Налогообложение промышленных предприятий диплом

Опубликовано: 27.04.2024

Понятие и сущность налогов, налоговой политики, основные виды налоговых систем. Налоги, уплачиваемые промышленными предприятиями в России. Анализ роли налогообложения в производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия ООО "Брикет".

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 07.03.2015
Размер файла 145,0 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Для расчетов используем данные 2009 года. Рассчитаем вариант, в котором в качестве объекта налогообложения выбраны доходы. При этом ставка налога будет равна 6%.

Определим сумму всех налогов и платежей, которую должно уплатить предприятие ООО «Брикет» при переходе на упрощенную систему налогообложения (доходы) и налоговую нагрузку по формуле (3.1):

Нсум = ЕН + ЕСН, (3.1)

где ЕН - единый налог при упрощенной системе;

ЕСН - единый социальный налог.

ЕН = (Выручка от реализации + Внереализационные доходы)*0,06 (3.2)

Единый налог = 19008000*0,06 = 1140480 руб.

Нсум = 1140480 + 1415120 = 2555600 руб.

Налоговая нагрузка = (2555600/19008000)*100% = 13,4 %

УСН (доходы, уменьшенные на величину расходов)

Рассчитаем вариант, в котором в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом ставка налога будет равна 15%. Определим сумму всех налогов и платежей, которую должно уплатить предприятие ООО «Брикет» при переходе на упрощенную систему налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов) и налоговую нагрузку по формуле (3.1):

ЕН = (Доходы - Расходы)*0,15 (3.3)

Единый налог = (19008000 - 9284352)*0,15 = 1458547 руб.

Нсум = 1458547 + 1415120 = 2873667 руб.

Налоговая нагрузка = (2873667/19008000)*100% = 15,1 %

Таблица 3.2 - Налоговые платежи предприятия ООО «Брикет» при применении общего режима налогообложения и УСН по данным 2009г.

УСН (доходы, уменьшенные на величину расходов)

Общий режим налогообложения

Налог, уплачиваемый по УСН, руб.

Налог на прибыль, руб.

Налог на имущество, руб.

Из Таблицы 3.2 следует, что общая сумма налоговых платежей организации при применении УСН (доходы) по сравнению с применением общего режима налогообложения за 2009 г. снизилась с 6826610 руб. до 2555600 руб. (почти в 2,7 раза), налоговая нагрузка на предприятие уменьшилась с 35,9 % до 13,4 % (на 22,5 %).

Общая сумма налоговых платежей организации при применении УСН (доходы, уменьшенные на величину расходов) по сравнению с применением общего режима налогообложения за 2009 г. снизилась с 6826610 руб. до 2873667 руб. (почти в 2,4 раза), налоговая нагрузка на предприятие уменьшилась с 35,9 % до 15,1 % (на 20,8 %).

При применении УСН «доходы» и «доходы, уменьшенные на величину расходов» следует значительное снижение суммы налоговых платежей (примерно в 2,5 раза). Но при использовании УСН «доходы» налоговая нагрузка минимальна, что свидетельствует о наиболее эффективном применении варианта УСН с выбором в качестве объекта налогообложения доходов предприятия. Это позволит свести платежи по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество, имеющие значительный вес в структуре налоговых платежей предприятия и оказывающих существенную нагрузку на него, к единому налогу по УСН «доходы» и значительно снизить налоговую нагрузку на предприятие ООО «Брикет», что позволит сэкономить около 4 млн. руб., которые предприятие может потратить на свои нужды, укрепив тем самым свое положение на рынке.

На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1) Налоги непосредственно влияют на экономические процессы, происходящие в любой стране мира. И одной из наиболее важных проблем экономической науки является дальнейшее совершенствование налоговых взаимоотношений предприятий и организаций с бюджетом и государственными целевыми (внебюджетными) фондами. При этом налоги призваны стать в руках органов власти инструментом государственного регулирования экономики, стимулирования научно-технического прогресса. Изменение налогов оказывает влияние на величину доходов государства. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики.

На практике налоговая политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выйти из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

Всестороннее изучение налоговой системы, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования, а предприятиям дает возможность оптимизировать свои налоговые платежи, используя законные методы, предусмотренные налоговой системой РФ.

2) При рассмотрении основных налогов, уплачиваемых промышленными предприятиями, было выявлено, что предприятия в РФ уплачивают следующие основные налоги: НДС, налог на прибыль, страховые взносы во внебюджетные фонды, налог на имущество, акцизы, транспортный и водный налоги. Как показывает практика в России сохраняется достаточно высокий уровень налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов. Основная тяжесть налогового бремени ложиться на организации, они уплачивают налоги по довольно высоким ставкам и общее количество налогов, уплачиваемых предприятиями, остается достаточно велико (в среднем предприятия уплачивают 5-7 видов налогов), что значительно затрудняет бухгалтерскую отчетность на предприятии, требует квалифицированных бухгалтерских кадров и большой объем финансирования.

3) В результате анализа налоговых платежей промышленного предприятия ООО «Брикет» было выявлено, что налоговая нагрузка на данное предприятие, применяющее общий режим налогообложения, выше общероссийских показателей в среднем на 10,9% и составляет 35,9%, что говорит о неэффективной работе предприятия по налоговому планированию. Из расчетов видно, что НДС составляет более половины всех налоговых платежей данного предприятия (50,1%), также велика доля таких налогов как налог на прибыль и единый социальный налог (28,5% и 20,7% соответственно), а доля налога на имущество незначительна (0,7%) и не оказывает на предприятие большой налоговой нагрузки. Полученные результаты расчета и анализа налоговой нагрузки предприятия, структуры налоговых платежей, свидетельствуют о необходимости проведения мероприятий по оптимизации налогообложения промышленного предприятия ООО «Брикет».

4) Анализ налоговой нагрузки показал, что при применении упрощенной системы налогообложения предприятие может реально снизить свою налоговую нагрузку. При этом затраты предприятия будут минимальными, упроститься система налогового учета предприятия. Также было выявлено, что применение УСН, где объектом налогообложения являются доходы наиболее выгодно для данного предприятия и позволит сэкономить около 4 млн. руб., которые оно может потратить на другие нужды. Предприятию потребуется изучить методические рекомендации по применению УСН «доходы», произвести необходимые расчеты на соответствие критериям на право применения упрощенной системы и потом следить за соответствием данным критериям, подать в установленный срок заявление о переходе на УСН «доходы» в налоговый орган, в котором они зарегистрированы. Эти действия помогут предприятию ООО «Брикет» оптимизировать свою систему налогообложения, высвободить значительную часть финансовых ресурсов, что создаст условия для дальнейшего успешного функционирования предприятия. Надеемся, что предложенный путь решения будет принят предприятием во внимание и будет использован в дальнейшей его деятельности. Ведь расчет и анализ налоговой нагрузки свидетельствует о высоком уровне налогового бремени на предприятии.

1. Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2. (ред. от 25.04.12 г.) М.: «Кнорус», 2012. - 832 с.

2. Волков О. И. Экономика предприятия (фирмы) / Волков О. И., Девяткин О. В.М.: «Инфра М», 2009. - 743 с.

3. Гончаренко Л. И. Практикум по налогам и налогообложению / Гончаренко Л. И. М.: «Кнорус», 2010. - 208 с.

4. Грачева Е. Ю. Налоговое право / Грачева Е. Ю., Ивлиева М. Ф., Соколова Э. Д. М.: «Юристъ», 2005. - 223 с.

5. Ковалева А. М. Финансы фирмы / Ковалева А. М., Лапуста М. Г., Скамай Л. Г. М.: «Инфра М», 2003. - 496 с.

6. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / Пансков В.Г. М.: «МЦФЭР», 2012. - 576 с.

7. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / Филина Ф.Н. М.: «РОСБУХ», 2009. - 312 с.

1. Краткая характеристика налогообложения промышленных предприятий

2. Основные виды налогов для промышленных предприятий

Список использованной литературы

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Налогообложение основывается на 15 социальных законах, законе о бюджете и налоговом кодексе.

Налоги – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

В данной работе мы проведем обзор вопросов налогообложения промышленных предприятий в современной российской экономике.

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны; целевыми отчислениями в около 15 государственных внебюджетных фондов; компетенцией органов государственной власти в области налогового регулирования и способами их взаимодействия между собой; методами исчисления налогов, а также налоговым контролем.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения в отношении промышленных предприятий являются: прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.

Налоги, относящиеся к деятельности промышленных предприятий, в зависимости от источников их покрытия группируются следующим образом:

1) налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) – земельный налог, страховые взносы;

2) налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг) – НДС, акцизы, экспортные тарифы;

3) налоги, расходы по которым относятся на финансовый результат – налог на прибыль, на имущество предприятия, некоторые целевые сборы;

4) налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий – лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах.

В отношении промышленных предприятий в системе налогообложения существуют разнообразные льготы, например, освобождение от налога на ряд лет, снижение ставок налогов, вычитание из налогооблагаемой базы расходов, в которых заинтересовано государство, установление скидок при образовании разных фондов, возврат ранее уплаченных налогов, налоговый кредит или отсрочка платежей налогов, необлагаемый минимум, изъятие определенных элементов из обложения, освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков и др.

В случае нарушения налогового законодательства налогоплательщик несет ответственность в виде взыскания всей суммы сокрытого (заниженного) дохода, либо суммы налога за иной сокрытый объект налогообложения, а также штрафа в размере той же суммы и пени в размере одной трехсотой части ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Повторное или умышленное сокрытие (устанавливается судом) наказывается в 2-х и 5-и кратном размере.

Налоговый кодекс предусматривает эволюционное реформирование налоговой системы, установление такого уровня налогов, который смогут выдержать налогоплательщики, но при этом не пострадает бюджет. Должна быть обеспечена определенность, предсказуемость и прозрачность налоговой системы. Происходит корректировка льгот, остаются преимущественно только инвестиционные и социальные льготы.

2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Налог на прибыль предприятий относится к федеральным налогам. Предусмотрено, что он является регулирующим бюджетным источником, т.е. часть поступающего налога может передаваться в бюджеты российских регионов.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия – юридические лица, их филиалы, иностранные юридические лица. Налогообложению подлежит прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от реализации основных фондов и иного имущества и прибыль от внереализационных операций. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов. При этом:

· сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

· сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это косвенный налог на товары и услуги, у которого есть входной налог, уплаченный поставщикам и выходной, начисленный на собственный оборот. В облагаемый оборот входит почти все: стоимость реализованной продукции, работ, услуг, финансовая помощь от других предприятий, средства, полученные от взимания штрафов, взыскания пеней, авансы по экспорту, убытки предприятия, бартерные операции, проценты за предоставление денег в кредит. При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, таможенные пошлины, в него включается сумма акцизов и таможенных пошлин.

Действующим законодательством установлен перечень оборотов, не облагаемых НДС, а также перечень продукции, товаров, работ, услуг, освобождаемых от обложения этим налогом. К таким оборотам, в частности, относятся товары (работы, услуги) производимые и реализуемые лечебно-производственными мастерскими при психиатрических и психоневрологических учреждениях, общественными организациями инвалидов.

Плательщиками НДС являются в частности промышленные предприятия (конечные плательщики).

В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах: 10% по продовольственным (кроме подакцизных) товарам, товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ и 18% по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога полученного от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога уплаченными поставщикам.

Важно отметить, что документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету является счет-фактура.

Акцизы – косвенные налоги, включаемые в цену товара – впервые в Российской Федерации введены Законом РФ от 6.12.91 №1993-1 «Об акцизах». Акцизами облагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья, спирт винный, спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, шампанское, вино натуральное, другие алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин автомобильный, легковые автомобили. Ставки акцизов по подакцизным товарам являются едиными на всей территории РФ.

Сумма акцизов, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами акциза, исчисляемыми по облагаемым акцизами оборотам, и суммами акциза, уплаченными поставщикам за подакцизные товары. Законом введен зачетный механизм по акцизам. Так, если при покупке спирта уплачен акциз, а спирт использован на изготовление неподакцизной продукции (медикаментов), то сумма акцизов возмещается из бюджета.

В отношении налога на имущество в соответствии с Инструкциями Госналогслужбы РФ объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия-плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости.

Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Эта стоимость за отчетный период определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. Соответственно по решению местных органов власти этот процент может быть установлен в меньшем размере.

Примером местных налогов для промышленного предприятия может быть земельный налог. Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, предоставленные предприятиям. Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом и утвержденных местными органами власти ставок земельного налога на основе нормативной цены земли в рублях за гектар.

В рыночных условиях построение оптимальных налоговых отношений на уровне хозяйствующих субъектов требует соответствующего информационно-аналитического обеспечения. В свою очередь аналитическое обеспечение принимаемых решений является главной функцией управления, основной методологической посылкой, определяющей сущность экономического анализа деятельности предприятия. Исследуя многообразные процессы и явления, происходящие в хозяйственной деятельности предприятия, экономический анализ не может не рассмотреть их во взаимодействии с налогами, являющимися необходимым условием функционирования предприятия, влияющими на тактику и стратегию финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ и оценка налогообложения промышленных предприятий (налоговый анализ) является важным элементом в системе управления налогообложением. Его содержание заключается в изучении влияния налогов на финансовое положение предприятия, исследовании процессов налогообложения предприятия во взаимосвязи и взаимозависимости с различными показателями финансово-хозяйственной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008).

2. Закирова Э.Х. Налоги и налогообложение: Учебный курс. – М.: МИЭМП, 2007.

3. Налоги и налогообложение предприятий в России [Электронный ресурс]: http://www.ereport.ru/articles/firms/nalogi.htm

4. Салькова О.С. О налогообложении предприятий // Финансы. – 2007. – №4.

5. Фролова Т.А. Экономика предприятия: конспект лекций. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.

  • Введение 5
  • Глава 1. Бухгалтерский учёт и расчёт налогов, поступающих в бюджет 10
  • 1.1 Характеристика налогов, уплачиваемых в бюджетные организации и ответственность налогоплательщиков 11
  • 1.1.1 Налог на добавленную стоимость 15
  • 1.1.2 Налог на имущество 17
  • 1.1.3 Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов 21
  • 1.1.4 Налог на прибыль 25
  • 1.1.5 Налог (сбор) на целевое содержание милиции 33
  • 1.1.6 Налог на доходы физических лиц 34
  • 1.1.7 Единый социальный налог 37
  • Глава 2. Анализ расчетов предприятия с бюджетом 46
  • 2.1 Задачи и источники информационного обеспечения анализа 48
  • 2.2. Анализ и оценка налога на прибыль 50
  • 2.2.1 Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли 51
  • 2.2.2 Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) ООО «Регинтралснаб» 53
  • 2.2.3 Анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной деятельности и финансовых вложений 57
  • 2.2.5 Анализ состава налогов ООО «Регионтралснаб» 59
  • 2.3 Анализ и оценка налога на добавленную стоимость 60
  • 2.4 Анализ и оценка налога - источника образования дорожных фондов 60
  • 2.5 Анализ налога на доходы физических лиц 61
  • 2.6 Общие выводы и рекомендации по анализу расчетов с бюджетом ООО «Регионтралснаб» 62
  • 3. Аудит расчетов с бюджетными фондами 63
  • 3.1 Аудит налога на прибыль 67
  • 3.2 Аудит налога на добавленную стоимость 69
  • 3.3 Аудит налога на имущество 72
  • 3.4 Аудит налогов удерживаемых с доходов физических лиц 73
  • 3.5. Аудит налога на пользователей автомобильных дорог. 75
  • Заключение 77
  • Список используемой литературы 78
  • Приложения………………………………………………………………………. 80

с 1 января 2002 года

расчет-ные налоговые ставки:

Учет налога на добавленную стоимость ведется на счетах 19 «Налог на добавленную стоимость по при-обретенным ценностям» по соответствующим субсчетам, 68 «Расчеты с бюджетом» в субсчете «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате организацией в бюджет (НДСб), определяется :

Где НДСпод - налог на добавленную стоимость, полученный от покупателей по реализованной продук-ции, работам, услугам, основным средствам, материалам, нематериальным активам и др;

НДСупл - налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщиками, подрядчиками за приобретенные у них материальные ценности, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки производства.

Налог на добавленную стоимость, полученный от покупателей, отражается по кредиту счета 68 в коррес-понденции со счетами в зависимости от принятого учетной политикой организации момента реализации для целей налогообложения:

по отгрузке - по дебету счета 90/3

по оплате - по дебету счета 76, 90/3

Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате поставщикам и подрядчикам за приобретенные у них материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги производственного значения, отражаются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». НДС со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» списывается после оплаты оприходованных материальных ценностей, при-нятых работ, услуг в уменьшение задолженности бюджету по данному налогу. В случае использования матери-альных ценностей, работ, услуг для непроизводственных целей сумма НДС, приходившаяся на эти ценности (работы, услуги) восстанавливается как задолженность бюджету.

В случае использования приобретенных материальных ценностей (работ, услуг для производства про-дукции (работ, услуги, освобожденной от НДС, сумма уплаченного поставщикам (подрядчикам) этого налога включается в стоимость приобретенных материальных ценностей, издержки производства.

Рассмотрим расчет НДС 000 «Регионтралснаб», подлежащего уплате в бюджет (НДСб):

1) Сумма от реализации товаров составляет :

оптовая торговля (сумма оплаченных счетов без НДС) - 170 872 тыс руб

производство (сумма оплаченных счетов по производству без НДС) -

170 872 +33 333 - 204 205 тыс руб

Сумма НДС = 204 205 х 20% = 40 841 тыс руб

2) Сумма налога, предъявленная 000 «Регионтралснаб» по счетам и уплаченная им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащая вычету- 35 693 тыс руб

3) Сумма НДС, начисленная к уплате в бюджет за период с 01.07.01 по 01.10.01 составляет: 40 841 - 35 693 = 5 148 тыс руб.

Форма №1 с расчетом НДС по предприятию 000 «Регионтралснаб» представлена в приложении 1.

взимаются на всей территории РФ

Главная > Контрольная работа >Финансовые науки

1. Краткая характеристика налогообложения промышленных предприятий

2. Основные виды налогов для промышленных предприятий

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Налогообложение основывается на 15 социальных законах, законе о бюджете и налоговом кодексе.

Налоги – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

В данной работе мы проведем обзор вопросов налогообложения промышленных предприятий в современной российской экономике.

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны; целевыми отчислениями в около 15 государственных внебюджетных фондов; компетенцией органов государственной власти в области налогового регулирования и способами их взаимодействия между собой; методами исчисления налогов, а также налоговым контролем.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения в отношении промышленных предприятий являются: прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.

Налоги, относящиеся к деятельности промышленных предприятий, в зависимости от источников их покрытия группируются следующим образом:

1) налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) – земельный налог, страховые взносы;

2) налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг) – НДС, акцизы, экспортные тарифы;

3) налоги, расходы по которым относятся на финансовый результат – налог на прибыль, на имущество предприятия, некоторые целевые сборы;

4) налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий – лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах.

В отношении промышленных предприятий в системе налогообложения существуют разнообразные льготы, например, освобождение от налога на ряд лет, снижение ставок налогов, вычитание из налогооблагаемой базы расходов, в которых заинтересовано государство, установление скидок при образовании разных фондов, возврат ранее уплаченных налогов, налоговый кредит или отсрочка платежей налогов, необлагаемый минимум, изъятие определенных элементов из обложения, освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков и др.

В случае нарушения налогового законодательства налогоплательщик несет ответственность в виде взыскания всей суммы сокрытого (заниженного) дохода, либо суммы налога за иной сокрытый объект налогообложения, а также штрафа в размере той же суммы и пени в размере одной трехсотой части ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Повторное или умышленное сокрытие (устанавливается судом) наказывается в 2-х и 5-и кратном размере.

Налоговый кодекс предусматривает эволюционное реформирование налоговой системы, установление такого уровня налогов, который смогут выдержать налогоплательщики, но при этом не пострадает бюджет. Должна быть обеспечена определенность, предсказуемость и прозрачность налоговой системы. Происходит корректировка льгот, остаются преимущественно только инвестиционные и социальные льготы.

2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Налог на прибыль предприятий относится к федеральным налогам. Предусмотрено, что он является регулирующим бюджетным источником, т.е. часть поступающего налога может передаваться в бюджеты российских регионов.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия – юридические лица, их филиалы, иностранные юридические лица. Налогообложению подлежит прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от реализации основных фондов и иного имущества и прибыль от внереализационных операций. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов. При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это косвенный налог на товары и услуги, у которого есть входной налог, уплаченный поставщикам и выходной, начисленный на собственный оборот. В облагаемый оборот входит почти все: стоимость реализованной продукции, работ, услуг, финансовая помощь от других предприятий, средства, полученные от взимания штрафов, взыскания пеней, авансы по экспорту, убытки предприятия, бартерные операции, проценты за предоставление денег в кредит. При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, таможенные пошлины, в него включается сумма акцизов и таможенных пошлин.

Действующим законодательством установлен перечень оборотов, не облагаемых НДС, а также перечень продукции, товаров, работ, услуг, освобождаемых от обложения этим налогом. К таким оборотам, в частности, относятся товары (работы, услуги) производимые и реализуемые лечебно-производственными мастерскими при психиатрических и психоневрологических учреждениях, общественными организациями инвалидов.

Плательщиками НДС являются в частности промышленные предприятия (конечные плательщики).

В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах: 10% по продовольственным (кроме подакцизных) товарам, товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ и 18% по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога полученного от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога уплаченными поставщикам.

Важно отметить, что документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету является счет-фактура.

Акцизы – косвенные налоги, включаемые в цену товара – впервые в Российской Федерации введены Законом РФ от 6.12.91 №1993-1 «Об акцизах». Акцизами облагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья, спирт винный, спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, шампанское, вино натуральное, другие алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин автомобильный, легковые автомобили. Ставки акцизов по подакцизным товарам являются едиными на всей территории РФ.

Сумма акцизов, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами акциза, исчисляемыми по облагаемым акцизами оборотам, и суммами акциза, уплаченными поставщикам за подакцизные товары. Законом введен зачетный механизм по акцизам. Так, если при покупке спирта уплачен акциз, а спирт использован на изготовление неподакцизной продукции (медикаментов), то сумма акцизов возмещается из бюджета.

В отношении налога на имущество в соответствии с Инструкциями Госналогслужбы РФ объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия-плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости.

Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Эта стоимость за отчетный период определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. Соответственно по решению местных органов власти этот процент может быть установлен в меньшем размере.

Примером местных налогов для промышленного предприятия может быть земельный налог. Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, предоставленные предприятиям. Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом и утвержденных местными органами власти ставок земельного налога на основе нормативной цены земли в рублях за гектар.

В рыночных условиях построение оптимальных налоговых отношений на уровне хозяйствующих субъектов требует соответствующего информационно-аналитического обеспечения. В свою очередь аналитическое обеспечение принимаемых решений является главной функцией управления, основной методологической посылкой, определяющей сущность экономического анализа деятельности предприятия. Исследуя многообразные процессы и явления, происходящие в хозяйственной деятельности предприятия, экономический анализ не может не рассмотреть их во взаимодействии с налогами, являющимися необходимым условием функционирования предприятия, влияющими на тактику и стратегию финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ и оценка налогообложения промышленных предприятий (налоговый анализ) является важным элементом в системе управления налогообложением. Его содержание заключается в изучении влияния налогов на финансовое положение предприятия, исследовании процессов налогообложения предприятия во взаимосвязи и взаимозависимости с различными показателями финансово-хозяйственной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008).

Закирова Э.Х. Налоги и налогообложение: Учебный курс. – М.: МИЭМП, 2007.

Налоги и налогообложение предприятий в России [Электронный ресурс]: http://www.ereport.ru/articles/firms/nalogi.htm

Салькова О.С. О налогообложении предприятий // Финансы. – 2007. – №4.

Фролова Т.А. Экономика предприятия: конспект лекций. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.

Главная > Контрольная работа >Финансовые науки

1. Краткая характеристика налогообложения промышленных предприятий

2. Основные виды налогов для промышленных предприятий

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Налогообложение основывается на 15 социальных законах, законе о бюджете и налоговом кодексе.

Налоги – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.

Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

В данной работе мы проведем обзор вопросов налогообложения промышленных предприятий в современной российской экономике.

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны; целевыми отчислениями в около 15 государственных внебюджетных фондов; компетенцией органов государственной власти в области налогового регулирования и способами их взаимодействия между собой; методами исчисления налогов, а также налоговым контролем.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения в отношении промышленных предприятий являются: прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.

Налоги, относящиеся к деятельности промышленных предприятий, в зависимости от источников их покрытия группируются следующим образом:

1) налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) – земельный налог, страховые взносы;

2) налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг) – НДС, акцизы, экспортные тарифы;

3) налоги, расходы по которым относятся на финансовый результат – налог на прибыль, на имущество предприятия, некоторые целевые сборы;

4) налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий – лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах.

В отношении промышленных предприятий в системе налогообложения существуют разнообразные льготы, например, освобождение от налога на ряд лет, снижение ставок налогов, вычитание из налогооблагаемой базы расходов, в которых заинтересовано государство, установление скидок при образовании разных фондов, возврат ранее уплаченных налогов, налоговый кредит или отсрочка платежей налогов, необлагаемый минимум, изъятие определенных элементов из обложения, освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков и др.

В случае нарушения налогового законодательства налогоплательщик несет ответственность в виде взыскания всей суммы сокрытого (заниженного) дохода, либо суммы налога за иной сокрытый объект налогообложения, а также штрафа в размере той же суммы и пени в размере одной трехсотой части ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Повторное или умышленное сокрытие (устанавливается судом) наказывается в 2-х и 5-и кратном размере.

Налоговый кодекс предусматривает эволюционное реформирование налоговой системы, установление такого уровня налогов, который смогут выдержать налогоплательщики, но при этом не пострадает бюджет. Должна быть обеспечена определенность, предсказуемость и прозрачность налоговой системы. Происходит корректировка льгот, остаются преимущественно только инвестиционные и социальные льготы.

2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Налог на прибыль предприятий относится к федеральным налогам. Предусмотрено, что он является регулирующим бюджетным источником, т.е. часть поступающего налога может передаваться в бюджеты российских регионов.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия – юридические лица, их филиалы, иностранные юридические лица. Налогообложению подлежит прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от реализации основных фондов и иного имущества и прибыль от внереализационных операций. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов. При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это косвенный налог на товары и услуги, у которого есть входной налог, уплаченный поставщикам и выходной, начисленный на собственный оборот. В облагаемый оборот входит почти все: стоимость реализованной продукции, работ, услуг, финансовая помощь от других предприятий, средства, полученные от взимания штрафов, взыскания пеней, авансы по экспорту, убытки предприятия, бартерные операции, проценты за предоставление денег в кредит. При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, таможенные пошлины, в него включается сумма акцизов и таможенных пошлин.

Действующим законодательством установлен перечень оборотов, не облагаемых НДС, а также перечень продукции, товаров, работ, услуг, освобождаемых от обложения этим налогом. К таким оборотам, в частности, относятся товары (работы, услуги) производимые и реализуемые лечебно-производственными мастерскими при психиатрических и психоневрологических учреждениях, общественными организациями инвалидов.

Плательщиками НДС являются в частности промышленные предприятия (конечные плательщики).

В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах: 10% по продовольственным (кроме подакцизных) товарам, товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ и 18% по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога полученного от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога уплаченными поставщикам.

Важно отметить, что документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету является счет-фактура.

Акцизы – косвенные налоги, включаемые в цену товара – впервые в Российской Федерации введены Законом РФ от 6.12.91 №1993-1 «Об акцизах». Акцизами облагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья, спирт винный, спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, шампанское, вино натуральное, другие алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин автомобильный, легковые автомобили. Ставки акцизов по подакцизным товарам являются едиными на всей территории РФ.

Сумма акцизов, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами акциза, исчисляемыми по облагаемым акцизами оборотам, и суммами акциза, уплаченными поставщикам за подакцизные товары. Законом введен зачетный механизм по акцизам. Так, если при покупке спирта уплачен акциз, а спирт использован на изготовление неподакцизной продукции (медикаментов), то сумма акцизов возмещается из бюджета.

В отношении налога на имущество в соответствии с Инструкциями Госналогслужбы РФ объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия-плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости.

Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Эта стоимость за отчетный период определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. Соответственно по решению местных органов власти этот процент может быть установлен в меньшем размере.

Примером местных налогов для промышленного предприятия может быть земельный налог. Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, предоставленные предприятиям. Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом и утвержденных местными органами власти ставок земельного налога на основе нормативной цены земли в рублях за гектар.

В рыночных условиях построение оптимальных налоговых отношений на уровне хозяйствующих субъектов требует соответствующего информационно-аналитического обеспечения. В свою очередь аналитическое обеспечение принимаемых решений является главной функцией управления, основной методологической посылкой, определяющей сущность экономического анализа деятельности предприятия. Исследуя многообразные процессы и явления, происходящие в хозяйственной деятельности предприятия, экономический анализ не может не рассмотреть их во взаимодействии с налогами, являющимися необходимым условием функционирования предприятия, влияющими на тактику и стратегию финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ и оценка налогообложения промышленных предприятий (налоговый анализ) является важным элементом в системе управления налогообложением. Его содержание заключается в изучении влияния налогов на финансовое положение предприятия, исследовании процессов налогообложения предприятия во взаимосвязи и взаимозависимости с различными показателями финансово-хозяйственной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008).

Закирова Э.Х. Налоги и налогообложение: Учебный курс. – М.: МИЭМП, 2007.

Налоги и налогообложение предприятий в России [Электронный ресурс]: http://www.ereport.ru/articles/firms/nalogi.htm

Салькова О.С. О налогообложении предприятий // Финансы. – 2007. – №4.

Фролова Т.А. Экономика предприятия: конспект лекций. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.

Читайте также: