Налоговая декларация для депутатов

Опубликовано: 21.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Разъяснения о порядке представления лицом, замещающим муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (утв. Минтрудом России)

Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 251-ФЗ в статью 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон № 251-ФЗ) внесены изменения, которыми установлены особенности представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности депутатов представительного органа сельского поселения и осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе (далее - депутаты).

К таким особенностям относятся:

1) обязанность депутата представлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе;

2) обязанность депутата представлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон № 230-ФЗ). В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, депутат обязан сообщить об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В связи с указанными изменениями, внесенными в Федеральный закон № 273-ФЗ, субъектам Российской Федерации необходимо привести свои нормативные правовые акты в соответствие с этими изменениями.

При корректировке своих нормативных правовых актов органам государственной власти субъектов Российской Федерации целесообразно исходить из следующего.

1. Представление кандидатом на должность депутата представительного органа сельского поселения сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах в соответствии с Федеральным законом
от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не освобождает его в случае избрания на должность депутата от обязанности представить сведения, предусмотренные частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ.

С учетом положений Федерального закона № 230-ФЗ при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом или передачи вакантного депутатского мандата, сведения о расходах не представляются.

Указанный четырехмесячный срок со дня избрания депутатом или передачи вакантного депутатского мандата начинает исчисляться со дня принятия избирательной комиссией соответствующего решения.

При представлении сведений в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления полномочий на постоянной основе депутатом представляются:

- сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников за календарный год, предшествующий году подачи данных сведений (с 1 января по
31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки;

- сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи данных сведений.

2. Сведения, представляемые в связи с совершением сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ, должны представляться в срок с 1 января до 1 апреля года, следующего за годом совершения указанных сделок (таким образом, впервые указанные сведения в соответствии с новым порядком могут представляться не ранее 2020 года). При этом к указанным сделкам не относятся:

- сделки, совершенные супругой (супругом) данного лица до вступления с ним в брак;?

- сделки, совершенные лицом до замещения муниципальной должности депутата представительного органа сельского поселения на непостоянной основе, притом что лицо или его супруга (супруг) ранее не замещали должности, перечисленные в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона № 230-ФЗ.

В случае совершения сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ, депутат представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Данные сведения представляются за год, предшествующий году представления сведений, т.е. за год, в котором совершены указанные сделки.

Например, депутат в ноябре 2019 года совершил сделку, предусмотренную частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ. В этой связи, такому депутату необходимо будет представить в 2020 году сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2019 год, т.е. за год, предшествующий году представления сведений.

В случае, если в течение года, предшествующего году представления сведений (отчетного периода), сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона № 230-ФЗ, не совершались, депутат сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) путем направления соответствующего уведомления (рекомендуемая форма уведомления прилагается). Данное уведомление целесообразно направлять в двух экземплярах, один из которых остается у высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), второй возвращается депутату, направившему такое уведомление, с отметкой о регистрации. Уведомление может быть представлено как лично, так и направлено посредством почтовой связи.

Уведомление об отсутствии сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"

(высшему должностному лицу субъекта
Российской Федерации (руководителю высшего
исполнительного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации)) от _____________________________________________
(Ф.И.О, полное наименование замещаемой должности)

Уведомление от " ___ " ___________ 20 __ г.

Сообщаю о том, что в течение _______ года мною, моей супругой и (или) несовершеннолетними детьми не совершались сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

уведомление ________ ___________________ "__" ___ 20__ г.

(подпись) (расшифровка подписи)

уведомление ________ ___________________ "__" ___ 20__ г.

(подпись) (расшифровка подписи)

Обзор документа

На законодательном уровне были установлены особенности предоставления сведений о доходах и расходах депутатами представительного органа сельского поселения, реализующими полномочия на непостоянной основе.

В связи с этим Минтруд выпустил разъяснения по направлению указанных данных, а также по корректировке региональных нормативных правовых актов.

Приведена форма уведомления об отсутствии сделок, сведения о расходах по которым нужно предоставлять.

Кто заполняет декларацию о доходах госслужащих

Все государственные работники, входящие в перечень должностей, утвержденный указом президента № 557 от 18.05.2009, ежегодно должны передавать информацию о материальном состоянии семьи в проверяющий орган. Это касается и тех граждан, кто только заступил на службу. При приеме на работу он обязан предоставить работодателю заполненную бумагу (это требование Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ). Декларация госслужащих 2020 заполняется отдельно на каждого члена семьи. К ним относятся супруг, супруга и дети, не достигшие 18 лет на 31 декабря отчетного периода.

Документ содержит сведения:

  • об имуществе, принадлежащем служащему или члену его семьи;
  • о тратах за год;
  • обо всех денежных средствах, полученных семьей.

Бланк декларации

Форма документа утверждена президентом РФ (указ от 23.06.2014 № 460). С 01.03.2017 заполняется с помощью программного обеспечения СПО «Справки БК». Документ подписывает сам служащий. Для заполнения потребуются:

  • справки 2-НДФЛ;
  • свидетельства о собственности;
  • договоры купли-продажи;
  • банковские выписки.

На сайте Министерства труда и соцзащиты РФ представлены правила заполнения декларации о доходах госслужащих 2020 и обновленные методические рекомендации.

Правила заполнения

Существует ряд обязательных требований при заполнении документа:

  1. Заполняется собственноручно или на компьютере.
  2. Нельзя использовать карандаш.
  3. Не разрешается допускать какие-либо исправления.
  4. Если бланк предоставляется в распечатанном виде, то только на бумаге формата А4.
  5. Не принимается к рассмотрению декларация для госслужащих в поврежденном виде.
  6. Недопустимо использовать корректирующую жидкость, замазывать ею ошибки.

Как заполнить декларацию

Титульный лист

Первый лист декларации о доходах муниципальных служащих 2020 включает информацию о служащем:

  • Ф.И.О.;
  • место работы;
  • паспортные данные;
  • дата рождения;
  • адрес места нахождения работника.

Подготовить документ помогут наши рекомендации и заполненный образец: как заполнить декларацию о доходах госслужащего, показано на примере начальника аналитического отдела префектуры САО г. Москвы .


Раздел 1

В этом разделе указывается весь доход семьи. Сюда входят все денежные средства, полученные или заработанные за отчетный период (зарплата, наследство, пособие, пенсия, стипендия, доход со сдачи квартиры в аренду и другие финансовые поступления).


Раздел 2

В этом разделе документа указывается информация о крупных приобретенных объектах. Это квартира, загородная недвижимость, автомобиль, ценные бумаги, земельный участок и другие большие покупки. Отражается сумма всех расходов при покупке. Для каждого приобретения надо прописать реквизиты бумаг на право владения имуществом и происхождение денежных средств для каждой отдельной траты.


Раздел 3

Содержит сведения о недвижимости, которой владеет семья. В декларации чиновников за 2019 надо конкретизировать адрес места нахождения объекта, количество метров, форму принадлежности, сколько этажей и другие параметры имущества.



Раздел 4

Все данные по банковским счетам госслужащего должны содержаться в этом разделе. Вид счета значения не имеет. Абсолютно все указываются в этом разделе.

Обязательно следует перечислить все данные:

  • наименование банка;
  • в какой валюте открыт счет;
  • когда открыт;
  • сколько средств осталось.

Вся указанная информация точная и сверена с банковской выпиской.


Раздел 5

Заполняется, если госслужащий владеет ценными бумагами, векселями, закладными. Если нет, раздел остается пустым.

В случае наличия подается информация:

  • предприятие, выпустившее ценные бумаги;
  • его организационно-правовая форма;
  • размер уставного капитала;
  • общая итоговая стоимость всех ценных бумаг.


Раздел 6

Прописываются все обязательства по кредитам и другие финансовые долги, которые погашает гражданин или должны выплатить ему. Недвижимость, пользование которой осуществляется по договору аренды или другим способом использования. Для каждого имущества следует указать тип здания, количество квадратных метров, этажей, точный адрес, период пользования.


Раздел 7

На странице содержатся сведения по всем договорам купли-продажи, заключенные госслужащим или членами его семьи.


Сроки сдачи

В отдел кадров работник обязан предоставить заполненный документ до 30 апреля следующего за отчетным года. Исключение составляют служащие администрации президента. Для них декларация о доходах госслужащих за 2019 год заполняется до 1 апреля.

Что будет, если не сдать отчетность

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирует своевременное заполнение декларации для госслужащих 2020 и предоставление чиновниками неполных сведений. В этих случаях госслужащему грозит дисциплинарное взыскание или увольнение.

Если по веским причинам справка не подана на кого-то из членов семьи, обязательно вместо этого следует подать соответствующее заявление. Иначе чиновника уволят со службы.


В пятницу, 14 августа, были наконец опубликованы сведения о доходах и имуществе президента, членов правительства, сенаторов и депутатов Государственной Думы за 2019 год. Декларации были выложены практически синхронно, и, что примечательно, вечером, когда большая часть журналистов и сотрудников организаций, следящих за декларационной кампанией, готовятся к окончанию рабочего дня и началу выходных.

Эксперты проекта «Декларатор» внимательно следили за новостями и, как только появились первые сообщения о публикации деклараций, с помощью автоматизированного парсера (специальной программы, которая собирает данные с веб-ресурсов, анализирует их и выдает в необходимом формате) оперативно перенесли полученную информацию в базу данных. Благодаря этому нам удалось проанализировать, как изменились доходы и имущество высших должностных лиц по сравнению с данными за 2018 год. В этом материале мы расскажем вам о депутатах Государственной Думы.

Самые богатые депутаты: кто заработал больше всего

Было-стало: чей доход увеличился больше всего

Отчитываясь о доходах за 2019 год, депутат Дмитрий Саблин задекларировал 174 млн рублей, что в 24 раза больше, чем годом ранее. В 2018 году он заработал около 7 млн рублей. Однако нынешний уровень дохода Саблина — не рекорд: в 2016-м он задекларировал 179 млн рублей.

Почти в 14 раз выросли доходы первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ивана Сухарева — c 4 до 69 млн рублей. При этом такой скачок нельзя объяснить продажей недвижимости — ее количество тоже увеличилось.

Десятикратный рост доходов замечен у бывшего футболиста, а ныне футбольного тренера и действующего председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Валерия Газзаева:146 млн рублей в 2019 году против 13,5 млн в 2018. При этом депутат избавился от части своих активов, в том числе от двух земельных участков общей площадью больше 25 тыс. кв.м. Возможно, такое резкое увеличение дохода связано именно с этим фактом.

Было-стало: лидеры падения дохода

Член правления Российского Союза Промышленников и Предпринимателей Сергей Веремеенко после исключительно высокого дохода в 2018 года — почти полмиллиарда рублей — отчитываясь за 2019 год, задекларировал скромные 7 млн рублей (-98,5%). Куда идет прибыль с многочисленных активов бизнесмена во власти, остается неизвестным.

Похожая история у Андрея Палкина. Подав в 2017 году заявление о банкротстве, архангельский парламентарий в 2019 году довольствовался 7,5 млн рублей, что в 16 раз меньше, чем годом раньше.

Замыкает тройку лидеров по падению доходов член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Серпер. Правда не с таким драматическим падением: его заработки снизились в пять раз (с 75 до 12 млн рублей).

Если взять за «базу» доход выше одного миллиона, то на первом месте жена депутата-единоросса Алексея Сидорова. Ее доход вырос с 2,5 млн до 40 млн рублей, то есть она внесла в семейный бюджет в четыре раза больше супруга.

В абсолютных цифрах прибавила больше всего жена уже упоминавшегося Дмитрия Саблина — ее доход вырос на 162 млн рублей.

Жена депутата «Справедливой России» Вадима Белоусова в декларации за 2019 год указала скромные 16 млн 930 тыс. рублей дохода против чуть более чем одного миллиарда рублей в 2018 году, который, видимо, был для нее крайне удачным. Супруга Андрея Голушко, заработавшая в 2018 году 5,5 миллионов, в 2019 году получила 221 рубль 03 копейки дохода. Супруга Олега Быкова заработала 22 рубля 35 копеек.

Больше не супруги

Несколько депутатов ранее декларировали имущество и доходы супруга/и, но не сделали этого в ходе текущей декларационной кампании. Развод Натальи Поклонской стал популярной новостью, личная жизнь остальных расставшихся с супругами чиновников, видимо, не стала достоянием общественности. Супруги теперь отсутствуют в декларациях у Иршата Минкина, Гаджимурада Омарова и Александра Пятикопа. Мы понимаем, что причиной этого изменения может быть не только развод, но и смерть близкого человека, и в таком случае приносим свои запоздалые соболезнования депутатам.

Зампред Комитета Госдумы по аграрным вопросам Алексей Лавриненко почти в десять раз увеличил свою долю в земельном участке сельхозназначения — по данным за 2019 год, это 285 гектар. Видимо, парламентарий решил на собственном опыте узнать предмет своего регулирования.

Кто впервые отчитался о своих доходах

Среди депутатов текущей декларационной кампании есть новичок — Иван Пиляев, член ЛДПР, попавший в Госдуму от Комсомольского одномандатного округа № 70, где ранее избирался небезызвестный Сергей Фургал. Депутатское место стало свободным, когда последний занял должность губернатора (которую недавно потерял). Ранее Пиляев не занимал должностей, подотчетных с точки зрения публичного антикоррупционного декларирования.

Традиционно декларационная кампания завершается весной, но в этом году срок подачи сведений о доходах и имуществе публичных должностных лиц был перенесен указом президента на август. Сделано это было в связи пандемией COVID-19. В итоге декларации были опубликованы на четыре месяца позже установленного законом срока.

Мы не раз отмечали, что указ президента идет вразрез со сложившейся практикой в сфере декларационного законодательства и препятствует повышению прозрачности и подотчетности российской власти, и требовали опубликовать декларации депутатов Госдумы и членов Совета Федерации в установленный законом срок. О доходах и имуществе последних мы расскажем в следующем материале.


В пятницу, 14 августа, были наконец опубликованы сведения о доходах и имуществе президента, членов правительства, сенаторов и депутатов Государственной Думы за 2019 год. Декларации были выложены практически синхронно, и, что примечательно, вечером, когда большая часть журналистов и сотрудников организаций, следящих за декларационной кампанией, готовятся к окончанию рабочего дня и началу выходных.

Эксперты проекта «Декларатор» внимательно следили за новостями и, как только появились первые сообщения о публикации деклараций, с помощью автоматизированного парсера (специальной программы, которая собирает данные с веб-ресурсов, анализирует их и выдает в необходимом формате) оперативно перенесли полученную информацию в базу данных. Благодаря этому нам удалось проанализировать, как изменились доходы и имущество высших должностных лиц по сравнению с данными за 2018 год. В этом материале мы расскажем вам о депутатах Государственной Думы.

Самые богатые депутаты: кто заработал больше всего

Было-стало: чей доход увеличился больше всего

Отчитываясь о доходах за 2019 год, депутат Дмитрий Саблин задекларировал 174 млн рублей, что в 24 раза больше, чем годом ранее. В 2018 году он заработал около 7 млн рублей. Однако нынешний уровень дохода Саблина — не рекорд: в 2016-м он задекларировал 179 млн рублей.

Почти в 14 раз выросли доходы первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ивана Сухарева — c 4 до 69 млн рублей. При этом такой скачок нельзя объяснить продажей недвижимости — ее количество тоже увеличилось.

Десятикратный рост доходов замечен у бывшего футболиста, а ныне футбольного тренера и действующего председателя Комитета Госдумы по делам национальностей Валерия Газзаева:146 млн рублей в 2019 году против 13,5 млн в 2018. При этом депутат избавился от части своих активов, в том числе от двух земельных участков общей площадью больше 25 тыс. кв.м. Возможно, такое резкое увеличение дохода связано именно с этим фактом.

Было-стало: лидеры падения дохода

Член правления Российского Союза Промышленников и Предпринимателей Сергей Веремеенко после исключительно высокого дохода в 2018 года — почти полмиллиарда рублей — отчитываясь за 2019 год, задекларировал скромные 7 млн рублей (-98,5%). Куда идет прибыль с многочисленных активов бизнесмена во власти, остается неизвестным.

Похожая история у Андрея Палкина. Подав в 2017 году заявление о банкротстве, архангельский парламентарий в 2019 году довольствовался 7,5 млн рублей, что в 16 раз меньше, чем годом раньше.

Замыкает тройку лидеров по падению доходов член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Серпер. Правда не с таким драматическим падением: его заработки снизились в пять раз (с 75 до 12 млн рублей).

Если взять за «базу» доход выше одного миллиона, то на первом месте жена депутата-единоросса Алексея Сидорова. Ее доход вырос с 2,5 млн до 40 млн рублей, то есть она внесла в семейный бюджет в четыре раза больше супруга.

В абсолютных цифрах прибавила больше всего жена уже упоминавшегося Дмитрия Саблина — ее доход вырос на 162 млн рублей.

Жена депутата «Справедливой России» Вадима Белоусова в декларации за 2019 год указала скромные 16 млн 930 тыс. рублей дохода против чуть более чем одного миллиарда рублей в 2018 году, который, видимо, был для нее крайне удачным. Супруга Андрея Голушко, заработавшая в 2018 году 5,5 миллионов, в 2019 году получила 221 рубль 03 копейки дохода. Супруга Олега Быкова заработала 22 рубля 35 копеек.

Больше не супруги

Несколько депутатов ранее декларировали имущество и доходы супруга/и, но не сделали этого в ходе текущей декларационной кампании. Развод Натальи Поклонской стал популярной новостью, личная жизнь остальных расставшихся с супругами чиновников, видимо, не стала достоянием общественности. Супруги теперь отсутствуют в декларациях у Иршата Минкина, Гаджимурада Омарова и Александра Пятикопа. Мы понимаем, что причиной этого изменения может быть не только развод, но и смерть близкого человека, и в таком случае приносим свои запоздалые соболезнования депутатам.

Зампред Комитета Госдумы по аграрным вопросам Алексей Лавриненко почти в десять раз увеличил свою долю в земельном участке сельхозназначения — по данным за 2019 год, это 285 гектар. Видимо, парламентарий решил на собственном опыте узнать предмет своего регулирования.

Кто впервые отчитался о своих доходах

Среди депутатов текущей декларационной кампании есть новичок — Иван Пиляев, член ЛДПР, попавший в Госдуму от Комсомольского одномандатного округа № 70, где ранее избирался небезызвестный Сергей Фургал. Депутатское место стало свободным, когда последний занял должность губернатора (которую недавно потерял). Ранее Пиляев не занимал должностей, подотчетных с точки зрения публичного антикоррупционного декларирования.

Традиционно декларационная кампания завершается весной, но в этом году срок подачи сведений о доходах и имуществе публичных должностных лиц был перенесен указом президента на август. Сделано это было в связи пандемией COVID-19. В итоге декларации были опубликованы на четыре месяца позже установленного законом срока.

Мы не раз отмечали, что указ президента идет вразрез со сложившейся практикой в сфере декларационного законодательства и препятствует повышению прозрачности и подотчетности российской власти, и требовали опубликовать декларации депутатов Госдумы и членов Совета Федерации в установленный законом срок. О доходах и имуществе последних мы расскажем в следующем материале.

23 июля 2019 г. Совет Федерации одобрил поправки в федеральное законодательство о местном самоуправлении, благодаря которым вводятся альтернативные прекращению депутатских полномочий санкции для депутатов местного самоуправления, которые представили недостоверные сведения о доходах. О необходимости таких послаблений заявляли, в том числе, депутаты донского парламента.

102.Ирина Рукавишникова2

Изменения внесены в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с целью содействия развитию местного самоуправления путем введения альтернативных мер ответственности муниципальных депутатов за предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, имуществе.

- В настоящее время, если муниципальный депутат подаст недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предусмотрен единственный вариант наказания — глава субъекта Федерации требует досрочно прекратить полномочия этого депутата, — комментирует член Совета Федерации от Ростовской области Ирина Рукавишникова.

В то же время, по словам сенатора, 90% депутатов представительных органов муниципальных образований работают на непостоянной основе и сталкиваются с серьезными затруднениями при заполнении большого пакета декларационных документов, нередко допускают ошибки и неточности. В результате есть множество примеров, когда по итогам проверки деклараций органы прокуратуры инициируют массовые сложения полномочий муниципальных депутатов по формальным основаниям, что, по сути, парализует работу органов местного самоуправления. Проблему неоднократно поднимали депутаты Законодательного Собрания Ростовской области, хотя в других регионах она стоит более остро.

- К примеру, в Омской области в 2018 году органы прокуратуры внесли представления о сложении полномочий почти 300 муниципальных депутатов, что составляет около 7% от общего числа депутатов органов местного самоуправления в регионе. В Приморском крае в 2019 году прекратили полномочия 38 депутатов органов местного самоуправления из-за неполной информации в декларациях о доходах. В феврале 2019 г. в одном из районов Псковской области прокуратура поставила вопрос о досрочном прекращении полномочий Председателя Собрания депутатов в связи с неточностями в декларации — он не показал, что имеет в собственности комнату. В том же районе другой депутат не указал в декларации премию в размере 300 рублей, третий округлил сумму 479111 рублей 90 копеек до 479112 рублей — и за такие «нарушения» предлагалось лишать полномочий. Аналогичные проблемы отмечены в Алтайском крае, Иркутской области и других регионах, — добавляет Ирина Рукавишникова.

Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно обращал внимание, что применяемые меры юридической ответственности должны соответствовать конституционным требованиям справедливости и соразмерности. В связи с этим объективно назрела необходимость дифференциации юридической ответственности муниципальных депутатов при применении мер воздействия за допущенные недочеты в представленных сведениях.

Законом предлагается ввести альтернативные меры ответственности депутатов органов местного самоуправления за предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Такие меры ответственности могут быть аналогичны тем, которые применяются к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации: предупреждение; освобождение от должности в представительном органе муниципального образования, в том числе от осуществления полномочий на постоянной основе без прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования и осуществлять полномочия депутата на постоянной основе с момента принятия решения о применении к депутату меры ответственности до прекращения срока его полномочий.

- Введение альтернативных мер наказания муниципальных депутатов за неточности в декларациях позволит дифференцировать подход к нарушителям законодательства о противодействии коррупции. И при отсутствии умысла со стороны депутата, либо при незначительности нарушений, альтернативные меры наказания позволят продолжить депутатскую работу тем, кто имеет значительный опыт и высокую квалификацию. В любом случае, информация о выявленных неточностях или нарушениях подлежит обязательной публикации, что позволит избежать злоупотреблений при применении альтернативных мер ответственности, — добавила Ирина Рукавишникова.

Закон предусматривает, что порядок применения альтернативных мер ответственности должен быть установлен законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования. Принятие закона позволит не применять к муниципальным депутатам чрезмерных санкций и сохранить в составе депутатского корпуса опытные и квалифицированные кадры, что в свою очередь будет содействовать развитию местного самоуправления, позитивно отразится на качестве муниципальной власти, а значит, и на качестве жизни граждан.

109012, г. Москва ул.Варварка, д.14, каб. 509

Информационное наполнение и сопровождение: Информационный центр АЮР

Читайте также: