Налогообложение нерезидентов в рк с 2021 года

Опубликовано: 17.05.2024

Изменения в Налоговом Кодексе в 2021 г.

Дата публикации 11.02.2021

В декабре 2020 г. был утвержден пакет изменений и дополнений в НК РК, большая часть которых вступила в силу уже с 01.01.2021 г. Основную массу поправок внес закон №382-VI от 10.12.2020 г., но были приняты и некоторые другие нормативные акты, существенно изменившие ранее действовавшие нормы касательно ведения предпринимательской деятельности и налогообложения. Изменения коснулись обложения физлиц ИПН, были введены новые налоговые вычеты, изменилась ставка ОПВ для договоров ГПХ, а также было принято множество дополнений, касающихся выписки ЭСФ, установления лимитов по снятию наличных и т.д. Какие изменения законодательства необходимо учесть предпринимателю в 2021 г., узнайте далее…

Изменение основных показателей в 2021 г.

С 01.01.2021 г. изменились основные показатели, применяемые предпринимателями в расчетах.

Значение, тг. (ставка, %)

20% или 10% для сельхозпроизводителей

ИПН у источника выплаты

ОПВ (в т.ч. для работающих по договорам ГПХ)

1 МРП (город), 0,5 МРП (село)

В сравнении с 2020 г. изменению подверглись ставка ВОСМС – 2% (вместо 1% в 2020 г.) и ставка ОПВ для работающих по договорам ГПХ -10% (вместо 5% во 2-м полугодии 2020 г.). Изменилось также значение МРП.

Также введено новое понятие «розничный налог» со ставкой 3%, который выделен в виде нового специального налогового режима. Подробнее о розничном налоге будет рассказано далее, в отдельном блоке статьи.

ИПН с доходов работников в 2021 г.

Изменением, которое охватывает наибольшую массу предпринимателей и работников, стало введение нового вычета по ИПН для работников, с которыми заключены трудовые договора –вычет по ВОСМС. Теперь, при исчислении налогооблагаемого дохода по ИПН, необходимо исключать из суммы не только стандартный вычет в 1 МЗП и сумму ОПВ, но и сумму ВОСМС.

Введение вычета объясняется защитой интересов работников, поскольку взносы на медстрахование удерживаются из дохода работника. Однако, возмущение бухгалтеров и предпринимателей вызвала дата вступления в силу обязанности по применению вычета по ВОСМС –ретроспективно, с 01.01.2020 г. Что автоматически означает обязанность пересчитать заработную плату к выдаче за весь 2020 г., корректировку отчетов и, как следствие, понижение критерия СУР. В данный момент решается вопрос о переносе срока корректировки, чтобы избавить все предпринимательское сообщество от необходимости пересдавать отчеты. Но пока ситуация в пользу предпринимателей не решилась.

Что касается расчета ИПН по доходам 2021 г., вычет по ВОСМС применять следует в обязательном порядке. Заявления работника для этого вида вычета не требуется (по аналогии с вычетом по ОПВ).

Отдельно следует упомянуть расчет ИПН с доходов работников, чья заработная плата ниже 25 МРП и в отношении которых применялась 90% корректировка.

С 01.01.2021 г. корректировку по таким доходам следует делать только по ИПН. Корректировка таких показателей, как СН, ООСМС и ВОСМС в 2021 г. не производится. Однако, по доходам 2020 г. (в частности, декабрь 2020 г.) необходимо произвести корректировку по всем показателям: ИПН, СН, ВОСМС, ООСМС.

ИПН с доходов по договорам ГПХ в 2021 г.

Порядок расчета налогооблагаемого дохода по ИПН с доходов по договорам ГПХ также изменился и также –ретроспективно.

В 2020 г. права на вычеты по ИПН (помимо стандартного вычета в размере 882 МРП в год для отдельных категорий работников (усыновителей, имеющих детей-инвалидов и т.д.) у работающих по договорам ГПХ не было. Однако теперь с при расчете ИПН необходимо применять вычеты:

  • ОПВ (10% и 5% во 2 полугодии 2020 г.);
  • ВОСМС -1% в 2018-2020 гг., и 2% с 2021 г.);
  • Вычет 882 МРП.

Стандартный вычет в размере 1 МЗП к доходам по договорам ГПХ в 2021 г. по-прежнему не применяется.

Обратите внимание, что вычеты по ОПВ и ВОСМС введены также ретроспективно – с 01.01.2018 г. И это также влечет за собой необходимость пересдачи отчетов (ф.200.00). Однако, в отличие от работающих по трудовым договорам, для работающих по договорам ГПХ процедуру немного упростили: налоговая разрешила не пересдавать отчеты за 2018-2020 гг., если работающий по договору ГПХ не обратился лично с заявлением о пересчете суммы ИПН, удержанной с него. Если заявления подано не было, доплачивать работнику сумму «на руки» и пересдавать отчеты не требуется. Если же работник письменно обратился с заявлением о пересчете, заказчик обязан пересчитать ИПН и сумму выплаты, доплатить работнику излишне удержанную сумму и пересдать ф.200.00 за все периоды, в которых были сделаны корректировки (в т.ч. и отчет за 2 полугодие 2020 г.). Работник в этом случае сможет получить на руки дополнительно около 11% от суммы договора.

С 01.01.2021 г. при расчете ИПН суммы ОПВ и ВОСМС исключаются из налогооблагаемого дохода в обязательном порядке.

Напоминаем, что по договорам ГПХ в 2021 г. ставки ОПВ и ВОСМС одинаковы с теми, что утверждены для трудовых договоров (10% ОПВ и 2% ВОСМС).

Форма 910.00 в 2021 г.

Форма 910.00 в 2021 г. заполняется по тем же правилам, что действовали в 2020 г., с обязательным заполнением приложения 910.01. В приложении указываются доходы работника, отчисления, ИПН.

При этом, доходы самого индивидуального предпринимателя в приложение включать не нужно. Также не включаются в приложение доходы работников-нерезидентов РК. Заполняются данные только по работникам –гражданам РК, работающим по трудовым договорам и договорам ГПХ.

Напоминаем, что ф.910.00 за 2 полугодие 2020 г. нужно сдать с учетом освобождений от налогов и отчислений с ФОТ, если предприниматель попадал под действие льготы.

Форма 320.00 в 2021 г. упразднена.

Субъектам предпринимательства, импортирующим товары на территорию Казахстана, станет проще отчитываться по импорту: вместо двух форм 320.00 и 328.00 в 2021 г. нужно будет сдавать только ф.328.00. Декларация по ф.320.00 отменяется.

  • сдать в органы статистики отчет по ф.1-ТС (до 20 числа месяца, следующего за месяцем импорта);
  • сдать в Нацбанк форму 1-ОПБ (если импорт производится впервые) или форму 1-ПБ до 10 числа второго месяца, следующего за месяцем импорта.

Пилотный проект по визуальному осмотру (для торговых организаций и предпринимателей).

В 2021-2023 гг. в Казахстане будет действовать Пилотный проект по визуальному осмотру, в котором обязаны принять участие субъекты предпринимательства, занятые в сфере торговли. Правила реализации Пилотного проекта утверждены приказом Минфина приказом №1232 от 24.12.2020 г.

В ходе реализации Пилотного проекта налоговая служба будет проверять наличие и соблюдение правил применения ККМ, POS-терминалов и правил продажи алкоголя.

Под визуальный осмотр в рамках Пилотного проекта попадают налогоплательщики, занимающиеся оптовой или розничной торговлей:

  • на территории крытых рынков;
  • на территории торговых домов, магазинов и павильонов.

Данные категории налогоплательщиков обязаны в кратчайший срок (уже в январе 2021 г.) или в течение 10 рабочих дней с даты госрегистрации (для новых предпринимателей) :

  • получить индивидуальный QR-код через портал КГД МФ РК (путем ввода ИИН или БИН);
  • распечатать полученный код;
  • разместить его в месте нахождения ККМ.

КГД МФ РК на своем сайте за 3 дня до начала проведения визуального осмотра конкретного налогоплательщика будет размещать соответствующее Решение.

По итогам осмотра налогоплательщики могут быть оштрафованы, если проверка выявит нарушения правил применения ККМ и POS-терминалов.

Лимиты по снятию наличности со счетов предпринимателей.

Предприниматели в 2021 г. ограничены с свободном снятии наличных со своих банковских счетов. Такая мера вводилась во 2 полугодии 2020 г. для юрлиц, но затем было решено продлить ограничение на 2021 г., распространив его и на ИП.

В месяц лимиты на снятие наличности следующие:

  • 20 млн. тг. –для субъектов малого предпринимательства;
  • 120 млн. тг.- для среднего бизнеса;
  • 150 млн. тг. –для крупного бизнеса.

Микробизнеса и физлиц ограничения не касаются. Также они не распространяются на закупщиков сельхозпродукции и продукции аквакультуры.

Разрешение на снятие наличности сверх установленного лимита дает налоговая служба (в течение 3 дней) и зависит оно от категории СУР, присвоенной налогоплательщику.

ЭСФ в 2021 г.

Изменения затронули и порядок выписку ЭСФ в 2021 г. Теперь обязанность выписывать ЭСФ возникает по всем сделкам, превышающим по сумме 1 000 МРП.

Норма распространяется на юрлиц-резидентов РК, нерезидентов, ИП и частнопрактикующих лиц, не являющихся плательщиками НДС. Исключением являются сделки, когда покупателем является:

  • налогоплательщик, применяющий СНР на основе патента или упрощенной декларации;
  • применяющий спецрежим для крестьянских или фермерских хозяйств.

Выписанные ЭСФ теперь в обязательном порядке потребуются при отнесении расходов на вычеты. НК РК дополнен п.3-1 ст.242 НК РК, который вводится в действие с 01.04.2021 г.

Таким образом, новая редакция ст.412 НК РК подразумевает, что обязанность по выписке ЭСФ теперь возлагается на:

  • всех зарегистрированных плательщиков НДС;
  • юрлиц и ИП, которые реализуют товары из Перечня изъятий (независимо от того, являются они плательщиками НДС или нет).

Также вводится норма, обязывающая неплательщика НДС выписывать ЭСФ с 01.04.2021 г., если он получил товар через модуль ВС.

Обращаем внимание, что с 01.01.2021 г. при выписке ЭСФ обязательно необходимо указывать код ТН ВЭД.

СНТ в 2021 г.

С 18.01.2021 г. участники Пилотного проекта по выписке СНТ обязаны выписывать документ в продуктивной среде ИС ЭСФ.

В рамках Пилотного проекта необходимо выписывать СНТ в продуктивной среде ИС ЭСФ:

  • по подакцизной продукции (импорт/экспорт) -с 18.01.2021 г. до 01.03.2021 г.;
  • по товарам из Перечня №384 с 18.01.2021 г. – до 01.05.2021 г.;
  • по товарам из Перечня №59 с 01.02.2021 г. -01.07.2021 г.

Напоминаем, что на время действия Пилотного проекта меры административной ответственности за различные нарушения порядка и сроков выписки СНТ к налогоплательщикам применяться не будут.

После окончания срока Пилотного проекта обязанность по выписке СНТ наступает в полной мере:

  • при реализации подакцизной продукции – с 01.03.2021 г.
  • по товарам из Перечня №384 с 01.05.2021 г.;
  • по товарам из Перечня №59 с 01.07.2021 г.

Маркировка прочей табачной продукции.

С 01.04.2021 г. вводится обязательная маркировка прочей табачной продукции. Напомним, что маркировка сигарет уже введена с 01.10.2020 г. (реализация немаркированных пачек, произведенных до введения обязательной маркировки, разрешена до 01.10.2021 г.).

Маркировку обязаны наносить производители (импортеры), а оптовые и розничные реализаторы обязаны производить учет и списание такой продукции на всем пути движения товара до конечного потребителя. Для этого необходимо:

  • приобрести 2D-сканер;
  • либо использовать мобильное приложение Naqty Sauda, разработанное АО «Казахтелеком».

Розничный налог в 2021 г.

С целью поддержки предпринимателей с 01.01.2021 г. по 01.01.2023 г. вводится новый специальный налоговый режим –розничный налог с оборота по ставке 3%.

При переходе на уплату розничного налога не придется уплачивать:

  • КПН (ИПН);
  • СН;
  • НДС.

Такой налоговый режим выгоден тем предпринимателям, кто не может подтвердить документально свою расходную часть (например, услуги). Но режим вправе применять не все желающие, а только предприниматели, относящиеся к субъектам МСБ и работающие по конкретным ОКЭД (114 кодов). Также имеются ограничения по обороту за год – не более 3 000 000 МРП.

Если предприниматель работает по нескольким ОКЭД, то он тоже вправе применять розничный налог к доходам по тем ОКЭД, на которые распространяется новый спецрежим. При этом необходимо обеспечить ведение раздельного учета доходов.

Перейти на новый спецрежим можно как с ОУР, так и с любого применяемого ранее спецрежима.

Отчетность по розничному налогу: ф.913.00 (квартальная). Срок сдачи декларации – до 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом. Оплата налога –до 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Кратко — ОПВ, ОПВР платить не нужно, СО не нужно платить за нерезидентов ЕАЭС, за резидента ЕАЭС СО необходимо уплачивать. Кроме того, сотрудник нерезидент не имеет права на налоговые вычеты по ИПН. В этой статье разбирается расчет налогов и отчислений именно с сотрудников нерезидентов, если вы незнакомы с общими принципами расчета зарплаты, рекомендую в начале ознакомиться со статьей — «Расчет заработной платы в Казахстане: формулы, пример». Актуальность статьи проверена 02.2021.

Также на сайте есть калькулятор зарплаты — он поддерживает расчет в том числе и за нерезидентов. Примечание — под нерезидентом в данной статье имеется в виду человек без постоянного вида на место жительства в РК.

Сокращения: НК РК — налоговый кодекс республики Казахстан, ОПВ — обязательный пенсионный взнос, ОПВР — обязательные пенсионные взносы за счет работодателей (вводятся с 2023 года), ИПН — индивидуальный подоходный налог, СО — социальные отчисления, СН — социальный налог, ОСМС — обязательное социальное медицинское страхование, ЕАЭС — евразийский экономический союз, ИП — индивидуальный предприниматель, ТОО — товарищество с ограниченной ответственностью.

СОДЕРЖАНИЕ

Резюме статьи

  1. ИПН : 10% от дохода работника без права на любые вычеты.
  2. ОПВ : нет.
  3. ОПВР (с 2020 года): нет
  4. СО :
    • за нерезидента РК, но резидента ЕАЭС — 3.5% от дохода работника;
    • за нерезидента пенсионера — нет в любом случае;
    • за нерезидента ЕАЭС — нет.
  5. СН :
    • для юр. лиц — доход работника*9.5% — СО;
    • для ИП — 1МРП — СО за работника.
    • ИП и ТОО на упрощенке не платят соц. налог с зарплаты работников.
  6. Отчисления ОСМС : 2% от дохода работника.
  7. Взносы ОСМС : 2% от дохода работника.

Налоги и отчисления нерезидента Казахстана за счет работника (удерживаются из зарплаты)

ИПН — ставка подоходного налога не меняется, она как была, так и остается 10%. А вот права на вычеты по ИПН нерезидент не имеет, будь-то стандартный налоговый вычет в 1МЗП, вычет по инвалидности и т.д. или любые другие вычеты.

1. Доходы физического лица-нерезидента из источников в Республике Казахстан, за исключением доходов, указанных в пункте 1 статьи 656 настоящего Кодекса, облагаются индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты по ставкам, указанным в статье 646 настоящего Кодекса, без осуществления налоговых вычетов, если иное не установлено настоящей статьей.

В законе о пенсионном обеспечении прямо не написано, что доходы нерезидентов освобождены от ОПВ, но правом на пенсионное обеспечение пользуются только граждане РК, а также иностранцы на ПМЖ (постоянном месте жительства) в Казахстане — статья 2 . Иными словами иностранцы без ПМЖ не являются участниками программы пенсионного обеспечения, не имеют права на пенсионные выплаты, а следовательно и освобождены от уплаты обязательных пенсионных взносов.

В законе есть сноска, что сказанное выше действительно только если международные договора не утверждают иное. Но «международный договор», который непосредственно касается этой темы — договор ЕАЭС, утверждает, что пенсионное обеспечение осуществляется и регулируется государствами постоянного места жительства.

1. Граждане Республики Казахстан имеют право на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

3. Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Взносы ОСМС

Взносы ОСМС в размере 1% от дохода работника были введены с 2020 года. С 2021 года ставка взносов повышена до 2%. В отличие от отчислений они удерживаются из зарплаты работника.

*Иностранцы без ПМЖ (т.е. нерезиденты) имеют право на медицинскую помощь в том же объеме, что и граждане РК, только если они резиденты ЕАЭС. А с правами приходят и все обязанности — ст. 2 закона об ОСМС. В ст. 98 договора ЕАЭС указано, что мед. помощь регулируется самим договором и законодательством государства места трудоустройства. Таким образом взносы перечислять придется.

1. Исключен Законом РК от 30.06.2017 № 80-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, а также оралманы пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

3. Иностранцы и члены их семей, временно пребывающие на территории Республики Казахстан в соответствии с условиями международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан, пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.

Членами семьи иностранцев являются совместно проживающие супруг (супруга) и дети.

4. Право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется в порядке согласно приложению № 30, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является.

С 1 января 2021 в Казахстане введены в действие поправки в Налоговый кодекс, направленные на изменение налоговой политики государства в отношении налогообложения дивидендов, распределяемых казахстанскими компаниями иностранным акционерам. Детально о этом рассказывают эксперты Deloitte


В целом, налогообложение доходов нерезидентов в Казахстане регулируется нормами национального законодательства с учетом положений международных договоров, заключенных Казахстаном с иностранными государствами. Дивиденды, получаемые нерезидентами от юридического лица-резидента, облагаются в Казахстане по ставке 15% (или 20% в случае регистрации нерезидента в стране с льготным налогообложением) согласно Налоговому кодексу и могут облагаться по сниженной ставке налога, предусмотренной международным договором.

На протяжении более чем десяти последних лет государство предоставляло нерезидентам (как юридическим, так и физическим лицам) освобождение от налогообложения доходов, полученных в виде дивидендов из источников в Казахстане. Применение такого освобождения направлено, в том числе, на привлечение долгосрочных инвестиций в Казахстан и возможно при соблюдении определенных условий. Среди ключевых – регистрация нерезидента в стране с высоким и средним уровнем налогообложения, трехлетний минимальный период владения акциями или долями участия, отсутствие связи с активами недропользователя в Казахстане и соблюдение требований по доле последующей переработки минерального сырья на собственных производственных мощностях, при выплате дивидендов недропользователями.

Поправки в Налоговый кодекс, принятые и подписанные президентом Казахстана 10 декабря 2020, расширяют перечень ограничений. Так, с 1 января 2021 освобождение от налогообложения дивидендов, выплачиваемых нерезидентам применяется только в отношении доходов, ранее обложенных корпоративным подоходным налогом (при соблюдении прочих условий).

Введенная поправка, на наш взгляд, кардинально меняет налоговую политику государства в отношении налогообложения дивидендов, выплачиваемых казахстанскими компаниями учредителям-нерезидентам в сторону ужесточения и оставляет открытым ряд вопросов, связанных с применением данной нормы на практике.

Противоречия принятой концепции «доходов, ранее обложенных КПН»

Законодатель не предлагает детальных инструкций по определению случаев, когда полученные доходы могут считаться «ранее обложенными КПН», предоставляя обширные возможности для различных толкований и интерпретаций. Как нам кажется, очевидна неоднозначность в отношении следующих вопросов.

Определение лица, на уровне которого требуется налогообложение дохода КПН

В качестве примера приведем ситуацию, когда дивиденды распределяются в пользу нерезидента с уровня казахстанской холдинговой компании, которая, в свою очередь, получает дивиденды от операционных дочерних предприятий в Казахстане. Учитывая законодательную норму в отношении корректировки совокупного годового дохода на сумму полученных дивидендов, холдинговая компания может не иметь налогооблагаемого дохода для целей КПН, при этом доходы, послужившие источником для полученных дивидендов, были полностью обложены КПН на уровне дочерних предприятий.

Следовательно, с экономической точки зрения, такие дивиденды можно было бы рассматривать как ранее обложенные, но на уровне операционных предприятий. Отсутствие четкой нормы, позволяющей признавать такие доходы «ранее обложенными», очевидно приведет к двойному экономическому налогообложению одного и того же объекта налогообложения – на уровне как дочерних операционных компаний, так и холдинговых компаний.

Определение чистого дохода, распределяемого юридическим лицом-резидентом, а также периода, когда такой доход должен быть «ранее обложен КПН»

На наш взгляд, рассматриваемые изменения не учитывают случаи возникновения у налогоплательщиков неизбежных разниц в бухгалтерском и налоговом учете из-за различных принципов признания доходов и расходов. Пожалуй, самым значимым и важным с позиции инвесторов и производственных компаний моментом в этом отношении является объективная разница между налоговым и бухгалтерским учетом в расходах по амортизации фиксированных активов, обусловленная различными методами начисления амортизации, различными ставками и возможностью дополнительных налоговых вычетов по фиксированным активам в виде инвестиционных налоговых преференций. Таким образом, из-за временных разниц, обусловленных различиями в правилах по ведению налогового и бухгалтерского учета, казахстанская компания, выплачивающая дивиденды, может иметь в налоговом учете убытки при сформированной чистой прибыли по данным финансовой отчетности в периоде, за который осуществляется выплата дивидендов.

Почему юридическую службу в Казахстане не удается автоматизировать

Почему юридическую службу в Казахстане не удается автоматизировать

В других случаях, налогоплательщик, выплачивающий дивиденд, может иметь источником распределения чистый доход (прибыль), полученный в прошлом: три, пять, десять и более лет назад. Непонятно, каким образом, с учетом ограничений по сроку исковой давности, налоговые органы намереваются в таких случаях проводить анализ на предмет того, применялся ли КПН к распределяемому чистому доходу (прибыли), и к какой именно части применялся.

Иными словами, доходы могли быть обложены КПН в предыдущем налоговом периоде (либо будут обложены в будущих налоговых периодах), однако освобождение от налогообложения может быть не применимо на основании введенной поправки.

Отметим далее, что налоговое законодательство не содержит дефиниции чистого дохода для целей налогообложения дивидендов.

В соответствии с общепринятым подходом источником для выплаты дивидендов служит чистый доход (или чистая прибыль), определяемый по данным бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Согласно казахстанскому законодательству о ТОО такой чистый доход, полученный по результатам деятельности за год, распределяется на основании решения очередного общего собрания, посвященного утверждению результатов деятельности товарищества за соответствующий год.

Учитывая, что дивиденды не формируются по результатам налоговой отчетности компании, мы считаем некорректным приравнивать чистый доход, распределяемый в пользу учредителя в соответствии с данными бухгалтерского учета к налогооблагаемому доходу, отраженному в налоговой декларации компании.

Как компании могут снизить риски в условиях форс-мажора

Как компании могут снизить риски в условиях форс-мажора

Кроме того, непонятно, для чего делать такое приравнивание и на каких методологических аспектах основывается закладываемая в измененный Налоговый кодекс логика. Если предположить, что логика нового подхода направлена на то, чтобы не допустить предусмотренное Налоговым кодексом освобождение дивидендов от налога в случаях, когда чистый доход не подвергался налогообложению в Казахстане или, так сказать, не был очищен от налогов, то такая концепция не учитывает, что по правилам бухгалтерского учета такого не может произойти, поскольку законодательство Казахстана в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности предполагает признание доходов и расходов по методу начисления, в том числе и в отношении расходов по налогу на прибыль. Метод начисления приводит к тому, что даже если в текущем налоговом периоде налогоплательщик не имеет налогооблагаемого дохода и текущих расходов по КПН, его финансовая отчетность тем не менее должна отражать расходы по отложенному налогу на прибыль, которые уменьшают его чистый доход, подлежащий распределению между акционерами / участниками. Такой механизм признания расходов по отложенному налогу исключает ситуации, при которых в качестве дивидендов распределялся бы чистый доход (прибыль), не подверженный налогообложению. Таким образом, отказ в освобождении от налогообложения на основании отсутствия налогооблагаемого дохода в текущей редакции поправки основан на смешении понятий налогооблагаемого дохода после уплаты КПН по налоговому учету и чистого дохода (чистой прибыли) по финансовой отчетности, что приводит, соответственно, к искажению общего принципа формирования дивидендов.

На наш взгляд, применение новых правил освобождения дивидендов будет создавать неравные условия для разных налогоплательщиков: например, те из них, которые воспользовались инвестиционными налоговыми преференциями и получили за счет этого дополнительный вычет по КПН, в вопросе налогообложения дивидендов будут находиться в дискриминирующем их положении в части применения в этом же периоде льготы по дивидендам, то есть такие налогоплательщики будут обязаны заплатить лишние 15% налога. Такие же налогоплательщики, не применившие дополнительный вычет в текущем периоде (сохранившие его для будущего), применят освобождение от налога на дивиденды. Сигнал, который в данном случае получают инвесторы, можно сформулировать так: капитальные инвестиции в производственные активы, для которых собственно и предусматривались дополнительные налоговые вычеты, более не выгодны, поскольку могут привести к обратному эффекту в виде появления дополнительного налога на дивиденды.

Ретроспективное применение новой концепции налогообложения дивидендов

До принятия рассматриваемых поправок мы не встречали на практике случаи, когда нерезиденту отказывали в применении локального освобождения на основании того, что полученные доходы ранее не были обложены КПН в Казахстане (за исключением предусмотренных случаев по уменьшению КПН на 100% по определенным видам деятельности).

Отметим, что комментарий к Налоговому кодексу, изданный НПП «Атамекен» и представляющий собой постатейное научно-практическое разъяснение норм Налогового кодекса (по состоянию на 19 апреля 2019) также не содержит каких-либо указаний на особенности налогообложения в Казахстане доходов нерезидента в виде дивидендов в зависимости от обложения или необложения таких доходов КПН на уровне лица, выплачивающего дивиденды нерезиденту.

Как Трудовой кодекс Казахстана трактует дистанционную работу

Как Трудовой кодекс Казахстана трактует дистанционную работу

Однако в недавних разъяснениях налоговых органов, опубликованных до принятия поправок в Налоговый кодекс, выражена позиция, согласно которой освобождение дивидендов от налогообложения не применяется в случае отсутствия налогооблагаемого дохода у лица, выплачивающего дивиденды. Насколько мы понимаем, такая позиция основана на определении чистого дохода, распределяемого учредителю-нерезиденту, как дохода после налогообложения, что, как мы отмечали выше, не соответствует основным принципам формирования дивидендов.

Несмотря на то, что разъяснения налоговых органов не носят обязательный характер, подобное толкование положений Налогового кодекса может иметь далеко идущие последствия и позволяет налоговым органам рассматривать поправки, введенные с 1 января 2021, как носящие уточняющий характер. Таким образом, выраженное в разъяснениях мнение налоговых органов может выступать инструментом для легализации ретроспективного применения вводимых ограничений и обусловить доначисления в ходе налоговых проверок, в том числе, за прошедшие периоды.

Интересно также, что такая позиция ставит под сомнение освобождения, которые применялись при выплате дивидендов не только иностранным акционерам, но и физическим лицам-резидентам Казахстана.

Учитывая, что уже инициируются первые камеральные проверки по данному вопросу и негативные последствия могут возникнуть, в первую очередь, для компаний, выплативших дивиденды нерезидентам, мы рекомендуем казахстанским компаниям, распределявшим дивиденды иностранным акционерам в прошлые периоды подготовить защитную линию по данному вопросу.

Уточняющая vs ухудшающая поправка в Налоговый кодекс

Как известно, Налоговый кодекс предусматривает возможность внесения изменений, среди прочего:

  • в части изменения объекта налогообложения или налоговой базы и отмены льготы по уплате налогов в бюджет, которые могут быть приняты не позднее 1 июля текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, а также
  • в части дополнений по налоговому администрированию, особенностям установления налоговой отчетности, улучшению положения налогоплательщика (налогового агента), которые могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года.

Принятие ограничений для освобождения от налогообложения в качестве улучшающих или уточняющих изменений после 1 июля 2020, а также введение их в действие с 1 января 2021, на наш взгляд, не является обоснованным, так как фактически данные поправки изменяют объект налогообложения и отменяют предусмотренные Налоговым кодексом льготы.

Таким образом, во исполнение принципа определенности налогообложения вопрос ограничения налоговых льгот в отношении доходов нерезидента требует, на наш взгляд, дальнейших дискуссий и выработки пруденциальных решений в части формирования механизма и порядка определения возникновения налоговых обязательств.

Назира Нурбаева, партнер, департамент налогов и права

Андрей Захарчук, партнер, департамент налогов и права

Карина Калимжанова, менеджер, департамент налогов и права

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

В обновленной Декларации по ИПН и СН за 2021 год в приложении 200.02 «Исчисление ИПН с доходов иностранцев и лиц без гражданства» добавлена графа, в которой указывается страна гражданства иностранцев и лиц без гражданства.

Помимо признака резидентства (графа E), в новой форме указывается код страны гражданства (графа D) и код страны резидентства (графа F) иностранца и лица без гражданства.

Подробнее понятия «резидент» и «нерезидент» рассматриваться в данном ответе ЛК не будут. Ознакомиться с терминами можно в материале «Кто является налоговым резидентом РК».

Рассмотрим на примере как в конфигурации «1С:Бухгалтерия 8 для Казахстана», ред. 3.0 заполняются сведения о гражданстве и резидентстве сотрудников - граждан иностранных государств и последующие отражение этих данных в форме 200.00.

В ТОО «PRO1C» работает 3 иностранных сотрудника: 2 сотрудника – граждане Российской Федерации, третий сотрудник – гражданин Республики Молдова.

Один из сотрудников – Андрианов Андрей Александрович (гражданин РФ) на время работы по трудовому договору находится временно на территории Республики Казахстан (более 183 календарных дней в течение одного налогового периода).

Второй из сотрудников – Фадеев Петр Михайлович – имеет вид на жительство, его супруга также проживает в Республике Казахстан и у них имеется зарегистрированное в РК недвижимое имущество – квартира.

Оба этих сотрудника признаются налоговыми резидентами Республики Казахстан. То есть налогообложение доходов таких физических лиц выполняется в общеустановленном режиме, как за граждан РК.

Третий сотрудник – Шапошникова Инна Ивановна – выполняет свою работу дистанционно, на территорию Республики Казахстан въезжает не более чем на 183 календарных дня и не имеет вида на жительство. Данное физическое лицо признается нерезидентом Республики Казахстан.

В конфигурации «1С:Бухгалтерия 8 для Казахстана», ред. 3.0 в карточке физического лица заполняются сведения о гражданстве и устанавливаются другие признаки, влияющие на расчет налогов, взносов и отчислений с начисленных доходов. Сведения хранятся в справочнике Физические лица (раздел Кадровый учет – Справочники и настройки).

Для физических лиц, являющихся гражданами иностранного государства, но признанных резидентами РК, в карточке физического лица по гиперссылке Гражданство заполняются следующие сведения:

  • В разделе Гражданство – устанавливается признак Гражданин иностранного государства и указывается страна гражданства;
  • Признаки, влияющие на расчет налогов, взносов и отчислений с начисленных доходов, НЕ устанавливаются.



В соответствии с установленными в карточке физического лица признаками, в конфигурации выполняется расчет налогов, взносов и отчислений с начисленных доходов.

Для физических лиц, являющихся нерезидентами РК, в карточке в разделе Гражданство выполняются следующие настройки:

  • Устанавливается признак Гражданин иностранного государства и заполняются сведения о стране гражданства;
  • Устанавливается признак Не является налоговым резидентом РК.

В случае, когда нерезидент является гражданином страны, входящей в ЕАЭС, признаки Не подлежит социальному страхованию, Не подлежит социальному медицинскому страхованию не устанавливаются. Кроме того, в связи с ратификацией Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза с доходов граждан стран ЕАЭС удерживаются и уплачиваются ОПВ.

Так как третий сотрудник ТОО «PRO1C» является гражданином Республики Молдова, следовательно в карточке данного физического лица необходимо установить признаки, влияющие на расчет ОПВ, социальных отчислений и отчислений на ОСМС (данные взносы и отчисления не производятся).


При расчете налогов, взносов и удержаний с заработной платы сотрудника-нерезидента удерживается ИПН (индивидуальный подоходный налог) по ставке 10% без предоставления налоговых вычетов (статья 655 НК РК). Подробнее о том какими налогами облагается зарплата нерезидента в материале «Какими налогами облагается заработная плата работника-нерезидента?».

Рассмотрим, как сведения о гражданстве и резидентстве физических лиц отражаются в Декларации по ИПН и СН за 2021 год.

  • в графе D указывается код страны гражданства. Код страны указывается в соответствии с двузначной буквенной кодировкой, установленной в приложении 22 «Классификатор стран мира», утвержденном решением КТС № 378;
  • в графе E – признак резидентства: «1» – резидент, «2» – нерезидент;
  • в графе F - код страны резидентства иностранца и лица без гражданства.

В рассматриваемом примере для 2 сотрудников – граждан РФ указывается признак резидентства «1», так как они являются резидентами РК и код страны резидентства, в этом случае, заполняется значением «KZ». А код страны гражданства заполняется как «RU», так как они являются гражданами Российской Федерации.



По сотруднику-нерезиденту сведения в приложении 200.02 заполнятся следующим образом: в графе D – код страны гражданства «MD» (Республика Молдова), признак резидентства – «2» нерезидент и код страны резидентства –«MD».



Таким образом, при заполнении формы 200.00 с указанием кодов стран гражданства и резидентства дополнительных настроек производить не нужно.


В общем случае при определении ставки НДФЛ основополагающее значение имеет налоговый статус физлиц (резидент/нерезидент). Однако из этого правила есть ряд исключений для иностранных граждан. В этом материале разберем, по какой ставке удерживать налог из зарплаты иностранных работников.

13 % и 30 % в зависимости от статуса

Налоговые ставки регулируются статьей 224 НК.

Если речь идет о зарплате , то применяются следующие ставки:

  • 13 % – для резидентов РФ по доходам менее 5 млн. рублей;
  • 15 % – для резидентов РФ по доходам свыше 5 млн. рублей;
  • 30 % – для нерезидентов РФ.

Принцип определения налогового резидентства для всех одинаков. Оно определяется по итогам налогового периода в зависимости от времени нахождения физлица в России в данном налоговом периоде.

Напомним, налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев .

При этом для резидентов, уплачивающих налог по ставке 13 %, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ (стандартные, имущественные, социальные, инвестиционные). У нерезидентов при ставке 30 % права на вычеты нет.

Исключения

Для ряда иностранных граждан ставка 13 % применяется независимо от наличия статуса налогового резидента. Это, в частности, следующие категории иностранцев:

  • граждане стран-членов ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия);
  • иностранные граждане, работающие по патенту;
  • иностранные граждане, имеющие статус ВКС (высококвалифицированные специалисты).

Иностранцы из ЕАЭС

Если у вас работают граждане из стран ЕАЭС (армяне, белорусы, казахи, киргизы), то их зарплата с первого рабочего дня облагается по ставке 13 %.

Это правило предусмотрено статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Налоговый статус таких работников при приеме не имеет значения. Вместе с тем определять этот статус к концу года все-таки надо.

Дело в том, что налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются только налоговым резидентам.

Так, Минфин в письме № 03-04-05/40970 от 15.06.2018 сообщает, что положение Договора о применении к доходам граждан государств - членов ЕАЭС от трудовой деятельности ставки НДФЛ 13 % не означает, что эти граждане автоматически признаются налоговыми резидентами РФ.

Поэтому иностранцы из стран ЕАЭС вправе воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после приобретения ими статуса налогового резидента РФ.

Добавим, что мнение Минфина и ФНС относительно ставки НДФЛ для иностранцев из стран ЕАЭС, не имеющих по итогам года статуса резидента РФ, расходятся.

По мнению ФНС, не имеет значения, приобрел иностранец статус резидента РФ или нет. Ставка в любом случае составляет 13 %. Об этом, в частности, сообщается в письме ФНС № БС-4-11/22588@ от 28.11.2016 .

Налоговики указывают на тот факт, что положениями статьи 73 Договора не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан из ЕАЭС в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для нерезидентов.

То есть независимо от того, есть у этих работников статус налогового резидента или нет, ставка в любом случае будет 13 %. Перерасчет на 30 % делать не надо.

Кроме того, есть Постановление Конституционного суда от 05.06.2015 № 16-П, в котором говорится, что положениями Договора о ЕАЭС была достигнута договоренность о безусловном распространении на физлиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов ЕАЭС, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

Между тем Минфин имеет другое мнение на этот счет. В письмах № 03-04-06/34256 от 10.06.2016 , № 03-04-05/34859 от 23.05.2018 , № 03-04-07/11392 от 18.02.2020 сообщается, что по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физлица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде.

Минфин заявляет, что если по итогам года сотрудники организации - граждане государств - членов ЕАЭС не приобрели статус налоговых резидентов (находились в РФ менее 183 дней), суммы налога, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету налоговым агентом по ставке 30 %.

При этом Минфин утверждает, что такое мнение не противоречит вышеназванному Постановлению КС №16-П.

Вместе с тем, в письме Минфина № 03-04-06/74275 от 25.08.2020 сообщается, что в случае если после даты увольнения выплаты не производятся, перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13 %, налоговым агентом не производится.

Впрочем, ФНС сейчас также придерживается мнения, которое высказывает Минфин.

Например, на сайте столичного УФНС сообщается , что если по итогам года сотрудники организаций – граждане государств ЕАЭС не стали российскими налоговыми резидентами, то НДФЛ по ставке 13 %, удержанный с их доходов, должен быть пересчитан по ставке 30 %.

В ФНС отмечают, что порядок определения налогового статуса физлица применяется независимо от гражданства и распространяется, в том числе, на граждан государств – членов ЕАЭС.

Таким образом, в вопросе необходимости пересчета НДФЛ из-за отсутствия резидентства 100-процентной определенности нет.

Иностранцы с патентом

В отношении доходов, получаемых иностранными работниками от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента , применяется ставка НДФЛ 13 % независимо от наличия у них статуса налогового резидента.

Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.

Даже если иностранцы с патентом не являются налоговыми резидентами РФ, все равно применяется ставка 13 %. Об этом, в частности, говорится в письме Минфина № 03-04-05/36673 от 13.06.2017 .

Вместе с тем, хотя для резидентов и нерезидентов с патентом применяется ставка НДФЛ 13 %, порядок расчета налога будет отличаться.

Нерезидентам не положены налоговые вычеты . Поэтому если иностранный сотрудник претендует на вычеты, бухгалтеру нужно знать его налоговый статус.

Особенность расчета НДФЛ с доходов патентных иностранцев заключается в том, что эта категория работников платит свой налог авансом, самостоятельно, в виде фиксированных платежей.

При этом они имеют право обратиться к работодателю с заявлением об уменьшении суммы НДФЛ на фиксированные платежи.

Работодатель запрашивает соответствующее уведомление в налоговой инспекции и уменьшает налога на сумму фиксированных авансов, уплаченных иностранцем.

Уведомление налоговиками должно выдаваться на каждый налоговый период. Если иностранец оплатил «переходящий» патент, то и уведомление нужно получить на каждый год.

Если вдруг работник заплатил в бюджет больше, чем исчислено с его зарплаты по итогам года, то остаток фиксированного платежа сгорает. Вернуть эти деньги из бюджета нельзя.

Еще один нюанс – право на уменьшение НДФЛ на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей иностранец может реализовать только у одного налогового агента.

То есть если у иностранца с патентом несколько работ, вычет будет давать только один, выбранный им работодатель.

Об этом, в частности, напоминает ФНС в письме № БС-4-11/18086@ от 26.09.2016 .

Иностранцы-ВКС

Напомним, высококвалифицированный специалист ─ это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если по условиям заключенного с ним в РФ трудового договора он получает высокую зарплату. Ее уровень в зависимости от сферы деятельности оговорен в п. 1 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Для иностранцев ВКС, в отношении доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности, всегда применяется ставка НДФЛ 13 %, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако от наличия статуса резидента зависит право на вычеты по НДФЛ.

Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.

Еще, что касается иностранца-ВКС, не забывайте, что налогообложению по ставке 13 % подлежат не любые доходы, получаемые им, а только доходы от осуществления трудовой деятельности.

Если такой иностранец ­– нерезидент, и работодатель, например, оплачивает ему аренду жилья, то по этому доходу будет применяться ставка НДФЛ 30 %. Об этом, в частности, предупреждает Минфин в письме № 03-04-05/3543 от 24.01.2018 .

В письме № 03-04-06/55674 от 07.08.2018 Минфин также напоминает, что доходы высококвалифицированного специалиста-нерезидента РФ, не связанные с его трудовой деятельностью, подлежат обложению НДФЛ по ставке 30 %.

Читайте также: