Налоговая нагрузка на бизнес в россии и других странах

Опубликовано: 16.05.2024


Антон Силуанов
первый вице-премьер, министр финансов РФ

“Налоговые условия в России будут неизменными в течение шести ближайших лет, но, конечно, налоговая система может реагировать на изменения, которые происходят в экономике”

НЕ ФАКТ


Еще год назад идея увеличения НДС отвергалась. Теперь же его ставка повышается – впервые за 15 лет

Министр финансов России имел в виду прежде всего налоговые условия для бизнеса: “Мы не будем повышать налоговую нагрузку однозначно. Но внутри налоговой системы определенный вид настроек будет”.

Расчеты составителей обзора Paying Taxes основаны на законодательно установленных в каждой стране как налоговых обязательствах, так и других необходимых платежах для некой условной компании с персоналом в 60 человек (для России это – малое предприятие), полностью принадлежащей частным национальным собственникам.

Для сравнения данных за 2017 год мы взяли не только общие показатели налоговой нагрузки на бизнес для 35 самых разных стран мира, но и главные их составляющие – налоги на прибыль, налоги на труд, а также прочие налоги и платежи. В первой части графика – страны с показателями выше среднемирового:


​Как видим, в России доля налогов на труд в общей структуре налогообложения бизнеса – одна из самых высоких, более чем вдвое превышающая среднюю для мира в целом.

Во второй части графика – некоторые страны с общим показателем ниже среднемирового уровня:


В феврале 2018 года Российский союз промышленников и предпринимателей представил очередной доклад “Оценка фискальной (налоговой) нагрузки в российской экономике”. Основной его вывод сводится к тому, что “фискальная нагрузка чрезмерна и должна быть снижена”.

Неизменным в России остается пока основной налог на доходы граждан – подоходный (НДФЛ). Единая его ставка в отношении заработной платы или доходов от продажи имущества – 13% – действует в России с января 2001 года. При этом в стране существуют еще четыре ставки НДФЛ (9%, 15%, 30% и 35%), применяемые в отношении ряда других источников дохода граждан, поясняет Федеральная налоговая служба.

Для сравнения: в 36 наиболее индустриально развитых странах мира, объединяемых Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую Россия не входит, за последние 17 лет средние ставки подоходного налога для граждан снизились. Поясним, что ОЭСР выделяет именно средние ставки этого налога, а не минимальные или максимальные из всего многообразия действующих в той или иной стране.

Зависят эти ставки от двух главных показателей: семейного положения работника, а также его текущего заработка относительно среднего по стране уровня. И, например, средняя по ОЭСР ставка подоходного налога для бессемейных граждан со средним для своей страны доходом за период с 2000 по 2017 год снизилась с 16,1% до 15,7%. А для семейных с двумя детьми (один супруг – с средним по стране заработком, у другого – 2/3 от среднего) – с 13,4% до 12,3%. Теперь сравним:


Наконец, еще об одной важнейшей составляющей налоговой системы – налогообложении сферы потребления. Для 162 стран мира (оценки PwC) главным здесь является налог на добавленную стоимость (НДС).

Напомним, что в России он появился одновременно с либерализацией цен – в январе 1992-го, и тогда его базовая ставка составляла 28%. Через три года ее снизили до 20%. Нынешняя ставка НДС (18%) действует в стране уже 15 лет, ее ввели в январе 2004-го.

Однако с января 2019 года базовая ставка этого налога в России будет вновь повышена – до 20% (такой она была во второй половине 90-х и начале 2000-х годов). После чего эта ставка уже превысит среднюю на сегодня для стран ОЭСР, но пока еще останется ниже средней для стран Европейского союза (ЕС):


В среднем для всех 36 стран ОЭСР, по данным организации, 20% общей суммы всех налоговых поступлений в государственную казну и взносов социального страхования приносит именно НДС – это третий по значимости источник доходов госказны стран ОЭСР в среднем, после платежей соцстраха и подоходного налога на граждан.

В России, если рассчитать по данным Федерального казначейства о консолидированном бюджете РФ, доля НДС в 2017 году составила 22% – больше принесли лишь отчисления работодателей и работников на социальное обеспечение:



В России в 2017 году уровень налоговой нагрузки составил 30,8%, сообщал министр финансов Антон Силуанов:


За последние 10 лет в России этот уровень как повышался, так и снижался. Например, в 2007 году налоговая нагрузка в российской экономике составляла 36,5% ВВП, на пике кризиса в 2009-м – 30,9%, после чего вновь выросла – до 34,4% в 2014 году.

Дмитрий Кузьмин

Экономический термин «налоговая нагрузка» имеет несколько трактовок. Банки и налоговики используют его для определения добросовестности бизнеса, а экономисты для прогнозирования финансового состояния компании.

Если не держать налоговую нагрузку под контролем, предприятие может стать экономически нестабильным, банк заблокирует счета и будет подозревать директора компании в отмывании денег, а инспекторы решат, что вы уплатили недостаточно налогов.

Рассказываем, как вычислить показатель налоговой нагрузки в зависимости от сферы деятельности, как его контролировать и что делать, если он выше или ниже нормы.

Что такое налоговая нагрузка

Этим термином называют долю выручки, которая в среднем приходится на уплату налогов и обязательных взносов в бюджет. По размеру этой доли банки и ФНС определяют, нет ли в вашем бизнесе признака ухода от налогов и отмывания денег.

Считают так называемую безопасную долю в зависимости от целей. Если хотите выяснить, не будет ли претензий у банка, нужно вычислять чистый процент. Если хотите предугадать претензии налоговой, считайте коэффициент по формулам ФНС и сравнивайте их с опубликованными значениями средних и безопасных коэффициентов.

Если ваша налоговая нагрузка меньше предусмотренных безопасных значений, банки и налоговая могут посчитать компанию недобросовестной. Они запросят документы, подтверждающие легальность ваших финансовых операций.

Налоговая нагрузка с точки зрения ФНС

Налоговая служба предпочитает считать нагрузку с помощью специальных коэффициентов, а затем сравнивать получившийся результат с таблицей безопасных значений.

Какие значения безопасны

Чтобы не вызывать подозрений, налоговая нагрузка компании должна быть не меньше определенного процента. Размер зависит от вида деятельности. Например, для предприятий в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых безопасной считается довольно высокая налоговая нагрузка в 50,9 %. Для производства и распределения газообразного топлива наоборот — 1,3 %.

Вот еще несколько примеров отраслей и безопасных коэффициентов:

  • производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий — 20,9 %;
  • производство текстильных изделий, одежды — 8 %;
  • торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами — 3,7 %;
  • деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — 10,5 %.

Полностью таблицу можно посмотреть на сайте ФНС.

Как рассчитать коэффициенты

Для расчета совокупной налоговой нагрузки используйте формулу из Приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

Выручка берется без учета акцизов и НДС, в сумму налогов включают НДФЛ. Страховые взносы за налоговую нагрузку не считаются.

Формула для расчета налоговой нагрузки выглядит так:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных взносов ÷ Доходы * 100

Пример

Всего уплатили налогов, включая НДФЛ — 100 000 руб. Общий доход компании — 2,5 млн руб.

Налоговая нагрузка = 100 000 ÷ 2 500 000 * 100 = 4 %

Получившийся результат сравните с таблицей коэффициентов по видам деятельности.

Для организаций на общей системе налогообложения ФНС разработала специальный налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Чтобы воспользоваться им, обозначьте налоговый период, отрасль и регион. Помимо этого введите в сервис сумму фактически уплаченных налогов и полученных доходов. Калькулятор сравнит фактическую налоговую нагрузку со средней по налогоплательщикам, работающим в вашем регионе в аналогичной сфере.

Еще можно рассчитывать налоговую нагрузку в зависимости от системы налогообложения — именно так происходит отбор претендентов на проверку в ФНС («инструкция» была размещена в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).

Для ООО на ОСН

Нужно сложить начисленный к уплате в бюджет НДС и сумму налога на прибыль, а затем разделить на выручку из бухгалтерской отчетности (без НДС) и умножить все на 100.

Для ИП на ОСН

Нужно разделить исчисленный НДФЛ на общую сумму дохода, который облагается налогом. Данные взять из декларации 3-НДФЛ. Получившуюся сумму умножить на 100.

Для ИП или ООО на УСН и для ИП на ЕСХН

Сумму исчисленного налога делят на сумму полученных доходов, затем умножают на 100. Данные есть соответственно в декларации по УСН или в декларации по ЕСХН.

Обратите внимание: если у компании или ИП есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, налога на добычу полезных ископаемых или пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Получившийся коэффициент ФНС будет сравнивать с данными аналогичных налогоплательщиков и средними показателями по отрасли. Если нагрузка будет значительно ниже значений, руководителя компании или ИП могут вызвать на беседу в инспекцию.

Ранее ФНС сравнила налоговую нагрузку типового предприятия для разных режимов налогообложения.

Нагрузка по НДФЛ

Еще стоит анализировать налоговую нагрузку по отчислениям за работников. Нужно исчисленный НДФЛ разделить на общую сумму доходов.

ФНС в случае проверок по НДФЛ обращает внимание не только на удельный вес показателя, но и на динамику — насколько НДФЛ уменьшился по сравнению с прошлым кварталом или годом.

Еще один повод для изучения деятельности компании — выплата зарплат ниже среднего уровня по региону. Если бизнес может подтвердить снижение нагрузки по НДФЛ сокращением сотрудников или другими документами, проблем, скорее всего, не будет.

Нагрузка по НДС

Это отдельный показатель, который отличается от коэффициентов налоговой нагрузки для систем налогообложения — в расчет идет не доля в доходе компании, а удельный вес вычетов в общей сумме начисленного НДС.

Чтобы рассчитать коэффициент, нужно общую сумму вычетов разделить на общую сумму начисленного НДС, а затем умножить на 100. Данные берите соответственно из строк 190 и 118 раздела 3 декларации по НДС.

Судя по Приказу ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, удельный вес вычета за четыре квартала не должен превышать 89 % от суммы начисленного за этот период налога. Если доля вычетов превысит уровень, ФНС может инициировать выездную проверку или запросить пояснения. Чтобы этого не произошло, можно контролировать вычеты и в случае необходимости ровно распределять их по разным периодам. Или быть готовым предоставить подтверждающие документы и доказать экономическую добросовестность.

Налоговая нагрузка с точки зрения банков

Добросовестность бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки пытаются определять и банки. В частности, с помощью этого показателя кредитные учреждения выявляют и пресекают сомнительные операции у организаций.

Сейчас банки используют Методические рекомендации ЦБ РФ №18-МР. Ваша деятельность привлечет дополнительное внимание, если доля уплаты налогов и других обязательных платежей окажется ниже 0,9 % от дебетового оборота по счету.

Когда низкую налоговую нагрузку выявят, банк проведет подробный анализ движений средств по счету и потребует у компании документы, подтверждающие ее финансовую добросовестность — ими могут стать договоры с клиентами, справки об уплате налогов и отсутствие претензий к бизнесу от ФНС, договоры на оказание услуг или трудовые договора.

Банк может заблокировать расчетный счет до выяснения обстоятельств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Чтобы счета снова заработали, придется доказать свою добросовестность — например, подтвердить, что вы проводили перевод не с целью отмыть деньги или выплатить серую зарплату, а в реальных бизнес-целях.

Банки проверяют легальность движения денежных средств с помощью налоговой нагрузки у любого бизнеса, неважно, ООО у вас или статус ИП.

Чтобы не вызвать подозрений, контролируйте ваши финансовые потоки — вовремя платите налоги и старайтесь держать их долю выше 0,9 % от общего оборота. Если доля меньше, будьте готовы оперативно доказать свою добросовестность — веди архив документов для каждой денежной операции.

Налоговая нагрузка с точки зрения финансового планирования

Налоговую нагрузку считают и контролируют сами предприниматели для экономии средств. Например, вы выяснили, что показатель нагрузки даже выше безопасных значений от ФНС и банков. Это повод пересмотреть вашу финансовую политику и отношение к выплатам в бюджет.

Варианты могут быть разными, главное — не прибегать к противозаконным методам.

Переход на другую систему налогообложения

Возможно, ваш бизнес платит налогов больше, чем нужно. Рассчитайте налоговую нагрузку с другими системами налогообложения. Сделать это можно автоматически и онлайн с помощью калькулятора.

Подробности про возможности налоговой оптимизации читайте в статье: Как выбрать налоговый режим на 2021 год

Оптимизация зарплатных налогов

Кроме удержания 13 % НДФЛ бизнес вынужден платить за каждого работника еще и обязательные страховые взносы. Итого выплаченная на руки зарплата по факту увеличивается на 30-40 %.

Проанализируйте функции штатных работников. Если часть из них можно рассматривать как разовые услуги, выгоднее отказаться от постоянного специалиста в штате и заменить его подрядчиками, например. ИП или самозанятыми.

Важно помнить о том, что нельзя просто заменять трудовые договоры на договоры подряда и вынуждать работников зарегистрироваться в другом статусе. Например, сотрудничать можно только с теми самозанятыми, которые в предшествующие два года не работали в вашей компании. А если налоговая усмотрит в работе с самозанятым или ИП признаки трудовых отношений, то бизнесу доначислят НДФЛ и взносы.

Чтобы этого не произошло, нельзя включать в договор подряда трудовые условия. Например, нельзя требовать от подрядчика соблюдения режима работы и отдыха, указывать ему место работы, оформлять его на должность в соответствии со штатным расписанием, платить зарплату, а не гонорар, предусматривать дисциплинарную ответственность и отпуск.

Не создавайте налоговые схемы

Бывает, что бизнес прибегает к дроблению бизнеса — например, организует несколько юридических лиц с разными статусами для разделения деятельности на опт, розницу и B2B. Или переводит на аутсорсинг бухгалтерию, кадровиков и маркетинг.

Это опасный путь — ФНС может признать за бизнесом необоснованную налоговую выгоду и выставить претензии по уходу от налогов.

Кратко о том, что такое налоговая нагрузка и как ее контролировать

  • Налоговая нагрузка — это доля налогов в общей выручке компании. Ее рассчитывают и контролируют в разных целях.
  • Чтобы не вызвать подозрений у налоговой инспекции, считайте общий коэффициент и сравнивайте его с таблицей безопасных значений. Еще полезно рассчитывать нагрузку по формулам в зависимости от системы налогообложения — эту методику применяют в ФНС, вычисляя претендентов на углубленный анализ и потенциальных подозреваемых в уходе от налогов.
  • Чтобы банк не заподозрил компанию в отмывании денег, важно, чтобы налоги занимали не меньше 0,9 % от дебетового оборота.
  • Выяснив, что налоговая нагрузка слишком большая, пересмотрите финансовую политику.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

По совокупной налоговой нагрузке на бизнес Россия обошла практически все крупные экономически развитые страны и сумела выйти на первое место в Европе. Такие данные содержатся в отчете аудиторско-консалтинговой компании PWC. Согласно оценкам экспертов компании, приводимым в докладе "Paying Taxes 2013", совокупная средняя эффективная налоговая ставка на бизнес в России составляет более 54,1%, что значительно превышает уровень налогового бремени в странах Европейского Союза (42,6%) и в целом в мировой экономике (44,7%).

Итоговую оценку по России эксперты PWC получили за счёт суммирования сразу трёх эффективных ставок налогообложения – по налогу на прибыль (7,1%), налогам на труд или заработную плату (41,2%) и по "прочим налогам" (5,8%). При этом нужно отметить, что в расчётах экспертов не был учтён целый ряд весьма значимых по совокупной нагрузке на бизнес прочих налоговых платежей и сборов в бюджет – прежде всего, НДПИ и целый ряд акцизов и пошлин. С учётом этих сборов реальная эффективная ставка на отечественную экономику достигает 65-70%.

Для сравнения, средняя налоговая ставка в крупных экономически развитых странах с высоким уровнем жизни населения, входящих в состав группы ОЭСР, не превышает 42,7%. И это при условии наличия пускай и далёкой от совершенства, но, тем не менее, весьма действенной системы социальной поддержки населения. В странах Латинской Америки и Карибском бассейне фискальная нагрузка составляет менее 47,2%, в странах Восточной Европы и Центральной Азии, до недавнего времени составлявших с Россией единый финансово-экономический и производственно-технологический центр в рамках СССР, совокупная налоговая нагрузка на частный сектор составляет менее 40,5%.

Более того, в динамично развивающихся странах Южной Азии налоговое бремя на корпорации не превышает 40,2%, а в "азиатских тиграх" Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона, которые благодаря реализации продуманной научно-технической, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике сумели вырваться из средневековой нищеты в мировые лидеры наукоёмких производств, фискальный пресс практически на треть ниже российского показателя и составляет менее 34,5%. На Ближнем Востоке и в Северной Африке, которые вплоть до того момента, пока США и НАТО не перешли к политике "управляемого хаоса" и не окунули регион в кровавую бойню, также демонстрировали весьма высокие темпы роста экономики и развитие социальной сферы, совокупная налоговая нагрузка на частный сектор составляет менее 32,3%.

Стоит отметить, что совокупная налоговая нагрузка в России практически в два раза превышает налоговую нагрузку в таких динамично развивающихся странах с развитой наукоёмкой промышленностью и несырьевыми производствами высоких переделов, как Республика Корея (29,8%), Израиль (30,5%), Сингапур (27,6%), Тайвань (34,8%), Канада (26,9%), Малайзия (24,5%), Гонконг (23,0%). Сложно обвинить руководство указанных выше стран в недееспособности, профнепригодности и саботаже – в отличие от своих коллег, они прекрасно понимают, что невозможно осуществить модернизацию экономики и выстроить контур наукоёмких производств при том налоговом прессе, который имеется в России.

Другими словами, в тех странах, чьё руководство не на словах, а на деле занимается модернизацией экономики, развитием научно-технического потенциала, стимулированием НИОКР и перевооружением производства на базе современного и новейшего технологических укладов, налоговая нагрузка в 2-2,5 раза ниже, чем в России. Не стоит удивляться тому, что объёмы выпуска наукоёмкой продукции в России за последние 20 лет сократились в 3-10 раз, капитальные вложения в высокотехнологичные производства в 3-5 раз ниже отметок 1990 года, а износ основных фондов и базовой технологической инфраструктуры достигает 80%.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в расположенных на аравийском полуострове странах-экспортёрах нефти, чья экономика и бюджетная система, как и в России, находится в критической зависимости от динамики цен на углеводородное сырьё, совокупная налоговая нагрузка на экономику в 3-5 раз ниже, чем в РФ. Так, эффективная ставка налогообложения в ОАЭ составляет менее 14,9%, в Саудовской Аравии -14,5%, в Бахрейне - 13,9%, в Катаре - 11,3%, а в Кувейте едва достигает 10,7%, что более чем в 5 раз ниже налоговой нагрузки в России.

Да, безусловно, теплый и даже засушливый климат вкупе со сравнительно легко извлекаемыми залежами минерального сырья и низкой численностью населения позволяют арабским монархиям, захлёбывающимся от притока нефтедолларов, держать налоговые ставки на столь низких уровнях.

Однако опыт "азиатских тигров", на глазах превращающихся в новые индустриальные страны с развитой наукоёмкой промышленностью и высокотехнологичными производствами современного технологического уклада, а также скандинавских стран с многократно более эффективной системой социальной защиты населения, чем в России, наглядно свидетельствует о том, что при наличии желания властей заниматься модернизацией экономики, ограничивать коррупционные поборы и произвол монополий, уже сегодня можно было добиться снижения налогового бремени на экономику России как минимум в 1,5, а то и 2 раза. Что автоматически дало бы сильнейший импульс процессу импортозамещения, подъёму отечественных несырьевых производств и наращиванию капитальных вложений в модернизацию промышленной базы.

Да, можно сослаться на тот факт, что в других странах, по недоразумению относимых вместе с Россией к группе БРИК, налоговая нагрузка на экономику не только не ниже, чем в России, но даже существенно выше. Для сравнения, при эффективной ставке налогообложения в 54,1% в России, 69,3% в Бразилии, 61,8% в Индии и 63,7% в Китае с первого взгляда выглядят откровенным преступлением против национальной экономики.

Однако существенно более высокий налоговый пресс на производственный сектор с лихвой компенсируется гораздо более продуманной и взвешенной макроэкономической политикой – активной стимулирующей денежно-кредитной, налогово-бюджетной, научно-технической и структурной политикой. И это не говоря о существенно более низких ставках по кредитам для малого и среднего бизнеса в производственном секторе экономике (5-8% против 18-25% в России), а также существенно более высокой степени государственной поддержки национальной экономики (10-13% ВВП против 7% в России).

Более того, в том же Китае по итогам 18-го Съезда Компартии руководство Поднебесной не просто официально признало риски системной коррупции, но активно борется с произволом чиновников, резонно видя в нём основную угрозу общественной стабильности и экономическому росту. До сих пор в Китае продолжается чистка высшего руководящего состава на федеральном, региональном и муниципальном уровне – высокопоставленные чиновники и мэры крупнейших городов (в том числе Шанхая) были приговорены к высшей мере наказания за хищение смехотворной по меркам российского воровства суммы в 10 млн долларов. Ежегодно в России разворовывается свыше 35% федерального бюджета, 3 года подряд срываются гособоронзаказы, а дальше "отставок по собственному желанию" дело не идёт.

Российские чиновники в лучших традициях "либерального угара" первой половины 1990-х годов неустанно продолжают заявлять о "необходимости жить по средствам", "затянуть потуже пояса", "секвестировать непроцентные расходы" и "повысить эффективность бюджетной системы" (т.е. переложить бремя социальных расходов с государства на и без того бедное в подавляющем большинстве своём население). Притом что предпочитают не озвучивать вслух предельно низкое качество работы самой бюджетной системы – собираемость налогов в России не превышает 70%, тогда как в странах ЕС она составляет более 85%, а в Скандинавских государствах достигает 90-92%.

За счёт повышения собираемости налогов хотя бы до уровня стран Восточной Европы российский бюджет получит свыше 1,2-1,5 трлн рублей. Это превышает суммарные расходы правительства на науку, образование, медицину, спорт, культуру, охрану окружающей среды и находящееся в аварийном состоянии ЖКХ. Вместо ограничения коррупции и масштабов разворовывания бюджетных средств, а также повышения качества администрирования налогов (способно дать от 1,5 до 2 трлн рублей) чиновники повышают нагрузку на законопослушные слои населения и бизнес, которые из своего кармана вынуждены финансировать коррупционный беспредел бюрократов и неуплату налогов олигархами и криминалом.

Следует также радикальным образом повысить налогообложение сырьевых компаний, не связанных с добычей нефти. Российские металлурги, производители цветных и драгоценных металлов, производители минеральных удобрений, лесные компании наряду с нефтегазовыми гигантами изымают природно-сырьевую ренту и извлекают сверхприбыли. Имеет смысл ограничить возможность изъятия ренты частными компаниями за счёт повышения экспортных пошлин и снижения налогообложения при реализации сырья отечественным товаропроизводителям. Помимо изъятия природной ренты в доход бюджета (от 450 до 800 млрд рублей) это даст сильнейший стимул для развития отечественной обрабатывающей промышленности и углубленной переработки сырья.

Также руководство страны ни слова не говорит о колоссальных недоплатах в бюджеты всех уровне со стороны естественных монополий и, прежде всего, Газпрома, который превратился во внутренний карман и "чёрную кассу" российских коррумпированных чиновников и своих руководителей. В расчёте на единицу нефтяного эквивалента платежи Газпрома в бюджет по экспортной пошлине в 2,1 раза ниже, чем у нефтяных компаний, а по НДПИ – в 2,3 раза. Это позволит изыскать дополнительно свыше 550 млрд рублей, что позволит удвоить расходы на науку и образование.

Крайне остро стоит вопрос о существенном повышении качества администрирования налоговых сборов. По оценкам Счётной Палаты, только в 2011 году объём задолженности субъектов экономики по уплате налогов в федеральный бюджет превысили 1,1 трлн рублей или 10,4% доходной части бюджета. Заставляя население и несырьевые секторы экономики "затянуть пояса" и урезая расходы на стимулирование развития научно-технического потенциала, Минфин и правительство закрывают глаза на колоссальные недоимки в бюджет.

В России сложилась уникальная ситуация, при которой наряду с по сути дела регрессивной шкалой налогообложения доходов населения ставка налогообложения доходов с капитала (9% по дивидендам) существенно ниже, чем ставка налогообложения трудовых доходов (13%). Это оказывает угнетающее воздействие на развитие наукоёмких производств и провоцирует подавляющую часть предприятий малого и среднего бизнеса прибегать к незаконным ("серым") схемам оплаты труда.

По-прежнему крайне высокой остаётся ставка НДС (18%), величина которой не зависит от характера экономической деятельности предприятия и не дифференцирована в зависимости от мультипликатора добавленной стоимости и глубины переработки сырья. Как следствие, нынешняя ставка НДС является одинаковой как для добывающих секторов экономики и промышленности низких переделов, паразитирующих на распродаже невосполнимого минерального сырья и прокручивании поступающих в страну нефтедолларов, так и для наукоёмких производств, ответственных за развитие научно-технического потенциала и давно обещанную модернизацию экономики.

Нынешняя плоская шкала НДС больнее всего бьёт именно по наукоёмким отраслям обрабатывающей промышленности, связанным с производством высокотехнологичной продукции с высокой долей добавленной стоимости. В такой ситуации не стоит удивляться тому факту, что капитал устремляется в добывающие производства, финансовые спекуляции и торгово-посредническую деятельность, связанную с перераспределением нефтедолларов и легализацией преступных доходов коррумпированных чиновников.

Вызывает удивление, что российские доморощенные либералы, искренне считающие, что государство призвано служить интересам глобального бизнеса и своему карману, создают налоговый оффшор на территории картофельного поля в Сколково, где, насколько можно судить, вообще не действует российское налоговое, миграционное и таможенное законодательство. И вместо того, чтобы не на словах, а на деле начать создавать реальные налоговые стимулы и преференции для развития малого и среднего бизнеса в реальном, производственном секторе экономики, способном обеспечить развитие остатков научно-технического потенциала и наращивание промышленного производства, российские чиновники создают все условия для сворачивания такого рода созидательной деятельности.

Экономист Владислав Жуковский для Накануне.RU

Система налогов в России

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

В конце прошлого месяца стало известно о новом законе, подписанном Владимиром Путиным, который дает налоговые послабления для некоторых категорий граждан. Так, от НДФЛ (налога на доходы физических лиц) освобождаются граждане, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций, и их семьи. А также студенты и аспиранты, которые получают от вузов материальную помощь не больше четырех тысяч рублей в год. Также Минфин собирается ужесточить критерии и признавать человека налоговым резидентом, если тот провел в России всего 90 дней в году или имеет здесь центр жизненных интересов.

Новые законы и законопроекты приняли положительно. Однако некоторые эксперты полагают, что такие небольшие послабления — предвестник куда более масштабных изменений в структуре налогообложения Российской Федерации. Например, увеличения подоходного налога с 13 до 15% или перехода на прогрессивную шкалу налогообложения.

К чему могут привести такие перемены, мы уже обсуждали с нашими экспертами. А сегодня отвечаем на вопрос: сколько на сегодняшний день гражданин РФ платит налогов по сравнению с гражданами других стран. В частности — США, Германии и Китая.

Налоговая нагрузка складывается не только из НДФЛ

— Отвечая на вопрос об общем объеме уплачиваемых налогов среднестатистического россиянина, следует учесть, что не все из них «лежат на поверхности». Конечно, чаще всего мы слышим об НДФЛ, или налоге на доходы физических лиц, с его одной из самых низких в мире ставок в 13% от суммы дохода налогоплательщика. Тем не менее мы платим и другие прямые и косвенные налоги, вносящие свою коррективу в общую картину, называемую налоговой нагрузкой.

Ежегодно ряд международных исследовательских институтов проводит изыскания в области функционирования систем налогообложения стран мира. Например, Всемирный банк (World Bank Group) совместно с аудиторской компанией ПрайсуотерхаусКуперс (PricewaterhouseCoopers, PwC) ежегодно с 2004 года составляет рэнкинг налоговых систем стран мира в рамках проекта Paying Taxes.

Параллельно фонд Heritage Foundation совместно с The Wall Street Journal публикует свое регулярное исследование — «Индекс экономической свободы» (Index of economic freedom). Для стран — членов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) отдельные исследования по этому направлению публикует американский аналитический центр Tax foundation.

Достаточно сухую статистику по ставкам подоходного налога стран мира дает независимый аналитический ресурс Trading Economics. Для примера взяты показатели четырех стран, а полный перечень доступен по ссылке.

Безымянный

Налоговая система в России

Структура налогообложения РФ состоит формально только из одного прямого налога — НДФЛ (налог на доходы физических лиц) — с плоской ставкой 13%, пропорциональной получаемому доходу. Соответственно, для дохода как в 10 000 рублей, так и в 1 000 000 рублей ставка будет одинаковой.

В случаях, когда речь идет о доходе, уплачиваемом физическому лицу работодателем или другим нанимателем (например, по договору гражданско-правового характера), последний принимает на себя ответственность за исчисление и уплату так называемых страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

По общим правилам совокупная ставка таких взносов составляет 30,2%, или 302 рубля сверх каждой 1000 рублей, с которой потом мы заплатим свои 13%.

Формально страховые взносы не относятся к налогообложению физических лиц, но практика других стран неразрывно связывает их уплату с доходом граждан (например, Social Security и Medicare в США). Поэтому мы тоже вправе их учитывать.

С учетом социальных отчислений итоговая налоговая нагрузка на зарплату в России составит около 35%.

Также необходимо отметить еще одну группу — косвенные налоги: НДС и акциз. Первый, опять же формально, снова не относится напрямую к физическим лицам, но, поскольку НДС учитывается в стоимости практически любого товара, мы уплачиваем его непосредственно из своего дохода.

Основные ставки — 20% и 10%, а также 0% для законодательно установленных ситуаций (мало относящихся к бытовым ситуациям). Акциз, имеющий отношение к определенным товарам (например, это алкоголь, табак, бензин), уже включен в их стоимость и уплачивается нами «по умолчанию».

Система налогов в России и в других странах мира. Фото: http://worldtaxes.ru/nalogi-v-mire/
Система налогов в России и в других странах мира. Фото: http://worldtaxes.ru/nalogi-v-mire/

Налоговая система в США

Структура налогов в США состоит из трех основных ступеней:

  • федеральный уровень;
  • налоги отдельных штатов;
  • местные налоги.

Если сложить все уровни вместе, причем по максимальным ставкам, подоходный налог может достигать 57%. Важное уточнение: в отличие от России, в США прогрессивная система налогообложения, и для максимальной ставки американцу нужно иметь очень высокий доход.

Также часть дохода уходит на:

  • социальное страхование (Social Security) — 12,4% (40% уплачивает работник, 60% — работодатель);
  • медицинское страхование (Medicare) — 2,9% совокупно (работник и работодатель платят пополам).

Косвенные налоги в США также есть. Прежде всего, налог с продаж (аналог нашего НДС со ставкой до 15% в зависимости от штата) и налог на топливо (включен в стоимость каждого галлона).

В среднем налоговая нагрузка на зарплату в США составляет около 32%. Но чем выше зарплата, тем выше и нагрузка.

Налоговая система в Германии

Как и в США, в Германии действует прогрессивная шкала налогообложения, которая предусматривает диапазон ставок от 14 до 45%. Но по более сложной схеме. Для определения итоговой ставки необходимо учитывать два ключевых параметра — свой налоговый класс (Steuerklasse) и так называемую налоговую зону.

Налоговая зона зависит от размера дохода. Первая налоговая зона предполагает доход до 8821 евро в год и не облагается налогом. А пятая — доход свыше 256 304 евро в год — получает самую высокую ставку: 45%. С ростом дохода увеличивается и налоговая ставка, но при этом учитывается ваш налоговый класс.

Налоговый класс напрямую зависит от социального статуса гражданина. Например, к первому налоговому классу относятся те, кто холост или разведен, ко второму — родители-одиночки, к третьему — состоящие в браке. Самый «дорогой» налоговый класс — шестой. Он дополнительно присваивается тем, кто работает на нескольких работах. Соответственно родители-одиночки будут платить меньше налогов, чем холостые.

В среднем налоговая нагрузка на зарплату в Германии составляет около 32%.

Система налогообложения в Китае

Подоходный налог в Китае уплачивается наемными работниками по прогрессивной ставке, прямо пропорциональной уровню дохода. С 1 января 2019 года в КНР были внесены изменения в закон «О налоге на доходы физических лиц», в соответствии с которыми изменились условия исчисления сумм налога, присвоения статуса налогового резидента, применения налоговых льгот, а также подачи деклараций.

Ранее используемые одиннадцать категорий дохода физических лиц сократили до семи — четыре из них (оплата труда по найму, доход от других трудовых услуг, роялти и гонорары) теперь объединены в единую категорию «совокупного дохода». Каждая категория предусматривает свою собственную налоговую ставку для совокупного годового дохода.

Например, доход до 36 000 юаней в год (около 326 000 рублей) облагается 3% налога. А вот доход свыше 960 000 юаней в год (около 8 700 000 рублей) — 45%.

В среднем налоговая нагрузка на зарплату в Китае составляет около 34%.

В итоге налоговая нагрузка россиян вполне сопоставима с налоговой нагрузкой граждан других стран — несмотря на то, что на первый взгляд мы отдаем в казну всего 13% от заработной платы, — с той лишь разницей, что во многих других странах на плечи людей с более высоким достатком ложится более мощное финансовое бремя.


Антон Силуанов

Антон Силуанов

министр финансов РФ

“Очень большая нагрузка на бизнес с точки зрения прямых расходов с виде налогов на труд. 30% одних страховых взносов. В других странах нет такой нагрузки, здесь мы как раз проигрываем в конкуренции”

“Если посмотреть на уровень налоговых изъятий, который сложился в 2017 году, он составляет 30,8% ВВП”, – заявил министр финансов, выступая в среду на Гайдаровском форуме в Москве. Речь идет именно о налоговых доходах госбюджета по отношению к общему объему экономики (ВВП) за минувший год.

За последние 10 лет налоговая нагрузка на экономику России как росла, так и сокращалась. В 2007 году она составляла 36,5% ВВП, на пике кризиса в 2009-м – 30,9%, после чего вновь выросла – до 34,4% в 2014 году.

Сегодня этот показатель в России заметно ниже не только, чем в большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), но и среднего для ОЭСР уровня. Последние на сегодня данные ОЭСР – за 2016 год, а для Японии и Австралии – за 2015-й:

Russia-Factograph-Taxes Burden-OECD-Russia-2016-2017

Однако, помимо налоговых платежей, для российского бизнеса существуют еще страховые взносы (на высокий уровень которых и сетует министр финансов), а также многочисленные неналоговые платежи, которые не прописаны в Налоговом кодексе. К последним относятся, например, экологический и утилизационный сборы, плата по системе “Платон” за проезд грузовых автомобилей, оплата услуг государства и госфондов и т. п.

Но в данном случае речь идет прежде всего о страховых взносах (в целом – 30% фонда оплаты труда), которые работодатели обязаны перечислять за своих работников во внебюджетные фонды – пенсионный (22%), а также обязательного медицинского (5,1%) и социального (2,9%) страхования. "Нигде нет такой нагрузки на фонд оплаты труда, который есть в России, – признавал ровно год назад, выступая на предыдущем Гайдаровском форуме в Москве, и министр экономического развития Максим Орешкин. – Понятно, что многие просто не платят. И это – самая большая проблема, с которой нужно работать".

Factograph-Taх Burden

​Обратим внимание, сколь велика в России, по сравнению с другими регионами мира, доля именно налогов на труд в общей структуре требуемых национальным законодательством от бизнеса налоговых и неналоговых платежей – 36,1% при среднемировой в 16,2%. А по сравнению с другими регионами мира она выше в 1,5–2,5 раза.

Высокие ставки страховых взносов считаются одной из главных причин существования масштабного “теневого” сектора в российской экономике. “Наша задача как раз заключается в том, чтобы сокращать так называемый “теневой” сектор и оттуда… брать ресурсы, необходимые для финансирования расходов”, – продолжал, выступая на Гайдаровском форуме 2018 года.

По оценкам Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС в “теневой” рынок труда в России в 2017 году так или иначе были включены около 33 млн человек, или 44,8% всех занятых (в 2006 году – 45,1%, в 2013-м – 44,5%, в 2016-м – 40,3%). “Это те люди, которые в течение года или имели “неоформленную” работу, или получали зарплату “в конверте”, – поясняют авторы исследования.

В правительстве, по инициативе Минфина и Министерства экономического развития, обсуждаются планы заметного снижения общей ставки страховых взносов бизнеса (до 22%) при одновременном повышении ставки налога на добавленную стоимость (с нынешних 18% до тех же 22%, что неизбежно повысит цены в стране). Решение пока не принято.

Читайте также: