Налоговая оптимизация курсовая работа

Опубликовано: 15.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что сегодня каждая организация, независимо от вида деятельности и формы собственности, сталкивается с необходимостью платить налоги, что при неграмотном подходе и системных ошибках оборачивается лишними затратами и проблемами с законом. Поэтому необходимо проводить оптимизацию налогообложения предприятия, что сделает доходы максимальными, а налоги минимальными, не вступая в противоречие с законодательством.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие, принципы и цели оптимизации налогообложения
2. Факторы, оказывающие влияние на оптимизацию налоговых платежей
3. Способы оптимизации налогообложения
4. Проблемы оптимизации налоговых платежей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из 1 файл

ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.doc

1. Понятие, принципы и цели оптимизации налогообложения

2. Факторы, оказывающие влияние на оптимизацию налоговых платежей

3. Способы оптимизации налогообложения

4. Проблемы оптимизации налоговых платежей

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что сегодня каждая организация, независимо от вида деятельности и формы собственности, сталкивается с необходимостью платить налоги, что при неграмотном подходе и системных ошибках оборачивается лишними затратами и проблемами с законом. Поэтому необходимо проводить оптимизацию налогообложения предприятия, что сделает доходы максимальными, а налоги минимальными, не вступая в противоречие с законодательством.

Правильная оптимизация налогообложения и прогнозирование возможных рисков оказывает значительную помощь в создании стабильного положения предприятия, поскольку позволяет избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.

Объект курсовой работы выступает налоговая оптимизация.

Предметом исследования является содержание налоговой оптимизации как источника минимизации налоговых платежей.

Цель данной работы – обосновать важность оптимизации налогообложения для предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть понятие и цели оптимизации налогообложения

-рассмотреть условия и факторы, влияющие на оптимизацию налогообложения

-ознакомиться с основными проблемами оптимизации налогообложения.

При написании курсовой работы использованы законодательные документы: Налоговый кодекс РФ (часть первая и втрая), Гражданский кодекс РФ; научная и учебная литература таких авторов, как Артемьева А.Н., Кванталиани И.Э., Лермонтов Ю.М. и др.

  1. Понятие, принципы и цели оптимизации налогообложения

«Оптимизация налогообложения - организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений, с целью увеличения денежных потоков компании за счет минимизации налоговых платежей» 1 .

В современных условиях эффективная оптимизация налогообложения для хозяйствующих субъектов так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия. Это обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и общей безопасностью самой организации и ее должностных лиц

Вопросы, связанные с оптимизацией налогообложения, - одни из наиболее сложных. Цель организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов предпринимательской деятельности - выработать оптимальное решение вопроса, которое позволит осуществлять легальные операции с минимальными налоговыми потерями.

Налоговая оптимизация - это целая система различных схем и методик, позволяющая выбрать оптимальное решение для конкретного случая.

Правильная оптимизация налогообложения (т.е. оптимизация налогообложения законными методами) и прогнозирование возможных рисков оказывают значительную помощь в создании стабильного положения организации, поскольку позволяют избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.

Oптимизация налогообложения должна осуществляться задолго до начала налоговой проверки, а лучше - до создания организации или регистрации физического лица в качестве индивидуального

предпринимателя, поскольку будущая система налогообложения определяется уже при регистрации.

Именно в момент создания фирмы оптимизация налогообложения способна принести максимальный эффект, поскольку планирование происходит при условиях, когда еще не сделано никаких ошибок, которые трудно исправлять в процессе реальной деятельности.

В то же время, если налогоплательщик и при осуществлении деятельности не заботится об оптимизации налогообложения, ему может быть причинен заметный финансовый ущерб 2 .

Многие хозяйствующие субъекты просто не подозревают о том, что система налогового учета построена не оптимально, а часто и просто с ошибками. Все это ведет к негативным последствиям и к желанию уклониться от уплаты налогов.

Оптимизировать налогообложение, почувствовать себя добросовестным налогоплательщиком, построить грамотную систему учета и уплаты налогов и, кроме того, сэкономить денежные средства законным путем поможет, прежде всего, знание Налогового кодекса РФ, разъяснений и писем налогового и финансового ведомств.

Законодательная система налогообложения в Российской Федерации очень сложна и нестабильна. Для того чтобы разобраться во всех аспектах налогообложения и его оптимизации, необходимо учитывать правоприменительную и судебную практику.

Под налоговой оптимизацией, по мнению Ю.М. Лермонтова, следует понимать:

- оптимизацию системы налогообложения на начальной стадии бизнеса;

- планирование и оценку налоговых рисков с учетом разъяснительных писем Минфина России и налоговых органов с выдачей рекомендаций, а также помощь по устранению имеющихся недостатков;

- сопровождение и анализ сложных сделок с целью планирования и исключения негативных налоговых последствий;

- оценку договоров с точки зрения налоговых рисков;

- разработку договоров и прочей документации с целью снижения налоговых рисков;

- экспертизу действий налоговых органов при проведении налоговой проверки на предмет соблюдения налогового законодательства;

- профессиональную подготовку возражений по акту налоговой проверки и защиту их в налоговых органах;

- грамотное ведение дел в суде по оспариванию решений налогового органа с учетом сложившейся судебной практики.

Элементами налоговой оптимизации являются:

- налоговый календарь, предназначенный для прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов;

- стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии;

- точное исполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию на сроки, превышающие срок исковой давности;

- эффективная система бухгалтерского учета, позволяющая получать оперативную объективную информацию о хозяйственной деятельности для целей налогового планирования.

Процесс работы по созданию и внедрению системы оптимизации налогообложения в уже действующей организации должен как минимум состоять из следующих ключевых этапов:

  • первый этап - момент создания коммерческой организации, когда формулируются цели и задачи нового образования, определяется, следует ли использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством;
  • второй этап - выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения организации и ее структурных подразделений;
  • третий этап - выбор одной из существующих организационно-правовых форм юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица;
  • четвертый этап - анализ всех предоставленных налоговым законодательством льгот по каждому из налогов;
  • пятый этап - анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности, с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей;
  • шестой этап - решение вопроса о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода 3 .

Налоговую оптимизацию в зависимости от периода времени, в котором она проводится, можно подразделить на перспективную и текущую.

Перспективная налоговая оптимизация заключается в применении таких приемов и способов, которые уменьшают налоги в процессе всей деятельности налогоплательщика. Подобная оптимизация достигается посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и освобождений.

Текущая налоговая оптимизация заключается в применении совокупности методов, позволяющих снижать налоги в каждом конкретном случае в отдельно взятом налоговом периоде, например, при осуществлении той или иной операции путем выбора оптимальной формы сделки.

Система оптимизации налогообложения, как и любая система, основывается на определенных принципах - основных руководящих началах:

1. Принцип адекватности затрат. «Стоимость внедряемой схемы не должна превышать суммы уменьшаемых налогов».

Допустимое соотношение затрат на созданную систему и ее обслуживание к сумме экономии налоговых издержек имеет индивидуальный порог, который может зависеть и от степени связанного с данной схемой риска, и от психологических факторов. На практике такой порог составляет 50 - 90% размера уменьшаемых налогов. Другими словами, если, например, стоимость конвертации превышает 15%, многие хозяйствующие субъекты предпочтут заплатить НДС как цену за собственное спокойствие. Следует также помнить о том, что большинство схем (помимо затрат на создание и обслуживание) требует и определенных расходов на их ликвидацию. При этом ликвидационные расходы могут значительно превышать первоначальные вложения. Так, ни для кого не секрет, что зарегистрировать любое хозяйственное общество гораздо проще, чем его ликвидировать.

2. Принцип юридического соответствия. «Система оптимизации должна быть легитимной в отношении как отечественного, так и международного законодательства».

Этот принцип иногда еще называют тактикой "наименьшего сопротивления". Суть его заключается в недопустимости построения схем оптимизации, основанных на коллизиях или пробелах в нормативных актах. В случаях, когда отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться как в пользу налогоплательщика, так и государства, в будущем возникает вероятность возникновения судебных разбирательств. В противном случае приходится дорабатывать схему или идти на затраты, связанные с неформальными платежами контролерам, и т.д. Что же касается вопросов, не урегулированных законами (пробелов), то в один прекрасный день такие пропуски могут быть заполнены законодателем, и не всегда так, как хотелось бы предпринимателям. Основной риск в этой ситуации связан с тем, что данные незапланированные издержки могут привести к нарушению принципа адекватности затрат.

3. Принцип конфиденциальности. «Доступ к информации о фактическом предназначении и последствиях проводимых трансакций должен быть максимально ограничен».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 07:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка рекомендаций по оптимизации налоговой нагрузки организации путем выбора системы налогообложения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить действующие механизмы налогообложения;
2. Проанализировать уровень налоговой нагрузки при применении различных объектов налогообложения при УСНО;
3. Провести анализ изменения налоговой нагрузки при переходе с общей системы на УСНО;
4. Рассмотреть налоговые последствия и процедуру перехода с УСНО на общеустановленную систему.

Файлы: 1 файл

текст (Автосохраненный).docx

Стремление к уменьшению налоговых обязательств является вполне понятным желанием собственника и руководителя в любом бизнесе. Применяемые способы минимизации налогообложения можно разделить на две группы: законные и незаконные. Законные способы снижения налогов представляют собой различные варианты оптимизации налогообложения (разработку налоговой политики, налоговое планирование, составление налогового календаря). Под оптимизацией налогообложения понимается уменьшение налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий, включающих использование льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. К ним относится, в частности, квалифицированная организация дел по уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов и начисления налоговых санкций. Под незаконными способами минимизации налогов понимается криминальное уклонение от их уплаты. Это способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно с нарушением действующего законодательства снижает размер налоговых обязательств.

Налоговым законодательством РФ устанавливаются следующие режимы налогообложения:

- общая система налогообложения;

- специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, соглашение о разделе продукции).

Многовариантность системы налогообложения, являясь несомненным плюсом налоговой политики, в то же время представляет и несомненную сложность, т.к. при выборе оптимального режима налогообложения требуется ответить на два основных вопроса:

- какая из предлагаемых систем наиболее проста и удобна в применении;

- какая из предлагаемых систем предоставляет наибольшие возможности для минимизации налоговых платежей в бюджет.

Находясь на общем режиме налогообложения, налогоплательщик обязан уплачивать все установленные налоги в полном объеме. При использовании специального налогового режима налогоплательщик заменяет выплату нескольких налогов исчислением единого налога.

Упрощенная система налогообложения дает налогоплательщикам право выбора объекта налогообложения, за исключением отдельных случаев. Бывают ситуации, когда сразу сложно выбрать оптимальный объект налогообложения, и принимается решение о его изменении.

Актуальность выбора системы налогообложения в настоящее время обусловлена тем фактом, что являясь налогоплательщиком, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в любом случае несет обязанность по уплате налогов. Но в то же время, целью деятельности любой бизнес-единицы является максимизация прибыли. Поэтому и компании, и предприниматели зачастую стремятся уменьшить налоговую нагрузку на бизнес.

Целью данной работы является разработка рекомендаций по оптимизации налоговой нагрузки организации путем выбора системы налогообложения.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить действующие механизмы налогообложения;
  2. Проанализировать уровень налоговой нагрузки при применении различных объектов налогообложения при УСНО;
  3. Провести анализ изменения налоговой нагрузки при переходе с общей системы на УСНО;
  4. Рассмотреть налоговые последствия и процедуру перехода с УСНО на общеустановленную систему.

Работа основана на нормативно-правовых актах налогового законодательства, публикациях, статьях налоговых журналов и газет, а также данных официальных сайтов.

Курсовая работа содержит введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список используемых источников, а также приложение.

ГЛАВА 1. ДЕЙСТВУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Условия и размеры налогообложения при общеустановленной системе налогообложения

Общая система налогообложения применяется как юридическими, так и физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя. При регистрации юридического лица, если последнее не подает заявление о применении упрощенной или иной системы налогообложения, то по умолчанию, присваивается общая система налогообложения [4].

Иностранные организации, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, могут применять только общую систему налогообложения.

При общей системе налогообложения налогоплательщик самостоятельно определяет (рассчитывает на основании бухгалтерского учета) и уплачивает в бюджет следующие налоги:

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС) – объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ и услуг), выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и др. НДС имеет несколько ставок. Налогообложение по ставке 0% производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта; услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов; товаров (работ и услуг) в области косметической деятельности и др. (полный перечень см. в Налоговом Кодексе статья 164 «Налоговые ставки»). Налогообложение по ставке 10% производится при реализации продовольственных товаров (скота и птицы в живом весе, мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов и др.), товаров для детей, периодических печатных изданий, некоторых медицинских товаров отечественного и зарубежного производства. В остальных случаях налогообложение проводится по ставке 18%. Налоговым периодом признается квартал. Налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы налоговую декларацию по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога производится в безналичной форме, перечислением суммы налога на расчетный счет территориального налогового органа в срок до 20 числа месяца каждого из 3-ех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
  2. Налог на прибыль организаций – объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Налоговая ставка устанавливается в размере 20%. Размеры налоговых ставок могут варьироваться в зависимости от места нахождения головного офиса компании и экономической зоны осуществления хозяйственной деятельности. Полный перечень налоговых ставок по данному налогу перечислен в ст.284 НК РФ «Налоговые ставки» [1]. Отчетным периодами по данному налогу признается квартал, полугодие, девять месяцев и год. Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Ежемесячно перечисляются авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли. Организации, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи в срок не позднее 28-ого числа каждого месяца, следующего за месяцем, по итогам которого происходит начисление налога. Налоговая декларация предоставляется по истечении каждого отчетного периода в территориальный налоговый орган. Декларация предоставляется не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации за год сдаются не позднее 28 марта года, следующего за отчетным.
  3. Налог на имущество организаций – объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая ставка – 2,2% (допускается установление дифференцированных налоговых ставок). Налоговым периодом по налогу признается календарный год, отчетными периодами признаются квартал, полугодие, 9 месяцев. По истечение отчетного и налогового периода налогоплательщики предоставляют баланс, налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию, но не позднее 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода. Налоговая декларация по итогам года предоставляется не позднее 30 марта года следующего за истекшим.
  4. Транспортный налог – объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы и т.д. (ст.358 НК РФ). Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя и т.д.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено НК РФ.

Организации, применяющие общую систему налогообложения, и не ведущие хозяйственную деятельность обязаны сдавать упрощенную отчетность по перечисленным налогам, предоставляя в территориальный налоговый орган упрощенную декларацию.

Помимо перечисленных налогов, организации, являющиеся работодателями, уплачивают налоги во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования) страховые взносы на начисленную заработную плату.

Размеры страховых взносов во внебюджетные фонды устанавливаются федеральным законом №212-ФЗ [2]. В 2011г они имели следующие пропорции: в ПФР – 26%, в ФСС – 2,9%, ФФОМС – 3,1%, ТФОМС – 2,0%. На 2012г установлены следующие размеры: 22% - ПФР, 2,9% - в ФСС, 5,10% - в ФФОМС, 0% - в ТФОМС. Кроме того, предприятия уплачивают взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве в размере 0,2% от фонда оплаты труда за соответствующий период.

Общая система налогообложения обязывает вести бухгалтерский и налоговый учет в полном объеме, что требует наличия специальных знаний и навыков от генерального директора или найма в штат компании главного бухгалтера, который будет нести ответственность за ведение бухгалтерской и налоговой отчетности, согласно установленным нормам законодательства.

Как правило, общую систему налогообложения применяют крупные компании, имеющие стабильный доход, а вновь открывающиеся фирмы предпочитают применять упрощенную систему налогообложения, поскольку последняя позволяет не вести бухгалтерский учет, но отражать полученный доход и произведенный расход с в «Книге учета доходов и расходов».

Применение общей системы налогообложения имеет свои плюсы и минусы [5]. К преимуществам можно отнести следующие положения:

  1. Организация, находящаяся на ОСНО, не имеет ограничений на виды деятельности, размер получаемой прибыли и количество привлеченных работников.
  2. Виды расходов для расчета налога на прибыль не ограничены. Расходами признаются все обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком.
  3. Не возникает проблем при работе с другими участниками рынка по уплате НДС. Все средние и крупные компании также применяют ОСНО, и им необходимо, чтобы их затраты содержали НДС.
  4. Также в том случае, если предприятие получает убыток, она не платит налог на прибыль, и есть возможность учесть этот убыток в будущем.

К недостаткам такого режима относятся:

  1. Большая налоговая нагрузка. Предприятие на общем режиме должно уплачивать все установленные налоги в полном объеме.
  2. Необходимость вести бухгалтерский учет в обязательном порядке, а также более сложный налоговый учет.

1.2 Упрощенная система налогообложения: порядок применения, налоговые преимущества

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Статья 346.12 Налогового кодекса РФ содержит перечень субъектов, которые не вправе применять УСН (ломбарды, адвокаты, участники соглашений о разделе продукции и т.д.).

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 45 млн. рублей.

УСН вправе применять ИП и организации, у которых выполнены все следующие условия:

  1. остаточная стоимость нематериальных активов и основных средств не более 100 млн. рублей;
  2. годовой доход не больше 60 млн. рублей;
  3. численность наемных работников не более 100 человек;
  4. отсутствуют филиалы и представительства.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление (приложение 1). При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. Налоговым кодексом устанавливаются 2 вида объектов налогообложения: доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов.

К преимуществам УСН следует отнести:

  1. Уменьшение и упрощение налогового бремени: один налог вместо трех.
  2. Ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме.
  3. Отсутствие необходимости предоставления бухгалтерской отчетности в ИФНС.
  4. Подачу налоговой декларации только один раз в год.
  5. Возможность выбрать объект налогообложения (налог с дохода или налог с «дохода минус расход»).
  6. Уменьшение налоговой базы на стоимость основных средств и нематериальных активов единовременно в момент их ввода в эксплуатацию или принятия к бухгалтерскому учету.
  7. Упрощение налогового учета.

В качестве недостатков применения УСН можно отметить:

  1. Вероятность утраты права на применение УСН (например, в случае превышения норматива по выручке или численности персонала). В этом случае необходимо восстанавливать данные бухучета за весь период применения УСН.
  2. Отсутствие права открывать филиалы и представительства.
  3. Отсутствие права заниматься отдельными видами деятельности (например, страховой).
  4. Ограничение по размеру полученных доходов, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов.
  5. Ограниченный перечень расходов, уменьшающих налоговую базу при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы».
  6. Включение в налоговую базу полученных от покупателей авансов, которые впоследствии могут оказаться ошибочно зачисленными суммами.
  7. Отсутствие обязанности уплачивать НДС может привести к потере покупателей-плательщиков НДС, т.к. они не смогут предъявить НДС к возмещению из бюджета.
  8. Необходимость пересчета налоговой базы и уплаты дополнительного налога и пени в случае продажи основных средств или нематериальных активов, приобретенных в период применения УСН (для налогоплательщиков, выбравших объект налогообложения «доходы минус расходы»).
  9. Отсутствие возможности уменьшения налоговой базы на сумму убытков, полученных в период применения УСН, при переходе на иные режимы налогообложения и наоборот, невозможность учета убытков, полученных в период применения иных налоговый режимов, в налоговой базе УСН. Другими словами, если компания переходит с УСН на общий режим налогообложения или, наоборот, с общего режима на упрощенный, то прошлые убытки не будут приниматься при расчете единого налога или налога на прибыль. Переносятся лишь убытки, полученные в период применения текущего налогового режима.
  10. Необходимость уплаты минимального налога при получении убытков (при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы»). Таким образом, в отличие от налога на прибыль, единый налог платить придется в любом случае.
  11. Необходимость составления бухгалтерской отчетности при ликвидации организации.

С точки зрения периода действия мероприятия по налоговой оптимизации могут быть разделены на перспективную или стратегическую налоговую оптимизацию, эффект от которой имеет место в течение длительного периода деятельности субъекта предпринимательской деятельности, и налоговую оптимизацию отдельных хозяйственных операций, эффект от которой имеет разовый характер.

Перспективная налоговая оптимизация предусматривает выбор наиболее приемлемой с точки зрения налогообложения правовой формы осуществления хозяйственной деятельности, построение схемы финансово-хозяйственной деятельности с учетом наиболее типичных отношений, в которых участвует данный субъект предпринимательской деятельности, разработку соответствующей учетной и налоговой политики, а также применение иных методов, имеющих долгосрочное влияние на размер налоговых обязательств налогоплательщика.

Налоговая оптимизация отдельных хозяйственных операций осуществляется путем выбора оптимального вида гражданско-правового договора, подлежащего заключению, определения условий договора, установления порядка совершения конкретных действий в ходе осуществления хозяйственной операции (например, передачи имущества, оплаты товара и т.д.).

Классификация налоговой оптимизации по различным основаниям представлена на рис 2.1.

http://klerk.ru/im/min.jpg

1. Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний — имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня— позволяет экономить на прямых налогах.

2. Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита — из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.

3. Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах сминимальным налоговым бременем (офшор).

При выборе места регистрации ориентируются не только на размер налоговых ставок. При небольших налоговых ставках законодательством обычно устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту — повышению налоговых платежей. Если небольшая налоговая ставка жестко привязана к единице результата деятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным.

4. Переход организации на упрощенную систему налогооблажения.

Применение упрощенной системы налогообложения как способ налоговой оптимизации

Упрощенная система налогообложения, "упрощенка"(далее - УСН) является специальным налоговым режимом, применяемым на добровольной основе в соответствии с главой 26.2 Налогового Кодекса РФ(НК). В этом случае организации уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и единый налог (ЕН), исчисляемый по результатам их хозяйственной деятельности за год, но не являются плательщиками налога на прибыль, налога на имущество, ЕСН, НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации). Все остальные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения. Организации, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента. Для наглядности представим изложенное в табл.2.1.

Необходимо обратить внимание на то, что, если по итогам налогового (отчетного) периода выполнено хотя бы одно из условий, налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения:

- доход организации превышает 15 млн руб.;

- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн руб.;

- доля непосредственного участия других организаций в капитале налогоплательщика составляет более 25% (кроме общественных организаций инвалидов);

- средняя численность работников превышает 100 человек.

Таблица 2.1. Виды налогов по упрощённой системе налогообложения

Налоговые обязательства

Ставка, %

Общий режим

УСН

Плательщиками ЕН признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. Ограничения на применение организациями УСН установлены ст. 346.12 НК РФ.

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 09:58, реферат

Описание работы

Налоги с точки зрения предприятий и бизнесменов зачастую рассматриваются как своего рода потери, которые необходимо максимально сокращать. Но с позиций государства налоги – это не что иное, как источник средств, которые тратятся на общественные и социальные нужды. Предприятия не могут самостоятельно выбирать виды и размеры налогов, которые они согласны платить, поскольку законодательно оговорены все виды налогов и порядок их уплаты в казну страны.
Наличие органов контроля и исполнительной власти позволяет государству осуществлять надзор за надлежащим исполнением налогового законодательства. В таких условиях для предпринимателей, желающих минимизировать налоговое бремя, один путь –оптимизация налогообложения.

Содержание

Введение
Налогообложение предприятий
Налогообложение предприятий
2.1.Принципы налоговой оптимизации
2.2. Минимизация налоговых платежей
2.3.Понятие налогового планирования
3. Специальные методы налоговой оптимизации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

  1. Налогообложение предприятий
  2. Налогообложение предприятий

2.1.Принципы налоговой оптимизации

2.2. Минимизация налоговых платежей

2.3.Понятие налогового планирования

3. Специальные методы налоговой оптимизации

Список использованной литературы

Налоги с точки зрения предприятий и бизнесменов зачастую рассматриваются как своего рода потери, которые необходимо максимально сокращать. Но с позиций государства налоги – это не что иное, как источник средств, которые тратятся на общественные и социальные нужды. Предприятия не могут самостоятельно выбирать виды и размеры налогов, которые они согласны платить, поскольку законодательно оговорены все виды налогов и порядок их уплаты в казну страны.

Наличие органов контроля и исполнительной власти позволяет государству осуществлять надзор за надлежащим исполнением налогового законодательства. В таких условиях для предпринимателей, желающих минимизировать налоговое бремя, один путь –оптимизация налогообложения.

Целью данной работы является раскрытие понятие налоговой оптимизации как таковой, то есть её основных принципов, методов и сущности.

Данная тема актуальна тем, что предприятия независимо от того, к какому типу оно не относилось бы, обязано выплачивать государству налоги. Для сокращения этих выплат предприятие обязано вести налоговое планирование и прочие мероприятия для налоговой оптимизации.

  1. Налогообложение предприятий

Наиболее важными из налогов, уплачиваемых промышленными предприятиями, являются налог на прибыль, НДС, налог на имущество организаций, акцизы, земельный налог, единый социальный налог. Для промышленных предприятий добывающих отраслей весьма важное значение имеют налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов. Для коммерческих предприятий, осуществляющих экспортные и импортные поставки, важнейшее значение приобретают таможенная пошлина и таможенные сборы.

В зависимости от источника покрытия налоги разделяют на следующие группы:

налоги,платежи по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг); к ним, в частности, относятся земельный налог, транспортный налог; налоги, платежи по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг); к ним, в частности, относятся НДС, акцизы, экспортные тарифы; налоги, платежи по которым относятся на финансовые результаты, к ним, в частности, относятся налог на прибыль, налог на рекламу;

налоги,расходы по которым покрываются из чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия; к ним, в частности, относятся некоторые местные налоги.

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относятся налог на прибыль, рентные (ресурсные) платежи, налог на имущество, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов(НДС, акцизы, таможенная пошлина).

Таким образом, прямые налоги имеют характер подоходно- имущественных налогов, а косвенные - налогов на потребление. Первые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных и нематериальных благ, вторые - в процессе их расходования. В качестве критерия деления прямых и косвенных налогов принимается теоретическая возможность переложения налога на потребителей.

Однако на практике может происходить и обратный процесс. Так, прямые налоги могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен, а косвенные налоги не всегда удается в полном объеме переложить на потребителя в условиях насыщенного рынка, когда производитель вынужден снижать цены вследствие сильной конкуренции.

Объектами налогообложения промышленных предприятий являются прибыль, стоимость акцизных товаров, стоимость продукции, имущество предприятия, другие объекты, установленные Налоговым Кодексом РФ. Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период времени (месяц, квартал, полугодие, год).

  1. Налогообложение предприятий

Существование специальных государственных фискальных и правоохранительных органов и предусмотренных в законодательстве карательных мер не позволяет налогоплательщику по собственному желанию безнаказанно изменять объем выплачиваемых налогов, поэтому налогоплательщикам приходится предпринимать специальную деятельность, именуемую налоговой оптимизацией (оптимизацией налоговых платежей). Обычно под термином налоговая оптимизация понимается деятельность, реализуемая налогоплательщиком в целях законного снижения налоговых выплат. Данный термин достаточно условный, и в литературе деятельность плательщика, которая направлена на уменьшение налоговых платежей, обозначается достаточно большим количеством терминов. Следует подчеркнуть, что оптимизация налогообложения означает не просто снижение налоговых платежей, но именно их законность и отсутствие негативных последствий, как со стороны налоговых органов, так и персонала, собственника и т.д. В своей сути термин оптимизация –это «выбор одного из лучших вариантов». Поэтому оптимизацию налогообложения можно понимать как выбор наилучшего для налогоплательщика способа уплаты налога,но такой способ возможен только в рамках законных действий («правового поля»).Целью оптимизации налоговых платежей является получение экономического эффекта от сокращения сумм налоговых выплат, которые приводят к увеличению величины нераспределенной (чистой) прибыли и, как следствие, к увеличению эффективности деятельности. Если сокращение налоговых выплат достигается за счет снижения краткосрочной и долгосрочной эффективности, то такое сокращение налоговых платежей не является результатом процесса оптимизации. Результатом налоговой оптимизации должна стать налоговая экономия, которая составляет дополнительную величину прибыли (финансового результата), остающуюся у организации.

2.1.Принципы налоговой оптимизации

Система оптимизации налогообложения основывается на определенных принципах - основных руководящих началах, среди которых отметим следующие:

принцип адекватности затрат.

Стоимость создания системы оптимизации налогообложения (внутренних затрат организации или расходов на оплату сторонних организаций) не должна превышать суммы уменьшаемых налогов. Допустимое соотношение затрат на созданную систему оптимизации налогообложения и ее обслуживание к сумме экономии налоговых издержек имеет индивидуальный порог, который может зависеть и от степени риска, связанного с данной схемой, и от психологических факторов. На практике такой порог составляет 50 - 90% от размера уменьшаемых налогов. Следует также помнить и о том, что большинство схем, помимо затрат на создание и обслуживание, требуют и определенных расходов на их ликвидацию. При этом ликвидационные расходы могут значительно превышать первоначальные вложения. Так, например, ни для кого не секрет, что гораздо проще зарегистрировать хозяйственное общество, чем его ликвидировать;

принцип юридического соответствия.

Система оптимизации налогообложения должна быть, бесспорно, легитимной в отношении как отечественного, так и международного законодательства. Суть этого принципа, который иногда еще называется тактикой "наименьшего сопротивления", заключается в недопустимости построения схем оптимизации налогообложения, основанных на коллизиях или "пробелах" в нормативных актах. Если отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться как в пользу налогоплательщика, так и в пользу государства, имеется вероятность возникновения в будущем судебных разбирательств либо необходимости доработки схемы. Что же касается вопросов, не урегулированных законами("пробелов"), то однажды такие пропуски могут быть"заполнены" законодателем, и не всегда так, как хотелось бы коммерческим организациям. Основной риск в этой ситуации связан с тем, что данные незапланированные издержки могут привести к нарушению принципа адекватности затрат;

принцип конфиденциальности.

Доступ к информации о фактическом предназначении и последствиях проводимых трансакций должен быть максимально ограничен. На практике это означает, что, во-первых, отдельные исполнители и структурные единицы, участвующие в общей цепи оптимизации налогообложения, не должны представлять себе картину в целом, а могут руководствоваться только определенными инструкциями локального характера. Во-вторых, должностные лица и собственники должны избегать отдавать распоряжения и хранить общие планы с использованием средств личной идентификации (почерк, подписи, печати и т.д.);

принцип подконтрольности.

Достижение желаемых результатов от использования схемы оптимизации налогообложения зависит от хорошо продуманного контроля и существования реальных рычагов воздействия на всех исполнителей и на всех этапах. Одной из особенностей большинства структур, занимающихся оптимизацией налогообложения, является неформальность отношений внутренних участников процесса и тех прав и обязательств, которые возникают в связи с договоренностью с внешними контрагентами. Решение вопросов безопасности в данных условиях может быть построено на синхронизации тех договорных отношений, которые возникают де-факто с теми, которые оформляются де-юре. Наиболее сложным остается достижение рационального соотношения в использовании принципов конфиденциальности и подконтрольности.

Данные принципы хотя и действуют в противоположных направлениях, но не являются взаимоисключающими. Напротив, их разумное сочетание представляет собой одну из важнейших составляющих в системе обеспечения безопасности управления запланированным процессом;

принцип допустимого сочетания формы и содержания.

Известны случаи, когда организации, не имеющие на балансе или в аренде основных фондов и состоящие только из директора, "умудрялись" оказывать и транспортные, и полиграфические, и любые другие услуги. При этом заказчики не очень часто интересуются наличием у исполнителя достаточной материально- технической базы для исполнения подписанного соглашения. Их больше интересует "порядок расчетов" и прочие условия.

Синхронизация юридических и фактических действий важна не только для обеспечения защиты от недобросовестных участников процесса, но имеет также непереоценимое значение и для "отражения"возможных подозрений со стороны проверяющих. Это связано, в частности, с существованием в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) таких понятий,как "недействительная сделка", "притворная сделка", "мнимая сделка", "недееспособный гражданин" и т.д., а также с наличием в Уголовном кодексе Российской Федерации статей, посвященных уклонению от налогов,фиктивному предпринимательству, фиктивному банкротству, отмыванию денежных средств и имущества и т.д.;

Оптимизация налогообложения должна производиться за счет своих налоговых платежей, а не за счет увеличения отчислений независимых контрагентов. Данный принцип можно также назвать принципом взаимовыгодного сотрудничества. Некоторые налоговые платежи устроены по принципу сообщающихся сосудов: увеличение платежей у одного участника договорных отношений приводит к уменьшению платежей у другого и, наоборот, уменьшение налоговой базы у одного контрагента ведет к ее увеличению у второго (НДС, налог на прибыль). Поэтому в данном случае следует принимать во внимание и интересы независимых поставщиков и покупателей;

принцип диверсификации.

Оптимизация бюджетных отчислений как один из видов экономической деятельности, связанный с движением и хранением материальных ценностей, может быть подвержен влиянию различных внешних и внутренних факторов неблагоприятного характера. Это могут быть и постоянные изменения в законодательстве, и просчеты, допущенные в первоначальных планах, и форс-мажорные обстоятельства. При этом читателям следует иметь в виду и тот факт, что в связи с последними изменениями, произошедшими в уголовном законодательстве, юридические последствия от развития событий по пессимистичному сценарию имеют значительные различия в зависимости от размеров негативных трансакций;

принцип автономности.

Действия по оптимизации налогообложения должны как можно меньше зависеть от внешних участников. На практике обеспечение принципа автономности требует дополнительных затрат, но в то же время обеспечивает повышение безопасности существующей схемы и уменьшение уязвимости со стороны недобросовестных контрагентов. Учитывая вышеприведенные принципы, использование"пробелов" и коллизий в законодательстве требует от организации не только сугубо индивидуального подхода, но и является самой рисковой частью оптимизации налогообложения. Представляется гораздо более эффективным с точки зрения долгосрочного развития бизнеса построение общей модели оптимизации налогообложения в зависимости от вида деятельности организации и осуществление в соответствии с этой моделью конкретных действий, в том числе по минимизации налогообложения.

2.2. Минимизация налоговых платежей

Бытует мнение, что оптимизация налогообложения проводится исключительно с целью максимального законного снижения налогового бремени, и поэтому ее часто называют минимизацией налоговых платежей.

Следует отметить, что оптимизация налогообложения - это более крупная задача, стоящая перед организацией или индивидуальным предпринимателем, чем минимизация налоговых платежей. Понятие"оптимизация налогообложения" намного шире термина "минимизация налоговых платежей": помимо минимизации уплаты налогов, ее инструментами являются отсрочка уплаты налогов, уменьшение суммы выплачиваемых в бюджет"живых" средств и другие. Все они выгодны с точки зрения налогоплательщика: денежные средства остаются в распоряжении налогоплательщика большее время и дают дополнительную прибыль, не уменьшается сумма оборотных средств (а это особенно актуально, когда их не хватает), что также содействует увеличению прибыли, и т.д.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Иркутский государственный технический университет

Кафедра автоматизированных систем

Тема: Налоговая оптимизация

по дисциплине «Налогообложение»

Предприниматели, руководители и «рядовые» налогоплательщики рассматривают налоги как «потери» для бизнеса.

Государство стремится со своей стороны подействовать на своих граждан внушениями о том, что налоги - это плата за цивилизованное общество (такова надпись на фасаде Службы внутренних доходов США) и что именно они позволяют обществу бороться с так называемыми провалами рынка, финансируют капиталовложения в те сферы, куда частный бизнес не устремляется из-за длительного периода окупаемости проекта, и оплачивают создание общественных благ.

Граждане, впрочем, более склонны согласиться с теорией «стационарного бандита», объясняющей налогообложение не столь оптимистичным образом: население платит столько, сколько государство считает нужным и имеет силу взять. Все преимущество «стационарного бандита» перед «бандитом-гастролером», т.е. государства перед набежавшими вдруг «ордами варваров» состоит в том, что налоги отличаются предсказуемостью и известностью их объемов.

В любом случае, чрезвычайно сложно создать справедливую налоговую систему, при которой каждый вносит свой справедливый вклад, невозможно даже оценить вклад каждого, и перед обществом встает проблема «переноса налогового бремени» (чаще всего богатых обвиняют в том, что они «перекладывают» налоги на бедных). Возникает противоборство между заинтересованностью налогоплательщиков по избежанию излишних, с их точки зрения, налоговых выплат и заинтересованностью государства в пополнении госбюджета и пресечению уклонения от налогов.

Существование специальных государственных органов и предусмотренных в законодательстве карательных мер не позволяют среднему налогоплательщику безнаказанно и по собственному желанию изменять объем выплачиваемых налогов, поэтому налогоплательщикам приходится предпринимать специальную активность, именуемую налоговой оптимизацией.

Налоговая оптимизация - обычно под этим термином понимается деятельность, реализуемая налогоплательщиком с целью снижения налоговых выплат.

Определение оптимальных объемов налоговых платежей - проблема каждого конкретного предприятия или физического лица. Действия компании по определению оптимальных объемов называют системой корпоративного налогового менеджмента. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Например, предприятие, выделяющееся из общей массы слишком маленькими выплатами, рискует навлечь на себя дополнительные проверки, что чревато дополнительными издержками. Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры налогов со всех точек зрения.

Оптимизация налогов - это только часть более крупной - главной - задачи, стоящей перед финансовым менеджментом (финансовым управлением предприятием). Главная задача финансового менеджмента - финансовая оптимизация, т. е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия, а также привлечение внешних источников финансирования.

Все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании, лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема позволяет достичь намечаемого результата; напротив, некачественная схема налоговой оптимизации может нанести компании ощутимый вред. Любая схема перед внедрением проверяется на соответствие нескольким критериям: разумности, эффективности, соответствия требованиям закона, автономности, надежности, безвредности.

Эффективность - это полнота использования в схеме всех возможностей минимизации налогов. Соответствие требованиям закона - учет всех возможных правовых последствий использования схемы, продуманность механизмов реагирования на изменение действующего законодательства или на действия налоговых органов. Автономность- схема рассматривается с точки зрения сложности в управлении, подконтрольности в применении и сложности в реализации. Надежность - это устойчивость схемы к изменению внешних и внутренних факторов, в том числе к действиям партнеров по бизнесу. Наконец, безвредность предполагает избежание возможных негативных последствий от использования схемы внутри предприятия.

Оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом выпуске) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов, что достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов.

«Минимизация налогов» - термин, который вводит в заблуждение. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение прибыли предприятия после налогообложения.

В результате складывается казусная ситуация: корпоративные менеджеры, которые должны стремиться увеличить размер чистой прибыли, с помощью юристов, бухгалтеров и финансовых консультантов прилагают нередко значительные усилия для того, чтобы уменьшить размер «прибыли для целей налогообложения».

Цель минимизации налогов - не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, пусть не намного, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. Ситуация, когда предприятие платит налоги «в лоб», т. е. следуя букве закона формально, без привязки к особенностям собственного бизнеса, встречается все реже и свидетельствует о том, что над налогами на предприятии никто не работал.

Сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли предприятия. Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием; как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу.

Государство предоставляет множество возможностей для снижения налоговых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, не только из-за низкой юридической квалификации законодателей, но и ввиду невозможности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога.

Пути минимизации налоговых платежей

Существуют три пути сокращения налоговых платежей: уклонение от уплаты налогов, налоговое планирование и избежание налогов.

Уклонение от уплаты налогов - нелегальный путь уменьшения своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанное на сознательном, уголовно наказуемом (ст. 198 УК РФ для физических лиц, ст. 199 для руководства и ответственных юридических лиц) использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности. Легальной возможности «уклониться от налогов» не существует. Любые целенаправленные действия субъекта, нарушающие действующее законодательство, в результате которых бюджет так или иначе недополучает причитающиеся ему по закону суммы налогов, - нелегальны, и ведут к наступлению налоговой либо уголовной ответственности.

Налоговое планирование- легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета.

Избежание налогов- минимизация налоговых обязательств законным использованием коллизий и недоработок нормативных законодательных актов; при этом налогоплательщик полностью раскрывает свою учетную и отчетную информацию налоговым органам. Этот метод позволяет в дальнейшем довольно успешно оспаривать в арбитражном суде претензии налоговых органов к выбранной налоговой политике, основываясь на принципе «что не запрещено законом, то разрешено». Оба последних способа, с юридической точки зрения, не предполагают нарушения законных интересов бюджета. Тем не менее, снижение налогов несет в себе дополнительные риски, связанные со сложностями судебных тяжб с налоговыми органами.

В зависимости от периода времени налоговая оптимизация может быть подразделена на текущую и перспективную.

-->ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
  • Читайте также: