Налогообложение и характеристика контрактных соглашений между государством и нефтяными компаниями

Опубликовано: 30.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 января 2016 г. № 03-08-05/275 О применении положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16 декабря 1996 г.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о применении положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16 декабря 1996 г. (далее - Соглашение) и сообщает.

Согласно статье 10 Соглашения дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогами в этом другом Государстве. Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором компания, выплачивающая дивиденды, является резидентом, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель имеет фактическое право на дивиденды, то взимаемый налог не должен превышать:

a) 5% общей суммы дивидендов, если фактическим владельцем дивидендов является компания (иная, чем партнерство), прямое участие которой в капитале компании, выплачивающей дивиденды, составляет не менее 25% и которая инвестировала в нее не менее 75 000 ЭКЮ или эквивалентную сумму в национальной валюте Договаривающихся Государств;

b) 15% общей суммы дивидендов во всех других случаях.

Таким образом, льготы, предусмотренные подпунктом «а» пункта 2 статьи 10 Соглашения, при выплате дохода в виде дивидендов от источников в Российской Федерации применяются исключительно в случае, если получатель дивидендов - резидент Королевства Нидерландов является фактическим получателем такого дохода.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицом, имеющим фактическое право на доходы, признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, либо контроля над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом. При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, указанными в настоящем пункте, а также принимаемые ими риски.

При этом согласно положениям пункта 3 статьи 7 Кодекса в случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено применение пониженных ставок налога или освобождение от налогообложения в отношении доходов от источников в Российской Федерации для иностранных лиц, имеющих фактическое право на эти доходы, в целях применения этого международного договора иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на такие доходы, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение указанных в пункте 3 статьи 7 Кодекса положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 312 Кодекса при применении положений Соглашения российская компания - налоговый агент вправе запросить у получателя дивидендов - налогового резидента Нидерландов подтверждение, что он имеет фактическое право на выплачиваемые ему этой российской компанией дивиденды.

Обязанность налогового агента принять меры к определению иностранных контрагентов как фактических получателей доходов можно считать исполненной, если на момент выплаты дивидендов акционеру (компании, являющейся налоговым резидентом Нидерландов) в распоряжении налогового агента имеются документы, подтверждающие наличие у получателя дохода права усмотрения в отношении распоряжения и использования полученными дивидендами. Таким документом в том числе может являться письмо акционера, подтверждающее отсутствие у него договорных или иных юридических обязательств перед третьими лицами и ограничений его прав при использовании полученных от российской компании дивидендов, а также наличие у акционера права самостоятельно пользоваться и распоряжаться данными дивидендами.

Кодексом не установлен фиксированный перечень документов, свидетельствующих о наличии у лица фактического права на выплачиваемые доходы.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
А.С. Кизимов

Обзор документа

Разъяснения касаются применения положений Соглашения между Россией и Нидерландами об избежании двойного налогообложения.

В силу соглашения дивиденды, выплачиваемые компанией - резидентом одного договаривающегося государства резиденту другого, могут облагаться налогами в этом другом государстве. Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в том государстве, в котором выплачивающая компания является резидентом. При этом если получатель имеет фактическое право на дивиденды, то взимаемый налог не должен превышать 5% (при соблюдении определенных условий) или 15% (во всех других случаях).

Ставка 5% при выплате дивидендов от источников в России применяется исключительно в случае, если получатель - резидент Нидерландов является фактическим получателем такого дохода.

При применении положений соглашения российская компания - налоговый агент вправе запросить у получателя дивидендов - резидента Нидерландов подтверждение, что он имеет фактическое право на выплачиваемые ему дивиденды.

Обязанность налогового агента принять меры к определению иностранных контрагентов как фактических получателей доходов можно считать исполненной, если на момент выплаты дивидендов акционеру (резиденту Нидерландов) в распоряжении налогового агента имеются документы, подтверждающие наличие у получателя дохода права усмотрения в отношении распоряжения полученными дивидендами и их использования. Таким документом в том числе может являться письмо акционера, подтверждающее отсутствие у него договорных или иных юридических обязательств перед третьими лицами и ограничений его прав при использовании полученных от российской компании дивидендов, а также наличие у акционера права самостоятельно пользоваться и распоряжаться данными дивидендами.

НК РФ не установлен фиксированный перечень документов, свидетельствующих о наличии у лица фактического права на выплачиваемые доходы.

Вы писали несколько статей про налоги с иностранных дивидендов, налоги для нерезидентов и прочее. Я внимательно прочитал налоговые соглашения об избежании двойного налогообложения и другие документы, и у меня возник такой вопрос: может ли человек — налоговый нерезидент России применять налоговое соглашение с другой страной, в которой он тоже не считается налоговым резидентом?

Вот конкретный пример.

Петя уехал учиться в США по визе F-1 . Для студентов с этой визой в налоговом законодательстве США предусмотрено исключение, по которому они не будут считаться налоговыми резидентами США первые 5 лет. Для этого надо подать форму 8843. Будем считать, что Петя не забывает подавать ее вовремя.

Петя — финансово грамотный студент, так что у него есть акции американских компаний, с которых он получает дивиденды. По идее, он должен платить налог 30% в США, но он ссылается на статью 10 соглашения между РФ и США об избежании двойного налогообложения и платит только 10%. Пока Петя жил в России, он доплачивал государству 3%, но поскольку теперь он находится в США уже свыше 183 дней, то в РФ он больше не налоговый резидент, так что в России с этих дивидендов он теперь не платит вообще ничего.

Среди моих знакомых есть два лагеря: большой и маленький.

Маленький лагерь считает так: в статье 4 соглашения есть определение резидента с точки зрения соглашения. Там написано, что резидентом России считается человек, который по какой-то причине должен платить в ней налоги. Но если он должен платить налоги только с дохода, полученного в России, то тогда он не резидент.

Петя — налоговый нерезидент в России согласно налоговому кодексу, так что он должен платить налоги в РФ только с российских доходов, а значит, он подпадает под исключение и не будет резидентом России по определению из соглашения. Резидентом США он не является по той же причине, так что соглашение вообще никаким образом к нему не применяется. Соответственно, в США он должен платить большие налоги только с доходов из США, а в России — тоже большие налоги, но только с доходов из РФ.

Большой лагерь думает так: в статье 4 соглашения написано, что налоговым резидентом России признается человек, который должен платить в РФ налоги по какой-то причине, но только если неверно, что единственная причина налогов — это доход из России.

Петя — гражданин России. И вообще у него тут семья, центр жизненных интересов и место постоянного проживания — собственная квартира, а в США он арендует. Так что у него много причин платить налоги в России. А налоговый кодекс тут вообще ни при чем, потому что соглашение имеет над ним приоритет. Поэтому он резидент России по определению из соглашения, а значит, все делает правильно и с чистой совестью указывает в форме W-8BEN свой российский адрес, российский ИНН и ссылается на статью 10 соглашения. А если бы он так не делал, то ему пришлось бы платить большие налоги или там, или там, но не одновременно: как-то это несправедливо.

На последнее возражение маленький лагерь отвечает, что эти соглашения созданы, чтобы избегать двойного, а не большого налогообложения.

Я почему-то не нашел обсуждения этого, как мне кажется, довольно тонкого момента нигде в интернете. Помогите, пожалуйста, — рассудите спорщиков!

Спасибо за интересный вопрос! Если коротко, то маленький лагерь прав. Соглашение об избежании двойного налогообложения к Пете не применяется, поскольку в его случае угрозы двойного налогообложения нет. Разберемся подробнее.


Какие цели преследуют государства, избегая двойного налогообложения

Каждое государство самостоятельно создает свою налоговую систему. Несогласованность систем разных стран может приводить к тому, что с полученного дохода один и тот же налог приходится заплатить дважды. Это препятствует росту инвестиционных потоков между государствами, международной торговле и передаче технологий. В условиях глобализации двойное налогообложение признается злом, с которым принято бороться.

Введение к типовой конвенции ООН об избежании двойного налогообложенияPDF, 2,9 МБ

Когда одно государство заключает соглашение об избежании двойного налогообложения с другим государством, оно в первую очередь руководствуется не интересами отдельных граждан, а пользой для экономики.

Россия заключила двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения с более чем 80 странами, в том числе с США. Для удобства я буду называть договор между РФ и США соглашением, как и вы в своем вопросе.

Сразу оговорюсь, что при толковании международного договора учитывается не только обычное значение терминов в их контексте, но и цели договора.

Компании, которые ведут бизнес в других странах, платят налоги два раза: сначала в бюджет другой страны, а потом и в российский. Но есть целых 84 страны, где можно заплатить только один раз.

Артур Дулкарнаев

Мария Ильяшенко

Что такое двойное налогообложение

Двойное налогообложение возникает, когда российский предприниматель работает в другой стране. Сначала он платит налог с дохода там, а когда деньги поступают на российские счета, еще и в бюджет России.

Страны знают об этом, поэтому договорились между собой, что два раза с одного дохода платить не надо. Это и называется международным соглашением об избежании двойного налогообложения.

В мире почти двести признанных государств, при этом соглашение с Россией заключили 84: США, Великобритания, Германия, Испания, Израиль, Шри-Ланка, Мексика, Люксембург, Чили, Белоруссия и другие. Список включает страны Азии, Европы, Америки.

С каждой страной у России свое соглашение, но в целом они похожи:

  • позволяют учитывать уже оплаченный в другой стране налог при оплате налога в России;
  • касаются налогов на доход, имущество и капитал;
  • распространяются на всех предпринимателей и компании.

Теперь о том, в каких случаях соглашение работает.

В каких случаях действует соглашение

Чаще всего соглашение об избежании двойного налогообложения нужно при торговле в другой стране. Например, компания «Лосось» продает в Великобритании красную искру, платит подоходный налог там, а затем может не платить налог на прибыль в России.


Было бы здорово, если страны бы не считали суммы: заплатил в Великобритании, а в России забыли про весь налог. На деле же считать придется: вычитать из российского налога сумму, которую уже заплатили в Великобритании, и доплачивать остальное.

Еще несколько случаев, когда действует соглашение об устранении двойного налогообложения:

  • иностранная компания частично владеет российской фирмой и с нее получает дивиденды. С них нужно платить налог, и его размер зависит от соглашения. Если оно есть — налог 0% или 5%, если нет — 15%;
  • американская компания пригласила российских разработчиков приехать и написать для них программу. По законам США и России они должны заплатить подоходный налог и там, и там. Но между странами есть соглашение, поэтому налог разработчики заплатят только один раз;
  • компания открывает филиал в другой стране. Заказчики платят на счет в местном банке, но налог нужно платить в обеих странах. Если между странами есть соглашение, платить налог нужно только один раз.

Часто российские компании работают в странах, с которыми нет соглашения. Вот здесь и появляются те самые оффшорные счета. Такие компании создают технические или транзитные компании в странах, с которыми соглашение есть, например на Кипре, и через Кипр переправляют деньги дальше, в настоящую компанию.

Какие документы нужны, чтобы не платить налог два раза

Чтобы работать в другой стране и платить меньше налогов, нужно предоставить в российскую налоговую документы. Точного списка нет, в целом это подтверждающие документы, которые объяснят, что налог компания уже заплатила. Это может быть что-то одно:

  • налоговая декларация другой страны;
  • банковская платежка;
  • выписка со счета о том, что деньги заплачены.

Какой-то определенной формы для этих документов нет: стран много, везде свои стандарты, и российская налоговая это понимает.

Налоговый год в каждой стране тоже свой, а по правилам налог сначала платят в другом государстве, а потом в России. Если налоговые периоды различаются, в России сдают сначала привычную декларацию, а потом уточненную — чтобы пояснить размер налога, который заплатили в другой стране.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Компания А (КНР) зарегистрирована в Китае. На территории РФ имеется Филиал Компании А в Москве. Между Компанией А и Компанией В, являющейся Заказчиком проекта в регионе РФ, подписан договор строительного подряда.

    В целях осуществления строительства объекта в г. Самара, Компания А планирует открыть там строительную площадку. В свою очередь, у Компании «В» в г. регионе имеется филиал. Срок реализации проекта 4 месяца. Сумма проекта не превышает 40 млн. руб.

    Вместе с тем, Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) определяется, в частности, специальное понятие «строительная площадка» в налоговых целях и устанавливаются правила определения периода существования строительной площадки в налоговых целях.

    Особенное практическое значение данные положения НК РФ имеют для применения соответствующих норм соглашений об избежании двойного налогообложения, действующих в отношениях между Российской Федерацией и иностранными государствами.

    В то время как по общему определению постоянного представительства в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации осуществление деятельности на строительной площадке с даты фактического ее начала считается постоянным представительством, в свою очередь, в соглашениях об избежании двойного налогообложения определены конкретные сроки, в течение которых строительно-монтажная деятельность не будет приводить к образованию постоянного представительства.

    Срок, предусмотренный «Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы», при превышении которого строительная и монтажная деятельность организации может признаваться постоянным представительством является 18 месяцев.

    Отсюда следует, что Компания А не вправе встать на налоговый учёт в регионе, имея там строительную площадку, открытую сроком на 4 месяца. Вытекает вопрос, как и в какой организационно-правовой форме реализовать текущий проект.

    Помимо этого, денежные средства по заключённому Договору строительного подряда будут переводиться между Филиалом В (г. Самара) и Филиалом А (г.Москва). А, как указывалось выше, Компания А не может встать на налоговый учёт в г. Самара, имея там строительную площадку, открытую сроком на 4 месяца, так как она не образует постоянного представительства (срок, при превышении которого строительная и монтажная деятельность организации может признаваться постоянным представительством является 18 месяцев).

    Вопросы:

    1. Так как Компания А не может встать на налоговый учёт в г. регионе РЫ, имея там строительную площадку, открытую сроком на 4 месяца, то каким образом и в какой организационно-правовой форме необходимо реализовать текущий проект?
    2. Где (место), каким образом и какие именно налоги будут платиться в данной ситуации?

    Налогообложение иностранных компаний в РФ

    Иностранные организации признаются налогоплательщиками налога на прибыль если они осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ через постоянное представительство (абз. 3 п. 1 ст. 246 НК РФ, ст. 307 НК РФ).

    Доходы от строительной деятельности, осуществляемой на территории РФ, не приводящей к образованию постоянного представительства в РФ, обложению налогом у источника выплат не подлежат (п. 2 ст. 309 НК РФ).

    Таким образом, для определения необходимости обложения доходов на территории РФ, ключевым является вопрос о том, образует ли деятельность компании постоянное представительство в РФ или нет.

    Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают налог на прибыль по ставке 20% (п. 6 ст. 307 НК РФ, п. 1 ст. 284 НК РФ).

    Что признается представительством иностранной организации?

    Деятельность иностранной организации приводит к образованию постоянного представительства, если эта деятельность (п. п. 2 - 4, 9 ст. 306 НК РФ):

    • ведется через обособленное подразделение (филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство), иное место деятельности (в том числе строительную площадку) или зависимого агента (уполномоченное лицо);
    • связана с проведением определенных видов работ (в т.ч. строительных), продажей товаров с расположенных в России складов, пользованием недрами и природными ресурсами, оказанием услуг и иной деятельностью, за исключением подготовительной и вспомогательной;
    • является предпринимательской, т.е. направленной на систематическое получение прибыли и осуществляемой на свой риск (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ);
    • носит регулярный характер.

    Если иностранная организация выступает в роли субподрядчика, при условии что генподрядчик - имеющая постоянное представительство иностранная организация, то деятельность организации-субподрядчика на этой стройплощадке свыше 30 календарных дней рассматривается как создающая ее постоянное представительство (абз. 3, 4 п. 2 ст. 308 НК РФ).

    Особенности налогообложения филиала Китайской компании в РФ

    Если между РФ и иностранной организации заключен международный договор, то следует руководствоваться им, поскольку международные нормы имеют приоритет по отношению к национальному законодательству (ст. 7 НК РФ).

    Вместе с тем, Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, заключенным в г. Москве 13.10.2014 (далее – Соглашение об избежании двойного налогообложения или Соглашение) установлено иное.

    В частности, по смыслу статьи 5 Соглашения об избежании двойного налогообложения постоянное представительство означает фиксированное место деятельности, через которое предприятие полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность (место управления, отделение, контору, фабрику, мастерскую, шахту, скважину или другое место добычи природных ресурсов).

    При этом термин «постоянное представительство» также включает строительную площадку, строительный, сборочный или монтажный объект или надзорную деятельность, связанную с ними, но только в том случае, если такие площадка, объект или деятельность существуют более 18 месяцев. Таким образом строительная площадка, выполняющая работы до 18 месяцев, не будет образовывать постоянного представительства.

    Постоянное представительство иностранной компании будет считаться образованным при совокупности следующих обстоятельств:

    • место деятельности является фиксированным;
    • через это место деятельности полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность;
    • этим местом деятельности является один из следующих объектов: место управления, отделение, контора, фабрика, мастерская, шахта, скважина или другое место добычи природных ресурсов, строительная площадка.

    Таким образом, если строительство осуществляется менее 18 месяцев, но до момента строительства субподрядчик осуществлял иную постоянную деятельность на территории РФ, то подобная деятельность сама по себе приводит к образованию постоянного представительства.

    Согласно п. 1 ст. 7 Соглашения об избежании двойного налогообложения прибыль предприятия Договаривающегося Государства подлежит налогообложению только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность вышеупомянутым образом, то прибыль этого предприятия может облагаться налогом в этом другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

    Таким образом, из Соглашения следует, что если имеется постоянно представительство, то налог уплачивается в РФ.

    Применительно к рассматриваемой ситуации с учетом вышеуказанного можно сделать следующие выводы:

    1. Постоянно представительство у Компании «А» (КНР) имеется, поскольку отвечает всем критериям, установленным Соглашением об избежании двойного налогообложения (деятельность осуществляется через фиксированное место в месте управления (конторе)).
    2. Имея постоянное представительство в РФ Компания «А» может осуществлять деятельность на всей территории РФ, если этому не противоречит положение о филиале.
    3. Компания «А» обязана уплачивать налог, как имеющая постоянное представительство на территории РФ (п. 6 ст. 307 НК РФ), поскольку имеет филиал и ведет предпринимательскую деятельность на территории РФ.
    4. Компания «А» не обязана уплачивать налог в КНР (п. 1 ст. 7 Соглашения).
    5. Размер налога на прибыль составляет 20% (п. 6 ст. 307 НК РФ, п. 1 ст. 284 НК РФ).

    Так как Компания А не может встать на налоговый учёт в регионе РФ, имея там строительную площадку, открытую сроком на 4 месяца, то каким образом и в какой организационно-правовой форме необходимо реализовать текущий проект?

    Компания «А» может осуществлять деятельность на территории РФ без ограничений, не вставая на учет в г. Самара, если это не противоречит содержанию положения о филиале. Таким образом, можно осуществлять деятельность при текущем статусе филиала городе Москве, ничего не изменяя. При необходимости нужно внести изменения в положение о филиале.

    Ни НК РФ, ни Соглашение об избежании двойного налогообложения не содержат запретов, не позволяющих осуществлять деятельность за пределами места нахождения филиала. Напротив, НК РФ и Соглашение содержат указание на «территорию РФ», «территорию государства» без каких-либо изъятий. Иными словами, осуществление деятельности в регионе возможно через филиал в г. Москве, что не повлечет утраты статуса постоянного представительства.

    Соглашение об избежании двойного налогообложения определяет несколько различных, не связанных между собой критериев для целей образования постоянного представительства. Создание строительной площадки является частным случаем образования постоянного представительства, но не является единственным способом образования представительства.

    Хотя реализация предполагаемого проекта и не образует постоянного представительства сама по себе, однако деятельность осуществляется через фиксированное место в месте управления (конторе), что позволяет говорить о наличии постоянного представительства на территории РФ в силу других критериев, установленных Соглашением.

    Вместе с тем, налоговые органы могут посчитать необходимым открытие иного обособленного подразделения в связи с проведением строительных работ. Для целей постановки на налоговый учет ОП считается созданным, если соблюдены четыре условия (Письмо Минфина от 21.05.2018 N 03-02-07/1/34515):

    1. по адресу ОП оборудовано хотя бы одно стационарное рабочее место. То есть созданы условия для выполнения работником его трудовых обязанностей - установлены необходимая мебель, оборудование, в наличии инструменты и т.п.;
    2. рабочее место создано на срок более месяца. Будет работник трудиться на этом месте постоянно или периодически, значения не имеет. К созданию ОП приводит, например, аренда склада, куда работники приезжают для разгрузочно-погрузочных работ несколько раз в месяц;
    3. помещение (объект, территория), где находится рабочее место, подконтрольно вашей организации. Это условие не выполняется, если ваш работник трудится на месте, предоставленном контрагентом: на объектах, охраняемых ЧОП, в помещениях, обслуживаемых клининговыми компаниями (Письма Минфина от 05.10.2012 N 03-02-07/1-238, от 03.02.2012 N 03-02-07/1-30);
    4. организация начала вести деятельность по месту нахождения ОП, т.е. принят на работу человек, который будет там трудиться (Письмо Минфина от 19.02.2016 N 03-02-07/1/9377).

    В силу пункта 4 ст. 83 НК РФ постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации:

    • через аккредитованные филиал, представительство осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
    • через иные обособленные подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета).

    Как указывают суды, использование арендованных земельных участков для размещения вагонов-домов, оборудования и техники, а также в целях размещения базы для производственной деятельности, размещения строительных материалов подтверждает наличие оборудованных стационарных рабочих мест (постановления Восьмого ААС от 15.10.2014 по делу N А81-26/2014, АС Западно-Сибирского округа от 10.02.2015 N Ф04-14941/2014 по делу N А81-26/2014).

    Таким образом, если будут создаваться новые рабочие места, то в целях минимизации рисков целесообразно создать обособленное подразделение в регионе РФ без аккредитации. Обособленное подразделение открывается Компаний «А», а не филиалом.

    Где и каким образом и какие именно налоги будут платиться филиалом Китайской компании в РФ в данной ситуации?

    Все налоги будут уплачиваться в РФ. К их числу относятся:

    • налог на прибыль организаций в размере 20% (п. 6 ст. 307 НК РФ, п. 1 ст. 284 НК РФ, пп. i, п. 3 ст. 2 Соглашения);
    • налог на имущество (п. 1 ст. 373, п. 2 ст. 374 НК РФ),
    • НДС (ст. 11, 143 НК РФ).

    В случае с обособленным подразделением уплата налогов должна осуществляться по месту открытия обособленного подразделения. Если открытие обособленного подразделения осуществляться не будет, то уплата налогов должна быть произведена в г. Москве. Также не следует забывать об обязанностях налогового агента по НДФЛ в отношении работников-резидентов РФ.

    Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

    Читайте также: