Налогообложение некоммерческих организаций в рк 2020

Опубликовано: 15.05.2024

Некоммерческие организации используются для выполнения самых различных задач, направленных не на получение прибыли. Каковы их особенности? Чем они отличаются от коммерческих организаций? Зачем их создают? Кто их финансирует? Как в них ведется бухгалтерский и налоговый учет? Обо всем этом читайте в данной статье.

Регулирование отношений, возникающих в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией некоммерческих организаций, осуществляется в соответствии с Законом РК «О некоммерческих организациях» от 16 января 2001 года № 142-II (далее – Закон о НКО).

Согласно статье 2 Закона о НКО, некоммерческой организацией (далее – НКО) признается юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели извлечение дохода и не распределяющее полученный чистый доход между участниками.

НКО могут создаваться для достижения социальных, культурных, научных, образовательных, благотворительных, управленческих целей; защиты прав, законных интересов граждан и организаций; разрешения споров и конфликтов; удовлетворения духовных и иных потребностей граждан; охраны здоровья граждан, охраны окружающей среды, развития физической культуры и спорта; оказания юридической помощи, а также в других целях, направленных на обеспечение общественных благ и благ своих членов (участников).

Цели деятельности НКО определяются учредительными документами.

НКО могут быть созданы в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, фонда, религиозного объединения, объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза) и в иной форме, предусмотренной законодательными актами.

Учредителями НКО, в зависимости от ее организационно-правовой формы, могут быть физические и (или) юридические лица, если иное не установлено Законом о НКО и другими законодательными актами Республики Казахстан.

НКО может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения потребительского кооператива, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных законодательными актами об отдельных видах НКО.

Учредительными документами НКО являются:

– для учреждения – положение (устав), утвержденное собственником (собственниками), и решение собственника (собственников) о создании;

– для фонда, потребительского кооператива, некоммерческого акционерного общества, объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза), иных организационно-правовых форм – устав, утвержденный учредителями, и учредительный договор;

– для общественного объединения, религиозного объединения – устав.

Устав НКО должен предусматривать:

1) наименование, в том числе организационно-правовую форму, предмет и цели деятельности НКО;

2) место нахождения НКО;

3) структуру, порядок формирования и компетенцию органов управления НКО;

4) права и обязанности членов (участников) НКО;

5) условия и порядок приема в члены НКО и выхода из нее (в случае если НКО имеет членство);

6) источники формирования имущества НКО;

7) порядок внесения изменений и дополнений в учредительные документы НКО;

8) условия реорганизации и прекращения деятельности НКО;

9) порядок использования имущества в случае ликвидации НКО;

10) сведения о филиалах и представительствах.

Учредительный договор – соглашение учредителей о создании НКО, в котором определяются порядок совместной деятельности по ее созданию, условия передачи в ее собственность (оперативное управление) своего имущества и участия в ее деятельности. В нем также устанавливаются условия и порядок управления деятельностью НКО, выхода учредителей из ее состава, если иное не предусмотрено законодательными актами об отдельных видах НКО.

Учредительный договор подписывается всеми учредителями или уполномоченными ими лицами.

НКО может иметь в собственности или в оперативном управлении объекты, имущество, необходимые для материального обеспечения деятельности, предусмотренной ее уставом, а также организации, создаваемые за счет ее средств, за исключением отдельных видов имущества, которые в соответствии с законодательными актами не могут принадлежать НКО.

НКО (за исключением учреждений) отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом.

Согласно статье 35 Закона о НКО, источниками формирования имущества НКО в денежной и иных формах в соответствии с законодательными актами являются:

– поступления от учредителей (участников, членов);

– добровольные имущественные взносы и пожертвования;

– поступления (доход) от реализации товаров, работ, услуг в установленных законодательством случаях;

– дивиденды (доходы, вознаграждение (интерес), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам (депозитам);

– другие не запрещенные законом поступления.

Порядок поступлений финансовых и иных средств от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами НКО.

Вклады учредителей в формирование имущества НКО в натуральной и иных формах, кроме денежной, оцениваются в денежной форме по соглашению всех учредителей. Если стоимость такого вклада превышает сумму, эквивалентную 20 000 МРП, ее оценка должна быть подтверждена аудиторской организацией.

Несмотря на то что извлечение прибыли не является приоритетом некоммерческих организаций (НКО), они так же признаются плательщиками налогов, пусть и не самыми основными «наполнителями» бюджета. С НКО взимается ряд налогов и сборов, но при этом учитываются специфические особенности их деятельности, которые обуславливают некоторые налоговые льготы.

Рассмотрим вопросы, касающиеся порядка налогообложения НКО по полагающимся для них федеральным налогам и сборам.

Законодательное регулирование НКО как субъекта налогового права

Пусть прибыль – не главная цель некоммерческих структур, но наличие ее возможно в большинстве случаев. Главное, чтобы ее получение преследовало заявленные организацией задачи, а не использовалось для прикрытия с целью налоговых льгот. Чтобы контролировать применение прибыли НКО по назначению, существуют положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (свежая редакция от 31 декабря 2014 года) «О некоммерческих организациях».

Налоговый Кодекс РФ признает обязанность НКО платить налоги на прибыль, поскольку она может быть у таких организаций (ст. 246 НК РФ), и предоставлять декларации на основании бухучета по общим требованиям.

Тип НКО и порядок налогообложения

Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:

  • муниципальные (государственные) — их финансирует госбюджет;
  • общественные (негосударственные) — существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
  • автономные — финансируют себя сами.

ВАЖНО! Порядок и суммы налогов для некоммерческих организации прямо связаны с тем, ведет ли НКО предпринимательскую деятельность.

Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.

Общие правила налогообложения НКО

Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:

  • прибыль не составляет их основную цель;
  • они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
  • НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.

Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:

  1. Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
  2. Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.

Особые правила взимания налога на прибыль

Как было отмечено выше, не вся прибыль НКО вправе облагаться налогом. Правомерное уменьшение налоговой базы на прибыль может быть применено только при соблюдении ряда условий:

  1. Учет целевых и нецелевых поступлений в НКО должен вестись раздельно, только тогда целевая прибыль может быть исключена из налогообложения на основании льготы для некоммерческих организаций. Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.
  2. Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
    • реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
    • внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.

Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.

СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается.

Специфика обложения некоммерческих структур НДС

Если некоммерческая организация оказывает какие-то услуги или продает товар, ей не избежать уплаты налога на добавленную стоимость, если деятельность не подпадает под освобождение от него. Список льготных видов деятельности без НДС представлен в гл. 21 НК РФ. В нем фигурируют, например, такие занятия:

  • присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
  • работа в центрах соцзащиты;
  • занятия с детьми в бесплатных кружках;
  • врачебные услуги частных медиков;
  • продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
  • благотворительные культурные мероприятия и др.

Требования к видам деятельности НКО для освобождения от НДС:

  • социальная значимость как основная цель по гл. 25 НК РФ – это главное условие;
  • лицензия на право занятия этим видом деятельности;
  • оказываемая услуга должна соответствовать определенным требованиям (чаще всего это условия времени и места).

В случае уплаты НДС рассчитывается по тем же принципам, что и для коммерческих организаций.

Другие федеральные налоги для НКО

Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:

  1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
    • финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
    • государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
    • НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
    • спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
  2. Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.

Региональное налогообложение НКО

Местные власти устанавливают порядок такого налогообложения и ставки, а также льготы, в том числе и для некоммерческих организаций.

Налог на имущество

Даже если организация имеет льготу на этот налог, она все равно обязана отчитываться перед контролирующими органами в налоговой декларации. Основанием для учета выступает остаточная стоимость фондов по данным в бухотчетности. Общепринятая ставка данного налога – 2,2%, если региональная власть не сочтет нужным ее снизить, на что она имеет право. Также у местных структур есть власть расширять список некоммерческих организаций, признаваемых льготниками.

Для НКО разных типов порядок взыскания налога на имущество и льгот на него отличается:

  1. Безусловные бессрочные льготы по этому налогу на основании закона предусматриваются для ряда НКО, таких как:
    • организации религиозного характера и обслуживающие их;
    • научные госструктуры;
    • уголовно-исполнительные ведомства;
    • организации-собственники культурных и исторических памятников.
  2. Льготы по налогу на имущество предоставляются НКО, в членстве которого инвалиды составляют более 50% (один тип льгот) или 80%.
  3. Автономные НКО, разные фонды, кроме общественных, а также некоммерческие партнерства не получают льгот по налогу на имущество.

Налог на землю

Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог. Он составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Некоторые НКО полностью освобождены от этого налога:

  • общества инвалидов в составе не менее 80% (если участок в собственности исключительно у них);
  • уголовно-исполнительная система Минюста РФ;
  • религиозные структуры.

К СВЕДЕНИЮ! Скидки на земельный налог другим видам НКО может предоставить местная власть.

Транспортный налог

Если в НКО зарегистрированы транспортные средства, которые принадлежат организации на праве собственности, управления, хозяйственного ведения, они подлежат обложению транспортным налогом на общих основаниях.

Общий режим или УСН

НКО имеет право выбора, находиться ли им на общей системе налогообложения или перейти на «упрощенку». НКО – плательщики УСН ограничиваются единым налогом, не оплачивая:

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество;
  • НДС.

Как известно, для применения УСН существует лимит доходов в 45 млн руб. за последние 9 месяцев работы. Для некоммерческих организаций в эту сумму не считают поступления на целевые нужды (гранты, пожертвования, субсидии, взносы учредителей и членов и т.п.).

ВНИМАНИЕ! Льгота на ставку налога на зарплату сотрудников для НКО при применении «упрощенки» больше не действует.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 8 июня 2020 г. N 09-01-11/49121 О льготах для некоммерческих организаций

Департамент правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел в пределах компетенции обращение и сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.

Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.

Вместе с тем Департамент считает возможным отметить следующее.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно положениям части 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Указанные положения Федерального закона N 209-ФЗ корреспондируются с нормами статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, и статьи 50 Гражданского кодекса, предусматривающими, что организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, создаются в форме коммерческих организаций.

Принимая во внимание изложенное, а также положения статьи 2 Федерального закона от 12 января 2006 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", определяющие, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, некоммерческие организации не могут являться субъектами малого и среднего предпринимательства.

Поскольку Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576 (далее - субсидии, Правила N 576), предусматривают поддержку субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, получателем предусмотренной данными правилами субсидии не могут быть некоммерческие организации.

Для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального) в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на период до 2024 года включительно установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере:

на обязательное пенсионное страхование - в размере 20 процентов;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0 процентов;

на обязательное медицинское страхование - в размере 0 процентов.

При этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу 10 процентов с сумм выплат физическим лицам, превышающим предельную величину базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования, плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с пунктом 2 статьи 427 Кодекса, не исчисляют и не уплачивают.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 696 утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее соответственно - Правила N 696, субсидии, заемщик).

В соответствии с пунктом 4 Правил N 696 субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат российской кредитной организацией, соответствующей требованиям, установленным пунктом 7 Правил N 696 (далее - получателя субсидии):

предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере, предусмотренном Правилами (далее - субсидия по процентной ставке);

списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены Правилами (далее - субсидия по списанию).

При этом пунктом 9 Правил N 696 предусмотрено, что субсидии по процентной ставке получателю субсидии предоставляется при соблюдении, в том числе следующих условий:

заемщик получателя субсидии по состоянию на дату обращения к получателю субсидии включен в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки с учетом введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки);

получателем субсидии с заемщиком заключен кредитный договор (соглашение) с конечной ставкой для заемщика не более 2 процентов годовых на базовый период кредитного договора (соглашения), а также на период наблюдения по кредитному договору (соглашению) и со стандартной процентной ставкой на период погашения по кредитному договору (соглашению).

Пунктом 12 Правил N 696 определены требования, которым должен соответствовать заемщик для предоставления ему субсидии по списанию.

Таким образом, в рамках реализации положений Правил N 696 заемщикам, являющимся некоммерческими организациями, предоставлена возможность:

на получение льготных кредитов при соблюдении условия о включении в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки;

на списание задолженности по кредитному договору (соглашению) при соблюдении требований, установленных пунктом 12 Правил N 696.

Директор Департамента Т.В. Саакян

Обзор документа

Как пояснил Минфин, некоммерческие организации не могут являться субъектами МСП. Поэтому они не могут претендовать на субсидии для субъектов МСП.

Для некоммерческих организаций на УСН, работающих в области социального обслуживания, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, на период до 2024 г. установлены пониженные тарифы страховых взносов.

Некоммерческим организациям - заемщикам предоставлена возможность:

- получить льготные кредиты при включении в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки;

Абзац первый пункта 1 предусмотрен в редакции Закона РК от 26.12.2019 № 284-VІ (вводится в действие с 01.01.2022).

Данная редакция абзаца первого пункта 1 действует до 01.01.2022 Законом РК от 26.12.2019 № 284-VІ.

1. Для целей настоящего Кодекса некоммерческой организацией признается организация, зарегистрированная в форме, установленной гражданским законодательством Республики Казахстан для некоммерческой организации, за исключением акционерных обществ, учреждений и потребительских кооперативов, кроме кооперативов собственников помещений (квартир), объединений собственников имущества многоквартирного жилого дома, которая осуществляет деятельность в общественных интересах и соответствует следующим условиям:

1) не имеет цели извлечения дохода в качестве такового;

2) не распределяет полученный чистый доход или имущество между участниками.

2. При соблюдении условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, следующие доходы некоммерческой организации подлежат исключению из совокупного годового дохода:

доход по договору на осуществление государственного социального заказа;

вознаграждения по депозитам;

вступительные и членские взносы;

взносы собственников квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома;

превышение суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы, возникшее по размещенным на депозите деньгам, в том числе по вознаграждениям по ним;

доход в виде безвозмездно полученного имущества, в том числе благотворительной помощи, гранта, включая указанный в подпункте 13) пункта 1 статьи 1 настоящего Кодекса, спонсорской помощи, денег и другого имущества, полученных на безвозмездной основе.

Для целей настоящего пункта взносами собственников квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома признаются:

обязательные расходы собственников квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома, направленные на покрытие расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума;

расходы собственников квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома на оплату целевых взносов;

пеня в размере, установленном законодательством Республики Казахстан, начисленная при просрочке оплаты собственниками квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума.

Размеры и порядок оплаты расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума собственниками квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома утверждаются собранием собственников квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома в порядке, определенном Законом Республики Казахстан "О жилищных отношениях".

В случае несоблюдения условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, исключение из совокупного годового дохода, предусмотренное настоящим пунктом, не производится.

3. Доходы некоммерческой организации, не указанные в пункте 2 настоящей статьи, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

При этом сумма расходов некоммерческой организации, подлежащая отнесению на вычеты, определяется одним из следующих способов:

исходя из удельного веса доходов, не указанных в пункте 2 настоящей статьи, в общей сумме доходов некоммерческой организации;

на основе данных налогового учета, предусматривающего раздельный учет расходов, произведенных за счет доходов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и расходов, произведенных за счет других доходов.

4. Положения настоящей статьи не распространяются на некоммерческие организации, которые признаются:

1) автономными организациями образования в соответствии со статьей 291 настоящего Кодекса;

2) организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере в соответствии со статьей 290 настоящего Кодекса.

Сноска. Статья 289 с изменениями, внесенными Законом РК от 26.12.2019 № 284-VІ (порядок введения в действие см. ст. 2).

НКО тоже платят налоги, но с учетом некоторых особенностей. Рассмотрим, как должны рассчитываться с бюджетом некоммерческие организации, которые работают на общей системе налогообложения (ОСНО).

Налог на прибыль в НКО

НКО, как и любое юридическое лицо на ОСНО, платит налог на прибыль. Однако часто существенная часть доходов НКО (а иногда – и весь доход) освобождаются от этого налога.

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ гранты и другие целевые поступления для ведения основной деятельности НКО не облагаются налогом на прибыль.

Сдавать декларацию по прибыли нужно, даже если у организации нет облагаемой базы. В любом случае НКО должна заполнить лист 07 отчета с информацией об использовании целевых поступлений.

Но у НКО могут быть и доходы от «сопутствующей» коммерческой деятельности, которые подпадают под налогообложение. Чтобы верно рассчитать облагаемую базу, организация должна вести раздельный учет доходов и расходов.

С доходами особых проблем обычно не возникает. Целевые поступления, гранты и выручка от коммерческой деятельности, как правило, приходят от разных источников.

Но важно, чтобы те, кто перечисляет необлагаемые поступления, правильно писали назначение платежа: «целевое финансирование», «грант» и т.п. При любых формулировках, которые допускают двойное толкование, наподобие «оплата за…» налоговики включат эту сумму в облагаемую базу.

С расходами ситуация сложнее. Нужно стараться максимально разделить их по направлениям уже при формировании. Закупки для коммерческих и некоммерческих нужд лучше проводить по отдельным документам.

Если же затраты относятся к обоим видам деятельности, то их следует делить пропорционально выручке (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Если основные средства НКО приобретены за счет целевых поступлений и применяются для некоммерческой деятельности, то амортизация по ним не начисляется (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Если же объект куплен за счет средств от предпринимательской деятельности и применяется в коммерческих целях, то он подлежит амортизации для исчисления налога на прибыль (письмо Минфина РФ от 22.01.2019 № 07-01-09/2891).

НДС в НКО

Некоммерческая организация на ОСНО платит НДС, как и другие юридические лица.

Однако целевые поступления на основную деятельность НКО не облагаются НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ). Если для своей основной деятельности НКО использует товары и услуги, приобретаемые у плательщиков НДС, то налог нельзя взять к вычету. Суммы НДС нужно включить в стоимость приобретения (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Декларацию по НДС нужно сдавать, даже если все поступления не облагаются этим налогом. Информацию о необлагаемой выручке следует отразить в разделе 7 отчета.

Если же НКО ведет и предпринимательскую деятельность, то она платит НДС с коммерческой выручки на общих основаниях. При этом «входной» налог можно брать к вычету.

При этом источник финансирования не важен. НКО может приобрести материалы или услуги за счет целевых средств, но использовать их для коммерческой деятельности. При этом НДС с покупки можно взять к вычету (постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 3266/07).

Если тот или иной расход нельзя отнести только к облагаемой или необлагаемой деятельности, то следует распределить «входной» НДС пропорционально доле облагаемой выручки в общей сумме поступлений за текущий квартал (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Для отдельных видов НКО предусмотрено освобождение от НДС по некоторым операциям (пп. 1,2 п. 3 ст. 149 НК РФ):

  1. Религиозные организации не платят НДС с доходов от проведения обрядов и продажи предметов религиозного назначения, в том числе литературы.
  2. Общественные организации инвалидов освобождены от НДС по всей выручке, кроме подакцизных товаров, полезных ископаемых и предметов роскоши (постановление Правительства РФ от 22.11.2000 № 884). Для получения льготы численность инвалидов в составе организации должна быть не менее 80%.

НДФЛ и страховые взносы в НКО

Любая деятельность, в том числе и некоммерческая, невозможна без сотрудников. В НКО часто работают волонтеры, но почти всегда в таких компаниях есть и штатные специалисты «на окладе».

С выплат в пользу волонтеров (например – компенсация питания, затрат на проезд и т.п.) НДФЛ и страховые взносы в общем случае перечислять не нужно. Платить налог и взносы необходимо только со сверхнормативных выплат на питание волонтеров: свыше 700 рублей в день в РФ и 2500 рублей – за границей (п. 3.1 ст. 217 и п. 6 ст. 420 НК РФ).

А с вознаграждения штатных специалистов НКО все установленные платежи необходимо выплачивать в полном объеме. Поэтому организация должна удерживать из этих выплат НДФЛ, а также начислять страховые взносы на общих основаниях.

Другие налоги: на имущество, на землю, транспортный

Все налоги, связанные с собственностью, НКО, как и другие юридические лица, платят только, если есть соответствующие объекты: недвижимость, транспорт, земля. Если объектов нет, то ни платить налог, ни сдавать декларации не нужно.

Если налог на имущество НКО считается по остаточной стоимости, то вместо амортизации из первоначальной стоимости объекта нужно вычесть износ по данным бухучета , отраженный на забалансовом счете (п. 3 ст. 375 НК РФ)

Для отдельных категорий НКО предусмотрены льготы по налогам с собственности. В частности, не платят налог на имущество и земельный налог (ст. 381 и 395 НК РФ):

  1. Религиозные организации с имущества и земельных участков, которое используется для религиозной деятельности.
  2. Общероссийские организации инвалидов и учрежденные ими НКО, работающие в области поддержки инвалидов. Для получения льготы инвалиды или их представители должны составлять не менее 80% от членов НКО. Имущество и земля должны использоваться для уставной деятельности.

Налог на имущество организаций и транспортный налог относятся к региональным, а земельный налог – к местным. Поэтому органы власти субъектов РФ или муниципальных образований могут устанавливать дополнительные льготы по этим обязательным платежам, в том числе и для НКО.

Списание налогов и взносов за 2 квартал 2020 года для отдельных НКО

В рамках мер поддержки, принятых в связи с пандемией, некоторым некоммерческим организациям полностью спишут большинство налогов и страховых взносов за 2 квартал 2020 года (ст. 2,3 закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ).

Заплатить придется только НДС и удержанный с зарплаты работников НДФЛ. Также не будут списаны и взносы «на травматизм».

  1. Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО). Для того, чтобы налоги были списаны, СОНКО должна быть включена в специальный реестр и получать гранты или субсидии от государства в 2017 года.
  2. Централизованные религиозные организации, их структурные подразделения и учрежденные ими СОНКО.
  3. Другие НКО, признанные наиболее пострадавшими от пандемии. Их реестр формирует Минэкономразвития (постановление Правительства РФ от 11.06.2020 N 847).

Вывод

НКО платят НДС и налог на прибыль только с доходов от коммерческой деятельности. Чтобы распределить доходы, расходы и входной налог, следует организовать раздельный учет. Отчитываться по этим налогам нужно, даже если облагаемой базы нет.

Если в организации есть штатные сотрудники, то НДФЛ и взносы нужно платить на общих основаниях. С выплат в пользу волонтеров облагаются только компенсации питания, превышающие норму.

При расчете налога на имущество вместо амортизации НКО должны использовать сумму износа.

Для общественных организаций инвалидов и религиозных НКО предусмотрены дополнительные льготы по НДС, налогу на имущество и земельному налогу.

Социально ориентированным, религиозным и пострадавшим от пандемии НКО спишут большинство налогов и взносов за 2 квартал 2020 года.

Читайте также: