Налогообложение имущества физических лиц проблемы пути совершенствования

Опубликовано: 16.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Баханаева А.А. Налогообложение имущества физических лиц: проблемы и перспективы развития // Студенческие научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2014/06/2227 (дата обращения: 13.04.2021).

Роль налогов является очень важной в жизни каждого государства и человека, в частности. Налоги с физических лиц не являются добровольными, поэтому отношение к ним в нашей стране со стороны населения сложилось негативное.

Имущественный налог физических лиц – обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в местные бюджеты. [1]Данный налог является косвенным регулятором развития нашей экономики, способом регулирования дефицита, инструментом воздействующим на активность хозяйствующих субъектов. Налог является постоянным налогом и взыскивается каждый год ,независимо от использования имущества. [5]Плательщиками налогов являются физические лица, которые имеют в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения. Объектом налога признаются жилые дома,квартиры,дачи и иные помещения, сооружения [4] Число налогоплательщиков имеющие в собственности имущество ,которое подлежит налогообложению- увеличиваются. Поэтому недоработки ,которые имеются в налоговом законодательстве связаны с нарушением прав и свобод граждан, что приводит к появлению разногласий между государством и налогоплательщиков.Ставка устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. (Таблица 1) [8]

Таблица 1. Ставки налога на имущество физических лиц

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор

Ставка налога

Помимо налога на имущество, в налогообложении физических лиц значительную роль играют местные налоги, и, в частности, земельный налог. Данный налог вычисляется, как произведение кадастровой стоимости участка на соответствующую ставку. В соответствие с законопроектом имущественного налога физических лиц как и прежде будет вводиться в качестве местного налога, который формирует доходную часть местных бюджетов. Это говорит о том, что вводится он в соответствие С Налоговым кодексом, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Но в течение налогового периода эта стоимость может изменяться, в связи с переходом участка из одной категории в другую. Тогда, возникает вопрос высоких ставках налога, вызванных завышенной величиной кадастровой стоимости. [2]

Кроме того, можно отметить проблему информационной базы, которая требуется при регистрации земельных участков и объектов на них. Не определены границы межевания и наличие на них строений при определении земельного налога; не обоснованы высокие показатели расчетов кадастровой стоимости земельных участков. [7]

Немало проблем возникает из-за несоответствия данных в различных государственных органах. Так, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии заявлены одни данные налогоплательщика, а в УФНС(управление федеральной налоговой службы) другие. Процедура исправления неправильных данных обычно занимает большое количество времени, что способствует затяжному характеру изъятия налога.

Проблема способа расчета налога на имущества физических лиц. При проведении сделки купли-продажи квартир, дач, загородных домов в целях ухода от уплаты налога или занижения его суммы официальное оформление происходит по инвентаризационной стоимости, а фактическая сделка – по рыночной цене. [6]

К основным путям совершенствования имущественного налога, а также повышения собираемости данного налога, можно отнести следующие:

1) Введение в налоговый оборот наибольшего количества объектов и субъектов обложения имущественными налогами за счет обеспечения высококачественного информационного обмена между органами местного самоуправления, налогоплательщиками, органами технической инвентаризации;

2) Введение единого уведомления по уплате налогов по всей недвижимости;

3) Отказ от инвентаризационной оценки имущества;

4) Разработка методов для перехода к рыночной оценке имущества.

Для стабильности, упрощения и всеобщности собираемости местных налогов правительство страны планирует замену налога на имущество физических лиц и земельного налога на налог на недвижимость. В рамках этого налога планируется введение налога на роскошь.

Основная задача данного налога – реализация принципа справедливого налогообложения. Т.е., граждане, имеющие достаточно большое количество дорогой недвижимости, должны будут платить существенно высокие налоги, в отличии от граждан, которые проживают в обычных квартирах и не имеют дополнительной недвижимости.

Основными плюсами налога на недвижимость являются:

1) плательщики вносят в бюджет лишь один налог, вместо двух;

2) наиболее удобные условия при исчислении;

3) статус налога на недвижимость (легче выявить наличие недвижимого имущества; можно на месте осмотреть имущество и оценить размер налога);

4) более надежный и устойчивый источник пополнения местного бюджета.

Таким образом, введение налога на недвижимость, заменяющего имущественный налог и земельный налог, призвано способствовать большей справедливости налогообложения и упрощению порядка внесения гражданами налоговых отчислений в бюджет.

Библиографический список

  1. Все налоги и сборы. – Москва: изд. «Экономика и право», 2012.
  2. Закон о налогах на имущество физических лиц [Электронный ресурс] –Режимдоступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153953/
  3. Налоги и налогообложение в РФ : учебник для вузов / под ред. Н.Г. Дмитриевой.- Ростов н/Д: Феникс.- 2010.-512с.
  4. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть I ,II.
  5. Налогообложение имущества и доходов физических лиц/ М.Е. Косов, Л.А. Крамаренко, Т.Н. Аксанова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 431 с.
  6. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.nalog.ru/
  7. Панков А.И. Налоги и Налоговая система РФ: учебник В.Г.Панков,В.Г.Князев.-МЦФЭР,2011.-336 с.
  8. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

© 2021. Электронный научно-практический журнал «Студенческие научные исследования».

Библиографическая ссылка на статью:
Очнева Л.А., Корнева Е.В. Имущественные налоги физических лиц, их проблемы и пути совершенствования по взысканию // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/06/35546 (дата обращения: 20.05.2021).

Как всем известно, наибольшая часть доходов государства формируется за счет налогов и сборов. Из этого следует, что бюджет практически полностью зависит от платежеспособности налогоплательщиков, от их добросовестности, а также от решения проблем исчисления и уплаты налоговых платежей.

Существует множество разных классификаций налогов. Согласно п. 1 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоги можно классифицировать на федеральные, региональные и местные, то есть они различаются в зависимости от субъектов уровней налоговой системы, устанавливающих и осуществляющих прием налоговых платежей на своей территории.[1]

Налоги так же подразделяются по объекту налогообложения на подоходно-имущественные и налоги на потребление. Соответственно первые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, вторые – в процессе их же расходования. В отдельную группу можно выделить имущественные налоги, которые так же распределены по уровням бюджета. К таким относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог – местные налоги, налог на имущество организаций и транспортный налог – региональные налоги.

Налоги с населения – один из экономических рычагов государства, с помощью которых государство пробует решить разные задачи социального характера:

- предоставления достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней;

- стабилизация уровня доходов населения и, соответственно, структуры собственного потребления и накоплений граждан;

- давать стимул для наиболее разумного использования получаемых доходов;

- смягчения положения наименее защищенных категорий населения.[2]

Одним из основных налогов с населения, который играет весьма знаменательную роль в налоговой системе РФ — налог на имущество физических лиц. Данный налог охватывает всех физических лиц, у которых в собственности имеется различного вида имущества. Совместно со своей ведущей ролью, то есть фискальной, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, он так же влияет на создание структуры личной собственности граждан. Увеличение или уменьшение ставок налога на имущество, предоставление различных льгот позволяют уменьшить имущественную дифференциацию населения, создают стимулы к увеличению богатства.

В определенной степени налог на имущество является дополнением к подоходному налогу, что вполне оправдано, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, иногда частично «уходят» от подоходного налогообложения, но в то же время у них возникает необходимость заплатить налог на приобретенное имущество.

Имущественное налогообложение является составляющим компонентом налоговой системы Российской Федерации, а в последнее время именно с данными видами налогов связаны значительные изменения в области их исчисления и уплаты. Так же, вводятся налог на недвижимость, налог на роскошь, которые, исходя из объекта налогообложения, представляют собой не что иное, как имущественные.[3]

Налоговая обязанность может быть исполнена добровольно (налогоплательщик самостоятельно платит налог, не привлекая при этом специализированные органы власти), так и принудительно (например, при возникновении недоимок и неисполнении требования об уплате налога налоговая обязанность исполняется специализированными органами в зависимости от субъекта налогообложения).

Налоговая обязанность, которая исполняется в добровольном порядке, начинается с исчисления налога. Гражданин, на которого возлагается исполнить налоговую обязанность, самостоятельно исчисляет сумму налога, которая подлежит уплате за налоговый период, при этом налогоплательщик исходит из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено законом, о чем говорится в ст. 52 НК РФ. В особенных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность исчислить налог может быть поручена налоговому органу или налоговому агенту. В первом случае, налоговая инспекция, у которой на учете стоит данный налогоплательщик, не позднее 30 дней до наступления срока платежа отправляет ему налоговое уведомление. В данном уведомлении должны быть указаны сумма налога, которая подлежит уплате, срок уплаты налога, а также расчет налоговой базы.

Налоговая база – является составляющей частью налогообложения, которая преобразовывает объект налогообложения в количественную форму, вследствие чего к ней можно применить налоговую ставку, чтобы исчислить налог. Другими словами, налоговая база – это облагаемый объект, выраженный в тех или иных единицах. В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Между субъектом (налогоплательщиком) и объектом обязательно должна быть прямая, неразрывная связь. С этой связью налоговое законодательство связывает формирование налоговой обязанности. Приведем пример транспортного налога, налогоплательщиками которого признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

При работе с имущественными налогами часто возникают вопросы информационного обмена данными о регистрации того или иного имущества, которые, к сожалению, в последнее время не находят своих решений.

Данные предоставляются в порядке информационного обмена между органами исполнительной власти. Тем не менее, сегодня следует отметить такой неприятный факт – обмен информацией далек от совершенства, потому что базы данных содержат недостоверную информацию, которая впоследствии приводит к судебным разбирательствам, второстепенным расходам и т.д.

Если дальше рассматривать транспортный налог, то в большинстве случаев вина в неверном исчислении налоговыми органами лежит на самих налогоплательщиках. Так, в случае продажи транспортного средства необходимо добросовестно относиться к тому, чтобы снять данную машину с учета.

Однотипные проблемы обмена информации замечаются и при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении недвижимости. Органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года ( п. 9.1 ст. 85 НК РФ).

Очень важным данное положение является для налога на недвижимость. Как известно, введение данного налога намечается уже давно. Но до сих пор не определена эффективная методика расчета и оценки стоимости недвижимого имущества.

Налоговая база на данный момент рассчитывается по инвентаризационной стоимости, которая имеется в информационных и архивных базах организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию. Но к сожалению эти сведения зачастую не соответствуют действительности и не отражают состояние того или иного объекта недвижимости, который существует по факту. Достаточно много собственников недвижимости не оформляют вновь построенные строения, например, 70 – 80-х гг. В свою очередь, эти лица платят налог на “старый дом”, а не на коттедж, который никак не оформлен и не поставлен на технический учет.

Федеральная налоговая служба утвердила форму единого налогового уведомления. И так, налогоплательщики уже в этом году начали получать письма в совершенно новом формате. В нем указаны исчисленные суммы налога на имущество, земельного и транспортного налогов (если у физического лица имеются данные объекты налогообложения).[4]

Налогоплательщик не обязан заплатить налог, если он не получил налоговое уведомление, но это так же можно списать на вину самого недобросовестного налогоплательщика, ведь сайт www.nalog.ru предоставляет возможность получить электронные уведомления и оплатить налог через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика».

На сегодняшний момент, люди очень плохо разбираются в налоговом законодательстве, иногда и вовсе не знают какие налоги они обязаны платить, исходя из имущества, которое находится у них в собственности и др. Это так же можно связать с финансовой безграмотностью населения. В статье «Налоговая грамотность населения как способ защиты финансовых интересов граждан» Самсонова И.А., Смольянинова Е.Н., Просалова В.С. говорят о том, что финансовая грамотность населения — это одно из условий развития экономики России и снижения финансовых и налоговых рисков граждан.[5] Безусловно, я согласна с их мнением. Эта проблема решается как минимум путем создания интернет-сервисов, которые доступны абсолютно всем налогоплательщикам.

Но, к сожалению случаев, когда налогоплательщик не реагирует на уведомления, достаточно много. В таких ситуациях налоговый орган направляет требование об уплате налога. Срок направления такого требования три месяца со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Если следовать общему положению, в соответствии п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с физического лица, которое не является индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном в ст. 48 НК РФ (в судебном порядке).

В пункте 2 ст. 48 НК РФ указано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Недоимка по налогам, сборам и другим обязательным платежам взыскивается с граждан в порядке, указанного в ст. 122 Гражданского процессуального кодекса РФ, то есть приказного производства.

Судебный приказ выносится мировым судьей индивидуально и обладает силой исполнительного документа. Данный приказ выносится без судебного разбирательства и так же без вызова сторон для заслушивания их объяснений.

Исполнительный лист или судебный приказ по заявлению взыскателя (налогового органа) направляется на исполнение в территориальный отдел службы судебных приставов.

Существуют различные возможности приставов-исполнителей, такие как: ограничение права на выезд за границу, арест транспортных средств, например, личного автомобиля должника, арест и продажа другого имущества.

В предусмотренном порядке обеспечения требования к заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика.

Подведем итоги, на мой взгляд, для усовершенствования работы информационного обмена между налоговыми и вышеуказанными органами в сфере уплаты имущественных налогов следует проработать пути практической реализации всех установленных законодательством направлений. Так, если дело касается транспортного налога нужно отчетливо определить, что регистрация осуществляется на собственника, а в случае передачи транспортного средства на возмездной основе в пользование или владение другому лицу собственнику необходимо предусмотреть включение в размер платы за пользование или владение сумму, которая станет обязательной для уплаты транспортного налога. В случае налога на недвижимость необходимо определиться с методикой оценки недвижимого имущества и со списком органов, занимающиеся данной оценкой. Помимо этого, так же необходимо разрешить существующие несоответствия, касающиеся передачи сведений на объекты недвижимости для ликвидации ошибок, возникающих в процедуре начисления налога. И наконец, для точного исчисления налоговой базы по земельному налогу, органам местного самоуправления необходимо решить проблемы практического исполнения данного положения законодательства.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: трудности исполнения налоговой обязанности, а особенно в частности исчисления имущественных налогов, носят единый, целостный характер, так как связаны не только с вопросами налогового законодательства, но и законодательством других отраслей права. Только комплексный подход и совокупность решения выявленных проблем может привести к успешному результату.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 12.12.2020 2020-12-12

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Сергеева, А. А. Пути совершенствования налогообложения недвижимого имущества физических лиц / А. А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 316-319. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76490/ (дата обращения: 21.05.2021).

В статье рассматривается актуальная тема, в которой рассматриваются пути совершенствования налогообложения недвижимого имущества физических лиц. Так как последние реформы в области налогового законодательства РФ коснулись и налогообложения недвижимого имущества физических лиц.

Ключевые слова: недвижимое имущество, кадастровая стоимость, налоговая база.

The article deals with a topical topic that examines ways to improve the taxation of real estate of individuals. Since the latest reforms in the field of tax legislation of the Russian Federation have also affected the taxation of real estate of individuals.

Keywords: real estate, cadastral value, tax base.

Практика взимания налога на недвижимое имущество населения не нова: существует и отечественный опыт, и опыт зарубежных государств. Мировая практика, как правило, относит данный вид налога к местным. Количественные показатели поступлений от данного налога в муниципальный бюджет всегда показательно высоки, порядка одной трети от всех налоговых поступлений.

Принципиальные отличия мировой практики и отечественной по налогообложению недвижимого имущества физических лиц заключается в:

– Определении налоговой базы,

– Определении участников данных правоотношений, налогоплательщиков,

– Определение оснований для налоговых льгот и ставки.

Государственный кадастр недвижимого имущества, как правило, обновляется в зарубежных государствах во временных пределах: от 5 до 8 лет.

Существуют различия и в предоставлении налоговых льгот. В основном они связаны с категориями недвижимости, в развитии которых заинтересованы местные власти, а также применение налоговых льгот отличает порядок налогообложения физических и юридических. Направленность механизма по предоставлению льгот за рубежом — это обеспечение принципов социального равенства и справедливости налоговой системы, подвижность, возможность вносить изменения.

Реформирование налоговой системы в РФ проходило с учетом двух направляющих векторов: сохранение, учет интересов развития отечественного рынка недвижимого имущества, а также реагирование на изменения социально-экономической среды.

Принятый 4 октября 2014 года Федеральный закон № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации…» кардинально изменил структуру налога на имущество физических лиц (далее — НИФЛ), введя налогообложение на основе кадастровой стоимости недвижимости. Эти изменения делают налог более справедливым и приближают налогообложение имущества в России к практике развитых стран, а также позволяют рассчитывать на увеличение сборов данного налога, в результате чего он может стать основным источником доходов местных бюджетов. [Шаталова, С.С., Корытин, А.В. (2015). Направления совершенствования налогообложения недвижимости физических лиц. Российское предпринимательство c. 27–28]

На наш взгляд, определение путей совершенствования налога на недвижимое имущество физических лиц должно идти параллельно с изучением международного опыта по совершенствованию механизма налогообложения недвижимости физических лиц. Выполненные в данной области исследования опирались на опыт совершенствования правового механизма налогообложения в таких странах, как США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Дания, Литва, Финляндия, Индия и другие страны. Заслуживает интерес выводы исследовательской работы Шаталова, С.С., Корытин, А.В., которые выяснили ряд общих рекомендаций относительно реформы налогообложения имущества:

  1. Для решения задач бюджетного федерализма необходимо повышение доходов местных бюджетов.
  2. Налог на имущество должен являться главным источником собственных доходов местных бюджетов, как это происходит во многих странах ОЭСР.
  3. В процессе реформы налогообложения недвижимости помимо прочих рекомендаций, которые уже во многом соблюдаются в России, требуется обеспечить качество кадастров и позаботиться о воспринимаемой справедливости налогообложения.
  4. Местный законодательный орган должен иметь возможность самостоятельно устанавливать ставку налога на имущество, пусть и в рамках заданных вышестоящим органом власти ограничений.

Сегодня исследования по вопросам развития системы налогообложения недвижимого имущества направлены не на определение особенностей правового регулирования данного института в других странах, а на определение собственного механизма правового регулирования, который бы отвечал задачам развития отечественной экономики и интересов общества.

Особенности развития (социальные, экономически, политические и др.) Российской Федерации вносят свои коррективы в определение правового режима недвижимости физических лиц.

Первый путь совершенствования правового регулирования налогообложения недвижимости физических лиц в России — это рассмотрение возможностей изменения ставки налога, последствия ее повышения или понижения. Исходя из задач увеличения доходов местных бюджетов определяется необходимость повышения ставки налога на имущество физических лиц. Однако у данного решения есть и побочные эффекты: погоня за увеличением поступлений в местные бюджеты только за счет повышения налоговой ставки способная привести к снижению ценности недвижимости из-за эффекта капитализации налога на имущество. Рядовой гражданин потеряет интерес и возможность к приобретению права собственности на недвижимое имущество. Резкий рост налога на имущество физических лиц может приводить к сильному падению цен на рынке жилья на величину, пропорциональную чистой приведенной стоимости налоговых платежей. Зарубежные исследования по вопросу определения экономического эффекта от изменения данной налоговой величины свидетельствуют о возможном резком обесценивании недвижимости.

«Последние оценки величины этого эффекта, проведенные зарубежными экономистами, позволяют предположить, что при росте налоговых ставок от нуля (налог на основании инвентаризационной стоимости столь мал, что можно считать его равным нулю) до величины X процентов рыночной стоимости недвижимости произойдет относительное снижение рыночной цены на эту недвижимость примерно на 10*X процентов». Если это верно и для российского рынка жилья, то падение цен на недвижимость не превысит допустимые 5 % при повышении ставки налога на имущество до уровня не более 0,5 %.

В 2016 году были проведены сравнительная оценка на примерах данных любого другого субъекта Российской Федерации и для большинства субъектов РФ сделаны аналогичные выводы.

Второе направление исследований в области совершенствования механизма налогообложения недвижимого имущества физических лиц — это изучение возможностей, которые открывает право местных властей дифференцировать ставку налога на имущество в зависимости от кадастровой стоимости. Верным является на сегодняшний день выбор ставки налога из определенного, предложенного государством диапазона. В этом случае выбор не приведет к крайностям, когда разные ставки внутри муниципального образования приведут к неравному и несправедливому налогообложению.

Третье направление совершенствования механизма налогообложения недвижимого имущества физических лиц — это определение оснований для предоставления льгот. Варианты совершенствования — определение перечня категорий граждан, попадающих под получение права на льготу по налогу на недвижимое имущество. Второй — исходить из особенностей объекта налогообложения. Изученный международный опыт предоставления льгот по налогу на недвижимое имущество позволил сделать вывод о том, что предоставление подобных льгот 1) не позволяют решать задачи налога на недвижимое имущество и 2) не является вариантом снижения нагрузки по налогам на граждан страны. Исследователями сделаны предположения, что для достижения социального эффекта необходимо не снижение, льготирование отдельных категорий граждан по налоговой нагрузке, а предоставление им полноценного социального пособия.

Так, Шаталова, С.С., Корытин, А.В. сделали вывод, что «при выборе оптимального механизма льгот предпочтительны варианты, позволяющие рассчитывать на высокие налоговые сборы при сохранении справедливости налогообложения (в том числе справедливости с точки зрения малоимущих налогоплательщиков, чтобы налоговая нагрузка была адекватна их доходам) и не вызывающие больших проблем с администрированием налога».

Четвертый путь совершенствования механизма налогообложения недвижимого имущества физических лиц — это определение юридической ответственности органов муниципальной власти за развитие, создание среды, необходимой не только для увеличения покупательской способности населения муниципального образования, но и условий, для стимулирования инвестиций в недвижимость. Роль региона и муниципалитете не должна сводиться только к «сбору» налоговых поступлений.

Пятое направление работы по совершенствованию налогообложению недвижимого имущества — это совершенствование механизма кадастровой оценки, направленного на:

1) уменьшение налоговых споров по вопросам определения суммы налога,

2) повышения эффективности налогового контроля и

3) совершенствования механизма прогнозирования налоговых поступлений в бюджет.

Таким образом, в ходе исследования определены наиболее важные направления совершенствования налогообложения недвижимого имущества физических лиц, имеющих не только экономическое значение для развития муниципальных образований, социально-правое — для защиты интересов налогоплательщиков, но и в целом для развития всей налоговой системы государства.

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — С. 34.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 3 — С. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019 г. с изм. 03.07.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 5. — С. 410.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 31. — С. 3824.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 32. — С. 3340.

6. Приказ Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508 (ред. от 22.06.2015) «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 113247/

7. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» // Вестник ВАС РФ. № 12. 2006.

8. Постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» // Вестник ВАС. № 9. 2009.

9. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации» от 17.11.2011 № 148 // Вестник ВАС. № 1. 2012.

10. Емельянов А. И. Проблемы применения пункта 12 статьи 40 Налогового кодекса РФ //Налоговед. 2007. № 11. Налоговые споры. Сборник судебной практики. Т. 1–2 / Авт. — составитель И. А. Цинделиани. М.: Статут, 2009. 1020 с., 344 с.

11. Сборник разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по применению налогового законодательства / под ред. В. Станковской, сост. О. Волошин. М.: Статут, 2012. 312 с.

12. Андреева М. В. Правовые позиции КС РФ по порядку вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах // Налоговед. 2004. № 7. С. 7–10.

13. Белых В. С. Понятие «добросовестный налогоплательщик» в свете решений Конституционного Суда РФ // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2009. № 3. С. 363–367.

14. Васильева Е. Г. Налоговая выгода. М.: Юрлитинформ, 2015. 176 с.

15. Васильева Е. Г. Судебная доктрина налоговой выгоды: проблемы правоприменения // Российское правосудие. 2014. № 11. С. 60–71.

16. ДемидовА. В. Обзор практики рассмотрения жалоб налогоплательщиков и налоговых споров арбитражными судами по вопросам необоснованной налоговой выгоды // Некоммерческие организации в России. 2014. № 1. С. 73–79.

17. Шаталова, С.С., Корытин, А.В. (2015). Направления совершенствования налогообложения недвижимости физических лиц. Российское предпринимательство, 16(22)

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - это прямой федеральный налог, который взимается с доходов граждан в денежном виде за отчетный период [4]. Иными словами, можно сказать, что данный налог представляет собой изъятие определенной части дохода каждого трудоспособного гражданина в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения.

НДФЛ является одним из самых продуктивных и перспективных видов налога в силу того, что уклониться от его уплаты практически невозможно. Методы исчисления налога достаточно просты и понятны. Ставки налога фиксированы, объекты - конкретны, а налоговая база определяется четко. Все это делает его достаточно простым для налогообложения, но в то же время для России данный налог является предметом острых дискуссий и споров.

Так же как и любой другой налог, НДФЛ является одним из важных экономических рычагов государства, так как выполняет три основные функции: фискальную, социальную и регулирующую. Рассмотрим данные функции в реализации общественного процесса.

Посредством фискальной функции реализуется основное общественное назначение данного налога, т.е. формирование финансовых ресурсов государства, а именно денежных поступлений в бюджеты регионального и местного уровней. За счет этих поступлений обеспечивается финансирование общественных расходов, в первую очередь государственных.

Социальная функция выражается в поддержании равновесия. Ее основное предназначение заключается в обеспечении и защите конституционных прав граждан. Социальная функция НДФЛ осуществляется за счет сокращения неравенств в распределении доходов, воздействия на их уровень, структуру внутреннего спроса, демографические и другие показатели, связанные с социальной сферой. С помощью налога на доходы физических лиц государство обеспечивает справедливость и социальную стабильность. Конечно, на практике в российской налоговой системе данная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Прежде всего это связано с несовершенством налогового законодательства.

Основное назначение регулирующей функции - это влияние на процесс общественного воспроизводства через системы льгот и налоговых ставок. За счет данной функции можно регулировать доходы разных групп населения.

С помощью реализации функций приведенного налога достигаются основные цели НДФЛ, а именно пополнение бюджета государства и равномерное распределение экономических средств между населением [2].

Так как данный налог является экономическим рычагом государства, то с помощью него должны решаться вопросы регулирующего характера, но это не отвечает реальности настоящего времени.

Для хорошего функционирования налоговой системы предполагается использование основных принципов налогообложения:

1) принципа справедливости - распределение налогового бремени должно быть равным в зависимости от дохода. Соблюдение этого положения приведет к так называемому равенству, а пренебрежение, соответственно, к неравенству;

2) принципа определенности - уплачиваемый налог должен быть прежде всего точно определен, а не произволен. Время, сумма и способ уплаты должны быть заранее известны и понятны;

3) принципа удобности - налогоплательщику должен быть удобен способ взимания налога;

4) принципа экономии - должна быть обеспечена максимальная эффективность всех налогов, которая выражается в пониженных издержках государства на сбор всех налогов и содержание налогового аппарата в целом.

Данным принципам должен соответствовать каждый налог, установленный, а также взимаемый государством в целях финансового обеспечения своей деятельности. НДФЛ относится к числу таких налогов [1].

На сегодняшний день НДФЛ регламентируется главой 23 НК РФ. Единая ставка, утвержденная 1 января 2001 г., составляла 13%, действует она и по сегодняшний день [4].

НДФЛ по значимости источников государственных доходов стоит в приоритете по сравнению с другими налогами. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов разных уровней. Рассмотрим удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета и бюджетов субъектов Федерации за 2012-2014 гг. (табл. 1).

Удельный вес доходов от НДФЛ в бюджеты за 2012-2014 гг.

Консолидированный бюджет РФ, %

Консолидированный бюджет субъекта федерации, %

Как мы видим, доля поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет стабильный характер, показатели по бюджету субъекта Федерации с каждым годом возрастают на некоторую долю процентов. По указанным в таблице данным можно сделать вывод, что НДФЛ является одним из основных налогов, образующих бюджет. Объем поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения.

Рассмотрим основные проблемы налога на доходы физических лиц, которые существуют в настоящее время.

1. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать либо минимизировать. Данная проблема наиболее сложна, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

2. Низкий уровень доходов населения нашей страны по сравнению с развитыми странами. Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума.

3. Применяемые вычеты по НДФЛ. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет - это часть дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция - регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов.

4. Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100%-ю собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования.

5. В российской практике наблюдается массовое укрывательство от налогов людей, имеющих достаток выше среднего, особенно при сдаче в аренду собственного имущества, незарегистрированной частной практике по образовательной деятельности.

6. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно подоходный налог в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по НДФЛ. В настоящий момент в России действует 13%-ная плоская ставка, введенная еще в 2001 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 г. Прогрессивная ставка налогообложения - это налоговая ставка, которая возрастает прежде всего по мере роста дохода.

Несмотря на то что в России ставки по НДФЛ являются самыми низкими относительно других стран, все же это не считается показателем эффективности налогообложения физических лиц. Возьмем как пример Японию. НДФЛ там уплачивается по прогрессивной шкале, которая в свою очередь имеет 5 налоговых ставок: 10%, 20%, 30%, 40%, 50%. Помимо этого, есть дополнительные местные подоходные налоги и налог на каждого жителя, который составляет 3200 йен в год. Казалось бы, что подоходные налоги слишком высоки, но при всем этом есть много положительных моментов в данной системе обложения физических лиц: существует необлагаемый минимум, который учитывает прежде всего семейное положение человека; также от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение, плюс имеются дополнительные налоговые льготы [5].

Реформа по налогообложению, которая проводилась, в России в течение нескольких лет, безусловно, сыграла важную роль в реформировании налоговой системы. В основном изменению были подвержены суммы налоговых вычетов и порядок их представления, менялись некоторые ставки и виды доходов, расширился круг налогоплательщиков, также были введены налоговые льготы для физических лиц. Но вместе с тем нельзя сказать, что сложившаяся система в настоящее время совершенна, поэтому требуется тщательно продуманная комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц Российской Федерации [3].

К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующее.

1. Введение прогрессивной ставки налога. В настоящее время обсуждается много вариантов по данному вопросу. Законопроект предлагает установить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц в зависимости от размера доходов гражданина за год. Действующую ставку в 13% предлагают сохранить только для дохода до 2 млн рублей в месяц, либо до 24 млн рублей в год. С дохода, превышающего 24 млн рублей, предлагается взимать налог со ставкой 25%. В отношении доходов от 100 млн рублей до 200 млн рублей - 35%, а от 200 млн рублей - 50%. В свою очередь правительство дает отрицательное заключение на депутатские инициативы, ссылаясь на стабильность собираемости данного налога в настоящее время. Счетная палата и правовое управление Президента также против введения прогрессивных ставок, так как, по их мнению, установление прогрессивной шкалы приведет к недополучению доходов в бюджет.

2. Введение необлагаемого минимума. Целесообразно установить необлагаемый минимум в размере 9000 рублей, который ежегодно будет корректироваться на 10% (учитывая средний уровень инфляции). Улучшится качество жизни граждан с невысокими доходами, что приведет к уменьшению разрыва уровня жизни между различными слоями населения. Принцип равенства будет реализован в полной мере.

3. Увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы. Как следствие, применяемые налоговые вычеты практически не выполняют свою стимулирующую роль, потому что они не учитывают региональных особенностей ценообразования. Размер стандартных налоговых вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда.

4. Ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у которых доход превышает средний уровень.

5. Применение программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег (так как в нашей стране он значительно ослаблен, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, вследствие чего создаются условия для выплаты заработной платы в конвертах).

6. Совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля, что в первую очередь позитивно скажется на собираемости налога.

Подводя итог по изложенной теме, можно констатировать, что система подоходного налогообложения граждан несовершенна в качественном преобразовании. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию налога на доходы физических лиц помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов граждан. Рассмотренные предложения по совершенствованию направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты НДФЛ и, как следствие, на повышение роли НДФЛ в налоговых доходах бюджетов.

Рецензенты:

Ворожбит О.Ю., д.э.н., зав. кафедрой Международного бизнеса и финансов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;

Латкин А.П., д.э.н., профессор, Владивостокский государственный университета экономики и сервиса, г. Владивосток.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть налогообложение имущества физических лиц, его исчисление и методы оптимизации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. исследовать организацию налогообложения имущества физических лиц;
2. изучить механизм исчисления и уплаты поимущественного налога с физических лиц в Российской Федерации;
3. разработать предложения по совершенствованию налогообложения физических лиц.

Работа состоит из 1 файл

Финансы курсовая.docx

Федеральное агентство по образованию

Уральский Государственный Экономический Университет

Институт непрерывного образования

Факультет сокращенной подготовки

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита

Курсовая работа по дисциплине:

«Общая теория финансов»

«Налогообложение имущества физических лиц: современная организация, проблемы, пути решения»

Введение

Тема налогообложения весьма обширна. Ей посвящено не мало трудов, разнообразных научных исследований. Это обусловлено тем, что налоги играют важную роль в жизни отдельного гражданина и всего общества в целом. Данная работа призвана осветить основные теоретические моменты налогов и системы налогообложения в целом.

Налог является одной из основных категорий финансовой науки. Существует множество взглядов на саму сущность налога. В данной работе приведены цитаты из научных работ известных ученых, работавших над вопросами налогообложения.

Налогообложение прошло длительную эволюцию, как в масштабах всего мира, так и в России в частности. В нашей стране все еще продолжается реформирование системы налогообложения, выдвигаются на обсуждение новые законопроекты.

Правительством Российской Федерации в апреле 2003 г. были одобрены основные направления осуществления налоговой реформы, которыми предусматривается, в частности, продолжение курса на дальнейшее снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, усиление справедливости налоговой системы, а также улучшение налогового администрирования.

В рамках завершения налоговой реформы предполагается осуществление завершения реформирования системы поимущественных налогов, в частности, налога на имущество физических лиц.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы – рассмотреть налогообложение имущества физических лиц, его исчисление и методы оптимизации.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. исследовать организацию налогообложения имущества физических лиц;

2. изучить механизм исчисления и уплаты поимущественного налога с физических лиц в Российской Федерации;

3. разработать предложения по совершенствованию налогообложения физических лиц.

Предметом исследования является налогообложение имущества физических лиц.

Объектом исследования является имущество физических лиц.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо изучить основные понятия, такие как сущность и функции налога, основы построения системы налогообложения. Все это мы рассмотрим в первой главе данной работы, и лишь после этого приступим к изучению налога на имущество физических лиц во второй и третей главе.

Глава 1. Теоретические основы налогообложения

1.1 Экономическая сущность, функции и классификация налогов

Налоги как финансовая категория возникли вместе с товарным производством и появлением государства, которому требовались средства на выполнение возложенных на него функций.

Налог является одной из основных категорий финансовой науки. Существует множество взглядов на саму сущность налога. Ученые Московской и Санкт-Петербуржской финансовых школ считают, что повинности в форме налога, взимаемого как в натуральной, так и в денежной форме, существуют с возникновения государства. В учебнике К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю «Экономикс» высказано мнение, что налог – это «принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги». 1

Д.Г. Черник так пишет в своем учебнике: «Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога». Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

  • работники, своим трудом материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан с одной стороны, и государства с другой стороны по поводу формирования государственных финансов. 2

По определению А.В. Брызгалина, «налог – это категория комплексная, это симбиоз экономики и права, поэтому ни одна область знаний не в состоянии получить здесь безоговорочного приоритета …налог – это экономико-правовая категория».

Т.Ф. Юткина рассматривает налог с различных сторон, акцентируя внимание на его дуализме. «Дуализм налога» выражает, с одной стороны, качественное предназначение налога как добровольной жертвы со стороны каждого в пользу всех, а с другой стороны, свидетельствует о его количественной определенности на практике: в какой форме, когда и сколько от каждого. 3

Уральская финансовая школа придерживается несколько другого взгляда на сущность налогов. В работах А.Ю.Казака дается следующее определение налога: «Налоги – это денежные отношения, по средствам которых государство безвозмездно изымает часть национального дохода для финансового обеспечения своих функций. Экономическая сущность налогов заключается в относительно безвозмездном изъятии части ВВП в пользу государства в виде обязательного взноса для формирования денежных фондов». 4

Существуют и другие общие теории налогов, которые рассматривают налоги по-своему.

Теория обмена, существовавшая в средние века, рассматривает безвозмездный характер налогообложения, т.е., уплачивая налог, граждане покупают у государства услуги по охране, поддержанию порядка и др.

Атомистическая теория (Ш.Л. Монтескье, Т. Гоббс, Вольтер) представляет налоги как предварительную плату за предоставление защиты общественного порядка. «Уплачивать налог означает отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное»,- Вольтер.

Классическая теория (А. Смит, Д. Риккардо) рассматривает налог как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства.

Кейнсианская теория (Дж. Кейнс). Экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости достичь практически невозможно. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов. Налоги являются главным рычагом регулирования экономики и одним из слагаемых ее успешного развития.

Теория налогового бремени (А. Лаффер) предполагает, что фискально государство воздействует на увеличение или уменьшение национального производства путем варьирования налоговых ставок и осуществления государственных расходов. Математическими расчетами он доказал, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства.

Читайте также: