Налоговая безопасность предприятия диплом

Опубликовано: 20.09.2024

Безопасность экономической системы государства и хозяйствующих субъектов внутри него обеспечивается при помощи координаций действий в фискальной, бюджетной, научной и правовой системах. Каждое предприятие на своем уровне создает условия для минимизации рисков и снижения влияния негативных внешних факторов на результаты их деятельности. От этого зависит своевременность отчислений в бюджет и финансовая безопасность страны.

Что такое налоговая безопасность предприятия

Суть налоговой безопасности отдельных субъектов предпринимательской деятельности заключается в постоянной работе над снижением налоговых рисков и обеспечением полноты уплаты налоговых обязательств при условии абсолютной защищенности финансового состояния предприятий на законодательном уровне. Такой подход способствует повышению уровня чистой прибыли и является неотъемлемым атрибутом экономической стабильности.

Налоговая безопасность на уровне юридических лиц подразумевает проведение комплекса мероприятий по оптимизации налоговой нагрузки для создания гарантий нормальной работы внутри компании в изменяющейся налоговой среде. Основу безопасности в этом сегменте составляют:

  • правильная оценка имеющихся налоговых рисков;
  • проведение налогового анализа;
  • повышение уровня организации учетных процессов внутри предприятия;
  • обеспечение высокого качества операций по фиксации актов хозяйственной деятельности в налоговом учете.

Для бизнеса главным направлением обеспечения безопасности в сфере налогообложения является снижение числа претензий от контролирующих органов до минимума. Для государства главной задачей становится получение гарантий в стабильных налоговых поступлениях и успешное развитие хозяйствующих субъектов.

Проблемы налоговой безопасности

Создание благоприятных условий работы в сфере налоговой безопасности заключается в борьбе с внутренними и внешними угрозами. Наибольшим рискам подвергаются такие сегменты работы:

  • кризис неплатежеспособности, который может стать причиной неуплаты налогов;
  • отсутствие стабильного роста экономики;
  • высокая доля теневого сектора;
  • практика применения «серых» схем уклонения от налогообложения;
  • несогласованность действий по ряду вопросов между региональными и федеральными органами власти.

Главным внешним фактором, обладающим негативным воздействием на безопасность фискальной и финансовой систем, является кризис. На уровне предприятий он характеризуется:

  • снижением рентабельности производственной деятельности;
  • ростом числа операций, необеспеченных ликвидными активами;
  • появлением нехватки собственных ресурсов;
  • увеличением случаев ухода «в тень» и незаконного уклонения от погашения налоговых обязательств;
  • задержкой выплат персоналу;
  • преобладанием в расчетах бартерных сделок, позволяющих скрыть движение денежных средств от контролирующих органов.

В масштабах государства большую роль играют органы власти в регионах. Если в одном из субъектов страны на местном уровне чиновники проявляют пассивность в осуществлении реформ, то масштабные начинания не дадут ожидаемого эффекта.

ВАЖНО! Задача государства – защитить интересы предпринимателей и обеспечить согласованность действий всех органов власти.

Для улучшения внешней конъюнктуры в вопросах налоговой безопасности государственным органам необходимо:

  • создать механизм контроля и привлечения к ответственности при сбоях во взаимодействии федеральных и региональных организаций с негосударственными образованиями;
  • повышать уровень эффективности защиты интересов государственных и частных структур путем совершенствования законодательной базы;
  • организовать выполнение координационных функций административными органами власти в регионах и отдельных населенных пунктах через работу комиссионных коллегий.

Еще одна проблема кроется в обилии декларативных программ развития и защиты бизнеса при отсутствии проработанных пошаговых руководств по реализации положений таких документов. Нехватка информации о специфике работы в разных субъектах государства и невозможность учесть все нюансы в полной мере при законодательном регулировании сферы фискального законодательства способны повысить риски налоговой безопасности.

К внутренним проблемам предприятий относятся:

  • высокая степень изношенности ресурсной базы (устаревшие основные фонды);
  • низкая конкурентоспособность производимых изделий, если выводить продукцию на рынок за пределы конкретного субъекта страны;
  • высокая себестоимость готовых товаров;
  • недобросовестная конкуренция;
  • нехватка узкоспециализированных кадров.

Способы обеспечения налоговой безопасности

Создать условия для обеспечения и сохранения приемлемого уровня налоговой безопасности можно при помощи оптимизации налоговых платежей. Осуществляется это через планирование доходов и расходов на уровне отдельных субъектов предпринимательства и уход от «серых» схем уменьшения налоговых обязательств.

ЗАПОМНИТЕ! Уход от налогов не может быть безопасным, это всегда риск возникновения спора с контролирующими органами и высокая вероятность проигрыша в суде.

Налоговая оптимизация предполагает разработку грамотной и юридически безупречной политики предприятия в области налогообложения. Период действия плана работы над этим должен учитывать тенденции развития рынка и фискальной системы на срок от 1 до 3 лет и специфику деятельности компании. Налоговая оптимизация возможна при условии внедрения на предприятии управленческого учета и постоянного поиска более выгодных условий сотрудничества с контрагентами. Например, при подборе контрагента для аренды имущества необходимо обращать внимание не только на стоимость услуг, но и на чистоту сделки – важно, чтобы низкая цена аренды не сочеталась с взаимозависимостью участников сделки. Если нарушить такое требование, то налоговые органы могут обратить на это внимание и начать проверку обоснованности заявленной цены сделки.

ВНИМАНИЕ! Для минимизации риска заключения договоров с недобросовестными контрагентами необходимо предварительно проверять их.

Схема проверки участников договорных отношений может включать такие мероприятия:

  • надо исключить вероятность того, что в роли контрагента выступает фирма-однодневка;
  • при ведении электронного документооборота рекомендуется проверять подлинность ЭЦП (сделать это можно при помощи специальных криптопрограмм или на портале Госуслуг бесплатно);
  • подтвердить реальность существования контрагента, убедиться в наличии записей о нем в государственных реестрах и базе ФНС;
  • удостовериться, что контрагент не находится в стадии банкротства;
  • письменно запросить у второй стороны копии лицензионной документации, приказов о праве подписи, справок о наличии ресурсной базы для выполнения задания.

При заключении договоров необходимо проверять их на соответствие нормам налогового и гражданского права. Выявление неточностей или некорректных формулировок может при проверке ФНС стать основанием для начисления штрафов. Особенное внимание надо уделять документации при требовании контрагента использовать только их шаблоны соглашений.

При комплексном подходе к обеспечению налоговой безопасности можно воспользоваться методикой комплаенса в налогах. Система предполагает ведение постоянной работы по выявлению потенциальных налоговых рисков и предотвращению ситуаций, связанных с ними. В зону возможных рисков попадают такие операции:

На каждом участке работы оценивается уровень риска, выстраивается шкала опасности и в соответствии с ней вырабатываются схемы действий внутри предприятия. Важно организовать систему так, чтобы лицо, ответственное за поиск рисков и путей их минимизации, не принимало окончательного решения о внедрении конкретных мероприятий. Для проведения налогового комплаенса рекомендуется распределять полномочия между несколькими сотрудниками.

Описание файла

Файл "Диплом" внутри архива находится в следующих папках: Налоги как фактор финансовой безопасности предприятия (на примере ООО СВ-Транзит, Шульга. Документ из архива "Налоги как фактор финансовой безопасности предприятия (на примере ООО СВ-Транзит", который расположен в категории "готовые вкр 2017 года". Всё это находится в предмете "дипломы и вкр" из восьмого семестра, которые можно найти в файловом архиве ДВГУПС. Не смотря на прямую связь этого архива с ДВГУПС, его также можно найти и в других разделах. .

Онлайн просмотр документа "Диплом"

Текст из документа "Диплом"

1 Теоретические аспекты финансовой безопасности предприятия 7

1.1 Роль налогов и налоговой политики в системе экономической 7

безопасности государства 7

1.2 Проблемы и способы управления налоговыми рисками на 17

1.3 Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления 26

2 Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия 43

1.2 Организационно-экономическая характеристика ООО «СВ-Транзит» 43

2.2 Анализ прибыли и рентабельности торговой организации 54

3. Налоговое планирование как основной инструмент, влияющий на обеспечение финансовой безопасности предприятия 57

3.1 Анализ формирования и исполнения налоговых обязательств 57

3.2 Снижение налоговой нагрузки на примере оптимизации 69

налогообложения ООО «СВ–Транзит» 69

4. Информационная безопасность и способы ее обеспечения в компании ООО «СВ–Транзит» 72

Список литературы 87

Приложение А Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2016 года 92

Приложение Б Отчет о финансовых результатах за 2016 год 94

Проблема экономической безопасности и ее налоговой составляющей в последние годы приобретает в Российской Федерации особую актуальность, так как налоговая преступность, отток капиталов за рубеж, недоимки по платежам в консолидируемый бюджет, повсеместно распространенная коррупция представляют собой серьезную угрозу безопасности российского государства. Решение этой проблемы имеет важное научно-практическое значение для развития экономики России.

Налоговые обязательства организаций представляют одну из категорий налогового права, относительно которой складываются налоговые правоотношения между организациями и государством.

Налоговые обязательства возникают, изменяются и прекращаются в соответствии с НК РФ. Налоговый кодекс рассматривает налоговые обязательства в качестве модели, некоего образца правомерного поведения лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы. Вместе с тем законодательное закрепление состава фактов хозяйственной жизни организаций, лежащих в основе возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов (сборов и других обязательных платежей), а также механизма исполнения данной обязанности, придает налогообложению «прозрачность», позволяющую обязанным лицам четко видеть границы своего правового статуса в имущественных отношениях с государством.

Одной из основных обязанностей любой организации является уплата налогов или сборов. В этой связи представляется необходимым рассмотреть отдельно вопросы, касающиеся формирования (возникновения, изменения) и исполнения (прекращения) налоговых обязательств, а так же соответствующих способов их обеспечения.

Налоговые обязательства являются одной из разновидностей обязанностей, которые возлагает государство на своих подданных — физических и юридических лиц. Заключаются они в обязанности заплатить в определенном размере и в установленный срок налог или сбор. Определенное сходство с налоговыми обязательствами проявляют, например, воинская повинность, обязательная сдача (продажа) государству добытых из недр драгоценных металлов или репатриация и продажа валютной выручки на внутреннем рынке. Отличительной особенностью налоговых обязательств является то, что предусматриваются они законодательством о налогах и сборах, а их исполнение обеспечивается силой государственного принуждения, осуществляемого налоговыми органами.

Обязанность по уплате налогов или сборов возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательством о налогах и сборах (ч. 1 ст. 44 НК РФ).

Финансово-хозяйственная деятельность организаций сопряжена с многочисленными рисками, управление которыми является важным фактором повышения и поддержания стабильности финансового положения организаций. Одной из значимых групп рисков являются налоговые, поскольку с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности организаций.

Высокая актуальность управления налоговыми рисками определяется существенной долей налоговых платежей в общей величине как расходов, так и денежного оттока. В связи с этим необходима рациональная и эффективная организации учета и планирования налоговых издержек организаций. Речь в данном случае идет о научно обоснованной и практически целесообразной системе налогового менеджмента, способной в той или иной мере сгладить риски, возникающие в связи с налогообложением хозяйственной деятельности организаций.

Эффективная система налогового менеджмента в организациях способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического менеджмента организаций как тактического, так и стратегического.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что экономическая устойчивость любой организации во многом зависит от величины её налоговых затрат, которые складываются из текущих налоговых обязательств, претензий налоговых органов и затрат на консультационное обслуживание по спорным ситуациям в сфере налогообложения. Каждое предприятие заинтересовано в снижении налоговых затрат с целью увеличения собственных средств, это достигается через планирование и оптимизацию налоговых обязательств.

Объектом исследований является формирование и исполнение налоговых обязательств организаций, а так же способы обеспечения налоговых обязательств.

К предмету исследования можно отнести понятие налоговых обязательств, порядок их формирования и исполнения, понятие налоговой нагрузки.

В связи с этим целью данной работы является изучение проблемы обеспечения налоговой безопасности предприятия. Исследование теоретических и практических аспектов формирования и исполнения налоговых обязательств на примере конкретной организации.

К задачам исследования можно отнести следующие:

1. Анализ налогового законодательства о возникновении, изменении и прекращении налоговых обязательств, способах обеспечения исполнения налоговых обязательств.

2. Анализ формирования и исполнения налоговых обязательств организации.

3. Анализ налоговой нагрузки предприятия и пути ее снижения.

4. Анализ налоговых рисков организации.

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

кономическая безопасность – фундаментальная основа экономически эффективного государства в целом. В России. доктрина экономической безопасности одобрена и внедрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)».

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Отлично придуманый текст, дя поднятия оригинальности документа, ведь всего нужно 70%

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые штрафы

В настоящее время, когда компании стали понемногу выходить из кризиса и забывать про тяжелые времена, важно не расслабляться и не забывать о такой важнейшей составляющей любого бизнеса, как налоговая безопасность.

Необоснованные налоговые претензии могут не только повлечь значительные финансовые потери, создать препятствия для осуществления хозяйственной деятельности, но и привести к банкротству предприятия вплоть до его полной ликвидации. Поэтому чтобы не происходило, о налоговой безопасности нужно заботиться всегда и везде. Для этого необходимо, чтобы налоговые платежи компании были своевременно уплачены, обоснованны и правильно исчислены, заключенные сделки были законны, а контрагенты реальны.

  1. Оптимизация налоговых платежей путем законного налогового планирования.
С появлением на земле понятия «налог», сразу же появились и соответствующие «уклонисты», всевозможные схемы ухода, укрытия и сокрытия. Разработанные и прописанные схемы уклонения от налогов находят даже в виде берестяных грамот Древней Руси. Это не кажется чем-то неординарным, поскольку ни один человек по своей природе не является альтруистом и добровольно не желает отдавать заработанные деньги. Главная проблема заключается в том, что людям неясно, куда и на что пойдут эти средства. Однако стопроцентной прозрачности государственных расходов не будет никогда, а значит и стопроцентной уплаты налогов тоже.

Но времена меняются, вводятся в действие новые налоги и сборы, совершенствуется налоговое администрирование. Поэтому те механизмы сокрытия денежных средств, которые удавалось применить раньше, использовать сейчас уже вряд ли удастся.

Одним из самых опасных моментов для налоговой безопасности бизнеса как раз и является применение так называемых «черных» или «серых схем». Почти все из них уже знакомы работникам налоговых органов. Если, к примеру, брать во внимание всем известные «однодневки», то сейчас по таким спорам в судах все чаще выигрывают налоговики, а 5-8 лет назад ситуация складывалась абсолютно иначе. Таким образом, если вы хотите обезопасить свой бизнес, то не стоит пользоваться такими схемами. Не верьте всевозможным компаниям, которые обещают вам светлое будущее, безопасный уход от налогов, готовые «липовые» фирмы, печати, подписи и т.д. Такие понятия как «уход от налогов» и «безопасность» никак не могут существовать рядом. В СМИ сейчас появляется большое количество всевозможных статей, а также выпускаются различные книжные издания с привлекательными названиями вроде «Схемы ухода от налогов», где с картинками и примерами прописаны схемы. Такие материалы если и возможно прочитать и запомнить, то только для того, чтобы никогда в жизни их не использовать. Ведь если эту книгу, журнал прочитали вы, значит, она также доступна и известна работникам налоговых органов, которые завтра придут проверять вашу компанию.

Конечно, платить налоги в полном объеме тяжело, а некоторым и вовсе не по силам. В скором будущем ситуация может еще больше осложниться, когда ставка страховых взносов с 2011 года вырастет до 34%. Однако не стоит забывать, что помимо «черных» схем существую и «белые», т.е. весьма законные и безопасные. Их называют налоговой оптимизацией.

Налоговый кодекс РФ, бухгалтерское законодательство и прочие законодательные акты дают огромный простор для действия налогоплательщиков и возможность выбора путей уплаты и исчисления «злополучных» налогов и сборов. Помимо представленных вариаций существует и множество пробелов в законодательстве. Поэтому именно такими лазейками и необходимо пользоваться, чтобы оптимизировать налоговые платежи, не привлекая внимание контролирующих органов.

Для этого нужно разработать грамотную налоговую политику предприятия, причем лучше, если она будет составлена на относительно долгосрочный период (1-3 года). Учесть при такой разработке необходимо все нюансы деятельности именно вашей компании: ее структуру, состав, производственный процесс и т.д. Причем в такой налоговой политике лучше всего оптимизировать весь производственный, кадровый, управленческий процесс, затронуть все стороны бизнеса. Принимая какое-либо решение об оптимизации, нужно тщательно проанализировать сделку для того, чтобы она не вызывала интереса налоговиков.

Так, допустим, приняв решение, что имущество будет браться в аренду у компаний, находящихся в низконалоговых регионах, необходимо не забывать, что фирмы не должны быть взаимозависимыми или аффилированными.

  1. Проверка контрагентов на добросовестность
Второй проблемой российского бизнеса являются, конечно же, недобросовестные контрагенты. И лишь примерно в 70 % случаев, сотрудничая с «однодневками», компании знают, на что идут. А ведь в настоящее время в почти 90% случаев при рассмотрении споров по НДС и налогу на прибыль выигрывают налоговики, ссылаясь на то, что контрагент «недобросовестный», не осуществляет деятельность и его подпись недействительная и т.д. Поэтому, заключая новые контракты и договоры, на самом первоначальном этапе необходимо себя максимально обезопасить. Процесс этот довольно трудоемкий и занимает много времени и сил, но игра стоит свеч. Пренебрежение хотя бы минимальной проверкой может обернуться претензиями налоговых органов и, как следствие, разбирательствами в суде. А на это уйдет гораздо больше времени и средств, чем на проверку на первоначальном этапе.

Выясним, что в этом случае необходимо предпринять налогоплательщику. Для начала весь процесс проверки добросовестности контрагентов лучше всего разработать и утвердить соответствующим положением или приказом, назначить ответственных за данный процесс лиц, установить критерии, при наличии которых контрагент подлежит проверке. Допустим, широко известные фирмы, давно существующие на российском рынке и имеющие положительную репутацию проверять на «реальность существования» смысла нет. Поэтому критерий известность необходимо закрепить одним из первых в положении и проверке добросовестности. Также критериями отбора могут служить и сумма контракта, и периодичность сделок с контрагентом.

Следующим и самым важным этапом проверки контрагента является непосредственный сбор информации о нем, причем, чем такой информации больше, тем лучше. Во-первых, необходимо собрать общедоступные данные о контрагенте: изучить средства массовой информации, интернет (хорошо, если удастся найти сайт контрагента), «пробить» компанию по всем интернет-сайтам судов (вполне возможно, что окажется, что компания находится на стадии банкротства).

Также информацию о судебной истории контрагента можно узнать и с помощью справочно-правовых систем, в которых опубликована большая часть судебных решений. Это позволит не только получить представление о статусе и добросовестности контрагента, но и предоставит возможность узнать, лежит ли на нем клеймо «недобросовестности».

Также необходимо проверить на сайте ФНС РФ регистрационные данные контрагента. Здесь можно посмотреть полное наименование, ИНН, КПП, ОГРН, адрес регистрации и т.п. Все эти данные необходимо сравнить с данными, предоставленными контрагентом. Адрес компании не должен быть адресом массовой регистрации либо местом, где не может находиться организация, - нежилое здание, строение, церковь и т.д. Всю найденную информацию о контрагенте необходимо распечатать, сделать вырезки и т.д. и собрать в отдельное дело.

Теперь, собрав всю доступную информацию, необходимо перейти к следующему этапу – сбору информации у официальных органов (налоговые органы и органы статистики). В налоговой инспекции можно заказать выписку из ЕГРЮЛ, получив которую организация удостоверится, что контрагент официально зарегистрирован, а также увидит юридический адрес, который следует сравнить с фактическим местоположением потенциального поставщика. Обычно для судов получения выписки из ЕГРЮЛ достаточно, чтобы признать, что компания проявила должную осмотрительность (Постановления ФАС ПО от 15.07.2008 № А57-579/08, ФАС ЗСО от 30.04.2008 № Ф04-2792/2008(4587-А46-41)). При этом сведения должны быть актуальны на момент заключения сделки, а не после него. В органах статистики можно получить выписку из отчетности, чтобы оценить финансовое состояние контрагента.

Далее необходимо перейти к следующему этапу – получению данных от самого контрагента. У компании необходимо запросить:
- приказы о праве подписи документов (договоров, счетов-фактур);
- копии лицензий, если контрагент занимается лицензируемым видом деятельности;
- сведения о наличии ресурсов и возможностей, необходимых для выполнения условий договора (основных средств, штата сотрудников). Такая справка от имени контрагента составляется в произвольной форме и свидетельствует об имеющихся на праве собственности и на праве аренды производственных и торговых мощностях (оборудование, складские и производственные помещения, транспорт и т.д.), а также о численности работников контрагента на момент совершения сделки, в т.ч. занятых в сферах деятельности, непосредственно связанных с исполнением сделки.
- объяснения в случае несоответствия информации, полученной из внешних источников и от самого контрагента;
- копии деклараций с отметкой о приеме или хотя бы копии титульного листа;
- копию годового бухгалтерского баланса за последний отчетный период с отметкой налогового органа о принятии;
- выписку из книги продаж о сделке между компаниями, свидетельствующую о том, в какой сумме сделка отражена в налоговых регистрах. Выписка может быть выдана свободным способом, например как копия книги продаж, но с сортировкой по единственному покупателю;
- заверенную копию устава.

Конечно же, шанс на получение каких-либо документов от контрагента не очень велик, но попытаться все же стоит. Ведь даже в случае отказа само собой общение с контрагентом – это дополнительное доказательство его реального существования, наличия отношений с ним и ведения им деятельности. Поэтому все общение с контрагентами должно происходить в письменной форме и оформляться должным образом (на бланке организации, с наименованием организации, наличием должностей, подписей и т.д.).

  1. Проверка договоров с целью выявления налоговых рисков и работы сотрудников бухгалтерии.
Бывают ситуации, когда компания не пользуется схемами ухода от налогов, законно оптимизирует налоговые платежи, уплачивает все налоги своевременно, проверяет контрагентов на «добросовестность», но приходит налоговая проверка, доначисляются налоги и выставляется требование об уплате налогов, штрафов и пени.

А дело все в том, что изначально, договор, который был заключен с контрагентом, был составлен со скрытыми налоговыми последствиями, или, проще говоря, некорректно. А общество, понадеявшись на «хорошего» поставщика/покупателя договор не проверило. Поэтому ни в коем случае не следует упускать такие детали. Необходимо быть крайне внимательным к содержанию представляемых вам договоров, следует проводить их полный и всесторонний анализ как со стороны гражданского, так и налогового законодательства. А также и свои собственные договоры нужно составлять так, чтобы в дальнейшем ни у компании, ни у ее контрагентов не возникло нежелательных налоговых последствий.

Работу по составления и анализу договора необходимо поручить самым квалифицированным сотрудникам компании (юристам, налоговым консультантам). Если таковых штат компании не содержит, то стоит обратиться в специализированные компании.

Помимо этого, пристальное внимание необходимо уделить и работе внутри компании, а именно внутри бухгалтерии. В аудите это называется «система внутреннего контроля компании». Зачастую глобальные ошибки происходят именно по вине бухгалтера, причем из-за невнимательности или банальной некомпетентности. В связи с этим в организации нужно установить контроль за деятельностью бухгалтерии, возможно, взять в штат внутреннего аудитора или хотя бы раз в год проводить инициативный аудит, который выявит текущие ошибки и погрешности и даст руководству ясную картину работы бухгалтерии.

И в заключение всего вышесказанного хотелось бы отметить, что налоговая безопасность бизнеса – важнейшее звено работы любой компании, поэтому и забывать о ней никогда нельзя. Подходите к вопросу безопасности обдуманно, ответственно и осознавая все возможные последствия.

Доверив оценку экономической безопасности предприятия нашим специалистам, вы узнаете о всех уязвимых местах и недостатках в финансово-хозяйственной деятельности. Специалисты ООО «Невская перспектива» дадут полное, грамотное, независимое и объективное заключение об уровне защищённости бизнеса и разработают предложения по укреплению/повышению её надёжности. Рекомендуют профилактические методы нивелирования внешних/внутренних угроз (претензий, предъявляемых Федеральной налоговой службой, мошенничества, попыток осуществить несанкционированный доступ к конфиденциальной информации, являющейся коммерческой тайной, невозвратной дебиторской задолженности) и сформируют стратегии эффективного отстаивания интересов компании в конфликтных ситуациях.

Угроза безопасности компании

Основная угроза в современном бизнесе лежит не в «силовой», а в экономической плоскости. Рейдерский захват собственности вооружёнными людьми в масках и камуфляжной/чёрной форме остался позади. На смену пришли более изощрённые, нечестные, но в некоторых случаях, юридически законные методы (манипуляции с акциями, доведение до банкротства). И пользуются ими высококвалифицированные правоведы, экономисты и бухгалтера, с которыми непросто состязаться. Взаимодействие с небезопасным контрагентом повлечёт угрозу разбирательств и тяжб с налоговыми органами.

Кому выгодна оценка безопасности

  1. Предприятиям, действующим без службы экономической безопасности. Имея конструктивные рекомендации наших специалистов (юристов, бухгалтеров, аудиторов), руководитель и администрация фирмы смогут сами (насколько это возможно) осуществлять управление рисками в финансово-хозяйственной деятельности, не создавая специального подразделения.
  2. Фирмам, у которых уже есть своя служба экономической безопасности. Сотрудники “ Невской перспективы” поделятся своим опытом и помогут вашим специалистам выявить слабые места или предотвратить их образование.
  3. Руководителям, которые желают оценить степень защищённости своего бизнеса от влияния негативных факторов. С внешней стороны и внутренней на организацию всегда воздействуют претензии со стороны Федеральной налоговой службы, необходимость проявления разумной осмотрительности и проверки при выборе контрагентов. Мы дадим им объективную оценку и разработаем необходимые рекомендации.
  4. Собственникам бизнеса. Вся ответственность за обеспечение экономической безопасности собственного бизнеса лежит на собственнике. Своевременно проведённый мониторинг возможности уменьшения активов, безопасности от внешних и внутренних угроз поможет не просто минимизировать риски, но и предусмотрительно их избежать.
  5. «Молодым» предприятиям. Начинающим своё становление на рынке организациям мы предлагаем помощь при проведении оценки внутренних и внешних угроз безопасности предприятия/бизнеса/проектов/контрактов, при проведении делового маркетинга (конкурентной разведки и контрразведки), при подготовки информационно-аналитических материалов о рынках/проектах/контрактах/партнёрах, проведём проверку деловой репутации и платежеспособности партнёров и контрагентов, проверку благонадёжности персонала, предотвратим возникновение угроз оказания противоправных действий со стороны недобросовестных конкурентов, поможем провести деловые переговоры с дебиторами, минимизируем дебиторскую задолженность, наладим взаимодействие с надзорными и правоохранительными органами, защитим конфиденциальную информацию.

Аудит собственными силами или наёмными организациями?

Сторонние специалисты имеют более высокую квалификацию и независимы от владельцев бизнеса и руководителей. Это обеспечивает качественную оценку и непредвзятый конечный результат. В то время как своё подразделение безопасности может работать лишь для «замыливания глаз», либо не в состоянии охватывать контроль за всеми сферами.

На многих предприятиях не всегда служба безопасности сформирована из квалифицированных сотрудников, которые бы смогли в полном объёме и с должным уровнем качества выполнить необходимый комплекс мероприятий в “ экономической плоскости”. Целесообразно обратиться за услугами к сторонним организациям — аудиторским компаниям. Организация взаимодействия между нами и вашей службой экономической безопасности повысит уровень защищённости предприятия.

ООО «Невская перспектива» имеет штат опытных работников в сфере бухгалтерского учёта, управления, налогообложения, правоведения, аудита и консалтинга. Владеет постоянным доступом ко многим законным источникам информации. Сотрудничество с нами обезопасит ваш бизнес, дав возможность больше времени уделять росту компании!

Области анализа и оценки безопасности

  • Экономическая и финансовая (проверки партнёров, анализ бухгалтерской отчётности, инвестиционных проектов, бизнес-планов, системы информационного обеспечения сделок и операций, предотвращение воровства и мошенничества).
  • Информационная (проверка защиты электронных данных, содержащихся на компьютерах, передаваемых посредством локальных сетей и интернета, а также установка и наладка системы по контролю и обработке IT-информации).
  • Интеллектуальная и кадровая (оценка профессионализма принятых на работу сотрудников, контроль внутри коллектива, возможные «откаты», профилактика кадровых нарушений, анализ корпоративной политики).
  • Политико-правовая (проверка комплексной юридической экспертизы действий организации на предмет их соответствия требованиям закона, договорных отношений с контрагентами по бизнесу, с персоналом, готовности эффективного юридического отстаивания интересов фирмы в конфликтных ситуациях, планирования обеспечения поддержки бизнеса, стратегии деятельности по улучшению правовой среды).

Стадии анализа экономической безопасности предприятия

  1. Подготовка, согласование и подписание технического задания на оценку безопасности.
  2. Тщательный сбор сведений и углублённый анализ информации об интересующем клиента участке.
  3. Составление заключения и рекомендаций.

Наша профессиональная команда гарантирует качественное оказание услуг, индивидуальный подход и полную конфиденциальность. Учитывая потребности клиента и особенности бизнеса, мы создадим грамотную, чётко продуманную и структурированную систему безопасности. Разработаем приблизительную модель поведения сотрудников компании, если возникнет экстренная ситуация.

Российский технологический университет

Студентка 5 курса

Научный руководитель: Беловицкий Константин Борисович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность» Российского технологического университета

УДК 336.025

Введение

Успешным бизнес может быть только в том случае, если постоянно учитывать вероятность критических ситуаций, проводить мониторинг и анализ рисков. Законодатель выделил риск, как один из основных факторов предпринимательской деятельности [1, ст. 2].

Важное место в системе предпринимательских рисков занимают финансовые риски. Возникают они в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности и взаимодействия с различными структурами: банками, страховыми, финансовыми, инвестиционными и другими компаниями.

Актуальность

Исходя из этих отношений, можно выделить страховые, кредитные, банковские, налоговые, процентные, валютные риски и риск ликвидности. Именно они представляют наибольший интерес с точки зрения экономической безопасности предприятия. Учитывая вышесказанное, можно говорить об актуальности выбранной темы.

Поскольку налоговые риски влекут дополнительные расходы предприятия, которые выражаются в виде штрафных санкций, вследствие чего они уменьшают финансовый результат, постольку роль управления налоговыми рисками постоянно возрастает и ее актуальность растет.

При написании работы автором были использованы следующие методы и материалы исследования: изучение СМИ, экономической литературы, анализ и сравнение источников информации, а также индукция и дедукция. Статья написана с использованием общедоступных материалов как правового характера, так и научного, а также была обобщена, проанализирована данная информация с помощью вышеперечисленных методов.

Новизна данной темы заключается в том, что каждое предприятие подвержено влиянию различных факторов, в том числе и налоговых рисков, которые непосредственно влияют на экономическую безопасность предприятия.

Цель работы заключается в изучении налоговых рисков и их влиянии на экономическую безопасность предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- раскрыть понятие налогового риска;

- рассмотреть источники возникновения налоговых рисков;

- раскрыть классификацию налоговых рисков;

- изучить управление налоговыми рисками;

- определить пути минимизации налоговых рисков.

Понятие налоговый риск, источники его возникновения

В законодательстве РФ четкого определения понятия «налоговые риски» не дано. Этот пробел в теории экономической и налоговой безопасности необходимо восполнить, а также разработать научные подходы для его классификации.

Экономическая безопасность предприятия – это состояние защищенности его имущественного комплекса, иных ресурсов и экономических интересов, а также осуществляемых им бизнес-процессов от угроз экономической безопасности, обеспечивающее достижение целей и задач развития в современных, динамично меняющихся условиях рыночной экономики [4].

Налоговая безопасность это составная часть экономической безопасности предприятия. Она представляет собой состояние защищенности предприятия от внутренних и внешних угроз в результате реализации мероприятий различного назначения (налогового, экономического, правового).

Налоговый риск, исходя из отдельных понятий «риск» и «налог» - это вероятность (угроза) финансовых потерь, которые может понести предприятие из-за неблагоприятного изменения налогового законодательства в процессе финансовой деятельности или в результате налоговых ошибок, которые были допущены при исчислении налоговых платежей.

Для того чтобы понять какие пути минимизации налоговых рисков существуют, необходимо установить источники их возникновения [3].

Особенностями налогового риска являются то, что он является неотъемлемой частью финансового риска, связан с неточностью экономической и правовой информацией, охватывает всех участников налоговых правоотношений, а также несет негативный характер для всех участников.

Традиционно выделяют три источника. Первый источник – появление налогового риска в результате неправильного толкования налогового законодательства как налогоплательщиком, так и налоговым органом (информационные риски). Примером может служить подпункт 55 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ [1, ст.251]. Второй источник – появление в результате с неверным исполнением налоговых обязательств, ошибок в налоговом учете или в налоговом планировании (риски процесса). К третьему источнику относятся риски, которые связаны с возможным нанесением ущерба репутации компании (репутационные риски).

В качестве дополнительных можно выделить экономические, технические и злонамеренные факторы как источники возникновения налоговых рисков.

Экономические факторы заключаются в решении задач социально-экономического регулирования. В процессе решения таких задач возможно изменение налогового законодательства, а именно это может быть установление новых видов налогов или их отмена, изменение порядка исчисления и уплаты налоговых платежей или изменение налоговых ставок и различного вида льгот.

К техническим факторам можно отнести различные ошибки в результате исчисления налогов по причине несвоевременного ознакомления с изменениями законодательства или в связи со сложностью исчисления налоговой базы.

К злонамеренным факторам можно отнести умышленное уклонение от уплаты налогов, что может привести к крупным штрафам, уголовной ответственности должностных лиц предприятия и, как следствие, банкротство.

В более упрощенном виде последствия налоговых рисков можно сформулировать следующим образом:

- проведение камеральных, выездных, внеплановых, дополнительных проверок;

- доведение до банкротства налогоплательщика или налогового агента;

- увеличение налогового бремени;

- снижение или потеря ликвидности;

- доначисления недоимок, пеней и штрафов;

- занесение лиц в специальные реестры, таких как реестры фирм-однодневок, массовых руководителей и др.;

- применение мер административной и (или) ответственности;

Классификация, управление и пути минимизации налоговых рисков

Классифицировать налоговые риски можно следующим образом:
1. По виду последствий:

- риски налогового контроля;

- риски усиления налогового бремени.

- риски уголовного преследования налогового характера;
2. По величине возможных потерь:

- катастрофические.
3. По субъекту связи с другими видами рисков:

- риск упущенной выгоды;

- риск потери материальных и иных потерь;

- инвестиционный риск.
4. По субъектам, несущим риски

- риски налоговых агентов;

- риски взаимозависимых лиц.
5. По местонахождению источника, определяющего риски:

- внешние.
6. По времени возникновения:

- существующие на данный момент;

Предприятию необходимо соблюдать основные принципы:

- не стоит рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

- всегда следует думать о последствиях риска;

- нельзя рисковать многим ради малого.

На основе данных принципов можно выделить три направления управления налоговыми рисками: избежание, снижение степени (уровня), принятие риска.

Избежать определенный налоговый риск можно только в случае отказа от реализации мероприятия, непосредственно связанного с данным риском.

Снижение уровня налогового риска предполагает сокращение вероятности и объема потерь, с помощью заранее разработанного соответствующего механизма.

Принятие риска предприятием означает покрытие возможных потерь собственными средствами в случае невозможности избежать или снизить риски.

Рассмотрев источники и классификацию налоговых рисков, определим пути минимизации налоговых рисков. Таким образом, предприятию необходимо:

- осуществлять внутренний контроль;

- постоянное, систематическое изучение различных поправок в налоговом законодательстве для того, чтобы своевременно принимать решения по данным изменениям, в том числе исчисления и уплате налогов;

- организовывать курсы по повышению квалификации персонала, которые непосредственно ведут налоговый учет для снижения вероятности допущения ошибок;

- анализировать расчеты по налогам, а именно их сопоставление и сравнение, что позволит выявить признаки различного уровня риска и в последствие принимать необходимые своевременные решения;

- совершенствовать методы налогового планирования путем анализа совершенных и выявленных ошибок в процессе налоговых выплат и процедур их исправления;

- грамотно разрабатывать и формировать учетную и налоговую политику для целей налогообложения, что является инструментом защиты ведения налогового учета [2] [3].

Заключение

Таким образом, раскрыв понятие налогового риска, рассмотрев источники возникновения и классификацию налоговых рисков, изучив управление и пути минимизации налоговых рисков можно сделать следующие выводы:

- налоговые риски имеют неблагоприятные последствия для налогового агента и для налогоплательщика. Выражаются они в различного рода потерях, которые, в свою очередь, выражаются в ухудшении финансовой хозяйственной ситуации в организации;

- возникают налоговые риски и в процессе исчисления, и в процессах начисления и уплаты;

- налоговые риски часто связаны с недостаточностью необходимой информации;

- появляются в результате действий или бездействий налоговых правоотношений.

Однозначно можно сказать, что налоговые риски возникали, возникают и будут возникать в процессе осуществления предпринимательской деятельности, поскольку данная деятельность по своей сути является рискованной.

Предприятию в лице сотрудников необходимо уметь предвидеть и управлять рисками [2]. Желательно до начала деятельности организации необходимо разработать налоговую политику, поскольку налоговая сфера способна оказать слияние на предприятие.

Своевременное принятие и (или) разработка мер и использование различных способов по снижению или нейтрализации налоговых рисков позволить избежать непредвиденные финансовые потери, что в целом будет способствовать повышению эффективности бизнеса и повышению уровня экономической безопасности предприятия.

Читайте также: