Налогообложение грантов физических лиц

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 июля 2018 г. N 03-04-06/49533 О налогообложении НДФЛ доходов получателей грантов и начислении страховых взносов на выплаты, производимые в пользу физических лиц за счет средств гранта

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо ФГБУ по вопросам обложения налогом на доходы физических лиц доходов получателей грантов и начисления страховых взносов на выплаты, производимые в пользу физических лиц за счет средств гранта, и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.

Из запроса следует, что между грантодателем - Российским научным фондом, грантополучателями - физическим лицами и организацией - ФГБУ заключен трехсторонний договор. По условиям трехстороннего договора грантодатель предоставляет через организацию в распоряжение руководителя научного проекта грант. По поручению руководителя научного проекта организация выплачивает вознаграждение за работу членам научного коллектива. С руководителем научного проекта заключен трудовой договор, с членами научного коллектива заключены гражданско-правовые договоры, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

1. Налог на доходы физических лиц

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Статьей 217 Кодекса установлен перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц.

Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Российский научный фонд включен в Перечень российских организаций, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 602, гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные налогоплательщикам для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Таким образом, доходы физических лиц - грантополучателей в виде гранта (его части), предоставленного на проведение научных исследований в соответствии с договором, заключенным с Российским научным фондом, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 6 статьи 217 Кодекса.

Доходы физических лиц, не являющихся грантополучателями, подлежат налогообложению в установленном порядке.

2. Страховые взносы

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Учитывая, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, то у организации, производящей данные выплаты, возникает обязанность по начислению и уплате страховых взносов с указанных выплат.

Таким образом, если организация производит выплаты физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях или заключили с ней гражданско-правовые договоры, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, то суммы таких выплат (за исключением сумм, поименованных в статье 422 Кодекса) подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника их финансирования, в том числе за счет средств гранта.

В случае, если выплаты за счет средств гранта производятся грантодателем непосредственно в пользу грантополучателя - физического лица вне рамок трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг, то такие выплаты объектом обложения страховыми взносами не признаются.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Р.А. Саакян

Обзор документа

Между грантодателем - Российским научным фондом, грантополучателями - физлицами и организацией - ФГБУ заключен трехсторонний договор. Грантодатель предоставляет через организацию в распоряжение руководителя научного проекта грант. По поручению руководителя проекта организация выплачивает вознаграждение за работу членам научного коллектива. С руководителем научного проекта заключен трудовой договор, с членами научного коллектива - гражданско-правовые договоры.

Сообщается, что гранты (их части), полученные физлицами-грантополучателями, освобождаются от НДФЛ.

Доходы физлиц, не являющихся грантополучателями, облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке.

Если выплаты за счет средств гранта производятся грантодателем непосредственно в пользу грантополучателя-физлица вне рамок трудовых или гражданско-правовых договоров, то такие выплаты страховыми взносами не облагаются.

"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 11

Что такое гранты? В каких случаях суммы полученных грантов не включаются в облагаемую базу по НДФЛ? Какие разъяснения дают по этому вопросу специалисты финансового и налогового ведомств?

Статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" гранты определены как денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Гранты учреждаются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований и выделяются на конкурсной основе организациям для проведения различных программ, мероприятий, исследований. Порядок и условия их выделения утверждаются соответствующими нормативными актами. В частности, порядок и условия выделения, а также выплаты грантов для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук, учрежденных Указом Президента РФ N 146 , определены Положением N 260 , для грантов, утвержденных Указом Президента РФ N 1010 , - Постановлением Правительства РФ N 1061 . Гранты, учрежденные на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, выделяются в соответствии с разработанными ими положениями.

Указ Президента РФ от 09.02.2009 N 146 "О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук".
Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 N 260 "О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации".
Указ Президента РФ от 01.07.1996 N 1010 "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ от 09.09.1996 N 1061 "О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства".

В зависимости от условий конкурса в нем могут принимать участие зарегистрированные общественные, муниципальные и государственные организации, творческие коллективы, а также физические лица. Для принятия участия в конкурсе заполняется форма заявки на грант. Заявки принимаются в течение времени, определенного условиями конкурса конкретного фонда. Далее проекты рассматриваются экспертным советом и утверждаются правлением программы.

Перечисление финансовых средств победителю конкурса осуществляется на основании договора, который заключается между грантодающей организацией и заявителем. В договоре описывается ответственность сторон, указываются сроки выполнения работ, представления отчетности, график перечисления средств. По окончании срока реализации проекта грантополучатель должен представить грантодателю отчет об использовании гранта, включающий в себя содержательную, а также финансовую части.

В случае получения гранта физическим лицом возникает вопрос: надо ли облагать полученную сумму НДФЛ?

Напомним, что при определении налоговой базы по НДФЛ следует учитывать все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Об этом говорится в п. 1 ст. 210 НК РФ.

При этом в ст. 217 НК РФ приведен перечень доходов, которые не подлежат налогообложению. В частности, согласно п. 6 данной статьи освобождены от налогообложения суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ. Отметим, что в такой редакции (Федерального закона от 23.03.2007 N 38-ФЗ) п. 6 ст. 217 НК РФ действует с 1 января 2008 г.

Перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485. В настоящее время данный Перечень действует в редакции Постановлений Правительства РФ от 24.03.2009 N 252, от 02.08.2010 N 585 и в него включены:

  1. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
  2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию;
  3. Комиссия Европейских сообществ;
  4. Совет государств Балтийского моря;
  5. Совет Министров Северных стран;
  6. Международное агентство по атомной энергии;
  7. Организация Черноморского экономического сотрудничества;
  8. Программа ООН по окружающей среде;
  9. Программа развития ООН;
  10. Детский фонд ООН;
  11. Фонд "Евримаж" при Совете Европы;
  12. Объединенный институт ядерных исследований;
  13. Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств.

Что касается Перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению (далее - Перечень российских организаций), то он утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602 и содержит следующие организации:

  1. Благотворительный фонд "Благое дело", г. Нижний Новгород;
  2. Благотворительный фонд "Милосердие", г. Москва;
  3. Благотворительный фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана, г. Москва;
  4. Государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий", г. Москва;
  5. Некоммерческая благотворительная организация "Благотворительный фонд В. Потанина", г. Москва;
  6. Некоммерческий фонд содействия сохранению и развитию культурного, научного, духовного и природного наследия Евразии, г. Москва;
  7. Некоммерческая организация "Российский фонд культуры", г. Москва;
  8. Некоммерческая организация "Благотворительный фонд культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова)", г. Норильск;
  9. Региональный общественный фонд содействия отечественной науке, г. Москва;
  10. Российский гуманитарный научный фонд, г. Москва;
  11. Российский фонд фундаментальных исследований, г. Москва;
  12. Фонд некоммерческих программ Дмитрия Зимина "Династия", г. Москва;
  13. Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд), г. Санкт-Петербург;
  14. Фонд поддержки российского учительства, г. Москва.

Вопрос: Каков порядок обложения НДФЛ сумм в виде грантов, не поименованных в Постановлении Правительства РФ от 15.07.2009 N 602?

В Письме Минфина России от 30.09.2010 N 03-04-05/9-575 чиновники ведомства отметили, что выплаты в виде грантов, не поименованных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 602, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Вопрос: В соответствии с Федеральным законом от 23.03.2007 N 38-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602 суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов, освобождаются от обложения НДФЛ. Может ли быть осуществлен в связи с этим возврат суммы излишне удержанного налоговым агентом (Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ)) налога и с какого момента - со дня вступления в силу вышеназванного Федерального закона (то есть с 01.01.2008) или со дня утверждения Перечня российских организаций Постановлением Правительства РФ N 602 (то есть с 15.07.2009)? Какой финансовый документ необходимо представить налоговой инспекции для возврата излишне уплаченного НДФЛ?

В Письме от 04.05.2010 N 03-04-05/9-249 Минфин отметил, что РФФИ включен в Перечень российских организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные налогоплательщикам для поддержки науки, образования в РФ, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц. Соответственно, средства, выплачиваемые из сумм грантов по распоряжению руководителей проекта научным работникам учреждений Российской академии наук (РАН), принимающим участие в проектах РФФИ, освобождаются от обложения НДФЛ со дня утверждения Перечня российских организаций Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602.

Возврат налогоплательщику суммы излишне удержанного НДФЛ производится исходя из положений ст. ст. 78 и 231 НК РФ. В соответствии со ст. 231 НК РФ суммы налога, излишне удержанные налоговым агентом, могут быть возвращены налоговым агентом налогоплательщику на основании его заявления.

При этом возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы налога может быть произведен налоговому агенту налоговым органом на основании соответствующего заявления налогового агента о возврате (зачете), поданного в налоговый орган.

Вместе с этим в соответствии с положениями ст. 78 НК РФ по завершении налогового периода налогоплательщик вправе самостоятельно обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением о возврате сумм излишне удержанного налога, представив налоговую декларацию за предыдущий налоговый период.

Вопрос об освобождении от обложения НДФЛ в соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ средств на оплату труда, выплачиваемых из сумм грантов по распоряжению руководителей проекта научным работникам учреждений, принимающим участие в проектах РФФИ и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), был рассмотрен в Письме Минфина России от 03.03.2010 N 03-04-06/9-20.

Специалисты финансового ведомства напомнили, что Правилами организации и проведения работ по проектам, поддержанным РФФИ (далее - Правила), утвержденными Решением Совета РФФИ от 12.03.2008, установлен порядок и процедура взаимодействия между РФФИ, организацией, обслуживающей проект, и руководителем проекта в целях выполнения условий Соглашения о поддержке фундаментальных научных исследований по проектам в процессе реализации конкурсных проектов РФФИ.

Пунктом 2.1.3 Правил определено, что средства для проекта выделяются РФФИ в виде гранта и предоставляются исключительно в распоряжение руководителя конкурсного проекта под его личную ответственность и должны расходоваться строго на цели, предусмотренные проектом. При этом руководитель проекта имеет право расходовать средства гранта в соответствии с утвержденной РФФИ сметой расходов и с нормативными документами РФФИ.

Согласно п. 2.5.2 Правил обеспечение выполнения проекта является обязанностью руководителя проекта.

В соответствии с п. 2.7 Правил организация осуществляет финансово-хозяйственное и техническое обслуживание проектов.

Средства, поступающие на лицевой внебюджетный счет бюджетной организации от РФФИ, могут использоваться организацией на цели компенсации организационно-технических расходов по обслуживанию проектов в размере не более 15% из каждой поступающей суммы по согласованию с руководителями проектов.

Из вышеизложенного следует, что получателями грантов являются физические лица в лице руководителя конкурсного проекта и исполнителей проекта.

Следовательно, средства на оплату труда, выплачиваемые из сумм грантов по распоряжению руководителей проекта научным работникам учреждений, принимающим участие в проектах РФФИ и РГНФ, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ при условии, что такие сотрудники признаются получателями грантов, а подобное расходование средств гранта соответствует его целевому назначению.

Аналогичные разъяснения Минфина представлены в Письме от 15.03.2010 N 03-04-06/9-34.

Следует отметить, что в Письме от 20.09.2010 N 03-04-05/9-561 финансисты уточнили: взимание НДФЛ с сумм в виде гранта, полученного руководителем и исполнителями конкурсного проекта РГНФ до утверждения вышеназванного Перечня, является правомерным.

Вопрос: Вправе ли организация (Институт вычислительной математики РАН) произвести возврат НДФЛ, исчисленного и уплаченного с выплат физическим лицам, произведенных за счет гранта?

В Письме УФНС по г. Москве от 19.01.2010 N 20-15/3/003707@ специалисты налогового ведомства указали, что льгота, установленная п. 6 ст. 217 НК РФ, распространяется только на гранты, предоставленные организациями, являющимися грантодателями, непосредственно налогоплательщикам - физическим лицам.

В ситуации, когда грантополучателем является учреждение Российской академии наук - Институт вычислительной математики РАН, действие льготы по НДФЛ, предусмотренной в названном пункте, на суммы грантов, полученных юридическим лицом, не распространяется.

Таким образом, суммы НДФЛ с выплат, производимых физическим лицам из средств гранта, удержанные и уплаченные в бюджет учреждением Российской академии наук - Институтом вычислительной математики РАН (получателем целевых средств в виде гранта от РФФИ), не являются излишне удержанными и возврату не подлежат.

  • 18. Попадают ли средства, выплачиваемые организацией Грантополучателю как «Компенсация трудозатрат» под льготное налогообложение на доходы физических лиц (НДФЛ)?
  • 19. Обязана ли Организация, предоставляющая условия для выполнения проекта, поддержанного Фондом, начислять и перечислять взносы в соответствующие внебюджетные страховые фонды согласно закону РФ №212 ФЗ от 24.07.2009 года (в действующей редакции) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на произведенную выплату «компенсации трудозатрат» участникам гранта. Предусматривает ли «компенсация трудозатрат» (получателей) гранта Фонда, указанная в Перечне допускаемых Российским фондом фундаментальных исследований расходов гранта, выделяемого победителям конкурса инициативных научных проектов (утвержден бюро Совета Фонда 29 января 2014 г.) уплату страховых взносов?
  • 20. Согласно условиям Фонда, Организация принимает на свой счет грант и осуществляет платежи и выдачу наличных денежных средств Грантополучателю в соответствии с Перечнем допускаемых расходов. Исходя из положений Ст.7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», сумма гранта является объектом обложения страховыми взносами. Однако согласно Ст.5 указанного Закона, ни Организация, ни Грантополучатель такими плательщиками не являются. Текст договора не содержит указание на передачу нашей Организации функций по уплате страховых взносов. В этой связи возникает вопрос, правомерны ли действия нашей Организации по уплате соответствующих взносов с сумм гранта?
  • 21. Необходимо ли применять начисления и выплаты страховых взносов во внебюджетные фонды в связи с выплатой «компенсации трудозатрат» получателю гранта, не состоящему в трудовых отношениях с Организацией?
  • 22. Возникает ли у Организации обязанность выплачивать страховые взносы в ПФР, ФФОМС, ФСС при выплате «компенсации трудозатрат» Грантополучателю? Если обязанность по уплате страховых взносов у Организации не возникает, то возникает ли такая обязанность лично у Грантополучателей? Если такая обязанность у Грантополучателя возникает, как она может быть реализована?
  • 23. В Перечне допускаемых Фондом расходов гранта не перечислены расходы по оплате труда членов коллектива для выполнения работ по Проекту и начислению страховых взносов в государственные фонды (ПФР, ФОМС и ФСС). Допускает ли Фонд эти расходы в случае, когда работы по проекту производятся в рамках трудовых отношений между Грантополучателем и Организацией?

В соответствии с действующим законодательством, п.6 Ст.217 НК РФ грант, полученный физическим лицом (физическими лицами), освобождается от обложения налогом на доходы физического лица.

В соответствии с п.1 Ст.5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Ст.7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ устанавливает, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В зафиксированной в документах Фонда схеме отношений Фонда, Организации и получателя гранта [см. ответы на общие вопросы] Организация и получатель гранта в связи с выполнением Проекта не состоят в трудовых отношениях, получатель гранта также не выполняет работ в рамках гражданско-правовых договоров по заказу Организации. В отношениях между получателем гранта и Организацией «заказчиком» является получатель гранта. Выплаты, которые производит Организация получателю гранта – это «возврат» принадлежащих ему денежных средств.

В силу приведенных выше законодательных норм обязательств по начислению и уплате страховых вносов в отношениях Организации и получателя гранта нет ни у одной из сторон.

В отношениях Фонда и получателя гранта, если и существуют обязательства по начислению и уплате страховых взносов, то они могут существовать у Фонда, как у организации производящей выплаты в пользу физического лица, но не у получателя гранта. По мнению юристов, и у Фонда есть законные основания для того, чтобы не начислять и не уплачивать страховых взносов. В связи с этим Фонд не передавал «функции по уплате страховых взносов» Организациям.

Полагаем, что выплаты страховых взносов, если они осуществляются Организацией в рамках отношений, оформленных документами Фонда, не могут быть признаны обоснованными.

Если Организация по каким-то основаниям производит выплаты из денежных средств получателя гранта в рамках трудовых отношений (зарплата, премия) или по гражданско-правовым договорам, в которых Организация выступает в качестве заказчика работ, страховые взносы на эти выплаты должны начисляться и выплачиваться.

Автор: Зобова Е., эксперт журнала

Вопрос

Что понимается под грантами для целей исчисления налога на прибыль?

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.

В целях применения гл. 25 НК РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в областях образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а в случае предоставления грантов Президента РФ – на осуществление деятельности (программ, проектов), определенной актами Президента РФ;

гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Вопрос

Иностранные и международные организации и объединения могут предоставлять гранты российским организациям на осуществление конкретных программ (например, в области образования). Может ли грантополучатель не учитывать суммы данных грантов для целей исчисления налога на прибыль?

Гранты предоставляются организациям на безвозмездной и безвозвратной основах, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями, на осуществление конкретных программ, в том числе в области образования. Но не все полученные гранты не облагаются налогом на прибыль. Этот вопрос решается в зависимости от того, кто предоставляет грант.

Не подлежат обложению налогом на прибыль гранты, полученные от иностранных и международных организаций, которые входят в перечень таких организаций, утверждаемый Правительством РФ (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Данный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 № 485[1]. В перечень входит всего 13 организаций, фондов и объединений.

В случае если иностранная организация, предоставившая налогоплательщику денежные средства на безвозмездной и безвозвратной основах, не входит в указанный перечень организаций, полученные средства не признаются для целей налогообложения прибыли грантами и согласно п. 8 ст. 250 НК РФ подлежат учету коммерческими организациями в составе внереализационных доходов (Письмо Минфина России от 15.12.2011 № 03-03-06/4/147).

Вопрос

Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602[2] утвержден перечень российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению. Должна ли российская некоммерческая организация входить в данный перечень, чтобы предоставленные ею гранты не учитывались для целей исчисления налога на прибыль грантополучателем (при выполнении прочих условий)?

Из положений пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ следует, что гранты, полученные от иностранных и международных организаций и объединений на осуществление конкретных программ в областях, указанных в данном подпункте, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль получателей грантов при условии включения организаций-грантодателей в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 № 485. При получении грантов на осуществление конкретных программ в областях, указанных в данном подпункте, от российских некоммерческих организаций такого условия не предусмотрено.

В соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ Правительство РФ Постановлением от 15.07.2009 № 602 утвердило перечень российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в РФ, не подлежат налогообложению. Данная норма применяется только в отношении грантов, предоставленных грантодателями налогоплательщикам – физическим лицам, и не применяется для целей налогообложения прибыли.

Соответственно, гранты, полученные от российских некоммерческих организаций на осуществление конкретных программ в областях, указанных в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль организаций – получателей грантов вне зависимости от включения российской некоммерческой организации в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 602 (Письмо Минфина России от 19.03.2010 № 03-03-06/4/23).

Вопрос

Какие условия должны быть выполнены при получении грантов, а также средств целевого финансирования на осуществление научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, чтобы полученные средства не надо было учитывать в доходах для целей исчисления налога на прибыль?

При выполнении условий, установленных пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, доходы в виде грантов могут быть отнесены к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении облагаемой базы по налогу на прибыль.

Так, для целей расчета налога на прибыль организаций грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций на осуществление конкретных программ в областях образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;

гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

При этом на налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Из приведенных норм следует, что для признания в целях расчета налога на прибыль полученных средств грантами необходимо соблюдение вышеперечисленных условий, в частности:

  • средства должны быть получены на осуществление конкретных программ в перечисленных областях только от российских физических лиц, некоммерческих организаций, а также от иностранных и международных организаций, в случае если такие организации включены в перечень организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 № 485;
  • данные средства должны быть получены на безвозмездной и безвозвратной основах.

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 13.01.2020 № 03-03-06/1/554, от 14.04.2020 № 03-03-07/29697.

Вопрос

После окончания выполнения научных исследований за счет грантов, предоставленных организации российскими организациями – грантодателями, специальное оборудование, предназначенное для выполнения научных исследований, приобретенное организацией за счет средств грантов, остается в организации, грантодателю не передается и используется для осуществления организацией уставной деятельности. Возникает ли в данном случае у организации – получателя гранта доход в виде стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта?

При определении объекта обложения налогом на прибыль налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Пунктом 8 ст. 250 НК РФ установлено, что к внереализационным доходам налогоплательщика относятся доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

В статье 251 НК РФ предусмотрен перечень доходов, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль. Данный перечень доходов является закрытым. Согласно положениям пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде грантов отнесены к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении базы по налогу на прибыль, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования.

При этом одним из условий для отнесения полученных грантов к средствам целевого финансирования является их предоставление на безвозмездной и безвозвратной основах.

Соответственно, имущество, полученное в виде гранта, а также имущество, приобретенное за счет денежных средств, полученных в виде грантов, на осуществление конкретных программ, перечисленных в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, возврату не подлежит, в том числе в случае, если договор гранта ограничен определенным сроком (Письмо Минфина России от 06.10.2017 № 03-03-06/3/65440).

Соответственно, если условия, при которых полученные денежные средства или иное имущество признаются грантами, соблюдены (в частности, были использованы по целевому назначению), то у налогоплательщика не возникает дохода в виде стоимости имущества, оставшегося после окончания действия договора гранта.

Вопрос

Должна ли организация учитывать для целей налогообложения прибыли грант, выделенный некоммерческой организацией (фондом) на осуществление конкретных программ в области науки, предназначенный физическому лицу (сотруднику организации), если денежные средства поступили на счет данной организации?

При определении объекта обложения налогом на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении базы по налогу на прибыль, установлены ст. 251 НК РФ. Данный перечень доходов является закрытым.

Согласно положениям пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к таким доходам отнесены доходы в виде полученных грантов.

Из приведенных норм следует, что если получателем гранта, выделенного некоммерческой организацией (фондом) на осуществление конкретных программ в области науки, является физическое лицо, то денежные средства в виде гранта, перечисленные на счет организации для указанного физического лица, не могут рассматриваться в качестве налогооблагаемого дохода организации (письма Минфина России от 12.12.2016 № 03-03-06/1/73834, от 08.12.2015 № 03-03-06/4/71724).

Отметим, если организация удерживает из средств гранта денежные средства в связи с оказанием услуг грантополучателям – физическим лицам по предоставлению им условий для выполнения научных, научно-технических проектов, то данные средства на основании ст. 249 НК РФ следует рассматривать у организации в качестве выручки от реализации услуг в общем порядке.

Вопрос

Организация получила грант, но раздельный учет доходов и расходов по этому гранту не вела. Обязательно ли в этом случае учитывать средства гранта в доходах для целей исчисления налога на прибыль?

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ средства целевого финансирования не учитываются для целей расчета налога на прибыль при выполнении всех условий, установленных указанной нормой. Одним из таких условий является обязательное ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. Если раздельный учет отсутствует, то налогоплательщик, получивший средства целевого финансирования, в том числе гранты, должен учесть их в доходах для целей исчисления налога на прибыль с даты их получения.

Вопрос

В каком разделе декларации по налогу на прибыль нужно отражать полученные гранты?

Данные о полученных грантах отражаются в декларации по налогу на прибыль[3] – в листе 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования», который включается в состав декларации согласно п. 14 ст. 250 НК РФ.

Организация выбирает соответствующие видам полученного имущества наименования и коды из приложения 3 к порядку заполнения декларации и переносит в графу 1 отчета: для грантов установлен код 010.

В отчет переносятся данные предыдущего налогового периода по полученным, но не использованным грантам, срок использования которых не истек, а также по тем, по которым не имеется срока использования. Далее в отчете приводятся данные о грантах, полученных в налоговом периоде, за который составляется отчет.

Отчет включается в состав налоговой декларации за налоговый период – календарный год. Такое требование установлено п. 14 ст. 250 НК РФ: налогоплательщики, получившие целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации.

Вопрос

Организация, получившая грант в рамках целевого финансирования, использовала часть средств не по назначению. В какой момент нужно учесть в доходах указанную сумму денежных средств?

Согласно п. 14 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.

Соответственно, средства гранта, использованные не по назначению, нужно учесть в качестве внереализационных доходов.

Если организация применяет метод начисления, то датой получения внереализационного дохода в данном случае является дата, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись. Такое правило применяется для доходов в виде имущества (в том числе денежных средств), названных в п. 14 и 15 ст. 250 НК РФ, в том числе грантов (пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Если организация применяет кассовый метод, то по общему правилу датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также день погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом (кассовый метод). Отдельного порядка для признания внереализационных доходов НК РФ не установлено. Соответственно, логично предположить, что при нецелевом использовании средств гранта доход признается на дату использования данных средств с нарушением условий, на которых он предоставлен. Это объясняется тем, что оснований считать указанные средства облагаемым доходом на дату получения гранта нет.

[1] «О перечне Международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов».

[2] «Об утверждении перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению».

[3] Утверждена Приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.

  • налогообложение
  • субсидии государства


Начинающие предприниматели, выигравшие конкурс на получение субсидии по программе государственной поддержки в виде грантов малому бизнесу, часто сталкиваются с вопросом налогообложения полученных денежных средств. Вопросы возникают потому, что начинающего предпринимателя вводит в заблуждение сама формулировка, указываемая в договоре, предоставления субсидии. Там указывается, что это грант, и что он используется строго по целевому назначению, т.е. на возмещение затрат на приобретение основных средств. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, а в частности со статьей 251, не учитываются в составе доходов полученные гранты, как средства целевого финансирования. Исходя из этого, начинающие предприниматели решают, что полученные средства не нужно включать в налогооблагаемую базу. Как раз в этом и заключается заблуждение.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового Кодекса РФ к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.
Вот это «в том числе в виде полученных грантов» и толкает предпринимателя на то, чтобы считать эти полученные средства как необлагаемые налогом, ведь деньги же получены от государства, зачем их облагать налогами.

Однако следует разъяснить, что же такое есть грант, который может не облагаться налогами. В целях гл. 25 Налогового Кодекса РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество, предоставляемое на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления – СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.

Соответственно ни о каких субсидиях на поддержку малого бизнеса Налоговый Кодекс РФ указаний не дает, и поэтому средства получаемые предпринимателями по программам поддержки малого бизнеса облагаются налогами по полной программе, в соответствии с системой налогообложения, принятой начинающим предпринимателем. Предприниматель, получивший субсидию по программе поддержки развития малого бизнеса, обязан включить полученные средства во внереализационные доходы и уплатить с этих сумм налоги в соответствии со своей системой налогообложения. Это такая же ситуация как и с субсидиями по программе самозанятости населения.
Эта ситуация также подтверждается и официальным разъяснением Министерства Финансов РФ в письме от 12 мая 2011 г. N 03-11-11/120.

Сумма субсидии довольно приличная, и значит, сумма налога тоже может получиться не маленькая. Если предприниматель находится на обычной системе налогообложения, то и сумма налога на прибыль с 300 000 рублей получится 60 000 рублей, а ведь это живые деньги.
И помните, бесплатно в нашем государстве ничего не бывает, чуть-чуть бесплатно бывает, а чтобы полностью – никогда.

Читайте также: