Налогообложение при перемещении товаров через границу

Опубликовано: 13.05.2024

Если вы работаете с иностранными контрагентами, налоги приходится платить немного иначе. Рассмотрим особенности налогообложения ВЭД по импорту и экспорту товаров и услуг.

Особенности налогообложения

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Новых налогов при ведении внешней торговли не возникает. Вы, как всегда, должны будете уплатить НДС, налог на прибыль и акцизы. Но при ВЭД есть 4 отличия по этим налогам:

  • изменяется порядок исчисления и взимания налогов;
  • право на вычет сохраняется, но изменяется порядок его получения и перечень необходимых документов;
  • вводиться понятие таможенной стоимости, которая является налоговой базой;
  • операции с определенными группами товаров имеют особенности.

Помимо налогов для ввоза или вывоза товара придется уплатить и таможенную пошлину. Таможня — это еще один контролер вашей деятельности помимо ФНС. Она отвечает за валютный контроль операций российских лиц с иностранными партнерами. Рассмотрим каждый налог по импорту и экспорту товаров.

Налог на добавленную стоимость при экспорте

Налогообложение ВЭД

Как и во внутренней деятельности, НДС по ВЭД — самый сложный налог. При экспорте товаров есть несомненный плюс — ставка НДС равняется 0%: экспортные операции налогом на добавленную стоимость не облагаются (подп.1 п.1 ст.164 НК РФ). Не забывайте подтверждать право на применение «нулевой» ставки — предоставляйте в налоговую вместе с декларацией по НДС документы, подтверждающие вывоз товара за территорию РФ:

  • внешнеторговый контракт;
  • таможенную декларацию;
  • копию транспортных и товаросопроводительных документов.

При экспорте товаров в Белоруссию, Казахстан, Армению или Киргизию пакет документов для подтверждения другой:

  • договор, согласно которому в страну ЕАЭС импортируют продукцию;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя;
  • транспортные и товаросопроводительные документы.

Подробно перечень необходимых для подтверждения документов расписан в статье 165 НК РФ. На сбор всех документов у вас есть 180 календарных дней со дня помещения товаров на таможенную процедуру экспорта.

Ставка 0% не освобождает вас от обязанности сдавать декларации по НДС и не лишает права на вычет входящей суммы налога. Просто при заполнении декларации укажите ставку 0%.

Вы имеете право на возмещение или зачет НДС. При успешном возмещении заявленную сумму перечислят на ваш расчетный счет. При зачете сумму к возмещению можно учесть в качестве предстоящих обязательных платежей. Не забывайте пользоваться этим правом — это поможет вам сэкономить. Получив аванс не забудьте начислить на эту сумму НДС. Размер базы определяется в рублях по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки или получения оплаты.

Важно! Законодатель обязывает вести раздельный учет НДС по экспортным и внутренним операциям. Раздельный учет «входного» НДС по товарам или услугам нужен только экспортерам сырьевых товаров (абз.3-4 п.10 ст.165 НК РФ).

Внимательно определяйте момент формирования налогооблагаемой базы по НДС. Это будет самая ранняя из дат:

  • момент отгрузки товаров или услуг или передачи имущественных прав;
  • момент получения полной или частичной оплаты.

Налог на добавленную стоимость при импорте

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Все ввозимые в Россию товары облагаются НДС. Статья 146 НК РФ не щадит никого: уплачивать его должны все импортеры, даже освобожденные от НДС, и лица на налоговых спецрежимах. Но некоторые категории импортируемых товаров налогообложению не подлежат, они перечислены в статье 150 НК РФ.

Ставка НДС по импорту не отличается от внутренней — 0%, 10% или 20%. Основная сложность состоит в определении налоговой базы по НДС. Тут есть два варианта:

  1. Импорт из стран ЕАЭС. Если вы ввозите товар из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии, сложностей с базой по НДС не возникает. Она равна стоимости приобретенных товаров плюс уплаченные акцизы. Момент формирования базы — дата оприходования товара складским учетом. Срок на подачу декларации и уплату НДС — 20 дней по истечении квартала, за который вы отчитываетесь.
  2. Импорт из других стран. Налоговая база — это таможенная стоимость + таможенная пошлина + акцизы. Таможенная стоимость определяется декларантом, но правильность ее формирования контролирует таможня. По своей сути это стоимость товара по договору увеличенная на затраты по доставке груза до таможни, в том числе на страхование, транспортировку, лицензирование. В этом случае НДС уплачивается в момент подачи таможенной декларации или в течение 15 дней с момента поступления товара на таможню.

Особое внимание уделите импорту услуг. Если иностранное лицо оказало вам услугу на территории РФ, то необходимо выступить в роли налогового агента. Удержите сумму НДС из вознаграждения иностранца. Если оказанные услуги подпадают под статью 149 НК РФ, то удерживать ничего не нужно.

Вы имеете право запросить налоговый вычет на сумму уплаченного НДС. Для этого нужно соблюсти следующие условия:

  • ввозимые товары и услуги используются в России и деятельности, облагаемой НДС;
  • груз ввозится для перепродажи;
  • вычет запрашивается в том квартале, в котором товар принят к учету;
  • есть документы, подтверждающие ввоз груза;
  • НДС был уплачен.

Если во внутренней деятельности вы освобождены от НДС или находитесь на спецрежиме, вычет вы не получите. Включите налог в стоимость приобретенных товаров и услуг.

Налог на прибыль при экспорте и импорте

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Прибыль по ВЭД облагается налогом по ставке 20%. Доход — это результат экспорта, так как мы продаем товар иностранному контрагенту. Импорт дохода не приносит — это наши расходы.

При экспорте продукции партнеры будут перечислять вам иностранную валюту. Для целей налогообложения необходимо пересчитать ее по курсу Центрального Банка.

Затраты на импорт — это расходы, которые уменьшают базу по налогу на прибыль, поэтому к их расчету подходите внимательно. Все затраты, связанные с импортом товаров, вплоть до затрат на услуги таможенного брокера, должны иметь подтверждающие документы. Только тогда их можно признать в качестве расходов.

Оплачивать товары и услуги вы будете иностранной валютой. Для расчета налоговой базы пересчитайте все затраты по курсу ЦБ РФ.

При ВЭД будут возникать курсовые разницы,которые могут быть вашим доходом или расходом. Подробнее про курсовые разницы можете прочитать в нашей статье о бухгалтерском и налоговом учете ВЭД.

Акцизы на импортный товар

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Акцизы — это косвенный налог, который уплачивается на таможне. Если товар прибыл из стран ЕАЭС и не подлежит обязательной маркировке, оплачивайте акциз в налоговую. Маркировке подлежит табачная и алкогольная продукция.

Акцизом облагается таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на таможенную пошлину. Уплачивает налог лицо, декларирующее груз. Ставки акциза бывают трех видов: адвалорная, специфическая или комбинированная.

  • Адвалорные. Ставки в процентах от стоимости реализованных товаров. В чистом виде в Российском законодательстве отсутствуют.
  • Специфические (твердые). Ставки в рублях за физическую единицу товара. Это самый распространенный вид. Например, сигары облагаются акцизом в размере 207 рублей за 1 штуку, а табак по ставке 5 808 рублей за 1 кг.
  • Комбинированные. Объединяет специфические и адвалорные ставки. Например, сигареты и папиросы облагаются акцизом по ставке 1 890 рублей за 1 000 штук плюс 14,5% от максимальной розничной цены, но не менее 2 568 рублей за 1 000 штук.

Полный перечень ставок по акцизам изложен в статье 193 НК РФ. На стоимость ввозимого груза с учетом акциза в дальнейшем начисляется налог на добавленную стоимость.

Таможенная пошлина

Пошлина, уплачиваемая на таможне, это не налог, а обязательный платеж в связи с перемещением товаров через границу. Пошлина уплачивается до момента выпуска товара с таможни. Ее размер зависит от ввозимого или вывозимого товара, его количественных и качественных характеристик. Определяется размер пошлины по коду ТН ВЭД — специальному закодированному обозначению импортируемых или экспортируемых товаров. Например, код 0101 21 000 0 — это чистопородные племенные лошади.

Чтобы избежать ошибок в налогах при ВЭД, воспользуйтесь облачным сервисом Контур. Бухгалтерия. С его помощью вы сможете вести бухгалтерский и налоговый учет ВЭД и внутренней деятельности. Первый месяц работы в сервисе бесплатен.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

1. При ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в зависимости от избранной таможенной процедуры налогообложение производится в следующем порядке:

1) при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны, за исключением подакцизных товаров, ввезенных в портовую особую экономическую зону, акциз уплачивается в полном объеме, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 настоящего пункта;

1.1) при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области суммы исчисленного акциза налогоплательщиками не уплачиваются, если иной порядок уплаты акциза не предусмотрен абзацем третьим настоящего подпункта.

Порядок налогообложения, предусмотренный абзацем первым настоящего подпункта, вправе применять налогоплательщики - производители подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6 и 6.1 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, в отношении указанных товаров, которые на дату выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области являются резидентами, включенными в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, либо лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области, которые по состоянию на 1 апреля 2006 года осуществляли деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и состоят на учете в налоговых органах Калининградской области по месту нахождения организации (месту жительства физического лица - индивидуального предпринимателя).

Суммы акциза, исчисленные при таможенном декларировании, которые не были уплачены в соответствии с положениями абзаца первого настоящего подпункта, подлежат уплате в бюджет соответствующими налогоплательщиками в сроки, предусмотренные пунктом 3 статьи 204 настоящего Кодекса, по итогам налогового периода, в котором истекают 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, если до истечения указанного срока эти товары не были использованы этими налогоплательщиками для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой. Документы, в частности копии договоров на поставку товаров, подтверждающие использование этих товаров при осуществлении указанных операций, представляются одновременно с налоговой декларацией по акцизам, в которой отражены соответствующие операции.

Сведения о сумме исчисленного акциза, не уплаченного налогоплательщиком на основании абзаца первого настоящего подпункта, и другие сведения, необходимые для контроля за правильностью исчисления и уплаты акциза, представляются таможенным органом в налоговые органы. Состав и порядок представления сведений, указанных в настоящем абзаце, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела;

2) при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы акциза, от уплаты которых он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с настоящим Кодексом, в порядке, предусмотренном правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

3) при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства и специальную таможенную процедуру, а также под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в портовой особой экономической зоне акциз не уплачивается;

4) при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории акциз не уплачивается при условии, что продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме с учетом положений, установленных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

5) при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренном правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

2. При вывозе подакцизных товаров с территории Российской Федерации налогообложение производится в следующем порядке:

1) при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории Российской Федерации акциз не уплачивается с учетом статьи 184 настоящего Кодекса или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Указанный в настоящем подпункте порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

2) при вывозе товаров в таможенной процедуре реэкспорта за пределы территории Российской Федерации уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации суммы акциза возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

2.1) при вывозе с территории Российской Федерации товаров в целях завершения специальной таможенной процедуры акциз не уплачивается;

3) при вывозе подакцизных товаров с территории Российской Федерации в соответствии с иными по сравнению с указанными в подпунктах 1 - 2.1 настоящего пункта таможенными процедурами освобождение от уплаты акциза и (или) возврат уплаченных сумм акциза не производятся, если иное не предусмотрено правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

3. При перемещении физическими лицами подакцизных товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, порядок уплаты акциза, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяется в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает особенности налогообложения акцизами подакцизных товаров при их ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в зависимости от избранной таможенной процедуры.

Статья 202 ТК ТС устанавливает следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

12) беспошлинная торговля;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами).

Первая особенность налогообложения акцизом установлена подпунктом 1 пункта 1 комментируемой статьи: при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны, за исключением подакцизных товаров, ввезенных в портовую особую экономическую зону, акциз уплачивается в полном объеме.

В статье 209 ТК ТС установлено, что выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 185 НК РФ при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы акциза, от уплаты которых он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ, в порядке, предусмотренном правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Данная норма действует в редакции Федерального закона от 23.11.2015 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

В силу пункта 1 статьи 292 ТК ТС реимпорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию Таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 ТК ТС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Подпункт 3 пункта 1 комментируемой статьи устанавливает особенности налогообложения акцизами при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства и специальную таможенную процедуру, а также под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в портовой особой экономической зоне. При данных таможенных процедурах акциз не уплачивается.

В соответствии с частью 1 статьи 215 ТК ТС таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

На основании статьи 229 ТК ТС таможенный склад - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Обращаем внимание, что согласно части 1 статьи 230 ТК ТС под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться любые иностранные товары, за исключением: товаров, срок годности и (или) реализации которых на день их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада составляет менее 180 (ста восьмидесяти) календарных дней; товаров, перечень которых определяется решением Комиссии Таможенного союза.

В статье 296 ТК ТС установлено, что реэкспорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

В силу статьи 302 ТК ТС беспошлинная торговля - таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории Таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 185 НК РФ действует в редакции Федерального закона от 23.11.2015 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) и устанавливает, что при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории акциз не уплачивается при условии, что продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме с учетом положений, установленных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

На основании частей 1 и 2 статьи 239 ТК ТС переработка на таможенной территории - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные в результате операции по переработке товаров, приобретают статус иностранных товаров.

Подпункт 5 пункта 1 статьи 185 НК РФ также действует в редакции Закона N 323-ФЗ и регламентирует, что при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренном правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта, что установлено статьей 277 ТК ТС.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает порядок налогообложения акцизами при вывозе подакцизных товаров с территории Российской Федерации.

Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 185 НК РФ при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории Российской Федерации акциз не уплачивается с учетом статьи 184 НК РФ или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами Российской Федерации в порядке, предусмотренном НК РФ.

Данный порядок налогообложения также подлежит применению и при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, что следует из абзаца 2 подпункта 1 пункта 2 статьи 185 НК РФ.

Подпункт 2 пункта 2 статьи 185 НК РФ действует в редакции Закона N 323-ФЗ и предусматривает, что при вывозе товаров в таможенной процедуре реэкспорта за пределы территории Российской Федерации уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации суммы акциза возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Согласно подпункту 2.1 пункта 2 комментируемой статьи при вывозе с территории Российской Федерации товаров в целях завершения специальной таможенной процедуры акциз не уплачивается.

Подпункт 3 пункта 2 аналогично подпункту 2 пункта 2 статьи 185 НК РФ действует в редакции Закона N 323-ФЗ, устанавливая, что при вывозе подакцизных товаров с территории Российской Федерации в соответствии с иными по сравнению с указанными в подпунктах 1 - 2.1 комментируемого пункта таможенными процедурами освобождение от уплаты акциза и (или) возврат уплаченных сумм акциза не производятся, если иное не предусмотрено правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Пункт 3 статьи 185 НК РФ регулирует вопросы налогообложения акцизом перемещение физическим лицом подакцизных товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. В такой ситуации порядок уплаты акциза, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяется в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

На основании частей 1 и 2 статьи 354 ТК ТС таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определяемом ТК ТС и (или) международным договором государств - членов Таможенного союза.

Таможенные операции в отношении товаров для личного пользования совершаются в зависимости от способов перемещения в местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории либо в таможенном органе государства - члена Таможенного союза, на территории которого постоянно (или временно) проживает физическое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта таких товаров.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 22 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "АКЦИЗЫ"
Ю.М. Лермонтов, 2016

налогоплательщика в неуплате налога, которая выразилась в неправомерном декларировании налогоплательщиком налоговых вычетов по акцизу в 2010 – 2011 годах, то есть в искажении действительного налогового обязательства. С учетом данных обстоятельств, а также положений статей 182, 183, 184, 185, 199, 200, 205 Налогового кодекса, суды пришли к верному выводу о том, что действующее налоговое законодательство не предусматривает возможности заявить к вычету (возмещению) суммы акцизов.

переработки вне таможенной территории, не использовались им в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, а были реализованы как на внутреннем рынке, так и в режиме экспорта. С учетом данных обстоятельств суды, руководствуясь положениями статей 182, 183, 184, 185, 199, 200, 205 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), пришли к выводу, что названные нормы действующего налогового законодательства не предусматривают возможности заявить к вычету (возмещению) суммы акцизов.

Документ полезен? 0 m n 0

1. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Союза.

Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при вывозе товаров с таможенной территории Союза.

2. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза – также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.

3. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза прекращается у лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, при наступлении следующих обстоятельств:

1) исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) их взыскание в размерах, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с пунктами 5 – 8 настоящей статьи;

2) помещение товаров под таможенные процедуры в соответствии с настоящим Кодексом;

3) признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, за исключением случаев, когда до таких уничтожения или безвозвратной утраты в соответствии с настоящим Кодексом в отношении этих иностранных товаров наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов;

4) конфискация или обращение товаров в собственность (доход) государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена;

5) задержание таможенным органом товаров в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса;

6) размещение на временное хранение или помещение под одну из таможенных процедур товаров, которые были изъяты или арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении (ведения административного процесса) и в отношении которых принято решение об их возврате, если ранее выпуск таких товаров не был произведен.

4. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, – день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.

5. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под следующие таможенные процедуры:

1) при ввозе товаров на таможенную территорию Союза – таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов;

2) при вывозе товаров Союза с таможенной территории Союза – таможенная процедура экспорта без применения льгот по уплате вывозных таможенных пошлин.

6. Таможенные пошлины, налоги при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза исчисляются в соответствии с настоящей главой с учетом пункта 7 настоящей статьи, а если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах, также с учетом пункта 8 настоящей статьи.

7. Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, – на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.

В случае если для определения таможенной стоимости товаров, а также для исчисления таможенных пошлин, налогов требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена, такой пересчет производится по курсу валют, действующему на день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, – на день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.

8. В случае если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах (характере, наименовании, количестве, происхождении и (или) таможенной стоимости), база для исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов определяется на основании имеющихся у таможенного органа сведений, а классификация товаров осуществляется с учетом пункта 3 статьи 20 настоящего Кодекса.

В случае если код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определен на уровне группировки с количеством знаков менее 10:

для исчисления таможенных пошлин применяется наибольшая из ставок таможенных пошлин, соответствующих товарам, входящим в такую группировку;

для исчисления налогов применяется наибольшая из ставок налога на добавленную стоимость, наибольшая из ставок акцизов (акцизного налога или акцизного сбора), соответствующих товарам, входящим в такую группировку, в отношении которых установлена наибольшая из ставок таможенных пошлин.

При установлении впоследствии точных сведений о товарах таможенные пошлины, налоги исчисляются исходя из таких точных сведений, и осуществляется возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов либо взыскание неуплаченных сумм в соответствии с главами 10 и 11 настоящего Кодекса.

9. В случае конфискации или обращения товаров в собственность (доход) государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена, задержания таможенными органами товаров в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса, размещения на временное хранение, помещения товаров под таможенные процедуры после исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) их взыскания (полностью или частично) суммы таможенных пошлин, налогов, уплаченные и (или) взысканные в соответствии с настоящей статьей, подлежат возврату (зачету) в соответствии с главой 10 настоящего Кодекса.

10. Положения пунктов 1 – 9 настоящей статьи не применяются при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза с недостоверным таможенным декларированием.

При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза с недостоверным таможенным декларированием таможенные пошлины, налоги исчисляются в соответствии с настоящим Кодексом. При этом фактически уплаченные при таможенном декларировании товаров таможенные пошлины, налоги повторно не уплачиваются (не взыскиваются), а суммы излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в соответствии с настоящим Кодексом.

При ввозе товаров на таможенную территорию России в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке (ст. 150-152 и 160 НК РФ):

1) при помещении товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения налог уплачивается в полном объеме;

2) при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ.

При ввозе товаров на таможенную территорию России налоговая база определяется как сумма:

• таможенной стоимости этих товаров;

• подлежащей уплате таможенной пошлины;

• подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

При ввозе на таможенную территорию России продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.

По каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию России, налоговая база определяется отдельно.

В случае если в соответствии с международным договором России отменены таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых на территорию России товаров,налоговая база определяется как сумма:

• стоимости приобретенных товаров, включая затраты на доставку указанных товаров до границы РФ;

• подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров).

При вывозе товаров с таможенной территории России налогообложение производится в следующем порядке:

1) при вывозе товаров с таможенной территории России в таможенном режиме экспорта налог не уплачивается. Этот порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенные режимы таможенного склада, свободного склада или свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза этих товаров;

2) при вывозе товаров за пределы таможенной территории России в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию России суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;

3) при вывозе товаров с таможенной территории России в соответствии с иными таможенными режимами освобождение от уплаты налога и (или) возврат уплаченных сумм налога не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ.


Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), его назначение.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) установлен гл. 23 НК РФ. Его назначение – изъятие части дохода, полученного налогоплательщиком в пользу государства.

Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами России, а также физические лица, получающие доходы от источников в России, не являющиеся налоговыми резидентами России.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в России и (или) от источников за ее пределами – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами России;

2) от источников в России – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Определяется налоговая база отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в ст. 217 НК РФ.

Статьями 218-221 НК РФ установлены налоговые вычеты. Различают стандартные, имущественные, социальные, профессиональные налоговые вычеты, причем по месту работы предоставляются стандартные и профессиональные вычеты, а прочие – на основании декларации, поданной налогоплательщиком в налоговый орган.

Ставка в размере 35% определена в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размера в 4000 руб. и др.; в размере 9% – в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

К иным доходам применяется ставка 13%.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода (календарного года) применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сумма налога определяется в полных рублях.

Российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в России, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Налогообложение доходов физических лиц от предпринимательской деятельности.

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой с доходов от предпринимательской деятельности исчисляют и уплачивают налог самостоятельно авансовыми платежами в течение года.

Иностранные налогоплательщики, если они являются налоговыми резидентами России (пребывают на ее территории не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев), уплачивают налог в общеустановленном порядке.

Для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами России, объектом налогообложения признается доход, полученный от источников в РФ. Нерезиденты имеют право уплачивать всю сумму налога в стране, налоговыми резидентами которой они являются, если с такой страной у России имеется договор об избежании двойного налогообложения. Отдельные особенности налогообложения доходов иностранных граждан изложены в ст. 215 НК РФ.

Налоговая декларация о доходах физических лиц. Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в ст. 227 и 228 НК РФ, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Физические лица в декларациях указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога (если обязанность определения налоговой базы возложена на самого налогоплательщика).

36. Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу России

При ввозе товаров на таможенную территорию России в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке (ст. 150-152 и 160 НК РФ):

1) при помещении товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения налог уплачивается в полном объеме;

2) при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ.

При ввозе товаров на таможенную территорию России налоговая база определяется как сумма:

• таможенной стоимости этих товаров;

• подлежащей уплате таможенной пошлины;

• подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

При ввозе на таможенную территорию России продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, налоговая база определяется как стоимость такой переработки.

По каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию России, налоговая база определяется отдельно.

В случае если в соответствии с международным договором России отменены таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых на территорию России товаров, налоговая база определяется как сумма:

• стоимости приобретенных товаров, включая затраты на доставку указанных товаров до границы РФ;

• подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров).

При вывозе товаров с таможенной территории России налогообложение производится в следующем порядке:

1) при вывозе товаров с таможенной территории России в таможенном режиме экспорта налог не уплачивается. Этот порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенные режимы таможенного склада, свободного склада или свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза этих товаров;

2) при вывозе товаров за пределы таможенной территории России в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию России суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ;

3) при вывозе товаров с таможенной территории России в соответствии с иными таможенными режимами освобождение от уплаты налога и (или) возврат уплаченных сумм налога не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством РФ.

Статья 185. Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации

Статья 185. Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации Комментарий к статье 185Норма подп.1 п.1 комментируемой статьи, предусматривающая необходимость уплаты акциза в полном объеме при выпуске

Статья 13. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу

Статья 13. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу 1. Товары, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат немедленному вывозу с

Статья 327. Исчисление таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу либо использовании товаров с нарушением установленных ограничений

Статья 327. Исчисление таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу либо использовании товаров с нарушением установленных ограничений 1. В отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с

Статья 435. Особенности проведения контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу

Статья 435. Особенности проведения контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу 1. Контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем

Статья 13. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу

Статья 13. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу 1. Товары, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат немедленному вывозу с

Статья 327. Исчисление таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу либо использовании товаров с нарушением установленных ограничений

Статья 327. Исчисление таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу либо использовании товаров с нарушением установленных ограничений 1. В отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с

Статья 435. Особенности проведения контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу

Статья 435. Особенности проведения контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу 1. Контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем

23. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу

23. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу Из пункта 1 ст. 435 ТК РФ следует, что контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-разыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем

29. Особенности перемещения физическими лицами товаров через таможенную границу РФ

29. Особенности перемещения физическими лицами товаров через таможенную границу РФ При перемещении физическими лицами товаров через таможенную границу РФ первоначально устанавливается назначение этих товаров. В соответствии с п. 1 ст. 281 ТК РФ товары, предназначенные

34. Налогообложение при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу

34. Налогообложение при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу При ввозе товаров на таможенную территорию РФ в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке:1) при помещении товаров под

Статья 151. Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации

Статья 151. Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации 1. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем

Статья 152. Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления

Статья 152. Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления 1. В случае, если в соответствии с международным договором Российской Федерации отменены

Статья 185. Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации

Статья 185. Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации 1. При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение

СТАТЬЯ 13. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу

СТАТЬЯ 13. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу 1. Товары, запрещенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат немедленному вывозу с

СТАТЬЯ 327. Исчисление таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу либо использовании товаров с нарушением установленных ограничений

СТАТЬЯ 327. Исчисление таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу либо использовании товаров с нарушением установленных ограничений 1. В отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с

СТАТЬЯ 435. Особенности проведения контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу

СТАТЬЯ 435. Особенности проведения контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу 1. Контролируемой поставкой товаров, перемещаемых через таможенную границу, является оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем

Читайте также: