Налогообложение валютных операций 2021

Опубликовано: 15.05.2024

C 1 января 2021 года начинается следующий этап частичной отмены требования о репатриации, установленного ст. 19 Закона о валютном регулировании. С начала следующего года доля рублевой выручки по сырьевым контрактам, которую российские экспортеры больше не обязаны зачислять на свои российские счета, будет увеличена до 30 % (с текущих 10 %).

Кроме того, список исключений из требования о репатриации будет пополнен случаем зачета по некоторым категориям договоров об оказании услуг с нерезидентами.

Что меняется: новый этап отмены репатриации в отношении сырьевых контрактов

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании резиденты обязаны обеспечить зачисление средств, причитающихся им от нерезидентов по внешнеторговым контрактам, на свои банковские счета в российских банках. Поправки в Законе о валютном регулировании, закрепленные в Федеральном законе № 265-ФЗ от 2 августа 2019 года (далее – «Закон № 265-ФЗ»), предусматривают поэтапную отмену этой обязанности в отношении некоторых категорий внешнеторговых сырьевых контрактов при соблюдении определенных требований:

  • Во-первых, отмена репатриации касается только контрактов, расчеты по которым осуществляются в российских рублях (сумма контракта указана в рублях и оплата осуществляется в рублях).
  • Во-вторых, поэтапная отмена репатриации предусмотрена только в отношении внешнеторговых контрактов по экспорту определенных сырьевых товаров (списки товаров установлены п. 4 ст. 2 Закона № 265-ФЗ). Такие товары включают некоторые минеральные продукты (например, руды и минеральное топливо), органические химические соединения, драгоценные и недрагоценные металлы и пр.
  • В-третьих, резидент (экспортер) может не возвращать в Россию не более определенного процента от суммы внешнеторгового контракта. В настоящее время экспортер может оставить за границей до 10 % от суммы выручки по сырьевому контракту (за исключением некоторых категорий товаров). С 1 января 2021 года этот порог будет увеличен до 30 %, а в 2022 и 2023 годах – до 50 % и 70 % соответственно. С 1 января 2024 года планируется разрешить экспортерам не возвращать в Россию до 100 % от всей суммы выручки по внешнеторговому сырьевому контракту, соответствующему описанным выше требованиям.

Что не изменилось: репатриация в отношении иных видов внешнеторговых контрактов

Напомним, что в отношении внешнеторговых контрактов, предусматривающих выполнение работ, оказание услуг, передачу несырьевых товаров (с некоторыми исключениями) или интеллектуальной собственности, обязанность резидента по репатриации российских рублей полностью отменена 1 января 2020 года. При этом требование о полной репатриации средств, полученных в иностранной валюте, продолжает действовать.

Отдельно обращаем внимание, что постепенная отмена репатриации не означает отмену требования о возврате в Россию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.

Кроме того, резиденты по-прежнему обязаны обеспечить возврат денежных средств на свои счета по займам, выданным нерезидентам, независимо от валюты займа.

Отмена репатриации при проведении зачета по некоторым внешнеторговым контрактам

С 1 января 2021 года также станет необязательной репатриация валютной выручки (как иностранной валюты, так и рублей) на российские счета резидентов при зачете встречных требований по обязательствам из внешнеторговых контрактов, предусматривающих оказание некоторых услуг. Перечень таких услуг будет утвержден Правительством РФ (на настоящий момент перечень находится на стадии обсуждения). Предполагается, что в перечень войдут следующие категории услуг:

  • образовательные услуги по программам высшего образования;
  • издание программного обеспечения и производство компьютерного оборудования, а также услуги по предоставлению соответствующих лицензий; и
  • услуги по обработке данных и размещению информации.

Заключение

В России наблюдается устойчивая тенденция ослабления валютного регулирования и либерализации валютного контроля.

В настоящее время изменения уже коснулись репатриации валютной выручки по некоторым внешнеторговым контрактам. Также рассматривается законопроект о поэтапной отмене репатриации в отношении несырьевых неэнергетических товаров и обсуждается отмена репатриации при проведении зачета некоторых подлежащих возврату авансовых платежей.

В связи с этим мы не исключаем принятия дальнейших мер по ослаблению валютного регулирования и смягчению валютного контроля в отношении внешнеторговых контрактов.

Для получения дополнительной информации свяжитесь, пожалуйста, с экспертами CMS Russia Константином Барановым, Дарьей Лукояновой, Елизаветой Волкодав или вашим постоянным контактом в CMS Russia.

В последние годы российские власти держат курс на либерализацию валютного законодательства, ведь это всегда означает увеличение возможностей для бизнеса и появление новых правовых и финансовых механизмов. Как сообщают профильные чиновники, основная цель валютной либерализации – экономия государственного ресурса. Но в то же время, это позволит сделать «глубокий вдох» участникам ВЭД. Рассмотрим, какие нововведения планируются в валютном законодательстве в 2021 году.

В 2021 году продолжат действовать штрафы за нерепатриацию валютной выручки

В октябре 2020 года Правительством РФ был принят Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее – План по восстановлению экономики). Документ принят в целях поддержки российского бизнеса в период кризисной ситуации и содержит ряд мер по поддержке различных направлений бизнеса. Одно из таких направлений – увеличение экспорта и поддержка импортозамещения. В рамках данного направления указано различное количество мер, в том числе направленных на изменение правил валютного контроля в сторону его ослабления.

Эти меры включают:

  • поэтапную отмену репатриации валютной выручки для участника ВЭД;
  • освобождение участника ВЭД от обязанности по репатриации в случае получения банковской гарантии от российского банка;
  • увеличение оснований для зачета встречных требований или новации обязательств по внешнеторговым контрактам;
  • внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за «сомнительными валютными операциями» участников ВЭД.

Вместе с предложенными выше мерами в первоначальной версии Плана по восстановлению экономики предлагалось приостановить взимание штрафов за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам и займам с 1 апреля 2020 года до 1 июля 2021 года. Но позднее, в финальной сентябрьской редакции Плана, от данной меры решили отказаться. Во второй половине 2020 года после возобновления валютных проверок количество выявленных валютных правонарушений и начисленных штрафов нашим клиентам – компаниям увеличилось, и мы предполагаем, что подобная тенденция продолжится и в 2021 году.

Система выявления сомнительных валютных операций заработает в 2022 году

Ключевая инициатива Правительства — это введение механизма сомнительных валютных операций и внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за такими операциями. Этот механизм призван в будущем заменить традиционную систему валютного контроля в российских банках и ослабить государственный контроль за валютными правонарушениями. Еще в 2018 году Минфин предлагал ввести в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — 173-ФЗ) понятие «сомнительной валютной операции». Напомним, что к признакам сомнительных операций (Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 N 375-П), относятся, в частности, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели, излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности, необоснованная поспешность в проведении операции, внесение изменений в сделку непосредственно перед началом ее реализации и т. д.

При выявлении сомнительной валютной операции предлагалось разрешить ЦБ РФ приостановить операцию и обязать передавать соответствующие сведения в контролирующие органы. В списке ведомств, которые должны были заниматься контролем и обработкой сведений о сомнительных валютных операциях, значились ФНС, ФТС, Росфинмониторинг, МВД, Генпрокуратура, СК, ФСБ и уполномоченные банки.

Сейчас та же инициатива, но уже с другим набором вводных, содержится в Плане по восстановлению экономики. Здесь механизм «сомнительных валютных операций» объясняется введением риск-ориентированного подхода к валютному контролю. Это подход, по словам Силуанова, даст возможность отойти от практики тотального контроля за участниками ВЭД.

Механизм работы системы выявления сомнительных валютных операций

Как предположительно будет работать система выявления сомнительных валютных операций? Разработанный законопроект на данный момент не опубликован, его представление в Государственную Думу запланировано на июль 2021 года, а принятие – на февраль 2022 года.

Предполагается, что риск-ориентированный подход может быть реализован в двух сценариях. В текущей редакции статьи 23 173-ФЗ, органы валютного контроля (банки) представляют в органы валютного контроля сведения обо всех валютных операциях клиентов, проводимых с их участием. Одним из возможных сценариев является изменение данной нормы в части объема сведений, передаваемых органам валютного контроля.

  • первый сценарий

Согласно первому возможному сценарию, банки будут передавать сведения в ведомства только в отношении выявленных сомнительных валютных операций. Это позволит существенно снизить нагрузку на работу контролирующих органов и инициировать валютные проверки более точечно.

  • второй сценарий

Согласно второму сценарию, передача информации о валютных операциях продолжится в прежнем режиме, но валютные проверки будут инициироваться автоматически в отношении сомнительных операций и выборочно – в отношении отдельных валютных операций. В обоих сценариях потребуется внесение изменений в административные регламенты контролирующих органов о проведении валютных проверок в части оснований для начала процедуры валютной проверки.

К 2024 году планируется полная отмена репатриации для сырьевых контрактов в рублях

Еще одна инициатива, которая обсуждается участниками ВЭД уже более 10 лет – это отмена требования о репатриации валютной выручки по внешнеторговым контрактам. Напомним, что репатриация валютной выручки представляет собой обязанность резидента по зачислению валютной выручки или возврату авансов за непоставленные товары или неоказанные услуги на свои счета в российских банках. Основная задача данной меры – защита российской экономики от оттока капиталов.

Позиция профильных ведомств в последние годы сводилась к тому, что репатриация — это пережиток советского прошлого, и в реальности российский бизнес уже давно эффективно использует зарубежные торговые структуры, которые выступают закупщиками или торговыми агентами, и на которых оседает большая часть прибыли.

В августе 2019 года в 173-ФЗ были внесены изменения, по которым полностью отменены требования о репатриации по экспортным несырьевым контрактам, сумма обязательств и оплата по которым предусмотрена в рублях. Для аналогичных рублевых сырьевых контрактов была введена поэтапная отмена репатриации:

  • начиная с 1 января 2020 года – только в отношении не более 10% от суммы контракта;
  • с 1 января 2021 года – не более 30%;
  • далее, поэтапно, заканчивая 2024 годом, планируется полная отмена репатриации.

Несмотря на то, что рубли не являются популярной валютой коммерческих сделок с иностранными партнерами, законодателем был сделан первый шаг в сторону либерализации валютного законодательства в России.

Законопроект о поэтапной отмене требования о репатриации валютной выручки будет внесен в ноябре 2021 года

В августе 2020 года ЦБ РФ поддержал Минфин в инициативе по дальнейшей либерализации валютного законодательства в части требований о репатриации валютной выручки, и в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, который предлагает поэтапную отмену обязательной репатриации иностранной валюты по аналогии с репатриацией в рублях для сырьевых экспортеров. Статус рассмотрения данного законопроекта до настоящего момента не изменился. Тем не менее, в качестве одной из мер, предложенных в Плане по восстановлению экономики, указана поэтапная отмена требования о репатриации валютной выручки. Срок внесения законопроекта – июнь 2021 года, принятия федерального закона – ноябрь 2021 года.

Одна из основных инициатив участников ВЭД в последние годы, наряду с полной отменой требований репатриации выручки по внешнеэкономическим контрактам, было создание более гибкого правового регулирования с применением механизмов зачета встречных требований и новации обязательств. Планом по восстановлению экономики предлагается добавить случаи, в которых зачет встречных требований и новация обязательств могу быть признаны в целях исполнения обязанности по репатриации выручки.

Предложенные изменения, в целом, являются позитивными шагами в сторону полной отмены валютного контроля в РФ. Либерализация будет проходить поэтапно и займет продолжительное время. На 2021 год намечено множество изменений режима внешнеторговой деятельности. Мы рассчитываем, что такие изменения увеличат доступ российских участников ВЭД к внешним рынкам и позитивно скажутся на увеличении объемов российского экспорта.

Из-за падения ставок по банковским вкладам, россияне, желающие не только сберечь свои накопления, но и приумножить их, все чаще отказываются от размещения средств на депозитах и пробуют себя в роли активных инвесторов. Наиболее привлекательной альтернативой вкладам с точки зрения соотношения риск-доходность являются вложения в облигации. Поговорим подробнее об облигациях и о том, какие налоги и когда придется заплатить с доходов от вложений в долговые обязательства в 2021 году.

Налог на доходы по ОФЗ

Облигации федерального займа (ОФЗ) - один из самых надежных способов вложения денег. Как правило, эти ценные бумаги выбирают консервативные инвесторы, которые предпочитают не самый высокий, но относительно надежный доход по гособлигациям более рискованным инструментам фондового рынка.

До недавнего времени покупка ОФЗ была выгодна и с точки зрения налогообложения. В соответствии с п. 25 ст. 217 НК РФ доходы от выплат купона (процентов) по ОФЗ до конца 2020 года не облагаются НДФЛ. Что собой представляет купонный доход по облигациям, по которому до конца 2020 года действует льгота по НДФЛ, покажем на схеме:


Однако законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ пункт 25 ст. 217 НК РФ был исключен из Налогового кодекса с 01.01.2021. Изменения означают, что с 2021 года купоны по ОФЗ с 2021 года будут облагаться по общим правилам, предусмотренным для подобных доходов. Ставка налога с купонов по ОФЗ с 2021 года для резидентов составит 13%, для нерезидентов - 30%.

Специалисты прогнозируют рынку ОФЗ в 2021 году встряску, обусловленную тем, что с него начнут уходить иностранные инвесторы - держатели ОФЗ. Не все готовы платить 30% с дохода в российский бюджет. Доля иностранных инвесторов на рынке ОФЗ составляет между тем довольно внушительные 44–47%. Если даже половина этих ОФЗ поступит на рынок, то их стоимость упадет. Впрочем, этим смогут воспользоваться российские инвесторы, желающие приобрести надежные активы по выгодной цене.

Тем более, что в некоторых случаях российский инвестор, открывший индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), сможет вообще избежать уплаты НДФЛ по ОФЗ. Об этом мы поговорим далее.

Налог на доходы от муниципальных облигаций

На муниципальные облигации до конца 2020 года аналогичным образом распространяется освобождение от налогообложения. Но, как и для ОФЗ, с 01.01.2021 льгота по НДФЛ на купонный доход по ст. 217 НК РФ по муниципальным облигациям аннулируется, и налогообложение купонного дохода будет происходить по общим правилам для доходов физлиц, предусмотренных НК РФ: 13% для российских резидентов и 30% для иностранцев.

Доля иностранных инвесторов в этом сегменте рынка российских облигаций заметно ниже. Поэтому сильных колебаний стоимости и спроса по облигациям, выпущенным региональными и местными властями, ждать не стоит.

Важно помнить, что момент приобретения федеральной или муниципальной облигации при этом роли не играет. Как и дата, на которую объявлен расчет по купону. Главным критерием для налогообложения является то, что выплата дохода состоялась в 2021 году.

Пример

Инвестор, налоговый резидент, в 2020 году приобрел облигации, подпадающие под льготу, предусмотренную действующей редакцией ст. 217 НК РФ. Купонный доход выплачивается каждые полгода, в течение 7 дней после указанных дат: 30 июня, 31 декабря.

То есть выплата купона на 31.12.2020 состоится уже в 2021 году. С этой суммы тот, кто выплачивает доход, обязан будет удержать НДФЛ 13%.

Допустим, у инвестора 500 облигаций номиналом 1000 руб. за бумагу, по каждой из которых подлежит выплате 50 руб.

НДФЛ составит: (50 × 500) × 13% = 3 250 руб.

Общая сумма инвестиций: 500 000 руб.

Фактический доход инвестора с инвестиций: 50 × 500 – 3 250 = 21 750 руб. (4,35%).

Налог на доходы от корпоративных облигаций

Купивших российские корпоративные облигации также ждут изменения при получении купона. По правилам, действующим до конца 2020 года, если купон облигации меньше 11%, то налог при его получении не платится. Исключение составляют облигации с купоном свыше 11% (превышает ключевую ставку Центробанка более чем на 5 процентных пунктов). Таким образом, при купоне в 12% с владельца будет удержан НДФЛ по ставке 35% с разницы, то есть с 1%. Но это должна быть облигация с очень высоким риском - таких ставок купона почти нет на рынке.

Со вступлением в силу изменений по закону № 102-ФЗ для резидентов, держателей корпоративных российских облигаций, налог на купонный доход составит 13% со всей суммы купона. В результате будет менее выгодно вкладываться в облигации российских компаний с целью получения купонного дохода.

Налог на доходы от евробондов и прочих иностранных бондов

Налог на облигации с иностранным происхождением в 2021 году по-прежнему существенно не отличается от НДФЛ, уплачиваемого по российским ценным бумагам.

Российские резиденты платят 13% от купонного дохода или разницы между ценой приобретения и продажи.

Важным нюансом при расчете налога на такие облигации до 2021 года и далее является возможность исключить двойное налогообложение. Дело в том, что в некоторых странах удерживается свой аналог налога на доходы. Если у Российской Федерации со страной эмитента есть соглашение об избежании двойного налогообложения в части доходов физлиц, то на уплаченный в другой стране налог можно уменьшить НДФЛ к уплате в РФ.

Пример 1

Российскому инвестору в 2021 году выплачивается купон по облигациям американской компании в размере 2000 долл. США. Курс на дату выплаты - 70 руб. за 1 долл. США.

Согласно законодательству США, при выплате купонного дохода с держателей-нерезидентов автоматически удерживаются 10% налога на доход. То есть фактически россиянин получил:

2000 – (2000 × 10%) = 1 800 долл.

Между США и РФ действует соглашение об избежании двойного налогообложения (от 17.06.1992). Поэтому 10%, удержанные в США, можно зачесть в счет уплаты налога по сделке в России.

Доход всего: 2 000 × 70 = 140 000 руб.

Полная сумма российского НДФЛ: 140 000 × 13% = 18 200 руб.

Сумма уже удержанного налога в США к зачету: 200 × 70 = 14 000 руб.

Доплатить в российский бюджет потребуется: 18 200 – 14 000 = 4 200 руб.

Инвестору - российскому резиденту также не следует забывать и о курсовых разницах, которые могут возникнуть при перепродаже бондов. Доход в виде курсовой разницы является объектом налогообложения российским НДФЛ.

Пример 2

Инвестор купил облигацию за 1000 долл. США в тот момент, когда курс был 60 руб. за 1 долл. США. А продал за те же 1000 долл. США, но курс на дату продажи поднялся до 70 руб. за 1 долл.

Доход инвестора для целей налогообложения в РФ составит:

1000 × 70 - 1000 ×60 = 10 000 руб.

НДФЛ к уплате = 10 000 × 13% = 1 300 руб.

Облигации, приобретенные на ИИС

Индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) чем-то похож на банковский вклад. Но на таком счете можно "хранить" еще и ценные бумаги и биржевые финансовые инструменты.

Есть ограничения! Операции по ИИС могут вестись только с ценными бумагами, торгующимися в России. Счет открывается на минимальный срок три года, и внесенные средства не должны сниматься в течение этого срока.

Государство стимулирует работу через ИИС, предоставляя право на налоговые вычеты при исчислении НДФЛ:


Подробнее о порядке получения инвестиционного вычета по НДФЛ и о том, какой вариант вычета выбрать, рассказано в статье "Инвестиционный вычет по НДФЛ для инвестора: как получить и в каком размере".

Данные меры поддержки владельцев ИИС пока остаются неизменными и будут действовать при налогообложении облигаций и в 2021 году.

Пример вычета по НДФЛ по ИИС (тип вычета "А")

Петров О. П. открыл ИИС в 2020 году. В течение года он положил на счет 500 000 руб. На эти средства он приобрел ценные бумаги с доходностью 7% в год. У Петрова есть официальная зарплата, с которой работодатель удерживает НДФЛ 13%. За 2020 год Петров получил на работе 600 000 руб., с которых работодатель удержал НДФЛ.

Посчитаем результат от использования Петровым ИИС с типом вычета "А".

Доход по ИИС (ценным бумагам)

Итого доходность по ИИС

Взнос в 2020 году

Чтобы получить возврат НДФЛ по типу "А", Петрову понадобится сдать в ИФНС:

  • декларацию 3-НДФЛ, в которой показан вычет по инвестиционному счету типа "А";
  • справку от работодателя о суммах выплаченной зарплаты и удержанном НДФЛ;
  • договор об открытии ИИС (он заключается с управляющим или брокером, часто право быть брокером оформляют банки);
  • подтверждения о зачислении на ИИС денег (платежные поручения, выписки);
  • заявление о возврате НДФЛ с указанием реквизитов, куда вернуть (не на ИИС, на предпочтительный банковский счет).

Важно! Если Петров закроет ИИС до истечения трех лет, полученный ранее по вычету НДФЛ, придется вернуть в бюджет, а также уплатить налог с дохода от ценных бумаг на счете.

Пример вычета по НДФЛ по ИИС (тип Б)

Сидоров А. является самозанятым и не имеет дохода, облагаемого НДФЛ. Свободные средства он решил инвестировать через ИИС. Поскольку у него нет возможности заявлять ежегодный вычет по типу "А", он остановился на варианте вычета "Б".

Допустим, в 2021 году Сидоров внесет на ИИС 200 000 руб., в 2022-м - 300 000 руб., в 2023-м - 300 000 руб. На все средства он планирует приобрести облигации, купон по которым реинвестирует и также зачисляет на ИИС.

Обратите внимание! Возможны два варианта с выплатой дохода: 1) на ИИС с правом снять деньги по истечении трех лет; 2) на личный счет инвестора.

Во втором случае брокер при выплате дохода в 2021 году и далее сразу удержит налог на облигации для физических лиц. Тогда при получении права на вычет НДФЛ понадобится возвращать через брокера.

В 2023 году Сидоров собирается продать все принадлежащие ему облигации и снять с ИИС вырученные средства - моментом для исчисления и удержания НДФЛ является момент получения дохода (средств с ИИС) Сидоровым.

Допустим, что все сложилось так, как запланировано.

Перед закрытием ИИС Сидоров пойдет в ИФНС и возьмет там справку о том, что он не пользовался вычетом типа "А". Эту справку он передаст своему брокеру вместе с поручением закрыть ИИС.

Основываясь на справке от налоговой, брокер не будет как налоговый агент удерживать НДФЛ с любого превышения, которое образовалось на ИИС Сидорова сверх 800 000 руб. (сделанных взносов). Ни поступивший на ИИС купонный доход, ни разница между ценой продажи и ценой покупки облигаций не подпадет под налогообложение.

Важно! Если обстоятельства вынудят Сидорова закрыть ИИС раньше положенного срока, право на вычет НДФЛ он тоже потеряет. Тогда, при закрытии ИИС, брокер удержит налог в пользу бюджета со всех полученных по ИИС доходов. Сидорову будет перечислена сумма за минусом НДФЛ.

О порядке налогообложения доходов от операций на ИИС вы можете узнать из материала "ИИС – нюансы налогообложения". (надо поставить ссылку на эту статью после ее публикации)

Какие еще налоговые льготы могут применяться

С аннулированием льгот при налогообложении купонного дохода с 2021 года никаких налоговых преференций для владельцев облигаций не останется, за исключением вычетов при использовании ИИС.

Любой доход держателя будет облагаться НДФЛ (13% и 30% для резидентов и нерезидентов соответственно).

Напомним, что помимо купонов под обложение налогом подпадает разница между ценой продажи и ценой покупки облигаций (дисконт).


В отношении взимания НДФЛ с дисконта по облигациям изменений не произошло. С 2021 года он как облагался налогом, так и облагается.

Когда инвестору самому нужно отчитываться и уплачивать налог

Все доходы по облигациям можно разделить на полученные от налоговых агентов по законодательству РФ и полученные от лиц, таковыми не являющихся.

Если доход (любой - и купонный, и выручка от продажи) выплачивается резидентом РФ, то этот резидент становится налоговым агентом по НДФЛ. Это значит, что он обязан рассчитать и удержать налог перед выплатой физлицу дохода.

В случае, когда удержание НДФЛ произведено налоговым агентом, а держатель получил сумму сразу за минусом налога, держателю-физлицу самому предпринимать больше ничего не нужно.

Если же плательщиком дохода по ценной бумаге является, например, нерезидент, то у него обязанностей налогового агента по российскому законодательству нет. В такой ситуации резидент-россиянин, получивший доход от операций, обязан задекларировать его в ИФНС, подав декларацию по форме 3-НДФЛ. И разумеется, исчисленный и задекларированный налог нужно перечислить в бюджет.

Декларация 3-НДФЛ по налогу на облигации для физических лиц с 2021 года сдается в те же сроки, что и ранее: не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Уплатить получившийся по 3-НДФЛ налог нужно до 15 июля того же года, в котором была подана декларация.

Также инвестору понадобится сдать 3-НДФЛ для получения налогового вычета по ИИС. Мы уже останавливались на этом аспекте в примере. Уточним, что декларироваться для получения вычета нужно обязательно, поскольку предоставление вычета идет только в заявительном порядке. Налоговая инспекция не обязана отслеживать всех инвесторов, чтобы предоставить им вычет.

Сдавать 3-НДФЛ на вычет можно в течение трех лет с года возникновения такого права.

При утрате права на вычеты по ИИС тоже придется сдать декларацию. В ней следует отразить утрату права на уже предоставленные вычеты, сумму налога с дохода по облигациям на ИИС (если она не была удержана налоговым агентом) и сумму к уплате в бюджет, получившуюся в результате.

Декларацию при утрате права на вычеты по ИИС нужно сдавать до 30 апреля и платить по ней налог до 15 июля следующего года (как и в случае с самостоятельным расчетом НДФЛ по облигациям).

Резюме

Изменения в налогообложении облигаций для физических лиц с 2021 года коснулись льгот при расчете НДФЛ с ОФЗ, муниципальных облигаций, а также облигаций, выпущенных различными российскими эмитентами. Все эти льготы отменены с 01.01.2021. При этом общих правил определения налогооблагаемой базы по облигациям и прав на вычет при использовании ИИС изменения не коснулись.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 27 января 2021 года

Одобрен Советом Федерации 10 февраля 2021 года

Внести в Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2005, N 30, ст. 3101; 2007, N 1, ст. 30; N 29, ст. 3480; 2008, N 30, ст. 3606; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4584; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7348, 7351; 2013, N 27, ст. 3447; N 30, ст. 4084; 2014, N 11, ст. 1098; N 45, ст. 6154; 2015, N 27, ст. 3972, 4001; N 48, ст. 6716; 2016, N 1, ст. 50; N 27, ст. 4218; 2017, N 30, ст. 4456; N 47, ст. 6851; 2018, N 1, ст. 11; N 11, ст. 1579; N 15, ст. 2035; N 22, ст. 3041; N 31, ст. 4835, 4836, 4837; N 49, ст. 7524; N 52, ст. 8103; 2019, N 30, ст. 4148; N 31, ст. 4424; N 42, ст. 5806; N 49, ст. 6957; N 52, ст. 7775; 2020, N 15, ст. 2241; N 31, ст. 5050; N 52, ст. 8592) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 9 дополнить пунктами 32 и 33 следующего содержания:

"32) операций по уплате резидентами страховым организациям - резидентам, за исключением страховых организаций - резидентов, включенных в перечень, указанный в абзаце втором части 4 4 статьи 19 настоящего Федерального закона, страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования рисков неисполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами, за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

33) операций по выплате резидентам страховыми организациями - резидентами, за исключением страховых организаций - резидентов, включенных в перечень, указанный в абзаце втором части 4 4 статьи 19 настоящего Федерального закона, страховых возмещений (страховых выплат) по договорам страхования рисков неисполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами, за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.";

2) статью 19 дополнить частями 4 4 - 4 8 следующего содержания:

"4 4 . Наряду со случаями, указанными в части 4 настоящей статьи, резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в случае, если он обеспечил получение от страховой организации - резидента, не включенной в перечень страховых организаций - резидентов, указанный в абзаце втором настоящей части, страхового возмещения (страховой выплаты) в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному с этим нерезидентом внешнеторговому договору (контракту), на свои банковские счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на банковские счета, открытые в уполномоченных банках резидента, являющегося выгодоприобретателем по такому договору страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного таким договором страхования, при условии, что определенное таким договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному указанным в части 4 настоящей статьи порядком значению или превышает его.

Центральный банк Российской Федерации формирует перечень страховых организаций - резидентов, которые в целях исполнения обязанности резидента, предусмотренной пунктом 1 части 1 настоящей статьи, не вправе страховать риски неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному резидентом с таким нерезидентом внешнеторговому договору (контракту) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги, переданные ему информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

4 5 . Основанием для включения Центральным банком Российской Федерации страховой организации - резидента в перечень, указанный в абзаце втором части 4 4 настоящей статьи, является:

1) применение к страховой организации - резиденту мер, предусмотренных пунктом 4 статьи 32 5-1 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации";

2) наличие двух и более нарушений страховой организацией - резидентом в течение одного года актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, за которые к такой страховой организации - резиденту применены меры ответственности;

3) осуществление страховой организацией - резидентом страховой деятельности менее одного года со дня выдачи лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования.

4 6 . Страховая организация - резидент, включенная в указанный в абзаце втором части 4 4 настоящей статьи перечень по основанию, указанному в пункте 1 или 2 части 4 5 настоящей статьи, исключается из этого перечня по истечении одного года со дня возникновения данного основания при отсутствии иного основания, предусмотренного пунктом 1 или 2 части 4 5 настоящей статьи.

Страховая организация - резидент, включенная в указанный в абзаце втором части 4 4 настоящей статьи перечень по основанию, указанному в пункте 3 части 4 5 настоящей статьи, исключается из этого перечня по истечении одного года со дня выдачи лицензии на осуществление добровольного имущественного страхования при отсутствии основания, предусмотренного пунктом 1 или 2 части 4 5 настоящей статьи.

4 7 . Перечень, указанный в абзаце втором части 4 4 настоящей статьи, подлежит размещению на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4 8 . Резидент признается исполнившим обязанность, предусмотренную пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в случае, если он обеспечил получение на свои банковские счета, открытые в уполномоченных банках, денежных средств от уполномоченного банка в качестве выплаты по банковской гарантии, выданной уполномоченным банком нерезиденту в пользу резидента в обеспечение исполнения обязательств, предусмотренных заключенным между резидентом и нерезидентом внешнеторговым договором (контрактом), условиями которого предусмотрены передача нерезиденту товаров, выполнение для него работ, оказание ему услуг, передача ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в сумме и сроки, которые предусмотрены таким внешнеторговым договором (контрактом).";

3) в части 4 статьи 23:

а) пункт 9 после слов "акты государственных органов;" дополнить словами "документы, подтверждающие фиксацию сторонами внешнеторгового договора (контракта) факта порчи, повреждения, утраты товара, его естественной убыли при транспортировке; документы, свидетельствующие о принятии и рассмотрении продавцом (поставщиком) претензии, предъявленной в связи с нарушением условий внешнеторгового договора (контракта) о количестве и (или) качестве поставленных товаров; документы об урегулировании сторонами вопроса оплаты товара с учетом уменьшения его стоимости в результате порчи, повреждения, утраты или в случае его естественной убыли при транспортировке;";

б) в пункте 19 слова "части 4" заменить словами "частях 4 и 4 4 ".

Президент Российской Федерации В. Путин

image_pdf
image_print

Обзор основных изменений в сфере международных финансов, налогов и права с 01.01.2021


Илья Назаров, управляющий партнер

Принята новая форма Отчета о движении денежных средств и иных финансовых активов по личным зарубежным счетам в банках и иных организациях финансового рынка (ИОФР), применяемая с 2021 года (за отчетные периоды, начиная с 2020)


Постановлением Правительства России от 09 декабря 2020 г. №2051 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. № 819 и от 12 декабря 2015 г. № 1365» утверждены новые формы Отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов физического лица — резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации , применяемые с 01.01.2021 года, т.е. первый раз — с 2020 отчетного периода.

Но как пояснила в дальнейшем ФНС РФ, стоимостную оценку «иных активов» (ценных бумаг, страховых полисов и тд) физическим лицам первый раз будет необходимо указать в отчете за 2021 год в срок до 1 июня 2022 года, а юридическим лицам и ИП — также в отчете за 2021 год, но начиная с 1 квартала 2021 (напоминаю, что для рос юридических лиц и ИП установлен иной порядок подачи отчетов о движении средств по зарубженым счетам).

Утвержден новый список стран, с которыми Россия имеет соглашение об автоматическом обмене на 2021 год


Приказом ФНС России от 03.11.2020 N ЕД-7-17/788@ утвержден новый список стран на 2021 год, с которыми Россия имеет автоматический обмен финансовой информацией. По сравнению с предыдущим списком в актуальный список обмена ДОБАВЛЕНЫ: Турция и Нигерия (т.е. на счета в указанных странах с 2021 года возможны зачисления от нерезидентов по любым основаниям). Никакие страны из списка на 2021 год не исключены (т.е. новых страны, на счета в которых с 2021 года становится нельзя зачислять средства по сравнению с 2020 годом — нет).

Страны, которые продолжают НЕ обмениваться с Россией в автоматическом режиме (из наиболее популярных стран) на 2021 год: Великобритания (Соединенное Королевство), Остров Мэн и Нормандские острова (Гернси, Джерси), США, Канада, Литва, Черногория, Сербия, Македония, Албания, Таиланд, Украина, Грузия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Азербайджан, Молдавия и др. менее распространенные.

Таким образом, с 21 декабря 2020 года и в течение всего 2021 года на банковские счета в указанных странах от третьих лиц-нерезидентов возможно зачислять ТОЛЬКО:

  • проценты по депозитам/на остаток на счете
  • заработную плату или иные выплаты от работы по трудовому договору за пределами РФ
  • суммы излишне уплаченных и возвращаемых налогов
  • суммы, возвращаемые за непроданный товар/не выполненную услугу

Любые остальные зачисления от третьих лиц (НЕ близких родственников) будут считаться незаконными валютными операциями со штрафом 75-100% от суммы операции.

Повышена ставка НДФЛ 15%

Доходы, получаемые, начиная с 2021 года облагаются НДФЛ по ставке 15% при условии превышения суммы в 5 млн рублей. При этом, НДФЛ 15% уплачивается ТОЛЬКО с суммы превышения над 5 млн рублей.

Повышенная ставка налога касается всех доходов, за исключением доходов от продажи имущества (за исключением ценных бумаг), т.е. НЕ распространяется на доход от продажи квартиры, машины и тд.

В 2021 году расчета НДФЛ актуален только для налоговых агентов (российских организаций или ИП), выплачивающих доход в пользу физических лиц и имеющих обязанность уплатить НДФЛ в бюджет по новым правилам вместе с выплатой дохода. Для физических лиц, получающих доходы в 2021 году, расчет НДФЛ по новым правилам станет актуален только при декларировании такого дохода в 2022 году (по общим правилам в срок до 30 апреля 2022 года).

Нами в будущем дополнительно будет представлен детальный обзор изменений в НК РФ и примерами расчета НДФЛ по новым правилам.

Введение обязанности по уплате НДФЛ с процентов по вкладам в российских банках


Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 214.2. НК РФ регулирует особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, начиная с 2021 года. Основные положения:

НДФЛ облагается НЕ сумма вклада, а только доход в виде процентов, причем превышающий так называемый «необлагаемый максимум»;

НДФЛ облагается также доход в виде процента на остаток по расчетному счету (не вкладу);

налоговая база определяется как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на первое число налогового периода ;

Как рассчитать налог с процентам по вкладам с 2021 года, пример: ключевая ставка на 01.01.2021 = 4,25%, т.е. 1 млн руб. х 4,25% = 42.500 руб., т.е. это так называемый «необлагаемый максимум». Если доход в виде процентов за 2021 год превысит указанную сумму, то в бюджет нужно будет заплатить 13% с суммы превышения. Например, для вклада в размере 500.000 руб., со ставкой 5% годовых, размера дохода в виде процентов в год составит 500.000 руб. х 5% = 25.000 руб., что меньше необлагаемого максимума — налога НЕ возникнет. А вот при сумме вклада, например, 2.800.000 руб. при ставке 5%, сумма процентов за год составит 140.000 руб., и НДФЛ составит: (140.000 — 42.500) х 13% = 12.675 руб.

расчет НДФЛ к уплате будет производиться налоговым органом самостоятельно на основе переданной банком информации о сумме вкладов налогоплательщика в банках РФ. Самостоятельно декларировать полученный доход не требуется;

после обработки информации и произведении необходимых расчетов налоговый орган в срок до 1 декабря (первый раз — в срок до 01 декабря 2022 года) будет направлять налогоплательщикам квитанции на уплату НДФЛ в процентов по вкладам аналогично направлению квитанций на уплату имущественного налога;

Контроль за оборотом наличных с 10 января 2021 года


С 2021 года устанавливаются дополнительные меры по контролю за расчетами наличными, в частности ФЗ от 13 июля 2020 г. № 208-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля” Фз-115 вносятся изменения о том, что в Росфинмониторинг подлежат передаче сведения о фактах совершения следующих операций:

  • операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемые по сделке (купля-продажа, мена, дарение и любые иные сделки, предметом которых выступает недвижимость) с недвижимым имуществом, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее;
  • операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга), если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее (дискуссионный пункт, т.к. формально внесение наличных на банковский счет в размере, превышающем 600 тыс руб, под контроль и передачу в Росфинмониторинг НЕ подпадают);
  • операции почтового перевода денежных средств, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее;
  • операции по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее (иными словами — снятие с мобильного телефона более 100 тыс руб. (которые третье лицо обычно туда зачисляло);
  • операции по снятию наличных со счета юридического лица

При этом, выведена из-под контроля в частности операция по переводу денежных средств за границу на счёт (вклад), открытый на анонимного владельца , и поступление денежных средств из-за границы со счёта (вклада), открытого на анонимного владельца .

Все описанные меры ужесточения контроля направлены на выявление расчетов «серыми» или «черными» наличными, при которых будет видно, что производимые расходы, превышают получаемые налогоплательщиком доходы, с которых уплачены налоги, а следовательно имеют место быть нелегальные заработки. Иными словами, приобретение квартиры стоимостью 15 млн руб., при официальных доходах в 1 млн руб./год может вызвать вопросы налоговиков об источниках происхождения остальных средств на покупку.

Читайте также: