Налоговая амнистия в казахстане 2020

Опубликовано: 08.05.2024

В 2018 году подписали закон, вносящий в Налоговый кодекс поправки в отношении списания налоговых долгов физических лиц. Эта законодательная инициатива получила название налоговой амнистией. Для ИП в 2021 году продолжатеся

Закон о «Налоговой амнистии» простил долги россиянам

28 декабря 2017 года Президент РФ Путин В.В. выступил с рядом предложений, направленных на улучшение жизни граждан. Помимо социальных проектов глава государства порекомендовал Правительству разработать законопроект по амнистированию налоговых долгов физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Стоит отметить, что по статистическим данным органов налоговой службы на 1 января 2015 года у населения насчитывается задолженность и пени, в сумме составляющие довольно крупные размеры. Постепенно к концу 2017 года она уменьшилась примерно вдвое, но есть такие долги, которые в итоге так и не будут внесены в бюджет. На начало 2018 года сумма их составила более 40 млрд. рублей.

Поскольку срок давности такой задолженности истекает, было принято решение законодательно списать ее без лишних бюрократических проволочек. Поправки в Налоговый кодекс РФ внесены Законом от 28.12.2017 гг. № 436-ФЗ. Согласно тексту документа долги по нескольким категориям налогов, а также пени и штрафы по их неуплате, будут признаны безнадежными к взысканию и списаны.

Первый этап списания долгов по налоговой амнистии завершен 28 февраля 2018 года. Были списаны в полном объёме имущественные налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог .

С 1 марта 2018 года по 20 февраля 2019 года закончился второй этап налоговой амнистии для предпренимателей.

Третий начался 1 июня 2019 года и закончился 29 февраля 2020 года. Он относится к списыванию задолженностей по налогам и страховым взносам (8 МРОТ) для ИП — подробнее можно ознакомиться здесь.

Какие спишут долги по налогам физическим лицам в 2021 году?

Согласно ст. 12 закона № 436-ФЗ списанию подлежали долги по имущественным налогам, к ним относятся:

  • владение участком земли (земельный налог);
  • налог с недвижимости;
  • транспортный налог.

За какие года? Списывались долги которые образовались до 1 января 2015 года, после списаны только штрафы и пени, возникшие в связи с их неуплатой до 1 января 2017 года.

Из официального источника nalog.ru период по списанию задолженности для физических лиц по имущественным налогам закончена 1 марта 2018 года.

Цитируя.

Работа по списанию задолженности проводится налоговыми органами в несколько этапов. По состоянию на 01.03.2018 уже завершена основная работа по списанию задолженности физических лиц по имущественным налогам и задолженности индивидуальных предпринимателей по налогам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

В 2020 году продолжат списывать долги сформированные до 01.01.2015 года физическим лицам (бывших ИП, адвокатов, нотариусов и др.), которые ранее занимались предпринимательской деятельностью или вели частную практику.

В 2020 году есть вероятность продолжить работу по этой же амнистии, если ФНС не успеют списать долги по закону 436-ФЗ.

Долги по НДФЛ

От задолженности по НДФЛ могут быть освобождены только граждане, которые получили доход, но взносы не были уплачены в бюджет, при соблюдении условий:

  • в период получения дохода в рамках от 01.01.2015 г. до 01.01.2017 г.;
  • организация представила сведения по форме 2-НДФЛ о доходе гражданина в налоговую инспекцию.

Возникновение такой ситуации возможно в случае списания образовавшихся долгов у гражданина перед иными организациями, например, операторами связи, коммунальщиками и прочими. По факту человеком доход получен не был, но форма 2-НДФЛ подана и налоговики должны исчислить налог.

Освобождение не коснется НДФЛ с полученного дохода:

  • в качестве оплаты труда, выполненных работ, оказанных услуг и т.д.;
  • материальной выгоды;
  • в качестве призов, выигрышей и иных подобных доходов от лотерей, конкурсов;
  • проценты, дивиденды по вкладам и ценным бумагам;
  • в натуральной форме.

Налоговая льгота по земельному налогу на 600 кв. м. для пенсионеров

Отдельно хотелось бы отметить, что в указанном нормативном акте фигурирует поправка, касающаяся налогообложения пенсионеров земельным налогом. Теперь за пользование участком в пределах 6 соток не придется ничего платить. Если же он будет больше, то предоставляется льгота следующим образом: из общей площади надела вычитаем 6 соток и после умножения на кадастровую стоимость получаем налогооблагаемую базу для расчета земельного налога.

Когда и как спишут долги по налогам?

Списание задолженности осуществляется налоговыми органами самостоятельно, без участия налогоплательщика. Дополнительно обращаться в налоговые органы не нужно.

Списание долга по «Налоговой амнистии» происходит без участия налогоплательщика. ФНС сам в одностороннем порядке спишет долг, как задолженность безнадежную. При этом в компетенцию налогового органа не входит обязанность оповещать граждан об этом.

Точных сроков списания официально не установлено, поэтому отслеживать ситуацию налогоплательщик должен самостоятельно.

Существует три способа узнать свою задолженность по налогам:

  1. При личном обращении в территориальный орган налоговой службы по месту жительства, предъявив удостоверение личности;
  2. На сайте Госуслуг;
  3. На официальном сайте ФНС.

Существует способ ускорить процесс списания долгов, написав соответствующее заявление:

  1. В рамках закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» они вправе письменно обратиться с просьбой о применении мер, вступивших в силу в рамках 436-ФЗ и получить ответ в 30-дневный срок — скачать.
  2. Вторая возможность написать заявление определена статьей 21 Налогового кодекса РФ – это запрос о проведении сверки. Через 15 дней от даты приема такого заявления орган ФНС должен сделать акт сверки с налогоплательщиком, где будет ясно, есть ли у него недоимки, попадающие под амнистию — скачать.

Все об налоговой амнистии в 2021 году! Кому, как, когда спишут доги и что простят?

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

С 1 января 2020 года сроком на 3 года вступил в силу мораторий на проверки субъектов предпринимательства, также на данный период отдельные категории налогоплательщиков освобождаются от уплаты налогов. В данном материале расскажем, на какие виды проверок не распространяется мораторий, а также кто попадает под освобождение от уплаты и по каким видам налогов.

Категории субъектов, подпадающие под мораторий на проверки

Под действие моратория попадают субъекты, относящиеся к категориям малого и микропредпринимательства. К субъектам микропредпринимательства относят субъекты со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше 30-ти тысячекратного МРП. Субъектами малого предпринимательства являются ИП, юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300-тысячекратного МРП.

Вместе с тем, не признаются субъектами малого предпринимательства и микропредпринимательства налогоплательщики, осуществляющие:

  1. деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  2. производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
  3. деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
  4. проведение лотереи;
  5. деятельность в сфере игорного бизнеса;
  6. деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
  7. банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
  8. аудиторскую деятельность;
  9. профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  10. деятельность кредитных бюро;
  11. охранную деятельность;
  12. деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Проверки, на которые не распространяется мораторий

Мораторий не распространяется на:

  1. Проверки, направленные на предотвращение или устранение нарушений, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку; прямую или непосредственную угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также проводимых по основаниям, предусмотренным Законом РК «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций».
  2. Проверки в соответствии с подпунктом 1) данного пункта в случаях, когда для выявления причин возникновения фактов нарушения требований, установленных законодательством РК, недостаточно проведения одной внеплановой проверки по конкретному факту в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора и требуются контроль и надзор в отношении иных субъектов, связанных с данным конкретным фактом.
  3. Проверки и профилактический контроль с посещением, проводимые на основании обращений субъектов предпринимательства в отношении собственной деятельности, в том числе по заявлению на получение разрешения в соответствии с Законом РК «О разрешениях и уведомлениях».
  4. Проверки по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РК.
  5. Проверки органов прокуратуры по поручению Президента РК и Генерального Прокурора РК.
  6. Таможенные проверки.
  7. Встречные налоговые проверки.
  8. Тематические налоговые по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами, постановки на регистрационный учет в налоговых органах, исполнения распоряжений о приостановлении расходных операций по кассе, вынесенных налоговым органом.
  9. Профилактический надзор с посещением в целях отбора и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции для осуществления мониторинга безопасности продукции в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  10. Проверки и профилактический контроль с посещением за соблюдением законодательства РК об аккредитации в области оценки соответствия.
  11. Проверки недропользователей.

Проверки, предусмотренные в подпунктах 1) и 2) проводятся на основании решения первого руководителя центрального государственного или местного исполнительного органа.

Категории субъектов, освобождаемые от уплаты налогов, и виды налогов

Освобождаются от уплаты налогов с доходов, полученных за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года, субъекты микропредпринимательства или малого предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы (СНР). К субъектам микропредпринимательства относят субъекты со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше 30-ти тысячекратного МРП. Субъектами малого предпринимательства являются ИП, юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300-тысячекратного МРП.

К субъектам, применяющим СНР, относят налогоплательщиков:

  • на основе патента,
  • упрощенной декларации,
  • с использованием фиксированного вычета,
  • производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов,
  • крестьянские или фермерские хозяйства.

Уменьшению на 100 процентов подлежат суммы:

  1. Корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса.
  2. Социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса.
  3. Единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 Налогового кодекса.

Освобождение действует только на налоговые обязательства по уплате налогов, возникающих в указанный 3-х летний период. При представлении деклараций необходимо указывать данные о полученных доходах с указанием 0 в графе налог к уплате.

Налогоплательщики, на которых не распространяется освобождение от налогов

Освобождение от налогов не распространяется на лиц, осуществляющих следующие виды деятельности:

  1. Деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
  2. Производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции.
  3. Деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах.
  4. Проведение лотереи.
  5. Деятельность в сфере игорного бизнеса.
  6. Деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов.
  7. Банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента).
  8. Аудиторскую деятельность.
  9. Профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
  10. Деятельность кредитных бюро.
  11. Охранную деятельность.
  12. Деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
  13. Деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей.
  14. Реализацию полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти.
  15. Розничную реализацию отдельных видов нефтепродуктов бензина, дизельного топлива и мазута.
  16. Внешнеэкономическую деятельность.

Комитет государственных доходов начинает новую налоговую амнистию. С июля должники по платежам в бюджет могут погасить свои недоимки. По прогнозу КГД, более миллиона человек заплатят больше 3 млрд тенге.

Об этом “Каравану” рассказал и. о. директора департамента администрирования непроизводственных платежей, физических лиц и специальных налоговых режимов КГД министерства финансов Даулет ЖАРЫЛГАСИНОВ.

– Добрый день, Даулет Куанышбекович, насколько я помню, в прошлом году проводилась точно такая же акция. Для чего вы проводите новую амнистию?

– В прошлом году акция уже была проведена по инициативе главы государства. Он ее озвучил в Послании. Мы ее реализовали. Внесли соответствующие нормы в законодательство и провели налоговую амнистию. Но так как Послание было в марте, то мы начали амнистию только с августа. Для этого в Закон РК “О введении в действие Кодекса Республики Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” (Налоговый кодекс) была внесена норма касательно проведения налоговой амнистии для физических лиц, предусматривающая списание пени при условии уплаты ими до конца 2019 года основного долга.

Тогда предполагалось провести акцию в течение года, чтобы охватить максимальное количество налогоплательщиков. Глава государства посчитал, что акция принесла свои результаты. Поэтому нам снова поручено провести налоговую амнистию. Соответствующие изменения в законодательство мы уже подготовили и направили в мажилис. Они ее одобрили, и мы думаем, что до депутатских каникул, до 1 июля, закон уже выйдет.

– Кого коснется налоговая амнистия?

– Эта налоговая амнистия касается только физических лиц, имеющих задолженность по налогу на имущество, налогу на транспорт и земельному налогу.

– Какая общая сумма задолженности по этим налогам?

– Задолженность составляет порядка 12,7 млрд тенге. Это сумма основного долга. И пеня – 4,3 млрд тенге. В том числе по налогу на имущество – 2 млрд тенге, по земельному налогу – 900 млн тенге, по налогу на транспорт – 14 млрд тенге.

– И сколько человек в списке?

– Предварительно на 1 января – 1,2 млн граждан. Мы сделали предварительный анализ, и, по нашему прогнозу, долги погасят до 80% должников. Мы спишем 3,4 млрд тенге. Главным образом это те, у кого долг по основной сумме меньше 20 тысяч тенге.

Остальные 20% – это уже системные должники с большими суммами долга. Мы считаем, что большой долг начинается от 350 тысяч тенге. Но есть те, кто должен государству и 500 тысяч, и более миллиона тенге. В прошлом году эти же люди не смогли воспользоваться акцией, так как не смогли погасить долги.

– Сколько таких людей?

– На 1 января 2020 года задолженность по 1350 физическим лицам с суммой основного долга свыше 1 млн тенге составляет 6,8 млрд тенге.

Большая доля долгов приходится на налог на транспорт – 8,7 млрд тенге. Основные наши должники те, у кого объем двигателя автомобиля более 4 литров. Там и сумма налога выходит более 200 тысяч тенге в год. Поэтому долг может быстро накапливаться. Среди них есть такие, кто не платят более 3–4 лет. У них долги доходят до 700 тысяч, у некоторых – более миллиона тенге.

Налоги на землю и имущество в Казахстане небольшие. Поэтому и долги там небольшие. Но в этой категории есть свои “лидеры”. Сумма налога на достаточно крупные дома составляет более 100–200 тысяч тенге. И их владельцы тоже не платят налоги.

– В прошлом году вы проводили амнистию. Вы добились своих целей?

– Мы сумели погасить долг на 15,9 млрд тенге и списали пени на 3,1 млрд тенге. Общая задолженность по основному долгу была 21 млрд тенге и 6,5 млрд пени. Мы считаем это очень хорошим показателем. И поэтому Президент дал поручение продолжить эту работу в этом году. Все-таки амнистия проходила только 4 месяца. Охват получился неполный. Кроме этого, мы рассматриваем амнистию как одну из мер поддержки населения. Во время карантина люди потеряли часть своих доходов, поэтому необходимо снизить им налоговое бремя.

– Расскажите, как будет работать амнистия?

– Если вы своевременно не оплатили свои налоговые обязательства до 1 января 2020 года, то вы можете погасить основной долг без уплаты пени. Порядок такой: соответственно с правилами в каждом органе госдоходов области, города, района будет утверждена специальная комиссия во главе с руководителем подразделения. Она формирует список должников. Комиссия ежедневно будет отслеживать погашение долгов в разрезе ИИН. При полной уплате основной суммы налога автоматом принимается решение по списанию ему суммы пени и корректировке его лицевого счета.

– Допустим, я должник. Какие документы мне надо сдать в налоговую, чтобы меня очистили от долгов?

– Плательщику никаких заявлений никуда писать не надо, ходить не надо. Если он видит долг по налогам, он должен только оплатить основную сумму. Всё остальное не его головная боль. Налоговый орган сам спишет пеню. Налогоплательщик сам у нас на сайте КГД сможет дня через 2 проверить, висит у него пеня или нет.

– Где узнать сумму долга?

– Размер основного долга можно посмотреть на сайте КГД либо узнать, позвонив в контакт-центр КГД. Либо подойти в УГД и узнать всё на месте.

– В налоговой меня за руку не схватят?

– Нет, это добровольная акция.

– По прошлым годам вы не выпускали должников из страны. В этом году будет такой же черный список?

– Это постоянная норма законодательства. Согласно норме Налогового кодекса, если у вас задолженность свыше 1 МРП, мы выносим налоговый приказ о налоговой задолженности и принудительном его погашении. И после направляем его частным судебным исполнителям.

Ограничение выезда выставляется только по тем должникам, у которых задолженность свыше 20 МРП, то есть у кого задолженность свыше 53 тысяч тенге. И этот запрет выставляется только частным судебным исполнителем. Мы не запрещаем выезд из страны тем, у кого долг 10–15 тысяч.

Справка “Каравана”

МРП на 2020 год – 2 651 тенге

– Во время амнистии вы будете передавать дела на должников судебным исполнителям?

– Нет, не будем. Если у должника есть трудности, он может погашать долг частями. Главное, закрыть задолженность до 31 декабря 2020 года, чтобы мы успели списать ему пеню.

– В чем выгода государства?

– Для нас это снижение недоимки и пополнение бюджета. Выгода для налогоплательщика – это, опять же, освобождение от налогового бремени. Плюс средства, которые они сэкономят от уплаты пени, граждане направят на свои нужды. Пчелы мед не отдадут: тема запрета выезда за границу для казахстанцев получила неожиданный поворот

– Вы прогнозируете, что у вас останется часть людей, которые не заплатят?

– По опыту мы знаем, что у нас не получится погасить все долги. Есть категория системных должников, за которыми тянется шлейф недоимки. У нас есть их список. Но большая часть казахстанцев все-таки законопослушна. По нашему прогнозу, минимум половина людей заплатят налоги. В бюджет попадет около 8 миллиардов тенге.

– Каким образом люди умудряются не платить налоги годами? Это ваш недосмотр или судебных исполнителей?

– Были такие факты, когда судебный исполнитель открывает должнику его расчетный счет, снимает ограничения на выезд. Выходит, судисполнители, в принципе, договороспособны.

– Вы как-то можете влиять на судебных исполнителей?

– Никак. Они подведомственны минюсту. Мы информируем минюст, что по нашим налоговым приказам нет движения. Больше ничего сделать пока не можем. Чтобы как-то изменить этот порядок, мы подготовили регламент взаимодействия с палатой судебных исполнителей. Мы хотим получать от них обратную связь, чтобы знать, что произошло с каждым конкретным материалом, который мы передали по взысканию задолженности. Мы хотим сделать систему отчетности по всем налоговым приказам и увидеть, что они сделали, какие меры взыскания в отношении налогоплательщиков они провели.

– Как вы будете извещать людей о проведении амнистии?

– По опыту прошлых лет мы во время акции делали буклеты, проводили акции через СМИ, семинары с налогоплательщиками в регионах. Департаменты и управления госдоходов работали с каждым должником, направляли им уведомительные письма. Запускали автодозвон через колл-центр. В 2019 году мы запустили робота, который обзванивал людей, говорил им, что у них есть возможность воспользоваться акцией, погасить долг. Контакты у нас записаны. Если телефон в нашей базе данных совпадал с номером в базе eGov, ИИН и суммой задолженности, то он попадал в список робота.

Наши работники проводили подворовый обход. Нам дали поручение максимально охватить граждан. Вся эта работа дала хороший показатель. В прошлом году мы уменьшили приличную сумму недоимки.

В следующем году власти планируют провести налоговую амнистию. Те, кто получал доходы в обход налогов, смогут задекларировать их и легализировать.

В следующем году власти планируют провести налоговую амнистию.

«Минфин» разбирался, чем может обернуться для рядовых граждан участие в декларационной кампании и кто действительно выиграет от участия в ней.

Зачем амнистировать налоговых уклонистов

Время проведения налоговой амнистии озвучил в своем недавнем интервью глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев.

Концепция нулевого декларирования не только получила одобрение профильного парламентского комитета, правительства и Офиса президента, но и уже согласована с МВФ.

В самом намерении провести налоговую амнистию нет ничего зазорного. Ведь нулевое декларирование – не местное изобретение. В свое время оно проводились и в экономически сильных, и в развивающихся странах – от США, Франции, Бельгии и Италии до Аргентины, Индии и Колумбии.

Хотя цели такого мероприятия могли быть разными:

  • наполнение госбюджета: декларанты будут уплачивать с легализируемых сумм и активов минимальный налог;
  • привлечение денег в национальную экономику: речь идет не только о возвращении капитала из офшорных юрисдикций, но и спрятанных «под подушкой» внутри страны;
  • точка отсчета, после которой ответственность за незаконное обогащение будет неотвратимой. Например, перед введением непрямых методов поиска скрытых доходов и реальной ответственности за выявленные таким образом налоговые нарушения.

Помимо этого, налоговая амнистия позволяет оценить реальные объемы экономики, в том числе и реальные доходы населения. А это значит, например, что в бюджет будут закладывать совершенно другие цифры минимальной зарплаты, прожиточного минимума и т.д.

По-другому будут рассчитываться, те же субсидии. Словом, могут кардинально поменяться все показатели, которыми сейчас оперируют официальная статистка и госорганы.

Налоговую амнистию уже узаконили?

Но мало кто знает, что налоговая амнистия, пусть пока и в усеченном виде, уже оговаривается в законе, более известном, как «законопроект 1210».

По словам старшего партнера ЮФ «КМ Партнеры» Александра Минина, этот закон дополняет Налоговый кодекс новой статьей. Она освобождает от НДФЛ, в частности, доходы, получаемые при ликвидации контролируемой иностранной компании (КИК).

Для этого необходимо соблюдение двух условий:

  • процедура ликвидации начата не ранее 1 января 2020 г. и завершена не позднее 31 декабря 2020 ;
  • вместе с декларацией о доходах необходимо подать заявление, в котором описываются детали ликвидации КИК и полученного при этом дохода.

«В действительности этот доход не будет освобождаться от налога. Поскольку Заключительным положениям закона устанавливается, что соответствующая статья вступает в действие только с 1 января 2021 года. Т.е. реально это ловушка», — поясняет Александр Минин.

Подобные ловушки, наверняка могут открыть возможность избавиться от уплаты налогов при ликвидации КИК отдельным персоналиям. Но так же могут стать зацепкой, чтобы наказать других.

Какие же ловушки могут ожидать тех, кто рискнет поучаствовать в общенациональной налоговой амнистии следующего года?

Как предпринимателей отделят от коррупционеров

По словам Гетманцева, легализировать можно будет только активы и доходы, которые были получены без уплаты налогов.

«Если у кого есть смешанная ситуация с «белыми» и «серыми» доходами, то надо просто поднять информацию, с какой части доходов уже были уплачены налоги. И дополнительно задекларировать только «серые» доходы. Соответственно, в налоговых базах цифры плюсуются, и в отношении лица будут учитываться сведения о совокупном объеме доходов», — уточняет руководитель практики налогового права АО «Moris Group» Василий Андрусяк.

Отбелить коррупционные доходы или прибыли от другой преступной деятельности не дадут. В теории, круг тех, от кого ожидают налогового покаяния, довольно широк. Например, это:

  • сотрудники компаний, получавшие высокие зарплаты в конвертах или работавшие без официального оформления;
  • предприниматели, не платившие налоги или минимизировавшие налогообложение;
  • лица, ведущие независимую профессиональную деятельность — нотариусы, адвокаты, художники, врачи;
  • заробитчане, которые работали без официального трудоустройства.

Но применить это правило на практике будет очень проблематично. Простой метод «чиновники декларировать не могут, потому что заработали нечестно, легальный бизнес – добро пожаловать» не работает.

Иначе, получится, что, скажем, пришедшие из бизнеса на госслужбу, воспользоваться налоговой амнистией не смогут. И наоборот, бывший чиновник, ушедший с госслужбы и на коррупционные деньги открывший бизнес, сможет окончательно легализовать ранее наворованное.

На чем можно будет погореть

Как следует из ранее озвученной информации, амнистия освобождает от ответственности по статье 212 (уклонение от уплаты налогов) и 212-1 (уклонение от уплаты единого социального взноса). Такое ограничение – еще одна потенциальная проблема.

Ставки налогообложения будут дифференцироваться в зависимости от того, в каких активах будут размещаться легализируемые средства.

Общая – 5% для денег, которые декларант положит на банковский счет, 9% – для денег и активов, которые размещаются за границей. Если речь идет о наличке в Украине, то это 18%. 2,5% — для тех, кто захочет инвестировать деньги в ОВГЗ, под это Минфин запланирует специальный выпуск.

«А как тогда быть со ст. 209 Криминального кодекса, согласно которой деньги считаются «грязными» в том числе в случае их получения с уклонением от уплаты налогов? И как будут принимать эти деньги в тех же банках или на ОВГЗ?», — озвучивает риски Александр Минин.

Т.е. при желании, декларантов можно будет прижать по антиотмывочной статье УК. А те же банки, которые примут легализированные средства на депозит, ждут штрафы, которые были повышены в разы по новому антиотмывочному закону.

Гетманцев говорит: декларации не могут быть использованы как доказательства, ни в каком судебном процессе и ни при каком следствии, даже в гражданском. Но вот, к примеру, рядовая ситуация: сотрудник декларирует зарплату в конверте. К нему – никаких вопросов.

Но что помешает налоговой начать трясти предприятие, которое выплачивало серую зарплату? И подобных ситуаций, на которых можно будет погореть, еще масса.

Зато грядущая амнистия может открыть новую схему уклонения от уплаты налогов. Например, с использованием правила, по которому, планируется применять нулевую ставку для декларируемых корпоративных прав, независимо от того, где они находятся — за границей или в Украине.

Об одной их них рассказал «Минфину» Василий Андрусяк. Резидент Украины, который фактически оказывает влияние на иностранную компанию, но де-факто не является ее владельцем, аккумулирует на ней все свои незаконно нажитые активы. После этого приобретает такую компанию за 1 доллар (или получает в подарок). Далее — декларирует в Украине в рамках налоговой амнистии. Ставка — 0%.

После этого (если будут приняты изменения по отсрочке введения КИК в Украине) иностранную компанию можно будет ликвидировать и получить официальные доходы, которые полностью освобождены от НДФЛ.

«То есть, на практике мы можем получить ситуацию, когда незаконные активы можно будет отбелить или вообще без налогообложения, или всего-навсего заплатив 1,5% военного сбора», — резюмирует Василий Андрусяк.

Когда амнистия сработает

Конечно, озвученные риски могут быть сильно преувеличены. «Когда я изучал подобный опыт в РФ и общался с тамошними коллегами, то оказалось, что массового «рытья в грязном белье» при проведении налоговой амнистии там не наблюдалось. Контролирующие органы придерживались принципа «не спрашивать» и «не преследовать» декларантов активов в части источников происхождения доходов. Исключения составляли только откровенный криминал на этапе формирования таких доходов и коррупционеры», — говорит управляющий партнер KAC Group Владимир Гаркуша.

Но, скорее всего, много желающих задекларировать свои левые доходы не будет (если не считать новых схемщиков).

Ведь главное условие успеха мероприятия — готовность общества принять такое предложение государства. А это значит, поверить, что государство выполнит свое обещание не преследовать тех, кто поучаствует в амнистии.

Кроме того, государство должно обеспечить неотвратимость наказания для всех уклоняющихся от уплаты налогов после того, как амнистия будет проведена. Иначе смысл в декларировании пропадает. Готово ли государство выполнить эти условия? – вопрос риторический.

Предполагаются послабления в уплате НДС и земельного налога, согласована налоговая амнистия физлиц/ Негосударственные СМИ хотят освободить от налогов

НУР-СУЛТАН, 10 июн — Sputnik. Депутаты мажилиса одобрили в двух чтениях поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие проведение налоговой амнистии для физических лиц

Поправки предусмотрены в проекте закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" и закон Республики Казахстан "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет".

"Поправки внесены в законодательное обеспечение реализации отдельных мер, предусмотренных комплексным планом по восстановлению экономического роста", - отметил депутат Альберт Рау.

Законодательные изменения предусматривают в основном меры по времени до конца 2020 года с учетом проблем, с которыми столкнулись отдельные секторы экономики, предприятия и граждане.

Налоговая амнистия

В законопроекте предлагается проведение дополнительной налоговой амнистии для физических лиц по списанию пени, числящейся на лицевом счете налогоплательщика по состоянию на 1 апреля 2020 года - при условии, что недоимка будет уплачена до 31 декабря 2020 года.

"Это касается налога на имущество, земельного налога, налога на транспорт - за налоговый период до 1 января 2020 года", - пояснил Рау.

Налоговая амнистия освободит наших граждан от начисленные санкций, что улучшит их финансовую ситуацию.

Перенос сроков оплаты НДС

Предлагается перенос срока оплаты налога на добавленную стоимость за второй и третий квартал 2020 года на февраль 2021 года для национального оператора инфраструктуры КТЖ.

"Эта поправка предлагается для снижения последствий от остановки пассажирских перевозок, уменьшения грузооборота - для повышения текущей ликвидности предприятия", - отметил депутат.

Земельный налог и автовозврат НДС

За период с июня до конца 2020 года предлагается для предприятий горнодобывающего комплекса (за исключением добычи углеводородов), горнометаллургического, металлургического комплексов увеличить автовозврат НДС с 70 до 80% и перенести 33% авансовых платежей по КПН на первый квартал 2020 года", - сообщил Рау.

Также предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога для аэропортов, освобождение от обложения НДС импортозапасных запчастей для самолетов, освобождение субъектов, работающих в сфере воздушного пассажирского транспорта, от НДС с роялти.

"В общем, на импорт всех программных продуктов и так далее. Вы знаете, что аэропорты и авиакомпании серьезно пострадали в этот период. Эти нормы предлагаются для высвобождения средств налогоплательщиков и восстановления экономического роста", - указал Альберт Рау.

Отмена сбора за регистрацию тягачей

Предлагается исключить сбор за первичную регистрацию седельных тягачей, предприятий, осуществляющих международные автомобильные перевозки и грузов, с 1 июля до конца 2020 года.

Поправка также необходима для поддержки отечественного автоперевозчика.

Поддержка СМИ

Предлагается освободить от налогов работников негосударственных СМИ - телевидения и печатных изданий.

"Это для поддержки коллективов, которые в условиях карантина очень серьезно работали", - отметил Рау.

Документы на резиденство

Предлагается продлить сроки предоставления документов, подтверждающих резидентство нерезидента за 2019 год налогового органа, до 31 декабря 2020 года.

"Придать легитимность сканированным копиям документов, сформированных в период режима ЧП, для бухгалтерско-налогового учета. Эта мера предлагается для снижения минимизации контактов с налоговым органом налогоплательщика", - пояснил Рау.

Микрофинансовые организации

Предлагается установить лицензионный сбор за право заниматься микрофинансовой деятельностью, деятельностью на финансовом рынке, а также для филиалов банков и страховых компаний.

При этом предлагается исключить действующий регистрационный сбор.

Банки будут отчитывать о снятии наличных

Предлагается включить в обязанности банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, предоставлять в Минфин сведения и документы о снятии наличных с банковских счетов.

Пакет поправок был одобрен в мажилисе в двух чтениях единогласно. Теперь его рассмотрит сенат парламента.

Читайте также: