Налогообложение предприятия на примере предприятия

Опубликовано: 17.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Шагунова М.А. Налог на прибыль организаций на примере коммерческого предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/06/5359 (дата обращения: 12.04.2021).

Налог на прибыль организации является основным источником пополнения бюджета Российской Федерации. Основной целью любой организации является получение прибыли, а налог на прибыль организации у большинства предприятий является наиболее весомым в общей структуре налогового бремени. И нередко организации, пытаясь уклониться от налогов, в том числе и от налога на прибыль, используют незаконные схемы. В своем исследовании на примере коммерческого предприятия, изучив его финансовое состояние, налоги, уплачиваемые им, мы выявили возможности законного уменьшения налога на прибыль.

Согласно ст.8 НК РФ понимает налог как обязательный, безвозмездный платеж организаций/физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства/муниципальных образований. [1]

Налог на прибыль организаций – это прямой налог, взимаемый с прибыли предприятия за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

Согласно ст. 247 НК, объект налога на прибыль – это прибыль полученная налогоплательщиком, в свою очередь под прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Общую характеристику налоге на прибыль можно свести в следующую таблицу 1.

Таблица 1 – Краткая характеристика налога на прибыль организации

Тип налога на прибыль

Налог с предприятий и организаций

Следует так же отметить, что прибыль согласно бухгалтерскому балансу и прибыль для целей налогообложения часто не совпадают из-за разницы в методах определения прибыли.

Классификация доходов/расходов для определения налога на прибыль включает две группы:

- доходы/расходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (иначе – доходы от реализации);

Налоговые ставки по налогу на прибыль организации установлены согласно ст.284 Налогового кодекса РФ. Ставок несколько – 0%, 9%, 15%, 20%, которые применяются в зависимости от объекта налогообложения. Базовая ставка на сегодня составляет 20%: 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% - в бюджеты субъектов РФ. [2]

Главой 25 НК РФ предусмотрены два метода признания доходов/расходов в налоговом учете: метод начислений и кассовый метод. Разница двух методов состоит в порядке признания доходов/расходов.

Основным видом деятельности исследуемого коммерческого предприятия является вылов и переработка рыбной продукции. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации был проведен на основе предоставленных предприятием данных в открытом доступе на сайте компании, за 2010-2011гг.

Коммерческое предприятие отвечает общим требованиям, которые предъявляются к хозяйствующим субъектам в условиях рынка, и имеет свою специфику в формировании собственных средств и активов. Анализ финансово-хозяйственной деятельности, проведенный на основе бухгалтерской отчетности компании показал, что коммерческое предприятие имеет достаточный уровень финансовой устойчивости. Однако выявлен ряд недостатков, на которые руководству компании следовало бы обратить внимание.

Таблица 2 – Анализ платежеспособности исследуемой организации в 2010-2011гг.

Значения показателей 2010 г.

Значения показателей 2011 г.

Коэффициент абсолютной ликвидности

Коэффициент текущей ликвидности

Коэффициент критической ликвидности

Коэффициент восстановления платежеспособности

Что касается уровня платежеспособности организации в 2011 г. (таблица 2), он снизился относительно 2010г. по всем показателям. Из чего делаем вывод о том, что баланс не является абсолютно ликвидным, соответственно предприятие не сможет своевременно рассчитаться по краткосрочным обязательствам при возникшей необходимости. Но так же стоит отметить, что коэффициент текущей ликвидности и восстановления платежеспособности находятся в рамках нормативов – не менее 1.

Говоря о рентабельности исследуемой компании (таблица 3), мы выявили что, рентабельность продаж по чистой прибыли выросла на 1,2 %, в тоже время как рентабельность собственного капитала снизилась на 41,3%.

Таблица 3 – Анализ рентабельности исследуемой компании в 2010-2011 гг.

Значения показателей 2010г.

Значения показателей 2011г.

Рентабельность продаж по чистой прибыли

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли

Рентабельность заемного капитала

Рентабельность основной деятельности по чистой прибыли

Увеличение плеча финансового рычага компании (таблица 4) связано с увеличением собственных средств компании. Так в 2010-2011гг. на 1 рубль собственных средств компания привлекла 0,84-0,99 рубля.

Расчет коэффициента финансовой устойчивости коммерческого предприятия показал, что он ниже расчетных нормативов – 0,6, а это говорит о недостаточности собственных средств, финансируемых за счет устойчивых финансовых источников.

Таблица 4 – Анализ финансовой устойчивости исследуемой организации в 2010-2011гг.

Значения показателей 2010г.

Значения показателей 2011г.

Коэффициент финансовой устойчивости

Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага)

Коэффициент маневренности собственного капитала

Низкий показатель коэффициента оборачиваемости активов организации (таблица 5) в исследуемый период – 2010-2011гг. означает бездействие части собственных средств, что указывает на необходимость вложения собственных средств в другой более подходящий источник доходов.

Таблица 5 – Анализ оборотного каптала исследуемой организации в 2010-2011 гг.

Значения показателей 2010г.

Значения показателей 2011г.

Коэффициент оборачиваемости активов (коэффициент капиталоотдачи)

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

Коэффициент оборачиваемости денежных средств

Коэффициент оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости запасов

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

Длительность одного оборота (в днях) оборотных активов

Длительность одного оборота (в днях) денежных средств

Длительность одного оборота (в днях) краткосрочной дебиторской задолженности

Длительность одного оборота (в днях) запасов

Длительность одного оборота (в днях) кредиторской задолженности

Снижение оборачиваемости дебиторской задолженности в 2010-2011гг. отражает ухудшение платежной дисциплины покупателей – своевременное погашение покупателями задолженности перед предприятием и сокращение продаж с отсрочкой платежа. Динамика этого показателя во многом зависит от кредитной политики предприятия, от эффективности системы контроля, обеспечивающей своевременность поступления оплаты.

Анализ использования основных средств в 2010-2011гг. показал рост как фондоотдачи на 1,4 пункта, так и фондоемкости, что говорит об эффективности их использования.

Производительность труда в исследуемой компании в 2010-2011гг. снизилась за счет непропорционального роста сотрудников и выручки. В 2010г. на предприятии работало 597 сотрудников, в 2011г. – 621 человек.

Исследуемая организация своевременно производит уплату всех налогов и сборов, соответствующих законодательству.

Таблица 6 – Сведения об уплате налогов и взносов в бюджет и во внебюджетные фонд исследуемого предприятия в 2010-2011гг. [3]

Как видно из таблицы 6, значительно вырос налог на добавленную стоимость – 230%, взносы в ПФР и ФОМС – 128% и 161% соответственно, снизились: сбор за водные биологические ресурсы – 94%, плата за загрязнение окружающей среды – 87%.

На рисунке 1 представлено долевое участие каждого вида налогов, уплачиваемого исследуемой организацией, в общей структуре. Из последнего видно, что основную долю налоговых выплат компании оставляет налог на прибыль – 36%.


Рисунок 1 – Структура налогового бремени исследуемой компании в 2011гг.

Рассмотрим детально расчет налога н прибыль исследуемой коммерческой организации в 2010-2011гг. Доходы и расходы организации представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Сведения о доходах и расходах исследуемой компании в 2010-2011гг. [3]

Таким образом, рассчитаем налоговую базу для налога на прибыль и сам налог на прибыль данной коммерческой организации в 2010-2011г.

Прибыль (убыток) до налогообложения (2010г.) = 1998828+430+172014 – 1247506 – 260688 – 52507 – 166006 = 444565 тыс.руб.

Прибыль (убыток) до налогообложения (2011г.) = 1995984 + 960+358338 – 1233770 – 294425 – 69899 – 286884 = 470304 тыс.руб.

Текущий налог на прибыль (2010г.) = 444565*0,2 – 188 – 10559 = 78166

Текущий налог на прибыль (2011г.) = 470304*0,2 – 63 – 1673 – 1507 + 7223 = 98041 тыс.руб.

Следует отметить, что выручка компании в 2011г. была ниже, чем в 2010г. всего на 1%, а налог на прибыль вырос на 123%. Рост налога на прибыль обусловлен ростом статьи «прочих доходов» в исследуемом периоде на 208%.

Любое предприятие стремится снизить налог на прибыль. Для осуществления этого можно использовать различные варианты учетной политики для целей налогообложения, предусмотренные в Налоговом Кодексе РФ. Рассмотрим те варианты по оптимизации налога на прибыль, которые подходят исследуемой коммерческой организации, таблица 8.

Таблица 8 – Варианты формирования учетной политики исследуемой организации для целей налогообложения по налогу на прибыль [4]

Элементы учетной политики

Таким образом, для снижения налога на прибыль исследуемой коммерческой организации мы предлагаем внести следующее изменения в учетную политику компании:

а) включить в состав расходов организации:

- Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет;

- Резерв на ремонт основных средств;

- Резерв по сомнительным долгам;

б) включать в состав внереализационных доходов скидки, предоставленные компанией покупателям согласно условиям договора;

в) приравнивать к внереализационным расходам убытки, полученные исследуемой организацией в предыдущем налоговом периоде, но выявленные в отчетном.

Как указывалось выше, анализ дебиторской задолженности организации выявил снижение оборачиваемости дебиторской задолженности, возникшей по договорам поставки и подтвержденной контрагентами. В тоже время компания не имеет резерва по сомнительным долгам. Ст.266 НК указывает, что сомнительным долгом признается любая не погашенная в срок задолженность перед организацией, которая возникла в связи с основной деятельностью. [1] Поэтому мы предлагаем использовать как вариант снижения налога на прибыль – формирование резерва по сомнительным долгам.

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам включает их обязательную ревизию по срокам давности, согласно которой определяется сумма сомнительной задолженности для включения ее в резерв, учитываемый при налогообложении прибыли. Налоговое законодательство так же указывает, что необходимо следить за суммой резерва по сомнительным долгам, она не должна превышать 10% от выручки (доходов от реализации) данного отчетного периода (с учетом НДС).

Согласно НК РФ отчисления в зависимости от сроков задолженности исчисляется различным способом, таблица 9.

Таблица 9 – Порядок отчисления в резерв по сомнительным долгам [1]

Срок возникновения задолженности, календарных дней Сумма, включаемая в резерв по сомнительным долгам
свыше 90 полная сумма
45 -90 (включительно) 50%
До 45 0

Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет формируется согласно п. 24 ст. 255, ст. 324.1 НК РФ. Нормативно алгоритм и критерии формирования данного резерва в бухгалтерском учете не установлены, поэтому порядок зачисления, размер зачисляемых в него средств организация должна разработать самостоятельно и затем отразить в учетной политике. Величина резерва рассчитывается исходя из предполагаемых (плановых) расходов на выплату отпускных за год и начисляется в течение года ежемесячно из расчета 1/12 его годовой суммы. Но следует так же учесть, что для того, что бы налоговая инспекция признала начисленные суммы резерва в целях налогообложения, организация должна установить обоснованный критерий, по которому она на конец года будет уточнять размер остатка резерва, переходящего на следующий налоговый период.

Между суммами начисления и сформированным резервом, как правило, возникает разница, так как этот резерв формируют в периоде предыдущем отчетному, а сами начисление и выплата производятся уже в последующем. Согласно законодательству, остаток суммы данного резерва от фактического начисленного вознаграждения по итогам работы за предыдущий год с учетом ЕСН должен быть включен в расходы на оплату труда.

Предлагаемые меры позволят снизить налог на прибыль организации, тем самым увеличив чистую прибыль.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Иногда начать свой бизнес легче, чем официально оформить предпринимательскую деятельность: выбрать организационно-правовую форму предприятия, систему налогообложения, разобраться с ведением бухгалтерии и т. д. Чтобы принять правильное решение, иногда приходится проводить настоящее исследование. В этой статье мы постарались облегчить задачу начинающему предпринимателю и сравнить условия работы и налогообложение для ИП и ООО.

Системы налогообложения в 2021 году

Размер взносов в бюджет зависит от того, какой налоговый режим выбрала компания или ИП. Напомним варианты:

  • ОСНО;
  • УСН (спецрежим для малого и микробизнеса, его могут использовать компании и ИП);
  • ПСН (только для ИП);
  • ЕСХН (для ИП и ООО).

Ставки налогообложения на выбранном режиме будут одинаковыми для всех субъектов предпринимательства. Исключение — ОСНО, где ИП выплачивают налог на доходы в размере 13%, а ООО — 20%.

Страховые взносы организаций и ИП

Вторая обязательная статья расходов предприятия — страховые взносы. Все работодатели обязаны перечислять их ежемесячно с выплат заработной платы своим сотрудникам, работающим по трудовым договорам. В 2021 году для малого бизнеса действуют такие тарифы:

  • на пенсионное страхование — 22% от размера заработной платы в пределах МРОТ или 10%, если сумма выплат больше;
  • на медицинское страхование — 5,1% от размера заработной платы в пределах МРОТ или 5%, если сумма выплат больше;
  • на социальное страхование — 2,9% от размера заработной платы в пределах МРОТ, если сумма выплат больше, то взнос не платится.

ИП и компании, которые не были внесены в реестр субъектов малого и среднего бизнеса должны платить взносы по стандартной ставке — без учета величины МРОТ. Если наемные работники оформлены по гражданско-правовым договорам, то работодатель обязан делать отчисления только на пенсионное и медицинское страхование.

ИП, работающий без наемного персонала, в любом случае обязан выплачивать страховые взносы за себя в фиксированном размере — 40 874 рубля за год, независимо от того, велась ли деятельность ИП за прошедший период и какой доход получен. У ООО здесь преимущество — если организация в прошедшем налоговом периоде не работала и не выплачивала заработную плату сотрудникам, то и делать отчисления в бюджет не нужно.

Налоги, которые оплачиваются на любом налоговом режиме

Кроме налогов, которые оплачиваются в рамках выбранной системы, предприятие в зависимости от особенностей своей деятельности может уплачивать также:

  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • акцизный сбор;
  • сбор за пользование биологическими ресурсами;
  • транспортный налог;
  • торговый сбор и другие отраслевые отчисления в бюджет.

Суммы этих взносов должны рассчитываться ФНС самостоятельно, для этого используются данные из разных государственных реестров. Предпринимателю приходит уведомление с размером налога и реквизитами для оплаты.

Налог на добавленную стоимость должны уплачивать компании и ИП, которые выставляют счета с выделением данного вида сбора. В общем случае ИП на любом из спецрежимов освобождены от уплаты НДС.

Общая система налогообложения

ОСНО — это базовый для ИП и ООО налоговый режим. Его главное преимущество в том, что бизнес не ограничен в каких-либо сферах деятельности, организационно-правовой форме, числе сотрудников, размере доходов и т. д. При этом общая система налогообложения предполагает большой объем отчетности и отчислений в бюджет.

Предприятию не нужно специально переходить на ОСНО — система налогообложения применяется автоматически после регистрации ИП или ООО.

Налогообложение ИП и компаний на ОСНО представлено в таблице:

2.6. Финансы предприятия

2.6.4. Налогообложение предприятия

Каждое предприятие должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Налогообложение ─ это определенная совокупность экономических (финансовых) и правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

Налог ─ обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор ─ обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

На предприятие не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым Кодексом РФ (НК РФ), который является основным нормативным документом в области налогообложения.

Все налоги и сборы могут быть классифицированы по различным признакам, наиболее существенными для предприятия являются следующие:

1.) по способу изъятия – прямые и косвенные;

2.) по принадлежности к уровню власти и управления – федеральные, региональные, местные;

3.) по характеру налоговых ставок ‑ твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Прямые налоги – это налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход, имущество, вид деятельности, например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в виде надбавки в цену товара или услуги. Собственник предприятия, производящего товары или услуги, подлежащие налогообложению, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от реализации товаров и услуг, т.е. является сборщиком налога. Конечным плательщиком выступает потребитель, который приобретает товары и услуги по ценам, включающим косвенные налоги, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

Федеральные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые, изменяемые и отменяемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Федеральные налоги и сборы поступают в основном в федеральный бюджет. К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными актами представительных органов местного самоуправления и являющимися обязательными к уплате на территории соответствующих местных образований. К местным налогам относятся:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог.

При установлении налогов и сборов должны быть определены все элементы налогообложения. К элементам налогообложения относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты.

Объектом налогообложения является любое экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. К числу объектов налогообложения относятся также пользование природными ресурсами, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоговая база ─ стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период ─ месяц, квартал, календарный год.

Единица обложения ─ единица измерения налоговой базы

Налоговая ставка (норма налогового обложения) ─ величина налоговых начислений на единицу базы (денежная единица дохода, единица измерения товара и т.д.). Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Пропорциональные ─ это ставки, действующие в едином проценте к налоговой базе. Прогрессивные ставки ─ это ставки, увеличивающиеся с ростом налоговой базы. Регрессивные ставки понижаются по мере роста налоговой базы.

Порядок исчисления налога – последовательность действий, приводящая к исчислению суммы налога, подлежащей к уплате в бюджет, правила заполнения соответствующей декларации или расчета.

Порядок и сроки уплаты – срок предоставления декларации или расчета, установленный срок оплаты налога или сбора.

Кроме того, есть достаточно существенные понятия, связанные с налогообложением, такие как источник уплаты налога ‑ различные элементы стоимости реализованной продукции (себестоимость, балансовая прибыль, чистая прибыль, ценовые надбавки) или денежные доходы граждан, а также налоговые льготы – представляемые и предусмотренные законодательством преимущества отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Промышленное предприятие в обязательном порядке будет являться плательщиком следующих основных налогов и сборов:

· налог на прибыль организаций;

· налог на добавленную стоимость;

· единый социальный налог;

· налог на имущество организаций.

При наличие соответствующих объектов налогообложения появляется следующая группа налогов:

· налог на добычу полезных ископаемых и т.д.

Рассмотрим особенности исчисления и уплаты основных налогов.

Налог на прибыль организаций

Налогообложение прибыли представляет собой форму распределения прибыли между товаропроизводителями и государством, является одним из основных каналов формирования доходов бюджетов различных уровней. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, итак прибылью признается:

· для российских организаций ‑ полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

К доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав согласно ст. 249 НК ─ это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

2) прочие доходы, такие как доходы от долевого участия в других организациях; положительные (отрицательные) курсовые и суммовые разницы; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду; доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, промышленные образцы и т.д.); доходы в виде процентов, полученных по долговым обязательствам (займы, кредиты, и т.п.); в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были ранее приняты в составе расходов; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав; в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде и др.

Плательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты или убытки, совершенные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и прочие расходы.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Плательщики самостоятельно исчисляют суммы налога нарастающим итогом с начала года. Сроки уплаты налога производятся по одному из двух вариантов: ежеквартально или ежемесячно.

Ежеквартально без авансовых платежей платят организации, чьи доходы от реализации менее 3000000 рублей в квартал, для остальных обязательна уплата авансовых платежей, или по фактически полученной прибыли за месяц, или в размере 1/3 квартальной суммы налога за предыдущий квартал.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на товары и услуги. Впервые понятие «налог на добавленную стоимость» сформулировал в 1954 г. французский экономист Морис Лоре. НДС получил широкое распространение в странах Европейского союза. В разных государствах ставка налога на добавленную стоимость своя, в среднем она варьирует от 6 до 25 процентов от стоимости товара, однако сущность налога одинакова.

Взимание НДС осуществляется на каждой стадии от добычи сырья, производства товаров и до их конечного потребления. Объектом налогообложения является добавленная стоимость – разница между стоимостью реализованных товаров (услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и потребления.

Россия имеет достаточно уникальный опыт применения НДС по самым разным ставкам, так в разное время были установлены ставки в размере 28%, 20%, 23% (с учетом спецналога), 21,5%, в настоящее время ‑ 18%.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе безвозмездная;

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговый период ─ календарный месяц.

Налоговые ставки дифференцированные:

Иллюстрация применения 18% ставки НДС приведена на рис. 2.7.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Если суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышают 2 млн. рублей в месяц, то предприятие вправе уплачивать налог и предоставлять в налоговые органы декларацию не ежемесячно, а ежеквартально. Если суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышают 2 млн. рублей за любые три последовательных месяца, то организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС.


Рис. 2.7. Порядок применения НДС

Единый социальный налог (ЕСН) введен с 01.01.2001 г. главой 24 НК РФ, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды ‑ Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ (далее ‑ фонды) ‑ и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Объектом налогообложения для исчисления налога работодателями признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Налоговая база налогоплательщиков-работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

ЕСН имеет регрессивную шкалу налогообложения (табл. 2.1)

Ставки ЕСН для налогоплательщиков – работодателей

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования


Субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налоги в бюджеты согласно законодательству РФ. Государство заинтересовано в поступлении как можно большего количества платежей, которые идут на решение социальных вопросов. Однако слишком большие суммы налоговых платежей делают работу компании нерентабельной. Предприниматели не получают запланированную прибыль и теряют мотивацию заниматься бизнесом.

Поэтому важно правильно выполнить необходимые расчеты и проанализировать результаты последующего планирования работы компании. Рассмотрим, как производится расчет налоговой нагрузки и для чего необходимо проводить эту работу.

  • Основные понятия
  • Коэффициент нагрузки по налогам
  • Как рассчитать налоговую нагрузку организации
  • Формулы расчета по видам налогообложения
  • Налоговая нагрузка по НДФЛ
  • Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и формула для расчета
  • Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета
  • Зачем производить анализ налоговой нагрузки организации
  • Методы анализа нагрузки по налогам
  • Как оценить степень налогового давления
  • Опасность низкой налоговой нагрузки
  • Налоговая стратегия как способ снижения налоговой нагрузки

Основные понятия

По д термином «налоговая нагрузка» понимают количество налоговых платежей, которые компания платит государству по результатам своей работы и с заработной платы своих сотрудников. Рассчитывается абсолютная и относительная налоговая нагрузка. Разница заключается в следующем:

1. Абсолютная. Обязательные платежи, которые компания уплачивает в госбюджет. Она исчисляется в рублях за отчетный период. Не является объективной характеристикой, так как не учитывает результаты деятельности субъекта предпринимательства. Например, налог в 1 млн рублей будет большим, если компания за год зарабатывает 2 млн. Но маленьким, если валовый доход составляет 100 млн.

2. Относительная. Процент от финансовых показателей компании, который уходит на уплату налогов. Этот показатель и необходим для большинства финансовых расчетов. Он показывает, сколько денег из доходов уходит на уплату налогов.

Далее речь пойдет именно об относительной нагрузке.

Коэффициент нагрузки по налогам

Под этим термином имеется в виду понимают процент налогов в сравнении с общим доходом субъекта предпринимательства. Он очень важен для налоговиков. При слишком низком показателе ИФНС делает вывод о том, что субъект предпринимательства уклоняется от уплаты обязательных платежей, его ожидают налоговые проверки. В приказе № ММ-3−06/333@, принятом в мае 2007 г., указано, что компанию необходимо обязательно проверять, если коэффициент у нее ниже, чем у других субъектов в этой же отрасли.

Также коэффициент налоговой нагрузки рассматривают кредитные организации. На основе результатов анализа принимается решение о кредитовании субъекта предпринимательства.

Банковские учреждения могут отказать в обслуживании счета и заблокировать операции по нему, если размер налоговых платежей ниже 0,9% от всего объема операций. Это требование введено согласно закону 115-ФЗ и методическим рекомендациям 18-Р, принятым Центральным банком РФ.

Как рассчитать налоговую нагрузку организации

Коэффициент налоговой нагрузки учитывает размер всех начисленных и уплаченных налогов, независимо от их видов. Это требование закреплено в приказе № ММ-3−06/333@. Налоговая служба дополнительно в своем письме (№ БА-4−1/12 589@ от 29 июня 2018 г.) разъяснила порядок расчетов:

  • Полученная на счет выручка в денежном выражении учитывается без включенных в нее сумм НДС и акцизного сбора.
  • Размер налоговых платежей включает в себя НДФЛ, который компания перечислила за своих сотрудников.
  • Страховые взносы в расчетах не участвуют.

После вычисления коэффициент сравнивается с таблицами средних показателей по отрасли, которые публикует ИФНС. Если он ниже, следует ожидать повышенного внимания со стороны налоговых органов.

Например, компания по продаже недвижимости заплатила в государственных бюджет 1 200 000 рублей, в том числе налоговые платежи сотрудников. Страховые взносы составили 520 000 рублей. Общий размер выручки от оказания услуг, из которого уже был вычтен налог на добавленную стоимость, составил 13 000 000 рублей.

Налоговая нагрузка считается следующим образом

1,2 млн рублей / 13 млн рублей * 100% = 9,23%

Таблица средних показателей по отрасли:


Из таблицы видно, что коэффициент в примере существенно ниже среднеотраслевого. Это означает, что проверку компании следует ожидать в ближайшее время.

Обратите внимание, что иногда должностные лица ИФНС неправильно определяют налоговую нагрузку, так как при расчетах используют только один из налогов. Например, на прибыль. После чего требуют у компании пояснения. В этом случае достаточно предоставить копии документов, подтверждающих начисление и уплату всех налоговых платежей с письменными объяснениями.

На официальном сайте налоговой службы РФ есть отдельный раздел, посвященный налоговой нагрузке. В нем имеется налоговый калькулятор. С его помощью можно вычислить нужные коэффициенты компаниям, которые используют общую систему налогообложения.


Следует понимать, что минимизация налоговой нагрузки на предприятие не является незаконной. Однако для уменьшения налогов можно использовать только законные методы, предусмотренные НК РФ и подзаконными нормативными актами. С другой стороны, платить минимум налогов нецелесообразно из-за постоянного повышенного внимания со стороны контролирующих органов.

Поэтому обычно субъекты предпринимательства прибегают к оптимизации налогообложения с помощью консалтинговых компаний. С их помощью производится оценка налоговой нагрузки и вырабатывается налоговая стратегия, позволяющая уменьшить налоги без дополнительных рисков.

Формулы расчета по видам налогообложения

В расчет налоговой нагрузки также включаются другие обязательные платежи, если компания уплачивает их по результатам своей деятельности:

  • Налоги на полезные ископаемые;
  • Акцизные платежи;
  • Водный налог и платеж за пользование природными ресурсами;
  • На имущество и транспорт;
  • На землю.

Налоговая нагрузка по НДФЛ и формула для расчета

Порядок расчета налоговой нагрузки для предпринимателей, которые платят налог на доходы физлиц, указан в письме налоговой службы под номером ЕД-4−15/14 490@. Он определяется как частное от деления начисленного и уплаченного налога на общую сумму выручки. ФНС указывает, что при низкой нагрузке возможен вызов в инспекцию. Но само значение коэффициента, ниже которого показатель опускать не рекомендуется, нет.

Кроме того, в этом же документе указан дополнительный критерий риска — процент профессиональных вычетов при расчете налога на доходы физлиц. Если он составляет более 95%, возможен вызов в налоговую.

Для юридических лиц размер НДФЛ не регламентируется. Здесь во внимание принимается периодичность поступления денежных средств в бюджет. Анализ производится по отчетности формы 6-НДФЛ. Риск возникает в случае:

  • Если поступления платежей уменьшились более чем на 10% в сравнении с предыдущим отчетным периодом;
  • Если размер поступающего НДФЛ на сотрудника слишком низкий, то есть компания платит своим работникам меньшую зарплату, чем в среднем по региону.

Аналогичные исследования ИФНС может проводить и по страховым взносам.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и формула для расчета

Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета

Регламентация расчетов коэффициента по НДС такая же, как по прибыли. Однако здесь для анализа с точки зрения налоговой службы важна не общая нагрузка, а удельный вес НДС, который предъявляется к вычету, в сравнении с уплаченным.

В письме налоговой службы под номером ММ-3−06/333@ указано, что компания будет попадать в группу риска, если размер вычисленного коэффициента будет более 89% (показатель немного варьируется в зависимости от региона).

Негативные последствия при превышении указанного предела:

  • Включение субъекта предпринимательства в план проверок;
  • Направление запроса для получения пояснений и подтверждающих документов;
  • Вызов на комиссию в налоговую службу. На ней в большинстве случаев предпринимателя убеждают подать уточненную декларацию и уменьшить размер вычетов.

Зачем производить анализ налоговой нагрузки организации

В законодательстве нет точного понятия налоговой нагрузки и значений, которые будут оптимальными с точки зрения государства и предпринимателя. Налоговая нагрузка может быть разной в зависимости от налоговой политики страны, степени контроля и других факторов. Поэтому однозначного ответа на вопрос, достаточно ли компания платит налогов, нет.

Если для государства важно получать максимум налоговых платежей, то компания должна так рассчитывать нагрузку по налогам, чтобы сохранить возможность работы и получения прибыли. Для этого предпринимаются меры по оптимизации платежей, но с одновременным уменьшением возможных рисков.

Правильная оценка налоговой нагрузки позволяет оценить степень ее влияния на хозяйственную деятельность компании, но при этом не выделить компанию среди аналогичных по отрасли и не стать объектов внимания должностных лиц налоговой службы.

Предприниматели, стремясь минимизировать свои расходы, делают это за счет налоговых платежей, в том числе и с помощью «серых» схем. Однако такой подход может привести к большим проблемам в будущем, когда ИФНС начислит штрафы и пени после проведения выедной проверки. Поэтому важно так спланировать налоговую стратегию, чтобы оставаться в рамках действующего в нашей стране законодательства.

Для этого необходимо досконально знать действующее законодательство и умело его применять в зависимости от особенностей работы компании, общих тенденций в экономике. Часто у администрации субъекта предпринимательства нет достаточного количества знаний в налоговой сфере, которые помогут правильно оптимизировать налоговую нагрузку. Поэтому целесообразно в этом случае прибегать к помощи квалифицированных налоговых консультантов.

Методы анализа нагрузки по налогам на субъект предпринимательства

В сфере налогообложения в России отсутствует четкая методика оценки нагрузки по налогам. Иногда из-за недостатка знаний предприниматели используют формулы для расчет аналогового потенциала, что делает невозможным использование полученных результатов для анализа и планирования.

Кроме того, формулы могут изменяться в зависимости от изменения налогового и иного законодательства, выхода новых усредненных показателей по отраслям, изменения местных показателей рентабельности. Поэтому грамотные налоговые консультанты используют несколько методов оценки. Такой поход позволяет учесть влияние большого количества факторов. Полученный по результатам таких расчетов результат поможет принять правильное управленческое решение.

Обратите внимание, что налоговая нагрузка рассматривается ФНС как размер обязательств, которые должны быть уплачены в виде налогов. То есть, ее нельзя уменьшат за счет повышения цен или других факторов, а также уменьшать с помощью налогового планирования и другими способами.

Как оценить степень налогового давления

Для владельца предприятия или индивидуального предпринимателя важна не величина налоговой ставки, а размер прибыли, который остается у субъекта предпринимательства после завершения расчетов с государством.

Поэтому для оценки налогового давления нецелесообразно использовать формулы, предложенные налоговой службой. В них не учитываются доли каждого из налоговых платежей. То есть невозможно проследить, как влияет каждый из налогов на финансовое состояние компании.

Для должностных лиц налоговой службы, которые разрабатывали эту формулу, важен размер поступающих налогов, а не результаты работы компании, то есть рентабельность бизнеса

Министерство финансов РФ разработало свою методику, при использовании которой можно определить общую долю налоговых платежей в выручке. В этой методике также не учитываются отдельные налоги, то есть степень давления каждого проследить невозможно.

Но и проводить вычисления по каждому налогу также необязательно из-за высокой трудоемкости. Поэтому целесообразно выделить только наиболее крупные платежи. Например, если компания работает на общей системе налогообложения, то рассчитывать и анализировать нужно только прибыль и НДС.

Примерные расчеты можно сделать и самостоятельно без использования сложных формул и методик. Например, если вам приходится платить до 40% налогов в сравнении с прибылью, то работа компании однозначно требует оптимизации. Нормальной считается нагрузка, когда размер платежей находится в промежутке между 20% и 40%. Все, что ниже — слишком рискованно, так как обязательно вызовет повышенное внимание со стороны сотрудников.

Опасность низкой налоговой нагрузки

Одним из инструментов контроля соблюдения действующего налогового законодательства плательщиками является вычисление и анализ налоговой нагрузки. Если она ниже, чем общие показатели по отрасли, компании следует ожидать следующих негативных последствий:

  • Вызова должностных лиц для выяснения отдельны вопросов и легализации налоговой базы;
  • Требования о предоставлении документации, которая подтверждает правильность начисления и уплаты налоговых платежей.

Низкая нагрузка по налоговым платежам будет понятной, если субъект предпринимательства начал работать только недавно. Поэтому размер его налоговых платежей может быть меньше, чем у аналогичных компаний в отрасли. Чтобы объяснить маленький размер платежей достаточно предоставить письменное объяснение в ИФНС.

Большие сложности возникают в случае, если предприятие работает долго. Низкий показатель по отрасли может быть вызван тем, что компания работает в нескольких сферах, а налоговики во время анализа используют только основной код экономической деятельности.

Например, компания производит какую-либо продукцию в сфере, где коэффициент нагрузки составляет 20−22%, но одновременно с этим занимается торговлей, где этот же показатель составляет 10%. Если анализировать работу только по первому коду, нагрузка будет заниженной, но по второму она может находиться в пределах нормы. Этот момент необходимо объяснять представителям налоговой службы. Например, посчитать коэффициенты отдельно по каждой сфере деятельности.

Другие причины, которые могут привести к уменьшению размера налогов в сравнении со среднеотраслевым:

  • Большое количество инвестиций в развитие бизнеса за счет собственной прибыли компании.
  • Развитие производственных комплексов или сетей продаж, что требует использования всей выручки, то есть затраты практически равняются получаемой прибыли.
  • Общее снижение спроса на продукцию и уменьшение рентабельности работы предприятий в целом по отрасли.
  • Увеличение закупочных цен на сырье в сравнении с предыдущими налоговыми периодами.
  • Снижение объемов реализации и увеличение административных расходов.

Налоговая стратегия как способ снижения налоговой нагрузки

Цель расчета налоговой нагрузки на субъекта предпринимательской деятельности — разработка оптимальной налоговой стратегии. В ее состав включается учетная политика и средства управления налоговыми рисками, которые дают возможность уменьшить размер платежей законными методами.

От того, насколько эффективной будет выбранная налоговая стратегия, зависят взаимоотношения с подразделениями ИФНС. Поэтому задача собственника компании или ее руководителя — правильно и строго в рамках действующего законодательства проводит коррекцию налоговой нагрузки.

Сделать это вам помогут специалисты компании «Мегаконсалт». Мы специализируемся на предоставлении аутсорсинговых услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета для предприятий среднего и крупного бизнеса. Наши сотрудники, имеющие большой опыт работы в предпринимательстве и налоговой службы, разработают и реализуют налоговую стратегию для получения максимальной прибыли.

Для получения консультаций по этому вопросу и оформления заявки на услугу обращайтесь к нашим менеджерам.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 . Теоретические аспекты анализа налогообложения предприятия 6
1.1. Сущность налогообложения, налогов и налоговой системы в современных условиях 6
1.2. Виды и функции налогов. 8
1.3. Системы налогообложения 12
Глава 2. Анализ системы налогообложения на примере предприятия ООО «Май» 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2. Организация системы налогообложения в ООО «Май» 27
Глава 3. Пути совершенствования системы налогообложения на предприятии ООО «Май» 37
3.1. Налогообложение деятельности ООО «Май» по упрощенной системе налогообложения 37
3.2. Налогообложение деятельности ООО «Май» по общей системе налогообложения 39
3.3. Сопоставительный анализ систем налогообложения и рекомендации по совершенствованию системы налогообложения в ООО «Май» 41
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Приложения 48

Файлы: 1 файл

Курсовая - копия.docx

Суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов.

Доходы от уплаты единого налога распределяются органами федерального казначейства по уровням бюджетной системы по следующим установленным Бюджетным кодексом нормативам отчислений:

    • в бюджеты поселений и городских округов – 90%;
    • в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 0,5%;
    • в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования – 4,5%;
    • в бюджет Фонда социального страхования – 5%.

Налоговая декларация по итогам налогового периода предоставляется налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца, следующего за налоговым периодом [5, c.220-221].

Сроки подачи и уплаты налога представлены в табл. 1.

Сроки подачи и уплаты налога

Сроки подачи декларации

Сроки уплаты налога

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом

Не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом

В случае несвоевременной подачи декларации по ЕНВД организации придется заплатить штраф. Размер штрафа зависит от продолжительности опоздания.

Если организация сдала декларацию по ЕНВД в течении 180 дней после установленного срока, размер штрафа составит 5% от суммы налога по декларации.

Если продолжительность опоздания более 180 дней, размер штрафа составит 30% от суммы налога по декларации, плюс 10% за каждый полный или неполный месяц просрочки начиная со 181-го дня. Кроме этого, за подробное нарушение предусмотрена административная ответственность. По заявлению налоговой инспекции суд может оштрафовать руководителя или главного бухгалтера организации на сумму от 300 до 500 рублей.

Декларации по ЕНВД следует подавать в каждую налоговую инспекцию, в которой организация зарегистрирована в качестве плательщика ЕНВД. В случае если организация ведет деятельность на территории нескольких муниципальных образований, подведомственных одной инспекции, то нужно подать одну декларацию с заполнением раздела 2 по каждому муниципальному образованию — каждому коду ОКАТО. Это требование необходимо соблюдать вне зависимости от того, создано ли по месту ведения деятельности, облагаемой ЕНВД, обособленное подразделение или нет.

Если среднее число сотрудников организации меньше ста человек, налоговые декларации можно сдавать в бумажном или электронном виде.

Объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговая ставка ЕНВД устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода (ст. 346.31 НК РФ).

ЕНВД может быть уменьшен на сумму уплаченных взносов по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному медицинскому страхованию, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается ЕНВД, на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных ИП за свое страхование, и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, но не более чем на 50% (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

    • Традиционная (общая) система (режим) налогообложения.

Общий режим налогообложения предполагает ведение налогового учета по многим налогам, входящим в данный режим. В частности, это относится к налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц и др. Для того чтобы выбрать для налогообложения определенный способ учета и налогообложения, субъект малого предпринимательства оформляет учетную политику по налогообложению.

Кроме того, выбрав этот налоговый режим, при постановке и организации бухгалтерского учета зарегистрированное ООО должно вести учет методом двойной записи с применением Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выполнять требования всех нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету.

Кроме того, малые предприятия обязаны ежеквартально составлять бухгалтерскую отчетность и представлять её внешним заинтересованным пользователям. Малое предприятие при общем режиме налогообложения должно вести налоговый учет, руководствуясь Налоговым кодексом РФ.

    • Упрощённая система налогообложения (УСН).

Упрощенная система налогообложения (УСН) регулируется главой 26.2 Налогового кодекса РФ и применяется как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.

Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность заключаются в том, что уплата целого ряда налогов (НДС, налога на прибыль, налога на имущество, частично единого социального налога (ЕСН) – для организаций, НДС, НДФЛ, налога на имущество, частично ЕСН – для ИП) заменяется уплатой единого налога, который рассчитывается на основании результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика за налоговый период.

Перейти на применение упрощенной системы налогообложения или вернуться к общей системе (общему режиму) зарегистрированные фирмы и предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий.

Добровольный порядок перехода на упрощенную систему ограничен рядом обязательных условий, при несоблюдении которых предприниматели не вправе применять упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не признаются плательщиками единого налога.

УСН дает дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов, а также упрощенную форму бухгалтерского учета.

Кроме единого налога, организации или индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны платить взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также прочие налоги и сборы, например: земельный налог, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог за пользование недрами, сборы за пользование водными объектами, таможенные платежи и сборы, госпошлину и др.

Порядок перехода на УСН является заявительным. Это значит, что для перехода на упрощенную систему налогообложения необходимо представить в налоговые органы заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Если предприятие решило использовать УСН начиная с 1 января 2014 года, то необходимо подать заявление в период с 1 октября по 30 ноября 2013 года.

Несмотря на достоинства УСН, эта система имеет ряд недостатков, которые в значительной степени тормозят массовый переход на льготный режим налогообложения предприятий производственного сектора экономики. Кроме того, недоступной она остается и для многих средних предприятий, что затрудняет хозяйственные отношения между предприятиями разных размеров, ставя их в неодинаковые условия налогообложения.

Условия перехода на УСН представлены в табл. 2.

Условия перехода на УСН

Для индивидуальных предпринимателей

Доходы от реализации за девять месяцев года, предшествовавшего году перехода на УСН, не должны превышать 15 млн. руб. (с учетом коэффициентов-дефляторов в 2010 г. - 43 428 тыс. руб.).

Среднесписочная численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек.

Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек.

Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн. руб.

Доля участия других организаций должна составлять не более 25%. Данное условие не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, численность которых не менее 50%, а фонд оплаты труда — не менее 25%, а также на некоммерческие организации, в том числе на организации потребительской кооперации.

Из таблицы видно, что индивидуальные предприниматели имеют возможность перейти на УСН при условии, что у них выполняется только одно ограничение — среднесписочная численность наемных работников не превышает 100 человек. Что касается организаций, то они должны выполнить четыре условия [9].

Глава 2. Анализ системы налогообложения на примере предприятия ООО «Май»

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

ООО «Май» является обществом с ограниченной ответственностью. Общество является юридическим лицом, имеет круглую печать со своим наименованием, расчетный счет в банке, имеет в собственности помещение, оборудование, инвентарь, учитываемые на самостоятельном балансе. Уставной капитал общества составляет 2800000 рублей. Его учредителем является гражданин Российской Федерации.

Предприятие было зарегистрировано 7 февраля 1996 года.

Вид экономической деятельности предприятия ООО «Май»: прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах:

    • розничная торговля в неспециализированных магазинах,
    • розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах,
    • розничная торговля вне магазинов.

Основная отрасль компании: «Розничная торговля».

Оперативной деятельностью общества руководит единоличный исполнительный орган – директор.

Место нахождения и почтовый адрес общества: 352800, Россия, Краснодарский край, г. Туапсе, ул.Приморская, д. 2.

Форма собственности: частная.

Целью деятельности общества является получение прибыли.

Общая численность работающих на предприятии ООО «Май» составляет 10 человек (табл.3).

За организацию бухгалтерского учета на предприятии отвечает главный бухгалтер. Он разрабатывает учетную политику, занимается ведением учета основных средств, налогов, составлением финансовой отчетности предприятия, начислением заработной платы работникам, ведет счета по учету денежных средств на расчетном счете и в кассе.

Читайте также: