыскание штрафов, предусмотренных за совершение налоговых правонарушений, осуществляется только в судебном порядке.

Налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) действие или бездействие налогоплательщика, налогового агента, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 настоящего Кодекса).

Наиболее часто встречающимися налоговыми правонарушениями, выявленными налоговыми органами в I квартале 2004 года, являются следующие:

- непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ);

- неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ);

- непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ);

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ).

При этом в I квартале 2004 года в ходе проведенной контрольной работы 58 % от общей суммы доначислений налогов, штрафных санкций были сделаны по результатам выездных налоговых проверок и 11 % - по результатам камеральных налоговых проверок. При этом выездными налоговыми проверками было охвачено около четверти проверявшихся налогоплательщиков - юридических лиц.

По данным налоговых органов, в 2004 году нарушения налогового законодательства выявлены у 40 % хозяйствующих субъектов, подвергнувшихся налоговым проверкам.

Особое внимание при проверках налоговые органы уделяют организациям, имеющим "нулевые" отчеты или не подающим отчетность в налоговые органы. По большинству юридических лиц, не представлявших отчетность в налоговые органы, материалы направлены в органы внутренних дел для установления места нахождения этих лиц. Кроме того, налоговые органы приостанавливали операции по счетам организаций, которые не представляли отчетность. Если организация длительное время не представляла отчетность в налоговый орган, то дело о ее ликвидации направлялось в арбитражный суд.

Следует отметить, что при проведении налоговых проверок, например, по налогу на прибыль организаций нарушения налогового законодательства выявлены у каждой пятой из проверенных организаций, по НДС - у каждой третьей проверенной организации.

В I квартале 2004 года среди проведенных камеральных проверок 26 % составили проверки тех налогоплательщиков - хозяйствующих субъектов, которые обеспечивали основные поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет. При этом доначисления, полученные в результате проверок этих налогоплательщиков, составили более 70 % от общего объема поступлений по камеральным налоговым проверкам.

Рассмотрим типичные нарушения налогового законодательства, которые выявляются налоговыми органами в результате проведения проверок. Среди нарушений, встречающихся по всем видам налогов, следует выделить:

- уклонение от подачи налоговой декларации, несвоевременную подачу или подачу налоговой декларации с заведомо неверными данными;

- нарушение порядка хранения документов, связанных с налогообложением, неправильное оформление документов (в том числе договоров, счетов-фактур, платежных документов). Это относится, в первую очередь, к документам, подтверждающим право на налоговые вычеты, а также к документам, подтверждающим достоверность и целесообразность осуществления хозяйственных операций;

- действия налогоплательщиков, направленные на неправомерное уменьшение налогов или уклонение от их уплаты, а именно представление налогоплательщиком документов или сведений, содержащих недостоверную информацию, на основании которых уменьшается сумма налогов, фактически причитающаяся к уплате. При этом налогоплательщики часто объясняют такие случаи необходимостью налоговой оптимизации в целях снижения налогового бремени, хотя разница между уклонением от уплаты (с использованием не вполне законных способов) и налоговой оптимизацией (которая предполагает четкое следование законодательным актам) вполне очевидна;

- несвоевременную уплату налогов.

Можно выделить следующие часто встречающиеся нарушения налогового законодательства по отдельным видам налогов:

- наличие оснований, препятствующих применению права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (например, неполное отражение сумм выручки от реализации продукции);

- возмещение сумм НДС по товарно-материальным ценностям при условии их использования на непроизводственные цели, а также по приобретенным основным средствам, которые не были введены в эксплуатацию; - освобождение от уплаты НДС при отсутствии подтверждающих документов (например, в случае реализации услуг образовательными учреждениями, не имеющими соответствующих лицензий);

- отсутствие раздельного учета в случае реализации товаров, облагаемых по разным налоговым ставкам (10 и 18 %);

- занижение суммы выручки путем невключения безвозмездной передачи товаров работникам, сумм штрафов за невыполнение договорных обязательств;

- отсутствие или ненадлежащее оформление документов, подтверждающих факт реализации товаров на экспорт (например, отсутствие первичных документов, подтверждающих отпуск товара, - товарно-транспортных накладных, платежных поручений об оплате товаров фирмой, зарегистрированной в Российской Федерации);

по налогу на прибыль организаций:

- отсутствие или ненадлежащее оформление документов, подтверждающих осуществление расходов, которые учитываются при определении налоговой базы (например, документов, подтверждающих командировочные или представительские расходы);

- полное списание затрат на расходы без учета соответствующих нормативов;

- неправильный расчет амортизации имущества (необоснованное применение повышающих коэффициентов, снижение срока полезного использования нематериальных активов);

- занижение сумм полученных доходов (например, невключение в налоговую базу стоимости безвозмездно полученного имущества);

- значительное завышение расходов на оплату труда, в том числе с учетом тех расходов, которые должны осуществляться после уплаты налога на прибыль;

- необоснованное завышение прочих расходов (например, расходов на маркетинговые исследования, которые непосредственно не связаны с осуществлением производственной деятельности организации или с заключением конкретных хозяйственных договоров);

по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу:

- невключение в налоговую базу всех доходов, выплаченных физическим лицам, особенно в натуральной форме (например, оплаты проезда или отдыха работников);

- заключение договоров, меняющих порядок налогообложения (например, заключение вместо договора гражданско-правового характера договора купли-продажи, а вместо договора дарения - договора безвозмездного пользования, что значительно уменьшает налоговые выплаты);

- применение индивидуальными предпринимателями, перешедшими на специальные налоговые режимы, налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц - социальных, имущественных, стандартных, профессиональных;

- отсутствие у физического лица документов, подтверждающих право на льготы (удостоверения инвалида, свидетельства о рождении ребенка);

- непредставление (или представление с нарушениями) расчета налога с материальной выгоды при предоставлении работнику беспроцентной ссуды;

- непредставление (или представление позже установленного срока) в налоговые органы сведений о выплаченных физическим лицам доходах.

По нашему мнению, совершенствование системы налогового контроля необходимо проводить в том числе посредством повышения эффективности камеральных и выездных проверок, что может быть достигнуто следующими мероприятиями:

- создание единой информационной базы налоговых органов, включающей данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также другие сведения, отражающие деятельность хозяйствующих субъектов;

- разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;

- разработка и внедрение автоматизированной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;

- разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности и косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций;

- совершенствование порядка определения очередности налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок и выявление приоритетных отраслей экономики, в отношении которых необходимо разработать методики камеральных проверок;

- создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.


Перед отправкой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организация должна произвести проверку полноты и правильности ее заполнения. Именно на этом завершающем этапе проверки еще есть возможность выявить возможные нестыковки и своевременно устранить обнаруженные ошибки. Порядок тестирования отчетности может быть установлен организацией самостоятельно.

1. Соответствие общим требованиям к бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленным ст. 13 Закона № 402-ФЗ и ПБУ 4/99.

2. Полнота информации в отчетности.

Проверяется наличие всех форм бухгалтерской отчетности, установленных законодательно.

Особое внимание требуется уделить тем строкам в отчетности, в которых автоматизированным способом были проставлены прочерки. В этом случае следует убедиться, что организация действительно не осуществляла операций, в результате которых появились такие «перечеркнутые» показатели.

3. Достоверность отчетности.

Недостоверные сведения в отчетности могут привести к самым печальным последствиям. Между тем понятие достоверности законодательством не определено. С точки зрения аудита под этим понятием понимается такая степень точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователям делать на ее основе правильные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать основанные на этих выводах решения.

К числу задач проверки на достоверность можно отнести:

– проверку правильности оформления бухгалтерской отчетности (заполнение всех необходимых реквизитов, наличие подписи руководителя организации либо иного лица, которому такие полномочия переданы на основании доверенности);

– проверку сопоставимости показателей предыдущих отчетных периодов, отражаемых в графах «На 31.12.2014», «На 31.12.2013», с данными отчетности прошлых лет. Различия будут означать, что организация либо исправляла ошибки прошлых лет, либо изменила учетную политику. Но в этом случае разница должна быть отражена в разделе 2 «Отчета о движении капитала»;

– проверку соответствия показателей всех форм бухгалтерской отчетности;

– проверку соответствия показателей в бухгалтерской и налоговой отчетности.

Взаимоувязка показателей бухгалтерской и налоговой отчетности

В ряде случаев правильность формирования данных бухгалтерской отчетности можно проверить путем их соотнесения с показателями налоговых деклараций.

К примеру, декларацию по налогу на прибыль можно сверить не только с отчетом о финансовых результатах и отчетом о движении денежных средств, но и с балансом.

Такой способ проверки позволит своевременно выявить расхождения между отдельными показателями налоговой и бухгалтерской отчетности, внести необходимые исправления (в случае признания данных расхождений ошибочными), что в дальнейшем избавит от объяснений с налоговой инспекцией и необходимости представления уточненных деклараций.

Сверку показателей отчетности проводят и налоговые органы.

Для этого существуют специальные контрольные соотношения, которые до недавнего времени являлись закрытой служебной информацией. В настоящее время гриф «ДСП» снят и соотношениями могут воспользоваться все налогоплательщики. Обновленные контрольные соотношения ФНС России направляет открытыми письмами и размещает их на своем официальном сайте (письмо ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@).

В случае выявления расхождений между отдельными показателями налоговых деклараций и данными отчетных форм налоговый орган может потребовать представить пояснения причин таких расхождений (п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом в некоторых случаях такие расхождения могут стать основанием для проведения углубленной камеральной проверки или для включения организации в список претендентов на выездную проверку (письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@).

Для того чтобы пользователи системы ГАРАНТ смогли методично и последовательно провести проверку отчетности перед отправкой, экспертами компании «Гарант» подготовлены таблицы взаимоувязки показателей – хорошее подспорье на завершающем этапе проверки.

Таблицы взаимоувязки вы найдете в следующих материалах «Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность»:

• взаимоувязка показателей бухгалтерской и налоговой отчетности;

• взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах;

• взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Отчета о движении денежных средств;

• взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Отчета об изменениях капитала;

• взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Пояснений к балансу и Отчету о финансовых результатах;

• взаимоувязка показателей Отчета о финансовых результатах и Отчета об изменениях капитала.

Чтобы найти эти материалы в системе ГАРАНТ, введите в строку Базового поиска: взаимоувязка показателей.

Читайте также: