Налоговая и приставы выставили инкассовое на одну и ту же сумму

Опубликовано: 16.05.2024

и решение о приостановлении операций по расчетному счету, далее решение на приставов. Заплатили приставам налог и 7%сбор, прошло пол года, далее при поступлении денег на расчетный счет налоговая списывает средства по инкассовому поручению. Оставшаяся сумма по решению о приостановлении висит мертвым грузом на счете. Подскажите нормы закона которые нарушают наши права. По идее перед передачей приставам, налоговый орган должен отозвать инкассовые поручения, но где это написано? И как с этим бороться?

ответы на вопрос:

В соответствии со ст. 46 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса (к которым в частности относятся недостаточность или отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента), налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

При этом исходя из содержания п. 7 ст. 46 НК РФ устанавливающего, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса, не следует, что если принимается решение об обращении взыскания на имущество подлежит отмене решение об обращении взыскания на денежные средства.

В п.4.1 ст. 46 НК РФ в которой закреплен перечень оснований для приостановления инкассовых поручений также не предусмотрена возможность приостановления инкассового поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика или отзыва данного поручения после получения от службы судебных приставов копии постановления о возбуждении исполнительного производства по взысканию недоимки за счет иного имущества налогоплательщика.

Что касается судебной практики то она противоречива:

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.07.2005 N 853/05 по делу N А 73-5478/2004-10 указывалось: НК РФ не содержит норм о том, что отзыв налоговым органом инкассовых поручений из банков является обязательным условием принятия решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика. Кроме того, утверждение суда апелляционной инстанции о том, что одновременное применение двух процедур взыскания не может быть признано законным, поскольку это может повлечь повторное изъятие одних и тех же сумм в уплату одних и тех же налогов, носит предположительный характер и материалами дела не подтверждается. Механизм взаимодействия налоговых органов и службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов, принятых во исполнение решений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, создает определенные гарантии налогоплательщикам, направленные на предотвращение излишнего взыскания с них сумм налогов и пеней.

Таким образом, возможность приостановления инкассового поручения налогового органа на списание денежных средств со счетов налогоплательщика или отзыва неисполненных (как полностью, так и частично) поручений после получения от службы судебных приставов копии постановления о возбуждении исполнительного производства по взысканию недоимки за счет иного имущества налогоплательщика НК РФ не предусмотрена. Основание - п. 4.1 ст. 46 НК РФ (в ред. Закона N 248-ФЗ). При этом условие об отсутствии двойного взыскания налога и пени нарушаться не должно.

Другая точка зрения, даже противоположная изложенной в указанном Постановлении Президиума ВАС РФ. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.02.2010 N А 45-16660/2009 установлено, что налоговый орган осуществлял одновременно две процедуры взыскания, что противоречит ст. ст. 46, 47 НК РФ. Обращение взыскания на имущество налогоплательщика допускается только после исчерпания возможностей взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке. Ссылка на отсутствие у налогового органа обязанности по отзыву инкассовых поручений из банка не дает ему права на одновременное обращение взыскания на денежные средства налогоплательщика и его имущество.

Поэтому можете попробовать оспорить инкассовые поручения или решение об обращении взыскания на денежные средства, но исходя из содержания НК РФ и противоречивой судебной практики предугадать решение не возможно.

Россияне все чаще сталкиваются с необоснованным взысканием средств службой судебных приставов. Они могут снять деньги со вклада или даже лишить части пенсии. Причем иногда средства взыскиваются дважды.

Так, Константин из Москвы рассказывает, что, получая вклад в банке, он не досчитался 1 тысячи рублей. Как объяснили ему в кредитном учреждении, из службы судебных приставов пришло уведомление о выписанном ему штрафе за превышение скорости при вождении автомобиля в Одинцовском районе Подмосковья.

Поскольку он штраф не оплатил, то приставы потребовали у банка списать сумму штрафа в принудительном порядке. Текущих счетов, например, счета, привязанного к зарплатной карте, у него нет, поэтому деньги списали из вклада. Никого не интересовало, что в Одинцовском районе Константин вообще не бывал, потом что живет далеко от Московской области.

Елена делится другой историей. Ее мама болела и не могла вовремя оплатить счет за коммунальные услуги. Просрочка платежа составляла около месяца. После болезни она оплатила сразу две квитанции — за тот месяц, когда из дома не выходила, и за следующий. Каково было ее удивление, когда ровно на сумму первой платежки уменьшилась ее пенсия. В банке ей также объяснили, что деньги списаны по требованию службы приставов.

Кто виноват?

По закону Федеральная служба судебных приставов (ФССП) удерживают с должника деньги принудительно, если он не погасил долг добровольно. Это делается в процессе исполнительного производства.

В службу судебных приставов поступает документ, на основании которого возбуждается исполнительное производство. Как правило, он выписывается по решению суда. Однако в законе предусмотрен ряд случае, когда это можно сделать и без решения суда. Например, соглашение с нотариусом об уплате алиментов можно предъявить в ФССП напрямую, не обращаясь в суд.

При этом в любом случае пристав должен уведомить должника о возможности добровольно погасить долг в срок до 5 дней включительно. Он отсчитывается с даты, когда было получено постановление о возбуждении исполнительного производства. Приставы отправляют его через Почту России — заказным письмом с уведомлением о его вручении.

Когда должник забирает это письмо на почте, то он расписывается в уведомлении и ставит на нем дату получения.

Если должник письмо на почте не забирает – а причину, почему оно не дошло адресату, никто устанавливать не будет, то оно пролежит в отделении 30 дней. А потом вернется обратно к приставу.

Закон считает, что если письмо было доставлено на почту, то должник уведомлен о возбуждении производства. Разбираться, почему вы не получили документ, пристав не обязан.

Закон предписывает приставу взыскивать в первую очередь безналичные деньги. Работники ФССП вправе запросить у банков информацию о счетах должника и дать им поручение списать деньги.

В настоящее время пристав одним кликом мыши компьютера может заблокировать счета в банке и вклады, а также списать с них средства в большинстве кредитных учреждений. Дело в том, что у ФССП заключено с ними соглашение об электронном обмене данными.

Между тем нередко также встречаются ситуации, когда приставы списывают средства, на которые взыскание не может быть наложено.

Это, например, алименты или пенсия по потери кормильца, говорит член Ассоциации юристов России Алексей Гавришев. Такое происходит часто, и виноват оказывается именно должник, а не на должностное лицо.

При этом списать деньги и заблокировать счёт банк может и до получения уведомления от приставов.

Иногда взыскатель просит выдать постановление о возбуждении исполнительного производства ему на руки и обращается в банк сам.

В результате деньги со счета банк может списать несколько раз: по запросу как пристава, так и самого физлица, которому должны деньги.

Банк не обязан проверять, проходило уже списание средств в рамках одного и того же документа и исполнительного производства или нет.

При этом застраховаться от таких «двойных» списаний практически невозможно, говорит Гавришев.

Что делать?

Если деньги списали со счета несколько раз, то сначала необходимо разобраться, действительно ли деньги ушли со счета или они только заблокированы, делится с «Газетой.Ru». юрист компании BMS Law Firm Владимир Шалаев.

Но если списание действительно произошло несколько раз, надо незамедлительно уведомить пристава, предъявить выписки по счетам и/или квитанцию об оплате долга и потребовать вернуть деньги. Писать заявление нужно в письменном виде.

В целом нужно постоянно проверять состояние своего текущего счета или счета кредитной карты в банкомате или в онлайн банке, чтобы не «прошляпить» неожиданное списание, советует СЕО консалтинговой группы Bulad&Co Булад Субанов.

«К сожалению, никакой ответственности за деньги клиентов банков судебные приставы не несут, они вообще не задумываются о том, что за одно и тот же правонарушение деньги могут быть списаны несколько раз и не в одном банке», — напоминает Субанов.

Если денежные средства еще не ушли с депозитного счета судебных приставов, например, не отправлены в бюджет, то их не сложно вернуть, говорит Владимир Шалаев.

Если же они были перечислены взыскателю, то человеку самому придется заниматься их возвратом.

Единственная возможность обезопасить себя от таких случаев – это, получив уведомление о штрафе или другом долге, скорее его выплачивать и сразу после оплаты надо ставить в известность службу судебных приставов.

«Лучше сделать это лично, получить на руки документ и не терять его, потому что в системе госуслуг часто что-то сбоит, квитанции выставляются повторно, и потом доказать, что по этому эпизоду ты уже платил, очень сложно», — отмечает Булад Субанов.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

от 10 мая 2006 года N 19-5-04/000008

По вопросу исполнения банком инкассовых поручений, выставляемых на счета налогоплательщиков по решениям налоговых органов

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо ЗАО "Экономбанк" от 13.04.2006 N 02-01-19/184 по вопросу правомерности действий налоговых органов в части приостановления действия инкассовых поручений, выставляемых налоговыми органами на счета налогоплательщиков - юридических лиц в банке в соответствии с принятыми решениями о взыскании налога (сбора) за счет денежных средств, сообщает следующее.

Методические рекомендации по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации (утв. приказом Минюста России и МНС России от 13.11.2003 N 289/БГ-3-29/619), разработанные с учетом Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009, и, в связи с отсутствием новых правоустанавливающих норм, не являются нормативным правовым актом.

В соответствии с пунктом 12.10 Положения Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (зарег. в Минюсте России 23.12.2002, рег. N 4068) (далее - Положение Банка России N 2-П) банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке, в том числе, по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания. Абзацем 5 настоящего пункта Положения Банка России N 2-П предусмотрено, что в документе, предоставляемом в банк, указываются данные инкассового поручения, взыскание по которому должно быть приостановлено.

Положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федераций (далее - Кодекс) предусмотрено, что неисполнение обязанности по уплате налога (сбора) является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога (сбора) в законодательно установленные сроки.

Нормами статьи 46 Кодекса установлены сроки и порядок взыскания налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сбора) - организации или налогового агента-организации в банках. Пунктом 7 настоящей статьи Кодекса налоговым органам предоставлено право по взысканию задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации-должника.

Руководствуясь Положением Банка России N 2-П после получения от службы судебных приставов копии постановления о возбуждении исполнительного производства налоговый орган принимает решение о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника (приостанавливает действие инкассового поручения, выставленного к счету должника) и в тот же день направляет его в соответствующий банк. Данные действия налоговых органов полностью соответствуют законодательству Российской Федерации и направлены на защиту прав организации-должника по предотвращению излишнего взыскания налога, сбора, а также пени.

При этом ФНС России обращает внимание, что процедура отзыва инкассовых поручений, выставленных налоговыми органами к счетам налогоплательщика, действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.

С учетом изложенного, неисполнение банком соответствующего документа налогового органа о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке (приостановление действия инкассовых поручений, выставленных к счетам налогоплательщиков-должников), может повлечь за собой излишнее взыскание у налогоплательщика налога, сбора, а также пени.

В данной ситуации налоговый орган будет вынужден обратиться в суд для возложения ответственности за излишнее взыскание у налогоплательщика налога, сбора, а также пени на соответствующую кредитную организацию.

Приложение
письмо ЗАО "Экономбанк"
от 13.04.2006 N 02-01-19/184

В адрес ЗАО "Экономбанк" поступило письмо МРИ ФНС N 11 по Саратовской области от 17 февраля 2006 года N 1060 о приостановлении действия инкассовых поручений, предъявленных к счету клиента Банка.

ЗАО "Экономбанк" полагает невозможным исполнить указание, изложенное в направленном письме, о чем известило МРИ ФНС N 11 по Саратовской области и УФНС по Саратовской области письмом от 14 марта 2006 года N 02-01-19/147.

В письме от 29 марта 2006 года N 14-29/003977 УФНС по Саратовской области подтвердило правомерность действий налоговой инспекции по приостановлению инкассовых поручений, сославшись на п.3.2 Методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органов РФ и службы судебных приставов Министерства юстиции РФ при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, утвержденных приказом Минюста РФ и МНС РФ от 13 ноября 2003 года N 289/БГ-3-29/619 (далее по тексту - Методические рекомендации).

В письме ФНС России от 10 мая 2006 года N 19-5-04/000008 по запросу ЗАО "Экономбанк" подтверждена позиция нижестоящих налоговых органов и при этом указано, что:

- Методические рекомендации "в связи с отсутствием новых правоустанавливающих норм, не являются нормативным правовым актом";

- "процедура отзыва инкассовых поручений, выставленных налоговыми органами к счетам налогоплательщика, действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрена".

В соответствии с ч.1 ст.34_2 Налогового кодекса РФ просим вас разъяснить правильность применения налоговыми органами норм действующего законодательства (в части приостановления действия инкассовых поручений), принимая во внимание следующее.

1. В соответствии с п.7 ст.46 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ) при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 НК РФ.

В силу абз.1, 4 п.8.9 Положения Центрального банка РФ от 3 октября 2002 года N 2-П "О безналичных расчетах в РФ" (далее по тексту - Положение ЦБР) при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения (с приложенными в установленных законодательством случаях исполнительными документами) помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" с указанием даты помещения в картотеку. Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством.

Следовательно, помещение инкассовых поручений в картотеку означает приостановление оплаты указанных расчетных документов до поступления денежных средств на счет плательщика; при этом инкассовые поручения фактически и юридически находятся в стадии исполнения.

2. Как указано в п.1 ст.47 НК РФ, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных ст.47 НК РФ.

Возможны два варианта толкования данной нормы закона.

2.1. С одной стороны, следует учитывать, что п.5 ст.7 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве) относит к исполнительным документам лишь те акты налоговых органов о взыскании обязательных платежей в бюджет, которые содержат отметку кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

Следовательно, возбуждение исполнительного производства в целях обращения взыскания на имущество налогоплательщика допустимо лишь при невозможности погашения долга по обязательным платежам денежными средствами, находящимися на банковском счете налогоплательщика. Поэтому налоговый орган обязан отозвать инкассовое поручение из банка, при этом "неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные - в сумме остатка" (абз.2 п.2.17 Положения ЦБР).

Более того, Положение ЦБР не предусматривает проставление штампа о невозможности взыскания на решении налогового органа, которым в банк направлено инкассовое поручение (п.2 ст.46 НК РФ); данный факт подтверждается только отзывом инкассового поручения самим налоговым органом со штампом Банка о его полном или частичном неисполнении.

Между тем, НК РФ действительно не предусматривает, что отзыв налоговым органом инкассовых поручений из банков является обязательным условием принятия решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июля 2005 года N 853/05). В постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 ноября 2005 года N Ф09-4933/05-С2 также указано: "НК РФ детально не регламентирует порядок действий налогового органа с инкассовыми поручениями в том случае, если на расчетном счете налогоплательщика отсутствуют денежные средства".

Тем самым, правовое регулирование подобных ситуаций выведено за рамки налогового законодательства и подвержено действию норм законодательства об исполнительном производстве и, соответственно, банковских правил. Более того, обязанность налогового органа отозвать инкассовое поручение следует из смысла абз.2 п.1 ст.47 НК РФ, прямо отсылающего к законодательству об исполнительном производстве.

2.2. С другой стороны, решение налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (п.1 ст.47 НК РФ) может рассматриваться само по себе как исполнительный документ применительно к п.8 ст.7 Закона об исполнительном производстве ("постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом").

При таком толковании не требуется отзывать инкассовое поручение, однако не понятно, каким законодательным актом предусмотрена допустимость приостановления действия инкассового поручения.

3. Что касается ссылки УФНС по Саратовской области на п.3.2 Методических рекомендаций, то введенное ими регулирование в целом имеет неопределенное содержание, в связи с чем возникает ряд вопросов.

3.1. Поскольку в абз.1 п.3.2 Методических рекомендаций упоминается "решение о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника (приостанавливает действие инкассового поручения, выставленного к счету должника)", то вправе ли банк не принимать к исполнению письма налогового органа, в которых без ссылки на конкретное решение лишь указаны реквизиты инкассовых поручений, действие которых приостанавливается?

3.2. В абз.1-2 п.3.2 Методических рекомендаций предусмотрено: "Одновременно с принятием решения о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника налоговый орган принимает решение о приостановлении расходных операций по тем счетам налогоплательщика, по которым этого не было сделано ранее, уведомив в установленном порядке налогоплательщика.

Также налоговый орган уведомляет налогоплательщика о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника с предупреждением о необходимости перечисления сумм налогов (сборов), а также пени, указанных в постановлении судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, на депозитный счет службы судебных приставов (в случае поступления денежных средств на счета должника и направления им в банк соответствующего платежного поручения)".

Следовательно, приостановлению инкассового поручения должно в обязательном порядке предшествовать приостановление операций по данному счету налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.76 НК РФ. В дальнейшем должны быть приостановлены операции по иным счетам указанного клиента Банка.

Если подобное толкование верно, то вправе ли банк не исполнять решение налогового органа о приостановлении инкассового поручения в отсутствие решения того же органа о приостановлении операций по данному счету клиента?

Между тем, указанные положения п.3.2 Методических рекомендаций фактически предусматривают те же последствия, что и при исполнении инкассового поручения, помещенного в картотеку (см. выше п.8.9 Положения ЦБР).

При наличии неотозванного инкассового поручения подобное регулирование создает потенциальную возможность двойного исполнения, т.е. взыскания суммы задолженности перед бюджетом дважды (по инкассовому поручению налогового органа и по постановлению судебного пристава-исполнителя).

4. В вышеуказанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июля 2005 года N 853/05 действительно дана оценка механизму, изложенному в п.3.2 Методических рекомендаций, как создающему "определенные гарантии налогоплательщикам, направленные на предотвращение излишнего взыскания с них сумм налогов и пеней".

Однако предметом судебного разбирательства являлось выявление соответствия акта налогового органа о приостановлении действия инкассового поручения двум формам взыскания задолженности перед бюджетом (в порядке ст.46 НК РФ - путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счете в банке, в порядке с. 47 НК РФ - путем обращения взыскания на иное имущество налогоплательщика).

При этом надзорная инстанция не рассматривала вопрос о соответствии акта о приостановлении инкассового поручения требованиям банковских правил (Положение ЦБР).

В aбз.2 п.12.10 Положения ЦБР предусмотрена обязанность банка приостановить списание денежных средств в бесспорном порядке "по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания".

Правильна ли позиция Банка о том, что в данном случае имеется в виду постановление о приостановлении операций по счету налогоплательщика, которое должно предшествовать вынесению решения о приостановлении инкассового поручения (п.3.2 Методических рекомендаций)?

Вправе ли банк не исполнять иные акты налогового органа о приостановлении инкассовых поручений (письма, распоряжения, приказы и т.д.), которые:

- не оформлены в виде решения;

- не сопровождаются решением о приостановлении операций по счету, к которому ранее выставлено инкассовое поручение?

Надеемся на оперативный ответ во избежание возможных конфликтных ситуаций как с налоговыми органами, так и с клиентами.

1. Письмо МРИ ФНС N 11 от 17 февраля 2006 года N 1060, копия.

2. Письмо ЗАО "Экономбанк" от 14 марта 2006 года N 02-01-19/147, копия.

3. Письмо УФНС по Саратовской области от 29 марта 2006 года N 14-29/003977, копия.

4. Письмо заместителя руководителя ФНС России от 10 мая 2006 года N 19-5/-04/000008, копия.

Председатель Правления
ЗАО "Экономбанк"
А.В.Суслов

Долг уже оплачен, но приставы списали его еще раз со счета. Что делать и как вернуть деньги?

Судебные приставы списывают деньги со счетов физических и юридических лиц, если те своевременно не заплатили по налогам, кредитам, штрафам, за ЖКХ и т.д. Такая практика существует не первый год, и отменять ее не планируется. Но часто встает другой вопрос: если долг уже оплачен, а деньги списали повторно, то что делать в этой ситуации и как вернуть деньги от судебных приставов?

По какому документу судебные приставы могут списывать деньги

Никто, даже судебный пристав не может списать со счета ваши деньги просто так. Для списания обязательно нужно официальное постановление суда или требование от ФНС, ГИБДД и других ведомств. В постановлении прописываются сумма долга и процент дохода, который удерживается (если есть такое условие). Но чаще всего в судебных постановлениях или требованиях ФНС прописана просто общая сумма – без ограничений.

Документ об удержании долга должен быть оформлена на официальном бланке (при наличии), иметь номер, дату, печать учреждения и подпись начальника отдела ведомства или судьи. Нужно обратить внимание на подпись – она должна быть личная, не факсимиле.

Если судебным приставам направляется копия документа об удержании, то она должна быть официально заверена.

Об удержании денежных средств с банковских счетов пристав-исполнитель должен уведомить должника. Такое уведомление направляется заказным письмом по Почте России. Если должник не получил письмо (оно вернулось), то он все равно считается оповещенным – на следующий день после возврата письма.

Только после официального оповещения судебные приставы имеют право взыскивать сумму долга с расчетных счетов.

Судебный пристав-исполнитель сначала попытается взыскать сумму долга именно с банковских счетов – так проще всего. Если долгое время на расчетный счет должника не поступают деньги, то судебный пристав-исполнитель имеет право принять решение (с разрешения начальника ФССП) об аресте имущества должника для дальнейшей продажи.

Что и сколько могут списывать приставы

Как сказано выше, в официальных документах, подтверждающих задолженность, чаще всего не прописываются ограничения на списание денег. По этой причине судебные приставы списывают все деньги, которые поступили на карту.

Но бывают ситуации, когда судебные приставы изначально списывают не всю поступившую сумму, а только ее половину. Через некоторое время (чаще всего на следующий день), судебные приставы списывают оставшуюся сумму. Почему такая практика списания существует – точно неизвестно. Возможно, такое решение принимает сам пристав-исполнитель.

Кроме того, в Сбербанке и других банках есть своя тактика. Они выставляют арест денежных средств на расчетном счете физического лица, но не блокируют его полностью. То есть некоторое время должник все еще может пользоваться деньгами.

Говоря проще, при блокировке счета деньги на него могут поступать, но их запрещено списывать. Если накладывается арест на счет, то банк оповещает службу судебных приставов о поступлении денег, и как раз в то время (пока оповещение направляется приставам), должник может успеть снять или перевести деньги. Обычно у должника есть 1,5-2 часа. Если деньги поступили в выходные дни – то еще лучше, они не спишутся до понедельника или первого рабочего дня.

Согласно статье 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 299-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные приставы не имеют права списывать:

  1. социальные пособия;
  2. пенсии;
  3. алименты;
  4. возмещение вреда, причиненному здоровью;
  5. пособия по потере кормильца;
  6. государственные компенсационные выплаты;
  7. государственные пособия по уходу за ребенком;
  8. «коронавирусные» пособия в сумме 5 и 10 тысяч рублей на детей в возрасте от рождения до 16 лет;
  9. другие.

Всего в Федеральном законе № 299-ФЗ прописано 19 выплат, с которых не может быть списана задолженность физического лица. Но такие выплаты должны иметь соответствующее назначение платежа. Если сумма пособия от государства или компенсационной выплаты от работодателя придет с комментариями «иное поступление» или «заработная плата», то такую выплату судебный пристав имеет полное право списать.

Кроме этого, приставы-исполнители не имеют право списывать деньги с кредитных карт, просто потому что эти деньги – собственность банка. Да, судебные приставы имеют право наложить арест на средства на карточном счете, но списывать деньги с них не будут. Единственное исключение – если карта кредитно-дебетовая (с овердрафтом). В этом случае судебные приставы спишут всю сверхлимитную сумму (свыше размера кредита или овердрафта) – то есть, собственные средства.

Если на кредитную карту должника был наложен арест, то он может спокойно вносить ежемесячный платеж и использовать кредитный лимит. Но если возникнут сомнения, можно попробовать внести небольшую сумму денег на карту и посмотреть, что приставы сделают дальше.

При желании можно согласовать определенны размер списания – напрямую с приставом-исполнителем (в индивидуальном порядке). Для этого нужно принести определенный пакет документов:

  • справку о размере заработной платы;
  • копии свидетельства о рождении детей;
  • справку о нахождении в отпуске по уходу за ребенком;
  • судебное постановление о размере алиментов;
  • другие.

Из заработной платы в соответствии со статьей 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» может быть удержано не более 50% от суммы (как и от иных доходов – авторских, вознаграждений по ГПД). Но такое условие не распространяется на заработную плату, перечисленную на карту. Поэтому для установления норматива списания всю информацию о получаемых доходах следует предоставить судебному приставу-исполнителю.

С долгами предприятий все по-другому. Юридическим лицам банки по постановлению судебного пристава или других ведомств автоматически блокируют счета. То есть до полной разблокировки счета, до полного погашения долга, предприятие не может воспользоваться деньгами на своих счетах.

Кроме того, у юридических лиц нет списка доходов, на которые нельзя наложить удержание. Так как в большинстве случаев все деньги на расчетном счете – это прибыль компании или займы от учредителей.

Определить нормы списания (в процентах от доходов) также не получится. Даже то, что компания не сможет своевременно выплатить заработную плату работникам фирмы, не является причиной для ограничения сумм ежемесячного списания.

Как должнику вернуть излишне списанные деньги

Часто на практике встречаются случаи, когда человек самостоятельно оплатил долг, а информация о погашении задолженности не дошла до приставов.

Судебные приставы не обязаны самостоятельно запрашивать подтверждающие документы о наличии или отсутствия задолженности. Им просто поступает судебное постановление или иной документ, в котором прописана сумма долга. Все сверки по остатку долга делаются только по соответствующему требованию.

Если долг был погашен, а судебные приставы повторно списали деньги, следует обратиться к судебному приставу-исполнителю с требованием вернуть списанную сумму. Письмо составляется в произвольной форме на имя начальника ФССП. К заявлению следует приложить документы, подтверждающие оплату и квитанции о повторном списании (при наличии).

Пример заявления можно скачать здесь:

скачать файл в формате Word
«Заявление физлица о возврате»
Скачивание начнётся сразу после клика по иконке Word

Если долг был списан за счет денежных средств, с которых не может быть взыскан долг, то в причинах возврата следует указать на нарушение статьи 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве». К такому письму прилагаются документы, в которых подтверждено назначение платежа (пособие на детей, алименты, компенсационные выплаты от работодателя).

Если деньги были списаны из-за неуплаченных штрафов ГИБДД или налогов, то судебные приставы могут потребовать принести выписку из налоговой инспекции или ГИБДД, в которой не будет долга перед государственными органами. На таком документе должна стоять печать учреждения и подпись должностного лица.

Как организации вернуть излишние списания

Если долг списывается в адрес контрагента по судебному постановлению, то при оплате долга напрямую (если его выплатил собственник за счет личных денег), следует представить приставам платежные документы вместе заявлением. Но стоит отметить, что ранее удержанные деньги поступят именно на счет организации, указать банковский счет третьего лица (в нашем примере собственника) нельзя.

Часто у предприятий, которые вовремя не заплатили налоги, возникает другая ситуация. Сумму неуплаченного налога Федеральная налоговая служба имеет право самостоятельно без привлечения службы судебных приставов списать с банковского счета компании. Но если на расчетном счете уже имеется блокировка, то при образовании новой недоимки по налогам, ФНС направляет постановление об удержании денежных средств судебным приставам.

Судебные приставы не сразу рассматривают такое постановление, может пройти и несколько месяцев. За это время налоговые органы успевают самостоятельно списать весь долг, но сверку с приставами ФНС не делает. Получается, что спустя несколько месяцев, у компании повторно списываются суммы налогов.

В этом случае приложить копии платежных документов (если их списывал банк, а не оплатила фирма в добровольном порядке) не получится. Так как банки указывают номер решения о блокировки счета по одному номеру и дате, а в ФССП направляется другое решение.

В связи с этим, организации сначала лучше обратиться в налоговые органы и попросить их произвести сверку задолженности по налогам и сбора с судебными приставами. Чаще всего документ об отсутствии задолженности направляется в ФССП в течение 1 рабочего дня. Только после этого компания может обращаться к судебным приставам и требовать вернуть излишне удержанные денежные средства.

К заявлению необходимо приложить платежные документы, по которым судебные приставы списали деньги. Копии документов можно распечатать через Клиент-Банк.

Пример заявления можно скачать здесь:

скачать файл в формате Word
«Заявление на возврат из-за коронавируса»
Скачивание начнётся сразу после клика по иконке Word

Есть еще один момент, на который хотелось бы отдельно обратить внимание, он связан с пандемией коронавируса. Многие компании перешли на удаленный режим работы, из-за этого уведомление от судебных приставов с копией решения об удержании сумм могло не поступить в офис. Если письмо не было получено, то компания сможет вернуть деньги.

Письмо о возврате денежных средств из-за введенного удаленного режима работы на предприятии из-за пандемии коронавируса оформляется на имя судебного пристава-исполнителя. Именно он направляет руководителю запрос на возврат денежных средств.

В заявлении нужно указать, что все сотрудники компании на данный момент работают удаленно, в офисе никого нет, уведомление о наличии задолженности не было получено. Но в данном случае деньги вернутся только если компания уже заплатила все необходимые налоги и взносы. Если у предприятия имеется задолженность по ним, то судебные приставы удержат сумму долга, а оставшиеся средства вернуть на расчетный счет фирмы, указанный в заявлении.

Пример заявления можно скачать здесь:

скачать файл в формате Word
«Заявление юрлица на возврат»
Скачивание начнётся сразу после клика по иконке Word

Как быстро вернуться деньги, списанные приставами

Денежные средства, списанные приставами, не сразу направляются в счет погашения долга. Приставы сначала удерживают деньги у себя на счете (в казначействе), и только через несколько дней перечисляют их кредитору или государственным органам. Так они дают должнику время отреагировать на списание и принять какие-то меры.

Но и при возврате списанные деньги сразу не поступят на счет должника – заявление о возврате рассматривается судебными приставами в срок до 40 дней в зависимости от причины возврата.

После того, как заявление будет рассмотрено и руководство ФССП примет решение вернуть излишне списанные средства, деньги на банковский счет поступают в течение 5 рабочих дней (возврат денег производится казначейством). Конечно же, деньги поступят в том же порядке, в котором были удержаны – если списывали их несколькими платежами, то и вернутся они именно так, а не одной суммой.

Екатерина Соловьева

Автор: Екатерина Соловьева Бухгалтер-консультант

Екатерина Соловьева

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант

Инкассовое поручение – свидетельство того, что для компании настало время расплачиваться. Причем расплачиваться во всех смыслах – с кредиторами, за ошибки бухгалтера и упущенные возможности урегулировать ситуацию раньше, сократив убытки. Подробности – в публикации.

Инкассовое поручение – что это?

Правила исполнения инкассового поручения – списания денежных средств со счетов плательщика-должника в бесспорном порядке – регулируются Гражданским и Налоговым кодексами, а также главой 7 «Положением о правилах осуществления перевода денежных средств» (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П, ред. от 11.10.2018).

Такое многостороннее «участие» различных нормативных актов в процедуре взыскания задолженности объясняется тем, что инкассовое поручение совместило в себе особенности банковской операции и восстановления справедливости в случае правонарушения определенной отрасли права.

Не зря в ст. 874 ГК сказано, что «порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями». То есть, чтобы предъявить подобное поручение в отношении должника, кредитору необходимо соблюсти массу нюансов, что нередко становится помехой для фактического получения средств – об этом расскажем в следующих разделах.

Использовать промахи бухгалтера для опустошения счета компании в бесспорном порядке не так сложно. Возможность получателя средств предъявить распоряжение к расчетному счету плательщика должна быть предусмотрена «федеральным законом или договором между плательщиком и банком плательщика», как говорится в Положении № 383-П. Инспекторы ФНС активно используют свое право на инкассо, предусмотренное ст. 46 НК РФ, для взыскания налоговых долгов.

Бухгалтеры 1C-WiseAdvice рассчитывают и перечисляют налоги вовремя и с учетом всех негласных требований ФНС. Наш опыт и экспертный уровень оказания услуг по комплексному бухгалтерскому обслуживанию являются залогом того, что со счета организаций наших клиентов никто не снимет средства без их согласия.

Виды инкассовых документов

Выставление инкассо в банке

Статья 875 ГК РФ предусматривает несколько вариантов исполнения поручения банком. Документы могут подлежать оплате по предъявлению или в другой указанный срок. Частичные платежи возможны, если такой порядок установлен «банковскими правилами» или «при наличии специального разрешения в инкассовом поручении». К слову, в пункте 4.4 Положения № 383-П оговаривается возможность частичного списания средств со счета должника.

Кроме того, на срок исполнения инкассового поручения влияет то, насколько корректно взыскатель оформил пакет документов. А когда речь заходит о ФНС , не последнюю роль играет «степень терпеливости» инспекторов, то есть в какой срок после просрочки с перечислением налогов они приняли решение прибегнуть к инкассо.

Инкассовые поручения налоговых органов

Прежде чем использовать право взыскать задолженность со счетов налогоплательщика, инспекторы направляют ему требование, форма и порядок которого регламентируется приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@. И если сроки оплаты истекли, а компания продолжает игнорировать инспекторов, налоговики принимают решение о принудительной оплате недоимки.

Все стадии этого процесса по срокам осуществления конкретных действий строго регламентированы. В то же время инспекторам нередко приходится повторно направлять инкассовые поручения – из-за того, что на счетах компаний-должников недостаточно средств. В связи с этим именно сроки предъявления требований к погашению недоимок в бесспорном порядке являются в судебной практике главным спорным моментом.

У налоговиков на предъявление своих требований есть не больше двух месяцев со дня окончания официально отведенного срока на погашение недоимки (п. 3 ст. 46 НК РФ). Но в статье 47 кодекса сказано, что решение о взыскании задолженности за счет имущества, «в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя» инспекторы могут принять в течение года. Противоречивость норм, содержащихся в двух статьях, является причиной того, что у судов в этом вопросе нет официальной позиции.

Например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 13114/13 по делу № А50-18748/2012 говорится, что ФНС может повторно выставлять инкассовые требования в течение года (в данном случае в связи с закрытием счета организацией, имеющей задолженность).

Данное решение поддерживается многими другими постановлениями, в том числе постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2011 по делу № А82-473/2011. В нем суд пояснил, что даже статье 46 НК РФ, на которую так любят ссылаться должники, «не предусмотрено правовых последствий пропуска срока направления в банк инкассового поручения». Поэтому главное для налоговиков «своевременно принять решение» о взыскании задолженности, а на предъявление поручения у них есть год.

Однако в постановлении ФАС Московского округа от 15.11.2012 по делу № А41-41798/11 высказывается противоположная точка зрения: по истечении двухмесячного срока, установленного статьей 46, «инспекция не вправе направлять инкассовые поручения в банк, в том числе и после возвращения банком инкассовых поручений при закрытии налогоплательщиком банковских счетов или при открытии налогоплательщиком новых банковских счетов».

Инкассовое требование от судебных приставов

Меры государственного принуждения по взысканию налоговых недоимок включают приостановление операций по счету, а затем привлечение службы судебных приставов.

Пункт 2. ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» закрепляет за приставами «непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц». Другими словами, участие судебных приставов – крайний по степени своей неблагоприятности этап взыскания задолженностей со счетов компаний в бесспорном порядке.

Согласно ч. 2 ст. 70 Закона № 229-ФЗ при перечислении средств со счетов должника пристав не должен предоставлять в банк какие-либо расчетные документы, достаточно постановления или исполнительного документа, на основании которых производится данная процедура. Части 5 и 8 той же статьи Закона в свою очередь обязывают кредитную организацию незамедлительно исполнить требования, указанные в данных документах.

Исключением являются следующие случаи:

  • на счетах должника отсутствуют средства;
  • на счета уже наложен арест;
  • операции с денежными средствами уже приостановлены в порядке, установленном законом.

Оформление инкассового поручения

Порядок исполнения и оформления инкассовых поручений регламентируются статьями 874-876 Гражданского кодекса. В частности, статья 875 предусматривает возможность оставить инкассовое поручение без удовлетворения в случае отсутствия какого-либо документа или их несоответствия «внешним признакам», которые детально регулируются главой 7 Положения № 383-П.

Одно из многочисленных требований данного нормативного акта: графа «Назначение платежа» должна содержать определенные сведения.

Невыполнение взыскателями, в частности, налоговой, этого правила является причиной даже для судебных споров. И судьи решают, должен ли банк исполнять поручение ИФНС, если инспекторы некорректно заполнили графу «Назначение платежа».

Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29.03.2011 по делу № А56-34039/2010 суд поддержал решение банка вернуть поручение налоговиков без исполнения. Причина – сотрудник ИФНС не указал в поле «Назначение платежа» сведения о решении, на основании которого производится бесспорное взыскание налога.

Чем инкассовые поручения отличаются от платежных?

Принципиальное отличие инкассового поручения от платежного заключается в том, что в первом случае инициатива списания средств со счета исходит от получателя, а не от плательщика. И происходит без согласия последнего. По платежному поручению списание денежных средств происходит по согласию клиента.

Из этого следуют другие формальные отличия инкассо от платежки, например:

  • Инкассовое поручение является способом привлечения к ответственности за правонарушение.
  • инкассовый документ заполняется взыскателем, а не владельцем счета. Следовательно, корректность его оформления проверяют более тщательно. Что в принципе подтверждается судебной практикой.
  • Инкассо может быть предъявлено через банк взыскателя.

Инкассовое поручение – лишь одно из последствий несоблюдения законодательных и «выявленных опытным путем» требований ФНС по исчислению и уплате налогов. В зависимости от суммы недоимки ответственность за налоговое правонарушение для компании и ее руководителя может из административной перейти в уголовную. У клиентов 1C-WiseAdvice не бывает подобных проблем, а налоговая нагрузка на их бизнес оптимальная для его специфики и структуры компании.

Читайте также: