Налогоплательщик организация обязан сообщать налоговому органу о прекращении деятельности

Опубликовано: 16.05.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 26 июня 2017 г. N 303-КГ17-2377

История рассмотрения дела

Резолютивная часть определения объявлена 21 июня 2017 года.

Полный текст определения изготовлен 26 июня 2017 года.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Завьяловой Т.В.

судей Антоновой М.К., Тютина Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Мостостроительная компания "Тындатрансмост" на решение Арбитражного суда Амурской области от 21.06.2016 по делу N А04-12175/2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.12.2016 по тому же делу

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мостостроительная компания "Тындатрансмост" (далее - общество "МСК Тындатрансмост", налогоплательщик) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Амурской области (г. Тында, далее - инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 7 по Амурской области) о признании недействительным решения от 29.09.2015 N 07-09/37 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 5 722 558 рублей, налога на прибыль организаций в сумме 1 751 167 рублей, начисления соответствующих сумм пеней и взыскания налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс), а также штрафа, взысканного по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса за ведение деятельности организацией без постановки на налоговый учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, в размере 7 744 152 рублей 10 копеек,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области (далее - управление, Управление ФНС России по Амурской области), обществ с ограниченной ответственностью "Строй Инвест", "Транзит 28" и закрытого акционерного общества "СпецСтройИнвест".

В заседании приняли участие представители:

от общества "МСК Тындатрансмост" - Донцов Д.А., Донцова О.А.;

от Межрайонной ИФНС России N 7 по Амурской области - Матвиенко А.А., Супруненко О.С.;

от Управления ФНС России по Амурской области - Супруненко О.С.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Завьяловой Т.В., выслушав представителей общества, поддержавших доводы кассационной жалобы, и представителей налоговых органов, возражавших против ее удовлетворения, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества "МСК Тындатрансмост" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2013 по 31.12.2013, полноты и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц за период с 08.08.2013 по 31.10.2014.

В ходе проведения проверки налоговым органом было установлено, что общество не осуществило постановку на налоговый учет по месту нахождения двух обособленных подразделений: участок N 1 - Саха (Якутия) Б.Курун Кен Кю, М.Курун Кен Кю, М.Юхта; участок N 2 - Амурская область, Селемджинский район, п. Иса, через которые осуществлялась хозяйственная деятельность в проверяемый налоговый период. Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса в виде штрафа в размере 7 744 152 рублей 10 копеек.

Не согласившись с принятым решением налогового органа, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Решением суда первой инстанции от 21.06.2016, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.12.2016, в удовлетворении заявленного обществом требования в указанной части отказано.

Признавая законным привлечение общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса, суды исходили из того, что налогоплательщиком на территории иных муниципальных образований созданы стационарные рабочие места на срок более одного месяца, где осуществлялась предпринимательская деятельность без постановки на налоговый учет, в связи с чем пришли к выводу о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, ответственность за которое установлена указанной нормой Налогового кодекса.

В кассационной жалобе, направленной в Верховный Суд Российской Федерации, общество "МСК Тындатрансмост" ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности в результате неправильного применения судом норм права, а также нарушение единообразия в применении судами правовых норм.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Завьяловой Т.В. от 10.05.2017 кассационная жалоба общества по эпизоду привлечения его к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса, вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов ( часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации полагает, что кассационная жалоба общества в указанной части подлежит удовлетворению, а принятые по делу судебные акты - отмене в части по следующим основаниям.

В целях обеспечения выполнения публичной обязанности по уплате налогов и сборов, установленной статьей 57 Конституции Российской Федерации, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, в том числе, штрафные меры, возлагающие на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом, однако, является недопустимой недостаточная разграниченность составов правонарушений, поскольку она может привести неограниченному усмотрению в процессе правоприменения, к произволу в применении санкций, закрепляющих составы правовых норм, что не отвечает общеправовому критерию определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, вытекающему из закрепленного в части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и судом ( постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П и определение от 18.01.2001 N 6-О).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом .

В силу положений пунктов 1 и 4 статьи 83 Налогового кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, в том числе по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях.

Таким образом, налоговое законодательство устанавливает обязанность налогоплательщиков - организаций сообщать в налоговый орган о наличии обособленных подразделений посредством представления соответствующих документов в установленных срок.

Вместе с тем, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 , 129.4 и 129.6 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 статьи 126 Кодекса, влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса.

Из пункта 2 статьи 116 Налогового кодекса следует, что данной нормой установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как одного из видов нарушений порядка постановки на указанный учет.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц установлен статьями 84 - 85 Налогового кодекса , в которых содержится упоминание о том, что в целях проведения налогового контроля организации ставятся на учет не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения обособленных подразделений.

Однако взаимосвязанные положения подпункта 2 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации.

Непредставление же налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса .

Следовательно, в том случае, когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории Российской Федерации обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по статье 126 Налогового кодекса.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации также принимает во внимание, что пункт 2 статьи 116 Налогового кодекса предусматривает в качестве санкции за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Сам факт установления законодателем приведенной санкции позволяет сделать вывод о том, что предусмотренное в пункте 2 статьи 116 Налогового кодекса изъятие соответствующей части дохода организации или индивидуального предпринимателя сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

В том случае, когда у налогового органа имеется возможность определить размер налоговой обязанности организации или индивидуального предпринимателя, соответствующее лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса за неуплату (неполную уплату) налогов.

В рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, при этом обществом не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения.

При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали законные основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса, и применения к налогоплательщику санкции в виде изъятия части дохода, с которого обществом уплачены налоги.

При рассмотрении настоящего дела суды должным образом не разграничили между собой составы правонарушений, предусмотренных пунктом 2 статьи 116 , статьями 122 и 126 Налогового кодекса, что привело к неправильному выводу о законности решения налогового органа в оспариваемой части.

С учетом вышеизложенного, принятые по делу судебные акты арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части отказа в признании недействительным решения налогового органа по эпизоду, связанному с привлечением налогоплательщика к ответственности по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса в виде штрафа в размере 7 744 152 рублей 10 копеек, как принятые с существенным нарушением норм материального права.

Требование общества "МСК "Тындатрансмост" в названной части подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 176 , 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

решение Арбитражного суда Амурской области от 21.06.2016 по делу N А04-12175/2015, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.12.2016 по тому же делу по эпизоду, связанному с привлечением общества с ограниченной ответственностью "Мостостроительная компания "Тындатрансмост" к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации, отменить.

Требование общества с ограниченной ответственностью "Мостостроительная компания "Тындатрансмост" в указанной части удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Амурской области от 29.09.2015 N 07-09/37 в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Мостостроительная компания "Тындатрансмост" к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 7 744 152 рублей 10 копеек.

В остальной части принятые по делу судебные акты оставить без изменения.

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты

Согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ, вступающему в силу с 1 января 2005 г., до введения в действие глав части второй настоящего Кодекса о налогах и сборах, предусмотренных пунктом 7 статьи 1 названного Федерального закона, ссылки в статье 19 настоящего Кодекса на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Статья 20 НК РФ - Взаимозависимые лица

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 1 статьи 21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 2 статьи 22 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;

4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

7. Сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, сообщаются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 24 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Jurist_arbitr - 07/01/2013 22/11/2016

В рассматриваемом случае, организация-налогоплательщик, подав налоговую декларацию по НДС и заявление о налоговых вычетах в размере 2,5 млн. руб. получила отказное решение налоговой. Причем, решение было получено после того, как с расчетного счета фирмы указанная денежная сумма была списана банком в безакцептном порядке по инкассовому поручению инспекции.

Причиной данным событиям послужила неосведомленность налогоплательщика о необходимости представления оправдательных документов, о составленном акте и решении налоговой проверки. Налоговая инспекция направляла все указанные документы на адрес компании (юридический, он же – фактический), но, предположительно по вине Почты России, налогоплательщику извещения о необходимости получения корреспонденции не приходили, а инспекция получала уведомления об отсутствии адресата.

Ситуация неоднозначная, т.к., с одной стороны, налогоплательщик обязан получать корреспонденцию по адресу, указанному в качестве места нахождения организации в ЕГРЮЛ, с другой стороны, неполучение им отправлений может быть не связано с его виновными действиями (или непредусмотрительностью) и Налоговый кодекс РФ устанавливает порядок надлежащего извещения (уведомления) налоговым органом.

Несмотря на то, что юридическое обслуживание организаций в рамках налоговых споров давно является одним из основных направлений нашей деятельности, суд первой инстанции по моему заявлению принял неожиданное решение, отказав в заявленных требованиях полностью по основаниям, которые я привел в апелляционной жалобе. При этом, в ходе рассмотрения дела, судья дважды требовала от налогового органа изучения представленных налогоплательщиком документов, что инспекция не исполнила.

Девятый арбитражный апелляционный суд
127994 г. Москва, пр. Соломенной Сторожки, д. 12

Заявитель:
ООО «____________________»
117218, г. Москва, ул. ___________________,
д. ___
(ИНН _____________, ОГРН _______________)

представитель на основании доверенности
Суханов Дмитрий Викторович, т. 8(926)6106054
123242, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская,
дом 7, строение 22, офис 16 – для ООО «ЮК Антанта»

Орган, принявший оспариваемое решение:
ИФНС России № 27 по г. Москве
117418,г. Москва, Новочеремушкинская ул., 58, 1
(ИНН 7727092173, ОГРН 1047727044584)

Апелляционная жалоба

Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2012 года по делу № А40-_____/12-____-____ отказано в заявлении ООО «____________________» («заявитель») к ИФНС России № 27 по г. Москве («ответчик») о признании решения № _____/_____ от ___.___.______ г. о привлечении ООО «____________________» к ответственности за совершение налогового правонарушения частично незаконным.

В качестве оснований для отказа в заявленных требованиях арбитражный суд указал на отсутствие аргументации о нарушении прав заявителя принятым решением, т.е. что заявитель не согласился только с формальной стороной решения, не оспорив его по существу; суд установил, что инспекция выполнила все возможные меры по надлежащему извещению (уведомлению) заявителя о необходимости представления документов и о проводимой проверке, а заявитель злоупотребил правом, умышленно отказавшись получать от налоговой инспекции указанные документы, закон не устанавливает приоритетности способов извещения налогоплательщика, а лишь перечисляет их; заявителем не соблюдена процедура возмещения НДС ввиду того, что вместе с декларацией указанные документы предоставлены не были.
Следует отметить имеющиеся в решении существенные противоречия в том, что вопреки вышеуказанным установленным судом фактам, на страницах 6 (абз. 6) и 7 (абз. 4) решения суд указывает на допущенные налоговым органом процессуальные правонарушения, классифицируя их как несущественные.
В итоге, из мотивировочной части судебного решения нельзя сделать однозначный вывод о наличии либо отсутствии нарушений в оспариваемых действиях налогового органа.

Заявитель не согласен с решением суда первой инстанции, считает, что суд проигнорировал основополагающие доводы заявителя, нарушил нормы материального права и принял решение, закону не соответствующее.

Позиция заявителя сводилась к двум базовым доводам:

1) если бы не допущенное налоговым органом прямое нарушение указаний императивных норм закона – ч. 1 ст. 93 и ч. 5 ст. 100 НК РФ, заявитель был бы надлежащим образом извещен (уведомлен) о проводимых проверочных мероприятиях налогового контроля, несмотря на упущения в работе почты России по доставке почтовых отправлений;

2) весь объем оправдательных для вычетов (и возмещения) НДС документов был у налогоплательщика в наличии, т.е. он имел право на заявленное в декларации возмещение НДС, предусмотренное ст. ст. 171, 176 НК РФ, которое нарушено налоговым органом.

Являются необоснованными и основаны на неправильном применении норм материального права следующие выводы суда :

– налогоплательщиком не соблюдена процедура возмещения НДС, т.к. с декларацией в налоговый орган не представлены соответствующие документы.

Вопреки мнению суда, нормы гл. 21 НК РФ, в частности ст.ст. 171, 172, 173, 176, не предусматривают обязанность налогоплательщика по представлению каких-либо документов вместе с налоговой декларацией по НДС (вывод подтвержден многочисленной судебной практикой).

– суд не обязан проводить проверку представленных налогоплательщиком декларации и документов.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 267-О «По жалобе открытого акционерного общества «Востоксибэлектросетьстрой» на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей и четвертой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», а также пункту 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторыхвопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», Постановлению Президиума ВАС РФ от 21.04.2009 N 95/09 по делу N А47-4671/2007АК-27, налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде не может быть лишен права представлять документы, которые являются основанием для применения налоговых льгот, независимо от того, были ли эти документы исследованы налоговым органом в рамках камеральной налоговой проверки, а суд обязан исследовать эти документы.

– налогоплательщик злоупотребил правом.

Для вывода о злоупотреблении налогоплательщиком правом суд должен был указать на мотив допускаемого заявителем правонарушения, т.е. на умысел налогоплательщика, направленный на непредоставление налоговому органу оправдательных документов, при наличии у налогоплательщика всего объема необходимой документации и очевидной необходимости получить вычеты (возмещение) по НДС.

– заявление налогоплательщика мотивировано исключительно нарушением процедуры, т.е. формальными нарушениями.

Вывод не соответствует действительности, т.к. пункт 4 рассмотренного судом заявления говорит о наличии у налогоплательщика и предоставлении налоговому органу всего объема документов, истребованных налоговым органом в рамках налоговой проверки. Также, имеются ссылки на ст. ст. 198, 201 АПК РФ. Таким образом, из доводов заявителя следовало, что он не согласен как с процедурными нарушениями, так и с неисследованием документов, которые влекли налоговые вычеты, в результате чего, право на получение вычетов было нарушено.

Как следствие, не является обоснованным вывод суда об отсутствии нарушения оспариваемым решением налогового органа прав налогоплательщика. Лишение организации предоставленного ей в силу закона права на получение налоговых вычетов в размере 2 395 053 руб., при наличии всех оправдательных документов, является нарушением предусмотренных законодательством о налогах и сборах прав и законных интересов добросовестного налогоплательщика.

Судом существенно искажены формулировки закона для оправдания действий налогового органа, что является неправильным применением норм материального права . А именно, суд указал, что ч. 1 ст. 93 и ч. 5 ст. 100 НК РФ не устанавливают приоритетности способов направления налогоплательщику требования о предоставлении документов и акта налоговой проверки.

Однако, из буквального толкования данных норм следует обратное , именно приоритетность личного, непосредственного (оперативного) вручения документов перед почтовой их отправкой: заказным письмом по почте требование направляется только в случае, если налогоплательщику или его представителю лично под расписку (или по телекоммуникационным каналам связи) передать требование невозможно; только в случае отказа налогоплательщика или его представителя от получения акта налоговой проверки, о чем должна быть сделана отметка, акт может быть направлен по почте.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 21.09.2011 г. по делу № А40-137212/10-129-450, в условиях, когда требование о предоставлении документов и акт налоговой проверки вернулись в налоговой орган с отметкой «организация не значится», признавая позицию налогового органа необоснованной, указал на отсутствие в деле доказательств надлежащего уведомления организации по телефону общества, указанному в налоговых декларациях (телефонограммой, факсом).

А, между тем, все налоговые декларации заявителя содержали актуальный номер телефона и факса организации и представлялись в налоговой орган им лично. Налоговые споры возникают в результате таких ситуаций неожиданно.

В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. N 12566/07, не обеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя, является основанием для признания решения незаконным.

Следует отметить, что согласно п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 65, если налогоплательщик предъявил требование о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС, в котором не приведены конкретные мотивы отказа, или бездействия налогового органа, а также в случае представления налогоплательщиком непосредственно в суд документов, истребованных налоговым органом на основании пункта 8 статьи 88 НК РФ, когда причины непредставления этих документов в налоговый орган признаны уважительными, суд на основании статьи 135 АПК РФ в порядке подготовки дела к судебному разбирательству может обязать налоговый орган представить аргументированные возражения против возмещения.

Надо полагать, что во исполнение данного разъяснения, суд первой инстанции в своих определениях (от 20.09.2012 г., и вторично от 16.10.2012 г.) дважды предлагал налоговому органу проверить представленные заявителем первичные документы и представить в суд письменные возражения. Данные предложения суда налоговый орган оставил без исполнения.

Допущенное судом первой инстанции нарушение и неправильное применение норм материального права явилось причиной принятия ошибочного судебного акта, который подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 257, 269, 270 АПК РФ, прошу суд

отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить в полном объеме заявление ООО «____________________» к ИФНС России № 27 по г. Москве.

Подтверждение направления жалобы ответчику – 1 л.;
Подтверждение уплаты государственной пошлины – 1л.;
Копия оспариваемого решения – 11 л.
Доверенность на представителя – 1л.

Представитель
ООО «____________________» _____________________ Д.В. Суханов

На настоящий момент жалоба не рассмотрена и мне интересны мнения всех желающих по сложившейся ситуации.

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

5.1) представлять в налоговый орган по месту нахождения организации, у которой отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с указанным Федеральным законом не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в Центральный банк Российской Федерации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом.

Центральный банк Российской Федерации представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность Центрального банка Российской Федерации в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) - 1.1) утратили силу. - Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ;

2) о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

4) утратил силу. - Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

2.1. Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

Сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, указанных в настоящем пункте, могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Сообщение о наличии объекта налогообложения с приложением копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, и (или) правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения не представляется в налоговый орган в случае, если организации было передано (направлено) сообщение об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении этого объекта или если организация представляла в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) заявление о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу в отношении соответствующего объекта налогообложения.

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ.

3.1. Налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 настоящего Кодекса:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях настоящего подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 настоящего Кодекса;

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

3.2. Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих).

При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, указанных в настоящем пункте, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.

3.3. Обязанности налогоплательщиков, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 3.1 настоящей статьи, распространяются на лиц, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми резидентами Российской Федерации и осуществляющих доверительное управление имуществом, в случае, если такие лица вносят имущество, являющееся объектом доверительного управления, в капитал иностранной организации либо передают это имущество учрежденным ими иностранным структурам без образования юридического лица.

3.4. Плательщики страховых взносов обязаны:

1) уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы;

2) вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса;

3) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам;

4) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов;

5) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

6) в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;

7) сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, которому открыт счет в банке, полномочиями (о лишении полномочий) начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий);

8) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1. Лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Обязанность лица, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, считается исполненной при наличии у него договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с указанным налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи у уполномоченного представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от указанного налогового органа.

В случае, если получение от налогового органа документов осуществляется через уполномоченного представителя лица, на которое возложена обязанность, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя лица - владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа. При этом, если уполномоченным представителем лица является юридическое лицо, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия физического лица - владельца указанного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа (за исключением случаев, если физическое лицо является законным представителем такого юридического лица).

Документы, подтверждающие полномочия указанных в настоящем пункте уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий.

Формат и порядок направления в налоговый орган указанных документов в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5.2. Иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, обязана представлять в налоговый орган документы (информацию), сведения, представление которых такой организацией предусмотрено настоящим Кодексом, по форматам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, через личный кабинет налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта иностранная организация должна обеспечить получение от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться такой иностранной организацией для представления в налоговый орган документов (информации), сведений в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, документы (информация), сведения, представление которых предусмотрено настоящим Кодексом, представляются указанной иностранной организацией в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

7. Сообщения, предусмотренные пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Если указанные сообщения переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, такие сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронной форме, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Обязанности налогоплательщиков (налоговых агентов), установленные настоящей статьей, распространяются также на иностранные организации, самостоятельно признавшие себя налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Организации и предприниматели обязаны:

– платить налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

– вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения;

– сдавать налоговую отчетность;

– сдавать бухгалтерскую отчетность (организации, которые не освобождены от ведения бухучета);

– представлять налоговым инспекциям и их сотрудникам документы, необходимые для налоговых проверок;

– в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета.

Полный перечень обязанностей налогоплательщиков приведен в статье 23 НК РФ.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ ( п. 5 ст. 23 НК РФ ).

Организации и предприниматели должны сообщать в налоговую инспекцию:

1) об участии в российских и иностранных организациях – в течение одного месяца со дня начала такого участия по форме № С-09-2 , утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362 ;

2) об обособленных подразделениях, созданных на территории России (за исключением филиалов и представительств) – в течение одного месяца со дня создания подразделения по форме № С-09-3-1 , утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362 ;

3) об изменениях в ранее поданных в налоговые инспекции сведениях об обособленных подразделениях (например, об изменении местонахождения обособленного подразделения) – в течение трех рабочих дней со дня изменения указанных сведений по форме № С-09-3-1 , утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362 ;

4) об обособленных подразделениях на территории России (включая филиалы и представительства), деятельность которых прекращается:

– в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (при закрытии филиала или представительства);

– в течение трех рабочих дней со дня прекращения деятельности организации через иное обособленное подразделение.

5) о реорганизации или ликвидации организации – в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения по форме № С-09-4 , утвержденной приказом ФНС России 09.06.2011 № ММВ-7-6/362 ;

6) об открытии (закрытии) банковских (лицевых) счетов – в течение семи рабочих дней с момента, когда из банка было получено официальное уведомление об открытии (закрытии) счета. Сообщение об открытии (закрытии) банковского (лицевого) счета нужно направлять в налоговую инспекцию даже в том случае, если счет фактически не используется (не использовался) и никакие операции по нему не проводятся (не проводились).

Сообщение об открытии и закрытии счета на территории России и электронный формат сообщения утверждены приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362 . Формы уведомлений об открытии (закрытии, об изменении реквизитов) банковских счетов за границей утверждены приказом ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457 , их электронные форматы утверждены приказом ФНС России от 12.11.2010 № ММВ-7-6/559 .

Все перечисленные сообщения организация может представить в налоговую инспекцию:

– через представителя организации;

– по почте (заказным письмом);

– по телекоммуникационным каналам связи.

Такие правила установлены п. 7 ст. 23 НК РФ и п. 14 ст. 10 Закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ.

Об открытии каких счетов нужно уведомлять налоговую инспекцию

По общему правилу в налоговую инспекцию нужно сообщать о счетах (расчетных, текущих и т. д.), открытых на основании договора банковского счета, на которые зачисляются (с которых могут расходоваться) денежные средства организации. Кроме того, в течение семи рабочих дней в инспекцию нужно сообщить о лицевых счетах, открытых в территориальных подразделениях Казначейства России. Основание - п.2 ст.23 и п.2 ст.11 НК РФ.

В налоговую инспекцию также следует сообщать об открытии специального карточного счета. Этот счет открывается на основании договора банковского счета и является пополняемым ( п. 1.12 и п.1.8 Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П ). Средства специального карточного счета организация вправе расходовать в соответствии с требованиями пункта 2.5 Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П. Таким образом, специальный карточный счет отвечает требованиям, установленным в п.2 ст.23 и п.2 ст.11 НК РФ. См. также письмо Минфина России от 30.12.2008 № 03-11-05/318 . Правомерность указанных требований подтверждена также Постановлением Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 № 2942/10 .

Российские организации должны уведомлять налоговую инспекцию по месту постановки на учет:

– об открытии и закрытии счетов в банках, расположенных за пределами России;

– об изменении реквизитов счетов, открытых в банках за пределами России.

Направлять эти сведения можно как на бумажных носителях, так и в электронном виде ( п. 7 ст. 23 НК РФ ). Формы уведомлений об открытии (закрытии, об изменении реквизитов) банковских счетов за границей утверждены приказом ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457 . Электронные форматы указанных уведомлений утверждены приказом ФНС России от 12.11.2010 № ММВ-7-6/559 .

Кроме этого, российские организации ежеквартально должны уведомлять налоговую инспекцию о движении средств на счетах, открытых в банках за пределами России. Правила представления отчета и его форма утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 .

Об открытии транзитного валютного счета, депозитного и ссудного счетов уведомлять инспекцию не надо

Транзитный валютный счет открывается по умолчанию одновременно с текущим валютным счетом. Он является внутренним счетом банка, необходимым для осуществления контрольных функций ( п. 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004 № 111-И). Таким образом, понятие транзитного валютного счета не соответствует понятию счета, данному в п.2 ст.11 НК РФ. Поэтому сообщать об открытии такого счета в налоговую инспекцию не обязательно. По той же причине в инспекцию не нужно сообщать об открытии (закрытии) депозитных и ссудных счетов.

Уведомлять об открытии транзитного валютного (депозитного, ссудного) счета Пенсионный Фонд РФ и ФСС России тоже не нужно (см. письмо Минздравсоцразвития от 21.05.2010 № 1274-19 ).

Постановка на учет организации, обособленных подразделений и имущества

Порядок постановки на учет (снятия с учета) организаций по местонахождению обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств утвержден приказом Минфина РФ от 05.11. 2009 № 114н .

Постановка на учет по местонахождению организации производится налоговой инспекцией самостоятельно на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ ( п. 3 ст. 83 НК РФ ).

При наличии обособленных подразделений организация должна встать на учет в налоговых инспекциях по местонахождению каждого из них. Даже в том случае, если обособленное подразделение относится к той же налоговой инспекции, в которой организация состоит на учете по другому основанию ( абз.2 п.1 ст.83 НК РФ).

Постановка на учет по местонахождению обособленного подразделения (кроме филиалов и представительств) осуществляется налоговой инспекцией на основании сообщения, поданного организацией. Постановка на учет по местонахождению филиала или представительства производится налоговой инспекцией самостоятельно на основании сведений ЕГРЮЛ. Основание – абз.1 п. 4 ст. 83, абз.2 п. 2 ст. 84 НК РФ.

Если в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, создается несколько обособленных подразделений, организация может встать на учет один раз в любой из этих инспекций по своему усмотрению. Сведения о выбранной налоговой инспекции организация указывает в уведомлении (форма № 1-6-Учет), которое представляется в налоговую инспекцию по местонахождению организации. Основание – абз.3 п.4 ст.83 НК РФ.

Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

Чтобы поставить на учет принадлежащее организации недвижимое имущество или транспортное средство, в налоговую инспекцию по их местонахождению обращаться не нужно. Инспекция сделает это самостоятельно на основании сведений, предоставленных ей подразделениями Росреестра или ГИБДД. Основание – п. 4 ст. 85 НК РФ, п. 8 Порядка, утв. приказом Минфина РФ от 05.11.2009 № 114н .

За нарушение срока постановки на учет (подачи заявления) по местонахождению обособленного подразделения предусмотрен штраф в размере 10 000 руб. За ведение деятельности без постановки на налоговый учет штраф взимается в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. (ст. 116 НК РФ).

Сведения о держателе реестра акционеров

Держатель реестра акционеров ведет учет акционеров и изменений в составе акционеров (п. 2 , 3 ст. 44 Закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ). Держателем может быть само общество или регистратор.

В налоговую инспекцию необходимо предоставлять данные об изменении сведений о держателе реестра акционеров ( раздел V приказа ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16 ). См. письмо Минфина от 06.08.2007 № 03-02-07/1-364 .

Сведения о среднесписочной численности

Все налогоплательщики должны ежегодно подавать в налоговые инспекции сведения о среднесписочной численности сотрудников за предыдущий год. Эти сведения предоставляются не позднее 20-го января текущего года по форме , утвержденной приказом ФНС России от 29 .03.2007 № ММ-3-25/174 .

Вновь созданные (реорганизованные) организации подают сведения о среднесписочной численности не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем создания (реорганизации). Основание – абз.3 п. 3 ст. 80 НК РФ, письмо ФНС России от 28.04.2010 № ШС-17-3/0103 .

Рекомендации по подготовке сведений приведены в письме ФНС России от 26.04.2007 № ЧД-6-25/353 . При заполнении формы в показатель «среднесписочная численность» не надо включать лиц, работающих по гражданско-правовым договорам. Основание - письмо ФНС России от 24.02.2011 № КЕ-4-3/2964 .

В соответствии с п.1 ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление сведений о среднесписочной численности сотрудников за предыдущий год размер штрафа составит 200 руб. за каждый непредставленный документ. Кроме того, по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации административную ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб. ( ст. 15.6 КоАП РФ ).

Читайте также: