Налогоплательщик вправе участвовать в налоговых отношениях

Опубликовано: 14.05.2024

1. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

3. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

4. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

Комментируемая статья закрепляет важную гарантию, заключающуюся в праве налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, вне зависимости, идет ли речь о физическом или юридическом лице, действовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не только лично, но и через представителя.

Налогоплательщик не может прибегнуть к услугам представителя только в случаях, прямо указанных в законе.

КС РФ в Определении от 22.01.2004 N 41-О указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и за счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица, следовательно, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора), находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.

В письме от 01.06.2012 N 03-05-04-03/43 Минфин России поясняет, что при этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога (сбора) уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.

Кроме того, ВАС РФ даны разъяснения по вопросу об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 N 118), согласно которым государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. При этом отмечено, что уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

ВАС РФ также отмечено, что уплата государственной пошлины за доверителя его поверенным не противоречит налоговому законодательству и сложившейся судебной практике (Определение от 11.04.2011 N ВАС-3950/11).

Следовательно, при уплате государственной пошлины представителем организации-плательщика в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

При уплате государственной пошлины физическим лицом от имени представляемой организации наличными денежными средствами к платежному документу (чек-ордеру) должны быть приложены доказательства принадлежности уплаченных денежных средств организации, обратившейся в соответствующий государственный орган за совершением юридически значимого действия, т.е. должно быть указано, что физическое лицо - представитель действует на основании доверенности или учредительных документов с приложением расходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего выдачу ему денежных средств на уплату государственной пошлины.

Минфин России в письме от 23.11.2012 N 03-02-08/100 отметил, что внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, предусматривающих уплату налогов третьими лицами за налогоплательщиков, не требуется.

Следует отметить, что представитель должен действовать на основе документов, подтверждающих его полномочия.

В письме ФНС России от 08.12.2015 N ЗН-4-1/21494@ разъяснено, что налог может быть уплачен представителем налогоплательщика от имени представляемого. В этом случае уплата налога представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.

В платежном документе на перечисление суммы налога в бюджет должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Указанная позиция изложена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46.

Установление факта, за счет чьих (налогоплательщика или его представителя) денежных средств был произведен платеж, невозможно, уплата налога налогоплательщиком или его представителем является исполнением обязанностей налогоплательщика по его уплате.

Право налоговых органов истребовать документы, подтверждающие принадлежность денежных средств, за счет которых была произведена уплата налогов, НК РФ не установлено.

Приморский краевой суд в Определении от 20.11.2014 по делу N 33-10370, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 185 и пункта 4 статьи 185.1 ГК РФ, указал, что изготовленная при помощи копировальной техники доверенность, на которой отражены копии подписей и печатей, не является документом, удостоверяющим полномочия представителя. Заверенной копией документа является копия документа, на которую в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. Копии документов являются надлежащим образом заверенными, если их достоверность будет засвидетельствована подписью уполномоченного на то лица и печатью, то есть копия нотариальной доверенности должна быть заверена нотариусом.

Учитывая изложенное, при представлении интересов налогоплательщика - физического лица представитель должен представить оригинал доверенности на представление интересов от имени налогоплательщика либо заверенную в установленном порядке копию такой доверенности.

ФНС России в письме от 16.10.2013 N ЕД-4-3/18527@ по вопросу необходимости наличия нотариальной формы доверенности при участии в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, представителя налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, руководствуясь письмами Минфина России от 09.10.2009 N 03-02-07/2-166, от 17.11.2009 N 03-02-07/1-508 и Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", сообщила следующее.

ВАС РФ в пункте 4 Постановления Пленума от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что положения абзаца второго пункта 3 статьи 29 НК РФ распространяются также и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, представитель налогоплательщика - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, должен иметь нотариально удостоверенную доверенность или доверенность, приравненную к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, подтверждающую в установленном порядке полномочия представителя налогоплательщика.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено. В соответствии со статьей 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик может участвовать в отношениях регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 26, 45, 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации статей 11, 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 22.01.2004 № 41-О, сделали вывод о соответствии оспариваемых действий Управления требованиям действующего законодательства.

По смыслу статьи 24 и пункта 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

Новая редакция Ст. 26 НК РФ

1. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

3. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

4. Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.

Комментарий к Статье 26 НК РФ

Налогоплательщик (физическое лицо и (или) организация) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

При этом законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Пункт 2 настоящей статьи Кодекса говорит о том, что, участвуя в налоговых отношениях, налогоплательщик имеет право одновременно представлять свои интересы как лично, так и через своих представителей (законного и (или) уполномоченного, как одного, так и нескольких).

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Полномочия законного представителя налогоплательщика-организации могут быть подтверждены в силу закона или ее учредительными документами.

Юридическое лицо (организация) действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Юридическое лицо (организация) приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Лицом, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени без доверенности, является его исполнительный орган (Генеральный директор, Президент, Председатель и пр.), который должен действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно (Приказ о его назначении, Решение об избрании и т.п.).

Кроме того, документальное подтверждение полномочий представителей может быть основано на акте уполномоченного государственного органа (Приказ, Общее положение и т.п.).

В соответствии с законодательством Российской Федерации документами, подтверждающими полномочия законного представителя налогоплательщика-организации, являются:

- договоры поручения (ст. ст. 971 - 979 ГК РФ);

- агентские договоры (ст. ст. 1005 - 1011 ГК РФ);

- договоры коммерческого представительства (ст. 184 ГК РФ);

- договоры возмездного оказания услуг (ст. ст. 779 - 783 ГК РФ);

- договоры доверительного управления имущества (ст. ст. 1012 - 1026 ГК РФ).

Полномочия законного представителя налогоплательщика - физического лица могут быть подтверждены такими документами, как решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, принятого в установленном порядке, паспорта родителей и свидетельства о рождении (при представительстве интересов малолетнего) и другие.

Полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика - физического лица подтверждаются доверенностью, удостоверенной нотариально или приравненной к таковой.

При этом доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:

1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;

2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальником соответствующего места лишения свободы;

4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.

Полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика-организации подтверждаются доверенностью, выдаваемой такой организацией.

При этом доверенность от имени юридического лица (организации) выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.

Плательщики сборов (т.е. организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать сборы) и налоговые агенты (лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов) в соответствии с настоящей статьей:

- имеют право участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

- имеют право одновременно участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично и через своих представителей (законного и(или) уполномоченного, одного или нескольких);

- несут права и обязанности по действиям (бездействию) своих представителей как по своим собственным;

- не могут привлекать в качестве уполномоченных представителей должностных лиц налоговых и таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судей, следователей и прокуроров;

- документально подтверждают полномочия своих представителей в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Другой комментарий к Ст. 26 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 26 Кодекса установлено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

Как разъяснил Пленум ВАС России в п. 7 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, по смыслу гл. 4 Кодекса, в том числе п. 1 ст. 26 Кодекса, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

В связи с этим Пленум ВАС России указал, что при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика. Последствия ненадлежащего исполнения законным или уполномоченным представителем возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения определяются для последнего правилами соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

2. Пункт 2 ст. 26 Кодекса определяет соотношение личного участия налогоплательщика и участия его через представителя в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах:

личное участие налогоплательщика в указанных правоотношениях не лишает его права иметь представителя;

участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

3. В пункте 3 ст. 26 Кодекса установлено, что полномочия представителя налогоплательщика должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

4. Правила комментируемой статьи о представительстве налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в соответствии с п. 4 ст. 26 Кодекса распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

К категории налогоплательщиков по НК РФ относятся физические и юридические лица, которые по нормам действующего законодательства обязаны перечислять в бюджеты разных уровней налоги и сборы. Источник средств для уплаты налоговых сумм – собственные материальные ресурсы.

Классификация налогоплательщиков

Плательщиков налогов можно разделить на две крупные группы – физических и юридических лиц.

Налогоплательщики физические лица

Физические лица в роли налогоплательщиков могут выступать как индивидуальные предприниматели, ведущие свою деятельность на общих основаниях, и в качестве предпринимателей, пользующихся льготными условиями упрощенной системы налогообложения.

По отношению к правилам исчисления подоходного налога физические лица налогоплательщики могут иметь место постоянного пребывания в пределах территории РФ или за пределами государства.

Налогоплательщики юридические лица

Особенность статуса юридического лица в том, что организация может выступать как самостоятельный налогоплательщик, перечисляя налоги за все свои структурные подразделения. Обособленные подразделения, у которых есть собственный расчетный счет и отдельный баланс, штат бухгалтеров, по действующим нормам тоже могут выступать в роли налогоплательщиков.

Для иностранных юридических лиц предусмотрена возможность реализации своих прав и обязанностей в сфере налогового законодательства в форме постоянного представительства. Характерной особенностью акционерных обществ является возможность регулирования их деятельности нормами Конституции, применимыми для физических лиц.

По размеру юридических лиц принято делить на:

  • обычных;
  • малых;
  • упрощенцев.

По направленности действий налогоплательщики подразделяются на коммерческих и некоммерческих.

На соблюдение каких прав могут рассчитывать налогоплательщики?

Налоговое законодательство предусматривает для плательщиков ряд прав, которыми они могут пользоваться вне зависимости от принадлежности их к крупным или малым предпринимателям. В числе основных прав приводится перечень:

  1. Право на получение устных разъяснений о порядке применения норм налогового учета и отчетности, правилах заполнения отдельных бланков документов и расчета сумм налоговых отчислений.
  2. Право на письменные пояснения по интересующим налогоплательщика вопросам, получение бесплатной справочной и информационной поддержки, проведение консультаций.
  3. Налогоплательщик вправе требовать предоставления ему для ознакомления и заполнения форм налоговых деклараций.
  4. Применение на практике льгот в форме налоговых вычетов или путем перехода на упрощенные режимы налогообложения.
  5. Составлять акты сверок с налоговой инспекцией в разрезе по отдельным налогам и в целом по организации.
  6. Осуществлять зачет сумм переплаты по налогам, оформлять возврат излишне перечисленных в бюджет средств в виде авансовых платежей, текущих налоговых отчислений, штрафных санкций, пени.
  7. Давать пояснения относительно произведенных расчетов по налоговым платежам, произведенным оплатам.
  8. Участвовать в проверках по контролю их финансовой деятельности.
  9. Отстаивать свою точку зрения в рамках правового поля при несогласии с результатами проверки налоговыми органами, давать дополнительные объяснения по актам проверок.

Спорные вопросы и необходимость соблюдения прав налогоплательщика

Налогоплательщик имеет все основания требовать от должностных лиц налоговой инспекции при осуществлении ими фискальной функции руководствоваться нормами текущего законодательства, соблюдать правила расчета и уплаты налогов и сборов. В случаях предъявления налогоплательщику со стороны ИФНС неправомерных актов, юридическое или физическое лицо может отказаться от их выполнения.

Важно! При отказе выполнять незаконное требование налогового органа надо быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке.

Налогоплательщику предоставляется возможность обжаловать действия отдельных сотрудников налоговой инспекции или учреждения в целом в порядке судебного разбирательства. Аналогичный механизм действий предусмотрен и для случаев, когда работники ИФНС отказываются принимать меры в спорных ситуациях или не хотят исполнять свои непосредственные обязанности (гл. 19 НК РФ).

При отказе в предоставлении разъяснений налогового законодательства физическому лицу, выступающему в качестве налогоплательщика, он вправе обратиться с требованием о возмещении причиненных ему убытков, которые стали следствием отсутствия возможности правильно применить нормы законов. Такое право закреплено в ст. 21 НК РФ.

Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии со ст. 111 НК РФ, если:

  • по вопросу, который имеет непосредственное отношение к статье нарушения, ему была оказана неграмотная консультация в налоговом органе;
  • неверная информация от сотрудников налоговой службы стала причиной совершенного нарушения норм налогового законодательства.

Помните! Правило налоговой тайны действует в отношении всех категорий налогоплательщиков.

Плательщики налогов могут рассчитывать на то, что их история налоговых отчислений и данные отчетности будут содержаться в тайне, так как они не подлежат публичной огласке. Все права закреплены нормами НК РФ, гарантии их соблюдения представлены мерами административного и судебного регулирования отношений.

Какие обязанности возлагаются на налогоплательщиков?

Плательщики налога в начале своей деятельности должны вставать на учет в ИФНС. Круг основных обязанностей юридических и физических лиц из числа плательщиков налогов:

  1. Необходимость расчета и уплаты налогов и сборов по установленным законодательством ставкам.
  2. Своевременное и полное отражение доходной и расходной частей в процессе деятельности.
  3. Юридическим лицам предписывается обязательное ведение наравне с бухгалтерским учетом налогового.

Обратите внимание! Данные налогового и бухгалтерского учета часто расходятся из-за различий в подходах к оценке активов и их признании.

  • Сдавать в налоговый орган декларации по уплачиваемым налогам и сборам, страховым взносам, представлять бухгалтерскую отчетность.
  • Применение в определенных законодательством случаях бланков строгой отчетности и ККТ.
  • Предоставлять в ИФНС необходимые для определения сумм налоговых платежей документы и сведения.
  • Налогоплательщики обязаны направлять письменные уведомления в ИФНС обо всех ключевых изменениях в своей деятельности. К таким случаям относятся:

    • открытие расчетных счетов в банковских учреждениях;
    • создание структурных подразделений на территории РФ;
    • намерение закрыть обособленное подразделение;
    • наделение обособленного подразделения более широкими полномочиями в области финансовой деятельности;
    • участие в капитале иностранных и российских предприятий;
    • начало процедуры банкротства;
    • смена места жительства или деятельности.

    На протяжении своего существования плательщик налога должен обеспечить сохранность отчетности – налоговой и бухгалтерской (в течение 4 и 5 лет соответственно).

    Важно! Срок хранения налоговых отчетов установлен в пределах 4 лет, но по закону «О бухгалтерском учете» все виды первичной и отчетной документации должны храниться на предприятии не менее 5 лет.

    В круг обязанностей налогоплательщика входит и выполнение требований должностных лиц ИФНС по устранению недостатков и ошибок в налоговом учете на законных основаниях. При несогласии плательщика с данными акта проверки он может отказаться от проставления подписи в нем. Но в этом случае появляется обязательство по предоставлению письменного мотивированного отказа.

    За что могут привлечь налогоплательщика к ответственности?

    Привлечение к ответственности налогоплательщиков должно производиться при наличии в их деятельности факта налогового правонарушения. Под ним подразумевается наличие осознанного неисполнения обязанностей плательщиком налога, противоправные действия, необоснованное бездействие, которые стали причиной несоблюдения баланса прав и обязанностей между заинтересованными участниками налоговых взаимоотношений.

    К ответственности налогоплательщика или должностных лиц ИФНС могут привлечь за правонарушения:

    • против налоговой системы;
    • при несоблюдении прав и свобод отдельного налогоплательщика или всех категорий плательщиков налогов и сборов;
    • против совершения плана по исполнению доходной части государственного бюджета;
    • при нарушении порядка ведения налогового и бухгалтерского учета;
    • нарушения в виде неправильного или несвоевременного предоставления отчетности в контролирующие органы;
    • невыполнение обязанности по уплате налогов или выполнении его с нарушениями.

    Запомните! Лицо не может быть признано виновным и привлечено к ответственности, если его вина не была доказана в соответствии со ст. 109 НК РФ.

    При обнаружении правонарушения сотрудниками налоговой инспекции должно быть инициировано судебное разбирательство. На это отводится 3 месяца с даты обнаружения нарушений при выполнении обязательств налогоплательщиком.

    Участники налоговых отношений определены налоговым законодательством РФ.

    Понятие участников налоговых отношений

    Основу налоговых правоотношений РФ составляет их властный характер (ст. 2 НК РФ). Исходя из этого, налоговые отношения сформированы и определены составом их участников: организаций и физических лиц, а также фискальных органов России (налоговых и таможенных).

    Публично-правовая природа всей системы налогового права устанавливает правовую субординацию сторон налоговых отношений, которая касается исполнения налоговой обязанности, одной из сторон, являющейся подчиненным или обязанным ее участником и стороной, наделенной властными полномочиями.

    Лица, являющиеся участниками налоговых отношений

    Положения ст. 9 НК РФ определяют полный субъектный состав таких лиц, как участники налоговых отношений, которые регулируют налоговое законодательство. Исполняющими налоговые обязанности, в соответствии с положениями данной нормы, являются налогоплательщики и фискальные органы (таможенные и налоговые). Более детально система налоговых органов описана в ст. 1 Закона РФ "О налоговых органах РФ", а описание таможенных органов содержит ФЗ от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ. Правовой статус налогоплательщиков и налоговых агентов установлен соответственно ст. ст. 19 и 24 НК РФ.

    Обязанной стороной в данных правоотношениях, помимо налогоплательщика, могут выступать:

    • налоговые агенты;
    • банки, либо другие кредитные организации;
    • наследники налогоплательщика;
    • ликвидационные комиссии (ст. 49 НК РФ);
    • правопреемники юр. лица, которое реорганизовано и являлось налогоплательщиком (ст. 50 НК РФ);
    • в некоторых случаях лица, выступающие поручителями и залогодателями.

    Система налоговых органов в Российской Федерации

    Вся система налоговых органов, которая определена положениями ст. 37 НК РФ относится к единой централизованной системе, позволяющий осуществлять контроль в сфере соблюдения законодательства, которое регулирует налоги и сборы, а также правильное их начисление, своевременность и полноту уплаты в соответствующий бюджет. К системе налоговых органов законодательной относят:

    • Федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен осуществлять свой контроль и надзор в сфере налогов и сборов (ФНС России). Находится ФНС в прямом ведении Министерства Финансов России. МФ РФ, в свою очередь, выполняет функции по общему руководству налоговыми органами, а также уполномочен на издания нормативно-правовых фактов (различных инструкций, писем, пояснений).
    • Все территориальные органы ФНС (их управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, районные и расположенные в районах городов, в городах, не имеющих районного деления (ИФНС), а также инспекции, осуществляющие свои функции на межрайонном уровне.

    ФНС России, включая и все ее территориальные органы - это юридические лица со всеми присущими им характеризующими особенностями.

    Действовать налоговые органы могут только в пределах компетенции, предоставленной им законами.

    Рамки их компетенции устанавливают положения кодекса (ст.ст. 31, 32), и другие нормативно-правовые акты, которые не противоречат положениям кодекса.

    Основой регулирования деятельности ФНС РФ, является Конституция России, изданные Федеральные конституционные законы, Федеральное законодательство и другие нормативно-правовые акты, включая и международные договоры России, а также положение о Федеральной налоговой службе.

    Деятельность ФНС осуществляет посредством своих территориальных органов, при этом она взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и т. д., а также с различными общественными организациями и другими объединениями.

    Взаимодействие налоговых органов во многом связано с таможенными, финансовыми и различными организациями и другими органами. В сферу взаимодействия входит оборот информации, документов и сведений, проведение различных общих мероприятий и т. д. Все эти действия имеют одну общую цель - пресечение налоговых правонарушений, обеспечение уплаты налогов и сборов в установленные сроки.

    Система таможенных органов в Российской Федерации

    Положение статьи 9 ФЗ от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» дают определение таможенным органом, как единой Федеральной централизованной системе. Также статьей 10 этого закона запрещено вмешательство каких-либо органов либо организаций и т. д. в деятельность таможенных органов в период, когда последние осуществляют свои непосредственные функции. Перечисленные обязанности таможенных органов в положениях статьи 16 закона устанавливают рамки компетенции органов таможни, исходя из которых они осуществляют свою деятельность.

    В силу ст. 16 ФЗ N 311-ФЗ и в соответствии с положениями статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного целью деятельности таможенных органов является обеспечение ими комплекса основных задач, перечень которых определяет рамки полномочий и обязанностей таможенных органов осуществлять установленные законом функции, из которых прямо вытекают их обязанности, прописанные в положениями ст. 34 НК РФ.

    В рамках этой нормы налогового закона таможенные органы наделены полномочиями и обязанностями налоговых органов, которые осуществляются их должностными лицами в сфере налоговых отношений по взиманию налогов в случаях перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.

    Понятие налогоплательщика

    Положение статьи 19 НК РФ устанавливают понятие плательщиков сборов, а также налогоплательщика. Законодатель относит к этой категории физических лиц и организации, которые обязаны, исходя из положений Налогового кодекса, уплачивать сборы и налоги. Одним из определяющих факторов при возложении обязанности на юридических лиц в качестве налогоплательщика является наличие у них самостоятельного баланса и сметы. Также налогоплательщиками и плательщиками сборов считаются зарегистрированные в России организации.

    Аналогичная правовая позиция касается и физических лиц. Налогоплательщиками также признаются граждане России, иностранцы, а также лица без гражданства. Как на организации, так и на физлиц закон возлагает обязанность уплаты установленных налогов, постановку на учет в налоговых органах, если такая обязанность установлена НК РФ, а также отчетность в налоговую и ведение предусмотренного для субъектов налоговых отношений учета. Необходимо отметить, что внесенными изменениями с января 2015 года обязанности налогоплательщиков несут и иностранные структуры без образования юридического лица.

    Понятие налогового агента

    Правовой статус лиц в качестве налогового Агента закреплен в статье 24 НК РФ. Законодатель определяет налоговых агентов как лиц, которые, исходя из положений кодекса, должны проводить исчисления и удержания у налогоплательщиков соответствующих сумм налогов и сборов.

    Исходя из положений пункта 1 и 3 этой нормы обязанностью налогового агента является непосредственно перечисление налогов в бюджет РФ. За неисполнение таких обязанностей применяются правовые последствия, которыми являются начисление штрафов и пени. Их причиной являются любые действия налогового агента, которые привели к полному, либо частичному непоступлению налогов в бюджет.

    Права участников налоговых отношений

    Наличие юридических прав и обязанностей - это неотъемлемая часть образовавшихся правоотношений участников. Налоговые отношения не являются исключением из них. Права – это один из элементов, составляющих налоговые отношения, определяют которые положения статьи 21 НК РФ. Данная норма позволяет налогоплательщику:

    • получать все необходимые сведения, разъяснения и т.д. от налоговых органов, которые касаются законодательства о налогах и сборах;
    • пользоваться различными льготами, отсрочками;
    • предоставлять в налоговый орган какие-либо необходимые пояснения;
    • осуществлять представительство в налоговых органах;
    • присутствовать во время выездных проверок, а также получать все результирующее их документы;
    • требовать возмещения в случаях причинения убытков;
    • обжаловать неправомерные действия налоговых органов и любым другим законным способом защищать свои интересы.

    В целом права налогоплательщика законодательно обеспечены наличием непосредственных обязанностей представителей налогового органа. При этом их ненадлежащее исполнение, повлекшее нарушение прав налогоплательщика, влечет за собой и предусмотренную законами ответственность.

    Определяя обязанности таких лиц, как участники налоговых отношений, в качестве налоговых агентов, Налоговый кодекс установил те же полномочия, которые ранее предусматривали НПА, применяемые в налоговых отношениях. Это значит, что права налогового агента практически идентичны правом налогоплательщиков.

    Исходя из положений статьи 31 НК РФ налоговые органы обладают правами, которые смогут и должны обеспечить их деятельность, связанными с соблюдением налогового законодательства в сфере обеспечения и контроля за своевременным начислением и уплатой налогоплательщиками налогов и сборов, а также поступлением указанных платежей в бюджет России.

    Обязанности участников налоговых отношений

    Положения статьи 23 НК РФ обязывают налогоплательщика (ИП и организации) соблюдать налоговое законодательство в рамках:

    • обобщения всей необходимой информации о себе, которая касается осуществления имя хозяйственной деятельности в рамках налогового законодательства;
    • соблюдения сроков уплаты сборов и налогов, а также правильности их начисления;
    • сообщения обо всех изменениях (месторасположение, открытие или закрытие счетов, участие в иностранных организациях, создание обособленных подразделений, начало процедуры банкротства и т, д.).

    Также налогоплательщик, который оплачивает налог в результате перемещения принадлежащего ему товара через таможенную границу РФ, несет обязанность, которая установлена законодательством РФ.

    Учитывая, что налоговые агенты обладают теми же правами и несут такие же обязанности, что и налогоплательщики их соблюдение также регламентировано положениями Налогового кодекса. Однако статья 23 НК РФ расширила круг их обязанностей, в который включила исчисление и удерживание из средств, которые выплачиваются налогоплательщиком в виде соответствующих налогов и их последующую уплату в бюджет, сообщение всей необходимой информации налоговым органам, ведение выплаченного налогоплательщику дохода, и т. д.

    Определяя обязанности налоговых органов в рамках сложившихся налоговых отношений с их участниками, законодатель предусмотрел, что налоговые органы должны осуществлять свою деятельность, в первую очередь, таким образом, чтобы при этом были соблюдены права налогоплательщиков, а также установленные НК РФ и налоговым законодательством нормы, обеспечивающие поступления от налогов и сборов в бюджет России.

    Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

    1. Налогоплательщики имеют право:

    1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

    2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

    3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

    4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

    5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

    5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

    6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

    7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

    8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

    9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

    10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

    11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

    12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

    13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

    14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

    15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    1.1. Налогоплательщики - физические лица вправе также представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых в соответствии с решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации организована такая возможность, в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрены представление в налоговые органы и получение от налоговых органов таких документов (сведений) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

    При представлении налогоплательщиком - физическим лицом документов (сведений) в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг днем их представления считается дата их приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом налогоплательщику - физическому лицу многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг выдается расписка или иной документ, подтверждающий прием документов (сведений).

    2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

    3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.

    4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

    Читайте также: