Налогообложение высших учебных заведений

Опубликовано: 20.09.2024

юридические науки

  • Логинова Ксения Геннадьевна , магистр, студент
  • Бисенгулова Альфия Рашитовна , магистр, студент
  • Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
  • СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Похожие материалы

  • Методические рекомендации по воспитанию гражданской позиции старшеклассников на уроках обществознания
  • Основные виды деятельности центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей
  • Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних с использованием физической культуры и спорта
  • История становления права на образование для осужденных в тюрьмах
  • Особенности инновационной деятельности высших учебных заведений в России

Образовательную сферу можно назвать весьма уязвимым местом в государственной экономике, точно так же, как и финансовые операции, которые являются самым уязвимым местом в жизни любой образовательной организации. В особенности проблемы возникают в сфере обеспечения образовательных учреждений и в сфере налогообложения.

Раньше, когда еще действовал старый закон «Об образовании», образовательные учреждения были освобождены от всех видов налогов в части их уставной предпринимательской деятельности. Теперь же все вопросы, связанные с налоговыми отношениями в образовательной организации, решаются в рамках только Налогового Кодекса РФ, который не снимает с них обязанности по уплате налогов, а дает только некоторые льготы.

Налог — это общеобязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается с физических и юридических лиц, с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяет закон.

В образовательной сфере объектами налогообложения являются:

  • Обороты по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (то есть это перемещение денежной суммы в той или иной форме);
  • Выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
  • Прибыль;
  • Объекты собственности, сюда входит имущество, земельные участки, автотранспортные средства;
  • Другое, включающее налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и т.д.

Рассмотрим более подробно основные налоги и льготы, которые по ним предусмотрены:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, который изначально включен в стоимость товара, работы или услуги, он переносится на конечного покупателя, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг — то есть образовательной организацией.

Образовательные учреждения платят данный налог в случаях, если:

  • Осуществляют операции по реализации товаров, работ или услуг. К примеру, оказывают консультационные услуги, реализуют продукцию учебно-производственных мастерских;
  • В ряде иных случаев. К примеру, при сдаче в аренду помещений.

При этом не играет никакой роли, как будет расходоваться доход от реализации: в данную образовательную организацию или на прямые нужды учебного процесса.

Освобождаются от налогообложения на основании статьи 149 Налогового Кодекса РФ услуги:

  • По присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных организациях;
  • Проведению занятий с детьми в кружках и секциях.

Также налогообложению не подлежат продукты питания, которые непосредственно произведены столовыми образовательных учреждений и реализуются ими в этих учреждениях.

2. Налог на прибыль организаций. Налоговой базой является разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов, которая напрямую связана с ведением коммерческой деятельности (без учета НДС).

В составе доходов и расходов бюджетных организаций, включенных в налоговую базу, не учитываются средства, которые получены от учредителя на ведение уставной деятельности.

В состав расходов коммерческой деятельности при оказании услуг образования можно отнести:

  • Выплату зарплаты учителям за проведение платных занятий;
  • Расходы на приобретение учебников, книг для проведения платных уроков, канцелярских товаров, других расходных материалов.

В соответствии с законодательством РФ, образовательные организации имеют право на применение налоговой ставки 0% при соблюдении определенных условий, которые отмечены в законодательстве.

Образовательные учреждения вправе применять указанную ставку, если удовлетворяют следующие условия:

  • Учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, которая выдана в соответствии с законодательством РФ;
  • Доход учреждения за налоговый период от осуществления деятельности, учитываемый при определении налоговой базы в соответствии с НК РФ, составляет не менее 90% ее доходов.

Если учреждения, которые перешли на применение льготной ставки 0 % в соответствии с законодательством РФ, отступят лишь от одного из условий, с начала периода, в котором был факт несоблюдения определенных законодательством условий, то применяется ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 настоящего НК РФ днем уплаты налога.

3. Земельный налог. В случае если у образовательного бюджетного учреждения на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления находятся в собственности земли, которые были изъяты из оборота, то к данным землям тоже применяется ставка 0% в соответствии со статьей 389 НК РФ.

4. Налог на имущество. Образовательная организация имеет возможность безвозмездно получить имущество. Если образовательное учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования, при определении налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности.

В ситуации, когда Налоговый Кодекс РФ прямо не гарантирует послаблений для рассматриваемых организаций, послабления могут быть предусмотрены региональным законодательством. Например, законодательные акты субъектов РФ могут предоставить учреждениям льготы по земельному налогу и налогу на имущество.

Существуют налоговые послабления, чье действие распространяется не на организацию, которая обладает конкретными характеристиками, а на определенные операции либо имущество. Бюджетные учреждения могут применять льготное налогообложение, если попадают в соответствующую категорию налогоплательщиков.

Таким образом, можно прийти к выводу, что отношение налоговой системы к образовательной сфере практически не отличается от отношения к другим организациям, в том числе коммерческим. Различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот, которых, к сожалению, предусмотрено не так много для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №117-ФЗ от 05 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. №32. С.3340.
  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Собрание Законодательства РФ. 31.12.2012. № 53. ст. 7598.
  3. Кудрявцева Н.М., Постол М.Е. Льготы при налогообложении образовательных учреждений в российский федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: Международная студенческая научно-практическая конференция. 2018. № 1(47). С.125-128.
  4. Шарова М.А. Налообложение и налоговые льготы при предоставлении и получении образовательных услуг // Реформы и право. 2015. №3. С.33-46.
  5. Шестакова Е.В. Налогообложение и экономика в образовании // Юрист ВУЗа. 2014. №4. С.14-20.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Система налогообложения государственных образовательных
    учреждений высшего профессионального образования

    Процесс реформирования действующего налогового законодательства в Российской Федерации затронул и систему налогообложения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (ГОУ ВПО).

    Так, с 1 января 2005 г. утратила силу ст. 40 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании), гарантирующая образовательным учреждениям государственное финансирование и льготное налогообложение. В частности, образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождались от уплаты всех видов налогов.

    Теперь ГОУ ВПО, наряду с другими организациями, при управлении системой налогообложения руководствуются положениями части второй НК РФ, которыми непосредственно для них установлены особенности по исчислению налогов и возможности применения льгот. Рассмотрим их подробнее.

    Начнем с того, что ГОУ ВПО являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. По данному налогу они имеют право на ряд льгот и освобождений от налогообложения.

    Так, освобождается от налогообложения НДС реализация услуг по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

    Не подлежат налогообложению НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, осуществляемые за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; а также на основе хозяйственных договоров (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).

    Налогообложение по ставке 10% производится при реализации периодических печатных изданий, а именно газет, журналов, альманахов, бюллетеней, иных изданий, имеющих постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ).

    Однако реализация товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению НДС вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса. При осуществлении операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению, ГОУ ВПО обязаны вести раздельный учет таких операций. Причем обязательным условием освобождения операций от налогообложения НДС является наличие у ГОУ ВПО соответствующей лицензии на осуществление деятельности.

    Как и все налогоплательщики, ГОУ ВПО согласно ст. 145 НК РФ могут воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн. руб.

    Единый социальный налог также относится к системе налогообложения ГОУ ВПО. Налоговые льготы по ЕСН для них не предусмотрены, но существует ряд освобождений от налогообложения.

    Так, не подлежат налогообложению ЕСН расходы на повышение профессионального уровня работников; суточные в пределах норм, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи; суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников, не превышающие 3 000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период.

    При исчислении ЕСН в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ) не включаются также вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам.

    В части своей предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, предусмотренной уставом, ГОУ ВПО обязаны уплачивать налог на прибыль организаций.

    К предпринимательской деятельности ГОУ ВПО относятся: торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией (п. 2 ст. 47 Закона об образовании).

    Вместе с тем в части определения доходов и расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций имеются особенности, обусловленные статусом ГОУ ВПО как бюджетных учреждений.

    Так, к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы, относится имущество: полученное в рамках целевого финансирования при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования; безвозмездно полученное при условии наличия у образовательного учреждения, получившего имущество, лицензии на право ведения образовательной и уставной деятельности (п. 1 ст. 251 НК РФ).

    При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления. К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание образовательных учреждений и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом образовательные учреждения обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

    Кроме того, в составе доходов и расходов, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание образовательного учреждения и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

    К расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, относятся: материальные расходы; расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы. В состав последних входят:

    расходы на сертификацию продукции и услуг;

    расходы на командировки;

    расходы на подготовку и переподготовку кадров (в том числе с повышением квалификации) на договорной основе при условии, что соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус, а также если подготовку (переподготовку) проходят работники, состоящие в штате ГОУ ВПО и программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации сотрудника в рамках деятельности этого образовательного учреждения (п. 3 ст. 264 НК РФ);

    расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям);

    периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

    расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате образовательного учреждения;

    взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 264 НК РФ).

    Особенности ведения налогового учета ГОУ ВПО как бюджетных учреждений установлены ст. 321.1 НК РФ.

    Следует отметить, что согласно ст. 284 НК РФ для отдельных категорий налогоплательщиков ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Федерации, законами субъектов Федерации может быть понижена.

    Помимо рассмотренных выше федеральных налогов, в систему налогообложения ГОУ ВПО входят региональные налоги, такие как транспортный налог и налог на имущество организаций.

    В ст. 358 НК РФ установлен ряд организаций, транспортные средства которых не являются объектом налогообложения. Однако ГОУ ВПО в их число не входят. Налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком устанавливаются на региональном уровне (ст. 356 НК РФ).

    С 1 января 2006 г. ГОУ ВПО признаются налогоплательщиками налога на имущество организаций в отношении движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств. Льготы по налогу для образовательных учреждений не предусмотрены.

    С момента вступления в силу 1 января 2005 г. главы 31 НК РФ ГОУ ВПО являются плательщиками земельного налога (местный налог). Ранее земельные участки закреплялись за ними в бессрочное бесплатное пользование (ст. 39 п. 1 Закона об образовании). Налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы, могут быть введены для отдельных категорий налогоплательщиков нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

    В заключение хотелось бы отметить следующее.

    Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, и поэтому должно быть объектом особого внимания и поддержки государства. Конечно, образовательные учреждения научились выживать в условиях рынка. В целях получения дополнительных средств они активно используют предоставленную им возможность оказывать платные образовательные услуги. Для поддержания финансовой устойчивости из федерального бюджета им выделяются субсидии на уплату платежей по налогу на имущество организаций и земельного налога. Однако для стимулирования инновационного развития этого явно недостаточно. По нашему мнению, целесообразно внести соответствующие изменения в НК РФ, законы и иные нормативные правовые акты всех уровней власти в целях расширения круга налоговых льгот и привилегий непосредственно для государственных образовательных учреждений.

    доцент кафедры "Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит"

    Пензенского государственного университета,

    кандидат технических наук

    "Налоговая политика и практика", N 1, январь 2008 г.

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

    Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Журнал "Налоговая политика и практика"

    Журнал "Налоговая политика и практика" - единственное печатное издание ФНС России.

    Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32

    УДК 336.201

    Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, Омск

    Dostoevsky Omsk State University, Omsk

    Аннотация:В статье рассмотрены основные налоговые законы и льготы, которые применяются к образовательным учреждениям в настоящее время. Выделены проблемы, с которыми столкнулись высшие учебные заведения после отмены статьи 40 федерального закона «Об образовании». Разработаны меры, внедрение которых поможет разрешить возникшие проблемы.

    Annotation: The article describes the main tax laws and benefits that apply to educational institutions currently. The main problems faced by higher education institutions after the abolition of the Federal law "On education". The measures whose implementation will help to resolve the problems.

    Ключевые слова: образовательная деятельность, закон, предпринимательская и непредпринимательская деятельность, налогообложение, налоговая система, прибыль, налоговые льготы.

    Key words: education, law, entrepreneurial and non-entrepreneurial activity, taxation, tax system, profit tax benefits.

    Получение высшего образования - важный этап в жизни человека, который не должен быть осложнен административными проблемами, поэтому одной из приоритетных задач государства является достойное финансирование высших учебных заведений, а также эффективное регулирование системы налогообложения. Однако, изменения, происходящие в сфере налогообложения в течение последних лет, ведут к равенству налоговой системы всех отраслей, будь то торговля или медицина, промышленность или образование. Целью данной работы является рассмотрение проблем, с которыми столкнулись высшие учебные заведения, после отмены статьи 40 Федерального закона «Об образовании», а также выделение основных мероприятий, которые будут способствовать решению этих проблем. Объектом исследования являются высшие учебные заведения России. Предмет – эффективность деятельности учебных заведений после отмены статьи 40 Федерального закона «Об образовании».

    В условиях недостаточности средств, вкладываемых в развитие науки и образования, проблема тяжелого налогового бремени учебных заведений встает особенно остро. Таким образом, тема выявления особенностей и проблем налогообложения в высших учебных заведениях России является актуальной.

    К сегодняшнему дню к налогообложению Российских высших учебных заведений применяется весьма сложная налоговая система, которая принесла немало проблем в осуществление образовательной деятельности. Для более полной характеристики и выявления проблем в сфере налогообложения, с которыми столкнулись вузы, а также определения мероприятий по борьбе с ними, необходимо рассмотреть федеральный закон «Об образовании», выделить и охарактеризовать основные виды взимаемых налогов и налоговых льгот, применяющихся к российским вузам.

    Закон, регулирующий налогообложение образовательных учреждений был принят в 1992 году и получил название «Об образовании». Статья 40 данного закона говорит о том, что образовательные учреждения при осуществлении своей непредпринимательской деятельности, которая предусмотрена уставом, освобождаются от уплаты всех налогов. Таким образом, на протяжении многих лет важной задачей образовательных учреждений являлось разграничение сфер своей деятельности на предпринимательскую и непредпринимательскую. В течение тринадцати лет в вопросе налогообложения образовательных учреждений все было относительно четко и понятно, однако с 1 января 2005 года, статья 40 закона «Об образовании» утратила силу [1, 2].

    После отмены сороковой статьи закона «Об образовании», для осуществления налогообложения образовательных учреждений стали использоваться отдельные статьи налогового кодекса России (НК РФ). Каждая статья регулирует нормы и правила уплаты налога, а также характеризует размер и условия получения налоговой льготы по данному виду налогов. Необходимо рассмотреть основные налоги, которые применяются к российским учебным заведениям.

    1.Налог на добавленную стоимость (НДС).

    Нормы и правила применения данного вида налогов для образовательных учреждений обозначены в 149 статье налогового кодекса России. В соответствии с 14 пунктом данной статьи от налогообложения может быть освобождена только реализация услуг образовательными некоммерческими учреждениями в сфере образования в процессе организации учебной или воспитательной деятельности. Не попадает под действие данной льготы оказание консультационных услуг или услуг по сдаче помещений в аренду. Статья 149 дает пояснение о том, что реализация некоммерческими образовательными учреждениями товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению вне зависимости от того, на какие цели будет направлен доход от этой реализации, если другое не предусмотрено положениями НК РФ [3].

    Исходя из пункта 14 статьи 149 НК РФ, следует, что указанные выше образовательные услуги учебных учреждений освобождаются от уплаты НДС, независимо от того, на какие цели будет направлен доход, полученный за оказание этих услуг. К обязательному условию использования данной льготы по НДС относится: наличие у вуза лицензии на осуществление образовательной деятельности. Введение льготы по НДС обусловлено желанием государства стимулировать развитие основной (учебной) деятельности образовательных учреждений.

    2. Налог на имущество.

    В налоговом кодексе России имеет место статья 381, первый пункт которой гласит, что от налогообложения на имущество освобождаются организации и учреждения уголовной системы по отношению к тому имуществу, которое используется для осуществления возложенных на данные организации функций. Таким образом, целевое использование имущества вузами, осуществляется на абсолютно безвозмездной основе. Необходимо отметить, что, согласно 4 пункту 250 статьи налогового кодекса, учебные заведения обязаны уплачивать налог на прибыль, полученной от сдачи имущества в аренду, поскольку данные доходы признаны внереализационными [4, 5].

    Согласно 2 пункту 388 статьи НК РФ, плательщиками земельного налога не являются организации и физические лица в отношении земельных участков, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования, включая право безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды. Соответственно, образовательные учреждения не являются плательщиками земельного налога, поскольку сами находятся в ведении хозяйствующего субъекта. Введение данной льготы - это уже большой шаг навстречу развитию всех образовательных учреждений, поскольку, например, многие вузы располагаются на значительной территории, постоянно расширяя свои границы, путем постройки новых учебных корпусов, современных лабораторий, научных городков, бизнес-инкубаторов [6].

    4.Налог на прибыль.

    На сегодняшний день в главе 25 НК РФ нет информации о льготах на налог на прибыль для образовательных учреждений, таким образом, получается, что вузы обязаны уплачивать данный налог. Это обстоятельство совершенно не устраивает как представителей государственных, так и руководителей частных вузов. В 2009 году Конституционный суд РФ вынес решение о законности взимания налога на прибыль с имущества, сданного в аренду образовательными учреждениями. Однако данный вопрос до сих пор остается открытым, поскольку в российском законодательстве имеются значительные пробелы, так как в нормативных документах детально не описан механизм самостоятельной уплаты вузами налога на прибыль от сдачи имущества в аренду. Этот пробел часто используется для обжалования постановлений суда, например в 2009 году в Конституционный суд обратились представители МАИ и МХТИ с заявлением о проверке положений налогового кодекса РФ. Суть их претензии заключалась в том, что законодательство о налогообложении должно включать в себя более доступные для понимания нормы, чем те, которые применяются в настоящее время [7].

    Нельзя не согласиться с представителями упомянутых учебных заведений, поскольку налогообложение – важный элемент взаимоотношения между государством и его субъектами, механизм которого должен быть проработан до мелочей. А многочисленные пробелы и неточности, имеющиеся в российском законодательстве ведут к непреднамеренному сокрытию части доходов и как следствие, к недополучению денежных средств в государственной казне.

    Для более полного рассмотрения исчисления налога на прибыль в учебных заведениях, необходимо принять во внимание четырнадцатый пункт 251 статьи НК РФ. Данный пункт гласит, что при расчете величины налоговой базы не учитываются доходы, выраженные в имущественной форме, переданные налогоплательщику в рамках целевого финансирования. Все налогоплательщики, получившие средства на базе целевого финансирования, обязаны вести учет доходов (расходов), полученных в рамках этого финансирования. Однако и в данном пункте имеются подводные камни, которые тормозят инновационное развитие вузов. И. Федоров – Президент МГТУ им. Баумана отметил, что при передаче крупными предприятиями высокотехнологичного оборудования, которое должно использоваться для развития российской науки, вузы обязаны уплатить за него налог на прибыль в пользу государства. Увы, данный парадокс не единственный, даже покупка оборудования, на которую были выделены бюджетные средства, облагается налогом на прибыль. Такие ситуации – частое явление в технических вузах, а ведь молодые ученые стремятся работать на новейшем высокотехнологичном оборудовании. Из-за отсутствия такой возможности многие перспективные ученые покидают нашу страну, что ведет к пресловутой «утечке умов» [8].

    Уплата налога на прибыль тяжелым бременем ложится на многие вузы. Глава Ассоциации негосударственных вузов (АНВУЗ) - В. Зернов утверждает, что вуз, в котором учатся менее 2000 студентов не приносит дохода, являясь нерентабельным. По расчетам Зернова – планка безубыточности вузов находится на отметке в 100 млн. рублей, а из 168 частных московских вузов данную планку смогли перешагнуть лишь четверть. Как утверждает глава АНВУЗ, прибыль в крупных, устойчивых вузах достигает всего лишь порядка 15 %. Возникает логичный вопрос – как должен выживать вуз, когда вместо поддержки государства на него ложится тяжелое налоговое бремя? К сожалению, некоторые руководители образовательных учреждений в целях повышения прибыли и уменьшения налоговой нагрузки прибегают к недобросовестным мерам: экономия на заработной плате преподавателей, вечерняя аренда школьных классов для проведения занятий, продажа академических справок – все эти методы ведут к росту доходов частных вузов в 2-3 раза. Распространение такого вида учебных заведений приводит не только к снижению уровня образования, но и опять-таки к недополучению налоговых поступлений в государственную казну [9].

    Как известно каждое правило содержит исключения. Так статья 284.1 НК РФ гласит, что организации, которые осуществляют образовательную деятельность в соответствии с российским законодательством, могут применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении следующих условий:

    1) если организация имеет лицензию на осуществление деятельности, выданную в соответствии с законодательством РФ;

    2) если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, от выполнения научных исследований или опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при расчете налоговой базы, либо если организация за налоговый период не получила доходов, которые должны учитываться при определении налоговой базы.

    3) если в штате организации числятся не менее 15 работников в течение налогового периода;

    4) если в налоговом периоде организация не совершает операций с векселями и производными финансовыми инструментами [10].

    С одной стороны введение данного закона – это уже большой шаг в поддержку развития учебных учреждений, однако его эффективность можно подвергнуть критике. На сегодняшний день образовательная деятельность далеко не всех вузов составляет 90 % общего объема доходов. Образовательные учреждения имеют и другие источники доходов – доходы от коммерческой деятельности, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы. Таким образом, воспользоваться льготами, которые предполагает 284.1 статья налогового кодекса РФ, может отнюдь не большое число российских вузов.

    5. Социальные налоги.

    Каждый работодатель обязан ежемесячно перечислять страховые взносы за своих сотрудников в ПФР, ФОМС и ФСС. Величина страховых взносов определяется в соответствии с тарифами, которые ежегодно утверждаются Правительством РФ. В 2017 году применялись следующие тарифы:

    Отчисления в обозначенные фонды – неотъемлемая часть социальной сферы, поскольку данные фонды гарантируют каждому сотруднику права на пенсионное обеспечение, медицинскую помощь и социальное страхование. Социальные отчисления – это те денежные средства, которые работодатель обязан уплатить сверх заработной платы сотрудника. На сегодняшний день образовательные учреждения не имеют никаких льгот в данной сфере. Таким образом, руководители вузов, которые и так имеют небольшое финансирование, обязаны уплачивать такой же процент социальных взносов, что и директора крупных, стабильно развивающихся компаний. Непроизвольно возникает вопрос - справедливо ли это?

    Проанализировав основные виды налогов, которые уплачиваются вузами в настоящее время и применяемые налоговые льготы, приходим к неутешительным результатам. К сожалению, отмена в 2005 году 40 статьи закона «Об образовании» негативно повлияла на развитие системы налогообложения образовательных учреждений. Появилась путаница в структуре налогов, а в некоторых нормах и правилах налогового законодательства образовались пробелы, которые государство не спешит заполнять. Эти факторы оказали влияние и на деятельность самих вузов. На основе проведенного анализа, можно выделить проблемы, с которыми столкнулись российские образовательные учреждения после отмены статьи 40 закона «Об образовании»:

    1. Быстрое изменение нормативов бюджетного законодательства, вслед за которыми не всегда успевают перестроиться положения налогового законодательства, что приводит к путанице в организации налогового учета;

    2. Низкая рентабельность вузов, которая приводит к снижению получаемой прибыли, что вкупе с тяжелым налоговым бременем ведет к сокращению эффективности образовательной деятельности;

    3. На сегодняшний день налоговый учет, организованный в высших учебных заведениях по сложности превышает учет, который ведется в коммерческих организациях, поскольку нормы и правила, используемые в налоговом учете вузов слишком сложны для интерпретации;

    4. Отсутствие механизма регулирования развития вузов и налогообложения. Финансирование, направленное на программу развития учебного заведения зачастую имеет риск попасть под обложение НДС и налогом на прибыль. Это происходит из-за неопределенности формы выделяемых финансовых средств;

    5. Большой объем страховых взносов. Начисление страховых взносов для вузов происходит на общих основаниях. В 2016 году суммарный объем страховых взносов составил 30 %. Весьма скромное финансирование учебных заведений и высокая налоговая нагрузка не способствует росту заработной платы сотрудников, что в свою очередь тормозит развитие не только конкретного вуза, но и науки в целом [11, 12].

    Можно бесконечно поднимать вопросы, о том, какие противоречия и проблемы имеют место в налоговом законодательстве РФ, но необходимы конкретные меры для стабилизации сложившейся ситуации. Еще в 2010 году Российский союз ректоров (РСР) поднял вопрос о необходимости совершенствования налоговой системы вузов. Опираясь на предложения, выдвинутые РСР, выделим основные мероприятия, которые помогут в разрешении возникших проблем:

    1.Совершенствование налогового законодательства. На данном этапе необходимо сделать трактовку законов доступной для понимания, устранить двойственность имеющихся норм и правил, а также обратить внимания на пробелы в законах, мешающих образовательным учреждениям эффективно вести налоговый учет;

    2.Увеличение объемов бюджетного финансирования и предоставление налоговых льгот на проведение фундаментальных исследований. Многие учебные заведения не могут позволить себе закупку современного оборудования не только из-за недостатка выделяемых финансовых ресурсов, но и из-за необходимости уплаты налогов за совершение такого рода сделок;

    3.Предоставление налоговых каникул для образовательных учреждений, занимающихся инновационной деятельностью. Налоговые каникулы позволили бы вузам активно заниматься научной деятельностью, достигая высоких результатов

    4.Устранение излишней налоговой нагрузки. Как уже было отмечено, во многих вузах, особенно негосударственных тяжелое налоговое бремя не позволяет осуществлять эффективную учебную деятельность. Приоритетной задачей вузов должно быть ведение непрерывной и качественной образовательной деятельности, а не поиски денежных средств для уплаты большого количества налогов;

    5. Частичное освобождение сотрудников вузов от уплаты НДФЛ. Следствием данного мероприятия станет реальное повышение заработной платы, что вкупе с введением налоговых льгот на проведение научной деятельности и организацией налоговых каникул приведет к заинтересованности ученых развитию науки, снижению «утечки умов».

    В последнее время, при начислении налогов часто стирается понятие справедливости. А ведь самый первый принцип налогообложения, выделенный еще великим классиком – Адамом Смитом, называется «Принцип равенства и справедливости», согласно которому все граждане должны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям». К сожалению, по отношению к образовательным учреждениям данный принцип часто нарушается. Многие вузы несут очень тяжелое налоговое бремя. Определённую долю негатива в сложившуюся ситуацию, добавляет и то, что к сегодняшнему дню был нарушен и второй принцип налогообложения, выделенный Смитом – «Принцип определенности». Суть принципа состоит в том, что налог, который уплачивает гражданин, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны налогоплательщику. В связи с пробелами и неточностями в законодательных документах, представители образовательных учреждений не всегда четко могут определить какую сумму и за что они обязаны уплатить.

    По совокупности проанализированной информации можно говорить о серьезности проблем и противоречий, которые образовались в налоговом регулировании образовательных учреждений после отмены в начале 2005 года статьи 40 Федерального закона «Об образовании». Данные проблемы необходимо решать и решать как можно скорее, пока это в крайней степени негативно не сказалось на осуществлении образовательной деятельности и развитии российской науки в целом.

    В работе была рассмотрена сороковая статья Федерального закона «Об образовании», проанализированы основные виды налогов, которые уплачивают учебные заведения в настоящее время, выделены ключевые проблемы и противоречия, с которыми столкнулись вузы после отмены статьи 40 закона «Об образовании», а также разработаны мероприятия, которые помогут в решении возникших проблем.

    Налоговые льготы для образовательных организаций предусмотрены по всем видам налогов: федеральным, региональным, местным.

    Обратимся к федеральным налогам. В соответствии со ст. 143 НК РФ образовательные организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость и имеют льготный режим налогообложения. Льготы «привязаны» к определенным видам деятельности, связанной с выполнением работ, оказанием услуг и осуществлением операций, а также к источнику их финансового обеспечения. Так, в пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ сказано, что не признается объектом налогообложения «выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации». Не подлежат налогообложению и операции, перечисленные в пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ: услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, дополнительные образовательные услуги, которые соответствуют уровню и направленности образовательных программ. Освобождаются от налогообложения операции, связанные с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, некоторых фондов, а также выполнение этих работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (пп. 16 п. 3 ст. 149). К некоторым фондам относятся Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития и созданные специально внебюджетные фонды министерств, ведомств, ассоциаций.

    Тем не менее, являются исключением и подлежат налогообложению консультационные услуги, услуги по сдаче в аренду помещений, операции по реализации некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне. Причем, режим налогообложения не зависит от направленности этого дохода, который может быть направлен в данную образовательную организацию или идти на нужды, обеспечение развития и совершенствования образовательного процесса (абз. 2 пп. 14 п. 2 ст. 149). В случаях, если образовательная организация осуществляет несколько видов деятельности, которые облагаются налогом и (или) освобождаются от него, то ей необходимо вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149 НК РФ).

    Образовательные организации являются плательщиками другого федерального налога - налога на прибыль и имеют по нему существенные налоговые льготы. Объектом налогообложения признается полученная организацией прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов). Законодатель определяет два вида доходов. К первому виду относятся доходы от реализации (выручка от реализации собственных и (или) приобретенных товаров (работ, услуг) и имущественных прав). Ко второму виду - внереализационные доходы, которые включают доходы от долевого участия в деятельности других организаций; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду); проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского вклада, банковского счета, по ценным бумагам и долговым обязательствам; доходы, в виде использованных не по назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности, а также другие доходы.

    Налоговые льготы по данному налогу касаются определенных видов доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы. Так, не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком, в виде в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1 ст. 251); имущества в рамках целевого финансирования (пп.14 п. 1 ст. 251); имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности (пп. 22 п. 1 ст. 251) и целевые поступления (п. 2 ст. 251). К доходам в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, относятся лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям; гранты; инвестиции; средства, полученные из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и другие (п. 1 ст. 251 НК).

    Целевые поступления, которые также не учитываются при определении налоговой базы, перечислены в п. 2 ст. 251 НК РФ. К ним относятся взносы учредителей; пожертвования; имущество по завещанию в порядке наследования; средства из бюджетов бюджетной системы на осуществление уставной деятельности; использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям; имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности и др. Все остальные доходы, полученные образовательной организацией, за исключением, указанным в ст. 251 НК РФ, учитываются образовательными организациями для целей налогообложения прибыли.

    Более того, по данному виду налога для образовательных организаций предусмотрены дополнительные льготы: налоговая ставка 0 процентов, особенности применения которой определены в ст. 284.1. НК РФ. Так, образовательная организация вправе применять налоговую ставку 0 процентов в следующих случаях: если она имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности; если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности и выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов в общей сумме доходов, либо если организация за налоговый период не имеет доходов; если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников; если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок (п.3 ст. 284.1). При несоблюдении хотя бы одного из перечисленных условий применяется налоговая ставка 20%.

    Организации, применяющие налоговую ставку 0%, по окончании налогового периода обязаны предоставлять в налоговый орган декларацию с указанием доли доходов и численности работников в штате организации. Расчет налоговой базы осуществляется налогоплательщиком – образовательной организацией – самостоятельно. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

    Образовательные организации на общих основаниях являются плательщиками региональных налогов, к которым относятся налог на имущество организаций (Гл. 30) и транспортный налог (Гл. 28). Объектом налогообложения по первому налогу признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Также объектом налогообложения признается имущество, которое передано во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению. Образовательные организации являются плательщиками транспортного налога. В законах субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, в том числе и образовательными организациями (п. 2 ст. 372 НК РФ).

    Что касается местных налогов, то образовательная организация будет являться плательщиком только земельного налога и только в том случае, если обладает земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

    Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи в налоговый орган:

    · уточненной налоговой декларации;

    · заявления - в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проверки и проверяемому налоговому периоду);

    · заявления - при уплате налога на основании налогового уведомления.

    Контактная информация
    © 2021 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

    Современная система налогообложения в основном была сформирована в 1992—1996 гг. Применительно к системе образования она основывается на следующих принципах.

      Образовательные учреждения являются плательщиками большинства налогов, т.е.

    Освобождение от уплаты налогов связывается с понятием “непредпринимательская деятельность образовательного учреждения, предусмотренная уставом этого учреждения”. Основные проблемы вокруг него возникают по той причине, что Законом “Об образовании” это понятие введено, а Гражданским кодексом Российской Федерации оно не определено. Отсюда возникают всякого рода коллизии, связанные с реализацией одной из государственных гарантий системе образования — освобождением от всех налогов в части деятельности, содержание которой законодательно не установлено.

    Можно утверждать, тем не менее, что для целей налогообложения (предоставления налоговых льгот, освобождения от налогов или предоставления налоговых скидок) отнесение деятельности к предпринимательской или непредпринимательской значения не имеет. Это легко проверить, обратившись к соответствующим законодательным актам, в которых те или иные льготы связываются исключительно с двумя основными факторами: содержанием деятельности (осуществление образовательного процесса или прочей деятельности) или направлением использования полученных доходов. После введения части второй Налогового кодекса значимым стало только содержание деятельности, поскольку льгота по налогу на прибыль в части реинвестирования полученных доходов на цели развития и совершенствования образовательного процесса фактически была отменена.

    В налогообложении очень многое зависит от уровня квалификации работников налоговых органов на местах, сложившейся практики и степени “понятности” налоговых инструкций, т.е. в значительной мере от субъективного фактора. Это обстоятельство существенным образом искажает стратегическое направление государственной политики в области налогообложения системы образования.

    Объектами налогообложения в системе образования, как и в других сферах деятельности, являются:

    • хозяйственный результат деятельности образовательного учреждения;
    • движение собственности;
    • объекты собственности.

    Более подробно объекты налогообложения в системе образования представлены в табл. 1.12.

    Имущество, переданное образовательному учреждению в форме дара, пожертвования или по завещанию

    Имущество, приобретенное образовательным учреждением на доходы от самостоятельной деятельности и соответственно оформленное в качестве собственности образовательного учреждения

    По отдельным налогам образовательным учреждениям предоставлены налоговые льготы.

    В частности, налог на добавленную стоимость не взимается с сумм, полученных в качестве доходов от осуществления образовательной деятельности. Эту льготу можно оценить как стимулирующую развитие в первую очередь основной деятельности системы образования. С остальных видов доходов этот налог взимается.

    Бюджетный кодекс Российской Федерации относит все внебюджетные средства, получаемые образовательными учреждениями, к доходам бюджета и вводит для них режим учета и расходования, как для бюджетных средств. Следует отметить, что этот подход должен быть отражен и в налоговой системе, поскольку экономическое содержание указанных средств меняется, и государство не должно брать налоги с доходов бюджета (т.е. само с себя), поскольку это увеличивает трансакционные издержки.

    Не облагается налогом имущество бюджетных учреждений, в том числе образовательных учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, и имущество, используемое исключительно для нужд образования. Это позволяет освобождать от данного налога имущество как государственных, так и негосударственных учебных заведений.

    Бюджетные образовательные учреждения освобождены от уплаты транспортного налога.

    От уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения образования, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов. Обязанность платить земельный налог возникает только в том случае, если образовательное учреждение сдает земельный участок в аренду (пользование), в том числе — в случае сдачи в аренду (пользование) отдельного объекта, который не может быть сдан без земельного участка, на котором он расположен. То есть обязанность платить налог на землю возникает в том случае, если земельный участок тем или иным способом “выпадает” из образовательного процесса, обязательно меняя при этом владельца (пользователя).

    Таким образом, провозглашенные Законом “Об образовании” государственные гарантии приоритетности образования в части освобождения от уплаты всех налогов носят в значительной мере условный характер.

    Сделаем некоторые выводы из всего вышесказанного.

    1. Система образования является крупнейшей сферой деятельности в стране по численности занятых в ней. Только численность обучающихся составляет более 20% населения России.
    2. Система образования находится в постоянном движении: изменяются сеть образовательных учреждений, численность обучающихся и их распределение по уровням образования. Сеть образовательных учреждений является по преимуществу государственной, но в ней динамично развивается негосударственный сектор, а в деятельности всей системы образования растет коммерческая составляющая.
    3. Система образования обладает значительным кадровым потенциалом, характеризующимся высоким уровнем квалификации.
    4. Основным источником финансирования образования является государственный бюджет. Наряду с этим образовательные учреждения могут осуществлять (и осуществляют) разнообразную приносящую доходы деятельность. Главным направлением такой деятельности является образовательная. Это подтверждается постоянным ростом контингента обучающихся с полным возмещением затрат. Одновременно развиваются и другие виды деятельности, прямо не связанные с образовательной.
    5. Образовательные учреждения, осуществляя экономическую деятельность, вступают во взаимоотношения с налоговой системой. Налоговые льготы, которыми они пользуются, носят ограниченный характер (касаются только нескольких налогов), их предоставление обусловлено содержанием осуществляемой образовательными учреждениями деятельности.

    Читайте также: