Налоговая база резидентов территории опережающего социально экономического развития

Опубликовано: 16.05.2024

Федеральный закон от 29.11.2014 № 380-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее – Закон № 380-ФЗ)

Комментарий

Поправки, внесенные в часть вторую НК РФ, вступают в силу с 1 января 2015 года и касаются налогообложения резидентов территорий опережающего социально-экономического развития. Отметим, в рамках действующего законодательства территорией опережающего социально-экономического развития (далее – территория) признается часть субъекта РФ, на которой Правительство РФ устанавливает особые правовые режимы осуществления предпринимательской и иной деятельности. По замыслу законодателя основной целью создания таких территорий является формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития и комфортных условий жизни населения (Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"). При этом список территорий в настоящее время не утвержден.

Кто является резидентом?

Согласно п. 1 новой статьи 284.4 НК РФ резидентом территории (далее – резидент) признается российская организация, которая получила данный статус в установленном законом порядке и которая одновременно отвечает следующим требованиям:

  • государственная регистрация юридического лица осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития;
  • организация не имеет в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами территории опережающего социально-экономического развития;
  • организация не применяет специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ;
  • организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;
  • организация не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией;
  • организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа;
  • организация не является участником региональных инвестиционных проектов.

Пониженные ставки по налогу на прибыль для резидентов

Новая редакция ст. 284 НК РФ позволяет резидентам применять пониженные ставки по налогу на прибыль. Это возможно в течение 5 налоговых периодов, начиная с того периода, когда в налоговом учете резидента была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой на территории опережающего социально-экономического развития. Так, в отношении налога на прибыль, уплачиваемого:

  • в федеральный бюджет налоговая ставка составляет 0 процентов (п. 1.8 ст. 284 НК РФ, п. 3 ст. 284.4 НК РФ);
  • в бюджет субъекта РФ размер налоговой ставки не может превышать 5 процентов. При этом в течение следующих 5 налоговых периодов ставка налога не может быть менее 10 процентов (п. 4 ст. 284.4 НК РФ).

Резиденты вправе применять указанные налоговые ставки при выполнении двух условий:

  • доходы от деятельности, осуществляемой на территории, составляют не менее 90 процентов всех доходов налогоплательщика;
  • организация ведет раздельный учет доходов и расходов по такой деятельности.

Резиденты имеют право на возмещение НДС в заявительном порядке

Кроме того, изменения затронули и главу 21 НК РФ. Теперь налогоплательщики-резиденты имеют право на заявительный порядок возмещения НДС при условии представления договора (копии) поручительства управляющей компании. В этом случае наличие банковской гарантии не требуется (пп. 3 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Информация об изменениях:

Статья 284.4 изменена с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 195-ФЗ

Статья 284.4. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, получившими статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом "О свободном порте Владивосток" либо статус резидента Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"

1. Налогоплательщиком - резидентом территории опережающего социально-экономического развития, налогоплательщиком - резидентом свободного порта Владивосток либо налогоплательщиком - резидентом Арктической зоны Российской Федерации в целях настоящей главы признается российская организация, которая получила соответственно статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток", статус резидента Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" и которая непрерывно до истечения указанных в пунктах 4 - 7 настоящей статьи сроков применения налоговых ставок, предусмотренных пунктом 1.8 статьи 284 настоящего Кодекса, отвечает одновременно следующим требованиям (далее в целях настоящей статьи - налогоплательщик-резидент):

1) государственная регистрация юридического лица осуществлена соответственно на территории опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, в Арктической зоне Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

2) организация не имеет в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами соответственно территории опережающего социально-экономического развития (за исключением обособленных подразделений, расположенных на других территориях опережающего социально-экономического развития), территории свободного порта Владивосток, Арктической зоны Российской Федерации;

3) организация не применяет специальных налоговых режимов, предусмотренных настоящим Кодексом;

4) организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков (данное требование не распространяется на резидентов Арктической зоны Российской Федерации);

5) организация не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией;

6) организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа;

7) организация не является участником региональных инвестиционных проектов;

8) для организаций - резидентов Арктической зоны Российской Федерации - организация не осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых, производству сжиженного природного газа, переработке углеводородного сырья в товары, являющиеся продукцией нефтехимии.

2. Если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи, налогоплательщик-резидент вправе применять ко всей налоговой базе налоговые ставки, предусмотренные пунктом 1.8 статьи 284 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

1) доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении одного из соглашений об осуществлении деятельности соответственно на территории опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток либо соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации (далее в настоящей статье - соглашение об осуществлении деятельности), составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с настоящей главой, без учета доходов в виде положительной курсовой разницы, предусмотренных пунктом 11 части второй статьи 250 настоящего Кодекса, либо в совокупности за три налоговых периода, предшествующих текущему налоговому периоду, доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении одного из соглашений об осуществлении деятельности, составляют не менее 90 процентов суммы всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с настоящей главой, без учета доходов в виде положительной курсовой разницы, предусмотренных пунктом 11 части второй статьи 250 настоящего Кодекса;

2) налогоплательщиком ведется раздельный учет доходов, полученных от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, и доходов, полученных при осуществлении иной деятельности, в течение всего периода действия соглашения об осуществлении деятельности.

3. Налогоплательщик-резидент вправе применять налоговые ставки, предусмотренные пунктом 1.8 статьи 284 настоящего Кодекса, в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, при выполнении следующих условий:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

1) налогоплательщиком ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении каждого из соглашений об осуществлении деятельности, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, в течение всего периода действия такого соглашения;

2) налогоплательщиком до налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, в учетной политике для целей налогообложения установлен порядок применения налоговых ставок, предусмотренных пунктом 1.8 статьи 284 настоящего Кодекса, в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, в течение всего периода действия такого соглашения.

4. Налоговая ставка, предусмотренная абзацем первым пункта 1.8 статьи 284 настоящего Кодекса, применяется в течение пяти налоговых периодов (десяти налоговых периодов для резидентов Арктической зоны Российской Федерации) начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налогоплательщик-резидент применяет налоговую ставку, предусмотренную абзацем первым пункта 1.8 статьи 284 настоящего Кодекса, при условии установления субъектами Российской Федерации в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой налогоплательщиком при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, пониженных ставок налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений.

В целях настоящей статьи под первой прибылью от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, понимается положительная разница между доходами и расходами, исчисленными нарастающим итогом за период с даты включения налогоплательщика в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития, в реестр резидентов свободного порта Владивосток либо в реестр резидентов Арктической зоны Российской Федерации до окончания налогового периода, в котором данная разница становится положительной. Разница между указанными доходами и расходами определяется на последний день каждого налогового периода, пока данная разница не станет положительной. Для исчисления этой разницы учитываются доходы и расходы, которые признаются с даты включения налогоплательщика в соответствующий реестр и определяются в соответствии с настоящей главой в рамках деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, без учета доходов и расходов в виде курсовых разниц, предусмотренных пунктом 11 части второй статьи 250 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 265 настоящего Кодекса.

5. Для налогоплательщиков - резидентов территории опережающего социально-экономического развития либо налогоплательщиков - резидентов свободного порта Владивосток размер налоговой ставки по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 5 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития либо на территории свободного порта Владивосток, и не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов.

6. В случае, если налогоплательщик-резидент не получил прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, в течение трех следующих подряд налоговых периодов (в течение пяти следующих подряд налоговых периодов в случае, если соглашение об осуществлении деятельности предусматривает объем капитальных вложений в размере не менее 500 миллионов рублей; в течение шести следующих подряд налоговых периодов в случае, если соглашение об осуществлении деятельности предусматривает объем капитальных вложений в размере не менее 1 миллиарда рублей; в течение девяти следующих подряд налоговых периодов в случае, если соглашение об осуществлении деятельности предусматривает объем капитальных вложений в размере не менее 100 миллиардов рублей) начиная с налогового периода, в котором такой налогоплательщик был включен соответственно в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития, в реестр резидентов свободного порта Владивосток, в реестр резидентов Арктической зоны Российской Федерации, сроки, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, начинают исчисляться с четвертого следующего подряд налогового периода (с шестого следующего подряд налогового периода в случае, если соглашение об осуществлении деятельности предусматривает объем капитальных вложений в размере не менее 500 миллионов рублей; с седьмого следующего подряд налогового периода в случае, если соглашение об осуществлении деятельности предусматривает объем капитальных вложений в размере не менее 1 миллиарда рублей; с десятого следующего подряд налогового периода в случае, если соглашение об осуществлении деятельности предусматривает объем капитальных вложений в размере не менее 100 миллиардов рублей), считая с того налогового периода, в котором такой налогоплательщик был включен соответственно в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития, в реестр резидентов свободного порта Владивосток, в реестр резидентов Арктической зоны Российской Федерации.

7. В случае прекращения статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития, статуса резидента свободного порта Владивосток либо статуса резидента Арктической зоны Российской Федерации налогоплательщик считается утратившим право на применение налоговых ставок, предусмотренных пунктом 1.8 статьи 284 настоящего Кодекса, с начала налогового периода, в котором он был исключен соответственно из реестра резидентов территории опережающего социально-экономического развития, из реестра резидентов свободного порта Владивосток, из реестра резидентов Арктической зоны Российской Федерации.

В случае нарушения налогоплательщиком-резидентом в течение налогового периода условий, установленных пунктом 1 настоящей статьи, налогоплательщик считается утратившим право на применение налоговых ставок, предусмотренных пунктом 1.8 статьи 284 настоящего Кодекса, с налогового периода, предшествующего налоговому периоду, в котором им допущено указанное нарушение. При этом сумма налога, не уплаченная в связи с применением пониженных налоговых ставок, предусмотренных пунктом 1.8 статьи 284 настоящего Кодекса, подлежит исчислению и уплате в бюджет. Исчисление суммы неуплаченного налога производится начиная с налогового периода, предшествующего налоговому периоду, в котором допущено нарушение условий, установленных пунктом 1 настоящей статьи.

ТОСЭР в России: перечень территорий, преференции, подводные камни

Для производственного сектора в России действуют экономические зоны с особыми условиями для создания и ведения бизнеса - территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Что это за зоны, и какие преференции на них действуют?

В России по закону существуют специальные экономические зоны, именуемые территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на которых установлены облегченный режим ведения бизнеса. Если ваш будущий бизнес связан с производством, то перед выбором места для его размещения обязательно стоит рассмотреть вариант его создания в подобной зоне. Начнем с официальных определений.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации с необходимой инфраструктурой, на которой в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ, на основании предложения уполномоченного федерального органа и принятого решения правительства, резидентам ТОСЭР установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Цель создания ТОСЭР – на определенных территориях, нуждающихся в поддержке со стороны государства, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного экономического развития и улучшения социальных условий жизни населения.

Началом создания территорий опережающего социально-экономического развития стало Послание Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, в котором Президентом России было объявлено:

«на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств – льготная ставка страховых взносов.»

О причинах создания и задачах ТОСЭР

Продолжающиеся с начала девяностых годов прошлого столетия после распада Советского Союза стремительное сокращение численности населения Дальнего Востока России, деградация моногородов, где большая часть трудоспособного населения была занята на одном предприятии или в одной отрасли – проблемы, стоящие перед государством уже длительное время, а решение их – основная задача государственной региональной политики. Поиском путей разрешения этих проблем государство занимается, пожалуй, со времени их появления. Так, например, работа по созданию специальных территорий и адресной поддержки их началась еще в девяностые годы, а с принятием Федерального закона от 22.07.2005 года №116 «Об особых экономических зонах в РФ» приняла системный характер. В этом законе определены типы особых экономических зон – промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, логистические и портовые. Определен также перечень требований к резидентам этих зон и льготы ими получаемые. Создавались такие зоны для развития территорий – приграничных, прибрежных или же просто депрессивных. Использование особых правовых режимов ведения предпринимательской деятельности в границах территориальных образований, фокусировка инвестиционных потоков на значимых для экономики страны направлениях, а, значит, и повышение инвестиционной привлекательности определенных территорий и отраслей – вот тот инструментарий, выбранный правительством для решения задач вывода из состояния депрессии отдельных регионов и отраслей.



Концентрация финансовых ресурсов государства и бизнеса на развитии конкретных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом, а также формирование в регионах со сложной социально-экономической ситуацией точек роста, способны привлечь инвестиции в дальнейшее развитие региона. Схожесть целей создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и особых экономических зон в их направленности на ускоренное развитие определенных отраслей бизнеса и территорий с помощью привлечения инвесторов.

Главное же отличие ТОСЭР от особых экономических зон в том, что в каждой территории для инвесторов предусмотрены налоговые льготы и административные послабления, но самое важное – создание инфраструктуры проекта производится за счет бюджетных средств.

Свой тренинговый центр за 55 000 руб.

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Еще одно важное отличие в существенном снижении ограничений для бизнеса, как это было в особых экономических зонах. Существенно также, что при строительстве инфраструктуры часть государственного заказа смогут получать небольшие предприятия.

Планируется, что ТОСЭР смогут стать драйверами развития региональной экономики за счет соединения усилий федеральных и региональных властей на развитии инфраструктуры, создания максимально благоприятных условий для бизнеса на проблемных территориях и отраслях.

Мировая практика в создании “особых” территорий

Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю. В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье.

В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин. Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми. Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов».

Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством. Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах.

Главное отличие и в то же время главное преимущество таких зон заключается в том, что на основе использования льготного правового, налогового и валютно-финансового режима в них обеспечивается ускоренное развитие производств с привлечением государственных, региональных, частных ресурсов, а также иностранных инвестиций.

В конце двадцатого века появляются научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы, что приводит к значительному ускорению внедрения достижений науки в производственные процессы. С расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик, появляются новые специализированные виды зон, такие как «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические» и «оффшорные» зоны.

Успешные мировые проекты особых экономических зон

Создание особых экономических зон, как, собственно, и территорий опережающего развития используются как развивающимися, так и развитыми странами для стимулирования роста отдельных территорий, секторов экономики и привлечения в них иностранных инвестиций.

К концу прошлого века в мире насчитывалось 176 особых экономических зоны в 47 странах. К концу нулевых годов этот показатель вырос до 3,5 тысяч, теперь уже в 130 странах, которые обеспечивают работой не менее 66 миллионов человек и производят экспортной продукции на 600 миллиардов долларов США в год.

Самыми успешными примерами особых территорий в мире считаются:

Шэньчжэнь (Китай) – особая зона, созданная первой в Китае в 1980 году в городе с населением 30 тысяч человек, получила особый статус в рамках курса реформ Дэн Сяопина. В результате продуманной системе льгот для зарубежных компаний проект привлек более 87 миллиардов долларов иностранных инвестиций, а средние темпы экономического роста за период с момента создания составили более 9%, при средних по стране, достаточно высоких 6%. Город за это время превратился в крупный промышленный, финансовый и транспортный центр региона. В 2008 году был выбран ЮНЕСКО «Творческим городом дизайна», а в 2011 году принимал XXVI Всемирную летнюю Универсиаду. Сегодня численность населения в Шэньчжэне составляет более 10 миллионов человек, при этом в городе самый высокий в стране показатель валового регионального продукта на душу населения – 22 тысячи долларов на человека, что составляет 2,5% валового внутреннего продукта и обеспечивает 13% экспорта Китая.



    Бангалор (Индия) – крупнейшая в мире специализированная высокотехнологичная особая зона, включающая несколько информационных и технопарков. Сформировался в девяностые годы после создания властями режима наибольшего благоприятствования для ориентированных на экспорт информационных услуг. С 1991 года число работающих в кластере компаний увеличилось с 13 до более чем 2 тысяч. Экспорт услуг за десять последних лет вырос с 1 миллиарда до 17 миллиардов долларов США.



    Джебель-Али (ОАЭ) – самая большая в мире комплексная экономическая зона, в состав которой входят логистические, индустриальные и бизнес-парки. Здесь инвесторам предоставляется полное освобождение от налогов и сборов на срок до 50 лет. Дата создания зоны – 1985 год, с тех пор число работающих в ней компаний выросло с 19 до более 7 тысяч, что обеспечивает работой 135 тысячи человек, и более 20% от всех привлекаемых иностранных инвестиций, а также 50% экспорта ОАЭ.

    Основные льготы и преференции резидентам ТОСЭР в России

    Резидентам территорий опережающего развития предоставляются следующие привилегии:

    применение заявительного порядка возмещения налога на добавочную стоимость;

    нулевая ставка на налог на добавочную стоимость в отношении импортных товаров;

    пониженная ставки по налогу на прибыль организаций;

    пониженный коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых;

    пониженная ставка по налогу на имущество организаций;

    освобождение от земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОСЭР в течение трех лет;

    режим свободной таможенной зоны;

    пониженные ставки на страховые взносы;

    передача в собственность земельного участка и пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании;

    ограничение по количеству и продолжительности проверок деятельности резидентов ТОР.

    Налоговые льготы в цифрах приведены в таблице:

    В данной статье мы рассмотрим использование налогоплательщиками таких образований, как особые экономические зоны (далее – ОЭЗ) и территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР).

    По сути, ОЭЗ и ТОСЭР представляют собой территориальные образования, создаваемые на основании постановлений Правительства РФ в рамках определенного региона РФ, для которых действуют особые нормы администрирования, налогообложения, взимания таможенных платежей, найма персонала и т.д., существенно отличающиеся от аналогичных правил, действующих на остальной территории РФ.

    Особые нормы деятельности в ОЭЗ и ТОСЭР направлены на существенное облегчение работы резидентов таких зон и снижение их налоговой нагрузки.

    Для того, чтобы стать резидентом ОЭЗ или ТОСЭР, чаще всего, необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

    - резидентом ОЭЗ (ТОСЭР) может стать только коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия (резидентом технико-внедренческой и туристско-рекреационной ОЭЗ может быть ИП);

    - необходима регистрация компании или ИП на территории соответствующей ОЭЗ (ТОСЭР);

    - необходимо заключить соглашение с уполномоченным органом (примерные формы соглашений утверждены Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 N 290) и быть внесенным в реестр резидентов соответствующей ОЭЗ (ТОСЭР), который ведет уполномоченный орган;

    - необходимо вести один или несколько видов деятельности из перечня, предусмотренного законодательством о конкретной ОЭЗ (ТОСЭР) и соглашением с уполномоченным органом;

    - организация должна отвечать критериям или соблюдать условия, предусмотренные в законодательстве о конкретной ОЭЗ (ТОСЭР).

    Для того, чтобы заключить соглашение о деятельность в ОЭЗ (ТОСЭР), организация (ИП) подает в уполномоченный орган соответствующую заявку с прилагаемыми документами (бизнес-планом и т.п.).

    Соглашение о ведении деятельности в ОЭЗ (ТОСЭР) может быть прекращено досрочно по воле сторон либо расторгнуто в судебном порядке, например, при нарушениях со стороны резидента, как то: осуществление предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности, неосуществление предусмотренной соглашением деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента начала такой деятельности, установленного соглашением и т.п.

    При расторжении соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ (ТОСЭР) компания (ИП) теряет статус резидента соответствующей ОЭЗ (ТОСЭР).

    Исходя из целей создания ОЭЗ (развитие промышленности, туризма и т.п.), выделяют их следующие виды: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые, прочие.

    В настоящий момент на территории РФ функционируют следующие ОЭЗ:

    Нормативное обоснование функционирования ОЭЗ

    Промышленно-производственные

    Технико-внедренческие

    Туристско-рекреационные

    Портовые

    Прочие

    Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах"

    Грязинский район Липетской области

    На территории г. Москвы

    «Прибайкальский район» республики Бурятия

    На территории Муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области

    Елабужский район Республики Татарстан

    На территории г. Санкт-Петербурга

    На территории Алтайского района Алтайского края

    Муниципальный район Ставропольский Самарской области

    На территории г. Дубны (Московская область)

    На территории Слюдянского района Иркутской области

    Верхнесалдинский городской округ Свердловской области

    На территории г. Томска

    на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской республики

    «Моглино» Псковская область

    «Иннополис» Республика Татарстан

    На территории Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики

    «Людиново» Калужская область

    «Исток» г. Фрязино (Московская область)

    На территории Хунзахского района Республики Дагестан

    На территории Джейрахского и Сунженского районов республики Ингушетия

    «Наримановский район» Астраханской области

    «Ведучи» Чеченская республика

    «Ступино Квадрат» Ступинский муниципальный район Московской области

    «Конаковский район» Тверской области

    «Узловая» Узловой район Тульской области

    ФЗ от 31.05.1999 N 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области»

    Магаданская область (ОЭЗ функционирует до 31.12.2025 г.)

    ФЗ от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»

    Калининградская область (ОЭЗ функционирует до 01.04.2031 г.)

    ОЭЗ создается на срок не более 9 лет, причем продление срока функционирования ОЭЗ не допускается. Отметим, что соглашения, подписываемые резидентами ОЭЗ с уполномоченным органом, действуют только в течение срока, оставшегося до завершения функционирования соответствующей ОЭЗ.

    При этом ОЭЗ может быть в ряде случаев ликвидирована досрочно, в т.ч., если в течение 3-х лет подряд ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная деятельность или деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.

    В отличие от ОЭЗ, ТОСЭР создаются на семьдесят лет. А досрочная ликвидация ТОСЭР возможна только если по истечение 3-х лет с даты принятия решения о ее создании не заключено ни одного соглашения об осуществлении деятельности на такой территории или все ранее заключенные соглашения расторгнуты.

    На сегодня действуют следующие ТОСЭР, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»:

    ТОСЭР

    Регион

    Республика Саха (Якутия)

    Еврейская автономная область

    Чукотский автономный округ

    «Индустриальный парк «Кангалассы»

    Республика Саха (Якутия)

    Ограничения при работе в рамках ОЭЗ

    На территории ОЭЗ не допускается:

    - разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов;

    - производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

    Ограничения при работе в рамках ТОСЭР

    Организации, имеющие статус участника регионального инвестиционного проекта (ст. 25.9 НК РФ), не могут быть резидентами ТОСЭР.

    Резиденты ТОСЭР не вправе иметь филиалы и представительства за пределами ТОСЭР.

    Основные налоговые преференции при работе в рамках ОЭЗ и ТОСЭР

    Налоговые преференции резидентов ОЭЗ

    1. Акты законодательства РФ (субъектов РФ) о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ (за исключением актов, касающихся налогообложения подакцизных товаров), не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ.

    2. Прибыль от деятельности в ОЭЗ в рамках соглашения облагается налогом на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет, по сниженной ставке, которая устанавливается региональным законом. Отметим, что согласно НК РФ такая ставка не может быть выше 12,5% до 2020 года и 13,5% - начиная с 2021 года. Однако на практике региональные законы не скорректированы в части снижения максимального размера региональной ставки налога на прибыль в отношении резидентов ОЭЗ и последние вынуждены пока оплачивать налог по ставке до 13,5%.

    Указанные налоговые ставки применяются при условии ведения резидентом ОЭЗ раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности в ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности. Что касается доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, либо полученной от осуществления деятельности вне ОЭЗ, то при исчислении налоговой базы от такой деятельности применяются общеустановленные налоговые ставки налога на прибыль (п. 1 ст. 284 НК РФ; Письмо Минфина России от 04.04.2017 N 03-03-05/19601).

    3. Для резидентов технико-внедренческой ОЭЗ, а также туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер, резидентов ОЭЗ в Магаданской области, налоговая ставка по налогу на прибыль в федеральной части устанавливается в размере 0 процентов (п.п. 1.2 и 1.10 ст. 284 НК РФ).

    4. Резидент ОЭЗ вправе 10 лет не платить налог на имущество организаций в отношении имущества, приобретенного для ведения деятельности на территории ОЭЗ и располагающегося на данной территории (пп. 17 ст. 381 НК РФ).

    5. Резидент ОЭЗ может не платить земельный налог с участка, приобретенного для ведения деятельности на территории ОЭЗ и располагающегося на данной территории в течение 5 или 10 лет (срок льготы зависит от соответствия резидента условиям, предусмотренным в законодательстве) (пп. 9 и 11 ст. 395 НК РФ).

    6. Резиденты ОЭЗ могут платить страховые взносы с заработной платы сотрудникам по льготному тарифу страховых взносов, совокупно составляющему в 2017 г. 14% с последующим повышением до 21% в 2018 г. и до общего тарифа в 30% в 2019 г. (пп. 2 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ).

    7. В ряде случаев резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты НДС (при проведение работ (оказании услуг) резидентами портовой ОЭЗ в такой зоне – пп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ) и акцизов (ввоз подакцизных товаров в портовую ОЭЗ с остальной части территории РФ – пп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ).

    Резиденты ТОСЭР имеют право

    1. Возмещать НДС из бюджета в ускоренном (заявительном) порядке (пп. 3 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).

    2. При выполнении ряда условий не платить «федеральную» часть налога на прибыль, а «региональную часть» налога на прибыль платить по сниженной ставке (не более 5% в течение первых 5-ти лет, начиная с налогового периода, в котором была получена первая налоговая прибыль от деятельности, осуществляемой в рамках ТОСЭР, и не менее 10% в течение следующих 5-ти лет) – п. 1.8 ст. 284, ст. 284.4 НК РФ;

    3. В течение 10 лет применять пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% (пп. 12 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ).

    Сравнение уровня налоговой нагрузки предприятия внутри и вне ОЭЗ на примере резидента ОЭЗ в г. Томске

    Рассчитаем уровень годовой налоговой нагрузки по организации-резиденту ОЭЗ в г. Томске и сравним его с уровнем налоговой нагрузки того же предприятия, применяющего общий порядок налогообложения, действующий вне экономической зоны.

    Итак, имеется промышленное предприятие на территории ОЭЗ технико-внедренческого типа в г. Томске, имеющее следующие годовые финансовые показатели деятельности:

    Финансовый показатель

    Тыс. руб.

    Остаточная стоимость ОС на

    Тыс. руб.

    Выручка (без НДС)

    в т.ч. заработная плата рабочих

    в т.ч. заработная плата управленческого персонала

    Проценты к получению

    Налоговая прибыль без учета страховых взносов и налогов

    Земельный налог, рассчитанный по общим правилам

    Транспортный налог, рассчитанный по общим правилам

    Налог

    Расчет налога для резидента технико-внедренческой зоны в г. Томске

    Расчет налога по общим правилам

    Примечания

    Страховые взносы (без учета вносов в ФСС на страхование от несчастных случаев на производстве)

    (115 698 + 89 578) х 14% = 28 739 тыс. руб.

    (115 698 + 89 578) х 30% = 61 583 тыс. руб.

    Налог на имущество

    =(759 798 + 750 405 + 741 012 + 731 619 + 722 226 + 712 833 + 703 440 + 694 047 + 684 654 + 675 261 + 665 868 + 656 475 + 647 080) /13 * 2,2% = 15 476 тыс. руб.

    В первые 10 лет

    Налог на прибыль (посчитан не по льготной ставке не более 12,5%, а по действующей в региональном законе ставке 13,5%)

    (92 442 – 28 739) х 13,5% = 8 600 тыс. руб.

    (92 442 – 61 583 – 759 – 289 – 15 476) х 20% = 2 867 тыс. руб.

    Итого общая налоговая нагрузка

    Отношение налоговой нагрузки к выручке, %

    Таким образом, сравнение фискальной нагрузки одного и того же предприятия внутри и вне технико-внедренческой зоны говорит о двукратном снижении налогового бремени при получении статуса резидента ОЭЗ.

    Отдельные проблемы правоприменения законодательства по ОЭЗ и ТОСЭР

    Работа по расширению потенциала зон продолжается как со стороны государства, так и со стороны потенциальных инвесторов. Так, по данным газеты «Коммерсант», экспертный совет ОЭЗ в г. Липецк рассмотрел семь новых инвестиционных проектов в рамках ОЭЗ с общим бюджетом более 30 млрд. рублей. Среди потенциальных инвесторов как российские, так и иностранные компании из Австралии и Италии. Проекты включают в себя строительство промышленных комплексов и внедрение новых технологий в области сельского хозяйства, строительства, полиграфии, сбора и хранения данных, производства комплектующих.

    Однако резиденты ОЭЗ и ТОСЭР сталкиваются в своей работе с вопросами правоприменения законодательства, регулирующего деятельность на территории особых зон.

    Так, например, ООО «Джей Ви Системз» (далее – Общество) являлось резидентом ОЭЗ промышленно-производственного типа на территории района Ставропольский Самарской области с декабря 2012 года, что подтверждалось свидетельством, удостоверяющим регистрацию резидента ОЭЗ.

    В течение 2013 г. Общество размещало средства, получаемые от учредителя, на депозитных счетах в банке, в связи с чем получало процентный доход. В отношении данного дохода Обществом, как резидентом ОЭЗ, применялась ставка налога на прибыль в размере 0%. При аргументации своей позиции Общество опиралось на нормы Закона Самарской области от 07.11.2005 г. N 187-ГД "О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет".

    Налоговый орган установил, что по условиям соглашения о резидентстве в ОЭЗ Общество было обязано вести на территории особой экономической зоны исключительно деятельность, предусмотренную в данном Соглашении. В свою очередь, предметом соглашения было ведение резидентом промышленно-производственной и логистической деятельности в ОЭЗ в соответствии с прилагаемым к соглашению бизнес-планом, а именно: производство автомобильных кузовов и авто деталей; логистические услуги; инженерно-исследовательские услуги, а также строительство зданий и сооружений.

    При этом размещение средств на банковских депозитах в качестве вида деятельности ни в соглашении, ни в бизнес-плане Общества не фигурировало. Общая сумма дохода от размещения депозитов составила за 9 месяцев 2013 года 94 660 тыс. рублей.

    В ходе выездной проверки налоговая инспекция дополнительно установила, что резидент не произвел на территории ОЭЗ никакого строительства производственных площадей, которые были необходимы для осуществления указанной в Соглашении деятельности, и не осуществлял никакого производства. Таким образом, доходы от размещения денежных средств на депозитном счете банка были признаны судом не относящимися к доходам от деятельности, производимой на территории ОЭЗ. В связи с чем Общество обязали уплатить недоимку по налогу на прибыль, возникшую в связи с неправомерным обложением данного дохода по ставке 0%, а также пени (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.04.2015 г. № Ф06-22823/2015).

    Аналогичное решение в пользу налогового органа в сходной ситуации по прибыли, полученной в виде процентов по депозитам и положительной курсовой разницы от переоценки остатков по валютным счетам, вынесено Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 07.04.2017 N Ф06-19646/2017 по делу N А55-12793/2016.

    Указанные споры касаются одного из самых важных вопросов, возникающих в ходе работы организаций на территории ОЭЗ и ТОСЭР. В связи с этим готовится законопроект о том, что сниженная ставка по налогу на прибыль применяется только в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта на территории ОЭЗ и не касается всех прочих доходов резидента. А в случае лишения организации статуса резидента по суду предлагается обязать такую организацию пересчитать и доплатить налоги и страховые взносы без учета льгот за весь период их применения.

    Представляется, что российским налогоплательщикам может быть интересна работа в рамках ОЭЗ или ТОСЭР. Однако точный ответ на вопрос о том, имеет ли смысл в конкретном случае пытаться получить статус ОЭЗ (ТОСЭР) может дать только углубленный анализ деятельности налогоплательщика, включающий и налоговое моделирование.

    Чем мы можем быть полезны?

    Налоговое моделирование - одна из услуг, которую вот уже 25 лет успешно предоставляет компания Камертон-АК. Если Вы заинтересованы в том, чтобы Ваши деньги работали на Ваш бизнес, а не уходили из него, то мы знаем, чем помочь Вам!


    Требования к резидентам и инвестиционным проектам, реализуемым резидентами территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов).

    Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) – это часть территории субъекта РФ, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития экономики и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. ТОСЭР создается на 10 лет (до 04.08.2027г.).

    Резидентами ТОСЭР в моногородах могут стать коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, финансовых организаций, в том числе кредитных и страховых, и профессиональных участников рынка ценных бумаг), зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории моногорода и не являющиеся градообразующей организацией моногорода или ее дочерней организацией.

    Ведение реестра резидентов ТОСЭР осуществляется Министерством экономического развития РФ на основании информации, представляемой органами исполнительной власти субъектов РФ.


    Требования к резидентам ТОСЭР

    1. Юридическое лицо зарегистрировано на территории города. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ, ст. 34
    2. Юридическое лицо не находится в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ, ст. 13
    3. У юридического лица отсутствуют недоимки по налогам, сборам, страховым взносам во внебюджетные фонды, отсутствуют иные задолженности перед бюджетной системой. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ, ст. 13
    4. Юридическое лицо не имеет в своем составе обособленных подразделений (филиалов, представительств), расположенных за пределами ТОСЭР. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ, ст. 12
    5. Юридическое лицо не является участником региональных инвестиционных проектов. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ, ст. 12
    6. Юридическое лицо осуществляет деятельность в ТОСЭР и осуществляет инвестиционные вложения, в т.ч. капитальные вложения.


    Требования к инвестиционным проектам резидентов ТОСЭР

    Инвестиционный проект, реализуемый резидентом ТОСЭР, создаваемой на территории моногорода, должен отвечать одновременно следующим требованиям:

    1. В рамках реализации инвестиционного проекта количество создаваемых рабочих мест в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего развития, заключенным юридическим лицом с органами государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - соглашение), не может быть менее 20 единиц в течение первого года после включения юридического лица в реестр резидентов территорий опережающего развития (далее - реестр), если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации о создании ТОСЭР. Для юридических лиц, имеющих действующие производственные мощности на территории моногорода, количество создаваемых новых рабочих мест должно быть одновременно не менее среднесписочной численности работников юридического лица за последние 3 года (либо за период его существования, если оно существует менее 3 лет); - Постановление Правительства РФ № 939 от 07 августа 2017 г., Постановление Правительства РФ № 614 от 22 июня 2015 г. (требования к инв. проектам)
    2. В рамках реализации инвестиционного проекта объем капитальных вложений в соответствии с соглашением не может быть менее 5 млн. рублей в течение первого года после включения юридического лица в реестр (и не менее 20 млн. рублей за весь период), если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего развития; - Постановление Правительства РФ № 939 от 07 августа 2017 г., Постановление Правительства РФ № 614 от 22 июня 2015 г. (требования к инв. проектам)
    3. В результате реализации инвестиционного проекта не предусматривается исполнение контрактов, заключенных с градообразующей организацией моногорода или ее дочерними организациями, и (или) получение выручки от реализации товаров, оказания услуг градообразующей организации моногорода или ее дочерним организациям в объеме, превышающем 50 процентов всей выручки, получаемой от реализации товаров (услуг), произведенных (оказанных) в результате реализации инвестиционного проекта; Постановление Правительства РФ № 614 от 22 июня 2015 г. (требования к инв. проектам)
    4. Реализация инвестиционного проекта не предусматривает привлечения иностранной рабочей силы в количестве, превышающем 25 процентов общей численности работников; Постановление Правительства РФ № 614 от 22 июня 2015 г. (требования к инв. проектам)
    5. В результате реализации инвестиционного проекта не предусматривается производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов), а также производство товаров и (или) оказание услуг по следующим видам экономической деятельности:
      • добыча сырой нефти и природного газа;
      • предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа;
      • деятельность трубопроводного транспорта;
      • производство нефтепродуктов;
      • торговля оптовая и розничная;
      • лесозаготовки;
      • операции с недвижимым имуществом;
      • виды экономической деятельности, в которых занято 20 или более 20 процентов среднесписочной численности работников всех организаций моногорода;
    6. Осуществление деятельности в рамках проекта допускается по Перечню видов экономической деятельности – см. Постановление Правительства РФ № 939 от 07 августа 2017 г.
    7. При определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (приобретение) амортизируемого имущества, а именно затраты на новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования (за исключением затрат на приобретение легковых автомобилей, мотоциклов, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также затрат на строительство и реконструкцию жилых помещений). При этом не учитываются:
      • полученное (приобретенное) резидентом территории опережающего развития, реализующим инвестиционный проект, имущество, затраты на которое ранее включались в объем капитальных вложений другими резидентами территории опережающего развития;
      • затраты на создание (приобретение) зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, на которых осуществляется реализация инвестиционного проекта, на дату включения юридического лица в реестр, а также иные затраты на реализацию инвестиционного проекта, понесенные до указанной даты. Постановление Правительства РФ № 614 от 22 июня 2015 г. (требования к инв. проектам)
      • Фактический объем капитальных вложений, осуществленных в ходе реализации инвестиционного проекта, определяется на основании цен товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость. Постановление Правительства РФ № 614 от 22 июня 2015 г. (требования к инв. проектам)


    Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности

    Для резидентов ТОСЭР установлен преференциальный режим осуществления предпринимательской деятельности, который включает следующие основные позиции (таблица 1).

    Таблица 1. Налоговые льготы для резидентов ТОСЭР и условия их применения

    Читайте также: