Как заполнить уточненную декларацию по налогу на имущество за 2019 год к уменьшению

Опубликовано: 07.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация применяет УСН. На основании заявления от 22.08.2020 организация подала на рассмотрение в комиссию по рассмотрению споров об уменьшении кадастровой стоимости объекта нежилого здания. Положительное решение об уменьшении кадастровой стоимости было вынесено 02.10.2020.
С какого налогового периода учитывать изменение кадастровой стоимости нежилого здания для расчета налога на имущество? Нужно ли представлять уточненные декларации за 2019, 2018 годы по налогу на имущество?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Измененная кадастровая стоимость нежилого здания применяется для целей исчисления налога на имущество организаций с начала налогообложения здания по кадастровой стоимости, т.е. с 1 января 2018 года.
Организация вправе, но не обязана предоставлять уточненные декларации по налогу на имущество организаций за 2018, 2019 гг.

Обоснование позиции:

Период применения измененной кадастровой стоимости

Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН организацией предусматривает ее освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (далее также - Налог), за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (письма Минфина России от 11.03.2016 N 07-01-09/13596, от 18.05.2020 N 03-05-05-01/40664).
В соответствии с п. 15 ст. 378.2 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Данное правило вступило в силу 01.01.2019 и подлежит применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019 (п. 2 ст. 2, ч.ч. 3, 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ, далее - Закон N 334-ФЗ) (письма Минфина России от 27.11.2019 N 03-05-04-01/92306, от 27.09.2018 N 03-05-05-01/69209)*(1). Одним из таких оснований может являться решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости (письмо ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@)*(2).
В рассматриваемой ситуации налог на имущество организаций уплачивался по оспоренной кадастровой стоимости с 01.01.2018.
Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Поскольку Закон N 334-ФЗ таких положений прямо не предусматривает, возникают сомнения относительно возможности перерасчета налоговой базы по Налогу на основании абзаца четвертого п. 15 ст. 378.2 НК РФ в отношении налоговых периодов до 2019 года.
Официальных разъяснений, из которых прямо следует, что такой перерасчет возможен или невозможен, нами не обнаружено. Вместе с тем заметим, что специалистами финансового ведомства отмечается, что период перерасчета земельного налога организациями при изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда определяется с учетом положений п. 7 ст. 78 и п. 4 ст. 89 НК РФ, устанавливающих соответственно трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога и трехлетний срок проведения выездной налоговой проверки (письма Минфина России от 15.07.2019 N 03-05-05-02/52329, от 11.07.2019 N 03-05-04-02/51243, от 05.04.2019 N 03-05-06-02/23839). На наш взгляд, аналогичный подход может быть применен и в отношении налога на имущество организаций.
Судебных решений применительно к перерасчету налога на имущество организаций за периоды до 2019 года нами, к сожалению, не обнаружено. Вместе с тем применительно к налогу на имущество физических лиц, а также к земельному налогу имеется судебная практика в пользу налогоплательщиков.
Так, например, в апелляционном определении СК по административным делам Московского городского суда от 02.06.2020 по делу N 33а-1487/2020 применительно к налогу на имущество физических лиц отмечается, что в силу ч. 6 ст. 3 Закона N 334-ФЗ новые правила действия в прошлых периодах измененной кадастровой стоимости имущества подлежат применению ко всем сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019, в связи с чем оснований не учитывать при расчете суммы налога, подлежащего уплате в 2017 году, вступившее в законную силу и принятое после 01.01.2019 решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта налогообложения, равной его рыночной стоимости, не имеется.
В кассационном определении СК по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2019 о делу N 8а-3937/2019 указано следующее: учитывая, что с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, право собственности на который у налогоплательщика прекратилось в мае 2017 года, административный истец обратилась в 2019 году, содержащийся в обжалуемом апелляционном определении вывод о том, что в рассматриваемом случае результаты пересмотра архивной кадастровой стоимости земельного участка могут быть применены при расчете земельного налога за 2016 и 2017 годы, соответствует нормам права.
Аналогичный подход представлен в кассационном определении СК по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2019 делу N 8а-2852/2019[88а-2604/2019], в котором судьи пришли к выводу о возможности перерасчета физическому лицу земельного налога на основании судебного постановления о пересмотре кадастровой стоимости земли, вступившего в силу 05.03.2019, за 2016-2018 годы.
В апелляционном определении СК по административным делам Московского городского суда от 12.11.2020 по делу N 33а-5429/2020 налог на имущество физических лиц применительно к налоговому периоду 2018 года пересчитан исходя из установленной в 2020 году (уменьшенной) кадастровой стоимости.
Полагаем, что приведенные выводы можно применить по аналогии к налогу на имущество организаций. Напоминаем, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Таким образом, учитывая, что решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в рассматриваемой ситуации принято в 2020 году, по нашему мнению, организация имеет право на перерасчет налоговой базы по налогу на имущество организаций на основании абзаца четвертого п. 15 ст. 378.2 НК РФ, за налоговые (отчетные) периоды начиная с 01.01.2018.

Уточненные декларации

На основании абзаца второго п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
Т.е. в рассматриваемой ситуации представление в налоговый орган уточненной налоговой декларации относится к праву налогоплательщика, но не к его обязанности.
По нашему мнению, в интересах организации воспользоваться своим правом и предоставить уточненные декларации за 2018, 2019 гг. для отражения факта переплаты Налога и ее конкретной сумме, а также одновременно подать заявление о зачете (возврате) излишне уплаченного налога*(3).
Отметим, что в случае представления уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций (налоговых расчетов) в связи с выявлением излишне уплаченной суммы налога корректировку следует рассматривать для целей определения налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода. Излишне уплаченная сумма налога на имущество организаций, учтенная в составе расходов в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по УСН, не может квалифицироваться как ошибка (письмо ФНС России от 10.10.2018 N БС-4-21/19773).
Следовательно, корректировать налоговую базу по УСН за предыдущие периоды и подавать уточненные налоговые декларации по УСН не нужно.

К сведению:
Для налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, не предусмотрено уменьшение суммы налога (авансовых платежей по налогу), исчисленной за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченного налога на имущество организаций (письма Минфина России от 07.05.2020 N 03-05-05-01/36723, от 30.08.2019 N 03-11-06/2/66836).
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогоплательщика (или налогового органа) может быть проведена совместная сверка расчетов (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Налогообложение недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости;
- Энциклопедия решений. Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога по заявлению налогоплательщика;
- Вопрос: Дата применения уменьшенной судом кадастровой стоимости для исчисления налога на имущество (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.);
- Вопрос: П. 15 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения по налогу на имущество налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на основании установления рыночной стоимости объекта по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда. П. 7 ст. 78 НК РФ установлен трехлетний срок для подачи заявления о зачете излишне уплаченного налога. Если организация подала иск о пересмотре кадастровой стоимости в 2020 г., то за какие периоды пересчитают налог на имущество и земельный налог? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Ответ прошел контроль качества

11 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
*(2) До этого указанное изменение предписывалось учитывать для целей налогообложения с начала налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
*(3) Возможность подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии в течение трехлетнего срока со дня уплаты Налога подтверждается налоговыми органами в письме ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@.

До 30 марта нужно отчитаться по налогу на имущество организаций за 2019 год. Из-за изменений в порядке расчета налога, введенных Федеральным законом № 63-ФЗ, введена новая форма. Ее и нужно использовать.

Изменения по налогу на имущество

Федеральный закон от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ внес такие изменения в порядок исчисления налога на имущество организаций:

  • отменена сдача авансовых расчетов по налогу в течение года. Поэтому в новый бланк внесены данные по авансам, за которые теперь отчитываться не нужно;
  • налогоплательщики, зарегистрированные в нескольких ИФНС в пределах одного субъекта РФ по месту расположения объектов недвижимости, база по которым рассчитывается по среднегодовой стоимости, получили право сдавать единую декларацию по всем таким объектам в любую из указанных инспекций по своему выбору, предварительно уведомив об этом налоговую по субъекту РФ.

Документ по теме:

Поправки внесены в статью 386 НК РФ. Отчитываться по налогу на имущество нужно будет только по итогам года. При этом фирмы по-прежнему должны рассчитывать авансовые платежи и перечислять их в бюджет.

Срок и способ отчета

Отчетность за 2019 год должна сдаваться по старым правилам - не позднее 30 марта 2020 года. То же касается и уплаты налога.

Декларацию можно представлять как на бумажном носителе, так и в электронной форме через ТКС. Но электронная форма обязательна для (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ):

  • компаний, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысила 100 человек;
  • вновь созданных (в том числе при реорганизации) фирм, численность работников которых превышает 100 человек.

За нарушения, связанные со сдачей отчетности, могут оштрафовать как фирму, так и ее руководителя.

За что могут оштрафовать

Если вы не вовремя подадите декларацию, то вас оштрафуют. Размер штрафа – 5 % от неперечисленного налога (на основании декларации за каждый месяц), но не более 30 % от неперечисленной суммы и не менее 1 000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Кроме этого, могут оштрафовать и руководителя организации. Сумма штрафа составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ).

Оштрафовать вас могут и в том случае, если вы обязаны представлять декларации в электронной форме, а делаете это на бумаге. Штраф по этой статье составляет 200 рублей за каждый документ, представленный не тем способом (ст. 119.1 НК РФ).

Новая форма декларации утверждена приказом ФНС от 14 августа 2019 года № СА-7-21/405@. Отчитаться по новой форме необходимо уже за 2019 год. Приказ ФНС от 4 октября 2018 года № ММВ-7-21/575@, которым была утверждена предыдущая форма, отменен.

Что изменилось в Разделе 1

Отмена отчета по авансам и сохранение обязанности исчисления авансов по налогу повлекли такие изменения в разделе 1 декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет». Сюда добавлены новые строки. В них нужно отражать сведения об авансах за отчетный период:

  • 021 «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период (в рублях)»;
  • в том числе сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет за:
    • 023 «первый квартал (в рублях)»;
    • 025 «полугодие (второй квартал) (в рублях)»;
    • 027 «9 месяцев (третий квартал) (в рублях)».

При вычитании из показателя строки 021 суммы строк 023, 025 и 027 получается сумма налога на имущество к уплате. Этот показатель вносится в строку 030.

Что изменилось в разделах 2 и 3

Отмена отчета по авансам и сохранение обязанности исчисления авансов по налогу повлекли также изменения в разделе 2 и разделе 3 декларации. Исключены строки с информацией о суммах авансов, начисленных за отчетные периоды.

Теперь там есть строка «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период (в рублях)».

Что изменилось в Разделе 2.1

  • морских судов – код 5;
  • судов внутреннего плавания – код 5;
  • воздушных судов – код 6.

Код ОКТМО в единой декларации

Если вы зарегистрированы в нескольких ИФНС в пределах одного субъекта РФ по месту расположения объектов недвижимости, база по которым рассчитывается по среднегодовой стоимости, вы можете сдавать единую декларацию по всем таким объектам.

Отчитаться можно в любую из инспекций по своему выбору, но только если вы успели предварительно уведомить об этом налоговую инспекцию по субъекту РФ (п. 1.1 ст. 386 НК РФ).

Для того, чтобы в 2020 году сдавать единую декларацию по налогу на имущество по нескольким объектам недвижимости, представить уведомление в УФНС нужно до 1 марта 2020 года и только по форме, утвержденной приказом № ММВ-7-21/311@.

В порядке заполнения новой декларации прописано, что те налогоплательщики, кто владеет имуществом, зарегистрированным в разных муниципалитетах, нужно указывать код ОКТМО того муниципального образования, где фирма платит налог на имущество случае представления единой декларации в соответствии с п. 1.1 ст. 386 НК РФ.

Коды льгот

Приложение с кодами налоговых льгот дополнено пятью новыми кодами. Они предназначены для отдельных категорий налогоплательщиков, а именно:

  • для организаций по вновь вводимым объектам, имеющим высокую энергоэффективность;
  • для организаций, владеющих имуществом, расположенном в местах разработки геологических и морских месторождений;
  • для фондов, управляющих компаний и их дочерних обществ, а также участников проектов, связанных с деятельностью инновационных научно-технологических центров (в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ).

Документ по теме:

Платите налог на имущество организаций в 2020 году по правильным КБК:

  • Налог на имущество организаций - 182 1 06 02010 02 1000 110
  • Пеня по налогу на имущество организаций - 182 1 06 02010 02 2100 110
  • Штраф за неуплату налога (непредставление налоговой декларации) - 182 1 06 02010 02 3000 110

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

253-основа.jpg

Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.

Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.

При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка).

Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

— когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

— когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

Кроме того, возможен вариант, что по соответствующему налогу у налогоплательщика по данным карточки «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) числится образовавшаяся еще до уточняемого периода переплата, сумма которой в полной мере перекрывает суммы недоимки по «уточненке» и начисленных пеней, в таком случае штраф начисляться не должен. Ведь в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет недоплаченной суммы налога.

В целом все ясно и просто: перед тем как сдать «уточненку» (после положенного срока) нужно заплатить суммы налога и пени либо подтвердить, что суммы переплаты по соответствующему налогу хватит покрыть образующуюся недоимку, нужно убедиться, что в отношении вашей организации (индивидуального предпринимателя) не назначена выездная налоговая проверка (а не знать об этом достаточно сложно, так как налоговый орган уведомляет о таком событии всегда своевременно и по всем имеющимся у него ресурсам), и мы получаем освобождение от штрафных санкций. Казалось бы, все предельно понятно, но что делать с туманной формулировкой «…до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений. ».

Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции.

В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.

Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:

— проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;

— начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;

— налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;

— даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».

Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.

Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.

Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:

— проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);

— назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;

— проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.

Будьте внимательны! Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

С помощью программной линейки продуктов компании Такском вы всегда гарантированно сможете быстро, надёжно и максимально удобно обмениваться документами с ФНС и другими контролирующими органами. Просто выберите удобный для себя тариф и присоединяйтесь к дружной семье абонентов Такском.

Анна Сатдарова

В 2020 году государство освободило пострадавшие субъекты МСП от уплаты налога на имущество за II квартал 2020 года и перенесло сроки уплаты авансов. У бухгалтеров сразу появились вопросы: как заполнять в декларации расчет авансовых платежей, какую категорию налогоплательщика указывать, какая из налоговых льгот подойдет. Все эти вопросы закрывает новая форма декларации, которую нужно сдать по итогам 2020 года.

  • Что сдаём
  • Когда и куда сдаём
  • Что облагаем
  • Какие разделы декларации заполняем
  • Нужно ли сдавать нулевые декларации по налогу на имущество
  • Что изменилось в 2020 году
  • Как заполнить декларацию по налогу на имущество за 2020 год: соблюдаем контрольные соотношения

Что сдаём

В 2021 году сдаём декларацию по налогу на имущество организаций за 2020 год на новом бланке. Форма по КНД 1152026 утверждена Приказом ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ в ред. Приказа ФНС от 09.12.2020 № КИ-7-21/889@.

Если организация освобождена от платежей по налогу на имущество за II квартал, но сдаёт декларацию в 2020 году при ликвидации или реорганизации, нужно применять старую форму (Приказ ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21-405@). Мы рассказывали, как отразить в ней освобождение от уплаты налогов.

Когда и куда сдаём

Срок сдачи декларации по налогу на имущество — не позднее 30 марта 2021 года.

В общем случае сдаём годовую декларацию в инспекцию по месту нахождения недвижимости (п. 1 ст. 386 НК РФ). Узнать адрес и реквизиты налоговой можно на сайте ФНС.

  • Если у компании есть обособленное подразделение и на его балансе находится облагаемое налогом имущество, то декларация сдаётся в инспекцию, где зарегистрировано подразделение. В декларации указывается ОКТМО местности, где находится подразделение.
  • Если недвижимость располагается не там, где находятся головной офис и подразделения с выделенными отдельными балансами, то по местонахождению такой недвижимости сдаются отдельные отчеты. В отчетах отражается ОКТМО по месту нахождения недвижимости.
  • Крупнейшие налогоплательщики отчитываются по месту учета, в свою межрегиональную (межрайонную) инспекцию, но с КПП и кодом налогового органа по месту нахождения имущества.

По объектам недвижимости, которые расположены на территориях, подведомственным разным налоговым органам, можно сдавать единую декларацию. Инспекцию выберите самостоятельно. Для этого нужно до 1 марта года, в котором будет сдана декларация, подать Уведомление по форме (Приказ ФНС РФ от 19.06.2019 N ММВ-7-21/311@).

Что облагаем

Недвижимое имущество, отраженное на балансе как основное средство, если налоговая база по ней определяется как среднегодовая стоимость. Среди прочего (неочевидные случаи) обложения налогом:

  • недвижимость передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
  • передана в доверительное управление (кроме ПИФ);
  • внесена в совместную деятельность;
  • получена по концессионному соглашению;
  • получена вами как управляющей компанией ПИФ.

Также налогом облагается недвижимость, которая находится в России и принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения, получена по концессионному соглашению, если налоговая база в её отношении определяется как кадастровая стоимость.

Объектом налогообложения не является любое движимое имущество, а также недвижимость вроде земли и водоёмов, перечисленная в п. 4 ст. 374 НК РФ.

Не облагаем налогом, но отражаем в декларации как льготное:

  • имущество, используемое в основной деятельности религиозных организаций, организаций уголовно-исполнительной системы, фармацевтических или общественных организаций инвалидов;
  • имущество протезно-ортопедических предприятий, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, управляющих компаний и участников проекта «Сколково», ИНТЦ, участников, резидентов или управляющих особых экономических зон;
  • федеральные автодороги, вновь вводимая энергоэффективная недвижимость, недвижимость для добычи углеводородов

Полный список федеральных льгот — в ст. 381 НК РФ. Каждый регион может самостоятельно решать, какие льготы вводить на своей территории, кто и по какому имуществу сможет их применять (ст. 372 НК РФ). Чтобы узнать, какие льготы действуют в вашем регионе, обратитесь в инспекцию или посмотрите на официальном сайте ФНС.

Какие разделы декларации заполняем

Декларацию сдавайте в следующем составе:

  • Титульный лист и раздел 1 — всегда, когда подаем декларацию;
  • Разделы 2 и 2.1 — если есть имущество, облагаемое налогом по среднегодовой стоимости;
  • Раздел 3 — если есть имущество, облагаемое налогом по кадастровой стоимости.
  • Раздел 4 — если на балансе головной организации или обособленных подразделений есть движимые основные средства с остаточной стоимостью больше нуля.

Мы рекомендуем заполнять декларацию в последовательности: Титульный лист → Раздел 3 → Раздел 2 → Раздел 2.1 → Раздел 1 → Раздел 4.

Нужно ли сдавать нулевые декларации по налогу на имущество

Если у вас есть объекты налогообложения, но итоговая сумма налога равна нулю, декларацию нужно сдать. В этом случае вы являетесь плательщиком налога и должны отчитаться, несмотря на то, что налог нулевой.

Такое бывает в двух случаях:

  1. Ваша недвижимость полностью самортизирована, её остаточная стоимость равна нулю. При этом она облагается налогом по среднегодовой стоимости.
  2. Вся ваша недвижимость освобождена от налога по федеральным или региональным льготам.

Когда у организации совсем нет недвижимости, признаваемой объектом налогообложения, она не является налогоплательщиком и не должна сдавать декларацию.

Что изменилось в 2020 году

Для декларации по налогу на имущество за 2020 год утверждена новая форма (Приказ ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@). Этим же приказом ФНС обновила порядок заполнения и электронный формат декларации.

Раздел 1 — появились две новые строки

Строка 005 «Признак налогоплательщика». Нужно проставить код от 1 до 3:

  • «1» — если организация платит авансовые платежи позже на основании постановления Правительства от 02.04.2020 № 409;
  • «2» — если организация платит авансовые платежи позже на основании региональных законов;
  • «3» — если организация платит авансы вовремя.

Строка 007 «Признак СЗПК». Это строка только для организаций, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Поставьте один из кодов:

  • «1», если налог (авансовые платежи) рассчитан по объектам недвижимости, связанным с исполнением СЗПК;
  • «2», если объекты недвижимости не связаны с СЗПК.

Разделы 2 и 3 — новая строка, коды льготы и имущества

Новая строка 002 «Признак СЗПК» нужна только для организаций с соглашением по капиталовложениям. Проставьте в строке «1», если недвижимость связана с исполнением СЗПК, «2» — если не связана. Для каждого признака нужен отдельный раздел 2 и раздел 3.

Утвердили новые коды федеральных и региональных льгот, связанных с коронавирусом:

  • 2010501 и 2010505 — для малых и средних предприятий;
  • 2010502 и 2010506 — для социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • 2010503 и 2010507 — для некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса;
  • 2010504 и 2010508 — для централизованных религиозных организаций.

Ввели специальный код для имущества участников СЭЗ — «14». Его применяют для недвижимости Крыма и Севастополя. Код указывайте в строке 001, и для каждого кода составляйте свой раздел 2.

Раздел 4 — новый раздел со сведениями о движимом имуществе

С 1 января 2021 года в силу вступили поправки к НК РФ, в соответствии с которыми в декларацию по налогу на имущество нужно включать сведения о движимом имуществе. Специально для этого ФНС добавила в форму декларации новый раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе организации в качестве объектов основных средств». Его надо заполнить уже в декларации за 2020 год, если у компании на балансе есть такие основные средства.

Среднегодовую стоимость имущества нужно указать по каждому региону. Здесь же отражается стоимость такого имущества, числящегося за обособленным подразделением, которое имеет отдельный баланс.

На данный момент четвертый раздел носит справочный характер, так как движимое имущество по-прежнему не является объектом налогообложения. Но есть вероятность, что в будущем их снова начнут облагать налогом, правда, Минфин обещает снизить ставки.

Как заполнить декларацию по налогу на имущество за 2020 год: соблюдаем контрольные соотношения

Новые контрольные соотношения к декларации по налогу на имущество за 2020 год утверждены письмом ФНС России от 30.09.2020 N БС-4-21/15947@.

Основное внутридокументное соотношение осталось прежним. Сумма налога, исчисленная к уплате по итогам налогового периода и отраженная в строке 021 раздела 1, должна быть равна сумме значений, указанных в строках 260 всех разделов 2 и в строках 130 всех разделов 3, имеющих соответствующие коды по ОКТМО и КБК и соответствующий признак по строке 002. Его нарушение говорит о том, что сумма налога к уплате исчислена неправильно.

Все изменения касаются новых кодов льгот и имущества. Вот все обновленные контрольные соотношения:

  1. Если в строке 230 раздела 2 указан один из новых кодов федеральных и региональных налоговых льгот, введенных в связи с коронавирусом, то сумма налоговой льготы в строке 240 не должна быть меньше или равна нулю. Нарушение этого соотношения говорит о завышении суммы налога.
  2. Если в строке 001 раздела 2 указан один из следующих кодов имущества: 01, 02, 03, 05, 07, 08, 09, 10 или 14, то есть два варианта:

Сумма налога за налоговый период (ст. 220) – Сумма налоговой льготы, уменьшающей налог (ст. 240) ≥ 0. В этом случае исчисленная сумма налога к уплате (ст. 260) должна быть равна разнице строк 220 и 240.
Сумма налога за налоговый период (ст. 220) – Сумма налоговой льготы, уменьшающей налог (ст. 240) публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

image_pdf
image_print

Начиная с 2020 года налогоплательщики больше не должны представлять в ФНС ежеквартальную отчётность по налогу на имущество, а также уплачивать авансовые платежи (закон от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ). Юридические лица теперь должны представлять одну декларацию по итогам года. Особенности заполнения с примерами разберём в статье.

Бланк декларации, порядок и срок представления

Налоговую декларацию по налогу на имущество по итогам 2020 года необходимо представлять на бланке, утверждённом приказом ФНС от 14 августа 2019 года № СА-7-21/405. При этом если декларация будет представлена после 15 марта, то необходимо использовать бланк в редакции согласно приказу ФНС от 28 июля 2020 года № ЕД-7-21/475.

Отчитывать должны только юридические лица, ИП от данной обязанности освобождены.

Срок представления декларации установлен не позднее 31 марта 2021 года.

Заполнять декларацию необходимо в следующей последовательности:

  1. Титульный лист.
  2. Раздел 2.
  3. Раздел 2.1.
  4. Раздел 3.

Титульный лист

Рассмотрим, какие реквизиты необходимо заполнить на титульном листе.

ИНН указывается 12-значный идентификационный номер налогоплательщика.

КПП – 9-значный код, присваиваемый в органах ФНС.

Номер корректировки – у первичной декларации значение «0--», далее в случае уточнения указывается соответственно «1--», «2--» и т.д.

Налоговый период – в обычном порядке при сдаче ежегодной отчётности необходимо указать код «34», в случае реорганизации код «50».

Отчётный год – 2020.

Представляется в налоговый орган (код) – указывается код, соответствующий территориальному отделению ФНС, в который направляется отчётность, наиболее часто используемый «281»

По месту нахождения – указывается код, соответствующий месту нахождения имущества, в отношении которого заполняется декларация.

Налогоплательщик – полное наименование компании.

Титульный лист (часть 1) декларации налога на имущество

Титульный лист (часть 1)

Далее следует блок, который заполняется в случае реорганизации (ликвидации) компании.

Форма ликвидации (код) – указывается код, из Приложения 2 к Порядку заполнения.

ИНН/КПП реорганизованной организации.

Титульный лист (часть 2) декларации по налогу на имущество

Титульный лист (часть 2)

Номер контактного телефона – рекомендовано к заполнению, поскольку у инспектора могут возникнуть вопросы по заполнению.

Далее отражается общее количество страниц декларации с указанием количества приложений.

Титульный лист (часть 3) декларации по налогу на имущество

Титульный лист (часть 3)

Заполнение титульного листа завершается блоком с информацией о лице, подтверждающем достоверность и полноту представленных сведений. Правая сторона заполняется налоговым инспектором.

Титульный лист (часть 4) имущественной декларации

Титульный лист (часть 4)

Раздел 2

Раздел предназначен для расчёта налоговой базы и исчисления суммы налога.

По строке 001 отражает код вида имущества (Приложение № 5 к Порядку заполнения). Самым распространённым является код «03», остальные коды являются узконаправленными.

Для строки 002 предусмотрено два кода:

  • «1» если в разделе представлена информация по недвижимому имуществу, связанного с исполнением СЗПК
  • «2» если в разделе представлена информация по недвижимому имуществу, не связанного с исполнением СЗПК

Строка 010 предназначена для кода ОКТМО.

Раздел 2 (часть 1) декларации по налогу на имущество

Раздел 2 (часть 1)

В строки 020-140 необходимо помесячно нести информацию о среднегодовой стоимости имущества. Графа 3 заполняется при наличии льготируемого имущества.

раздел 2 (часть2) декларации по налогу на имущество

Раздел 2 (часть 2)

В строке 150 приводится среднеарифметическое значение строк 020-140.

Строка 160 предназначена для кода льготы, который состоит из двух частей:

  1. Код из Приложения № 6 к Порядку заполнения.
  2. Заполняется при условии, что в первой части указан код «2012000». В этом случае во второй части указывается закон субъекта РФ, устанавливающий льготу.

Если у компании имеется льготируемое имущество, то по нему также необходимо указать среднегодовую стоимость по строке 170, которая рассчитывается как среднеарифметическое значение.

Строка 180 отображает долю балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ (если недвижимость расположена на территории нескольких субъектов).

По строке 190 отражается величина налоговой базы, которая рассчитывается как разница строк 150 и 170, умноженная на строку 180, при этом должно выполняться следующее неравенство строка 180 > 0.

Строка 200 предназначена для сведений о наличии пониженной налоговой ставке. В первой части указывается код «2012400», а во второй закон субъекта РФ.

В строке 210 отражается величина применяемой налоговой ставки.

Строка 215 заполняется в отношении железнодорожных путей в соответствии с п.2 ст.385.3 НК РФ.

Строка 220 содержит сумму налога, исчисленную за отчётный период. Рассчитывается как произведение строк 190 и 210.

Строки 230 и 240 заполняются в случае наличия права на применение льготы.

Строка 250 заполняется только иностранными налогоплательщиками.

Итоговая сумма налога рассчитывается как разница между строками 220 и 240 и отражается по строке 260.

Раздел 2 (часть 3) декларации по налогу на имущество

Раздел 2 (часть 3)

Раздел 2.1

Данный раздел предназначен для отражения информации об объекте недвижимого имущества.

В соответствии с Разделом IV Порядка заполнения если в строке 020 указан кадастровый номер объекта, остальные строки раздела 2.1 можно не заполнять. В противном случае необходимо будет внести подробную информацию о месте нахождения налогооблагаемого объекта недвижимости.

В завершении Раздела 2.1 по строке 040 указывается код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и по строке 050 остаточная стоимость на 31 декабря отчётного периода.

Раздел 2.1 декларации по налогу на имущество

Раздел 2.1

Раздел 3

Раздел заполняется в отношении имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии с его кадастровой стоимостью.

Строка 001 заполняется в соответствии с Приложением № 5 Порядка заполнения. В нашем случае код «11», которому соответствуют объекты недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость

Строка 002 заполняется аналогично строке 002 из Раздела 2.

В строке 014 необходимо указать признак объекта недвижимости:

  • «1» для имущества, кроме помещений
  • «2» для помещений (например, гараж)

Строка 015 предназначена для кадастрового номера объекта.

Раздел 3 (часть 1) декларации по налогу на имущество

Раздел 3 (часть 1)

По строке 020 указывается кадастровая стоимость имущества по состоянию на 1 января отчётного периода, в том числе необлагаемая стоимость по строке 025.

Строка 030 заполняется при наличии долевого участия.

Строка 035 заполняется если в отношении объекта налогообложения не установлена кадастровая стоимость, однако она имеется у здания, в котором расположен объект. В этом случае определяется доля стоимости.

Строка 040 заполняется на основании кодов из Приложения № 6 к Порядку заполнения.

По строке 050 отображается доля стоимости объекта, в случае если он расположен на территории нескольких субъектов РФ.

В строку 060 вносится величина налоговой базы, которая определяется как разница между строками 020 и 025. Если имеются значения отличные от нуля по строкам 030 и 050, то полученную разницу необходимо умножить на эти значения.

Если имеются основания для применения пониженной налоговой ставки, то соответствующую информацию необходимо отразить по строке 070.

По строке 080 указывается конечная величина налоговой ставки с учётом имеющихся льгот.

Строке 090 соответствует коэффициент, который рассчитывается при условии, что имущество находится в собственности менее года (отношение количества полных месяцев владения к числу месяцев в налоговом периоде).

Коэффициент по строке 095 указывается в случае изменения кадастровой стоимости в связи с изменением качественных или количественных характеристик и рассчитывается как отношение количества полных месяцев в налоговом периоде, в течение которых действовала указанная в строке 020 кадастровая стоимость к числу месяцев в налоговом периоде.

По строке 100 указывается сумма налога, при расчёте которой нужно учитывать ненулевые значения строк 090 и 095.

В строку 130 вносится конечная величина исчисленного налога с учётом налоговых льгот, отражённых в строке 120.

Раздел 3 (часть 2) декларации по налогу на имущество

Раздел 3 (часть 2)

Раздел 1

Раздел 1 является итоговым и отображает величину налога на имущество, подлежащую уплате в бюджет.

Стоит отметить, что данных разделов внутри одной декларации может быть несколько. Количество разделов соответствует количеству кодов ОКТМО.

По строке 005 указывается признак налогоплательщика:

  • «1» если в течение 2020 года применялись нормативные правовые акты Правительства РФ, согласно которых были продлены сроки уплаты авансовых платежей
  • «2» если в течение 2020 года применялись нормативные правовые акты высших исполнительных органов власти субъектов РФ, согласно которых были продлены сроки уплаты авансовых платежей
  • «3» если акты из «2» и «3» пункта не применялись в течение отчётного периода

Строка 007 заполняется аналогично строке 002 из Раздела 2.

В строку 021 вносится исчисленная сумма налога за отчётный период, которая определяется как сумма строк 260 Раздела 2 и 130 Раздела 3.

Строки 023-027 предназначены для авансовых платежей, который были совершены налогоплательщиком в течение отчётного периода.

В строке 030 отражается сумма налога на имущество, подлежащая уплате в бюджет, которая рассчитывается как разница между исчисленным налогом (строка 021) и величиной произведённых ранее платежей (строки 023-027).

раздел 1 имущественной декларации

Раздел 1

Образец заполнения декларации по налогу на имущество

Нормативная база

Приказ ФНС РФ от 14.08.2019 N СА-7-21/405@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения»

Приказ ФНС РФ от 28.07.2020 N ЕД-7-21/475@ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 14.08.2019 N СА-7-21/405@»

Читайте также: