Налогообложение резидентов особых экономических зон

Опубликовано: 15.05.2024

Резиденты особых экономических зон пользуются определенным набором налоговых льгот, гарантированных законодательством. В частности, льготы могут быть предусмотрены посредством снижения ставок по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам.

Публикация

Особая экономическая зона представляет собой часть территории России, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый порядок осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

С 2012 г. внесены изменения в порядок создания ОЭЗ и предоставления резидентам зон налоговых льгот в соответствии с Федеральным законом от 30.11.11 № 365-ФЗ. Кроме того, закон вводит понятие кластера, как совокупности особых экономических зон одного или нескольких типов. Особые экономические зоны теперь могут создаваться на 49 лет.

Цель создания особых экономических зон в первую очередь заключается в развитии высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработке и производстве новых видов продукции, расширении транспортно-логистической системы.

В настоящее время в России создано 25 особых экономических зон, 4 из которых специализируются на развитии промышленного производства, 4 – на технологических инновациях, 14 – на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 – на развитии портово-логистических и транспортных узлов. Первыми появились промышленные зоны в Липецке и Алабуге (Татарстан), которые, по оценкам экспертов, функционируют наиболее успешно.

На территории ОЭЗ действует особый режим ведения предпринимательской деятельности:

  • наличие инфраструктуры для развития бизнеса (инновационная, инженерная, транспортная, социальная);
  • режим свободной таможенной зоны;
  • ряд налоговых преференций – снижение ставок по налогу на прибыль, налогу на имущество и др.;
  • система администрирования «одно окно».
Налоговые преференции для инвесторов особых экономических зон предусмотрены как на федеральном, так и региональном уровнях. Их объем зависит от типа особой экономической зоны и законодательства субъекта Российской Федерации, на территории которого создана особая экономическая зона.

Налогообложение резидентов особых экономических зон осуществляется по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах. Иными словами, резиденты ОЭЗ на общем режиме исчисляют налоги, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, основными из которых являются НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество и др.

Действующее законодательство позволяет резидентам особых экономических зон применять также специальные режимы налогообложения (например, упрощенную систему налогообложения). В этом случае резидент ОЭЗ должен соблюдать условия применения специального налогового режима, установленные для всех налогоплательщиков.

Отличительной особенностью ведения деятельности резидентами всех ОЭЗ является наличие ряда налоговых преференций. Их перечень не является единым для ряда ОЭЗ, более того, он не является единым и для ОЭЗ одного типа. Поэтому комплексный подход к рассмотрению вопроса налогообложения резидентов особых экономических зон в полной мере применить нельзя.

Резиденты ОЭЗ пользуются некоторым набором налоговых льгот, гарантированных законодательством. В частности для организаций, зарегистрированных в ОЭЗ, могут быть предусмотрены льготы посредством снижения ставок по налогу на прибыль, налогу на имущество организации, земельному и транспортному налогам (табл.).

Таблица

Налог ОЭЗ Российская Федерация
Налог на прибыль* 15,5-16 20
Налог на имущество 0 2,20
Земельный налог 0 1,50
Транспортный налог (руб./л.с.) 0 10-150
Страховые взносы** 14 30
* Зависит от ОЭЗ
** Применяется только к инвесторам технико-внедренческих зон

Помимо снижения ставок налоговых платежей резидентам особых экономических зон ст. 38 Федерального закона от 22.07.05 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах Российской Федерации» предоставлена гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства, которая позволяет обеспечить стабильность налоговых льгот инвесторам ОЭЗ.

Налог на добавленную стоимость

В силу подп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС на территории Российской Федерации освобождаются операции по проведению работ, оказанию услуг резидентами портовой особой экономической зоны в портовой особой экономической зоне.

Обязанность ведения раздельного учета в случае, если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие обложению НДС, и операции, освобождаемые от налогообложения, предусмотрена п. 4 ст. 149 НК РФ. Таким образом, при осуществлении операций в портовой ОЭЗ, освобождаемых от налогообложения, и операций, подлежащих обложению НДС, налогоплательщик обязан вести раздельный учет данных операций.

В соответствии с подп. 1 п.1 ст.164 НК РФ обложение НДС по ставке 0 % производится при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы подтверждающих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Режим свободной таможенной зоны, установленный на территории особой экономической зоны, позволяет снизить издержки при реализации инвестиционных проектов и запуске производств, для создания которых часто требуется ввозить на территорию России оборудование и компоненты. Ввозимые на территорию зоны иностранные товары (оборудование, сырье, комплектующие, строительные материалы) размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и НДС.

Налог на прибыль

Льготные ставки по налогу на прибыль организаций для резидентов особых экономических зон установлены ст. 284 НК РФ.

С 1 января 2012 г. резиденты особых экономических зон могут применять нулевую ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ). По общему правилу указанная ставка составляет 2 % (п. 1 ст. 284 НК РФ). Такой льготой имеют право воспользоваться только резиденты:

  • технико-внедренческой особой экономической зоны до 1 января 2018 г.;
  • туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства РФ в кластер, до 1 января 2023 г.
Нулевая ставка применяется к прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой на территории соответствующей ОЭЗ. Необходимым условием применения льготной ставки является ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности в ОЭЗ и за ее пределами (п. 1.2 ст. 284 НК РФ). Раздельный учет доходов и расходов резиденты ведут в общеустановленном порядке в соответствии с действующим законодательством (письмо Минфина России от 26.10.11 № 03-11-10/55).

При использовании льготной ставки организациям ОЭЗ следует помнить, что право на ее применение возникает только с первого числа отчетного периода, следующего за периодом, в котором был приобретен статус резидента. Если в течение отчетного периода налогоплательщик утрачивает указанный статус, то «нулевая» ставка не применяется с начала этого отчетного периода.

Изменения, вступившие в силу с 1 января 2012 г., также коснулись ставок по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ для резидентов ОЭЗ данная ставка не должна превышать 13,5 % и может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков законами субъектов Российской Федерации.

Помимо снижения ставок по налогу на прибыль резидентам предоставлены и иные льготы, в частности применение ускоренной амортизации. Резиденты промышленно-производственной и туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе в отношении собственных основных средств применять к норме амортизации специальный коэффициент, не превышающий 2.

Существуют и иные преференции по исчислению и уплате налога на прибыль для резидентов ОЭЗ, в частности, резиденты особой экономической зоны в Калининградской области применяют особый порядок уплаты налога на прибыль организаций, установленный ст. 288.1 НК РФ.

Льготный порядок уплаты налога применяется в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта. Согласно ст. 288.1 НК РФ доходы резидентов ОЭЗ в Калининградской области, полученные при реализации инвестиционного проекта, в течение первых шести лет облагаются по ставке 0 %. В период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно ставка налога на прибыль уменьшается на 50 %. Применение особого порядка возможно только при организации раздельного учета доходов и расходов при реализации инвестиционного проекта.

Транспортный налог

Транспортный налог относится к числу региональных. При его установлении законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы по его уплате. Например, налоговые льготы по транспортному налогу предусмотрены ст. 9 Закона г. Москвы от 09.07.08 № 33 «О транспортном налоге»: от его уплаты освобождаются резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград". Льгота предоставляется сроком на пять лет с момента регистрации транспортного средства, право на льготу подтверждается выпиской из реестра резидентов особой экономической зоны.

Помимо Москвы, льготы по транспортному налогу предоставляются в Томской и Липецкой областях, Краснодарском крае, г. Дубне, Татарстане.

Налог на имущество организаций

Статьей 381 НК РФ предусмотрена льгота для резидентов ОЭЗ в виде освобождения от уплаты налога на имущество на 10 лет. При этом возможно, если имущество учитывается на балансе резидента ОЭЗ, создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ в рамках соответствующего соглашения, используется и расположено на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании зоны.

Помимо льгот, установленных в целом для резидентов ОЭЗ, законодательством предусмотрены преференции, которые могут применяться только на территории определенной зоны. Например, в ОЭЗ в Калининградской области существует особый порядок уплаты налога на имущество, установленный ст. 385.1 НК РФ. Он применяется к имуществу, созданному или приобретенному при реализации инвестиционного проекта в соответствии с Федеральным законом от 10.01.06 № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Организации получают право уплачивать налог на имущество первые 6 календарных лет, начиная со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области, по ставке 0 %; с 7-го по 12-й календарный год включительно – на 50 % меньше ставки, установленной законом Калининградской области.

Земельный налог

Статьей 395 НК РФ предусмотрена налоговая льгота для резидентов особых экономических зон (кроме судостроительных организаций) в виде освобождения от уплаты налога сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на земельный участок.

Кроме того, с 1 января 2012 г. освобождены от уплаты налога судостроительные организации - резиденты промышленно-производственной особой экономической зоны в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения производственного назначения. Это недвижимое имущество должно находиться в собственности налогоплательщика и использоваться для строительства и ремонта судов. Освобождение действует в течение 10 лет со дня регистрации судостроительной организации в качестве резидента ОЭЗ.

Упрощенная система налогообложения

Действующее законодательство позволяет резидентам некоторых особых экономических зон применять специальные налоговые режимы, например, упрощенную систему налогообложения. В этом случае резиденты особых экономических зон должны соблюдать условия применения специального режима, установленные законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем местными законами могут быть предусмотрены льготы по уплате налога при упрощенной системе налогообложения. В частности, Законом Томской области от 07.04.09 № 51-ОЗ «Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения» установлена пониженная ставка 5 % ¬ ¬- для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» и являющихся резидентами технико-внедренческой зоны г. Томска.

Для некоторых особых экономических зон установлен запрет на применение упрощенной системы налогообложения. Например, ограничение в виде невозможности применения УСН установлены п. 2, 3 ст. 4 для резидентов ОЭЗ в Калининградской области.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

Для определенной группы резидентов особых экономических зон, осуществляющих выплаты физическим лицам, установлены пониженные тарифы страховых взносов. К данной группе страхователей относятся организации и индивидуальные предприниматели, которые:

  • заключили с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производят выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой или промышленно-производственной ОЭЗ;
  • заключили с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производят выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер.
В течение 2012 - 2017 гг. организации ОЭЗ, имеющие право на применение пониженного тарифа, уплачивают страховые взносы по совокупному тарифу в размере 14 %, из которых 8 % уплачивается в ПФР, 2 % - в ФСС РФ и 4 % - в ФОМС.

Таким образом, резиденты особых экономических зон получают экономию в части уплаты страховых взносов в размере 16 % с выплат, осуществляемых в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.

Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон


Существуют общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы:

  1. Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
  2. Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет в зависимости от зоны с момента постановки имущества на учет при выполнении следующих условий:
  • имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории зоны;
  • указанное имущество находится на территории зоны;
  • имущество фактически используется на территории зоны.
  1. Преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента регистрации транспортного средства.
  2. На федеральном уровне инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5-10 лет в зависимости от зоны с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на ее территории.

В зависимости от типа зон инвесторам предоставляются дополнительные льготы:

Вид налога

Ставка налога с учетом льгот

Сроки действия льгот

Основания

Технико-внедренческие ОЭЗ

(ОЭЗ «Томск», ОЭЗ «Зеленоград», ОЭЗ «Дубна», ОЭЗ «Санкт-Петербург», ОЭЗ «Иннополис»)

16

Тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших
с органами управления особыми экономическими зонами соглашения
об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим
в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне

Общий объем взносов – 34%

Наименование

2011 год

2012-2017 годы

2018 год

2019 год

ч. 4, 5 ст. 8,
п. 5 ч. 1, ч. 3

ст. 58 Федерального закона 212-ФЗ
от 24.07.2009 г.

п. 5 ч. 4, ч. 7 ст. 33 Федерального закона № 167-ФЗ
от 15.12.2001 г.

Пенсионный фонд Российской Федерации

8,0 %

8,0 %

13,0 %

20,0 %

Фонд социального страхования Российской Федерации

2,0 %

2,0 %

2,9 %

2,9 %

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

2,0 %

4,0 %

5,1 %

5,1 %

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

2,0 %

0,0 %

0,0 %

0,0 %

Всего

14 %

14 %

21%

28 %

2

Налог на прибыль организаций

2.1

В части, зачисляемой
в федеральный бюджет действующая
ставка- 2 %

Для резидентов ОЭЗ ставка налога составляет 0 %

с 1 января 2012 года до 1 января 2018 года

п.1.2 ст.284 НК РФ

2.2

В части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта действующая
ставка- 18%

Для резидентов ОЭЗ может быть установлена пониженная ставка налога, но не более 13,5 %

Устанавливается законом субъекта РФ

п.1 ст. 284 НК РФ

10 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ

Закон Томской области
от 13.03.2006
№ 30-ОЗ

до 1 января 2016 года

Закон г. Москвы
от 05.07.2006
№ 31

5 лет с момента регистрации в качестве
резидента ОЭЗ

Закон Московской области
от 24.11.2004
№ 151/2004-ОЗ

На весь период существования ОЭЗ

Закон Санкт-Петербурга
от 14.07.1995
№ 81-11

Законодательство субъекта РФ не сформировано

Прочие льготы по налогу на прибыль организаций на срок существования особой экономической зоны (49 лет).

Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

п. 2 ст. 262 НК РФ

3.

Налог на имущество организаций

(налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %)

Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, при условии того, что имущество:

  • учитывается на балансе резидента ОЭЗ
  • создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ
  • используется на территории ОЭЗ
    в рамках соглашения о создании ОЭЗ
  • расположено на территории ОЭЗ

10 лет с момента постановки имущества
на учет

Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 17 ст. 381 НК РФ

Управляющие компании ОЭЗ освобождаются
от уплаты налога на имущество, при условии того, что:

  • недвижимое имущество, указанное в соглашении о создании ОЭЗ учитывается
    на балансе в качестве объектов основных средств
  • создано или приобретено в целях осуществления деятельности на территории ОЭЗ
  • имущество, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, расположено
    на территории ОЭЗ

10 лет с момента постановки имущества
на учет

Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 23 ст. 381 НК РФ

4.

Транспортный налог

Льгота устанавливается Законом субъекта РФ,
на территории которого создана ОЭЗ

Устанавливается Законом субъекта РФ

ст. 356 НК РФ

10 лет с момента регистрации в качестве резидента ОЭЗ

Закон Томской обл. от 04.10.2002
№ 77-ОЗ

Освобождение от уплаты транспортного налога

5 лет с момента регистрации ТС

Закон г. Москвы
от 09.07.2008 № 33

Освобождение от уплаты транспортного налога

(кроме автомобилей легковых, водных
и воздушных транспортных средств)

5 лет с момента регистрации ТС

Закон Московской области
от 24.11.2004
№ 151/2004-ОЗ

5 лет с момента регистрации ТС

Закон Санкт-Петербурга
от 14.07.1995
№ 81-11

Законодательство субъекта РФ не сформировано

5.

Земельный налог

(действующая ставка
1,5 %)

Освобождение резидентов ОЭЗ от уплаты земельного налога

(в отношении земельных участков, расположенных в ОЭЗ)

5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок

Срок действия льготы может быть продлен законом субъекта РФ

п. 9 ст. 395 НК РФ

Промышленно-производственные ОЭЗ

(ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Липецк», ОЭЗ «Тольятти», ОЭЗ «Титановая долина», ОЭЗ «Моглино»)

1.

Налог на прибыль организаций

(в части, зачисляемой
в федеральный бюджет действующая ставка –

2 %; в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта действующая
ставка- 18%)

Для резидентов ОЭЗ ставка налога в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта, может быть понижена, но не более 13,5 %

Устанавливается законом субъекта РФ

Налоговый юрист Артур Дулкарнаев — о существующих в России налоговых льготах для резидентов особых экономических зон.

Это часть территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Особые экономические зоны создаются на 49 лет для развития обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

С юридической точки зрения, есть два вида особых экономических зон. Во-первых, особые экономические зоны, действующие на основании Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах». Их четыре типа:

  • Промышленно-производственные.
  • Технико-внедренческие.
  • Туристско-рекреационные.
  • Портовые.

Во-вторых, особые (свободные) экономические зоны, действующие на основании иных федеральных законов:

Особая экономическая зона в Магаданской области, функционирующая до 31 декабря 2025 года.

Особая экономическая зона в Калининградской области, функционирующая ОЭЗ до 31 декабря 2045 года. Государственная поддержка организаций — резидентов ОЭЗ в Калининградской области будет действовать до 1 января 2031 года.

Свободная экономическая зона на территории Крыма и Севастополя, функционирующая до 31 декабря 2039 года.

Сведения из отчёта о результатах функционирования ОЭЗ за 2017 год: по состоянию на конец 2017 на территориях ОЭЗ зарегистрировано 656 резидентов, в том числе 125 резидентов с участием иностранных инвесторов. Статус резидента ОЭЗ предоставляет массу преференций, в этой статье я остановлюсь на налоговых льготах.

Что такое ОЭЗ? Это некий оазис для крупного и среднего бизнеса. Но окружающая территория развивается постольку поскольку: если в муниципалитете хороший мэр — она развивается интенсивно, если так себе — так себе развивается и территория.


По общему правилу резиденты ОЭЗ обязаны платить НДС с реализации. Однако есть исключение. Не подлежат налогообложению на территории РФ проведение работ или оказание услуг резидентами портовой ОЭЗ в портовой ОЭЗ. Портовая ОЭЗ в России только одна — в Ульяновской области, на территории муниципального образования «Чердаклинский район».

Организации, имеющие статус резидентов промышленно-производственной или туристско-рекреационной ОЭЗ либо участника СЭЗ вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше двух в отношении собственных амортизируемых основных средств.

Законами субъектов РФ для организаций-резидентов ОЭЗ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности на территории ОЭЗ, при условии раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесённых) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ.

Стандартная ставка по налогу на прибыль составляет 20%, при этом 3% уплачиваются в федеральный бюджет, а оставшиеся 17% — в региональный бюджет. Согласно Закону Республики Татарстан от 10.02.2006 № 5-3РТ, налоговая ставка по налогу на прибыль для резидентов ОЭЗ, созданной на территории Елабужского района, и ОЭЗ «Иннополис», созданной на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан, составляет:

  • 0% — в течение пяти календарных лет начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению.
  • 5% — в период с 6 по 10 календарный год включительно начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению.
  • 13,5% (12,5% в 2017-2020 годах) — по истечении 10 календарных лет, начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению.

Для организаций-резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 0%. Сейчас такой кластер существует в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея.

Для организаций-резидентов ОЭЗ (за исключением организаций, указанных выше) налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 2%.

Для организаций-участников ОЭЗ в Магаданской области налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 0%.

Освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации-резидента ОЭЗ, созданного или приобретённого для работы на территории ОЭЗ, используемого на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на территории данной ОЭЗ, в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на бухгалтерский учет этого имущества.

Освобождаются от налогообложения налогом на имущество судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение 10 лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента ОЭЗ.

А также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение 10 лет с даты постановки на бухгалтерский учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной ОЭЗ.

Освобождаются от налогообложения земельным налогом организации-резиденты ОЭЗ, в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Освобождаются от налогообложения земельным налогом судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента ОЭЗ сроком на 10 лет.

Транспортный налог является региональным налогом, льготы по которому могут быть установлены законом субъекта РФ.

Например, согласно Закону Республики Татарстан от 29.11.2002 № 24-3РТ «О транспортном налоге», освобождаются от обложения транспортным налогом организации-резиденты ОЭЗ промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан, и ОЭЗ технико-внедренческого типа «Иннополис», созданной на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан в течение 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет.

Аналогично, согласно Закону Ульяновской области «О транспортном налоге в Ульяновской области», от уплаты транспортного налога освобождаются организации-резиденты портовой ОЭЗ в течение 10 лет с начала налогового периода, в течение которого транспортное средство зарегистрировано.

В соответствии с Законом Тульской области от 28.11.2002 № 343-3ТО «О транспортном налоге», также от уплаты транспортного налога освобождаются организации-резиденты ОЭЗ промышленно-производственного типа «Узловая» на территории муниципального образования Узловский район в отношении автомобилей грузовых, зарегистрированных после регистрации этих организаций в качестве резидентов ОЭЗ, в течение 10 налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором была осуществлена регистрация транспортного средства.

Пониженные тарифы страховых взносов действуют для организаций, включённых в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области.

Пониженные тарифы страховых взносов применяются для организаций, заключивших с органами управления ОЭЗ соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой или промышленно-производственной ОЭЗ.

Также для организаций, заключивших соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер.

Пониженный тариф страховых взносов на 2018 год. Всего — 21%, а именно:

  1. Обязательное пенсионное страхование — 13%.
  2. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%.
  3. Обязательное медицинское страхование — 5,1%.

Пониженный тариф страховых взносов на 2019 год. Всего — 28 %, а именно:

  1. Обязательное пенсионное страхование — 20%.
  2. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%.
  3. Обязательное медицинское страхование — 5,1%.

На территориях промышленно-производственных, технико-внедренческих и портовых ОЭЗ применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. На территориях туристско-рекреационных ОЭЗ таможенная процедура свободной таможенной зоны не применяется.

Таможенная процедура свободной таможенной зоны — процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, «ввозного» НДС, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.

Моя электронная почта: dulkarnaev@mail.ru.

За предоставленные фотографии благодарю Елену Мартынюк.

На уровне федерального законодательства выделено четыре типа особых экономических зон: промышленно-производственного типа, технико-внедренческого типа, портовые ОЭЗ и туристско-рекреационного типа (ст.4 Закона об ОЭЗ).

В России всего 9 особых экономических зон промышленно-производственного типа (далее – «ОЭЗ ППТ»), которые расположены в следующих субъектах:

- Астраханская область (ОЭЗ ППТ «Лотос»);

- Калужская область (ОЭЗ ППТ «Калуга»);

- Липецкая область (ОЭЗ ППТ «Липецк»);

- Московская область (ОЭЗ ППТ «Ступино Квадрат»);

- Псковская область (ОЭЗ ППТ «Моглино»);

- Республика Татарстан (ОЭЗ ППТ «Алабуга»);

- Самарская область (ОЭЗ ППТ «Тольятти»);

- Свердловская область (ОЭЗ ППТ «Титановая долина»);

- Тульская область (ОЭЗ ППТ «Узловая»).

В отношении налога на прибыль ч.1 ст.284 НК РФ указано, что для организаций – резидентов особой экономической зоны законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ.

Частью же 1.2-1 ст.284 НК РФ установлено, что для резидентов ОЭЗ ППТ налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему включению в бюджет, устанавливается в размере 2 процентов (раньше было 3% до изменений, внесенных ФЗ от 27.11.2017г № 348-ФЗ).

Предлагаю рассмотреть в алфавитном порядке по названию субъекта РФ то, каким образом региональные законодатели установили ставки по налогу на прибыль для резидентов ОЭЗ ППТ.

Астраханская область (ОЭЗ ППТ «Лотос»)

Законом Астраханской области от 16.11.2009г. № 83/2009-ОЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль для организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» (пп.5 п.1 т.3) установлены следующие ставки для резидентов ОЭЗ на территории Астраханской области при условии раздельного учета:

- ставка налога на прибыль понижается на 18 пунктов в течение 10 последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором налогоплательщиком впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению

- ставка налога на прибыль понижена на 10 процентных пунктов – в последующие годы.

То есть в итоге резидент ОЭЗ платит 2% в первые 10 лет с момента получения налогоблагаемой прибыли 12 % - в оставшийся период.

Калужская область (ОЭЗ ППТ «Калуга»)

Налог на прибыль для резидентов ОЭЗ, находящихся на территории Калужской области, регулируются Законом Калужской области от 29.12.2009г. № 621-ОЗ «О пониженной ставке налога на прибыль организаций, подлежащих зачислений в областной бюджет для отдельных категорий налогоплательщиков».

Статьей 5.1. данного закона установлены следующие ставки:

- для резидентов ОЭЗ, осуществляющих любой из следующих видов экономической деятельности: обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения; производство машин и оборудования; производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей; производство комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств (объем выручки от этой деятельности должен составлять не менее 70 процентов общего объема выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ).

0% - первые 5 лет с момента получения статуса резидента ОЭЗ (т.е. в итоге с учетом федеральной ставки - 2 %);

3% - с 6 по 9 год с момента получения статуса резидента ОЭЗ (т.е. в итоге с учетом федеральной ставки - 5 %);

5% - с 9 по 11 год с момента получения статуса резидента ОЭЗ (т.е. в итоге с учетом федеральной ставки - 7 %);

8% - с 12 по 13 год с момента получения статуса резидента ОЭЗ (т.е. в итоге с учетом федеральной ставки - 10 %);

10% - с 14 по 15 год с момента получения статуса резидента ОЭЗ (т.е. в итоге с учетом федеральной ставки - 12 %);

13,5% - с 16 года с момента получения статуса резидента ОЭЗ (т.е. в итоге с учетом федеральной ставки – 15,5 %);

Для остальных категорий резидентов ОЭЗ:

5% - первые 10 лет с момента получения статуса резидента ОЭЗ (т.е. в итоге с учетом федеральной ставки - 7 %)

9% - с 11 по 15 года с момента предоставления статуса резидента ОЭЗ (т.е. в итоге с учетом федеральной ставки - 11 %);

13,5% - с 16 года с момента предоставления статуса резидента ОЭЗ (т.е. в итоге с учетом федеральной ставки – 15,5 %).

Стоит отметить, что текстовка прежней редакции закона в части ставок для резидентов ОЭЗ была неудачной: так для указанных видов деятельности были установлены те же самые ставки, но сроки их применения были иными: ставка 0% применялась до 31 декабря 2017г., 3 % - с 1 января 2018г. по 31 декабря 2020г.; 5% - на период с 1 января 2021 по 31 декабря 2017г. и т.д.; а для остальных резидентов ОЭЗ ставка в 5 % - до 31 декабря 2022г.; 9% - с 1 января 2023г. по 31.12.2026г. и т.д.

Несмотря на то, что на момент изменения закона конкретные даты данных сроков не наступили, подобный подход к установлению сроков негативно влиял на решение организации вопроса о получении статуса резидента ОЭЗ в Калужской области, т.к. чем позже организация получала этот статус, тем меньше был срок на конкретные налоговые ставки, а в дальнейшем он вообще не наступал для резидента ОЭЗ. В связи с этим действующую редакцию можно признать более удачной.

Вместе с тем неудачным представляется то, что в действующей редакции срок начала течения налоговых периодов для определения соответствующей ставки считается с момента получения статуса резидента ОЭЗ, а не с момента получения прибыли, поскольку при следует учитывать, что получения статуса резидента ОЭЗ еще не означает начало производства и получение прибыли. Между этими событиями может быть разница и в несколько лет. Исходя из этого подход, выбранный в Астраханской области – исчислять с налогового периода, в котором была получена налогооблагаемая прибыль - представляется более инвестиционно привлекательным.

Липецкая область (ОЭЗ ППТ «Липецк»)

В законодательстве Липецкой области помимо ОЭЗ, регулируемых федеральным законом, предусмотрены Законом Липецкой области от 18.08.2006г. № 316-ОЗ «Об особых экономических зонах регионального уровня» ОЭЗ регионального уровня. Для участников ОЭЗ регионального уровня установлены отдельные ставки налога на прибыль.

Для резидентов ОЭЗ ППТ федерального уровня ч.2 ст.2 Закона Липецкой области о 29.05.2008г. № 151-ОЗ «О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащих зачислению в областной бюджет» установлено, что при раздельном учете:

0% первые пять лет с момента получения прибыли, а в случае выпуска экспортоориентированной и (или) импортозамещающей продукции, если доля дохода от реализации данной продукции составляет не менее 50 процентов, сроком на семь леи с момента получения прибыли (т.е. 2% с учетом федеральной ставки);

5% - с шестого по десятый год с момента получения прибыли (т.е. 7% с учетом федеральной ставки);

13,5% (12,5% в 2017-2020 годах) – по истечении десяти лет с момента получения прибыли (т.е. 15,5% с учетом федеральной ставки).

Как отмечалось выше - инвестиционно привлекательным является наало течения сроков не с момента получения статуса резидента, а с момента получения прибыли.

Читайте также: