Налоговая это бюджетная организация

Опубликовано: 15.05.2024

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?
Gesrey / Depositphotos.com

Традиционно наступление нового года связано не только с приятными хлопотами, но и с изменениями в законодательстве. Вот и в 2021 году бухгалтеров бюджетной сферы ожидает целый ряд нововведений. Разбираться в изменившихся правилах работы приходится очень оперативно, ведь применять многие новшества нужно будет сразу после новогодних каникул. Чтобы не допускать ошибок и свести к минимуму риск возникновения претензий при проверках, необходимо быть в курсе всех изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 года.

Начинаем применять еще несколько новых федеральных стандартов бухучета

Он устанавливает единые требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценки в бухгалтерском учете обязанностей и обязательств учреждений перед своими работниками и иными получателями выплат, а также к раскрытию этой информации в отчетности.

Все выплаты Стандарт делит на две группы: текущие (например, заработная плата) и отложенные (например, отпускные). Порядок оценки и учета выплаты будут зависеть от ее принадлежности к соответствующей группе: текущие – в составе принятых обязательств по оплате труда и начислениям на них, а отложенные – в составе резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу на счете 0 401 60 000.

Нужно внести изменения в учетную политику на 2021 год и предусмотреть условия начисления нового вида резервов – по пенсионным и иным аналогичным выплатам. В него включаются суммы государственного пенсионного обеспечения, помимо выплат из Пенсионного фонда, а также суммы, предусмотренные коллективным договором или иным локальным актом учреждения по достижении работником возраста выхода на пенсию или определенного стажа.

Благодаря этому Стандарту кардинально меняется подход к учету объектов НМА. К нематериальным активам со следующего года относятся как исключительные, так и неисключительные права пользования. В частности, права пользования лицензионными программными продуктами с 2021 года больше не осуществляется на забалансовом счете 01 – такие объекты нужно "поднять" на баланс. Для этого в План счетов с 2021 года введены новые аналитические счета к счету 0 111 00 "Права пользования активами". Более детальным станет и учет НМА, то есть исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для них счет 0 102 00 "Нематериальные активы" также дополнен новыми аналитическими кодами. Кроме того, с 2021 года для отражения прав пользования НМА будут применяются новые подстатьи КОСГУ:

  • для неисключительных прав с определенным сроком полезного использования – подстатьи 352 и 452;
  • для неисключительных прав с неопределенным сроком полезного использования – подстатьи 353 и 453.

Переход на учет в соответствии со Стандартом "Нематериальные активы" нужно проводить уже сейчас. В ходе годовой инвентаризации все имеющиеся у учреждения компьютерные программные продукты, права пользования и иные НМА необходимо пересмотреть и распределить по новым учетным группам. Кроме того, теперь Инструкция № 157н прямо предписывает аналитический учет НМА вести в разрезе объектов учета по инвентарным номерам и ответственным лицам, так что в Инвентарной карточке потребуется прописать дополнительную аналитическую информацию. Уточнить ее тоже нужно в ходе инвентаризации

Ключевое новшество этого Стандарта – изменение требований к отражению в отчетности прав на земельные участки. Применяя Стандарт впервые, учреждениям придется переоценить до кадастровой стоимости земельные участки, учтенные на балансе и внесенные в ЕГРН. Кроме того, сейчас при годовой инвентаризации земельных участков и иных НПА нужно уточнить дополнительные данные для аналитического учета таких объектов, поскольку Инструкция № 157н теперь требует обеспечить более широкую аналитику в учете НПА.

Стандарт устанавливает единые правила признания затрат по государственному/ муниципальному долгу публично-правовых образований, по заимствованиям автономных и бюджетных учреждений, а также требования к раскрытию информации об указанных затратах в бухгалтерской / финансовой отчетности. Так, затраты по долговым обязательствам АУ/БУ Стандарт делит на две категории: процентные расходы по долгосрочным обязательствам и прочие затраты по долговым обязательствам. Учитываться расходы каждой категории должны обособленно. Прочие затраты изначально признаются в составе расходов будущих периодов на счете 0 401 50 000 и впоследствии включаются в состав капвложений либо относятся к расходам текущего периода.

Совместная деятельность – это операции, осуществляемые, в частности, в рамках договора простого товарищества. Участниками такой деятельности могут быть в том числе государственные и муниципальные учреждения, но только при условии, что договор простого товарищества или договор совместной деятельности не имеет целью предпринимательство.

Регулировать порядок учета объектов, возникающих при ведении совместной деятельности по договору простого товарищества или соглашению о совместно осуществляемых операциях без образования юрлица, а также особенности раскрытия информации об участии в такой деятельности в бухгалтерской/финансовой отчетности, как раз и будет новый федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Совместная деятельность".

Стандарт определяет, как раскрывать в годовой отчетности информацию о лицах – физических и юридических, влияющих на работу учреждения, или, наоборот, на деятельность которых может оказать влияние организация бюджетной сферы. К таким связанным с учреждением сторонам относятся:

  • аффилированные лица. Например, для АУ – это члены его наблюдательного совета;
  • лица, считающиеся по законодательству заинтересованными в сделках, которые заключает учреждение;
  • лица, способные влиять на хозяйственные решения учреждения в силу закона, учредительных документов или соглашений;
  • лица, на решения которых по закону или на основании учредительных документов может влиять учреждение.

Финансовый инструмент – это договор/ соглашение, по которому у одной из сторон возникает финансовый актив (денежные средства, финансовая "дебиторка", выданные заимствования и др.), а у другой – финансовое обязательство (финансовая "кредиторка", полученные заимствования) или увеличение чистых активов. Стандарт устанавливает правила учета следующих основных групп финансовых активов:

  • денежные средства;
  • финансовая дебиторская задолженность;
  • финансовые долговые требования;
  • финансовые активы, удерживаемые до погашения: деньги, размещенные на депозитах сроком более трех месяцев и долговые ценные бумаги;
  • финансовые активы для перепродажи: акции, облигации, векселя и иные ценные бумаги;
  • финансовые активы, предназначенные для получения доходов от участия: акции с соответствующей целью владения, доли участия в уставных капиталах организаций, участие в учреждениях и прочее.

А к финансовым обязательствам Стандарт относит:

  • финансовую кредиторскую задолженность;
  • долговые обязательства.

Масштабные изменения в Инструкциях № 157н, № 162н, № 174н и № 183н

В конце 2020 года серьезные поправки были внесены во все Инструкции, устанавливающие порядок ведения бюджетного и бухгалтерского учета для учреждений всех типов. Это масштабная работа по приведению действующих нормативных актов в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета – как уже применяющихся, так и тех, что начнут работать с 2021 года.

Изменений много. Часть из них внедряем уже в 2020 году, другую часть будем применять со следующего года. Среди нововведений – 2021:

Как было в 2020 году

Как будет в 2021 году

Неисключительные права пользования, в частности, программные продукты

Ведущая рубрики

  1. Для кого предназначен бюджетный учет?
  2. Финансирование и госзакупки
  3. План счетов и кодификация
  4. Отчетность

Немногим моим коллегам пришлось пройти путь от работы с предпринимателями и коммерческими компаниями до трудоустройства в государственных учреждениях. В большинстве случаев они нарабатывали многогодовой опыт и их приглашали на такую должность. Но даже главному бухгалтеру со стажем и высокой квалификацией перепрофилирование дается нелегко.

Бухгалтерский учет в коммерческих и бюджетных учреждениях имеет одну основу и принципы, определенные в Федеральном законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Однако бюджет — это, можно сказать, отдельное государство, и на практике приходится столкнуться с совершенно другим подходом к работе.

Выделим принципиальные отличия:

  1. Иные формы учреждений.
  2. Финансирование из двух источников – бюджет и собственная платная деятельность.
  3. Разные планы счетов.
  4. Применение особых видов кодификации.
  5. Специализированная отчетность.
  6. Жесткие сроки для любого действия (операции) и наказание за их нарушение.
  7. Проведение закупок работ, услуг и товаров через торги.

Как видите, непросто сменить рабочий кабинет в бухгалтерии какого-нибудь ООО на место в госучреждении. Конечно, есть и существенные плюсы: стабильная работа, наличие полного социального пакета (отпуск, больничные, пособия и т.д.), полностью официальная заработная плата. К тому же часто для специалистов предусмотрена возможность повышения квалификации и, разумеется, карьерного роста. Все это не каждая организация способна предложить (тем более ИП), поэтому работа в бюджете считается престижной (по крайней мере, что касается профессии бухгалтера).

Для тех, кто планирует сменить сферу деятельности, разберем основные сложности и ключевые моменты такого перехода. Для начала немного поговорим о системе государственных учреждений.

Для кого предназначен бюджетный учет?

К таким организациям относятся (см. п. 1 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина №162н от 06.12.2010):

  • Госорганы (в качестве примера можно привести МВД).
  • Местное самоуправление (как вариант – городская администрация).
  • Как федеральные, так и территориальные органы управления внебюджетными фондами (знакомые нам ФСС, ПФР, ТФОМС).
  • Казенные учреждения (это уже скорее подтип госучреждений).
  • Госкорпорации (они стоят особняком и тем не менее финансируются за счет бюджета, к примеру, РОСАТОМ).

Перечень несколько шире, в списке взяты самые основные.

Важно! Отдельные виды госучреждений (госкорпорации, унитарные предприятия и др.) ведут обычный бухгалтерский учет вместе с бюджетным, параллельно и обособленно.

Государственные и муниципальные учреждения (см. ст. 9.1 Закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях») подразделяются на три вида: автономные, бюджетные или казенные. В зависимости от имеющихся полномочий, наделения правами, обязанностями, законодательными ограничениями и устава каждое из них обладает индивидуальными особенностями. При определенных условиях учреждение может изменять статус (например, при перемене финансирующего бюджета или передачи ему расширенных полномочий). Рассмотрим три типа учреждений, опираясь на самые главные их отличительные черты.

Особенности автономных учреждений (АУ)

Для понимания организации порядка работы АУ необходимо обратиться к Бюджетному кодексу и Закону №174-ФЗ «Об автономных учреждениях». В числе прочего автономной признается организация, выполняющая работы (оказывающая услуги) в определенных сферах, в первую очередь социальных, но не только. Например, сюда же относятся СМИ, спорт или занятость населения. Такая организация (это даже понятно из названия) имеет автономность (самостоятельность) в действиях. Может открыть расчетные счета в банках (для некоторых АУ), наряду с лицевыми счетами.

В зависимости от ситуации, вида расходов и финансирования, остатки средств, не использованных в текущем календарном году, учреждение потратит на уставные цели, перенесет на следующий период или вернет в бюджет.

В отличие от участника ООО, собственник имущества в АУ никак не отвечает по возникшим обязательствам, верно и обратное утверждение. Он не имеет права получать прибыль от деятельности (т.е. отсутствуют дивиденды). Это при том, что наряду с уставной осуществляется предпринимательская деятельность (соответствующая целям создания учреждения), о чем говорится в п. 2 ст.10 ФЗ №7.

Ежегодно, несмотря на результаты работы, АУ публикует в СМИ, которые устанавливает учредитель, отчеты о своей деятельности (аналогично обязанности для некоторых коммерческих компаний размещать свою отчетность в открытом доступе на сайте).

Возможности и ограничения бюджетных учреждений (БУ)

Имеют сходные цели с автономными: оказание услуг, предусмотренных законодательством, в социальных областях (научная и образовательная деятельность, здравоохранение и т.д.).

Для ведения деятельности устанавливаются задания, которые составляет орган-учредитель. Сверх задания допускается (в том числе за плату) выполнять работы (оказывать услуги):

  • В рамках основной деятельности. Размер платы (тариф) устанавливается руководящим органом.
  • Иные, если они соответствуют уставу и указаны в учредительных документах БУ.

Финансируется БУ из бюджета путем выдачи субсидий, которые, помимо прочего, включают расходы на содержание недвижимого имущества (в т.ч. особо ценного) и налогов на него. Такое имущество допускается сдавать в аренду при условии согласия учредителя. Есть, правда, минус – в этом случае его содержание учредителем прекращается.

Кстати! В отличие от ООО, имущество, полученное бюджетным учреждением, не принадлежит ему на праве собственности, а находится на праве оперативного управления согласно п. 9 ст. 9.2 Закона 7-ФЗ.

Операции со средствами проводятся через лицевые счета. По некоторым операциям есть ограничения. Как уже говорилось выше, использовать по собственному усмотрению особо ценное имущество (ОЦИ) нельзя. Причина понятна: оно предназначено для осуществления уставной деятельности. Порядок признания ОЦИ указан в Постановлении №538.

Потребуется согласие и при совершении крупной сделки (по умолчанию – свыше 10% балансовой стоимости активов БУ). Также бюджетное учреждение не может размещать депозиты в банке.

Казенные учреждения (КУ)

Подчиняются в зависимости от уровня госоргану или органу местного самоуправления. Средства к существованию им обеспечивает соответствующий бюджет (в качестве основания используется смета).

Помимо финансирования, получают доходы от платной деятельности, но при условии, что такое право указано в учредительных документах. Размер и/или порядок платы за услуги (работы) устанавливается руководящим органом (опять же в зависимости от уровня учреждения). Все денежные потоки КУ контролирует казначейство или финансовый орган субъекта РФ путем открытия специальных лицевых счетов.

Тотальный контроль сказывается на работе: смета предусматривает буквально все статьи расходов от покупки канцелярии до коммунальных затрат и фонда оплаты труда, поэтому при ведении учета в «казёнке» необходимо следить за движением средств по каждому пункту.

Обратите внимание! Существуют правила и ограничения при заключении контрактов (договоров) казенным учреждением. В частности, они прописаны в п. 5, п 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.

Для бухгалтера немаловажной покажется информация об операциях, которые совершать КУ не в праве:

  • Получать кредиты (в том числе бюджетные), займы, субсидии.
  • Покупать ценные бумаги.

Зато оно может передать право ведения бюджетного учета и формирования отчетности специализированной сторонней организации – централизованной бухгалтерии (она чем-то похожа на аутсорсинговые компании).

Финансирование и госзакупки

Мы привыкли к тому, что средства организации расходуются в соответствии с решениями, принимаемыми руководителем и учредителями, причем происходит это обычно довольно гибко, но в бюджете все регламентировано жестче. Целевое расходование — это один из основных его принципов, другой – экономия, а если точнее – эффективность. Есть даже такая статья в Бюджетном кодексе. Поэтому многие покупки в бюджетной сфере происходит через систему государственных закупок.

Важно! Некоторые учреждения имеют более широкие права (хотя несут больше обязанностей и ответственности), например, автономные.

Осуществление платных услуг возможно, если разрешает законодательство. В качестве распространенного примера – школы. Наравне с обычным обучением они организуют дошкольное образование (так называемые «малышкины школы»), где будущие первоклассники знакомятся с азами учебы (а заодно и с самим учебным заведением, учителями), проверяют свои знания.

Для ведения контроля за расходованием предоставленных средств бюджетные организации:

  • Ведут учет методом двойной записи. Формируют внутренние регистры, налоговую, бухгалтерскую и бюджетную отчетность.
  • Придерживаются принятой учетной политики учреждения и действующим планом счетов.
  • Все операции подтверждают оформленными в соответствии с законодательством первичными документами.
  • Проводят инвентаризацию.
  • Проходят проверки как аналогичные «стандартным» выездным – от ФСС, ПФР и налоговой службы, так и внутренние (ведомственные).
  • Публикуют сведения и своей деятельности, в том числе с предоставлением финансовых отчетов.

Заметили, что многие пункты один в один как у коммерческих? Это возвращает нас к общим основам ведения учета, они одинаковы везде.

План счетов и кодификация

Самое сложное, наверное, при переходе в бухгалтерию бюджета — это его специфический план счетов. На базовых принципах бухучета (общих для госорганизаций и предпринимательства) Минфином установлен единый план счетов (ЕПС), а к нему инструкция, утвержденные Приказом №157н. Дополнительно есть частные планы счетов, утвержденные другими Приказами Минфина:

  • №183н (автономные).
  • №174н (бюджетные).
  • №162н (казенные).

Коммерсантам в этом плане проще: счета имеют всего два знака (кроме забалансовых), легко запоминаются. Бюджетники получили себе счета, состоящие аж из 26 знаков (разрядов)! Давайте посмотрим, какие коды в них входят:

  • 1 по 4 – раздел и подраздел расходов.
  • 5 по 14 – нули (если иное не установлено федеральным законом или учетной политикой).
  • 15 по 17 – аналитические данные (вид поступления/выбытия – для БУ и АУ).
  • 18 – финансовое обеспечение.
  • 19 — 21 – синтетический счет.
  • 22 — 23 – аналитический счет.
  • 24 — 26 – конкретизированный вид движения объекта учета.

Правда, к облегчению тех, кто сейчас, возможно, передумал менять рабочую область, скажу – в бухучете госучреждений фактически используют только 9 последних разрядов (с 18 по 26). Довольно запутанная система кодировки расписана в ЕПС и специальных инструкциях.

Оставшиеся девять разрядов заполняются в зависимости от того, к какому типу относится учреждение (см. приказы Минфина по утверждению планов счетов выше). Например, казенные учреждения в кодировке с 24-го по 26-й символ отражают коды КОСГУ.

Вот мы и дошли до еще одной особенности бюджетного учета – классификациях КОСГУ и КВР. Для их правильного сопоставления существуют таблицы, утвержденные и опубликованные Минфином. Они призваны облегчить труд бухгалтеров-бюджетников.

Важно! КВР – код вида расхода. Трехзначный код, объединяющий однородные операции. КОСГУ – классификация операций сектора государственного управления. Шифр детализирует расход по КВР.

Необычными выглядят и проводки в бюджете. Вот хотя бы пример операции по покупке материалов у поставщика: Дебет 010500000 «Материальные запасы» Кредит 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов». Для опытного специалиста эта кодировка понятна так же, как для нас с вами счет 50 «Касса».

Также есть некоторая специфика в ведении самого учета. Несколько лет назад, а именно в 2016 году, был утвержден Федеральный стандарт под названием «Основные средства» (Приказ Минфина №257н от 31.12.2016), который действует и в 2020 году. Бюджетники в обязательном порядке применяют его с 2018 года, причем методы учета и оценки отличаются от принятых в коммерции. Первоначальная стоимость ОС, например, для бюджетного учреждения не имеет значения.

В то же время для коммерческих организаций тоже существуют подобные стандарты, но применяются (по крайней мере, пока) по желанию. Поэтому, если захотите перейти (так и хочется сказать «на темную сторону силы») в государственное учреждение, придется серьезно подойти к матчасти и изучению бюджетного законодательства.

Отчетность

Состав отчетности для госучреждений отличается, как вы уже догадались, от привычных нам балансов, деклараций и расчетов. Хотя наряду с бюджетным многие учреждения ведут и обычный бухгалтерский учет, взносы и налоги по заработной плате у них те же, поэтому, конечно, они отчитываются и по стандартным формам.

Есть и специализированная отчетность. Сроки подачи устанавливает вышестоящий орган по инструкциям №33н (Приказ Минфина от 25.03.2011) и №191н (Приказ Минфина от 28.12.2010). Причем ориентировкой для подчиненных учреждений является срок, установленный Федеральным казначейством для распорядителей бюджетных средств:

  • Ежемесячные отчеты — до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
  • Ежеквартальные и годовые – индивидуально (в зависимости от вида распорядителя).

Для бюджетников тоже существует электронная отчетность – система «Электронный бюджет». Через нее учреждения отчитываются по срокам, установленным вышеуказанными инструкциями.

Если присмотреться, то некоторые формы бюджетной отчетности напоминают «свое родное»: баланс учреждения, отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, сведения об остатках денежных средств учреждения. Тем не менее эти формы все-таки нацелены на сбор данных об использовании средств бюджета их распределении, экономии и т.д.

Обратите внимание! В статистику бюджетникам, так же как и простым смертным, приходится отчитываться. Учреждение периодически должно обращаться на сайт Госкомстата и проверять наличие в индивидуальном списке обязательных форм.

Подводя итоги: работа в сфере бюджетного учета имеет свои преимущества, но совершенно без подготовки и ликбеза в этой области переходить в госучреждение рискованно, можно допустить серьезные ошибки и испортить репутацию (как говорится, зарабатывается она годами, а разрушается за один день).

Если решились на переход:

  • Попробуйте устроиться в централизованную бухгалтерию, это будет аналогично опыту работы в аутсорсинге и поможет освоиться.
  • Пообщайтесь с коллегами-бюджетниками на форумах и в специализированных группах.
  • assistentus.ru регулярно размещает статьи и новости, посвященные не только традиционному, но и бюджетному учету – следите за публикациями.
  • В этой статье приведено много ссылок на нормативные документы, воспользуйтесь ими.

Мы не коснулись в статье госзаказа и государственных закупок, о них мне бы хотелось поговорить подробнее в будущем. Это тоже очень интересная и достаточно сложная тема.

Учреждения ветеринарии являются областными государственными учреждениями, финансируются из средств областного бюджета и занимаются предпринимательской деятельностью.

Учреждения переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Какие налоги наши учреждения обязаны платить?

Какие налоговые декларации наши учреждения обязаны сдавать в налоговые инспекции?

Организации, финансируемые из бюджета, признаются плательщиками налога на прибыль организаций, НДС, ЕСН, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, а также плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Поскольку Ваши учреждения в сфере оказания ветеринарных услуг переведены на уплату единого налога на вмененный доход, то в соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ они освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), а также не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Иные налоги и сборы бюджетные учреждения, переведенные на уплату ЕНВД, исчисляют и уплачивают в соответствии с общим режимом налогообложения.

В соответствии со ст. 246 НК РФ российские организации (в том числе учреждения) признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Объектом налогообложения для них признается прибыль, то есть полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ).

При этом согласно ст. 321.1 НК РФ налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

А налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Поскольку вся коммерческая деятельность учреждений в Вашем случае переведена на уплату ЕНВД и уплата налога на прибыль организаций заменена уплатой единого налога, то объекта налогообложения налогом на прибыль не возникает.

Напомним, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств (п.п. 2 ст. 321.1 НК РФ).

Но несмотря на то, что объекта налогообложения не возникает, учреждение в целом как организация не перестает признаваться плательщиком налога на прибыль организаций.

В соответствии с п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина РФ от 07.02.2006 г. № 24н, некоммерческие организации (к которым относятся и бюджетные учреждения), у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют Декларацию по налогу на прибыль по истечении налогового периода (календарного года) по форме в составе Титульного листа (Листа 01), Листа 02 и, при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 251 НК РФ, – Листа 07.

Как мы уже отмечали выше, в отношении операций, осуществляемых в рамках деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, учреждение не признается налогоплательщиком НДС.

В этом случае у учреждения не возникает обязанность по предоставлению налоговой декларации по НДС, так как декларацию обязаны предоставлять только налогоплательщики, которыми учреждения, переведенные на уплату ЕНВД, не признаются.

Если учреждение оказывает ветеринарные услуги, финансируемые из бюджета, то реализация таких услуг не подлежит налогообложению НДС в соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Однако при этом учреждение не перестает признаваться налогоплательщиком НДС несмотря на отсутствие объекта налогообложения в соответствии с налоговой льготой и, следовательно, не освобождается от обязанности представлять налоговую декларацию в том числе «нулевую».

В соответствии с п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 г. № 71 отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Чтобы каждый налоговый период не представлять «нулевые» декларации, учреждение может получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ).

Поскольку НК РФ не предусмотрена обязанность подавать в налоговые органы «нулевые» декларации по налогам, от уплаты которых налогоплательщики освобождены, то, получив освобождение, Вы избавитесь от хлопот с регулярным представлением «нулевых» деклараций.

В случае выставления покупателям счетов-фактур с выделенной суммой НДС, а также если учреждение исполняет обязанности налогового агента по НДС, декларацию придется представлять по правилам главы 21 НК РФ.

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области от 27.11.2003 г. № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» (в ред. от 21.07.2006 г.) государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения освобождаются от уплаты налога на имущество организаций.

Ситуация – аналогичная той, что складывается с НДС.

Учреждение признается плательщиком налога на имущество организаций, налог не уплачивает в соответствии с предоставленной льготой (причем льгота предоставляется в отношении всего имущества учреждения независимо от источников финансирования).

Следовательно, в соответствии со ст. 386 НК РФ учреждения обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Кроме того, льгота по налогу на имущество предоставляется учреждению при представлении им письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, копий учредительных документов. При этом одновременно с указанными документами должны быть представлены налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговая декларация по этому налогу.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 4 Закона Свердловской области от 29.11.2002 г. № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» (в ред. от 21.07.2006 г.) освобождаются от уплаты транспортного налога только государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения, не имеющие доходов от предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход.

Поскольку Ваши учреждения осуществляют предпринимательскую деятельность, то права на льготу по транспортному налогу они не имеют.

Следовательно, налог уплачивается и декларация предоставляется на общих основаниях по правилам главы 28 НК РФ и Закона № 43-ОЗ.

По деятельности, финансируемой из бюджета, учреждения являются плательщиками ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход учреждение освобождается от уплаты ЕСН.

При этом учреждения, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Следовательно, на выплаты работникам, осуществляемые за счет внебюджетных средств, начисляются только взносы на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со ст. 243 НК РФ данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей по ЕСН, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 09.02.2007 г. № 13н.

Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом) представляется налоговая декларация по ЕСН по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.01.2006 г. № 19н.

Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, следует представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Согласно ст. 24 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Россий­ской Федерации» данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей по страховым взносам страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 24.03.2005 г. № 48н.

Декларация по страховым взносам должна быть представлена в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (календарным годом) по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 27.02.2006 г. № 30н.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ бюджетные учреждения признаются страхователями в отношении физических лиц, выполняющих работу на основании трудового договора (контракта) физических лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), а в соответствующих случаях – на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, должны представлять в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме 4-ФСС РФ, утвержденной постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 г. № 11.

Плательщики ЕНВД не освобождены от уплаты указанных страховых взносов, поэтому взносы начисляются и на выплаты, произведенные работникам в рамках предпринимательской деятельности, переведенной на уплату ЕНВД.

Калиниченко Е. И.

эксперт по учету в организациях бюджетной сферы, координатор образовательных программ в бюджетной сфере в Контур.Школе

7 новых ФСБУ для бюджетных учреждений, изменения в отчетности, инструкциях по учету, а также система казначейского обслуживания и новые платежные реквизиты

1. Семь новых федеральных стандартов по учету

С 2021 года в бюджетной сфере нужно применять семь новых стандартов учета:

В стандарте прописали единые требования к учету нематериальных активов: первоначальная стоимость, оценка, амортизация, обесценение, списание. Также финансисты утвердили правила учета неисключительных прав на НМА.

Стандарт делит непроизведенные активы на группы (земля, ресурсы недр, водные ресурсы, некультивируемые биологические ресурсы и прочие непроизведенные активы) и устанавливает единые правила учета для НПА.

Стандарт делит все выплаты работникам учреждений на текущие и отложенные и устанавливает обязательное правило создавать резервы по отпускам.

Методические рекомендации по применению стандарта доведены Письмом от 30.11.2020 № 02-06-07/104576.

  • 4. СГС «Затраты по заимствованиям» — Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 182н.

В стандарте закреплен порядок признания затрат по государственному и муниципальному долгу и затрат по заимствованиям учреждений.

Разъяснения о том, как применять стандарт, Минфин опубликовал в Письме от 30.11.2020 № 02-07-07/104382.

Стандарт применяют, когда отражают в учете объекты, которые возникли при совместной деятельности по договору простого товарищества без юрлица или по соглашению о совместных действиях без объединения имущества (вкладов).

  • 6. СГС «Информация о связанных сторонах» — Приказ Минфина от 30.12.2017 № 277н.

В стандарте прописано, в каком порядке раскрывать в отчетности информацию о связанных сторонах: лицах, на деятельность которых учреждение может влиять, или случаях, когда они могут повлиять на деятельность самого учреждения. Применяется с отчетности с 2021 года.

Стандарт делит финансовые активы на шесть групп (денежные средства, дебиторская задолженность, долговые требования, финансовые активы, удерживаемые до погашения, активы для перепродажи и активы для получения доходов от участия) и устанавливает требования для принятия активов к учету.

  • Подробнее о том, как меняется учет и отчетность по правилам новых ФСБУ, какие особенности учитывать и как решать сложности, вы узнаете на вебинаре Александра Опальского « ФСБУ‑2021. Обзор изменений. Рекомендации практикам ». Посмотрите отрывок из этого вебинара:

2. Новые правила учета и счета: изменения в Инструкции № 157н

  • Приказ Минфина России от 14.09.2020 № 198н (действует с 17.10.2020)

С 2021 года в бухучете учреждений бюджетной сферы нужно применять новые правила.

  • Например, в план счетов добавили единые аналитические буквенные коды N, R, I и D. Операции с нематериальными активами перевели на баланс и добавили новые счета учета по резервам, ошибкам, забалансовые счета и пр.

Подробнее о новых правилах и счетах читайте в статье:

3. Изменения в Инструкциях по бухучету № 162н, № 174н и № 183н

  • Приказ Минфина России от 30.10.2020 № 253н (изменения в Инструкции № 174н, действует с 21.12.2020)
  • Приказ Минфина России от 30.10.2020 № 256н (изменения в Инструкции № 183н, действует с 21.12.2020)
  • Приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (изменения в Инструкции № 162н, действует с 20.12.2020)

Финансисты внесли правки в план счетов, правила учета и добавили новые проводки в инструкции для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Изменения в учет стали следующим шагом после внедрения новых ФСБУ и обновления Инструкции № 157н.

Об изменениях Инструкций № 162н, № 174н и № 183н вы узнаете на вебинаре « Обзор изменений Инструкций по бюджетному учету », лектор Александр Опальский.

4. Новый состав и изменения в бюджетной отчетности за 2020 год

Минфин внес поправки в приказы по отчетности организаций бюджетной сферы № 191н, № 33н и № 15н. Приводим обзор изменений.

Отчетность бюджетных и автономных учреждений

  • Приказы Минфина России от 30.06.2020 № 127н, от 30.11.2020 № 292н — изменения в Инструкции № 33н.

1. Скорректировали порядок заполнения и формы:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
  • отчет о результатах деятельности (ф. 0503721);
  • отчет о движении денежных средств (ф. 0503723);
  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760):
  1. таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
  2. таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики учреждения» — ранее «Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета»;
  3. сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности» (ф. 0503766) — ранее «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766)»;
  4. сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
  5. сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
  6. сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
  7. сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
  8. сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
  9. сведения об остатках денежных средств (ф. 0503779);
  10. сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства (ф. 0503790).

2. Из состава Пояснительной записки (ф. 0503760) исключили сведения о количестве обособленных подразделений (ф. 0503761), о целевых иностранных кредитах (ф. 0503767).

Отчетность казенных учреждений

  • Приказы Минфина России от 02.07.2020 № 131н, от 16.12.2020 № 311н — изменения в Инструкции № 191н.

1. Скорректировали порядок заполнения и следующие формы:

  • баланс главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов, источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503130);
  • отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
  • справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
  • пояснительная записка к балансу (ф. 0503160):
  1. таблица № 1 «Сведения о направлениях деятельности» — ранее «Сведения об основных направлениях деятельности»;
  2. таблица № 4 «Сведения об основных положениях учетной политики» — ранее «Сведения об особенностях ведения бюджетного учета»;
  3. сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164);
  4. сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166);
  5. сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168);
  6. сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);
  7. сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173);
  8. сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175);
  9. сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190).

2. Из состава Пояснительной записки (ф. 0503160) исключили сведения о количестве подведомственных участников бюджетного процесса, учреждений и государственных унитарных предприятий (ф. 0503761), о результатах деятельности (ф. 0503162).

Дополнительная отчетность федеральных казенных учреждений

  • Приказ Минфина России от 16.12.2020 № 313н — изменения в Приказе № 15н.

Финансисты скорректировали заполнение расшифровки дебиторской задолженности по выданным авансам (ф. 0503191).

Консолидированная отчетность

  • Приказ Минфина России от 29.10.2020 № 250н — изменения в Инструкции № 191н.

В составе системы бюджетов появился новый уровень — бюджеты муниципальных округов. Отчетность этих бюджетов с 2021 года будет входить в состав консолидированной отчетности. Поэтому финансисты внесли правки в следующие формы:

  • консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152);
  • отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);
  • баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503320);
  • консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321);
  • консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 0503323).

5. Новые КВР, КВД и КОСГУ с 2021 года

Внесли поправки в Порядок № 209н и добавили новые доходные и расходные коды, а также скорректировали описание действующих КОСГУ. Например, с 2021 года появился новый КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По коду следует учитывать доходы (возмещение) от фонда на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний сотрудников, а также на санаторно-курортное лечение сотрудников, которые работают во вредных условиях.

Также более подробно разделили схожие расходы по кодам 226 «Прочие работы, услуги» и 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений».

Подробнее о новых кодах и других изменениях читайте в статье « Бухгалтеру бюджетной сферы: топ‑5 изменений за ноябрь ».

В Порядок № 85н добавили шесть новых кодов видов расходов. В частности, КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». С 2021 года по этому коду нужно отражать расходы на электроэнергию, газ и теплоснабжение. Еще закрепили закрытый перечень расходов, которые нужно оплачивать по КВР 119, 129, 139 и 149.

Чтобы узнать подробнее обо всех нововведениях, регистрируйтесь на вебинар лектора Марии Беляевой « КВР и КОСГУ в 2021 году: изменения и примеры ».

6. Новая форма плана ФХД и расчетов-обоснований с 2021 года

Законодатели утвердили новые формы плана ФХД и обоснований к нему по поступлениям и выплатам для федеральных бюджетных и автономных учреждений. Учреждения субъектов РФ также вправе использовать эти формы обоснований, если их утвердит и доведет учредитель.

Подробнее о том, как составлять План ФХД и как менять его в течение 2021 года, можно узнать на экспресс-курсе « ПФХД‑2021 по новым правилам ».

7. Единый казначейский счет (ЕКС) и новый порядок казначейского обслуживания

  • Закон от 27.12.2019 № 479-ФЗ (поправки в БК РФ)
  • Приказы Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н, от 01.04.2020 № 15н

Законодатели ввели понятие «единый казначейский счет» и утвердили новые правила обслуживания для участников системы казначейских платежей. Участники системы делятся на прямых (ФК, финорганы субъектов РФ, администраторы, федеральные ПБС, бюджетные и автономные учреждения) и косвенных (муниципальные бюджетные и автономные учреждения, ПБС субъектов РФ и др.). Каждому участнику системы будет открыт счет в территориальных органах ФК (ТОФК). О том, в каком порядке и в какой период откроются счета, — в Приказе ФК от 01.04.2020 № 15н .

Оператором новой системы будет само Федеральное казначейство. Казначейское обслуживание проводят ТОФК. Старые счета, открытые участникам системы до 2021 года, будут закрыты. Переходный период установлен до 1 января 2023 года.

Также для нового казначейского обслуживания утвердили новые формы документов для денежных операций:

  • заявка на кассовый расход (код формы по КФД 0531801);
  • заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
  • заявка на возврат (ф. 0531803);
  • заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
  • распоряжение о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;
  • уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) и др.

8. Поправки в первичной документации учреждений и проект нового приказа, который заменит Приказ № 52н

С 27 сентября 2020 года законодатели внесли ряд поправок в Приказ № 52н.

Изменили не только состав «первички» и регистров учета, но также обновили действующие формы и указания по их заполнению. Однако использовать в работе новые документы и правила должны не все учреждения.

О том, каким учреждениям и как применять документы и правила, читайте в статье « Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н ».

Также в конце декабря на портале проектов нормативных правовых актов появился проект нового приказа, который полностью заменит Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н.

В проекте приказа есть формы первичной документации и регистров, которые были раньше, а также новые формы, например:

  • акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (ф. 0504434);
  • решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет (ф. 0504436);
  • решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами, с учета по счету № (ф. 0504437);
  • ведомость начисления доходов (ф. 0504837);
  • решение комиссии по поступлению и выбытию активов о принятии к учету нефинансовых активов (ф. 0504441) и др.

9. Новый федеральный МРОТ и порядок расчета прожиточного минимума с января 2021 года

С 1 января 2021 года величина МРОТ составила 12 792 руб.

Также внесли изменения в методику расчета минимального размера оплаты труда. Больше МРОТ не зависит от стоимости потребительской корзины. Теперь он будет составлять 42% от медианной зарплаты за прошлый год. Это величина, от которой 50% населения получают зарплату выше, а 50% — ниже.

Прожиточный минимум также будут считать по-новому: из медианного среднедушевого дохода. На 2021 год эта величина составляет 44,2% от указанного показателя.

10. Новые реквизиты для ЗКР и платежек на уплату налогов и взносов

Из-за новой системы казначейских платежей с 1 января 2021 года изменились реквизиты, которые нужно заполнять в заявках на кассовый расход и платежных поручениях на перечисление налогов, сборов и страховых взносов в ФНС. А именно:

  • в ЗКР в графе 5 теперь заполняют номер казначейского счета, а в графе 8 — номер счета, который с 2021 года входит в состав единого казначейского счета (ЕКС);
  • в платежном поручении: номер счета, который входит в состав ЕКС, указывают в поле 15, а в поле 17 — номер казначейского счета.

Для удобства в письме налоговики привели таблицу реквизитов ТОФК для каждого региона.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Все важные изменения в бюджетной сфере с 2021 года 841.7 КБ

Налогообложение автономных, бюджетных и казенных учреждений

Начиная с 2011 года муниципальные учреждения образования могут быть автономными, бюджетными и казенными (абз.2 п.2 ст.120 ГК РФ). При этом все они являются некоммерческими организациями.

Учитывая нормы Федерального закона N 83-ФЗ от 08.05.2010 г., а также нормы налогового и иного законодательства, особенности исчисления, декларирования и оплаты налогов, взносов и сборов этих учреждений нижеследующие:

1. Казенное муниципальное учреждение образования.

1.1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

В соответствии с нормами Главы 23 Налогового кодекса РФ казенное муниципальное учреждение образования является налоговым агентом по исчислению, отчетности и уплате в бюджет НДФЛ со всех доходов, выплачиваемых учреждением физическим лицам по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера (кроме индивидуальных предпринимателей), не предусматривающих перехода права собственности.

1.2. Страховые взносы на обязательное социальное страхование.

1.3. Налог на имущество.

Казенное муниципальное учреждение образования в 2011г. освобождено от исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество на основании п.2 ст.4 закона Ульяновской области N 060-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области".

1.4. Транспортный налог.

Казенное муниципальное учреждение образования является плательщиком транспортного налога в соответствии с нормами Главы 28 Налогового кодекса РФ и закона Ульяновской области N 130-ЗО "О транспортном налоге в Ульяновской области".

1.5.Земельный налог.

Казенное муниципальное учреждение образования является плательщиком земельного налога в соответствии с нормами Главы 31 Налогового кодекса РФ и Решением Ульяновской городской думы N 135 "О земельном налоге на территории Муниципального образования "Город Ульяновск" относительно только тех земельных участков, по которым у казенных учреждений имеется зарегистрированное в установленном законодательством порядке право постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со ст.20 Земельного кодекса РФ.

1.6. Экологический сбор.

1.7 Налог на добавленную стоимость (НДС).

Казенное муниципальное учреждение образования в качестве некоммерческой образовательной организации освобождено от НДС по выполнению работ в рамках образовательного процесса при исполнении бюджетной сметы или установленного муниципального субсидируемого задания, расходы по которому финансируются из бюджета (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ).

При наличии в казенном муниципальном учреждении образования своей столовой, то реализация продукции питания столовой в этом учреждении освобождена от НДС (пп.5 п.2 ст.149 НК РФ).

Казенное муниципальное учреждение школьного и дошкольного образования освобождено от НДС по оказанию услуг по содержанию детей в дошкольном учреждении, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп.4 п.2 ст.149 НК РФ).

При этом с 01.01.2011 г. образовательная деятельность лицензируется и для освобождения от НДС по вышеуказанным 3-м видам льгот обязательным условием является наличие у учреждения лицензии на образовательную деятельность по образовательной программе (п.6 ст.149 НК РФ, пп.105 п.1 ст.17 и пп.9 п.2 ст.17 Федерального закона N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ N 87 от 16.02.2011 г.).

Не освобождено от НДС получение доходов казенным муниципальным учреждением образования от сдачи находящегося в оперативном управлении имущества в аренду. При этом сумма арендной платы должна включать в себя сумму НДС, а арендатор является налоговым агентом учреждения по исчислению, удержанию, декларированию и уплате в бюджет суммы НДС с арендной платы (п.3 ст.161 НК РФ).

НДС с суммы оплаты арендатором коммунальных платежей и иных платежей по договору аренды (кроме арендной платы) арендатор исчисляет и уплачивает в бюджет самостоятельно в качестве налогового агента муниципального казенного учреждения образования только в том случае, если в договоре аренды установлено, что арендная плата состоит из 2-х частей: плата за арендуемую площадь - постоянная часть арендной платы и плата за коммунальные и иные услуги - переменная часть арендной платы (основание - ФНС РФ N ШС-22-3/86@ от 04.02.2010 г).

Если в договоре указано, что коммунальные и иные платежи (электроэнергия, уборка помещений и пр.) возмещаются (компенсируются) арендатором, то ни арендодателю, ни арендатору в качестве налогового агента не нужно исчислять и оплачивать в бюджет НДС с суммы такого возмещения (основание письма ФНС РФ N ШС-22-3/86@ от 04.02.2010 г., N ШТ-6-03/1040@ от 27.10.2006 г. и N ШТ-6-03/340@ от 23.04.2007 г.). Счет-фактуру на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) в этом случае арендодатель арендатору не выставляет.

Не освобождено от НДС оказание казенным муниципальным учреждением образования прочих платных услуг, не указанных выше в перечне услуг, льготируемых по НДС для таких учреждений, например, консультационных и т.п.

Однако, приносящая доход деятельность казенных муниципальных учреждений образования может осуществляться только в рамках уставной деятельности и о возможности осуществления этой деятельности должно быть сказано в уставе учреждения.

Следовательно, если казенное муниципальное учреждение образования имеет исчисленный самостоятельно НДС по доходам от указанных в уставе платных услуг (кроме НДС от арендной платы, который исчисляется арендатором, и льготируемых ст.149 НК РФ), то учреждение имеет право на налоговые вычеты по НДС относительно тех затрат, которые непосредственно произведены для выполнения облагаемых НДС доходов (ст.171 НК РФ).

Условием принятия налоговых вычетов является наличие счетов-фактуры поставщиков и оприходование в учете произведенных затрат по первичному учетному документу: накладной, акту и т.п. (ст.172 НК РФ). Наличие оплаты поставщику не является необходимым условием принятия НДС к вычету(кроме оплаты при импорте учреждением товаров, услуг).

Если произведенные затраты относятся одновременно к деятельности, облагаемой НДС, и к деятельности, не облагаемой НДС, то следует организовать раздельный учет того, какая часть НДС по счету-фактуре, относящая к облагаемой НДС деятельности, подлежит вычету. При отсутствии такого учета сумма НДС по таким счетам-фактурам полностью не принимается к вычету (п.4 ст.170 НК РФ).

Казенное муниципальное учреждение образования может воспользоваться правом освобождения от обязанностей плательщика НДС по нормам ст.145 НК РФ.

1.8. Налог на прибыль.

С 01.01.2011 г. учет, декларирование и оплату в бюджеты налога на прибыль муниципальные казенные учреждения образования ведут по нормам Главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ в целом, а не только, как ранее по нормам ст.321.1 НК РФ, которая отменена с 01.01.2011 г.

Согласно нормам Главы 25 НК РФ доходы (бюджетное финансирование), полученные казенными муниципальными учреждениями образования от оказания муниципальных услуг, от исполнения муниципальных функций, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп.33.1 п.1 ст.251, пп.14 п.1 ст.251, п.3 п.2 ст.251 НК РФ).

Под муниципальными услугами понимаются услуги, оказываемые органами, входящими в систему органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них законодательством полномочий по запросам заявителей (физических и юридических лиц) (ст.6 БК РФ, п.п.1, 2 ст.2 Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").

В соответствии с новым п.48.11 ст.270 НК РФ затраты казенных муниципальных учреждений образования , связанные с исполнением муниципальных функций, не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль.

Иные доходы от приносящей доход деятельности, получаемые казенными муниципальными учреждениями образования, включая внереализационные доходы, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п.1 ст.247, п.1 ст.248 НК РФ).

Соответственно, расходы, фактически осуществленные казенными муниципальными учреждениями образования в связи с ведением приносящей доход деятельности, учитываются в целях налогообложения в качестве расходов, если они удовлетворяют условиям п.1 ст.252 НК РФ, а именно:

- произведенный учреждением расход является обоснованным (экономически оправданным);

- имеется документальное подтверждение произведенного расхода;

- расход произведен учреждением в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Муниципальное казенное учреждение образования в целях исчисления налога на прибыль (не в целях бухгалтерского бюджетного учета) не начисляет амортизацию на основные средства, приобретенные учреждением за счет бюджетных средств, то есть эти основные средства амортизируются по бюджетному бухгалтерскому учету, но не подлежат амортизации в целях налогообложения налогом на прибыль (даже если эти основные средства используются не только в бюджетной деятельности, но и в деятельности, приносящей доход) (пп.1, 2, 3 п.2 ст.256 НК РФ ).

При отсутствии приносящей доход деятельности как таковой у казенного муниципального учреждения образования могут возникать ситуации, когда оно должно исчислить налог на прибыль с полученных внереализационных доходов.

К таким доходам относятся, в частности:

- суммы возмещения, причитающиеся к получению от виновных лиц, причинивших ущерб учреждению, а также суммы штрафов, пеней и неустоек за нарушение контрагентами договорных обязательств (п.3 ст.250 НК РФ);

- лицензионные платежи за предоставление в пользование объектов интеллектуальной собственности (пп.5 ст.250 НК РФ);

- суммы процентов по договорам банковского счета, начисляемых банком на остаток денежных средств на счете учреждения (п.6 ст.250 НК РФ );

- суммы денежных средств, а также стоимость имущества, полученных учреждением безвозмездно (за исключениями, предусмотренными ст.251 НК РФ) (п.8 ст.250 НК РФ);

- суммы пожертвований, использованные не по назначению (п.14 ст.250НК РФ);

- стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп.18 п.1 ст.251 НК РФ) (п.13 ст.250 НК РФ);

- стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации (п.20 ст.250 НК РФ).

Сроки и порядок уплаты налога на прибыль установлены в ст.287НК РФ.

По итогам отчетного периода (I квартала, первого полугодия, 9 месяцев) уплачивается авансовый платеж по налогу на прибыль, исчисленный исходя из фактически полученной в отчетном периоде прибыли.

Срок уплаты этого авансового платежа - не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

По истечении налогового периода (календарного года) подлежит уплате налог на прибыль, исчисленный исходя из фактически полученной в налоговом периоде прибыли (за минусом оплаченных авансовых платежей). Налог на прибыль по итогам года уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль казенными муниципальными учреждениями, имеющими обособленные подразделения, установлены

В соответствии с п.1.1 ст.284 НК РФ учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность (в том числе казенными), применяется налоговая ставка налога на прибыль 0% при соблюдении следующих условий, перечисленных в, п.п.1, 3 ст.284.1 НК РФ:

1. Вид образовательной деятельности учреждения включен в Перечень видов образовательной деятельности, установленный Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой перечень Правительством РФ не утвержден.

2. Учреждение имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Доходы учреждения за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90% от доходов, учитываемых учреждением при определении налоговой базы (то есть бюджетное финансирование и субсидии не входят в расчет), либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы.

4. В штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников.

5. Учреждение не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Положения п.1.1 ст.284 НК РФ применяются с 01.01.2011 до 01.01.2020. Следует иметь в виду, что образовательные учреждения, удовлетворяющие критериям ст.284.1 НК РФ, практически смогут воспользоваться ставкой по налогу на прибыль 0% только с 1 января 2012 г., подав не позднее 30 ноября 2011 г. в налоговый орган соответствующее заявление с приложением копий необходимых документов (п.5 ст.284.1 НК РФ).

Применять налоговую ставку 0% без представления в налоговый орган заявления и копий необходимых документов недопустимо (Минфина РФ N 03-03-06/1/110 от 21.02.2011г.)

Учитывая все вышеизложенное муниципальным казенным учреждениям образования, следуя нормам Главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ, необходимо иметь учетную политику по налоговому учету налога на прибыль, налоговые регистры (форма которых может быть разработана самостоятельно), утвержденные в учетной политике, разделение расходов по приносящей доход деятельности на прямые и косвенные и пр.

1.9. Специальные налоговые режимы.

Любые казенные учреждения не вправе применять упрощенную систему налогообложения (ст.346.12 НК РФ). Казенные учреждения также не вправе работать по единому сельскохозяйственному налогу (ст.346.2 НК РФ).

Читайте также: