Налог как один из источников дохода государства план

Опубликовано: 10.05.2024

«НАЛОГИ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА »

По окончании изучения темы обучающиеся должны,

Что такое налог, виды налогов, цель налогов

Различать налоги, создавать (придумывать) собственные налоги.

рассмотреть понятие налоги, экономическую сущность налогов и налоговую систему РФ.

способствовать формированию у учащихся понимания необходимости уплаты налогов государству гражданами страны.

Продолжить формирование навыков работы с источниками (историческими документами, и материалами учебника)и картой.

Развивать умение анализировать источники , работать по алгоритму,делать выводы,

Спросить как самочувствие и настроение.

Изучение новой темы

Знакомство с миром государственных финансов мы начнем с устройства и действия современных налоговых систем, тем более что налоги прямо влияют на жизнь каждого гражданина, чем бы он ни занимался и где бы ни работал.Говоря о налоге, мы понимаем под этим обязательную для гражданина, домохозяйства или организации выплату в пользу государства, порядок и условия которой определяют законы страны.

Механизм изъятия налогов — налогообложение — один из древнейших экономических механизмов, родившийся вместе с государством как таковым. Без налогообложения государство вообще существовать не может, хотя в некоторых случаях может обойтись без собственной армии и даже национальной валюты.

Под системой налогообложения страны понимают :

перечень видов налогов с домохозяйств и организаций, которые по законам данной страны государство может взимать для формирования своих доходов;

методы определения величины платежей по тем или иным видам налогов;

методы организации сбора и использования налогов;

круг государственных организаций, которые занимаются сбором налогов.
Структура налоговой системы страны ВИДЕО РОЛИК ИСТОРИЯ НАЛОГОВ 1 http://www.youtube.com/watch?v=v2TLRsoUEQA

Долгий и конфликтный опыт налогообложения позволил экономической науке сформулировать три основных принципа создания налоговой системы, в соответствии с которыми она должна быть:

эффективной как источник получения доходов государства.

Налоговая система может быть признана нейтральной, если она не влияет на то, как люди и фирмы отвечают на главные экономические вопросы: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить? Создать абсолютно нейтральную систему налогов (например, просто брать с каждого гражданина страны одинаковую абсолютную сумму денег) в реальности никому не удавалось.

Еще труднее реализовать в налогообложении принцип справедливости, так как даже ответ на вопрос: «Какое налогообложение более справедливо?» — в каждой стране разный. Единственное, что в реальности может сделать государство, — стараться создать такую систему налогообложения, чтобы налоги были соразмерны возможности налогоплательщика их платить.

Более однозначен для понимания принцип эффективности. По сути он означает, что налоговая система, с одной стороны, должна давать государству необходимые ему доходы, а с другой — не должна быть сама по себе слишком дорогим и сложным делом. Добиться этого не так просто. Например, сейчас в России есть налог на недвижимое имущество, который каждое домохозяйство, имеющее жилье в собственности, платит раз в год.

Создавая системы налогообложения, каждая страна решает одни и те же вопросы:

что облагать налогами (какова основа налогообложения);

какой должна быть ставка каждого налога (механизм налогообложения).

Механизм сбора налогов совершенствовался человечеством тысячелетиями. И все же если проанализировать систему налогов, действовавших в Римской империи, то мы обнаружим там зачатки тех же принципов налогообложения, которые использовались и в конце XX в.

Например, римляне пользовались прямыми и косвенными налогами. Когда мы говорим о прямом налоге, то имеем в виду сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или хозяйственной организации. Размер этого сбора может зависеть от различных факторов, но чаще всего он устанавливается в зависимости от размера доходов или стоимости имущества.

Примером прямого налога может служить подушная подать, т. е. налог, взимавшийся с каждой «живой души». Это предок нынешнего подоходного налога, который обязаны платить все граждане.

Наряду с прямыми налогами в практику издревле вошли косвенные налоги, которые вносятся гражданином не прямо в государственную казну, а сначала накапливаются у продавцов определенных товаров, которые затем и перечисляют собравшиеся у них суммы налогов государству.

Скажем, римские пошлины с вина — это косвенный налог, поскольку платить его должны были не все граждане Рима, а только те, кто вел торговлю вином. В нынешней российской действительности косвенными налогами являются акцизы на отдельные виды товаров (в частности, табачные, ювелирные и винно-водочные изделия) или налоги на продажу жилья.

Акциз — налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара.

Современные налоговые механизмы крайне разнообразны (только в России используется примерно 40 различных налогов), а их использование регулируется специальными законами (в России это Налоговый кодекс).

В мире очень много пародоксальных налогов которые мы сейчас посмотрим в видео ролике 2 https://www.youtube.com/watch?v=vBCR_Uggudc

Также есть целевые налоги, т. е. привязаны к конкретному направлению государственных расходов.

В России целевыми являются, например, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и налог для создания дорожных фондов. Первый из них призван дать средства для финансирования работы геологов и буровиков, отыскивающих и готовящих к промышленному использованию новые месторождения полезных ископаемых взамен уже исчерпанных. Второй (его еще называют дорожным налогом) собирают для финансирования ремонта и строительства дорог. Некоторые налоги по экономической природе вообще напоминают цены. К этой категории особенно близка государственная пошлина.

Пошлина — плата, взимаемая государством с граждан и хозяйственных организаций за оказание им определенного вида услуг.

Например, государство берет с россиян пошлину за :

1оформление свидетельств о браке и рождении детей;

2выполнение процедуры расторжения брака;

3подтверждение права на получение наследства;

4принятие жалобы к рассмотрению в суде;

5выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

Практически эти пошлины оплачивают те услуги, которые государственные службы оказывают обращающимся к ним гражданам, а само государство действует как один из продавцов услуг на рынке. 3 https://www.youtube.com/watch?v=xL8Z1mbcQ78

В России различают налоги федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги поступают в доходы Правительства РФ, региональные пополняют бюджеты региональных органов власти, а местные — бюджеты городов и других муниципальных органов власти.

Федеральные налоги включают налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог (взнос); налог на операции с ценными бумагами; платежи за пользование природными ресурсами итд.

Виды региональных налогов: налог на имущество предприятий; лесной налог; сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц; налог с продаж; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Местные налоги: налог на имущество физических лиц; земельный налог; реги-страционный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы с граждан и предприятий, итд

Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, исходя из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога — величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчете на единицу налогообложения.

В мировой практике можно обнаружить три разные системы по видам налоговых ставок:

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. В России она использовалась, например, в 90-е гг. XX в. по отношению к личным доходам. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов большую долю своих доходов, чем менее состоятельные или преуспевающие.

В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка на-логообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т. д.). Такое налогообложение применяется в России, например, при обложении прибыли юридических лиц.

Наконец, схема исчисления налогов в регрессивной системе построена зеркально по отношению к прогрессивной: в ней предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества. Регрессивная схема нередко оказывается разумной при обложении доходов самых богатых граждан. Причина проста — при обычной прогрессивной схеме они вынуждены платить так много, что им становится дешевле оплатить услуги юристов и налоговых консультантов, которые помогают им легально уменьшить налогообложение. В итоге государство от прогрессии налогов не выигрывает, а проигрывает. Напротив, при невысокой ставке меньше стимулов к уклонению от налогов.

Размер налогообложения зависит от того, решение каких задач общество возлагает на государство. Чем серьезнее эти задачи, тем больше средств нужно государству для их решения и тем тяжелее будет в стране налоговое бремя. Именно под углом этих двух проблем мы и попытаемся рассмотреть механизмы налогообложения и масштаб налоговых изъятий.

С одной стороны, чем большую долю доходов граждан и фирм государство концентрирует в своих руках, тем лучше оно может помочь социально незащищенным группам граждан, активнее поддержать развитие в стране образования, здравоохранения и науки.

С другой стороны, имеющийся мировой опыт показывает, что чем слабее налоговый гнет на экономику, тем быстрее она развивается.

В России нет года, чтобы на заседаниях законодательных и исполнительных органов власти не возникало острейших споров о том, как изменять налоги и способы их сбора.

1. Чем отличаются косвенные налоги от прямых;

2. что представляют собой целевые налоги;

3. что такое пошлина.

Проверить как понята тема. Повторить основные моменты урока. Выставить оценки.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Доработать проекты. Выписать термины и необычные налоги в тетрадь.

\u041d\u0430\u043b\u043e\u0433- \u041e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439, \u0438\u043d\u0434\u0438\u0432\u0438\u0434\u0443\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u0431\u0435\u0437\u0432\u043e\u0437\u043c\u0435\u0437\u0434\u043d\u044b\u0439 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0435\u0436, \u043f\u0440\u0438\u043d\u0443\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u0435\u043c\u044b\u0439 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0430\u043c\u0438 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0440\u0430\u0437\u043b\u0438\u0447\u043d\u044b\u0445 \u0443\u0440\u043e\u0432\u043d\u0435\u0439 \u0441 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0439 \u0438 \u0444\u0438\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043b\u0438\u0446
2.\u0412\u0438\u0434\u044b \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432:
\u0430) \u043f\u0440\u044f\u043c\u044b\u0435-\u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u043d\u0435\u043f\u043e\u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e \u0441 \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432 \u0438\u043b\u0438 \u0438\u043c\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0449\u0438\u043a\u043e\u0432.
\u0431) \u043a\u043e\u0441\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435- \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 , \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u0432\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0446\u0435\u043d\u0443 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440\u043e\u0432 , \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442 , \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433
3\u00a0\u0423\u0440\u043e\u0432\u043d\u0438 \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u043d\u0438\u044f \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432:
\u0430) \u0444\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435
\u0431) \u0440\u0435\u0433\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435\u00a0
\u0432) \u043c\u0435\u0441\u0442\u043d\u043e\u0435\u00a0
4. \u0421\u0442\u0430\u0432\u043a\u0438 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432:
\u0430) \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0435\u0441\u0441\u0438\u0432\u043d\u044b\u0435\u00a0
\u0431) \u043f\u0440\u043e\u043f\u043e\u0440\u0446\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435\u00a0
\u0432)\u0440\u0435\u0433\u0440\u0435\u0441\u0441\u0438\u0432\u043d\u044b\u0435\u00a0
\u0433) \u0442\u0432\u0435\u0440\u0434\u044b\u0435
5.\u041d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u044b\u0435 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u044b\u00a0
\u0430) \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u0430\u044f \u0441\u043b\u0443\u0436\u0431\u0430
\u0431) \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432\u0430\u044f \u043f\u043e\u043b\u0438\u0446\u0438\u044f
6.\u0420\u043e\u043b\u044c \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u0432 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435:
\u041d\u0430\u043b\u043e\u0433 \u0438\u0433\u0440\u0430\u0435\u0442 \u043e\u0433\u0440\u043e\u043c\u043d\u0443\u044e \u0440\u043e\u043b\u044c \u0432 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0438 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430, \u0447\u0435\u043c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u0447\u0435\u0441\u0442\u043d\u044b\u0445, \u0434\u043e\u0431\u0440\u043e\u0441\u043e\u0432\u0435\u0441\u0442\u043d\u044b\u0445\u00a0\u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0449\u0438\u043a\u043e\u0432 , \u0442\u0435\u043c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u0434\u0435\u043d\u0435\u0433 \u0432 \u043a\u0430\u0437\u043d\u0435 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430, \u0447\u0435\u043c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u0434\u0435\u043d\u0435\u0433 , \u0442\u0435\u043c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u0432\u044b\u0434\u0435\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0434\u0435\u043d\u0435\u0433 \u043d\u0430 \u0441\u043b\u0430\u0431\u044b\u0435 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u0441\u043b\u043e\u0438 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f\u00a0

1.Понятие налог.
Налог- Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц
2.Виды налогов:
а) прямые-налоги которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков.
б) косвенные- налоги , которые включаются в цену товаров , работ , услуг
3 Уровни взимания налогов:
а) федеральное
б) региональное
в) местное
4. Ставки налогов:
а) прогрессивные
б) пропорциональные
в)регрессивные
г) твердые
5.Налоговые органы
а) налоговая служба
б) налоговая полиция
6.Роль налогов в государстве:
Налог играет огромную роль в развитии государства, чем больше честных, добросовестных налогоплательщиков , тем больше денег в казне государства, чем больше денег , тем больше выделяется денег на слабые социальные слои населения

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №11 «Налоги»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Налоги.
  • Функции налогов.
  • Элементы налогов.
  • Виды налогов.

Глоссарий по теме: налоги, функции налогов, прямые и косвенные налоги, налогоплательщики, налоговая декларация, налоговая инспекция.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Государственная власть всегда нуждалась в средствах для собственного обеспечения. Способы добывания этих средств изменялись с ростом уровня развития общества. С древнейших времен по мере опустошения казны всё сильнее возникала потребность в возникновении повода для объявления войны соседям. Победитель устанавливал либо разовую контрибуцию, либо регулярный сбор дани. В дальнейшем государства начали защищаться от агрессивных соседей, создавая армейские подразделения на регулярной основе, для содержания которых нужны были средства. Так появилось первое обоснование необходимости регулярных платежей государству. Иначе говоря, налоги появились с возникновением государства и по сей день представляют собой один из главных источников доходов государственного бюджета и являются средством оплаты его расходов.

Так как услугами государства пользуются все его граждане, то государство собирает плату за эти услуги со всех жителей страны, и, как уже отмечалось ранее, налоги служат инструментом перераспределения национального дохода, создания благоприятных и конкурентоспособных условий для различных сфер экономики.

Функции налогов

Помимо пополнения госбюджета, налоги выполняют ещё ряд функций. Рассмотрим их подробнее.

  1. Фискальная функция реализует главное общественное предназначение налогов – формирование доходной части госбюджета. ВО ВСЕХ государствах налоги, прежде всего, выполняют эту функцию, т.е. обеспечивают финансирование государственных расходов государства.
  2. Регулирующая функция заключается во влиянии через систему налоговых ставок и льгот на процесс общественного производства в стране: расширение или сокращение развития определённых отраслей, повышение или понижение платёжеспособного спроса населения страны и т.п.
  3. Контрольная функция позволяет контролировать деятельность фирм, учитывать доходы граждан и соизмерять с их расходами. Благодаря данной функции, оценивается эффективность всей налоговой системы, выявляется необходимость во внесении изменений как в налоговую систему, так и в бюджетную политику государства.
  4. Социальная функция связана с перераспределением доходов в обществе с целью снижения степени расслоения в обществе. Она реализуется через установление различных ставок налогообложения и полное или частичное освобождение от налогов отдельных категорий граждан, нуждающихся в соцзащите.
  5. Поощрительная функция отражается в признании государством особых заслуг определённых категорий граждан перед обществом. Например, значительно уменьшается налоговая база по налогу на доходы физических лиц для участников ВОВ, Героев СССР и России, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и т. п.

Элементы налогов

Уплата любого налога представляет собой строго упорядоченный процесс, включающий ряд элементов.

Субъект налога – физическое или юридическое лицо, законом обязанное уплачивать налог.

Объект налога – то, с чего взимается налог.

Налоговая база – стоимостное выражение объекта налога.

Носитель налога – лицо, уплачивающее налог фактически.

Носитель налога может не совпадать с субъектом налога, как, например, в случае с косвенными налогами, о которых будем говорить далее, субъектами налога являются продавцы, а носителями – покупатели, непосредственно оплачивающие налог.

Налоговый период – временной период, за который исчисляется налог.

Источник налога – это доход, из которого уплачивается налог.

Источник может совпадать с объектом налога, например, в случае заработной платы или гонорара, а может не совпадать. Здесь ярким примером может служить вещественный выигрыш в лотерею, например, автомобиля. Объектом налога будет являться автомобиль, его стоимость будет являться налоговой базой, а источником налога – какой-то другой доход, так как пока субъект налога не оплатит налог на выигрыш, он не станет его собственником.

Ставка налога – величина налога в расчёте на единицу налогообложения.

Виды налогов

Теперь рассмотрим основные виды налогов, условно разделив их на группы.

  1. По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно с получателя дохода или с владельца имущества. В случае с прямыми налогами субъектом и носителем налога всегда является одно лицо. К прямым относятся налоги на доходы физических лиц, имущество, автотранспорт, землю, водные ресурсы, прибыль, добычу полезных ископаемых, игорный бизнес.

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются покупателями при покупке этих товаров. Как уже говорили, в случае с косвенными налогами субъект и носитель налога не совпадают. Примерами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы, госпошлины.

2. По способам определения размера налога выделяют пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины), прогрессивные (повышение ставки налога по мере возрастания дохода), регрессивные (предполагают снижение налога по мере роста дохода).

3. По уровням бюджета, в который поступают налоговые отчисления, выделяют федеральные, региональные, местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются правительством на федеральном уровне и зачисляются в федеральный бюджет согласно статье 13 НК РФ.

Региональные налоги находятся в компетенции субъектов федерации. К ним относятся налоги, перечисленные в статье 14 НК РФ.

Местные налоги, перечисленные в статье 15 НК РФ, устанавливаются и собираются в местные бюджеты.

4. По назначению или по порядку использования налоги делятся на общие и целевые.

Общие – обезличенные в процессе взимания налоги в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.).

Целевые – налоги, привязанные к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог и пр.).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В приведённом ниже списке налогов один является лишним. Зачеркните его.

Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

Решение: Все налоги, кроме подоходного, относятся к косвенным налогам. Подоходный налог является прямым налогом.

Ответ: Налог на добавленную стоимость, подоходный налог, акциз, таможенная пошлина.

2. Прочитайте название налога. Подставьте в окошечко возле фактора производства порядковый номер налога, соблюдая соответствие: данный вид налога платит владелец этих видов ресурсов. Если номера будут расставлены верно, то в кроссворде откроются названия доходов, получаемых владельцем данного фактора производства.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль

Налог на землю платит владелец природных ресурсов. Значит, в окошечке возле них необходимо поставить цифру 1, и тогда в кроссворде появится доход владельца природных ресурсов – рента.

Аналогичным образом поступаем с остальными налогами и ресурсами. В ответах приведена итоговая таблица с верными ответами.


1. Налог на землю

2. Налог на доходы физических лиц

3. Налог на имущество

4. Налог на прибыль


Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с.: ил. – С. 145–150.
  2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 120–123.
  3. Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие / Л. М. Куликов. – М.: КНОРУС, 2015. – 248 с. – С. 242–246.
  4. Матвеева Т. Ю. Макроэкономика: учебник для вузов в 2-х частях / Т. Ю. Матвеева. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. – С. 308–309.
  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. – М.: Рольф, 2000. – 416 с. – С. 151, 194, 198, 272.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Глава 2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ.

§ 6. Налоги – главный источник государственного бюджета. Историческая эволюция налогообложения.

Налоги – один из наиболее давних финансовых инструментов государства. Известно, что в Древней Греции и Риме существовало около 200 видов налогов, в том числе налог на рабов, а также арендные платежи за использование рабов (в Древней Греции, в частности в Спарте, рабы не находились в частной собственности, а являлись собственностью государства и сдавались в аренду гражданам). В Древнем Риме по́дать (пошлину) собирали с каждой провинции, а также с некоторых городов. Сборщики подати назывались мытарями и считались обманщиками и ворами.

Одним из первых ввёл систему государственных податей царь Дарий – правитель Древней Персии. Все сатрапии должны были платить строго фиксированные денежные пошлины серебром с учётом площади обрабатываемой земли и степени её плодородности. В труде Геродота сохранился подробный перечень этих податей. Согласно этому свидетельству нам известно, что подвластные персидским царям народы платили в общей сложности около 2322 кг серебра, не считая сатрапии, которая вносила пошлину золотым песком. Кроме денежных налогов необходимо было платить подать натурой: зерном, фруктами, вином, скотом, коврами, одеждой, золотыми или серебряными сосудами.

В Месопотамии податями облагалось использование оросительных сооружений, а с купцов брали налог за торговлю товарами. Граждане Рима в мирное время налоги не платили, а в военное платили с учётом их достатка. Сумму налога (ценза) каждые пять лет определяли чиновники-цензоры согласно заявлениям граждан о своём имущественном состоянии и семейном положении. Это заявление – прообраз современной декларации о доходах. По мере превращения в метрополию Рим вводил в колониях коммунальные (местные) налоги, также зависящие от размеров состояния жителей. Римские граждане, проживающие вне Рима, облагались государственными и местными налогами. В случае победных войн налоги уменьшались, а иногда государственный налог полностью отменялся. Необходимые расходы компенсировались взиманием контрибуций с завоёванных земель. Местные налоги всегда взимались регулярно. Во время правления Августа Октавиана (63 до н. э. – 14 н. э.) во всех провинциях огромной Римской империи была проведена реформа налогообложения.

В Византии (Восточная Римская империя) в ранний период (до VIII в.) существовал 21 вид налогов. Основные налоги: подушная подать; поземельный налог; сборы на оснащение армии и рекрутов (для освобождения от воинской службы), покупку лошадей; пошлины на продажу товаров (10–12,5%), выдачу государственных актов; налог «на воздух» (штраф, взимаемый, если размеры построенного здания превышали установленные); сбор за повышение в должности (для сенаторов, чиновников, военных); чрезвычайные налоги (на строительство флота, содержание воинских частей) и др. Налоги разделялись на прямые и косвенные. В Риме к прямым относили поземельный налог (десятина), налог на число фруктовых деревьев, включая виноградные лозы, налоги на недвижимость, «живой инвентарь» (рабы, крупный рогатый скот), ценности. Помимо этого, жителям провинций нужно было платить подушную подать. К косвенным налогам относились налог с оборота (10%), особый налог с оборота при торговле рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% рыночной стоимости), налог с наследства (5%) – только для граждан Рима (полученные от него средства направлялись на выплату пенсий профессиональным солдатам).

Во Франции в период правления Филиппа IV (1268–1314) были заложены основы государственной налоговой системы. Филипп обложил налогами всех подданных. Бароны платили налоги в размере1/50 доли своего имущества; мирская знать (включая членов Ордена тамплиеров) – 1/100 доли, а также десятичную пошлину; города – налог с торгового оборота (в виде пошлины «с очага» – 0,33 ливра); итальянские купцы – ломбардийскии налог. Введённый королём косвенный налог с продававшихся в стране товаров назывался в народе «дурным». Непомерно высокие налоги привели к народным волнениям в стране и в подвластной Фландрии.

Когда появились первые налоги на Руси, точно неизвестно. В первом дошедшем до нас литературном памятнике «Повести временных лет» о дани говорится как о чём-то традиционном. Историки считают, что пополнение княжеской казны за счёт сбора налога (дани) с членов племенных союзов (общин) стало систематическим начиная с VIII в.

Князь Олег дань с подвластных племён «мира для» стал собирать после своего утверждения в Киеве. Новгородцы должны были платить Олегу 300 слитков серебра массой по 200 г каждый. Затем Олег обложил данью древлян, которые ранее платили подати хазарам.

Экономическая сущность налогов. Налоги – обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с физических лиц и организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а также экономические отношения между государством и налогоплательщиком в виде отчуждения налогоплательщиком части получаемого дохода в пользу государства. Налог выражает экономические отношения между государством и налогоплательщиком (физическим или юридическим лицом) по поводу отчуждения части полученного налогоплательщиком дохода в пользу государства. Целью изъятия является формирование государственного бюджета для обеспечения государственных расходов. Уплата налога всегда рассматривалась как проявление добродетели граждан. Так, во времена Великой французской революции люди, уплатившие налог в размере трёхдневного заработка, приобретали политические права и обеспечивали себе гарантии от гильотины.

Налоги выполняют важную социально-экономическую роль. Во-первых, они являются главным источником формирования доходов государственного бюджета, во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению, и, в-третьих, могут влиять на уровень цен и рост инфляции. Кроме того, налоги выполняют активные социальные функции – определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоёв населения. Таким образом, налоги выполняют фискальную, экономическую и социальную функции. Фискальная функция налогов предполагает образование государственных денежных доходов для функционирования государства; экономическая – их использование для воздействия на экономику; перераспределительная позволяет в определённой степени выравнять условия жизни населения – богатые платят больше, бедные – меньше.

Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд медицинского страхования (табл. 2). Величина социальных налогов жёстко увязана с расходами на заработную плату физическим лицам предприятия, поддаётся количественному измерению и включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат – отчисления на социальные нужды. Необходимость социальных налогов в настоящее время никем не оспаривается, а перспектива их применения зависит от политики государства в области социального страхования и пенсионного обеспечения. Спорной является величина ставки налога (процент от дохода).

Таблица 2

Фонд Какие выплаты осуществляет фонд
Пенсионный Пенсия по старости, по инвалидности, по потере кормильца и др.
Социального страхования Оплата «больничного листа» (пособия по временной нетрудоспособности)
Занятости Пособие по безработице, оплата обучения новой профессии
Обязательного страхования (ОМС) Медицинские услуги, прописанные в особом перечне, например, обслуживание детей в поликлиниках, прививки, профилактические осмотры и др.

Налоговая система объединяет две органично связанные составляющие: систему налоговых платежей и налоговый механизм.

Система налоговых платежей – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на всей территории государства либо на её отдельных территориальных образованиях (субъектах федерации, муниципалитетах) в порядке, утверждённом налоговым законодательством.

Налоговый механизм объединяет совокупность всех средств и методов начисления, взимания и распределения налоговых доходов по бюджетным уровням в соответствии с действующим налоговым законодательством.

С позиции экономической теории налоговая система представляет собой систему экономических отношений между государством, с одной стороны, и его гражданами и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, по поводу перераспределения части ВВП в пользу государства.

Использование государством налоговой системы с целью изменения или стабилизации экономической, социальной, политической, экологической, демографической или какой-либо иной ситуации в стране или её внешнеэкономических отношений называется налоговой политикой государства. Посредством изменения системы налоговых платежей и налогового механизма государство формирует новые направления налоговой политики. Благодаря введению новых налогов или отмены действующих, изменению величины налоговых ставок, снятию или расширению налоговых льгот, отсрочке налоговых платежей государство может влиять на развитие процесса инвестиционной предпринимательской активности, стимулировать или ослаблять покупательную способность населения, ограничивать или поощрять ввоз в страну зарубежных товаров. Всё это будет проявлением определённых направлений государственной налоговой политики.

Изменения в государственной налоговой политике реализуются посредством осуществления налоговых реформ – изменения налогового законодательства. В современной мировой практике изменения налоговых ставок и налоговых льгот являются наиболее распространёнными направлениями налоговых реформ.

В основе налоговой политики лежат три главных принципа. Она должна быть нейтральной, справедливой и эффективной. Однако трудно назвать хотя бы одну систему, которая соответствовала бы этим критериям. Нейтральность системы налогообложения проявляется в том, что теоретически налоги носят разумный, логически обоснованный и соразмерный характер.

• фискальная, экономическая, социальная и распределительная функции налогов

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чём состояла историческая необходимость налогов?

2. Приведите примеры налогов в разных странах в различные исторические эпохи.

3. Какие функции выполняют налоги?

4. Какие принципы лежат в основе налоговой политики государства?

Что такое бюджет?

В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

Все, что следует знать о бюджете страны

Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.

Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:

  • объём промышленного производства;
  • инвестиции;
  • достаток населения страны и показатели безработицы;
  • валютный курс;
  • внешний и внутренний долг государства;
  • инфляция и показатель ключевой ставки.

Структура бюджета

В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.

К доходной части относятся:

  • федеральные прямые и косвенные налоги;
  • акцизные и таможенные пошлины и сборы;
  • региональные и местные налоги.

К расходной части относятся:

  • финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
  • финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
  • затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
  • финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.

ВНИМАНИЕ! При сбалансированном бюджете соотношение доходов и расходов является равным.

Профицит и дефицит бюджета

При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.

Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит, напротив, предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.

При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру — сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.

Причинами дефицита могут послужить:

  • военные конфликты, в которых задействовано государство, при которых происходит увеличение расходов на модернизацию армии;
  • неустойчивый курс национальной валюты;
  • снижение ВВП;
  • неэффективное расходование доходной части (например, дотации недоходных отраслей производства);
  • недостаточность поступления средств (например, недополучение налогов) в доходную часть бюджета.

Чтобы государство могло выполнять перед своими гражданами и кредиторами обязательства, дефицит бюджета должен быть погашен — профинансирован средствами. Откуда их взять? Для устранения дефицита денежных средств государство занимает их у своих же граждан посредством выпуска облигаций государственного займа либо кредитуется у других стран или межгосударственных образований.

Ещё один способ ликвидировать дефицит государственного бюджета – провести эмиссию, то есть запустить денежный печатный станок страны, но это непопулярная мера, так как всегда негативно сказывается на уровне инфляции.

Система доходов госбюджета

Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.

Виды государственных доходов

Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

  1. Налоговые поступления от физических и юридических лиц занимают центральное место в системе государственных доходов, обеспечивая органам государственной власти основной источник денежных средств. Также они являются регулятором всех социальных групп населения страны. Так, для лиц, находящихся за чертой бедности, предусмотрен механизм освобождения от налогового бремени, а для богатых – повышенный уровень налогообложения на сверхприбыль.
  2. Неналоговыми источниками доходов являются средства от использования или продажи государственного (муниципального) имущества, штрафы, компенсации, а также услуги возмездного характера, которые оказывает государство своим гражданам.
  3. Безвозмездными перечислениями называют дотации и субсидии как инструмент финансовой помощи бюджетов разных уровней, а также добровольные пожертвования и безвозвратные перечисления от внебюджетных фондов, граждан и организаций.

Разделение налогов по уровню бюджетов

Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • все виды акцизов, таможенных и иных пошлин, оплата по системе «Платон».

Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:

  • имущественный налог организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог;
  • лицензионные сборы и пошлины.

На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.

Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:

  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на землю;
  • на содержание жилищного фонда;
  • на рекламу.

Прямые и косвенные налоги

По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход. Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности.

Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.

К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).

Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.

Система расходов Госбюджета

С помощью расходной части бюджета государство исполняет свои функции в сферах экономики, обороны и социальной политики, оказывая влияние на экономическое, социально-культурное развитие и состояние общества в целом.

Расходы и структура их распределения

Под расходами подразумеваются невозвратные платежи, распределение средств по которым происходит из бюджетов всех уровней в размерах и по направлениям, установленным в нормативно-правовых актах.

Из федерального бюджета финансируются расходы на:

  • национальную систему обороны;
  • науку и образование;
  • систему здравоохранения;
  • содержание государственного аппарата;
  • содержание судебной и уголовно-исполнительной системы;
  • формирование государственных резервов;
  • обслуживание и погашение госдолга;
  • дотационную деятельность (финансовая помощь слабым регионам).

К расходам, финансируемым совместно из бюджетов разных уровней, относят:

  • поддержку промышленного производства;
  • обеспечение органов охраны правопорядка;
  • мероприятия социально-культурного характера.

Ключевой принцип межбюджетного распределения расходов заключается в соответствии фактических полномочий законодательно закреплённым на их уровне власти.

Виды бюджетов

Бюджет — смета доходов и расходов определённых образований (государства, региона, органа местного самоуправления), рассчитываемая на заданный период, обычно на один год. Для каждого из них он имеет свои отличительные характеристики.

Бюджет государства

Бюджет государства является главным инструментом регулирования экономики и перераспределения национального дохода для реализации Правительством намеченного экономического курса и социальной политики. Принимаемый на законодательном уровне, он представляет собой основной финансовый план страны, обязательный для исполнения на всей её территории.

СПРАВКА! В экономически развитых странах через бюджет перераспределяется до 40% ВВП.

В бюджете аккумулируется часть денежных доходов организаций и граждан. За счёт бюджетных средств финансируются оборона, охрана общественного порядка и безопасность государства, экономика, здравоохранение, образование и культура.

Функции госбюджета

К основным функциям государственного бюджета относят перераспределение национального дохода, стимулирование экономики, обеспечение социальной политики, направленной на развитие здравоохранения, образовательных и научных программ, а также финансовую поддержку малоимущих групп населения.

Также средства бюджета страны и внебюджетных государственных фондов используются на общие нужды всей нации, которые невозможно удовлетворить за счёт бизнес-сферы. К ним относятся государственное управление, оборона и безопасность страны, экология.

Источники доходов бюджета

Основными источниками финансовых поступлений в казну государства являются:

  • налоги с физических лиц и организаций;
  • эмиссия денежных знаков;
  • приватизация.

Расходы госбюджета

К расходам государства относятся денежные средства, направленные на обеспечение задач и функций государства. По целям распределения расходы государства подразделяются на:

  1. Политические: обеспечение оборонного комплекса и системы национальной безопасности (армия, полиция, суды, тюрьмы), содержание управленческого государственного аппарата.
  2. Экономические: содержание и поддержка отраслей экономики, субсидирование частного малого и среднего бизнеса.
  3. Социальные: развитие системы здравоохранения, образовательной системы и науки, культуры, выплата пенсий, социальных пособий, зарплат бюджетникам.
  4. Экологическая: охрана окружающей среды.

Разница между доходами и расходами страны составляет сальдо бюджета, которое может пребывать в трёх различных состояниях:

  • положительное сальдо — доходная часть преобладает над расходами, создаётся профицит;
  • сальдо равно нулю — доходы полностью компенсируются расходами, бюджет является сбалансированным;
  • отрицательное сальдо — уровень расходов превышает размер финансовых поступлений, создавая дефицит.

Существует понятие «интервал оптимальности» доли бюджета в показателе валового внутреннего продукта, без которого невозможно достичь экономического роста. При завышенной доле государственного бюджета в структуре ВВП экономика несёт излишнее бремя налоговой нагрузки, происходит её стагнация. Следовательно, чем меньше доля бюджета в валовом внутреннем продукте, тем выше темпы экономического роста.

ВАЖНО! Но и тут есть свои исключения. Если доля государственного бюджета в разрезе ВВП будет минимизирована, это не позволит государству эффективно выполнять свои функции, что также окажет отрицательное влияние на развитие экономического сектора.

Источники финансирования бюджетного дефицита

В структуре государственного бюджетного дефицита источники финансирования подразделяются на внутренние и внешние.

К первой группе относится эмиссия ценных бумаг (облигации федерального займа для населения), предоставление денежных ссуд бюджетами других уровней.

Вторая группа подразумевает реализацию ценных бумаг на мировом финансовом рынке, получение банковских кредитов или займов международных наднациональных финансовых корпораций, а также межгосударственное кредитование.

Требования к бюджету

К бюджету государства применяется ряд обязательных требований:

  1. Отсутствие жёсткой привязки и зависимости доходов от расходов. Это позволяет исполнителям бюджета расставлять приоритеты при решении задач федерального уровня, что обеспечивает гибкость экономической политики.
  2. Соблюдение системы иерархии и принципа автономности бюджетов разных уровней.
  3. Включение в бюджет государства всех подконтрольных ему доходов и расходов.

Уровни бюджетной системы

Бюджетной системой предусмотрено подразделение бюджета на три уровня:

  1. Федеральный (бюджет страны в целом).
  2. Региональный (бюджеты краёв, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения).
  3. Местный (бюджеты муниципальных образований – городов, посёлков, станиц, районных центров).

Доходы и расходы бюджетов всех уровней

Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.

Формирование доходов бюджетов

Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.

Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.

ВНИМАНИЕ! Оценки экономической эффективности показывают, что налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее половины консолидированных доходов государственного бюджета.

Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:

  • сдачи в аренду или продажи государственной или муниципальной собственности;
  • получения дивидендов по ценным бумагам;
  • начисления процентов на остаток бюджетных денежных средств, размещённых на банковских счетах;
  • взимания штрафов, а также оказания возмездных услуг государства своим гражданам.

Осуществление бюджетных расходов

Расходы бюджетов классифицируются по признакам их экономического содержания на текущие и капитальные.

Из текущих расходов происходит обеспечение бесперебойного функционирования системы органов власти всех уровней, бюджетных организаций и учреждений, оказывается господдержка отдельным отраслям экономики или субъектам в целом в форме дотационных выплат или субсидий.

Инструментами реализации инвестиционного направления государственной деятельности являются капитальные расходы. К ним относят статьи расходов, которые предусматривают:

  • инвестирование в уже действующие или вновь создаваемые организации согласно утверждённому инвестиционному плану;
  • реализацию кредитных программ для юридических лиц из бюджетных средств;
  • затраты на проведение капитального ремонта и реконструкции имущества, принадлежащего на праве собственности государству, региону или городу.

Распределение средств бюджетов разных уровней

Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.

При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти.

Расходование городского бюджета

Порядок расходования средств городского бюджета определяется в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Вопросы, отнесённые к задачам власти на местах, определены ФЗ № 131-ФЗ. Так, основное расходование привлечённых в городской бюджет средств заложено в статьях на образование, социальные программы, ЖКХ, дорожное хозяйство и благоустройство, культуру, проведение массовых развлекательных и спортивных мероприятий, строительство стратегических объектов социальной инфраструктуры (школы и детские дошкольные учреждения, досуговые центры).

Распоряжение городским бюджетом

Муниципалитет самостоятельно с учётом имеющихся полномочий занимается формированием, утверждением и реализацией бюджета, а также осуществляет контроль за соблюдением его исполнения.

Для этого составленный проект решения городского бюджета выносится на публичные слушания на общественное обсуждение с целью дальнейшего учёта мнений населения муниципального образования. После обсуждения указанный бюджетный проект представляется главой муниципального образования на рассмотрение и последующее утверждение Совету депутатов, который вправе утвердить его как без замечаний, так и с учётом своих поправок. После утверждения бюджет вступает в законную силу.

Подводя итог, отметим, что бюджет страны — многоступенчатый отлаженный механизм бюджетной системы страны, подразумевающий безукоснительное исполнение бюджетного закона как по горизонтали власти, так и по её вертикали. Важным моментом является процесс реализации утверждённого бюджета, для эффективности исполнения которого необходимо обеспечивать его прозрачность и строгую подотчётность. В нашей стране, ввиду особенностей географического положения — огромной территории, и сложившейся поколениями коррупционной ментальности, этот принцип бюджетного процесса реализован слабо.

Читайте также: