Налоговая функция в компании

Опубликовано: 26.04.2024

Известный налоговый специалист Антон Викторович Торопцев делится своими наработками в создании эффективного для бизнеса налогового менеджмента, выявляет тенденции правоприменения, оценивает судебную практику по налогам

О налоговой функции

— На профессиональных мероприятиях Вы делитесь опытом создания действенной налоговой функции в компаниях. Почему выбрали для себя такую тематику?

— На конференциях, как правило, обсуждаются проблемы применения законодательства, судебная практика и подходы налоговых органов, но неполно раскрывается вопрос, каким образом налоговым отделам компаний подстраиваться под новые реалии.

Выбирая такую тематику, я пытаюсь обобщить как собственный опыт, так и опыт моих коллег по управлению налоговой функцией, повышению ее эффективности и внедрению новых технологий и подходов. Такое обобщенное представление полезно для налоговых и финансовых руководителей и помогает посмотреть на имеющиеся в компании процессы с другой точки зрения.

Биография

Окончил Военный университет Министерства обороны РФ по специальности «лингвист, референт-переводчик» и Финансовую академию при Правительстве РФ по специальности «международные экономические отношения».

Обладает квалификацией «преподаватель высшей школы».

Работал консультантом по сделкам слияний и поглощений в PwC, налоговым менеджером и возглавлял финансовый Общий центр обслуживания (ОЦО) в «Бритиш Американ Тобакко Россия», управлял налоговыми отделами в компаниях «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» и «Алибаба Груп».

Постоянный участник профессиональных налоговых и финансовых конференций.

— Налоговая функция — это.

— Это совокупность факторов. Изначально необходимо четко определить функционал, задачи и, что немаловажно, стратегию департамента. Стратегия и будет включать в себя определение направлений работы по планированию, поддержке бизнеса и его защите с точки зрения налогообложения.

Исходя из своего опыта работы в разных компаниях и индустриях, я вывел четыре основных направления работы департамента: налоговая эффективность; налоговое планирование; налоговая поддержка; налоговая защита.

И они не работают каждое по отдельности, надо покрывать все зоны для наибольшей результативности.

О тенденциях в налоговой сфере и налоговом менеджменте

— Какие основные тенденции в налоговой сфере Вы бы сегодня выделили?

— Первая и самая чувствительная для бизнеса тенденция — это прозрачность.

Налоговые органы получили доступ к огромным массивам данных, которые они достаточно успешно обрабатывают и используют. С налоговой точки зрения мир становится существенно меньше. Об этом я говорил два-три года назад и продолжаю говорить сейчас. Причем тенденция на усиление прозрачности бизнеса для налоговых органов ничуть не теряет своей актуальности. Мы видим, как из черных списков Минфина России и ФНС исчезают юрисдикции, которые всегда считались офшорными, закрытыми.

Дополнительно налоговые органы путем внесения поправок в законодательство обязывают компании раскрывать операции не только на локальном, но и на групповом уровне. Примерами служат страновой отчет, отчетность по ТЦО, декларирование отчетности КИК.

Вторая тенденция — цифровизация.

В нашей стране Федеральная налоговая служба сама толкает бизнес в эту сторону, начиная с обязательного требования по представлению налоговых деклараций в электронном виде и заканчивая созданием стандартных электронных документов. Сейчас ФНС выпускает приказы с форматами документов, предусмотренных только для электронного оборота. Думаю, проще перечислить компании, еще не перешедшие на электронный документооборот, чем те, которые им активно и успешно пользуются.

Третья тенденция — повышение качества работы налоговых органов.

При всех комментариях о пробюджетном подходе налоговиков и судов нельзя не отметить повышение качества. Споры с налоговыми органами выходят на более высокий уровень, когда обсуждаются вопросы сущности сделок, а не их оформления. При таких изменениях налоговые департаменты должны многосторонне оценивать операции компании, причем еще на этапе планирования операций и ни в коем случае не по факту. Зачастую результаты позднего определения рисков для компании мы видим в судебной практике.

Четвертая тенденция — усиление ответственности руководства компаний.

В последние два года специалисты активно обсуждают, детально отслеживают этот вопрос. И здесь роль налогового департамента в защите компании от потенциальных и реализовавшихся рисков крайне значима. В таких ситуациях необходимо знать не только налоговое, но и административное, уголовное законодательство, процедуры банкротства.

— Область ответственности налоговых менеджеров и других сотрудников компаний, отвечающих за налоговую функцию, также изменилась?

— В первую очередь изменения коснулись налогового контроля отчетности. Существующие системы позволяют налоговым органам анализировать данные деклараций почти в реальном времени.

Упомяну здесь и АСК НДС, которая позволяет отслеживать потоки товаров по всей цепочке поставок.

— Поделитесь опытом, как ваша компания реагирует на цифровизацию. Какие из имеющихся инструментов используются, разрабатываются ли собственные системы учета, контроля, происходит ли автоматизация текущих процессов, как боретесь с рутиной?

— Современные технологии помогают делать налоговую функцию более эффективной, автоматизировав non-value-adding-действия и позволяя сфокусироваться на важном.

Это касается почти всего: электронного документооборота, согласования контрактов, составления отчетности, отслеживания судебной практики — arbitr.ru, casebook и прочие подобные сервисы. И многого другого.

Некоторые компании отдают часть функционала на аутсорсинг или создают общие центры обслуживания — ОЦО, что помогает в первую очередь избавиться от рутины. В конечном счете это приводит и к экономии бюджета, и к существенному повышению качества налоговой функции в целом.

Мы в нашей компании автоматизируем процессы. Инструменты используются самые разные и современные: от автоматизации учета до совместной удаленной работы.

О прогнозировании налоговых рисков

— Вопрос о подходах к анализу и прогнозу налоговых рисков. На семинарах Вы рекомендуете отслеживать «позицию налоговых органов». Имеются в виду письма ФНС России?

— Формально да, письма ФНС. Однако мы в своей практике смотрим не только на них.

Есть разные источники информации: это и решения судов, в которых мы внимательно читаем позицию и то, как она преподносится налоговым органом, и решения ФНС по жалобам — сервис, который не так давно появился на сайте Службы и служит хорошим источником для анализа подходов налоговиков по различным вопросам.

— Какую судебную практику вы учитываете, входят ли в нее отказные определения судей ВС РФ?

— Почти всю, что касается деятельности компании. Начинаем, безусловно, с индустриальной специфики и анализируем решения судов от первой инстанции и до мотивировок отказных определений Верховного Суда.

— Изменилась ли роль практики арбитражных судов округов после упразднения ВАС РФ?

— Роль решений окружных судов всегда была существенной, но в последнее время мы наблюдаем меньшую последовательность при их принятии.

Нередки случаи, когда суды принимают противоположные решения по идентичным на первый взгляд делам. В таких случаях специалисты должны понимать не только мотивацию суда, но и детали фактических обстоятельств конкретного дела. Но иногда анализ дела и его потенциальных последствий для компании осложняется тем, что суд не описывает детали спора.

— Среди предлагаемых вами инструментов анализа и прогноза рисков — «индустриальное взаимодействие». Что имеется в виду?

— Подразумевается общение налоговых специалистов компаний одной индустрии. Здесь не стоит путать такие встречи с мероприятиями, организуемыми консалтинговыми и юридическими компаниями, на которых дается хорошее представление о действующем законодательстве и судебной практике.

В 2014 году мы впервые организовали круглый стол для налоговых специалистов автомобильной отрасли. Идея была в том, чтобы профессионалы могли обменяться опытом в формате открытой дискуссии. Мы сознательно не делали презентаций и обзоров. Основной акцент ставился именно на обмене опытом при взаимодействии с налоговыми органами и подходами к решению проблем бизнеса.

На первом круглом столе собралось не так много компаний, дискуссия получилась несколько скованная. Однако на следующих встречах присутствовали почти все, кто представлен на российском авторынке. Обсуждались вопросы проведения налоговых проверок, спорные аспекты налогообложения, применения изменений законодательства с учетом специфики отрасли, практика разрешения споров и так далее. Было видно, что такие встречи полезны, позволяют специалистам разных компаний познакомиться, увидеть друг друга, что подталкивает к дальнейшему общению и вне мероприятия.

Позже формат менялся, но суть его осталась прежней. Насколько мне известно, это мероприятие существует и сегодня и по-прежнему приносит пользу автомобильной индустрии.

В создании и проведении подобных встреч я вижу прямую пользу для бизнеса: появляется возможность вырабатывать согласованные подходы в индустрии и решать проблемы, делясь опытом с коллегами.

— Как правило, это сложные комплексные кейсы, где мнение эксперта необходимо. В первую очередь это нужно для снижения потенциальных рисков, например при сопровождении налоговых проверок. Проверяющие стали изобретательными, и налогоплательщики должны учитывать очень много нюансов. А налоговому менеджеру компании зачастую трудно все предусмотреть, ведь у него помимо проверки есть и текущие задачи.

Как показывает и судебная практика последнего времени, «доктора» лучше все-таки приглашать в начале процесса, а не когда «болезнь» уже прогрессирует — на стадии судебного разбирательства.

— И напоследок. Что можно посоветовать коллегам, которые прислушались к Вашим советам и решили оптимизировать налоговую функцию компании?

— Во-первых, следует пересмотреть или сформулировать, если раньше это не было сделано, саму налоговую стратегию компании.

Во-вторых, надо пересмотреть функционал и особенно внимательно оценить наличие ресурсов и состав того, что делает налоговое подразделение.

Если ранее вы в большей степени ограничивались разработкой общих правил и оценкой налоговых рисков по результату сделки или иного события в компании, то сейчас на первый план выходит партнерство с бизнес-подразделениями и выработка единого подхода еще на этапе планирования сделки.

Необходимо показать компании, что налоговый отдел — это не просто контроль, иногда увеличение бюджета. Он может сделать бизнес-процессы более защищенными и эффективными.

В-третьих, сосредоточиться на защите бизнеса. Мы проводим с сотрудниками компании регулярные тренинги по налоговой тематике, где не оставляем без внимания и вопросы ответственности как компании в целом, так и сотрудников. По отзывам коллег, такие тренинги полезны и всегда вызывают интерес.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Оптимизация налогообложения

В практической сфере управление налогами можно подразделить на текущее исполнение налоговых обязательств и налоговое планирование. Налоговое планирование основано на признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Его важнейшая цель — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Возможность управления налогами заложена в налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам налоговые льготы. В практической сфере управление налогами можно подразделить на текущее исполнение налоговых обязательств и налоговое планирование.

Для текущего исполнения налоговых обязательств важное значение имеют:

  • такое состояние бухгалтерского учета и отчетности, которое позволяет получать актуальную и достоверную информацию и для налоговых целей. При принятии управленческих решений менеджер должен быть уверен, что обладает всей полнотой налоговой информации, а также в том, что используемая информация надежна;
  • налоговый календарь, необходимый для контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты налоговых платежей, а также представления отчетности, что снижает высокие риски, связанные с несвоевременной уплатой налогов. Нарушение установленных предельных сроков влечет за собой штрафные санкции в виде пени. Кроме того, необходимо учитывать и надежность банка. Если банк внушает опасения, от его услуг надо отказаться, а налоги следует платить заранее;
  • своевременное исполнение обязательств, что позволяет избежать финансовых потерь в виде пеней и штрафных санкций за неуплату налогов.
Налоговое планирование основано на признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование в организации является составной частью стратегического, финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Его важнейшая цель — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Налоговое планирование включает:

  • стратегию оптимального управления предприятием и план реализации этой стратегии. Наиболее эффективный способ увеличения прибыли — не механическое сокращение налогов, а построение такой системы управления и принятия решении, чтобы оптимальной (в том числе по налогам) оказалась вся структура бизнеса. Такой подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. В этой связи важное значение имеет выбор вида деятельности, поскольку ряд видов деятельности имеет существенные льготы по ряду налогов, и выбор организационно-правовой формы организации бизнеса. Например, функционирование бизнеса в форме ПБЮЛ позволяет более легко использовать упрошенную систему налогообложения с существенной экономией по ряду налогов, а в форме ООО предоставляет определенные преимущества в части выплаты долей участникам;
  • учетную политику — выбранную предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика охватывает методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, приемы организации документооборота, методы погашения стоимости активов, способы применения счетов бухгалтерского учета и обработки данных.
В рамках учетной политики предприятия возможности получения налоговой экономии достигаются за счет:

  • применения ускоренной амортизации и повышающих амортизационных коэффициентов;
  • сокращения срока полезного использования нематериальных активов;
  • оценки товарно-материальных ценностей способом ЛИФО в условиях инфляции;
  • создания резервов, что минимизирует текущие обязательства по налогу на прибыль;
  • списания на финансовый результат положительных курсовых разниц единомоментно в конце года;
  • определения выручки по мере оплаты расчетных документов, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за отгруженные товары и позволяет иметь реальный источник уплаты НДС.
С практической точки зрения управление налогами включает в себя три ступени:

  1. организацию надежного налогового учета;
  2. контроль за правильностью расчетов налогов;
  3. минимизацию налогообложения в рамках действующего законодательства.
Работы на первых двух ступенях могут быть выполнены силами самого предприятия, тогда как оптимизация налогообложения может потребовать привлечения квалифицированных сторонних специалистов.

Под налоговой оптимизацией понимают уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Оптимизация налогообложения — это реализация закрепленного в части первой Налогового кодекса РФ положения о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, осуществляемая посредством специфических форм планирования деятельности, найма рабочей силы и размещения финансовых средств налогоплательщика для максимального снижения возникающих при этом налоговых обязательств.

Оптимизировать налогообложение можно путем:

  • воздержания от совершения тех сделок, исполнение по которым ведет к необходимости платить налоги. Например, если при бартерной сделке у налоговых органов возникает право контроля над применяемыми организацией ценами и соответственно есть возможность увеличить налоговые обязательства по НДС и налогу на прибыль, то замена двустороннего договора мены на два договора купли-продажи с последующим зачетом взаимных требований к росту налоговых баз не приводит;
  • получения дохода в тех формах, по которым установлены льготы.Например, получение доходов в виде дивидендов не подлежит обложению единым социальным налогом и взносом на обязательное пенсионное страхование;
  • выезда налогоплательщика из страны для изменения налогового резидентства;
  • выбора (при возможности) таких сделок, которые влекут меньшие налоговые последствия. Так, плательщикам НДС целесообразно вступать в договорные отношения с плательщиками НДС, так как в этом случае действует механизм возмещения НДС. Также определенные преимущества могут иметь экспортные сделки по сравнению с реализацией на внутреннем рынке.
Схемы, используемые налогоплательщиками для оптимизации налоговых платежей и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, можно разделить на две группы.

  1. «Простые» схемы, реализация которых не требует целенаправленных затрат, а также оформления специальных документов или договоров. К этой группе следует отнести и те случаи, когда налогоплательщик вправе выбрать из двух и более вариантов периодичности уплаты налога или размера льготы и т.д. Большинство предпринимателей решают вопрос об использовании той или иной схемы оптимизации еще на стадии планирования коммерческого проекта.
  2. «Сложные» схемы, требующие для их реализации материальных затрат, например по их обслуживанию, составлению специальных документов, договоров, с помощью которых реально имеющиеся правоотношения заменяются другими, что влечет за собой частичное или полное избежание уплаты налогов и сборов. К этой группе относятся также схемы по изменению налоговой юрисдикции, использование оффшорных зон.
Таким образом, налогоплательщик имеет право лишь на действия, которые не запрещены законодательством. Отсюда вытекает основной предел налогового планирования — налогоплательщик имеет право только на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном случае вместо налоговой экономии возможны финансовые потери налогоплательщика, банкротство или лишение свободы.

Отмена ряда налоговых льгот привела к сужению рамок налогового планирования в российской организации. В связи с этим многие крупные предприятия с большим оборотом прибегают к международному налоговому планированию. На возможности поиска налоговых привилегий обращал внимание еще А. Смит, который писал: «Владелец капитала есть собственно гражданин всего мира и не связан необходимостью с какой бы то ни было страною. Он не замедлит оставить государство, в котором его подвергают оскорбительным обыскам для обложения обременительным налогом, и переведет свой капитал в страну, в которой он может вести свои дела и пользоваться своим имуществом без стеснения».

В настоящее время для международного налогового планирования используютоффшорные зоны. Почти в каждой стране существует вид деятельности или организационно-правовая форма, налоговый режим которых благодаря особенности национального налогового законодательства более предпочтителен. Тем самым создается основа для привлечения под такую юрисдикцию с низким уровнем налогообложения иностранных юридических лиц. Некоторые страны свою государственную политику строят на предоставлении весомых налоговых льгот иностранным фирмам, извлекая для себя выгоду в форме притока иностранных капиталов.

Принципы международного налогового планирования с помощью оффшоров по своей сути аналогичны тем, что применяются на национальном уровне. Это максимальное уменьшение налоговой базы для предприятия, выплачивающего большие налоги, и максимальное увеличение налоговой базы для предприятия, выплачивающего минимальные налоги, т.е. так называемое перемещение максимума прибыли на минимально налогооблагаемый субъект.

Основной принцип схем вывода деятельности предприятий из-под жесткого внутреннего налогообложения состоит в том, что российские компании и предприятия формально оформляют свою деятельность через оффшорную компанию. При этом оффшорная компания принимает на себя основные налоговые платежи российских компаний.

Пример 1. Российская фирма поставила на экспорт иностранной компании товар стоимостью 2 200 000 долл. Прибыль российской фирмы составляет 100 000 долл. С этой суммы российская фирма должна уплатить налог на прибыль в сумме 24 000 долл. Однако в целях экономии финансовых средств данная сделка была проведена с участием оффшорной компании, принадлежащей российской фирме. Поставка товара в этом случае прошла через оффшорную компанию, которой российская фирма поставила тог же товар в том же количестве, но по цене 2 180 000 долл.

Оффшорная компания продает товар, являющийся ее собственностью, конечному покупателю (иностранной компании) по цене 2 100 000 долл. Прибыль 80 000 долл. остается на счетах своей оффшорной компании и облагается минимальными налогами.

Пример 2. Российская оптово-торговая фирма ввозит в Россию продукцию из европейской страны на сумму 1 000 000 долл. Если поставка идет напрямую, без участия оффшора, то размер таможенной пошлины составит 20%, или 200 000 долл. Однако поставка осуществляется через свою собственную зарубежную оффшорную компанию, которая исходя из поставленной задачи занижении таможенной пошлины выставляет счет-фактуру (инвойс) на меньшую сумму — 200 000 долл. Размер таможенной пошлины в этом случае составит 40 000 долл. Затем продукция продается на внутреннем рынке за 1 500 000 долл.

В тех случаях, когда размер таможенной пошлины не зависит от стоимости определенного товара (например, автомобилей), применяется способ искусственного завышения стоимости товара для того, чтобы основная прибыль оказалась на счете оффшорной компании.

Наиболее типичные схемы, которые можно построить на основе оффшорного бизнеса, следующие:

  • оффшорная компания — посредник в торговле. При внешнеторговых операциях между продавцом и покупателем создается компания для того, чтобы локализовать максимум прибыли на облагаемом наименьшим налогом субъекте;
  • оффшорная компания — подрядчик. В этом случае компанию используют для увеличения расходов, включаемых в себестоимость, и уменьшения налогооблагаемой базы;
  • оффшорная компания — владелец дорогостоящего имущества. Эта схема применяется в том случае, если собственник старается сохранить в тайне факт владения каким-либо дорогостоящим имуществом;
  • оффшорная компания — владелец и лицензиар товарного знака. При ведении бизнеса в нестабильной стране товарный знак можно зарегистрировать на эту компанию или продать ей уже зарегистрированный. Это позволяет даже при ликвидации бизнес-единицы оставлять товарный знак, а затем на основании лицензионных договоров предоставлять право пользования им кому-либо;
  • оффшорная компания — владелец авторских прав. Если бизнес состоит в приобретении у авторов права на их произведения с последующим получением дохода от выдачи лицензий или тиражирования этих произведений, то эта схема — удобный способ законного уменьшения налогов и экспорта капитала;
  • оффшорная компания — держатель банковского счета. В этом случае владелец получает под контроль данную компанию, а уже компания открывает счет в банке, что позволяет через какое-то время получить на руки корпоративную кредитную карту;
  • оффшорная компания — залогодержатель. Схема реализуется в рамках тонкого налогового планирования в том случае, если владелец имущества опасается за его сохранность;
  • оффшорная компания — инвестор. При желании инвестировать вывезенный капитал обратно в свою страну оффшорная компания, может стать удобным перевалочным пунктом капитала на его пути в новый инвестиционный проект, так как капитал можно аккумулировать в такой компании очень оперативно и без налогов;
  • оффшорная компания — судовладелец. Например, если лицо приобрело яхту, то помимо соображений безопасности есть и налоговый плюс: многие оффшорные центры предоставляют судам, ходящим под их флагом, очень льготные условия налогообложения;
  • оффшорная компания — исполнитель строительных работ. Если оффшорная компания находится в стране, с которой у России есть договор об избежании двойного налогообложения, и при этом не подпадает под определение постоянного представительства, то данная компания не будет облагаться российским налогом на прибыль.
Специализация оффшорных зон не имеет жесткого характера. В настоящее время насчитывается 30 юрисдикций, являющихся наиболее известными «налоговыми убежищами». На налоговой карте мира насчитывается более 300 единиц льготных юрисдикций и зон, представляющих интерес с точки зрения налогового планирования международных финансовых операций.

Как повысить эффективность налоговой функции и какой эффект ожидать?

Как повысить эффективность налоговой функции и какой эффект ожидать?

  • Главная ›
  • Услуги ›
  • Налоговое и юридическое консультирование ›
  • Налоговое консультирование ›
  • Управление налогообложением и налоговый мониторинг ›
  • Услуги в области налоговой функции и автоматизации налогов

Как повысить эффективность налоговой функции и какой эффект ожидать?

Одним из важных направлений развития налоговой функции является повышение ее значимости внутри организации.

Задачи по эффективному управлению налоговыми рисками обуславливают интеграцию налоговой функции во все происходящие в компании процессы и переход от роли ведения учета и подготовки налоговой отчетности к роли бизнес-партнера, фокусирующегося на управлении рисками и качественной поддержке в принятии инвестиционных решений.

В современном мире развитие налоговой функции невозможно без автоматизации налогового учета. Автоматизация позволяет повысить эффективность подготовки налоговой отчетности и внедрить автоматические контрольные процедуры для ее проверки.

В результате сотрудники финансовых, бухгалтерских и налоговых служб могут сконцентрироваться на решении наиболее сложных и актуальных задач для предотвращения налоговых рисков и процветания деятельности компании.

Как и любая другая функция компании, налоговая функция – это триада «люди-процессы-системы». Наша цель – сделать работу этой триады максимально эффективной. Для этого мы рекомендуем проводить работу по трем направлениям:

  1. совершенствование организационной структуры налоговой функции и системы КПЭ для оценки ее эффективности;
  2. выстраивание и регламентация процессов налоговой функции и совершенствование системы управления налоговой функцией;
  3. автоматизация налоговой функции.

В результате проведения работ по указанным направлениям компания может получить следующие положительные эффекты:

  • предотвращение или снижение налоговых рисков по всей Группе;
  • повышение уровня контроля и прозрачности налоговых бизнес-процессов организации, потоков информации и документооборота;
  • возможность прогнозирования и управления налоговой нагрузкой;
  • снижение затрат на подготовку налоговой отчетности и на выполнение других задач налоговой функции;
  • повышение мотивации персонала и привлекательности компании как работодателя для высококлассных налоговых специалистов;
  • увеличение стоимости компании за счет создания репутации добросовестного налогоплательщика и надежного контрагента, а также повышение конкурентоспособности компании.

Услуги КПМГ в области управления налоговой функцией

1. Разработка налоговой стратегии для эффективного управления налоговыми рисками и налогообложением.

2. Диагностика работы налоговой функции и проведение бенчмаркинга ее эффективности путем сравнения с налоговой функцией в сопоставимых компаниях.

3. Оптимизация налоговых процессов и разработка методико-регламентных документов для их реализации.

4. Унификация налоговых учетных политик и принципов налогового учета.

5. Разработка методологии «быстрого закрытия» по налогам.

6. Разработка системы управления налоговыми рисками и резервами.

7. Разработка системы налогового планирования и бюджетирования.

8. Разработка системы оценки и мотивации персонала, в т. ч. определение КПЭ для налогового подразделения.

9. Методологическая поддержка автоматизации налогового учета и подготовки налоговой отчетности, в т.ч.:

  • дизайн эффективной модели реализации бизнес-процессов, связанных с подготовкой налоговой отчетности;
  • разработка методологических проектных решений для автоматизации налогов в информационной системе;
  • внедрение автоматических контрольных процедур в информационной системе для обеспечения полноты и правильности формирования налоговой отчетности.

Почему КПМГ

1. Команда КПМГ имеет обширный опыт реализации проектов по разработке эффективной модели налоговой функции и внедрению бизнес-процессов, постановке методологии налогового учета, внедрению системы внутреннего контроля по налогам, формированию моделей налогового прогнозирования и других проектов для крупных российских и зарубежных компаний.

2. КПМГ разработала и апробировала на проектах собственные методологии и ноу-хау по совершенствованию налоговой функции и ее автоматизации для компаний различных отраслей.

3. Наши сотрудники обладают опытом успешной реализации проектов в области автоматизации налогов в SAP, Oracle, 1C и других системах, что подтверждается положительными отзывами наших клиентов.

4. Использование лучших международных практик, привлечение международных экспертов, а также понимание российской специфики позволяют нам предлагать наиболее эффективные и подходящие решения для совершенствования налоговой функции наших клиентов.


22 апреля 2021

Налоговый учет: все, что нужно знать руководителю

Валентина Клавдеева

Специалист департамента внутреннего контроля аудиторско-консалтинговой группы «Листик и Партнеры»

Основные аспекты ведения налогового учета в России

Для начала определимся с тем, что такое налоговый учет. Для этого обратимся к главе Налогового кодекса, посвященной налогу на прибыль, а именно – к статье 313. Там дается четкое и развернутое определение понятия налогового учета как системы. Важно понимать, что налоговый учет создан, как и бухучет, на основе первичных учетных документов, но для иной цели – правильно и достоверно исчислить суммы налога для уплаты в бюджет, а также своевременно его уплатить.

Учитывайте тот факт, что налоговый учет ведут не только те, кто находится на общей системе налогообложения и платят налог на прибыль, но и спецрежимники.

Итак, определим основные положения налогового учета в России.

Источники информации

Как правило, это те же регистры, которые применяются при ведении бухучета в организации. Выявили недостаток необходимых данных в таких регистрах? Дополните их недостающими реквизитами. Если же такой недостаток явный и значительный – проще разработать отдельные налоговые регистры с учетом всех потребностей организации для корректного и достоверного ведения налогового учета.

Например, зачастую крупные компании предпочитают формировать и вести самостоятельные регистры налогового учета. Для этого разработанные формы следует закрепить в приложении к учетной политике для налогового учета.

Важно! Учетная политика утверждается ежегодно. Потому, при необходимости, разработанные регистры налогового учета также следует пересматривать каждый год, дополняя или заменяя их актуальными данными (формами).

Интересно! Налоговые инстанции никаким образом не могут утверждать налоговые регистры компаний – их разрабатывает каждая компания самостоятельно, подстраивая под свои нужды и потребности.

Применяемые методы учета операций

Содержатся как раз в учетной политике для НУ. В ней также должны быть описаны все методы и принципы учета хозяйственных операция по всем видам деятельности, которые ведет предприятие. Внесли самостоятельно какие-либо изменения в НУ? Например, изменили применяемые методы учета или хотите дополнить новым разделом? Сделайте это с начала налогового периода, в этом случае и учетная политика на этот год должна содержать актуальные данные.

Но что если изменилось само налоговое законодательство в течение года? В этом случае отследите дату вступления изменений в силу, и с этой даты начните их применять. Учетную политику также придется корректировать в течение года

Важно! Все изменения учетной политике должны быть оформлены приказом руководителя!

Какие функции выполняет налоговый учет на предприятии

Система НУ, организованная в России, определяет три основные (самый важные) функции:

  1. Фискальная – важна в первую очередь для налоговых служб, т.к. обеспечивает своевременную и пополняемость казны для обеспечения работы государственного аппарата.
  2. Информационная – дает представление о финансовом состоянии организации, а также о совокупности уплачиваемых налогов в разные уровни бюджета, о величине налоговых платежей, страховых взносов.
  3. Составление налоговой отчетности позволяет обеспечить правильность налогового учета, путем сопоставления различных показателей/иных данных и проведения сверки с налоговыми органами.

Принципы НУ – кратко

Несмотря на тот факт, что налоговый кодекс позволяет каждой компании самостоятельно выбрать налоговый режим, не регламентирует порядок создания и ведения регистров НУ и вообще предоставляет достаточно большую свободу действий, компании обязаны придерживаться нескольких основных принципов ведения налогового учета в России:

  1. Денежное выражение. Все операции отражаются в рублях. Если операции осуществлялись в иностранной валюте – пересчитайте их по текущему курсу на дату совершения.
  2. Обособленный учет имущества. Компания обязана отдельно учитывать имущество в собственности других юрлиц (и физлиц в том числе).
  3. Непрерывность деятельности означает, что налоговый учет ведется в организации без перерывов с момента ее создания и до самой ликвидации (либо реорганизации).
  4. Принцип последовательного учетеа означает соблюдение хронологического порядка при учете хозяйственных операций.
  5. И самый важный и определяющий принцип – временная определенность всех операций. На практике это означает, что все доходы следуют признавать своевременно, даже если деньги по таким операциям придут в следующем периоде. По учету расходов придерживайтесь такого же принципа – признавайте всегда в том налоговом периоде, в котором понесли. Даже если и оплатили их позже.

Бухгалтерский и налоговый учет – разве не одно и то же?

И ответим – конечно, нет! Ведь помимо того, что у этих двух видов учета совершенно разные цели, так еще и разные пользователи информации. Об этом подробнее в таблице:

Достоверно сформировать налоговую базу, в правильных суммах рассчитать величину налоговых платежей и своевременно их уплатить в бюджет

Составить бухгалтерскую отчетность, при этом определив финансово-хозяйственный результат ведения бизнеса за отчетный период

Кому интересна информация

Внешние пользователи – исключительно налоговые инстанции.

Внутренние пользователи – руководство предприятия

Более широкий круг внешних пользователей – собственники и учредители, кредитные организации, крупные покупатели и конкуренты и т.д.

Круг внутренних пользователей также расширен – учредители. Руководство, руководящий персонал разных уровней,

Федеральный закон №402-ФЗ от 06.12.11

Как мы видим, бухгалтерский и налоговый учеты – это два совершенно разных вида учета. Однако они во многом похожи друг на друга. В связи с этим, следует выделить такие варианты организации и ведения НУ на предприятии:

  1. Обособленный учет БУ и НУ. Уместен для крупных компаний, где организовано специально подразделение по ведению НУ на предприятии.
  2. НУ ведется на базе БУ. В этом случае бухгалтер использует регистры бухучета, дополнив их необходимыми недостающими данными. Если же у компании предусмотрены совершенно отличные от бухучета принципы ведения определенных операций – то для них разработаны специальные формы налоговых регистров.
  3. Налоговый учет настолько схож с бухучетом, что отдельно учитываются только отклонения, возникающие в случаях разницы учетов. В этом случае отражению подлежат только корректировки бухучета в соответствии с принятыми методами налогового учета.
  4. Небольшие и малые компания могут также к плану счетов бухгалтерского учета, открывать спецсчета по учету операций налогового учета.

Доходы и расходы: как учесть в БУ и НУ

Самым основным моментом, когда наиболее четко можно увидеть различия между бухгалтерским и налоговым учетом, является момент определения прибыли, которая подлежит налогообложению (имеется в виду налог на прибыль).

На что стоит обратить внимание при учете прибыли в налоговом учете:

Начнем с основных средств:

  • иногда возникает разница в формировании первоначальной стоимости объектов лизинга в случае его учета у лизингополучателя (если им и являетесь). Если в бухгалтерском учете вы определите эту разницу, как сумму всех лизинговых платежей и выкупной стоимости (без НДС), то в налоговом – по сумме расходов лизингодателя на приобретение этого имущества для передачи в лизинг;
  • способы начисления амортизации разные. Все способы, применяемые в бухучете, раскрыты в ПБУ 06/01 «Учет основных средств» – их на сегодняшний момент 4. А вот в НУ предусмотрено всего лишь два – линейный и нелинейный.

Важно! Приказом Минфина от 17.09.20 утвержден новый стандарт по учету основных средств – ФСБУ 6/2020. Он как раз и заменит так знакомое нам ПБУ 06/01. Согласно ему, в бухучете останется всего 3 способа начисления амортизации. Однако его применять нужно с отчетности за 2022 год. Хотите начать применять раньше? Минфин допускает такую возможность – пропишите его в учетной политике.

  • установили разный лимит по первоначальной стоимости? Возможны различия между БУ и НУ. Применили повышающий коэффициент при расчете сумм амортизации – придете к такому же итогу. Разный срок полезного использования также приводит к разным данным по остаточной стоимости объектов основных средств, и сумм амортизационных отчислений.

Разная классификация доходов и расходов в БУ и НУ. Поясним.

Когда говорим о выручке – мы и в БУ, и в НУ подразумеваем доходы, которые получаем от реализации – товары, имущественные права, работы и услуги. Различия появляются в определении внереализационных доходов – в НУ их перечень закрытый. Так, доходы от участия в капитале других компаний вы должны учесть в качестве внереализационных. Тогда как БУ позволяет относить их иногда и к доходам от обычных видов деятельности. При этом также дата признания некоторых видов доходов отличается – ведь налоговый учет подразумевает как применение кассового, так и метода начисления.

Что касается расходов, то их перечень закрытый в обоих учетах. А вот касаемо распределения на прямые и косвенные – то тут можно наблюдать некоторые различия. Для этого следует обратиться к ст. 318 НК РФ. Для справки – такого разделения нет в бухгалтерском учете. Отсюда и возможные вытекающие разницы.

Формирование резервов. О чем здесь речь:

  1. Если компания определяет, что в налоговом учете также формирует различные резервы, как и в БУ – это не значит, что суммы резервов будут одинаковы. Так, например, резерв под отпуска в НУ формируется исключительно под отпуска работников по текущему году. Поэтому, как правило, на конец года остатки резервов зачастую нулевые. В бухгалтерском учете данный вид резерва практически всегда с остатком.
  2. Методы формирования резерва по сомнительным долгам различны – полностью исключить расхождения при его расчете не получится. Кроме того, помните – создавать данный вид резерва в НУ – это право организации, а не обязанность.

Как учесть все различия – для этого для отражения разницы в данных бухгалтерского и налогового учета применяйте специальное ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

Как вести налоговый учет в компании: особенности каждого режима налогообложения

  1. Начнем с общей системы. Как такового, общего режима налоговый кодекс не выделяет – скорее это совокупность всех описанных в нем налогов. Те, кто применяет общий режим – имеют самую высокую налоговую нагрузку. Что платим:
  2. Налог на прибыль: ставка 20 процентов, отчетность ежегодная, авансы платим ежеквартально или ежемесячно.
  3. НДС: ставка 20 процентов, отчетность ежеквартальная. Платим также – один раз в квартал.
  4. Имущественные налоги (при наличии земли, автомобилей или имущества на балансе) – ставки различные, устанавливаются регионами.
  5. НДФЛ – удерживаем из доходов работников как налоговый агент (ставки разные – от 13 до 30 процентов). Платим ежемесячно.

Упрощенная система УСНО:

  1. Не платим налог на прибыль – этим режимом предусмотрен единый налог на доходы (ставка 6 процентов) либо доходы за вычетом расходов (по ставке 15 процентов).
  2. Придется заплатить НДФЛ за работников на общих основаниях и имущественные налоги при наличии соответствующих видов имущества.
  3. Упрощенцы в основной массе не являются плательщиками НДС, однако налоговым законодательством предусмотрены редкие случаи, когда все же придется отчитаться по этому налогу и уплатить его.

Важно! Начиная с отчетности за 2021 год, такой режим как ЕНВД отменен!

Собираетесь ставить организацию (или филиал) на налоговый учет – учтите следующую информацию

Как выбрать инспекцию? Для организаций – по месту нахождения, а для ИП – по месту жительства. Срок рассмотрения документов налоговиками стандартный для всех, и составляет пять дней.

Соберите полный пакет необходимых документов. Что он должен содержать? Конечно же, учредительные документы – устав, решение учредителя либо протокол собрания участников о создании организации, заполненное заявление по специальной форме, оригиналы (и копии) паспортов тех лиц, кто обращается в налоговые инстанции с этим заявлением.

Важно! Если учредитель один и он обратился в налоговые органы самостоятельно – проблем не возникнет. Также их не будет, если учредителей несколько, и они пришли в полном составе. А вот в противном случае – нужно заверить все предоставляемые документы у нотариуса.

Не забудьте заплатить госпошлину (для бумажной документации – 4 тысячи рублей). Подаете через сайты Госуслуг или ФНС – можете избежать уплаты пошлины.

Подаем документы в регистрирующий орган, ждем, получаем документы о регистрации. Помните – подать документы нужно в ФНС или МФЦ. Ждать – 3 дня – именно в этот срок осуществляется регистрация юрлиц. Пришел отказ в регистрации? Можете подать повторно, на это вам дается срок в три месяца.

Важно! Порядок регистрации филиала – такое же как и при регистрации организации в целом.


Расим Назаров - руководитель налоговой практики

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

В работе финансового директора очень важной составляющей является организация налогового менеджмента, то есть управление суммой налогов (взносов), подлежащих к уплате в бюджет (внебюджетные фонды), и управление сопутствующими налоговыми рисками и резервами. Независимо от того, как данная функция выполняется, посредством привлечения специалистов из самой компании или на аутсорсинге, необходимы показатели, которые позволят оценить качество выполнения функции налогового менеджмента.

Как оценить качество налогового менеджмента?

Качество налогового менеджмента можно оценить с помощью трех показателей налоговой эффективности:

  • Общая налоговая нагрузка;
  • Эффективная налоговая ставка;
  • Коэффициент налогового риска

На практике показатели,устраивающие топ-менеджмент компании, зависят от стиля налоговой политики,проводимой компанией. Стиль может быть консервативным, агрессивным или смешенным в зависимости от целей и установок собственника и топ-менеджмента компании.Показатели необходимо рассчитывать, как минимум ежеквартально, кроме того они могут носить не только ретроспективный, но и прогнозный характер.

Какой должна быть налоговая нагрузка?

Существует несколько формул расчета налоговой нагрузки.Например, налоговыми органами налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов и выручки (приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"). Данный показатель не очень информативен для целей налогового менеджмента, поскольку учитывает только уплаченные налоги, кроме того налоговая нагрузка рассчитывается без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Тем не менее рассчитывать налоговую нагрузку по методике ФНС России можно, хотя бы, с целью сравнения полученных показателей конкретной компании с отраслевыми показателями, которыеналоговая службаежегодно публикует на своем официальном сайте.

Более информативным вариантом, соответствующим целям налогового менеджмента, являетсярасчет налоговой нагрузки как соотношение общей суммы всех начисленных налогов (взносов) и выручки с учетом НДС. При этом при расчете необходимо использовать следующее:

  • использовать сумму начисленных налогов и взносов, чтобы соотносился период возникновения налога и период отражения выручки;
  • в данном расчете должны указываться все налоги и взносы, поскольку это суммы, которыми необходимо в последующем управлять;
  • выручка указывается с учетом НДС, поскольку в расчете также используется НДС к уплате в бюджет, а НДС - это налог, который предъявляется дополнительно к цене;
  • если возникает сумма НДС к возмещению её также необходимо учитывать в расчете с отрицательным значением, поскольку это характеризует специфику деятельности компании.

Показатель налоговой нагрузки может рассчитываться и в разрезе по каждому налогу для определения наиболее существенных налогов (взносов), тем самым, формируя первостепенные направления для работы. Также налоговая нагрузка может рассчитываться по группе компаний, исходя из общей суммы налогов и взносов, начисляемых по группе компаний, и консолидированной выручки с учетом НДС.

Как рассчитать эффективную налоговую ставку?

Эффективная налоговая ставка — это показатель, который позволяет посчитать более детальную нагрузку по конкретному налогу, также это отличный показатель длявыявления областей налоговых рисков и налоговых резервов. Показатель может с легкостью рассчитываться практически по всем налогам,продемонстрируем это на примере налога на прибыль и налога на имущество.

В п. 86МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» указано, чтосредняя эффективная ставка налога представляет собой результат деления расхода по налогу на прибыль (дохода по налогу на прибыль) на бухгалтерскую прибыль. Необходимость использования эффективной ставки налога на прибыль обусловлена различиями в определении налоговой и бухгалтерской прибыли, применением налоговых льгот, использованием различных налоговых ставок и многими другими факторами, которые необходимо выявить.

Эффективная ставка по налогу на прибыль рассчитывается как соотношение суммы начисленного налога на прибыль и прибыли до налогообложения по данным финансовой отчетности. Важно отметить, что учетные методы, применяемые компанией для определения прибыли до налогообложения по РСБУ, могут не в полной мере отражать реальное положение дел, поэтому можно использовать показатель прибыли по данным МСФО или управленческого учета.

Полученный показатель может привести к следующим выводам:

  • если эффективная ставка по налогу на прибыль будет выше нормативной в 20% (аб.1 п.1 ст. 284 НК РФ), то это будет означать, что учетные методы в налоговом учете отличаются от бухгалтерского (управленческого) учета (в зависимости от того, с чем сравнивают), это также может свидетельствовать о том, что в налоговом учете используют не все преимущества, предоставляемые налоговым законодательством, такие как амортизационные премии, ускоренные коэффициенты амортизации, формирование резервов, убытки прошлых лет и т.д.
  • если эффективная налоговая ставка ниже, то это, также может свидетельствовать в различиях в учете, использования налоговых льгот, пониженных налоговых ставок и т.д. В таком случае необходимо уделить пристальное внимание законности факторов, занижающих сумму налога, поскольку они одновременно могут являться областью экономии и областью риск.

Эффективная ставка налога на имущество можно рассчитать, как соотношение суммы начисленного налога на имущество и рыночной стоимости имущества. Посколькуналоговая база по налогу на имущество (в зависимости от вида имущества) определяется исходя из бухгалтерской или кадастровой стоимости, которой в определенной степени можно управлять и приводить к рыночной через механизмы переоценки и оспаривания кадастровой стоимости.

Эффективная ставка налога на имущество может рассчитываться отдельно по группам имущества, облагаемым по разным ставкам, она может служить индикатором для переоценки имущества, ведь если ставка выше нормативной - это означает, что бухгалтерская и/или кадастровая стоимость имущества выше рыночной, и этим необходимо управлять.

Иными словами, принцип расчёта эффективной налоговой ставки сводится к определению соотношения суммы начисленного налога и бизнес-показателя, характеризующего «реальную» налоговую базу. Для применения эффективной налоговой ставки необходимо, чтобы ставка налога, в отношении которого рассчитывается эффективная налоговая ставка, была процентной.

Следуя данному принципу, эффективную налоговую ставку можно легко рассчитать для зарплатных налогов и взносов. Поскольку рассматриваемый показатель является отличным индикатором, применяемым для выявления областей налоговых рисков или, наоборот, резервов, не стоит забывать, что все расхождения от нормативной эффективной налоговой ставки должны быть обоснованы и разъяснены финансовыми службами компании.

Как учесть влияние налоговых рисков?

Все вышеуказанные показатели характеризуют стиль налоговой политики проводимой компанией, но важно такжепонимать,какие налоговые риски существуюту компании.

Для начала необходимо выявить и оценить существующие налоговые риски. Как правило, в финансовых службах компании знают о большинстве существующих налоговых рисках. Кроме того, в рамках обязательного аудита выявляютсясущественные налоговые риски. В связи с этим, количественная оценка рисков с одной стороны не должна составлять больших трудностей для специалистов. Но необходимо учитывать то фактор, что не всеми налоговыми рисками компания может управлять самостоятельно, например, компания может уделить должную осмотрительность при выборе контрагента, но при этом сам контрагент при выборе поставщика эту должную осмотрительность не проявит и у компании могут быть налоговые риски по НДС на «второй цепочке» контрагентов.

Не менее сложный аспект качественной оценки налоговых рисков, которая производится экспертным методом и носит достаточно субъективный характер. Для оценки можно использоватьследующую градацию налоговых рисков:

Высокий риск – требования налогового законодательства, по мнению экспертов, нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина России по сложным вопросам налогового законодательства достаточно обоснована и неблагоприятна для компании, арбитражная практика отсутствует либо сложилась не в пользу компании;

Средний риск – требования налогового законодательства, по мнению экспертов, не однозначны, позиция налоговых органов и/или Минфина России аргументирована и неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо неоднозначна;

Низкий риск – требования налогового законодательства, по мнению экспертов, не нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина России неблагоприятна для компании; арбитражная практика складывается в пользу компании.

Для оценки влияния налоговых рисков можно также предложить коэффициент налоговых рисков, который определяется как соотношение суммы налоговых рисков (с учетом штрафов и пеней) к выручке или чистой прибыли.

У каждого из вариантов есть свои преимущества:

  • при соотношении с выручкой можно будет этот показатель сопоставить с налоговой нагрузкой, чтобы понимать насколько она может увеличиться при наступлении налогового риска;
  • при соотношении с чистой прибылью - дает понимание, как чистая прибыль изменится в случае наступления налогового риска.

В расчет коэффициента можно взять все налоговые риски или только высокие и средние, чтобы показать влияние налоговых рисков, которые в случае наступления приведут к реальным финансовым последствиям. У показателя коэффициентаналогового риска нет норматива, который должен обязательно присутствовать в компании, поэтому этот показатель будет определяться самой компанией.

Вышеуказанные показатели при последовательно применении могут служить ключевыми показателями эффективности для сотрудников, отвечающих за выполнение налоговой функции. Для более эффективной работы можно подготовить положение по налоговому менеджменту, в котором описать зону ответственность, потому, что как было указано выше не все может зависеть от конкретных сотрудников, порядок расчета коэффициентов и нормативных показателей, сроки предоставления отчетов с разъяснениями, закрепление ответственных должностных лиц и т.д.

В ежеквартальном или ежегодном режиме необходимо согласовывать с ответственными сотрудниками целевые показатели по налоговой нагрузке, эффективным налоговым ставкам, коэффициентам налогового риска. Все эти мероприятия позволят в короткие сроки вывести стандарты налогового менеджмента компании на более высокий уровень, и ситуацию с налогами контролируемой.

Читайте также: