Налоговая амнистия в днр

Опубликовано: 16.05.2024

В 2018 году подписали закон, вносящий в Налоговый кодекс поправки в отношении списания налоговых долгов физических лиц. Эта законодательная инициатива получила название налоговой амнистией. Для ИП в 2021 году продолжатеся

Закон о «Налоговой амнистии» простил долги россиянам

28 декабря 2017 года Президент РФ Путин В.В. выступил с рядом предложений, направленных на улучшение жизни граждан. Помимо социальных проектов глава государства порекомендовал Правительству разработать законопроект по амнистированию налоговых долгов физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Стоит отметить, что по статистическим данным органов налоговой службы на 1 января 2015 года у населения насчитывается задолженность и пени, в сумме составляющие довольно крупные размеры. Постепенно к концу 2017 года она уменьшилась примерно вдвое, но есть такие долги, которые в итоге так и не будут внесены в бюджет. На начало 2018 года сумма их составила более 40 млрд. рублей.

Поскольку срок давности такой задолженности истекает, было принято решение законодательно списать ее без лишних бюрократических проволочек. Поправки в Налоговый кодекс РФ внесены Законом от 28.12.2017 гг. № 436-ФЗ. Согласно тексту документа долги по нескольким категориям налогов, а также пени и штрафы по их неуплате, будут признаны безнадежными к взысканию и списаны.

Первый этап списания долгов по налоговой амнистии завершен 28 февраля 2018 года. Были списаны в полном объёме имущественные налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог .

С 1 марта 2018 года по 20 февраля 2019 года закончился второй этап налоговой амнистии для предпренимателей.

Третий начался 1 июня 2019 года и закончился 29 февраля 2020 года. Он относится к списыванию задолженностей по налогам и страховым взносам (8 МРОТ) для ИП — подробнее можно ознакомиться здесь.

Какие спишут долги по налогам физическим лицам в 2021 году?

Согласно ст. 12 закона № 436-ФЗ списанию подлежали долги по имущественным налогам, к ним относятся:

  • владение участком земли (земельный налог);
  • налог с недвижимости;
  • транспортный налог.

За какие года? Списывались долги которые образовались до 1 января 2015 года, после списаны только штрафы и пени, возникшие в связи с их неуплатой до 1 января 2017 года.

Из официального источника nalog.ru период по списанию задолженности для физических лиц по имущественным налогам закончена 1 марта 2018 года.

Цитируя.

Работа по списанию задолженности проводится налоговыми органами в несколько этапов. По состоянию на 01.03.2018 уже завершена основная работа по списанию задолженности физических лиц по имущественным налогам и задолженности индивидуальных предпринимателей по налогам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

В 2020 году продолжат списывать долги сформированные до 01.01.2015 года физическим лицам (бывших ИП, адвокатов, нотариусов и др.), которые ранее занимались предпринимательской деятельностью или вели частную практику.

В 2020 году есть вероятность продолжить работу по этой же амнистии, если ФНС не успеют списать долги по закону 436-ФЗ.

Долги по НДФЛ

От задолженности по НДФЛ могут быть освобождены только граждане, которые получили доход, но взносы не были уплачены в бюджет, при соблюдении условий:

  • в период получения дохода в рамках от 01.01.2015 г. до 01.01.2017 г.;
  • организация представила сведения по форме 2-НДФЛ о доходе гражданина в налоговую инспекцию.

Возникновение такой ситуации возможно в случае списания образовавшихся долгов у гражданина перед иными организациями, например, операторами связи, коммунальщиками и прочими. По факту человеком доход получен не был, но форма 2-НДФЛ подана и налоговики должны исчислить налог.

Освобождение не коснется НДФЛ с полученного дохода:

  • в качестве оплаты труда, выполненных работ, оказанных услуг и т.д.;
  • материальной выгоды;
  • в качестве призов, выигрышей и иных подобных доходов от лотерей, конкурсов;
  • проценты, дивиденды по вкладам и ценным бумагам;
  • в натуральной форме.

Налоговая льгота по земельному налогу на 600 кв. м. для пенсионеров

Отдельно хотелось бы отметить, что в указанном нормативном акте фигурирует поправка, касающаяся налогообложения пенсионеров земельным налогом. Теперь за пользование участком в пределах 6 соток не придется ничего платить. Если же он будет больше, то предоставляется льгота следующим образом: из общей площади надела вычитаем 6 соток и после умножения на кадастровую стоимость получаем налогооблагаемую базу для расчета земельного налога.

Когда и как спишут долги по налогам?

Списание задолженности осуществляется налоговыми органами самостоятельно, без участия налогоплательщика. Дополнительно обращаться в налоговые органы не нужно.

Списание долга по «Налоговой амнистии» происходит без участия налогоплательщика. ФНС сам в одностороннем порядке спишет долг, как задолженность безнадежную. При этом в компетенцию налогового органа не входит обязанность оповещать граждан об этом.

Точных сроков списания официально не установлено, поэтому отслеживать ситуацию налогоплательщик должен самостоятельно.

Существует три способа узнать свою задолженность по налогам:

  1. При личном обращении в территориальный орган налоговой службы по месту жительства, предъявив удостоверение личности;
  2. На сайте Госуслуг;
  3. На официальном сайте ФНС.

Существует способ ускорить процесс списания долгов, написав соответствующее заявление:

  1. В рамках закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» они вправе письменно обратиться с просьбой о применении мер, вступивших в силу в рамках 436-ФЗ и получить ответ в 30-дневный срок — скачать.
  2. Вторая возможность написать заявление определена статьей 21 Налогового кодекса РФ – это запрос о проведении сверки. Через 15 дней от даты приема такого заявления орган ФНС должен сделать акт сверки с налогоплательщиком, где будет ясно, есть ли у него недоимки, попадающие под амнистию — скачать.

Все об налоговой амнистии в 2021 году! Кому, как, когда спишут доги и что простят?

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

В ДНР объявили налоговую амнистию. Кого она коснется?

В Донецкой Народной Республике объявлена налоговая амнистия. Соответствующий указ подписал глава Республики Денис Пушилин.

Задолженность перед бюджетом ДНР по налогам, сборам, обязательным платежам, пеням, а также процентам, начисленным за пользование отсрочкой задолженности по налогам и другим обязательным платежам, признается безнадежной.

«Министерству доходов и сборов ДНР списать суммы задолженности согласно приложению к настоящему Указу по состоянию на 29 декабря 2018 года», — говорится в документе.


О том, кто именно подпадает под действие налоговой амнистии, в комментарии официальному сайту ДНР рассказал министр доходов и сборов Республики Евгений Лавренов.

Налоговую амнистию, по словам министра, могут получить предприниматели, штрафы которым были выписаны в результате правовых коллизий; предприятия, которые в силу экономической ситуации не имели реальной возможности платить налоги; субъекты хозяйствования, попавшие в иные спорные ситуации.

«Глава Республики на заседании правительства давал прямое поручение: проработать возможность пересмотра ранее наложенных штрафов. Мы определились с критериями пересмотра (сумма штрафа превышает 10% от оборота), видами предприятий – это торговые и производственные. После этого субъектам хозяйствования была предложена определенная социальная нагрузка и сформирован окончательный перечень. Сегодня в него входят порядка 40 предприятий», — рассказал Лавренов.

Несколько предприятий уже приступили к выполнению условий, необходимых для списания задолженности. Так, угледобывающее предприятие «Горняк-95» предложило программу производственного развития, которой гарантируется рост поступлений в бюджет Республики, а донецкий завод «Коксохимоборудование» приступил к замене окон в углегорской школе.

Статьи по теме

  • В Луганске впервые приняли бюджет на год
  • В ЛДНР прокомментировали слова Порошенко о том, что Донбасс никогда не получит особый статус
  • Ночным обстрелом ВСУ повреждены объекты насосной станции Южнодонбасского водовода
  • Военная сводка: территория насосной станции Южнодонбасского водовода вновь попала под обстрел
  • Очередной украинский каратель попал в плен к военнослужащим ДНР

Правила комментирования

  1. На форуме Антифашист все пользователи равны между собой. Не допустимы любые оскорбления, мат в отношении других пользователей. Не допустима сегрегация, ни по географическому, ни по религиозному, ни по возрастному признакам. Форум населяют гостеприимные, открытые для чужого мнения, остроумные люди.
  2. На форуме запрещены изображения нацистской, порнографической направленности, а также фотографии Ульяны Супрун в купальнике. Запрещена пропаганда ЛГБТ. Запрещены любые проявления национальной нетерпимости. Запрещены оскорбления любых государственных властей в особо грубой форме, т. е. с использованием обсценной лексики. Запрещены оскорбления других форумчан в хамской форме с применением обсценной лексики.

Санкции: сообщение сразу удаляется, пользователь предупреждается. В случае повторения деяния, а так же в случае агрессивного несогласия наказуемого, применяется бан на один час, после применяется бан на одни сутки. Если и это не помогло, то появляется основание для вечного бана.

В случае взаимного нарушения санкции накладываются только на первого нарушившего. Очередность нарушения определяется по времени. Если конфликт имел место в нескольких новостях, то очередность нарушения в каждой новости определяется отдельно


Фото: gogetnews.ru

Недавнее заявление главы Государственной казначейской службы Украины Татьяны Слюз о том, что предприятия ДНР и ЛНР («с оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей») продолжают уплачивать налоги и сборы в бюджет Украины, напомнило о главном и неизменном качестве экономики двух республик — ее принципиальной непрозрачности. Спустя два года после начала блокады Донбасса украинскими радикалами, которая повлекла за собой «национализацию» ряда ключевых предприятий ДНР и ЛНР и объявленный окончательный выход из украинской юрисдикции, связи с бывшей метрополией никуда не делись и поддерживаются в том числе, видимо, и через Россию. В силу отсутствия каких-либо открытых источников количественных данных и финансовых показателей судить о масштабах этих связей сложно, но их сохранение не вызывает никаких сомнений.

Конкуренция юрисдикций

«Эта сумма исчисляется миллиардами [гривен]. По государственному бюджету и по местным, если я не ошибаюсь, это порядка 7−8 миллиардов. Сумма полученных средств зачисляется на счета военно-гражданских администраций областей», — заявила Татьяна Слюз на прошедшей на прошлой неделе в Киеве пресс-конференции. Иными словами, речь идет о суммах в размере $ 260−300 млн, или 17−19 млрд рублей. Проводить сравнения этих цифр с доходами бюджетов ДНР и ЛНР затруднительно, поскольку эти документы остаются засекреченными, однако в любом случае ясно, что названные суммы составляют немалую часть от размеров государственной казны двух республик.

Если сравнивать названные суммы налоговых поступлений с начальным периодом независимости ДНР и ЛНР, до блокады Донбасса, которая разорвала большую часть сохранявшихся прямых связей, то объемы выплат, безусловно, снижаются. В середине 2016 года украинские источники приводили такую статистику: начиная с 2014 года предприятия, имеющие регистрацию на неподконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областей, с 2014 года уплатили в госбюджет Украины налогов, сборов и единого социального взноса (ЕСВ) на общую сумму около 36,8 млрд гривен.

В начале 2017 года, за несколько дней до объявленной «национализации» предприятий ДНР и ЛНР, сохранявших украинскую юрисдикцию, министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Вадим Черныш сообщал, что выплачивать налоги в Киев продолжают 20 крупных предприятий республик. Три из них относились к корпорации «Индустриальный союз Донбасса», восемь — к энергетическому холдингу ДТЭК Рината Ахметова и еще девять — к холдингу «Метинвест», принадлежащему тому же Ахметову. За 2015 год и первый квартал 2016 года крупнейшие предприятия заплатили налогов в бюджет 5,783 млрд гривен. При этом, отмечал также Черныш, 150 тысяч человек на неподконтрольных Украине территориях Донбасса получали зарплату в гривнах.

Поскольку смысл «национализации», объявленной на ведущих предприятиях ДНР и ЛНР с 1 марта 2017 года, и заключался в том, чтобы они платили налоги в бюджет республик, информация от украинского казначейства фактически дезавуировала многочисленные заявления их руководства о выходе из правового поля и экономического пространства Украины. Однако здесь возникает другой важный вопрос: каким образом налоги от предприятий, работающих на территории ДНР и ЛНР, зачисляются в бюджет Украины в условиях фактически отсутствующей инфраструктуры проведения платежей? Все возможные ответы на него сводятся в целом к той же самой непрозрачности: экономика ДНР и ЛНР остается гигантским «черным ящиком».

Старый добрый кэш

Как напоминает украинский источник EADaily, главные офисы крупных предприятий Донбасса находятся на подконтрольных Киеву территориях, а налоговые платежи могут проходить посредничеством через Россию или Белоруссию. Либо же главный офис расплачивается кредитными деньгами с бюджетом, а потом получает деньги на свои счета через посредников. Так или иначе, в отчетности украинских холдингов их «национализированные» донбасские структуры больше не фигурируют. В частности, холдинг ДТЭК сообщает, что «с марта 2017 года показатели активов, расположенных на временно оккупированной территории в Донецкой и Луганской областях, не консолидируются в отчетность ДТЭК „Энерго“ и Группы „ДТЭК“ в связи с прекращением управления». По данным холдинга, в 2018 году добыча угля на его предприятиях снизилась на 1,9% (до 27,2 млн тонн), генерация электроэнергии — на 6,3% (до 34,8 млрд кВт-час). Хотя на финансовом положении Рината Ахметова потеря активов на Донбассе точно не сказалась: по прошлогодней оценке украинского издания «Новое время», самый богатый человек Украины благодаря росту спроса на металлы увеличил свое состояние на 75%, до $ 12,2 млрд, став практически недосягаемым для других олигархов.

«Для каких-то предприятий ДНР и ЛНР платить налоги в бюджет Украины может быть вынужденным решением, так как внешние контрагенты и структуры, включая зачастую российские (начиная с российской таможни), не хотят работать с чем-то, имеющим документы непризнанных республик», — отмечает российский политолог Станислав Смагин. Действительно, в российской таможенной статистике никаких ДНР и ЛНР нет — вся официальная торговля с республиками заносится в графу «Украина».

«В случае с крупными предприятиями, имеющими офисы как в ЛНДР, так и на подконтрольной Киеву территории, возможно, деньги проходят внутрикорпоративным траншем, а затем уже поступают в казну. Как ни странно, технический аспект здесь не столь важен, ибо мы имеем дело с важным, но частным случаем развитой инфраструктуры личных, деловых, финансово-экономических и иных связей двух воюющих сторон и их представителей, связей где-то вынужденных, а где-то обоюдно желанных и взаимовыгодных», — продолжает Смагин. Примеров таких связей, по его словам, можно найти множество. Начиная от массового (пусть отчасти и вынужденного, обусловленного кадровым голодом) возвращения в органы власти ЛДНР бывших украинских чиновников и членов бывшей Партии регионов, отнюдь не разорвавших зримую и незримую пуповину с собратьями по сословию, находящимися по другую сторону фронта. И заканчивая уже чисто хозяйственными сюжетами наподобие независимого ДНРовского оператора связи «Феникс». При его появлении громко декларировался переход с украинского префикса +38 на российский +7, в марте прошлого года министр связи республики Виктор Яценко заявил, что вопрос решен на 99%, но прошел год, а воз и ныне там.

«Фактически перед нами война нового, постмодернистского толка, напоминающая одновременно войны средневековья, — резюмирует Станислав Смагин. — С одной стороны, здесь налицо все черты войн XIX—XX вв. еков: расчеловечивание соперника, акты геноцида, военный терроризм (всё это — со стороны Украины), достаточно ожесточенные схватки и перестрелки даже в период формального перемирия. С другой стороны, основной субъект войны — „ландскнехты“, а мирное население и „короли“ взаимодействуют поверх их голов (что, конечно, отнюдь не значит, что мирного населения ЛДНР, да во многом и находящийся под украинской оккупацией части Донбасса военные тяготы не касаются). Поэтому вопрос, как именно проходят платежи, праздно интересен, но ответ на него явно не содержит никакой сенсации. Представителям предприятий явно не приходится, как Остапу Бендеру, красться через линию фронта, обвешанными золотыми часами и тарелками, — при том, что я бы не исключал элемента наличного расчета».

О том, что расчеты республик с Украиной могут идти в кэше, говорит и редактор портала СОНАР-2050 Иван Лизан, хорошо знакомый с ситуацией в Донбассе. По его мнению, глава украинского казначейства Татьяна Слюз, скорее всего, сказала правду — как минимум потому, что все предприятия ДНР и ЛНР проконтролировать властям республик невозможно, а некоторые из них, несмотря на самоблокаду Украины, продолжают по различным схемам поставлять продукцию в западном направлении.

«Есть вполне легальные платежи, например за воду, — поясняет Лизан. — ЛНР ранее платила за нее при посредничестве ОБСЕ — чемоданы налички передавали на границе из рук в руки. Теперь планируют расплачиваться безналичными способами, но какими именно — знают только участники процесса. Неизвестно точно, кто и сколько платит. От предприятий в ДНР требовали перерегистрироваться, но схемы наверняка используются самые разные — от сдачи материнской компанией, зарегистрированной на Украине, оборудования фирме с ДНРовской регистрацией до более экзотических, которые даже сложно придумать. Плюс каким-то образом решаются вопросы с разными сертификатами: в республиках работают машиностроительные предприятия, которым нужны документы, а для России республики по-прежнему являются частью Украины. Опять же, как решаются такие проблемы — неясно, но они решаются. Всеми аспектами владеют лишь непосредственные участники процесса, а они открыто точно ничего не расскажут. Таковы будни непризнанных республик».

Месячник налогового всепрощения

Один из источников EADaily, хорошо владеющей ситуацией в ДНР, говорит, что в расчетах с Украиной могут активно использоваться посреднические схемы, завязанные на Абхазию и Южную Осетию. О том, что в республиках Донбасса могут появиться банки из этих юрисдикций, говорилось еще с 2014 года. В сентябре прошлого года в Донецке начал работать филиал Международного расчетного банка Республики Южная Осетия, которая официально признала ДНР. Там же, по имеющимся данным, зарегистрировано ЗАО «Внешторгсервис», которое осуществляет управление «национализированными» украинскими активами и контролирует экспорт их продукции. 7 сентября прошлого года, через несколько дней после гибели главы ДНР Александра Захарченко, советник руководителя «Внешторгсервиса» Александр Ананченко был назначен вице-премьером ДНР, отвечающим за экономику, а затем стал премьер-министром.

Какие налоги и в каком объеме «Внешторгсервис» платит в бюджет ДНР, неизвестно — повторим: этот документ засекречен. Однако практически сразу после передачи украинских активов под управление ДНР Александр Захарченко издал указ № 77 от 7 апреля 2017 года, где для этих предприятий был введен мораторий на уплату налогов, за исключением ЕСВ (этот сбор был скопирован в ДНР из законодательства Украины) и подоходного налога, а также таможенных платежей до 31 декабря 2017 года.

В дальнейшем появилась информация, что у «Внешторгсервиса», за которым многие наблюдатели склонны видеть фигуру эмигрировавшего в Россию украинского миллиардера Сергея Курченко, возник конфликт с Александром Тимофеевым (Ташкентом) — руководителем Министерства доходов и сборов ДНР. Последнее фактически притязало на управление всей экономикой республики, причем весьма специфическими методами — путем выписывания штрафов хозяйствующим субъектам.

В качестве одного из проявлений этого противостояния рассматривалось повышение тарифов на водоснабжение и водоотведение (на 67,2% и 126,2% соответственно) для Енакиевского металлургического завода — одного из бывших предприятий Рината Ахметова, оказавшихся под управлением «Внешторгсервиса». Рост коммунальных тарифов произошел одновременно с появлением в ДНР двух госпредприятий — «Донбасстеплоэнерго» и «Вода Донбасса», учрежденных Министерством по доходам и сборам. Создавались эти компании именно для того, чтобы исключить взаимодействие с Украиной (по некоторым данным, ряд коммунальных предприятий ДНР долгое время сохраняли украинскую «прописку» и расчеты в гривнах). Аналогичные меры были предприняты и в другой инфраструктурной отрасли — железнодорожной, где было создано госпредприятие «Донецкая железная дорога» на базе расположенных на территории ДНР активов «Укрзализницы».

Переход в правительство ДНР топ-менеджера «Внешторгсервиса» Александра Ананченко, чья кандидатура была предложена в качестве премьера новым главой республики Денисом Пушилиным, очевидно, закрепил аппаратную победу группы, противостоявшей Александру Тимофееву. Последний через несколько дней после гибели Александра Захарченко был снят со всех постов и уехал в Россию. Новый руководитель Министерства доходов и сборов Евгений Лавренов, уроженец Днепропетровской области, прежде работал начальником управления стратегии развития промышленности администрации главы ДНР. В одном из первых интервью в новой должности он сообщил о создании специальной комиссии по расследованию всех случаев превышения своих полномочий сотрудниками Министерства доходов и сборов, которая должна дать правовую оценку всем «перегибам». «К сожалению, есть обращения предпринимателей, которых искусственными механизмами Министерство доходов и сборов загнали в неподъемные штрафы. Им проще закрыть предприятия. Тогда речь уже пойдет не о наполняемости бюджета, а о недополучении бюджетных средств. А если предприятия закроются — это минус налоги, рабочие места. Этого мы допустить не можем», — заявил тогда же Денис Пушилин.

По сути, такой оценкой стал указ президента ДНР с красноречивым названием «О признании задолженности безнадежной», подписанный Пушилиным в самом конце прошлого года. В нем Министерству доходов и сборов ДНР было предписано списать задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам, пеням, а также процентам по ним по состоянию на 29 декабря 2018 года. «Мы определились с критериями пересмотра (сумма штрафа превышает 10% от оборота), видами предприятий — это торговые и производственные. После этого субъектам хозяйствования была предложена определенная социальная нагрузка и сформирован окончательный перечень. Сегодня в него входят порядка 40 предприятий», — заявил в конце января Евгений Лавренов. В числе компаний, которые уже приступили к выполнению условий, необходимых для списания задолженности, он назвал угледобывающее предприятие «Горняк-95» и донецкий завод «Коксохимоборудование». Кроме того, налоговую амнистию могут получить предприниматели, штрафы которым были выписаны в результате правовых коллизий, предприятия, которые в силу экономической ситуации не имели реальной возможности платить налог, и субъекты хозяйствования, попавшие в иные спорные ситуации.

О том, что налоговая амнистия принесет плоды в виде улучшения условий ведения бизнеса в ДНР, говорить явно преждевременно — экономика республики продолжает жить в военном режиме и остается крайне непрозрачной. Но прозвучавшее с украинской стороны заявление о том, что предприятия неконтролируемой Киевом части Донбасса продолжают пополнять украинскую казну, стало еще одним сигналом о том, что без принципиальных улучшений правил игры ДНР и ЛНР не смогут создать даже какое-то подобие нормально работающей экономики.

В Верховном Суде Донецкой Народной Республики изучен проект закона Донецкой Народной Республики «О применении амнистии» (далее – законопроект).

В соответствии с пояснительной запиской данный законопроект «определяет категории лиц, на которые акт об амнистии не распространяется, органы, исполняющие акт об амнистии и другие вопросы, связанные с применением амнистии».

В настоящем заключении рассмотрены наиболее существенные недостатки законопроекта, позволяющие сделать выводы о его общем качестве, в связи с чем считаем необходимым высказать следующие замечания и предложения.

Положения законопроекта в целом основаны на модели правового регулирования, закрепленной в законодательстве Украины, в частности, в Законе Украины от 01.10.1996 № 392/96-ВР «О применении амнистии в Украине». Данный факт вызывает вопрос в аспекте избранного Донецкой Народной Республикой курса на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Обращаем внимание на то, что в Российской Федерации объявление амнистии осуществляется соответствующим постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерация. При этом принятие постановления об объявлении амнистии сопровождается принятием другого постановления, которым регламентируется порядок применения первого. Например, Постановлением Государственной Думы от 24 апреля 2015 года № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» была объявлена амнистия в отношении лиц, указанных в данном Постановлении. В то же время сам порядок применения амнистии определен в Постановлении Государственной Думы от 24 апреля 2015 года № 6578-6 ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов».

Обращаем внимание на целесообразность использования порядка применения амнистии согласно законодательной модели Российской Федерации, а не Украины.

Кроме того, согласно части 1 статьи 1 законопроекта «амнистия – акт Народного Совета Донецкой Народной Республики, которым лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности, а осужденные лица – от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица освобождаются от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, может быть снята судимость».

Следует указать, что Конституция Донецкой Народной Республики не предусматривает отнесение к компетенции какого-либо органа государственной власти Донецкой Народной Республики полномочия по объявлению амнистии. В то же время включение данных положений в основной закон характерно для конституций множества развитых государств, в том числе для Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации). Следовательно, закрепление указанного предписания в Конституции Донецкой Народной Республики будет направлено на реализацию избранного Донецкой Народной Республикой курса на гармонизацию собственного законодательства с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 85 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики (далее – УК) «амнистия объявляется Верховным Советом Донецкой Народной Республики …».

Таким образом, ни Конституция Донецкой Народной Республики, ни УК не предусматривают норм о возложении на Народный Совет Донецкой Народной Республики полномочия по объявлению амнистии.

В связи с этим, для обеспечения возможности реализации положений законопроекта, необходимо внесение соответствующих изменений в Конституцию Донецкой Народной Республики и часть 1 статьи 85 УК.

Кроме того, в тексте законопроекта нарушены требования пунктов 11, 48, 53 Правил юридико-технического оформления законопроектов, утверждённых Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № I-494П-НС. В связи с этим предлагаем законопроект привести в соответствие с предписаниями указанного нормативного правового акта.

Также обращаем внимание на то, что в Донецкой Народной Республике принят Закон Донецкой Народной Республики от 14.09.2018 № 244-IНС «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Так, согласно статье 3 данного Закона республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере юстиции, проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов. По результатам рассмотрения, выявленные в проектах закона антикоррупционные факторы, отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, исходя из вышеуказанного предписания, считаем целесообразным направление проектов законов в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере юстиции, для проведения антикоррупционной экспертизы.

На основании изложенного и учитывая высокую социальную значимость института амнистии, Верховный Суд Донецкой Народной Республики рекомендует перед внесением представленного законопроекта на рассмотрение Народного Совета Донецкой Народной Республики внести изменения относительно амнистии в Конституцию Донецкой Народной Республики, а также учесть иные замечания и предложения, изложенные в настоящем заключении.


Фото: gogetnews.ru

Недавнее заявление главы Государственной казначейской службы Украины Татьяны Слюз о том, что предприятия ДНР и ЛНР («с оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей») продолжают уплачивать налоги и сборы в бюджет Украины, напомнило о главном и неизменном качестве экономики двух республик — ее принципиальной непрозрачности. Спустя два года после начала блокады Донбасса украинскими радикалами, которая повлекла за собой «национализацию» ряда ключевых предприятий ДНР и ЛНР и объявленный окончательный выход из украинской юрисдикции, связи с бывшей метрополией никуда не делись и поддерживаются в том числе, видимо, и через Россию. В силу отсутствия каких-либо открытых источников количественных данных и финансовых показателей судить о масштабах этих связей сложно, но их сохранение не вызывает никаких сомнений.

Конкуренция юрисдикций

«Эта сумма исчисляется миллиардами [гривен]. По государственному бюджету и по местным, если я не ошибаюсь, это порядка 7−8 миллиардов. Сумма полученных средств зачисляется на счета военно-гражданских администраций областей», — заявила Татьяна Слюз на прошедшей на прошлой неделе в Киеве пресс-конференции. Иными словами, речь идет о суммах в размере $ 260−300 млн, или 17−19 млрд рублей. Проводить сравнения этих цифр с доходами бюджетов ДНР и ЛНР затруднительно, поскольку эти документы остаются засекреченными, однако в любом случае ясно, что названные суммы составляют немалую часть от размеров государственной казны двух республик.

Если сравнивать названные суммы налоговых поступлений с начальным периодом независимости ДНР и ЛНР, до блокады Донбасса, которая разорвала большую часть сохранявшихся прямых связей, то объемы выплат, безусловно, снижаются. В середине 2016 года украинские источники приводили такую статистику: начиная с 2014 года предприятия, имеющие регистрацию на неподконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областей, с 2014 года уплатили в госбюджет Украины налогов, сборов и единого социального взноса (ЕСВ) на общую сумму около 36,8 млрд гривен.

В начале 2017 года, за несколько дней до объявленной «национализации» предприятий ДНР и ЛНР, сохранявших украинскую юрисдикцию, министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Вадим Черныш сообщал, что выплачивать налоги в Киев продолжают 20 крупных предприятий республик. Три из них относились к корпорации «Индустриальный союз Донбасса», восемь — к энергетическому холдингу ДТЭК Рината Ахметова и еще девять — к холдингу «Метинвест», принадлежащему тому же Ахметову. За 2015 год и первый квартал 2016 года крупнейшие предприятия заплатили налогов в бюджет 5,783 млрд гривен. При этом, отмечал также Черныш, 150 тысяч человек на неподконтрольных Украине территориях Донбасса получали зарплату в гривнах.

Поскольку смысл «национализации», объявленной на ведущих предприятиях ДНР и ЛНР с 1 марта 2017 года, и заключался в том, чтобы они платили налоги в бюджет республик, информация от украинского казначейства фактически дезавуировала многочисленные заявления их руководства о выходе из правового поля и экономического пространства Украины. Однако здесь возникает другой важный вопрос: каким образом налоги от предприятий, работающих на территории ДНР и ЛНР, зачисляются в бюджет Украины в условиях фактически отсутствующей инфраструктуры проведения платежей? Все возможные ответы на него сводятся в целом к той же самой непрозрачности: экономика ДНР и ЛНР остается гигантским «черным ящиком».

Старый добрый кэш

Как напоминает украинский источник EADaily, главные офисы крупных предприятий Донбасса находятся на подконтрольных Киеву территориях, а налоговые платежи могут проходить посредничеством через Россию или Белоруссию. Либо же главный офис расплачивается кредитными деньгами с бюджетом, а потом получает деньги на свои счета через посредников. Так или иначе, в отчетности украинских холдингов их «национализированные» донбасские структуры больше не фигурируют. В частности, холдинг ДТЭК сообщает, что «с марта 2017 года показатели активов, расположенных на временно оккупированной территории в Донецкой и Луганской областях, не консолидируются в отчетность ДТЭК „Энерго“ и Группы „ДТЭК“ в связи с прекращением управления». По данным холдинга, в 2018 году добыча угля на его предприятиях снизилась на 1,9% (до 27,2 млн тонн), генерация электроэнергии — на 6,3% (до 34,8 млрд кВт-час). Хотя на финансовом положении Рината Ахметова потеря активов на Донбассе точно не сказалась: по прошлогодней оценке украинского издания «Новое время», самый богатый человек Украины благодаря росту спроса на металлы увеличил свое состояние на 75%, до $ 12,2 млрд, став практически недосягаемым для других олигархов.

«Для каких-то предприятий ДНР и ЛНР платить налоги в бюджет Украины может быть вынужденным решением, так как внешние контрагенты и структуры, включая зачастую российские (начиная с российской таможни), не хотят работать с чем-то, имеющим документы непризнанных республик», — отмечает российский политолог Станислав Смагин. Действительно, в российской таможенной статистике никаких ДНР и ЛНР нет — вся официальная торговля с республиками заносится в графу «Украина».

«В случае с крупными предприятиями, имеющими офисы как в ЛНДР, так и на подконтрольной Киеву территории, возможно, деньги проходят внутрикорпоративным траншем, а затем уже поступают в казну. Как ни странно, технический аспект здесь не столь важен, ибо мы имеем дело с важным, но частным случаем развитой инфраструктуры личных, деловых, финансово-экономических и иных связей двух воюющих сторон и их представителей, связей где-то вынужденных, а где-то обоюдно желанных и взаимовыгодных», — продолжает Смагин. Примеров таких связей, по его словам, можно найти множество. Начиная от массового (пусть отчасти и вынужденного, обусловленного кадровым голодом) возвращения в органы власти ЛДНР бывших украинских чиновников и членов бывшей Партии регионов, отнюдь не разорвавших зримую и незримую пуповину с собратьями по сословию, находящимися по другую сторону фронта. И заканчивая уже чисто хозяйственными сюжетами наподобие независимого ДНРовского оператора связи «Феникс». При его появлении громко декларировался переход с украинского префикса +38 на российский +7, в марте прошлого года министр связи республики Виктор Яценко заявил, что вопрос решен на 99%, но прошел год, а воз и ныне там.

«Фактически перед нами война нового, постмодернистского толка, напоминающая одновременно войны средневековья, — резюмирует Станислав Смагин. — С одной стороны, здесь налицо все черты войн XIX—XX вв. еков: расчеловечивание соперника, акты геноцида, военный терроризм (всё это — со стороны Украины), достаточно ожесточенные схватки и перестрелки даже в период формального перемирия. С другой стороны, основной субъект войны — „ландскнехты“, а мирное население и „короли“ взаимодействуют поверх их голов (что, конечно, отнюдь не значит, что мирного населения ЛДНР, да во многом и находящийся под украинской оккупацией части Донбасса военные тяготы не касаются). Поэтому вопрос, как именно проходят платежи, праздно интересен, но ответ на него явно не содержит никакой сенсации. Представителям предприятий явно не приходится, как Остапу Бендеру, красться через линию фронта, обвешанными золотыми часами и тарелками, — при том, что я бы не исключал элемента наличного расчета».

О том, что расчеты республик с Украиной могут идти в кэше, говорит и редактор портала СОНАР-2050 Иван Лизан, хорошо знакомый с ситуацией в Донбассе. По его мнению, глава украинского казначейства Татьяна Слюз, скорее всего, сказала правду — как минимум потому, что все предприятия ДНР и ЛНР проконтролировать властям республик невозможно, а некоторые из них, несмотря на самоблокаду Украины, продолжают по различным схемам поставлять продукцию в западном направлении.

«Есть вполне легальные платежи, например за воду, — поясняет Лизан. — ЛНР ранее платила за нее при посредничестве ОБСЕ — чемоданы налички передавали на границе из рук в руки. Теперь планируют расплачиваться безналичными способами, но какими именно — знают только участники процесса. Неизвестно точно, кто и сколько платит. От предприятий в ДНР требовали перерегистрироваться, но схемы наверняка используются самые разные — от сдачи материнской компанией, зарегистрированной на Украине, оборудования фирме с ДНРовской регистрацией до более экзотических, которые даже сложно придумать. Плюс каким-то образом решаются вопросы с разными сертификатами: в республиках работают машиностроительные предприятия, которым нужны документы, а для России республики по-прежнему являются частью Украины. Опять же, как решаются такие проблемы — неясно, но они решаются. Всеми аспектами владеют лишь непосредственные участники процесса, а они открыто точно ничего не расскажут. Таковы будни непризнанных республик».

Месячник налогового всепрощения

Один из источников EADaily, хорошо владеющей ситуацией в ДНР, говорит, что в расчетах с Украиной могут активно использоваться посреднические схемы, завязанные на Абхазию и Южную Осетию. О том, что в республиках Донбасса могут появиться банки из этих юрисдикций, говорилось еще с 2014 года. В сентябре прошлого года в Донецке начал работать филиал Международного расчетного банка Республики Южная Осетия, которая официально признала ДНР. Там же, по имеющимся данным, зарегистрировано ЗАО «Внешторгсервис», которое осуществляет управление «национализированными» украинскими активами и контролирует экспорт их продукции. 7 сентября прошлого года, через несколько дней после гибели главы ДНР Александра Захарченко, советник руководителя «Внешторгсервиса» Александр Ананченко был назначен вице-премьером ДНР, отвечающим за экономику, а затем стал премьер-министром.

Какие налоги и в каком объеме «Внешторгсервис» платит в бюджет ДНР, неизвестно — повторим: этот документ засекречен. Однако практически сразу после передачи украинских активов под управление ДНР Александр Захарченко издал указ № 77 от 7 апреля 2017 года, где для этих предприятий был введен мораторий на уплату налогов, за исключением ЕСВ (этот сбор был скопирован в ДНР из законодательства Украины) и подоходного налога, а также таможенных платежей до 31 декабря 2017 года.

В дальнейшем появилась информация, что у «Внешторгсервиса», за которым многие наблюдатели склонны видеть фигуру эмигрировавшего в Россию украинского миллиардера Сергея Курченко, возник конфликт с Александром Тимофеевым (Ташкентом) — руководителем Министерства доходов и сборов ДНР. Последнее фактически притязало на управление всей экономикой республики, причем весьма специфическими методами — путем выписывания штрафов хозяйствующим субъектам.

В качестве одного из проявлений этого противостояния рассматривалось повышение тарифов на водоснабжение и водоотведение (на 67,2% и 126,2% соответственно) для Енакиевского металлургического завода — одного из бывших предприятий Рината Ахметова, оказавшихся под управлением «Внешторгсервиса». Рост коммунальных тарифов произошел одновременно с появлением в ДНР двух госпредприятий — «Донбасстеплоэнерго» и «Вода Донбасса», учрежденных Министерством по доходам и сборам. Создавались эти компании именно для того, чтобы исключить взаимодействие с Украиной (по некоторым данным, ряд коммунальных предприятий ДНР долгое время сохраняли украинскую «прописку» и расчеты в гривнах). Аналогичные меры были предприняты и в другой инфраструктурной отрасли — железнодорожной, где было создано госпредприятие «Донецкая железная дорога» на базе расположенных на территории ДНР активов «Укрзализницы».

Переход в правительство ДНР топ-менеджера «Внешторгсервиса» Александра Ананченко, чья кандидатура была предложена в качестве премьера новым главой республики Денисом Пушилиным, очевидно, закрепил аппаратную победу группы, противостоявшей Александру Тимофееву. Последний через несколько дней после гибели Александра Захарченко был снят со всех постов и уехал в Россию. Новый руководитель Министерства доходов и сборов Евгений Лавренов, уроженец Днепропетровской области, прежде работал начальником управления стратегии развития промышленности администрации главы ДНР. В одном из первых интервью в новой должности он сообщил о создании специальной комиссии по расследованию всех случаев превышения своих полномочий сотрудниками Министерства доходов и сборов, которая должна дать правовую оценку всем «перегибам». «К сожалению, есть обращения предпринимателей, которых искусственными механизмами Министерство доходов и сборов загнали в неподъемные штрафы. Им проще закрыть предприятия. Тогда речь уже пойдет не о наполняемости бюджета, а о недополучении бюджетных средств. А если предприятия закроются — это минус налоги, рабочие места. Этого мы допустить не можем», — заявил тогда же Денис Пушилин.

По сути, такой оценкой стал указ президента ДНР с красноречивым названием «О признании задолженности безнадежной», подписанный Пушилиным в самом конце прошлого года. В нем Министерству доходов и сборов ДНР было предписано списать задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам, пеням, а также процентам по ним по состоянию на 29 декабря 2018 года. «Мы определились с критериями пересмотра (сумма штрафа превышает 10% от оборота), видами предприятий — это торговые и производственные. После этого субъектам хозяйствования была предложена определенная социальная нагрузка и сформирован окончательный перечень. Сегодня в него входят порядка 40 предприятий», — заявил в конце января Евгений Лавренов. В числе компаний, которые уже приступили к выполнению условий, необходимых для списания задолженности, он назвал угледобывающее предприятие «Горняк-95» и донецкий завод «Коксохимоборудование». Кроме того, налоговую амнистию могут получить предприниматели, штрафы которым были выписаны в результате правовых коллизий, предприятия, которые в силу экономической ситуации не имели реальной возможности платить налог, и субъекты хозяйствования, попавшие в иные спорные ситуации.

О том, что налоговая амнистия принесет плоды в виде улучшения условий ведения бизнеса в ДНР, говорить явно преждевременно — экономика республики продолжает жить в военном режиме и остается крайне непрозрачной. Но прозвучавшее с украинской стороны заявление о том, что предприятия неконтролируемой Киевом части Донбасса продолжают пополнять украинскую казну, стало еще одним сигналом о том, что без принципиальных улучшений правил игры ДНР и ЛНР не смогут создать даже какое-то подобие нормально работающей экономики.

Читайте также: