Налогообложение и аудит экономической деятельности предприятия

Опубликовано: 29.04.2024

2.6. Финансы предприятия

2.6.4. Налогообложение предприятия

Каждое предприятие должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Налогообложение ─ это определенная совокупность экономических (финансовых) и правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

Налог ─ обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор ─ обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

На предприятие не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым Кодексом РФ (НК РФ), который является основным нормативным документом в области налогообложения.

Все налоги и сборы могут быть классифицированы по различным признакам, наиболее существенными для предприятия являются следующие:

1.) по способу изъятия – прямые и косвенные;

2.) по принадлежности к уровню власти и управления – федеральные, региональные, местные;

3.) по характеру налоговых ставок ‑ твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Прямые налоги – это налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход, имущество, вид деятельности, например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в виде надбавки в цену товара или услуги. Собственник предприятия, производящего товары или услуги, подлежащие налогообложению, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от реализации товаров и услуг, т.е. является сборщиком налога. Конечным плательщиком выступает потребитель, который приобретает товары и услуги по ценам, включающим косвенные налоги, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

Федеральные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые, изменяемые и отменяемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Федеральные налоги и сборы поступают в основном в федеральный бюджет. К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными актами представительных органов местного самоуправления и являющимися обязательными к уплате на территории соответствующих местных образований. К местным налогам относятся:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог.

При установлении налогов и сборов должны быть определены все элементы налогообложения. К элементам налогообложения относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты.

Объектом налогообложения является любое экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. К числу объектов налогообложения относятся также пользование природными ресурсами, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоговая база ─ стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период ─ месяц, квартал, календарный год.

Единица обложения ─ единица измерения налоговой базы

Налоговая ставка (норма налогового обложения) ─ величина налоговых начислений на единицу базы (денежная единица дохода, единица измерения товара и т.д.). Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Пропорциональные ─ это ставки, действующие в едином проценте к налоговой базе. Прогрессивные ставки ─ это ставки, увеличивающиеся с ростом налоговой базы. Регрессивные ставки понижаются по мере роста налоговой базы.

Порядок исчисления налога – последовательность действий, приводящая к исчислению суммы налога, подлежащей к уплате в бюджет, правила заполнения соответствующей декларации или расчета.

Порядок и сроки уплаты – срок предоставления декларации или расчета, установленный срок оплаты налога или сбора.

Кроме того, есть достаточно существенные понятия, связанные с налогообложением, такие как источник уплаты налога ‑ различные элементы стоимости реализованной продукции (себестоимость, балансовая прибыль, чистая прибыль, ценовые надбавки) или денежные доходы граждан, а также налоговые льготы – представляемые и предусмотренные законодательством преимущества отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Промышленное предприятие в обязательном порядке будет являться плательщиком следующих основных налогов и сборов:

· налог на прибыль организаций;

· налог на добавленную стоимость;

· единый социальный налог;

· налог на имущество организаций.

При наличие соответствующих объектов налогообложения появляется следующая группа налогов:

· налог на добычу полезных ископаемых и т.д.

Рассмотрим особенности исчисления и уплаты основных налогов.

Налог на прибыль организаций

Налогообложение прибыли представляет собой форму распределения прибыли между товаропроизводителями и государством, является одним из основных каналов формирования доходов бюджетов различных уровней. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, итак прибылью признается:

· для российских организаций ‑ полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

К доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав согласно ст. 249 НК ─ это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

2) прочие доходы, такие как доходы от долевого участия в других организациях; положительные (отрицательные) курсовые и суммовые разницы; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду; доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, промышленные образцы и т.д.); доходы в виде процентов, полученных по долговым обязательствам (займы, кредиты, и т.п.); в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были ранее приняты в составе расходов; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав; в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде и др.

Плательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты или убытки, совершенные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и прочие расходы.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Плательщики самостоятельно исчисляют суммы налога нарастающим итогом с начала года. Сроки уплаты налога производятся по одному из двух вариантов: ежеквартально или ежемесячно.

Ежеквартально без авансовых платежей платят организации, чьи доходы от реализации менее 3000000 рублей в квартал, для остальных обязательна уплата авансовых платежей, или по фактически полученной прибыли за месяц, или в размере 1/3 квартальной суммы налога за предыдущий квартал.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на товары и услуги. Впервые понятие «налог на добавленную стоимость» сформулировал в 1954 г. французский экономист Морис Лоре. НДС получил широкое распространение в странах Европейского союза. В разных государствах ставка налога на добавленную стоимость своя, в среднем она варьирует от 6 до 25 процентов от стоимости товара, однако сущность налога одинакова.

Взимание НДС осуществляется на каждой стадии от добычи сырья, производства товаров и до их конечного потребления. Объектом налогообложения является добавленная стоимость – разница между стоимостью реализованных товаров (услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и потребления.

Россия имеет достаточно уникальный опыт применения НДС по самым разным ставкам, так в разное время были установлены ставки в размере 28%, 20%, 23% (с учетом спецналога), 21,5%, в настоящее время ‑ 18%.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе безвозмездная;

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговый период ─ календарный месяц.

Налоговые ставки дифференцированные:

Иллюстрация применения 18% ставки НДС приведена на рис. 2.7.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Если суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышают 2 млн. рублей в месяц, то предприятие вправе уплачивать налог и предоставлять в налоговые органы декларацию не ежемесячно, а ежеквартально. Если суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышают 2 млн. рублей за любые три последовательных месяца, то организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС.


Рис. 2.7. Порядок применения НДС

Единый социальный налог (ЕСН) введен с 01.01.2001 г. главой 24 НК РФ, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды ‑ Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ (далее ‑ фонды) ‑ и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Объектом налогообложения для исчисления налога работодателями признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Налоговая база налогоплательщиков-работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

ЕСН имеет регрессивную шкалу налогообложения (табл. 2.1)

Ставки ЕСН для налогоплательщиков – работодателей

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования


Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ)

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29

Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22

Общества взаимного страхования

Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5

Организации - организаторы торговли

Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54

Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3

Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33

Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22

Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Налоги в настоящее время являются одним из основных вопросов государственной политики. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение предсказуемости и стабильности является важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности. В этой связи налоговый аудит является одной из наиболее востребованных услуг и занимает ведущее место на рынке аудиторских и консалтинговых услуг.

Налоговый аудит – это инструмент, который обеспечивает заинтересованных пользователей достоверной, полной и объективной информацией о правильности исчисления и уплаты обязательств по налогам в соответствии с нормами налогового законодательства. В настоящее время налоговый аудит как сегмент аудиторской деятельности имеет большой спрос и развивается очень стремительно. Это в первую очередь обусловлено экономической ситуацией в стране, новыми тенденциями в законодательстве, корпоративными слияниями и поглощениями. Отсюда и вытекает необходимость разработки и внедрения металогических подходов к технологии и стандартизации налогового аудита как самостоятельной деятельности.

Налоговый аудит проводится с целью подготовки предприятия к предстоящей налоговой проверке, а также оптимизации существующей системы налогообложения и системы внутреннего контроля на предприятии. Данная процедура подразумевает тщательно спрограммированный анализ как налоговых, так и бухгалтерских отчетов компании для подтверждения их достоверности, полноты уплаты предприятием налогов и других обязательным платежей, а также соответствие законодательству и иным установленным нормативным актам.

В качестве основных организационных и методологических вопросов является определение сущности, цели, задач и принципов налогового аудита. В качестве основы проведения налогового аудита должна быть методика, которая включала бы теоретические и практические основы аудита налогообложения, специфику и особенности сферы деятельности аудируемого субъекта.

Целевой налоговый аудит проводится в первую очередь с целью налогового планирования предполагаемых, анализа совершенных и находящихся на стадии реализации операций. При налоговом аудите особое внимание уделяется операциям, связанным с внешнеэкономическими сделками, которые требуют знания и понимания не только национального налогового законодательства, но и международного.

Налоговый аудит – проверка правильности, своевременности и полноты исчисления налогов в соответствии с действующим законодательством, своевременности, полноты и правильности формирования и представления в налоговые органы всех форм налоговой отчетности. Основной задачей налогового аудита является своевременная оценка налоговых рисков предприятия и в сведении их к минимуму. Конечным результатом налогового аудита заключается в составлении экспертного мнения о степени достоверности бухгалтерских и налоговых отчетов, и об организации налогового учета в целом. По итогам налогового аудита предприятие может проанализировать эффективность налогового планирования эффективность управления налоговыми платежами. Основной целью налогового аудита является предупреждение штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам. Налоговый аудит проверяет правильность исчисления и уплаты налогов и сбором, а также обоснованность применения тех или иных налоговых льгот. Все мероприятия, проводимые в ходе налогового аудита, дают возможность минимизации налоговых рисков.

В настоящее время многие организации проводят налоговый аудит в комплексе общего аудита, указывая в договорах объем работ по налоговому аудиту. Но если предприятие действительно хочет снизить свои налоговые риски необходимо проводить полный налоговый аудит. Стоит отметить, что проверка налоговой отчетности и налогового учета должна проводиться сплошным методом, в отличие от общего аудита.

Налоговый аудит может включать проверку и оценку обоснованности затрат для целей налогообложения; сделок с взаимосвязанными лицами; соответствия рыночного уровня применяемых цен по расходам и доходам, в том числе по скидкам и бонусам покупателям и поставщикам; наличия, правильности отражения в учете расходных документов; регистрации и ведения учета по обособленным подразделениям; обоснованности выплат по трудовым договорам; правильности расчета и уплаты налогов и сборов.

Различают три этапа проведения налогового аудита. Первый этап называется «Планирование налогового аудита». Сущность данного этапа заключается в ознакомлении с бизнесом клиента, оценке системы бухгалтерского, налогового учета и внутреннего контроля, оценке аудиторского риска, определение уровня существенности и разработка плана и программы аудита.

Второй этап проведения налогового аудита называется «Оценка фактов относительно критериев». Сущность второго этапа заключается в выявлении признаков искажений с помощью аудиторских процедур, сборе аудиторских доказательств, оценке существенности выявленных искажений, формировании предварительных выводов.

Третий этап заключается в завершении аудиторской проверки и формирования аудитором информации для руководства и проверяемой организации. Это проводится на основании обзора аудиторских доказательств, формировании и оценке конечных данных, обобщении результатов аудиторской проверки, составлении аудиторского заключения.

Налоговый аудит является необязательной процедурой, его проводят по инициативе аудируемого лица в объеме и сроке установленными в договоре между заказчиком и аудиторской организацией. Налоговый аудит пользуется спросом у крупных и средних организаций, которые осуществляют несколько видов деятельности и имеют большие обороты. С целью повышения качества налогового аудита возникает необходимость дальнейшего развития его методов. Поэтому необходимо развивать и совершенствовать теоретические и методологические подходы формирования системы налогового аудита, т.к. налоги являются важной формой экономических отношений государства с субъектами хозяйствования и составляют 90% всех поступлений в бюджет государства.

Компания при первичной регистрации, а также в начале каждого года имеет право выбрать систему налогообложения. При этом важно учесть все условия ее применения, чтобы максимально оптимизировать налоговую нагрузку.

Рассмотрим, какие режимы налогообложения может применять ООО и сколько при этом нужно будет платить взносов в бюджет.

Системы налогообложения для организаций в 2021 году

ООО вправе применять такие налоговые режимы:

  • общая система налогообложения (ОСНО);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Относительно последнего режима есть существенное ограничение – компания должна заниматься производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Поэтому самые распространенные налоговые системы среди ООО – это УСН и ОСНО.

Что нужно учитывать при выборе режима налогообложения?

И впервые зарегистрированные, и уже работающие компании при выборе должны учитывать такие параметры:

  1. Вид деятельности. В налоговом кодексе указаны сферы предпринимательства, которые могут использовать спецрежимы УСН и ЕСХН, остальным можно работать только на ОСНО.
  2. Размер доходов и количество сотрудников. При превышении установленных лимитов компания автоматически переходит на ОСНО.
  3. Специфика бизнеса. В течение года, когда предприятие будет применять одну из систем налогообложения, могут поменяться условия ведения бизнеса, появиться филиалы или произойдет смена сферы деятельности. Поэтому нужно выбирать режим налогообложения с учетом планов на будущее.

Также нужно оценить, будет ли возможность вести тот или иной вид учета на определенном режиме налогообложения.

Общая система налогообложения

Это базовый вариант налогообложения, который устанавливается автоматически при регистрации или превышении лимитов по спецрежиму. ООО на ОСНО обязаны уплачивать такие налоги:

  1. Налог на прибыль. Он рассчитывается из разницы между полученными доходами и понесенными расходами. Базовая ставка — 20%, в некоторых регионах по решению местных властей она может быть снижена. Существование расходов обязательно следует подтвердить документально, к тому же траты должны быть обоснованными и понятными для ФНС. Если ООО получает доход менее чем 15 млн. рублей за квартал, то налог на прибыль следует оплачивать ежеквартально, если размер дохода больше, то ежемесячно.
  2. Имущественный налог. Оплачивается за использование своей недвижимости в предпринимательской деятельности, ставка не фиксированная, в разных регионах устанавливается свое значение. Обычно это 2,2% стоимости имущества. Оплата налога следует по окончании каждого квартала.
  3. НДС. Налогом облагается стоимость товаров или услуг по ставке 20%. Если у компании есть право на применение льготы, то ставка может снижаться до 10% или вовсе быть нулевой. Компания может не применять этот налог, если ее доход за квартал не больше 2 млн рублей. Уплата НДС осуществляется каждый месяц.

У предприятий на ОСНО есть обязательства по отчетности:

  • декларация по налогу на имущество организаций – в конце года;
  • бухгалтерская отчетность – ежегодно;
  • декларация по НДС – в конце каждого квартала;
  • декларация по налогу на прибыль – в конце каждого квартала.

Важно своевременно рассчитывать и оплачивать все налоги, а также сдавать отчетность – штрафы за это могут достигать 30% от суммы взносов.

Достоинства и недостатки ОСНО

К преимуществам общей системы можно отнести:

  • отсутствие любых ограничений по размеру прибыли, числу работников и площади арендуемых помещений;
  • много видов расходов, которые принимаются к вычету;
  • возможность применять НДС и сотрудничать с плательщиками этого налога, часто это большие компании с крупными заказами;
  • отсутствие минимальной суммы налога, если компания работала «в ноль» или даже в убыток себе, то и платить в бюджет не нужно.

Недостатки ОСНО:

  • повышенное внимание к деятельности организации со стороны ФНС;
  • большое количество отчетов;
  • сложность расчета налогов, ведения бухгалтерского учета;
  • высокая налоговая нагрузка.

Несмотря на сложности бухгалтерского учета и большое количество налогов ОСНО позволяет бизнесу набрать хорошие обороты уже со старта – можно нанимать много сотрудников, заниматься любой деятельностью, реализовывать свой товар оптом, импортировать продукцию и т. д.

Упрощенная система налогообложения

Этот налоговый режим создан специально для того, чтобы малый и средний бизнес развивались как можно быстрее. Субъекты на УСН обязаны:

  • платить подоходный налог – ежеквартально авансовыми взносами;
  • оплачивать имущественный налог, если у предприятия есть недвижимость;
  • сдавать облегченный вариант отчетности – декларацию о доходах один раз в год;
  • вести книгу учета доходов и расходов.

Компании на УСН должны применять НДС при расчетах с государственными предприятиями или при импорте продукции.

Для того чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения (или удержаться на ней в течение года), компания должна соответствовать таким требованиям:

  • основной вид деятельности разрешен для применения УСН;
  • количество сотрудников до 130 человек;
  • у ООО нет филиалов, отдельных представительств и прочих организационных единиц вне основного предприятия;
  • стоимость основных средств до 150 млн рублей;
  • доход за год не больше 206,4 млн рублей;
  • другие ООО участвуют в уставном капитале не более чем на 25%.

УСН не применяется при таких видах деятельности:

  • адвокаты, нотариусы;
  • проведение азартных игр;
  • МФО и ломбарды;
  • добыча и продажа полезных ископаемых;
  • изготовление акцизных товаров (кроме вина);

Виды УСН

Упрощенная система может быть двух видов:

  1. «Доходы» – ставка налогообложения 6%, если доход предприятия до 154,8 млн рублей и количество работников до 100 человек. Ставка налогообложения 8%, если доход больше 154,8 млн рублей и 101-130 сотрудников.
  2. «Доходы минус расходы» – ставка налогообложения 15%, если доход предприятия до 154,8 млн рублей и среднесписочная численность сотрудников 100 человек. Ставка налогообложения 20%, если доход 154,8-206,4 млн рублей и 101-130 работников.

Во втором случае все расходы необходимо будет подтверждать документально – чеками, накладными, актами выполненных работ, др. В течение года менять тип УСН нельзя – переход возможен только по заявлению, поданному в ФНС до конца декабря текущего года.

Достоинства и недостатки УСН

К достоинствам «упрощенки» относятся:

  • невысокая заинтересованность работой предприятия со стороны налоговиков;
  • простота учета и минимальная отчетность;
  • возможность уменьшать налогооблагаемую базу за счет расходов в УСН «Доходы минус расходы».

Недостатки УСН – это:

  • необходимость оплаты единого налога независимо от того, была деятельность компании прибыльной или нет;
  • ограниченный список расходов, которые можно принять к вычету в УСН «Доходы минус расходы».

Упрощенная система налогообложения имеет ряд требований к субъектам, которые могут ее применять. Однако большинство компаний малого и среднего бизнеса полностью соответствуют всем условиям УСН, поэтому главный вопрос – как выбрать между УСН «Доходы» и УСН «Доходы минус расходы». Чтобы определиться, необходимо хотя бы примерно подсчитать долю расходов относительно доходов – если она составляет 60% и меньше, то лучше выбирать вариант с 6% ставкой, если больше, то ставку 15%.

Единый сельскохозяйственный налог

Этот спецрежим очень выгоден для применения – ставка налога 6%, а в некоторых случаях может быть даже до 0%. Однако применять ЕСХН могут только компании, занимающиеся животноводством, растениеводством, выращиванием рыбы и моллюсков, сельским хозяйством, а также предприятия, оказывающие услуги производителям сельскохозяйственной продукции. Доля дохода от таких видов деятельности должна быть не менее 70%.

Еще одно преимущество спецрежима – можно применять НДС 20% или 10%, либо совсем отказаться от его уплаты, если размер доходов компании до 70 млн рублей в год.

При ЕСХН необходимо вносить в бюджет авансовые платежи два раза в год, декларация о доходах подается ежегодно, отчет по НДС (если применяется) – каждый квартал. Подать заявление на переход на этот спецрежим можно до конца текущего года или после первичной регистрации предприятия.

Достоинства и недостатки ЕСХН

Преимущества данного вида налогообложения:

  • упрощенная отчетность и оплата налога раз в полгода;
  • самая низкая налоговая нагрузка.

  • ограниченный перечень предприятий, которые смогут использовать этот режим;
  • необходимо вести учет доходов и расходов.

Эта система налогообложения призвана поддержать производителей в отрасли сельского хозяйства и компании, связанные с этой сферой. Поэтому если предприятие подходит под условия ЕСХН, то стоит использовать именно его.

Итоги

Сельхозпроизводители могут работать на УСН и ЕСХН, однако если доход от основной деятельности 70% и выше, то применение ЕСХН более выгодно.

УСН удобна тем, что можно выбрать наиболее удобный вариант режима. К тому же, список видов деятельности, подпадающих под условия системы налогообложения, очень большой – практически каждая компания может применять УСН.

Если предприятие планирует расширяться, держать высокую планку по размеру доходов и числу персонала, то стоит применять ОСНО. К тому же, это самый удобный режим для сотрудничества с плательщиками НДС.

Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством. Налоги – обязательные безвоздмездные платежи, взимаемые с организаций или физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоговая система РФ включает разнообразные виды налогов и сборов, которые могут быть классифицированы по различным признакам.

В зависимости от объекта обложения налоги подразделяют:

1. Прямые, устанавливаемые на доход или имущество:

- налоги на доход (налог на прибыль, подоходный налог);

- налоги на собственность (налог на недвижимость).

2. Косвенные, устанавливаемые на товары или услуги через надбавку к цене (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

В зависимости от уровня налоги подразделяют:

- Налог на прибыль;

- Налог на доход от капитала;

- Доходный налог с физических лиц;

- Взносы в государственный внебюджетные фонды;

- Таможенные пошлины и сборы;

- Налог на пользование недрами;

- Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

- Федеральные лицензионные сборы.

- Налог на имущество организации;

- Налог на недвижимость;

- Налог на игорный бизнес;

- Региональные лицензионные сборы.

- Налог на имущество физических лиц;

- Налог на рекламу;

- Налог на наследование или дарение;

- Местные лицензионные сборы.

В зависимости от порядка использования налоги подразделяют:

1. Общие, не закрепленные за конкретным ведомством.

2. Специальные, имеющие строго целевое назначение (единый социальный налог).

В зависимости от источника покрытия налоги подразделяют:

1. Включаемые в собственность (земельный налог, налог на пользование автомобильных дорог и т.д.).

2. Относимые на финансовые результаты (прибыль до налогообложения, налог на имущество организаций, налог на рекламу).

3. За счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.

Налогообложение предприятий регулируется налоговым кодексом РФ, федеральным законом о налогах и сборах, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Основными налогами, уплачиваемыми предприятиями являются:

- налоги на товары и услуги (НДС, акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины);

- налог на прибыль;

- налог на имущество организаций;

- социальные взносы (единый социальный налог).

Одним из важнейших по размеру ставки и объему поступлений в бюджет является налог на добавленную стоимость (НДС). Под добавленной стоимостью понимается разность между стоимостью реализованных товаров и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Это косвенный налог. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене товаров и оплачиваются покупателем при покупке. Предприятия, реализующие товары, лишь перечисляют налоговые суммы государству. Объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются: реализация товаров (работ, услуг), выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Плательщиками налога являются организации и индивидуальные предприниматели.

Также косвенными налогами являются акцизы и налоги с продаж. Акцизами облагаются товары со значительной разницей между ценой реализации и себестоимостью (вино водочные изделия, этиловый спирт, табачные изделия, легковые автомобили и т.д.). Налог с продаж – косвенный налог (ставка не более 5%), порядок и сроки уплаты которого устанавливаются законами субъектов РФ. Объектом налогообложения является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет (кроме хлебобулочных изделий, молока и молочных продуктов, лекарств и др.).

Основное влияние на формирование финансовых ресурсов предприятия и их использование оказывает налог на прибыль. Объектом налогообложения является валовая прибыль, представляющая собой сумму:

1. прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

2. прибыли от прочей реализации (основных фондов, включая земельные участки, иного имущества);

3. доходов от вне реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации (без НДС, акцизов, налога с продаж) и затратами на производство и реализацию продукции.

В целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на сумму доходов, облагаемых налогом по иным ставкам. Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством.

Важное место в системе налогообложения предприятий занимает налог на имущество организаций, который относится к региональным налогам. Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия. Основные средства и нематериальные активы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Максимальная ставка – 2%. Налог относится на финансовые результаты деятельности предприятия.

Предприятия являются также плательщиками единого социального налога, зачисляемого в государственные внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования РФ. Средства данных фондов предназначены для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Объектом налогообложения являются любые выплаты работодателей в пользу своих наемных работников. Зачисление социального налога носит строго целевой характер, и каждый фонд получает определенную часть налога в соответствии с предусмотренной налоговой ставкой.

Читайте также: