Налогообложение дачного потребительского кооператива

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Дачный потребительский кооператив (ДПК) создан до 01.01.2019. Члены ДПК - три физических лица, которые имеют в собственности около 100 земельных участков и создали ДПК с целью строительства и последующей эксплуатации объектов инфраструктуры. Предполагается, что члены ДПК за свой счет и своими силами создадут объекты имущества (например, построят забор, ограждающий территорию) выполнят работы по асфальтированию дороги и передадут эти объекты кооперативу в качестве имущественных взносов). Объекты предназначены для общего пользования членами кооператива.
Члены ДПК постепенно продают принадлежащие им земельные участки. Покупатели земельных участков при покупке оплачивают целевой взнос в ДПК на строительство объектов инженерной инфраструктуры, после окончания строительства всех объектов они будут приняты в члены ДПК, целевой взнос будет зачтен в счет паевого. На эти средства строятся объекты инфраструктуры ДПК.
Кроме того, члены ДПК осуществляют вложения собственных средств в объекты инфраструктуры ДПК напрямую, без перечисления средств в ДПК. Такие объекты предполагается поставить на баланс ДПК следующим образом: в подтверждение стоимости имущества сделать отчет о рыночной стоимости имущества и передать на баланс ДПК в качестве имущественного взноса члена ДПК (внесение имущественных взносов допускается уставом). Возможна ли передача указанного имущества в качестве взноса?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Передача указанного в вопросе имущества должна квалифицироваться не как внесение взноса, а как дарение.

Обоснование позиции:
Прежде всего отметим, что с даты вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), а именно с 01.01.2019, из пп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ исключено упоминание о дачных потребительских кооперативах как о разновидности потребительских кооперативов. Одновременно внесены изменения в пп. 4 того же пункта, новая редакция которого устанавливает, что к товариществам собственников недвижимости (ТСН) как одной из правовых форм некоммерческих организаций относятся, в частности, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества. Также с 01.01.2019 утратил силу Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", который предусматривал возможность создания дачных потребительских кооперативов (смотрите п. 1 ст. 53 Закона N 217-ФЗ).
В соответствии с ч. 7 ст. 54 Закона N 217-ФЗ для целей применения в этом федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, как "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", являются садовыми земельными участками.
Частями 1, 3 ст. 4 Закона N 217-ФЗ предусмотрено, что собственники садовых земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать садоводческие некоммерческие товарищества (далее также - СНТ), являющиеся разновидностью ТСН.
Статья 54 Закона N 217-ФЗ устанавливает переходные положения. Согласно ч. 1 этой статьи реорганизация некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ, не требуется, за исключением случаев, установленных этой статьей. В силу ч. 5 ст. 54 Закона N 217-ФЗ учредительные документы, а также наименования организаций, указанных в ч. 1 той же статьи, подлежат приведению в соответствие со ст.ст. 1-28 Закона N 217-ФЗ при первом изменении учредительных документов. Учредительные документы указанных организаций до приведения их в соответствие со ст.ст. 1-28 Закона N 217-ФЗ действуют в части, не противоречащей этому федеральному закону.
Как следует из этих норм, в тех случаях, когда ст. 54 Закона N 217-ФЗ не предусмотрена необходимость реорганизации юридического лица, созданного до 01.01.2019 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, реорганизовывать такое юридическое лицо не требуется, при этом до приведения его наименования и учредительных документов в соответствие с Законом N 217-ФЗ учредительные документы действуют только в части, не противоречащей Закону N 217-ФЗ.
Статья 54 Закона N 217-ФЗ указывает на необходимость реорганизации в форме преобразования в ТСН только садоводческих или огороднических кооперативов (в качестве альтернативы они могут привести свои уставы в соответствие с законодательством о сельскохозяйственной кооперации, если такие кооперативы осуществляют соответствующую деятельность) (ч. 4 этой статьи). О реорганизации дачных потребительских кооперативов (ДПК) в ст. 54 Закона N 217-ФЗ не упоминается.
Намерения законодателя относительно правовой судьбы ДПК, созданных до 01.01.2019, исходя из положений ст. 54 Закона N 217-ФЗ, не вполне ясны. По всей видимости, поскольку требования об их реорганизации эта статья не содержит, к ДПК с 01.01.2019 должны применяться правила Закона N 217-ФЗ о СНТ, и при первом приведении уставов ДПК в соответствие с Законом N 217-ФЗ в уставы должны быть внесены соответствующие изменения. Хотя потребительские кооперативы и ТСН являются различными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций (п. 3 ст. 50 ГК РФ), а о применении правил об СНТ к ДПК ст. 54 Закона N 217-ФЗ прямо не упоминает (в отличие от садоводческих и дачных некоммерческих партнерств - смотрите ч. 2 этой статьи). Полагаем, отсутствие в Законе N 217-ФЗ указания на необходимость преобразования ДПК в ТСН связано с тем, что с 1 января 2019 года гражданским законодательством более не предусмотрена такая разновидность потребительского кооператива, как ДПК (то есть с указанной даты такой кооператив не может существовать), тогда как садоводческие или огороднические кооперативы в зависимости от конкретных обстоятельств принципиально могут быть отнесены как к сельскохозяйственным кооперативам, так и к ТСН.
Специалисты Минэкономразвития России также придерживаются мнения, что для дачных потребительских кооперативов в связи со вступлением в силу Закона N 217-ФЗ реорганизации не требуется, а учредительные документы таких организаций действуют только в части, не противоречащей Закону N 217-ФЗ*(1).
Закон допускает наличие у СНТ на праве собственности имущества общего пользования, расположенного в границах территории садоводства (ч. 3 ст. 24 Закона N 217-ФЗ).
Вместе с тем п. 7 ст. 3 Закона N 217-ФЗ определяет взносы как денежные средства, вносимые гражданами, обладающими правом участия в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе (далее также - товарищество), в соответствии с Законом N 217-ФЗ на расчетный счет товарищества на цели и в порядке, которые определены Законом N 217-ФЗ и уставом товарищества.
Взносы членов товарищества могут быть членскими или целевыми, причем они вносятся на расчетный счет товарищества, иными словами, такие взносы могут быть внесены только в денежной форме (ч.ч. 1, 3, 6 ст. 14 Закона N 217-ФЗ).
Возможности внесения членами товарищества каких-либо иных взносов, в том числе паевых, а также возможности внесения взносов в неденежной форме Закон N 217-ФЗ не предусматривает.
Поэтому, если в рассматриваемом случае члены кооператива передадут ДПК имущество (забор) и результат работ в виде замощения земельного участка (дороги) в качестве имущественного взноса, существует вероятность того, что такая передача будет квалифицирована не как внесение паевых или имущественных взносов, а как дарение (ст. 572 ГК РФ), несмотря на то что устав позволяет вносить взносы в такой форме (еще раз подчеркнем, что по смыслу ст. 54 Закона N 217-ФЗ учредительные документы ДПК с 1 января 2019 года действуют только в части, не противоречащей указанному закону).
Дарение гражданами имущества некоммерческой организации, а также безвозмездное выполнение работ в пользу такой организации закон не запрещает (ст. 575 ГК РФ). Поэтому при указанных обстоятельствах оснований для признания сделки дарения недействительной мы не видим.
Однако правоприменительной практики, в которой анализировалась бы подобная ситуация, мы не обнаружили. Вывод о том, что передача имущества в этом случае может быть охарактеризована как дарение, а не как внесение имущественных взносов, является нашим экспертным мнением. Вполне возможно, что в спорной ситуации суд придет к иным выводам по этому вопросу (смотрите в связи с этим также ч. 3 ст. 25 Закона N 217-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите п. 1 Информации Минэкономразвития России от 01.04.2019 "Ведение гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в некоммерческих организациях

В. ВОРОБЬЕВА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

В налоговые органы поступает множество обращений граждан - членов садоводческих некоммерческих товариществ с просьбой разъяснить некоторые назревшие вопросы налогообложения. В частности, в них говорится о сложностях составления налоговой отчетности, поскольку такие товарищества, как правило, не имеют в штате квалифицированных бухгалтерских кадров и имущества на балансе, не занимаются предпринимательской деятельностью и соответственно не имеют никаких доходов. Отмечается, что представление деклараций в налоговые органы требует дополнительных расходов. Поступает много писем с просьбой разъяснить причины отмены с 1 января 2005 г. льготы по ЕСН с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных товариществ лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций. Высказываются предложения, направленные на снятие социальной напряженности в связи с увеличением в 2005 г. земельного налога ввиду изменения порядка его исчисления на основании кадастровой стоимости земельных участков. А в ряде обращений предлагается полностью освободить садоводческие некоммерческие товарищества от уплаты каких-либо налогов. Кроме того, возникает вопрос, почему в уплату налогов филиалы Сбербанка России не принимают от садоводческих некоммерческих товариществ наличные денежные средства. Публикуемое разъяснение поможет разобраться в этих вопросах.

Правовое положение садоводческих, огороднических и дачных объединений регулируется Федеральным законом от 15.04.98 г. № 66-ФЗ (ред. от 2.11.04 г.) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ), которым предусмотрено несколько возможных форм организаций для коллективного занятия гражданами садоводством и огородничеством. Это садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, потребительские кооперативы либо некоммерческие партнерства. Их отличает главным образом форма собственности на имущество общего пользования, приобретенное тем или иным садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением или созданное им за счет взносов его членов. В некоммерческом товариществе оно является совместной собственностью его членов (кроме средств специального фонда, образованного по решению общего собрания товарищества и являющегося собственностью самого товарищества); в потребительском кооперативе и некоммерческом партнерстве - находится в собственности такого кооператива или некоммерческого партнерства как юридического лица.

Закон № 66-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, устанавливает порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Наиболее распространенной является садоводческое некоммерческое товарищество.

Согласно п. 2 ст. 6 и п. 4 ст. 14 Закона № 66-ФЗ садоводческое некоммерческое товарищество считается созданным с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приходно-расходную смету, печать с полным наименованием. После государственной регистрации земельный участок предоставляется ему первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации, застройки территории данного товарищества и вынесения указанного проекта в натуру членам садоводческого товарищества выделяются земельные участки в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого товарищества с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена.

Земли общего пользования предоставляются садоводческому некоммерческому товариществу как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве.

Также следует иметь в виду, что поддержка садоводов и садоводческих товариществ осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном ст. 35 и 36 Закона № 66-ФЗ.

Обязанность по уплате налогов

Статьей 3 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. При этом законодательство о налогах и сборах не содержит норм, предусматривающих полное освобождение лиц, в том числе и садоводческих объединений, признаваемых налогоплательщиками в установленном законодательством порядке, от уплаты налогов и (или) сборов.

Представление налоговых деклараций

Для налогоплательщиков важно не только внести в бюджет соответствующую сумму налога, но и грамотно составить налоговую декларацию и представить ее в налоговый орган в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом правильно составленная и своевременно представленная декларация является гарантией того, что у организации не будет впоследствии проблем.

В соответствии с п.п. 3, 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Она представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Данная обязанность обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога. Следовательно, отсутствие у организации или физического лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги, объекта налогообложения и (или) суммы налога к уплате не лишает указанных лиц статуса налогоплательщика и соответственно не освобождает их от обязанности представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по соответствующим налогам.

Изложенное подтверждается информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.03 г. № 71.

Таким образом, отсутствие у садоводческих некоммерческих товариществ по итогам конкретного налогового периода объекта налогообложения и (или) суммы налога к уплате не освобождает их от обязанности представления в налоговый орган налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, НДС, ЕСН и др.

Декларация по налогу на прибыль организаций

Согласно ст. 246 НК РФ российские организации признаются плательщиками налога на прибыль. Статьей 11 Кодекса российские организации определены как юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к ним относятся в том числе и некоммерческие организации. При этом глава 25 НК РФ, регулирующая порядок обложения налогом на прибыль организаций, не предусматривает льгот для некоммерческих организаций.

На основании ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которая определяется как разница между полученными доходами от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационными доходами и расходами, связанными с производством и реализацией, и внереализационными расходами.

В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ все налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей. Следовательно, на садоводческие некоммерческие товарищества, которые являются плательщиками налога на прибыль организаций, распространяются положения п. 1 ст. 289 Кодекса.

Вместе с тем п. 2 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, т.е. не имевшие в течение отчетного года доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а осуществляющие деятельность только за счет целевых поступлений, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (года) - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, некоммерческие организации (в том числе садоводческие некоммерческие товарищества), у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль организаций, представляют в налоговые органы декларацию по упрощенной форме только по истечении налогового периода. В состав этой декларации входят:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика»;
  • лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций» (без приложений);
  • лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования».
Декларация составляется по форме, утвержденной приказом Минфина России от 7.02.06 г. № 24н.

Декларация по НДС

Согласно ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками НДС.

Формы налоговой декларации по НДС утверждены приказом Минфина России от 28.12.05 г. № 163н «Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и порядков их заполнения». Периодичность представления в налоговые органы налоговой декларации по НДС зависит от выручки, полученной налогоплательщиком за отчетный месяц.

Согласно п. 6 ст. 174 НК РФ налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

При отсутствии операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения, налогоплательщики представляют налоговую декларацию по НДС в налоговые органы по месту учета за налоговый период, установленный п. 2 ст. 163 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 163 НК РФ для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн руб., налоговый период устанавливается как квартал.

Указанные налогоплательщики представляют в налоговый орган титульный лист, разделы 1.1 и 2.1 декларации. При заполнении строк и граф разделов 1.1 и 2.1 декларации ставятся прочерки.

Таким образом, налоговую декларацию по НДС необходимо ежеквартально представлять в налоговый орган даже в том случае, если в истекшем налоговом периоде у налогоплательщика отсутствовали объекты налогообложения. Изложенное подтверждается решением ВАС РФ от 3.02.04 г. № 16125/03.

Следовательно, указанные разделы формы декларации по НДС представляются налогоплательщиками (в том числе и некоммерческими организациями), не ведущими финансово-хозяйственной деятельности, один раз в квартал (четыре раза в год).

Некоммерческие организации (в том числе садоводческие некоммерческие товарищества), у которых возникают обязательства по уплате налога, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту учета по итогам отчетного (налогового) периода.

О плате за пользование водными объектами

Одним из актуальных является вопрос о том, являются ли садоводческие и огороднические объединения граждан, имеющие на своей территории собственную артезианскую скважину и добывающие на основании лицензии на водопользование подземную пресную воду, плательщиками платы за пользование водными объектами. При этом, как правило, вода используется только в своем хозяйстве.

В этой связи следует отметить, что с 1 января 2005 г. вступила в силу глава 25.2 «Водный налог» НК РФ. В соответствии с п.п. 13 п. 2 ст. 333.9 Кодекса забор воды из водных объектов для полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, которые находятся в собственности граждан, объектом обложения водным налогом не признается.

Таким образом, с 1 января 2005 г. садоводческие некоммерческие товарищества плательщиками водного налога не являются.

Однако необходимо иметь в виду, что они являлись плательщиками платы за пользование водными объектами в 2002, 2003 и 2004 гг. на основании Федерального закона от 6.05.98 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами».

О системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Согласно ст. 346.2 НК РФ плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.98 г. № 66-ФЗ (ред. от 2.11.04 г.) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Таким образом, такие объединения не осуществляют деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.

Следовательно, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан не могут быть переведены на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Форма уплаты налогов

Что касается уплаты налогов садоводческими некоммерческими товариществами путем открытия банковских счетов, необходимо отметить следующее.

Открытие счета в банке согласно главе 45 «Банковский счет» ГК РФ обусловлено заключением между банком и заинтересованным лицом (клиентом банка) договора банковского счета.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к его заключению не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Понуждение юридического лица к заключению договора банковского счета законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Вместе с тем согласно п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.

Согласно п. 3 ст. 58 НК РФ уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Как следует из положений п. 2 ст. 45 НК РФ, допускается уплата налога наличными денежными средствами через кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Однако такое право в силу п. 3 ст. 58 НК РФ предоставлено только налогоплательщикам или налоговым агентам, являющимся физическими лицами. При этом они должны иметь счет в банке.

На налогоплательщиков – юридических лиц право выбора уплаты налогов не распространяется, в связи с чем они в обязательном порядке должны производить уплату налогов в безналичной форме, в порядке, установленном применительно к каждому налогу, но не противоречащем требованиям ст. 58 НК РФ. Таким образом, садоводческие некоммерческие товарищества, являющиеся юридическими лицами, уплату налогов производят только в безналичном порядке.

Согласно письму Банка России и МНС России от 12.11.02 г. № 151-Т/ФС-18-10/2 «Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов» налогоплательщикам-организациям запрещено при уплате налогов и сборов вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В этой связи отказ филиалов Сбербанка России принимать наличные денежные средства в уплату налогов садоводческими некоммерческими товариществами является правомерным.

С наступлением летнего периода граждане открывают дачный сезон. Актуальность проблем, которые затрагивают тему налогообложения, возрастает среди владельцев загородных участков, состоящих в СНТ.

Садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ) – это форма организации, которую создают сами граждане для управления садоводством.

Цели СНТ:

распоряжаться имуществом коллективного пользования;

обеспечить комфортные условия нахождения граждан, приехавших отдохнуть в саду;

решать хозяйственные, организационные, экономические вопросы;

защищать интересы садоводов.

Важно: СНТ создают дачники по собственному желанию. В данное сообщество специально вступать необязательно.

Для достижения цели необходимо создать товарищество на общем собрании участников:

выбрать главного путем голосования;

выбрать управление и ревизора, который будет контролировать финансово-хозяйственную деятельностью.

Объекты налогообложения СНТ

Создав объединение, нужно сходить в налоговую службу, чтобы пройти регистрацию. Теперь СНТ становится налогоплательщиком.

Что будет облагаться налогом в садовом товариществе?

Для товарищества:

территории, занятые дорогами, коммунальными и общественными объектами, местами для игр детей и занятиями спортом;

земли, купленные денежными средствами специального фонда;

объекты недвижимости в ведении товарищества;

заработная плата председателя и сотрудников организации;

объекты основных средств (при продаже/покупке).

Для владельцев участков:

земли всеобщего использования в личной долевой собственности (с 1 января 2019 года действует Закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества» от 29.07.2017 No 217-ФЗ);

земельные уделы, данные о которых есть в ЕГРН;

постройки на территории участка.

Виды налогов и взносы

Земельный налог

Налог на земельные участки общего пользования платит само некоммерческое объединение. А денежные средства, потраченные на оплату, взимаются с участников товарищества пропорционально долям.

Налогооблагаемая база – кадастровая стоимость участка

Процентная ставка – для региона вводится самостоятельно, но не выше 0,3%

Расчет – не более 0,3 % от кадастровой стоимости участка

Имущественный налог

Для товарищества

Собственные объекты недвижимости и те, которые числятся на балансе организации, также облагаются налогами.

Налогооблагаемая база – остаточная (кадастровая) стоимость строения

Процентная ставка – для региона вводится лично, но не выше 2,2%

Расчет – не более 2,2% от остаточной стоимости объекта

Для владельцев участка

Платежи в Федеральную налоговую службу (ФНС) следует вносить за объекты недвижимости:

которые зарегистрированы в ЕГРН;

про которые Бюро технической инвентаризации (БТИ) передали информацию о постройках в базу данных налоговой службы.

Исключение составляют сараи, теплицы, туалеты, так как они не являются объектами капитального строительства.

Налогооблагаемая база – кадастровая стоимость строения

Процентная ставка – для региона индивидуальная

Расчет – процентная ставка умножается на кадастровую стоимость объекта

Если у бани, гаража либо домика площадь составляет до 50 кв.м., налог на них начисляться не будет.

Водный налог

Налог уплачивается, когда используются лицензированные водные объекты. Вода, используемая для нужд хозяев сада, в налогообложение не входит, например, полив овощей и плодовых деревьев.

НДС (налог на добавленную стоимость)

НДС будет начисляться, если:

СНТ приобретает имущество на средства целевого финансирования;

продает объекты основных средств, которые числились в уставном капитале.

НДС равен 0%, 10% или 20% от реализации товаров

НДФЛ (налог на доходы физических лиц)

Товарищество заключает трудовой контракт, работник оплачивает от полученных денег НДФЛ.

НДФЛ равен 13% от зарплаты сотрудника.

Взносы в фонды с оплаты труда

Руководитель правления и работники СНТ обязаны производить отчисления в Пенсионный фонд России (ПФР) – 22%, Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) – 5,1%, Фонд социального страхования (ФСС) – 2,9% со своей заработной платы.

Подача деклараций

СНТ обязано представлять декларацию за каждый налоговый период.

Порядок подачи декларации СНТ

Порядок действий налогоплательщика:

Обращается в федеральную налоговую службу по месту регистрации деятельности товарищества.

Заполняет декларацию в соответствии с данными о налогах.

Сотрудник ФНС проверяет правильность заполнения документов и достоверность данных.

При положительном решении специалист ставит подпись, печать и отправляет уведомление налогоплательщику.

Получив ответ из налоговых органов, председатель оплачивает налоги согласно декларации.

Следует обратить внимание: если за налоговый период у товарищества не образовались задолженности, эти данные тоже стоит указывать в декларации.

При неоплате налоговых платежей будут начислены штрафы.

Взносы членов товарищества

Взносы бывают двух видов.

Членские взносы. На коллективном собрании утверждается размер и периодичность внесения взноса. Эти средства послужат оплатой за:

выполнение работы сотрудников и председателя,

обязательства перед ФНС, связанные с деятельностью товарищества

Целевые взносы. На общем собрании устанавливается необходимость разовых взносов под конкретные цели.

Льгота

Некоторые владельцы участков могут воспользоваться льготой при уплате налогов. Они будут освобождены от налогообложения или налоговая база снизится благодаря вычетам.

Льготой могут воспользоваться:

Герои Российской Федерации или Советского Союза

Инвалиды 1, 2 и 3 группы, инвалиды с рождения

Участники ВОВ, Гражданской войны, а также задействованные в боевых операциях.

Некоторые группы пенсионеров.

Служащие в армии, во флоте РФ.

Семьи погибших на службе, военнослужащие и их семьи.

Чтобы воспользоваться освобождением от налогов, необходимо подготовить пакет документов, подтверждающий статус льготника, и обратиться с заявлением в ФНС.

Резюмируем

Если вы планируете вступить в СНТ или создать его, полезно знать о налогообложении в данной форме организации. Ознакомившись с видами налогов и принципами их начисления, вы поймете, за что вам нужно будет платить и готовы ли вы к этому. Тогда проще будет принять решение об организации или вступлении в садоводческое некоммерческое товарищество.

C программами для бухгалтерского и налогового учета в СНТ вы можете ознакомиться здесь.

Садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ) – это форма организации, которую создают сами граждане для управления садоводством.

Налогом облагаются земельные участки, постройки, заработная плата сотрудников СНТ, а также реализация собственности товарищества.

Виды налогов для СНТ: земельный, имущественный, водный, НДФЛ, НДС, а также взносы в фонды с оплаты труда.

Платить нужно только за капитальные строения.

Садовый домик, гараж, баня площадью до 50 кв.м. не облагаются налогом на имущество.

Для уплаты налоговых платежей средства берут из членских взносов.

СНТ обязаны по истечении налогового периода отчитаться перед налоговой службой по месту регистрации посредством декларации независимо от наличия обязательств.

При неоплате налоговых платежей начисляются штрафы.

Владельцы садовых участков могут воспользоваться правом на льготу по уплате налогов, например инвалиды, участники ВОВ и другие категории граждан.

Потребительский кооператив – единственная некоммерческая организация, которая создается для удовлетворения материальных потребностей ее участников (см. врезку ниже). Полученный им в ходе уставной коммерческой деятельности доход может быть распределен среди пайщиков в виде кооперативных выплат. Поэтому такая структура, по сути, представляет собой нечто среднее между коммерческой и некоммерческой организацией.

Почему потребительский кооператив может распределять прибыль

Потребительский кооператив представляет собой добровольное объединение граждан и юрлиц с целью удовлетворения потребностей участников путем объединения паевых взносов (ст. 116 ГК РФ, ст. 1 Закона РФ от 19.06.92 № 3085-1). Он формируется минимум пятью гражданами или тремя юрлицами (п. 1 ст. 7 закона № 3085-1) и подлежит государственной регистрации в общем порядке.

Несмотря на то что в ГК РФ такой кооператив отнесен к некоммерческим организациям, действие Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на него не распространяется (п. 3 ст. 1 закона № 7-ФЗ). Следовательно, заниматься предпринимательской деятельностью и распределять прибыль между участниками ему не запрещено (п. 5 ст. 166 ГК РФ). Но делать он это может лишь постольку, поскольку это служит достижению его целей (ст. 50 ГК РФ).

Целями кооператива закон № 3085-1 называет создание и развитие организаций торговли, закупку и реализацию сельхозпродукции, производство и реализацию продуктов и непродовольственных товаров, а также оказание участникам производственных и бытовых услуг. Этот перечень не является закрытым.

Эта особенность и дает возможность экономить на налогах, встраивая потребительские кооперативы в структуру группы компаний.

Взносы пайщиков не нужно облагать налогом на прибыль

НК РФ не содержит специальных норм по налогообложению потребительских кооперативов. Поэтому прибыль в общем случае облагается налогом на прибыль, основные средства – налогом на имущество, а реализация товаров, работ или услуг – НДС. Однако существуют свои нюансы.

В частности, целевые поступления на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности не облагаются налогом на прибыль (п. 2 ст. 251 НК РФ). К ним относятся паевые взносы членов кооператива, а также их отчисления на формирование резерва на проведение ремонта общего имущества. При такой передаче НДС у юрлиц-пайщиков не возникает (подп. 8 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Потребительский кооператив может применять «упрощенку» или «вмененку». При этом на него не распространяется ограничение по составу учредителей – доля юридических лиц в уставном капитале не более 25 процентов (подп. 14 п. 2.1 ст. 346.12, подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).

Какие доходы можно распределить между пайщиками

Самой интересной особенностью кооператива является возможность распределять доход от предпринимательской деятельности между его членами в виде кооперативных выплат (п. 5 ст. 116 ГК РФ, п. 1 ст. 24 Закона РФ от 19.06.92 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»). Их размер не должен превышать 20 процентов от всех доходов кооператива (п. 2 ст. 24 закона № 3085-1). Однако не указано, по каким правилам вычислять эту сумму.

Обычно в коммерческих организациях распределяют чистую прибыль, определяемую по данным бухучета (например, ст. 28 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ об ООО). Но закон о потребительской кооперации употребляет термин «доходы потребительского общества, полученные от его предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством» (п. 1 ст. 24 закона № 3085-1). Получается, что речь идет о выручке, уменьшенной на сумму уплаченных налогов.

Преимущества и недостатки распределения доходов, уменьшенных на сумму налогов. Если принять такую трактовку, то подобные действия позволят распределить большую сумму среди своих пайщиков, чем при делении чистой прибыли. Ведь 20 процентов от выручки за минусом налогов очевидно больше, чем 20 процентов чистой прибыли.

Однако многие чиновники и эксперты при прочтении указанной нормы считают, что законодатель подразумевал именно распределение прибыли. То есть доходов, уменьшенных не только на сумму налогов, но и на соответствующие расходы. В частности, это следует из давнего письма Минфина России от 20.06.01 № 04-04-06/341.

Преимущества и недостатки распределения чистой прибыли. Этот вариант может быть выгоднее в плане налоговой нагрузки на получателей дохода. Ведь если выплаты распределяются пропорционально вкладам участников, они могут рассматриваться как дивиденды (п. 1 ст. 43 НК РФ). Следовательно, формально с них должен взиматься НДФЛ или налог на прибыль по ставке 9, а не 13 или 20 процентов. В отношении производственного кооператива чиновники Минфина России согласились с такой возможностью (письмо от 06.04.06 № 03-05-01-04/82).

Но есть и противоположная позиция. В уже упомянутом письме Минфина России от 20.06.01 № 04-04-06/341 указано, что выплаты членам потребительского общества не могут считаться дивидендами, так как статья 43 НК РФ говорит о выплатах акционерам и участникам, но не пайщикам. Следовательно, нужно применять общие налоговые ставки – 13 или 20 процентов.

С этим согласен и Кирилл Котов, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса, к которому мы обратились за разъяснениями. По его мнению, кооперативные выплаты дивидендами не признаются, так как эта организация является некоммерческой и формально у нее нет уставного капитала, разделенного на доли или акции.

Эта позиция налоговиков не выгодна лишь пайщикам на общей системе налогообложения. Если же они применяют «упрощенку» с базой «доходы», то заплатят в этом случае меньше налогов. Ведь его доход от участия в потребительском кооперативе будет обложен налогом по ставке 6 или 5, а не 9 процентов.

Любая компания может использовать выгоды потребительского кооператива

Учитывая особенности потребительских кооперативов, существует несколько способов их практического применения в налоговом планировании. Все они, естественно, подразумевают, что потребительский кооператив зарегистрирован в соответствии с законодательством, а в его уставе подробно описаны цели создания и принципы функционирования.

Выплата работникам дохода, не облагаемого страховыми взносами. Аналог такого применения кооператива – дивидендная компания. Они обычно создаются в форме ООО на упрощенной системе налогообложения с базой «доходы», в котором работники становятся учредителями. На нее переводится часть прибыли группы компаний, которая выплачивается работникам в качестве дивидендов. Таким образом, их доход не облагается страховыми взносами, а НДФЛ взимается по пониженной ставке.

Преимущество создания потребительского кооператива вместо ООО состоит в простоте приема и исключения пайщиков из числа членов организации. Например, для приема достаточно заявления и уплаты взноса, для исключения – решения общего собрания участников. В ООО все намного сложнее – заставить человека выйти из состава учредителей организации законными методами практически невозможно. При этом кооператив так же, как и ООО, может применять «упрощенку» с базой «доходы».

Минусом использования потребительского кооператива является то, что, по мнению налоговиков, с кооперативных выплат нужно удерживать НДФЛ по ставке 13, а не 9 процентов. Кроме того, пайщик при выходе или исключении может требовать обратно свой пай. Однако если он минимален, то проблем не возникнет.

Кроме того, необходимо иметь убедительное объяснение, какие именно потребности пайщиков призван удовлетворять потребкооператив. Например, участниками стали работники юридической и бухгалтерской служб группы компаний. В таком случае в уставе кооператива можно прописать, что он создан для удовлетворения потребностей пайщиков в финансово-правовой информации и создания рынка сбыта для подобных услуг. Кооператив будет оказывать услуги группе компаний и распределять полученную прибыль среди своих участников (см. схему 1 внизу статьи).

Камуфлирование арендных платежей под членскими взносами. На практике этого достигают следующим образом. Собственники объекта, планируемого к сдаче в аренду, вносят его в качестве паевого взноса в потребительский кооператив. Цель создания такой структуры – обеспечить потребности его членов в торговых, производственных и офисных площадях. Далее в пайщики принимаются компании и физические лица, которые хотят использовать это имущество в своей деятельности. Вместо арендной платы они перечисляют периодические членские взносы на пополнение капитала кооператива.

Как уже упоминалось, целевое финансирование от пайщиков не облагается НДС и налогом на прибыль. Таким образом, кооператив получает арендную плату, но не платит с нее никаких налогов (см. схему 2 внизу статьи).

Кроме того, необходимо решить вопрос с пайщиками-арендаторами, которые выбывают из членов кооператива. Согласно пункту 1 статьи 14 закона № 3085-1, выбывающий участник может получить обратно свой паевой взнос. Однако в каком размере и в какие сроки, определяет устав общества. В нем кооператив может предусмотреть такие условия возврата пая, чтобы не возвращать все, что уплачено за аренду.

Казалось бы, схема шита белыми нитками. Однако, как показывает арбитражная практика, при грамотном документальном оформлении у потребительского кооператива есть хорошие шансы защититься в суде.

Так, в деле, рассмотренном Десятым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 11.03.09 № А41-4383/08, районное потребительское общество предоставляло собственные торговые площади по договору безвозмездного пользования своим пайщикам-физлицам. При этом периодические членские взносы этих физических лиц не учитывались в налоговой базе по налогу на прибыль и не облагались НДС.

Налоговики сочли, что тем самым РАЙПО прикрывает схему сдачи торговых мест в аренду, и доначислили налог на прибыль и НДС. Однако судьи сочли, что потребительское общество действовало в рамках своего устава и никоим образом не нарушало ни гражданское, ни налоговое законодательство.

Интересно, что это дело рассматривалось различными судами шесть раз (на первом этапе Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 20.05.09 № КА-А41/3086-09 вернул дело на повторное рассмотрение). Но все равно победа осталась за компанией (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.02.10 № КА-А41/15371-09-П).

Использование потребительского кооператива для сохранения права на применение спецрежима. Как уже упоминалось, на потребкооперативы не распространяется требование к «спецрежимникам» иметь в учредителях долю юрлиц не более 25 процентов (подп. 14 п. 2.1 ст. 346.12 и подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).

Таким образом, если группа компаний осуществляет деятельность, переводимую на ЕНВД, или планирует использовать упрощенную систему налогообложения, но не соответствует критериям по составу учредителей, она может обойти их. Для этого создается потребительское общество, в уставе которого можно честно указать, что оно создано для расширения сбыта продукции или услуг членов кооператива и обеспечения выхода на новые рынки (см. схему 3 внизу статьи). При этом доля участия юрлиц в такой структуре может достигать 100 процентов.

Правда, в случае с отдельными видами деятельности в качестве паевого взноса участнику нужно будет передать кооперативу свое имущество. Например, в случае автомобильных перевозок – автомобили. Но при выходе из числа пайщиков эти объекты могут быть возвращены назад, если это предусматривает устав общества.

Таким образом, созданное потребительское общество будет иметь право перейти на спецрежим, а его прибыль может быть распределена между пайщиками. Если же распределение прибыли слишком накладно в плане налогов (ведь к нему применяется ставка налога на прибыль 20%, а не 9%), то она может быть выведена иными способами.

Кредитный кооператив обоснует выдачу беспроцентного займа

Выдача потребительским кооперативом беспроцентного займа как способ вывода накопленной прибыли может вызвать вполне закономерные сомнения налоговиков. Зачем это делать, раз это не отвечает основным целям создания общества? Подстраховкой от такого вопроса может стать привлечение кредитного кооператива. Эта структура создается ради удовлетворения финансовых потребностей его членов через взаимное кредитование (Федеральный закон от 18.07.09 № 190ФЗ «О кредитной кооперации»).

Получается, что потребкооператив сам становится пайщиком кредитного кооператива. Вступление в эту организацию можно оправдать возможностью получать дешевые займы. Но при этом сам пайщик также обязан ссужать деньги другим участникам (см. схему 4 внизу статьи). Таким образом и передаются деньги нуждающемуся в них участнику. Поскольку займы беспроцентные, то налоговой базы у кредитного кооператива не возникает – он не платит налоги.

Кредитный кооператив может использоваться и самостоятельно, как финансовый центр группы компаний – его пайщиков. В этом случае он будет играть стандартную роль распределителя денежных средств – получать займы от центров прибыли и передавать их центрам затрат. Либо,напротив, выдавать процентные займы центрам прибыли для снижения их налоговой базы и привлекать процентные займы от центров затрат, чтобы уменьшить их убытки.

Возможное неудобство кредитного кооператива заключается в том, что такая организация может быть создана не менее чем 15 физлицами либо пятью юрлицами. Если состав кооператива смешанный, он создается не менее чем семью пайщиками.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

от 23 октября 2007 г. N 16-4/638

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ

В связи с обращениями членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов Департамент финансов и бухгалтерского учета Минсельхоза России обратился в Минфин России с просьбой разъяснить порядок применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части налогообложения указанных кооперативов.

Минфин России письмом от 25 сентября 2007 г. N 03-03-05/240 дал разъяснения по следующим вопросам:

1. Порядок налогового учета выделяемых кооперативам субсидий (субвенций) за счет средств регионального и (или) местного бюджетов.

Согласно п. 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что получателями бюджетных средств выступает бюджетная или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Статьей 6 БК РФ установлено, субвенциями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; субсидиями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В соответствии со статьей 78 БК РФ предоставление субсидий и субвенций допускается, в частности, из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, полученные сельскохозяйственными кооперативами в рамках целевых программ бюджетные средства в виде субсидий (субвенций) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, при условии использования указанных средств получателями по целевому назначению.

2. Относятся ли полученные производственными и потребительскими сельскохозяйственными кооперативами паевые взносы членов данных кооперативов к доходам, не учитываемым в целях налогообложения налогом на прибыль организаций.

В соответствии с подпунктами 3, 4, 5 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

- в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером));

- в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

- в виде имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах вклада участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления. К ним, в частности, относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон) сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.

Статьей 14 Закона установлено, что в производственных и потребительских кооперативах допускается в соответствии с их уставами ассоциированное членство. Ассоциированными членами кооператива могут быть внесшие паевой взнос в кооператив юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и граждане.

По мнению Минфина России, паевые взносы, полученные от членов кооператива, для кооперативов (как производственных, так и потребительских) имеют экономическое значение, сходное со значением взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организаций, имеющих другую организационно-правовую форму.

Учитывая изложенное, по мнению Минфина России, паевые взносы членов кооператива, полученные производственными и потребительскими сельскохозяйственными кооперативами, в целях налогового учета относятся к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Что касается порядка учета для целей налогообложения прибыли организаций вступительных и членских взносов, полученных сельскохозяйственными кооперативами от членов данных кооперативов, то следует отметить следующее.

Согласно статье 1 Закона сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского кооператива. Производственный кооператив является коммерческой организацией (пункт 2 статьи 3 Закона). Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями (пункт 2 статьи 4 Закона). Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) также относит производственные кооперативы к коммерческим организациям, а потребительские кооперативы - к некоммерческим организациям (статья 50 ГК РФ).

Таким образом, вступительные и членские взносы относятся к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ только для потребительских кооперативов как некоммерческих организаций.

3. Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, предусмотренных в статье 269 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 269, гл. 25 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В целях пункта 1 статьи 269 НК РФ под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается:

в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Таким образом, если кредитный кооператив в течение квартала (месяца - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) принимает от своих членов (ассоциированных членов) более одного займа на сопоставимых условиях, при этом размер процентов по займам существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, начисленных по займам, принятых на сопоставимых условиях, в качестве расходов для целей налогообложения налогом на прибыль признается сумма начисленных по указанным займам процентов.

При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале (месяце) на сопоставимых условиях; при существенных отклонениях размера начисленных процентов от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору кооператива предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза.

Если договором займа не предусмотрено условие изменения процентной ставки в течение срока его действия, для расчета принимается ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату получения кооперативом денежных средств. При наличии в договоре указанного условия - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 238 НК РФ кооператив на основании аналитического учета внереализационных доходов и расходов ведет расшифровку расходов в виде процентов по договорам займа, самостоятельно отражает сумму расходов в сумме причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров процентов. Сумма расхода в виде процентов учитывается в аналитическом учете исходя из установленной доходности и срока действия долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов). Кооператив, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, а если кооператив определяет доходы и расходы по кассовому методу, то проценты признаются полученными (выплаченными) на дату поступления (списания) денежных средств.

При досрочном погашении долгового обязательства проценты определяются исходя из предусмотренной условиями договора процентной ставки с учетом положений статьи 269 НК РФ и фактического времени пользования заемными средствами.

Читайте также: