Налоговая какие предоставляет услуги

Опубликовано: 12.05.2024

"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2009, N 5

С целью оптимальной реализации полномочий налоговых органов по учету и регистрации, контролю и надзору за исполнением законодательства о налогах и сборах в ФНС функционирует система организации деятельности налоговых органов, в том числе их взаимодействия с налогоплательщиками. В данной статье рассмотрен Стандарт такого взаимодействия, который является единым для всех налоговых органов, расположенных на территории РФ.

Система организации деятельности налоговых органов постоянно совершенствуется. Совершенствуется и взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков. Один из этапов повышения эффективности такого взаимодействия - издание ФНС Приказа от 14.08.2008 N ММ-3-4/362@ "Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков" (далее - Приказ N ММ-3-4/362@). Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков (далее - Единый стандарт) приведен в Приложении к данному Приказу.

Ранее действовавший Стандарт, утвержденный Приказом ФНС России от 27.04.2007 N ММ-3-25/267@, в связи с принятием Приказа N ММ-3-4/362@ утратил силу.

Прежде всего отметим, что Приказ N ММ-3-4/362@ обязателен к применению всеми налоговыми органами на территории РФ, которые взаимодействуют с налогоплательщиками.

Что представляет собой Единый стандарт?

Единый стандарт - это таблица, содержащая следующие графы (столбцы):

  • код услуги, которую оказывает налоговый орган;
  • наименование услуги;
  • срок реализации услуги;
  • форма предоставления услуги налогоплательщику;
  • законодательные и иные нормативные правовые акты, являющиеся основанием для предоставления услуги и возникновения отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Таким образом, Стандарт включает наименование основных услуг, оказываемых налоговыми органами, срок их реализации и форму предоставления, а также основные нормативные документы, регламентирующие предоставление услуг.

Поскольку налоговые органы оказывают большое количество услуг, целесообразно было выделить их в определенные группы - разделы Единого стандарта - с целью систематизации информации.

Единый стандарт содержит следующие разделы:

Остановимся подробно на некоторых видах услуг, оказываемых налоговыми органами, которые приведены в Едином стандарте, а также на требованиях к налоговым органам в отношении предоставления каждой из услуг.

Оказание услуг по регистрации и учету налогоплательщиков (код 01.00.000)

В данный раздел включены услуги, связанные с регистрацией и учетом налогоплательщиков в соответствии с требованиями законодательства РФ о налогах и сборах.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и направление (выдача) документов, подтверждающих регистрацию (код 01.01.001). Налоговые органы обязаны произвести регистрацию в течение пяти дней с момента подачи документов в регистрирующий орган. Конечным результатом оказания услуги является выдача свидетельства о государственной регистрации по формам Р51001, Р61001, Р61002, Р50003, Р57001, Р60004, Р65001, Р67001, Р60005, Р65002, Р67002, Р67003.

Прием документов для государственной регистрации в налоговом органе и направление (выдача) расписки в получении документов (код 01.01.002). Услуга оказывается в момент представления документов лично заявителем в присутствии налогоплательщика, в иных случаях (в том числе при направлении документов по почте) - в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов.

Расписка о получении документов, представленных заявителем по утвержденным формам, должна быть выдана налоговым органом представителю налогоплательщика в момент получения документов от него. В случае получения документов по почте отправку расписки необходимо произвести в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов.

Предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений и документов (код 01.01.003). Налогоплательщики, желающие получить сведения и документы из ЕГРЮЛ, а также из Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее - ЕГРН), могут получить выписку, копии документов, содержащихся в соответствующем реестре, или справку об отсутствии запрашиваемой информации (в произвольной форме, поскольку установленной формы нет) в течение пяти дней со дня подачи запроса. Перечень запрашиваемых сведений приведен в Приложении 2 к Правилам ведения ЕГРЮЛ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц".

Возможно и срочное получение запрашиваемых документов - не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи запроса.

Предоставление в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП (код 01.01.007). Сведения предоставляются в электронном виде по формам и в формате, которые установлены ФНС:

  • в режиме электронной почты с использованием средств электронной цифровой подписи и криптографической защиты информации - органам государственной власти, органам местного самоуправления в порядке, определенном в разд. II Порядка предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом ФНС России от 21.10.2004 N САЭ-3-09/7@ (далее - Порядок предоставления в электронном виде сведений). При этом структура и формат предоставляемой информации определяются ФНС;
  • по телекоммуникационным каналам связи с применением средств криптографической защиты информации посредством установления удаленного доступа к сведениям ЕГРЮЛ, содержащим сведения, доступ к которым ограничен, - федеральным органам государственной власти (непосредственно) и органам государственной власти субъектов РФ в порядке, определенном в разд. III Порядка предоставления в электронном виде сведений;
  • с использованием web-технологии посредством установления доступа к разделам сайта ФНС в сети Интернет, содержащим открытые и общедоступные сведения ЕГРЮЛ, - юридическим и физическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления в порядке, определенном в разд. IV Порядка предоставления в электронном виде сведений.

Срок предоставления таких сведений - не позднее пяти дней с даты получения заявки. Основание - Приказ ФНС России N САЭ-3-09/7@.

Необходимо отметить, что в электронном виде сведения предоставляются:

  • бесплатно - органам государственной власти, органам местного самоуправления в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  • за плату - юридическим и физическим лицам.

Размещение на сайте ФНС сведений, внесенных в ЕГРЮЛ (код 01.01.010). В соответствии с требованиями Письма ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ налоговые органы обеспечивают еженедельную публикацию в журнале "Вестник государственной регистрации" и на интернет-сайте ФНС сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, которыми могут воспользоваться все заинтересованные в обладании данной информацией лица.

Предоставление сведений о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для постановки на учет в органы государственных внебюджетных фондов, а также территориальные органы Федеральной службы государственной статистики (код 01.02.002). Услуга оказывается не позднее пяти рабочих дней с момента государственной регистрации. Сведения предоставляются в электронном виде на условиях, установленных соглашением сторон, в виде электронного документа (файла), структура и формат которого определены ФНС.

Одной из функций налоговых органов является оказание услуг по приему, регистрации налоговой и бухгалтерской отчетности и других документов.

Прием от налогоплательщиков налоговых деклараций (расчетов). Проставление отметки о принятии налоговых деклараций (расчетов) (код 02.01.002). Прием от налогоплательщиков налоговых деклараций (расчетов), проставление отметки об их принятии производятся в момент обращения налогоплательщика в налоговый орган. На налоговой декларации (расчете) работник налогового органа ставит отметку о принятии с обязательным указанием даты приема и оттиском "принято".

Направление в адрес налогоплательщика квитанции о приеме налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде (код 02.01.001).

Напомним, что в электронном виде представляют декларации (расчеты) налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел (ст. 80 НК РФ). В случае получения налоговым органом налоговой отчетности в электронном виде должно быть направлено уведомление о получении отчетности. Данное уведомление направляется в виде квитанции о приеме налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде не позднее рабочего дня, следующего за днем получения налоговой отчетности в электронном виде. Основание - гл. 13 НК РФ, Приказ Минфина России от 18.01.2008 N 9н (далее - Приказ Минфина России N 9н), Приказ МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169.

Прием сведений о доходах физических лиц от налоговых агентов и выдача протокола приема (код 02.01.005). Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых налогоплательщики получают доходы, признаются в отношении таких доходов налоговыми агентами и на них возлагается обязанность по исчислению и удержанию НДФЛ. Одна из обязанностей налогового агента - представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за налоговый период и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ.

Исходя из информации о доходах физических лиц, представляемой налоговым агентом, работник налогового органа составляет и выдает протокол приема сведений о доходах физических лиц в момент обращения представителя налогоплательщика (гл. 23 НК РФ, Приказ ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ и др.).

Информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (код 03.00.000)

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, а также в целях подтверждения остатков на счетах и контроля расчетов проводится инвентаризация (сверка) расчетов, в том числе с налоговыми органами. Установленные документы, а также сроки их представления налоговыми органами содержатся в Едином стандарте.

Рассмотрение заявления и направление (выдача) справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (код 03.01.001). Рассмотрение заявления и направление (выдача) указанной справки производятся в течение пяти рабочих дней с момента регистрации заявления (запроса) налогоплательщика в налоговом органе. Основание - гл. 5 НК РФ, Приказ Минфина России N 9н.

Данный раздел (03.00.000) содержит требования к рассмотрению и направлению уведомлений и платежных поручений на уплату налогов физическими лицами (коды услуг 03.01.003 - 006), а также авансовых платежей по ЕСН в случаях, предусмотренных ст. ст. 52 и 244 НК РФ (коды 03.01.014 - 016).

Оказание услуг по выдаче разрешений, лицензированию, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса (код 05.00.000)

Данный раздел включает услуги по рассмотрению заявлений, выдаче разрешений и лицензий на получение федеральных специальных марок, по проведению всероссийских лотерей, изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции и др. (коды 05.01.007, 05.01.009 - 05.01.012).

Оказание услуг по информированию налогоплательщиков (код 06.00.000)

Особого внимания заслуживают услуги, включенные в данный раздел, поскольку обладание необходимой информацией позволяет налогоплательщикам правильно и своевременно производить расчеты с бюджетами по налогам и сборам.

Необходимо отметить, что в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о:

  • действующих налогах и сборах;
  • законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
  • полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Кроме того, налоговый орган обязан представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Информирование по письменному обращению налогоплательщика (код 06.01.001). Ответ на письменное обращение налогоплательщика должен быть дан в виде письма налогового органа в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения налогоплательщика (ст. ст. 21 и 32 НК РФ, Приказ Минфина России N 9н).

Индивидуальное устное информирование налогоплательщика (код 06.01.002). Представитель налогоплательщика имеет право получить и устное информирование по различным вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов и сборов. Предоставление устной информации представителю налогоплательщика производится при его обращении в налоговый орган работником данного территориального органа ФНС.

Информирование налогоплательщиков по телефону (код 06.01.003). Информацию о налогах и сборах налогоплательщик может получить и по телефону. В данном случае работник налогового органа консультирует налогоплательщика в момент телефонного обращения.

Выдача налогоплательщику информации о перечне налогов и сборов, установленных законодательством РФ, плательщиком которых он является или будет являться (код 06.01.005). Данная информация предоставляется налоговым органом в момент обращения представителя налогоплательщика в налоговый орган.

Несколько слов в заключение

Необходимо отметить, что Единым стандартом определено время ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди: оно не должно составлять более 30 минут, а при "пиковых" нагрузках - более 1 часа.

Повторим, что требования Единого стандарта являются обязательными к выполнению налоговыми органами. Однако в силу ряда причин в пиковые дни сдачи-приема налоговой отчетности возможно нарушение требований, установленных налоговым законодательством. Надеемся, что ситуаций, когда налогоплательщику приходится целые дни проводить в налоговом органе или когда последний отказывается предоставлять ему те или иные услуги, станет меньше, поскольку контроль за выполнением требований Единого стандарта, а именно - за соблюдением сроков и форм предоставления налогоплательщикам услуг и др., осуществляется не только внутри налогового органа, но и путем проведения аудиторских и тематических проверок внутреннего аудита организации работы нижестоящих налоговых органов.

С целью оптимизации работы налоговых органов по учету и регистрации, контролю и надзору за исполнением законодательства о налогах и сборах, информированию налогоплательщиков Федеральной налоговой службой Приказом от 14.08.2008 N ММ-3-4/362@ введен Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков (далее Единый стандарт), обязательный к применению всеми налоговыми органами на территории РФ, которые взаимодействуют с налогоплательщиками.

В Едином стандарте в виде удобной таблицы перечислены оказываемые налоговыми органами услуги и процедуры, сроки их реализации и нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми оказываются данные услуги.

С целью систематизации услуги объединены по группам - разделам Единого стандарта:

· оказание услуг по регистрации и учету налогоплательщиков;

· информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

· оказание услуг по выдаче разрешений, лицензированию, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса;

· оказание услуг по информированию налогоплательщиков.

Остановимся на некоторых видах услуг, оказываемых налоговыми органами, которые приведены в Едином стандарте и являются наиболее востребованными налогоплательщиками.

Оказание услуг по регистрации и учету налогоплательщиков

2. Предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений и документов. Налогоплательщики, желающие получить сведения и документы из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также из Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее - ЕГРН), могут получить выписку, копии документов, содержащихся в соответствующем реестре, или справку об отсутствии запрашиваемой информации (в произвольной форме, поскольку установленной формы нет) в течение пяти дней со дня подачи запроса.

Возможно и срочное получение запрашиваемых документов - не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи запроса. Плата за срочное предоставление документов составляет 400 рублей за каждый документ.

Прием от налогоплательщиков налоговых деклараций (расчетов), проставление отметки об их принятии производятся в момент обращения налогоплательщика в налоговый орган. На налоговой декларации (расчете) работник налогового органа ставит отметку о принятии с обязательным указанием даты приема и оттиском "принято".

Информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, а также в целях подтверждения остатков на счетах и контроля расчетов проводится инвентаризация (сверка) расчетов, в том числе с налоговыми органами. Установленные документы, а также сроки их представления налоговыми органами содержатся в Едином стандарте.

Рассмотрение заявления и направление (выдача) справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (форма 39-1) производятся в течение пяти рабочих дней с момента регистрации заявления (запроса) налогоплательщика в налоговом органе.

Оказание услуг по информированию налогоплательщиков

Особого внимания заслуживают услуги, включенные в данный раздел, поскольку обладание необходимой информацией позволяет налогоплательщикам исполнять свои конституционные обязанности - правильно и своевременно производить расчеты с бюджетами по налогам и сборам.

Необходимо отметить, что в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков

· о действующих налогах и сборах,

· о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах,

· о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,

· о правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов,

· о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Ответ налогового органа на письменное обращение налогоплательщика должен быть дан письменном виде в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения налогоплательщика. Предоставление устной информации налогоплательщику, его представителю, производится при его обращении в налоговый орган. Информацию налогоплательщик может получить и по телефону.

С полным перечнем услуг Единого стандарта можно ознакомиться на Интернет-сайте Управления ФНС России по РК www.r10.nalog.ru (баннер «Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков»).

Устную информацию налогоплательщикам города Петрозаводска предоставят в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (ул. Московская, 12А), каб. 109. Режим работы: пн-чт с 9 до 13 часов, с 14 до 17 часов, пятница - с 9 до 13 часов, с 14 до 15.30. Телефоны справочной службы 710-215, 710-191.

При регистрации предпринимательской деятельности в обязательном порядке необходимо определиться с системой налогообложения. Какая процентная ставка выгоднее, как удобнее распоряжаться выручкой, в какие сроки лучше сдавать отчётность.

      1. Сфера услуг
      2. Общая система
      3. Упрощённая система налогообложения (УСН)
      4. Патентная система налогообложения (ПСН)
      5. Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)
Сфера услуг

Сфера услуг в последние годы значительно расширилась. Многие граждане все больше заняты предпринимательской деятельностью в сфере услуг. Их перечень становиться все больше и больше. Полностью можно ознакомиться в справочнике ОКВЭД. Вот основная их часть: • Предоставление услуг в сфере бытового обслуживания - это парикмахерские, ремонтные мастерские, ателье, клининговые компании, химчистки. • Предоставление консалтинговых, бухгалтерских, аудиторских, юридических услуг. • Предоставление экскурсионно-туристических услуг. • Образовательные услуги - частные детские сады, репетиторство и пр. • Охранные и детективные услуги. • Услуги по ремонту бытовой техники. • Ветеринарные услуги.

Чтобы правильно выбрать систему налогообложения нужно провести всесторонний анализ всех важных моментов. В первую очередь необходимо определиться с организационной формой: ООО или ИП, с какого рода клиентами придётся работать: с физическими или юридическими лицами. Какая общая стоимость активов, размер выручки, уровень затрат. Сфера услуг является не затратной по сравнению с торговлей и производством. Где объем затрат может вырасти до 60-70%. Поэтому в отношении налогообложения в этой сфере проще вести учет доходов, и особенно расходов, соответственно уплачивать налоги. Можно выбирать практически любую удобную для предпринимателя систему налогообложения.

Больше подходит для предприятий со значительными оборотами. В сфере услуг применяется редко, разве если у предприятия имеется разветвлённая сеть с филиалами, например, химчисток или прачечных, частных детских садов. С чистой прибыли уплачивается 20% налог с прибыли для ООО, и 13% от доходов для индивидуальных предпринимателей. Все субъекты на данной системе оплачивают НДС - 18%, оплачивается налог на имущество - 2,2%.

Упрощённая система налогообложения (УСН)

Считается самой доступной и удобной для предпринимателей, занимающихся сферой услуг у которых не большие обороты. Отлично подходит для данной сферы. Налог на прибыль рассчитывается просто. Перечисляется 15% если облагается разница между доходом и расходом, или 6% если налогооблагаемый объект только доход без учета расходов. Так могут работать предприниматели у которых общий годовой доход не более 60 млн.рублей, наемных работников не более 100 человек. Поэтому при минимальных расходах выбирается УСН 6%. Например, если предоставляются консультационные услуги. Окончательный выбор необходимо сделать после того, как была полностью прроанализирована деятельность предприятия.

Патентная система налогообложения (ПСН)

Очень удобная система для ведения небольшого бизнеса. В Налоговом кодексе в статьях 346.43 указано 47 видов деятельности, занимаясь которыми можно оплачивать патент. Как обычно, это фиксированный размер установленный местным налоговым органом. Расчетной базой является ставка в 6% от среднего предполагаемого годового дохода. Доступна только для ИП. Общий годовой доход должен быть не более 60 млн. рублей, численность работников не более 15 человек. Патент можно получить на любой произвольный срок от одного месяца до года. Главные достоинства такой системы - это фиксированная сумма налога, не нужно подавать отчетность, кассовый аппарат не используется.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

Для использования данного вида налога, необходимо узнать разрешен ли он в вашей местности. Разрешенные виды деятельности раскрыты в статье 346.26 Налогового кодекса РФ. Налог платится одной и той же суммой раз в квартал по конкретному виду деятельности. Перечисления необходимо производить независимо от того есть у предпринимателя доход или он отсутствует.

Плательщикам ЕНВД дана возможность уменьшить сумму налога на 50% на страховые платежи во внебюджетные фонды. Если ИП не имеет сотрудников, тогда есть возможность уменьшить сумму налога на все 100%. Кассовые аппараты при работе не используются.

При принятии решения о выборе необходимой системы в сфере услуг нужно в первую очередь руководствоваться прогнозом об уровне чистой прибыли и соответствующим уже объемом налоговых отчислений. Бывает, что оправдывает себя сознательный ход в сторону увеличения налогов, чтобы понизить уровень дохода в отрицательную сторону на краткосрочном этапе, чтобы достичь большего результата в будущем. Например, завоевание определенного сегмента рынка.

Наименование услуги
Первичная консультация
Устная консультация юриста по налоговым вопросам
Письменная консультация юриста по налогам
Комплексный налоговый аудит вашей компании
Оптимизация налогов вашей компании
Ведение налоговой отчетности
Составление возражений на акт налоговой проверки вашей компании
Составление возражений на дополнительные мероприятия налогового контроля
Составление апелляционной жалобы в УФНС, ФНС РФ
Отчет о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов
Подготовка искового заявления в суд (без участия в судебном процессе)
Комплексное ведение дела в суде одной инстанции
Составление ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд
Отзыв на апелляционную жалобу
Сопровождение допроса в налоговом органе юристом
Сопровождение допроса в налоговом органе адвокатом
Представление интересов юристом при проведении осмотров и обысков
Представление интересов адвокатом при проведении осмотров и обысков
Составление ответа на запрос налогового органа
Комплексная защита при налоговых проверках вашей компании
Защита адвоката в уголовном деле по налогам







Ant Teq

Целями обращения клиента в юридическую компанию «АВТ Консалтинг» были аудит договорных отношений на предмет выявления рисков, а также оптимизация налоговой нагрузки организации. Читать полностью

В рамках проекта сотрудники «АВТ Консалтинг» провели комплексный анализ договоров компании, исследовали их условия на предмет соответствия требованиям ведения бухгалтерского и налогового учета. Разъяснили нюансы подтверждения перед налоговыми органами проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов. Стороны обсудили существующие налоговые проблемы и потенциальные риски. Читать полностью

По итогам было составлено заключение, в котором нашли отражение рекомендации по устранению выявленных рисков, разработанные способы налоговой оптимизации.

Благодаря слаженной и оперативной работе сотрудников «АВТ Консалтинг», внимательному отношению ко всем деталям и прекрасному знанию действующего законодательства и практики его применения, специалисты «АВТ Консалтинг»смогли защитить интересы нашей организации на высшем уровне. Читать полностью


По результатам выездной налоговой проверки компании было доначислено несколько миллионов рублей.Клиент поставил сотрудникам юридической компании «АВТ Консалтинг» задачу минимизировать налоговые доначисления с целью сохранения оборотных денежных средств и возможности продолжать вести стабильную финансово-хозяйственную деятельность. Читать полностью

Юристы «АВТ Консалтинг» представляли интересы компании при прохождении выездной налоговой проверки, разработали аргументы, подтверждающие налоговую невиновность клиента. Спор с налоговым органом удалось разрешить на этапе досудебного обжалования. В частности, были составлены возражения на акт выездной проверки. Выстроена линия защиты компании, основанная на тенденциях в судебной практике, разъяснениях ФНС России и Минфина России. Читать полностью

В результате по итогам рассмотрения возражений налоговый орган согласился с аргументами налогоплательщика и снизил доначисления на 91%.

Группа компаний «Автокомпонент» выражает огромную благодарность юридической компании «АВТ Консалтинг» за высокий профессионализм в работе. Ваша чуткая забота о клиенте, сопряженная с блестящим знанием права и богатым опытом, помогли решить все поставленные перед нами правовые задачи. Читать полностью


Цели проекта – сопровождение специалистами юридической компании «АВТ Консалтинг» выездных и камеральных налоговых проверок предприятий, входящих в холдинг Rolsen, разработка стратегии взаимодействия с проверяющими лицами, представление интересов клиента в спорах с налоговыми органами, защита в арбитражных судах г. Москвы и других регионов. Читать полностью

Наша организация неоднократно обращалась к специалистам «АВТ Консалтинг» за юридическими консультациями и поддержкой, и всегда получала квалифицированную помощь юристов. Читать полностью

В процессе совместной работы мы убедились в высокой квалификации сотрудников Вашей компании. Профессионализм и обязательность юристов позволили нам оперативно и качественно решать любые вопросы в области юридического сопровождения нашей организации.

Гибкий подход и ответственность в работе помогли нашей компании минимизировать финансово-юридические риски и усовершенствовать правовое обеспечение деятельности предприятия.


Недобросовестный контрагент имел перед Клиентом «АВТ Консалтинг» задолженность по договору поставки в размере более 2 млн рублей. В ходе рассмотрения дела предъявил встречный иск. Мотивируя свои требования тем, что получил некачественный товар. Обжаловал решение суда, принятое в пользу Клиента «АВТ Консалтинг», в апелляционном и кассационном порядке. Читать полностью

Юристы «АВТ Консалтинг» разработали стратегию защиты и успешно отстояли интересы Клиента в судах трех инстанций. Арбитражный суд города Москвы вернул встречный иск. Читать полностью

Удовлетворил исковые требования в полном объеме. Девятый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Московского округа решение суда первой инстанции оставили в силе.

  • Требование истца и встречное требование имеют разное основание: отличаются номера партий товара, даты поставки, номера товарных накладных. Данные требования не исключают друг друга. Взаимная связь между исками отсутствует.
  • Вынесение определения о возвращении встречного иска, переход из предварительного заседания в основное, рассмотрение дела по существу и принятие решения в одном судебном заседании правомерно. Так как в АПК РФ отсутствуют нормы, обязывающие суд после вынесения определения о возвращении встречного иска назначить отдельное предварительное или основное заседание. От ответчика не поступали возражения относительно рассмотрения дела в его отсутствие.
  • Возвращение встречного иска не нарушает право его заявителя на судебную защиту. Истец по встречному иску вправе повторно подать иск в суд.
  • АПК РФ не запрещает одновременно подать отзыв на иск и встречный иск. Представление в суд отзыва на иск – это обязанность ответчика. Предъявление встречного иска – это право ответчика.
  • Кассация не рассматривает доводы ответчика о необоснованности возвращения судом первой инстанции встречного иска, если соответствующее определение не было обжаловано в апелляционной инстанции.

Кому положены и как подтвердить

Уже можно подавать декларацию в налоговую инспекцию и возвращать налог, уплаченный за прошлый год. При этом многие люди имеют право сразу на несколько вычетов, но сложно разобраться, какие нужны документы и как все оформить.

В этой статье я сделала подборку основных типов вычетов: кому положены, в какой сумме и как их подтвердить.

О чем расскажу в статье:

  • Что такое вычеты
  • Типы вычетов
  • Изменения в вычетах с 2021 года
  • Имущественные вычеты
  • Стандартные налоговые вычеты
  • Социальные налоговые вычеты
  • Инвестиционные налоговые вычеты
  • Профессиональные налоговые вычеты

Что такое вычеты

Почти все мы платим НДФЛ — с зарплаты и других доходов. Если вы потратились на лечение, учебу, купили квартиру или пополнили индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), то имеете право на вычет — возврат части уплаченного НДФЛ. Вычет можно получить двумя способами:

  1. Государство вернет часть налогов, которые вы заплатили раньше. Для этого нужно будет подать в налоговую инспекцию декларацию и документы, подтверждающие право на вычет.
  2. Через работодателя. Нужно предоставить уведомление на вычет из налоговой, и на этом основании работодатель перестанет удерживать налог при выплате заработной платы на некоторое время.

Получить вычет могут только те, у кого есть официальный доход, с которого платится НДФЛ по ставке 13%. Еще нужно быть резидентом РФ — проживать в России не менее 183 дней в календарном году. В 2020 году можно было стать резидентом, если прожить в стране 90 дней. Для этого нужно подать заявление в инспекцию до 30 апреля 2021 года. Нерезиденты воспользоваться вычетом не могут.

Чем раньше подать декларацию по итогам года, тем быстрее вернут деньги из бюджета.

Срок подачи декларации — до 30 апреля следующего года. Это касается только тех, кто обязан задекларировать свои доходы: например, если человек сдавал в аренду имущество или продал квартиру, которая находилась в собственности менее минимального срока владения — трех или пяти лет в зависимости от ситуации.

А те, кто хочет просто воспользоваться налоговым вычетом, например вернуть 13% от сумм за обучение или лечение, могут подать декларацию в течение трех лет с того года, как оплатили расходы. А вычетом на покупку жилья можно воспользоваться и спустя три года, и через десять лет после покупки — ограничений по срокам для этого вычета нет.

Какие бывают типы вычетов

По доходам за 2020 год можно воспользоваться следующими видами вычетов:

  1. Стандартные — вычеты на детей и те, что получают инвалиды и отдельные категории людей.
  2. Социальные — на обучение, лечение, благотворительность и прочие.
  3. Инвестиционные — по доходам от операций с ценными бумагами и ИИС.
  4. Имущественные — вычеты при покупке жилья и продаже имущества.
  5. Профессиональные — вычеты для ИП, физлиц, работающих по гражданско-правовым договорам, и людей, которые занимаются частной практикой, например нотариусов.

По доходам, которые получили с 2021 года, можно будет также воспользоваться новыми видами вычетов. О них мы расскажем в отдельных статьях.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Что изменилось в вычетах в 2021 году

26 января 2021 года первое чтение в Госдуме прошел законопроект, который упростит процедуру получения некоторых вычетов: воспользоваться вычетом можно будет «в один клик». Это новшество коснется, скорее всего, вычетов на лечение и обучение, имущественного вычета при покупке жилья, расходов на уплату процентов по ипотеке, а также инвестиционных вычетов по операциям на ИИС. Но пока этот закон не принят, продолжает действовать старый порядок.

До 2021 года применять вычеты можно было ко всем доходам, которые облагаются по ставке 13%, кроме дивидендов. С 2021 года доходы физлиц разделяются на налоговые базы — неосновную и основную:

  1. К неосновной налоговой базе относятся доходы, перечисленные в подп. 1—8 п. 2.1 и подп. 1—7 п. 2.2 ст. 210 НК РФ. Например, это прибыль от продажи ценных бумаг или выигрыш в лотерее.
  2. Основная налоговая база — все остальные доходы, которые облагаются по ставке 13 или 15%. Например, зарплата или проценты по вкладам.

К доходам из основной налоговой базы вычеты можно будет применять свободно, из неосновной — только три вычета:

  1. Вычет на долгосрочное владение ценными бумагами. Если акция или облигация находилась в собственности инвестора более трех лет, то с дохода от ее продажи он не платит НДФЛ.
  2. Вычет на доходы от ИИС типа Б : при купле-продаже ценных бумаг на таком счете резидент освобождается от уплаты налога с прибыли.
  3. Вычет при переносе убытков на будущие периоды. Применяется к доходам по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, если ранее по ним на брокерском счете инвестор получил убыток.

Но эти новшества нужно будет учитывать при заявлении вычетов на расходы, которые были в 2021 году, то есть при подаче декларации в начале 2022 года. Пока же отчитываемся перед налоговой за 2020 год в старом порядке — только по тем доходам, которые облагаются по ставке 13%.

Имущественные налоговые вычеты

Имущественные вычеты может получить человек, который совершал операции с недвижимостью. В частности:

  1. продавал имущество;
  2. покупал жилье: дома, квартиры, комнаты и прочее;
  3. строил жилье, включая покупку земельного участка для этой цели.

Полный перечень операций, по которым можно получить имущественный вычет, а также порядок их предоставления прописан в статье 220 НК РФ.

Рассмотрю вычеты, которые вызывают больше всего вопросов.

При покупке квартиры в новостройке или на вторичном рынке можно воспользоваться вычетом по расходам на приобретение жилья.

Если квартиру приобретать в ипотеку, то государство вернет еще больше: кроме вычета на жилье можно воспользоваться и вычетом на проценты.

Кому положены. Вычет может получить человек, который приобрел квартиру и заплатил за нее полностью или частично. От расходов будет зависеть сумма вычета. По квартирам, которые получены по наследству или подарены, получить вычет нельзя: за них приобретатель ничего не платил.

Получить вычет можно только после того, как оформлен правоустанавливающий документ на квартиру.

В случае новостройки — когда дом сдан и подписан акт приема-передачи.

На вторичном рынке — свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН.

Если квартира приобретена в браке, то она считается совместной собственностью. Не важно, на кого оформлена квартира, кто за нее платил, — вычет могут получить оба супруга.

Размер вычета на покупку квартиры. Вычет можно получить на сумму расходов на квартиру, но не более 2 000 000 Р . Допустим, квартира стоит 3 000 000 Р , вычет предоставят на сумму 2 000 000 Р . То есть вернуть из бюджета можно: 2 000 000 Р × 13% = 260 000 Р .

Неиспользованный остаток вычета можно перенести на другой объект. Например, человек приобрел квартиру за 1 500 000 Р и воспользовался вычетом в той же сумме. При покупке другой квартиры он имеет право на вычет 500 000 Р .

Если квартиру приобрели супруги, то вычеты могут быть распределены между ними по заявлению в любых пропорциях независимо от того, на кого оформлена квартира и кто за нее платил.

Например, в заявлении о распределении вычета можно указать, что на долю жены приходится 80% вычета, а на долю мужа — 20%. Заявление о распределении вычета можно подать в инспекцию только один раз — до того, как супруги начнут получать вычет. Изменить пропорцию потом нельзя. Каждый из супругов может воспользоваться максимальным вычетом в 2 000 000 Р .

Распределять вычет имеет смысл, только когда цена квартиры ниже 4 000 000 Р . Если она дороже, каждому дадут вычет с 2 000 000 Р , то есть сумма к возврату — 260 000 Р на человека.

Кроме того, распределять вычет нужно, только если второй супруг тоже хочет получить вычет по этой квартире. Если такого желания второй супруг не изъявляет, то вычет получит только один супруг, без заявления о распределении вычета.

При покупке квартиры в новостройке в вычет можно включить сумму расходов на отделку: они не увеличат общую сумму вычета, а войдут в лимит — 2 000 000 Р .

Например, квартира стоит 1 800 000 Р , а расходы на отделку — 300 000 Р . Размер вычета — 2 000 000 Р , то есть к возврату за счет вычета будет 260 000 Р . Для получения вычета важно, чтобы в договоре, по которому приобретается квартира, было указано, что квартира без отделки.

Размер вычета на проценты, уплаченные банку. Если для покупки квартиры брали ипотечный кредит в банке, то можно получить вычет и на проценты, уплаченные банку. Максимальная сумма вычета по процентам — 3 000 000 Р . То есть из бюджета можно вернуть: 3 000 000 Р × 13% = 390 000 Р .

Неиспользованный остаток вычета на проценты нельзя переносить на другие объекты. Он дается только на один объект. То есть неиспользованный остаток вычета просто сгорит.

Например, при приобретении квартиры в ипотеку банку были уплачены проценты на сумму 1 800 000 Р . Эта сумма была заявлена к вычету. При покупке в ипотеку другой квартиры воспользоваться остатком вычета — 1 200 000 Р — уже не получится.

Вычет на проценты также можно распределять между супругами по их заявлению. При этом не важно, на кого оформлен кредитный договор и кто платит банку. В отличие от вычета на покупку квартиры, заявление можно писать каждый год и перераспределять проценты.

Проверьте, сколько вам вернут при покупке квартиры, в нашем калькуляторе:

Документы. Воспользоваться вычетом можно двумя способами:

  1. Предоставить налоговой инспекции декларацию и подтверждающие документы. Декларацию нельзя подать в год покупки квартиры — только в последующие. После проверки декларации и подтверждения вычета инспекция вернет налог.
  2. Оформить вычет у работодателя. В этом случае можно заявить вычет в том же году, когда была приобретена квартира. Но чтобы работодатель перестал удерживать налог, надо получить в налоговой уведомление о праве на вычет. Для получения уведомления в инспекцию необходимо представить заявление и пакет документов.

Если квартира в новостройке, то в инспекцию необходимо представить такие документы:

  1. Копию акта о передаче квартиры.
  2. Копию договора о приобретении квартиры или прав на нее.
  3. Копии платежных документов: квитанций, платежек из банка, расписок и других.

Если квартира куплена на вторичном рынке, то подтвердить право на вычет можно такими документами:

  1. Копией свидетельства о регистрации права или копией выписки из ЕГРН.
  2. Копией договора о приобретении квартиры.
  3. Копией акта приема-передачи, если в договоре не зафиксирован этот момент.
  4. Копиями платежных документов.

Для получения вычета на проценты, уплаченные банку, представляются такие документы:

  1. Копия кредитного договора.
  2. Справка банка о размере уплаченных по кредиту процентов.
  3. Копии платежных документов.

Если вычет заявляется супругами, то необходимо представить заявление о распределении вычета.

Нюансы, о которых мы писали в Т⁠—⁠Ж:

Если квартира находилась в собственности пять лет, а в определенных случаях — три года, при ее продаже не нужно платить налог и подавать декларацию.

Если продать квартиру раньше этого срока, то придется отчитаться перед налоговой инспекцией. Что касается налога, либо его можно уменьшить, либо его совсем может не быть — если воспользоваться имущественным вычетом.

Кому положены. Вычетом могут воспользоваться продавцы квартир. Им также можно воспользоваться при продаже долей, жилых домов, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли в этом имуществе.

Вычет в размере доходов, полученных от продажи квартиры, но не более 1 000 000 Р . Вычет можно применять, если нет документов о расходах.

Например, человек купил квартиру в 2020 году, а в 2021 году продал ее за 3 000 000 Р . Документы, подтверждающие расходы на покупку квартиры, не сохранились. Если воспользоваться вычетом в 1 000 000 Р , то сумма налога составит: (3 000 000 Р − 1 000 000 Р ) × 13% = 260 000 Р . Экономия составит: 1 000 000 Р × 13% = 130 000 Р .

При продаже квартиры, которая находится в общей долевой или совместной собственности, вычет в 1 000 000 Р распределяется между совладельцами квартиры пропорционально их доле. Либо это делается по договоренности между совладельцами долей, не выделенных в натуре.

Если в течение года человек продал несколько квартир, то общая сумма вычета составит 1 000 000 Р , а не по 1 000 000 Р за каждую квартиру.

Вычет на продажу квартиры, в отличие от вычета на покупку квартиры, можно применять неограниченное количество раз. То есть его можно использовать хоть каждый год.

Вычет в размере документально подтвержденных расходов на покупку квартиры. Когда все документы на руках, лучше применить этот вычет.

Допустим, квартира куплена в 2020 году за 2 000 000 Р и есть документы, подтверждающие расходы. А в 2021 году квартиру продали за 3 000 000 Р . В этом случае сумма налога составит: (3 000 000 Р − 2 000 000 Р ) × 13% = 130 000 Р .

Чтобы посчитать, какой налог нужно заплатить при продаже квартиры, воспользуйтесь нашим калькулятором:

Документы. Для применения вычета 1 000 000 Р нужно подать в инспекцию декларацию и приложить к ней копию договора купли-продажи.

Если доход от продажи квартиры уменьшать на расходы, которые были при покупке этой квартиры, то дополнительно нужно представить копии документов по предыдущей сделке:

  1. Договора, по которому была приобретена квартира, — купли-продажи или участия в долевом строительстве.
  2. Расписок.
  3. Квитанций из банка.
  4. Других документов о расходах.
  5. Акта-приема передачи, если квартира приобреталась по ДДУ.

Стандартные налоговые вычеты

Кому положены. Стандартные налоговые вычеты делятся на две категории: вычеты на себя и на детей.

Вычеты на себя. Вычет предоставляется определенным категориям физлиц. Например, инвалидам с детства, инвалидам первой и второй групп, «чернобыльцам», родителям и супругам военнослужащих, погибших при исполнении военных обязанностей, и другим. Перечень лиц, которые могут претендовать на стандартный налоговый вычет, есть в законе.

Вычет на ребенка (на детей). Эти вычеты предоставляются обоим родителям. На вычет также могут претендовать усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. Важно, чтобы ребенок находился на их обеспечении.

Вычет предоставляется с месяца, в котором родился ребенок, и до конца того года, в котором он достиг 18 или 24 лет, если продолжает учиться очно.

Размер — 500 Р или 3000 Р за каждый месяц года. Размер вычета зависит от категории налогоплательщика. Например, людям, которые получили инвалидность вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, каждый месяц положен вычет 3000 Р . Инвалиды с детства могут претендовать на вычет 500 Р ежемесячно.

Если человек имеет право воспользоваться несколькими вычетами на себя, то ему будет предоставлен максимальный из них. Так, если инвалид-«чернобылец» также и инвалид с детства, то ему будет предоставлен вычет 3000 Р .

Читайте также: