Налогообложение влияет на конкуренцию среди отечественных товаропроизводителей

Опубликовано: 15.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015


    Основными конкурентными преимуществами сельского хозяйства являются природные ресурсы, состояние технологии и качества производства сельскохозяйственной продукции, материальные финансовые ресурсы, уровень квалификация кадров, наличие мер государственной поддержки и льготное налогообложение. Главным ограничением для развития конкуренции отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей является тот, что они реализуют свою продукцию по низким ценам, самостоятельный выход на рынок практически закрыт, а значительная часть выручки остается у посредников. Для всех отраслей экономики прибыль распределяется по отдельным частям во всей цепочки создания стоимости продукции, поэтому предприятия стремятся занять место в тех сферах, где прибыльность выше. Поэтому на сегодняшний день в России приоритетна посредническая деятельность, а не производство продукции [1].

    В рамках существующего реформирования АПК является непрерывная корректировка изменения законодательства в рамках налогообложения, что так же усложняет стабильную работу сельхозпредприятий и не способствует их эффективности. Одной из проблем, сдерживающих эффективное и устойчивое развитие сельскохозяйственных предприятий обеспечивающие их конкурентоспособность, является выбор оптимального налогообложения, в частности выбор подходящей системы налогообложения из перечня возможных [4].

    Материал и методы исследования. Научно обоснованная система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, является необходимым условием успешного реформирования сельского хозяйства России, особенно в условиях ограничительных мер и санкций, и повышения конкурентоспособности и эффективности сельскохозяйственных предприятий. Но действующая налоговая система не в полной мере учитывает специфику сельскохозяйственных товаропроизводителей.

    Результаты исследования и их обсуждение. Порядок уплаты налогов зависит от того формы хозяйствования. Гражданским кодексом РФ предусмотрена возможность регистрации сельскохозяйственных товаропроизводителей как юридических лиц, либо возможен вариант заключения соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) [2].

    Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, зарегистрированных как юридическое лицо, есть возможность выбора системы налогообложения:

    При общей системе налогообложения (ОСНОН) сельскохозяйственное предприятие уплачивает: налог на добавленную стоимость, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с заработной платы наемных работников. При соблюдении определенных условий налог на прибыль сельскохозяйственными предприятиями не платиться. В частности, для сельскохозяйственных предприятий, не перешедших на ЕСХН, установлена пониженная ставка - 0%. Данная ставка действует для деятельности, связанной с реализацией (переработкой) произведенной сельскохозяйственной продукции.

    При этом существует ряд проблем. Доходы, учитываемые при определении статуса сельхозпроизводителя и облагаемые налогом на прибыль по ставке 0 процентов, могут не совпадать. Сельскохозяйственный товаропроизводитель вправе применять нулевую ставку к внереализационным доходам, напрямую связанным с основной деятельностью. Об этом сказано в письмах Минфина России от 8 июня 2012 г. № 03-03-06/1/296, от 21 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/108.

    В то же время если поступления не имеют никакого отношения к сельскохозяйственному производству, то они должны облагаться по ставке 20 процентов (письма Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/612, от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/210). Отметим, что такая точка зрения поддерживается и судьями (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2012 г. № А27-9933/2011).

    Субсидии, полученные предприятием, если они не связаны с деятельностью сельскохозяйственного товаропроизводителя, не попадают под льготу.

    Полученные средства для компенсации расходов, связанных со строительством дороги и газопровода, необходимо учитывать при формировании налоговой базы, к которой применяется ставка налога на прибыль организаций в размере 20 процентов (письмо Минфина России от 23 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/611).

    Не попадают под льготу и доходы от размещения денежных средств на депозитных счетах в виде процентов, полученных сельхозпроизводителями. Эти поступления не связаны с реализацией произведенной товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции (письмо Минфина России от 4 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/210).

    Для вновь образованных сельскохозяйственных предприятий в течении 5 лет действует льгота по НДФЛ. С доходов, полученных от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции НДФЛ не уплачивается. По истечении пяти лет НДФЛ уплачивается в общем порядке.

    Согласно статей 387 и 388 Налогового кодекса РФ остальные налоги (НДС, налог на имущество, земельный и транспортный налоги) сельскохозяйственное предприятие платит в общем порядке [3].

    Для сельскохозяйственных товаропроизводителей применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) особых особенностей налогообложения нет. Выбирается либо налоговая ставка 6%, когда объектом налогообложения выбраны доходы, либо налоговая ставка 15%, когда объект налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. В республике Марий Эл льготная налоговая ставка для сельхозпредприятий составляет 10%.

    Применяя единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) организация освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте товаров и при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом или по концессионным соглашениям); налога на прибыль (за исключением налога на прибыль, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых налог на прибыль удерживается (уплачивается) по ставкам 0, 9 или 15%); налога на имущество.

    Все остальные налоги, взносы и сборы нужно платить на общих основаниях.

    В соответствии с главами 25, 26.1 и 26.2 Налогового кодекса РФ сельскохозяйственные товаропроизводители без регистрации организации так же могут, осуществляется налогообложение в рамках: ОСНО, УСН, ЕСХН.

    Глава КФХ регистрируется как индивидуальный предприниматель. Налогообложение для КФХ как индивидуального предпринимателя по ОСНО, УСН и ЕСХН происходит аналогичным образом, как при образовании юридического лица.

    Для республики Марий Эл приоритетным является развитие сельского хозяйства. По итогам работы агропромышленного комплекса республики за 9 месяцев 2014 года отмечается следующие положительные тенденции:

    • рост объемов производства продукции сельского хозяйства за 9 месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15 %;
    • увеличение производства мяса скота и птицы в сельскохозяйственных организациях за январь-сентябрь 2014 года на 36 % до 147 тыс. тонн, в том числе мяса птицы - в 1,6 раза до 103 тыс. тонн;
    • увеличение по итогам сельскохозяйственного года валового сбора зерновых и зернобобовых культур - на 42 %, рост урожайности зерновых до 17,8 ц/га (в 2013 году - 11 ц/га).

    А также отмечаются высокие темпы роста инвестиций в основной капитал агропромышленного комплекса (за 2006-2013 годы и 8 месяцев 2014 года общий объем инвестиций в отрасль составил 41,5 млрд. рублей) и, как следствие, рост уровня производительности труда и заработной платы работников сельхозпредприятий. По оценке в 2014 году в среднем по сельскохозяйственным предприятиям республики уровень производительности труда достигнет 1603 тыс. рублей на одного работника в год, размер среднемесячной заработной платы составит 17,5 тыс. рублей.

    Все это стало возможным в Республике Марий Эл благодаря приятым мерам по совершенствованию государственной поддержки АПК и введении новых направлений финансирования в Государственной программе [5].

    В целом надо отметить, что налоговая нагрузка для сельскохозяйственных товаропроизводителей значительно снижена по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Но факторы риска, существующие при ведении сельского хозяйства, а так же существующая разница в ценах между продукцией сельского хозяйства и промышленности.

    Предельный размер налоговой нагрузки для сельскохозяйственных товаропроизводителей зависит от величины совокупного дохода, а значит от эффективности производственного и финансового состояния предприятия, поэтому необходимо учитывать всю совокупность их специфики деятельности.

    Так же учитывая специфику взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающей промышленности с розничными сетями необходимо скорректировать противоречия в рамках налогообложения по НДС. Для небольших сельскохозяйственных товаропроизводителей обременительным является обязательный электронный документооборот и сдача деклараций в электронном виде. Одной из проблем налогообложения можно выделить существующую систему списания затрат по нормативам. Особенно по ГСМ.

    В период нестабильности экономической ситуации в стране важно не повышать налоги, а больше инвестировать в сельское хозяйство, чтобы повысить его конкурентоспособность и сделать отрасль привлекательной как для работы на селе, так и для вложения инвестиций.

    Необходимо сохранить нулевую ставку по налогу на прибыль что будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в сельское хозяйство, которые необходим для технической модернизации. Также пересмотр действующих ставок может привести к пересмотру действующих кредитных соглашений, и, как результат, к повышению процентных ставок как по уже выданным кредитам, так и по вновь привлекаемым. В итоге это отразиться на росте себестоимости продукции, снизится платежеспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей и конкурентоспособность, и все это может привести к росту цен для конечного потребителя.

    Согласно «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», одной из главных целей является повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

    Заключение. Для России повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса имеет важнейшее значение, так как сегодня стоит задача обеспечения населения качественным продовольствием собственного производства и импортозамещения ввозимых товаров за счет производства конкурентоспособной, пользующейся на внутреннем рынке продукции.

    Среди важных характерных особенностей конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия можно выделить наличие оптимального соотношения качественных и стоимостных показателей, достижение лучших результатов по сравнению с конкурентами и взаимосвязь с платежеспособным спросом.

    На рынке конкурентоспособным является товар, обладающий комплексом привлекательных потребительских, качественных и стоимостных свойств, который в условиях широкого предложения обеспечивает удовлетворение потребностей покупателей и коммерческий успех товаропроизводителям. Существует прямая зависимость влияния уровня конкурентоспособности продукции на эффективность производства, поскольку конкурентоспособная продукция в более полной мере удовлетворяет потребности в ней и всегда находит рынок сбыта, гарантирует финансовую стабильность предприятия, а также получение им прибыли [2].

    Повышению конкурентоспособности сельского хозяйства России будут способствовать: совершенствование вторичного рынка сельскохозяйственной техники; применение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий; внедрение инноваций в сферу; регулирование объема экспорта минеральных и органических удобрений; увеличение заработной платы; реформирование кредитной политики [1].

    Исследование выполнено в рамках реализации гранта РГНФ №14-12-12001

    Рецензенты:

    Ларионова Н.И., д.э.н., декан факультета управления и права ПГТУ Поволжского государственного технического университета, г. Йошкар-Ола;

    Царегородцев Е.И., д.э.н., профессор кафедры «Экономики и финансов» Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола.

    2.1 Модуль 1 Теоретические основы налогообложения
    2.1.1 Экономическое содержание и функции налогов сущность налогов
    1. Налогообложение — это:
    а) распределение доходов между населением, предприятиями и государством;
    б) система налоговых платежей;
    в) система законодательства о налогах и сборах.

    2. Налогообложение влияет:
    а) на конкуренцию среди отечественных товаропроизводителей;
    б)экономическое развитие государства;

    3. Налог — это:
    а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;
    б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;
    в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц.

    4. Назовите признак, характеризующийпонятие «налог»:
    а) платеж имеет целевое назначение;
    б) необходимо наличие объекта налогообложения;
    в) оплачивается за предоставление прав.

    5. Назовите признак, характеризующий понятие «сбор»:
    а) платеж предназначен для покрытия расходов от совершения юридически значимых действий;
    б) безвозмездно выплачиваемая денежная сумма;
    в) платеж предусматривает регулярные выплаты.

    6. Необязательнымявляется следующий элемент налогов:
    а) налоговые льготы;
    б) срок перечисления налога в бюджет;
    в) порядок расчета налоговой базы.

    7.Какой из способов уплаты налога предполагает внесение налога в бюджет соответствующего уровня до получения дохода:
    а) у источника выплаты;
    б) по декларации;
    в) когда налог исчисляется налоговым органом.

    8. Налоговая база — это:
    а) предмет, подлежащий налогообложению;б) стоимостная, физическая, иная характеристика объекта на­логообложения;
    в) период, по истечение которого возникает обязанность ис­числить и уплатить налог.

    9. Обязанность уплатить налог возникает если:
    а) установлены налоговая ставка и налоговый период;
    б) установлены объекты налогообложения и налоговые льготы;
    в) установлены налогоплательщики и все элементы налого­обложения.

    10.Источник, из которого налогоплательщик выплачивает налог:
    а) устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации;
    б) устанавливается законами субъектов РФ;
    в) не устанавливается законодательно.

    11. Пополнению доходной части бюджета способствует реализация функции налогов:
    а) контрольной;
    б) регулирующей;
    в) фискальной.

    12. Дефицит бюджета свидетельствует о снижении:
    а) социальной функции;
    б)регулирующей функции;
    в) фискальной функции.

    13. С повышением роста экономического развития государства возрастает роль функции:
    а) фискальной;
    б) регулирующей;
    в) контрольной.

    14. Регулирующая функция налогов позволяет государству:
    а) обеспечивать наполняемость бюджета;
    б) стимулировать предпринимательскую активность;
    в) регулировать экономические процессы внутри страны.

    14. Приреализации контрольной функции государства:
    а) стимулирует экономический рост внутри страны;
    б) контролирует эффективность финансовой деятельности хо­зяйствующего субъекта;
    в) контролирует пополняемость государственного бюджета.

    15. Какое количество функций может быть присуще одному на­логу:
    а) только одна функция;
    б) только две функции;
    в) более двух функций.

    16. Какие проблемы могут быть решены сиспользованием нало­гов:
    а) только экономические;
    б) только социальные;
    в) экономические, социальные, экологические и др.

    17. Реализация стимулирующей функции налогов достигается за счет:
    а) снижения налогов;
    б) повышения налогов;
    в) отмены налоговых льгот.

    18. Какие из представленных функций налога являются осново­полагающими:
    а) дисциплинарная и стимулирующая;
    б) фискальная истимулирующая;
    в) регулирующая и контрольная.

    19. При реализации фискальной функции государство:
    а) стимулирует предпринимательскую активность;
    б) обеспечивает наполняемость бюджета;
    в) регулирует экономические процессы внутри страны.

    20. К налоговым льготам не относится:
    а) инвестиционный налоговый кредит;
    б) снижение ставки налога;
    в) отсрочка.

    Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

    Имущество организаций облагается налогом в зависимости от того, является оно недвижимостью или нет. Этот критерий не имеет однозначного толкования, из-за этого на практике возникает большое количество гражданско-правовых и налоговых споров. Какие цели ставил законодатель, освобождая движимое имущество организаций от налога? Как можно решить проблему с определением объектов налогообложения?

    С 2019 года компании освобождены от уплаты налога на движимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Таким образом законодатель предложил определять имущество, которое облагается налогом, используя классификацию из ГК РФ.

    Ст. 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам землю и объекты, которые имеют прочную связь с землей. На практике критерий разделения вещей на движимые и недвижимые вызывает много споров даже в сфере гражданских правоотношений.

    Споры о том, какие объекты в принципе являются объектами прав

    Не все объекты, которые имеют прочную связь с землей, имеют самостоятельное значение. Если у объекта отсутствует собственное хозяйственное назначение, он является составной частью или свойством земельного участка, то такой объект не признается объектом гражданских прав.

    Например, суды не признавали объектами прав:

    • мелиоративную систему (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08),
    • ограждение (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13),
    • земляную насыпь — результат работ по подсыпке грунта (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 № 11052/09),
    • асфальтовую площадку и газон (Определение ВС РФ от 10.06.2016 № 304-КГ16-761, Определение ВС РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520),
    • футбольное поле (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2013 № 17085/12).

    Однако в некоторых случаях суды приходили к противоположным выводам. Например, в одном раннем деле Президиум ВАС РФ признал недвижимостью открытую автостоянку с твердым покрытием для 100 грузовых автомобилей, имеющую песчаную подушку, щебеночную подготовку и слой бетона (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 № 9626/08). Главный аргумент: без этого покрытия участок нельзя использовать как автостоянку, а значит покрытие имело собственное хозяйственное назначение.

    На заметку

    Эту проблему можно было бы решить, закрепив в законе принцип единого объекта недвижимости (земельного участка и построек на нем), при котором единственной недвижимой вещью является земельный участок (исключение делается только для помещений, которые также остаются недвижимыми вещами). Тогда подобные объекты сразу признавали бы составными частями земельного участка, без споров о том, являются ли они самостоятельной недвижимой вещью.

    Споры о строениях, которые можно перемещать

    Критерий прочной связи с землей означает, что вещь невозможно переместить без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК РФ).

    Современный уровень техники позволяет передвигать здания и сооружения, однако это не делает такие объекты движимыми вещами. Здесь проявляется дополнительный критерий недвижимости – перемещение такого объекта не соответствует обычному режиму его использования. Правда, есть еще и сборно-разборные ангары, к основным опциям которых относится как раз их перемещение без существенных затрат.

    Например, споры возникали по поводу квалификации:

    • стационарной холодильной камеры (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.1999 № 2061/99),
    • модульного торгового павильона (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12576/11),
    • торгового сооружения (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 № 3809/12).

    Суды и участники оборота нередко квалифицируют объект, основываясь не на норме закона, а на собственном восприятии его свойств. Например, в подобных спорах нередко большое внимание уделяют качеству и основательности фундамента. Кроме того, на первый план могут выходить не физические характеристики объекта, а экономическая целесообразность перемещения.

    Споры о квалификации линейных объектов

    Трубопроводы, линии электропередачи, линейно-кабельные сооружения и другие подобные объекты можно демонтировать, разобрать и собрать на новом месте, и после переноса они будут соответствовать своему назначению. Правда, это все равно не делает такие объекты движимыми вещами.

    С одной стороны, здесь работает уже упомянутый критерий экономической целесообразности. Расходы на демонтаж и перемещение сетей на новое место будут превышать затраты на новое строительство аналогичных сетей. Но дальше необходимо разбираться:

    • имеют ли линейные сооружения самостоятельное хозяйственное значение?
    • могут ли они в обороте выступать в качестве отдельной вещи?

    В некоторых случаях суды не признают линейные объекты самостоятельной вещью и определяют их как составную часть других вещей, с которыми они технологически связаны, например, межцеховой трубопровод (Постановление АС Уральского округа от 27.05.2016 № А47-5430/2015).

    Но если это самостоятельная вещь (магистральный трубопровод, ЛЭП), то это все-таки недвижимость.

    Проблемы квалификации вещей в качестве недвижимости в налоговых спорах

    Проблемы, связанные с гражданско-правовой квалификацией объектов в качестве недвижимости, закономерно порождают сложности при определении объекта налогообложения.

    ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

    Компания приобрела и приняла к учету в качестве отдельных объектов основных средств здание цеха, трансформаторную подстанцию, а также установленные в здании объекты:

    • оборудование линии по производству древесных гранул,
    • поперечный транспортер подачи щепы,
    • поперечный транспортер подачи щепы и опилок,
    • поперечный транспортер подачи коры,
    • автоматическую систему защиты от пожаров и пылевых взрывов.

    Налоговики считали, что все эти объекты относятся к недвижимому имуществу — зданию и его составным частям. А значит все облагаются налогом на имущество организации.

    Суды согласились с выводами налоговиков, однако ВС РФ занял иную позицию.

    Он указал, что машины и оборудование, выступавшие движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятые на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, исключаются из объекта налогообложения по налогу на имущество организации.

    Сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, даже если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

    Это знаковое дело, в котором ВС РФ прямо исключил оборудование из понятия недвижимости в налоговых целях. При этом он не стал применять критерии недвижимости, а использовал правила бухгалтерского учета.

    В спорах о налогообложении линейных объектов суды в целом применяют подходы, выработанные в гражданско-правовых спорах:

    • стоимость линейных сооружений формирует налоговую базу, если они признаются в качестве самостоятельных недвижимых вещей, а также составных частей объектов недвижимости (зданий, сооружений);
    • если линейные сооружения являются составной частью оборудования (движимых вещей), то их стоимость не учитывается при налогообложении.

    ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

    ВС РФ отнес технологические трубопроводы и газоходы к недвижимости, поскольку они:

    • проектировались как объекты капитального строительства, объединенные единым технологическим процессом (назначением) с установкой прокаливания кокса,
    • смонтированы на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает прочную связь с землей,
    • по своей конструкции не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте,
    • перемещение объектов нанесет несоразмерный ущерб их назначению, целостности конструкции, предусмотренной проектной документацией.

    Обратите внимание: апелляция в этом деле пришла к противоположным выводам, отметив сборно-разборный характер сооружений и возможность перемещать их на новое место при сохранении эксплуатационных качеств.

    Обе позиции спорные, особенно с учетом того, что термин «объект капитального строительства», которые использовали кассация и ВС РФ, относится к градостроительному законодательству и не может подменять собой понятие «недвижимая вещь».

    Еще один спорный момент связан с таким критерием недвижимости, как наличие фундамента, который часто используется на практике.

    ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

    Завод, определяя налоговую базу по налогу на имущество, разделил трансформаторную подстанцию на две составляющих:

    • здание (строение на железобетонном фундаменте со стенами из железобетона), и
    • трансформаторы.

    Завод заплатил налоги только на здание, поскольку считал трансформаторы движимым имуществом. Их можно без ущерба извлечь из подстанции и эксплуатировать самостоятельно вне здания.

    Однако суды не согласились с этим доводом завода и посчитали трансформаторы недвижимостью, которая имеет прочную связь с землей, поскольку они:

    • сооружены на монолитном железобетонном фундаменте,
    • соединены подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях).

    Подобные проблемы вообще не должны возникать в налоговых спорах. Если развивать логику законодателя и судов, получается, что стоимость объекта учитывается или не учитывается при исчислении налога на имущество в зависимости от характера его монтажа. Можно ли назвать такой критерий корректным?

    Как правильно определить объект налогообложения по налогу на имущество организации?

    Возможны несколько вариантов решения сложившейся проблемы.

    • Изменить практику применения действующей нормы.

    Сама по себе норма п. 1 ст. 374 НК РФ уже сейчас позволяет уйти от гражданско-правовых критериев недвижимости и применять правила бухгалтерского учета. Именно этот подход применил ВС РФ в Определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018, исключив машины и оборудование из налогооблагаемых объектов.

    • Исключить из действующей нормы критерий недвижимости и использовать категории градостроительного законодательства.

    В ст. 374 НК РФ можно указать, что налогообложению подлежат не объекты недвижимости, а объекты капитального строительства: здания и сооружения, за исключением замощений, асфальтовых, бетонных покрытий и иных элементов благоустройства земельных участков. Таким образом будут использоваться категории не гражданского, а градостроительного законодательства. Это решение не идеальное, но все-таки более определенное, чем текущее регулирование.

    • Полностью изменить норму и облагать имущество организации налогом в зависимости от даты его создания/производства.

    В 2019 году движимое имущество организаций исключили из числа объектов налогообложения для того, чтобы стимулировать компании инвестировать в средства производства, модернизировать их, приобретать новые и развивать существующие, а также повышать на них спрос (Постановлении КС РФ от 21.12.2018 № 47-П). Однако средства достижения этой цели оказались спорными.

    Добиться поставленной цели можно было бы, не разделяя объекты налогообложения на движимые и недвижимые, а освободив от налогообложения объекты, которые недавно построили/произвели или модернизировали, например, в пределах 5 лет. Речь идет в том числе о зданиях.

    Разграничить ставки налога или сроки применения льготы можно было бы по сферам экономики. Еще можно было бы не применять освобождение от налогообложения для объектов, приносящих рентный доход.

    Подготовлено по материалам статьи Виктора Бациева «Что такое «недвижимость» и есть ли у этой категории собственное налоговое прочтение?», опубликованной в Сборнике статей «Проблемы гражданского права в судебной практике и законодательстве», посвященном юбилею профессора В.В. Витрянского

    ГЛАВА 8

    Трудно приуменьшить роль и значение конкуренции как фактора, предопределяющего характер стратегии и тактики маркетинга, практической маркетинговой деятельности.

    Понятие конкуренции, как и маркетинга, многозначно, поэтому универсального ее определения не существует. Конкуренция — это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция — это и механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства.

    Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественно возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.

    Конкурентные тенденции на развитом рынке, как показывает практика, существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические. Победителями в конкуренции оказываются и крупные, и мелкие, и сильные, а порой и слабые фирмы. Монополия не вытесняет конкуренцию, поскольку борющиеся между собой фирмы являются весьма разными. Нельзя свести конкуренцию лишь к борьбе сильного против слабого — в таком случае сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех более слабых соперников.

    В реальности конкуренция имеет более сложную основу. Каждому типу хозяйственных единиц присущи свои особенности: у ведущих мощных монополий — это сила, у мелких фирм — гибкость, у специализированных компаний — приспособленность к особым сегментам и «нишам» рынка, у фирм-новаторов — преимущества первооткрывателей и т.д. В конкретных рыночных ситуациях решающее преимущество получает то одно, то другое качество.

    Для участников рыночных отношений, и в первую очередь для товаропроизводителей, конкуренция носит объективно принудительный характер, заставляя их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать или сдерживать цены на производимые товары. Иначе говоря, конкуренция систематически заставляет снижать индивидуальные издержки производства, экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства.

    Деятельность любой хозяйственной единицы в условиях конкуренции подвергается двойному контролю: внутреннему непосредственному контролю в рамках фирмы и внешнему опосредствованному контролю на рынке со стороны фирм-конкурентов, через конечные результаты рыночной деятельности. Вторая форма контроля является жесткой, но беспристрастной. Беспристрастность и объективность оценки возможностей любой хозяйственной единицы определяется тем, что в конечном счете эту оценку проводит покупатель, который, руководствуясь собственными интересами, отдает предпочтение товарам того или иного конкурента.

    Конкуренция — это самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, ибо стоит обществу минимальных затрат. Такого рода контроль, как упоминалось, постоянно заставляет производителя сокращать издержки производства и цены, увеличивать объем сбыта, бороться за заказы и потребителя, улучшать качество продукции.

    Однако не всякая конкуренция способствует эффективному функционированию рынка — недобросовестная конкуренция оказывает негативное воздействие на экономику. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает недобросовестную конкуренцию, для которой характерно распространение ложных, неточных и искаженных сведений, способных нанести ущерб другим хозяйствующим субъектам; самовольное использование товарных знаков фирменных наименований, маркировки и внешнего оформления товаров других фирм; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, коммерческой и иной информации без согласия ее владельцев и т.п.

    С конкуренцией неразрывно связана конкурентоспособность (КСП) товара, фирмы-товаропроизводителя, отрасли, национальной экономики. Универсального, общепринятого определения КСП не существует. Обычно под КСП понимается способность экономики страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать соперника в достижении поставленных экономических целей.

    Важнейший показатель КСП экономического объекта любого уровня — наличие у него конкурентных преимуществ, т.е. качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперников.

    КСП фирмы (предприятия) — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у фирмы средств, включая маркетинговые. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг — обобщающий показатель жизнестойкости фирмы, ее умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.

    Иначе говоря, показатель КСП для любой фирмы отражает совокупные итоги работы практически всех ее подразделений (т.е. состояние ее внутренней среды), а также ее реакцию на изменения внешних факторов воздействия. При этом особо значима способность фирмы оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей (потребителей), их вкусов и предпочтений.

    Конкурентные преимущества фирмы можно разделить на две категории: «превосходство в умении» и «превосходство в ресурсах». Первая категория обусловлена эффективностью работы маркетологов и сбытовиков и включает в себя ноу-хау в исследованиях и проектировании, умелое использование возможностей маркетинга, умение организовать стимулирование сбыта, инициативность всех звеньев производственносбытовой деятельности.

    Разнообразными могут быть и ресурсы, способствующие возникновению преимуществ в конкуренции: доступ к сырью, энергии, комплектующим; финансы, кадровый состав и его квалификация; производственные возможности, требующие небольших затрат; наличие развитой системы научно-технического, производственного, коммерческого сотрудничества.

    КСП товара — совокупность качественных и стоимостных (ценовых) характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособен тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. его способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих товаров-аналогов. КСП товара — это синтетический показатель, отражающий степень эффективности многих факторов: конструкторского бюро, производственной деятельности фирмы, ее смежников, работы службы маркетинга, посреднического звена и др.

    Однако КСП товара на рынке — это не только его высокое качество и технический уровень, но и умелое маневрирование товаром в рыночном пространстве и во времени, а главное — максимальный учет требований рынка, конкретных групп покупателей. КСП товара предполагает очень быструю реакцию поставщика на требования рынка и поведение покупателей. Необходимо не только произвести товар требуемой потребительской ценности в необходимых количествах и вовремя доставить его потребителям, но и обеспечить его сервис на мировом уровне.

    Отметим также, что несмотря на тесную взаимосвязь между понятиями «конкурентоспособность» и «качество», «конкурентоспособность» и «технический уровень», они неравнозначны. Понятие «конкурентоспособность» существенно шире понятий «качество» и «технический уровень» товара, хотя последние являются важнейшей составной частью КСП товара. Кроме того, если качество продукта в каждый небольшой отрезок времени представляет собой определенную неизменяемую совокупность его свойств, то КСП товара может значительно меняться при его неизменных характеристиках в зависимости от изменения таких важнейших факторов, как условия реализации, спроса и предложения, поведение конкурентов.

    8.1. Конкуренция и конкурентные силы

    Являясь условием существования и развития рынка, конкуренция, в свою очередь, обусловлена степенью его развития и цивилизованности. Развитой цивилизованный рынок, к которому стремится Россия, должен характеризоваться:

    • «автоматическим» механизмом самонастройки, составные взаимодействующие элементы которого — спрос, предложение и цена. Хотя многие страны прибегают к тому или иному регулированию цен, свобода ценообразования в рыночной экономике — необходимое условие. В противном случае перестает действовать механизм саморегулирования, нарушается сбалансированность национальной экономики, снижается ее эффективность;
    • наличием системы взаимодействующих рынков — товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, рабочей силы и др., т.е. распространением рыночных отношений на весьма широкий спектр экономической деятельности;
    • отлаженной и разветвленной системой рыночной инфраструктуры, включающей в себя банки, страховые и кредитные учреждения, биржи (товарные, фондовые, валютные, по торговле недвижимостью), оптовые предприятия и системы, различные магазины и др.;
    • устойчивым превышением на рынке основной массы предлагаемых товаров над их спросом, т.е. наличием «рынка покупателя», когда покупатель, а не производитель определяет уровень потребительской ценности предлагаемых на рынке товаров (услуг);
    • наличием на рынке «нормальной» конкуренции, т.е. конкуренции между производителями за потребителей. В условиях дефицитного рынка («рынка продавца») возникает конкуренция между покупателями за товар, которая, как известно, приводит к завышению цен и освобождает изготовителей от необходимости интенсивно совершенствовать продукцию, снижать издержки производства;
    • свободой выбора покупателями (потребителями) продавцов (изготовителей), а продавцами — покупателей, т.е. наличие свободной рыночной деятельности.

    Кроме того, что весьма важно, нормальное функционирование рыночного механизма возможно в условиях стабильности финансовой, денежной и валютной систем страны — неустойчивость этих систем вызывает «возмущение» рыночной деятельности, искажает рыночные процессы, в том числе конкуренцию, что вызывает негативные последствия.

    Главные проблемы, которые приходится решать странам с централизованно планируемой экономикой при переходе к экономике рыночной, — это создание необходимых условий для становления и развития рыночной экономики, о которых уже говорилось, и в первую очередь значительное снижение степени монополизации рынка. Известно, например, что в начале 90-х гг. в СССР более 1100 предприятий являлись абсолютными монополистами в производстве своей продукции.

    Сверхвысокая монополизация, доставшаяся экономике России в переходный период в наследство от командноадминистративной системы, ослабляет рыночную конкуренцию. Важнейшее средство решения этой проблемы — проведение последовательной, экономически обоснованной политики демонополизации: во-первых, разработка системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, приводящие к высокой монополизации и ограничению конкуренции; во-вторых, продуманная деконцентрация сложившихся предпринимательских монополий; в-третьих, активное содействие конкуренции в монополизированных отраслях со стороны государства.

    Товаропроизводитель обязан хорошо знать не только своих конкретных конкурентов, их возможности, достоинства и недостатки, но и общее состояние конкуренции на выбранном рынке (рынках), т.е. тип этого рынка в зависимости от характера конкуренции (табл. 8.1, 8.2, рис. 8.5), систему координат «своего» поля конкуренции (рис. 8.1), движущие силы конкуренции на своем отраслевом рынке (рис. 8.2, 8.3). Необходимо использовать систему оценки характера действий своих конкурентов, включая структурный анализ их деятельности (рис. 8.7), принятие решений в зависимости от реакции конкурентов на рыночные ситуации (рис. 8.8), составление матриц формирования конкурентных карт рынка (табл. 8.3) и схем оценки рыночных позиций фирмы (рис. 8.4).

    Рис. 8.1. Система координат поля конкуренции

    Проведение такой работы — непременное условие составления продуманной, хорошо обоснованной, стратегически правильной программы действий товаропроизводителя на рынке.

    Следует, однако, подчеркнуть, что в действительности конкуренция намного разнообразнее и сложнее (а в чем-то и проще), чем в приведенных схемах. Так, хорошо известная модель движущих сил конкуренции на отраслевом уровне (рис. 8.2) рассматривает хотя и важную, но тем не менее лишь составную часть механизма всеобщей конкуренции, проявляющейся в условиях рыночной экономики на всех ее уровнях — местном, региональном, национальном, мировом.

    Действительно, внутриотраслевая конкуренция взаимодействует с межотраслевой, имеет внутринациональный и международный аспект, проявляется на узком (локальном) и предельно расширенном (мировом) поле конкуренции. При определенных ситуациях конкуренция преобладает среди сил воздействия на внутриотраслевую конкуренцию (к примеру, между поставщиками).

    Следует учитывать воздействие и еще одного очень важного фактора — международной конкуренции во всех ее проявлениях, которая в сочетании с внутринациональной конкуренцией не только усиливает проявление последней, но и меняет характер ее проявления: монопольный рынок, например, может трансформироваться в олигопольный, да и вся внутристрановая конкуренция под воздействием повысившейся значимости внешнеэкономических связей может приобрести международный характер.

    Читайте также: