Налоговая не уточняет платеж что делать

Опубликовано: 18.05.2024

Если компания отправляет неверно оформленную платежную документацию (к примеру, есть ошибки, неточности), казначейство регистрирует невыясненный платеж.

Вопрос: Победитель электронного аукциона подтвердил внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, предоставив вместе с подписанным контрактом платежное поручение. Однако счет, указанный в этом платежном поручении, — это расчетный счет заказчика, взятый из реквизитов контракта, а не тот счет, который был специально указан в аукционной документации для внесения на него обеспечения исполнения контракта. В результате деньги пришли на «невыясненные платежи». Как следует поступить заказчику в этом случае?
Посмотреть ответ

Что собой представляет невыясненный платеж

Невыясненный платеж – это неверно оформленный платеж. К примеру, в сопутствующей документации могут содержаться следующие ошибки, являющиеся основанием для регистрации невыясненного платежа:

  • В поручении содержатся неверные ИНН/БИК плательщика налогов.
  • Неправильно зафиксирован идентификационный номер налоговой структуры.
  • Назначение направленных средств, указанное в письменной форме, не соответствует коду назначения средств.
  • Выплата направлена в налоговую структуру, в которой налогоплательщик не зарегистрирован.
  • Налогоплательщику не нужно платить тот вид налога, который он уплатил.
  • Не прописан номер лицевого счета (или он прописан неверно).

Как правило, ошибки содержатся в кодах. Они наиболее вероятны при использовании платежных терминалов. Если платежные документы оформлены неверно, платеж не засчитывается. У компании таким образом копятся долги.

ВНИМАНИЕ! Невыясненные платежи должны быть отображены в бухучете.

Учет невыясненных платежей

Невыясненный платеж отражается по коду формы дохода. Детализация кода определяется формой бюджета. Невыясненный платеж нужно зафиксировать на счете 1 205 82. Соответствующее правило прописано в п. 77 Инструкции №162н. Используемые проводки определяются тем, будет ли уточнен платеж или он направляется обратно налогоплательщику. Рассмотрим используемые проводки:

  • ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие невыясненного платежа к учету. Первичным документом в этом случае является выписка из лицевого счета.
  • ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Списание невыясненного платежа после того, как была установлена принадлежность средств. Первичная документация: выписка со счета, приложение.
  • ДТ1 210 02 100 КТ1 205 00 660. Зачет денег по обновленному КДБ.
  • ДТ1 205 00 560 КТ1 401 10 100. Начисление дохода (актуально только в том случае, если раньше эта процедура не проводилась).

Эти проводки актуальны при уточнении платежей. Если же деньги возвращаются налогоплательщику, используется эти бухгалтерские проводки:

  • ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие к учету невыясненного платежа. Первичная бумага, на основании которой создается проводка – выписка со счета.
  • ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Перечисление невыясненного платежа налогоплательщику. Первичный документ – заявление налогоплательщика.

Бухгалтерские проводки могут создаваться только на основании информации из первичных документов.

Документальное оформление

Особенности создания письма об уточнении

Записка составляется представителем бухотдела или сотрудником с соответствующими полномочиями. На документе обязательно проставляется подпись руководителя фирмы. Если лицо, направившее письмо, узнало об ошибке, актуален следующий порядок действий:

  1. Обращение в банк для получения доказательств о фактическом перечислении средств. Банк должен выдать доказательство в письменной форме.
  2. Отправка в налоговую письма, уточняющего платеж.

Специальной формы для письма нет, поэтому при его составлении можно пользоваться локальными актами. В документе в обязательном порядке прописывается эта информация:

  1. Название структуры, которая получила платеж.
  2. Адрес фирмы.
  3. Данные о получателе платежа.
  4. Номер поручения, составленного с ошибками, дата его создания.
  5. Указание на ошибку (к примеру, неверное указание кодов).
  6. Способ удаления ошибки.

Если в поручении содержится несколько ошибок, отдельно нужно указывать каждую из них. Существуют рекомендательные требования к бумаге:

  • Деловой стиль.
  • Отсутствие двусмысленностей.
  • Краткое изложение исключительно по существу вопроса.

ВНИМАНИЕ! Если из-за ошибок платеж не учтен в расчетной карте, в письме следует сформулировать просьбу перерасчета пени.

ВАЖНО! Сроки отправки письма нормативными актами не установлены. Его можно направлять в любое удобное время.

Существуют следующие способы отправки запроса об уточнении средств:

  • при личной встрече;
  • пользуясь услугами курьерской службы;
  • отправка заказного письма через почту;
  • через интернет.

Интернетом можно воспользоваться только в том случае, если у отправителя есть цифровая подпись, зарегистрированная в законном порядке.

Как уточнить реквизиты на оплату страховых взносов

Ошибиться можно не только при отправке налоговых платежей, но и при отправке взносов. Уточнять сумму в данном случае нужно в стандартном порядке. Однако существуют некоторые нюансы:

  • Уточнять сумму взносов не нужно в том случае, если информация о сумме учтена на лицевом счете фирмы. Основанием для этого является пункт 9 статьи 45 НК РФ.
  • Порядок уточнения определяется датой, в которую совершен платеж. Если он произведен за отчетный период до 1 января, заявление об уточнении нужно направлять в ПФР. Рассмотрение заявки занимает 5 дней. Если перевод осуществлен после 1 января, заявка направляется в налоговую.

После того как структура рассмотрит документ, принимается решение о возможности уточнения реквизитов.

Особенности возврата невыясненных платежей

Порядок возврата невыясненного платежа в бюджет установлен Порядком №125 от 18 декабря 2013 года. Возврат осуществляется при наличии этих условий:

  • Указанное назначение платежа говорит о том, что платеж отправлен не в бюджет.
  • Зачисление невыясненного платежа выполнено из-за ошибки банковского учреждения.

Возврат может быть выполнен в течение 3 дней. Основание для него – поданная налогоплательщиком заявка на возврат. Составляется она на основании письма от фирмы, поступившего в Казначейство.

Что делать, если условий для возврата, оговоренных законодательно, нет? Для подобных случаев есть другой нормативный акт – статья 1102 ГК РФ. Согласно этой статье лицо, необоснованно получившее чужую собственность, должно ее возвратить. Для возврата фирме нужно обратиться к лицу, которое получило перевод. Если лицо отказалось возвращать средства, фирме следует обратиться в суд.

ВАЖНО! Если фирма получила ошибочный платеж, ей следует в течение 10 дней обратиться в свой банк. Списание возвращенных средств предполагает использование проводки ДТ76 КТ51.

C 1 декабря 2017 года действует новый порядок работы налоговых инспекций с невыясненными платежами (приказ ФНС России от 25 июля 2017 г. № ММВ-7-22/579@). Речь идет о платежных поручениях, в которых не указана или неверно указана информация.

Как уточнить налоговый платеж

Если ошибка в платежке не привела к неуплате налога в бюджет, то недоимка не возникает. Такое может случиться, если, например, указан неверный КБК. В этом случае платеж можно уточнить, подав в ИФНС заявление о допущенной ошибке. Инспекция вынесет решение об уточнении платежа в течение 10 рабочих дней со дня получения вашего заявления.

Если ошибку в платежке обнаружат налоговики, они должны сами уведомить вас об этом. Получив уведомление, вы также должны написать заявление в ИФНС об уточнении платежа. Решение уточнить платеж инспекторы вынесут не позднее 10 рабочих дней с даты поступления заявления.

Если ошибка в платежке возникла по вине банка, когда формировалось электронное платежное поручение, то ИФНС после сверки расчетов запросит у банка копию вашей бумажной платежки. И только после этого примет решение уточнить платеж.

Как уточнить платеж по страховым взносам

Если вы обнаружили ошибку, допущенную при заполнении платежного поручения на уплату страховых взносов, платежку нужно уточнить.

Порядок уточнения реквизитов в платежных поручениях зависит от того, за какой период были перечислены взносы: до 1 января 2017 года или после этой даты.

1. Если вы нашли ошибку в платежке, деньги по которой поступили в ПФР до 1 января 2017 года, нужно сделать следующее. Подайте заявление об уточнении платежа в свое отделение ПФР. Фонд в течение 5 рабочих дней рассмотрит полученное заявление, вынесет решение об уточнении реквизитов и направит его в ИФНС.

Одновременно с решением об уточнении платежа ПФР передаст в налоговую инспекцию информацию о сумме пени, пересчитанной по состоянию на 1 января 2017 г.

На основании полученных сведений инспекторы отразят уточнение платежа и скорректированную сумму пени в вашем лицевом счете.

Если показатели платежки уточняются через органы Федерального казначейства, то налоговики на основании решения об уточнении платежа, направленного ПФР, сформируют и направят в УФК уведомление по форме № 54 (утв. приказом ФНС России от 18 января 2012 № ЯК-7-1/9@).

После того, как УФК исполнит это уведомление, данные об уплате отразятся в лицевом счете плательщика взносов.

2. Если вам требуется уточнить реквизиты платежного поручения по взносам, перечисленного после 1 января 2017 г. в ИФНС, то порядок действий такой.

Подайте соответствующее заявление в налоговую инспекцию. После этого ИФНС направит в ПФР запрос вместе с копиями полученного заявления и уточняемой платежки.

Получив запрос, ПФР в течение 5 рабочих дней рассмотрит заявление и подтвердит правомерность уточнения реквизитов в платежке. А затем направит в ИФНС сообщение, что уточнить реквизиты платежа возможно.

Как правило, это бывает, если в целях ведения персонифицированного учета сумма уплаченных страховых взносов превышает сумму начисленных.

К примеру, вы начислили 100 рублей страховых взносов, а уплатили 150 рублей. Таким образом, в выгрузке сведений не учтено 50 рублей уплаченных авансовых платежей. По платежным поручениям на сумму менее 50 рублей ИФНС может вынести решение об уточнении реквизитов. Правда, если вы оформили одну платежку на сумму, превышающую 50 рублей, уточнить платеж уже нельзя.

На основании положительного ответа от ПФР, налоговики принимают решение об уточнении платежа.

В случае, если данные платежки нужно уточнить через УФК, ИФНС сформирует и направит в УФК уведомление по форме № 54. Налоговая инспекция пересчитает пени в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

А вот если сумма взносов, уплаченная по платежке, уже учтена в системе обязательного пенсионного страхования на индивидуальном лицевом счете работника, ПФР в течение 5 рабочих дней известит налоговую инспекцию о том, что уточнить реквизиты платежа невозможно (письмо ФНС России от 15 июня 2017 г. № ЗН-4-22/11334).

Речь идет об обязательных пенсионных взносах, которые уплачиваются работодателями за работников по КБК 182 1 02 02010 06 1010 160, и о фиксированных взносах, которые ИП платят за себя по КБК 18210202140061110160.

Например, вы начислили по страховым взносам 100 рублей и уплатили тоже 100 рублей. Значит, в информационном ресурсе, выгружаемом в ПФР, сведения об уплате страховых взносов учтены в полном объеме. В этом случае уточнить реквизиты платежного поручения не получится.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Частнопрактикующий эксперт в области права и управления

специально для ГАРАНТ.РУ

В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно предприниматели заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации таких налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе термин "переплата" не используется. В то же время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ) (рис. 1).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов (для справки: налоговые органы ведут "внутренний" учет налоговых обязательств налогоплательщиков в интерактивном информационном ресурсе "Карточка Расчеты с Бюджетом", далее – КРСБ, карточка РСБ).

Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов (КРСБ) в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй – третий день после банковской операции налогоплательщика. А вот сама налоговая обязанность (начисленный налог) появится в карточке РСБ (и соответственно "обнулит" сальдо) только по окончании "декларационной кампании" – то есть примерно через полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится "положительное" сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как "переплата". Это подтверждает и Минфин России в письме от 2 августа 2019 г. № 03-02-08/58397 (извлечение): "Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата".

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками. Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Правовое и функциональное содержание термина "переплата" в налоговом праве

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно, – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т. п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 1 января, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки (целесообразно убрать ссылку на приказ, которым утверждена форма Решения об уточнении платежа).

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т. п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата (справка: после введения в эксплуатацию информационного ресурса "Камеральные налоговые проверки" (подсистема АИС "Налог-3") такие ошибки выявляются в автоматизированном режиме с формированием протокола ошибок; порядок исправления таких "проколов" регламентирован в п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вина налогового органа: в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь в виду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов. Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании"

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки – при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило – уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 "Сумма налога к уменьшению за налоговый период".

Рис. 2. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru

Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

***

Теперь настало время подвести итог изложенному.

Первое и главное: факт переплаты (в части "излишне уплаченной суммы налога") может быть установлен и документально подтвержден только по итогам или взаимной сверки расчетов, или камеральной налоговой проверки. Юридически значимыми документами, подтверждающими факт (и сумму) переплаты, являются – в первом случае акт сверки расчетов; во втором – налоговая декларация, прошедшая без замечаний камеральную налоговую проверку. А вот факт "излишне взысканной суммы налога" подтверждается вступившим в законную силу решением вышестоящего налогового органа или судебным актом.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

– номера счета Федерального казначейства;

– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

– несоответствие ИНН наименованию плательщика;

– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

– уплата налога производится за третьих лиц;

– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

К сведению

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

Отказ налогового органа в уточнении платежа, а также отказ в пересчете пеней может быть обжалован организацией в вышестоящий налоговый орган

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

В результате технической ошибки авансовые расчеты по налогу на имущество по объектам недвижимости были направлены в ответственную налоговую инспекцию (Инспекция 1), а не в налоговую инспекцию по местонахождению данных объектов недвижимости (Инспекция 2).

Оплата была направлена своевременно, тоже в ответственную налоговую инспекцию.

Обе налоговые инспекции находятся в одном регионе.

После выявления ошибки в Инспекцию 2 были направлены: авансы, штраф за несвоевременное представление авансовых расчетов и пени и сами авансовые расчеты.

В Инспекцию 1 были направлены уточненные авансовые расчеты.

После отражения в карточке по расчетам с бюджетом в Инспекции 2 авансовых расчетов и оплаты по ним было направлено письмо о пересчете (сторнировании) пени на основании п. 7 ст. 45 НК РФ, так как в целом бюджет региона не пострадал, и все было оплачено своевременно в Инспекцию 1.

На что получен ответ из Инспекции 2 с рекомендацией уточнить платежи (получателя платежа) в Инспекции 1, иначе пересчет невозможен.

В Инспекцию 1 было написано письмо об уточнении получателя платежей в платежных поручениях на оплату аванса, но только в определенной части суммы, причитающейся Инспекции 2 (порядок цифр: миллионы в Инспекцию 1 и десяток тысяч в Инспекцию 2).

На это был получен ответ из Инспекции 1, что они не могут этого сделать, так как в поле получателей нельзя указать несколько ИНН/КПП получателей.

Правомерен ли отказ налоговой инспекции?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

При условии правильного указания в платежном поручении счета Федерального казначейства пени подлежат пересчету.

Отказ налогового органа в уточнении платежа, а также отказ в пересчете пеней может быть обжалован организацией в вышестоящий налоговый орган.

Обоснование позиции:

В рассматриваемой ситуации вопрос о возможности пересчета пеней по налогу решается с учетом факта исполнения обязанности по уплате налога.

1. Об исполнения обязанности по уплате налога.

Уплата налога на имущество организаций (авансовых платежей по налогу) исходя из кадастровой стоимости производится в налоговый орган по месту нахождения соответствующих объектов имущества (ст. 385, п. 13 ст. 378.2 НК РФ).

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств на соответствующий счет Федерального казначейства при наличии на счете достаточного денежного остатка на день платежа (пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ).

При этом ст. 45 НК РФ не связывает признание обязанности налогоплательщика по уплате налога (авансовых платежей) исполненной с правильным указанием ОКТМО, равно как и реквизитов налогового органа (постановления Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 784/13).

Отметим, что НК РФ установлены две процедуры для перенаправления перечисленных налоговых платежей:

1) путем уточнения платежа в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ;

2) путем зачета суммы переплаты в соответствии со ст. 78 НК РФ.

Уточнение платежа осуществляется в случаях, если обнаруженные налогоплательщиком ошибки в платежном поручении не повлекли неперечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства.

Решение об уточнении платежа принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов (при условии ее проведения). При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога за период со дня его фактической уплаты до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Поскольку речь идет о налоге на имущество организаций, необходимо учитывать, что этот налог является региональным. При этом с учетом п.п. 1, 5 ст. 56 БК РФ он может зачисляться не только в доходы бюджетов субъектов РФ, но и в доходы бюджетов муниципальных образований по установленным субъектами РФ нормативам.

Если такое межбюджетное распределение сумм налога не предусмотрено в субъекте РФ и налогоплательщик своевременно уплатил налог (авансовые платежи по налогу) не по месту нахождения имущества, а по месту нахождения организации, но на соответствующий счет Федерального казначейства, что подтверждено в установленном порядке, то в этом случае начисленные суммы пени по налогу по местонахождению объекта недвижимого имущества подлежат пересчету (письмо Минфина России от 11.12.2017 N 03-05-04-01/82413 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмами ФНС России от 13.12.2017 N БС-4-21/25301@, от 14.12.2017 N БС-4-21/25426).

Так, например, согласно Закону Краснодарского края от 20.12.2017 N 3722-КЗ "О краевом бюджете. " налог на имущество организаций зачисляется в бюджет края без распределения в бюджеты муниципальных образований, то есть не является источником формирования доходов местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований). В таком случае отсутствует факт потерь регионального бюджета, и оснований для начисления пеней нет.

Следует учитывать, что п. 7 ст. 45 НК РФ устанавливает только сроки принятия решения об уточнении платежа и сообщения о принятом решении, не регламентируя порядок принятия решения об уточнении платежей, а также не устанавливая основания для отказа в уточнении платежей.

При этом уточнить возможно основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. Возможность уточнения реквизитов в части суммы платежного поручения прямо не следует из положений ст. 45 НК РФ. А с учетом правил заполнения платежных поручений на перевод платежей в бюджетную систему РФ можно сделать вывод, что уточнение реквизитов платежа возможно только в отношении всей суммы, указанной в платежном поручении.

Вместе с тем из Порядка заполнения формы решения об уточнении платежа в части заполнения полей "Код причины уточнения" и "Сумма" можно предположить, что возможно уточнить реквизиты платежа и в отношении части суммы платежного поручения.

Разъяснения и судебную практику по вопросу возможности уточнения части платежа нам найти не удалось. В то же время суды указывают, что подача налогоплательщиком заявления об уточнении платежа возможна при любых ошибках в платежном поручении, за исключением тех, которые повлекли неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (постановления Четвертого ААС от 18.12.2017 N 04АП-6344/17, АС Северо-Кавказского округа от 19.12.2014 N Ф08-8575/14 по делу N А20-1185/2014).

О зачете суммы налога в порядке ст. 78 НК РФ в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, речь не может идти, поскольку данная процедура применяется в случае, когда ошибка в платежном поручении приводит к возникновению переплаты по налогу, а в нашей ситуации налог считается надлежаще уплаченным.

Такая процедура применяется, например, при неправильном указании в платежном поручении номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя (письмо Минфина РФ от 29.03.2010 N 03-02-07/1-132).

В случае подачи заявления о зачете в рассматриваемой ситуации не исключаем возможность отказа налоговым органом в пересчете пеней, поскольку в таком случае обязанность по уплате налога считается исполненной со дня вынесения налоговым органом решения о зачете (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ), а ст. 78 НК РФ не обязывает налоговые органы пересчитывать пени.

Судьи при рассмотрении подобной ситуации по другому налогу пришли к выводу, что сам по себе факт подачи обществом заявления о зачете, а не об уточнении платежа не может иметь такие правовые последствия, как отказ в перерасчете пени, поскольку налоговой инспекции было известно о факте ошибочного перечисления налога (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2011 N А58-1756/10).

2. О пересчете пеней.

В рассматриваемом случае без анализа документов и не имея достаточной информации по ситуации, мы не имеем возможности оценить правомерность отказа налогового органа в проведении уточнения платежей и пересчета пеней.

Вместе с тем отмечаем, что порядок пересчета пеней в случае, когда обязанность по уплате налога считается исполненной с учетом вышеприведенных положений НК РФ, не установлен и регулируется внутренними документами.

Из раздела VIII Единых требований к порядку формирования информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" и других разделов следует, что пересчет производится в Карточке расчетов с бюджетом (КРСБ) после принятия соответствующего решения налогового органа об уточнении платежей или о зачете.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 23.07.2013 N 784/13, пени могут быть начислены только на неуплаченную сумму налога. Учитывая, что в платежных документах счет Федерального казначейства указан правильно, сумма налога поступила в соответствующий бюджет. Поэтому налог считается уплаченным, то есть отсутствует недоимка. Соответственно, начисление пеней является неправомерным.

В связи с изложенным полагаем, что в рассматриваемой ситуации действия/бездействие должностных лиц налоговых органов нарушают права организации. Поэтому организация может обжаловать такие действия/бездействие, подав в вышестоящий налоговый (УФНС по региону) две жалобы: на отказ Инспекции 1 о уточнении платежа и на решение Инспекции 2 об отказе в пересчете пеней в порядке, установленном разделом VII НК РФ.

Заметим, что жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в письменной форме (с учетом требований ст. 139.2 НК РФ) через налоговый орган, акты, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

В свою очередь, налоговый орган, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан:

- принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу, и в случае устранения таких нарушений сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии) (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).

Жалоба может быть подана в течение одного года со дня получения письма об отказе в уточнении платежа (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Читайте также: