Налоговая декларация в пмр

Опубликовано: 07.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 января 2016 г. № 03-08-13/679 Об устранении двойного налогообложения в отношении российской организации, осуществляющей деятельность на территории Приднестровской Молдавской Республики через свой филиал

В связи с письмом по вопросу устранения двойного налогообложения в отношении российской организации, осуществляющей деятельность на территории Приднестровской Молдавской Республики через свой филиал, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Пунктом 5 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что, если налогоплательщик имеет обособленное подразделение за пределами Российской Федерации, налог подлежит уплате в бюджет с учетом особенностей, установленных статьей 311 Кодекса.

Согласно положениям пункта 1 статьи 311 Кодекса доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Пунктом 4 статьи 311 Кодекса предусмотрено, что при наличии обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций осуществляются организацией по месту своего нахождения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 311 Кодекса суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором, налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.

Сумма налога, подлежащего зачету, отражается по строке 240 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (форма по КНД 1151006).

Также Приказом МНС России от 23.12.2003 № БГ-3-23/709@ утверждены форма налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, и инструкция по ее заполнению (форма по КНД 1151024). Указанная налоговая декларация представляется налогоплательщиком - российской организацией в налоговый орган по месту постановки на учет в целях зачета в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации сумм налога на прибыль, уплаченных (удержанных) в иностранном государстве.

При определении, подлежат ли налоги, уплаченные за рубежом, зачету в России или нет, следует исходить из того, что зачет может быть предоставлен только по тем налогам, уплаченным в иностранном государстве, которые аналогичны налогу на прибыль организации в Российской Федерации.

Таким образом, если из законодательного акта иностранного государства, которым налог был установлен, и названия налога следует, что налог является по существу аналогичным налогу на прибыль организаций, установленному главой 25 Кодекса, для осуществления процедуры зачета сумм налога, уплаченных российской организацией за пределами Российской Федерации, она должна включить доходы, полученные за пределами Российской Федерации (уменьшенные на соответствующие суммы расходов), в налоговую базу при уплате налога на прибыль в Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенное, в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в целях осуществления зачета налога, уплаченного в иностранном государстве, российской организации следует представить вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (форма по КНД 1151006) налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации (форма по КНД 1151024), и оригинал документа, предусмотренного пунктом 3 статьи 311 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что сфера действия Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 12.04.1996 (далее - Соглашение) распространяется на территорию Приднестровской Молдавской Республики, являющейся частью Республики Молдова, поскольку в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 3 «Общие определения» для целей Соглашения, если из контекста не вытекает иное, термины «одно Договаривающееся Государство» и «другое Договаривающееся Государство» означают в зависимости от контекста Российскую Федерацию или Республику Молдова.

Таким образом, при зачете налога, уплаченного российской организацией на территории Приднестровья, от осуществления своей деятельности через филиал, расположенный в Приднестровье, документ, подтверждающий факт уплаты налога за пределами Российской Федерации, может быть заверен соответствующим налоговым органом.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В. Трунин

Обзор документа

Если из законодательного акта иностранного государства, которым налог был установлен, и названия налога следует, что он является по существу аналогичным налогу на прибыль, установленному НК РФ, для зачета сумм, уплаченных российской организацией за пределами России, она должна включить доходы, полученные за рубежом (уменьшенные на соответствующие суммы расходов), в налоговую базу при уплате налога на прибыль в нашей стране.

Разъяснено, что сфера действия Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов распространяется на территорию Приднестровской Молдавской Республики, являющейся частью Республики Молдова.

При зачете налога, уплаченного российской организацией на территории Приднестровья, от осуществления своей деятельности через филиал, расположенный в Приднестровье, документ, подтверждающий факт уплаты налога за пределами России, может быть заверен соответствующим налоговым органом.

Налоговая декларация заполняется по унифицированной форме.

Понятие налоговой декларации

Налоговая декларация представляет собой официальный документ налогоплательщика, в котором содержатся сведения обо всех объектах налогообложения, о его регулярных доходах и расходах, а также иные особенности – имеющийся налоговый вычет, различные пояснения, порядок уплаты, штраф и т.д.

В состав налоговой декларации могут входить и иные сведения и пояснения, в зависимости от конкретной ситуации, например, от определенной деятельности организации – объекта налогообложения.

Расчет налога или сбора представляет собой процедуру по установлению точной суммы, необходимой для перечисления и последующей уплаты уполномоченному лицу – единой налоговой организации, в установленный срок.

Налоговый расчет авансового платежа, в соответствии с действующими положениями НК РФ, является официальным заявлением физического лица – налогоплательщика, которое содержит в себе сведения обо всех имеющихся у него объектах налогообложения.

Помимо этого, сюда также входят сведения о доходах и расходах физического лица, об их источниках, о налоговой базе, об авансовом платеже и его размере, а также иные особенности и пояснения, влияющие на дальнейшее исчисление и схему уплаты авансового платежа.

Расчет, проверка, составление сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом – это письменный документ, содержащий в себе сведения налогового агента в отношении физических лиц, которые получили определенные доходы и объекта налогообложения. В эти сведения также входит вычет, возврат, особенности и значение вычета, срок, порядок уплаты вычета, возмещение и т.д.

Согласно положениям НК РФ, различные документы, пояснения, бухгалтерская отчетность и налоговая декларация физических лиц могут быть сданы в ФНС как в электронной форме, так и на бумажном носителе, в установленный срок. Их составление, проверка объекта, возврат вычета, возмещение, процедура рассмотрения могут быть осуществлены как лично налогоплательщиком, так и через агента.

Представление налоговой декларации в налоговый орган

Действующие правила налогообложения и положения НК РФ предусматривают, что налоговая декларация объекта, как важная правовая отчетность, подтверждающая доходы физических лиц и организации, и их значение, суть, особенности рассмотрения, подлежит сдачи в ФНС четко в установленные сроки. Нарушение срока может повлечь за собой возврат документа, штраф и иную ответственность.

Электронная или письменная формы налоговых деклараций предполагают, что данная отчетность может быть представлена в ФНС лично налогоплательщиком, либо через его представителя – агента, обладающего соответствующими полномочиями.

Электронная отправка или возврат, а также проверка вычета и объекта, осуществляются только на официальном сайте.

Касаемо налогообложения организации, сдача электронной или письменной налоговой декларации может быть осуществлена как лично руководителем данной организации, так и главным бухгалтером учреждения, а также официальным представителем, в установленный срок.

При этом будет считаться, что отправка и сдача отчетности произошли в тот день, когда она была представлена в ФНС на бумажном, а не на электронном носителе.

Если налоговая отчетность физического лица или организации подается в ФНС посредством почтового отправления, в конверт обязательно должна быть вложена опись, в которой указаны все документы, разделы, сумма вычета, его значение, возмещение, сведения и пояснения, направляемые в данное место.

При таком способе отправки, сдача отчетности будет закреплена за тем днем, который будет указан в почтовом отправлении.

Какие налоговые декларации не подлежат представлению в налоговый орган

Действующее законодательство и НК РФ устанавливают, что не вся отчетность объекта налогообложения и документы о доходах по налогам и сборам могут быть сданы в налоговый орган по желанию физического лица, либо руководства организации.

Прежде всего, сдачи в ФНС не подлежат те налоговые документы и отчетность по сборам, где указаны налоги, от уплаты которых налогоплательщики были освобождены, в связи с введением особого налогового режима, приказа и т.д.

Сюда также относятся случаи, когда определенная деятельность налогоплательщика подразумевает освобождение от необходимости уплаты некоторых налогов, например, НДФЛ и т.д.

Единая упрощенная форма налоговой декларации применяется в отношении налогоплательщиков, не осуществляющих никаких финансовых операций, имеющих значение, в результате которых могли бы произойти какие-либо движения денежных средств, необходимые для полноценного налогообложения физических лиц или индивидуального предпринимателя.

Форма единой налоговой декларации, особенности и требования ее оформления, а также допустимые сроки сдачи, проверка, возврат, штраф, его сумма и ответственность утверждаются ФНС.

Налоговая отчетность физических лиц НДФЛ или индивидуального предпринимателя подлежит сдачи в ФНС в электронной, либо письменной форме, по месту учета налогоплательщика или налогового агента.

Способ отправки и представления налоговой декларации, а также сведения, указываемые в ней

Положения НК РФ предусматривают два законных и правомерных способа для сдачи единой отчетности в ФНС. Наиболее распространенным считается личное посещение отделения ФНС, где можно сдать все необходимые документы и пояснения, подтверждающие выполнение налоговых обязательств налогоплательщиком.

Все виды налоговых деклараций могут быть сданы именно этим способом, сюда также входит и налоговая декларация по налогу на прибыль, которую можно сдать лично либо через агента.

Менее затратным по времени считается способ передачи декларации посредством электронной отправки. Данная процедура подачи не требует никаких дополнительных действий, ее может выполнить каждое уполномоченное лицо, включая агента.

Положения НК РФ устанавливают определенный порядок заполнения налоговой декларации, а также дополнительные требования, особенности и пояснения к ее содержанию. Документы налогообложения и налоговая отчетность физического лица либо индивидуального предпринимателя, должна содержать следующие указываемые подтверждающие сведения и разделы:

  • данные и пояснения о самом документе – его название и тип;
  • сведения о налоговом органе – его наименование, местонахождение и иные указываемые данные;
  • данные о физическом лице, либо организации, являющейся налогоплательщиком;
  • контактные данные, по которым можно связаться с налогоплательщиком;
  • особенности, касающиеся порядка предоставления и подачи электронной или письменной декларации – ее возврат, штраф, сумма, ответственность и т.д.;
  • особенности порядка исполнения требования для уплаты декларационного платежа, его проверка, сумма, возврат, разделы и т.д.;
  • особенности предоставления в ФНС декларации консолидированной группы налогоплательщиков, их ответственность, проверка, общая сумма, возврат, штраф, если имеется.

Форма и порядок заполнения налоговой декларации

Налоговая отчетность, в обязательном порядке, должна быть заполнена с учетом правил и пояснений действующего НК РФ. Если документы содержат ошибки, исправления, неточности, либо нарушена процедура оформления, сотрудник ФНС осуществит возврат данного документа, для исправления всех неточностей и повторной подачи.

Возврат или штраф за непредоставление, его сумма, а также иная ответственность, обязательно должны быть подкреплены соответствующими доказательствами, после того, как будет осуществлена проверка электронной или письменной отчетности НДФЛ.

Перед сдачей должна быть проведена подготовка и проверка налоговых деклараций и справок НДФЛ, для того, чтобы избежать совершения ошибок, указания не точных данных о доходах, порядке уплаты и т.д.

Декларация заполняется на основании точных имеющихся сведений. Утвержденная НК РФ форма НДФЛ предполагает указание пояснений в отношении тех или иных цифр в том случае, если это требуется. Сведения о доходах рассчитываются на основании подтверждающих документов – бухгалтерская отчетность, справки НДФЛ и т.д.

Ответственность за составление и значение указанных сведений, за исправления, неточности оформления, несоблюдение того или иного требования, а также за подтверждающие документы, полностью лежит на лице, занимавшимся заполнением налоговой декларации.

В ответственность также входит и срок сдачи единой налоговой отчетности в ФНС, установленный положениями НК РФ. Ответственность, как правило, представляет собой определенный штраф, сумма, порядок вычета и особенности уплаты которого будут зависеть от того, какие именно требования налогового законодательства были нарушены.

Все нарушения выявляет проверка, полученные результаты которой позволяют установить тот или иной штраф.

Особенности представления налоговой декларации

НК РФ и действующим законодательством разработана единая процедура подачи налоговой отчетности и сведений о доходах и сумма вычета объекта налогообложения, в электронной, либо письменной форме. Указанные сведения о доходах, подтверждающие документы, исправления, справки НДФЛ подлежат подачи лично налогоплательщиком, либо через его агента в установленные сроки.

Срок исполнения требования предоставления отчетности в отношении того или иного объекта должен быть четко соблюден. Несвоевременное представление налоговой декларации влечет за собой определенную ответственность в отношении налогоплательщика или его агента.

Бухгалтерская отчетность о доходах заполняется и подается, ориентируясь на место расположения объекта либо на место учета налогоплательщика или агента.

В случае внесения изменения в подтверждающие документы, например, справки НДФЛ, все исправления, новая сумма вычета и данные о доходах объекта, а также иные особенности, включая штраф, должны быть представлены в налоговый орган в 10-ти дневный срок со дня утверждения данных изменений.

Внесение изменений в налоговую декларацию и документы НДФЛ может быть осуществлено как лично налогоплательщиком, так и через его агента.

Ответственность и штраф за непредоставление единой отчетности, его сумма, размер и порядок уплаты, а также иные требования установлены положениями действующего законодательства.

Законодательство предусматривает удержание налогов с доходов граждан РФ. Полученные суммы направляются в бюджет для последующего распределения на здравоохранение, социальную поддержку, дорожное строительство, защиту экологии и другие сферы, требующие финансирования. Некоторые виды налогов самостоятельно рассчитываются и уплачиваются населением на основании заполненной декларации 3-НДФЛ.

3-НДФЛ: что это, как заполняется и для чего нужна налоговая декларация

Справка 3 НДФЛ – что это?

НДФЛ – налог на доход физического лица, удерживаемый работодателем с заработной платы сотрудника. Участия последнего не требуется – документация оформляется бухгалтерией, налог автоматически отчисляется в ИФНС. Иногда граждане самостоятельно рассчитывают налог и подают декларацию 3-НДФЛ в филиал налоговой службы. В документе гражданин отчитывается за дополнительный доход от продажи имущества, выигрыша в лотерею, премиального вознаграждения и т. д.

СПРАВКА! Форма декларации утверждена Приказом ФНС от 24.12.2014. Это документ строгой отчетности, состоящий из 2 разделов и листов с буквенным обозначением от А до И.

Бланк предусматривает всевозможные источники доходов, из которых налогоплательщик выбирает соответствующие его ситуации. Формуляр содержит отдельные графы для указания сумм, подлежащих возврату заявителю. Такие суммы относятся к налоговым вычетам, под них отведено 5 страниц.

Зачем нужна декларация?

Налогоплательщик самостоятельно заполняет 3-НДФЛ в двух ситуациях:

  1. Необходимо отчитаться перед налоговым органом о доходах физического лица, полученных из источника, отличного от основного места работы (продажа имущества, рента, выигрыш, презент и пр.). Индивидуальные предприниматели, работающие на ОСН, а также специалисты частной практики (адвокаты, нотариусы) информируют ИФНС о доходах, полученных от профессиональной деятельности.
  2. Планируется вернуть НДФЛ частично или в полном объеме согласно правилам налоговых вычетов.

Виды налоговых вычетов

Законом предусматривается несколько видов налоговых вычетов для возврата ранее удержанного налога. Вычеты бывают:

  • профессиональными, для ИП;
  • имущественными (плата за участок, машину, жилье);
  • социальными (оплата лечения, образования, пожертвования);
  • стандартными (льготы для определенных категорий граждан).

В большинстве случаев сумма вычета составляет 30 % от налогов, уплаченных в минувшем году. Для возврата средств требуется приложить к заполненному бланку 3-НДФЛ заявление соответствующего содержания.

Как получить налоговый вычет?

Заполнения 3-НДФЛ недостаточно, чтобы претендовать на налоговый вычет. Требуется документально подтвердить свое право на частичный либо полный возврат удержанного из доходов налога. В качестве подтверждения может использоваться:

  • копия свидетельства о приобретении прав собственности на недвижимое имущество;
  • договор купли-продажи имущества, включая недвижимость;
  • контракт на обучение, лечение, страхование;
  • чек на уплату услуг и др.

В комплект документов добавляется заявление с указанием реквизитов для возврата средств.

Необходимо обратиться в бухгалтерию по месту постоянного трудоустройства, уведомить о претензии на возврат НДФЛ. По мере начисления зарплаты и других положенных выплат бухгалтер не будет удерживать налог с доходов, пока положенная к возврату сумма не будет полностью возмещена.

Уведомить бухгалтера нужно в обязательном порядке. Если наступит событие, дающее право на возврат НДФЛ, сотрудники ИФНС не примут заявление на вычет до следующего года. Возврат средств через работодателя можно оформить сразу, вне зависимости от календарной даты.

ВАЖНО! Вернуть удержанный НДФЛ через работодателя получится не в каждом случае. Если речь об инвестиционном или социальном налоговом вычете, придется самостоятельно подавать 3-НДФЛ в ИФНС.

Налоговые вычеты предусмотрены только для официально трудоустроенных граждан. Если нет удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ, то и возврата требовать не с чего.

Получить имущественный налоговый вычет можно без учета срока давности. Если недвижимость приобретена в 2014 г., то на вычет можно рассчитывать и в 2019, и в 2021 г. Сотрудники ИФНС будут учитывать налог, удержанный за 3 года, предшествующих подаче заявления и декларации. Аналогично государство вернет деньги заявителю, если на работе ему не оформили вычета на детей. При обращении в ФНС можно вернуть сумму за 3 последних года, независимо от того, сколько лет прошло с момента уплаты НДФЛ.

Социальный вычет имеет ограничения по срокам возврата – учитывается период протяженностью 3 года с момента обучения, лечения. По истечении 3 лет подавать заявку на вычет бессмысленно.

В каких ситуациях может понадобиться представить справку 3-НДФЛ?

Представление документа связано с двумя ситуациями. Первая – уплата подоходного налога с прибыли, полученной помимо основного заработка. Вторая – возврат суммы из выплаченного ранее НДФЛ.

Право получить налоговый вычет не предоставляется автоматически. Необходимо иметь основания для обращения в налоговый орган. Возврат 13 % от удержанного налога получают:

  • при покупке или строительстве недвижимости;
  • участии в ипотеке;
  • обучении на платной основе;
  • платном лечении;
  • выплате добровольных страховых взносов в пенсионный фонд;
  • денежном участии в благотворительных акциях.

Как правильно заполнить справку 3-НДФЛ?

При возникновении сложностей с заполнением декларации 3-НДФЛ можно обратиться к специалистам, консультирующим за определенную плату, или следовать инструкции, приведенной ниже с указанием номеров страниц формуляра.

1. Личные сведения о заявителе. Ф. И. О., подпись.

2. Адрес постоянной регистрации заявителя, данные из паспорта.

3 – 7. Расчет общей суммы дохода и налога с учетом разных ставок (9 %, 13 %, 15 %, 30 % и 35 %). Суммарный доход, указанный на этих страницах, может быть интересен банку при определении кредитного лимита заемщика.

8. Расчет суммы НДФЛ, подлежащей уплате в госказну.

9. Указание доходов, полученных на территории РФ.

10. Указание доходов, полученных за рубежом.

11. Перечисление доходов от ИП, адвокатской деятельности и другой частной практики.

12 – 13. Сумма доходов, с которых не удерживается налог, а также тех, которые получены в натуральной форме от с/х производителей.

14. Сумма доходов, полученных в качестве призов, выигрышей.

15. Сумма удержанного НДФЛ с доходов, освобожденных от налогообложения.

16. Профессиональные налоговые вычеты, кроме имущественных (прибыль от продажи имущества).

17. Имущественные налоговые вычеты по прибыли от продажи недвижимости и прочей собственности.

18. Стандартные вычеты.

19. Социальные вычеты.

20. Социальные вычеты по пенсионным взносам, уплаченным в негосударственные фонды.

21 – 22. Налогооблагаемый доход от операций с финансовыми инструментами (срочные сделки) и ценными бумагами.

23. Имущественные вычеты.

Декларация 3-НДФЛ: в каких случаях её нужно заполнять?

Законодательство регламентирует сроки и обязательства сдачи налоговой декларации. Следующие категории граждан в обязательном порядке декларируют прибыль за отчетный период:

  • ИП;
  • нотариусы, адвокаты, фермеры и представители других узкопрофильных профессий;
  • резиденты РФ, получающие доход за границей;
  • нерезиденты, получающие прибыль на территории России;
  • получатели вознаграждения по ГПД;
  • получатели призов, выигрышей, подарков и денежных трансферов от частных лиц.

Заполнять декларацию 3-НДФЛ требуется и после продажи недвижимости, при долгосрочной ренте.

Как подавать декларацию?

Предусмотрено 2 варианта представления декларации в ИФНС: на бумаге и в электронном виде.

Электронный способ подачи декларации 3-НДФЛ проще и быстрее. На сайте ФНС необходимо выполнить следующие действия:

Кто должен подавать декларацию о доходах?

Подавать вручную заполненную или распечатанную декларацию можно одним из трех способов:

Какой срок подачи декларации 3-НДФЛ?

По закону сроки устанавливаются только для деклараций, отражающих дополнительную прибыль, с которой уплачен налог. Если цель представления 3-НДФЛ – налоговый вычет, срок подачи ограничен тремя годами давности.

Ответственность и штрафы за непредставление и просрочку сроков сдачи декларации 3-НДФЛ

Налоговое законодательство определяет штрафы за нарушения в области декларирования доходов:

  • 5 % от суммы не указанной в отчетности прибыли за каждый месяц просрочки (максимально 30 %);
  • 20 % за просрочку уплаты налога;
  • 40 % за умышленное уклонение от уплаты НДФЛ. За нарушения в крупных размерах (неуплата суммы от 600 тыс. рублей) предусмотрена ответственность по ст. 198 УК РФ.

Декларация 3-НДФЛ заполняется не только после продажи имущества. Документ позволяет вернуть часть уплаченных ранее налогов с прибыли. Для получения налогового вычета необходимо заполнить формуляр и представить декларацию в филиал ИФНС.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются экономической основой современного общества, формируя около 90% доходов государства в развитых странах. Уровень социально-экономического обустройства государства определяет формы и способы налогообложения, которые развивались от жертвоприношения, контрибуции, дани до самых современных видов - налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и др.
Подоходный налог в практике финансового хозяйства стал использоваться лишь в начале XIX века, когда сформировались необходимые социально-экономические условия для его применения. ( Например, в качестве экономического условия, определяющего возможность использования подоходного налогообложения в податной практике государства, выступает достаточно высокий уровень экономического развития, который в свою очередь создает базу обложения подоходным налогом в виде доходов населения, получаемых из различных источников.)

Содержание работы

Введение 3 Глава 1. Общие черты налогообложения доходов физических лиц в развитых странах.
1.1. Налогоплательщики и налоговая база 6
1.2. Налоговые вычеты и налоговые льготы 7
1.3. Налоговый период и налоговые ставки 8
Глава 2. Налогообложение доходов физических лиц в ПМР
2.1 Налогоплательщики и налоговая база 10
2.2 Налоговые вычеты 26
2.3 Порядок исчисления и уплаты налога 38
2.4 Порядок удержания и возврата неправильно исчисленных сумм налогов 46
Глава 3. Пути совершенствования налогообложения доходов физ. лиц 47
Заключение 49

Список использованной литературы 51

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

6. В налоговой декларации физические лица указывают все полученные ими в течение налогового периода доходы с расшифровкой источников их получения (предпринимательская деятельность, зарегистрированная в установленном порядке, доходы, полученные по основному месту работы и не по основному месту работы, иные доходы), налоговые вычеты и суммы начисленного и уплаченного в течении налогового периода налога.

7. Непредоставление налоговой декларации физическим лицом в указанный срок понимается как заявление налогоплательщика о не превышении суммы годового дохода указанных пределов и об уплате подоходного налога в полном объеме.

8. При прекращении в течение календарного года деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению, лицами, перечисленными в пункте 4 настоящей статьи, и выезде этих лиц за пределы территории Приднестровской Молдавской Республики на постоянное место жительства, налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период их пребывания в текущем году на территории ПМР, предоставляется ими не позднее чем за 7 дней до выезда за пределы ПМР на постоянное место жительства.

9. Работодатели обязаны выдавать своим работникам по их просьбе справки о суммах начисленного за год дохода и суммах удержанного с этого дохода подоходного налога.

10. Физические лица вправе в месячный срок после подачи в налоговый орган декларации о доходах уточнять данные, заявленные ими в этой декларации.

11. Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, производится не позднее, чем через 30 дней с момента вынесения решения налогового органа по такой декларации.

12. Проверка налоговыми органами деклараций проводится в течение 30 дней с момента подачи деклараций.

13. При декларировании доходов физических лиц не допускается взимание органами государственной власти каких-либо платежей, не предусмотренных настоящим Законом.

14. Возврат излишне уплаченных сумм подоходного налога производится в соответствии с действующими законодательными актами ПМР.

15. Уполномоченный Президентом ПМР исполнительный орган гос. власти, в ведении которого находятся вопросы организации и обеспечения сбора налогов и иных обязательных платежей, в целях информирования налогоплательщиков о целях и задачах декларирования доходов в ПМР:

а) разрабатывает методические рекомендации по заполнению налоговой декларации и размещает их в доступных для ознакомления декларантами местах по месту заполнения налоговой декларации;

б) обеспечивает возможность самостоятельного ознакомления декларантов с нормативными актами и методическими рекомендациями;

в) обеспечивает проведение консультаций по вопросам декларирования доходов в ПМР в удобное для декларантов время;

г) осуществляет иные мероприятия с целью информирования налогоплательщиков о целях и задачах декларирования доходов в ПМР.

16. Финансирование материальных затрат, связанных с декларированием доходов, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

2.4 Порядок удержания и возврата неправильно исчисленных сумм налогов

В соответствии со статьей 22 Закона ПМР о подоходном налоге с физических лиц определяется порядок удержания и возврата неправильно исчисленных сумм налогов:

1. Суммы налога, своевременно не удержанные работодателями с заработков и с других помесячно облагаемых доходов физических лиц, могут быть удержаны с них не более чем за три предыдущих месяца, а возврат излишне исчисленных сумм налога допускается не более чем за один год со дня обнаружения неправильного удержания.

2. Налог, не уплаченный в результате уклонения плательщика - физического лица от налогообложения, взимается за весь период уклонения, но не более, чем за три года.

3. Суммы налога, своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные в бюджет по месту выплаты дохода, взыскиваются налоговыми органами в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, с работодателей, организаций, выплачивающих доходы физическим лицам, за весь период, но не более шести лет, за счет средств работодателя, организаций.

4. Излишне удержанные организацией из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат зачету либо возврату организацией по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.

3. Пути совершенствования налогообложения доходов физических лиц.

Действующее законодательство имеет свои недостатки и достоинства.

Далее приведены основные проблемы налогообложения доходов физических лиц, существующие в настоящее время:

  1. Применяемые вычеты по НДФЛ в ПМР носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума.
  2. Закон о НДФЛ даже не предусматривает систему выведения из налогообложения дохода, обеспечивающего простое биологическое существование приднестровцев. Как следствие, это вызывает, по меньшей мере нелюбовь граждан к ПМР, ее законам, вызывает поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия доходов.
  3. Во многих развитых странах, например, США, помимо социальных налоговых вычетов (от 4500$ до 9000$ в зависимости от категорий плательщиков) существует довольно солидный необлагаемый минимум (2900$) на каждого человека, что выводит из под налогообложения доходы от 6 до 11 тысяч долларов по подоходному налогу.
  4. В ПМР отсутствует действенная система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы. Плоская ставка по НДФЛ не отвечает социальной справедливости, более того, противоречит официально исповедуемому ныне курсу на либерализацию рынка, всей экономики, в основе которой лежит современный маржинализм.
  5. Налоговые органы в ПМР в силу их недостаточной развитости и компетентности пока не способны обеспечить выполнение налогового законодательства по полной собираемости налогов, что приводит к выполнению плана наполнения бюджета отнюдь не за счет высоких доходов состоятельных граждан, а за счет оплаты труда, в основном, бюджетников, военных, служащих административных органов, работников государственных предприятий, налоговые агенты которых сами без вмешательства налоговых органов перечисляют налог, собираемый у источника выплаты дохода, в бюджет, а также путем переложения налогового бремени на менее состоятельных потребителей через косвенные налоги, такие как НДС, акцизы, налог с продаж и др.

Сегодня необходимо в первую очередь решать задачи, направленные на преодоление кризиса неплатежей и, как следствие этого, повышение доходов граждан, принятие соответствующих мер по пресечению уклонения от уплаты налогов.

От законодательной власти страны, государственных налоговых органов в современных условиях требуется осуществление детального анализа экономического развития, дальнейшего совершенствования налоговой системы с целью ускорения экономического развития страны.

К моим основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц в первую очередь относится введение прогрессивной ставки налога и ужесточение мер по собираемости налога на доходы в особенности с лиц, доходы которых значительно превышают средний уровень.

В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов.

Налоги на доходы физических лиц чрезвычайно многообразны. Подоходное налогообложение получило наибольшее распространение после Первой мировой войны. Подоходный налог в каждой стране имеет свои особенности, обусловленные историческими, политическими, экономическими и иными факторами. Однако можно выделить некоторые общие черты, характерные для большинства развитых стран.

Так, например, налогоплательщики, как правило, подразделяются на резидентов и нерезидентов.

Исходной базой для расчета налоговых обязательств выступает совокупный годовой доход налогоплательщика, в который включаются все доходы, полученные данным физическим лицом в течение налогового (финансового) года от источников, указанных в налоговом законодательстве.

Налоговые вычеты состоят, как правило, из необлагаемого минимума, профессиональных расходов, различного рода индивидуальных, семейных вычетов, вычетов на детей, сумм фактически уплаченных взносов в различного рода фонды социального назначения и обязательного страхования.

Кроме вычетов из совокупного дохода и зачетов по налогооблагаемому доходу, носящих универсальный характер, т.е. действие которых распространяется на все категории налогоплательщиков, действуют специальные налоговые льготы.

Налоговый период по подоходному налогообложению физических лиц составляет один год.

Также можно выделить ряд особенностей исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц в Приднестровской Молдавской Республике.

Плательщиками подоходного налога признаются физические лица, являющиеся резидентами ПМР, а также физические лица, не являющиеся резидентами ПМР, но, получающие доходы от источников, расположенных в ПМР.

Объектом налогообложения признается доход, полученный в денежной и (или) натуральной и иной форме.

При определении налоговой базы учитываются все доходы физического лица, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 6 настоящего Закона ПМР о подоходном налоге с физ. лиц.

Доходами не подлежащими налогообложению являются часть доходов, установленная статьей 8 Закона ПМР о подоходном налоге с физических лиц.

В ПМР также существует ряд вычетов, определяющих налогооблагаемый доход. К таким принадлежат:

1. Стандартные налоговые вычеты

2. Социальные налоговые вычеты

3. Профессиональные налоговые вычеты

4. Имущественные налоговые вычеты

Эти вычеты определены статьями 9, 10, 11,12 действующего Закона ПМР о подоходном налоге с физических лиц.

В соответствии со статьей 15 действующего Закона ПМР о подоходном налоге с физических лиц определяются след. налоговые ставки в соответствии с осуществляемой деятельностью:

  • в размере 15 процентов.
  • в размере 2 процентов.
  • в размере 6 процентов.
  • в размере 45 процентов.

Также в данной работе приведены основные проблемы налогообложения доходов физических лиц, существующие в настоящее время и приведен ряд путей совершенствования налогообложения доходов физических лиц.

2. Евстигнеев Ю.С. «Налоги и налогообложение»,Москва,1996

3. Юткина Т. Ф. «Налоги и налогообложение»,Москва,1998

4. Черник Д. Г. "Налоги. " М.: Финансы и статистика, 1995.

5. Налоги и налогообложение: Учебн. пособие для вузов / И. Г. Русакова, В. А. Кашин, А. В. Толкушкин и др. - М.: Финансы, ЮНТИ, 1998 г. - 495 c.
6. А. В. Брызгалин, Е. В. Демешева «Налоговый учет», Москва - Екатеринбург. «Аналитика - Пресс», 1997 год. - 110 с.
7. Стиглиц Дж. Ю. «Экономика государственного сектора» / Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997 год, - 720 с.
8. Д. Г. Огородов «Как избежать налоговых ошибок». - М.: АО «ДИС», 1998 год - 160 с.
9. В. Г. Пансков «Настольная книга финансиста», М.: 1995 год.
10. Все о подоходном налоге. Документы и комментарии/Авторы и сост. М.П.Сокол и др. М.: Журнал "Налоговый вестник". 1997. – 352с.

Статья 364. Налоговая декларация

1. По итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки:

1) организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи);

2) индивидуальные предприниматели - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).

2. Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 9 статьи 355 настоящего Кодекса, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения.

3. Налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором на основании пункта 4 статьи 355 настоящего Кодекса он утратил право применять упрощенную систему налогообложения.

Статья 365. Налоговый учет

Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой, утверждаются уполномоченным Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы организации и обеспечения сбора налогов и иных обязательных платежей.

Статья 366. Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения

1. Организации, которые до перехода на упрощенную систему налогообложения при исчислении налога на прибыль организаций использовали метод начислений, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующие правила:

1) на дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на упрощенную систему налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на упрощенную систему налогообложения;

2) не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощенную систему налогообложения, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

3) расходы, осуществленные организацией после перехода на упрощенную систему налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на упрощенную систему налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на упрощенную систему налогообложения;

4) не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на упрощенную систему налогообложения в оплату расходов организации, если до перехода на упрощенную систему налогообложения такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 29 настоящего Кодекса.

2. Организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений выполняют следующие правила:

1) признаются в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения упрощенной системы налогообложения, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления;

2) признаются в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 29 настоящего Кодекса.

Указанные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта доходы и расходы признаются доходами (расходами) месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

3. При переходе организации на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в налоговом учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на упрощенную систему налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 29 настоящего Кодекса.

При переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не определяется.

При переходе на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, организации, применяющей систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (фиксированный сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса, в налоговом учете на дату указанного перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, определяемая в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

4. В случае, если организация переходит с упрощенной системы налогообложения (независимо от объекта налогообложения) на общий режим налогообложения и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) которых, произведенные в период применения общего режима налогообложения до перехода на упрощенную систему налогообложения, не полностью перенесены на расходы за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 358 настоящего Кодекса, на дату перехода на уплату налога на прибыль организаций в налоговом учете остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств и нематериальных активов, определенной на дату перехода на упрощенную систему налогообложения, на сумму расходов, определяемую за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 358 настоящего Кодекса.

5. Индивидуальные предприниматели при переходе с иных режимов налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения применяют правила, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

6. Организации и индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до перехода на упрощенную систему налогообложения в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на упрощенную систему налогообложения, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.

7. Организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 28 настоящего Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.
ГЛАВА 43. ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Статья 367. Общие положения

1. Патентная система налогообложения устанавливается настоящим Кодексом и вводится в действие в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Патентная система налогообложения может применяться субъектами патентной системы налогообложения наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными настоящим Кодексом.

Настоящей Главой определяются правовые основы введения и применения специальной системы налогообложения, основанной на вмененном налоге, являющимся единым авансовым платежом.

2. Патентная система налогообложения применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами на открытых прилавках рынка, киосках, палатках;

2) розничная торговля, осуществляемая через объекты торговой сети, не имеющие торговых залов, в том числе с автомототранспорта;

3) грузовые автомобильные перевозки, кроме перевозок пожаро- и взрывоопасных, токсичных, ядовитых и радиоактивных грузов (при наличии специальной подготовки):

б) от 1,5 до 3,5 тонны;

в) свыше 3,5 тонны, в том числе с прицепом;

4) выпечка хлебобулочных изделий, изготовление кондитерских изделий и их реализация;

5) переработка зерна, семян подсолнечника, молока, мяса, шерсти, рыбы (при наличии заключения государственной санитарно-эпидемиологической службы о соответствии условий приготовления блюд санитарным нормам);

6) логопедические услуги (при наличии специальной подготовки);

7) машинописные работы, в том числе с использованием компьютера, ксерокопирование и переплетные работы;

8) услуги по уходу за ногтями, парикмахерские (стрижка, укладка, лечение волос, химическая завивка, окраска волос, мелирование, тонирование волос, выпрямление волос, наращивание волос) и косметические (гигиенический массаж лица и шеи; гигиеническая чистка кожи лица, не осложнённой кожными заболеваниями; окраска бровей и ресниц; приклеивание искусственных ресниц; эпиляция; депиляция; грим (макияж)), услуги по приёму воздушных ванн (солярий);

9) пошив, вязание, ремонт одежды, аксессуаров, головных уборов, раскройка швейных изделий, в том числе для животных;

10) пошив, ремонт, чистка и окраска обуви;

11) прачечные услуги и чистка перопуховых изделий;

12) преподавание и репетиторство по различным дисциплинам, кроме музыки, хореографии и изобразительного искусства (обучение индивидуальное или групповое, с числом слушателей до 12 человек) (при наличии специальной подготовки);

13) преподавание музыки, хореографии и изобразительного искусства (обучение индивидуальное или групповое, с числом слушателей до 12 человек) (при наличии специальной подготовки);

14) организация различных секций по интересам, в том числе по физической культуре (группами до 14 человек) (при наличии специальной подготовки);

15) услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;

16) услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления;

17) ремонт автомашин, мотоциклов, мотороллеров, тракторов и с/х техники, в том числе вулканизация камер и покрышек в мастерских, устранение возникших неисправностей, при помощи замены или восстановления деталей и агрегатов (за исключением услуг автомойки);

18) ремонт жилых помещений и других построек;

19) ремонт: бытовой теле-, аудио- и видеоаппаратуры, фотоаппаратов, кинокамер и других оптических аппаратов или приборов, ремонт абонентских устройств (телефонных аппаратов, факсов, модемов, автоответчиков и других технических средств формирования сигналов электросвязи), ремонт и техническое обслуживание бытовой техники, микроволновых печей и других бытовых электронагревательных приборов, оргтехники, вычислительной техники, инструментов и механизмов, часов;

20) ремонт и настройка музыкальных инструментов;

21) фотографирование, видеосъемка, изготовление и реализация фотографий собственного изготовления;

22) изготовление нетиражируемых плакатов, вывесок, оформление витрин, рекламное или художественное оформление;

23) изготовление изделий народного художественного промысла и их реализация, кроме реализации на выставках и аукционах;

24) музыкальное обслуживание церемоний, в том числе режиссура и ведение церемоний;

25) пахота и другие работы по обработке земли техническими средствами, защита растений от вредителей и болезней;

26) передача прав пользования:

а) квартир и индивидуальных жилых домов, а также помещений (площадей) или комнат из состава квартир или индивидуальных жилых домов:

1) с одной комнатой (одной комнаты);

2) с двумя жилыми комнатами (двух комнат);

3) с тремя жилыми комнатами (трех комнат);

4) с четырьмя комнатами (четырех комнат);

5) с пятью комнатами (пяти комнат);

6) более чем с пятью комнатами (более пяти комнат) ;

б) нежилых помещений;

г) земельных участков:

1) сельскохозяйственного назначения;

2) несельскохозяйственного назначения;

27) изготовление и ремонт изделий из металла, гипса, галантерейных товаров, скобяных изделий, дерева, пробки, соломки и других растительных материалов для плетения, плотницкие работы;

28) перевозка пассажиров автомобильным транспортом (за исключением международных перевозок):

а) с числом посадочных мест не более 5 (пяти);

б) с числом посадочных мест более 5 (пяти), но не более 8 (восьми);

29) ведение крестьянского (фермерского) хозяйства:

а) растениеводство (за исключением грибоводства), в том числе цветоводство, садоводство (в год);

б) животноводство, в том числе птицеводство, пчеловодство; рыбоводство; грибоводство;

Читайте также: