Налогообложение в рк является всеобщим и обязательным это принцип

Опубликовано: 21.09.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
    Фото Всеволода Альшанского, Кублог

    К экономическим принципам налогообложения относят принцип справедливости, принцип соразмерности налогообложения, принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, принцип экономической эффективности налогообложения, принцип рентабельности налоговых мероприятий. Второй уровень — юридические принципы налогообложения. Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

    Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725-1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Назовем важнейшие из них.

    1. Мировая история

    Известно, что справедливость — категория чрезвычайно тонкая, сложная для определения. Недаром это распространенное в повседневной риторике понятие юридически не определено. С точки зрения права «справедливость» — чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае. Поэтому понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий.

    Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «…соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц.

    При этом проблема справедливости налогообложения напрямую увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков.

    Вместе с тем справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия.

    2. Принцип определенности налогообложения. Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения — большее зло, чем неравномерность налогообложения.

    3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его.

    4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

    По Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».

    Приведенные классические принципы дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917):

    1. Финансовые принципы организации налогообложения:

    • достаточность налогообложения;
    • эластичность (подвижность) налогообложения.
    2. Народнохозяйственные принципы:

    • надлежащий выбор источника налогообложения, т.е. решение вопроса о том, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;
    • правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их предложения.
    3. Этические принципы, принципы справедливости:

    • всеобщность налогообложения;
    • равномерность налогообложения.
    4. Административно-технические правила или принципы налогового управления:

    • определенность налогообложения;
    • удобство уплаты налога;
    • максимальное уменьшение издержек взимания.
    Исторически принципы налогообложения первоначально формировались как элемент налоговой идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX — начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых систем (в первую очередь в европейских государствах) и получили свою практическую реализацию.

    2. Российская современность

    1. Принцип законности налогообложения;
    2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения;
    3. Принцип справедливости налогообложения;
    4. Принцип публичности налогообложения;
    5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
    6. Принцип экономической обоснованности налогообложения;
    7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
    8. Принцип определенности налоговой обязанности;
    9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;
    10. Принцип единства системы налогов и сборов.
    Основные критерии выявления и включения принципов налогообложения в вышеприведенную систему следующие:

    • Во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).
    • Во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве).
    • В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную систему может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.
    Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

    1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

    2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

    В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

    Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

    В развитие этих положений в абз. 2 п. 2 ст. 3 НК запрещено устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, а также налоговые льготы в зависимости от формы собственности (государственная — федеральная и субъектов РФ, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

    3. Принцип справедливости налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

    Впоследствии данный принцип был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «…При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».

    4. Принцип публичности налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. «Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества» (Пункт 3 постановления КС РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. Ст. 197.).

    5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (установление его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.

    6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

    7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

    8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

    9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики.Данный принцип конституционный, закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

    10. Принцип единства системы налогов и сборов. Правовое значение необходимости существования рассматриваемого принципа налогового права продиктовано задачей унифицировать налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

    В Республике Казахстан обязанность платить налоги возведена в ранг конституционной обязанности граждан. Конституция Республики Казахстан говорит об обязанности уплачивать на только налоги, но и сборы, а также другие обязательные платежи.

    Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

    Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

    Рисунок 11.2 - Функции налогов

    Согласно Налоговому кодексу РК, налоги - это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

    Функции налогов - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

    Важнейшей функцией налогов является фискальная функция, характерная для всех государств. При помощи фискальной функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно фискальная функция налогов позволяет налогам реализовать свое общественное назначение - мо-билизация определенной суммы денежных средств государству, без кото-рых оно не может существовать.

    Следующей функцией налогов является регулирующая функция. При помощи финансово-экономических методов государство воздействует на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном направлении. В условиях рынка сводятся к минимуму административные методы управления и остается система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью.

    Налогообложение должно не угнетать, а стимулировать производство. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определенных отраслей. Изменяя налоговые ставки, государство создаёт дополнительные стимулы для отдельных элементов финансовых потоков и потоков товаров.

    Стимулирующая функция настолько перекликается с регулирующей, насколько с помощью налогов государство имеет возможность целенаправленно стимулировать капиталовложения, экономическую активность, создавать новые рабочие места. Перераспределительная функция заклю- чается в том, что посредством налогов в бюджете концентрируются средства, направляемые на решение общегосударственных проблем, финансирование целевых программ и т. д. Государство направляет средства в инвестиции, в капиталовложение и фондовые отрасли с длительными сроками окупаемости затрат, добывающие отрасли, социальные нужды. В процессе сбора и использования налогов возникают распределительные и перераспределительные отношения.

    Благодаря контрольной функции, оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику. Осуществление контрольной функции зависит от налоговой дисциплины, суть которой в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объёме уплачивали налоги.

    Сущность социальной функции проявляется в различном подходе к налогообложению тех или иных товаров и услуг. Так, государство вводит высокие акцизные налоги на вино-водочную и табачную продукцию и предоставляет льготы учреждениям социально культурной сферы, не только потому, что первые способны платить высокие налоги, а вторые нет, но и потому, что государство стремится способствовать увеличению культурно образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья.

    В налоговой практике существует три способа взимания налогов.

    Первый способ - кадастровый - предлагает использование кадастра.

    Кадастр - это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения..

    При втором способе налог удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога (у источника дохода). Таким путём выплачивается налог с заработной платы. Налог удерживается посредником - сборщиком до получения дохода субъектом, что снижает возможность уклонения его от уплаты налога.

    Третий способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах.

    Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций) и численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а так же граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

    Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на имущество) и прямо пропорциональны платежес

    Рисунок 11.3 - Классификация налогов

    Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенный налог - налог, где субъект налогообложения перекладывает бремя налогообложения на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Примерами таких налогов выступают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины.

    Денежная форма, как уже отмечалось выше, является преобладающей формой уплаты налога. Однако, как в прошлом, так и в настоящем известны и натуральные налоги. Так, Налоговый кодекс РК допускает натуральную форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемым контрактом на недропользование.

    Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня, как общий денежный фонд соответствующей территории, и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.

    Целевые налоги обычно зачисляют во внебюджетные целевые фонды или выделяют в бюджете отдельной строкой.

    Существуют юридические и экономические признаки налога. К юридическим признакам налога относятся:

    установление налога государством;

    существование налога только в правовой форме;

    установление налога надлежащим органам и актам, надлежащей правовой формы (признак законности налога);

    принудительный характер налога;

    налог является обязательным платежом;

    уплата налога является юридической обязанностью;

    порождения налогом стабильных финансовых обязательств;

    правомерность изъятия денег;

    обеспечение уплаты налога мерами государственной ответственности;

    наличие государственного контроля за уплатой налога.

    К экономическим признакам налога можно отнести следующие:

    налог выступает в качестве платежа государству;

    стабильный характер налоговых отношений;

    наличие объекта обложения;

    определенность субъекта и размера налога;

    фиксированность сроков уплаты;

    налог является доходом государства;

    смена формы собственности при уплате налога.

    Налоговая система представляет собой совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения органов налоговой службы.

    Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

    объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

    субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

    источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;

    ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога;

    ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

    налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога;

    срок уплаты налога - срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пеня в зависимости от про-сроченного срока;

    правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога. 1 [ринцип обязательности налогообложения

    Налогоплательщик обязан исполнять налоговое обязательство, налоговый агент - обязанное ^ но исчислению, удержанию и перечислению Налогов В соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан в полном объеме и в установленные сроки.

    Налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает установление в налоговом законодательстве Республики Казахстан всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов. Принцип справедливости налогообложения

    Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным, а также запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального Характера.

    Принцип единства налоговой системы

    Налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков (налоговых агентов). Принцип гласности налогового законодательства РК

    Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию официальных изданиях 15. Рисунок 11.4 - Принципы налогообложения

    масштаб налогообложения - единица, которая кладётся в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т. д.

    единица обложения - единица измерения объекта (по подоходному налогу - денежная единица страны (тенге), по земельному налогу - гектар, акр и т. д.).

    Налоговая система должна отвечать следующим требованиям:

    стабильность налоговой системы;

    упорядоченность механизма сбора налогов, а это, в свою очередь, упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов;

    равенство перед законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики. Достижение большого единообразия облегчит удов-

    летворение других критериев удачной налоговой политики, оно способствует упрощению налогов и в это является вкладом в их нейтральность;

    законодательное право налогоплательщика на информацию.

    простота налоговой системы. Способ реального упрощения - значительная переориентировка налоговой политики от потребностей относительного положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономического поведения и сделок.

    Роль налогов в деятельности государства и в жизни общества проявляется через налоговую политику и налоговый механизм.

    Налоговая политика - составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых орга-нами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.

    Цели налоговой политики:

    обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РК, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

    содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предприни-мательства;

    обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

    Основу налоговой политики государства составляет использование государством налогов и их функций для воздействия на экономические процессы. Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Налоговый механизм законодательно закрепляется в Налоговом кодексе. В зависимости от экономической политики государства изменяется роль и значение налоговых поступлений, меняется механизм, происходит их обновление и совершенствование.

    Ключевые слова: иностранные инвестиции, таможенные пошлины, налоговый механизм, налоговый агент, налоговая политика, налоговая система, ставка налога, субъект налога, объект налога, кадастр, денежный фонд, контрольный счет наличности.

    Вопросы для самоконтроля:

    Дайте определение поступлениям в бюджет.

    Что представляет собой система поступлений в бюджет?

    Охарактеризуйте структуру поступлений бюджета

    Что включают в себя поступления от продажи основного капитала?

    Как изменяется удельный вес составляющих поступлений бюджета в ходе экономического цикла?

    Что представляют собой налоговые поступления?

    Перечислите основные виды налогов, функционирующих в Казахстане на современном этапе развития экономики.

    Перечислите источники поступлений республиканского бюджета?

    Какие налоги составляют основу поступлений местных бюджетов?

    Какие виды налогов поступают на контрольный счет наличностей Национального фонда Республики Казахстан?

    Что представляют собой неналоговые поступления?

    Перечислите отличительные черты неналоговых форм мобилизации финансовых ресурсов от налоговых поступлений бюджета.

    Охарактеризуйте состав неналоговых поступлений бюджета.

    Какие функции выполняют налоги?

    По каким признакам и как классифицируются налоги?

    Перечислите основные принципы налогообложения.

    Что представляет собой налоговая система? Какие требования предъявляются в современной налоговой системе?

    Какую цель преследует современная налоговая система?

    Тематика эссе, рефератов, докладов:

    Налоги, сборы и другие обязательные платежи в местные бюджеты Республики Казахстан

    Доходы государственного бюджета РК.

    Поступления в бюджет, их источники и классификация.

    Характеристика, роль и значение налоговых поступлений в бюджет.

    Характеристика, роль и значение неналоговых поступлений в бюджет.

    Характеристика, роль и значение поступлений от продажи финансовых активов государства.

    Характеристика, роль и значение доходов от продажи основного капитала в поступлениях государственного бюджета.

    Теоретические основы построения налоговой системы Республики Казахстан.

    Налоговая система зарубежных государств.

    Становление налоговой системы Республики Казахстан.

    Реформирование налоговой системы РК.

    Современное состояние и перспективы развития налоговой системы Казахстана.

    Налоговая система государства и принципы ее построения (на примере ).

    14.3арубежный опыт функционирования налоговой системы

    Возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании налого-вой системы

    Действующая структура налоговой системы Республики Казахстан.

    Налоговая система и ее влияние на национальное производство в современном Казахстане.

    Всеобщее и обязательное

    А. Жакупова, судья Актюбинского областного суда

    Налоговое законодательство в соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РК основывается на Конституции РК, состоит из настоящего кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим кодексом.

    В силу ст. 4 Конституции РК нормативные постановления Верховного Суда РК, регулирующие налоговые правоотношения, также включаются в состав действующего права. Конституцией РК предусмотрено, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого (ст. 35).

    Основанием для налогообложения является совокупность юридических фактов, с которой законодательство РК связывает возникновение обязанности по уплате налога. Данный принцип закреплен нормативно в п. 1 ст. 26 Налогового кодекса РК, согласно которому налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством.

    Из содержания п. 1 ст. 26 и ст. 27 НК РК следует, что налоговое обязательство появляется у лица при одновременном наличии двух юридических фактов: лицо является плательщиком налога; у лица появляется объект налогообложения.

    Где кроется идея

    Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) впервые обосновал основные пять принципов налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: ставших классическими, желательных в любой системе экономики. Эти принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного государства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами.

    Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Следующие принципы, обоснованные А. Смитом, названы позднее «Декларацией прав плательщика»:

    1) принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности; как считал А. Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;

    2) принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: «. соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»;

    3) принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

    4) принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

    5) принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.)

    Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. И в настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:

    1) принцип справедливости;

    2) принцип соразмерности;

    3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;

    4) принцип экономичности (эффективности).

    В проекции на реальность

    На основе принципов налогообложения Адама Смита к настоящему времени сложились две реальных концепции налогообложения.

    Первая, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг, должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется, главным образом, на основе этого принципа. (Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.)

    Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающейся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу (когда физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства) необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.

    Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

    Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 500 000 тн. у лица, получающего пять млн. тн. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. Нельзя сравнить этот эффект с тем, когда берут 5 000 тн. у человека с доходом в 50 000 тн. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители, действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.

    Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от требований момента и потребности правительства в доходах.

    Современные налоговые системы используют обе концепции налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

    Актуальные аспекты взимания

    Учение о принципах налогообложения не стояло на месте. Основные принципы, разработанные А. Смитом, были изучены и дополнены новыми, экономически обоснованными положениями. В частности, (немецкий экономист Адольф Вагнер) отдельные ученые выделяют три группы принципов взимания налогов:

    1) этические принципы обложения, куда относят:

    - соразмерность обложения с платежеспособностью;

    2) принципы управления налогами, это:

    - удобность обложения и взимания налогов для их плательщиков;

    3) народнохозяйственные принципы, к которым относятся:

    - надлежащий выбор источников налогов;

    - правильная комбинация совокупности налогов в такую систему, которая обеспечивала бы при возможности соблюдение этических принципов и принципов управления, а также достаточность поступления и эластичность на случай чрезвычайных государственных нужд.

    Также принципы налогообложения подразделяют на экономические, юридические, организационные.

    1. Экономические, это:

    - принцип хозяйственной независимости;

    - принцип учета интересов налогоплательщиков;

    2. Юридические, к ним относятся:

    - принцип нейтральности (равного налогового бремени);

    - принцип установления налогов законами;

    - принцип приоритета налогового закона над неналоговым;

    - принцип отрицания обратной силы налогового закона;

    - принцип наличия в законе существенных элементов налога;

    - принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений.

    3. Организационные, такие, как:

    - принцип единства налоговой системы;

    - принцип подвижности налогообложения;

    - принцип стабильности налоговой системы;

    - принцип множественности налогов;

    - принцип исчерпывающего перечня налогов.

    Согласно принципу справедливости (равенства налогообложения) каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Две центральные идеи - 1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика; 2) кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов.

    Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета.

    Задача законодателя - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономической активности налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.

    Учет интересов налогоплательщика

    Следовательно, налогообложение как экономическая категория имеет свои пределы, определяемые в соответствии с принципом соразмерности.

    Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или другую сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых являются политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и др.

    Принцип учета интересов налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.

    Принцип экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому «каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны, превышать затраты на его обслуживание причем в несколько раз.

    Из принципов экономических вытекают принципы юридические - это общие и специальные принципы налогового права, ибо налогообложение есть смена форм собственности.

    Налоговый кодекс нашей республики полностью отражает общеустановленные юридические принципы. Например, принцип нейтральности (равного налогового бремени) - налоги для всех налогоплательщиков одинаковы, ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, не предусмотренных НК РК, данное положение закреплено в п. 2 ст. 2 НК РК.

    В п. 3 названной нормы закреплен принцип установления налогов законами. Так, налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке и на условиях, установленных НК РК.

    Нашел свое отражение в п. 4 ст. 2 НК РК принцип приоритета налогового закона над неналоговым: в налоговых отношениях - при наличии противоречия между настоящим кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан в целях налогообложения действуют нормы настоящего кодекса. Запрещается включение в неналоговое законодательство РК норм, регулирующих налоговые отношения, кроме случаев, предусмотренных настоящим кодексом.

    В соответствии с п. 2 ст. 3 НК РК - законодательные акты РК, вносящие изменения и дополнения в настоящий кодекс, за исключением изменений и дополнений по налоговому администрированию, особенностям установления налоговой отчетности, а также улучшению положения налогоплательщиков (налоговых агентов), могут быть приняты не позднее 1 ноября текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (принцип отрицания обратной силы налогового закона).

    Принцип наличия в законе существенных элементов налога: в Налоговом кодексе установлены виды налогов, плательщики налогов, объекты налогообложения и налогооблагаемый доход.

    Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений регулируется налоговой политикой государства, отраженной в ст. 10 НК РК и определяемой совокупностью мер по установлению новых и отмене действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменению ставок, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет в целях обеспечения финансовых потребностей государства на основе соблюдения баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков.

    Организационные принципы налогообложения - положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Данные принципы отражают: 1) единство и стабильность налоговой системы; 2) подвижность и множественность налогов.

    Из п. 1 ст. 4 НК РК усматривается, что налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах налогообложения. К принципам налогообложения относятся: принципы обязательности, определенности, справедливости налогообложения; единства налоговой системы и гласности налогового законодательства.

    Принцип обязательности налогообложения означает, что налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и в установленные сроки.

    Законодатель исходит из добросовестности налогоплательщика. Согласно п. 1 ст. 31 НК РК исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

    Принцип определенности налогообложения означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика.

    Принцип справедливости налогообложения - налогообложение в РК является всеобщим и обязательным. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера.

    Принцип единства налоговой системы - налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков.

    Принцип гласности налогового законодательства - нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.

    Из п. 2 названной нормы следует, что положения налогового законодательства РК не могут противоречить принципам налогообложения, установленным настоящим кодексом.

    В дружественной стране

    В Налоговом кодексе РФ установлен принцип отсутствия дискриминационного характера налогов: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других подобных критериев. Кроме того, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (кроме ввозных таможенных пошлин); полагаем, что данный принцип перекликается с принципом справедливости.

    Также в НК РФ закреплен принцип приоритетности налогоплательщика, так называемая презумпция невиновности налогоплательщика - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Думается, если бы такой принцип был включен в налоговое законодательство РК, то судебная практика по налоговым спорам складывалась несколько по иному.

    Имеются и иные подразделения принципов налогового закона. Например, по своему содержанию юридические принципы налогообложения можно подразделить на следующие группы: принципы налогового права, отражающие сущность налога; принципы, используемые в ходе разработки налогового законодательства; принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение прав и свобод налогоплательщиков.

    Завершая, хотелось отметить, что принципы налогового права очень важны. Они имеют не столько теоретическую ценность, сколько практическую. Реализация в полной мере юридических принципов означает демократический подход публичной власти к частным интересам.

    ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом

    Настоящий Кодекс регулирует властные отношения по установлению, введению и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком (налоговым агентом), связанные с исполнением налогового обязательства.

    Статья 2. Налоговое законодательство Республики Казахстан

    1. Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.

    См.: Нормативное постановление ВС РК от 27 февраля 2013 года № 1 «О судебной практике применения налогового законодательства»

    2. Ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, не предусмотренных настоящим Кодексом.

    3. Налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.

    4. При наличии противоречия между настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан в целях налогообложения действуют нормы настоящего Кодекса. Запрещается включение в неналоговое законодательство Республики Казахстан норм, регулирующих налоговые отношения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

    5. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, применяются правила указанного договора.

    Статья 3. Действие налогового законодательства Республики Казахстан

    1. Налоговое законодательство Республики Казахстан действует на всей территории Республики Казахстан и распространяется на физических лиц, юридические лица и их структурные подразделения.

    Пункт 2 статьи 3 введен в действие с 1 июля 2011 года в соответствии со статьей 1 Закона РК от 10.12.08 г. № 100-IV

    2. Законодательные акты Республики Казахстан, вносящие изменения и дополнения в настоящий Кодекс, за исключением изменений и дополнений по налоговому администрированию, особенностям установления налоговой отчетности, а также улучшению положения налогоплательщиков (налоговых агентов), могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

    Статья 4. Принципы налогообложения в Республике Казахстан

    1. Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах налогообложения. К принципам налогообложения относятся принципы обязательности, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства Республики Казахстан.

    2. Положения налогового законодательства Республики Казахстан не могут противоречить принципам налогообложения, установленным настоящим Кодексом.

    Статья 5. Принцип обязательности налогообложения

    Налогоплательщик обязан исполнять налоговое обязательство, налоговый агент - обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан в полном объеме и в установленные сроки.

    Статья 6. Принцип определенности налогообложения

    Налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает установление в налоговом законодательстве Республики Казахстан всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов.

    Статья 7. Принцип справедливости налогообложения

    1. Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным.

    2. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера.

    Статья 8. Принцип единства налоговой системы

    Налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков (налоговых агентов).

    Статья 9. Принцип гласности налогового законодательства Республики Казахстан

    Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.

    Статья 10. Налоговая политика

    Налоговая политика - совокупность мер по установлению новых и отмене действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменению ставок, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет в целях обеспечения финансовых потребностей государства на основе соблюдения баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков.

    Статья 11. Консультационный совет по вопросам налогообложения

    1. В целях выработки предложений по устранению неясностей, неточностей и противоречий, которые могут возникнуть в ходе исполнения налоговых обязательств, а также по пресечению возможных схем уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет Правительство Республики Казахстан вправе создать Консультационный совет.

    2. Состав и положение о Консультационном совете утверждаются Правительством Республики Казахстан.

    Читайте также: